Взаимодействие всех педагогов в доу. Взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве доу

(Опыт работы по реализации информационно-педагогического проекта)

Образовательные программы современных дошкольных учреждений направлены на формирование и гармоничное развитие личности ребенка, подготовку его к успешному переходу в новый социальный статус – статус школьника. Говоря о всестороннем развитии детей, нельзя не коснуться наиболее важного, на наш взгляд, вопроса овладения родным языком, поскольку речь является основой общего интеллектуального развития. Все психические процессы - восприятие, память, мышление, воображение, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В Запорожец и др.), а значит, нарушение в формировании одной функции неизбежно повлечет за собой нарушение в развитии другой. Поэтому крайне важно вовремя выявить возникшие трудности, принять все возможные меры по их устранению и предупреждению возникновения более глубоких отклонений.

Проведенный нами анализ данных диагностических обследований воспитанников нашего ДОУ за последние несколько лет показал, что количество детей с низким уровнем речевого развития ежегодно растет. Это доказывает и тот факт, что численность логопедических групп превышает установленные нормы.

Беседуя с воспитателями и родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями, выяснили, что во многих случаях трудности в овладении звуковой культурой речи, усвоении норм и правил русского языка отмечались у малышей уже в возрасте до 4 лет. Занятий воспитателя, каким бы высококвалифицированным он ни был, в этом случае оказывалось недостаточно. А родители следовали распространенному мнению о том, что обращаться к специалисту нужно после 5 лет и терпеливо ждали достижения ребенком этого возраста. Другие мамы попросту не замечали у своего малыша никаких трудностей, а если и замечали, то считали, что со временем «все пройдет».

Таким образом, обобщив многолетние наблюдения и изучив литературу, пришли к выводу о том, что основными причинами увеличения количества детей с нарушениями речи и, соответственно, психических процессов, являются следующие:

Недостаточный уровень компетентности родителей в вопросах развития ребенка: нормы и патологии, их причины и профилактика;

Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи и интеллекта, проявляющийся либо в его интенсификации (опережении), либо в равнодушном к нему отношении.

Существенное снижение объема «живого» общения взрослых и детей;

Несогласованность единых требований к речи детей в детском саду и семье.

В связи с этим перед педагогическим коллективом ДОУ встает проблема организации тесного сотрудничества всех взрослых, окружающих ребенка, и создания таких психолого-педагогических условий, которые способствовали бы его полноценному интеллектуальному развитию. Одним из вариантов решения данной проблемы стала реализация разработанного нами проекта «Система взаимодействия специалистов, воспитателей и родителей в ДОУ». Срок реализации – один учебный год, участники - педагогический коллектив, родители, дети 4-5 лет, так как этот возраст является наиболее сензитивным для педагогического воздействия.

Цель данного проекта – создание единой воспитательной среды, способствующей максимальному раскрытию потенциальных возможностей детей, а также профилактику и преодоление выявленных нарушений.

Особо важную роль в этом проекте мы отводим семье, поскольку это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления и оказывает решающее влияние на его комплексное развитие.

Привлекая родителей в союзники, организовали родительский клуб «Растем и развиваемся вместе». Взаимодействие с семьей в рамках работы клуба осуществляем по следующим направлениям (прил.1) :

Знакомим родителей с результатами диагностики психофизического развития ребенка;

Изучаем родительские социально- психологические установки, формируем адекватную позицию по отношению к проблемам ребенка;

Знакомим родителей с содержанием мероприятий;

Обучаем родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам поведения и общения и с ним;

Оказываем практическую помощь в случае возникновения затруднений;

Отслеживаем результаты проведенных мероприятий и определяем дальнейшие перспективы.

При организации заседаний используем различные формы: семинары – практикумы, тренинги, круглый стол, собеседования с привлечением специалистов (инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медицинских специалистов). На итоговом заседании обсуждаем результаты работы клуба и его эффективность в решении вопросов воспитания и развития ребенка.

Обратную связь системы «педагог – родитель» осуществляем через ведение индивидуальных дневников под названием «Мамина шпаргалка». Это практическое руководство для родителей, в котором содержатся теоретические сведения об особенностях развития ребенка, предложены игры и упражнения для развития ребенка и коррекции выявленных недостатков. Занимаясь дома с малышом, мама отмечает в дневнике затруднения или, наоборот, его успехи. Далее записи анализируем, обсуждаем с родителями и прописываем частные рекомендации по дальнейшей работе. Опыт показывает, что такая форма взаимосвязи доступна, интересна родителям и, самое важное, эффективна в решении общих задач.

Критериями эффективности работы, на наш взгляд, являются:

Высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,

Использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,

Положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.

Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками процесса в ходе реализации проекта в 2009-2010 учебном году мы получили следующие результаты: удалось успешно способствовать не только повышению общего речевого развития, но и преодолению нарушений внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, решить многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создать благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с нарушениями речи, сформировать доброжелательные детско-родительские отношения.

Таким образом, мы убедились в том, что ни одна педагогическая система не может быть эффективной, если в ней не задействована семья, и, учитывая положительный опыт в данном направлении, приняли решение об использовании этой формы работы постоянно.

Приложение 1

План работы родительского клуба «Растем и развиваемся вместе»

Этап, цель Тематика, средства срок результат
I. Ознакомительный

Цель: изучение особенностей развития ребенка, уровня компетентности родителей в вопросах его речевого развития.

Анкетирование.

Цель: сбор данных о раннем развитии ребенка, условиях его воспитания

сентябрь Список детей «группы риска»
Собеседования по результатам анкетирования.

Цель: получение более точных и полных данных о семье и ребенке; изучение родительских социально- психологических установок.

I половина Определение приоритетных направлений и форм работы с родителями и детьми
II. Теоретический

Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах интеллектуального развития ребенка

Лекция с элементами тренинга «Возрастные особенности речевого и психического развития детей 4-5 лет.

Цель: ознакомление родителей с нормами и патологиями развития ребенка на данном возрастном этапе

II половина октября Повышение уровня знаний родителей о нормах и патологиях речевого и психического развития; заинтересованность в преодолении выявленных нарушений.
Индивидуальное консультирование:

Как наблюдать за ребенком;

Детско – родительские отношения как условия полноценного развития ребенка;

Причины проблем в речевом развитии и пути их решения.

Цель: формирование адекватной позиции по отношению к проблемам ребенка

I половина ноября
III. Практический

Цель: оказание помощи в овладении практическими способами развития речи.

Круглый стол «Виды работ при коррекции речевых нарушений» (психолог, логопед)

Цель: обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком.

II ноябрь Проявление активности родителей в мероприятиях; овладение практическими умениями;

работа с «Маминой шпаргалкой».

Собеседования с привлечением специалистов:

Артикуляционный аппарат и звуковая сторона речи ребенка;

Развитие речемыслительной деятельности;

Взаимосвязь моторного и речевого развития.

Индивидуальные практикумы по развитию артикуляционной, общей и мелкой моторики и психических процессов.

Цель: обучение родителей адекватным способам поведения и общения и с ребенком; помощь в преодолении возникших затруднений в ходе практических занятий.

Ноябрь, декабрь, январь
III. Рефлексивный

Цель: выявление затруднений родителей в практическом применении полученных знаний и возможные пути их преодоления

Лекторий «Говорим. Слушаем. Слышим».

Цель: акцентировать внимание родителей на том, что общение основывается на умении слушать и слышать друг друга.

февраль Пополнение «Маминой шпаргалки» индивидуальными рекомендациями.
Практические диалоги:

Наши достижения;

Перспективы на будущее.

Цель: отслеживание результатов проведенных мероприятий и определение дальнейших перспектив.

