Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников. Семья как малая социальная группа и социальный институт

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ. МОТИВАЦИИ ЗДОРОВЬЯ И ЗОЖ

Учебные вопросы:

2. Мотивации здорового образа жизни.

В условиях сохраняющейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения, деятельность по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей, подростков и молодежи должна рассматриваться как необходимое условие национальной безопасности и развития российского общества в новом веке. Одной из главных задач государственной политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формированию ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать, является задача по формированию культуры здоровья и обучению навыкам здорового образа жизни.

В настоящее время педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Педагог должен уметь анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления; владеть основами здорового образа жизни; устанавливать контакт с коллективом учащихся; наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение; прогнозировать их развитие; моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления; личным примером учить заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования педагогом средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе. Прежде всего, педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни - это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.

Кодекс здоровья

Предлагаемый «Кодекс здоровья» - это система сохраняющих здоровье и лечебных воздействий, кото­рая может послужить основой интегративного подхода к здоровью. «Кодекс здоровья» изложен по пунктам, со­провождаемым краткими пояснениями здоровьеформирующей стороны данного пункта.

1. УЗНАЙТЕ СВОЙ ОРГАНИЗМ. Узнайте хотя бы в общих чертах, как он работает, что полезно и что вредно человеческому организму, что способно продлить ваши годы, отодвинуть старость и немощь. Это поможет вам сохранить здоровье и правильно вос­питывать детей.

2. ЖИВИТЕ В СОГЛАСИИ С ПРИРОДОЙ. Это не просто ло­зунг. Будьте ближе к Природе, пользуйтесь любой возможностью побыть в парке, в лесу, на реке, море, в горах. Чаще ходите бо­сиком, снимите лишнюю одежду: подставьте тело свету, воде и воздуху. Более конкретно мы предлагаем: 1. Не менее двух раз в год проводите в природных условиях как минимум по 9 дней. 2. Еже­дневно по 10-25 мин походите босиком по земле, будь то трава, песок, глинистый или каменистый грунт, а зимой - просто в ком­нате. 3. Ежедневно, выходя из дома, посмотрите на окружающие деревья, траву, снег, небо и попытайтесь искренне порадоваться окружающему, всегда наслаждайтесь Природой. 4. Любите лю­бую погоду: Природа порой и суровый, но всегда друг; не бойтесь ветра, дождя, бурана; не бойтесь простудных заболеваний, ну а если они случаются, воспринимайте это спокойно, ведь простуда отнюдь не всегда враг, но чаще даже благо, как ни парадоксально это звучит.

Природа выработала бесчисленное множество способов, с по­мощью которых организм сосуществует с вредными факторами, борется против них и сохраняет здоровье. Отгородившись от При­роды, создав себе тепличные условия, человек тем самым отгоро­дился и от оздоровительных природных влияний. Мы сами часть Природы и поэтому должны жить по ее законам. Кто нарушает законы Природы, грубо вмешиваясь как в окружающую среду, так и в свою собственную биологическую сущность, неминуемо расплачивается здоровьем и заболевает.

3. ДОБРОТА И МИЛОСЕРДИЕ. Это столь же необходимое условие здоровой жизни, как и все прочие. Мы не пропагандируем здесь христианского милосердия, в воздаяние за которое вы по­лучите здоровье. Отнюдь. Причина здесь не менее обоснованная, чем и в предыдущем пункте.

С одной стороны, доброта - условие полноценного физиоло­гического функционирования организма, это прежде всего благо­приятный нейро-гуморальный статус. Ведь все нервные центры можно разделить на «центры добра» и «центры зла», все гормоны можно разделить на «гормоны добра» и «гормоны зла», причем если превалируют центры и гормоны добра, то они благо не только для окружающих, проявившееся в поведении человека, но благо и самому этому человеку.

С другой стороны, общество - наше непосредственное окру­жение, жить в согласии с обществом не менее важно, чем жить в согласии с природой. А согласие это возможно лишь на основе альтруизма. Старайтесь заслужить любовь всех, и прежде всего сво­их близких. Как это ни покажется странным, но альтруизм ничуть не противоречит исконно биологической эгоистической природе любого индивидуума. Проявляя альтруизм, человек прежде всего рассчитывает на аналогичное отношение со стороны окружаю­щих к себе. Это так называемый «эгоистический альтруизм». Он характерен и для высокоорганизованных животных, а поэтому, вероятно, имеет биологическую основу. Особенно наглядно он проявляется у стадных, и в еще большей мере - у семейных жи­вотных, т.е. там, где имеются зачатки общественного поведения. Мало того, многочисленны сообщения о том, что в живой Природе господствуют не только хищнические взаимоотношения и жестокая борьба за существование, но и взаимопомощь даже между жи­вотными различных видов. «Относись к людям так, как желаешь, чтобы люди относились к тебе» - давняя и известная истина.

4. ПОСТОЯННО СОЗДАВАЙТЕ В СЕБЕ УВЕРЕННОСТЬ, ЧТО ВЫ ЗДОРОВЫ И ЖЕЛАЙТЕ ЗДОРОВЬЯ ВСЕМ ОКРУЖА­ЮЩИМ. Практически это выполняется представлением своего собственного тела или какого-либо органа, если он вас беспокоит, и при этом обязательно представление это должно быть о ЗДОРО­ВОМ теле или органе. Многие воспримут эту рекомендацию как элемент самовнушения. В определенной мере это так, но термин «самовнушение» практически ничего не объясняет. Известно, что в процессе жизни информация от каждого органа поступает в не­рвную систему, нервная система регулирует как жизнь органа в целом, так и каждой его клетки. При нарушениях нервная система приводит в действие механизмы восстановления; имеются группы нейронов и нейронные цепи, которые делают это постоянно и под­сознательно. Сознательно человек также может менять активность этих групп нейронов и степень их влияния на тот или иной орган, т.е. как бы создавая постоянную мотивацию, направленную на собственное здоровье. Формируется постоянная, не исчезающая функциональная система «Здоровье». Постоянное поддержание функциональной системы, направленной на оздоровление, вне зависимости от того, болен или здоров какой-либо орган, будет являться как мощным профилактическим средством, препятс­твующим развитию болезни, так и сильным лечебным фактором. Основа формирования функциональной системы в образовании своего рода «нейронных ловушек» - кольцевых нейронных цепей, по которым импульс способен циркулировать длительное время, самоподдерживаться, своего рода реверберировать. Таким обра­зом, то, что называется сейчас «самовнушением», - это постоян­ное поддержание возбуждения в «нейронных ловушках», которые формируют в центральной нервной системе ту модель здорового организма, на реализацию которой он начинает работать уже на бессознательном уровне, включая многочисленные защитные и регенерационные механизмы.



