Переходный возраст: как не упустить ребенка? Подростки: трудный возраст. Как помочь своему ребенку в переходный период

Что происходит?

Начнем с того, что переходный возраст включает в себя как психологию (изменение поведения, пересмотр жизненных ориентиров и авторитетов, смена ведущей деятельности), так и физиологию (начало полового созревания, появление вторичных половых признаков, тело приобретает взрослые черты и формы).

В 9 лет про половое созревание речь пока не идет (кроме единичных случаев-исключений, которые, как говорится, только подтверждают правило). Поэтому, когда говорят про переходный период в этом возрасте, то имеют в виду, скорее всего, именно потерю связи с ребенком на психологическом уровне. Исходя из этого, можно назвать этот период скорее подготовкой к переходному возрасту. Психика ребенка готовится к очень важному этапу – одному из самых драматичных в жизни человека.

Ведущей деятельностью для младшего школьного возраста является учебная (познавательная) деятельность, для подросткового возраста – общение, интимно-личностные отношения. Вполне возможно, что многие современные факторы: огромный доступный детям поток информации, преобладание индивидуальных (часто компьютерных) игр над совместными, увлечение родителей методиками раннего развития, приводят к тому, что в начальных классах школы у детей снижается мотивация к учебе. Сейчас дети часто приходят в 1 класс, уже бегло читая и считая в уме в пределах сотни, а их сажают за парту и предлагают складывать 2 и 2, рисовать палочки и читать по слогам «Ма-ма мы-ла ра-му». Это приводит к повышенной утомляемости, снижению интереса к учебе. Как следствие, к 9 годам роль познавательной деятельности в жизни ребенка значительно снижается и на первый план выходит общение со сверстниками – ведущая деятельность подросткового периода.

Что с этим делать?

Во-первых, как ни странно, радоваться! Ребенок растет и развивается, и если где-то в чем-то он забегает вперед – это лучше, чем, если бы он отставал в развитии.

Во-вторых, если говорить о мотивации к учебе, можно своими силами разнообразить не слишком веселые школьные будни. Например, предложить своему ребенку вместе сделать некий проект для школы в той области, которая ему интересна. Он увлекается иностранными языками и с детства смотрит мультфильмы на английском языке? – Сделайте с ним английскую стенгазету для класса. Ваш сын – шахматный гений? – Придумывайте вместе с ним математические задачи на шахматную тематику, соответствующие его классу, похвастайтесь ими учительнице. Ваша дочь отлично рисует, занимается в художественной студии? – Предложите учителю свои услуги по оформлению, например, учебных плакатов. Словом, найдите то, что позволит вашему ребенку бежать в школу с интересом, а не брести понуро, как на каторгу.

А я хочу быть дворником!

Часто родители пытаются воззвать к чувству ответственности школьника, мотивируя необходимость учиться тем, что в будущем ему это пригодится. И не понимают, что в 9 лет ребенок еще даже физиологически не готов задумываться о столь далеком будущем – психологи считают, что формирование отдела мозга, отвечающего за то, чтобы перестать жить моментом и начать жить будущим, заканчивается к 18-20 годам. Поэтому родителям 9-летнего ребенка придется искать другие слова.

Стандартные «пугалки» вроде «будешь так учиться – станешь дворником» не работают и в старшем возрасте, когда подросток уже хоть немного понимает, что такое «работать», и осознает, что таки этим придется заниматься. А в возрасте 9 лет фразы про будущую работу вообще не имеют веса, потому как до этого еще целая вечность. Да и потом – так ли это плохо, работать дворником? Романтика, свежий воздух, метлой машешь, снег кидаешь … Бесплатный фитнес, да и только! И прямые объяснения, что работа дворника – это тяжелый, физически выматывающий, абсолютно непрестижный, многими презираемый труд, результата не дадут. Просто не будут поняты адресатом.

Если вы хотите в возрасте 9 лет донести до ребенка некую мысль, то придется действовать через язык образов и картинок, понятных именно ему. Например, ребенок играет в компьютерные игры? Если он делает это в компании друзей, понаблюдайте за ними. Наверняка рано или поздно произойдет ситуация, когда ваш ребенок будет в сердцах кричать: «Петя/Вася/Маша, куда же ты лезешь! Тебя же там убьют, как ты не понимаешь! Я в этом подземелье уже был, ничего стоящего там нет, так чего же ты нарываешься на неприятности!»

Поймайте момент! Сразу после игры, как только ребенок освободится и будет готов пообщаться с вами, проявите интерес – напомните ему про этот игровой эпизод, спросите, как он себя в этот момент чувствовал, хотелось ли ему помочь человеку, который заведомо делал нечто неправильное. Главное – чтобы ваш интерес был искренним! Постарайтесь действительно узнать, какие чувства испытывал ваш ребенок – наверняка в этой ситуации он поделится своими переживаниями, потому как момент недавний и струны в душе задевший. Найдите в себе то, что откликается на эти чувства ребенка – моменты, когда вы испытываете нечто подобное. И поделитесь этим с сыном/дочерью.

«Я действительно понимаю, что ты чувствовал. Так обидно, когда ты хочешь помочь хорошему человеку, а он к тебе не прислушивается. Ощущаешь себя беспомощным и даже злишься, когда знаешь, что вот такие действия другого человека не приведут ни к чему хорошему, говоришь ему об этом – а он продолжает гнуть свою линию. Это просто раздражает, правда? Я это очень хорошо понимаю, потому что у меня так же бывает. Вот когда я говорю тебе о том, что интерес к учебе/занятия спортом/своевременное выполнение домашних заданий/ (нужное подчеркнуть) помогут тебе в дальнейшей жизни, мне тоже бывает обидно, что мои слова пролетают мимо тебя. Просто «я-то уже в этом подземелье бывала», а тебе еще только предстоит побывать. Так что, когда ты не реагируешь на мои слова, я чувствую себя такой же беспомощной, как ты, когда Петя/Вася/Маша не реагируют на твои».

