Чему поучиться у старшего поколения. Чему можно и нужно учиться у младшего поколения? Эксклюзивные клумбы от бабушки

Мы часто стремимся учиться у вышестоящих, забывая о нижестоящих. И напрасно. Следующие за нами поколения несут в себе новую парадигму управления и взаимодействия с людьми. У них всегда есть чему поучиться.

Раскрепощенность и внутренняя свобода. У молодых лидеров практически отсутствует страх показать свои слабости. Одна из заметных ценностей новых поколений - стремление быть самим собой и быть открытым к обмену эмоциями. У многих их предшественников произошел отрыв от реальности, так как им привычнее было находиться в узких организационных рамках, когда формат «конечно, босс!» легко подменял диалог и освобождал от необходимости оппонировать.

Лидеры нового поколения готовы демонстрировать коллегам то, что все мы лишь живые люди - со слабостями, страхами, желаниями и увлечениями. Это же качество помогает им оставаться менее политизированными и иерархичными. Они уверенно общаются с людьми вне зависимости от их социального статуса, образования, опыта и возраста, открыто делятся подробностями своей жизни в социальных сетях, что создает гораздо более благоприятную среду для качественного межличностного диалога.

Прямота без оглядки. У новых лидеров практически отсутствует деструктивная и тормозящая политкорректность. Гораздо чаще, чем их старшие коллеги, они выражают свои мысли и несогласие открыто и честно. В долгосрочной перспективе такое поведение более созидательно, оно подкупает. Так что если хотите так же подкупить босса, попросите кого-то из ваших подчиненных дать вам небольшой мастер-класс в обмен на немедленное повышение по службе.

Близость к своим командам. Она проявляется в искреннем интересе к жизни коллег, уважении к их личному пространству, а также неравнодушном отношении к их профессиональному развитию. Сравнивая с недалеким прошлым, я наблюдаю любопытное явление - при повышающейся важности баланса между работой и личной жизнью формальная грань в общении на рабочем месте между современными молодыми людьми быстро истончается. Такой более теплый контакт и вытекающая из него настроенность на сотрудничество приносит в конечном итоге лучший результат для организации. Чудеса синергии.

Внимание к деталям, выходящим за рамки должностной инструкции. Успешные молодые лидеры - это те, кому до всего есть дело, они ориентируются во многих аспектах работы организации и технологиях, они часто выступают агентами изменений. Их внимание к деталям позволяет не только быстро находить, анализировать и устранять слабые места, но и просчитывать действия конкурентов на несколько шагов вперед. Если, конечно, вы готовы выслушать их мнение и последовать их советам.

Увлеченность своим делом. Для лидеров нового поколения работа - это не обязанность, а серьезная самореализация и даже хобби. Это идейные люди, которые смотрят на многие жизненные процессы интегрально. Они зарабатывают, чтобы получать удовольствие от своей насыщенной жизни. Много работают, но тратить успевают и не боятся. На путешествия, на спорт, на увлечения, на близких, на благотворительность.

Желание взаимодействовать друг с другом. У лидеров нового поколения выше готовность взаимодействовать, я бы даже сказал - потребность. Они непринужденнее образовывают группы и сообщества, обмениваются мнениями, практиками и ноу-хау. Работая же в проектных командах в рамках одной компании, они безо всякого опасения за результат могут находиться не просто за пределами офиса, но и на разных континентах. И даже не сетуют на разницу во времени.

Одно остается неизменным из поколения в поколение - важность объединять команду общей идеей, общей целью. Так что если вам удается увлекать таких лидеров за собой и разделять с ними некую общность, они даже простят вам отсутствие аккаунта в социальных сетях.

Алексей Штейнгардт

П-Р-И-В-Е-Т!
- Отец, почему ты кричишь?
- ТЫ МЕНЯ СЛЫШИШЬ?
- Да тебя и в Европе слышно! Что случилось?
- Я ЗВОНЮ ПО СВОИМ ! ЭТО КРУТО!
- Папа, ты, должно быть, держишь часы в миллиметре от лица. Опусти руку, и поговорим.
- КАК ПРОШЁЛ ДЕНЬ?
- Ты все ещё кричишь. Опусти запястье, и поговорим.

