Упражнения для развития творческого мышления. Творческие задания для дошкольников

Креативное развитие детей тоже должно происходить в этих четырех сферах жизнедеятельности.

Сфера жизнедеятельности «Люди»

Организующий развивающую среду в сфере жизнедеятельности «Люди» воспитатель формирует ребенка - исследователя в отношении со сверстниками и взрослыми, воспитывает способность варьировать свое поведение, творчески использовать опыт отношений.

В этой сфере можно предлагать детям такие творческие упражнения:

Творческое упражнение «Приветливые люди»

Объединить детей в пары и раздать им карточки с заданием, придумать небольшие сценки - диалоги между приветливым покупателем и продавцом, водителем и пассажиром, врачом и больным, бабушкой и внуком и т. п.

Творческое упражнение «Малыши-помощники»

Объединить детей в пары. Каждая пара должна придумать ситуацию в детском саду, в которой друзья помогают друг другу. Например: дети сажают деревья. Один копает ямку, второй - носит воду, третий - держит деревце, четвертый - заворачивает землю.

Творческое упражнение «Доброе слово»

Объединить детей в пары. Каждая пара должна придумать слова, которыми можно помирить, пожалеть, успокоить, поддержать. Например, успокоить ребенка, который упал и сильно ушибся; помирить двух друзей и т.д.

Творческое упражнение «Счастье и радость »

Объединить детей в группы и попросить каждую группу придумать правила счастья, чтобы всем детям в группе жилось радостно. Например: утром при встрече дети должны улыбнуться и сказать друг другу что-то хорошее, дети должны делиться друг с другом и т.д.

Все правила счастья записываются и остаются в группе.

Творческое упражнение «Молодые и старые»

Попросить детей придумать, за что старики могут уважать молодых, а молодые - старых. Например стариков можно уважать за мудрость, терпение, жизненный опыт. Молодых - можно уважать за заботу о старых, умение работать т.п.

Объединить детей у пары из двух друзей. В каждой паре один - молодой, другой - старый. Дети должны рассказать, за что они уважают друг друга. Например: дедушка - внук: В. - «Я уважаю тебя за то, что ты научил меня...»

Творческое упражнение «Четверо друзей»

Объединить детей в группы из 4-х человек. Попросить их придумать историю о том, как четверо друзей помогли кому-то в трудную минуту. Например, старушка не сможет прийти домой с тяжелыми сумками, старшие дети обидели маленького мальчика; девочка заблудилась в городе; дедушке нужно перейти дорогу, а он плохо видит подобное.

Творческое упражнение «Если нет единства»

Предложить детям рассказать, что может произойти с коллективом группы, в котором нет единства, чтобы:

В группе нужно навести порядок;

Дети не слушают воспитателя;

В группе появилась новая, красивая игрушка, все хотят ней играть;

У ребенка из группы день рождения;

Нужно выполнить сложные задачи;

В группу пришел новый ребенок;

Совместная работа (в уголке природы, кулинария, уборка).

Творческое упражнение «Лебедь, рак и щука»

Воспитатель с детьми вспоминает содержание басни «Лебедь, рак и щука», дети объединяются в тройки, имитируют действия героев басни. Потом решают, как лучше договориться, чтобы всем было хорошо. Обсуждают подобные ситуации между детьми в группе, придумывают варианты их решения.

«Предметный мир»

Творческое упражнение «Ночной разговор игрушек»

Предложить детям придумать, о чем ночью (вечером, когда дети ушли из детского сада) могли разговаривать игрушки: как с ними играют дети, бережно к ним относятся, или упорядочивают игровой уголок т.д.

Творческое упражнение «Жизнь шкафа»

Детям предлагается рассмотреть картинку, на которой изображен шкаф (стул, ведро, ложка и т.д.).

Дети объединяются в группы и отвечают на вопрос:

Из чего может быть сделан шкаф?

Может у шкафа меняться настроение?

Может шкаф болеть?

Можно ли взять в друзья шкафы?

Что чувствует шкаф, когда его протирают или ремонтируют?

Кого из членов семьи шкаф любит больше всего?

Помнит шкаф мастера, который его сделал?

Подобные вопросы можно задавать о любых вещах.

Затем дети придумывают сказку о вещах (как шкаф подружился с новым платьем или как чашка (тарелка) поссорилась с ложкой и т.д.).

Творческое упражнение «О чем рассказали вещи?»

Раздать детям картинки с изображением различных предметов. Затем объединить детей в пары или небольшие группы и предложить им представить себя различными предметами, которые разговаривают между собой, а затем записать эти разговоры.

Второй вариант этого упражнения:

Предложить детям представить, о чем говорят вещи в их квартире в отсутствие хозяев. Можно объединить детей в группы и дать группам разные задачи. Например, разговор посуды, мебели в комнате, одежды в шкафу, игрушек в детской комнате и т.д..

