Конспект урока "семейные праздники". Конспект занятия «Русские народные праздники Праздники которые мы отмечаем вместе конспект урока







Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: освоение учащимися этического смысла праздников традиционных религий России, формирование толерантного отношения к обычаям различных религиозных культур.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с обычаями празднования в религиозных традициях мира (в иудаизме и христианстве);
  • познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;
  • создать условия для формирования ценностного отношения к религиозным традициям, толерантного отношения к обычаям различных религиозных культур.

Ожидаемые результаты урока.

  • Учащиеся закрепят знания о главных праздниках иудеев; узнают: какие праздники существуют у христиан.
  • Учащиеся научатся: использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи.
  • Учащиеся усовершенствуют умения в области коммуникации,
  • чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах.

Межпредметные связи: чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания, изобразительное искусство.

Основные средства наглядности: иллюстрации из учебника и электронного приложения, фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов религиозных праздников), карточки с названиями главных праздников иудеев и христиан, индивидуальные карточки-таблицами с основными религиозными терминами христианства.

Основные термины и понятия: Песах, Шавуот, Суккот, Ханука, Рождество Христово, Пасха, Вознесение, Троица, Крещение.

Ход урока

I этап. Вводный (мотивационно-организационный)

1. Организация деятельности учащихся (проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой)

Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте соседу удачи.

2. Проверка результатов выполнения домашнего задания.

Вспоминаем названия главных праздников иудеев

Прочитайте слоги и составьте из них слова.

На доске:

Что они означают? (главные иудейские праздники)

Вспоминаем особенности иудейских праздников

Подготовленный ученик предлагает слайды с иллюстрациями к каждому иудейскому празднику и просит ответить по ним на вопросы.

Как называется это блюдо и когда иудеи его готовят? (Это мацу - пресные лепешки. Их готовят на Песах)

С каким событием в жизни евреев связана данная традиция? (Согласно Библии евреи бежали из Египта в спешке и не успели заквасить тесто. Поэтому напекли пресных лепешек.)

Что изображено на этом слайде? (Синагога, украшенная зелеными ветвями)

В какой день по традиции евреи так украшают свои священные сооружения? (В праздник Шавуот)

Да. В память о даровании Моисею Богом Десяти заповедей на горе Синай.

Расскажите об этой праздничной традиции иудеев. (В праздник Суккот они должны построить шалаш - сукку и прожить в нем некоторое время).

Какой праздник дал название этому предмету? (Праздник Ханука. Это Ханукальный светильник.)

В первый день праздника зажигают 1 свечу, во второй - 2 и так до восьмого дня, в который зажгут все 8 свечей.

Как ведут себя присутствующие во время этого веселого праздника? (Они начинают шуметь, трещать специальными трещотками).

Этот веселый праздник называется Пурим.

Гимнастика для глаз

  • “Ленивые восьмерки” (нарисуйте глазами в воздухе в горизонт.плоскости “восьмерки” 3 раза),
  • “Зоркие глазки” (глазами нарисуйте 3 круга по часовой стрелке и 3 круга против часовой стрелки),
  • “Стрельба глазами” (двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 3 раза)

3. Подготовка к восприятию нового. Сообщение темы и цели урока. (Запись на доске темы урока).

Работа со словами-символами

Подготовленный ученик предлагает найти в каждой строчке таблицы и подчеркнуть знакомые слова и понятия.

Напоминает уч-ся класса толкования данных слов.

Предлагает по вертикали найти слово, объединяющее все эти слова и понятия.

1. Евхаристия – главное богослужение, Благодарение.

2. Грех – непослушание человека Богу.

3. Крещение – это таинство вхождения в церковь.

4. Христос – сын божий.

5. Молитва - общение с Богом, разговор с ним.

6. Библия – священное писание христиан.

7. Завет – договор с Богом.

8. Икона – священное изображение Христа или святых.

9. Апостол – ближайший ученик Христа.

10. Алтарь – самое священное место в христианском храме.

11. Евангелие –книга о жизни Христа.

12. Церковь -христианский храм.

Найдите по вертикали слово, объединяющее все эти понятия.

Христианство - мировая религия, основанная на жизни, учении и воскресении Иисуса Христа.

Сообщение учителем темы и цели урока (на доске запись: “Праздники христианства”)

Как вы думаете, о чем сегодня вы узнаете.

II этап. Основной (информационно-аналитический)

1. Комментированное чтение статьи из учебника (о праздниках христианства, с.63-64).

Чтение 1 абзаца

Как называются главные праздники христиан? (Рождество и Пасха или Вознесение Христово). Перечитайте слова-названия и запомните, как они пишутся. (Уч-ся на доске выкладывают буквами эти слова).

Как верующие готовятся к этим праздникам (соблюдают посты). Как вы думаете, почему пост перед Пасхой называется Великим? (Великий - потому что самый большой по продолжительности, по строгости жизни он также считается Великим).

Чтение 2 абзаца

Найдите в тексте и прочитайте, как называется неделя перед Пасхой (страстная седмица). Как образовано слово “седмица”? Седмица - церковнославянское название недели.

На какой день недели всегда приходится Пасха? (воскресенье)

Как называется вся последующая неделя? Прочитайте. (пасхальная)

Чтение 3 абзаца

О каких христианских праздниках узнали? (о Вознесении и Троице)

(Уч-ся составляют слова на доске).

