Развитие института воспитания детей, оставшихся без попечения родителей советский период. Как в ссср на самом деле жилось воспитанникам детдомов

Семейные детские дома как узаконенный тип сиротского устройства появились в СССР в 1988 году по инициативе одного человека, Альберта Анатольевича Лиханова, руководителя им же созданного годом раньше Советского Детского Фонда. Кому интересны исторические детали, читайте его рассказ о том, как это произошло - интервью Станиславу Куняеву, редактору журнала «Наш Современник» . Очень всё характерно для того, забываемого уже времени: как молодой журналист Лиханов столкнулся с бедой сиротства, как он ездил по детским домам и наблюдал их нищету, как уже известным детским писателем и редактором журнала «Смена» «тыркался» к секретарям ЦК комсомола и как, наконец, через приятеля, секретаря Черненко, забросил наверх свои «48 пунктов» неотложных проблем, по которым в январе 1985 года было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах» . Там много чего: от партийной и советской власти всех уровней, от администрации предприятий и учебных заведений, от творческих союзов высшее руководство страны требовало, чтобы все они озаботились положением детей, в первую очередь тех, кто находился в детских учреждениях, и каждый по своей линии приняли участие в его исправлении.
А потом началась «Перестройка». Лиханов, приглашенный к председателю Совета министров Рыжкову, четыре часа рассказывал ему о проблемах детства в стране. В результате в июле 1987 года появилось еще одно постановление ЦК и СМ, на этот раз о мерах по «коренному улучшению …» . В нем, кроме разноса всех ведомств за «медленное и неполное» исполнение указаний, данных раньше, было еще несколько пунктов, в том числе:
1) о создании Советского детского фонда имени В.И.Ленина - « всесоюзной массовой организации, объединяющей усилия отдельных граждан, трудовых коллективов, учреждений, общественных организаций и творческих союзов, призванную всемерно развивать ленинские традиции бережного, заботливого отношения к детям»,
2) о проведении « опытно-экспериментальной работы по определению оптимального типа учреждения для воспитания, обучения и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от их рождения до начала трудовой деятельности» и строительстве в 1988 - 1992 годах «в одной из областей РСФСР опытного детского дома семейного типа», и
3) о создании в Москве «Научно-исследовательского института детства Академии педагогических наук СССР и Советского детского фонда имени В.И. Ленина».
В октябре 1987 был учрежден Детский фонд, который существует и сейчас, хотя о нем и его деятельности знают и говорят много меньше, чем в те годы.
И, наконец, в августе 1988 появилось постановление Совета министров СССР «О создании детских домов семейного типа» .
Документ презамечательный, совершенно уникальный по грандиозности поставленных задач, из которых практически ничего не было осуществлено в задуманном виде. Главное содержание, если немного почистить его от тогдашней идеологической риторики, можно вроде бы свести к трем пунктам:
1. Соединение «общественных, коллективных и семейных форм воспитания ». Практически это означало передачу значительной части детей из государственных сиротских учреждений на воспитание в семьи, но не на усыновление или в традиционную опеку, а так, чтобы «родители-воспитатели» получали статус, равный статусу детдомовских работников - с такою же оплатой труда, зачетом трудового стажа, пенсией и льготами.
2. Постановлено было, что эти «детские дома семейного типа» будут создаваться в двух вариантах:
1) «детские городки из одноквартирных многокомнатных домов для проживания семей, воспитывающих не менее 10 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
2) «отдельные семьи, воспитывающие не менее 5 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие в многокомнатных отдельных квартирах в обычных домах, специализированных домах или в группах таких домов».
(Я не имел пока возможности спросить у А.А.Лиханова, как он пришел к идее параллельного развития этих двух очень непохожих вариантов семейного детского дома, но у каждого из них есть своя, отечественная и зарубежная, предыстория и своя последующая судьба).
3. И отдельным пунктом назову то, что делает этот документ именно советским, принадлежащим плановому и идеократическому обществу с его возможностями (к тому времени, правда, уже во многом иллюзорными) мобилизации административных, хозяйственных и общественных ресурсов. Почитайте:
«Госстрою СССР по согласованию с Государственным комитетом СССР по народному образованию, Министерством здравоохранения СССР, Советами Министров союзных республик и Советским детским фондом имени В.И. Ленина обеспечить в 1988 году разработку на конкурсной основе эталонных проектных решений…»,
«Советам Министров союзных и автономных республик и исполкомам местных Советов народных депутатов… обеспечить… установить строгий контроль…»,
«Министерству здравоохранения… Министерству лесной промышленности… обеспечить…»,
«Рекомендовать предприятиям и организациям принимать участие с согласия трудовых коллективов в строительстве за счет собственных средств…»,
«Согласиться с предложением ЦК ВЛКСМ о привлечении студенческих и комсомольско-молодежных строительных отрядов…»,
«Академии наук СССР, Академии педагогических наук СССР, Академии медицинских наук СССР, Государственному комитету СССР по народному образованию, Министерству здравоохранения СССР совместно с Советским детским фондом имени В.И. Ленина и с привлечением заинтересованных организаций…»,
«Рекомендовать Союзу писателей СССР, Союзу художников СССР, Союзу композиторов СССР, Союзу кинематографистов СССР, Союзу театральных деятелей СССР, Союзу архитекторов СССР и Государственному комитету СССР по физической культуре и спорту…» и т.д.
Советскому Союзу оставалось жить три года, а трещать и рушиться все начало еще раньше. Так что не знаю, осмысленно ли думать о том, каким бы все это было, если бы осуществилось. Но ведь забота о детях, лишившихся родителей, действительно может претендовать на то, чтобы стать общенародным делом. Возможна ли мобилизация сил всего общества на решение сиротских проблем вне той, умершей системы - вот вопрос…
Но нужно еще проследить историческую судьбу этих начинаний - домов-семей и городков по отдельности.

Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Новая эпоха – эпоха гласности, демократии – создает основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы. Несмотря на то, что раньше мы догадывались о неблагополучии в сфере семейных отношений, все же истинные размеры катастрофы оказались неожиданными. Согласно статистическим данным, более 1 млн детей бывшего Советского Союза воспитываются государством в детских домах и интернатских учреждениях, причем более всего – в России. Сиротство такого масштаба знали лишь в страшные годы войны и голода. Обращает внимание и тот факт, что изменился качественный состав детей-сирот. Если раньше это были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, имеют одного или обоих родителей, т.е. являются социальными сиротами при живых родителях. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классового общества ответвляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, когда родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.
Основанное на положениях ст.121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке1.
Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей», около 60% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 60% матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери одиночки. Определенная часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30% детей поступают в дома ребенка от родителей – алкоголиков2.
Сейчас в России около 600 000детей – сирот (из них 95% социальные сироты, т.е.родители их живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка). Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей была оставлена родителями из-за нарушения у новорожденного того или иного физического дефекта, с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом, или с незначительными врожденными пороками развития. Есть и категория матерей, о которых необходимо говорить особо – это матери – подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов. В результате появляются на свет дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот.
Такие реалии современной российской жизни, как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшими и младшим поколениями моральных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.
Сегодня государство практически не стимулирует передачу детей, оставшихся без попечения родителей в другую семью, предпочитая тратить большие суммы на детские интернатные учреждения. Но и их не хватает. За последние годы число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняло устрашающие размеры. Безразличие к ребенку в семье стало не столь редким явлением, о чем свидетельствует рост случаев лишения родителей родительских прав. Игнорирование самых насущных потребностей ребенка в таких семьях нередко сопровождается жестоким обращением с ними. По данным исследований, каждый второй ребенок, попавший в приют, подвергался телесным наказаниям3. Дети убегают от жестокого с ними обращения, от сексуального насилия со стороны близких либо знакомых матери или отца, от издевательского отношения к их личности, от гиперопеки со стороны родителей, приобретающей форму тяжелой семейной тирании. Количество детей, по собственной воле ушедших из семьи, растет. За последнее время оно увеличилось на 15%4. Углубленное психологическое обследование воспитанников одного из приютов позволило установить, что сексуальному насилию подверглись 21% приютских детей, причем только 1/3 имело место изнасилование посторонним лицом. В остальных случаях дети стали жертвами внутрисемейного сексуального насилия со стороны кровных родственников или фактических воспитателей. Жертвами инцеста становятся как маленькие дети (1,5 – 5лет), так и девушки 13-17 лет. В ряде случаев сексуальные посягательства со стороны родителей продолжались в течение нескольких месяцев и даже лет5.
Выталкивает на улицу не только семья. Достигло критических масштабов отчисление из общеобразовательных школ не только подростков, но и 7-8 летних учащихся; отмечается резкое увеличение числа 14-15-летних подростков, покинувших учреждения общего и профессионального образования и не начавших работать, сокращение приема в профтехучилища (отчего ежегодно до 1 млн подростков, достигших трудоспособного возраста, не имеют профессии), неконкурентоспособность на рынке труда подростков 14-18 лет, которые почему-либо продолжать учебу не могут, и т.п. В результате, по данным с мест, среди категории подростков, попавших в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних, 22% нигде не работают и не учатся. А по информации Генеральной прокуратуры нигде не учатся и не работают 2 млн несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет6.
Продолжает увеличиваться число детей, оставшихся без попечения родителей. В 2001г. их было 128,1 тыс., что на 4% больше, чем в 2000г. и на 12,4% больше, чем в 1999-м. свыше 40% из них составляют дети, чьи родители лишены родительских прав.
В 2001 г. у родителей, лишенных родительских прав, было в целом отобрано 56,4 тыс.детей, что на 6,2% больше, чем в 2000г. и на 21,1% больше, чем в 1999г. В то же время, численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, в 2001г. сократилась по сравнению с предыдущим годом на 15,9%, составив 3,4 тыс. человек, что даже меньше (на 2,4%), чем было в 1999г7.
Большинство детей, оставшихся без попечения родителей в течение 2001г., были преданы под опеку или усыновление. Их численность в 2001г. составила 77,8%, или 60,8% от общего числа детей, оставшихся без родительского попечения.
28,2% детей, оставшихся в 2001г. без попечения родителей, были устроены в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения социальной защиты населения и и иные учреждения на полное государственное обеспечение. Доля таких детей сокращается: в 2001г. она составила 29,4%, в 1999г.-30,7%. Несколько уменьшилась и абсолютная их численность, составив в 2001г.36,1 тыс. против 36,2 в 2000г.
1,7% детей, оставшихся в 2001г. без попечения родителей, приняты в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования и другие образовательные учреждения на полное государственное обеспечение.
В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001г. №374. Указанным документом увеличено в 3 раза ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучения для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей; установлены нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа8. Субъектам Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах средства на льготный и бесплатный проезд указанных категорий детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т.п. детей, направленных в негосударственные учреждения образования и социальной защиты; принять меры по поддержке образовательных учреждений для детей-сирот и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

