Важнейшие функции семьи. Примеры функции семьи

Основными функциями семьи, по мнению И.В. Гребенникова (Гребенников И.В., 1991), являются:

§ репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

§ экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

§ воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

§ коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

§ Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа -- прямая функция родителей.

§ Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д.

М.С. Мацковский (1989) основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.



Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А.Г., 1968; Антонова. И., Медков В.М., 1996; Навайтис Г., 1999). Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению.

Для социального педагога важны следующие структурные характеристики семьи:

· наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная);

· стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая);

· порядок заключения брака (первичный, повторный);

· количество поколений в семье (одно или несколько поколений);

· количество детей (многодетная, малодетная).

Помимо структурных и функциональных характеристик, отражающих состояние семьи как целого, для социально-педагогической деятельности также важны индивидуальные особенности ее членов. К ним относятся социально - демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых членов семьи. А также характеристики ребенка: возраст, уровень физического, психического, речевого развития в соответствии с возрастом ребенка; интересы, способности; образовательное учреждение, которое он посещает; успешность общения и обучения; наличие поведенческих отклонений, патологических привычек, речевых и психических нарушений.

Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами складывается в комплексную характеристику – социальный статус семьи. Учеными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, 4 статуса: социально - экономический, социально-психологический, социокультурный и ситуационно-ролевой. Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени.

Компоненты соц. Адаптации:

1. материальное положение семьи : уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи.

2. психологический климат:степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.

3. социокультурная адаптация . необходимо учитывать уровень образования ее взрослых членов, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи. Уровень культуры семьи считается высоким, если семья справляется с ролью хранительницы обычаев и традиций; обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями; в семье рационально организован быт, разнообразен досуг.

4. ситуационно-ролевая адаптация ,которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребенка, ее ситуационно-ролевой статус высокий; если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то -- средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему-- низкий.

Типология семей:

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи.

Неблагополучные семьи, имеют низкий социальный статус, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога.

Асоциальные семьи -- те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

Типология семей:
I. Патриархальная (традиционная) семья , где индивид подчинен общности, семья действует как единая и неделимая единица. Такой тип предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, роль лидера отводится старшему мужчине. “Для этой семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена-хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.”
II. Нуклеарная (корневая) семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке и находящимися на иждивении у родителей. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная , или сложная , семья, включающая в себя два или более поколений.
III. Нестабильная семья , этот тип характерен в современном обществе, втянутом в процесс индустриализации и урбанизации. В нестабильной семье нет материальных средств, которые можно передать потомкам, родители и дети проживают врозь.

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи:

ü Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия;
ü Полигамия - брак одного супруга с несколькими женами, причем полигамия бывает двух видов: 1) полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами, 2) полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак - в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).
ü Экзогамные браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной фратрии.

По критерию власти различают:

ü Патриархальные семьи , где отец является главой семейного государства;
ü Матриархальные семьи , где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет жесткого распределение власти между отцом и матерью;
ü Эгалитарные семьи – равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями;
ü Партнерская семья , где обсуждаются семейные решения, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена - то с доминированием жены.

11. Проблемы семьи. Государственная семейная политика. Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих по­колений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется ря­дом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

Демографический - структура семьи (большая, включая дру­гих родственников, или нуклеарная, включающая лишь ро­дителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).

Социально-культурный - образовательный уровень родите­лей, их участие в жизни общества.

Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и - что для нас еще важнее - коренным изменением своих эмоцио­нально-психологических функций.

Во-первых , большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родите­ли не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Во-вторы х, при сохранении традиционного разделения «муж­ского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в до­машнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих , сложнее и проблематичнее стали отношения де­тей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного време­ни вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской вла­сти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен прихо­дить авторитет личности родителей.

Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализа­цию, характер и результаты которой определяются ее объективны­ми характеристиками (составом, уровнем образования, социаль­ным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально-экономическими условиями общества. Это обуславливает их характер и иерархию. Современной семье присущи репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, восстановительная, коммуникативной.

1. Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот.

2. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи.

3. Хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи. Хозяйственно-бытовая функция охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда...

4. Экономическая функция – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.

С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Как отмечалось, советской семье все меньше присущи черты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие.

5. Сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;

6. Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе–путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.

7. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функциисемьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее/восприятия; организация внутрисемейного общения.

Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи. Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья – это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально- экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития.

Семья - первичная ячейка общества в микроэкономике. Недаром в 1992 г. Нобелевская премия за достижения в области экономических наук была присуждена профессору Чикагского университета Гари Боккеру за «расширение сферы применения микроэкономического анализа», показавшему в своих трудах, как экономические факторы управляют формированием семьи.

Жизнь семьи характеризуется различными материальными (биологическими, хозяйственными) и духовными (нравственными, психологическими, эстетическими) процессами. Она отражает силу и слабость социального благополучия общества, ибо это есть осознанно организованная группа для реализации социально-экономических и духовных интересов.

Во всем цивилизованном мире признано право семьи на защиту со стороны общества и государства. Семья давно стала центральной ячейкой в демографии, а в экономике все как-то отходила на задний план. А ведь семья - это система, наиболее приспособленная для того, чтобы влиять как на индивида, обеспечивая его потребности, так и на общество в целом, приумножая его богатство.

Согласно выборке ВЦИОМ (см. «Аргументы и факты» за 1994 г., № 4), счастье в семейной жизни зависит, по мнению большинства, от двух основных причин: материального благополучия (55% опрошенных) и отношений между супругами (59% опрошенных). Добавим к этому, что на отношения супругов часто решающее влияние оказывает все то же материальное обеспечение семьи.

Противоречия современного общества, все его проблемы и сложности прежде всего отражаются на семье. В условиях рыночных отношений, когда в основе государственной концепции социальной защиты населения на первый план выдвигается создание условий для самообеспечения, семья становится, по существу, единственным основным гарантом выживания, так как нигде, как в семье, повседневные потребности удовлетворить невозможно.

В период кризиса экономики семья становится микроэкономической ячейкой общества. Происходит ее экономическое обособление, возрастает и трансформируется экономическая функция семьи в направлении приобретения и создания собственности, накопления и передачи по наследству богатства семьи.

Таким образом, социально-экономические изменения, которые происходят в нашем обществе, в огромной степени повышают роль экономической функции семьи.

Экономическая функция - одна из основных функций семьи. Но если ранее в понятие «экономическая функция» вкладывалось в основном обеспечение потребительских интересов и удовлетворение потребностей членов семьи, то в настоящее время произошло экономическое обособление семьи, а изменение отношений собственности и форм хозяйствования вызвало необходимость для возникновения в каждой семье самостоятельного базиса.

Современная экономическая мысль рассматривает семью не только как важного потребителя, но и производителя. Иначе говоря, не просто семья, но домашнее хозяйство в рыночной экономике представляет собой экономическую единицу в составе одного или нескольких лиц. Она принимает самостоятельные решения, является собственником какого-либо фактора производства (чаще всего рабочей силы).



На осуществление экономической функции семьи оказывают воздействие, с одной стороны, система социально-экономических потребностей и ценностных установок и ориентации, жизненных целей и идеалов общества, с другой - субъективные особенности членов семьи, их склонности, характер личности, потребительские запросы, уровень культурного развития, национальные и этнические особенности.

Воспроизводство человека как личности означает воспитание его в семье не как инфантильного потребителя, а как трудящегося, надеющегося в первую очередь на себя. Это означает подготовку детей к труду, профессиональное ориентирование и экономическое воспитание, формирование хозяина своей жизни.

Различные направления экономической функции тесно связаны и взаимообусловлены. Каждое из них характеризует какую-либо конкретную сторону семейной экономики. Семья решает многообразные проблемы семейного бизнеса, ведения домашнего хозяйства, производства и воспроизводства рабочей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного капитала и пр.

