Коррекционные занятия с аутичными детьми дошкольного возраста. Детский аутизм — как организовать занятия с ребенком-аутистом

Индивидуально-ориентированная коррекционная программа для ребенка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

1. Пояснительная записка.

1.1 Актуальность.

За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Совокупность различных негативных факторов способствует изменению мотивации образовательной деятельности у детей, снижает их творческую активность, замедляет их физическое и психическое развитие, вызывает отклонения в социальном поведении. По частоте распространенности ранний детский аутизм (РДА) находится на 4 месте среди различных видов патологии у детей. Пока не существует общепринятого похода к коррекции РДА ни в России, ни за рубежом.

1.2 Научная обоснованность.

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

  • недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
  • отгороженность от внешнего мира;
  • слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);
  • недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители;
  • приверженность к сохранению неизменности окружающего;
  • однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
  • разнообразные речевые нарушения при РДА (эхолалия, алалия и др.)

При всем разнообразии выраженности РДА у всех детей наблюдается аффективная дезадаптация, что проявляется в неустойчивости внимания, слабости моторного тонуса, нарушении восприятия, мышления.

Теоретическую основу индивидуально-ориентированной программы составляют: теоретические и практические разработки специалистов, работающих с детьми с искаженным развитием К.С. Лебединской, О.С. Никольской, В.В. Лебединского, Е.Р.Баенской, Т.И. Морозова и других авторов. При составлении индивидуально-ориентированной программы я использовала научно-практическое пособие, разработанное кандидатом психологических наук, доцентом СПбГУ И.И. Мамайчук «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» (раздел «Психологическая коррекция детей с искаженным развитием»), работу С.В. Ихсановой «Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками», работу Е.А. Янушко Е.А. «Игры с аутичным ребенком и других авторов, работающих с детьми с проблемами в развитии.

1.3 Организация межпредметных связей.

Ведущим специалистом, реализующим программу, выступает педагог-психолог. Формируемые в процессе реализации программы умения и навыки у ребенка закрепляются учителем-логопедом, учителем-дефектологом при проведении индивидуальных занятий, а также родителями в домашних условиях в соответствии с рекомендациями педагога-психолога.

1.4 Цель программы.

Формирование способности к социальному взаимодействию и способности к общению, гармонизация эмоционально-аффективной сферы, формирование произвольной регуляции поведения.

1.5 Задачи программы:

Основные:

  1. Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с ребенком;
  2. Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
  3. Создание эмоционально положительного настроя;
  4. Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
  5. Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;
  6. Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм);
  7. Организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности;
  8. Формирование произвольной регуляции деятельности (умение действовать по инструкции, образцу, формирование навыков самоконтроля, формирование интереса к конечному результату своих действий);
  9. Развитие целенаправленных предметно-практических действий в процессе занятий;
  10. Развитие социально-адаптивных функций, коммуникативных навыков (учить ребенка приветствовать других людей, прощаться, соблюдать правила поведения, выполнять требования взрослых, способствовать обучению различным формам взаимодействия)

Сопутствующие:

Формирование пространственных представлений (уровень пространства собственного тела),

Развитие зрительно-моторной координации, зрительного восприятия (через различные виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, раскрашивание и штриховка, через конструирование и работу с мозаикой и т.д.)

1.6 Адресат программы.

Ребенок старшего дошкольного возраста с РАС (3 группа РДА по классификации О.С. Никольской).

1.7 Продолжительность курса: Программа рассчитана на один учебный год: период с сентября по апрель и включает индивидуальные (комплексные) занятия с ребёнком. Занятия проходят 1-2 раза в неделю продолжительностью в 60 мин.

1.8 Планируемые результаты:

После прохождения курса коррекционно- развивающих занятий ребенок начнет вступать в активный контакт с окружающим миром, людьми. На основе этого станет возможным развитие произвольной регуляции деятельности, познавательных процессов, пространственных представлений, зрительно-моторной координации, социально-адаптивных функций.

1.9 Система оценки достижения

Результативность проведенной коррекционно-развивающей работы будет оцениваться с помощью психологической диагностики, которая включает в себя: обследование ребенка по методикам «Психолого-педагогическое обследование детей раннего и дошкольного возраста» Е.А.Стребелевой, «Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст» авт. М.М.Семаго и Н.Я.Семаго Н.Я. Семаго, беседа с родителями. Первичная психодиагностика (сентябрь), итоговая психодиагностика (май).

