Составление рассказа по сюжетной картине "Зима". Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группеТема: Составление рассказа по картине «Снегоуборочная машина

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ТЕМА: «РАБОТА С СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКОЙ»

ПРОВЕЛА ОСИПОВА Г.В. МДОУ ДЕТСКИЙ САД №14 «СОЛНЫШКО» Г.АЛУШТЫ

ЦЕЛЬ: Продолжать учить детей составлять связный рассказ по сюжетной картинке, пользуясь планом. Развивать умения употреблять в речи прилагательные. Продолжать учить самостоятельно давать название картины. Воспитывать желание стать школьником, уважение к учителям.

Оборудование: сюжетная картина «В школу» из серии «Времена года»; запись песни «1 сентября»; школьный звонок, тетрадь, учебник, ранец, краски, альбом.

СОД:

Здравствуйте, дети. Приготовьтесь к занятию. Сели ровно.

Посмотрите на стол, какие предметы вы здесь видите, кому нужны эти предметы и для чего? (ответы детей)

О чем эта песня? (ответы детей)

Как вы, думаете, о чем мы с вами будем говорить на занятии? (ответы детей)

Правильно, о школе. Сегодня продолжим учиться составлять рассказ по картине. Внимательно рассмотрите картину, которая перед вами.

В.: Дети, какое время года изображено на картине?

О.Д.: Осень. Потому что на деревьях и на дорожке, по которой идут дети желтые листья. На ветках калины покраснели ягоды.

В.: Куда идут дети?

О.Д. : Осенью дети идут в школу.

В.: Почему вы так решили?

О.Д.: Потому что у детей на спине ранцы.

В.: Зачем дети несут в школу цветы?

О.Д.:Дети несут в школу цветы, потому что праздник- день знаний.

В.: Ребята, обратите внимание во что одета девочка, во что одет мальчик?

О.Д. : Мальчик одет в костюм, девочка в белую блузку и юбку. Дети очень нарядные.

А теперь составим план нашего рассказа.

В.: С чего мы начнем рассказ?

О.Д.: Дети идут в школу.

О.Д.: Девочки и мальчики очень нарядные, у них в руках цветы, а на спине ранцы.

В.: О чем подробнее вам хочется сказать в середине рассказа?

О.Д.: Дети идут на праздник, а цветы они подарят учителям.

В.: Как следует закончить рассказ?

О. Д.: Дети рады празднику!

В.: Теперь послушайте мой рассказ:

«Наступил первый осенний день. На деревьях появились желтые листья. На ветках калины покраснели ягоды. Дети взяли ранцы, цветы и идут в школу на праздник-День Знаний. Девочки и мальчики очень нарядные. Девочка одета в белую блузку и синюю юбку. На мальчике красивый костюм. Цветы они подарят своим учителям. Дети рады празднику».

А теперь вместе придумаем название картине.

Оно должно быть кратким и отражать содержание картины.

В.: Молодцы, все названия подходят для нашей картины, давайте выберем одно из них.

О.Д.: «Школьный праздник»

Динамическая пауза:

«Дошкольникам на память»

Если хочешь строить мост, (идут по кругу)

Наблюдать движенье звёзд, (останавливаются и поднимают руки вверх)

Управлять машиной в поле (берут в руки воображаемый руль, бегут по группе)

Иль вести машину ввысь, - (расставив руки в стороны «летают» по группе)

Хорошо работай в школе, (руки складывают, как школьники, сидящие за партой)

Добросовестно учись!

Сели ровно. Продолжаем работать. Теперь я предлагаю вам самостоятельно составить свой рассказ по плану. Вспомните о чем мы говорили. Начать надо свой рассказ с названия картины. (ответы 3-4 детей)

Молодцы, вы все сегодня постарались, внимательно слушали, ваши рассказы получились интересными.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Перед вами школьные принадлежности, я буду называть предмет, а вы говорить для чего этот предмет нужен школьнику. (ручка, карандаш, тетрадь, краски, атлас, глобус и т.д.) (ответы детей)

Молодцы, все справились с заданием. Давайте повторим, что нового мы узнали на занятии? (ответы детей)

Рефлексия: поднимите кружочки того цвета как вы оцениваете свое настроение, свою работу на занятии. Занятие окончено.