В условиях рыночной экономики в структуре экономической функции семьи можно выделить два больших блока:

1) участие семьи в общественном разделении труда в целях формирования семейного бюджета, обеспечения новых потребностей и возможностей семьи, нормальных бытовых условий и социальной поддержки несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов;

2) это распределение ролей в процессе ведения домашнего хозяйства, бытовое обслуживание членов семьи, организация процесса потребления.

Как видим, традиционная экономическая функция «советской» семьи претерпела радикальные изменения. Обеспечение образования, медицинского и культурно-досугового обслуживания становятся платными и тем самым тяжелыми для семейного бюджета. Все большая часть семей не может оплачивать коммунальные услуги. А решение квартирного вопроса, улучшение жилищных условий полностью зависят от материального состояния семьи. Поэтому не только «легализуется», но и становится основным накопление материальных ценностей и передача их по наследству. И это правильно, так как только собственность является реальной гарантией, социальной защищенности семьи. Ведь в системе внутрисемейных отношений экономические занимают место фундамента, базиса, в котором материализуются все остальные отношения - эмоциональные, нравственные, социальные, репродуктивные и пр.

Накопление богатства, приобретение собственности, движимого и недвижимого имущества ранее как бы не имело отношения к «советской» семье и было применимо лишь к «капитализму». Этот идеологизм затушевывал реальное положение дел. В 1986 г., например, советским людям принадлежало бытовых ценностей на сумму около 760 млрд. руб., что было равно стоимости основных фондов промышленности или основных фондов всей непроизводственной сферы, включая здравоохранение и просвещение. Вклады в Сбербанк составляли 275 млрд. руб., что на 30 млрд. руб. было больше расходной части бюджета на развитие всего народного хозяйства в 1987 г.

Накопление имущества, приобретение собственности и проблемы ее наследования повышают роль семьи в экономических отношениях.

В связи с тем, что в переходный к рыночной экономике период вопросы дифференциации трудовых доходов приобрели первостепенное значение, исследователи чаще всего определяют уровень жизни и масштабы бедности населения в основном по положению семей. И это в условиях, когда практически все социальные услуги (образование, медицина, дотации на содержание жилья и детских дошкольных заведений, отдых и т.д.) семья получала из общественных фондов потребления - то, что сейчас все больше оплачивается из семейного бюджета. Причина не только в дефиците государственного бюджета, но и в изменении идеологии взаимоотношений семьи и государства.

Главным индикатором при оценке бедности выступает душевой доход, позволяющий оценить возможности семьи в удовлетворении ее текущих (каждодневных и периодических) потребностей. Это показатель текущей бедности семей, попавших в данный момент в тяжелое материальное положение.

Более глубокие социальные последствия имеет так называемая глобальная бедность индивида или семьи, у которых отсутствуют такие важнейшие компоненты благосостояния, как жилище и имущество.

Поэтому в качестве критерия бедности выступает не просто среднедушевой доход, а сочетание уровня доходов семьи и их имущественной обеспеченности, то есть социально-экономический потенциал семьи, определяемый уровнем доходов от всех видов деятельности, наличием собственности (в том числе жилья) с учетом социально-демографических характеристик членов семей (возраст, профессиональный уровень, состояние здоровья и т.д.).

Таким образом, будет методологически верно рассматривать бедность как сочетание низкой имущественной обеспеченности, плохих жилищных условий и низкого душевого дохода.

Бюджет любой семьи складывается из ее доходов и расходов. Источником данных о семейном бюджете служат выборочные обследования семей по разным социальным группам населения.

Совокупный доход семьи есть сумма годового дохода ее членов, исчисленная в рублях и полученная в виде предпринимательского дохода, оплаты за труд, стипендий, пенсий, пособий, дотаций, стоимости чистой продукции от личного сельского подсобного или любого другого хозяйства (по фактической сумме продажи). Сюда включаются доход от бесплатного льготного потребления семьей материальных благ и услуг из общественных фондов потребления, от выигрышей по займам и лотереям, а также проценты по вкладам в банках, от акций и т.д.

