Собрание с родителями по развитию речи. Родительское собрание "речевое развитие ребенка"

Родительское собрание. Тема: «Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»

(практический материал для развития связной речи ребенка)

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.
В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.
Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Роль общения в развитии ребенка велика. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом и, главное, способно ускорять ход развития ребенка, то есть общение значимо для всестороннего развития ребенка.
Речь является важнейшей социальной функцией: она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи. Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки: вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Это способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.
Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Если ребенок растет среди глухонемых, он, имея слух, останется немым, так как он будет лишен возможности воспринимать образец речи для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык. В первую очередь воспитатель должен давать детям такой образец. Это важно потому, что ребенок много времени проводит в детском саду в общении с воспитателем; по своему положению воспитатель пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого воспитателя - один из приемов педагогического воздействия.
Ребенок в детском саду так же разговаривает с няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками детского сада. Речь их также должна быть грамотной, приветливой, вежливой.
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.

По окончанию родительского собрания родителям раздаются памятки по развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста с примерными играми для развития связной речи.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

Основная общеобразовательная школа № 21

Города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск

Самарской области

Структурное подразделение “ Детский сад “Гвоздичка”

Родительское собрание в средней группе:

«Роль семьи

в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»

Воспитатель: Жигарева Е.И.

2016г.

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста.

Форма проведения : встреча с элементами практикума (мастер класс).

Участники: воспитатель, логопед, заведующий ДОУ, родители.

План проведения:

Вступительная часть - объявление темы собрания, целей.

Выступление зав. ДОУ №41 «Гвоздичка» Голиной Е.Г. «Речевое развитие в семье».

Выступление логопеда Болониной В.В. «Методы и приемы развития артикуляционной моторики и речевого дыхания дошкольников»

Выступление воспитателя Жигаревой Е.И., мастер - класс «Методы и приемы развития артикуляционной моторики и речевого дыхания дошкольников»

Домашнее задание для родителей: Провести с детьми «Нетрадиционное рисование для развития воздушной струи».

Ход мероприятия

Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в очередной раз, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.

«Успешное речевое развитие ребёнка»

Уважаемые родители, как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка зависит от чего? (выберите на карточке правильный ответ), докажите, приведите личный пример.

Факторы успешного развития речи ребёнка - ( карточки для родителей приготовить заранее).

От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста

От общения ребёнка со сверстниками

От строения артикуляционного аппарата

От речи взрослых (как образец для детей)

От развития мелкой моторики

От чтения детям художественной литературы

От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

Выступление заведующего Голиной Е.Г.

«Речевое развитие в семье»

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей (на письме).

Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

- Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени!!! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее - это помощь логопеда (консультация).

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок - привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.

Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей), учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Если ваш ребёнок искажает слова - не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Большое внимание уделяю заучиванию и чтению стихотворений, учу читать стихи выразительно, громко, чётко проговаривая все слова, неторопливо.

Развитие речи детей происходит в саду не только на занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы, но и в течение всего дня.

Чем же мы занимаемся на занятиях по развитию речи:

Общаемся, развиваем свою речь через беседы, игры речевые, рассматривание картин, описание картинок, описания игрушек, описания одежды и обуви, заучивания стихотворений, загадок, пересказа сказок, наблюдения за жизнью птиц зверей на улице в саду, читаем сказки и стихи, звуковые игры и упражнения.

Выступление логопеда Болониной В.В.

«Методы и приемы развития артикуляционной моторики и речевого дыхания дошкольников»

Характеристика речи детей пятого года жизни

Главное направление в развитии речи детей на пятом году жизни - освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Дети в этом возрасте осваивают разные типы высказываний - описание и повествование. Речь детей становится более связанной и последовательной;

В речи детей 5-го года жизни встречаются следующие нарушения:

Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; (громкость, быстрота, тембр).

Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление слов в родительном падеже множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

К концу года дети средней группы могут:

Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.

Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печаль- ный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свой-ства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).

Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.

Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и слож- ноподчиненные предложения.

Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого, повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений.

Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.

.Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Выступление воспитателя Жигаревой Е.И.

Мастер - класс «Методы и приемы развития артикуляционной моторики и речевого дыхания дошкольников»

«Нетрадиционное рисование «Кляксография», как средство развития воздушной струи».

Нетрадиционная техника рисования "Кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство уроков рисования.

На первый взгляд - она непонятна и вроде бы не хочется за неё браться, но стоит только начать творить, как это первое ощущение улетучивается, словно дым. Рисунок словно рождается сам!

Такое занятие для детей не только интересное, увлекательное, но и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.

Для работы в данной технике нам понадобится: бумага, тушь или жидко разведенные в мисочке (или в маленьких флаконах) гуашевые или акварельные краски, пластиковая ложечка или пипетка, коктельная трубочка, цветные карандаши, кисточка, краски для дорисовывания изображения.

Технология изображения.

1. Зачерпнуть пластиковой ложечкой (пипеткой) краску, вылить (капнуть) её на лист бумаги, делая небольшое пятно (капельку).