Цель: развитие связной речи.

Задачи по образовательным областям :

Коммуникация – совершенствовать умение строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования. Расширять, уточнять и активизировать в речисловарь детей. Совершенствовать грамматический строй речи: образование и употребление существительных в форме винительного падежа;

совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Социализация - продолжать воспитывать привычки культурного поведения в общественных местах

Труд – воспитывать ценностное отношение к человеческому труду и его результатам.

Ход занятия

· Организационный момент.

Ребята, у вас есть друзья? (ответы).

О друзьях говорить всегда приятно. Давайте улыбнемся друг другу и скажем ласковое словечко. Игра «Назови своего друга ласково». Дети называют эпитеты: добренькая, красивенькая, беленькая, умненькая, ласковая, нежная, очаровательная, душевная, любимая.

Вот как хорошо вы относитесь к своим друзьям. А какие слова,сходные по звучанию,можно подобрать к слову «друг?» (друзья, дружба,дружелюбный, дружные, подруга, дружить, подружились).

А я знаю, ребята, что вы можете дружно играть. Сейчас я буду бросать вам по очереди мяч, а вы будете ловить и возвращать его мне. Бросая мяч, каждый должен сказать, что делает представитель этой профессии:

Учитель - (учит); строитель - (строит); врач - (лечит); парикмахер - (стрижет); повар - (готовит); художник - (рисует); пианист - (играет на пианино); продавец - (продает).

Вы правильно назвали действия представителей разных профессий. Молодцы!

Сегодня мы будем говорить о профессии продавца и составим рассказ по картине «Мы играем в магазин».

· Рассматривание картины и беседа по содержанию .

Воспитатель ставит картину на мольберт

Это картина «Мы играем в магазин».

Кого изобразил художник на этой картине?

Что они делают? (На картине нарисованы дети,они играют в магазин).

Рассмотрите внимательно девочку, которая стоит за прилавком.- Кого изображает девочка?

Расскажите о том,как она одета, чем занимается.

(- Девочказа прилавком -это продавец. На ней передник и косынка, как у настоящего продавца. Она положила на весы оранжевый апельсин и собирается взвесить еще и красный помидор. Потом она упакует их в пакет. Девочка - вежливый продавец. Она улыбается покупателям).

Теперь давайте опишем покупателей, которые стоят перед прилавком. Как они одеты? Что у них в руках?

(Первой стоит девочка. Она в красивой юбочке, кофточке и в шляпке.Она катает коляску, в которой спит кукла, ее дочка.

Девочка покупает овощи и фрукты для нее. На плече у девочки висит сумочка. Там лежит кошелек. Девочка купит фрукты и овощи и рассчитается за покупку).

Очень хорошо. Теперь расскажите о втором покупателе. (Вторым стоит мальчик. Он держит на руках большого мишку. Наверное, он хочет купить овощей для него. Сумка для овощей висит у мальчика на руке).

Кого еще вы видите на картине. Расскажите о нем. (Мы видим мальчика в фартуке и кепке.Это грузчик. Он привез на тележке морковку и свеклу,сейчас будет выгружать товар.)

Каким художник нарисовал магазин?(У ребят магазин как настоящий. На полках много банок с компотами, бутылки с соком. На прилавке стоят весы и кассовый аппарат, в контейнерах лежат фрукты).

Молодцы! Вы очень хорошо ответили на мои вопросы. А теперь давайте поиграем.

· Пальчиковая гимнастика «В магазине».

Воспитатель приглашает детей на ковер, предлагает встать в круг и выполнять пальчиковую гимнастику.

У метро стеклянный домДети идут по кругу, взявшись заруки.