Как достучаться?

Не нужно делать выводов, что ребенок тут же проникнется, осознает, поймет и будет-таки хорошо учиться/заниматься спортом/вовремя и не из-под палки выполнять домашние задания. Но слова, пример которых мы привели выше, скорее дойдут до его сознания, чем про дворника. И если постоянно ловить такие моменты и объяснять важные жизненные позиции ребенку через ассоциации с понятными ему ситуациями – то результат может быть достигнут.

В завершение хочу пожелать всем родителям, которых волнуют поднятые в данной статье вопросы, громадного терпения, безграничной и безусловной любви к своим детям.

Валентина Николаевна Волкова, воспитатель группы «Мишки-Малышки», Центр развития и образования «Элитора»

Когда девочка достигает пубертатного периода, родители начинают беспокоиться о том, как пережить переходный возраст дочери в 13 лет. В этот период ребенок может измениться до неузнаваемости.

Мамы и папы не всегда готовы к тем изменениям, которые ожидают их детей в подростковом возрасте. Тело и психика подростка очень быстро трансформируются. Родителям иногда кажется, что перед ними не тот ребенок, которого они растили и любили столько лет. Это уже посторонний, чужой человек.

Главная ошибка большинства мам и пап состоит в том, что они отказываются принимать повзрослевшую дочь такой, какой она стала. Особенно болезненно привыкают к «новому» человеку в семье матери. Родив дочь, женщина хочет, чтобы ее девочка всегда оставалась маленькой и беззащитной. Матери ревнуют к подругам, полагая, что только они сами могут быть для дочерей близкими людьми.

Если родители хотят сохранить хорошие отношения со своей дочерью-подростком, им следует отказаться от желания повернуть время вспять, заставить девочку вновь стать маленькой и зависимой. Недопустимо упрекать ребенка в том, что он перестал быть прежним. Не стоит обвинять в том, что он изменился.

Чего ожидать родителям?

Морально готовиться к пубертатному периоду своего ребенка следует заранее. Однажды родители могут заметить, что:

  • Мнение друзей для их тринадцатилетней дочери стало значить больше, чем мнение папы и мамы. Авторитет ровесников для подростка весьма велик. Дочь может проводить намного больше времени в кругу подруг, чем рядом с мамой, которая всегда обижается на такое «предательство».
  • У дочери появились новые вкусы. Некоторые новые увлечения подростков шокируют родителей. Ребенок может начать слушать музыку какого-либо альтернативного исполнителя, захотеть сделать пирсинг или татуировку.
  • Их девочка влюбилась. Подростковый период — пора первой любви. Объектом чувств нередко становятся одноклассники, с которыми подросток проводит большую часть времени. Влюбленная тринадцатилетняя девушка способна на самый отчаянный поступок. Наиболее опасны случаи неразделенной любви.

  • Дочь изменила стиль одежды и поведение. В подростковом возрасте девочки склонны к двум крайностям. Одни хотят как можно скорее стать взрослыми девушками, носят туфли на высоких каблуках и откровенные платья, делают маникюр, красят волосы. Другие девочки отличаются поведением, характерным для мальчиков: носят мужскую одежду, грубят, используют ненормативную лексику, при первой же возможности стараются принять участие в драке. За последние 2-3 десятилетия подростков все чаще увлекают молодежные субкультуры, такие как эмо или готика. В гардеробе девочки может появиться большое количество вещей черного цвета с символикой смерти.
  • Дочь увлекается социальными сетями. Чрезмерное наблюдается у всего современного человечества, вне зависимости от возраста и страны проживания. Однако у подростков времени и возможностей общаться через социальные сети значительно больше, чем у взрослого работающего человека.
  • У дочери появились кумиры. Идолами мальчиков-подростков обычно становятся спортсмены. Девочки находят кумиров среди представителей шоу-бизнеса. Идолом может стать и женщина, и мужчина, к которому девочки испытывают неразделенные чувства. Наличие кумира нередко влияет на выбор профессии. Мальчики хотят стать известными футболистами, боксерами, хоккеистами и т. д. Девочки мечтают о карьере певицы или актрисы. Выбор ребенка не всегда находит поддержку родителей.

Опасность для жизни

Курящая девушка в наши дни никого не удивит. Употребление алкоголя несовершеннолетними вообще не считается чем-то запрещенным. Все большее количество подростков пробует тяжелые наркотики.

Дочь села на диету и начала резко худеть. Уговоры родителей обычно не помогают. Многие девочки, зная о том, как к их решению отнесутся родные, проводят тайную диету. За столом они съедают обычное количество пищи, а после еды вызывают у себя рвоту в туалете. Мама и папа недоумевают: ребенок хорошо питается, но при этом тает на глазах.

Как уберечь от всего

Заметив изменения в своем ребенке, родители стремятся немедленно его переделать. Больше всего мамы и папы боятся за своих дочерей. Самый простой и доступный способ «уберечь» дочь от жестокого мира — это все запретить. Однако такой метод не только не решит проблему, но и приведет к ее росту. Известная пословица утверждает, что запретный плод сладок. В подростковом возрасте жесткие запреты не дают нужного результата. Ребенок уверен в том, что его родители отстали от жизни, слишком старомодны, ничего не понимают и т. д. Не стоит обижаться на подобное мнение о себе. Более того, папы и мамы должны быть рады тому, что их ребенок меняется. Настораживать должно отсутствие изменений. Это может свидетельствовать о задержке психического, а возможно, и психического развития.