2. Коктельной трубочкой выдуваем кляксу снизу вверх в разные направления так, что бы её конец, не касался ни пятна, ни бумаги.

3. Когда клякса разделится на несколько побегов (веточек) - выдуваем их по отдельности в нужном направлении.

4. Для получения более мелких веточек каждую большую ветку выдуваем быстрыми движениями трубочки вправо-влево, вверх-вниз

5. При необходимости процедура повторяется (т. е. капнуть ещё капельку краски в нужное место и раздуть).

6. Недостающие детали дорисовываются карандашами или красками.

В такой технике можно рисовать задуманный сюжет, либо посмотреть, что получится по ходу рисования.

Предлагаю, Вам самим, попробовать, что-нибудь нарисовать и посмотреть, что же получится.

Работы родителей.

Я знаю как порой трудно разработать и организовать тематическое родительское собрание. Предлагаю вам конспект собрания, по важной теме как речевое развитие детей. Конспект построен в игровой форме.

Цель: Приобщить родителей к созданию условий для речевого развития своих детей, участвуя в коррекционных играх, помогая тем самым полноценно развиваться. Установить тесные контакты с семьями. С детьми закрепить умение играть в игры на развитие координации и речи. Развивать воображение, творческую активность, навыки совместного, игротворчества детей и родителей.

Предварительная работа:

  • Оформить группу русскими народными пословицами о языке.
  • Подготовить рассуждения детей на тему: «Веселые размышлялки - рассуждал-ки», отрывок из сказки «Волк и семеро козлят», инсценированный детьми, памятки на каждого родителя «Как читать детям».
  • Приготовить материал для проведения литературного КВНа, призы для награждения.
  • Оформить выставку литературы по развитию речи детей.
  • Провести анкетирование родителей на тему «О развитии речи вашего ребенка», которое поможет определить уровень знаний родителей по теме собрания, правильно организовать дискуссию.
  • Приготовить пригласительные для родителей.

«О развитии речи вашего ребенка»

Уважаемые родители!

Для подготовки и проведения родительского собрания на тему «Речевое развитие ребенка» нам необходимо знать ваше мнение по этой проблеме. Просим вас ответить на предлагаемые вопросы. Будем благодарны, если вы поделитесь своим опытом развития речи ребенка.

  1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуаль­ным развитием ребенка?
  2. По каким критериям можно судить о нормальном развитии речи ребенка (отметьте подходящие варианты)?

A. Отсутствие дефектов звукопроизношения.

Б. Отсутствие ошибок в согласовании слов, употреблении пред­логов.

B. Высокий уровень развития связной речи: умение пересказы-
вать тексты, использовать сложные предложения.

Д. Ваш вариант ответа.

3.Есть ли у членов вашей семьи дефекты звукопроизношения?

4.Есть ли у вашего ребенка дефекты звукопроизношения?

5)Обращались ли вы за помощью к логопеду?

6.Как вы считаете, может ли детский сад оказать положительное воздействие на развитие речи ребенка?

7.Готовы ли вы сотрудничать с педагогами детского сада по воп­росам развития речи ребенка?

8.Консультацию какого специалиста вы хотели бы получить: логопеда, воспитателя, преподавателя грамоты, учителя начальных классов?

9.Какие еще вопросы по проблеме речевого развития ребенка вас интересуют?

Благодарим за сотрудничество!

Обработка результатов анкетирования.

Анализ результатов поможет воспитателям определить:

Общий уровень знаний родителей по развитию речи ребенка, чтобы правильно организовать дискуссию.

Какой процент родительского коллектива группы готов к сотруд­ничеству с педагогами по развитию речи ребенка.

Потребность родителей в консультативной помощи, чтобы запланировать встречи со специалистами.

Ход собрания

На мольберте красочно обозначена тема собрания. Воспитатели приветствуют родителей, приглашают в группу. Перед началом соб­рания родители знакомятся с выставкой литературы по развитию речи ребенка. Группа оформлена пословицами и поговорками о речи и языке.

  • Язык до Киева доведет.
  • В добрый час молвить, в худой промолчать.
  • Мал язык, да всем телом владеет.
  • Выстрелив, пулю не поймаешь, а слово сказав, не схватишь.
  • Кто говорит, тот сеет.
  • С тобою разговориться, что меду напиться.
  • Слово не стрела, а сердце сквозит.
  • Без языка и колокол нем.
  • Не пройми копьем, а пройми языком.
  • Язык без костей работает на хозяина и на гостей.
  • Язык впереди ног бежит.

Сегодня мы собрались с вами обсудить тему развития речи детей, как в детском саду так и в домашних условиях. Вы все знаете, что это актуальная тема для всех нас, так как у большинства детей языковой барьер. И родители часто дома говорят на родном языке, и дети слышат русскую речь только в детском саду.
Семья - это среда обитания, это культурный слой, на котором только и может расти человек. Это и защита, тепло, труд и отдых. Без семьи - человек, словно голый на ветру. Но семейная жизнь требует терпения, выдержки, умения жить с другим человеком.