Семейный срез результатов обследования, проведенного Институтом семьи в 1993-1994 гг., позволяет дифференцировать население по социально-экономическому потенциалу следующим образом:

Крайне бедные - низкий доход, плохие жилищные условия, нет недвижимости;

Низкодоходные или относительно бедные - низкий доход, но есть недвижимость, средние жилищные условия;

Сред недоходные, но малоимущие - средний доход, но нет недвижимости, плохие жилищные условия;

Высокодоходные - высокий доход, но плохие жилищные условия, нет недвижимости;

Богатые - высокий доход, есть недвижимость, жилищные условия выше средних.

На основе этого исследования выделены 4 уровня материальной обеспеченности семьи:

1) семьи первого уровня бедности (уровень нищеты), душевой доход ниже или равен уровню минимальной заработной платы;

2) семьи второго уровня бедности (малообеспеченные), душевой доход в которых находится в интервале между размером минимальной заработной платы и стоимостной оценкой бюджета прожиточного минимума;

3) семьи обеспеченные, совокупный душевой доход в которых соответствует средней величине душевого дохода в регионе;

4) состоятельные семьи, совокупный душевой доход в которых выше среднего душевого дохода в регионе.

Обследование семей различного социально-демографического типа позволило при изучении их социально-экономического потенциала установить, что в современных условиях переходного периода за чертой бедности оказались не только традиционно «слабые» (многодетные, неполные, семьи инвалидов), но и обыкновенные, нормально функционирующие семьи.

Эти изменения далеко не одинаковы в разных регионах страны. Степень вариации доли семей с доходами ниже черты бедности колеблется по обследованным регионам в пределах от 20 до 40%.

Одним из факторов бедности является высокая иждивенческая нагрузка, которая предопределяет низкий уровень душевых доходов.

Традиционным объектом государственной социальной поддержки являлись многодетные и неполные семьи. В настоящее время среди малообеспеченных высока доля традиционно благополучных семей, состоящих из супружеских пар с одним-двумя детьми, где бедность обусловлена низкими заработками или безработицей одного из родителей. Появление таких категорий семей среди малообеспеченных требует переориентации внимания государственных служб социальной защиты, в первую очередь, на создание условий самообеспечения семей, в том числе стимулирование развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, содействие созданию малых и средних предприятий, эффективных рабочих мест.

К сожалению, в менталитете семей, поведении их членов не произошли еще изменения, адекватные требованиям рынка. Как показывают социологические опросы, большинство семей связывает улучшение своего экономического положения с помощью государства.

Одним из направлений социальной политики государства должна стать переориентация на адаптацию семей различного типа к требованиям рынка, стимулирование внутреннего потенциала к экономической активности и создание условий для реализации экономической функции самообеспечения.

Для того чтобы государство поняло свою ответственность за соблюдение неотъемлемого права каждого человека, каждой семьи на достойную жизнь, странам с развитыми рыночными отношениями понадобилось немало времени. Этому способствовало как распространение социалистической идеологии и политическое давление левых партий, так и объективная необходимость улучшения качественных характеристик рабочей силы.

На реальность процесса указывает опыт многих промышленно развитых стран, значительно поднявших планку народного благосостояния. Такой уровень для нашей страны - вопрос неблизкой перспективы. Однако, несмотря на экономические трудности переходного периода, российское государство сохранило во многом социальную направленность политики и осуществляет, исходя из реальных возможностей, социальную помощь малообеспеченным семьям.

В целях активизации экономической функции семьи в территориальных центрах социальной помощи семье и детям создаются в соответствии с Примерным положением отделения социально-экономической помощи. Основными направлениями деятельности таких отделений являются:

Консультирование по вопросам самообеспечения семей, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов;

Содействие в решении вопросов занятости, устройство на курсы переподготовки;

Социальный патронаж многодетных, неполных, малообеспеченных семей, социальная поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов на начальном этапе самостоятельной жизни до достижения совершеннолетия и материальной независимости;

Организация мероприятий по привлечению средств для оказания помощи малообеспеченным семьям (выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов, лотерей и т.п.);

Консультирование по социально-правовым вопросам (жилищное, семейное, трудовое, гражданское, пенсионное законодательство, права детей, женщин, инвалидов);

Содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, материальной и натуральной помощи, кредитов, алиментов, улучшение жилищных условий в соответствии с действующим законодательством.