Адекватная реакция

Реагировать на поведение дочери можно так:

  • Нет ничего плохого в том, что девочка проводит больше времени с подругами, чем с мамой. Взрослой женщине вряд ли будет интересно обсуждение парней, подростковых сериалов, популярной музыки или школьных событий. А ведь именно на эти темы чаще всего разговаривают девочки. В то же время дочери будет неинтересно обсуждать с матерью ее коллег по работе, рост цен на продукты и другие типично женские темы, которым часто посвящены беседы замужних дам. Родители должны проявлять ненавязчивый интерес к людям, с которыми общаются их дети, но при этом не стараться стать частью компании. Друзей и подруг можно пригласить домой на день рождения дочери. Это хороший повод узнать их ближе. Если родителям не нравится кто-то из компании их дочери, сказать об этом нужно как можно деликатнее. Необходимо привести убедительные доводы того, почему девочке не следует общаться с такой подругой. Наличие компании в любом случае намного лучше полного отсутствия контакта с ровесниками. Ребенок не должен становиться изгоем в подростковом возрасте.

  • К новым вкусам дочери нельзя относиться резко отрицательно. Конфликт вкусов двух поколений — явление вполне обыденное. Вероятно, сегодняшние мамы и папы когда-то тоже спорили со своими родителями из-за того, что они не разрешали им носить модную одежду или слушать популярную во времена их юности музыку. Однако если родители категорически против татуировки, пирсинга в носу и т. д., об этом следует сообщить дочери. Необходимо найти золотую середину: избегать вседозволенности и при этом не ставить запрет на все.
  • К первым чувствам подростка надо отнестись очень внимательно, особенно если дочь сама раскрыла родителям свою тайну. Ни в коем случае нельзя высмеивать или ругать ребенка, говорить, что он слишком мал для подобных вещей. Нельзя критиковать того, кого полюбила дочь. Подростковая любовь редко заканчивается чем-то серьезным и уж тем более свадьбой. Не пройдет и года, как дочь забудет парня, без которого она сегодня не представляет себе жизни. Современные подростки стремятся к «взрослой» любви, вступая в . Не все девочки хотят этого по-настоящему. Но желание не стать «синим чулком» и стремление удержать парня заставляют подростка идти против своих принципов. Дочери следует объяснить, что ранние половые связи вредны как для ее физического, так и для психического развития. Девочка должна понять, что она не обязана что-либо делать только ради того, чтобы кому-то угодить. В то же время дочери нужно рассказать о средствах предохранения от нежелательной беременности и половых инфекций. Надо предоставить выбор самому ребенку. Нередко подростки совершают недозволенные поступки исключительно наперекор родителям. Если запретный плод перестает быть таковым, интерес к нему быстро пропадает.
  • Смена стиля одежды и поведения не является прямым свидетельством деградации детей. Девочки более щепетильны в вопросах выбора одежды, чем мальчики. Они не хотят выглядеть старомодными и в чем-то отставать от сверстниц. Желание стать частью субкультуры вполне естественно. Готы и эмо в большинстве случаев ничем не отличаются от своих ровесников, не причисляющих себя ни к одной из субкультур. Бытует мнение, что странно одетые парни и девушки имеют суицидальные наклонности, употребляют наркотики и алкоголь в неконтролируемых количествах. На самом деле, речь идет об отдельно взятых случаях, а не о правиле. Подростком нередко движет тяга выделиться из толпы, стать не таким, как все, почувствовать свою исключительность.

  • Еще недавно опасность социальных сетей заключалась в том, что подростки забывали про учебу и портили зрение, сидя перед монитором часами. Сегодня сайты для общения стали представлять настоящую опасность. Подростки бездумно вступают в диалоги с незнакомыми людьми, которые нередко оказываются злоумышленниками. От детей обманом получают информацию о материальном положении семьи. В общении с подростками заинтересованы и педофилы. Преступник может попросить ребенка выслать ему свои фотографии в стиле ню, пообещав за это деньги. Обещанных денег подросток так и не получает, а снимок дает возможность педофилу шантажировать ребенка. Опасаться следует и вступления дочери в так называемые группы смерти, получившие в последнее время широкое распространение. В таких группах неизвестные злоумышленники предлагают подросткам покончить с собой. Родителям следует как можно чаще беседовать с дочерью о возможных опасностях, которые подстерегают ее в социальных сетях. Можно зарегистрироваться на том же сайте и общаться со своим ребенком, находясь далеко от дома. Дочь оценит «продвинутость» папы и мамы.
  • Наличие кумира также не должно пугать родителей. В подростковом возрасте детям нужны ориентиры. Вместо того, чтобы ругать ребенка за то, что он украсил свою комнату постерами с изображениями любимого музыканта или спортсмена, намного лучше ознакомиться с биографией знаменитости, понять, чем дочери понравился этот человек. Любовь к кумиру можно повернуть и в позитивное русло. Если девочке нравится какая-то актриса или певица, вероятно, стоит предложить ей пойти в актерскую или вокальную студию. Некоторые сегодняшние знаменитости прославились только потому, что в детстве подражали своим кумирам. Велика вероятность и того, что уже через 2-3 года дочь забудет о своем идеале.
  • Чтобы не пришлось лечить дочь от какой-либо зависимости, профилактикой вредных привычек нужно заниматься с самого раннего детства. В первую очередь родителям следует пересмотреть свое поведение. Мама с сигаретой в руках, рассказывающая дочери о вреде курения, выглядит неубедительно. Если в семье ни у кого нет вредных привычек, ребенок не будет считать нормой воскресные посиделки взрослых с алкоголем. Акцент следует делать именно на здоровом образе жизни, а не на слове «нельзя». Чем чаще подростку запрещают, тем большим будет его желание сделать что-то запретное. Причиной начать пить, курить или принимать наркотики может стать стремление не отставать от сверстников. Сигарета или бутылка пива становятся показателем взрослости или символизируют возможность переходить установленные границы. Задача родителей состоит в том, чтобы объяснить дочери: взрослый человек — это не тот, кто пьет и курит. Зрелую личность отличает умение брать на себя ответственность за свои поступки и серьезно относиться к своей жизни.