2. Организационный раздел

2.1 Учебно-тематический план программы

Наименование раздела и тем занятий

Всего (час)

Форма
контроля

Первый этап(адаптационный) - установление контакта с ребенком

На занятиях поощряется любая, даже минимальная активности ребенка. Коррекционные воздействия на данном этапе направлены на реализацию ребенком собственных резервов. Используются разнообразные приемы, направленные на изменение аффективного состояния. Основу занятий составляют различные сенсорные игры, основанные на интересах ребенка, создание щадящей сенсорной атмосферы.

Наблюдение за ребенком в процессе занятий, беседа с родителями

Психологическая диагностика (первичная и итоговая).

Второй этап - усиление психической активности ребенка

Использование специфики поведения ребенка в процессе коррекции. Использование момента аффективного подъема у ребенка и придание ему реальный игрового эмоционального смысла (тактильные, сенсорные, музыкальные игры)

Третий этап- организация целенаправленного поведения ребенка

Формирование стереотипных действий в определенных ситуациях, приобретение самостоятельных специальных умений (игры, направленные на длительное положительное сосредоточение ребенка. Например, игра «Мыши тише-тише», «Море волнуется», «Глаза в глаза» и пр.). Переход к более сложным играм и упражнениям (сюжетно-ролевые игры, игры, направленные на формирование познавательных процессов)

Итого: 30 часов

1.2 Система реализации программы по учебным годам:

Структура занятий и основное содержание структурных компонентов занятия:

Каждое занятие в программе имеет определенную структуру, включающую в себя: ритуал приветствия, основную часть занятия (игры, направленные на установление контакта с ребенком, усиление психической активности ребенка, организацию целенаправленного поведения ребенка, развитие целенаправленных предметно-практических действий в процессе занятий и т.д.), ритуал прощания. На занятиях разные виды деятельности плавно сменяют друг друга. В процессе занятия каждое действие ребенка повторяется несколько раз и закрепляется в игровых ситуациях.

Методы, используемые при реализации программы:

Программа реализуется с использованием следующих методов:

1. Психодиагностика ребенка (первичная диагностика и итоговая) с использованием следующих методик: «Психолого-педагогическое обследование детей раннего и дошкольного возраста» Е.А.Стребелевой, «Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст» авт. М.М.Семаго и Н.Я. Семаго Н.Я. Семаго, беседа с родителями.

2. Консультирование (индивидуальные консультации родителей по проблемам развития ребенка, выработке оптимального стиля общения с ним, закреплению полученных навыков в ходе реализации программы.).

3. Коррекционно-развивающая работа: проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программе.
Основными методическими средствами при организации занятий являются: различные сенсорные игры (игры с водой, глиной, крупами, красками и т.д.), игровая терапия (на начальном этапе недирективная), различные виды тактильных игр (пальчиковая гимнастика, и т.д.), музыкотерапия (прослушивание музыкальных произведений, игра на музыкальных инструментах), сюжетно-ролевые игры, игры и упражения, направленные на формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти), произвольности поведения, пространственных представлений, дидактические игры.

Методические требования к занятиям:

Любые задания должны предлагаться ребенку в наглядной форме;

Объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, од ними и теми же выражениями;

Речевые инструкции должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением особого внимания на тональность;

После выполнения задания психолог должен обязательно обратить внимание ребенка на его успехи. Даже минимальная активность ребенка требует
обязательного поощрения.

Требования к условиям реализации программы:

Занятия проводятся в условиях игровой комнаты. В игровой комнате должно быть мягкое освещение, палас или ковер на полу. Не должно быть острых тяжелых предметов, неустойчивой мебели. Количество игрушек должно быть ограничено, чтобы не отвлекать ребенка

Обязательным является идентичность обстановки занятий и постоянный специалист, работающий с ребенком, так как аутичные дети трудно приспосабливаются к новой обстановке и новым людям

Предметно-развивающая среда:

Музыкальные игрушки, материалы для сенсорных игр (песок, крупы, краски, тесто для лепки, мыльные пузыри и т.д.),материалы для творчества (пластилин, бумага для рисования, цветная бумага, цветные карандаши, восковые мелки, клей, кисточки), магнитофон;
- игрушки, соответствующие возрасту ребенка (деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы; разнообразные матрешки, пирамидки, вкладыши, мозаики, настольно-печатные игры: лото, разрезные картинки, доски Сегена и т.д; игрушки для сюжетно-ролевых игр, разнообразные мячи, обручи и т.д.

