Самоанализ работы по самообразованию «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность. Самоанализ педагогической деятельности

Татьяна Катаева
Самоанализ работы по самообразованию «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность»

Тема : «»

За 2016-2017 учебный год.

С сентября 2015 по май 2017 года работала над темой «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность ».

Цель работы : создать педагогические условия для воспитания патриотических чувств у дошкольников , разрабатывая и реализовывая проекты

Сегодня одной из самых актуальных проблем является воспитание в детях патриотизма . Дошкольные образовательные учреждения - это самое первое звено системы образования. Они призваны сформировать у детей базовое представление об окружающем нас мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству.

В последние несколько лет в нашей стране произошли значительные изменения. Касаются они нравственных ценностей, отношения к историческим событиям в нашей стране, к известным личностям. У людей поменялось отношение к Родине. Раньше мы гораздо чаще слышали и пели сами гимны своей стране, а сегодня о ней часто говорят негативно. Трудности в переходном периоде являются как раз причиной приостановки патриотического воспитания . Что бы ни менялось в обществе, воспитание нежных чувств к своей стране у подрастающего поколения, гордости за нее, необходимо во все времена. Если мы хотим, чтобы наши дети любили свою страну,село, нам следует показать ее с привлекательной стороны.

Патриотическое чувство по своему содержанию многогранно. Это и любовь к своей семье, родным местам, гордость за народ, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны. Поэтому задача педагогов :

Воспитание у детей любви , привязанности к дому, семье, улице, детскому саду, селу;

Формирование бережного отношения живой и неживой природе;

Воспитание уважения к чужому и своему труду;

Развитие интереса к русским традициям;

Расширение имеющихся представлений о своем селе;

Знакомство воспитанников с государственной символикой (флаг, герб, гимн) ;

Воспитание чувства гордости , ответственности за достижения своей страны;

Решение данных задач происходит во всех видах деятельности детей в ДОУ : в играх, в труде, в быту, в образовательной и совместной деятельности детей и воспитателей .

Воспитание патриотических чувств - это длительный , сложный, непрерывный процесс, который подразумевает корректировку существующих разработок мероприятий на дальнейших этапах работы в зависимости от полученных результатов.

Работая над проблемой воспитания патриотических чувств у дошкольников разработала и реализовала проекты : «Мы живём в России» , «Этот день Победы» , «Этот праздник большой День Победы» , «23 февраля- день защитника Отечества»

(приложение 1)

В 2016-17 учебном году для воспитания патриотических чувств у детей подготовительной группы разработала проект «Я часть России»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :

Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, селу, стране, природе, на основе природных особенностей родного края и страны.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;

Формирование чувства уважения к другим народам, их традициям;

Формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

Тип проекта : тематический

Срок проекта : долгосрочный

Участники проекта : педагоги, дети подготовительной группы, родители

(приложение 2)

Начала свою работу с изучения методической и художественной литературы.

(приложение 3)

Изучив теоретические основы проблемы воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста , свою работу начала с диагностики. Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовала следующую технологию М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».

Уровни патриотической воспитанности дошкольников

(приложение 4)

Разработала систему и последовательность работы по патриотическому воспитанию . Составила тематический план работы .

(приложение 5)

Провела цикл занятий, праздники :«День знаний» , «Колядки» , «Масленица» , «Любимые телепередачи» , спортивное развлечение для мам «Наши мамы лучше всех» и др.

Приняла участие в педагогическом совете с анализом открытого спортивного развлечения «Зимние Олимпийские игры»

С материалами своей работы в мае 2017 года участвовала во всероссийском конкурсе «Салют победного Мая» , заняла первое место в номинации «Этих дней не смолкнет слава» (приложение 6)

(приложение 6)

В процессе работы над проектом дети , родители и педагоги стали его активными участниками.

Педагоги разработали и провели различные занятия, беседы. Праздники и т. д. Следую плану, привлекали родителей.

Родители стали понимать важность воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста . Активно участвовали в подготовке и проведении мероприятий.

Дети в результате стали проявлять интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного села. Имеют представления о природных богатствах края. Проявляют интерес к стране в которой живут. Выражают положительное отношение к миру, дружбе, ко всему живому.

В результате итогового мониторинга показали положительные результаты. Уровень низких и средних показателей снизился на10 и 5% соответственно, высокий увеличился на 15%.

Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает :

Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников , показавших в начале года низкие результаты.

На НОД по патриотическому воспитанию ребенок стал более внимательным. Он с интересом слушает рассказы о Родине, задает много дополнительных интересующих их вопросов.

С удовольствием рассказывают о семье, традициях, о родном селе.

Хорошо знает свои имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивает себя, проявляет доверие к миру.

Проявляет любовь к родителям, уважение к воспитателям , интересуется жизнью семьи и детского сада.

Интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо» , в оценке поступков опирается на нравственные представления.

Проявляет интерес к селу, в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях сельской жизни.

Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной.