апрель
День открытых дверей;

Семейный праздник «Говорилки».

Цель: привлечение родителей к участию вактивных формахработы с детьми.

апрель
Индивидуальные собеседования:

Успехи и трудности вашего ребенка;

Правильно – неправильно;

Формирование психологической базы речи ребенка.

Цель: выявление индивидуальных достижений ребенка; рекомендации по дальнейшей работе.

март, апрель, май
Практические занятия вместе с ребенком: общение, сопровождение речевого развития.

Цель: привлечение родителей к закреплению полученных умений и навыков

Как известно, весь коллектив ДОУ подчинен общей цели – поддержанию и укреплению физического и психологического здоровья детей, содействию гармоничному развитию личности с учетом индивидуальных возможностей и потребностей каждого воспитанника. В первую очередь, для ребенка важно чувствовать себя в зоне психологического комфорта и принятия, только в этих условиях он сможет раскрыть свои личностные качества и добиться высоких результатов в познавательной и творческой деятельности. Во вторую очередь следует учитывать свойственную детям эмпатию, то есть способность чувствовать внутреннее состояние человека, находящегося рядом. Поэтому очень важно грамотно выстроить общение со своими напарниками и коллегами, добиться благоприятного микроклимата и взаимопонимания в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПЕДАГОГОВ ДОУ

Приветствие

Психолог здоровается с аудиторией, объявляет тему занятия, дает информацию о характере предстоящей деятельности, просит участников отнестись с легкостью и понимаем к предстоящим заданиям и, по возможности, принимать участие в играх.

Значимость характера межличностного взаимодействия в ДОУ

Как известно, все мы, и воспитатели, и узкие специалисты и весь коллектив ДОУ подчинены общей цели – поддержанию и укреплению физического и психологического здоровья детей, содействию гармоничному развитию личности с учетом индивидуальных возможностей и потребностей каждого воспитанника.

В первую очередь, для ребенка важно чувствовать себя в зоне психологического комфорта и принятия, только в этих условиях он сможет раскрыть свои личностные качества и добиться высоких результатов в познавательной и творческой деятельности.

Во вторую очередь следует учитывать свойственную детям эмпатию, то есть способность чувствовать внутреннее состояние человека, находящегося рядом. Поэтому очень важно грамотно выстроить общение со своими напарниками и коллегами, добиться благоприятного микроклимата и взаимопонимания в коллективе.

И самое главное, не стоит забывать, что стиль нашего взаимодействия с коллегами и с родителями является живым примером для подражания детей.

Все воспитатели разные, уникальные в своем роде, каждый по-своему старается внести свой вклад в общее дело.

А сейчас давайте все вместе подумаем о том, какими качествами все-таки на ваш взгляд должен обладать истинный воспитатель.

Упражнение 1 «Воспитатель, какой он?»

Каждому участнику предлагается написать на разных сторонах листочка значимое (необходимое) и нежелательное качество воспитателя.

Психолог их фиксирует и создает «портрет воспитателя» из наиболее часто повторяющихся вариантов. Делается вывод о том, что «идеальные» воспитатели с исключительно положительными характеристиками встречаются редко, а в реальных жизненных условиях можно встретить воспитателей с сочетанием представленных качеств.

В связи с этим, мы порой испытываем потребность «подкорректировать» наших напарников в той или ной мере, но не всегда в силу ряда причин можем себе это позволить.

Зато сейчас у нас есть хорошая возможность в игровой форме потренироваться.

Упражнение 2 «Позитивное представление»

Воспитатели делятся на пары. Участникам предлагается с опорой на положительные качества, указанные на листочке, тактично обозначить наличие отрицательных сторон, с целью их дальнейшей коррекции. Каждый из участников выступает в роли критика по очереди. После завершения работы в паре, участникам задаются вопросы: «Легко ли было подобрать нужные слова, чтобы корректно указать на нежелательные качества собеседнику?», «Какова была внутренняя эмоциональная реакция у педагога в ответ на полученную информацию? Захотелось ли что-то поменять в своем поведении после обращения?»

К сожалению, нерешенные скрытые и явные конфликты в педагогическом коллективе могут стать одной из причин отсутствия мотивации воспитателя к работе. Это проявляется в пассивном отношении к основной деятельности, отказе от использования современных методик, нежелании принимать участия в массовых мероприятиях и т.д.

Упражнение 3 Мозговой штурм «Причины отсутствия мотивации»

Участникам предлагается разбиться на 4 группы и в оперативном порядке в условиях ограниченного количества времени записать возможные причины отсутствия у воспитателей мотивации к работе и, как следствие, проявления ими нежелательных качеств. Все идеи, даже самые неожиданные, фиксируются, а после окончания мозгового штурма, еще раз озвучиваются психологом.

Делается вывод о том, что наряду с общей загруженностью и усталостью, в некоторых случаях имеются и более серьезные причины, на которые сложно повлиять, но к которым следует относиться с пониманием. Также встречаются, может быть, неожиданные причины, обратив внимание на которые достаточно легко изменить ситуацию в лучшую для всех сторону. Все люди разные и каждому требуется индивидуальный подход. Кому-то, возможно, просто необходимо лишний раз услышать доброе слово в свой адрес для поддержания стимула к работе, кому-то хочется иметь подтверждение своих профессиональных заслуг в более существенной форме.

Для наиболее полного погружения в возможные причины того или иного поведенческого и личностного проявления, предлагаю вашему вниманию классификацию воспитателей.

Условно, воспитателей ДОУ можно разделить на 4 типа.

  1. Воспитатель старой закалки : воспитатель с большим стажем работы с высшей категорией, в работе, как правило, использует морально устаревшие приемы и методы, основанные на диктатуре воспитателя, неукоснительной дисциплине, беспрекословном подчинении.
  2. Юный энтузиаст : молодой и инициативный воспитатель, не имеющий опыта работы в силу возраста, проявляющий большой интерес и положительное отношение к детям. В работе опирается на современные методики и новые формы взаимодействия с детьми, а прежде всего, на интуицию и здравый смысл. Нуждается в советах и наставничестве со стороны более опытного педагога.
  3. Классический воспитатель : достаточно опытный воспитатель традиционного типа, шагающий в ногу со временем, имеющий собственные наработки и отношение к педагогической деятельности. Ощущает себя успешным, гордится своими творческими достижениями. Считает свое мнение преимущественно верным.
  4. Прирожденный воспитатель : с любовью относится к детям и к своей работе. Без труда находит подход к любому ребенку, проводит очень интересные и увлекательные занятия, направленные на полноценное развитие каждого ребенка, исходя из его наклонностей и предпочтений.

Упражнение 4 «Письмо заместителю заведующей по образовательной работе»

Участники делятся на 4 группы соответственно типам воспитателей. Им предлагается на местах составить письмо-обращение от лица педагога определенного типа к заместителю заведующей по образовательной работе. Для облегчения задачи и более целенаправленной работы, каждой паре участников раздается бланк письма с направляющими вопросами и информацией для размышления. После окончания групповой работы, представитель каждой группы зачитывает результат совместного творчества.

После каждого выступления психолог резюмирует услышанное, делая акцент на самом главном. После прочтения всех обращений делается вывод о том, что в работе с педагогами обязательно нужно учитывать потребности и возможности каждого, стремиться их выявить и принять участие в решении возможных сложностей, идти навстречу.

Упражнение 5 «Приемы конструктивного взаимодействия»

Вниманию участников предлагаются приемы конструктивного взаимодействия. Психолог кратко раскрывает смыл каждого из них.