Поколение Z живёт в другом мире, где благодаря быстрому научно-техническому прогрессу барьеры между физическим и виртуальным миром практически рухнули. Мы называем его фиджитал-миром.

Сегодня вы можете купить что-то как в обычном магазине, так и в интернете. Вы можете написать и отослать обычное письмо, а можете отправить электронное сообщение. Вы можете работать в офисе или удалённо. И так далее. Выбор - это прекрасно, но его наличие порождает множество споров. Как правило, они сводятся к выяснению вопроса о том, какое решение лучше - виртуальное или реальное.

Поколение Z отличается тем, что вообще не видит разницы между виртуальным и реальным. О чём тут спорить?

понаблюдайте за поколением Z, чтобы узнать, как им удаётся сочетать реальное и виртуальное в своих потребительских привычках, жизни и работе.

Для поколения Z крайне важна персонализация

Типичный разговор родителя и его ребёнка из поколения Z:
- Отец, Гремпсы подарили мне диск Канье Уэста на день рождения.
- Отлично!
- Впустую потраченные деньги, не находишь?
- Почему? Мне казалось, ты любишь Канье?
- Люблю, но не все песни. Лучше бы Гремпсы дали мне подарочный сертификат на iTunes, чтобы я мог скомпоновать свой плейлист.

Как и все поколения, поколение Z столкнулось с подростковой неуверенностью, стремлением «найти свою игру» и одновременным желанием продемонстрировать свою уникальность. Есть вещи, которые никогда не меняются. Но поколению Z гораздо легче создать целую , которая выделяет их из толпы, ведь оно воспитывалось в высоко персонализированном мире.

У моего поколения масса способов - от твитов в Twitter, постов в Instagram и страниц в Facebook - идентифицировать и персонализировать личный бренд и сообщить о нём миру. Это суперпросто! Всё, что нужно сделать, - просмотреть мою ленту в Facebook, и через несколько секунд вы будете знать, что я люблю.

Мнение представителя поколения Z

От средств массовой информации до политики и вне её поколение Z обладает беспрецедентными возможностями выбирать и контролировать свои предпочтения. Это прекрасная вещь, если использовать её в благих целях.

Чему стоит поучиться у поколения Z: технологической продвинутости, открытости мышления, решимости.

Для поколения Z характерна практичность

Типичный разговор родителя и его ребёнка из поколения Z:
- Иона, в следующем семестре у тебя один факультативный предмет по выбору. Почему бы тебе не взять историю искусств?
- Почему именно её?
- Чтобы больше узнать об искусстве.
- Зачем?
- Что ты имеешь в виду?
- Как это связано хотя бы с одной из моих целей? Я хотел бы посещать курсы, которые мне действительно пригодятся в будущем.

Заслуженный отдых (конечно, пожилой человек может продолжать трудовую деятельность, если он этого хочет и ему позволяет здоровье);

Возрастные особенности (болезни, склонность к забывчивости, определенные черты характера, изменения во внешности);

Особые нужды (пожилые люди нуждаются в особом уходе, внимании, понимании и уважении).

Что же касается проблем молодежи, то молодые люди говорили о следующем. В настоящее время из-за значительных сокращений материальной базы не каждый молодой человек имеет возможность проведения культурного досуга, получения образования, реализации в жизни. Поэтому многие получают "образование" на улице. Не имея возможности устроиться на работу, так как сейчас не только пенсионеры, но и молодые специалисты без опыта работы сталкиваются с проблемой трудоустройства, молодые люди вынуждены расширять поле самореализации и могут быть вовлечены в сомнительные предприятия, различные криминальные группировки. Многие сейчас вынуждены торговать на базаре, потому что не видят других перспектив.

