Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе "Сказочная страна" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему. Конспект ООД по развитию речи на тему «Русская печь Спасибо за активное участие и до новых встречи, дети

Задачи:

Связная речь: учить детей составлять рассказ, включая в речь антонимы.

Словарь: учить сравнивать предметы, выделять существенные признаки; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.

Материал: предметы, игрушки из дерева, стекла, пластмассы.

Ход занятия.

Воспитатель:

Назовите то, что вы видите вокруг себя, какие это

предметы. Как мы отличаем один предмет от другого?

Дети сравнивают предметы. Воспитатель помогает выделить существенные

признаки и обобщает их наблюдения (буфет и шкаф отличаются по величине:

один высокий, другой ниже, один широкий, другой более узкий и т.п.).

Воспитатель:

Предметы отличаются друг от друга и по размерам, и по цвету, и по форме, и ещё по тому, из какого материала они сделаны. Посмотрите, из какого материала сделаны эти предметы (из дерева). Как одним словом можно сказать, какие это предметы? (деревянные). Назовите, какие предметы делают из дерева?

– А теперь представьте себе, что перед вами стоят две девочки, одного и того же роста. Цвет волос и глаз у них одинаковый. Как мы сможем различить их? (по именам)

Да, правильно, по именам. И предметы различаются по именам, а точнее – по названиям. Вот этот предмет как называется? (мяч). Что означает это слово мяч? (Это игрушка; она круглая, ...).

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токмаковой «Плим»:

Ложка – это ложка, Тряпка – это тряпка,

Ложкой суп едят. Тряпкой вытру стол.

Кошка – это кошка, Шапка – это шапка,

У кошки семь котят. Оделся и пошел.

А я придумал слово, Вот прыгает и скачет

Смешное слово – плим. Плим, плим, плим,

Я повторяю снова – И ничего не значит

Плим, плим, плим... Плим, плим, плим.

Воспитатель:

Оказывается, есть слова, которые ничего не значат, не имеют смысла, вот как слово «плим».

ИГРА – ФИЗМИНУТКА

Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

На прошлом занятии вы слушали сказку «Как комар- комарович спас всех комаров». Вспомните, какой был комар комарович (смелый). Да, смелый. А теперь подбелите слова, близкие по смыслу к слову смелый (храбрый, отважный).

А какой был медведь? (трусливый). Подберите к слову трусливый слова, близкие по значению (боязливый, пугливый). Да, правильно, слова боязливый и трусливый близкие по смыслу.

А теперь придумайте рассказ, в котором будут слова противоположные по смыслу. Если один мальчик всего боялся, а другой...

Дети составляют рассказ, придумывают ему название, дают оценку.

Воспитатель:

К нам в гости Маша, она что то хочет нам сказать, давайте ее послушаем внимательно и поможете мне исправить. Слушайте внимательно: «Это я проснул сестричку»; «Мамочка, я тебя громко–громко люблю»; «Папа, иди шепотом».

После каждого предложения воспитатель задает вопросы: «Можно ли так сказать?», «Как сказать правильно?». Если кто–то отвечает неправильно, он обращается ко всей группе: «Вы думаете, так можно сказать? Кто исправит?».

Воспитатель:

Вот видите, когда не думаешь, какой слово сказать, берешь совсем не подходящее по смыслу, получается и неправильно, и смешно. Сейчас вы поможете мне подобрать нужные слова в стихотворении «Подскажи словечко»:

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает!

От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит…

Организация: МКДОУ «Сказка»

Населенный пункт: Красноярский край, г. Кодинск

Ц

Цель: совершенствование грамматического строя речи.
Интегрируемые образовательные области : «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные:

    расширение, активизация и актуализация словаря по теме «Профессии на стройке»;

    совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами, образование и употребление относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными);

    совершенствования навыка слогового анализа слов;

    совершенствование синтаксической стороны речи.

Развивающие:

    Развивать логическое мышление, связную речь;

    закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять ее;

    развивать речевой слух, фонематическое восприятие;

    развивать координации речи с движением. Общую и мелкую моторики.

Воспитательные:

    закреплять умение осуществлять самостоятельную совместную деятельность;

    формировать коммуникативные качества, дружелюбие;

    совершенствовать навыки работы в паре.

Виды детской деятельности: игровая, речевая,

Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования):

Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

Обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе;

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

Может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

Форма проведения НОД : подгрупповая, индивидуальная.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, логические рассуждения, практическая деятельность, разъяснения, пояснения, инструктаж, ситуации занимательности и новизны, поощрение.