  • Создание доверительной атмосферы
  • использование простых фраз
  • нейтральные/актуальные для собеседника темы
  • позитивный настрой
  • Компетентное и эмоционально-окрашенное предоставление информации
  • поддержание своего авторитета
  • способность вдохновлять, вести за собой
  • Культура общения
  • внутренняя безмятежность
  • сохранение достоинства в ситуациях эмоциональной провокации
  • Взгляд со стороны
  • способность увидеть себя глазами окружающих
  • Я - высказывание
  • сообщение о своих чувствах «Я огорчена тем, что…»
  • описание ситуации «…до сих пор нет результата...»
  • пожелание «…я хочу, чтобы к следующей неделе …»
  • Активное слушание
  • эхо (дословный повтор последних слов с вопросительной интонацией)
  • уточнение «я правильно поняла, что…»
  • перефразирование «то есть вы хотите сказать…»
  • присоединение (к интонации, жестам, позе собеседника)
  • эмпатия «похоже, новость Вас порадовала…», «вы расстроены…»
  • Предупреждение конфликтов
  • снизить модальность негативных эмоций (авторитарно/подключиться к успокоению)
  • уйти от ситуации (переключиться на другую тему/обратить все в шутку)
  • Позитивное представление
  • подчеркивание положительных качеств и достижений
  • корректное указание на изменение определенного поведения
  • Положительное послание
  • «Я верю, что у тебя все получится!»
  • «В Вашем успехе я не сомневаюсь!»
  • Поддержание инициативы
  • приветствие интереса и стремления педагога к самовыражению
  • рассмотрение и учет всех предложений
  • Привлечение к общему делу
  • включение в реализацию важного мероприятия

Упражнение 6 Проблемные ситуации между участниками образовательного процесса

Ситуация 1

Воспитатель с большим стажем работы с высшей категорией использует морально устаревшие приемы и методы работы с детьми, основанные на диктатуре воспитателя, неукоснительной дисциплине, беспрекословном подчинении, что не способствует раскрытию личности ребенка и проявлению его индивидуальных особенностей. Данное положение удивляет и возмущает юного педагога-энтузиаста. Ведь, согласно современным стандартам, в ДОУ необходимо создавать условия для поддержки разнообразия детства, инициативы детей в различных видах деятельности, учитывать индивидуальные потребности и возможности ребенка, содействовать сотрудничеству детей и взрослых, признавая ребенка полноценным участником образовательных отношений. Плюс к тому, на фоне диктатуры напарника, начинающему педагогу трудно удерживать авторитет перед детьми. С учетом столь разного подхода, грандиозные планы о совместной реализации проектов с использованием современных технических средств и методов представляются затруднительными. Что следует предпринять молодому специалисту, чтобы добиться от напарника положительного отклика и поддержи в начинаниях?

Ситуация 2

В группе имеется ребенок, который отличается стремлением к лидерству, сообразительностью, низкой произвольностью поведения и агрессивными проявлениями своего недовольства чем-либо. Случай физической агрессии, произошедший накануне по отношению к другому ребенку группы, вынуждает воспитателя обратиться к родителям обидчика. Мама ребенка, в процессе разговора проявляет неустойчивость эмоционального состояния путем смены настроения (это может быть защитная реакция, растерянность, гнев, отчаяние). Как педагогу корректно донести информацию до мамы ребенка и прийти к конструктивному решению проблемы?

После проигрывания каждой ситуации проводится обсуждение участниками и наблюдателями.

  • Удалось ли воспитателю прийти к поставленной цели?
  • Каким образом?
  • Остались ли довольны педагоги результатом взаимодействия?
  • Легко ли было собеседникам слышать критику в свой адрес и вносить изменения в привычные установки?

Делается вывод о том, что в работе воспитателя приходится сталкиваться с решением множества проблемных ситуаций, в том числе и конфликтов между педагогами и другими участниками образовательного процесса. Поэтому стоит использовать психологические приемы взаимодействия с людьми, и к каждой ситуации стараться найти особый подход, с учетом множества нюансов, сохраняя при этом спокойствие и демонстрируя своим поведением оптимизм и достоинство.

С какими бы сложностями в работе ни сталкивался воспитатель, его эмоциональное состояние часто зависит от теплоты общения в коллективе.

Старайтесь с пониманием относиться друг к другу, делитесь опытом работы, прислушивайтесь к мнению коллег.

Будьте оптимистичны и сохраняйте культуру общения, тогда ситуация обязательно разрешиться наилучшим для вас образом.

А если проблема кажется вам неразрешимой, то всегда можно обратиться за помощью к заместителю заведующей по образовательной работе, которая точно сможет дать дельный совет, вдохновить и повести за собой.



Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования

в МАДОУ «Детский сад № 48» г. Северска

Заместитель заведующего по ВМР Е.З. Шайдулина

МАДОУ «Детский сад № 48» включен в перечень дошкольных образовательных учреждений – базовых площадок по отработке моделей введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС ДО) (на основании распоряжения ДОО ТО № 310-р от 21.05.2014 г.). В связи с этим в ДОУ была создана рабочая группа и разработан план - график мероприятий по внедрению ФГОС ДО, включающий в себя организационное, нормативно-правовое, информационно – методическое и кадровое обеспечение реализации ФГОС ДО.

Цель деятельности рабочей группы – определить и обеспечить условия реализации модели межпрофессионального взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач.


Актуальность и объективные предпосылки создания модели взаимодействия специалистов.

Важнейшим направлением деятельности модели становится подготовка всех участников образовательного процесса к работе в рамках реализации ФГОС ДО.

В рамках внедрения ФГОС назрела необходимость в обновлении содержания деятельности, в выборе современных форм методического воздействия, построении более совершенных механизмов взаимодействия с образовательным социумом; необходимость дальнейшей разработки проблемы тесного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. Это обусловлено современными требованиями к качеству дошкольного образования, реализацией таких принципов образовательной деятельности, как «адаптивность», «интегративность», «комплексность», принципов «содействия и сотрудничества детей и взрослых», «сотрудничества организации с семьей», которые выступают в качестве ведущих принципов современной государственной политики Российской Федерации в области образования . Это диктует требование приспособления самой системы образования к уровню подготовки и особенностям развития воспитанников.

Выявленные проблемы определили пути формирования и развития методической деятельности, как маркетинговой, личностно-ориентированной, что явилось основой создания Программы межпрофессионального взаимодействия специалистов «Под счастливой крышей», определяющей направления работы в системе «Педагог – ребенок – родитель» (рецензенты: кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного образования и логопедии ПФ ТГПУ О.И. Киселева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования и логопедии ПФ ТГПУ Т.Н. Яркина).

Новизна разработанной модели заключается в создании механизмов эффективного взаимодействия субъектов в образовательной методической среде ДОУ.
Сущностная характеристика модели.

Модель межпрофессионального взаимодействия специалистов ДОУ предлагает один из вариантов создания психологического просвещения и сотрудничества всех участников образовательного процесса в системе «Педагог – ребенок – родитель» и открывает направления и широкие возможности в работе с семьей с целью создания системы «ответственного родительства», способствует изменению психологических установок родителей на роль семьи в формировании личности ребенка, используя различные формы работы с родителями, а также обеспечивают условия взаимодействия специалистов в рамках реализации направлений введения ФГОС ДО.

Цель: повышение качества воспитания и развития детей за счет связей «Педагог - ребенок – родитель».