  • В борьбе за свою стройность девушки идут на крайние меры. Согласно современным канонам красоты, лишние килограммы — один из самых неприятных косметических дефектов. Девочке-подростку можно предложить заняться любимым видом спорта. Ребенок должен понять, что это наиболее безопасный для здоровья способ поддерживать себя в форме.

Родители часто критикуют своих детей. При этом папы и мамы склонны забывать, что будучи детьми, они причиняли своим родным не меньше беспокойства. Конструктивный диалог с ребенком должен начаться с самокритичного отношения к себе.

Время чтения: 9 минут

Ваш ребенок перестает быть маленьким, примеряя на себя это чувство – быть взрослым. Многие из родителей боятся наступления этого переходного периода, нередко вспоминая себя в этом возрасте и считая, что вслед за взрослением чада проблем не избежать. Переходный возраст – время тяжелое, но не только для родителей, но и для самих детей. Что же такое происходит в это сложное, трудное время, как понять психологию подростка?

Что это такое

Переходный возраст, или отрочество – период развития человека в процессе перехода от детства к юности. Отрочество длится с 10-11 до 15 лет. Этот переходный период, называемый также пубертатным, относится к числу критических, поскольку в этом возрасте происходит не только бурный рост и половое созревание юнца, но и кардинальные изменения в сфере сознания, системе взаимоотношений. Подробная информация об этом есть в учебниках по обществознанию.

Начинается отрочество с полового созревания – выработки гормонов, стимулирующих развитие репродуктивной системы, мозга, мышц, костей и кожи. Для этого возраста характерно «чувство взросления», развитие самооценки и самосознания. На переходном этапе онтогенеза развивается интерес к самому себе как личности. Если условия для реализации возможностей, индивидуализации отсутствуют, самореализация тинейджера кризисного возраста может принять неблагоприятную форму.

Признаки переходного возраста:

Во время полового созревания, приблизительно в 10 лет, у человека начинается активный рост – до 10 сантиметров в год. Девушки перестают расти к 16-18 годам, а юноши могут продолжать вытягиваться до 22 лет. Внешними признаками начала переходного периода считается рост у мальчиков яичек, груди – у девочек, у обоих полов рост волос подмышками и в паху.

Физическое развитие девочек проходит быстрее, чем мальчиков, но признаком того, что у вашего ребенка начался переходный возраст, считаются не только физические перемены. Среди изменений – и перемены в характере. Ласковое, послушное чадо этого возраста может стать грубым, категоричным и обидчивым. Рассмотреть признаки взросления более детально у представителей разного пола лучше всего по отдельности.

У мальчиков:

Знание родителей о том, что происходит в переходное время с их сыном, поможет им и мальчику справиться с этим непростым бременем трудного возраста, называемого переходным. Признаки взросления у мальчиков подразделяются на три основные группы — физические, эмоциональные и половые. Все они взаимосвязаны между собой, вытекают одна из другой под влиянием выработки тестостерона — гормона, с помощью которого мальчик постепенно превращается в мужчину. Какие же основные признаки этого превращения?

  1. Мускулатура начинает резко развиваться.
  2. Расширяются плечи.
  3. В области подмышек, на лице и в паху начинают расти волосы, в этом возрасте пока еще пушковые.
  4. Ломается голос.
  5. На спине и лице появляется угревая сыпь.
  6. Запах пота становится более резким.
  7. Появляются перепады настроения, свойственные этому возрасту агрессивность, рассеянность и невнимательность, максимализм.
  8. Активно развиваются половые органы, появляется сексуальное влечение.
  9. Возможно ночное неконтролируемое семяизвержение – так называемые поллюции, которые с возрастом пройдут.

У девочек:

У девочек отрочество начинается во время увеличения выработки половых гормонов, приблизительно к 10-11 годам. Репродуктивные органы девочки начинают меняться, готовиться к материнству. Гормональный всплеск, свойственный переходному этапу, приводит к дисбалансу нервной, эндокринной и вегето-сосудистой системы. Появляются первые признаки взросления девочки:

  1. Расширяются тазовые кости, ягодицы и бедра округляются.
  2. К 10 годам становится ярко выраженной пигментация около сосков. Сами соски припухают и выступают.
  3. К 11 годам молочные железы развиваются уже заметнее, область подмышками и лобок покрывается волосами. С этого же возраста может начаться менструация. У кого-то она наступает раньше, у кого-то позже. По достижении 16-летнего возраста цикл должен стабилизироваться, приняв регулярный характер.
  4. В связи с увеличением массы тела, свойственным переходному периоду, у девушек может начаться депрессия и резкое ограничение себя в питании. Поэтому внимательно следите за тем, как питается ваша дочь, чтобы ограничения не привели ее к серьезному психическому заболеванию – анорексии.

Почему подростковый возраст называют переходным

Переходный возраст представляет собой переход к взрослости из детства, за счет чего получил свое название. С переходным периодом в онтогенезе (развитии человека) во многом связан и кризис подросткового возраста. В это переходное время становления личности ребенок становится «трудным» – ему свойственны неустойчивость психики и поведения, неадекватность.

Развитие человека на переходном этапе претерпевает качественную перестройку, происходит половое созревание. Человек усиленно растет — причем, в этом периоде рост скелета протекает быстрее мышечной массы. Активно развивается сердечно-сосудистая система. В процессе перестройки у юнца как раз могут возникнуть депрессия, тревожность и другие признаки.

