Обмен опытом о совместной проектной деятельности детей и взрослых. Проектная деятельность как одна из форм организации совместной образовательной деятельности

Организация совместной проектной деятельности

взрослых и детей дошкольного возраста

Мордовина Ольга Николаевна

Го сударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Усть-Лабинский социально-педагогический колледж» г.Усть-Лабинск

В современной жизни к ребенку-дошкольнику поступает много разнообразной информации. Задача взрослых (родителей, педагогов, воспитателей) – научить ребенка находить необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование современных педагогических и информационных технологий в работе воспитателя детей дошкольного возраста открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Метод проектов и организация совместной проектной деятельности взрослых и детей является одной из эффективных технологий в работе современных детских садов.

Технология проектной деятельности – это целенаправленная деятельность взрослых и детей реализуемая по определенному плану для решения поисковых, исследовательских и практических задач по выбранному направлению содержания образования. Целью проектной деятельности является развитие свободной творческой личности ребенка . В основе проектной деятельности лежит организация совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых. Слово «проект» происходит от латинского слова projects, что означает брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает путь исследования. Проект – это замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования расчетов, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Проектный метод в деятельности дошкольных образовательных учреждений подробно рассмотрен в научных трудах Т.А. Данилиной, Л.С. Киселевой, Т.С. Ладоги, Е. С. Евдокимовой, М. Б.Зуйковой, Е. П. Панько, Ю. В. Атемаскиной, В. Н. Буркова, В. Т. Монахова и др.

В исследованиях отечественных ученых д анный метод понимается как:

    вариант интеграции обучения и воспитания дошкольников;

    как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанника и родителей;

    как поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Сегодня термин «проектный метод» связывают с понятием «проблема», в связи с этим под методом проекта понимают совокупность учебно-познавательных приемов, с помощью которых можно решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и совместных действий дошкольников, с обязательной презентацией этих результатов.

В исследованиях отечественных ученых Л.В. Киселевой, Е. П. Панько, В. Н. Буркова, В. Т. Монахова приводится классификация проектов:

    типы – исследовательские, творческие, поисковые, информационные, игровые, практико-ориентированные;

    масштаб – к раткосрочные, средней продолжительности, долгосрочный;

    виды – индивидуальный, групповой, подгрупповой, парный

Эти научно обоснованные подходы к классификации совместных проектов детей и взрослых помогают педагогам-практикам в их организации.

По мнению Е. Евдокимовой можно выделить три этапа в процессе вовлечения дошкольников в проектную деятельность

3,5 - 5 лет - первый этап, который автор Е. Евдокимова обозначает как подражательско-исполнительский. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка

5-6 лет - второй этап, характерен тем, что дошкольники уже имеют первоначальный опыт проектной деятельности и разнообразной совместной деятельности. Дети могут согласовывать действия, активнее организует совместную деятельность со сверстниками, они способны достаточно объективно оценивать свои собственные поступки и поступки сверстников, проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.

6-7 лет - третий этап, творческий, на этом этапе взрослый может развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.

Подход Е. Евдокимовой в большей степени учитывает возрастные особенности вовлечения дошкольников в проектную деятельность.

Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении предусматривает определенную последовательность и этапы:

    Организационный

    Заключительный

Каждый этап имеет конкретное содержание и последовательность действий., определены функции основных участников выбранного проекта

Организационный этап проектной деятельности.

Педагог (воспитатель)- определяет проблемной поле и общий план действий

Родители – привлекаются к обсуждению проблемы, определяют тему и содержание работы, совместно с воспитателем намечают задачи для реализации поставленной цели, определяют «домашнее задание» для родителей и организацию совместную самостоятельную деятельность в домашних условиях

Дети – знакомство с темой и вхождение в проект.

Информационно-содержательный (основной)

этап проектной деятельности.

Воспитатели (специалисты ДОУ, педагоги) планируют совместную деятельность с детьми в образовательном процессе:

    изготовление наглядных пособий, иллюстраций, раздаточных материалов; - разработка содержания беседы с детьми по теме проекта;

    подбор или изготовление дидактических игр; подбор подвижных, пальчиковых игр, стихов, рассказов, загадок;

    организация образовательной деятельности, занятий, практической, проектной и экспериментальной деятельности, экскурсий, и т.д;

    организация продуктивной деятельности(рисование, лепка, КТД и др)

    организация работы с детьми по развитию речи: чтение книг и рассказов, разучивание стихов, рассматривание иллюстраций и картин;

    взаимодействие с родителями, педагогами и специалистами ДОУ, оформление информационной карты проекта, изготовление буклета, памятки или паспорта проекта.