Применяемые педагогические технологии: информационно-коммуникационная, развивающего обучения, здоровьесберегающая.

Предварительная работа : Беседа о профессиях на стройке, рассматривание картинок связанных со строительными профессиями. Чтение художественной литературы: С. Баруздин «Строим дом», Г. Люшнин «Строители», И. Соколов-Митков «Заячьи слёзы», С. Михалков «Три поросёнка», игра–драматизация по сказке. Организация сюжетно-ролевой игры «Строим дом». Дидактические игры: «Кому что?», «Угадай по описанию».

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: Многофукциональное игровое пособие «Волшебные круги», мультимедийная презентация, проектор, компьютер, экран, магнитофон.

Раздаточный: Многофукциональное игровое пособие «Новоселье», фото детей группы размер 4х4, кирпичики.

Раздаточный:

Группа: старшая.

Количество участников: 8

Время реализации: 25 минут.

ХОД

I .Организационный момент. (Создание эмоционально-положительного фона занятия.)

Звучит песенка из м/ф «Три поросёнка».

Педагог. Ребята, вы узнали из какой сказки эта песенка и кто её поёт?

Дети. «Три поросёнка».

Педагог. Как их зовут?

Дети. Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.

Педагог. Что делали поросята в этой сказке?

Дети. Строили домики, чтобы спрятаться от волка.

Педагог. Сегодня мы тоже будем говорить о профессиях людей, работающих на стройке. А для начала давайте поиграем с поросятами и домиками.

II . Основная часть

1. Упражнение «Кто, где находится?» Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами).

Слайд 1 Домики поросят.

Педагог. Давайте вспомним, из какого материала поросята строили домики.

Дети. В этой сказке поросята построили три домика. Ниф-Ниф построил домик из соломы, Наф-Наф - из веток, а Нуф-Нуф - из камней.

Слайд 2. Домики поросят и поросята.

Педагог . Расскажите, что делают поросята.

    1. й р е б е н о к. Ниф-Ниф стоит перед домиком.

      й ребенок. Наф-Наф прячется за домиком.

      й ребенок. Нуф-Нуф прячется в домике.

      й ребенок. Теперь Нуф-Нуф выглядывает из домика.

2. Игра «Волшебные круги» (совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление относительных прилагательных)

Дети стоят вокруг стола, перед ними на столе многофункциональное пособие «Волшебные круги». На одном круге изображены дома, на другом материалы из которых построены дома.

Педагог. Давайте ещё раз скажем, какие домики были у поросят. Помогут нам вот такие волшебные круги. Каждый из вас будет крутить круги по очереди и говорить, из чего сделан домик.

Педагог . Домик из соломы - какой?

1-й р е б е н о к. Соломенный.

Педагог. .Домик из дерева - какой?

    й ребенок. Деревянный.

Педагог . Домик из камня - какой?

    й ребенок. Каменный.

Педагог . Домик из глины - какой?

4 -й р е б е н о к. Глиняный.

Педагог . Крыша из железа - какая?

5-й ребенок. Железная.

Педагог . Домик из кирпича - какая?

6-й ребенок. Кирпичный.

3. Упражнение «Построй башню» (расширение глагольного словаря по теме «Профессии на стройке»).

Педагог достает контейнер с кирпичиками

Педагог . Поросята строили домики, а вы построите башню из кирпичиков. Тот, кто подберет больше слов, отвечающих на вопрос «Что делает?», построит самую высокую башню. За каждое слово вы будете получать по кирпичику и строить свою башню. Вспоминайте, как поросята строили дома, подбирайте подходящие слова.

Дети подбирают слова (строить, плести, копать, складывать, крыть, красить, прибивать, штукатурить, стеклить, проводить, белить, утеплять, замазывать и т. п.), получают кирпичики, строят из них башни, определяют победителя.

4. Физкультурная пауза упражнение «Маляры» из музыкальной игровой зарядки автор Ю. Кудинов. Педагог приглашает детей выйти на ковёр.

5. Игра «Громко хлопай» (Развитие фонематического восприятия.)

Педагог просит детей остаться на ковре.

Педагог . Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нём чаще других.

Даня долго строит дом

Добрым делом занят он.

Дети. Д.

Педагог . Верно. Звук Д. А теперь внимательно слушайте меня и хлопайте, как только услышите звук Д.