Проблемы и трудности у подростков

Трудности переходного периода зачастую связаны с активной гормональной перестройкой организма. Из-за резкого всплеска гормонов возникает частая смена настроения. Этому возрасту свойственны депрессия или агрессия, тревожность или замкнутость. Нередко подросток становится просто невыносимым, доставляя немало проблем не только родителям, но и самому себе.

Растущему организму необходимо личное пространство – он хочет быть самостоятельным, норовит выйти из-под родительского контроля. На этом фоне нередко возникает конфликт между родителями и детьми. Лучше позволить своему взрослеющему ребенку побыть наедине с собой, не лезть к нему в душу. Если подросток посчитает, что вам стоит доверять, он расскажет что посчитает нужным, сам.

Появляются трудности и при вхождении парня или девушки в какой-либо коллектив, где происходит своеобразная борьба за лидерство. В компании людей с подобными проблемами, сложным характером редко бывает равенство. То же стремление к лидерству может подтолкнуть к необдуманным поступкам – к примеру, привязаться к плохой компании, а как следствие — пристраститься к выпивке, сигаретам хулиганству, а иногда даже наркомании.

Изгоям среди ровесников тяжело, такой изгнанник замыкается, становится некоммуникабельным, испытывает стресс и чувство унижения или самоуничижения в компании ровесников. В этом случае родителям необходимо помочь своему чаду адаптироваться в социуме во избежание серьезных психологических проблем в будущем.

Большое значение для взрослеющего парня или девушки имеет проблема внешнего вида. Особенно тяжело переживают это девушки — ведь все внимание достается красивым, ярким и самоуверенным. Плюс ко всему появляются подростковые прыщи, жирная кожа и прочие атрибуты подросткового периода. Поэтому первая задача родителей в данном направлении — научить сына или дочь ухаживать за собой, своей внешностью, привить хороший вкус в одежде, развить чувство уверенности в себе, что потребуется впоследствии им в любом периоде жизни.

Возникают проблемы также на фоне неразделенной любви. Первая любовь, к тому же подогреваемая различными сериалами, зачастую очень сильна, а неудача в совокупности с повышенной эмоциональностью подростка и склонностью этого возраста раскрашивать все жизненные моменты яркими красками, могут подорвать психическое здоровье. Лучше всего, если родители объяснят своим влюбленным детям, что лучшее обязательно ждет их впереди, неудачи вполне переживаемы, а с возрастом они иначе воспримут свои чувства.

Виды подростковой депрессии

Депрессию трудно распознать, поскольку поведение юных чад этого возраста зачастую вызвано не отрицательными эмоциями, а перепадами настроения, вызванными процессом полового созревания. Но постоянное плохое настроение, ухудшение успеваемости в школе и некоторые другие проявления трудного возраста могут указать на наличие депрессии. Следует учитывать, что это заболевание, и оно является не видом настроения, а психическим расстройством. В целом выделяется несколько видов депрессии:

Классическая депрессия. ­ В этот период юные люди нередко чувствуют печаль, подавленность, тревогу. Человек перестает испытывать удовольствие от привычных ему дел. Любимые фильмы, фото, еда вызывают приступ раздражительности. К симптомам классической депрессии у подростка относятся замедленность движений и мышления, внешнее безволие.

Невротическая депрессия. Этот вид депрессии, иногда присущей подростковому периоду, возникает в результате длительной ситуации, травмирующей психику. Начинается заболевание со снижения настроения, слезливости и ощущения несправедливого отношения к себе. Симптомами невротической депрессии могут быть проблемы с засыпанием, тревожное просыпание, слабость, утренние головные боли, низкое артериальное давление.

Психогенная депрессия. Развивается при утрате жизненно важных для подростка (и не только) ценностей. Это может быть смерть близких людей, разрыв отношений. Психогенная депрессия может развиться за короткое время. К признакам ее относятся внутреннее напряжение, беспокойство за судьбу, тоска и заторможенность, жалобы на свою малоценность. При появлении таких симптомов необходимо сразу обратить внимание на парня или девушку, и отвести их к психологу, пока они не сочли лучшим выходом из ситуации самоубийство.

Особенности контакта с подростком

При достижении ребенком отрочества, все предъявляемые к нему требования условно разделяются на три группы: не обсуждаемые (к примеру, время возвращения домой), обсуждаемые (планирование свободного времени) и принимаемые им самостоятельно. Эти группы обязательно подлежат предварительному обсуждению.

Единые требования в семье к взрослеющему ребенку имеют немалое значение. Сам юнец больше жаждет прав, чем стремится к обязанностям. Если подрастающее поколение поймет, что от него ожидают слишком много, то постарается уклониться от обязанностей. Поэтому ко всем требованиям необходимо приводить серьезные аргументы – простое навязывание подростку на этапе становления личности может не пройти.

Стоит учесть, что нередко взрослеющее поколение совершает свои поступки под влиянием сиюминутных эмоций, свойственных переходному периоду. Поэтому не стоит проводить беседу, обсуждать поведение подростка или слова, когда вы видите, что ваше чадо возбуждено, раздражено или расстроено. Кроме того, следует учитывать нестабильное состояние психики, на данном этапе не сильно придираться. Особого отношения требует чувство взрослости у подростка. Ощущение значимости и независимости в этом сложном возрасте очень важно поддержать разными способами.

Позволяйте ребенку самому разбираться в объектах своей привязанности или влюбленности и самому принимать решения в данном направлении, хоть это еще и не вполне взрослый возраст. И не забывайте, что даже если подросток нуждается в помощи родителей, одновременно он старается оградить собственный мир от вторжения, и имеет на это право. Старайтесь не контролировать его поведение и относиться к своему чаду с уважением, в тоже время, косвенно влияя на поступки.

Но не всегда стоит обращать внимание и на противодействие, свойственное данному периоду – подросток все же испытывает потребность в поддержке со стороны взрослых. Лучше всего, если взрослый будет выступать в качестве друга. Тем самым вы облегчит ребенку поиск себя при самопознании. При таком взаимодействии появляется возможность создания глубокого духовного контакта.