Ожидаемые результаты:


  • создание условий, обеспечивающих субъектную позицию каждого специалиста в повышении квалификации, предполагающую рефлексивный самоанализ деятельности, освоение способов самообразования и саморазвития;

  • поддержка позитивных инициатив педагогов, связанных с инновационными разработками в области образования;

  • повышение результативности деятельности специалистов за счет включения интерактивности в разнообразные формы взаимодействия с семьей;

  • создание в ДОУ единой системы «Педагог – ребенок – родитель», позволяющей конструктивно решать вопросы воспитания и развития детей, построить партнерское общение с родителями, использовать разнообразные формы общения с родителями, а также повысить социальный статус профессии воспитателя, узкого специалиста ДОУ в глазах родителей воспитанников;

  • развитие педагогической рефлексии и профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями и в вопросах возрастной психологии детей;

  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей воспитанников, как организаторов воспитания ребенка в семье в рамках реализации системного информирования о взаимодействии специалистов в условиях введения ФГОС ДО.

Структура модели.

Модель межпрофессионального взаимодействия специалистов понимается нами как организационная структура в системе образовательной организации, объединяющая субъектов методической работы и реализующая функции методического сопровождения участников образовательного процесса (приложение 1).

Основа модели – идея оптимизации взаимосвязей «Педагог – ребенок – родитель».

Задачи:


  • формировать психологическую культуру родителей, повышать их психолого-педагогическую компетентность;

  • создавать условия для активной перестройки в отношениях между педагогами, детьми и родителями, оптимизация этих отношений, привлечение родителей к совместной деятельности по воспитанию и развитию детей, участию в жизни ДОУ;

  • изучать семьи воспитанников, условий семейного воспитания и потребностей родителей;

  • оказывать родителям помощь в доверии к образовательному учреждению, создавать условия для перехода родителей из пассивно воспринимающих важную информацию в воспитательном и образовательном плане, в активных участников решения важных вопросов;

  • повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов;

  • содействовать развитию психофизического здоровья воспитанников, а также формированию у детей представления о нравственных ценностях и качествах (доброта, человеколюбие, любовь и уважение к родителям, вежливость, заботливость, установка на ЗОЖ), адекватному эмоциональному развитию и нравственному поведению;

  • пропагандировать положительный опыт семейного воспитания и создание единого пространства «Семья – ДОУ».
Практическая новизна:

  • показаны возможности повышения качества образования, развития и воспитания детей за счет реализации эффективного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в системе отношений «Педагог – ребенок – родитель»;

  • показано использование разнообразных форм работы с родителями, детьми и педагогами в единой системе психопрофилактической и педагогической работы, выявлены возможности введения инноваций в детском саду путем использования современных педагогических технологий;

  • переход от традиционной модели трансляции опыта к обучению «действием»;

  • ориентация на продуктивность (создание авторских программ, проектов, эффективных методик, дидактических пособий и т.д.).
Субъекты педагогического сопровождения – педагоги, родители, дети.

Модель предполагает три основных блока: работу с педагогами, с детьми и родителями.

Для каждого блока в программе определены цели, задачи, формы проведения мероприятий, методические рекомендации.

Основные направления работы с педагогами :


  • разработка индивидуальных траекторий образовательной деятельности педагогов по повышению уровня профессионального мастерства через практическую реализацию взаимосвязей «Педагог – ребенок – родитель»;

  • методическое и психолого-педагогическое сопровождение педагогов в системе диссеминации передового опыта.
Показатели результативности: стремление к профессиональному росту и непрерывному повышению уровня профессиональной подготовки, активное участие педагогов в различных формах представления и обобщения опыта, конкурсах профессионального мастерства, грантовых конкурсах, инициация образовательных инициатив.
Механизм реализации модели межпрофессионального взаимодействия

Взаимодействие структурных единиц каждого уровня можно представить в виде схемы (приложение 1).

Взаимосвязь всех уровней заложена в принципах построения модели, предполагает наличие и горизонтальных, и вертикальных связей, подчинения и соподчинения, когда каждый из участников методической среды может быть участником и одновременно тьютором какой-либо деятельности. Решая задачу индивидуального методического воздействия, предпочтение отдается обучению «действием».

Система межпрофессионального взаимодействия специалистов строится на базе следующих принципов:


  • принципа системности, включающего не только организационный аспект системы и взаимодействие ее отдельных компонентов, но и соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств развития профессионализма специалистов их образовательным потребностям и затруднениям; развитие психолого-педагогической компетентности родителей;

  • принципа сетевого взаимодействия;

  • принципа оптимальности деятельности;

  • принципа взаимодополнения и компенсации.
Основой для определения содержания деятельности по методическому сопровождению является мониторинг профессиональных и информационных затруднений педагогов и родителей, выявление затруднений дидактического и методического характера. С этой целью осуществляется изучение запросов образовательного сообщества.

Используются различные методы диагностики, оптимальные для каждого уровня: анкетирование, опрос, собеседование, анализ деятельности педагогов, данные диагностики уровня профессиональных компетенций педагогов, данные эффективности педагогического воздействия на ребенка. Полученная информация обрабатывается и систематизируется. На основе полученных данных осуществляется выбор механизмов для предоставления услуг с учетом имеющихся (или по возможности создаваемых) условий.

Процесс сопровождается мониторингом качества предоставленных услуг, поступающая информация позволяет в системе прогнозировать их востребованность. В результате осуществляется обратная связь субъектов всех уровней.
Технологическое сопровождение проекта.

В основе реализации модели межпрофессионального взаимодействия специалистов по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС ДО - технологическая составляющая деятельности.

Каждому педагогу и специалисту ДОУ необходимо ориентироваться в широком спектре образовательных технологий. На это, в частности, указывает и профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544 н.

Одной из задач ФГОС ДО является «обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей».

Для решения новых задач необходим новый инструментарий. Наряду с технологиями, давно утвердившими себя в практике организации работы с семьей, для эффективной реализации модели взаимодействия специалистов нужно освоить современные технологии и методики, направленные как на развитие самой системы, так и каждого ее представителя.

Новизна межпрофессионального взаимодействия специалистов в рамках осуществления программы «Под счастливой крышей» состоит в использовании различных форм работы с родителями, детьми и педагогами в единой системе психопрофилактической работы, а также во введении инноваций в ДОУ посредством использования современных педагогических технологий (ИКТ, технологии проблемного обучения, исследовательской, проектной деятельности).

В результате взаимодействия специалистов развиваются, вводятся и реализуются следующие здоровьесберегающие технологии :


  • обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;

  • учебно-воспитательные технологии.
Кроме того, стоит отметить еще одну педагогическую технологию, которая реализуется через данную программу и также является инновационной для нашего ДОУ. Это – педагогика сотрудничества . Стоит отметить ценность целевых ориентаций педагогики сотрудничества, которые заключаются в переходе от педагогики требований к педагогике отношений, в гуманно-личностном подходе к ребенку и взрослому, в единстве обучения и воспитания, и которые с успехом реализуются через данную программу.

Особое значение в условиях развития инновационной деятельности придается системе консультирования и экспертизы.

В основе создаваемой модели межпрофессионального взаимодействия специалистов лежат идеи партнерства, эффективного взаимодействия, ориентированные на раскрытие личностного потенциала каждого участника воспитательно-образовательного процесса и обратную связь.

В данной модели этот процесс осуществляется через систему проектов различных видов: информационных, практико-ориентированных, исследовательских, творческих.

Одной из эффективных технологий, способствующей успешной реализации модели , является технология педагогического проектирования. Педагогическое проектирование – это вид проектной деятельности, целью которой является создание дидактических единиц (образовательных программ, предметного материала и т.д.).
Условия реализации модели межпрофессионального

взаимодействия специалистов.


  1. Нормативно-правовые.
Нормативно-правовой основой деятельности являются: федеральные. Региональные, муниципальные нормативно-правовое документы.

  1. Материально-технические:

      • кабинеты специалистов (10);

      • музыкально-физкультурный зал (2);

      • музыкальный зал (1);

      • мультимедийные установки (3);

      • цифровая видеокамера;

      • цифровой фотоаппарат;

      • бассейн (1);

      • компьютеры (8).