Творческое упражнение «Наука бережливости»

Объединить детей в группы. Раздать некоторым группам новые вещи, а другим - вещи, которые послужили много лет и очень хорошо сохранены. Каждая группа должна перечислить преимущества жизни своих вещей.

Потом раздать детям разные поломанные, разорванные вещи. Дети должны пообщаться и решить, как и чем можно помочь этим вещам. После этого, с помощью воспитателя, дети приводят в порядок все эти вещи.

Творческое упражнение «У кого какой характер?»

Раздать детям картинки с изображением различных предметов и предложить им описать характер этих предметов, например: характер молотка, кровати, подушки, карандаша. Сравнить и обсудить описание детей. Провести с детьми беседу о том, как может меняться характер различных предметов в зависимости от того, кому они служат и кто держит их в своих руках.

Второй вариант этого упражнения: предложить детям описать работу печального или веселого молотка, исполнительной или ленивой пилы, гордого или скромного карандаша, внимательной или невнимательной тетради и т.д.

Творческое упражнение «Использование предметов»

Детям предлагается перечислить все возможные варианты использования данного предмета (стульчик, палка, книга, веревка и т.п.).

«Мир игры»

Творческие задания:

Придумать новый сюжет сюжетно-ролевой игры

Придумать можно больше предметов - заменителей в сюжетно-ролевой игре.

Вариант: в каких играх можно использовать как предмет-заменитель брусок, кубик, палочку и т.п.;

Придумай новый вариант игры. Например: игра «Я - посудный шкаф» (в обруч прыгают дети и говорят: «Я - кастрюля», «Я - тарелка» и др.). Дети придумывают другие варианты, например: «Я - лес», «Я - спальная комната» и другие.

Придумай игру: Придумать за пять минут любую игру, рассказать о ней, отвечая на вопрос:

Как называется игра?

Из чего она состоит?

Сколько людей принимает участие в игре?

Какую роль получают участники в игре?

Какие правила игры?

Чем заканчивается игра?

Как будут оценивать успехи участников игры?

«Мир искусства»

Творческое задание «Создаем книгу сами»

Детям предлагается стать писателями и художниками и создать книгу для детей младшей группы. Дети придумывают разные сказки и рассказы, иллюстрирующие их.

Творческое задание «Волшебный глаз»

Детям предлагают назвать жанр картины по ее деталям или, рассматривая ее через различные проемы.

Творческое задание «Вижу - дорисовываю»

Детям предлагают домыслить мнение художника, закрывая пол-картины.

Творческое задание «Реставратор»

Детям предлагают рассмотреть две репродукции (на одной нет некоторых частей). Необходимо восстановить содержание репродукции.

Творческое задание «Подбери музыку, которая подходит к портрету»

Дети из предложенной музыки выбирают ту, которая подходит к портрету.

Творческое задание «Подбери слова к картине»

Детям предлагают с помощью прилагательных, слов - сравнений, глаголов придумать «комплимент» картине.

Творческое задание «Подберем к натюрморту фон»

Детям предлагается составить натюрморт с различных предметов, подобрать к нему фон, при этом учитывать настроение картины, откуда падает свет, эстетическую ценность натюрморта.

Материал: вазы, букеты, предметы, различные подставки.

Творческое задание «Догадайся, что случилось?»

Детям предлагается внимательно посмотреть на картину, представляя развитие событий: случившихся, почему, зачем. Можно придумать, что произошло с героями картины потом.

Творческое задание «Экскурсовод»

Детям предлагается самостоятельно вести экскурсию в импровизированной картинной галерее, показать умение творчески рассказывать о картине, скульптуре, фотографии.

Сфера жизнедеятельности «Природа»

Большой простор для воспитания креативности у детей открывает сфера «Природа»: воспитатели проводят, организуют работу с детьми по экспериментированию с природными объектами, развивают рационализаторство в уходе за взрослыми и животными, способствуют развитию воображения и наблюдательности в загадочном мире природы. Советуем проводить с детьми такие творческие упражнения:

Творческое упражнение «Узнай птицу»

Дети получают карточки с изображениями различных птиц. Им предлагается подумать:

Какой характер у той или иной птицы?

С какими людьми, цветами, деревьями, животными дружит эта птица?

Кто враги?

О чем она поет?

Из чего и как строит гнездышко?

Что она больше всего любит делать?

Детей предупреждают, что их ответы могут быть сказочными.

Творческое упражнение «Лесные врачи»

Дети объединяются в две группы - «лесные врачи» и «лесные больные». «Лесные больные» по очереди рассказывают о своих болезнях. «Врачи» через некоторое время дают совет, как им помочь. Затем дети меняются ролями.