Как пережить кризис

  1. Внимательно отнеситесь к развитию своего ребенка. Не пропустите первые, пусть даже слабые признаки вступления его в отрочество.
  2. Серьезно отнеситесь к тому, что любой человек развивается индивидуальными темпами, не всегда соответствующими конкретному возрасту. Не стоит считать взрослеющего юнца маленьким ребенком. Но и не пытайтесь сделать ребенка подростком раньше, чем он сам к этому готов, даже если его возраст как таковой считается переходным.
  3. Серьезно отнеситесь ко всем высказываниям вашего чада, какими бы глупыми они ни казались.
  4. Дайте взрослеющему организму максимум самостоятельности – столько, сколько он сможет выдержать для своего возраста. Старайтесь советоваться с детьми по любому поводу – даже самому пустячному. Они должны почувствовать себя наравне с вами, равноправным членом семьи.
  5. То, чего вы хотите добиться от дочери или сына, выполняйте сами – к примеру, всегда звоните, если задерживаетесь.
  6. Старайтесь исправить ошибки в воспитании, сделанные ранее. В этом возрасте все ошибки имеют склонность выползти наружу.
  7. Проявите интерес ко всему, что имеет значение для вашего сына или дочери. В переходном, богатым сюрпризами возрасте у них происходит переоценка интересов и ценностей, и лучше, если вы примете в данном процессе непосредственное участие.
  8. Используйте поощрения, обсуждайте правила. Но некоторые вещи, особенно касающиеся безопасности, в любом возрасте, а переходном особенно, должны соблюдаться беспрекословно.

Чтобы такой трудный и сложный переходный период у вашего ребенка прошел безболезненнее, как для него, так и для вас, вы можете обратиться за помощью к психологу. Правда, мало какой подросток пойдет на это, считая, что проблемы как таковой нет. Как вариант помощи, вы можете прочитать книгу по психологии подросткового возраста или посмотреть видео.

Подросток может огрызаться и грубить, уходить и приходить когда ему вздумается, попасть в плохую компанию, быть упрямым и жестоким. Один может вести себя истерично и демонстративно, другой же, наоборот, погрузиться в виртуальный мир, избегая общения, начать курить или даже употреблять наркотики. Попытки поговорить, надавить, наказать воспринимаются в штыки и только усиливают напряжение в семье. Что же происходит с подростком? Как найти с ним общий язык сейчас и сохранить доверительные отношения на будущее?

«Не лезьте в мою жизнь!», «Не ваше дело!», «Да что вы понимаете?» – чего только не приходится слышать родителям подростков! Еще вчера беспроблемный ребенок вдруг становится неуправляемым и агрессивным. Слова родителей вызывают резкое сопротивление или вовсе остаются без внимания.

Подросток может огрызаться и грубить, уходить и приходить когда ему вздумается, попасть в плохую компанию, быть упрямым и жестоким. Один может вести себя истерично и демонстративно, другой же, наоборот, погрузиться в виртуальный мир, избегая общения, начать курить или даже употреблять наркотики. Попытки поговорить, надавить, наказать воспринимаются в штыки и только усиливают напряжение в семье.

Взрослые безуспешно пробуют объяснить подростку, что нужно учиться, пора подумать о будущем, определиться с профессией, но он будто не слышит. Многие родители оправдывают его, мол, сложный период, переходный возраст – все пройдет, и он одумается. Однако сложный период проходит, а отношения с уже повзрослевшим ребенком так и не налаживаются.

Что же происходит с подростком? Как найти с ним общий язык сейчас и сохранить доверительные отношения на будущее?

Условия для развития

Разобраться в этих непростых вопросах помогает Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Она объясняет, что каждый человек от рождения наделен наборами психических свойств – векторами. От сочетания векторов зависит, как человек воспринимает мир, чего он хочет, к чему стремится.

До наступления переходного возраста, пока ребенок развивается, он еще не способен к самостоятельному выживанию. Поэтому самым важным для него является чувство защищенности и безопасности, которое ему обеспечивают родители (в первую очередь – мама). Если ребенок это чувствует, его врожденные психические свойства получают благоприятную среду для развития, которое происходит до окончания пубертата. За этот период психические свойства развиваются (или не развиваются) от уровня первобытного человека до необходимого в современном обществе. От степени развитости свойств зависит, как у человека будут складываться отношения с людьми, сможет ли он состояться в парных отношениях, насколько он будет устойчив к стрессу, сможет ли реализовать себя в обществе и многое другое.

Когда ребенок чувствует, что родители его понимают и поддерживают, считаются с его мнением, когда в семье царит спокойная и доверительная атмосфера, то маленький человек спокойно растет и развивается. Если же в семье постоянно ругаются, на ребенка кричат или даже могут поднять руку, то он не чувствует себя защищенным, и это негативно влияет на его развитие.


Еще худшие последствия могут быть, когда родители не понимают, как устроена психика ребенка, требуют от него невозможного и не дают развиться тому, что заложено природой. Например, если чрезмерно баловать и нахваливать шустрого ребенка с кожным вектором, которого, наоборот, нужно приучать к дисциплине, то в будущем он не сможет организовать ни себя, ни других. Если же постоянно торопить и дергать медлительного и усидчивого ребенка с анальным вектором, то он никогда не научится идеально выполнять свою работу, хотя в потенциале мог бы стать настоящим профессионалом.

Переходный возраст. Гендерные особенности

Для любого подростка переходный возраст - это непростой период. Системно-векторная психология объясняет, что в это время ребенок начинает пробовать брать на себя ответственность за свою жизнь. Чувство защищенности и безопасности, которое до этого ему обеспечивали родители, он пробует обеспечить себе самостоятельно.