На вопрос: чему старшее поколение может научиться у младшего? , пожилые люди ответили, что сейчас идет научно-технический прогресс, появляется множество нововведений, например, компьютер, поэтому освоению различного рода инноваций молодежь и должна учить пожилых людей.

Молодые же, в свою очередь, хотели бы научиться у старшего поколения хозяйственным делам, таким как рукоделие, кулинария и другим. Также они хотели бы научиться быть более чувствительными, так как люди сегодня стали довольно "черствыми", взаимоуважению. Молодые люди придерживались и такого мнения, что пожилые должны учить их строить отношения в семье, то есть культуре семьи, потому что сегодня сильно увеличилось число разводов, неполных семей, все меньше становится многопоколенных семей, бабушки и дедушки практически не принимают участия в воспитании внуков, а родители в силу своей занятости зарабатыванием денег мало уделяют времени своим детям. Поэтому все чаще встречаются беспризорные дети.

В целом, на данном мероприятии молодое поколение и старшее смогли достичь взаимопонимания и признали, что им было интересно общаться друг с другом, услышать мнение противоположного поколения о себе, и теперь им есть над чем задуматься, а также оба поколения пожелали, чтобы таких мероприятий проводилось больше.

В результате проведения данной программы молодые люди узнали многое о жизни пожилых людей и их возрастных особенностях, узнали о том, какая им необходима помощь и кто ее должен осуществлять, задумались о старении, о будущем. Также студенты попытались разобраться, почему мы воспринимаем пожилых людей через призму негативных стереотипов. Эта программа помогла понять, что старость не всегда связана с болезнью, бедностью и одиночеством, что важно не то, как ты выглядишь, а то, как ты себя чувствуешь. Значимым является то, что студенты считают необходимым укрепление семейных связей, тесное общение со старшим поколением, так как у него многому можно научиться, а также согласны с тем, что пожилым людям обязательна нужна помощь со стороны детей и внуков.

Важным выводом нашего исследования является то, что стереотипное восприятие пожилых людей и старости подвергается коррекции. Этому способствует любой способ подачи точной информации о разнообразном мире пожилых людей, об их особенностях, о возрастных этапах человеческой жизни, а также личный контакт с представителями старшего поколения.

Подведем итоги данного параграфа.

Развивающиеся в современном обществе межпоколенные практики предлагают механизм, с помощью которого люди различных поколений целеустремленно сотрудничают для того, чтобы поддерживать и оберегать друг друга. Межпоколенные практики позволяют удовлетворить потребности в контактах между поколениями, разрушая барьеры, которые современное общество установило между возрастными группами. Для успешного развития нашего общества необходимо объединить опыт, знания и мудрость пожилых людей с жизнерадостностью, активностью и оптимизмом молодых, необходимо взаимодействие, взаимопомощь поколений.

Использование ресурсов социальной политики, средств массовой информации и социального окружения необходимо для формирования позитивного отношения к пожилым людям. Устранение дискриминации по возрастному признаку, сокращение социальных дистанций между поколениями должно стать приоритетными направлениями социальной политики и социальной структуры российского государства.

Заключение.

Проблема поколений относится к числу вечных, и проблема эта не биологическая (на таком уровне она существует и у животных) и даже не демографическая, а социокультурная или культурно-историческая. В этом смысле сам термин поколение неопределен. Он передает прежде всего сопричастность людей к тем или иным общественным событиям (процессам), существенно влияющим на жизнь общества, и связанную с этим общность целей, социально-психологических установок, ценностных ориентаций, характеризующих специфику их менталитета. Речь идет об изменениях способов и типов преемственности, культурно-исторический смысл которых высвечивается отношением к традиции.

В условиях резких социальных переломов, разумеется четче обнаруживается конфликт поколений, поскольку возрастные особенности сказываются на способности адаптироваться к изменениям, так что социокультурные характеристики как бы переплетаются с демографическими. Но это не означает их отождествление.