1. «Веселые размышлялки-рассуждалки».

Воспитатель объявляет тему собрания и предлагает родителям посмотреть короткий видеофильм с рассуждениями детей о значе­нии некоторых сложных для их понимания слов.

Например: конку­ренция, компостировать, миссия, навострить, ностальгия, одушев­ленный, солнцепек, полуфабрикат, столпотворение и др.

Интересные, юмористические рассуждения детей привлекут вни­мание родителей к теме собрания и активизируют их участие.

2. О развитии речи ребенка.
Выступление старшего воспитателя

Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным язы­ком, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связано с умственным развитием человека. В раз­витии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются, прежде всего в постепенности процесса. У детей продолжается совершенствование всех сторон речи. Все более правильным, становится произно­шение звуков, более развернутыми - фразы, точнее высказыва­ния. На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков Л, Р, после чего дети начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

Значительно увеличиваются словарный запас ребенка, его коли­чественный и качественный состав. Дошкольник свободно обща­ется со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании ребенок стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. У детей скла­дываются представления о многозначности слов, они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением, в процес­се высказывания способны быстро подбирать синонимы, наиболее точно отражающие качества предмета.

Дети, ориентируясь на образец, способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности: они часто правильно пользуются вопросительной, повествовательной интона­циями, могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и др.

Дети учатся изменять темп речи с учетом содержания выска­зывания, четко произносить слова, учитывая нормы литературного произношения.

Таким образом, к моменту поступления в школу ребенок овла­девает правильным звукопроизношением, четко и ясно говорит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь. Строит различные по конструкции предложения, свободно пользуется монологической речью, способен рассказать содержание сказки, какого-либо события. В норме, имея доста­точно развитую, активную речь, ребенок пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим был понятен смысл высказывания.

Развитая речь значительно облегчает вхождение ребенка в новый коллектив (например, при поступлении в школу), сближение с незнакомыми детьми. Не менее важно умение ясно излагать свои мысли и для самоутверждения в коллективе, ведь это залог хорошей успеваемости, что, в свою очередь, дает ощущение уверен­ности в себе, необходимое при общении со сверстниками.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребенка обязательно принесет положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно исполь­зовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребенку.

Развитие речи ребенка в детском саду ведется по следующим направлениям:

воспитание звуковой культуры речи;

обогащение активного и пассивного словаря;

формирование грамматического строя речи;

развитие связной речи.

Совместная работа с семьей по этим направлениям ускорит пол­ноценное речевое развитие ребенка.

  1. Выступление учителя - логопеда

Развитие интонационной выразительности речи.
Воспитатель обращает внимание родителей на значение интонации в развитии речи ребенка. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в дет­ском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невы­разительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для пере­дачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребенок сразу заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясняйте ребен­ку, что интонация помогает точно передавать свои мысли и чувства, лучше понимать чувства и отношения к нам других людей.

Интонация включает в себя:

темп (ускорение или замедление скорости произнесения фраз);

ритм (чередование ударных слогов);

Логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова). «Речевые игры-помощницы».

Логопед предлагает родителям варианты речевых игр. Объясняет, что такие игры помогают стимулировать развитие речи ребенка, обогащают его словарь. Предлагает родителям вместе проиграть эти игры.

Игра «Скажи на оборот»

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь... (низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь... (близко).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты... (храбрец).

Теперь «начало» я скажу,

Ответишь ты... (конец).

прилагательные: мокрый - сухой, добрый - злой, тупой - ост­рый, светлый- темный, горячий - холодный, послушный - озор­ной, сильный - слабый, кривой - прямой;

существительные: день - ночь, добро - зло, мальчик - девочка, богатство - бедность, жадность - щедрость;

глаголы: бежать - стоять, смеяться - плакать, кричать - мол­чать, открывать - закрывать.

Сейчас дети вам покажут как мы развиваем мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковой гимнастики.

Санаторная группа

4.Воспитатель предлагает родителям посмотреть инсценировку отрывка из сказки «Волк и семеро козлят». Обращает их внимание на то, как дети, используя приемы интонационной выразительности, говорят тонким голосом козлят, грубым голосом волка, мелодичным голосом козы.

Средняя группа

5. Художественное слово в воспитании дошкольников. Выступление воспитателя

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше пере­давать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом. Напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произ­вольной памяти, умения внимательно слушать произведения худо­жественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - все это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родите­лям и педагогам в развитии речи ребенка.

Воспитатель предлагает ознакомиться с содержанием памятки.

  1. Перед прослушиваем художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребенка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи - все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.
  2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с воз­растными и индивидуальными особенностями ребенка.
  3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэ­тому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы.
  4. Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практи­чески буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы предлагаемые иллюстрации были как можно более реалистичными.
  5. Во время прочтения литературного произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что шестилетние дети способ­ны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребенка.

6. Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.

7. Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

6. Литературный КВН.