Система оценки достижений планируемых результатов:

Результативность проведенной коррекционно-развивающей работы будет оцениваться с помощью психологической диагностики. Психодиагностика проводится в индивидуальной форме (количественная и качественная оценка). По результатам психологической диагностики составляется итоговое психологическое заключение.

Учебная программа (приложение 1)

4. Список литературы:

  1. С.В. Ихсанова Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками С-П, Детство-Пресс, 2011.
  2. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция М.: Изд-во МГУ, 1990
  3. Е.К.Лютова Г.Б.Монина Тренинг эффективного взаимодействия с детьми СП,Речь, 2005.
  4. И. И. Мамайчук Помощь психолога детям с аутизмом. - СПб.:Речь, 2007.
  5. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М- М.: Теревинф, 1997
  6. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия М.: Теревинф, 2004

Заключение: После прохождения курса коррекционно-развивающих занятий у ребенка отмечается положительная динамика развития по следующим направлениям:

1. Формирование произвольной регуляции деятельности: На занятиях мальчик стал выполнять простой алгоритм действий по просьбе педагога: «Возьми стаканчик, налей воды, поставь на стол». Может сделать по образцу простые постройки «мостик», «дорожка», «диван», «домик».

2. Организация целенаправленного взаимодействия ребенка с психологом, повышение активности ребенка в процессе общения: Ребенок стал включаться в сюжетную игру: «Отвезем кирпичи на стройку, построим дом», «Мишка пошел за малиной, потом угощал друзей» и т.п. Стал привлекать внимание взрослого к своим действиям: «Посмотри на меня», «Смотри, я написал имя» и др.

3. Формирование пространственных представлений: мальчик стал показывать основные части лица, тела (глаза, брови, уши, руки, ноги, живот, спина, колени). Стал понимать «верх», «низ» относительно предметов в пространстве (например: «Брось мяч вверх», «Посмотри на полочке внизу»).

4. Развитие социально-адаптивных функций: мальчик стал здороваться, приходя на занятия. Ребенок стал обращаться к другим детям, взрослым по своей инициативе: «Здравствуй, тетя! Как у тебя дела? Куда ты идешь?» и т.п. Ребенок стал более спокойным, проявления негативизма наблюдаются реже.

Екатерина Алчинова
Коррекционно-развивающее занятие для детей 3–4 лет с особыми возможностями здоровья (ранний детский аутизм)

Задачи:

1. Снятие эмоционального напряжения, создание позитивного настроя.

2. Развитие познавательной деятельности, создание категорий.

Оборудование: муляжи (картинки) овощей и фруктов, сухой бассейн с шарами.

Ход занятия

I. Приветствие

Упражнение «Мы здороваемся по-разному» (контакт локтями)

II. Разминка

Пальчиковая игра «У бабы Фроси»

У бабы Фроси Пяток внучат. Выставить вперед правую руку. Растопырить пальцы правой руки.

Все каши просят. Все криком кричат. Поднести руки рупором ко рту. Громко крикнуть: “А-а-а!”ё

Акулька в люльке, Аленка в пеленке, Аринка на перинке, Степан на печке, Иван на крылечке. По очереди сгибать пальцы правой руки к ладони, начиная с мизинца. Отвести большой палец в сторону

Баба тесто месила, кашу варила, молоко топила, внучат кормила. Руки “месят тесто”. Левая рука “помешивает кашу”. Руки “ставят корчагу в печь”. Руки “раздают миски”.

Как каши наелись, молока напились, бабе поклонились, угомонились. Пальцы правой руки легко сгибаются, кланяясь левой руке. Расслабленные руки ложатся на стол.

III. Основное содержание

Упражнение "Овощи" и "Фрукты".

Цель: умение отличать овощи и фрукты; разграничивать предметы по категориям.

Задание: рассортировать муляжи (картинки) овощей и фруктов.