Создание таких подразделений, несомненно, будет способствовать усилению защитной функции семьи в сложных рыночных условиях.

В стабильном обществе периодическая флуктуация жизненного цикла семьи, ее экономического состояния - нормальное явление. Она зависит от демографического фактора и очередности событий в жизни семьи, тем или иным способом меняющих ее статус (возраст вступления в брак, рождение детей, начало их трудовой деятельности и заработок, повышение квалификации, уход на пенсию и др.).

В переживаемый нами переходный период недоучет фактора цикличности развития семей и особенности их социально-экономического положения может привести к ошибкам в определении перспектив развития общества в целом.

Анализ возможностей семьи в реализации ее социально-экономических функций необходим государству и ставит перед ним три класса задач:

1) установление причинно-следственных связей между демографической, социальной и экономической жизнью семьи;

2) определение границ и направлений глубины вмешательства общества в процессы формирования уровня жизни семей, создание необходимых предпосылок для более полной реализации потенциальных возможностей семей к самообеспеченности. В первую очередь, это относится к трудоспособным членам семьи: квалификация, занятость, социальная мобильность, возможность и стремление к предпринимательской деятельности;

3) проблемы прогнозирования уровня жизни общества. Спад производства, инфляция, обесценивание накоплений

способствовали обнищанию очень многих семей. Семья с детьми повсеместно стала нуждаться в экономической и социальной поддержке государства. Но характерной чертой переходного периода является противоречие между нарастаниями потребностей в социальной поддержке населения и сужением ресурсных возможностей для их удовлетворения. По этой причине размеры социальных выплат должны быть согласованы прежде всего с финансовыми возможностями государства, объемом социальных расходов и размерами отчислений на их финансирование, которые соотносятся со всеми макроэкономическими показателями - валовым общественным продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения. Совершенно недопустимо безудержное наращивание социальных

расходов за пределы налоговых поступлений и превращение их в один из факторов бюджетного дефицита и инфляции.

Не менее важно и то, что контингент социально защищаемых государством должен быть ограничен теми, кто по объективным причинам полностью или частично лишен возможности к самообеспечению.

Величина пособия и сам факт его выплаты не должны создавать ситуацию, при которой получение пособия предпочтительнее получения заработной платы (дохода), а превышение оптимальной величины отчислений на социальные цели не должно провоцировать снижение эффективности общественного производства.

Поэтому все острее встает вопрос о выборе объективного критерия малообеспеченности, которым можно было бы руководствоваться при оказании семье экономической помощи со стороны государства и его социальных служб.

Обычно критерием выступает среднедушевой денежный доход семьи. Если на данный момент он оказывается ниже установленного минимума, семья считается бедной и законно претендующей на помощь государства. Однако практика показывает, что в ряде случаев семья с низкими среднедушевыми денежными доходами обладает собственностью на уровне средней семьи и даже выше, а семья с высокими денежными доходами - наоборот. Особенно часто это явление наблюдается среди так называемых сложных семей (молодая семья, живущая вместе с родителями). Владение такого рода имуществом, как автомобиль, гараж, дача и т.п., делает семью достаточно обеспеченной даже при низких доходах. Поэтому такая семья не должна получать помощь со стороны государства в первую очередь.

Как реально, справедливо, объективно исчислить среднедушевой доход семьи? Как учесть специфику социально-экономической компоненты семьи и ее изменения? Это требует от науки дальнейшей разработки механизма учета, унификации показателей и выделение их в государственную статистику.

