Конспект НОД в старшей группе «Семейные традиции

Конспект непосредственно-образовательной деятельности (НОД) в старшей группе на тему: «Семейные традиции».

Программное содержание:

  1. Дать детям представление о старинных семейных традициях.
  2. Совершенствовать диалогическую форму речи, способности связно излагать события из личного опыта.
  3. Совершенствовать умение строить сложноподчиненные предложения, используя выражение «потому что» для соединения их частей.
  4. Обогащать активный словарь детей (существительные: оберег, традиция; прилагательные: старинный, расписной).
  5. Закрепить умение выделять основные отличия на сюжетных картинах и обосновывать свой ответ в объяснительной речи.
  6. Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, делать элементарные умозаключения.
  7. Познакомить с возможностью рисования нетрадиционным способом (пером) декоративных элементов: волнистая линия, листок, точка. Развивать чувства ритма, цвета, симметрии.
  8. Пробуждать уважение и интерес к традициям русского народа.

Материалы и оборудование:

ребус, мультимедийная доска, магнитофон, аудиозаписи русской народной музыки; уголек, зернышки, монетки, полотенце; заготовки из соленого теста «Оберег»; перья, палитры с красной, жёлтой, зелёной гуашью; баночки с водой; влажные салфетки, каравай, рушник, обруч, предметные картинки.

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, сегодня по электронной почте мне пришло письмо от детей из Финляндии. Они написали, что создают книгу «Традиции народов мира». Но вот проблема – они ничего не знают о русских традициях. Поможем?

В письме было задание. Отгадайте, что здесь зашифровано?

О каких традициях хотят узнать финские дети? (о традициях семьи).

Что такое семья? (ответы детей).

Назовите членов вашей семья? А у вас? (развернутые ответы детей по примеру воспитателя: «Моя семья – это муж Георгий, сыновья Александр и Роман, дочь Марина и я - Галина Александровна).





Посмотрите на эти картины внимательно.

Что изображено на картинах? (семья)

Скажите, чем эти семьи отличаются друг от друга? (наводящими вопросами воспитатель помогает вывести ответы детей на понятия «современная семья», «старинная семья»).

Почему вы решили, что это современная семья? (ответы и рассуждения детей)

Почему вы думаете, что это семья, которая жила в старину? (ответы и рассуждения детей)

Пословицы о семье.

Воспитатель:

Одна пословица говорит: «Семья в куче – не страшна и туча». Как вы ее понимаете? (рассуждения детей).

А еще говорят: «Хорошая семья – традициями крепка».

Как вы думаете, что такое традиции? (ответы детей).

Воспитатель:

Традиция – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые, и дети: например, как проводить семейный праздник, отдых. В каждой семье есть свои семейные правила-традиции.

Какие семейные традиции есть в вашей семье? (ответы детей).

Воспитатель приглашает детей к столу с предметными картинками.

  1. Показывает картинку с изображением «Хлеб и соль».
  2. Какая традиция, связанная с хлебом и солью, существовала на Руси? (ответы детей)

Воспитатель выносит каравай с солонкой, угощает детей. Рассказывает:

Раньше гостей встречали хлебом- солью, кланялись в пояс, показывая своё уважение. Гость отламывал небольшой кусочек хлеба, макал в соль и ел.

Воспитатель показывает картинку с изображением кошки.

А какая была на Руси традиция, связанная с кошкой, кто-нибудь догадался? (ответы детей)

Да, есть такая старинная традиция: при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом.

Показывает картинку с изображением младенца.

А какая могла быть традиция на Руси, связанная с ребёнком.

Это очень интересно: когда ребёнка купали в первый раз, в таз с водой опускали уголёк, зернышко, монетку. Зачем? Попробуйте догадаться? (ответы детей).

Воспитатель:

Опуская предметы в воду приговаривали.

Уголёк - Пусть всегда в доме будет тепло.

Зерно - Будь всегда сыт.

Монета - Будь всегда богат.

Воспитатель предлагает детям отпустить в тазик предметы.

Показывает картинку с изображением праздника.

Думаю, эту традицию вы сразу узнаете. (ответы детей).

Праздников на Руси проводилось много.