Проявляет познавательный интерес к социальным явлениям, к жизни людей в родной стране, других странах, к многообразию народов мира.

Уважительно относятся к матери, любят родной дом, семью.

Заключение.

Метод проектов как один из методов обучения дошкольников , основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников . Только действуя самостоятельно , дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности . Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности , глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста .

Использование проектного метода в системе патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта :

Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

Родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе патриотического воспитания детей ;

Дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме . Планирую обобщить опыт по патриотическому воспитанию дошкольников ; пополнять предметно-развивающую среду в группе.

Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. Задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна. Глядя на них, я уверена, что мне это удается и, как бы ни сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью.

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени.

В современном обществе назрело множество проблем, которые называют никак иначе, как «отголоски 90-х», когда о нравственности, духовности, патриотизме родителям задумываться особо было некогда. Нужно было выживать, а дети оставались наедине со своими «друзьями»- телевизором и компьютером, из которых получали только массу не понятной для них информацию. Они росли, наблюдая вокруг жизнь, основанную сплошь на материальных ценностях. Наблюдалась тенденция к ухудшению духовного, нравственно-патриотического состояния населения.

Уже в дошкольном возрасте дети моделируют поведение родителей, окружающих их взрослых. Российское законодательство начала 90-х годов практически не отражало необходимость духовно-нравственного воспитания в обществе.

Сегодня в свете последних событий - Олимпиады 2014 года, событий на Украине, в России почувствовался патриотический подъем. Большое внимание в последнее время уделяет нравственно-патриотическому воспитанию и государство внутри страны. На встрече 12 сентября 2012 года, с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи В.В. Путин сказал: « Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее».

Но пробел создавшийся в результате искоренения в семье нравственных ценностей еще существует. И я как воспитатель, обязана подкорректировать отношение к патриотизму как у детей так и у их родителей. Благодатная почва для этого отношение к малой Родине. В свое время И. Эренбург писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине - родному городу, родной природе, селу, краю».

Исходя, из выше изложенного я поставила перед собой цель: Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к ценностям малой Родины

Работая по общеобразовательной программе МКДОУ «Родничок» вариативная часть которой «Краеведение как средство приобщения дошкольников к ценностям малой Родины, как средство нравственно-патриотического воспитания», я сочла необходимым для достижения цели использовать некоторые выкладки парциальных программ: «Семицветик», авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова; «Наш дом природа» авторы Н. А. Рыжова; «Юный эколог», автор: С. Н. Николаева; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева, «Мой родной дом. Программа нравственно - патриотического воспитания дошкольников». Н. А. Араропова-Пискарева.

Для достижения цели определилась с задачами:

Формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине;

Расширять и углублять знания детей о своем селе, о районе, области, крае, его истории;

Развивать нравственно-патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей;

Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

Формировать художественно- эстетическое восприятие;

Вовлечь родителей в образовательный процесс по изучению малой Родины.

Любовь ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, селу. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке его детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

Приоритетное направление программы МКДОУ предоставляет мне как педагогу следующую схему:

Учитывая эту схему, основной упор я делала на два направления: село и регион, работа по которым в конечном итоге позволили реализовать поставленные цель и задачи.

Краеведение это изучение элементов историко-культурных, этнографического и природного аспекта.

Ориентируясь на понятие краеведение, классифицировала работу по выделенным аспектам: этнографические, природные, историко-культурные.

Для реализации первого направления - история возникновения села мною была разработана образовательная технология «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей возникновения села Лебедевка и его основными отраслями производства» состоящая из двух блоков, каждый из которых имеет предполагаемый результат, перечень методических приемов для его достижения и информационный материал. (приложение № 1)

Выдержка из образовательной технологии:

I блок: «История возникновения села»

Предполагаемый результат :

Знакомы с окрестностями села, его улицами

Расположением относительно водоемов, дорог, близ лежащих городов (Новосибирск, Бердск, Искитим)

Знакомы с историей возникновения села, причинами его образования

Знают расположение социальных объектов и их видоизменение со временем

Умеют составлять схему села, составлен макет села Лебедёвка.

II блок: «Отрасли производства».

Предполагаемый результат :

Знают названия профессий односельчан работающих на производстве сельского хозяйства

Ориентируются в основных отраслях производства

Имеют представление о технологической цепочке (от цыплёнка до взрослой курицы), представления о результатах производства отрасли птицеводства (яйцо, мясо, колбаса)

Знают об изменениях, произошедших в содержании крупно - рогатого скота и о продукции этого производства (молоко, сметана, масло, и т. д.)

Знакомы с основными овощными и зерновыми культурами выращиваемыми на полях совхоза

Знают о совершенствовании условий труда (от ручного к механизированному).

При реализации первого блока образовательной технологии детям очень понравилось создавать макет села Лебедевка. Они с огромным желанием узнавали расположение улиц, сравнивали со снимками сделанными из космоса и располагали эти улицы на макете села. В процесс создания макета была вовлечена вся группа, каждый ребенок хотел побыстрее нанести на макет именно свою улицу.