Д,м,к,ж,д,р, з, д.

До, Та, Му, Да, Ко, Ду.

Дуб, зубы, тапки, Дрова, вата, кости, Добрый, светлый, Долгий.

6. Игра «Новоселье», «Определи количество слогов» (Развивать навыки слогового анализа слова).

Педагог просит детей сесть за столы, на который лежат аппликации домов пятиэтажных с пятью подъездами . На тарелочках фотографии детей своей группы размером как окно дома. Задание выполняют парами, один дом на двоих детей.

Педагог. Сейчас давайте поиграем. У вас на столах новые уже готовые к заселению дома. У нас новоселье, вам нужно расселить своих друзей. У кого имя состоит из одного слога поселить на первый этаж, из двух слогов на второй этаж, из трёх слогов на третий этаж.

Педагог. Молодцы, вы отлично справились с заданием и расселили своих друзей в новом доме.

7. Игра «Крути волчок, и назови кто лишний» (составление сложноподчиненных предложений со словами потому что, развитие мышления)

Педагог просит детей подойти к столу с волчком и картинками, на которых изображены профессии людей.

Педагог . Предлагаю поиграть в игру «Крути волчок и назови кто лишний». По очереди будем крутить волчок, когда он остановится, нужно взять картинку, на которую показала стрелка, на ней изображены люди разных профессий, назвать какая профессия лишняя и почему.

Врач, воспитатель, каменщик, логопед.

Дети: Каменщик лишний, потому что он работает на стройке. А врач, воспитатель, логопед работают в детском саду.

Маляр, продавец, штукатур, архитектор.

Дети: Лишний продавец, потому что он работает в магазине. А маляр, штукатур, архитектор работают на стройке.

Кондуктор, крановщик, экскаваторщик, плотник

Дети: Лишний кондуктор, потому что он работает на транспорте. А крановщик, экскаваторщик, плотник работают на стройке.

Летчик, капитан, плотник, таксист.

Дети: Лишний плотник, потому что он работает на стройке. А летчик, капитан, таксист работают на транспорте.

Педагог : Молодцы! С этим заданием вы тоже справились.

III . Подведение итогов:

Ребята давайте вспомним, чем мы с вами занимались? Какие строительные профессии вы знаете? (ответы детей).

Молодцы, вы очень старались и у вас всё получилось.

(Для детей подготовительной группы)

Образовательные:

Знакомить детей с культурой своего народа, с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русскими народными играми.

Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью.

Развивающие:

Развитие любознательности, наблюдательности, речи детей.

Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т.д.).

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Словарная работа: изба, печь, ухват, кочерга, чугун.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: “Русская изба”, оснащённая предметами русского быта, чугун, ухват, кочерга, шапочка-маска для р.н. игры, русский народный костюм для хозяйки.

Ход занятия

(Дети входят в зал. Их встречает хозяюшка в русском народном костюме.)

Воспитатель : Здравствуйте гости дорогие!

По русскому обычаю хлебом-солью дорогих гостей встречаем, поклоном низким привечаем!

Хозяюшка : Милости прошу, гости дорогие, проходите в избу. Изба у меня небольшая, да красивая какая!

(Дети садятся на лавки.)

Поудобнее располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Приготовьте ушки, глазки.

(Дети рассаживаются на свои места.)

Ребята, а что такое изба?

Дети : (это дом).

Хозяюшка: Правильно! Это старинное название деревенского дома.

Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня разговаривать. Отгадайте-ка загадку.

«Наша толстая Федора

Наедается не скоро

А зато, когда сыта

От Федоры теплота.»

Дети : печь.

Хозяюшка: Правильно, дети! Это печь.

Ребята, как вы думаете, для чего нужна печь в избе?

Дети : (чтобы в доме было тепло).

Хозяюшка: Да ребята, невозможно представить себе избу в русской деревне без русской печи. Печь считается самой главной в избе. Она находилась в центре избы, для обогрева всего дома. Русская печь должна быть большой, как вы думаете почему?

Дети : чтобы в избе долго сохранялось тепло.

Хозяюшка: Ребята, а печь нужно была только для тепла?

Дети : (в ней готовили еду).

Хозяюшка: Верно ребята, использовали печь для разных нужд, для каких как вы думаете?

Дети : (для тепла, в ней готовили еду, спали на ней).

Хозяюшка: Правильно ребята, печь использовали для обогрева и для приготовления пищи, и для сна на ней, и даже для мытья.

Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно, только и слышно как дрова потрескивают.

Хозяюшка подходит к печке.

- Ой, кто это здесь лежит?

- Дети: котик.

Ох, Васька проказник, ты куда забрался?

Хозяюшка: Ребята что делает кот Васька на печи?

Дети: греется.

Хозяюшка: Ребята, но ведь печка сама по себе не нагревается, что нужно сначала сделать, чтобы печка дала нам тепло?

Дети: (нужно её растопить).

Хозяюшка: Да, ребята, как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Весь день печка пыхтит-старается.

Что в ней ребята хозяйка варила?

Дети: (кашу, картошку, суп).

Хозяюшка: Правильно! В печи хозяева и себе картошки наварят, и скотине кормов запарят. Каша кипит, молоко топится, хлебы пекутся-подрумяниваются.

Печка считалась – семьи кормилица.

Что ребята в старину говорили о русской печи?

«Печь нам – мать родная».

«У печи всё красное лето».

«Печь - греет и варит, печёт и жарит.

«Печь накормит, обсушит и порадует душу!»

«Уж лучше хлебом не корми, но с печи не гони».

«Добрая- то речь, коль в избе есть печь».

Игра «Козел и ребята»

Печка была даже в детских играх. Поиграем? Игра называется «Козёл и ребята».

Выбирается один ребёнок – Козёл. (Он надевает маску козла.)

Козёл становится в круг, дети водят хоровод вокруг него, и ведется диалог.

Козёл: Я – Козёл, ме-ме!

Я в лес ходил.

Я дрова рубил.

Дети: А зачем тебе дрова?

Козёл: Ме-ме, печь топить.

Дети: А зачем печь топить?

Козёл: Ме-ме, кашу варить.

Дети: А зачем кашу варить?

Козёл: Ме-ме, ребят кормить.

Дети: Не хотим мы каши!

Козёл: Ме-ме, накормлю!

Догоню и накормлю! (Дети разбегаются.)

(Дети присаживаются на свои места.)

- Хозяюшка: Скажите ребята, кто кладет печь?

Дети :(Печник).

- Хозяюшка: Какой строительный материал использует печник, когда кладет печь в избе?

Дети : (Кирпич, глину)

- Хозяюшка: А теперь ребята давайте посмотрим, как устроена русская печь.

Хозяюшка: Ребята как вы думаете, что это такое?

(Воспитатель показывает на трубу.)

Дети :(труба).

Хозяюшка: Да ребята правильно это труба, а для чего она была нужна?

Дети : (из нее выходил дым).

Хозяюшка: Верно ребята, а от чего появлялся дым?

Дети :(от того что в печи горели дрова).

Хозяюшка: Да, ребята правильно, а куда же дрова закладывали?

Дети : (Ответы детей.)

Хозяюшка: Ребята, дрова закладывали в специальное место в печи, называется устье . Чтобы печь лучше топилась, брали березовые дрова, они давали больше тепла.

Ребята посмотрите, что у меня в руке?

Дети: кочерга.

Хозяюшка: Ребята, как вы думаете, для чего нужна кочерга?

Дети: чтобы в топке угольки мешать.

Хозяюшка: Да ребята, для того, чтобы огонь веселей горел в печке , дрова ворошили кочергой.

Хозяюшка: Ребята что еще в устье ставили?

Дети : (кастрюли).

Хозяюшка берет чугун

А это что такое?

Дети: чугун.

Хозяюшка: Ребята как вы думаете, для чего нужен был в то время чугун?

Дети: в нем варили каши, супы.

Хозяюшка ставит чугун на шесток. Ой, а как же поставить чугун, ведь в печке то горячо?

Хозяюшка: Ребята чтобы отправить чугун в печь нужен ухват.

(Хозяюшка берет ухват и отправляет чугун в печь.)

А чтобы жар и огонь не выходил из печки, устье закрывали заслонкой.

Хозяюшка: В нижней части печки остается свободное пространство - подпечье .

Ребята как вы думаете, для чего использовала это место хозяйка?

Дети: (В подпечье хозяйка хранила веник совок, кочергу.)

Хозяюшка: Подпечье используют для хранения печного инвентаря: ухватов, кочерги, совков и даже зимой в мороз кур под печкой держали.

- Наверху печи было особое место – лежанка.

Хозяюшка: ребята, как вы думаете, для чего служило это место?

Дети: Для отдыха и сна людей.