5. ДВАЖДЫ В ДЕНЬ ОБЛИВАЙТЕСЬ ХОЛОДНОЙ ВОДОЙ. Желательно это делать на свежем воздухе, стоя босыми ногами на земле. По возможности чаще купайтесь в чистых природных водоемах. Обливание холодной водой - отнюдь не просто водная гигиеническая процедура.

Дело в том, что кратковременное воздействие холодной воды является умеренным стрессором, которые так необходимы орга­низму для становления и стимуляции собственных неспецифи­ческих защитных механизмов. Стрессовое воздействие вызывает в организме активацию системы «стресс-антистресс», своего рода тренирует ее. Проявляется это прежде всего в повышении тонуса центральной нервной системы; симпатического и парасимпати­ческого отделов вегетативной нервной системы; тренировке гор­мональных антистрессовых систем; тренировке центров термо­регуляции, глубоких и периферических сосудов, метаболических процессов. Одновременно при умеренном стрессе происходит уничтожение маложизнеспособных клеток, а также клеток, не выполняющих в полной мере свою функцию. Кроме того, и это особенно важно, любое стрессовое воздействие является стимулом для активации процессов восстановления, регенерации. Таким образом, стрессо­вое воздействие - своеобразный фактор отбора жизнеспособных элементов на уровне организма. Стресса не следует категорически избегать, стрессом надо пользоваться для профилактики и тера­пии.

Стрессовое воздействие активирует синтез и высвобождение эндогенных морфиноподобных веществ (эндорфинов и энкефалинов), а это уже тренировка противоболевой системы организма.

Нельзя здесь не упомянуть и об определенном специфическом воздействии воды - этого удивительного вещества в Природе, тайны которого далеко еще не разгаданы. Вода - жидкость, но ее физические свойства говорят за то, что она имеет кристаллоподобную структуру, а раз так, то она способна нести определенную информацию.

Наконец, низкая температура воды тренирует терморегуляци­онный центр и способствует выработке эндогенных пирогенных (повышающих температуру тела) веществ.

6. РАЗ В НЕДЕЛЮ, В ТЕЧЕНИЕ НЕ МЕНЕЕ 36 ЧАСОВ (НОЧЬ, ДЕНЬ, НОЧЬ) НЕ ПРИНИМАТЬ ПИЩИ И ВОДЫ. Это наиболее действенное средство очищения организма не только от шлаков, но даже от ослабленных или перерожденных клеток. Мы не случайно акцентируем внимание на «сухом» - безводном голодании. Именно в этих условиях организм переходит на «внут­реннее», эндогенное водоснабжение. Это является следствием ак­тивации обменных процессов, и прежде всего - расщепления жировых запасов. «Сухое» голодание изменяет направленность жирового обмена: он расходуется для того, чтобы обеспечить орга­низм водой. Вспомните верблюда, способного длительно находить­ся без пищи и воды в жарких условиях пустыни. Расхожее мнение, что верблюд запасает пищу и воду в своих горбах, - в принципе верно. Важно лишь уточнить, что в горбах запасается прежде все­го жир. В условиях отсутствия пищи и воды жир расщепляется, причем выделившаяся энергия покрывает энергетические расходы организма, а выделившаяся при расщеплении жира вода - обес­печивает верблюда эндогенной водой. При «сухом» голодании в организме человека включается аналогичный процесс, что поз­воляет избавиться не только от излишних запасов жира, но даже изменить внутриклеточные метаболические процессы, замедлить, а то и повернуть вспять жировую дистрофию органов (прежде всего печени). Кроме того, подобное сознательное терпение является умеренным стрессором, о пользе которого уже упоминалось.

7. ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ. Мы отнюдь не предлагаем при­держиваться строго определенной диеты, но дадим ряд конкретных рекомендаций, выполнение которых считаем обязательным.

а) ОГРАНИЧИТЬ В СВОЕМ РАЦИОНЕ СОЛЬ, САХАР И ЖИВОТНЫЕ ЖИРЫ. Соль и сахар в чистом виде вряд ли можно назвать пищевыми продуктами; это скорее химические вещества. В Природе поваренная соль животным встречается крайне редко, а сахар вообще отсутствует. Избыток соли (а это прежде всего ионы натрия) может нарушить электролитный баланс организма, привести в конечном счете к гипертонической болезни, артри­там, усилить воспаление. Употребление рафинированного сахара в неразумном количестве может явиться непосильной нагрузкой на островковый аппарат поджелудочной железы, вызвать его пе­ренапряжение, способствовать развитию сахарного диабета.

Избыток животных жиров - это прежде всего избыток экзо­генного (внешнего) холестерина. Организму он необходим, и ор­ганизм его способен синтезировать. Но когда холестерина много, его уже приходится выводить, и здесь возможны перенапряжение и срыв выводящих механизмов. В результате - холестериновые камни в почках, желчном пузыре, и, конечно, атеросклероз - от­ложение нерастворимых солей холестерина на стенках артерий,

б) УПОТРЕБЛЯТЬ В ПИЩУ ДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ОВОЩЕЙ, ФРУКТОВ, ПИЩЕВЫХ ТРАВ, ПИЩЕВЫХ ВОЛО­КОН. Это прежде всего клетчатка. Лишь при условии достаточного употребления клетчатки происходит полноценное очищение ки­шечника, особенно толстого, от шлаков. Это способствует тому, что стенки кишечника освобождаются от напластований и каловых камней, улучшается всасывание с их поверхности; предотвраща­ются гнилостные процессы, а значит, и самоотравление организма токсическими веществами; значительно снижается газообразова­ние в кишечнике.