Такое отождествление чревато нигилизмом, то есть подменой изменения типов и способов преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры (пример тому - возникновение "контркультуры" на базе молодежных движений 60-70-х годов), потому что культура может развиваться опираясь только на традиции.

Поколение - категория временная. Смена поколений - это тот поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому. Но конкретный характер взаимосвязи зависит от исторических условий. Поэтому исторический подход к проблеме чрезвычайно важен. Каждое общество, каждая эпоха вырабатывает определенный тип взаимосвязи поколений и определенные механизмы передачи культуры во времени.

В традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, проблема личности там не стоит как самостоятельная, способы взаимосвязи поколений, передачи опыта определены и неизменяемы. Иная картина в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новом поколением проблемы и задачи самоутверждения, выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Не остаются неизменными и сами механизмы трансляции опыта, соответственно формируется "образ" каждого поколения.

Поскольку поколение - категория временная, неизбежна проблема, связанная с отношением каждого поколения к прошлому, настоящему и будущему. Для России это проблема особой остроты. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду "связи времен", чувства сопричастности к истории своей страны, своей родины.


Часто ли ребенок, особенно в подростковом возрасте, прислушивается к мнению старшего поколения? Слова родителей о том, «что будет, если…» обычно молодежь пропускает мимо ушей, несмотря на то, что у матери и отца, как правило, есть какой-никакой жизненный опыт, тогда как у ребенка его нет. И поэтому человек, входящий во взрослую жизнь, так часто ошибается, и порой ошибки могут быть если и не фатальными, то очень неприятными.

Достаточно вспомнить Петра Гринева, героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», который, вырвавшись из-под родительской опеки, проиграл в карты офицеру Зурину достаточно крупную сумму.

Этого бы не произошло, если бы юноша послушался Савельича и подумал о том, как отец отнесся бы к этому поступку.

Однако позже Гринев следует точно по завету мудрого отца: «Береги честь смолоду». И благодаря родительскому напутствию герою удается не только не потерять себя, а стать сильнее и умнее. Об этом свидетельствуют его поступки: дуэль за честь Маши Мироновой, отказ перейти на сторону изменника Пугачева. Но так произошло только из-за того, что Гринев использовал перенятый опыт отца.

Что происходит, если же все-таки не прислушиваться к мнению старших, иллюстрирует судьба Евгения Базарова из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Его жизнь служит ярким примером тому, что бывает, если не учитывать опыт прошлых поколений. Если Павел Петрович Кирсанов считает, что жизнь без духовных ценностей невозможна, то Базаров, в отличие от стареющего представителя аристократии, уверен в противоположном. Евгений не признает любви и брака, для него женщина лишь самка, а любовь – выдумка поэтов. Но случилось так, что холодный нигилист влюбился. Пережив душевный кризис, не видя больше цели в дальнейшем существовании, юноша – нечаянно или специально – ранит руку во время вскрытия погибшего от тифа, заражается и умирает. А если бы Базаров хотя бы прислушался к опыту Павла Петровича, верящего в существование нежных чувств и даже однажды их испытавшего, то, возможно, судьба главного героя сложилась иначе.

Поэтому, учитывая опыт отцов, можно избежать серьезных неприятностей в будущем. Но при этом полностью опираться на него нельзя, поскольку каждое поколение должно решать проблемные вопросы самостоятельно и принимать оригинальные решения.

Обновлено: 2018-09-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Давайте начистоту. Вы правда в 15-20 лет точно знали, чего хотите? А если да, скажите честно, вот сейчас, в свои сколько вам там, вы именно этим и занимаетесь? И вы всю жизнь к этому шли, шаг за шагом, и уверены, что все сделали правильно? Поздравляю, с точки зрения мировой статистики вы входите в 2% людей, которые не меняли сферу деятельности, не работали на непрофильной работе и не получали образования, не имеющего ничего общего с первичным или не являющегося смежным. Данные неумолимы: подавляющее большинство людей определяется со своим «призванием» к 25-30 годам.