Что делали на праздниках? (пели, играли, плясали, хороводы водили). Предлагаю поиграть в интересную русскую народную игру «Петушиный бой».

Игра «Петушиный бой»

Дети парами встают вовнутрь обруча, руки за спиной. Подскакивая на одной ноге должны вытеснить соперника из круга.

Воспитатель:

А еще на праздниках люди играли на разных музыкальных инструментах, которые делали своими руками.

Игра на музыкальных инструментах.

Воспитатель приглашает детей к столу с музыкальными инструментами.

Выберите себе инструмент. Подойдите ко мне (воспитатель расставляет детей).

Вы – ансамбль русских народных инструментов, а я ваш руководитель. Мы будем играть на русских народных инструментах. Но чтобы у нас получилась красивая мелодия, необходимо смотреть на руководителя и выполнять следующие правила.

Когда я покажу на задний ряд, играют дети на ложках, когда покажу на вас, ребята, начинаете играть вы, а дети с ложками - не играют. А вот, когда взмахну двумя руками, начинаем играть вместе. Сделаю круг в воздухе – игра закончилась. Понятны правила.

Воспитатель приглашает детей к столу с карточками.

У меня для вас очень интересное задание.

На столе лежат карточки, выберите карточку и придумайте свою семейную традицию. Но так, чтобы этот предмет обязательно был в вашей традиции.

Творческое задание

Придумывание детьми семейной традиции.

Продуктивная деятельность

А еще, ребята, раньше в каждом доме был оберег - в виде подковы. (воспитатель показывает детям на интерактивной доске оберег - подкову).

Считалось, что подкова приносит в дом счастье, благополучие. Да и сейчас в некоторых семьях есть такой оберег.

Воспитатель предлагает сесть за стол. Показывает образец оберега (заготовки из соленого текста) и предлагает раскрасить подкову.

Предлагаю украсить свои обереги - подковы на счастье в свой дом.

Раньше не было ни карандашей, ни кисточек. Чем же люди рисовали? (ответы детей).

Воспитатель рассказывает, что в старину не было ручек. Писали и рисовали пером из хвоста или крыла петуха. Пером можно нарисовать волнистые линии, листок, точки.

Продуктивная деятельность. Помощь, поощрения детей, индивидуальная работа.

Подведение итогов

Какая традиция больше всех вам запомнилась? Почему?

О каких традициях мы напишем финским детям?

Эту подкову я отправлю в Финляндию в подарок детям, а вы свои подковы повесьте дома над входной дверью, чтобы в вашем доме было счастье и добро.

И помните, ребята, и дома скажите «Хороша семья – традициями крепка».

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

Тема : «Играя, учим и запоминаем»
Цель : формирование интереса к чтению книг.
Задачи:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений о семье.
- развитие литературной речи.
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Дети входят в зал приветствуют гостей и рассаживаются на стулья.
Приветствие: «Хорошо, когда при встрече мы всем близким и родным
С добрым утром, добрый день и добрый вечер,- говорим!»
Воспитатель : Сегодня у нас не только дети, но и родители. Мы собрались дружной семьей.
Кто скажет, что такое семья? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, но семья - это не только родственники, семьей можно назвать нашу группу, потому что мы помогаем друг другу, заботимся друг о друге. Есть семья у животных (пример). Есть родственники даже у слов. Наши дети знают это и умеют подбирать родственные слова. (пример)
- Есть слово ласковое, маленькое – снежок
- Есть слово длинное – снегопад

- Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком)



- Есть слово-человек, сказочный персонаж – Снегурочка


- Есть слово-фигура, вылепленная из снега – снеговик


- Есть слово легкая, пушистая – снежинка



- Есть слово-цветок – подснежник



-Есть слово-птица – снегирь



Воспитатель : В семье уважают старых и любят малых. Жизненный опыт предков дошел до наших дней в пословицах и поговорках. Давайте порассуждаем, почему так говорят:
1. На что клад, коли в семье лад.



2. Вся семья вместе, так и душа на месте.
3. Нет милее дружка, как родная матушка.
4. Без корня и полынь не растет.
5. Изба детьми весела.