  1. Кадровые:

      • заведующий – 1;

      • заместитель заведующего по ВМР – 2;

      • старший воспитатель – 2;

      • музыкальный руководитель – 4;

      • руководитель ФВ – 2;

      • учитель-логопед – 2;

      • педагог-психолог – 2;

      • инструктор по плаванию (1);

      • воспитатели (56).
Из них высшую квалификационную категорию имеют 11 человек, первую категорию – 20, вторую – 10 человек, соответствие – 14 педагогов. Шесть специалистов имеют дипломы по специальности «Менеджмент организации».
Критерии эффективности реализации модели.

Первая группа критериев и показателей призвана обеспечить оценку качества на макроуровне через анализ внешних социальных эффектов осуществляемой деятельности.

Такими критериями являются:


  • доступность предлагаемых услуг;

  • эффективность услуг с точки зрения соответствия их результатов потребностям семей воспитанников по уровню социализации.
Вторая группа критериев и показателей характеризует качество деятельности на микроуровне, позволяя получить необходимую информацию для совершенствования рабочих процессов.

Критерий

Показатели

Сформированность системы информационного обеспечения

  • Новизна, актуальность, полезность.

  • Технологические характеристики информации

Сформированность системы нормативно-правового обеспечения

  • Работа с законодательными нормативными документами.

  • Разработанность собственных локальных актов.

Эффективность научно-методического обеспечения

  • Оптимальность и рациональность выбора цели.

  • Соответствие содержания работы целям.

  • Эффективность использования исследовательских методов в инновационной деятельности.

  • Сформированность умений проектирования инновационных идей.

Состояние кадрового потенциала

  • Обеспеченность.

  • Готовность к реализации целей.

  • Уровень методической обученности.

  • Наличие условий для повышения квалификации.

Уровень социально-правовой, психологической, профессиональной защищенности

  • Расширение рынка образовательных услуг.

  • Стимулирование творчества.

  • Психологический климат.

Уровень финансирования

  • Нормативное финансирование.

  • Доля внебюджетных вложений.

В процессе реализации инновационной модели межпрофессионального взаимодействия специалистов могут возникнуть следующие риски и негативные последствия:


  • стихийный, спонтанный характер организации взаимодействия, обусловленный внутренними особенностями ДОУ;

  • ригидность к инновациям со стороны педагогов, их нежелание принимать участие в деятельности педагогического сообщества;

  • возникновение ситуации разрыва между «педагогическим знанием и педагогическим действием»;

  • недостаточная сформированность у педагогов профессиональной идентификации, способности к самопрезентации собственных достижений;

  • пассивность родителей в восприятии информации о ДОУ.

Пути преодоления рисков.


  • Четкое планирование, регламентация деятельности специалистов ДОУ в целях осуществления эффективного управления деятельностью.

  • Своевременная корректировка планов взаимодействия специалистов в соответствии с принятыми обязательствами.

  • Организация системы повышения профессиональной квалификации педагогов на индивидуальной и дифференцированной основе.

  • Организация системы мониторинга состояния и результатов межпрофессионального взаимодействия специалистов с целью своевременной коррекции и выявления лучших практик.

Содержательные результаты за 2014-2015 год.

В процессе становления модели межпрофессионального взаимодействия специалистов достигнуты определенные результаты:


  • рост числа педагогов, умеющих адекватно оценивать свой внутренний потенциал и успешно реализующих себя в различных видах профессиональной деятельности;

  • высокий уровень мотивации в освоении наиболее ценного опыта коллег, поиск и реализация механизмов для предъявления собственного педагогического опыта;

  • отмечается большая активность педагогов в представлении собственного педагогического опыта (конспекты НОД и родительских собраний, семинары-практикумы, консультации, рекомендации для родителей, материалы тематических выставок и т.д.);

  • разработана программа социально-личностной направленности «Под счастливой крышей» и 15 программ по основным направлениям развития и образования детей в соответствии с ФГОС ДО;

  • повышение интенсивного включения родителей и других законных представителей ребенка в совместные образовательные проекты, тесное сотрудничество всех окружающих его взрослых, объединенных общими целями воспитания.

В рамках реализации модели осуществляется диссеминационная деятельность специалистов ДОУ. Позитивный опыт специалистов представлен на мероприятиях различного уровня.


Результат

(место, диплом, сертификат, медаль, грамота и др.)


Форма мероприятия, название

Международный

Публикация в сборнике

I Международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика: отечественные традиции и международная практика». Статья «Апробация ФГОС ДО посредством отработки модели взаимодействия специалистов дошкольной организации по решению образовательных задач», г. Москва

Всероссийский

Диплом лауреата, золотая медаль, нагрудный знак «Лучший заведующий – 2014»

Всероссийский конкурс «100 лучших ДОУ России – 2014» в рамках III Всероссийского образовательного форума «Взгляд в будущее. Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в России».

Диплом лауреата,

золотая медаль



Всероссийский конкурс «100 лучших ДОУ России – 2015» в рамках IV Всероссийского образовательного форума «Школа будущего. Проблемы и перспективы развития современного образования в России».

Диплом лауреата,

золотая медаль



Всероссийский конкурс «Лучшее дошкольное образовательное учреждение – 2015»

Серебряная медаль,

3 диплома лауреатов



Всероссийский заочный конкурс «Росточек: мир спасут дети» под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры (Западно-Сибирский филиал МСА), октябрь 2015

Межрегиональный

Диплом в номинации «Комплексное представление образовательной деятельности»

Конкурс «Сибирские Афины» в рамках Межрегиональной выставки-ярмарки «ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ЗАНЯТОСТЬ»

Областной

Благодарственное письмо, сертификаты

Областной конкурс-выставка «Инновация-2015»

Приложение 1


1 этап – диагностический

Обмен информацией о состоянии здоровья ребенка, его поведения, особенностях характера, уровня и темпа развития, анамнез семьи;

Обсуждение результатов;

Выявление перспектив развития


Модель межпрофессионального взаимодействия специалистов МАДОУ «Детский сад № 48»


2 этап – планово-организационный

Согласование направлений, методов и приемов межпрофессионального взаимодействия в системе «Педагог-ребенок-родитель»;

Использование современных педагогических технологий;

Составление индивидуальных программ

по решению образовательных задач

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

ВОСПИТАТЕЛИ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД


4 этап – итогово-оценочный

Совместная оценка эффективности педагогического воздействия и взаимодействия;

Оценка уровня реализации индивидуальных программ;

Прогнозирование задач на следующий период работы



3 этап – деятельностный

Методическое сопровождение педагогов по решению образовательных задач;

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей;

Коррекционно-развивающая работа с детьми



Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Братский педагогический колледж

федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Братский государственный университет»

ОПОП специальности 050144 Дошкольное образование

ОТЧЕТ

по производственной практике (учебной, по профилю специальности) по практикеПМ.04. Взаимодействие с родителями и сотрудниками ДОУ и ПМ.05. Методическое обеспечение образовательного процесса. Вид практики: по профилю специальности

Сроки проведения: 30.03.14-12.04.14

Студент группы 3 - В

Руководители практики:

А.В.Наумович

Н.Т.Хороших

А.Т.Хохлова

Братск 2014

Введение

1. Задание на практику

2. Основная часть

Заключение

Введение

Педагогическая практика проходила в установленные учебным планом сроки в качестве воспитателя ДОО.

План педагогической практики включал задания по междисциплинарному курсу (МДК):

МДК 05.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы и МДК 04.01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя и сотрудниками ДОУ.