Творческое упражнение «Домашние и дикие животные»

Дети объединяются в две группы - «дикие животные» и «домашние животные». Группы должны придумать и через некоторое время рассказать о трудностях и преимущества своей жизни. Побеждает группа, рассказ которой самая творческая и интересная. Это упражнение дети могут выполнять индивидуально.

Творческое упражнение «Угадай кто я»

Воспитатель раздает детям карточки с рисунками разных животных. Дети берут себе по одной картинке, потом показывают детям движениями, животное изображено на картинке. Другие дети должны узнать, кого изображает ребенок. Можно предложить детям показать своих любимых животных.

Творческое упражнение «Лесные журналисты»

Детям предлагается представить себя журналистами, исследовать жизнь любого животного (растения), составить рассказ о ней для детского журнала.

Творческое упражнение «И я сказал...»

Детям предлагается по-разному закончить предложение: «Я вышел на улицу, был дождь (солнце, ветер, жара и т.д.), и я сказал...»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

воспитатель высшей квалификационной категории

ГБДОУ детский сад №118 Выборгского района Санкт-Петербург

Введение

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста­новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению всевозможных проблем. Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации.

Очевидно, что первой ступенькой развития творческого потенциала подрастающего поколения являются дошкольные учреждения. Именно здесь возможно заложить основы развития творческой личности для каждого ребенка, что обязательно поможет детям в дальнейшем на всем их жизненном пути.

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей ДОУ, в ней кратко раскрыты теоретические аспекты развития творческого воображения у дошкольников и представлен практический материал по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Творческое воображение – необходимая составная часть творчества

Творчество – способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. К творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых, еще неизвестных задач. Одной из ключевых частей творчества является воображение , которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи.

Существуют различные классификации видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.

1. По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное , деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

2. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей.

В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Хочу отдельно подчеркнуть – творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – практика в решении творческих задач, развитие в той или иной степени творческого воображения, которое поможет в дальнейшем выразить себя в творчестве.

Развитие творческого воображения у дошкольников

Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить.

Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.

В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим - сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.)

В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно - придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Как же помочь дошкольникам развить свое творческое воображение? Существует множество разнообразных способов:

1. Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Советуйте родителям ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т.д.

2. Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили.

3.Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсудите вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное.

4. Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи.

5. Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.

6. Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.

7. Используйте для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения.

Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников целесообразно проводить в группах ДОУ планомерно. Рекомендуется планировать их проведение еженедельно в разделе «Социально-коммуникативное развитие»

Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет

1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель : развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2.Игра - упражнение «Три краски».

Цель : развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Упражнение «Волшебные кляксы».

Цель:

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Упражнение «Волшебная ниточка».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Игра – «Неоконченный рисунок».

Цель:

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Упражнение «Волшебники».

Цель:

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. Упражнение «Танец».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д.)

8.Упражнение «О чем рассказала музыка».

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

9. Игра «Что это такое?»

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

10. Игра «Камешки на берегу».

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.

11. Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

12. Игра «Поможем художнику».

Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

13. Игра «Волшебные картинки».

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

14.Игра «Чудесные превращения».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

15. Игра «Чудесный лес».

Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

16. Игра «Перевертыши».

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

17. Игра «Разные сказки».

Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.

18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель : развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

20. Игра «Сказочное животное (растение)».

Цель : развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

21. Упражнение «Сказка – рассказ».

Цель : развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Список использованной литературы

  1. Коробова Т.В. КОПИЛКА ЗНАНИЙ

Развитие творческого мышления у детей. Развитие творческих способностей у детей. Развивающие игры. Развивающие игры для детских праздников. Упражнения для развития творческого мышления.

В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным мышлением.

Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением.

Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.

Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.

Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...

Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если...

"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:

Светофор, мальчик, санки.

Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.


Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.


Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.


Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.


Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).

Модное слово нынче – креативность, а если проще – творческие способности, в которых заложено множество качеств и умений. И нестандартность мышления, и творческая смелость, и чувство юмора, и талантливая лёгкость. Ах, какой вкусный коктейль! Интересно, креативность – это врождённый талант или его можно как-то развить творческие способности у детей дошкольного и школьного возраста? Думается, что можно! Именно этим мы сейчас и займёмся.
Несколько упражнений для развития творческих способностей

«Архитектор»
Представим себе, что нам, архитекторам, дано задание – создать проект дома. На листочке пишем несколько любых слов – это и будут пожелания клиента, каждое из которых должно найти отражение в проекте. Например: молоко, мышь, зеркало, шар. Возможно, дверь в наш замок будет в виде мышиной норы, во дворе будет фонтан в виде кувшина «молока» – подкрашенной воды, в виде шаров будет мебель, а зеркальной будет крыша! Осталось только подробно нарисовать нашу фантазию. Безумие? Конечно! На то и расчёт: отпустить себя – чем свободнее, тем лучше!