Дети – активные участники в образовательном процессе и в совместной деятельности, эксперты в поиске с родителями и педагогами новых знаний выбранного проекта.

Родители организуют совместную деятельность с детьми в домашних условиях, занимаются поиском и анализом интересной информации. в детской комнате ребенка может быть создан мини-центра активности по проблеме проекта. Родители принимают участие в создании развивающей среды группы (по заданиям воспитателей), в изготовление с детьми газет, листков, детских книжек, альбомов, в разучивании и сочинении стихов, песенок, историй и др.

Заключительный этап проектной деятельности

Заключительный этап совместной проектной деятельности взрослых и дошкольников предполагает результат и продукт деятельности. В результате проектной деятельности выполнены поставленные цели и задачи выбранного проекта. Продуктом проекта может быть альбом, книга, газета или видео ряд слайдов, история выбранной темы. На з аключительном этапе обязательным должна быть презентация темы и содержания проекта, а так же демонстрация продукта детской и совместной деятельности.

Организую совместную проектную деятельность взрослых и детей воспитатель в полной мере должен учитывает современные подходы к организации образовательного процесса. В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования в работе воспитателя выделяют пять основных образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; физическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, которые помогают взрослым в выборе направления и темы проекта, в определении его содержания. Ведущим принципом в работе воспитателя современного детского сада выступает принцип интеграции, т.е. взаимовлияния, взаимопроникновения и межпредметных связей в организации образовательного процесса.

Опыт совместной работы воспитателей и педагогов по проектной деятельности имеет важные п оложительные моменты.

1. Изменение позиции воспитателя. Из носителя готовых знаний воспитатель выступает организатором познавательной, исследовательской деятельности дошкольников и их родителей.

2. Изменение психологического климата в возрастной группе. Информация и знания, приобретаемые в ходе разработки и реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта и совместной деятельности с родителями. Родители участвуют в получении интересных и нужных знаний для своего ребенка.

3. Участники проекта приобретают умения анализировать, выбирать и рассуждать. Дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать результаты.

4. В реализации совместной проектной деятельности происходит развитие социально-коммуникативных навыков: умение договариваться, принимать или не принимать другую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие - иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута.

Таким образом, педагогическая ценность совместной проектной деятельности заключается в стимулировании интереса детей к исследованию определенных проблем, для решения которых необходимо владеть знаниями. Через совместную проектную деятельность взрослые могут показать детям применение различных знаний и информации на практике. Это позволяет рассматривать проектный метод как инновацию в дошкольном образовании. Организованная деятельность между педагогами, родителями и дошкольниками носит характер сотрудничества, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса.

Следовательно, совместная проектная деятельность делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия детей и их родителей, а основной его целью является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, где взрослые являются помощниками и активными участниками образовательного маршрута своего ребенка. В результате именно такой совместной работы и развивается самостоятельная, инициативная, активная личность ребенка.

Слайд 1

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося. Ее решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей.

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики педагогической деятельности непродуктивных форм и методов обучения и воспитания.

С целью развития коммуникативных основ личности младшего школьника я использую совместную проектную деятельность.

В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными репродуктивными методами обучения, является: высокая степень самостоятельности, инициативность обучающихся; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности; межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Для организации проектной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений (умение спрашивать, выяснять точки зрения других учеников, выражать свою точку зрения, договариваться).

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления, т.е. «интеллектуальная зрелость».

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности является опыт самооценки и оценки результатов работы.

В проектной деятельности младших школьников следует выделить следующие этапы:

1. мотивационный (педагог: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи)

2. планирующий-подготовительный (определяются тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности педагога и обучающихся.

3. информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; педагог: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

4. рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы; педагог является участником коллективной оценочной деятельности.)

Среди проектов, вызвавших у учащихся сильный положительный эмоционально-познавательный отклик, могу представить работу «Умные вещи».

Мотивационным моментом являлось чтение такой загадки:

Что за зверь сидит в розетке?

Из какой сбежал он клетки?

Как на свет он появился

И в розетке поселился? …

Данный проект связан и с уроками Окружающего мира. В работе над проектом участвовали все обучающиеся начальных классов, руководящая роль принадлежала педагогам.

Определили основополагающий вопрос: что такое электрический ток?