Целями производственной практики являются:

Знакомство студентов с педагогической реальностью дошкольного образовательного учреждения;

Непосредственное участие в организации методического обеспечения образовательного процесса в ДОО.

Задачи производственной практики (по профилю специальности):

Получение практических навыков;

Приобретение опыта теоретической и методической деятельности, организации мониторинга педагогической деятельности;

Получение начальных навыков в проведении консультативной и методической работы с сотрудниками ДОО;

Режим работы: с 30.03.2014г. по 12.04.2014 г., рабочая неделя - 36 часов.

График работы - прилагается

Допуск к практике - 28.03.2014г.

Педагогическая практика проходила на базе МБДОО №101 «Солнышко». В ходе учебной практики было организовано знакомство с ДОО, планом практики и требованиями к организации и выполнению заданий по МДК. Познакомилась с группой, детьми, воспитателями, специалистами и методистами. Была оформлена документация. В процессе практики училась наблюдать, анализировать, устанавливать контакт с педагогами.

Для того чтобы глубже познакомиться с дошкольным учреждением, был составлен паспорт МБДОО № 101.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 101.

Фактический адрес г. Братск, ул. Погодаева 6а

Телефон- 33-43-67

Учредитель - департамент образования г. Братска.

Режим работы -12- ти часовое пребывание детей с 7-оо до 19-оо часов

Количество групп - 12 гр.:

Группы раннего возраста -3;

Дошкольные группы - 9.

Количество детей - 287 чел. Детский сад построен по типовому проекту, здание двухэтажное, однокорпусное. В МБДОО имеется музыкальный, спортивный зал, групповые комнаты, изостудия, кабинет психолога, врача, участки для каждой возрастной групп. Оборудование групп и участков соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормам. Режим дня в детском саду педагогически обоснован, составлен в соответствии с учетом максимальной нагрузки на ребенка в ДОО.

Основными приоритетными направлениями в деятельности учреждения являются:

В группах общеразвивающей направленности - художественно-эстетическое развитие детей.

Основные направления образовательной деятельности дошкольного учреждения изложены в «Основной общеобразовательной программе МБДОО №101», разработанной на основе программы развития и воспитания детей в детском саду «Радуга».

1. Задание на практику

Учебным планом и программой по специальности по ПМ. 05.

« Методическое обеспечение образовательного процесса» предполагаются следующие виды и задания по педагогической практике.

Виды работ:

МДК 05.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы.

1. Пройти инструктаж по организации практики по профилю специальности и получить консультацию руководителя практики «Особенности поведения и взаимоотношений с родителями и сотрудниками в ДОО».

2. Проанализировать деятельность метод. Кабинета с занесением результатов в таблицу «Оценка функциональной пригодности метод. Кабинета ДОО».

3. Проанализировать содержание стенда для родителей в 2 возрастных группах, сделать сравнительный анализ. Подобрать и оформить материал для стенда.

4. Составить тематический конспект по организации и проведению совместного мероприятия детей и родителей.

5. Составить план индивидуальной беседы с родителями.

6. Составить сценарий группового родительского собрания.

7. Разработать памятку «Профессиональное взаимодействие в ДОО».

8. Принять участие в пед. советах, пед. часах, род.собраниях, проводимых в ДОО во время практики; результаты собственной деятельности, анализ отразить в дневнике практики.

9. Разработать тематику групповых консультаций для родителей, с указанием цели, основных вопросов.

2. Основная часть

Перед прохождением практики мною был прослушан инструктаж по организации практики, а также были прочитаны лекции на темы «Особенности взаимодействия субъектов пед. процесса» и «Профессиональная компетентность педагога».

Проанализировав деятельность метод. кабинета, результаты которого были занесены в таблицу «Оценка функциональной пригодности метод. кабинета ДОО», можно сделать вывод, что метод. кабинет - это «копилка традиций детского сада», центр сбора пед. информации, «мозг дошкольного учреждения», лаборатория творческого труда воспитателей, каждый приход сюда приносит новые знания, новые мысли и идеи, обогащая опыт. Методический кабинет приносит огромную пользу и в деле повышения квалификации сотрудников, и в деле сплочения коллектива при решении конкретных задач, сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане ДОО. педагог дошкольный образование

Для анализа стенда для родителей мною были выбраны вторая младшая группа «Лучики» и старшая группа «Ромашки». Информация, размещенная на стендах для родителей динамична. Раз в две недели материал меняется. Стенды красочно оформлены. При оформлении использованы плакаты.

Также имеется планшет о возрастных особенностях детей.

Раздел «Наш вернисаж» представляет материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок.

Раздел «Режим дня» (в каждой возрастной группе соответствует возрасту). Он постоянен.

Также в группах имеются уголки «Потерянные вещи», где родители могут найти забытые детские вещи.

В группах имеются «Доска объявлений», которая информирует родителей о собраниях, театрах, дискотеках, проводимых в группе и детском саду. Имеется информация о теме недели.

Проведя анализ можно сделать вывод: все уголки для родителей соответствуют предъявляемым требованиям.

1 октября 2013 года было проведено родительское собрание на тему: «Что важно знать о ребенке третьего года жизни, чтобы понимать его». Форма проведения собрания - круглый стол.

Цель родительского собрания: согласовать действия педагогов и родителей в новом учебном году; определить направления дальнейшего развития детей группы. Привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с 3-им ребенком.

Присутствовали: родители, воспитатели. Были приглашены: методист, психолог, старший воспитатель, врач.

Собрание прошло спокойно, с родителями провели игру о ведущих движущих силах психического развития ребенка третьего года жизни. Также родители заполнили опросные листы «Ценности вашей семьи».

Затем кратко выступил методист. Она знакомила родителей с методикой проведения занятий с детьми третьего года жизни. Психолог кратко знакомила родителей с особенностями нервно - психического развития детей. Врач проконсультировала родителей по закаливанию детей.

Родители и воспитатели остались довольны родительским собранием. Все, что было запланировано, успешно провели.

17 февраля 2014 года я приняла участие в педсовете №4, тема которого была «Гендерное воспитание дошкольников». Мною было подготовлено сообщение на тему «Игры нашего детства» и была проведена игра «Резиночки». Вместе с коллективом с удовольствием вспомнили игры нашего детства и готовы были говорить и вспоминать об этом вечность.

20 ноября 2013 года проводили концерт посвященный «День матери». Вечер прошел восхитительно, мамам и бабушкам не давали отдыхать, после окончания вечера у нас было чаепитие.

1 апреля 2014 года мы проводили веселый праздник, который так и назывался «Первое апреля». Изюминкой нашего праздника стало то, что все действующие роли исполняли наши родители («Несмеяна» - Гушкова Т.А., «Петрушка» - Сытко С.В.). Было очень весело, после праздника были розданы угощения. Всем советую больше таких праздников.

В процессе практики мною были разработаны планы индивидуальной беседы с родителями, темы которых «ЕСЛИ РЕБЁНОКОБКУСЫВАЕТ НОГТИ» и «ЧТО ДЕЛАТЬ С РЕБЕНКОМ, КОТОРЫЙ НЕ ПРОЯВЛЯЕТ ЖЕЛАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».С родителями были проведены беседы и вручены брошюры.

Также были подготовлены групповые консультации для родителей с указанием цели и основными вопросами. Темы консультаций: «Особенности общения с детьми в семье», «Приучаем ребенка к труду», «Не бойся, я с тобой, или кое - что о детских страхах», «Бранные слова». На мой взгляд, темы консультаций очень актуальны, так как нередко в наше время мы встречаем жестокое обращение с детьми, детей, которые не приучены помогать взрослым, детей неуравновешенных, детей, которые в своей речи порой используют ненормативную лексику. Конечно, здесь нет вины детей, надеюсь на то, что мои разработки помогут нашим родителям не допускать ошибок.