Покупаем в доме том

Помидоры и капусту,Останавливаютсялицом в круг,

Луки перецзагибают по одному пальцу

очень вкусныйсначала на левой руке, потом на

Сок, бананы, апельсиныправой каждое название овощей и

Киви, свеклу, мандариныфруктов.

Это место – просто складВновь идут по кругу, взявшись за

Витаминов для ребят.руки.

· Игра «Веселые грузчики». Воспитатель вывозит на ковер два игрушечных грузовика, выносит корзину с муляжами овощей и фруктов, рассыпает муляжи по ковру.

Вы сказали, что на картине нарисован грузчик. Сейчас вы все превратитесь в грузчиков. Мальчики должны погрузить в один грузовик все овощи и фрукты, названия которых можно разделить на два слога. А девочки погрузят в другой грузовик те овощи и фрукты, названия которых делятся на три слога. Приготовились. Выполняем задание на счет «три». Раз, два, три!

Воспитатель следит за правильностью выполнения, определяет победителя по правильности и скорости. Ошибки необходимо исправить вместе с детьми .

· Сообщениеплана рассказа по картине.

Воспитатель приглашает детей на стульчики, вновь помещает картину на мольберт .

Сейчас мы будем составлять рассказ по картине. Начну его я, а продолжите вы. Вы сделаете это по следующему плану.

Сначала опишите детей, которых нарисовал художник. Какие они? Как они одеты? Что у них в руках? Что они делают?

А потом расскажите о том, какой у ребят магазин, о настроении, с которым дети играют.

· Подготовкадетей к рассказыванию.

Воспитатель делает небольшую паузу для подготовки детей к рассказыванию.

Еще раз посмотрите на картину, подумайте, как будете составлять рассказ по ней. А я рассказ начинаю.

· Составлениедетьми рассказа по частям.

Если есть необходимость, воспитатель напоминает еще раз о чем нужно рассказывать

Вчера утром дети нашей группы ходили на экскурсию в магазин «Овощи - фрукты» и видели, как работают продавец и грузчик. Вечером дети все вместе играли в магазин. А сегодня они хотят составить рассказ по картине, которая называется «Мы играем в магазин ».

(- На картине нарисованы дети. Они играют в магазин. Девочка за прилавком - это продавец. На ней фартук и косынка, как у настоящего продавца. Она положила на весы оранжевый апельсин и собирается взвесить красный помидор. Потом она упакует их в пакет. Девочка - вежливый продавец. Она улыбается покупателям.

- Перед прилавком стоят покупатели. Первой стоит девочка в красивой юбочке и кофточке и в шляпке. Девочка катает коляску. Там спит ее маленькая дочка. На плесе у девочки висит сумочка. Там лежит кошелек, чтобы она могла рассчитаться за покупку.

- Вторым стоит мальчик, он держит на руках большого мишку, наверное, он хочет купить овощей для него. Сумка для овощей висит у мальчика на руке.

Еще мы видим мальчика в фартуке и кепке. Это грузчик. Он привез тележку с морковкой и свеклой, сейчас будет разгружать ее.

- Магазин у ребят - как настоящий. На полках много банок с компотами, бутылку с соком. На прилавке стоят весы и кассовый аппарат, в контейнерах лежат фрукты. Дети играют с удовольствием. Им интересно. Они улыбаются.) Воспитатель убирает картину.

О чем мы говорили сегодня? (Мы составляли рассказ по картине «Мы играем в магазин», делали пальчиковую гимнастику, проводили соревнование «Веселые грузчики», делили на слоги названия фруктов и овощей.)

Необходимо оценить деятельность каждого ребенка.

Программное содержание:

Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ, по картине ориентируясь на план, приложенный воспитателем. Последовательно передавать события, закреплять умение придумывать название рассказа. Уточнять знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе. Закрепить умение составлять предложения с предлогами: на , под , за , перед , около . Воспитывать доброжелательность, сдержанность, умение слушать собеседника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

занятия по развитию речи в подготовительной группе

РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ «ЕЖИ»

Составила:

воспитатель МДОУ №20 «Веснушки»

пос. Железнодорожный

Подольского района Московской обл.