Проблемные вопросы: Обучающиеся имеют представления об электроприборах, их значении для человека. Но мало знают об электрическом токе, который «живёт» в них, а также о правилах безопасности в обращении с ними.

Слайд 2

Разработали цели: - приобщение ребенка к миру электронной и бытовой техники, создание условий для познания, новых открытий и созидания при поддержке взрослых. Сближение детей и родителей. Выход на новые партнерские отношения с родителями детей.

Слайд 3

Задачи:

· Развитие познавательных способностей, творческого воображения, коммуникативных навыков;

· Формирование предпосылок поисковой деятельности обучающихся, интеллектуальной инициативы;

· Развивать мыслительные операции, монологическую речь;

· Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

· Развивать желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Слайд 4

Ожидаемый результат: первоклассники изготовляют макеты бытовой техники из бросового материала совместно с родителями, участвуют в игре-викторине «В мире электроприборов», оформляют газету «Наши помощники» и выставку «Умные вещи».

Слайд 5

Проект выполняется в процессе внеклассной работы. В результате младшие школьники:

Обобщают знания об электроприборах;

Знакомятся с историей происхождения электрических приборов;

Продолжают учиться работать с бумагой.

Кроме того, овладевают умением работать с научно-популярной литературой, учатся анализировать и отбирать необходимый материал, готовить сообщения по определенному вопросу и выступать перед аудиторией.

Слайд 6

В работу над проектными заданиями включаются родители учащихся. Они помогают детям оформить собранный материал.

Продукт проектной деятельности: выставка детских работ выполненных совместно с педагогами и родителями, развлечение на тему «В мире электроприборов».

Слайд 7

В результате проведенной работы в классах появилась выставка бытовой техники, сделанная совместно родителями с детьми, воспитателями и учителями, которая сейчас находится в гостиных комнатах и используется детьми в играх.

Слайд 8

Новые сюжетно - ролевые игры «Прачечная» и «Магазин бытовой техники». Во время игр дети пользуются специальной терминологией.

У детей появилась потребность обследовать, описывать предметы бытовой техники, играть с ними;

включаться в совместные творческие игры;

рисовать конструировать электроприборы.

Обогатились знания детей о правилах использования электроприборов и безопасного обращения с ними.

Увеличился активный словарь детей, расширились знания о «чудо - вещах» - помощниках человека

Слайд 9

Результатами работы обучающихся над данным проектом являются такие материалы: презентации «Чудо- вещи вокруг нас», «Бытовые приборы. Какие они», «История утюга» и многие другие, загадки, игры «Что лишнее», «Собери-ка», «Что было, что стало», «Что для чего нужно?» и другие, конкурс рисунков «Электроприборы». На занятиях дети отгадывали загадки, работали над кроссвордами, проводили опыты на нахождение статического электричества: с шариками, с расчёской и бумагой, с одеждой. В классном уголке в рубрике «Я и мир вокруг» поместили «Правила обращения с электроприборами». Оформили газету «Наши помощники». Алексей Телеш и мама Татьяна Алексеевна написали стихотворение «Умные вещи».

Слайд 10 - 14

Использование метода совместной проектной деятельности создает благоприятные условия для развития коммуникативных свойств личности через формирование таких важных качеств, как способность к осуществлению свободного выбора, контроля результатов учебного труда.

Совместная проектная деятельность вызывает у детей интерес, активизирует познавательную деятельность, дает возможность самореализации личности младших школьников, способствуют умению общаться, т.е. являются эффективным средством развития коммуникативных качеств личности.

Слайд 15

Результативность.

Наблюдая за работой обучающихся, мы видели не только эмоциональные проявления учащихся и их практические действия, но и проследить динамику взаимоотношений детей в коллективе. Также мы отметили и прогресс в развитии творческого мышления младших школьников. Учащиеся стали давать больше ответов за единицу времени, быстро переключаться от одной категории ответов к другой, работать самостоятельно и сознательно давать своеобразные, оригинальные ответы, необычно подходить к решаемой проблеме, как в коллективе, так и самостоятельно. Творческое мышление стало проявляться активнее и стабильнее не только на заседаниях клуба, но и процессе учебной деятельности. Ученики, которые в начале учебного года старались избегать групповых форм работы, стали смелее обращаться за помощью к другим школьникам, охотнее включались в коллективную деятельность. Учителя отметили, что участники клуба стали менее агрессивны, тревожны, у них повысилась успеваемость по ряду предметов школьной программы. Указанные изменения объясняются появившейся у каждого школьника возможностью стать субъектом внеучебной систематической деятельности и свободного общения.