Входе педагогической практики мною была разработана памятка (для педагогов) «Профессиональное взаимодействие в ДОО». Проблема актуальна, памятка была помещена в уголок методиста.

Заключение

Методическая работа довольно сложная, но интересная. Для того чтобы работа была насыщенной, продуктивной необходимо знать и уметь очень много. Мне удалось установить контакт с методистом.

Не всегда получалось грамотно, содержательно проанализировать свою деятельность (увидеть положительное, а особенно причины не получившегося в работе), сформулировать выводы. Но, несмотря на некоторые недостатки, считаю, что практика отработана удачно.

Она помогла приобрести практический опыт:

Осуществлять поиск, анализ и оценку необходимой информации для решения практических задач;

Работать в коллективе, эффективно взаимодействуя с коллегами и руководством;

Строить свою профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Современные условия деятельности дошкольного образовательного учреждения. Совершенствование форм организации взаимодействия педагогов с родителями через нетрадиционные формы работы. Изучение профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа.

    дипломная работа , добавлен 15.08.2014

    Компоненты, на которых должна строиться работа воспитателя дошкольного учреждения. Уровень профессионализма педагога, определяемый его профессиональной компетентностью. Личностные качества хорошего воспитателя детского образовательного учреждения.

    презентация , добавлен 07.10.2016

    Психолого-педагогические основы и современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Изучение практического опыта работы дошкольного учреждения с семьей на примере МКДОУ ДС №19 "Рябинка" г. Коркино.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2016

    Характеристика современного дошкольного образовательного учреждения, анализ проблемы управления его развитием. Особенности формирования адаптивной образовательной среды. Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями.

    дипломная работа , добавлен 07.03.2010

    дипломная работа , добавлен 22.03.2013

    Организация совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями. Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка. Нетрадиционные формы общения. Ролевые и деловые игры.

    реферат , добавлен 18.03.2015

    Основы информатизации дошкольного образовательного учреждения - процесса обеспечения методологией и практикой использования средств информационно-компьютерных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2012

    Исторические и современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Рекомендации по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Познавательные формы взаимодействия.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2015

    Развитие детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения как основная педагогическая проблема. Разработка дизайн-проекта интерьера игровой комнаты дошкольного образовательного учреждения.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2012

    Особенность современного этапа развития системы дошкольного образования. Овладение основами инновационной, коммуникативной, рефлексивной, управленческой деятельности. Анализ функциональных компонентов профессионально-педагогической культуры воспитателя.

Взаимодействие специалистов в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей. В данной статье нами будет подробно рассмотрен данный процесс, на примере дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями речи.

Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи (Р.Е. Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б Филичева, Т.В. Туманова и другие), отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевой патологией. Организация специализированных детских садов обнаруживает необходимость взаимодействия логопедов не только с воспитателями, но и с другими специалистами внутри детского сада, а именно с музыкальным руководителем, психологом и инструктором по физкультуре.

Большой вклад в изучение проблемы взаимодействия специалистов внесла М.А.Поваляева. Она разработала моделькоррекционно-развивающей деятельности в образовательном учреждении, которая включала :

· создание команды единомышленников, повышение профессионального уровня педагогов, родителей и медицинского персонала;
· организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка;
· разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана, построенного на основе комплексной диагностики;
· непосредственную коррекцию всех компонентов речи детей;
· подбор лингвистического материала с учетом этапа работы и компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности.

Данная модель взаимодействия специалистов в дошкольном учреждении способствует эффективным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, расширению границ познания родителей в области коррекционной педагогики. В образовательном процессе любого ребенка важна его своевременная ранняя поддержка педагогами и врачами, которая предупреждает большинство и позволяет быстро и вовремя исправить их.

Должностные инструкции работников специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи

Рассмотрим должностные инструкции работников специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи.

Согласно должностным инструкциям, на музыкального руководителя любого дошкольного учреждения возлагается основнаяфункция по обеспечению выполнения программы эстетического развития и музыкального воспитания детей с учетом возраста воспитанников.

Музыкальный руководитель дошкольного образовательного учреждения

Для этого музыкальный руководитель обязан:

1. Контролировать работу педагогов образовательного учреждения и родителей по вопросам музыкально-эстетического развития;

2. Проводить интегрированные занятия с воспитанниками дошкольного учреждения, совместно с воспитателями, педагогами дополнительного образования и другими специалистами;

3. Активно участвовать в деятельности Совета педагогов дошкольного образовательного учреждения и методических объединений;

4. Проводить консультации для родителей и педагогов по вопросам музыкального и эстетического воспитания детей;

5. Представлять свой опыт работы на конкурсах, фестивалях, праздниках и в рамках дошкольного образовательного учреждения.

Взаимоотношения и связи по должности музыкального руководителя:

Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения

На инструктора по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении возлагаются следующие функции :

1. Выполнение программы по физическому воспитанию детей с учетом их психофизических и возрастных особенностей;

2. Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

3. Формирование у детей на своих занятиях:

А) основ и понятий здорового образа жизни человека;
б) двигательных умений и навыков;
в) двигательной активности в самостоятельных и коллективных видах деятельности;
г) культуры здорового образа жизни;
д) максимально осознанного освоения образовательной программы.

В своей деятельности инструктор по физической культуре обязан:

1. Грамотно и поэтапно выполнять работу по физическому воспитанию детей дошкольного возраста;

2. Обеспечивать совместно с медицинским персоналом контроль состояния здоровья детей и их физического развития;

3. Обеспечивать индивидуальный подход к комплектованию подгрупп детей для проведения занятий физической культурой;

4. Проводить оздоровительные мероприятия;

5. Обеспечивать безопасность детей;

6. Осуществлять охрану здоровья детей;

7. Следить за эмоциональным комфортом в период занятий физическими упражнениями;

8. Проводить физическую реабилитацию воспитанников, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

9. Активно участвовать в деятельности методических объединений и Совета педагогов дошкольного учреждения;

10. Проводить консультации для родителей и педагогов по вопросам физического воспитания детей;

11. Представлять свой опыт работы на конкурсах, фестивалях, праздниках и в рамках дошкольного образовательного учреждения

Взаимоотношения и связи по должности и нструктора по физической культуре:

1. В период, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией дошкольного учреждения к педагогической, методической или организационной работе в пределах установленного рабочего времени;

2. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками дошкольного учреждения;

3. Подотчетен руководителю дошкольного учреждения и Совету педагогов.

Педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения

На педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении возлагаются следующие функции :

1. Обеспечение психического, соматического и социального благополучия и комфорта воспитанников учреждения;

2. Оказание психологической помощи нуждающимся воспитанникам учреждения, их родителям (лицам, их заменяющим) в вопросах поведения, обучения и воспитания ребенка, педагогическому коллективу.

Педагог-психолог обязан:

1. Осуществляя свою деятельность, педагог-психолог обязан проводить :

· Анализ работы педагогов дошкольного образовательного учреждения, оказывать помощь при возникших затруднениях, которые связанны с особенностями индивидуального развития некоторых детей;

· Развивающие занятия и игры для детей дошкольного возраста;

· Тренинги для педагогов и родителей по вопросам обучения, воспитания и взаимодействия с детьми дошкольного возраста.