в) НЕ МЕНЕЕ ОДНОГО РАЗА В ДЕНЬ НЕОБХОДИМО ОПО­РОЖНЯТЬ КИШЕЧНИК . Задержка стула, запоры - не только симптом заболевания, признак непорядка в организме. Это может явиться и причиной плохого самочувствия. Задержка стула спо­собствует гнилостным процессам в толстом кишечнике, причем токсические продукты гниения всасываются в кровь, отравляя организм.

г) ПОСЛЕ 18-19 ЧАСОВ ВЕЧЕРА НЕ ПРИНИМАЙТЕ ПИЩУ. Желательно, чтобы к моменту отхода ко сну желудочное пищева­рение уже закончилось. Во время сна создается наиболее благо­приятное состояние для кишечного пищеварения, для всасывания питательных веществ в кишечнике и для активации пластических обменных процессов - синтеза белка, гликогена, триглицеридов.

д) ЕШЬТЕ МЕДЛЕННО . Это предохранит не только от болез­ней желудка из-за плохо пережеванной пищи, но и от перееда­ния. Насыщение наступает не сразу, и если вы встали из-за стола с чувством полного желудка, можете считать, что вы объелись. Медленная еда при тщательном пережевывании обеспечит чувс­тво насыщения при значительно меньшем количестве съеденной пищи.

е) НЕ ЕШЬТЕ, КОГДА ЕСТЬ НЕ ХОЧЕТСЯ . Привычка пос­тоянно жевать: будь то на улице, на работе, в компании, перед телевизором, не только добавит вам лишние калории, но и вы­работает определенный стереотип поведения, отнюдь не спо­собствующий как моторной, так и секреторной деятельности желудочно-кишечного тракта. Подобная привычка не только неэстетична, но и эволюционно чужда большинству животных организмов, за исключением крупных травоядных.

ж) ЕШЬТЕ, ЧТОБЫ ЕСТЬ. Пытаясь заниматься во время еды каким-либо делом (в подавляющем большинстве случаев это чте­ние), вы вырабатываете у себя очень стойкий условный рефлекс на то, что еда должна сопровождаться определенной деятельностью. В тех случаях, когда подобное сочетание невозможно, возникает дискомфорт, чувство нехватки чего-то, и это сказывается на функ­ционировании желудочно-кишечного тракта: моторика и секреция желудка прочно связались, к примеру, с открытой книгой.

8. ДОСТАТОЧНО НАГРУЖАЙТЕ ФИЗИЧЕСКИ СВОЙ ОР­ГАНИЗМ. Предпочтительнее прежде всего бег как наиболее ком­плексная и достаточно интенсивная физическая нагрузка. Беговая нагрузка должна составлять не менее 30-40 км в неделю или по времени - не менее 35 мин в день. Бегать предпочтительнее в местах, удаленных от городских кварталов или оживленных авто­трасс, - в саду, парке и т.д. Если у вас нет такой возможности, то замените бег аэробикой, велосипедом. Бегать в условиях город­ского смога отнюдь не полезно.

Общая же физическая активность (бег, ходьба, перенос тяжес­тей и др.) должна быть не менее 2 ч в день, в зависимости от вида трудовой деятельности.

Уменьшение физической нагрузки с возрастом, сопровожда­емое обычно увеличением количества потребляемой пищи, - является одной из основных причин развития атеросклероза и ожирения. Как писал в прошлом веке врач А.Труссо, движение может по своему действию заменить любое лекарство, но все ле­чебные средства мира не смогут заменить движения. Двигатель­ная активность предполагает повышение тонуса симпатического отдела нервной системы, ее мобилизацию.

По сути, физическая нагрузка - то же самое дозированное стрессовое воздействие, а если так, налицо и все те положительные моменты дозированного стресса, активация системы антистресса.

9. ЕЖЕНЕДЕЛЬНО ПАРНАЯ БАНЯ ИЛИ САУНА. Это конечно прежде всего гигиеническая процедура: чистота - залог здоровья, как бы ни была банальна эта фраза, она останется верной. Кроме того, баня - это не менее интенсивное воздействие, чем холодное обливание. Это удаление излишнего рогового слоя кожи. Это мас­саж кожи и тренировка кожных сосудов. Особенно рекомендуем контрастные водные процедуры: пребывание в парильне следует чередовать с обливанием холодной водой, горячее купание следует завершать холодным. Впрочем, пользоваться парильней следует не менее осторожно, чем и обливанием: существует ряд противо­показаний, при которых париться не следует.

10. НЕ УПОТРЕБЛЯТЬ АЛКОГОЛЯ И НЕ КУРИТЬ. Коммен­тарии тут излишни: насилие над Природой, причем на этот раз - над своей собственной биологической Природой - губительно.

11. ОГРАНИЧИТЬ ДО МИНИМУМА УПОТРЕБЛЕНИЕ ЛЕ­КАРСТВ. Это особенно касается их необоснованного применения либо применения с «профилактической» целью. Даже синтетичес­кие витаминные препараты намного уступают природным пище­вым растениям: фруктам и овощам.