Родители тоже очень помогли в создании макета тем, что целенаправленно стали больше проводить времени на улице гуляя со своими детьми по родному селу. Совместными усилиями удалось добиться того, что дети смогли не только хорошо ориентироваться по родному селу, но и любить то место где они родились и восхищаться красотой родного края.

Достопримечательности определили по экскурсиям, вынесли их на макет и начали изучать их историю. Для этого организовали поход в сельскую библиотеку. Библиотекарь Куфельд Валентина Яковлевна показала презентацию: «Как возникло село Лебедевка», показала книжку про с. Лебедевка, распечатки из газетных статей. Дети с большим интересом узнавали много нового про свое родное село.

Большое впечатление на детей произвела поездка в краеведческий музей г. Искитима. Я старалась объяснить детям, что краеведческий музей - хранитель подлинных памятников;

Материальной и духовной культуры нашего села, района, области;

Познакомить детей с жизнью наших предков;

Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.

Такая возможность прикоснуться к истории, оставила след в душе каждого ребенка.

При реализации второго блока образовательной технологии детям очень понравились эксперименты в области растениеводства: проращивание зерновых при положительной и отрицательной температуре; эксперимент на огороде. Эксперимент решили провести с детьми, чтобы понаблюдать как растения справляются в условиях засухи. Создавались условия, когда дети обильно поливали гряды, некоторые умеренно, а одну не поливали совсем. Результаты сравнивали при сборе урожая. В результате детям стало понятно, что может произойти с урожаем зерновых и овощных на совхозных полях. При этом не только закрепляется навыки обследования, но и воспитывается заботливое отношение к растениям. Для наглядности в течение лета были проведены экскурсии на совхозные поля с пшеницей, горохом, кукурузой. Проводились замеры и наблюдения за растениями.

Труд человека является неотъемлемой частью жизни человека. Знакомить детей с основными отраслями агрофирмы «Лебедевская» мне помогли родители, которые трудятся на ферме. Так состоялась встреча дошкольников и Могильной Людмилы Алексеевны и Чупиным Антоном Александровичем. Дети впервые узнали о технологической цепочке (от цыплёнка до взрослой курицы), получили представления о результатах производства отрасли птицеводства (яйцо, мясо, колбаса). Дети остались с очень яркими впечатлениями от встречи.

Одной из самых интересных получилась встреча с Героем Социалистического труда Дедяевой Валентиной Ефимовной, она рассказала о пути становления села Лебедевка, о совершенствовании условий труда (от ручного к механизированному), поделилась своим богатым жизненным опытом.

После встречи с родителями и ветеранами возникло желание побывать с экскурсией на птицеферму. Спасибо руководству агрофирмы, что разрешили посетить производство, родителям, которые организовали нам эту поездку. Дети смогли увидеть условия содержания птиц, сбора и сортировки яиц. Дети были приятно удивлены насколько большая птицеферма, и как много людей трудится на ней.

Также была организованна поездка в поселок Маяк на ферму, где содержится крупнорогатый скот, чтобы познакомить детей с еще одной отраслью производства - животноводство. Детей очень впечатлила эта поездка, некоторые дети впервые увидели коров. Они увидели условия содержания крупнорогатого скота, как за ним ухаживают.

В конечном итоге по мере реализации образовательной технологии предполагаемые результаты были достигнуты. В конце учебного года в старшей группе, мною были проведены педагогические наблюдения детей по установлению уровня знаний истории возникновения села, по следующим позициям: (Приложение № 2)

1. Способны назвать окрестности села, его улицы

2. способны ориентироваться относительно водоемов, дорог, близ лежащих городов (Новосибирск, Бердск, Искитим)

3. способны описать историю возникновения села, причины его образования

4. способны указать на расположение социальных объектов и описать их видоизменение со временем

Работая по второму направлению, прежде всего, составила перспективное планирование (приложение № 4).

Знакомя детей с промыслами Сибири, учитывала возрастные особенности детей дошкольного возраста, делала это в доступной, понятной и интересной для них форме.

Использовала следующие формы работы с детьми:

· Беседы;

· Занятия на основе метода интеграции;

· Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

· Выставки в мини-галерее изделий декоративно-прикладного искусства;

· Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;

· Просмотр видеофильмов;

· Экскурсии;

· Дидактические игры;

· Использование силуэтного моделирования

· Экспериментирование с различными художественными материалами;

· Фольклорные праздники, посиделки.

· Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;

· Сочинение сказок. Рассказов, историй о своих работах;

· Использование физминуток;

· Создание книг по декоративно-прикладному искусству.

Старалась обогащать представления детей о красоте и способах её достижения на примере народного искусства и искусства родного края.

Познакомила детей с такими видами сибирских промыслов как Ордынская роспись, Урало-Сибирская роспись, работа с берестой.

Уникальность Ордынской росписи в том, что в ней собраны элементы основных орнаментов России. И добавлены свои, характерные черты, присущие нашему краю. Потому что цветы медуницы, ягоды брусники, черники, плоды шиповника памятны с детства. Сороки, белки, лоси и бревенчатые дома - эти элементы есть только в ордынской росписи.