2. Педагог психолог должен уметь выявлять причины и степень отклонений в развитии детей (интеллектуальном, эмоциональном, личностном, социальном плане), проводить психолого-педагогическую коррекцию;

3. В случаях особой необходимости направлять детей на консультацию в медицинские, психологические и медико-педагогические Центры;

4. Уметь составлять психолого-педагогические заключения и составлять беседы с родителями и педагогами с целью их ориентации в проблемах развития дошкольника;

6. Педагог психолог должен осуществлять :

· помощь детям, родителям и педагогам на протяжении всего адаптационного периода к дошкольному учреждению;

· психологическую помощь и поддержку одаренным детям и детям с определенными трудностями;

7. Развивать психологическую культуру в дошкольном учреждении у воспитанников, педагогов, специалистов и родителей;

8. Проводить консультации для участников образовательного процесса (родители, педагоги, специалисты);

9. Педагог психолог должен участвовать :

· в заседании Педагогического совета дошкольного учреждения;
· в заседании совета психолого-педагогической службы дошкольного учреждения;
· осуществлять «психологизацию» воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, осуществляя научные эксперименты;
· в собраниях для родителей и круглых столах для педагогов;

10. Участвовать в работе Совета педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Взаимоотношения и связи по должности п едагога-психолога:

1. Педагог психолог должен уметь самостоятельно планировать свою работу на год, полугодие, помесячно. Все разработанные планы согласуются и утверждаются руководителем дошкольного учреждения, согласуются с
психолого-педагогической службой.

2. Педагог психолог должен обменивается полученной информацией с работниками психолого-педагогической службы и педагогическим коллективом учреждения.

3. Педагог психолог должен информировать руководителя психолого-педагогической службы и руководителя дошкольного образовательного учреждения о возникающих трудностях в работе с детьми, родителями, различными социальными службами.

4. Педагог психолог должен передавать своим руководителям информацию, полученную на совещаниях и семинарах.

Учитель-логопед дошкольного образовательного учреждения

На учителя-логопеда возлагаются следующие функции :

1. Активное участие в образовательном процессе детей дошкольного возраста, направленном на диагностику,
предупреждение, компенсацию, коррекцию отклонений в развитии воспитанников учреждения.

2. Охрана прав личности детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

3. Проведение логопедического обследования воспитанников ДОУ в возрасте от 3до 7лет.

4. Использование в работе детьми дошкольного возраста только апробированных методик по исправлению отклонений в речевом развитии и восстановлению нарушенных речевых функций.

5. Проведение консультаций для родителей (лицам, их заменяющим), педагогам и специалистам учреждения, по возникающим вопросам диагностики речевых нарушений детей, применению методик.

Для выполнения возложенных на него функций учитель-логопед обязан

1. Проводить :

·Ежегодное обследование воспитанников с целью определения структуры и степени имеющихся отклонений и дефектов речи;

·Комплектование подгрупп для логопедических занятий с учетом психофизического состояния воспитанников;

·Подгрупповые, групповые и индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста по исправлению речевых нарушений;

2. Выявлять причины и степень отклонений в интеллектуальном, нервно-психическом и речевом развитии детей;

3. В случаях особой необходимости направлять воспитанников на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические центры;

4. Составлять заключения по результатам логопедического обследования;

5. Доводить до сведения педагогов и родителей результаты обследования с целью их ориентации в проблемах развития дошкольника.

6. Разрабатывать и использовать в своей деятельности :
· коррекционные программы, циклы занятий, которые направлены на устранение речевых расстройств детей дошкольного возраста;

· рекомендации для педагогов, специалистов учреждения и родителей, касающихся особенности работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии; консультации при возможных отставаниях и пробелах в познавательной деятельности и при подготовке детей к школе; по социально-психологической готовности воспитанников к школьному обучению; по организации помощи детям с отклонениями в развитии и речевыми дефектами в условиях семьи;

7. Осуществлять взаимодействие с воспитателями и педагогами дополнительного образования по закреплению результатов;

8. Формировать у воспитанников навыки речевой культуры;

9. Проводить консультации для всех участников образовательного процесса с целью профилактики речевых нарушений;

10. Осуществлять выбор технологий логопедической помощи детям.

11. Участвовать :

·в заседаниях Педагогического совета дошкольного учреждения;
·в заседаниях совета психолого-педагогической службы;
·экспериментальной деятельности дошкольного учреждения;
·в родительских собраниях для родителей и круглых столах для педагогов учреждения;

5. В своем вооружении иметь наглядные пособия, материалы и инструменты для обследования и проведения коррекционно-развивающей работыс детьми дошкольного возраста.

Взаимоотношения и связи по должности учителя-логопеда:

1. Учитель логопед самостоятельно планирует свою деятельность на год, полугодие и помесячно. Все планы согласуются с руководителем психолого-педагогической службы, заместителем заведующего по воспитательно-образовательной работе и утверждаются руководителем дошкольного учреждения.

2. Обменивается информацией входящим в свою компетенцию с работниками службы и педагогическим коллективом по вопросам;

3. Информирует руководителя психолого-педагогической службы и руководителя дошкольного образовательного учреждения о возникших трудностях в работе с родителями, детьми и различными социальными службами;

4. Передает выше стоящим руководителям информацию, полученную непосредственно на совещаниях и семинарах;

5. Подотчетен Совету педагогов.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения

На воспитателя дошкольного образовательного учреждения возлагаются следующие функции:

1. Охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников;
2. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
3. Воспитание, обучение, развитие детей дошкольного возраста;
4. Оказание помощи социализации воспитанников;
5. Взаимодействие с семьями детей;
6. Проведение консультаций и оказание практической помощи в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;

Для выполнения возложенных на него функций воспитатель обязан:

1. Способствовать созданию и закреплению благоприятной атмосферы и психологического климата в группе для каждого воспитанника.

2. Осуществлять :

· индивидуальную образовательную и оздоровительную работу с детьми;
· изучать особенности развития каждого ребенка;
· следить за состоянием здоровья каждого ребенка;
· быть чутким к эмоциональному самочувствию малыша;
· проводить в мониторинг;
· оперативно извещать руководителя о несчастных случаях;
· уметь оказывать первую доврачебную помощь;
· проводить оздоровительные мероприятия, рекомендуемые медицинским персоналом и психолого-педагогической службой;
· осуществлять текущее и перспективное тематическое планирование работы по воспитанию у детей дошкольного возраста патриотизма и гражданской позиции, обучению основам безопасности жизнедеятельности, организации самостоятельной художественно-речевой деятельности,формированию понятий здорового образа жизни ребенка;
· выполнять подготовку и проведение родительских собраний. С периодичностью 1раз в квартал;
· проводить консультации для родителей;
· оформление тематических стендов для родителей;

3. Обеспечивать :
· совместно с медицинским работником укрепление и сохранение здоровья детей;
· подготовку воспитанников в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта;
· регулярно информировать родителей детей о состоянии здоровья малыша;
· выполнять требования медперсонала;
· осуществлять работу в тесном контакте со старшей медсестрой, медсестрой ЛФК и ФТО;
· осуществлять выполнение режима дня детей и учреждения;
· соблюдать двигательную нагрузку детей;
· информирование медицинской службы и родителей об изменениях в состоянии здоровья воспитанников;
· информирование о плановых профилактических прививках родителей или лиц их заменяющих.

4. Контролировать зрительную нагрузку детей;

5. Принимать активное участие в подготовке и проведении детских утренников, праздников, спортивных мероприятий, развлечений, посещений музеев. экскурсий, открытых занятий, родительских гостиных.

Взаимоотношения и связи по должности воспитателя:

Воспитатель передает заместителю заведующей по воспитательно-образовательной работе информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.

Таким образом, несмотря на то, что все специалисты дошкольного учреждения наделены специфическими функциями и должностными обязанностями, в рамках коррекционно-воспитательного процесса их функции пересекаются, все педагоги должны работать в тесном контакте друг с другом.