В 1990 годы приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как в Советском Союзе, оставалось их помещение в различные организации и учреждения. Новый этап в правовом регулировании наступил с принятием в 1995 году Cемейного кодекса, согласно которому «дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности – учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всех типов». Однако о реальной смене ориентиров в государственной социальной политике, по мнению экспертов, можно говорить только с 2006 года. 10 мая 2006 года в Послании Президента РФ Федеральному собранию В.В. Путин указал на необходимость активной политики, направленной на деинституционализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: «… надо совместно с субъектами федерации разработать программу по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Вследствие этого с 2007 года в России создаются целевые федеральные и региональные программы, формируются отчетные показатели по семейному устройству институционализированных детей, осуществляется программа федерального финансирования развития семейных форм устройства. Приоритет семейных форм устройства детей подтверждается и в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию в 2011-2012 годах: «нужно еще очень многое сделать, чтобы само понятие «брошенные дети» уходило из нашей жизни». Вообще «ничьих детей в нашей стране быть не должно. Нам нужны программы социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов. Мало обучить и накормить детей, их нужно вывести в новую, взрослую жизнь подготовленными и уверенными в себе».
Российское законодательство предусматривает четыре основные возможности устройства детей, оставшихся безе попечения родителей – усыновление, опека (попечительство), приемная семья (патронатная семья для ряда субъектов) и устройство в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом приемная и патронатная семья рассматривается как вид возмездной опеки. Приоритет в настоящее время отдается различным формам семейного устройства, что постепенно приводит к сокращению доли детей, находящихся в учреждениях различных типов. Согласно новой редакции 123 ст. Семейного кодекса, дети передаются в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только временно, в случае отсутствия возможности их семейного устройства. Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги. Приоритетной формой семейного устройства ребенка сироты является усыновление, поскольку оно носит бессрочный характер, а права и обязанности усыновителей и усыновленных детей не отличаются от прав и обязанностей родителей и детей в родной семье. Отношения между усыновителями и усыновленными (удочеренными) также максимально приближены к отношениям между родителями и детьми в родной семье. Вместе с тем усыновленный ребенок, в отличие от ребенка, сохраняющего статус сироты, не имеет прав на дополнительную социальную поддержку.
Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязаны пройти курсы психолого-педагогической и правовой подготовки по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов РФ. Главной целью подобной подготовки является «оказание гражданам психолого-педагогической помощи, которая позволит обеспечить максимально комфортное протекание периода адаптации ребенка, помещенного в семью».
Жители Нанайского района проходят такую подготовку в службе подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей в Детском доме 37, обучение длится до 1,5 месяцев, кроме того служба оказывает услуги по сопровождению замещающих семей.