Понимая, что собственность - единственная реальная гарантия социальной защищенности семьи, государство начало проводить приватизацию собственности. К сожалению, была сделана попытка реализовать эту идею через всеобщую ваучеризацию, что не принесло реальных результатов. Ибо всеобщая приватизация, как и всенародная собственность, - экономический нонсенс.

В результате сейчас, как и ранее, основная масса населения живет только на зарплату и трансферты (пенсия и социальные пособия). В 1993 г. лишь 10% доходов населения были получены от частного предпринимательства, с рынка ценных бумаг.

В вопросе социальной защиты семьи со стороны государства обычно основной акцент делается на совершенствовании системы государственных пособий семье и детям. В этом есть свой резон только с точки зрения проблемы совершенствования критериев малообеспеченности с учетом социально-экономического потенциала семей.

Более важным представляется уделить внимание роли государства в создании условий, способствующих развитию семейного предпринимательства и стимулирующих его. И это именно то, что способствует решению главного вопроса настоящего момента - самообеспеченности семьи, способности ее членов своим трудом обеспечить достойный образ жизни.

С развитием рыночных отношений все более усиливается экономическое обособление семьи в обществе и ее роль первичной экономической ячейки в микроэкономике. Акцент перемещается от потребления к предпринимательству. Семья становится субъектом экономических отношений.

В условиях переходного периода лишь небольшая часть семей осознала это изменение своей экономической функции и активно включилась в процесс создания самостоятельного экономического базиса на основе использования законодательно разрешенного изменения отношений собственности и форм хозяйствования.

Наиболее массово этот процесс происходит на селе. Это относится не только к организации фермерских хозяйств, число которых относительно невелико, сколько к общей массе сельских тружеников, которые все годы существования советского строя большую часть семейного дохода имели от личного, подсобного хозяйства.

В городах основная часть семей продолжает надеяться, что их участие в общественном производстве должно сводиться лишь к тому, чтобы взрослые члены трудились на государственных предприятиях и таким образом обеспечивали семье материальную основу существования. Поэтому сейчас, в условиях спада производства и инфляции, многие семьи оказались у черты бедности.

Более тесно переплетается с экономической и воспитательная функция. Она должна изменяться в сторону обучения членов семьи, в первую очередь детей, различным ремеслам и самообслуживанию семьи: шитье, ремонт одежды и обуви, бытовых приборов, сантехники и т.д. С самого раннего детства надо воспитывать умение разумного потребления, соизмерения расходов с доходами.

Изменяется функция досуга. Ранее досуг был синонимом развлечения и отдыха. Сейчас в связи с трудностями жизни, досуг также должен иметь экономическое наполнение. Помощь семье в решении этих проблем должна стать одной из функций центров помощи семье и детям.

В связи с этим становится необходимым создание на местах банка данных о реальных доходах граждан и семей, потенциально отнесенных к категории нуждающихся в социальной защите государства: неполных и многодетных, а также семей с инвалидами, одиноких престарелых и т.д. При этом следует учитывать декларируемый доход и денежные поступления в виде заработной платы, пенсий, стипендий, а также наличие имущества, которое может приносить доход или может быть заложено при взятии семьей ссуды в банке: дача, машина, квартира и т.п. Для этого необходимо принятие закона об обязательном декларировании доходов, повышении роли и ответственности налоговых служб.

Реализация стратегической цели семейной политики -укрепления семьи с детьми - предполагает, что в меняющихся социально-экономических условиях деятельность государства и других возможных субъектов семейной политики должна быть скоординирована в рамках общей экономической стратегии и базироваться на потенциалах, выраженных формулой: доходы - налоги - кредиты. Это предполагает переориентацию с разного рода выплат, пособий и льгот тем или иным типам семей, наиболее нуждающимся в защите, на механизмы, встроенные в рыночную систему формирования, перераспределения и использования доходов.

Иными словами, семейная политика должна быть направлена на создание условий, в которых семьи и их члены могли бы сами и притом эффективнее, чем прежде, извлекать доходы из своей экономической деятельности и использовать их для поддержания приемлемого для себя образа жизни.