У девочек и мальчиков этот процесс проходит по-разному. Женщина получает чувство защищенности от мужчины, поэтому девочки начинают «брачеваться», то есть пробуют себя в создании парных отношений. Это бессознательный процесс, ведь одна из основных природных задач женщины – сохранить себя и потомство, и делает она это через мужчину.

Одни девочки могут часто менять избранников и быть более вызывающими в сексуальном поведении (ярко краситься, носить более открытую одежду). Другие – более сдержанны и консервативны, могут остановиться на одном кандидате и впоследствии именно с ним создать семью. У каждой девочки – свои особенности психики, свои подводные камни взросления, которые родителям стоит знать, чтобы подстраховать и поддержать дочь там, где это необходимо.

По неопытности девочки могут делать неверный выбор, шокируя родителей. Чтобы не навредить, родителю важно понимать, что происходит, и вести себя грамотно. Девочке важно ощутить, что она может нравиться представителям противоположного пола, может быть выбрана мальчиком, пока не суть важно каким. Это уже второй этап – понять, кто тебе нужен. И если на этом первом этапе резко вмешиваются родители, видя рядом с ней абсолютно неподходящего молодого человека, навязывают свое авторитетное мнение, то девушка реагирует протестом, еще больше защищая свой выбор, ведь в этом случае родители мешают ей состояться как женщине.

Во избежание конфликтов не стоит входить в открытое противостояние. Покажите, что вы уважаете выбор дочери. Чтобы она сама могла задуматься, тот ли это человек, который ей нужен. Пообщайтесь все вместе в благожелательной и дружелюбной обстановке, задайте молодому человеку несколько вопросов о его интересах, планах на будущее. Этого может быть достаточно - ваша девочка сама сумеет оценить ситуацию. Поддержите ее, не толкайте на противостояние вам. Чем меньше защищенности она будет ощущать в семье, тем яростнее она будет искать эту защищенность снаружи. И тем труднее ей будет разорвать ошибочные отношения, даже если она будет ощущать, что идет не туда и не с тем.

У мальчиков – свои сложности в подростковый период. Им предстоит взять на себя взрослую мужскую роль по обеспечению себе чувства защищенности и безопасности через свой вклад в общество. Уже с 6 лет, участвуя в выборе своего окружения в школе, мальчик делает первые шаги к взрослой жизни. В период полового созревания юноша активно пробует свои свойства для адаптации в обществе, и «первый удар» принимают на себя родители. Можно наблюдать, как одни мальчики вдруг начинают критиковать родителей, а другие нарушать установленные родителями границы дозволенного.


Подростки ищут свое место в обществе, используя тот уровень развитости психических свойств, который у них сложился к этому моменту. Именно в этот период становятся видны плоды воспитания. Чем выше уровень развития векторов у подростка, тем легче ему пройти этот этап. Он бессознательно нащупывает, в чем же его предназначение, и когда он ощущает, что ему есть, что предложить обществу, то уверенно идет вперед во взрослую жизнь.

Препятствия на пути взросления

Если же подросток не получил необходимого развития, рос в психологически неблагоприятных для него условиях, то переходный возраст становится для него еще более тяжелым испытанием. Отсутствие необходимых навыков для успешной социализации плюс полученные психотравмы не позволяют ему полноценно взять на себя ответственность за свою жизнь. Ему плохо, он не понимает, куда ему двигаться. Непонимание и давление со стороны родителей отнимает у него последнюю надежду на адаптацию и еще больше расшатывает его и без того неустойчивое состояние.

Так, в случае неблагополучия…

  • Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Сегодня в материале расскажем про переходный возраст у девочек и у мальчиков. Как быть родителям и как правильно себя вести с детьми в данный период. Что следует делать а, что нет.


Взросление – естественный процесс, который, тем не менее, сопровождается немалыми проблемами. Все изменения, происходящие в подростковый период, настолько сильны, что затрагивают все сферы жизни. Ничего уже не будет по-прежнему. И это очень сильно пугает родителей. Впрочем, и дети не всегда с восторгом принимают происходящее.

Меняется не только физическое тело ребенка, но и его мировосприятие . Дитя формирует свое представление об окружающем, ориентируясь на взрослого. Родители для него почти боги, они защищают, дают еду и кров, и поощряют. Со временем ребенок накапливает свой собственный жизненный опыт, который зачастую идет вразрез с тем, что он видит в семье, на первое место выходит авторитет сверстников.

Общая психическая и физиологическая незрелость, перестройка гормональной системы, неадекватная самооценка – все это делает практически любого подростка взрывоопасным субъектом общения. Взрослым порой кажется, что их ребенок теряет рассудок. А дети не могут донести до взрослых свои проблемы.

Переходный возраст у девочек

У девочек пубертат начинается довольно рано. Первые изменения можно заметить уже к концу начальной школы. Примерно к 10-11 годам наблюдается резкий скачек роста и мышечной силы. Гормональные изменения у девочек проходят мягче и дольше растянуты по времени. Могут появиться первые комплексы по поводу внешности. Родителям, да и всем окружающим, нужно быть максимально деликатными.

В 12-14 лет у здоровой девочки-подростка начинается менструация. Это очень важный период становления и осознания своей женской сути. Мама либо любой другой взрослый, которому ребенок доверяет, должны заранее поговорить об особенностях взросления и о том, как теперь будет функционировать организм.

Кроме того важно грамотно проводить профилактику подростковой беременности. Без запугиваний, но честно рассказать обо всех последствиях незащищенного секса. Ведь подросшие девочки в этом вопросе наиболее уязвимы.

Переходный возраст у мальчиков

Взросление мальчиков начинается несколько позднее, чем у девочек. Если посмотреть, например, на шестой класс школы, то резко бросается в глаза отличие и физическое и эмоциональное. Пубертат у мальчиков начинается в среднем в 13 лет и отличается более активными гормональными всплесками, и более быстрым ростом костной и мышечной массы.