12. ТРУД. Труд - это не только и не столько социальная необ­ходимость, но и биологическая потребность. Отказ же от удовлет­ворения любой биологической потребности влечет за собой то, что называется хроническим эмоциональным стрессом, или дистрессом по Г.Селье. Это отнюдь не тот тренирующий стресс, что так бла­готворен для организма, - дистресс несет организму разрушитель­ные последствия. Вы можете возразить: животные не работают, по крайней мере целенаправленно, откуда же тогда может появиться биологическая потребность в труде? Но разве не труд создал чело­века? Мы отнюдь не имеем в виду труд пчел, муравьев или бобров. Необходимость труда, по нашему мнению, проявляется прежде всего в игровом поведении. У человека труд намного усложнился и дифференцировался, однако трудовую мотива­цию можно разделить на следующие группы. Во-первых, осталось игровое поведение; ребенок собирается и идет на улицу играть - это его работа, помогающая ему развиваться, моделируя многие жизненные ситуации. Здесь биологическая мотивация проступает достаточно ясно. Во-вторых, особый тип уже «взрослого» труда, когда человек самозабвенно работает над какой-то проблемой, в сфере творческого созидания, будь то искусство, наука, изобре­тательство. Тут также прослеживается биологическая мотивация, но на более высоком уровне. Это по сути продолжение «игрового поведения», но продолжение, характерное для взрослого и интеллектуально развитого человека. Счастлив тот, чье стремление к подобному труду совпадает с запросами общества - тогда чело­век становится творцом. Впрочем, даже те, кому и не дано искры Божьей, так же пытаются удовлетворить свою сохранившуюся потребность в «игровом поведении» в виде коллекционирования, хобби, изучения каких-то узких областей знания и т.п. Наконец, в-третьих, труд как социальная необходимость. Здесь уже трудно проследить биологическую мотивацию, поскольку именно этот вид труда сформировался в процессе исторического развития общества и превратился в конечном итоге в товар, который можно продать. Занятие трудом в данном случае воспринимается единственно как обеспечение себя средствами существования. Этот вид труда характерен для подавляющего большинства людей. Но не следует забывать, что происхождение его базируется на первичных биоло­гических мотивациях. Если охватить проблему более широко, то можно заметить, что общественный труд - это тоже своего рода игра, но условия игры диктуются потребностями общества.

15. УВАЖАЙТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ. Ребенок должен быть пол­ноправным членом семьи, а не каким-то придатком либо идо­лом для поклонения. Конечно, здоровье своего ребенка больше всего заботит родителей. Но все ли мы делаем для этого? Нужно честно признать, что причины детских болезней надо искать в неправильных поступках и образе жизни родителей, а также в несовершенстве как общественных отношений, так и детской про­филактической медицины. Здоровье ребенка основывается на трех основных принципах: а) неограниченная двигательная активность; б) психическая и физическая закалка организма; в) правильное питание.

В целом же для детей в полной мере будет полезно исполнение пунктов настоящего «Кодекса здоровья». Воспитывайте у них на­выки и привычки поведения, направленные на точное исполнение «Кодекса», так же как навыки и привычки умываться иди чистить зубы. Чем в более раннем возрасте вы это начнете, тем лучше.

16. СПАТЬ НЕ МЕНЕЕ 6-7 ЧАСОВ В СУТКИ. Сон - отнюдь не просто пассивное состояние организма. Это активный физио­логический процесс, во время которого происходит большинство трофических (питательных) отправлений, процессы восстановле­ния, процессы роста. Во время сна происходит переход необходимой информации из кратковременной памяти в долговременную, при этом ненужная информация «стирается».

17. НАЙДИТЕ В СЕБЕ ВЕРУ. Верьте в Бога, в Иванова, Брегга, Амосова, «Кодекс здоровья», себя самого, во что вы предпочтете верить. Любая вера сама по себе предполагает не бесцельное су­ществование, а значит, избавит вас от внутренних психических конфликтов, от того хронического эмоционального стресса, ко­торый как раз и влечет за собой заболевания.

18. СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ - ЭТО ТОЖЕ ТРУД. Мало того, сохранение здоровья требует не просто некоего абстракт­ного труда, но интеллектуального и высокопрофессионального труда каждого конкретного человека. А такому труду прежде всего необходимо учиться.

19. НЕ ВДАВАЙТЕСЬ В КРАЙНОСТИ. Лишь умеренность в пище, физической нагрузке, работе, отдыхе, питье, любви, загора­нии, купании, эмоциях... во всем - будет способствовать вашему здоровью. Помните: если к «очень хорошо» прибавить хоть самую малость, то оно сразу переходит в «очень плохо».

Вы ознакомились с «Кодексом здоровья», основанном как на наиболее рациональных рекомендациях различных систем оздо­ровления, так и на данных традиционной медицины. Не все пункты равнозначны. Особо акцентируем ваше внимание на обливании холодной водой, беге, соблюдении «голодных дней». Это наиболее действенные средства для формирования и активации неспецифических за­щитных сил организма.

А.М.Щеглова

МКОУ «Становская средняя

общеобразовательная школа»,

учитель

(Курская область, Тимский район, село Становое)

«ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Основная проблема воспитания подрастающего поколения – это воспитание здорового человека. Здоровье – это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Только здоровый ребенок может играть, бегать, смеяться, фантазировать. Насколько здоров ребенок – от этого зависит его личностное и социальное развитие. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.

В Конвенции о правах ребенка подчеркивается право каждого маленького гражданина на жизнь. Государство отвечает за создание условий, обеспечивающих в максимальной степени их выживание и здоровое развитие. В сложившейся ситуации здоровье можно рассматривать как важнейшую предпосылку формирования личности ребенка.

Поэтому необходим поиск новых подходов к оздоровлению, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.

Понятие здорового образа жизни рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

Говоря о здоровом образе жизни у детей, на первое место следует поставить достаточную двигательную активность. Ученые определили, что при гиподинамии ухудшается способность мышц сокращаться, изменяется химический состав белков, из костной ткани вымывается кальций, и кости становятся рыхлыми. Но особенно тяжело сказывается недостаток движения на кровеносных сосудах, сердце и нервной системе. Страдают обменные процессы, стремительно увеличивается масса тела. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Современные школьники, как и взрослые, к сожалению, не считают свое здоровье важнейшей жизненной ценностью. Важно, чтобы и взрослые и дети овладевали знаниями факторов, способов и средств, укрепляющих здоровье, обладали привычкой постоянно осуществлять меры, направленные на его сохранение, чтобы им было свойственно активное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей - то есть, формировать социальную потребность жить и быть здоровым.

Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Задача педагогов - из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность, которая в любой ситуации сможет противостоять наркомании.

Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. На сегодняшний день тема актуальна, так как поднятой проблемой вызвана потребность психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на здоровый образ жизни в формировании школьника. Здоровый образ жизни – это совокупность всех условий, которые настраивают человека на активную деятельность, позволяют полностью реализовать те высочайшие духовные качества, которые всегда были присущи нашему народу. Здоровый образ жизни-это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Основные элементы здорового образа жизни – плодотворная трудовая деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, закаливание. Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того насколько взрослые, окружающие ребенка, создают необходимые условия, способствующие своевременному освоению доступных по возрасту движений. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Сбережение здоровья может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико - гигиенической направленности, физкультурно-оздоровительной, экологической и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Многие современные исследователи считают, что здоровье – это максимальная производительность органов, в полной мере сохранившихся свои функции, и оценивают его как состояние организма, обеспечивающего полнокровное выполнение всех жизненных функций и форм деятельности человека.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используются разные подходы, методы и формы работы:

Медико-гигиенические технологии (МГТ);

Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ);

Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

Педагогические условия по формированию здорового образа жизни широко представлены в трудах педагогов Я.А. Коменского, А.Ф. Харламова, Ю.К. Бабанского, Ш.А. Амонашвили, Б.П. Никитина и др. В настоящее время образование в области пропаганды здорового образа жизни ведется на основе преподавания учебных предметов (биология, химия, физика, физкультура и др.), внеклассной и внешкольной работы (факультативы, кружки и т.д.). Формирование здорового образа жизни человека начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, но основы его закладываются в период детства и юношества. Изменение, переделка отдельных элементов, сложившихся в период созревания, в зрелом возрасте происходят с большим трудом. Поэтому очень важно в школьные годы воспитать у ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды жизни. Цель нашего общества – увеличение информированности и знаний школьников о вредных веществах и опасных последствиях их употребления; укрепление отрицательного отношения школьников к употреблению вредных веществ; привитие и развитие у школьников жизненных навыков, необходимых для поддержания и сохранения здорового образа жизни, жизни без употребления вредных веществ. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле – здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзман Р.И. Здоровье школьника и психолого-педагогические проблемы его коррекции / Р.И. Айзман - Новосибирск: Новосибир. гос. пед. ун-т, 2001.

2. Громбах С.М. Учитель и здоровье школьника / С.М. Громбах // Воспитание здорового школьника: Сб. / Сост. Н.Б. Коростелев. - М.: 1971.

3. Панфилова Л.А. Формирование у учащихся здоровья как социальной ценности / Л.А. Панфилова, А.Т. Тутатчиков // Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.

5. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: 1989.

6. Айзман Р.И. Здоровье школьника и психолого-педагогические проблемы его коррекции / Р.И. Айзман - Новосибирск: Новосибир. гос. пед. ун-т, 2001. - 15с.

7. Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровья детей / М.М. Безруких // Магистр. - 1999. - № 3.

8. Сметанкин А.А. Учитель здоровья / А.А. Сметанкин - СПб.: Питер, 2003.

9. Попова А.И. Здоровьесохраняющая среда в школе / А.И. Попова // Образование. - 2001. - № 4.

Тема «Экология семьи и формирование здорового образа жизни у ее членов ».

Проблемой воспитания здорового образа жизни интересовались еще с давних времен. Такие философы, как Дж. Локк А. Смит, К. Гельвеций и другие, говорили о решающей роли воспитания здорового образа жизни в развитии человека и считали, что последнее практически невозможно без первого.

Воспитание здорового образа жизни детей – одна из актуальных проблем в нашем обществе.

Важную роль в формировании здорового образа жизни ребенка играет семья. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой. Они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие. Они хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, активными, выносливыми, сильными, умными.

Семья – это самое главное и важное, что есть в жизни каждого ребенка. Она играет самую важную роль в его жизни и определяет его будущее. Каждый член семьи должен создать в ней условия и уют необходимые для формирования здорового образа жизни и тем самым формировать его и у будущего поколения. Здоровье – это неотъемлемая часть существования каждого из нас и только от нас зависит, каким оно будет.

Родители обязаны приучить детей к здоровому образу жизни, закладывать задатки с раннего детства, приучать его к хорошему, и подавать хороший пример для подражания и лишь только тогда будет у нас здоровый народ и здоровая нация.

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем его мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей, продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь.

Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых. Физическое воспитание имеет большое значение для семьи.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.)

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания в семье.

Семья как малая социальная группа и социальный институт

Семья, как правило, представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.Семья – это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Основными признаками семьи являются:

  1. Брачные, кровные связи или связи усыновления.
  2. Общее проживание.
  3. Общий семейный бюджет и домохозяйство.

Обычно “ядром” семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к “ядру” детей, родственников, родителей мужа и жены.

Типы и виды семей, какие бывают

В зависимости от структуры родственных связей семья может быть:

  1. Нуклеарная (простая) – состоит из супругов и детей, которые от них зависят. Такая семья включает два поколения.
  2. Расширенная – состоит из нескольких нуклеарных семей или из нуклеарной семьи и других родственников (три и больше поколений).
  3. Неполная – в которой отсутствует один из родителей. Отсутствие одного из родителей может быть вызвано разными причинами: смертью, отсутствием брака, разводом.

Наиболее распространенными в современных западных странах являются нуклеарные семьи. В них существуют не более 3-х ролевых позиций (отец – муж, мать – жена, сын – брат или дочь – сестра). Каждый человек может быть одновременно членом нескольких нуклеарных семей, тем не менее, эти семьи не образовывают расширенную семью, так как не живут “под одной крышей”.

В расширенных семьях, как правило, более рационально организован быт, у молодых больше времени, реже возникают большие ссоры из мелочей, больше внимания к чужому мнению. Тем не менее, могут присутствовать вмешательство в личную жизнь детей, мелочная опека, жесткий контроль со стороны родителей.