Слайд 16

Мы убедились, что благодаря целенаправленному использованию в начальной школе проектной деятельности происходят заметные преобразования в личности школьников, которые определяют направленность их дальнейшей жизни.

Литература:

Психология: Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.М.,1990

Иванов И.Б. Энциклопедия коллективных творческих дел.М.,1989.

Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления(по методу Дж.Гилфорда и Дж.Рензулли):Метод.руководство.СПб.,2001

Яковлева Е.Л. Развитие творческой одаренности детей школьного возраста// Школьный психолог.2001.№9-11.

Совместная проектная деятельность педагогов и детей "Королева-ложка"

Вид проекта: творческо-исследовательский

Сроки проведения проекта: 2 недели

Участники: педагоги, родители и дети второй младшей группы «Карлсон» .

Образовательные области: Социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, труд, музыка, художественная литература.

Цель проекта:

«Формировать осознанное отношение младших дошкольников к культуре поведения во время еды»

Задачи:

  • Уточнить представления детей об элементарных навыках обращения со столовыми приборами
  • Обогатить представления детей о ложке: история возникновения; материал и форма; роспись и дизайн
  • Развивать познавательную активность, наблюдательность
  • Привлечь внимание родителей к проблеме формирования культурно – гигиенических навыков у детей
  • Содействовать формированию сотрудничества в детско – родительских отношениях

Идея проекта пришла к воспитателям уже в конце адаптационного периода. После проведения мониторинга и наблюдений за детьми, стало очевидно, что проблема формирования культурно-гигиенические навыков – так актуальная для младших дошкольников, станет непростой задачей в нашей группе. Основная причина – излишняя опека со стороны родителей и, как следствие. слаборазвитые навыки самостоятельных действий у наших воспитанников. Почему мы отдали приоритет именно культуре питания? Ответ прост. Именно эта тема является наиболее животрепещущей для большинства родителей в первые месяцы пребывания детей в ДОУ. А следовательно не может не вызвать ответный интерес.

Реализация проектной деятельности состояла из нескольких этапов:

Подготовительный этап:

На подготовительном этапе мы:

  • Подбирали иллюстрации и содержательный материал для педагогов, детей и родителей;
  • Определяли формы взаимодействия с детьми и родителями, методы мотивации для обеспечения активной позиции всех участников проектной деятельности;
  • Определяли степень участия педагогов ДОУ в предстоящей проектной деятельности.

Первый этап проекта - проблемная ситуация.

Детям во время обеда не положили на стол ложки, они очень были удивлены этому и задавали много вопросов. Ответом на вопросы стало письмо от королевы-ложки, которая была не довольна поведением детей за столом. Далее ею были даны первые указания для детей: что нужно узнать и сделать, чтобы её «подданные подружились с детьми и были верными помощниками» .

Второй этап - разработка проекта.

На этом этапе мы с детьми обсуждали план предстоящих действий. Иначе говоря вместе планировали проект. Задавались вопросами: Что хотим узнать? К кому обратиться за помощью? Откуда взять ответы на вопросы? Чему хотим научиться?

Третий этап – реализация проекта.

К исследовательской деятельности относились такие формы работы как:

  • Детское экспериментирование «Разные ложки» . В ходе простейших опытов дети выясняли: «Из каких материалов делают ложки?» , «Какие ложки тяжелее: из металла, из дерева или из пластмассы» , «Какие из ложек, представленных в мини-музее для чего удобно применять» и т.д.
  • Цикл бесед: «Правила поведения за столом» , «Столовые приборы» , «Какие бывают ложки» .
  • Чтение художественной литературы Глазкова Е.М. «Как поссорились вилка и ложка» - знакомство с историей возникновения столовых приборов.
  • Музыкальная минутка: «Ложки – не только для каши и картошки» - игра на русских народных инструментах.
  • НОД по развитию речи: формирование связной речи, расширение словарного запаса по теме проекта.

К художественной деятельности относились следующие формы деятельности:

  • Художественный труд: «Свита для Королевы ложки» ,
  • «Подданные Королевы ложки» - детский дизайн совместно с родителями.

Четвертый этап – подведение итогов.

Поскольку проект для младших дошкольников, поэтому продукты деятельности не выставлялись на всеобщее обозрение.