Сидельникова Н.М.

Программное содержание:

Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ, по картине ориентируясь на план, приложенный воспитателем. Последовательно передавать события, закреплять умение придумывать название рассказа. Уточнять знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе. Закрепить умение составлять предложения с предлогами: на , под , за , перед , около . Воспитывать доброжелательность, сдержанность, умение слушать собеседника.

Словарная работа:

Пробирается, принюхивается, гуськом, мухоморы – великаны.

Предварительная работа:

Чтение рассказов Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?», И. Соколов – Митков «Ежи», Ю. Пономарев «Ежонок» сказка.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Загорелись, как пожар.

На ребенке кисти

Катится навстречу шар

Из осенних листьев

Ты его не узнаешь?

Приглядись – ка – это…!

Как вы догадались, что это еж?

Давайте вспомним, как выглядит еж (ведь вы наверняка видели этого зверька на рисунках, в мультфильмах, в живом уголке, на даче или в лесу). Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом. Черные, как бусинки глаза, кажутся внимательными и умными. Лапы у ежа короткие с маленькими коготками. Ежи очень интересные животные. Живут они семьями: папа – (еж или ежик), мама (ежиха), дети - …(ежата). Как можно назвать их ласково? Ответы детей (ежатки), а если один малыш, то …(ежонок).

Воспитатель приглашает детей сесть на стулья.

Среди опавших листьев тихо

Пробирается ежиха

А за ней гуськом спешат

Четверо ее ежат.

На мольберте выставляется картина. Дети некоторое время рассматривают ее. Воспитатель задает вопросы:

Кто изображен на картине?

Как вы думаете, где они находятся?

Как вы догадались, что это лес?

Воспитатель обобщает.

«В осенний день мама ежиха привела свое семейство на лесную полянку, где растут мухоморы – великаны».

Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную поляну?

Посмотрите, что делает ежиха?

Обобщение высказываний.

А что делают ежата?

Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка?

Почему этот ежонок спрятался?

На что он стал похож?

Каким мы можем назвать этого ежонка?

Обобщение высказываний.

Теперь мы немного отдохнем, поиграем.

Физкультминутка.

Еж спешил к себе домой Шагать на

Нес запасы он с собой месте.

Через кочки он скакал Прыжки на месте.

Быстро по лесу бежал Бег на месте.

Вдруг он сел и изменился, Присесть, обнять колени,

В шарик круглый превратился прижать голову к коленям.

А потом опять вскочил Выпрямиться и шагать

И к детишкам поспешил. на месте.

Посмотрите еще раз внимательно на картину. Как бы вы ее назвали? Придумайте рассказ по этой картине.

  1. Подумайте, о чем вы расскажите в начале: кто нарисован на картине, в какое время года и где происходит действие?
  2. О том, зачем пришли сюда ежи. Расскажите о маме ежихе, о ее детишках – ежатах.
  3. Закончить рассказ можно о том, как себя чувствуют ежи на лесной полянке.

Заслушиваются 3 - 4 детских рассказа. Предложить детям дополнить рассказ товарища. Воспитатель дает свою оценку детскому рассказу. Интересные рассказы придумали дети. Теперь поиграем в игру «Составь предложение».

Дети составляют предложения по демонстрируемым воспитателем действиям. Выставляется силуэт дерева. Воспитатель помещает игрушечного кота: на дерево; под дерево; за дерево; перед деревом; около дерева и т.д.

Итог занятия:

Дети, мы с вами сегодня составляли рассказы о ежиной семье. Вы все активно участвовали, хорошо отвечали на вопросы. Молодцы!


Людмила Таранова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассказывание по картине «На севере диком»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему :

«Рассказывание по картине «На севере диком »

Воспитатель : Таранова Л. В.

Цель : учить детей составлять рассказ по картине .

Задачи : 1. Воспитывать любовь к природному окружению.

2. Развивать наблюдательность , логическое мышление.