Еще отличительная черта ордынской росписи - введение концом кисти и примакивание кисти на «пяточку», что не сразу получилось у детей.

Помимо игрового метода, для усвоения особенностей Ордынской росписи, детям был предложен дидактический материал по большинству народных промыслов в виде пазл и мозаик, также я активно использовала круги Луллия (развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ). Все круги были изготовлены по народным промыслам России.

Дети научились держать кисть вертикально, и отпускать её на «пяточку». Умеют использовать тот или иной цвет в росписи, обусловленным сюжетом выбранной композиции, временем года, характерным окрасом птиц или животных Сибири. У них хорошо развиты технические навыки при ознакомлении с Ордынской росписью, воображение.

Очень интересной оказалась работа с Урало-Сибирской росписью, так как ее изобразительные мотивы весьма разнообразны, это цветочные орнаменты и изображение птиц и зверей. Детям понравилось работать с Урало-Сибирской росписью.

После предварительного размера мотива и композиции, прописывали подмалёвок, которым обозначают основные пятна цветов, бутонов, листьев, затем производят их моделировку белилами, обмакнув кисть в краску нужного цвета и вращая его вокруг своей оси, за одно движение превращалось подмалёвка в ягоду или лепесток. Заканчивалась роспись нанесением приписок и травок, которые разбивали четкие контуры форм и повышали орнаментальность мотивов, связывая их между собой и с фоном.

Мне удалось добиться того, что дети научились держать кисть вертикально, набирать два цвета на кисть и делать подмалевок для изображения цветов, листьев и т.д.

Развивала творческие способности детей на основе приобщения к русской народной культуре «Урало-Сибирской росписи».

Особенно хочется отметить работу с берестой. Дети остались в восторге после работы с ней. В ходе работы познакомила детей с несколькими видами художественной обработки бересты плетение, роспись, резьба, чеканка, тиснение, процарапывание, окраска, выжигание.

Дети проявляли интерес к изделиям из бересты, старались понять язык искусства. Предлагали собственные замыслы и воплощали их в аппликациях, поделках, рисунках. Развивали эстетический вкус в работе с берестой.

Большую помощь нам оказывали родители при заготовке бересты для поделок. Постепенно в процесс создания поделок вовлеклись не только дети но и их родители. В ходе совместной работы нам удалось организовать выставку «Дары березы русской» поделок сделанных руками детей и их родителей.

При поддержке родителей нам удалось дооформить фольклорную комнату стилизованными под старину лавками, домашней утварью и русской народной одеждой.

Посещая с детьми фольклорную комнату, я объясняла назначение тех или иных предметов, подчеркивала красоту и мастерство человеческих рук, показывала историческую преемственность с современными аналогами (например: лучина - керосиновая лампа - электрическая лампа; валек - чугунный утюг на углях - электрический утюг), знакомила с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, а также от места их проживания (в лесистой местности, в основном, использовалась деревянная посуда, а в местах, богатых глиной - глиняная), приобщала детей к истокам русского народного творчества. Виды народного творчества позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений и самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом.

В ходе непрерывно непосредственной деятельности, режимных моментах знакомила детей с природными аспектами, на прогулках, экскурсиях старалась расширить знания детей о флоре и фауне Сибири, воспитывать бережное отношение к природе. Чтобы дети смогли понять все величие родной земли, я знакомила с природными ресурсами Новосибирской области. Мои дети знают, что в области очень много полезных ископаемых. В Северном районе открыты месторождения нефти и природного газа. В Искитимском, Черепановском и Тогучинском районах добывают высококачественный уголь. Север области богат торфом. В области имеются большие запасы кирпича и керамических изделий (КСМ). В восточной его части добывают строительный камень, граниты, известняки, сырье для производства цемента и белый мрамор.

Хочется отметить, что дети знают, что в НСО очень много лесов. Северную часть области занимают дремучие темно - хвойные леса и обширные участки труднопроходимых болот. Для нее характерны ель сибирская, сосна сибирская, пихта сибирская. Вдоль Оби тянутся более светлые сосновые боры. Южнее тайги начинаются мелколиственные леса из березы и осины. Животный мир лесов очень разнообразен. В кронах деревьев и кустарников гнездятся птицы. Обычными обитателями леса являются: лось, белка, соболь, бурундук. На севере области можно встретить северного оленя, медведя, росомаху.

Степи занимают только крайний юго - запад нашей области - северную часть Кулундинской равнины. Животный мир степей: грызуны.

Основные посевные площади НСО заняты зерновыми и зернобобовыми культурами. Незначительная часть отведена картофелю и овощам.

Реки, озера - богатство нашей области, Обь несет свои воды с Юга на Север через всю территорию области. Самые крупные озера: Чаны, Убинское, Карачи. Озер так много, что нашу область можно назвать «страной голубых озер». По мере изучения природных ресурсов, мы старались дополнить комнату краеведения новыми экспонатами.