В нуклеарных семьях акцент делается на брачные отношения, а родительские отношения отца и матери с детьми, детей между собой выступают дополнением к браку. Наоборот, расширенная семья всей своей структурой обнаруживает, что связь, которая цементирует ее, является кровность родителей и детей, братьев и сестер.

По количеству детей выделяют семьи:

  1. Бездетные .
  2. Малодетные (1-2 ребенка).
  3. Многодетные (3 и более детей).

Малодетные семьи – те семьи, в которых “мало детей” с демографической точки зрения (для воспроизводства населения). С точки зрения социальной психологии для возникновения первичных групповых отношений среди детей, двух детей недостаточно, так как первичные групповые отношения возникают, начиная с 3-х членов группы. Известный в социологии факт стойкости первичных групп, которые состоят из 5-7 членов, подтверждается в социологии семьи статистикой разводов – увеличение количества детей ведет к уменьшению вероятности развода.

Рождение второго ребенка уменьшает вероятность развода в 2,5 раза, а рождение третьей – в 9,5 раз. Было бы ошибкой считать, что рождение еще одного ребенка укрепляет семью, скорее у супругов, уверенных в надежности своих отношений, существует потребность в детях, соответственно, они принимают решение о рождении еще одного ребенка.

По критерию распределения власти различают:

  1. патриархальные семьи, где отец является “главой семейного государства”.
  2. матриархальные семьи, где высочайшим авторитетом и влиянием пользуется мать.
  3. эгалитарные семьи или партнерские – это такие, где нет четко выраженных семейных прав, где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

В зависимости от возраста супругов различают:

  1. Молодежную семью – когда возраст супругов до 30 лет. Основными проблемами такой семьи являются адаптация к новым обязанностям, быту, появление ролей, связанных с родительством, проблемы с трудоустройством и экономическим обеспечением.
  2. Семью среднего супружеского возраста . Основные проблемы такой семьи – однообразие, рутинность выполнения домашних обязанностей, скука, стереотипность взаимоотношений, ощущение того, что самое интересное и значительное в жизни уже состоялось и теперь жизнь “протекает” мимо.
  3. Пожилую супружескую пару . Возникают проблемы, связанные со здоровьем супругов, необходимость заботливого отношения друг к другу, освоение новых семейных ролей.

По особым условиям семейной жизни выделяют следующий ряд семей:

  1. Студенческие семьи . Типичные проблемы такой семьи: отсутствие жилья, полная материальная зависимость от родителей, тем не менее такие семьи характеризуются большой сплоченностью, активностью, эмоциональностью. Супруги в таких семьях восприимчивы к новому, верят в лучшее.
  2. Дистантные семьи – юридически зафиксированные, тем не менее, фактически их нет. Это семьи трудовых мигрантов, моряков, полярников, артистов, спортсменов, геологов и т.п. Мужья и жены длительное время находятся отдельно, не ведут общее хозяйство, обязанности по воспитанию детей и их содержанию выполняет, как правило, один из них. В этих семьях большая опасность адюльтера и распада семьи, но некоторые очень стойкие, где прочность отношений объясняется свежестью чувств.
  3. Семьи, которые ожидают рождения ребенка – возникают проблемы, связанные с подготовкой к будущим ролям, чрезмерной заботой о здоровье будущей мамы и ребенка.

Какие функции семьи бывают

Функции семьи:

  1. Репродуктивная функция – воспроизводство себе подобных. Чтобы человечество не прекратило свое существование, общество не превратилось в интернат для престарелых, уровень населения не снизился, необходимо, что бы в каждой российской семье было не менее 2-3 детей.
  2. Воспитательная функция семьи - это осуществление первичной социализации ребенка и воспитание детей вплоть до достижения ими социальной зрелости. Под воспитанием подразумевается система целенаправленных воздействий на воспитуемого для привития ему определенных воззрений, норм и образцов поведения, а также определенных нравственно-психологических и физических качеств.

Социализация – явление более широкое, включающее также всю совокупность стихийно складывающихся обстоятельств и факторов, влияющих на становление и развитие личности. Поэтому воспитательная функция семьи фактически реализуется не только в форме сознательных и целенаправленных педагогических воздействий родителей на детей, но и посредством всей атмосферы семейной жизни.

  1. Регулятивная функция и функция первичного социального контроля включает в себя систему регулирования отношений между членами семьи, в том числе первичный социальный контроль и реализацию власти и авторитета. В прошлом государство способствовало утверждению в семье власти и авторитета главы семьи, который в течение всей жизни нес ответственность за поведение своего потомства. Были предусмотрены наказания за непослушание родителям. Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами. Семья – малая социальная группа, в ней учатся строить свое поведение в соответствии с существующими социальными нормами.
  2. Обучающая функция - в семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать.
  3. Коммуникативная функция удовлетворяет потребность членов семьи в общении и взаимопонимании. Психолого-педагогические исследования подтверждают, что формирование различных социальных ориентации, установок, эмоциональной культуры, нравственное и психологическое здоровье человека находятся в прямой зависимости от характера внутрисемейного общения, проявления в общении психологических установок, прежде всего взрослых членов семьи, от морально-психологической атмосферы в семье.
  4. Эмоциональная функция - удовлетворения ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, психологической защите. Функция эмоционального удовлетворения. Отсутствие тепла и взаимопонимания, любви может быть причиной эмоциональных и поведенческих трудностей. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья
  5. Экономическая функция - ведение членами семьи общего хозяйства. Формирование крепких экономических связей между ними. Ведение членами семьи общего хозяйства. формирования крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности. Наличие своего бюджета. Организация потребительской деятельности.
  6. Духовно-психотерапевтическая функция. Духовное общение - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение. Психотерапевтическая - позволяет членам семьи устраивать спонтанные психотерапевтические сеансы.
  7. Интимно-эротическая функция. Существует для удовлетворения интимных потребностей семьи, регулирует интимное поведение мужа и жены. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.
  8. Хозяйственно-бытовая функция. Удовлетворение членами семьи своих биологических и материальных потребностей. Удовлетворение потребности в сохранении их здоровья хозяйственно-бытовыми способами. Питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирования и расходование домашнего бюджета.
  9. Развлекательно-рекреативная функция. Совместная организация развлечений и восстановления после работы. Забота о здоровье и благополучии членов семьи. Отдых, организация досуга.
  10. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

В последние годы семья является объектом все большого числа социологических и социально-психологических работ, осуществляемых российскими и зарубежными исследователями.