3. Учить детей дать полный ответ и самостоятельно составлять рассказ по картине

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Введение в тему

Воспитатель :

Ребята,у вас есть друзья? (ответы детей)

О друзьях говорить всегда приятно. Давайте улыбнёмся друг другу и скажем ласковое словечко.

Игра «Назови своего друга ласково» .

Дети придумывают ласковые эпитеты :

(Красивенький Женечка, добренькая Сонечка, беленькая Леночка, умненькая Наташечка, ласковый Коленька)

Молодцы, вы хорошо относитесь друг к другу. А какие слова, сходные по звучанию, можно подобрать к слову «друг» ?

(друг – дружба – дружелюбный – дружный – подруга – дружить и т. д.)

Воспитатель :

Бывает, что у человека нет друзей, и он остаётся один.

Какие слова можно подобрать к слову «один» (один – одинокая – одинокий – одиночество – одиноко и т. д.)

Дети, как вы думаете, быть одному хорошо или плохо?

Послушайте, пожалуйста, музыку.

Какая музыка прозвучала, Витя?

Спокойная, медленная, печальная или весёлая?

Воспитатель ещё раз предлагает прослушать музыку и напоминает, какое настроение было у композитора, когда он писал музыку,показывает детям репродукцию картины И . Шишкина «На севере диком » .

(печаль, тоска, одиночество, грусть) .

Какие краски выбрал для написания этого пейзажа?

(синие, чёрные, белые, серые,голубые)

Что изображено на переднем плане, Лиза?

Верно, сосна, молодец!

Дети, что вы можете сказать о сосне? Какая она?

(одинокая, печальная, лохматая, грустная,большая, старая)

Молодцы,ещё можно добавить – мудрая, задумчивая и т д.

Что изображено на заднем плане, Лена?

Какими словами можно сказать о небе? Какое оно?

(хмурое, тёмное, холодное)

- Воспитатель :

Послушайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком… »

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

Воспитатель :

Художник И. Шишкин нарисовал заснувшую под снегом сосну.

А какая стоит тишина!

Как вы считаете с каким настроением писал художник эту картину ?

Верно, с грустью, печалью, молодцы.

С кем сосна могла общаться, как думает, Коля?

С небом, солнцем, молодцы, и я помогу – с ветром, снегом,луной.

Воспитатель :

Дети, рисовать картину можно не только красками, но и словами. Для этого можно пользоваться опорными схемами.

Что вы видите на картине ? (сосну)

Где растёт сосна (на горе)

Какое небо? (хмурое,печальное и т д.)

О чём думает сосна?

Молодцы, спасибо,все работали хорошо.

Дети составляют рассказ .

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи. Рассказывание по картине «Собака со щенятами» и рисование по картине Цель:учить детей описывать знакомую картину,составляя небольшой,связный рассказ по образцу воспитателя. Продолжать помогать детям согласовывать.

Конспект НОД по развитию речи (рассказывание по картине) «Зима» Конспект непосредственно образовательной деятельности. Примерная основная образовательная программа: под редакцией Н. Е. Вераксы «От рождения.

Задачи: Учить детей составлять описательный рассказ по картине,используя наиболее точные слова для обозначения цвета,величины;упражнять.

Конспект занятия «Рассказывание по картине «Семья ежей» (старшая группа) Задачи:Учить детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей); учить подбирать однокоренные.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Рассказывание по картине» Программное содержание: через игровую ситуацию организовать гуманно – личностное общение детей с картиной, способствовать переходу от фразной.

НОД по развитию речи в средней группе Тема: «Рассказывание по картине» НОД по развитию речи в средней группе Тема: «Рассказывание по картине» Образовательные задачи: совершенствовать умение детей согласовывать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Развитие речи

Подготовительная группа

Тема: «Рассказывание по картине «В школу».

Цель : способствовать умению составлять связный рассказ по предложенной картине.