При изучении рельефа, лесов НСО, водоемов, мы с детьми оформили макет НСО, на нем отобразили лесные массивы и водные ресурсы.

Приобщать детей к истокам народной культуры, старалась через знакомство с укладом жизни, предметами быта, традициями, праздниками. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, что ели и пили. В поиске современных педагогических приемов мы, к сожалению, забываем о народных традициях, об их воспитательной ценности. А ведь дети всегда являлись самыми активными участниками обрядов. Во всех традиционных приготовлениях дети помогали взрослым, у них были свои хлопоты и тайные заботы. В нашем детском саду также есть свои традиции и праздники, такие как «Осенины», «День пожилого человека», «День матери», «Новый год», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День смеха».

Также детей знакомила с народными праздниками. Еще с глубокой древности пришел к нам любимый праздник «Масленица» - это проводы зимы и встреча весны. На масленицу принято играть в народные игры, водить хороводы, печь блины и сжигать чучело. У детей всегда остается очень много впечатлений после такого праздника. Через беседы знакомила детей с праздником «Пасхи». На занятиях по рисованию дети с большим интересом расписывали пасхальные яйца. Затем мне стало интересно, а существуют ли какие-то традиции в семьях детей, для этого я провела анкетирование с родителями, которое показало, какие традиции существуют в семье. Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Сибирского края.

Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, консультации) использовала в своей практике:

Вечера вопросов и ответов;

Совместные мероприятия (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалогической основе, открытые показы воспитательно-образовательного процесса) ;

Экскурсии совместно с детьми;

Индивидуальную работу с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребёнка).

В результате работы у ребёнка формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, потребность и готовность проявлять сострадание и испытывать радость, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки. В ходе совместной работы удалось сформировать чувство гордости за русский народ.

Педагогический коллектив, со сложившейся в МКДОУ традицией взаимоучастия по самообразованию, помогал в сборе методической литературы, электронного материала. Я в свою очередь провела консультацию «Народные промыслы Сибири». Составленную картотеку игр народов Сибири предложила для работы коллегам.

В конце учебного года в подготовительной группе, мною были проведены педагогические наблюдения детей по установлению уровня знаний родного края - Новосибирской области по следующим позициям: (Приложение № 5)

1. способны назвать особенности рельефа НСО;

2. способны перечислить леса, водоемы НСО, их обитателей;

3. способны перечислить основные промыслы Сибири;

4. способны назвать праздники и обычаи русского народа.

Педагогическое наблюдение разработано на основе методик Н.Е. Вераксы «Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы», Н.В.Верещагиной «Результаты мониторинга детского развития». По обработанным результатам прослеживается положительная динамика по всем позициям.

Я думаю, что моя работа по данной теме была успешной. Я пришла к выводу, что воспитание патриотических чувств у дошкольников - процесс сложный и длительный.

Работа по этой теме позволила достичь следующих результатов: удалось сформировать чувство любви к родному краю, своей малой родине; расширить и углублять знания детей о своем селе, о районе, области, крае, его истории; сформировать бережное отношение к природе и всему живому.

Я думаю, что у детей моей группы смогла зародить первые ростки патриотизма, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей Родине.

Автор: Завьялова Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель первой категории
Место работы: МКДОУ детский сад «Родничок»
Месторасположение: cело Лебедевка, Искитимский район, Новосибирская область

Название:
Номинация: Детский сад, Аттестация педагогических работников ДОУ, Самоанализ, Подготовительная к школе группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад «Ласточка» г. Котовска Тамбовской области
Месторасположение: г. Котовск Тамбовской области

Самоанализ воспитательно-образовательного процесса.

Я, Тулупова Виктория Викторовна, с 2014 года работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №16 «Ласточка».Общий стаж педагогической деятельности 22 года. В 2015 году прошла курсы в Тамбовском ОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» по дополнительной профессиональной программе «Организация и содержание образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования». Воспитательно-образовательный процесс в группе осуществляется в соответствии с основной образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова М. А. Васильева и ФГОС дошкольного образования. Программой развития МБДОУ детский сад №16 «Ласточка» на 2012-2015 учебный год.

Но прежде всего, для того, чтобы реализовать поставленные задачи, нужно создать все возможные условия. Первое, это четкая, дружная и согласованная работа воспитателя и помощника воспитателя, обеспечение санитарно-гигиенических условий, создание эмоционального комфорта для детей, соблюдение этикета и педагогических норм во взаимодействии с родителями воспитанников. С особым вниманием я подхожу к организации и обновлению предметно-пространственной развивающей образовательной среды. Правильно организованная среда помогает мне видеть, и соответственно выстраивать индивидуальную работу с ребенком далее, чем ребенок любит заниматься в свободное время, как он ведет себя со сверстниками, любит одиночество или совсем не умеет играть один, помогает лучше определить наклонности мальчиков и девочек.