Следовательно, основным экономическим средством социальной защиты семьи должна стать реализация семейной, налоговой и кредитной политики государства.

Государство призвано поддерживать и поощрять любые формы экономической активности семьи (кроме криминальной), которые укрепляют автономность и самостоятельность семей как экономических агентов в области формирования доходов государства и богатства общества.

Нельзя не согласиться с мнением А.И. Антонова и В.М. Медкова о том, что государство вместе с другими субъектами социальной политики должно создавать условия для возрождения «однодоходной семьи», такого положения, когда доход одного взрослого члена семьи обеспечивает условия ее нормальной жизнедеятельности, включая рождение и социализацию детей.

Создание этих условий позволит обеспечить реальную экономическую и социальную самостоятельность семьи, ее эффективное функционирование как в собственных интересах, так и в интересах всего общества.


Функции семьи - В отдельные исторические периоды, в разные социально-экономические условия семья выполняла и выполняет все или большинство из нижеперечисленных функций. Иногда часть из этих функций берет на себя государство, некие социальные институты (например религиозные коммуны).

Важно понимать, что с течением времени в семье удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции выходят на первый план, а какие-то на второй или вообще исчезают. Появление детей в семье выдвигает на первый план функцию воспитания и быта. В молодой семье на первом месте может быть секс, а в пожилой - нет.
При капиталистических отношениях в государстве статусная функция семьи выше, чем при социалистических. Это связано с тем, что семья для многих - источник могущества и наследства.
Семьи, адекватно выполняющие все или большинство функций, называются функциональными. В случае нарушений многих функций (особенно приоритетных) такие семьи называют дисфункциональными. Семейные функции являются основным предметом работы психологов, занимающихся семейным консультированием.
Частично нижеперечисленные функции пересекаются, например воспитательная и обучающая, экономическая и хозяйственно-бытовая, однако предмет каждой функции уникален, поэтому их не следует смешивать.
Репродуктивная функция
Воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода. Забота о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения.
Воспитательная функция
Формирование личности ребенка. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как "проводником" его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Однако непорядок в воспитании может обернуться взаимной ненавистью, это тоже надо учитывать.
Обучающая функция
В семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.д. и т.п.
Коммуникативная функция
Посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством. Влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия. Организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха, связанного с общением. Взаимное культурное и духовное обогащение.
Важно понимать, что русское слово "общение" и латинское "communicatio" происходит от "общее". То есть именно в семье происходит первый опыт деления общим, обретения общим с другим человеком, без чего немыслима дальнейшая социализация человека.
Эмоциональная функция
Функция эмоционального удовлетворения. Отсутствие тепла и взаимопонимания, любви может быть причиной эмоциональных и поведенческих трудностей. Эмоциональная функция семьи - это удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
Духовно-психотерапевтическая функция
Духовное общение - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение. Психотерапевтическая - позволяет членам семьи устраивать спонтанные психотерапевтические сеансы.
Развлекательно-рекреативная функция
Совместная организация развлечений и восстановления после работы. Забота о здоровье и благополучии членов семьи. Отдых, организация досуга.
Сексуально-эротическая функция
Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.
Хозяйственно-бытовая функция
Удовлетворение членами семьи своих биологических и материальных потребностей. Удовлетворение потребности в сохранении их здоровья - хозяйственно-бытовыми способами. Питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета.
Экономическая функция
Ведение членами семьи общего хозяйства. Формирование крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности. Общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов. Наличие своего бюджета. Организация потребительской деятельности.
Статусная функция
Передача по наследству некоторых статусов, например место в культуре, национальность, место в социальной страте и др. Особенно велико место этой функции в классовых обществах.
Функция первичного социального контроля
Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить своё поведение в полном соответствии с социальными нормами. Семья - малая социальная группа, в ней учатся строить свое поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений.
Функция социализации
Центральное место в социализации занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности.
Защитная функция
Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.
Функция объединения усилий
Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми.
Литература
Андреева Т.В. Семейная психология