Как православные христиане объясняют название праздника Вознесения? (Христос взошел на небо и сел по правую сторону Бога Отца).

Что свершилось в день Пятидесятницы? (Дух Святой сошел на апостолов в виде языков пламени.)

Как на Руси стали называть этот праздник? (Троицей)

Чтение 4 абзаца

Какой праздник имеет 2 название - Богоявление? (Крещение).

Когда христиане празднуют Рождество? А Крещение?

Как называется время (дни) между Рождеством и Крещением? (святки)

Чтение 5 абзаца

Физкультминутка

III этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)

1. Работа с иллюстративным материалом и заданием рабочей тетради (с.65-66)

Задание 4

Найдите картинку, имеющую отношение к христианскому празднику. Выберите название этого праздника. Напишите его.

Расскажите с помощью этой иллюстрации о том, какое блюдо является главным на Пасху. Проверим свои знания, прочитав текст рубрики “Это интересно”.

Задание 6

Если бы вы получили задание нарисовать религиозный христианский праздник, что бы вы изобразили?

(Например, ...)

2. Работа с заданиями теста в информационном пространстве класса.

3. Задание на дом.

  • Расскажи членам семьи и друзьям о религиозных праздниках иудаизма и христианства. Задай им вопросы.
  • Если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).
  • Задания в печатной тетради.
  • Творческое (по выбору).

Белова Наталия Ивановна Базевский филиал МБОУ Большекуликовская СОШ Конкурсная работа в номинации «Формирование базовых национальных ценностей на уроках в начальной школе». Окружающий мир 2 класс, авт. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

Тема урока: «Праздники для всех» Цель урока: формирование у детей уважения к истории и традициям своего народа. Задачи урока: * углубить и систематизировать знания учащихся о государственных праздниках РФ, их различиях и особенностях, ввести термин «государственные праздники», использовать приёмы ТРКМ, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность уч-ся. *ознакомить учащихся с традициями празднования тех или иных дней, создавать условия для формирования учебно-информационных умений. *развивать воображение, патриотизм.

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.

Формы организации: совместные.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация.

Ход урока I. Оргмомент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать.

Цели этапа: актуализировать имеющиеся знания и представления о праздниках; побудить ученика к активной работе на уроке; организовать обмен мнениями. II . Проверка домашнего задания Слайд 1 1.Что такое календарь и для чего он нужен? 2. Какие бывают календари? 3. Когда и где возникли первые календари? 4. Есть ли у вас дома календари? 5. Какими календарями удобнее пользоваться? 6. Почему не только зимой может начинаться Новый год? 7.Какие праздники народов твоего края пришлись на осень текущего года?

III . Изучение нового материала Учитель: День, в которой по традиции принято радостно проводить время, устраивать церемонии, вечеринки, застолья. - Что это такое? Ученик: Праздник. Учитель: А вы любите праздники? (Ответы детей.) Учитель: Назовите праздники, которые вы знаете? Ученики: День рождение, Новый год, День Учителя, Пасха, день Матери, день Валентина …. Слайд 2 Учитель: Конечно, все любят праздники. Но праздники бывают разные. Праздники бывают семейные, личные, профессиональные, народные, религиозные, государственные. У каждого праздника есть своя дата, которые связаны с важными событиями в истории страны. На сегодняшнем уроке речь пойдёт о государственных праздниках, которые отмечены красным цветом в календаре. Слайд 3 Государственные праздники отмечают всей страной. Цель государственных праздников – сплочение граждан. Учитель. А какие ассоциации у вас вызывает слово “праздник”? (Ответы детей.) Значит, по вашему представлению, праздник – это веселье, отдых, развлечения, гуляния? Так что же такое “праздник”? Где мы можем найти правильное толкование этого слова? Учащийся. В словаре. (Читает в словаре С.И.Ожегова) . Праздник “день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь…” Учитель. Спасибо. А для чего нужны праздники? Ответы детей

    Слайд 4

    Функция государственных праздников – социально или культурно сплотить население страны.

    Важную роль в праздничных ритуалах играют застолье, подарки и специально праздничная одежда.

    Праздник – это инструмент маркетинга, т.е. торговля и продажа товара на рынке.

    Семейные праздники выполняют функцию сплочения членов семьи и родственников.

IV . Вызов устойчивого интереса к теме. - Каждый праздник имеет свой порядок проведения. Древнейшая традиция приношения даров божествам сохранилась в подарках. Купленный от души, красиво упакованный подарок говорит о внимании, дружбе и любви. Выбирая подарок, надо учитывать увлечения и вкусы человека, которому вы хотите его подарить. Давайте вспомним о подарках, которые получил в свой день рождения ослик Иа-Иа из сказки Милна «Винни-Пух и все, все, все». Всем ли подаркам он был рад? -Показал ли он это своим видом? -Чей подарок оказался самым нужным? -Чтобы ваш праздник понравился и запомнился всем, что вы для этого делаете? Поделитесь своими секретами. (Ответы детей) - А теперь посмотрите праздники, которые есть у вас в учебнике на стр. 40-43. Слайд 5 “Государственные праздники России”.

1–5 января. Новый год.
7 января. Рождество Христово.
23 февраля. День защитника Отечества.
8 марта. Международный женский день.
1 мая. Праздник Весны и Труда.
9 мая. День Победы.
12 июня. День России.