И второе, не менее важное условие в выполнении поставленных задач, это сотрудничество воспитателя с родителями и взаимопонимание, которые эффективно дополняют знания и воспитателя, и родителей о воспитании. Методы изучения семьи: консультация, наблюдения, беседа, анкетирование.

Родители мои единомышленники. В работе больше использую индивидуальный метод общения с родителями, т.к. есть такие вопросы или проблемы, которые необходимо решать только в индивидуальном порядке. Наедине с воспитателем родители больше рассказывают о своем ребенке, его победах или неудачах. В каждом индивидуальном случае просят совета, просят подобрать или посоветовать ту или иную литературу по волнующей их проблеме. Иногда рассказывают и о семейных проблемах, которые мешают правильному воспитанию ребенка. Вместе решаем, как исправить сложившуюся ситуацию, чтобы не навредить ребенку. Бывает необходимость во встрече с логопедом, социальным педагогом, психологом. Очень часто мамы просят поговорить с бабушками, объяснить, что чрезмерная любовь и опека зачастую наносят вред ребенку. Несомненно, и групповые встречи родителей помогают им узнать что-то новое в деле воспитания друг у друга. Опыт воспитания отдельных родителей здесь становится достоянием многих и кому-то помогают справиться со своими проблемами. Родители сейчас спрашивают не только то, как поел ребенок, но и о том, как он занимался, что у него получилось, а что нет и как можно помочь ему. Поэтому в своей работе я должное внимание уделяю мониторингу знаний детей, анализу выполнения программы. Все это впоследствии доводится до сведения родителей на родительских собраниях или в соответствии с этическими нормами в индивидуальной беседе, а также помогает планировать работу и если есть необходимость, то и корректировать ее.

Использую современные педагогические технологии, применяю оздоровительные моменты.

Основное направление в работе — формирование основ безопасной жизнедеятельности. Это:

— Безопасное поведение в природе.

— Безопасность на дорогах.

— Безопасность на воде

— Пожарная безопасность

— Безопасность зимой

— Безопасность в быту (ребенок один дома).

Особое внимание в этом направлении –безопасность детей на дорогах.

Большое внимание в своей работе уделяю нравственно — патриотическому воспитанию, которое сейчас актуально как никогда, которое является одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Я хочу, чтоб ребенок не только хорошо считал, рисовал, был смелым, сильным, выносливым, чтоб у него была хорошая память, речь. Я хочу, чтоб его душу трогали чужие слезы, чтоб он умел гордиться своей Родиной, родным городом, чтоб знал о той страшной войне. А поэтому у него должно сформировано чувство долга, благодарности по отношению к старшему поколению, сопереживание чужой беде, гуманность, великодушие и убеждение, что войны не должно быть никогда, а если случится такая беда, то быть достойным защитником своей Родины. Посеянные зернышки добра взойдут хорошим урожаем на благодатной почве. А сеятели – это мы, взрослые и хороший урожай зависит от нас. Великая Отечественная Война…. Сколько горя, слез, погибших людей принесла она народу Советского Союза, бесцеремонно ворвавшись в каждый дом. Как рассказать дошкольникам о тех военных годах, не травмируя их психику. Надо ли рассказывать об этом детям. … Надо! Исподволь. От малого к большому. Они поймут! Мы обязаны говорить и учить детей беречь хрупкий мир, залитый кровью Поколением Героев, Поколением Великой Победы! И память о них должна жить века. Немало важным для формирования патриотических чувств подрастающего поколения является знакомство детей с народными художественными промыслами. Необходимо знакомить детей с декоративно – прикладным художественным творчеством, формировать чувство гордости за русских мастеров. Декоративно-прикладное творчество – это связь трудового, нравственного и эстетического воспитания. Приобщения ребенка к ценностям православной культуры, освоение духовно-нравственных традиций русского народа является формированием у ребенка соответствующих нравственных качеств. Уникальным средством нравственного воспитания является знакомство детей с притчами. Ведь притча - это не просто маленький рассказ, а это своего рода нравственный закон, какой-то определённый урок. Они заставляют задумываться над своими поступками, понимать их последствия. Они помогают пробудить в ребенке лучшие качества как милосердие, доброта, сострадание, любовь к людям. Практикую включение дошкольников в проектную и исследовательскую деятельность. Все это развивает познавательные, творческие речевые способностей детей.

Анализируя свой опыт работы, пришла к убеждению: только любовь к детям со стороны родителей и окружающих может творить чудеса в воспитании детей

Тулупова Виктория Викторовна

Самоанализ внеклассного мероприятия «Мы – патриоты»

Внеклассное мероприятие "Мы патриоты" было проведено в форме классного часа в рамках концепции гражданско -патриотического развития по направлению «Воспитание нравственных чувств и этического сознания» воспитанников (в системе воспитательных мероприятий моего плана учебно-воспитательной работы) 3 класса.

Данная форма проведения занятия помогает раскрыть личностные качества детей, способствует созданию атмосферы взаимопонимания, творчества, проявлению эмоциональности. Содержание занятия опирается на жизненный опыт воспитанников, на характерные особенности младшего школьного возраста, где одним из ведущих видов деятельности выступают общение.