«Две картинки»
Впрочем, картинок может быть и три, и четыре и даже десять. Дело за малым: найти между ними какую-то связь и суметь её объяснить. Можно поиграть в такие : на карточки наклеить разнообразные картинки, все карточки (их должно быть достаточно много) раздаются игрокам, а одна кладётся на стол. Игроки по очереди кладут по одной картинке как в домино – одна к одной. Одно условие – соседние картинки должны ассоциативно быть связаны друг с другом. Ребёнок должен суметь объяснить свой выбор. Например: к яблоку я положу ведро, потому что яблоки можно туда положить. Или: к автобусному билетику я положу картинку с крепостью, ведь мы поехали на экскурсию в крепость на автобусе. И так далее.

«Кляксы и пятна»
Увлекательнейшая игра – поиск сюжетов и картин где угодно: в облаках, в лужах, трещинах на асфальте, кляксах и даже в контуре блинов! Кляксы и пятна можно создавать самостоятельно. А можно чуть усложнить задачу: а что бы увидел в этой кляксе художник? А пожарный?

«10 слов»
Берём любой предмет и придумываем к нему 10 подходящих определений. А теперь наоборот – 10 самых неподходящих. А теперь 10 прилагательных, характеризующих его и начинающихся на буквы «К», «А» и «М».

«Названия»
Представляем себя главными редакторами крупной газеты и придумываем названия всему: предметам, ситуациям, действиям, событиям, как если бы это был материал для первой полосы нашего издания. Пусть эти названия будут разными по стилю и настроению.

«Что из этого можно придумать?»
Берём любой предмет, допустим, скрепку, и предлагаем варианты по нестандартным способам её использования. Крючок для ёлочной игрушки? Звено для цепочки? Закладка для книги? Неплохо для начала. Кстати, её можно разогнуть при необходимости и даже порезать на кусочки, если нужно! Чем больше получится разнообразных вариантов, тем лучше.

«Как выйти из ситуации?»
Представим себе ситуацию из жизни – вдруг во время прогулки порвался ботинок. Что делать? Обувной мастерской поблизости нет! Идти босиком? Вариант! Прибить подошву маленькими гвоздиками? Тоже можно. Приклеить на жвачку, обмотать носовым платком, оторвать подошву совсем – все варианты хороши и подходящи. А теперь можно придумать какую-то другую ситуацию.

«Сделай мне фотоаппарат»
Давайте оглянемся вокруг и подумаем, из чего, из какого подручного материала можно сделать такую игрушку? Из коробки из-под крема, а, может быть, из большой кружки? В эту игру можно поиграть и наоборот: на что похож, например, теннисный мячик? На ёлочную игрушки и пудреницу, на жёлтого цыплёнка и клубок ниток – продолжать можно ещё долго.

Творческого самочувствия всем, и пусть ваша креативность проявляется во всех сферах жизни!

Творческое задание для детей 8-10 лет

Как известно, все дети любят рисовать. И каждый из них в своих творческих работах показывает свое настроение. (соответственно если ребенок чем то огорчен, это будет отражаться на цветовой гамме, что он будет использовать, а если он чем-то обрадован, то и работы будут яркими, сочными, контрастными.)

Для того что бы ребенок выплеснул свое настроение можно использовать так называемое творческое задание.

Что для этого нужно:

1 краски (гуашь)

2 бумага плотная (разделена на 4 части)

3 баночка с водой

4 кисть

Детям раздается бумага, которая разделена на 4 части. В каждой части, т.е. квадрате ребенок будет использовать свое воображение и настроение.

1 квадрат . Например: радость. Ребенок начинает изображать настроение с помощью красок. Времени дается не много, ни каких проработанных форм не должно быть - лишь пятна. После того, как он закончил, дается следующее задание.

2 квадрат . Дождь. Снова ребенок показывает эти ощущения, и представления дождя.

3 квадрат . Здесь мы можем назвать какой- то предмет, каждый представит его по - своему получится тоже очень интересный результат.

4 квадрат . Здесь педагог снова может назвать конкретный предмет, или может дать выбор ребенку самому раскрыть свое воображение.

Эти задания помогают ребенку раскрыть себя, увидеть свой внутренний мир, свое настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест «КРЕАТИВНОСТЬ» для детей 8-10 лет

Креативность, то есть способность к творчеству, может проявляться в разных видах деятельности и с разными материалом.Американские психологи Гилфорд и Торренс разработали различные методики для исследо...

Развитие творческих способностей учащихся коррекционной школы VIII вида через обучение основам лоскутного шитья. (для детей 14 -15 лет).

Программа факультативного курса «Основы лоскутного шитья» рассчитана для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида уже имеющих определённые навыки и умения по швейному делу. Кроме того, э...