Слайд 6. Новый год

Учитель: Обычай встречать Новый год установлен императором Петром 1 в 1700 году. Это один из самых любимых детьми и взрослыми праздник. Весёлый, нарядный, волшебный!

Учитель: До 1917 года этот праздник был самым почитаемым. В этот день наряжали ёлку, украшали её звездой и поздравляли друг друга с Рождеством Христовым. Это единственный религиозный праздник, ставший «красным днём календаря» в Российской Федерации.

Слайд 9, 10. 23 февраля – День защитника Отечества.

В этот день в 1918 году была одержана первая победа Красной армии над кайзеровскими войсками Германии.

Слайд 11,12, 13. 8 Марта – Международный женский день.

8 марта 1910 года немецкая революционерка Клара Цеткин призвала всех женщин мира к борьбе за равноправие. В этот день женщинам дарят цветы.

Слайд 14, 15, 16, 17. 1 мая – праздник весны и труда.

1 мая 1889 года была расстреляна демонстрация американских рабочих, боровшихся за свои права. С тех пор в этот день каждый год в память о погибших товарищах в разных странах стали проводить демонстрации. Во времена СССР праздник именовали днём международной солидарности трудящихся и устраивали праздничные шествия. Сейчас первомай призывает к труду на благо России, к гражданскому миру и согласию.

Слайд 18, 19, 20, 21, 22. 9 Мая – День Победы.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. 7 мая 1945 года подписан акт о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии. С тех пор 9 мая отмечают окончание Великой Отечественной войны. В этот день традиционно встречаются фронтовики, возлагаются венки к Могиле Неизвестного Солдата, памятникам Славы и воинской доблести, гремит праздничный салют. В этот день на Красной площади проводятся военные парады.

Слайд 23, 24.

12 июня 1990 года принято решение о независимости России. С 12 июня 1992 года – это государственный праздник.

Слайд 25, 26, 27, 28, 29, 30. 4 ноября – День народного единства

Во времена СССР 7 ноября отмечали как праздник победившей Октябрьской революции 1917 года. Более 70 лет просуществовал этот праздник, и после распада СССР президент страны принял решение не отменять его. Сначала 7 ноября был объявлен Днём примирения и согласия, затем Днём народного единства. Теперь праздник отмечается 4 ноября в день воинской славы - освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов. На Красной площади поставлен памятник Минину и Пожарскому.

Слайд 31.

Но в России есть ещё праздничные дни, которые не являются дополнительными выходными, но в эти дни проводятся торжественные мероприятия.

Добрыми словами благодарности приветствуем мы своих учителей-наставников и друзей на пути к знаниям.

Слайд 34, 35 1 июня – Международный день защиты детей.

Праздник учреждён в ноябре 1949 года решением конгресса Международной демократической федерации женщин в столице Франции в городе Париже.

Слайд 36, 37. 12 апреля – День космонавтики.

12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный полёт вокруг планеты Земля.

Слайд 39 День матери – последнее воскресенье ноября.

V . Физкультминутка.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке

(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

А потом наоборот. (Повороты корпусом)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись! (Приседания)

И в последний раз присели,

А теперь за парты сели. (Дети садятся на свои места)

VI . Работа с учебником и рабочей тетрадью.

Учебник на стр. 40 – 43; рабочая тетрадь стр. 29 задание №2 нарисовать рисунок любимого праздника.

VII . Рефлексия

Цели этапа: * Организовать осмысление полученной информации; * Организовать обмен мнениями по изученной проблеме; * Организовать самооценку усвоения знаний по теме.

Учитель: Проведём викторину «Вопрос – ответ»

    Какие бывают праздники? ( Праздники бывают семейные, личные, профессиональные, народные, религиозные, государственные. У каждого праздника есть своя дата, которые связаны с важными событиями в истории страны)

    Для чего каждой стране необходимы праздники? (Культурно сплотить население страны).

    Какие праздники есть в вашей семье? (Дни рождения, Новый год, 23 февраля, 8 марта…)

    Когда празднуется День народного единства? (4 ноября)

    Какие праздники посвящены славным воинам нашего Отечества? (День защитника Отечества, 9 мая)

    Почему 1 сентября дорог и детям и взрослым? (Дорог, как день знаний)

    Какого числа и месяца празднуется День России? (12 июня)

    Как выглядит Государственный флаг России? (Цвет: белый, голубой, красный)

    Когда проходят военные парады на Красной площади? (9 мая)

    Какие праздники проходят у нас в школе? (День знаний, День Учителя, Золотая осень, День матери, Новый год…)

А теперь поиграем в игру «Угадай мелодию»

Я включаю мелодию со словами, а вы определяете к какому празднику её можно отнести.

    Шиpока стpана моя pодная, Много в ней лесов полей и pек. Я дpугой такой стpаны не знаю, Где так вольно дышит человек. (День России)

2 . День Победы, как он был от нас далёк,

Как в костре потухшем таял уголёк.

Были вёрсты, обгорелые, в пыли, -

3. Нагружать всё больше нас Стали почему-то. Нынче в школе первый класс – Вроде института. Нам учитель задаёт С иксами задачи, Кандидат наук - и тот Над задачей плачет. (День знаний)

4. Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна. Могучая воля, великая слава - Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой! (День России, День Конституции)

5 . Солнечный круг,
Небо вокруг –
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал
Он на листке
И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я. (День защиты детей)

6. Все люди на большой планете Должны всегда дружить. Должны всегда смеяться дети И в мирном мире жить! Должны смеяться дети, Должны смеяться дети, Должны смеяться дети И в мирном мире жить! ((День защиты детей)

7. Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь Учат в школе, учат в школе, учат в школе. Вычитать и умножать, малышей не обижать Учат в школе, учат в школе, учат в школе. (День знаний)

8. Наш учитель самый лучший!
Наш учитель самый лучший!
Все ребяты говорят.
И мы сами проверяли,
В каждом классе повторяли:
Наш учитель
Самый лучший!
Все ребята говорят! (День учителя)

9.Бабушка рядышком с дедушкой
Столько лет, столько лет вместе.
Бабушка рядышком с дедушкой Дружно поют эту песню. (День пожилых людей)

10. У солдата выходной, пуговицы в ряд,
Ярче солнечного дня, золотом горят,
Часовые на посту, в городе весна,
Проводи нас до ворот?
Товарищ старшина, товарищ старшина. (День защитника Отечества)

11.День весенний, Не морозный, День веселый И мимозный - Это мамин день, Это мамин день! (8 Марта)

12.Дорогая мамочка! Как тебя люблю я! Эту песенку свою Для тебя пою я. Дорогая мамочка! Добрые глаза! Ты на свете лучше всех, Мамочка моя. (День матери)

13.Говорят, под Новый год

Что ни пожелается -

Всё всегда произойдёт,

Всё всегда сбывается.

Могут даже у ребят

Сбыться все желания,

Нужно только, говорят,

Приложить старания. (Новый год).

Учитель: Праздники в жизни каждого из нас встречаются очень часто. Поэтому с ними мы будем встречаться и в дальнейшей нашей школьной и повседневной жизни.

Домашнее задание

Окружающий мир стр. 40 - 44 -Написать эссе (сочинение – размышление) на тему «Праздник в моём классе или школе». В рабочей тетради придумать и нарисовать символы праздников.

Урок по ОРКСЭ (4 класс)
Тема: Праздники народов России.
Цели урока
 В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и
религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним;
сформировать представление о праздниках «Пасха», «Курбан­байрам»,
«Рамадан­байрам», показать ценность достижения культуры для человечества.
 В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и
традиций, связанных с праздником «Пасха», «Курбан­байрам», «Рамадан­
байрам»,; дать детям эмоционально­ полноценное представление о праздновании
«религиозных» и других праздников в России;
 В области формирования УУД:
 познавательные ­ умение выделять существенную информацию из различных
источников;
 регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и
удерживать ее в процессе всего урока;
понимать цель выполняемых действий
 коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту
полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию
коллективного творчества.
Основные понятия: государственные, светские (общественные), семейные, школьные,
профессиональные, религиозные праздники.
Планируемые результаты:
у ребят возникнет представление о разных группах праздников, освоят тему
Методы: практические, проблемно­поисковые, методы самостоятельной работы,
словесные, наглядные, репродуктивные, сравнение, синтез, эвристический
Формы работы: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, групповая
Оборудование: Необходимое техническое оборудование – компьютер,
мультимедийный проектор; презентация урока, учебник «Основы светской этики»,

автор М, Т. Студеникин, выступления детей о праздниках «Рамадан­байрам», «Пасха»,
«Курбан­ байрам», « Толковый словарь» Ожегова, иллюстрации с символикой
праздников, аудиозаписи мелодий, характерных для разных праздников, карточки для
рефлексии.
Ход урока
1. Организационный этап
Здравствуйте. Сегодня у нас очередное занятие по ОРКСЭ. К нам пришли гости,
поздоровайтесь с ними, садитесь.
Улыбнёмся друг другу глазами.
Взгляд наш чистый и добрый.
Душа открыта, сердце бьётся ровно и спокойно. И для вас уже не секрет, что
уроки по данному предмету не столько для ума, сколько для сердца, для души.
Откройте тетради и изобразите своё настроение в виде смайлика на полях
тетради.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся к учебной деятельности.
­ Вы любите ходить в гости? Назовите правила поведения в гостях.
­ А какие вы знаете правила приёма гостей?
­Когда вы принимаете дома гостей?(в праздники) А в какие праздники? А какие
вы знаете праздники нашей страны? Хотели бы вы узнать больше информации о
праздниках, которые празднуют разные народы, проживающие в России?
Сформулируйте тему нашего урока. (Праздники народов России)
­ С какой целью мы будем изучать эту тему? (Вспомним, какие праздники
бывают, какие являются главными в каждой религии) Что бы вы хотели узнать о
праздниках России?(Как празднуются праздники России, какие существуют
традиции празднования)
Запишем в тетрадь число и тему нашего урока.
3. Актуализация знаний.
Работа с понятием «Праздник»
­Какие ассоциации возникают при слове праздник?
(Радость, угощение, подарки, веселье, отдых) СЛАЙД 2
Праздник! Подберите прилагательные к каждой букве этого слова. (почётный,
радостный, актуальный,задорный, добрый, необычный, интересный, коллективный)Мы
их подбирали не случайно. Все эти прилагательные подходят к смыслу слова
«Праздник». Они более точно характеризуют это радостное событие. Слайд 3
Прочитаем в словаре Ожегова, что такое праздник. (Это нерабочий день, день радости,
установленный в честь какого­либо события.)

Для чего же нужны праздники? (ответы детей) чтобы больше узнать, для чего же нужны
праздники, выполним сам. работу.
Необходимо прочитать предложения на карточке и отметить те предложения, с
которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое
Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:
“Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
Праздники никогда не поднимают настроение.
Праздники помогают узнать традиции своего народа.
Праздники учат уважать культуру других людей.
Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой
народ, свою страну.
Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что­то очень важное
для семьи, города, страны.”

(Проверка. Спросить нескольких.) _­А какое предложение осталось неотмеченным?
. Виды праздников.
­ Какие праздники у вас самые любимые?
­Я загадаю вам загадки о праздниках, отгадки записываем в столбик в тетрадь
Этот праздник в воскресенье.
Ей подарим мы мозаику.
Не у всех, а лишь у Таньки.
Будет дома угощенье,
В школе мы заранее
Проявим все старание.
Будут яйца расписные,
Храма купола златые.
Таня нынче с угощеньем.
Что за праздник? (День рожденья)
Ранцы, бантики мелькают,
Каждый свой букет несет,
Школа двери открывает
Клеим, лепим, вырезаем,
Нам в учебный новый год. (День знаний)
Дома близких поздравляем.
У меня в мешке подарки
В душах свет, добро и ласка
Карамели, шоколадки
В этот ясный праздник... (Пасхи)
Вокруг елки хоровод
В нашем классе у ребят
Что за праздник? (Новый год)
Нынче праздник, говорят.
Праздник добрый, школьный, славный –

Всех учителей мы славим.
учителя)
Этот праздник ­ праздник весны,
День пораженья жестокой войны,
День пораженья насилья и зла,
День воскрешенья любви и добра...
(День Победы)
Принесем подарки им
И букет цветов вручим.
Хвалим мы учителей.
Что за день, скажи скорей? (День
Настал день жертвоприношения!
На столах напитки, угощения,
И ходят в гости тут и там,­
Сегодня праздник мусульман!
Все друг друга поздравляют,
Счастьем лишь глаза сияют!
Что за праздник?
Скажешь нам???
Светлый день … (КУРБАН­БАЙРАМ)
Названия праздников вывешиваются на доску.
Разделим все праздники на несколько групп. Как назовём праздники, которые
отмечают в семье? (Семейные)
Общие для всей страны, отмечаемые всем государством (Государственные)
Праздники, связанные с религией. (Религиозные)
Какие праздники остались без группы? Как м­о назвать эти праздники? (Школьные)
Названия групп в столбик, в тетради тоже записывают в столбик рядом. Слайд
Соедините название праздника и группу, к которой он относится. (один ученик
работает у доски) Проверим
А какие ещё могут быть праздники? (Профессиональные, корпоративные)
Об одном из главных государственных праздников расскажет нам Владик.

(Слайды)
ФИЗМИНУТКА
А сейчас отдохнём – наша физминутка тоже связана с одним из праздников.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре
Вот летит ракета ввысь! (стойка на носках, руки вверх, ладони образуют купол
ракеты; основная стойка.)
Движения под музыку.
Религиозные праздники
­ С какими религиями связаны религиозные праздники?
­(Многие праздники связаны с той или иной религией ­ верой в Бога. В России
проживает более 180 национальностей, имеющих свои обычаи, культуру, и разные
религии. Самые распространенные религии в нашей стране ­ Христианство,
мусульманство (ислам), буддизм. А в нашей Республике Башкортостан –
Христианство и Ислам. О праздниках этих религий мы будем говорить подробнее, а
о буддизме на следующем уроке.
Какой религ. праздник празднуется весной и в воскресенье? В этом году он был 12
апреля.
Поднимите руки, у кого в семье отмечается пасха?
­ Что означает слова «Пасха» (избавление, переход, освобождение)
­ _Полина С. __________ расскажет историю этого праздника? Слайд.
Иисус был распят на кресте, был прибит большими гвоздями к деревянному
Кресту. Эта казнь была очень мучительной. И вот Иисус – Бог и человек
одновременно умирает на Кресте. Его отнесли в погребальную пещеру. Вход закрыт
огромным камнем. У входа приставлена стража. Через три дня свершилось чудо,
Христос воскрес! Первыми о Воскресении Христа узнали жёны – мироносицы,
пришедшие ранним утром ко гробу и увидели, что огромный камень отвален от
пещеры. Войдя внутрь пещеры, они увидели ангела, сидящего у гроба. Ученики
разошлись по разным сторонам, повсюду возвещая радостную весть о том, что
больше не надо бояться смерти, её победил Христос – спаситель мира. Он воскрес
Сам и воскресит дух каждого, кто поверит ему и будет любить людей так же,
как любит он. Такова история праздника.

Что предшествует пасхе?
(За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого
поста).
­ А что такое пост?
Пост ­ это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни.
Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм,
воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.
­ Что празднуют в день Воскресения Христова?
Православные христиане называют этот день «Великим днем­ Пасхой Христовой». Это
самый главный день православного церковного года. В этот день отмечают воскресение
из мертвых Иисуса Христа, победу добра над злом, света над тьмой.
­ Есть ли у этого праздника определённая дата?
Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок
природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило ­ это
первое воскресенье после первого весеннего полнолуния
­Какие символы пасхи вы знаете?
У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо.
Кулич –« праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях.
Пасха ­ символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница.
Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир
заново родился через Воскресение Христово
­ Кто знает почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет? (возможные
ответы детей)
Сообщение (Настя Б)
По преданию Мария Магдалина пришла к императору, а так как нему не принято
было приходить без подарков, а Мария нечего не имела, она пришла с простым
куриным яйцом. Яйцо всегда было символом жизни. Придёт час и вырвется из
плена в виде маленького цыплёнка новая жизнь. Но когда Мария стала говорить
императору о том, что Христос тоже вырвался из смертельных оков и воскрес, то
император только рассмеялся, « это также невозможно, как твоему белому яйцу
превратиться в красное» сказал император. И не успел император закончить фразу,
как яйцо в руках Марии сало совершенно красным. Слайд
На Пасху яйца красят в разные цвета и дарят со словами «Христос Воскресе!»
В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!»­ и расцеловаться в знак прощения и
любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами.

Это действие называется – христосоваться. Ничего подобного в других странах нет.
С давних времен к нам пришли разные виды пасхальных яиц. Это – «писанки»,
«крашенки», « Крапанки». Слайд. Почему так называются крашеные яйца?
«Крашенки» ­ это яйца, которые окрашивались при помощи природных красителей
(луковой шелухой, листьями березы, дуба, крапивы, еловых шишек)
« Писанки» ­ яйца, которые красились любыми красителями, с выведением
символических знаков, узоров,орнаментов.
«Крапанки» ­ узоры в виде капель, точек.
Всю пасхальную неделю верующие пребывают в торжестве и радости, ходят в
гости,а так же помогают больным, немощным и обездоленным.
На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом,
поддерживая радостное, праздничное настроение. (фонограмма звона колоколов)
Слайд.
Групповая работа – Пасхальные игры.
Учитель.
Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано
задание рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры
приготовила нам каждая группа.
1 группа показывает игру « Чоканье яйцами», стукнув тупым или острым концом
крашенного крутого яйца о яйцо соперника, ­ также древняя традиция. Выигрывает
тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.
2 группа показывает игру « Вертушка», по команде дети одновременно
раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.
Девочки, которые посещают воскресную школу, исполнят песню о пасхе.
­ Какие ещё христианские праздники вы знаете? (слайды) Главные, большие
праздники?
Исламские праздники
­Какие мусульманские праздники вы знаете? (Ураза­Байрам, Курбан­ Байрам)
­Что вы знаете об этих праздниках?
Один из крупных праздников ислама Рамадан – байрам (Ураза­байрам)
отмечается в честь окончания поста в месяц рамадан. (17 июля)
В течение месяца соблюдается строгий пост, который подразумевает под собой
отказ от воды, еды, от того времени когда « черная нитка начинает отличаться от
белой» до полного захода солнца. Смыслом поста является укрепление

веры, духовный рост, переосмысление образа жизни, приоритетов.
Накануне праздника Рамадан – байрам собираются обязательные платежи (закят)
мусульман в пользу общины, также малоимущим членам общины раздаются ­
продукты питания, но возможна и денежная помощь. В праздник Рамадан – байрам
мусульмане совершают в мечети коллективную молитву. После чего верующие
поздравляют друг друга, дарят подарки, идут в гости или приглашают к праздничному
столу. Праздник продолжается три дня. В это время принято навещать родителей,
старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших.
­ Когда начнётся пост у мусульман? (18 июня)
­ Курбан­байрам (Праздник жертвоприношения) – празднуется через 70 дней после
праздника Ураза байрам.
История священного праздника Курбан Байрам и традиции (24 сентября)
История праздника имеет библейские корни, когда Авраам или Ибрахим решил
принести в жертву Богу своего сына Исаака или, согласно мусульманским источникам,
Исмаила. Но Бог решил вознаградить Авраама за его верность и заменил
жертвоприношение (сына на барана).
Начинается праздник Курбан Байрам утром, с ранней молитвы. Затем верующий
должен хорошенько вымыться, облачиться в чистую одежду и помазаться
благовониями. Но никакой еды, пищу принимать запрещено.
После утренней молитвы, мусульмане отправляются домой или же собираются в
большие группы, чтобы петь песни, восхваляя Аллаха. После оды Аллаху верующие
должны вернуться в мечети, или, выходят на улицы города, образуя огромную толпу.
По завершении проповеди, верующие идут на кладбища, вспоминать ушедших и уже
после начинается обряд жертвоприношения. Интересно, что перед тем, как принести
животное в жертву, его хорошенько откармливают.
После того, как жертвоприношение на Курбан Байрам произошло, мусульмане
разделывают тушу специальным образом и раздают угощение. Без подарка в этот
мусульманский праздник не остается никто: жертвенное мясо получают бедняки и все
нуждающиеся в качестве подаяния, а лучший кусок окажется на столе и будет разделен
между самыми близкими и друзьями.
Какие нац. Блюда мусульманские вы знаете?
­ Являются ли даты празднования постоянными? (Нет, определяются по лунному
мусульманскому календарю)
Какие ещё мусульманские праздники знаете? (21 ­ 22 марта ­ Новруз ­ мусульманский
праздник весны, праздник весеннего равноденствия. Сабант йуу
(тат. сабантуй, сабан
туе, башк. һабантуй - «праздник плуга»)

Какие традиционные развлечения бывают на сабантуе?
(Видео – лазание по столбу.) На каком празднике встречали вы такое же развлечение?
(масленица)
Народы в России живут дружно и некоторые праздники отмечают вместе, дружно. Н­р
масленица, сабантуй.
3. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
. Нахождение сходства в религиозных праздниках.
На каких традициях основаны религиозные праздники? В чём сходство?






Соблюдают пост.
Дата празднования подвижная. (Не всегда в одно и то же время)
Дарит веру в победу добра над злом.
Поминают усопших.
Помогают малоимущим.
Основаны на чистых, светлых порывах души.
­Сейчас перед вами будут рисунки, нужно объяснить, что они символизируют. И к
какому виду праздников относятся. (4 ученика работают у доски)
Прозвучат мелодии. Каждому ряду поочерёдно нужно узнать, на каком празднике
можно услышать эту мелодию, песню.
У нас на столе стоят подарки, которые сделаны своими руками. Определите по
подарку название праздника.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке
активно / пассивно
доволен / не доволен
я
3. Урок для меня
показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне
был
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
4.Рефлексия (подведение
итогов занятия)
Чем же был полезен материал
данного урока? Достигли ли
мы целей, которые ставили в
начале урока?
У вас на партах лежат
листочки, отметьте в правой

колонке свое отношение к уроку по вопросам. Подчеркните нужные слова.
Нарисуйте своё настроение в конце урока.
4. Дом. задание
Приближается великий праздник в мае. Какой? К какому виду праздников он
относится?(Государственный) Кого поздравляют в этот день? А как поздравляют?
Сделайте и вы приятное для ветеранов –нарисуйте открытку или сделайте какую­то
поделку и подарите этот подарок от всего сердца любому ветерану на Празднике. ­­­­­­
­Ребята, я желаю, чтобы в ваших душах сохранилась радость, светлое
настроение и пусть везде вам сопутствует удача. Спасибо за урок.

Тема урока "Такие разные праздники" (Окружающий мир. 4-й класс. УМК А.А. Плешакова)

Цели и задачи:

Сформировать представление о различиях и особенностях праздников в России;

Учить работать в группе, развивать творческую исследовательскую активность детей;

Стимулировать у школьников интерес к исследованиям;

Воспитывать патриотизм, отношение к семье, как к наивысшей ценности в жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, учебник, шары, ромашки.

Ход урока

1. Организационный момент . Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.

2. Сообщение темы и целей урока.

Посмотрите на календарь 2014 года. Почему некоторые дни отмечены красным цветом?

( Потому что эти дни выходные и праздничные.)

Сегодня мы поговорим о праздниках, отмечаемых в нашей стране. А как вы думаете, что такое праздник?

День или дни торжества, установленные в честь или в память какого-либо события (исторического, гражданского или религиозного).

В такой день по традиции принято радостно проводить время, устраивать церемонии, вечеринки, застолья.

В течение двух недель вы проводили исследования на тему “Праздники”. Сегодня на уроке мы услышим, к каким выводам вы пришли и увидим результаты исследований.

3 . Изучение новой темы.

Вступительное слово учителя.

Как вы думаете, много ли существует праздников в нашей стране?

А какие праздники вы любите больше всего?

У вас на партах названия праздников. Попробуйте их разделить на группы.

Какие же группы мы выделим?

1. Семейные (Дни рождения, свадьбы, вечеринки).

2. Профессиональные (День воспитателя, День археолога и т.д.).

3. Государственные (День защитника Отечества, День России, День Конституции, День Победы и др.).

4. Всенародные (День матери 29 ноября, День смеха 1 апреля, День знаний 1 сентября, День студента 25 января, День семьи, любви и верности 8 июля и др.).

Первая группа праздников, о которой мы поговорим - Семейные праздники.

Защита исследовательской работы на тему: “Традиции и праздники в семьях учеников нашего класса”.

Цель: узнать, какие праздники являются традиционными в семьях одноклассников.

Задачи:

Собрать информацию о семейных праздниках;

Составить календарь семейных праздников одноклассников.

Гипотеза: мы предположили, что традиционными семейными праздниками являются Дни рождения и Новый год.

Защита.

Образ семейного праздника можно представить как счастливый, радостный день торжества, связанного с каким-нибудь важным, замечательным событием, обычаем или верой.

Рядом со словом "праздник" стоит слово "радость", "веселье". И особенно, когда праздник семейный , когда близкие, родные люди окружены теплой, дружественной обстановкой за шумным, праздничным столом.

Семья – это главная ценность человеческой жизни. Укрепить семейные отношения и выразить близким людям свою любовь и благодарность помогают семейные праздники. Это торжественные дни, посвященные семейному счастью и благополучию

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

У каждого члена семьи есть свой праздник, в который он получает поздравления от самых дорогих ему людей. Свои праздники есть у бабушек и дедушек, у матерей и отцов, у детей. И речь идет не только о Днях рождения и Именинах, но также о специальных праздниках, семейных, посвященных родственным отношениям.