В группу приглашаются дети. Родители и дети делятся на две команды, чтобы в каждой были и взрослые, и дети. Воспитатель предлагает командам придумать названия, объявляет состав жюри.

КВН «Русский язык»

Конкурс №1. «Литературный».

Командам предлагается поочередно называть фамилии известных русских поэтов и писателей. Побеждает команда, назвавшая больше фамилий.

Конкурс №2. «Книголюбы».

Команды получают по конверту, в которых листки с фамилиями детских писателей. Участники должны вспомнить известные произ­ведения этого писателя.

Конкурс №3. «Поэтический».

Команды получают по картинке-пейзажу с изображением опреде­ленного времени года. Участники должны вспомнить стихи об этом времени года и прочитать их. Оценивается выразительность чте­ния.

Конкурс №4. «Загадка-догадка».

Ведущий демонстрирует командам картинки с буквальным изоб­ражением текста фразеологического оборота, игроки должны дога­даться, назвать этот оборот и объяснить его значение.

Мальчик сидит в большой калоше. (Сесть в калошу - попасть в нелепую ситуацию.)

Папа ведет сына не за руку, а за нос. (Водить за нос - тянуть время, обманывать.)

На лице девочки очень большие губы. (Надуть губы - сильно обидеться.)

На голове у человека снежный сугроб. (Как снег на голову -неожиданно.)

Несколько ворон держат в клювах цифры по порядку. (Считать ворон - тратить время зря.)

Мальчик руками растягивает резиновый шпагат. (Тянуть рези­ну - терять время.)

Конкурс № 6. «Ребусы».

Командам предлагаются конверты, в которых лежат картинки с ребусами. Необходимо их прочитать:

40 А (сорока)

100 Л (стол)

ПО 2 Л (подвал)

3 БУНД (трибуна)

Конкурс № 7. «Расскажем друг о друге».

В конкурсе участвуют дети и мамы. Сначала дети по очереди отвечают на вопрос: «Какая твоя мама?», называя одно качество: красивая, добрая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая, внимательная, модная, веселая и т.д.

Затем мамы дают характеристики своим детям: мой ребе­нок - умный, веселый, озорной, послушный, красивый, добрый и т.д. Побеждает команда, назвавшая большее количество качеств.

Жюри подводит итоги литературного КВНа.

7.Вы знаете, что в детском саду с 15 по 18 марта проводилась неделя речевого развития. На недели речевого развития воспитатели совместно с детьми показывали занятия, игры и кружковую работу в группах для родителей по развитию речи детей. Проведено анкетирование родителей по развитию речи детей и высказывания о посещенных занятиях.

8. Подведение итогов собрания, обмен мнениями, вручение дипломов победителям в конкурсах.

Цель: формирование у родителей представления о понятии «речевое развитие ребенка» и способах повышения уровня этого развития.

  1. Информировать родителей об аспектах речевого развития ребенка.
  2. Сформировать представление об основах конструктивных детско-родительских отношений.
  3. Познакомить родителей с формами логопедической работы, которые необходимо использовать при индивидуальной работе с ребенком дома.
  4. Пополнить педагогический арсенал родителей, способствовать повышению их речевой культуры.

Используемые технологии:

Квест-технология;

— ТРИЗ-технология;

игровые технологии;

— мини-лекция;

— психологические, трениговые упражнения;

— элементы мастер-класса;

— ИКТ-технологии (видеофильм, презентация);

Форма проведения родительского собрания: квест-игра.

Продолжительность мероприятия: 1,5 часа.

Количество родителей в квест- группах — 6-8 чел.

Количество квест- групп – 3

Продолжительность работы станций – 20 мин.

Предварительная работа:

Подготовить:

  • необходимое мультимедийное оборудование для показа презентации и видеофильма, микрофон, аудиоаппаратура для музыкального оформления;
  • листы регистрации;
  • разноцветные жетоны для распределения участников родительского собрания на квест-группы;
  • анкеты для родителей: экспресс-диагностика, анкета обратной связи;
  • необходимые материалы и оборудование для обеспечения работы станций квест-игры;
  • призы для награждения;
  • выставку литературы по развитию речи детей.
  • пригласительные билеты для родителей.

Сценарный план родительского собрания.

Этапы Цель этапа Инструмента-рий педагога по достижению цели Раздаточ-ный материал Деятельность родителей Планируемый результат
Вводный Сформировать у родителей представление о понятии «речевая компетент-ность ребенка» Анкетирова-ние, мини-лекция, презентация анкеты Заполнение анкет, просмотр презентации Выявление уровня родительской компетентности в ходе экспресс-диагностики, ознакомление родителей с содержанием темы собрания.
ОсновнойКвест-игра Выработать у родителей основополагающие навыки конструктивного речевого взаимодействия с ребенком, способствующее развитию его речевой деятельности. Квест-задания, деловые игры, элементы мастер-класса с выполнением практических заданий Карточки с заданиями Выполнение квест-заданий, участие в мастер-классе Формирование представлений о построении конструктивного взаимодействия с ребенком, направленного на формирование следующих основных аспектов его речевой компетентности:

— лексико-грамматическая;

— фонетико-фонематическая;

— коммуникативная

Заключи-тельный Получение обратной связи. Подведение итогов Круглый стол. Вручение наград победителям Грамоты, памятки, призы Обмен мнениями, формулировка запросов для дальнейшего взаимодействия Оптимизация процесса детско-родительского и психолого-педагогического взаимодействия.