Существуют также другие формы семейного воспитания, которые не закреплены на федеральном законодательном уровне. Наставничество (гостевой режим, семья выходного дня) как форма помощи ребенку, без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, почувствовать, как функционирует семья – понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу.
Призываем заинтересованных лиц принять участие в судьбе воспитанников Детского дома 37.

В газете "Суть времени" недавно была опубликована статья Веры Сорокиной "Нужна ли нам "культура усыновления", которая изменит Россию?" . В статье идёт речь о представителях неопротестантских сект, продвигающих концепцию, согласно которой в нашей стране якобы "отсутствует культура усыновления" и её необходимо в нас срочно воспитывать по их неопротестантским лекалам. Автор статьи, полемизируя с подобными утверждениями, даёт краткое описание истории института усыновления в нашей стране, показывая, тем самым, что слова неопротестантских проповедников не имеют под собою никаких оснований и служат лишь политическим целям.

В процессе чтения статьи, я вдруг понял, что тоже многое могу рассказать на эту тему, так как 4 года назад писал магистерскую диссертацию о правовом регулировании устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Так что здесь я решил более подробно раскрыть тему того, насколько глубоко институты усыновления и опеки укоренены в нашей истории (гораздо глубже, чем в странах Запада).

Анализ истории развития института устройства детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет выделить несколько этапов его становления.

Устройство детей-сирот в Древней Руси

Первоначальное зарождение этого института произошло ещё в Древней Руси, во времена язычества. Внутри родовой общины существовало так называемое «примачество» — аналог усыновления, распространённый в основном среди людей старшего возраста, которым становилось трудно справляться с хозяйством при отсутствии наследников.

К 897 г. относится первое летописное упоминание об опеке, сообщавшее о назначении Рюриком опекуна своему сыну. После смерти родителей опекунами становились ближайшие родственники, которые занимали место умерших. Опекун должен был заботиться о воспитании сироты и о его защите. Так как имущество принадлежало всему роду, никаких имущественных обязанностей опекун не имел. В связи с отсутствием метрических записей, предельная продолжительность опеки была неопределённой и продолжалась, пока дети не возмужают и не подымутся.

Ещё одной моделью жизнеустройства была помощь общины, суть которой заключалась в том, что ребёнок переходил «из дома в дом» на кормление. На средства общины также содержались «скудельницы», где бездомные старики и старухи воспитывали брошенных детей.

Устройство сирот после крещения Руси

Разрушение родоплеменных отношений и принятие православия ознаменовало новый этап в становлении института устройства детей. Великий князь Владимир I в 996 году поручил общественное призрение, куда входила и помощь сиротам, надзору духовенста. Усыновление стало производиться по нормам византийского права — посредством церковного обряда «сынотворения», с вынесением особого акта, исходящего от церковной власти. Долгое время сохранялись также нормы русского обычного права, предусматривавшего такие процедуры усыновления, как обряд фиктивного рождения, женитьба на вдове брата, фактический приём усыновляемого в дом и заключение особого договорного акта между усыновителем и усыновляемым. Развитие получил и институт опеки — появилась опека при жизни родителя по его завещанию, а также по назначению церковью. Основную роль в формировании институциональных учреждений для детей на этом этапе играли монастыри и храмы, при которых начали создаваться детские приюты.

Начало государственной заботы о сиротах

Следующий этап приходится на XVI век, когда в эту сферу впервые приходит государство. В царствование Ивана IV в 1551 г. на Стоглавом соборе была высказана идея о необходимости выявления в каждом городе лиц, пребывающих в тяжёлом социальном положении и нуждающихся в помощи, и устройстве этих лиц в специальные богадельни, где им был бы обеспечен соответствующий уход. Реализация этой идеи привела к тому, что в круг задач государственного управления стало входить и призрение детей-сирот. При Иване IV начали открываться сиротские дома, которыми ведал церковный патриарший приказ.