  • В ходе проектной деятельности был создан мини-музей ложек, в открытии которого принимали активное участие дети и их родители.
  • В самом конце проекта прошёл досуг с элементами трудовой деятельности «Веселые поварята» , на котором дети формировали умения правильно действовать со столовыми приборами: держать ложку во время еды, перемешивать ложкой готовое блюдо (фруктовый салат) .

Напоследок Королева-ложка издала указ, который помогает нам и в дальнейшем мотивировать детей на необходимость соблюдать культурные навыки во время еды.

Я, Королева Ложка, повелеваю:

  1. Не крутиться за столом.
  2. Держать правильно ложку.
  3. Пережевывать пищу с закрытым ртом.
  4. Не разговаривать за столом.
  5. Не крошить хлеб.
  6. Не стучать ложкой по тарелке.

По итогам проведения проекта мы можем утверждать, что поставленные задачи были выполнены целиком. Главное преимущество выбора проектной деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста это:

  • вовлечение детей в исследовательско - познавательную деятельность через игру, как ведущую деятельность детей
  • использование личного опыта ребёнка – дошкольника в процессе социализации
  • активизация родителей по воспитанию элементарных правил детской жизнедеятельности
  • формирование коммуникативных навыков детей в процессе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

« Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное - научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведёт в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможность познать себя».

А. Эйнштейн

Проектная деятельность - это целевая деятельность, обязательным условием которой является достижение логического завершения, получения конкретного результата деятельности. Разработка проекта предусматривает обязательную прямую связь с реальной образовательной ситуацией и практической деятельностью педагога.

Организация проектной деятельности в детском саду

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет проектной - все действия ребенок выполнил в рамках традиционной продуктивной деятельности.

В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения. Например, ребенок хочет сделать подставку для карандашей или кисточек. Реализация этой задачи в случае проектной деятельности не осуществляется сразу. Сначала дошкольник пытается представить несколько вариантов изготовления подставки. Поскольку в дошкольном возрасте доминирует образное мышление, то варианты выполнения поставленной задачи могут быть представлены в форме рисунка. При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла.

При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами.

Несоответствие между традиционной формой организации образовательного проекта и характером проектной деятельности. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четких заданных норм. В этом случае и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути.

Большинство педагогов ДОУ очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы.

Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объективной позиции.

В проектной деятельности под субъективностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъективность ребенка может проявляться по-разному. Так, ребенок может высказать оригинальную идею (то есть ранее не высказанную другими детьми) или поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае воспитатель должен акцентировать внимание на своеобразии идеи ребенка. Например, при обсуждении подарков к 8 Марта один мальчик предлагает нарисовать маме открытку. Другой поддержал его идею, сказав, что еще можно нарисовать открытку сестре. С точки зрения взрослого, был озвучен одинаковый замысел: создание открытки. В этом случае педагог может сказать: «Вася уже сказал про открытки. Попробуй придумать что-нибудь другое». Более продуктивным является другой путь: можно поддержать инициативу второго ребенка, подчеркнув, что про открытку сестре еще никто не говорил. В этом случае взрослый, во-первых. Открывает новое пространство для творческой деятельности (можно выяснить, чем различаются открытки для мамы и сестры, еще можно вспомнить о бабушках, воспитателях и т.д.), а во-вторых, поддерживает инициативу ребенка (он получает позитивный опыт высказывания и в следующий раз, скорее всего, тоже выскажет какую-нибудь идею). Следовательно, нужно поддерживать и позитивно отмечать факт высказывания, даже если оно повторяет высказывание другого ребенка. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы.

Преимущества проектного метода: является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; повышает качество образовательного процесса; служит развитию критического и творческого мышления; способствует повышению компетентности педагогов.

Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

  • Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
  • Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:
    −частичная интеграция;
    −полная интеграция;
  • метод проектов:
    −форма организации образовательного пространства;
    −метод развития творческого познавательного мышления.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для сам. выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

  1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
  2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:
  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.
  1. Выполнение проекта - практическая часть.
  2. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

  1. по составу участников;
  2. по целевой установке;
  3. по тематике;
  4. по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
  • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
  • исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте - это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте - это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

· Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Механизм проектирования

Воспитатель - организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта, при этом - партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.

Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель - ребенок, ребенок - ребенок, дети - родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Развитие у детей проектных умений

Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность).

Основная функция проектирования - наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов.

Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией.

Основная функция проектирования - наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Реализация технологии проектирования в практике ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования.

Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов, их реализация, анализ результатов.
Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет:

  • ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ;
  • усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
  • уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
  • объединять усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.

Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества, каникулы.
Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно-транслируемые проекты.