Ход родительского собрания.

  1. Регистрация участников родительского собрания и организация начала мероприятия:

— родители заполняют лист регистрации;

— получают:

  • программки родительского собрания с названием станций и обозначением места работы станций;
  • разноцветные жетоны для распределения по группам;
  • анкету обратной связи;

— родители приглашаются в актовый зал образовательной организации;

— в зале звучит спокойная музыка, на экране слайд с темой родительского собрания и сведениями об организаторах мероприятия.

  1. Вступительное слово ведущего.

Уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на нашей встрече, посвященной проблемам развития речи дошкольников. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребенку первые знания и умения. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни. Только совместными усилиями родителей и педагогов мы можем решить проблемы в речевом развитии детей.

Сегодня мы предлагаем Вам поучаствовать в квест-игре на тему: «Родительская компетентность в вопросах речевого развития современных детей». Квест-игра будет проходить в виде путешествий по различным станциям. Последовательность станций размещена в маршрутных листах у руководителей групп. Распределение в группы осуществляется по цвету жетонов, которые Вы получили при регистрации.

Уважаемые родители! Мы предлагаем сформированным группам отправиться в увлекательное путешествие! В ходе работы на станциях просим Вас заполнить анкету обратной связи (можно заполнить в ходе работы Круглого стола).

По окончании работы станций приглашаем Вас в актовый зал для поведения итогов и награждения победителей.

  1. Подведение итогов. Награждение победителей.

Станции для квест-игры.

I станция. «Все начинается с любви…»

Цель: Сформировать у родителей представление о понятии «конструктивное взаимодействие с ребенком».

Ход станции.

Уважаемые родители!

Мы рады вас приветствовать и благодарны вам за то, что вы нашли время и вас есть желание помочь вашим детям в их речевом развитии.

Позвольте начать нашу встречу с известного стихотворения Р. Рождественского «Все начинается с любви».

Действительно, все в этой жизни начинается с любви, а родительская любовь и вовсе может творить чудеса, ведь любящий родитель, понимая, что ребёнок — это его творение, его продолжение, принимает его таким, какой он есть: особенным, не похожим на других, неуклюжим или талантливым – любым.

Безусловная родительская любовь становится той стартовой площадкой, которая позволяет ребёнку достичь звездных высот, стать успешной личностью и счастливым человеком! Особенно показательной в этом плане является судьба известного изобретателя Т. Эдисона.

Предлагаем Вам познакомиться с его историей.

  1. Просмотр видеоролика «Роль материнской любви в судьбе Томаса Эдисона».

Уважаемые родители! Хотелось бы обратить Ваше внимание на тот факт, что мать Т.Эдисона не была профессиональном педагогом, но в меру своих сил она старалась создать такие условия, которые способствовали коррекции и развитию способностей её ребенка. Если мы хотим, чтобы наши дети стали успешными, мы должны приложить максимум усилий для создания обстановки, стимулирующей развитие наших детей. Как этого добиться? Какие условия необходимы для стимулирования именно речевого развития ребёнка?

Предлагаем Вам сыграть в игру «Цветик-семицветик», в ходе которой мы попробуем найти ответ на интересующие нас вопросы.

  1. Игра «Цветик-семицветик» (основные положения конструктивного взаимодействия):

Уважаемые родители! Всем Вам знакома сказка В. Катаева, в которой девочке Жене помогал в исполнении её заветных желаний волшебный цветок. Представим, что он перед нами и сейчас на каждом их его лепестков записаны заветные желания наших детей, касающиеся их речевого развития. Давайте воспользуемся этими волшебными подсказками и поможем нашим детям. Родители по очереди отрывают лепестки и зачитывают инструкции – пожелания.

Лепесток № 1

Дорогой родитель! Чтобы я хорошо понимал твои требования и мы легко могли общаться друг с другом, пожалуйста, научись строить Я-высказывания.

Комментарий ведущего: Я-высказывание – это психологический термин, подразумевающий особенную формулировку словесной реакции на действия другого человека с помощью упора на свои мысли и чувства.

В противовес им идут Ты-высказывания, когда говорящий упоминает только поступки оппонента. В чем принципиальная разница этих двух способов?

Когда мы говорим о своем недовольстве через Ты-высказывания, мы обвиняем человека, заставляем его защищаться, автоматически делая «врагом». Он не сможет понять точку зрения собеседника, поскольку изначально поставлен в позицию противника.

Ты уделяешь мне слишком мало внимания!

— А ты тратишь слишком много денег на шмотки!