Хозяюшка: Правильно! Ещё при помощи печи, изгоняли хворь, например, простудные заболевания, грели спинки.

На печи ребята сушили не только одежду, а что ещё?

Дети: грибы, ягоды да лук.

- У русской печи есть еще одно волшебное место, вот оно, маленькое углубление, как окошечко. Это печурка !

Как вы думаете, зачем она была нужна?

Дети: (в ней сушили одежду).

Хозяюшка: Да, ребята правильно, в печурке сушили одежду и обувь.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» этот угол, был занавешен цветной занавеской. Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка. Как вы думаете, что там делала хозяйка?

Дети: варила еду, пекла хлеб, стряпала.

Хозяюшка: Ребята, а про печку есть и загадки. Отгадаем?

Чего из избы не вытащишь?

Дети: (печь)

Хозяюшка: Зимой, нет теплей, а летом нет холодней.

Дети: (печь).

Хозяюшка: Без чего печь не затопить?

Дети: (без дров).

Хозяюшка: В чём варили кашу, щи в русской печи?

Дети: (в чугунке, глиняном горшке).

Хозяюшка: Чем вытаскивали горячий чугун из печи?

Дети: (ухватом).

Хозяюшка: Ребята, в каких сказках говорится о чудесной печке?

Дети: (Гуси-лебеди, По щучьему велению, колобок.)

Хозяюшка: У русского народа есть замечательная поговорка: «Хороши щи из русской печи». Но в печи готовили не только щи, но и основное русское блюдо – каши.

Хозяюшка идет к печке, принюхивается.

А вот и каша наша готова, ах как вкусно пахнет, ребята пока мы с вами беседовали, каша сварилась.

(Хозяюшка приглашает ребят за стол и угощает гречневой кашей.)

Хозяюшка: Ребята понравилось вам у меня в гостях?

Пора и честь знать. В гостях хорошо, а дома лучше.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 32 «Бусинка»

«Утверждаю»:

Старший воспитатель

Г.Н. Иванова

Конспект ООД по речевому развитию.

Тема: «В ГОСТЯХ У ЗАЙКИ»

(вторая младшая группа

«Карапузики»)

Подготовила

воспитатель Алимулаева Е.А.

Провела 26.04.2017г.

г.о. Химки 2017

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Цель : формирование у детей звуковой культуры речи.

Задачи:

Обучающие: упражнять детей отчетливо произносить звуки [с] и [з] изолированными и в разных частях слов, способствовать формированию интонационной выразительности речи.

Развивающие: способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики; развивать воображение.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь окружающим.

Материал и оборудование : игрушка зайчик, корзинка, игрушки, в названии которых есть звуки З-С (слон,самолет,автобус,оса,лиса,зайчик,свинья,собака), предметная картинка комар, наклейки с изображением солнышка на каждого ребенка.

Предварительная работа : рассматривание предметных картинок,в названии которых есть звуки З-С, заучивание слов к подвижной игре «Солнышко и дождик», создать в группе необходимые условия для проведения занятия.

Методы и приемы (в ходе ОД): сюрпризный момент, дидактическая игра, подвижная игра, артикуляционная гимнастика,рассказ воспитателя, рассматривание картинки, объяснение, пальчиковая гимнастика.

Ход образовательной деятельности :

Организационный момент

Воспитатель. - Утром встали малыши,

В детский садик все пришли.

Вам мы рады как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь друзья!

Вводная часть .

Воспитатель – Ребята, а хотите поиграть? Я предлагаю вам поиграть с язычком.

(артикуляционная гимнастика)

Покажите свой язычок. Он вышел погулять. И мы с ним поиграем: 1-«Трубочка» (Вытягиваем язычок и сворачиваем трубочкой), 2- « Колбаска» (поднимаем язычок кверху и сворачиваем его во внутрь), 3-«Часики» (высунув язычок, поворачиваем им из,4-«Шарики» (толкаем язычком щёчку вправо-влево), 5-«Лошадки» (цокаем язычком),6-« Машинки» (губами изображаем мотор машины), 7-« Обиделись» (нахмурили бровки, нижнюю губу вывернули), 8-«Воздушный поцелуй»(целуя ладошку, посылаем поцелуй), « Пузырь»(набираем в рот воздух и держим).

Основная часть.

Рассказ воспитателя.