Что представляет собой семья и ее экология

Семья представляет собой часть социальной среды человека. В социальной среде выделяют два уровня: макросреду и микросреду. Социальная макросреда – это совокупность материальных и духовных факторов, непосредственно и опосредованно, положительно и отрицательно воздействующих на личность и изменяющихся в процессе практической деятельности людей (характер общественного разделения труда, вытекающая из него социальная структура общества, система образования, воспитания).

Социальная микросреда – это часть среды, непосредственно действующая на личность и включающая такие элементы, как «…трудовой, учебный или другой первичный коллектив, семья, школа, близкие друзья, интересующие человека информационные источники и другие явления личной жизни». Семья представляет часть социальной микросреды, в которой человек проводит около трети своей жизни.

Социологи рассматривают экологию семьи как «область знаний, изучающих различные аспекты взаимодействия семьи, общества и природы, в том числе вопросы естественного планирования семьи, естественного вскармливания новорожденных, ответственного родительства, воспитания детей как будущих супругов и родителей, здорового образа жизни и т. д.».

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ , заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребенку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья. Каждый из родителей желает, чтобы ребенок вырос физически и психически здоровой, без вредных привычек. Во многом формирование здорового образа жизни зависит от традиционной составляющей этого влияния: стиля жизни семьи, способа организации жизни, характера взаимоотношений между супругами, участия обоих родителей в воспитании, правильной организации свободного времени семьи, отношение самих родителей к употреблению алкоголя, курение, применение наркотических веществ.

Критерии воспитания здорового образа жизни

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:

  • уменьшение заболеваемости;

Здоровый образ жизни - это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий:

  • первое условие создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи;
  • второе условие успешности формирования здорового образа жизни - тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться. Общение - великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребенка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их;
  • третье условие - повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Психолог В. Каримова, высоко оценивая роль семьи в формировании здорового образа жизни, считает необходимым обратить особое внимание на следующие аспекты:
  1. Укрепление всестороннего здоровья народа, нации следует начинать, прежде всего, с семьи. Для реализации воспитательно-просветительской программы «Здоровая семья» следует привлечь махаллинских советников по вопросам религиозно-просветительного и духовно-нравственного воспитания, женские комиссии, активистов махалли, проводить учебно-методические семинары.
  2. К просветительско-пропагандисткой работе по подготовке молодежи к семейной жизни, ее освоению философии здорового образа жизни следует привлекать не только ученых и соответствующих специалистов, но и махаллинских старейшин с богатым жизненным опытом, педагогов и наставников.

Исходя из непосредственной взаимосвязи проблем семейного благополучия и воспитанности детей, следует постоянно обеспечивать надзор общественности за такими важными факторами, как возраст вступающих в жизнь, беременных молодых женщин, их здоровье, семейные условия, отношение к спорту, физическая закалка.

Таким образом, из приведенных определений видно, что единой точки зрения, что считать здоровьем человека, нет. Но мы можем сделать вывод о том, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Здоровье: компоненты и виды

В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья.

Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, – основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, – основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психическое здоровье – состояние психической сферы, – основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностям их удовлетворения.

Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, – основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Состояние здоровья детей на сегодняшний день оставляет желать лучшего. И рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой, с постоянным ростом нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии, но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребенку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия. В результате у детей формируются вредные привычки, от которых избавиться бывает очень трудно.

Критерии эффективности воспитания здорового образа жизни

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового образа жизни:

  • положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
  • уменьшение заболеваемости;
  • формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
  • снижение уровня тревожности и агрессивности.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

Задача родителей – донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило – «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!”.

Формы воспитательной деятельности

Формы воспитательной деятельности бывают различного характера:

По направленности содержания

  • интеллектуально – познавательные;
  • социально – творческие;
  • профессионально – ориентационные;
  • культурно – досуговые;
  • спортивно – оздоровительные;
  • художественно – творческие;
  • организационные.

По характеру взаимодействия и совместной деятельности

  • состязательные формы (конкурсы, соревнования);
  • зрелищные (спектакли, просмотры кинофильмов);
  • продуктивно- созидательные (защита проектов, выставки);
  • коммуникативные формы (круглые столы, вечера встреч);
  • демонстрационные (презентационные);
  • индивидуальное самовыражение (портфолио).

Понятие “здоровье ” не имеет четкого определения в научной литературе. Кто – то считает его свойством, кто-то процессом, кто-то трактует его как состояние, кто-то способностью. Как правило, здоровье это не только отсутствие болезней, но и состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Но не все семьи понимают это, считая, что если ребенок не болеет, значит, он здоров. Также не все родители уделяют должного внимания воспитанию у ребенка знаний о здоровом образе жизни, поэтому многие дети не используют элементарных правил “чистых рук” и прочее.

Существует одно основное направление семейного воспитания по формированию у ребенка здорового образа жизни. К нему относится – работа с детьми. Необходимо донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья, сформировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Родители должны уделять особое внимание формированию благоприятной атмосферы в доме, воспитывать в ребенке уважение к себе и окружающим, бережному отношению к своему здоровью. Большое значение имеет воспитательное воздействие на ребенка личным примером родителей.

Родители – наши помощники и союзники во внеклассной деятельности. Важнейшим направлением во внеурочной деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование установок на здоровый образ жизни, родители показывают пример своим воспитанникам, принимая участие семьями в школьных соревнованиях.