Если попытаться выразить то же самое не через обвинения, а через выражения своих эмоций, вызванных теми же событиями, можно значительно смягчить удар и избежать конфликтов.

Эта техника помогает достучаться до собеседника, прорвать тот кокон эмоциональной защиты, в который он вынужден был закутаться.

Применение Я-высказываний будет полезно для любого общения – и семейного, и дружеского, и делового.

Научившись технике Я-высказываний, можно стать настоящим мастером дипломатии, научиться более безболезненно разрешать конфликты и не обижать ребёнка ненужными упреками и обвинениями.

Как правильно выстроить Я-высказывание?

Техника Я-высказывания содержит в себе пять последовательных этапов.

1. Эмоции и чувства. Вначале необходимо выразить свои эмоциональные реакции. Собеседник еще не знает, о чем пойдет речь, но уже настроен помочь и поддержать вас, ведь вы обращаетесь к нему за помощью.

Я расстроился. Я в растерянности. Мне очень неприятно. Мне так стыдно.

Я готова расплакаться. Я сержусь.

2. Что вызвало эти эмоции? Теперь нужно рассказать о событии или своем состоянии, которое повлекло за собой эту реакцию. Формулировать эту часть нужно также через форму «Я».

Я опоздала на работу, потому что убирала разбросанные тобой вещи.

Я все выходные занимался ремонтом поцарапанного автомобиля, и я не смог поехать на пикник.

3. Пояснение, почему это действие вызвало такую реакцию.

Для меня это событие было очень важным.

Я потратил на это много усилий.

Я очень устаю и необходимость делать дополнительную работу выматывает меня еще больше.

4. Выражения пожеланий и просьб.

Давай договоримся, что будем мыть посуду по очереди, через день.

Я тебя прошу звонить и сообщать мне, если у тебя меняются планы.

5. Предупреждение о своих намерениях. Этот шаг не обязателен, но в некоторых ситуациях придется им воспользоваться.

К сожалению, я больше не смогу одалживать тебе машину.

Если ты забываешь об этом, я буду почаще напоминать тебе.

Давайте потренируемся в построении Я-высказываний . Родителям предлагается построить высказывания в следующих ситуациях:

Ребенок не убрал игрушки. Не хочет есть. Не хочет ложиться спать и т.д.

Лепесток № 2

Дорогой родитель! Пожалуйста, проявляй свою любовь ко мне: я в ней очень нуждаюсь и очень хочу чувствовать, что ты меня любишь всегда, даже когда я капризничаю.

Комментарий ведущего: для нормального развития ребенка очень важно проявлять эмпатию по отношению к нему: поглаживать, прижимать к себе, говорить ласковые слова. Даже если ребёнок совсем маленький и еще не умеет разговаривать, он слышит и воспринимает Вашу интонацию. Помогите ему почувствовать Вашу любовь. Ребенок должен знать, что мама любит его всегда, даже если он совершит оплошность. Для нормального развития ребенку необходимо не менее 8 объятий в день и 7 поцелуев.

Давайте потренируемся и составим копилку ласковых слов и обращений к ребёнку.

Самые активные родители получают жетоны.

Лепесток № 3

Дорогой родитель! Пожалуйста, разговаривай со мной! Когда я совсем маленький, обращенные ко мне слова способствуют развитию импрессивной речи (т.е. восприятие речи других людей). Когда я становлюсь старше, мне интересно разговаривать, узнавать новое и высказывать свое мнений. Беседуя со мной, строй предложения так, чтобы я вынужден был давать развернутый, а не односложный ответ. Это поможет мне овладеть искусством ведения диалога.

Лепесток № 4

Дорогой родитель! Пожалуйста, не оставляй меня наедине с гаджетами, т.к. я хочу научиться живому общению и построению отношений с людьми, а не с бездушной машиной. Создай условия для моего познавательного развития, интересных походов, общения со взрослыми и сверстниками. Это лучшее средство для развития души, речи и интеллекта.

Лепесток № 5

Дорогой родитель! Пожалуйста, научись приемам активного слушания, чтобы я понимал, что ты слышишь меня и тебе интересно общение со мной. Эти приемы описаны в книге Т. Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания»:

1.Смотри на меня, когда я говорю. Сделай так, чтобы наши глаза были на одном уровне.

2.Используй технику «Эхо»: дословно повторяй мои последние слова и кратко содержание моего высказывания: «Если я правильно тебя поняла, то ты сказал о том, что тебе очень хочется поскорее пойти гулять?»

3.Когда я говорю, кивай головой, «угукай», говори «Да, я понимаю». Это поможет мне понять, что мои мысли и суждения, как и я сам, интересны и дороги тебе.

4. Если я не могу закончить фразу или выразить точно свою мысль, не делай этого за меня, а задай мне наводящие вопросы, чтобы я сам сумел закончить высказывание. Это поможет мне почувствовать свою значимость и поднимет мою самооценку.

Лепесток № 6

Дорогой родитель! Пожалуйста, стимулируй мою мелкую моторику: играй в пальчиковые игры «Сорока-сорока» и др., рисуй, лепи. Это позволит подготовить руку к письму и будет стимулировать речевой центр мозга.