Задачи: совершенствовать умение составлять сюжетный рассказ по картине, используя структуру построения сюжета: завязка, кульминация, развязка, активизировать слова, относящиеся к теме: «Школа», «Школьные принадлежности», закреплять навыки фонетического анализа слов;

развивать внимание, умение сравнивать и обобщать, подбирать точные слова для обозначения явлений, эмоций, развивать умение употреблять в речи такие формы обращений, как: «Я думаю, что… », «Мне кажется, что… », передавать голосом оттенки радости, вопроса;

воспитывать доброжелательность, трудолюбие.

Форма организации : подрупповая, индивидуальная.

Оборудование:

    иллюстрации "В школу", "Старший брат", "Первое сентября", "У дверей школы" Н.П. Богданов-Бельский

    портфель с наполнением: Букварь, тетрадь, пенал, карандаш, ручка.

    листочки А5, простые и цветные карандаши

    колокольчик (школьный звонок)

Ход деятельности.

2" 1. Организационный момент.

1" 2. Вводная беседа.

Как называется наша группа? (подготовительная) Почему? К чему вы готовитесь.

Что нужно уметь, чтобы пойти учиться в школу?

Читать и писать вас обязательно научат в школе, - продолжает педагог. - А сейчас вам нужно уметь слушать и слышать воспитателя, работать не отвлекаясь; понятно рассказывать; быть самостоятельными в своих суждениях и поступках.

3" 3. Рассматривание картины «В школу». Беседа по вопросам.

Как можно назвать эту картину? Придумайте ей название. Как вы считаете, чье название правильнее, интереснее? Почему?

Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?

Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (Ученики,

школьники, первоклассники.)

Что несут в руках дети? (Портфели.)

2" 4. Отгадывание загадок.

Воспитатель достает портфель.

А что находится в портфелях вы узнаете отгадав загадки:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?.

(Карандаш)

Первая книга, что знанья дает,

Ее первоклассник в портфеле несет.

Всегда и повсюду, сегодня и встарь

Школьнику очень нужен.

(Букварь)

Посмотрите на меня -

Сбоку у меня поля,

Для задачек будут, детки,

На моих страницах клетки,

А для разных упражнений,

Я - в линейку, без сомнений.

Это - лёгкая загадка:

Каждый знает, я -. .

(Тетрадка)

Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Школьные принадлежности)

Какие еще школьные принадлежности вы знаете?

2 " 5. Рассматривание картины "Старший брат".

Кого вы видите на картине?

Что делает мальчик?

Во что он одет?

Расскажите про девочку, которую изобразил художник?

Как вы думаете, кто это?

Вы можете догадаться, о чем беседуют брат и сестра?

1" 6. Физкультминутка:

В школу скоро я пойду, (Дети шагают.)

Там друзей себе найду, (Вытянув руки вперед, сжимают пальцы в кулаки и разжимают.)

Я таким ученым буду! (Поворачивают голову вправо-влево.)

И свой садик не забуду. (Обнимают себя руками, разводят руки в стороны и

опять обнимают) .

3" 6. Рассматривание картины Н.П. Богданова-Бельского "У дверей школы"

Куда пришел мальчик? Во что одет ребенок? Почему он не решается войти в класс? Педагог рассказывает о недоступности школьного обучения в давние годы.

1" 7. Рассматривание картины "Первое сентября", обсуждение.

В какое время года дети начинают учиться? (Осенью)

4" 8. Коллективное составление рассказа по выбранной детьми картине.

Педагог предлагает свой рассказ. Затем ребята выбирают понравившуюся им картину для коллективного рассказа. Педагог начинает рассказ, тот ребенок, у которого окажется колокольчик, продолжает.

5" 9. C оставление индивидуальных рассказов.

1" 10. Дидактическое упражнение:

Скажите предложение - Я пойду в школу так, чтобы было слышно, хорошо понятно, что вы рады этому, вам хочется идти в школу. А сейчас скажите это предложение так, чтобы было понятно, что вы спрашиваете.

3" 11. Развитие навыков письма, фонетическая работа.

Дети на листочках, а педагог на маркерной доске печатают слово ШКОЛА, делают его звуковой анализ.

1" 12. Рефлексия.