А сейчас я расскажу вам историю, которая произошла с язычком: Однажды Язычок познакомился с Комаром. « Простите, а вы любите петь? - поинтересовался язычок. « Конечно -конечно,-закивал комарик - Мы-комарики-хорошие певцы. Песни наши красивые и звонкие и запел «З-з-з». «З-з-з» - попробовал Язычок. Сначала Язычку было трудновато, ведь песенка комара ему была незнакома, но потом он научился. А не хотите ли вы спеть песенку комара? Давайте попробуем потихоньку «З-з-з». Дети пробуют петь песенку. Хоровые и индивидуальные пения (5-6 человек по желанию). Ребята! А ведь комарики тоже бывают разные и большие и маленькие. Вот большой комар поёт такую вот песенку: «Зу-зу-зу». Повторите со мной. Дети повторяют вместе с воспитателем. А маленький комарик поёт вот такую песенку: « Зи-зи-зи». Повторите со мной. А теперь, кто хочет спеть песенку большого комара или маленького? Дети по очереди поют песенку большого и маленького комара.

Раздается стук в дверь. –Кто же это к нам пришел?

Да это же Зайка пришел к нам в гости. Здравствуй, Заинька!

Здравствуйте! (Дети здороваются с зайцем)

А куда же я попал?

В детский сад «Бусинка» (отвечают дети)

Ой, как здорово,что я попал в садик,я очень хочу поиграть своими новыми игрушками. Поиграете со мной?

Зайка достает свои игрушки из корзинки по одной,дети их называют (слон, автобус, оса, лиса, собака и т.д.). Воспитатель при этом следит за правильным произношением детей.

Дидактическая игра «Чего не стало»

Воспитатель. – А теперь Заинька ты поиграй с нами в нашу любимую игру «Солнышко и дождик».

Проводится подвижная игра «Солнышко и дождик».

Зайка прощается и говорит, что ему пора возвращаться. В знак благодарности, что ребята с ним поиграли дарит каждому наклейку с изображением солнышка.

Заключительная часть

Мне очень интересно узнать что нового, интересного вы сегодня узнали?

А сейчас, давайте вспомним, чем мы занимались. Давайте вспомним песенку комарика.А чья песенка вам больше по душе большого или маленького комарика?

Во что тебе Миша больше всего понравилось играть? А тебе,Алена?

Молодцы!

Уважаемые коллеги буду рада каждому замечанию и пожеланию!

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Путешествие на остров дружбы»

Цель:
Познакомить детей с понятиями «дружба», «друг»; воспитывать чувство взаимовыручки.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
- развивать посредством игровой деятельности коммуникативные навыки;
- закреплять умение выполнять задания в команде;
- учить сохранять дружеские взаимоотношения в коллективе;
- обогащать и активизировать словарь по теме;
- развивать ритмичность речи, интонационную выразительность;
- воспитывать правильный умеренный темп речи;
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать зрительное и слуховое внимание и память;
- развивать логическое мышление, творческое воображение;
- воспитывать культуру общения с собеседником;
- развивать мелкую моторику рук.
Предварительная работа:
- разучивание стихотворений о дружбе;
- чтение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы»;
- разыгрывание ролей по сказкам М. Пляцковского;
- чтение художественной литературы;
- игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя и связности речи, для формирования произносительной стороны речи и развития фонематических функций;
- настольно-печатные игры: «Волшебный цветок», «Отгадай слово», «Слоговое лото», «Звуковые домик»;
- разучивание пословиц и поговорок о дружбе;
- рассматривание иллюстраций теме.
Материалы: игрушка сердце; карта для путешествия по острову; коврик; буквы; три конверта; шапочки; колокольчики; волшебная палочка; картонный круг, разрезанный на 3 части; поднос; разрезные картинки с фруктами, ягодами, овощами; цветы для сюрпризного момента; фартук; колпак; клей -карандаш; три обруча; иллюстрации к рассказу.Дети в группу, встают полукругом.
- Ребята, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.
Дети здороваются.
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, легкий ветерок.
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй, утро, здравствуй, день.
Нам здороваться не лень.
Здравствуйте!
- Ребята, а как ещё можно поприветствовать друг друга? (ответы детей )
- Можно ли взрослому незнакомому человеку сказать «привет»? Ребята, мы с вами знаем, что кроме слов приветствия существует много других приятных, ласковых слов, которые называются как …? (комплименты ).

Игра «Комплименты»

Давайте с вами подарим друг другу комплименты. Вставайте в круг.
Дети, передавая игрушку «сердечко», говорят друг другу комплименты.
- Ребята, от теплых слов настроение стало у всех радостное, мы вместе и нам хорошо!