Лепесток № 7

Дорогой родитель! Воспитывая меня, пожалуйста, помни заповеди великого педагога Януша Корчака:

  • Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  • Люби своего ребенка любым- неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Комментарий ведущего: Уважаемые родители! Мы активно работали сегодня, пытаясь найти ответ на вопрос о том, как стимулировать речевое развитие ребенка. Завершая наше общение, давайте поблагодарим друг друга и скажем друг другу комплимент, начинающийся со слов: «Вы успешный родитель, потому что …».

Родители встают в круг и произносят по очереди комплименты друг другу.

Станция № 2 «Мои слова- моё богатство»

Цель: Выработать навыки педагогического воздействия, направленного на расширение лексического запаса ребенка и формирование навыков грамотной речи (фонетика, грамматика).

  1. Вступительное слово ведущего.

Мы рады Вас приветствовать и благодарны Вам за то, что Вы нашли время и у Вас есть желание помочь Вашим детям в их речевом развитии.

Любая встреча начинается со знакомства. Мы предлагаем Вам познакомиться поближе и сыграть в незатейливую игру, которая так и называется «Знакомство». Я предлагаю Вам встать в круг и, передавая друг другу волшебное сердечко, поприветствовать соседа справа, называя своё имя и стараясь назвать как можно больше черт характера человека, которые начинаются на букву Вашего имени, например: Здравствуйте! Я рада Вас видеть, меня зовут Светлана, я серьёзная, справедливая, самостоятельная, способная, сосредоточенная, самодостаточная и т.д. Участник, назвавший более 3-х слов, получает жетон.

Уважаемые родители! Эта игра позволила нам не только познакомиться друг с другом, но и предоставила возможность акцентировать Ваше внимание на таком важном аспекте, как пополнение словарного запаса наших детей. Подобные игры можно использовать ежедневно, дома или во время прогулки. Предлагайте детям разные задания подобного типа, например, сегодня мы соревнуемся, кто больше назовёт слов на букву «Р» и т.п. Предлагайте детям играть в Балду, Буриме и др. игры, стимулирующие детей к обогащению своего лексикона.

Важным аспектом речевой компетентности человека является фонетико-фонематическая сторона его речи. Неверное, нечеткое произношение звуков может стать поводом для насмешек. Позаботьтесь о психологическом здоровье Вашего ребёнка, отрабатывайте с ним чистоту произношения с помощью чистоговорок и скороговорок.

Чистоговорки постоянно используются в логопедической практике в качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков, то есть для развития речи. Варианты использования чистоговорок различны: проговаривание по очереди, коллективно, с различной эмоциональной окраской голоса, от имени сказочных героев, с использованием мяча, массажного мячика, «Речевого куба».

А вообще чистоговорка — это шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у взрослых и детей.

Основная задача чистоговорок — обучение детей четкому произношению звуков.

Давайте попробует сделать это вместе. Родители отрывают от цветика-семицветика листочки и проговаривают написанное в соответствии с заданием: например, прочитайте чистоговорку от лица Медведя из сказки «Теремок» или от лица Волка из сказки «Семеро козлят».

Например:

Чистоговорки в картинках.

Вот такие карточки можно использовать для занятий с ребенком.

В работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста скороговорки необходимо использовать, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогает формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все звуки, не пропуская их и не «заглатывая».

Обязательное условие! В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные. Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.

Самые важные скороговорки для улучшения дикции – это, конечно, «на букву Р» и на шипящие согласные. Чтение сложных скороговорок поможет закрепить навыки, а смешные детские скороговорки помогут учиться играючи.

Примеры скороговорок, которые родители читают по очереди.

Скороговорки на букву «Р»

Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь.

На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап!

Уважаемые родители! Школьные успехи Вашего ребёнка и его жизненная успешность во многом зависят от того, насколько грамотной является речь Вашего ребёнка: правильно ли он ставит ударение в словах, умеет ли верно использовать падежные конструкции и предлоги, строить предложения.

Но речь наших детей будет правильной и грамотной только в том случае, если таковой является речь окружающих их взрослых. Предлагаю Вам пройти маленький тест и проверить свои знания из области русской грамматики.

Тест «Правильно ли Вы ставите ударение в этих словах»

(правильный вариант выделен цветом)

ЩАвель ЩавЕль
ОбеспечЕние ОбеспЕчение
ГипОтеза ГипотЕза
ЗАвидно ЗавИдно
ДоговОр ДОговор
ШарфЫ ШАрфы
СрЕдства СредствА
БаловАть БАловать
ДиспАнсер ДиспансЕр
ОдновремЕнно ОдноврЕменно
ЖАлюзи ЖалюзИ
КатАлог КаталОг
ЧерпАть ЧЕрпать
КрасИвее КрасивЕе
ПлатьЯ ПлАтья
ГазопровОд ГазопрОвод
ОткупОрить ОткУпорить
СливОвый СлИвовый
СвЕкла СвеклА
КвАртал КвартАл
ТОрты ТортЫ
ИскрА Искра
ДосУг ДОсуг

Родители, набравшие по результатам теста 12 баллов и выше — получают жетоны.