Чему стоит поучиться: осознанию, что мир меняется так быстро, что в 15-20 лет принимать какие-то Важные Основополагающие Решения и слепо следовать единожды выбранному плану - как минимум наивно. Когда мне было 15, интернет представлялся чем-то дурацким, чтобы в чатике сидеть. Сейчас я руковожу крупным интернет-проектом. Знала ли я об этом в 15, могла ли выбрать это делом жизни? Нет, нет и нет.

Они не строят планов на годы вперед

Наши бабушки и дедушки умели копить. Многие накопили весьма ощутимые суммы. И потеряли все в начале 90-х. Наши мамы и папы умели копить. Многие накопили весьма ощутимые суммы. И потеряли все в 98-м. Мы умели копить. Многие даже накопили весьма ощутимые суммы. Мы потеряли часть в 2008-м и оставшееся - в 2014-м. Алло, вы правда думаете, что есть смысл планировать жизнь? Наши дети понимают, что мир непредсказуем, и если у тебя есть возможность что-то сделать сейчас - надо делать. Никто не знает, что случится через год, какое многолетнее планирование?

Чему стоит поучиться: доставлять себе радость здесь и сейчас. Я вот люблю путешествовать, но всегда думала, что сначала.... А потом... и только тогда... А дочь научила меня тратить деньги на изучение Ангкор-Вата в Камбодже, летать на день рождения в Афины и вообще считать, что пока в мире есть страны, чьи дороги не топтали мои ноги, не надо откладывать это на будущее, которое может не наступить.

Они не мечтают о крутых тачках и больших зарплатах

Я купила первую машину в 19 лет и считала себя крутой до невозможности. Личный автомобиль как символ крутости живет в моей голове до сих пор. Я была в ужасе, когда узнала, что никто - по буквам - Н И К Т О - из друзей моей дочери, друзей их друзей, знакомых и приятелей (оговорюсь: я про Москву) и в мыслях не держит покупку автомобиля как какое-то достижение.

Зачем им авто? Общественный транспорт везет быстро и недорого, в другой ситуации можно взять доступное такси. Это проще, дешевле и практичнее, чем морочиться с техническими осмотрами, бензином, налогами, обслуживанием и ремонтом.

Чему стоит поучиться: делегируй, не надо все тащить на себе. Не покупай лишнего, разумно расходуй ресурс. Понты в прошлом, важно - удобство.

Они хотят только удовольствий

Я прекрасно помню, как считала, что каждую сэкономленную копейку надо положить на накопительный... ладно, в накопительный бумажный конверт. Я отказывала себе в , молчу уж про полноценный поход в кафе, потому что в голове сидело «это для состоятельных».

Я до сих пор с трудом выкидываю рваные колготки (но я работаю над собой), потому что «ну так-то годные еще, что уж сразу выбрасывать». Я держала в шкафу сервиз «для гостей» и пила из щербатых чашек. Эти дети выходят из магазина в только что купленной обновке, потому что она классная! Да, возможно, через год будет голод и кошмар. И кто тогда оценит новую клевую толстовку?

У них нет Цели

Ну хорошо, вот сделан какой-то выбор, вот принято решение, а глобально? Чего вы, дети, хотите - в глобальном смысле? Они мнутся, мычат и не понимают, чего мы от них хотим, и мы такие: должна быть в жизни ЦЕЛЬ! Кретины.

Никто из нас понятия не имеет, в чем смысл жизни, и за каким замыслом мироздания мы все появились на свет. Все, что в нашей власти, - прожить эту жизнь так, чтобы было что вспомнить, или сделать перед смертью обратное фото, на котором будет залитая потом и кровью беговая дорожка.

Чему стоит поучиться: в преодолении трудностей нет никакого смысла, они не кончатся никогда. Преодолеешь одни - появятся другие. Сколько ни чисть зубы утром, к вечеру они все равно требуют чистки. Поэтому делай необходимое, но каждый день помни: не порадовался сегодня - лишил себя радости на целый один день жизни.