Воспитатель: А сегодня мы поговорим о семье сказок. Самые добрые воспоминания о детстве - это чтение сказок. Я вам предлагаю отправиться в путешествие в сказку. Наши родители приготовили сценку из сказки.
Алисия с мамой показывают сказку "Лисичка со скалочкой".
Вот и сказка отзвучала.
Мы начнем ее сначала.
Или новую начнем?
Но сначала отдохнем.
Воспитатель : Нам с тобой пришел черед сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко,
Скажу я слово далеко, а ты ответишь – близко.
Веселый – грустный,
Добрый – злой,
Трудолюбивый – ленивый,
Смелый-трусливый Воспитатель: Сказки бывают веселые и грустные, но обязательно с хорошим концом. В сказках всегда побеждает добро. А еще в сказках происходят чудеса и превращения.
Что такое сказка?
- Кто придумывает сказки?
- Какие сказочные превращения вы знаете?
- Объясните почему так говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
Воспитатель : Какими словами чаще всего начинаются сказки, вопрос для детей.
Ответы детей: Жили- были…, В некотором царстве, в некотором государстве…, Давным- давно…, Далеко -далеко…, В одном королевстве…,
Воспитатель: Какими словами чаще всего заканчиваются сказки, вопрос для родителей.
Ответы родителей: Тут и сказке конец…, Так жили они не тужили…, Живут поживают горя не знают…, Стали жить поживать…, А кто слушал молодец…, Я там был, мед пиво пил…, И живут они в мире и согласии…
Воспитатель : А теперь отгадайте сказку по опорным словам.
- Шапочка, волк, охотники, бабушка. (Красная Шапочка)
- Мальвина, Артемон, Пьеро, лиса Алиса (Буратино)
- Крохотная, толстый, мышь, крот.(Дюймовочка)
- Выгнать, плакать, лиса, заяц.(Заюшкина избушка)
Воспитатель : А сейчас трудное задание для родителей. Угадайте название сказки и героя от имени которого ведется рассказ.
1. Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернется. Я думал, что все такие же добрые как мои бабушка и дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые. (Колобок)
2. Я знал, что все так закончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы во мне кто-нибудь поселился… Но их оказалось так много, что я просто не выдержал и рухнул…(Теремок)
3. Ну и хвост у этой мышки! Не сравнится он ни с кулаком Дедушки, ни с кулаком Бабушки. И надо было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент. Сейчас бы мной все любовались. Лежало бы я на самом видном месте. (Курочка Ряба)
4. Я осталась жива только благодаря этой маленькой хрупкой девочке. Она меня согревала, кормила, поила. Как прекрасно жить! Радоваться солнцу, ветру, теплу! (Дюймовочка)
5. Вы думаете мне приятно жить с такой хозяйкой? Моя беда в том, что я не могу молчать. Всегда говорю правду, и из-за этого мне достается. То она на меня кричит, то бросит, то пригрозит, что разобьет. А вот когда ей приятно то, что я говорю, она поглаживает мою ручку, и долго смотрится в меня. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
Воспитатель: А теперь задание для детей.Отгадайте сказку.
1. А дорога далека, а корзина нелегка, сесть бы на пенек, Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)
2. Ах ты, Петя простота, сплоховал немножко: не послушался Кота, выглянул в окошко. (Кот, Петух и Лиса)
3. Красна девица грустна: ей не нравится весна, ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
4. Нет ни речки, ни пруда – где воды напиться? Очень вкусная вода в ямке от копытца! (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
5. Отворили дверь козлята и пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят)
Воспитатель: Народные сказки называют мудростью народа, душой народа, учебником жизни. В сказках прячется какая то тайна. И мы с вами сегодня попытаемся ее раскрыть.
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
Воспитатель рассказывает сказку «Снегурочка» при помощи мнемотаблицы.



Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе - детей у них не было.



Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
- А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.
- Давай, - говорит старуха.



Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь - а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег - и вышла из сугроба живая девочка.



И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет - заслушаешься.
Прошла зима.
Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки.
А Снегурочка вдруг запечалилась.
- Что с тобой, дочка? - спрашивает старик. - Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется?
- Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.
А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше - дождичек.



За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:
- Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:
- Поди, дочка, повеселись с подружками!
Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.



А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.



Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они - а Снегурочки нет. Стали они кликать ее:
- Ау, ау, Снегурушка!
Только эхо им в лесу и откликнулось.



Воспитатель задает детям вопросы по сказке.
- О ком эта сказка?
- Были ли счастливы баба с дедом? Почему?
- А когда счастье поселилось в их доме? (когда появилась Снегурочка)
- Значит, без детей нет счастья в семье?
- Снегурочка какая? (ласковая, приветливая, трудолюбивая, добрая.)
- Что делает Снегурочка? (улыбается, песни поет, радуется…)
- О каких детях мечтают родители? (Ласковых, приветливых, добрых, трудолюбивых, веселых.)
- Вот мы и раскрыли одну тайну сказки. Эта сказка о семейном счастье, которое не бывает без детей. Родители мечтают о послушных, веселых, ласковых, смышленых, трудолюбивых, жизнерадостных детях. Мечтают о взаимопонимании.
- Закройте глаза, вспомните своих пап и мам. Они мечтают о таких детях. Всегда ли вы поступаете так, чтобы мечты родителей сбывались?
- А что нужно, чтобы родители вас понимали? (общение)
- Какое настроение вызвала у вас сказка? (грустное)
- Расскажите отрывок, который вызвал у вас грустные чувства.
- Только ли грустное настроение? Может оно меняется? Когда радостное настроение? (праздник)
- Расскажите отрывок, из сказки.
- Может быть кто-то хочет рассказать всю сказку?
Рассказы детей. 1-2 человека.
- Эта сказка о семейном счастье иметь и воспитывать детей.
Мы рассказали сказку, родители и дети показали знания сказок. Это говорит о том, что мы работаем в содружестве. И еще раз повторим, что такое семья.
- Семья – это громкое слово!
- Семья – это звонкое слово!
- Семья – это слово важное!
- Об этом вам скажет каждый.
- Семья – это солнце светит.
- Семья – это звезды на небе,
- Семья – это все любовь.
- Любовь сыновей и отцов.
- Любовь дочерей и мам.
- Любовь свою дарим вам!

Занятие в старшей группе ДОУ. Конспект

Описание материала : предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Моя семья». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это очень важные знания направленные на формирование представления о семье, как о людях, которые живут вместе, которые воспитатель донесет до ребенка.
Цель:
1. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные родственные связи; активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
2. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких людей.

1. Воспитатель:
В семейном кругу
В семейном кругу мы с вами растем
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
А про что мы сегодня будем с вами говорить.Молодцы, догадались. Сегодня мы будем говорить о семье. А что такое семья, кто скажет. (Ответы детей).
Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого человека. Это самые близкие и родные люди. Все члены семьи любят друг друга, заботятся, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга.
А как еще можно назвать маму, папу, наших бабушек, дедушек? - Родственники, родные, близкие.
2. Расскажите про вашу семью (с кем ты живешь, Сколько человек в твоей семье, назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье? Кто старше всех? Кто младше всех?);
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Дедушка старый - внук …/молодой/;
Папа высокий - сын …/низкий/;
Брат трудолюбивый - сестра …/ленивая/;
Белье чистое - …/грязное/;
Хлеб свежий - …/черствый/;
Мама спускается - дочь …/поднимается/;
Папа наказывает - мама …/жалеет/ и другие пары слов.

3. Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?»
Раз, два, три, четыре,
/хлопки в ладоши/
Кто живет в моей квартире?
/пожимают плечами/
Раз, два, три, четыре, пять,
/хлопки в ладоши/
Всех могу пересчитать.
/руки в стороны/
Папа, мама, брат, сестренка,
/загибают по одному пальцу на обеих руках/
Мой щегол, сверчок и я:
Вот и вся моя семья.
/сжимают и разжимают кулачки/
Ребятки, вам понравилось наше занятие? Спасибо всем. Я думаю, все вы сегодня придете домой и скажете своим мамам и папам как вы их любите. Я вам желаю, чтоб ваши семьи всегда были самыми крепкими и самыми счастливыми.

План – конспект НОД с дошкольниками в старшей группе.