Чтобы обеспечить успешность формирования здорового образа жизни

Формирование здорового образа жизни в семье будет происходить успешно, если:

  1. будут разработаны и определены организационно-педагогические условия и механизмы внедрения здорового образа жизни в процессе развития комфортной семьи;
  2. родители готовы использовать национальные культурные традиции в целях воспитания у детей потребности в ведении здорового образа жизни;
  3. будет осуществляться согласованное взаимодействие семьи и образовательного учреждения, учитывающее современные тенденции развития необходимости ведения здорового образа жизни.
  4. в содержание, формы и методы подготовки молодежи к семейной жизни включается использование опыта формирования здорового образа жизни в комфортной семье.

Формирование здорового образа жизни у ребенка должно быть одним из обязательных компонентов семейного воспитания. Семья для ребенка – это та среда, где он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Видео по теме

Экология семейной жизни

На видеоканале «BALANCE-TV.RU». Ведущие: Дмитрий Чагаев. Гости: Вадим Борисов, Людмила Баракова.

“От осины не родятся апельсины” – гласит народная мудрость. Невозможно вырастить здоровое во всех отношениях поколение, если подходить к созданию семьи, полагаясь на одни только романтические чувства и отвергая многовековые знания о супружеской жизни.

Что такое планирование семьи на самом деле и на чем строится благополучие общества? Как не попасть в ловушку сентиментальности, вступая в брак? О четырех целях семейной жизни, о принципах продолжения рода в любви и мудрости рассказывают врач акушер-гинеколог высшей категории Людмила Баракова и руководитель культурно-просветительского центра “Таттва” Вадим Борисов.

Формирование здорового образа жизни начинается c правильной организация режима дня

На видеоканале «School of Life».

На сегодняшний день здоровый образ жизни не имеет четкого определения. Однако в общих чертах его можно свести к следующему: это поведенческий образ жизни человека направленный на повышение иммунитета, профилактику болезней, укрепление здоровья.

В последнее время, проблема и необходимость формирования здорового образа жизни человека стала более актуальна.

Не секрет что формирование здорового образа жизни начинается c правильной организация режима дня…

Исходя из этого, можно выделить основные жизненно важные поведенческие формы:

  • Формирование положительных психологических эмоций во всех сферах жизнедеятельности (работа, быт, семейные отношения, реализация в общественной и культурной жизни) и формирование оптимистических взглядов.
  • Организация трудовой деятельности с максимальной эффективностью, что дает возможность реализации и отражает сущность каждого человека.
  • Двигательная активность.
  • Ритмичный образ жизни предполагает соответствие биологическим ритмам как в плане суточных биоритмов, так в плане возрастных потребностей.
  • Половая активность.
  • Отказ от вредных привычек, что способствует поддержанию высоких показателей здоровья.

Здоровья всем долгих лет жизни.

Правила здорового образа жизни

На видеоканале «tanyarybakova».

Татьяна Кубло
Воспитание здорового образа жизни с ранних лет.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ С РАННИХ ЛЕТ »

Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к здоровому образу жизни . Ранний возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни человека , в формировании его личности. Известно, что 40 процентов психологических и физических заболеваний взрослых, закладывается в детском возрасте. В настоящее время забота о своем здоровье , воспитание культуры здорового образа жизни становиться очень актуальной. Плохая экология, некачественные продукты питания – оказывают на здоровье человека негативное влияние. Поэтому с раннего детства нужно приучать детей вести здоровый образ жизни . Родители являются для своих детей лучшим примером для подражания и от их привычек, образа жизни во много зависит здоровье ребенка .

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.

Большую роль в формировании здорового образа жизни играет рациональное питание. В основе его лежит регулярность, разнообразие и удовольствие от приема пищи. Еда должна быть как здоровой , так и вкусной, обеспечивать все потребности организма. Детям нужно объяснять, что не здоровая пища – не полезная . Чипсы, газировка, покупные сухарики и многие другие сильно любимые детьми продукты, но далеко не полезные наносят вред здоровью . Их употреблять нужно в минимальных количествах.

Правильное питание - одно из главных условий для нормального роста и развития ребенка.

РЕЖИМ ДНЯ.

Важен и необходим. Правильно спланированный режим дня, с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья ребенка , является основой для сохранения здоровья .

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.

Младший дошкольный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Малоподвижный образ жизни является причиной многих заболеваний. Частые простуды, излишний вес, нарушение осанки и многие другие заболевания.

Ребенок, получающий достаточно физических нагрузок, крепок и вынослив, его тело гармонично развивается. Родителям нужно обязательно выделять время для ежедневных прогулок с детьми, отдавать предпочтение подвижным играм, выезжать всей семьей на природу.

ЗАКАЛИВАНИЕ.

Способствует увеличению сопротивляемости организма заболеванием

и неблагополучным воздействиям внешней среды. Закаленные дети реже болеют и их иммунная система работает сильнее.

При закаливании есть свои правила, которые не следует нарушать. Это регулярность закаливающих процедур, правильный подбор и дозировка процедур, положительные эмоции. Нарушив эти правила, вы потеряете весь положительный эффект.

От того какая осанка выработается у ребенка, зависит состояние многих внутренних органов. Сколиоз - боковое искривление позвоночника –приводит к серьезным нарушениям общего состояния организма. В раннем детстве осанка легко поддается различным воздействиям внешней среды,

как положительным, так и отрицательным. Одним из наиболее эффективных путей профилактики в состоянии позвоночного отдела является плавание.

КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ.

В приобщении детей младшего возраста к здоровому образу жизни .

С раннего возраста надо учить детей умываться перед сном, мыть руки после возвращения с улицы и перед едой, не пить сырую воду, правильно сидеть за столом, пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены. Дети должны носить удобное белье, одежду и обувь, не стесняющую их движения.

Наше здоровье зависит от образа жизни , который мы ведем.

Прививание навыков здорового образа жизни , правильное питание является одним из важнейших составляющих дальнейшего гармоничного развития и будущего взросления вашего ребенка.