Началом зарождения и становления государственных форм призрения считается XVII век, когда период Смутного времени потребовал от властей внимания к социальным проблемам. Как утверждают исследователи, в 1682 г. царём Фёдором III был подписан Указ, по которому из общего числа нищих выделялись безродные дети, и ставился вопрос об открытии специальных учреждений для их содержания. При этом никаких конкретных сведений о деятельности этих учреждений исследователи привести не могут. В соответствующем томе Полного собрания законов Российской Империи подобный Указ за 1862 г. отсутствует, в связи с чем возникают сомнения в его реальности.

Устройство сирот при Петре I

Очередной этап связан с правлением Петра I, создавшего законодательно урегулированную государственную систему призрения нуждающихся. При Петре I был реформирован институт опеки. Назначение опекунов и наблюдение за ними теперь вменялось в обязанность магистратов. Магистраты также были обязаны следить, чтобы дети не оставались без опекунов. Таким образом, опекой стало ведать государственное учреждение. Не были обойдены вниманием и институциональные учреждения. 4 ноября 1715 г. императором был издан Указ, предписывающий организовывать во всех городах при церквях госпитали для незаконнорожденных детей, осуществляющие их тайный приём. При этом за умерщвление таких детей Указом предусматривалась смертная казнь. Финансирование госпиталей производилось из доходов губерний. Наряду с этим, были сохранены и традиционные формы помощи детям, связанные с деятельностью церковных учреждений. В связи с нехваткой рабочих рук, государство также отдавало беспризорных детей частным лицам, позволяя им пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников.

Реформы системы устроства детей-сирот при Екатерине II

Важный этап становления рассматриваемого института приходится на период правления Екатерины II. Правовым основанием реформ императрицы послужил Указ 1775г. «Учреждения для управления губерний». Главной чертой опеки теперь становилась её сословность. В зависимости от сословной принадлежности ребёнка, опекой ведали разные учреждения. Устройством дворянских сирот занималась дворянская опека, тогда как для купеческих и мещанских сирот при магистратах учреждались городовые сиротские суды. Требования к опекуну были тщательно регламентированы, вплоть до состоящего из 17 пунктов наставления опекунам. Установленные требования различались в зависимости от сословной принадлежности ребёнка. За охрану имущественных прав подопечного, опекунам причиталось вознаграждение, не превышающее 5% доходов малолетнего. Если у осиротевшего ребёнка не было имущества, опеку не учреждали. В 1785 г. было установлено различие между опекой и попечительством (до 14 лет — опека, с 14 лет до 21 года — попечительство).

При Екатерине II стали организовываться специальные учреждения для брошенных детей. В соответствии с гл. XXV Указа «Учреждения для управления Губерний», в каждой губернии учреждался Приказ общественного призрения, которому предписывалось создание сиротских домов и надзор за их деятельностью.

25 апреля 1764 г. был открыт Московский Воспитательный дом, в марте 1770г. аналогичный дом открылся в Петербурге. Оба воспитательных дома рассматривались как самостоятельное ведомство, имеющее собственную юрисдикцию. Содержались Воспитательные дома на подаяния благотворителей и средства от уплаты определённых налогов. Ограничений в приёме не существовало, а сам он осуществлялся тайно. Выпускникам Воспитательного дома предоставлялись особые привилегии. Учредители надеялись воспитать из своих питомцев недостающих государству «третьего чина и нового рода людей». Однако чрезвычайно высокой оказалась смертность среди воспитанников, которая к 1767 г. достигла 98,53%. Для спасения детских жизней, детей стали отдавать для воспитания по деревням, создав для этого специальную экспедицию и новую должность разъездного надзирателя. Смертность уменьшилась, однако проблема оставалась сложной — к 1779 г. из 9000 детей, отправленных на воспитание, в живых осталось только 1000 человек.

Специальных законов об усыновлении при Екатерине II не существовало. Оно производилось лишь несколько раз, с личного согласия императрицы в каждом конкретном случае.

После смерти Екатерины II её детские благотворительные учреждения перешли под управление супруги императора Павла I — Марии Фёдоровны. Созданная под её началом организованная система призрения впоследствии получила название «Ведомства учреждений императрицы Марии».