Тема: « Правила жизни в семье»

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Задачи:

Уточнить представления детей о семье, о трудовых обязанностях членах семьи;

— Воспитывать у детей внимательное, заботливое отношение к родным и близким;

— Способствовать развитию у детей навыков доброжелательного взаимодействия с членами семьи, с учётом их и своего возраста; понимания и взаимопомощи в семейной жизни, проявления интереса к семейным делам.

Материал ы : семейные фотоальбомы; репродукции картин, иллюстрации на тему «Семья»; запись песни «Наша дружная семья» сл. Т. Рядчикова, муз. и исполнение А. Комарова; картон зелёного цвета (половина формата А4, обрезанный по краям ножницами-зигзаг), заготовки кружков из бумаги жёлтого цвета (серединка ромашки), длинные полоски белой бумаги (лепестки ромашки), цветная нить для украшения открытки, разноцветные бумажные бабочки, сделанные с помощью фигурного дырокола, клей, кисточки для каждого ребёнка, бумажные салфетки, клей, кисточки.

Логика образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Музыкальное сопровождение.

Звучит песня «Наша дружная семья» сл. Т. Рядчикова, муз. и исполнение А. Комарова.

Введение в тему.

Читает стихотворные строчки:

Очень мудрые дедули, две бабули – красотули.

Папа, мамочка моя – это всё моя ….. (семья)

Определяют тему занятия.

Проблемный вопрос: что такое семья?

Обобщает ответы детей.

Ответы детей.

Рассказы детей о своих семьях.

Предлагает детям рассказать о своих семьях и показать фотографии.

Поочерёдно берут свои семейные фотоальбомы и рассказывают, кто изображён на фотографиях и когда сделаны эти снимки.

3.Физминутка.

Читает стихотворные строчки.

У меня есть семья – очень дружная она.

С мамой мы печём блины небывалой вкусноты!

С дедом грядки мы копаем. С бабушкой цветы сажаем.

С папой мы футбол играем – мяч в ворота забиваем.

Очень сильно я люблю свою милую семью.

Имитируют движения.

Чтение рассказа Д.Габе «Работа»

Читает рассказ с установкой на запоминание.

Внимательно слушают рассказ.

Беседа о трудовых обязанностях членов семьи

Задаёт вопросы:

Какие обязанности у каждого члена вашей семьи?

Какие обязанности есть у вас?

Почему так важно, чтобы у каждого в семье были обязанности? (Взаимопомощь)

Как, по-вашему мнению, должны относиться друг другу члены семьи, чтобы все были счастливы?

Ответы детей.

Игра с мячом « давайте справедливо распределим обязанности в семье»

Называет членов семьи

Называют действия:

Убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, …

Моет и вытирает посуду, вытирает пыль, помогает убирать …

Зарабатывает деньги, делает ремонт, …..

Зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает бельё, ….

Знакомство детей с праздником «День семьи».

Ребята, есть праздник, который так и называется — День семьи, любви и верности. Празднуют в России летом — 8 июля. У праздника очень нежный символ - цветок ромашки. Знаете, почему символ праздника — ромашка? Это самый известный и самый распространенный цветок в России, а День семьи, любви и верности отмечается в самую цветущую летнюю пору. Кроме того, в России ромашка издревле была символом любви. Отмечая этот праздник, мы говорим о любви и верности в крепкой семье, и ромашка с множеством лепестков как раз и напоминает нам такую семью.

Рассматривают иллюстрации.

Изготовление открытки.

Предлагает детям сделать красивую открытку

«Семейная ромашка»

Дети изготавливают открытки.

1. Концы длинных полос белой бумаги склеивают на концах. Получаются «петельки» — лепестки ромашки.

2. Получившиеся лепестки приклеивают на жёлтый кружок с обратной стороны.

3. Готовую ромашку приклеивают на зелёный лист бумаги.

4. В центр серединки ромашки приклеивают бабочку, слегка сложив её крылья, для создания объёма.

5. Продевают цветную нить в заранее сделанное дыроколом отверстие в углу зелёного листа.

Эта замечательная открытка «Семейная ромашка» может стать украшением комнаты, где чаще всего собирается вместе семья.

Говорит, что дети вырастут и у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и будут во всём им помогать. А главное, все будут любить и уважать друг друга.