Материал: муляжи (картинки) овощей и фруктов

Сядьте с ребенком за стол и скажите: " Сейчас мы рассмотрим картинки!". Держите стопку картинок у себя, чтобы он не отвлекался. Покажите ему картинку со словами: "Смотри! Это овощ". Следите, чтобы он смотрел на картинку, а затем положите ее перед ним на стол. Возьмите картинку с фруктом и скажите: "Смотри! фрукт". Подчеркните слова "овощ" и "фрукт". Положите вторую картинку рядом с первой. Выполняя это упражнение не называйте предметы, так как сейчас речь идет не о конкретных обозначениях. Перейдите подобным же образом к следующим картинкам. Говорите каждый раз: «Это овощ! Это фрукт!»,- и кладите картинки на соответствующие стопки. Когда все картинки будут рассортированы, заканчивайте упражнение и пусть ребенок поиграет. Повторите это упражнение в следующие дни еще 2-3 раза, сами сортируя картинки. Когда ему задание станет знакомым, попросите ребенка показать, к какой стопке относится картинка. Делайте это, сначала работая с одной или двумя картинками. Привлекайте его все больше, пока он не сможет самостоятельно сортировать все картинки.

Игры в сухом бассейне.

Упражнение «Ежики спрятались». Исходное положение: лежа в бассейне на спине. Ребенок прижимает колени к груди, обхватывают их руками и перекатываются на спине вперед и назад.

Упражнение «Бабочка летит». Исходное положение: сидя в бассейне, ноги согнуты в коленях. Ребенок разводит и сводят колени.

IV. Рефлексия занятия

Что мы сегодня делали на нашем занятии?

Что понравилось?

Что не понравилось?

V. Ритуал прощания

Упражнение «Прощание» (контакт локтями)

Тема: Домашние животные.

Цель: развить единство сенсорного восприятия как базы для формирования экспрессивной и импрессивной речи.

Задачи:

  • учить воспринимать в единой совокупности (зрительно, тактильно, на слух) реалии окружающего мира на материале занятия;
  • формировать навык слежения за перемещением предмета в пространстве;
  • развитие мыслительных операций: конкретизация, обобщение;
  • развитие импрессивной речи;
  • формирование первичных навыков экспрессивной речи;
  • воспитание учебного поведения и общеучебных умений.

Педагогический инструментарий:

  • модели игрушек домашних животных (корова, собака, овца);
  • фотографии моделей игрушек животных, фотографии настоящих животных;
  • изображение в рисунках животных разнообразных по окрасу и позе;
  • компьютерное приложение (изображение животных, звуковая запись реально издаваемых звуков животными).

Ход занятия

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность учащегося

Примечание

Орг.момент

Формирование навыка смотреть в лицо.

Федя, привет. Посмотри на меня.

Вот нос. А это щеки. Хорошо смотришь, молодец. Вот глазки. Ку-ку. Это глазки. Хорошо.

Учащийся позволяет педагогу выполнять манипуляции. Смотрит в лицо педагогу и следит за своими движениями.

Педагог берет руки ребенка в свои руки, исследует ими свое лицо. Надувает щеки и лопает указательными пальцами ребенка свои надутые щеки. Трогает пальцами ребенка свои ресницы. Педагог закрывает свои глаза руками ребенка, затем открывает и говорит: «Ку-ку»

Формирование навыка следить за передвижение предмета в пространстве.

Молодец! Дай пять! Лови руки.

Ищет руки педагога.

Педагог и ребенок хлопают друг друга в ладошки, аккомпанируя: «Мо-ло-дец!», педагог на последнем слове неожиданно либо убирает руки в сторону, либо щекочет, что провоцирует ребенка следить за действиями педагога.

Основная часть

Соотнесение моделей игрушек животных с их фотографией

Будем заниматься.

Педагог по одной протягивает игрушку-модель для соотнесения с фотографией.

Ребенок соотносит игрушку и фотографию, раскладывает по категории

Перед ребенком выкладываются три фотографии животных (корова, овца, собака).

Соотнесение моделей игрушек животных с их фотографией, фотографией настоящего животного и нарисованного изображения

Педагог по одной протягивает фотографию или рисунок для дальнейшей сортировки.

Если ребенок допускает ошибки, педагог руками ребенка исследует игрушку, а затем, обводит контур как сомой игрушки, так и контур изображения.

Слухо-зрительное соотнесение моделей игрушек животных с их изображением на экране монитора и звучанием голосов животных.

Педагог выделяет на мониторе изображения одного из животных, включает звуковое оформление голоса животного и произносит: «Где? Покажи!»

Ребенок указывает указательным жестом на соответствующую игрушку.


Если ребенок допускает ошибки, педагог руками ребенка исследует игрушку, а затем, обводит контур как самой игрушки, так и контур изображения. Ставит игрушку на место и снова задает вопрос.