Выбор темы классного часа очень актуален, так как сегодня это чувство подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Цель: расширить знания об историческом прошлом нашей страны;

Планируя и проводя данный классный час, я ставила перед собой следующие задачи:

Задачи:

1. Закрепить знания о государственных символах РФ;

2. Развивать умение добывать информацию из разных источников в соответствии с заданной темой, ставить цели и их достигать;

3. Воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине.

Для достижения цели была выстроена следующая логика занятия:

Организационное начало занятия. Основной целью, которого была психологическая подготовка учащихся к общению на занятии

На втором этапе была поставлена задача «Раскрытие темы классного часа самими детьми» На этом этапе использовала пословицу. Последующее ее обсуждение помогли детям определить тему классного часа. Этот момент так же можно выделить как межпредметную связь.

На третьем этапе была поставлена задача

    закрепить знания о государственных символах РФ

    Развивать умение добывать информацию из разных источников в соответствии с заданной темой

    Воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине.

Для достижения этих задач мною была использована презентация «Символика РФ», ролик "Память" ученики работали в группах для поиска информации о родном городе, и познакомила с нею ребят.

На четвертом этапе задача:

    Самоанализ эмоционального состояния, своей деятельности. Где ребята ответили на вопрос "Где они могут использовать полученные знания?"

В течение всего занятия для активизации познавательной деятельности использовались разные формы работы: фронтальная, групповая, парная; методы: словесный (беседа, понятия,), наглядный (видеоролик, презентация), практический проблемно-поисковый, рефлексия. Они способствовали развитию у детей навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных качеств. На классном часе использовались компьютерные технические средства, раздаточный материал, средства наглядности. Были применены следующие технологии: личностно-ориентированного, деятельностного подхода,

На занятии основной упор был сделан на жизненные примеры. Здесь звучала пословицы, родословная семьи, что придавало занятию эмоциональный настрой и конкретность.

Психологическая атмосфера была доверительная, эмоциональная, доброжелательная. Ребята работали с удовольствием.

В ходе классного часа соблюдался методический принцип – коммуникативность.

Считаю, что цель классного часа достигнута, но считаю, что данную работу нужно продолжать т.к. только системный подход дает результат.

Подготовка и отбор материала осуществлены с учётом интересов детей, мною учитывались возможности класса.

Таким образом, сравнивая желаемый результат с реальным, я делаю вывод, что поставленные цели, отбор содержания, выбор форм, методов, приёмов и форм обучения работали на реальный результат, который показал, что все аспекты цели классного часа реализованы.

Разделы: Администрирование школы

Учебная деятельность

Россия конца ХХ века - начала ХХI переживает сложную ситуацию. По словам А.И. Солженицына, "Мы находимся в таком униженном состоянии, на таком уровне национального унижения, которое трудно сравнить с каким-нибудь периодом... Мы в национальном обмороке."

В концепции модернизации российского образования сказано: "Развивающемуся обществу нужно современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Сегодня, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стране стало все более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне.

В июле 2005 г. правительством РФ утверждена программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.", предусматривающая "неотложность решения острейших проблем системы патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства".

И поэтому тему самообразования "Патриотическое воспитание на уроках истории" я выбрала неслучайно. Патриотическое воспитание на уроках истории - процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России. Знание истории (истории своей семьи, своего народа, села, края, страны) помогает определить жизненную общественную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего. Прошлое устремляется в будущее. Прошлое, настоящее и будущее - единый процесс. Патриотическое воспитание и патриотическое чувство малолетних граждан РФ можно формировать не только на примере героического прошлого нашей страны.

Было бы величайшей ошибкой не пользоваться возможностями, которые дает история каждого края или даже села, где проживает ребенок, при решении задач патриотического воспитания.

Таким образом, в патриотическом воспитании через изучение истории Отечества можно выделить три направления:

1. Изучение истории семьи ребенка.
2. Изучение истории родного края.
3. Изучение истории Отечества (акцентированное внимание учащихся на героических страницах прошлого страны).

Задачи патриотического воспитания:

  • Расширить мотивацию изучения истории России;
  • Воспитать любовь и уважение к малой родине, предкам, семье;
  • Привить учащимся навыки исследовательской работы (с учетом возрастных особенностей мышления и интересов детей);
  • Создать условия для проявления творческих способностей каждого ребенка.

Первое направление в работе - это изучение истории родословной семьи ребенка. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, а учителю достичь ряда задач:

1. Воспитать любовь к малой родине, предкам, семье.
2. Повысить роль семьи как социума, формирующего личность.
3. Использовать невостребованные возможности семьи.
4. С учетом возрастных особенностей мышления прививать учащимся навыки исследовательской работы.
5. Расширять мотивацию изучения истории Отечества.

В 5-м классе можно рассмотреть тему "История моих предков". В среднем и старшем звеньях "Родословное древо". Данные работы учащиеся выполняли и посвятили их "Году Семьи".