Тест № 2 Исправь ошибку.

  1. Мой ребенок пойдет в школу в двухтысяча девятнадцатом году. Правильно: … в две тысячи
  2. Мне нужно успеть купить все необходимое для школы к 1-му сентябрю . Правильно: … к 1-му сентября ; 8-му марта и т.п.
  3. У двоих девочек нашей группы рисунки получились более красивее . Правильно: .. у двух девочек … более красивыми.
  4. Я вернулась с командировки в четверг. Правильно: … из командировки.
  5. Кондуктор требовал оплатить за проезд . Правильно: … заплатить за проезд или оплатить проезд .

Родители, набравшие по результатам теста наибольшее количество баллов — получают жетоны.

"Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;

Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

План проведения:

1.Вступительная часть - объявление темы собрания, целей

2.«Чашку чаю я налью, про речь я нашу расскажу» - советы родителей по развитию речи детей в домашних условиях

3.Домашнее задание для родителей: составление альбома по развитию речи
детей «Речевичок»

Ход мероприятия

Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в очередной раз, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.

« Успешное речевое развитие ребёнка»

Уважаемые родители, как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка зависит от чего? (выберите на карточке правильный ответ), докажите, приведите личный пример.

Факторы успешного развития речи ребёнка- (карточки для родителей приготовить заранее)

  1. От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
  2. От общения ребёнка со сверстниками
  3. От строения артикуляционного аппарата
  4. От речи взрослых (как образец для детей)
  5. От развития мелкой моторики
  6. От чтения детям художественной литературы
  7. От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей), т.е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей (на письме).

Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени!!! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее - это помощь логопеда (консультация)

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок - привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей), учить наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Если ваш ребёнок искажает слова - не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Развитие речи детей происходит в саду не только на занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы, но и в течение всего дня.

Чем же мы занимаемся на занятиях по развитию речи:

Общаемся, развиваем свою речь через беседы, игры речевые, рассматривание картин, описание картинок, описания игрушек, описания одежды и обуви, заучивания стихотворений, загадок, пересказа сказок, наблюдения за жизнью птиц зверей на улице в саду, читаем сказки и стихи, звуковые игры и упражнения.

В познавательном развитии задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации.

Ребенок должен получить четкие представления:

Об окружающих предметах и их назначении;

О качествах (цвет, величина, форма) предметов;

О свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.) предметов;

О материале, из которого сделаны предметы

Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.

  • Игра "Я заметил". Взрослый предлагает каждому ребенку назвать предметы, мимо которых он проходит по дороге в детский сад, и подобрать к именам существительным как можно больше имен прилагательных.
  • Игра "Вспомним "вкусные" слова и угостим друг друга".Взрослый и первый ребенок поочередно называют "сладкие" слова, взрослый и второй ребенок поочередно называют "соленые" слова и т.д.
  • Игра "Доскажи словечко".Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. Например: " Ворона каркает, а воробей… .Сова летает, а заяц.."
  • Игра "Давай искать слова на кухне".Дети отвечают на вопросы взрослого. Например: "Какие слова можно вынуть из борща? Какие слова есть в винегрете? Какие слова есть в кухонном шкафу?"

Еще в старину были придуманы скороговорки - род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения.

Позанимайтесь с ребенком скороговорками, умерьте торопливость его речи. Ему понравятся эти забавные и короткие стишки.

Скороговорки для развития речи

А сейчас дорогие родители я предлагаю вам на мгновенье превратиться в детей и поиграть в речевые игры.

Игра «Подберите эпитеты к словам»

Снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

Человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

Дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

Слон (большой, серый, толстый, добрый)

Игра «Сравни предметы между собой» .

Нужно найти как можно больше сходства и различия.

Стол - стул

Кресло - диван

Рубашка - футболка.

Игра «Сплетем венок из предложений» (с мячом)

Я произношу предложение, а вы находите в нем последнее слово и с этого слова придумываете новое предложение.

Например : 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3. Мой стол чистый. 4. Чистые руки - залог здоровья и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Родителям предлагается принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в домашних условиях с детьми. Принимать активное участие в любых играх с детьми. Устраивать экскурсии по интересам детей, что так же поможет расширению и обогащению словаря и кругозора детей. Помните!!!: только игровая форма изложения всегда позволит сделать серьезное обучение радостным, желанным и главное - успешным.

Памятка для родителей по развитию речи детей

  1. Общее правило - чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
  2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком - делайте его предложения распространенными.
  3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
  4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
  5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
  6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать - другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
  7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками - это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
  8. Обращайте внимание детейна звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический(речевой) слух.
  9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
  10. Читайте с ребёнком художественную литературу - это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
  11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
  12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
  13. Играйте с ребёнком в разные игры.

Документы для скачивания: