Взаимодействие между сотрудниками доу. Взаимодействие специалистов в дошкольном образовательном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками

Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и психического здоровья детей.

Особую тревогу вызывает рост количества детей с отклонениями в развитии. Это понятие употребляется по отношению к детям с выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с признаками ее функциональной незрелости. Причины, обуславливающие различные отклонения в развитии, многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития). С другой стороны – неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.

В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии – воспитание и обучение их в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в компенсирующих дошкольных группах дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида. Таких детей, которые отстают по психофизическому развитию от своих сверстников, в настоящее время называют дети с особыми образовательными потребностями.

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: дефектологов, педагогов-психологов, психиатров, психоневрологов, логопедов, педагогов.

Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.

В связи с этим возникают проблемы руководства работой педагогов узкого профиля и организации их совместной деятельности в целях улучшения качества образования: обеспечение бережного отношения к здоровью и развитию личности ребенка, создания для нее комфортных условий пребывания в детском саду.

Методист как координатор взаимодействия

Организация системы методической работы с кадрами в детском саду – одна из важных задач дошкольного образования. Иногда в педагогических коллективах роль воспитателя – главного человека, находящегося ближе всего к ребенку, при наличии в детском саду разных специалистов, занижается. Проблема организации взаимодействия воспитателя со специалистами по созданию условий для личностно-ориентированного развития ребенка является актуальной.

Почему эта проблема актуальна? Работа с детьми требует от всего педагогического коллектива большого напряжения сил и энергии, поэтому главной целью становится создание группы единомышленников. Возникают проблемы организации взаимодействия специалистов в управленческом аспекте:

  • четкое определение того, кто из педагогов является основным в решении той или иной задачи в воспитании и развитии детей;
  • с кем он взаимодействует;
  • какова доля участия всех остальных.

Методист принимает активное участие в уточнении должностных обязанностей узких специалистов, определяет формы и методы их взаимодействия друг с другом с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, за исполнителем закрепляются вполне определенные задачи и обязанности, которые находятся на контроле у методической службы. Должна прослеживаться определенность: кто, что и к какому сроку выполняет, с кем взаимодействует. Именно взаимодействие всех специалистов рассматривается как условие развития детского сада.

Роль методиста в системе управления образовательного учреждения является ведущей при организации научно-методической работы в детском саду, направлена на формирование педагогического коллектива единомышленников, которые способны внедрять современные научные исследования и лучший педагогический опыт воспитания и обучения детей.

Узкие специалисты, профессионально занимаясь одним из направлений дошкольного воспитания, экспериментируя, находя и внедряя новые технологии обучения, имеют большую, чем воспитатель, возможность обучаться на специализированных курсах. Поэтому специалист может методически грамотно консультировать воспитателей по своему разделу программы:

задача методиста – организовать совместный поиск продуктивных путей развития образования в педагогическом коллективе. В связи с этим изменяется содержание функций методического сопровождения , они получают соответствующее наполнение:

информационно-нормативная – предполагает информирование педагогов о документах, связанных с охраной прав ребенка, изменениях в функциональных обязанностях педагогов, новых достижениях в области педагогики и психологии дошкольного воспитания, а также коррекционной педагогики и психологии;

аналитическая – определяет творческий потенциал узкого специалиста и его индивидуальный стиль деятельности; предусматривает обучение коллективной релаксации, самоанализ деятельности;

координационная – определение близких, средних и дальних перспектив реализации плана ДОУ (координация годового и месячного перспективных планов ДОУ и личных планов узких специалистов);

инновационная – обусловливает разработку и поиск совместно с узкими специалистами новых прогрессивных технологий, методов и приемов воспитания детей и внедрение их в практику;

контролирующая – позволяет отслеживать качество работы, обеспечивающее выполнение государственных стандартов в обучении, воспитании и коррекции нарушений дошкольников, исключая перегрузку.

Исходя из функций, можно выделить основные направления работы методиста:

образовательное – создание системы управления работой узких специалистов, осуществление личностно-ориентированного подхода в повышении их квалификации через определение индивидуального образовательного маршрута каждого педагога;

научно-исследовательское – определение направления научно-исследовательской работы в соответствии с приоритетным направлением работы ДОУ; расширение исследований по различным образовательным проблемам;

диагностическое – мониторинг результативности процессов обучения и воспитания, позволяющий определить качество образовательных услуг;

информационное – оказание методической поддержки в создании, освоении, внедрении и распространении инноваций в педагогическом коллективе и других образовательных учреждениях.

Направления методической работы с узкими специалистами позволяют обеспечить следующие компоненты ее структуры:

  • компетентные кадры;
  • систему образования и воспитания;
  • планирование воспитательно-образовательного процесса;
  • координацию инновационной экспериментальной творческой деятельности;
  • создание предметно-развивающей среды.

Взаимодействие специалистов

Особое значение организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей уделяется в коррекционных образовательных учреждениях.

Цель такой работы в создании модели взаимодействия педагогов, родителей и медицинского персонала в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, в снятии противоречий, изменении родительских установок, повышении профессиональной компетентности педагогов и обучении родителей новым формам общения и поддержки ребенка, организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.

Поэтому модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, физио-, фито-, аромо-, музыкотерапии, логоритмики и т.д.).

Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде.

Модель взаимодействия специалистов представлена графически:

Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.

Организация работы специалистов в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья

В нашем дошкольном учреждении мы разработали свою систему коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Поскольку с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме.

Сетка занятий составлена так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.

В первую половину дня проводятся занятия как с воспитателями, так и с учителем-дефектологом. Во вторую половину дня проводятся занятия педагогом-психологом, индивидуальная работа по заданию учителя-дефектолога. Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы на данной группе.

Учитель-дефектолог проводит занятия по развитию речи, формированию элементарных количественных представлений и также занятия по ознакомлению с окружающим.

Воспитатели проводят занятия по ознакомлению с окружающим, изодеятельность, конструирование и ручной труд. Они закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (изобразительная деятельность, наблюдения за окружающим), а также в режимные моменты.

Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов на данной группе (для детей с ограниченными возможностями здоровья), у нас в детском саду была выработана следующая система деятельности:

1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом изучают детей.

Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.

Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с методистом дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.

2. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т.д.).

Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводит учитель-дефектолог. При этом надо помнить, что воспитатель проводя свои виды занятий, ни в коем случае не является «репетитором», не изучает с детьми материал занятий учителя-дефектолога.
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.

Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.

4. Тесно взаимодействуем с родителями.

Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Заключение

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе. Условно этот процесс взаимодействия можно определить таким образом: с одной стороны, это оптимальная "логопедизация" учебных и внеучебных занятий, с другой – насыщение логопедических занятий общеразвивающим материалом, их "психологизация".

Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с детьми, работы по преодолению или предупреждению у дошкольников с отклонениями в развитии школьной дезадаптации, являются следующие:

1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности детей.
2. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.
3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.
4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми знаний и умений.
5. Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.
6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов.
7. Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.
8. В коррекционной работе все чаще использовать различные виды продуктивной и игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми в специализированной группе многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.

Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Взаимодействия воспитателя с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения.

Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.

Взаимодействие воспитателя с специалистами в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей.

Взаимодействия воспитателя с администрацией образовательного учреждения.

Взаимодействия воспитателя с администрацией образовательного учреждения направлено на создание оптимальных условий для полноценного всестороннего развития и обучения воспитанников, охраны и укрепления их здоровья в соответствии с государственным образовательным стандартом и программами, реализуемыми в учреждении. Так же на организацию работы среди родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам воспитания и обучения детей в семье, способствовать пропаганде педагогических и гигиенических знаний, привлекать родителей (лиц, их заменяющих) к участию в деятельности учреждения, определяемой уставом и родительским договором.

Выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.

Взаимодействия воспитателя с старшим воспитателем образовательного учреждения.

Старший воспитатель организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива ДОУ. Анализирует выполнение учебно-методической и воспитательно-образовательной работы в ДОУ и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности.

Взаимодействия воспитателя с старшим воспитателем образовательного учреждения неразрывны на протяжении всего образовательного процесса. Старший воспитатель оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий, помогает осуществить подготовку к аттестации. Совместно принимаются меры по оснащению групп современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению их учебно-методической, художественной и периодической литературой.



Осуществляется работа по соблюдению в образовательном процессе норм и правил пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на улице.

Взаимодействия воспитателя с музыкальным работником образовательного учреждения.

Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку.

Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте.

Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руководитель с воспитателем. Эти занятия часто начинаются в группе, где происходит что-то интересное для детей. Например, дети обнаружили, что пропали некоторые игрушки, и отправляются их искать. Они приходят в зал… и начинается игровое музыкальное занятие. Тем самым у детей создается мотивация, интерес к музыкальной деятельности. Всё это педагоги продумывают и проводят совместно.

В деятельность музыкального руководителя и воспитателя входит также проведение музыкально-речевых занятий. Эти занятия являются связующим звеном в деятельности педагогов. Занятия нацелены на развитие речи средствами выразительного пения, являются дополнительными. Воспитатель активно помогает музыкальному руководителю в его проведении. Содержание занятия включает литературный и музыкальный материал.

На музыкальных занятиях развиваются, совершенствуются и закрепляются певческие навыки детей, формируется стереотип правильного произношения слов. Эмоциональная основа музыкальных занятий способствует более качественному усвоению различных навыков. Воспитатель, присутствуя на таких занятиях, обогащает методику своей работы по развитию речи детей и приближает её к методике музыкального руководителя.

Воспитатель и музыкальный руководитель создают предметно-развивающую среду, которая тщательно продумывается ими. Предметно-развивающей среде придаётся основополагающее значение в педагогическом процессе детского образовательного учреждения.

Сущность задач совместного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя заключается в пробуждении творческой активности детей, развитии их музыкального воображения и мышления, стимулировании желания самостоятельно включатся в музыкально-творческую деятельность.

Совместно педагоги должны развивать музыкальность детей, воспитывать их нравственную сферу, психические процессы и личностные новообразования. Таким образом музыкальный руководитель и воспитатель должны предусмотреть целостность музыкального образования: обучение, воспитание, развитие. Все эти задачи могут быть реализованы только при соблюдении следующих условий:

Приобщение к музыкальной деятельности приносит детям только положительные эмоции;

Продуман гуманно-личностный подход, обеспечивающий эмоциональный комфорт детей;

Во всех формах организации создана комфортная музыкально-образовательная среда.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны держать в центре музыкально-образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности, и это является главным результатом. Целью гуманно-личностного подхода, провозглашенного педагогикой сотрудничества, является подход к личности ребенка, его внутреннему миру, где таятся неразвитые способности, силы и возможности. Задача педагогов разбудить эти силы и использовать их для более полного развития.

Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя обеспечивает эффективность решаемых задач музыкального образования, индивидуально-дифференцированный подход к детям.

Педагоги должны субъективно взаимодействовать с детьми. Такой стиль взаимодействия педагога с ребенком предоставляет ребенку право выбора (песни, игры) для разучивания. Игровая мотивация, наличие диалога (т. е. взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем, игровым персонажем и детьми) делает занятие очень динамичным. В ходе занятия при постановке вопроса ребенку музыкальный руководитель (воспитатель) формирует вопрос таким образом, что в нём закладываются два варианта ответа. Например: «Какое настроение вызвала у вас музыка весёлое или грустное? », «Как поют птенчики высоким или низким голоском? ». Дети отвечают, как правило, всегда правильно.

В процессе субъектного взаимодействия педагоги постоянно ставят детей в позицию экспериментатора, задают им много вопросов, побуждают их постоянно мыслить и искать ответ на поставленный вопрос. Именно такое взаимодействие прекрасно влияет на развитие интеллектуальных способностей.

Процесс музыкального образования долгий, не стоит ждать быстрых результатов. Только совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего и музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ от «Об образовании».






Коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции; индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы; наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.




Направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся также опрос, тесты, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы.










Выпуск газеты для родителей; компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм; библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики; информационные стенды; мастер-классы по различной тематике; участие родителей в образовательном процессе, в развитии учреждения; организация родительских клубов по интересам.


Рисование на тему: «Какая я мама?»; формулировка своей концепции воспитания; анализ собственных педагогических находок, неудач; обмен опытом в кругу единомышленников; создание книги о своем ребенке с его автопортретом на обложке; метод проектов (родители подключаются к выполнению совместно с ребенком определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом).






Практика работы в ДОУ доказывает преимущество использования активных форм работы. При систематическом групповом взаимодействии у родителей формируется культура общения, независимое мышление. Родители чувствуют себя активными участниками образовательного и воспитательного процессов. Творчески организованная работа нацеливает родителей на использование своих знаний в конкретных ситуациях и помогает провести самоанализ деятельности.


Взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования педагогической рефлексии.


Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования

в МАДОУ «Детский сад № 48» г. Северска

Заместитель заведующего по ВМР Е.З. Шайдулина

МАДОУ «Детский сад № 48» включен в перечень дошкольных образовательных учреждений – базовых площадок по отработке моделей введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС ДО) (на основании распоряжения ДОО ТО № 310-р от 21.05.2014 г.). В связи с этим в ДОУ была создана рабочая группа и разработан план - график мероприятий по внедрению ФГОС ДО, включающий в себя организационное, нормативно-правовое, информационно – методическое и кадровое обеспечение реализации ФГОС ДО.

Цель деятельности рабочей группы – определить и обеспечить условия реализации модели межпрофессионального взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач.


Актуальность и объективные предпосылки создания модели взаимодействия специалистов.

Важнейшим направлением деятельности модели становится подготовка всех участников образовательного процесса к работе в рамках реализации ФГОС ДО.

В рамках внедрения ФГОС назрела необходимость в обновлении содержания деятельности, в выборе современных форм методического воздействия, построении более совершенных механизмов взаимодействия с образовательным социумом; необходимость дальнейшей разработки проблемы тесного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. Это обусловлено современными требованиями к качеству дошкольного образования, реализацией таких принципов образовательной деятельности, как «адаптивность», «интегративность», «комплексность», принципов «содействия и сотрудничества детей и взрослых», «сотрудничества организации с семьей», которые выступают в качестве ведущих принципов современной государственной политики Российской Федерации в области образования . Это диктует требование приспособления самой системы образования к уровню подготовки и особенностям развития воспитанников.

Выявленные проблемы определили пути формирования и развития методической деятельности, как маркетинговой, личностно-ориентированной, что явилось основой создания Программы межпрофессионального взаимодействия специалистов «Под счастливой крышей», определяющей направления работы в системе «Педагог – ребенок – родитель» (рецензенты: кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного образования и логопедии ПФ ТГПУ О.И. Киселева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования и логопедии ПФ ТГПУ Т.Н. Яркина).

Новизна разработанной модели заключается в создании механизмов эффективного взаимодействия субъектов в образовательной методической среде ДОУ.
Сущностная характеристика модели.

Модель межпрофессионального взаимодействия специалистов ДОУ предлагает один из вариантов создания психологического просвещения и сотрудничества всех участников образовательного процесса в системе «Педагог – ребенок – родитель» и открывает направления и широкие возможности в работе с семьей с целью создания системы «ответственного родительства», способствует изменению психологических установок родителей на роль семьи в формировании личности ребенка, используя различные формы работы с родителями, а также обеспечивают условия взаимодействия специалистов в рамках реализации направлений введения ФГОС ДО.

Цель: повышение качества воспитания и развития детей за счет связей «Педагог - ребенок – родитель».

Ожидаемые результаты:


  • создание условий, обеспечивающих субъектную позицию каждого специалиста в повышении квалификации, предполагающую рефлексивный самоанализ деятельности, освоение способов самообразования и саморазвития;

  • поддержка позитивных инициатив педагогов, связанных с инновационными разработками в области образования;

  • повышение результативности деятельности специалистов за счет включения интерактивности в разнообразные формы взаимодействия с семьей;

  • создание в ДОУ единой системы «Педагог – ребенок – родитель», позволяющей конструктивно решать вопросы воспитания и развития детей, построить партнерское общение с родителями, использовать разнообразные формы общения с родителями, а также повысить социальный статус профессии воспитателя, узкого специалиста ДОУ в глазах родителей воспитанников;

  • развитие педагогической рефлексии и профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями и в вопросах возрастной психологии детей;

  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей воспитанников, как организаторов воспитания ребенка в семье в рамках реализации системного информирования о взаимодействии специалистов в условиях введения ФГОС ДО.

Структура модели.

Модель межпрофессионального взаимодействия специалистов понимается нами как организационная структура в системе образовательной организации, объединяющая субъектов методической работы и реализующая функции методического сопровождения участников образовательного процесса (приложение 1).

Основа модели – идея оптимизации взаимосвязей «Педагог – ребенок – родитель».

Задачи:


  • формировать психологическую культуру родителей, повышать их психолого-педагогическую компетентность;

  • создавать условия для активной перестройки в отношениях между педагогами, детьми и родителями, оптимизация этих отношений, привлечение родителей к совместной деятельности по воспитанию и развитию детей, участию в жизни ДОУ;

  • изучать семьи воспитанников, условий семейного воспитания и потребностей родителей;

  • оказывать родителям помощь в доверии к образовательному учреждению, создавать условия для перехода родителей из пассивно воспринимающих важную информацию в воспитательном и образовательном плане, в активных участников решения важных вопросов;

  • повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов;

  • содействовать развитию психофизического здоровья воспитанников, а также формированию у детей представления о нравственных ценностях и качествах (доброта, человеколюбие, любовь и уважение к родителям, вежливость, заботливость, установка на ЗОЖ), адекватному эмоциональному развитию и нравственному поведению;

  • пропагандировать положительный опыт семейного воспитания и создание единого пространства «Семья – ДОУ».
Практическая новизна:

  • показаны возможности повышения качества образования, развития и воспитания детей за счет реализации эффективного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в системе отношений «Педагог – ребенок – родитель»;

  • показано использование разнообразных форм работы с родителями, детьми и педагогами в единой системе психопрофилактической и педагогической работы, выявлены возможности введения инноваций в детском саду путем использования современных педагогических технологий;

  • переход от традиционной модели трансляции опыта к обучению «действием»;

  • ориентация на продуктивность (создание авторских программ, проектов, эффективных методик, дидактических пособий и т.д.).
Субъекты педагогического сопровождения – педагоги, родители, дети.

Модель предполагает три основных блока: работу с педагогами, с детьми и родителями.

Для каждого блока в программе определены цели, задачи, формы проведения мероприятий, методические рекомендации.

Основные направления работы с педагогами :


  • разработка индивидуальных траекторий образовательной деятельности педагогов по повышению уровня профессионального мастерства через практическую реализацию взаимосвязей «Педагог – ребенок – родитель»;

  • методическое и психолого-педагогическое сопровождение педагогов в системе диссеминации передового опыта.
Показатели результативности: стремление к профессиональному росту и непрерывному повышению уровня профессиональной подготовки, активное участие педагогов в различных формах представления и обобщения опыта, конкурсах профессионального мастерства, грантовых конкурсах, инициация образовательных инициатив.
Механизм реализации модели межпрофессионального взаимодействия

Взаимодействие структурных единиц каждого уровня можно представить в виде схемы (приложение 1).

Взаимосвязь всех уровней заложена в принципах построения модели, предполагает наличие и горизонтальных, и вертикальных связей, подчинения и соподчинения, когда каждый из участников методической среды может быть участником и одновременно тьютором какой-либо деятельности. Решая задачу индивидуального методического воздействия, предпочтение отдается обучению «действием».

Система межпрофессионального взаимодействия специалистов строится на базе следующих принципов:


  • принципа системности, включающего не только организационный аспект системы и взаимодействие ее отдельных компонентов, но и соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств развития профессионализма специалистов их образовательным потребностям и затруднениям; развитие психолого-педагогической компетентности родителей;

  • принципа сетевого взаимодействия;

  • принципа оптимальности деятельности;

  • принципа взаимодополнения и компенсации.
Основой для определения содержания деятельности по методическому сопровождению является мониторинг профессиональных и информационных затруднений педагогов и родителей, выявление затруднений дидактического и методического характера. С этой целью осуществляется изучение запросов образовательного сообщества.

Используются различные методы диагностики, оптимальные для каждого уровня: анкетирование, опрос, собеседование, анализ деятельности педагогов, данные диагностики уровня профессиональных компетенций педагогов, данные эффективности педагогического воздействия на ребенка. Полученная информация обрабатывается и систематизируется. На основе полученных данных осуществляется выбор механизмов для предоставления услуг с учетом имеющихся (или по возможности создаваемых) условий.

Процесс сопровождается мониторингом качества предоставленных услуг, поступающая информация позволяет в системе прогнозировать их востребованность. В результате осуществляется обратная связь субъектов всех уровней.
Технологическое сопровождение проекта.

В основе реализации модели межпрофессионального взаимодействия специалистов по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС ДО - технологическая составляющая деятельности.

Каждому педагогу и специалисту ДОУ необходимо ориентироваться в широком спектре образовательных технологий. На это, в частности, указывает и профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544 н.

Одной из задач ФГОС ДО является «обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей».

Для решения новых задач необходим новый инструментарий. Наряду с технологиями, давно утвердившими себя в практике организации работы с семьей, для эффективной реализации модели взаимодействия специалистов нужно освоить современные технологии и методики, направленные как на развитие самой системы, так и каждого ее представителя.

Новизна межпрофессионального взаимодействия специалистов в рамках осуществления программы «Под счастливой крышей» состоит в использовании различных форм работы с родителями, детьми и педагогами в единой системе психопрофилактической работы, а также во введении инноваций в ДОУ посредством использования современных педагогических технологий (ИКТ, технологии проблемного обучения, исследовательской, проектной деятельности).

В результате взаимодействия специалистов развиваются, вводятся и реализуются следующие здоровьесберегающие технологии :


  • обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;

  • учебно-воспитательные технологии.
Кроме того, стоит отметить еще одну педагогическую технологию, которая реализуется через данную программу и также является инновационной для нашего ДОУ. Это – педагогика сотрудничества . Стоит отметить ценность целевых ориентаций педагогики сотрудничества, которые заключаются в переходе от педагогики требований к педагогике отношений, в гуманно-личностном подходе к ребенку и взрослому, в единстве обучения и воспитания, и которые с успехом реализуются через данную программу.

Особое значение в условиях развития инновационной деятельности придается системе консультирования и экспертизы.

В основе создаваемой модели межпрофессионального взаимодействия специалистов лежат идеи партнерства, эффективного взаимодействия, ориентированные на раскрытие личностного потенциала каждого участника воспитательно-образовательного процесса и обратную связь.

В данной модели этот процесс осуществляется через систему проектов различных видов: информационных, практико-ориентированных, исследовательских, творческих.

Одной из эффективных технологий, способствующей успешной реализации модели , является технология педагогического проектирования. Педагогическое проектирование – это вид проектной деятельности, целью которой является создание дидактических единиц (образовательных программ, предметного материала и т.д.).
Условия реализации модели межпрофессионального

взаимодействия специалистов.


  1. Нормативно-правовые.
Нормативно-правовой основой деятельности являются: федеральные. Региональные, муниципальные нормативно-правовое документы.

  1. Материально-технические:

      • кабинеты специалистов (10);

      • музыкально-физкультурный зал (2);

      • музыкальный зал (1);

      • мультимедийные установки (3);

      • цифровая видеокамера;

      • цифровой фотоаппарат;

      • бассейн (1);

      • компьютеры (8).

  1. Кадровые:

      • заведующий – 1;

      • заместитель заведующего по ВМР – 2;

      • старший воспитатель – 2;

      • музыкальный руководитель – 4;

      • руководитель ФВ – 2;

      • учитель-логопед – 2;

      • педагог-психолог – 2;

      • инструктор по плаванию (1);

      • воспитатели (56).
Из них высшую квалификационную категорию имеют 11 человек, первую категорию – 20, вторую – 10 человек, соответствие – 14 педагогов. Шесть специалистов имеют дипломы по специальности «Менеджмент организации».
Критерии эффективности реализации модели.

Первая группа критериев и показателей призвана обеспечить оценку качества на макроуровне через анализ внешних социальных эффектов осуществляемой деятельности.

Такими критериями являются:


  • доступность предлагаемых услуг;

  • эффективность услуг с точки зрения соответствия их результатов потребностям семей воспитанников по уровню социализации.
Вторая группа критериев и показателей характеризует качество деятельности на микроуровне, позволяя получить необходимую информацию для совершенствования рабочих процессов.

Критерий

Показатели

Сформированность системы информационного обеспечения

  • Новизна, актуальность, полезность.

  • Технологические характеристики информации

Сформированность системы нормативно-правового обеспечения

  • Работа с законодательными нормативными документами.

  • Разработанность собственных локальных актов.

Эффективность научно-методического обеспечения

  • Оптимальность и рациональность выбора цели.

  • Соответствие содержания работы целям.

  • Эффективность использования исследовательских методов в инновационной деятельности.

  • Сформированность умений проектирования инновационных идей.

Состояние кадрового потенциала

  • Обеспеченность.

  • Готовность к реализации целей.

  • Уровень методической обученности.

  • Наличие условий для повышения квалификации.

Уровень социально-правовой, психологической, профессиональной защищенности

  • Расширение рынка образовательных услуг.

  • Стимулирование творчества.

  • Психологический климат.

Уровень финансирования

  • Нормативное финансирование.

  • Доля внебюджетных вложений.

В процессе реализации инновационной модели межпрофессионального взаимодействия специалистов могут возникнуть следующие риски и негативные последствия:


  • стихийный, спонтанный характер организации взаимодействия, обусловленный внутренними особенностями ДОУ;

  • ригидность к инновациям со стороны педагогов, их нежелание принимать участие в деятельности педагогического сообщества;

  • возникновение ситуации разрыва между «педагогическим знанием и педагогическим действием»;

  • недостаточная сформированность у педагогов профессиональной идентификации, способности к самопрезентации собственных достижений;

  • пассивность родителей в восприятии информации о ДОУ.

Пути преодоления рисков.


  • Четкое планирование, регламентация деятельности специалистов ДОУ в целях осуществления эффективного управления деятельностью.

  • Своевременная корректировка планов взаимодействия специалистов в соответствии с принятыми обязательствами.

  • Организация системы повышения профессиональной квалификации педагогов на индивидуальной и дифференцированной основе.

  • Организация системы мониторинга состояния и результатов межпрофессионального взаимодействия специалистов с целью своевременной коррекции и выявления лучших практик.

Содержательные результаты за 2014-2015 год.

В процессе становления модели межпрофессионального взаимодействия специалистов достигнуты определенные результаты:


  • рост числа педагогов, умеющих адекватно оценивать свой внутренний потенциал и успешно реализующих себя в различных видах профессиональной деятельности;

  • высокий уровень мотивации в освоении наиболее ценного опыта коллег, поиск и реализация механизмов для предъявления собственного педагогического опыта;

  • отмечается большая активность педагогов в представлении собственного педагогического опыта (конспекты НОД и родительских собраний, семинары-практикумы, консультации, рекомендации для родителей, материалы тематических выставок и т.д.);

  • разработана программа социально-личностной направленности «Под счастливой крышей» и 15 программ по основным направлениям развития и образования детей в соответствии с ФГОС ДО;

  • повышение интенсивного включения родителей и других законных представителей ребенка в совместные образовательные проекты, тесное сотрудничество всех окружающих его взрослых, объединенных общими целями воспитания.

В рамках реализации модели осуществляется диссеминационная деятельность специалистов ДОУ. Позитивный опыт специалистов представлен на мероприятиях различного уровня.


Результат

(место, диплом, сертификат, медаль, грамота и др.)


Форма мероприятия, название

Международный

Публикация в сборнике

I Международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика: отечественные традиции и международная практика». Статья «Апробация ФГОС ДО посредством отработки модели взаимодействия специалистов дошкольной организации по решению образовательных задач», г. Москва

Всероссийский

Диплом лауреата, золотая медаль, нагрудный знак «Лучший заведующий – 2014»

Всероссийский конкурс «100 лучших ДОУ России – 2014» в рамках III Всероссийского образовательного форума «Взгляд в будущее. Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в России».

Диплом лауреата,

золотая медаль



Всероссийский конкурс «100 лучших ДОУ России – 2015» в рамках IV Всероссийского образовательного форума «Школа будущего. Проблемы и перспективы развития современного образования в России».

Диплом лауреата,

золотая медаль



Всероссийский конкурс «Лучшее дошкольное образовательное учреждение – 2015»

Серебряная медаль,

3 диплома лауреатов



Всероссийский заочный конкурс «Росточек: мир спасут дети» под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры (Западно-Сибирский филиал МСА), октябрь 2015

Межрегиональный

Диплом в номинации «Комплексное представление образовательной деятельности»

Конкурс «Сибирские Афины» в рамках Межрегиональной выставки-ярмарки «ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ЗАНЯТОСТЬ»

Областной

Благодарственное письмо, сертификаты

Областной конкурс-выставка «Инновация-2015»

Приложение 1


1 этап – диагностический

Обмен информацией о состоянии здоровья ребенка, его поведения, особенностях характера, уровня и темпа развития, анамнез семьи;

Обсуждение результатов;

Выявление перспектив развития


Модель межпрофессионального взаимодействия специалистов МАДОУ «Детский сад № 48»


2 этап – планово-организационный

Согласование направлений, методов и приемов межпрофессионального взаимодействия в системе «Педагог-ребенок-родитель»;

Использование современных педагогических технологий;

Составление индивидуальных программ

по решению образовательных задач

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

ВОСПИТАТЕЛИ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД


4 этап – итогово-оценочный

Совместная оценка эффективности педагогического воздействия и взаимодействия;

Оценка уровня реализации индивидуальных программ;

Прогнозирование задач на следующий период работы



3 этап – деятельностный

Методическое сопровождение педагогов по решению образовательных задач;

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей;

Коррекционно-развивающая работа с детьми



в детском саду каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной деятельности, которая направлена на диагностику, предупреждение и коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в той или иной образовательной области. Диагностика позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка.

Музыкальный руководитель совместно с воспитателем организуют проводят музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники. Выявляют музыкально одаренных детей и занимаются с ними индивидуально и в группе. Совместно проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия и развлечения, обеспечивается музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня. Вместе с воспитателем проводят музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры. Консультирует воспитателей по проблемам музыкального развития. Знакомятся с задачами работы и результатами диагностики. Совместно с воспитателями разрабатывают и проводят: праздники, развлечения, досуги. Музыкальный руководитель помогает воспитателю в работе с родителями: готовит консультации по просьбе воспитателя, рекомендации, памятки.

В детском саду инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия, вместе с воспитателем в ходе диагностики выявляют физические способности детей, планируют индивидуальную работу с отстающими детьми, контролирует двигательную активность детей в течение дня. Проводит консультирование воспитателей по проблеме двигательного развития, обучение через открытый показ двигательной деятельности с детьми. Беседует с воспитателями групп по вопросам организации физкультурных занятий. Вместе разрабатывают и участвуют в физкультурных праздниках, днях здоровья, летне-оздоровительной деятельности, утренней гимнастики. Оказывает помощь воспитателям в создании в группе условий для организации двигательной деятельности, физическому развитию детей, использованию нетрадиционного оборудования, дает советы. Принимает участие в родительских собраниях, в оформлении наглядной информации, консультаций для родителей. Совместно с воспитателем планируют и осуществляют разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы: походы, экскурсии, подвижные игры на воздухе, соревнования.

Важную роль в организации учебно-воспитательного процесса оказывает педагог- психолог. Основная работа педагога-психолога приходится на адаптационный период, когда формируется новый коллектив. В этот момент помогает воспитателям выстраивать отношения с вновь прибывшими детьми и их родителями. Совместно планируется индивидуальную работу с детьми и педагог-психолог дает рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе. Вместе участвуют в организации и проведении различных праздничных мероприятий. Педагог-психолог оказывает необходимую психологическую профессиональную помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания. Оказывает помощь воспитателю в виде: консультаций, семинаров, анкетирования, оформлении наглядного материала. Принимает непосредственное участие в родительских собраниях.

Учитель-логопед работает в тесном контакте с воспитателями, посещает их занятия. Совместно с воспитателем проводят с детьми релаксацию, дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, массаж, ставят и автоматизируют звуки, развивают фонематический слух. Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда. Учитель-логопед консультирует воспитателей и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Совместно создаются в группе условия для развития различных видов деятельности с учетом возможностей интересов, потребностей самих детей..

Обмен профессиональной информацией об особенностях развития того или иного ребенка предусмотрен регламентом рабочих совещаний, педсоветов, но обычно необходимость взаимного обмена мнениями возникает чаще. Поэтому каждый из нас информирует друг друга об особенностях детей, конкретизируя именно ту часть информации, которая может быть полезна специалисту в решении узкопрофильных задач.

Важным моментом в работе является правильно спланированная деятельность в работе с воспитателем. Здесь нужно учитывать, что специалисты должны знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводят специалисты. Т.е. воспитателями или специалистами проводится предварительная работа перед занятием.

Б)На протяжении всего периода пребывания в детском саду, ребенок взаимодействует большую часть времени с детьми его группы, воспитателем и помощника воспитателя. от качества взаимодействия пом. воспитателя и воспитателя зависит эмоциональное и физическое благополучие воспитанников группы.

У каждого сотрудника детского сада есть свои должностные обязанности. Основная обязанность воспитателя – воспитание, обучение и развитие ребенка. Помощник воспитателя основной упор делает на сохранение, поддержание чистоты, обеспечение безопасного пребывания и сохранения здоровья воспитанников. Однако, существуют вопросы над которыми они работают совместно: сохранность жизни и здоровья воспитанников, формирование у детей культурно-гигиенических навыков, речевое развитие детей, эстетика оформления помещений группы, создание условий для эмоционального благополучия ребенка.

Моделей взаимодействия помощника воспитателя и воспитателя существует несколько: начальник – подчинённый, каждый сам по себе, конфликтующие стороны, единомышленники, «Мы-команда».