Проанализировав данную деятельность, я сделала вывод, что это очень нелегкая работа, у детей она вызывает затруднения, т.к. многие родители не знают своих корней и не могут дать детям достоверной информации. По тем работам, которые были выполнены, видно что дети знают одно или два поколения.

Поэтому необходимо продолжать работу по данному направлению, ведь в результате работы над родословной, у детей возрастает мотивация к изучению истории Отечества и успешно усваиваются приемы поисково-исследовательской работы.

Рассмотрим работу по второму направлению.

Важность изучения истории своего села, города, края в процессе воспитания детей была (основана) осознана еще в XIX в. Краеведение способствует формированию "нравственной оседлости населения", "чувства Родины".

Использование краеведческого материал в процессе обучения способствует обострению внимания учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, умений, навыков практического применения полученных знаний. Краеведение помогает учащимся осмыслить процесс исторического развития, а в результате - понять проблемы современности, выработать собственную гражданскую позицию.

При преподавании материала по истории родного края я создала условия, при которых возможна активная познавательная деятельность учащихся.

Помогают мне следующие требования:

  • Отбор личностно значимых для учащихся объектов, позволяющих раскрыть многогранность наследия на доступном для учащихся уровне.
  • Подбор содержания темы урока с учетом специфики структуры знаний: увидел объект - "приобрел" знания о нем (или у него), актуализировал повседневные знания о нем - оценил объект - применил знания в другой ситуации (на прогулке, в творческих заданиях).

Во внеурочной деятельности с учениками старших классов проводим исследовательские работы, которые в течение двух лет представляем на районном конкурсе юных историков и краеведов "Тимофеевские чтения". Хотя ребята являются только участниками конкурса, а не призерами, но нужно отметить, что интерес учащихся не стал меньше, а наоборот - возрос.

Теперь нужно более подробно остановиться на изучении героических страниц истории Отечества как средстве воспитания патриотических чувств у подрастающего поколения. Осуществить организацию изучения данных страниц истории можно на примере отдельных тем и уроков по курсу "История Отечества" в 8-м,9-м,10-м,11-м классах.

На уроке в 8-м классе "Отечественная война 1812 г." следует подчеркнуть, что с самого начала война приобрела справедливый, освободительный характер.

Рассказ учителя будет неполный, если его не связать с героями Великой Отечественной войны, которые почти через 130 лет - осенью грозного 1941 г. стояли насмерть на позициях у гранитных памятников Шевардинского редута, Багратионовых флешей и батареи Раевского.

Урок по теме "Крымская война" также дает возможность решать задачу патриотического воспитания учащихся. Следует отметить, что вместе с отцами и старшими братьями отважно сражались и дети. Защитники Севастополя проявили находчивость и смекалку, позволившую поднять на новую ступень русское военное искусство.

Эти уроки должны быть не только уроками развития ума, но и воспитания гражданских чувств. Нужно уметь вызвать у школьников резонанс эмоций, отклик переживаний на основе их личного опыта.

Наиболее эффективно задачи патриотического воспитания позволяет решать материал следующих тем:

1. Походы Батыя на Русь.
2. Борьба русских земель с западными завоевателями.
3. Русь и Золотая Орда в XIII - XIV вв.
4. Преобразования Петра 1
5. Россия в Первой мировой войне.
6. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Благодаря использованию вышеперечисленных условий, методов обучения, успеваемость учащихся по предмету стабильная.

Воспитательная работа

С 2007-2008 гг. являюсь классным руководителем 6 класса. Как классный руководитель я поставила перед собой следующие задачи: сплотить класс как коллектив, добиться сознательного отношения к учебе, дисциплине, уважения к старшим, друг к другу; умение отвечать за свои поступки.

Учащиеся класса принимают активное участие во всех общешкольных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах. Занимают призовые места.

Очень ребятам нравятся такие мероприятия: коллективные походы в лес, праздник "День рождения". Большую помощь в решении разных задач и проведении мероприятий оказывают родители учащихся.

Для себя я решила, что ежегодно в праздник "День народного единства" проводить общешкольные мероприятия, раскрывая героизм и патриотизм наших предков от начала создания Руси и до современности.

В 2007-2008 учебном году во всех классах проводила беседы об истории праздника.

В 2008-2009 учебном году с ребятами 6-го, 11-го классов. подготовили и провели общешкольное мероприятие "Память, которой не будет конца".

Факторами эффективности формирования патриотического воспитания и сознания подрастающих поколений россиян являются:

  • Заинтересованность государства в возрождении традиций патриотического воспитания.
  • Взаимодействие семьи и образовательных структур разных уровней в деле формирования у детей чувства любви к своему Отечеству и своему народу.
  • Мощная пропаганда средств массовой информации, направленная на формирование патриотических чувств у граждан страны.
  • Активное участие в патриотическом воспитании школьников не только учителей истории, но и преподавателей других школьных предметов.
  • Повышение внимание со стороны педагогов к формированию патриотизма во вне учебной деятельности.