Давайте сядем на коврик. А как вы думаете, о чем мы с вами будем разговаривать? (ответы детей)
- Я хочу предложить вам послушать песню, чтобы вы быстрее догадались.
Звучит песня о дружбе.
Дети говорят, что эта песня о дружбе.
- Кто знает, что означают слова: дружба, друг, дружить …? (ответы детей.)

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов. (С.И. Ожегов «Словарь русского языка» )
- Ребята, а вы умеете дружить? А давайте проверим?
- Я предлагаю вам отправится в необычное путешествие на сказочный остров «Дружба». Хотите?
- Ребята, а на чём мы можем туда отправиться? (на поезде, на самолёте и т.д. ). Но остров у нас сказочный, то и транспорт должен быть сказочный? Какой? (ковёр-самолёт, сапоги скороходы, облако)
- А вот и ковер-самолет. А что это на нем за буквы? Что они могут означать? (варианты ответов ). Правильно. Буквы означают первый звук, с которого начинается ваше имя. Это и будет ваше место на ковре-самолете. А что это такое? (ответы детей ). Это карта, которая поможет нам путешествовать по острову. Занимайте свои места.(дети встают на свои места).
Звучит музыка

- Закройте глаза.

Звукоподражание:

Пока мы летим, мы будем повторять звуки животных и предметов, над которыми пролетаем.
- Пролетаем над городом, шумят машины: ш-ш-ш.
- Лопнули шины: с-с-с.
- Пролетаем над лесом. Деревья шумят: у-у-у
- Жуки жужжат: ж-ж-ж.
- Комары летят: з-з-з.
- Мы сейчас поднимемся высоко, где воздух холодный, погреем ладошки: х-х-х. - Ковер-самолет опускается. Мы на острове.
- Здесь нас ждут испытания, которые научат нас дружить.
- Ребята, смотрим на карту. Что ждет нас впереди? (варианты ответы детей) .

Игра «Пройди по кочкам»

Это первое испытание. Вам нужно пройти через болото по кочкам. Но чтобы переправится с кочки на кочку, нужно выполнить задание. Если кто-то не справится, то нужно попросить помощи у друзей.
Воспитатель берт конверт, говорит первое задание.
- Я начну, а вы продолжите. Дружба начинается...(с улыбки, со знакомства, с доверия, с доброго слова, с веселья, с общих интересов)
Дети по очереди говорят продолжение фразы.
Дети переступают первую кочку.
- Назовите слова благодарности. (спасибо, благодарю, пусть приносит вам радость, примите мою благодарность, вы так добры, вы так любезны, на здоровье, вам признателен)
Дети переступают вторую кочку.

- Назовите слова извинения.(извините, простите, мне жаль, я хотел как лучше, не хотел обидеть, виноват, прошу прощения, не сердись на меня)
Дети переступают третью кочку.
- Молодцы! Справились с этим заданием. Идем дальше. Смотрим на карту.

Игра «Волшебный колокольчик»

Ребята, смотрите шапочки и колокольчики. Как вы думаете, для чего это? ( ответы детей)
- Ребята, это волшебные шапочки и колокольчики. Если надеть шапочку и позвонить в колокольчик, то сбудется самое заветное желание. У вас у всех есть желание? Давайте наденем шапочки, позвоним в колокольчик и загадаем желание. (дети по очереди звенят колокольчиками, но один колокольчик оказывается беззвучным).
- Что же делать, какая неприятность, как помочь другу загадать желание? (дети предлагают варианты решения проблемы, дают другу свой колокольчик).
- Правильно, ребята, настоящие друзья всегда помогают друг другу.
- Можем отправляться дальше.

Обсуждение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы»