Хозяйственно-экономическая. Хозяйственно-экономическая функция состоит в экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, обеспечении материальных условий жизни семьи, ведение домашнего и личного хозяйства, соблюдение семейного бюджета, поддержание определенного порядка в жилище, приготовление пищи, приобретение и ремонт одежды, обуви, хоз. вещи. Главными моментами, характеризующими ее, являются: время, затрачиваемое на домашний труд, распределение труда между членами семьи, мера использования семьей общественно-бытовых учреждений. Характер выполнения семьей хозяйственно-экономической функции оказывает самое непосредственное влияние на нравственно-психологический климат семейной группы, на семейное воспитание. Здесь значение имеет все, начиная от источников количества семейных доходов, кончая распределением домашнего труда. Характер влияния хозяйственно-экономической функции на взаимоотношение в семье может быть двояким: положительным (при справедливом распределении труда между супругами, старшим и младшим поколением, способствует укреплению супружеских отношений и трудовому воспитанию). Негативным – Хозяйственно-экономические роли могут быть: Хозяин Хозяйка Потребитель Помощник по хозяйству.

Слайд 10 из презентации «Функции семьи» . Размер архива с презентацией 1771 КБ.

Обществознание 10 класс

краткое содержание других презентаций

«Традиции семьи» - Рауты Русские балы. Званые обеды Семейные чаепития. Проблемные вопросы должны быть. А теперь все смотрят телевизор и молчат. Престижное образование работа жильё автомобиль деньги. Ценности по наблюдениям социологов. А вот как ответили мои учащиеся: Конкретными предполагающими точный ответ и возможность выбора. За что вы любите своих родных? 10 «б». Правильно сформулированными требующими решения ясными.

«Теория государства» - Общественная организация. 4.Имеет исключительное право издавать нормативные акты. Нарушение. -Производство и распределение, -Общественные связи. -Министерства -ведомства -администрация. Право и Государство. -Религиозные деятели Древнего Востока, Средневековья(Ф. Ак- винский), идеологи ислама. 3.Органическая. 4.Теория насилия. 2.Причины возникновения государства. 3.2.Государственная власть. " Право есть ничто, без аппарата, способного принуждать к соблюдению права.". 3.Культурная. -Т.Гоббс -Д.Локк -Ж.-Ж.Руссо и др. -Парламенты -советы -собрания. Государство.

«Дизайнер интерьера» - Цвет – наиболее доступное средство формирования жилой среды. Дизайн квартиры. Что такое дизайн? Дизайн спальной комнаты (3). Профессия Дизайнер жилых помещений. Гостевая комната. Работа дизайнера начинается с исследования исходной ситуации. Необходимо считаться с воздействием корпусной мебели на ощущение пространства. Этнические стили: Японский минимализм Африканский стиль Марокканский стиль. Интерьер ванной комнаты.

«Духовно-нравственное воспитание в семье» - Отношения к элективным курсам. Основы социальной и духовной состоятельности личности. Принятие морали учителя. Опрос Института социологии РАН. Итоги входного контроля. Только семья может воспитать семьянина. Результаты конкурсов и олимпиад. Уровень принятия морали социума. 1).

«Функции семьи» - Федеральных законов от 08.02.1998 г. № 17- ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122- ФЗ). Функция первичного социального контроля. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов. Репродуктивная. Опека устанавливается распоряжением органа опеки и попечительства. В настоящее время происходит переосмысление сексуальности. Однако индивидуализация не означает, а противоречит индивидуализму. Семья. Eros) – любовь. Коммуникативная (сфера семейного общения).

«Готы субкультура» - Готы по сути целая система, очень своеобразное социальное образование. Рубеж XIX – XX вв. в России эпоха Серебряного века Русской культуры. Большинство людей в «готике» привлекает мистическая основа. Дети тьмы. Объектом исследования данной работы является молодежь. 45% опрошенных «готов» не имеют цели в жизни. К каким религиям причисляют себя готы? Утрачивались прежние смыслы существования. У готов романтично-депрессивное отношение к жизни.