Работа по подражательной деятельности

Федя, сделай как я.

Ребенок выполняет подражательные движения.

Педагог хлопает в ладоши, дотрагивается до своего носа, стучит кубиком по столу. Инструкции выполняются поочередно. При возникновении затруднений педагог использует тактильную подсказку.

Слухо-зрительное соотнесение фотографий животных с их изображением на экране монитора и звучанием голосов животных совместно с наложением звукоподражания

Педагог выделяет на мониторе изображение одного из животных, включает звуковое оформление голоса животного и произносит: «Му, дай», «Ава, ава, дай», «Бе, дай»

Ребенок дает соответствующую фотографию.

Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных.

Слуховое соотнесение рисунков животных с их изображением на экране монитора и звучанием голосов животных совместно с наложением звукоподражания

Ребенок берет соответствующий рисунок.

Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных.
Если ребенок допускает ошибки, педагог руками ребенка исследует игрушку, а затем, обводит контур как сомой игрушки, так и контур изображения. Ставит игрушку на место и снова задает вопрос.

Формирование навыков экспрессивной речи.

Педагог, провоцируя ребенка к повторению, произносит: «Му, покажи», «Ава, ава, дай», «Бе, возьми»

Ребенок повторяет за педагогом и выполняет инструкции.

Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных.
При возникновении затруднений педагог использует тактильную подсказку.

Заключительный этап

- Федя, молодец.
- Идет коза рогатая за малыми ребятами …

К маме пойдем?
- Пока. Пока.

Ребенок пытается увильнуть от щекотки и перехватить руки педагога.

Да.
Машет рукой.

Выполняются игровые действия

Актуальность

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

Недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;
- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/
- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
- приверженность к сохранению неизменности окружающего;
- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
- разнообразные речевые нарушения при РДА;
- у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Цели программы:

Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы:

Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Тематическое планирование занятий по программе

Кол-

во

часов

Номера занятий

Первичная диагностика. Методика наблюдения.

1.ЭТАП

Диагностика эмоционально-поведенческих реакций

Диагностика активности

Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений

Диагностика оценки своего поведения

Диагностика внимания, памяти

2.ЭТАП

1.Формированнннние эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод»

2.Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки».

3.Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой»

3.ЭТАП

1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор.

2.Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена)

4.ЭТАП

1.Развитие аналитико-синтетической сферы. Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд.

2.Развитие внимания. Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы.

3.Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия.

4.Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу.

5.Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья

5.ЭТАП

1.Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’

2.Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’

3.Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий.

6.ЭТАП

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей.

Итоговая диагностика. Диагностика активности.

Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения.

Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления.

Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания.

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений.

ВСЕГО

Установление контакта с аутичным ребенком.

1 занятие: игра «Ручки».

Ход игры. Ребёнок располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу.

Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Игра «Хоровод».

Ход игры: психолог, ребёнок, родитель поочередно входят в центр круга и приветствуют такими словами:

Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.

Развитие активности.

2 занятие: игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями.

Игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать.

Развитие контактности.

3 занятие: игра «Погладь кошку».

Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом ребёнок ее гладит, может взять на руки, прижаться к ней.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

Усиление психологической активности. Развитие восприятия.

4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия .

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!

Психотехнические игры.

5 занятие: игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

6 занятие: Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

Развитие внимания.

7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».

Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.

Таблица.

Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.

Развитие памяти

8 занятие: Запомни слова.

Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

Развитие речевого общения .

9 занятие: Позови мячом.

Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

Игра «Закончи фразу».

Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.

Развитие личностно – мотивационной сферы

10 занятие: игра « Моя семья».

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».

Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.

Развитие подвижно – ролевой игры .

12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

Развитие подвижно – соревновательных игр.

13 занятие: игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.

Список литературы

1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Баевская начальная общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»

УТВЕРЖДАЮ:

Согласовано: Директор МКОУ « Баевская НОШ»

Социальный педагог МКОУ « Баевская НОШ» ______________________/ В.А.Криковцова

«_____»_________________________2016 г.

С.В.Дектярёва

«___»______________________________2016г.

Индивидуальная коррекционная программа

психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида с диагнозом « аутизм »

Ф.И.О.ребёнка

на 2016-2017 год

Составитель:

Теличко Юлия Алексеевна

Педагог-психолог

с.Баево 2016 г.