На магнитной доске иллюстрации к сказке.
"Урок дружбы"
Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Це¬лый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не ска¬зал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрныш¬ки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёр-нышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик ак¬куратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрны¬шек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться кры¬лышками Чик. - Ты нашёл - ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал це¬лый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля - это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы!
- Ребята, вам знакомы эти приятели -воробьи? (Это Чирик и Чик )
-Ребята, что это? (волшебная палочка ). Где ее можно встретить? ( в сказке)
-Я вам буду задавать вопросы, а волшебная палочка будет указывать на того, кто будет отвечать. Обсуждение сказки
- Кто написал сказку про двух воробьев? ( М. Пляцковский)
- Как называется эта сказка? (« Урок дружбы» )
- Ребята, а кто из двух друзей воробьев жадный, а кто щедрый? (Чирик-щедрый, Чик- жадный )
- А почему вы так думаете? (Чик съел целый ящик пшена и не поделился с другом, а Чирик поделился десятью зернышками. Щедрый тот, кто может отдать последнее .)
-Кого можно считать настоящим другом и почему?(Чирика, потому что он поделился с другом.)
- Чему учит эта сказка? (Говорить правду, думать о товарищах, всегда делиться.)
- Понял ли Чик свою ошибку? (Да, понял)
- Как бы поступили бы вы в этой ситуации?

Молодцы, справились и с этим заданием. Получили хороший урок дружбы. Теперь мы знаем, что жадничать с друзьями нельзя.
Физкультминутка.
- А теперь отдохнем.

Физкультминутка

Встаньте дети, встаньте в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди

Игра «Дружба»

Смотрим на карту. Куда идти дальше? Впереди нас ждет поляна?
Дети садятся на мягкие модули по кругу.
- Ребята, а из-за чего могут поссориться друзья? А вы часто ссоритесь? Словом можно обидеть, оскорбить человека. Должны думать то, что вы говорите. А какие слова могут вас обидеть? А какие утешить? Иногда бывает, один человек может обидеть другого человека, выкрикнув ответ первым, опередить своего товарища. Из-за этого тоже происходят ссоры. Мы поиграем в игру, которая научит умению контролировать себя.
Я задаю вопрос, тот кто знает ответ, поднимет большой палец вверх. Отвечать можно после моих слов: « Раз, два, три говори!» , но шепотом.
- Если сегодня среда, то какой день был вчера?
-Между осенью и весной какое время года?
-Как называется замершая вода?
- Второй зимний месяц?
- Какой месяц в году последний?
- Молодцы! Но нас ждет последнее испытание. Продолжаем свой путь. Смотрим на карту.

Игра «Волшебная пиццерия»

Закройте глаза.
Звучит музыка.
- Попробуйте представить, что это за место. Ощутите запах свежего только что испеченного пирога, запах запеченных фруктов, овощей. Как вы думаете, что это за место? Кто что представлял? (ответы детей)
Воспитатель надевает фартук и колпак.
- Откройте глаза. Вы находитесь в волшебной пиццерии. В моей пиццерии всегда много посетителей. Секрет ее популярности заключается в том, что каждый может приготовить кусочек волшебной пиццы своими руками. Ваша задача украсить свой кусочек. Чем можно ее украсить? (ответы детей)
Воспитатель раздает части разрезанного картонного круга, которые имитируют части пиццы.
- Перед вами пласт теста.
- Разделитесь на пары, возьмите друг друга за руки или обнимитесь. Можете украшать свои кусочки. (Дети, взявшись за руки, свободными руками приклеивают овощи, фрукты, ягоды к картонному пирогу)
- Главное умение договариваться между собой и не помогать руками, которыми вы держитесь.
Воспитатель выкладывает готовые части на поднос.
- Посмотрите, какая красивая пицца получилась.
Воспитатель спрашивает, кто из чего делал пиццу.
- Вы делали из фруктов? Какая пицца получалась? ( фруктовая)
- Вы – из овощей? (овощная)
- Вы- из ягод?(ягодная)
- Из скольких частей состоит пицца? А сколько частей пиццы фруктовой (овощной, ягодной) получилось?
- Ребята, в нашей пицце не хватает приправы. Давайте сдобрим нашу пиццу самыми лучшими душевными качествами.
Дети говорят, какие чувства добавят в свою пиццу (доброту, любовь, нежность, ласку, веселье, радость и т.д.)
- Наша пицца получилась очень хорошей. Тесто было одинаковым, но каждый добавил свое. Я предлагаю подарить ее нашим гостям на память о нашей встрече.
- А наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в д/с. Встанем на ковер -самолет. Закроем глаза. Представим, как мы летим высоко, высоко над лесами, над полями, над морями. Поддерживайте друг друга, чтобы не упасть. Вот мы и в д/с.
- Понравилось вам наше путешествие? Что нового узнали?
- Хочу поблагодарить вас. Вы были молодцы. Показали, как вы умеете дружить.
Воспитатель достает музыкальную шкатулку.
- А здесь подарок на память о нашем путешествии- волшебные цветы дружбы.