Они не ставят реперных точек

Многие из нас росли в парадигме «к 25 замуж (жениться), к 30 родить первого, к 35 второго, в 40 открыть свой бизнес». Поменяйте даты, поменяйте цели - суть дела останется прежней. У нас был четкий план по достигаторству, ограниченный конкретными временными сроками.

Эти дети живут по принципу «как пойдет». Я была шокирована, когда спросила тогда малолетнюю дочь, кто в ее понимании - молодая мама. Она ответила: «Та, которая недавно родила». Возраст вообще не вписывался в понимание! Они не считают 40-летних стариками, они не считают 60-летних немощными. Они очень конкретные товарищи: они оценивают только этого-данного-единственного человека, его возможности и потенциал.

Чему стоит поучиться: мы очень разные, у нас разные пути и разные приоритеты. Никто не должен быть уложен в прокрустово ложе (простите) нормативов, показателей и возрастных рамок. Люди индивидуальны. Они не обязаны соответствовать никаким статистическим данным и тем более - быть осуждаемыми за это.

Они готовы уехать в любую страну, где хорошо

Никакого патриотизма! Если все уедут, кто будет поднимать Россию с колен? Да они готовы поднимать, нет, правда. Создайте условия. Они не против! Они просто (см. выше) не хотят ничем жертвовать, терпеть и ждать. Вы не готовы сейчас предоставить годные условия? Ну простите, жизнь одна, и не так длинна, как хотелось бы. Не купите вы - купят другие.

Им пофигу, вот честно, какую страну поднимать, потому что им на все страны в мире пофиг. Они поднимают свой уровень жизни, и только.

Чему стоит поучиться: человек у себя один. И если не заботиться в первую и самую главную очередь о себе, очень скоро ты окажешься в зависимости или от других людей, или от обстоятельств, или - сюрприз - от поработившей тебя системы. Мир очень большой и очень разнообразный. И глупо, глупо ограничивать себя рамками, которые ты сам себе придумал.

Они не разбираются в людях, у них размыты критерии

Однажды моя дочь взахлеб рассказывала мне про какие-то события в их подростковой тусовке. Сейчас совершенно не важно, в чем там было дело, важно было другое. В ее речи то и дело проскальзывали имена участников ситуации. «И тогда Фрол говорит...», «А Лена в этот момент...», «И тут приходит Салим...», «Ну а мы с Юлей...», «И когда позвонил Натан...»

У них нет уважения к семье

Они не убираются в комнатах, не хотят принимать участие в помывке посуды, им плевать на дачные угодья и сборы колорадских жуков. Они не делятся сокровенным и не понимают, что такое «клан».

Чему стоит поучиться: они изначально не хотят ни от кого зависеть. Они готовы нести ответственность за свою жизнь и не хотят лишних «якорей». Вам может не нравиться слово «лишних», но это суровая правда: все мы рождаемся и умираем в одиночестве. И в этой жизни стоит опираться только на себя, это дает огромную фору в достижении любых вершин и устойчивости психики. Поверьте. А лучше попробуйте.

Эти дети считают, что есть единственный способ быть уверенным в себе: верить только себе. При этом они нас любят. Любить и зависеть - разные истории.

Они готовы потратить годы на поиски себя

Нам было страшно. А им нет. Они в свои 15-20 честно говорят: да мы понятия не имеем, кто мы и зачем. Поживем - увидим. То есть они стащили нашу формулу неуверенности и превратили ее в свой слоган. Они правда хотят пожить и увидеть. Им не надо гарантий. Они готовы рисковать и действовать по ситуации.

Чему стоит поучиться: вере в себя. Им никто не сказал, что будет хорошо, но они все равно не готовы жертвовать во имя потенциального успеха. Они ставят на себя и выигрывают, потому что в это время мы сидим на кухнях, просчитываем риски и не решаемся ни на что.

У нас выросли шикарные дети. Вот с этим нас точно можно поздравить.