Активный выброс в кровь андрогинов , делает мальчиков-подростков более агрессивными, они реже идут на компромисс, чаще свершают необдуманные действия. Задача взрослых максимально корректно объяснять подростку последствия его поступков. В этот период очень важно постараться найти общий язык и общие интересы.

Чего родителям ждать от детей-подростков

Пубертат окутан множеством мифов. Взрослые, конечно, помнят себя в этом возрасте, но современные подростки кажутся совсем другими. Если внимательно приглядеться, со сменой поколений, по сути, ни чего не изменилось. У подрастающих детей те же проблемы, им хочется сепарации от родителей, но нет возможности.

То, насколько остро будет проходить подростковый возраст детей в каждой конкретной семье, зависит от множества факторов.

Прежде всего от того насколько доверительные и открытые отношения были в более раннем периоде. Но есть общие тенденции, присущие всем подросткам, в той или иной степени:

  • Внешне необъяснимые перепады настроения. Они связаны с особенностями работы растущего мозга и перестройкой гормональной системы.
  • Проблемы со здоровьем, связанные со слишком быстрым ростом. Нервная и кровеносная система не успевают за стремительно вытягивающимися конечностями.
  • Отдаление от родителей и «уход» из дома. Это абсолютно нормальный этап взросления, родителя следует с пониманием относится ко все возрастающей самостоятельности подростка.

Ожидания детей-подростков от родителей

Каким бы сложным не был период перехода от детства к юношеству для родителей, детям гораздо сложнее. Часто они не понимают что происходит. Почему тело вдруг стало болеть и перестало слушаться. Почему хочется плакать и кричать без повода. И как теперь дальше жить.

Отсутствие жизненного опыта делает подростков очень уязвимыми и, по сути, они все равно еще дети, даже если переросли маму на голову. Им так же нужна родительская опека и поддержка в сложных ситуациях. Просто необходимо знание, что есть надежный тыл, где их любят и примут любыми.

Подростки на самом деле готовы идти на компромиссы и выстраивать новые отношения с родителями. Они ожидают, что родители с пониманием отнесутся к их желаниям, проблемам и страхам.

Как минимизировать конфликты и ошибки

Подростковый возраст – наиболее сложный период в жизни семьи. Ребенок внешне уже часто выглядит совсем взрослым. Но при этом малый жизненный опыт и невозможность отвечать за свои поступки делает детей этого возраста очень уязвимыми.

Подростки стремятся к независимости , начинают «уходить» из дома, ставят на первое место авторитет сверстников. Характер этого обособления зависит от характера ребенка и от предыдущего опыта отношений с родителями.

Взрослых эта ситуация тревожит и вызывает стремление все исправить, «вернуть как было». Эти попытки либо оканчиваются неудачей и окончательным отдалением ребенка. Либо порыв к естественной сепарации пресекается и из подростка вырастает инфантильная, неприспособленная к жизни личность.

Еще один негативный вариант дальнейшего развития детско-родительских отношений – ребенок замыкается в себе, затаивается и ждет момента взросления. После чего следует разрыв отношений надолго, возможно навсегда.

Родителям важно , исходя из собственной ситуации, найти компромисс между попустительством и абсолютным запретом. Надо учится заново выстраивать приемлемые границы поведения и отпускать там, где это возможно.

Для этого надо учесть основные задачи в воспитании подростков:

  1. Определите для себя конечную цель воспитания. Родители не часто задаются этой проблемой. Либо смотрят на нее слишком узко и одномоментно. Они хотят, чтобы подросток вот прямо сейчас был послушным, а через пять лет стал самостоятельным, смелым и решительным. Но так не бывает, если человека очень долго ломать, он рано или поздно сломается. Из хорошей правильной послушной деточки не вырастет успешный, психологически зрелый взрослый. Помните о главной цели – .
  2. Создайте подростку условия для взросления. Дети хотят исследовать мир, и это совершенно нормальное их стремление. Взрослые хотят обеспечить максимальную безопасность. Чем старше ребенок, тем шире круг его интересов и тем он дальше от дома и семьи. Основная беда подростка – малый жизненный опыт, влекущий за собой порой слишком жестокие последствия. Родителям стоит заранее продумать стратегии действий в разных опасных ситуациях. Просто запрещать – не выход, подросток все равно сделает то, что хочет, но уже втайне. Надо максимально подробно проговаривать все последствия тех или иных решений, часто уже только это останавливает ребенка от сомнительных действий. В крайнем случае, допустимо и запретить, но таких запретов должно быть как можно меньше, в идеале не больше пяти.
  3. Безусловное принятие ребенка . Любовь родителя не должна зависеть ни от каких внешних факторов. Ни оценки в школе, ни успехи/неудачи в любимом деле, не должны глубинно влиять на детско-родительские отношения. Любить подростка порой очень сложно, такого нескладного, хамоватого, неряшливого, но ему это необходимо даже больше чем младенцу. Родительская безусловная любовь дает силы для преодоления, для познания нового, для движения вперед.
  4. Доверьте подростку зону ответственности. Научитесь делегировать подросшему ребенку часть заботы о семье и нем самом. Есть довольно много вещей, с которыми подростки справляются не хуже взрослых – приготовить несложный ужин, забрать посылку с почты, самому выбрать и купить шторы в свою спальню. Такое делегирование идет на пользу всем, и дети учатся настоящей жизни и родители получают небольшую передышку.

Подростковый возраст в жизни мальчиков и девочек рано или поздно заканчивается. Наступает новый этап жизни – юношество, а затем зрелость. От того насколько грамотно поведут себя родили в период пубертата, зависит то насколько гармоничными и сильными личностями вырастут их дети.