Традиционными семейными праздниками нашего класса являются:

Дни рождения;

Всенародные и государственные праздники. (Новый год, День Победы, Международный женский день)

Православные праздники. (Вербное воскресение, Пасха)

Защита исследовательской работы на тему: “Профессиональные праздники родителей учеников нашего класса”.

Цель: выяснить значение профессиональных праздников для людей.

Задача:

Рассказать о важности всех профессий;

Гипотеза: возможно, многие профессии имеют свои праздники.

Защита.

Дети читают стихотворение Д. Родари “Чем пахнут ремёсла?”.

Пожалуй, это произведение наиболее точно передает важность каждой отдельной профессии и всех вместе. Ведь привычный вокруг нас мир обеспечивают тысячи профессий, о которых мы даже порой и не догадываемся, но их значение нельзя недооценить.

Профессиональные праздники в России отмечают многие профессии: работники прокуратуры, работники печати, стоматологи, дипломаты, геодезисты, подводники, работники культуры и многие другие. Такие дни появляются на календаре не случайно и являются свидетельством признания государством профессиональных заслуг работников этой отрасли.

В результате исследования мы выяснили, что родители нашего класса отмечают следующие профессиональные праздники: День строителя, День бухгалтера, День водителя, День работника торговли, День учителя, День метролога, День экономиста, День медицинского работника, День работника нефтяной и газовой отрасли, День работника деревообрабатывающей промышленности, День воспитателя и День полиции.

Две профессии пока не имеют своего праздника (работник транспортного парка, инженер).

4. Физ. пауза.

5. Изучение новой темы.

Следующая группа праздников, о которой мы поговорим Государственные праздники. Это праздники, которые устанавливаются указом президента РФ. В эти дни мы обычно отдыхаем.

Примеры Государственных праздников (12 июня – День России, 22 августа – День Государственного флага, 12 декабря – День конституции). Государственными мы называем

Защита исследовательской работы на тему: “День России. День народного единства”.

Цель: узнать дату празднования праздников и их историю.

Задачи:

Узнать, что символизирует праздник “День России”;

Изучить историю праздника “День народного единства”;

Подготовить клип об изучаемых праздниках.

Мы предположили, что День России и День народного единства связаны с важными событиями в истории нашей страны.

Защита.

Россия - как из песни слово,
Березок юная листва
Кругом леса, поля и реки
Раздолье – русская душа.
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть
Люблю все то, что называю
Одним широким словом – Русь! С.Васильев

12 июня - День России. Официально новое название праздник получил лишь 1 февраля 2002 года. Когда в силу вступили положения нового Трудового кодекса. Сейчас День России – праздник свободы. Гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник – символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.

День народного единства - история праздника.

Почти 4 столетия назад в начале ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, и продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

В результате исследования мы выяснили: название праздник День России получил 1 февраля 2002 г . , когда в силу вступили положения нового Трудового кодекса; День народного единства связан с событиями ноября 1612 года, когда воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов. Дети представляют клип.

Ну а теперь познакомимся с всенародными праздниками .

Всенародные праздники отмечаются всеми жителями страны независимо от национальности и религии. Об одном таком празднике мы сейчас и услышим.

Исследование на тему: “День семьи, любви и верности”.

Цель: узнать дату и историю праздника.

Задачи:

Выяснить, что символизирует праздник;

Узнать, как связан праздник с супругами Петром и Февронией;

Познакомиться с символами праздника;

Отразить информацию в клипе.

Гипотеза: мы предположили, что День семьи, любви и верности связан со святыми Петром и Февронией.

8 июля 2008 года в России впервые отметили новый праздник – День семьи, любви и верности.

Всероссийский праздник 8 июля - День семьи, любви и верности – появился благодаря Муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в 12 веке. Эту семейную пару почитают за покровителей семьи и брака.

Очень интересным нам показался снятый о Петре и Февронии мультипликационный фильм, который мы просматривали на уроке Основы православия.

Пётр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде они умерли в один день. Их тела, положенные в разных местах чудесным образом оказались в одном гробу, так что этот случай сочли чудом.

У праздника с его становлением сразу появились символ и традиционные награды.

Так как праздник приходится на лето, а лето ассоциируется с цветами, символом праздника стала ромашка. Почему ромашка? Да потому что это самый распространённый цветок в России, и он издревле является символом любви.

Традиционной наградой является медаль. Медали дарятся семейным парам, которые отметили серебряную и золотую свадьбу. Эти медали даются "За любовь и верность".

В результате нашего исследования мы выяснили, что День семьи, любви и верности действительно связан с Петром и Февронией. Именно 8 июля день памяти этих святых.

Просмотр клипа, подготовленного детьми (во время клипа всем раздаются ромашки – символ праздника).

Любите и цените счастье,

Оно рождается в семье.

Что может быть её дороже

На этой сказочной земле!

6. Итог урока и рефлексия.

С какими праздниками мы сегодня познакомились?

На какие группы делятся праздники? Какие праздники имеют особое значение?

Есть праздники семейные, профессиональные, народные. Особое значение имеют государственные праздники:12 июня - День России, 22 августа – День Государственного флага России, 12 декабря - День Конституции.

Что вам больше всего запомнилось?

7. Домашнее задание

1.Учебник с. 175-179. Рабочая тетрадь с.64-65

2.Придумать и сделать поздравительную открытку к одному из праздников нашей страны.