Развитие законодательства об усыновлении в XIX веке

Законодательство, посвящённое усыновлению, стало развиваться в начале XIX века. 11 октября 1803 г. Александр I издаёт Указ, в котором уравнивает наследственные права усыновляемых с правами родных детей. В 1817 г. Государственный Совет предоставляет бездетным гражданам право усыновлять нескольких близких родственников, с присвоением им своей фамилии, лишь бы усыновляемые имели равные права на наследство и не был обойдён ближайший наследник по закону. В последующие годы был издан целый ряд нормативных актов, регламентирующих процедуру усыновления для разных сословий. Весь XIX век усыновление сохраняло принцип сословности. Усыновление дворянами, церковными работниками и почётными гражданами происходило по постановлениям губернских правлений, купцами — по постановлениям казённых палат, с утверждением Сенатом в обоих случаях. У крестьян и мещан усыновление производилось приписками детей к семейству, причём у первых — с ведома мирских общин, а у вторых — с утверждением казённой палатой.

Большое значение для развития усыновления имело принятие в 1891 г. Закона «О детях узаконенных и усыновленных», разрешившего узаконивать и усыновлять незаконнорожденных детей. Данный закон устанавливал требования к усыновителю и регулировал процедуру усыновления. В результате усыновления возникали отношения, близкие к родственным, но полностью не совпадающие с ними. Так, усыновляемый сохранял определённую правовую связь со своими родителями и родственниками, в частности, право наследования по закону.

На протяжении XIX века много внимания также уделялось отношениям по опеке и попечительству, однако основу их продолжали составлять правила, аналогичные тем, что были заложены Екатериной II . Современники отмечали несоответствие положения с опекой существующим потребностям. Так, правовед А.И. Загоровский выступал с критикой разделения опекунских учреждений по сословиям. По его мнению, различия сословий сгладились, и вполне целесообразным было бы введение единого учреждения, ведающего призрением сирот. К недостаткам он также относил несамостоятельность опекунских учреждений и отсутствие преимущественного права на опеку для родственников.

Одной из самых неурегулированных оставалась крестьянская опека. В соответствии с п. 6 ст. 179 Общего положения о крестьянах, обязанность по призрению сирот была возложена на крестьянское общество. В назначении опекунов и попечителей крестьяне руководствовались своими местными обычаями. Опекун обычно назначался сельским сходом, посредством составления общественного приговора. Преимущественное право опеки у крестьян имели близкие родственники ребёнка. В случаях, когда за ребёнком оставалось движимое имущество, оно продавалось, а вырученные средства выдавались волостным правлением всем желающим в ссуду. По окончании опеки, денежные средства и проценты по ним возвращались опекаемому. Никакого вознаграждения за свою деятельность опекуны не получали.

На XIX век также пришёлся этап развития институциональных учреждений для детей. 16 июля 1816 г. создаётся Императорское человеколюбивое общество, организующее и координирующее работу по оказанию помощи неимущим во всероссийском масштабе. Для поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, создаются различные общества и приюты. Совершенствуются также старые учреждения.

Устройство детей-сирот после Великой Октябрьской Социалистической Революции

Этапом глубокого реформирования института устройства детей, оставшихся без попечения родителей, стал советский период. Данный период характеризуется в первую очередь устранением сословных ограничений при устройстве детей. Впервые предметом заботы со стороны государства становятся все дети, без каких-либо исключений.

Принятый в 1918г. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве не предусматривал процедуры усыновления вовсе, пытаясь таким образом исключить любую возможность эксплуатации детей. Опека, однако, не запрещалась, и ей в Кодексе был посвящён отдельный раздел. В связи с упразднением частной собственности, основное внимание опеки концентрировалось на личных, а не имущественных правах опекаемого ребёнка. Для кандидатов в опекуны устанавливается ряд ограничений идеологического характера. В 1926 г. выпускается Декрет ВЦИК и СНК РСФСР, которым в упомянутый Кодекс вводится новая глава, посвящённая усыновлению.

Последствия мировой войны, краха российской государственности и последовавшей за этим гражданской войны выразились в появлении огромного количества беспризорных детей. Для решения этой проблемы и создания инфраструктуры детских учреждений 27 января 1921 г. создаётся специальная организация — Комиссия по улучшению жизни детей и по борьбе с детской беспризорностью. Создаётся государственная система детских учреждений. Миллионы детей проходят через приёмники-распределители и расселяются по семьям и учреждениям. На предприятиях вводятся квоты для устройства неблагополучных подростков. Существующее общество характеризуется высоким уровнем вертикальной мобильности населения. Так, 8 беспризорников впоследствии становятся академиками АН СССР.

В 1925 г. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР устанавливается необходимость закрепления всех детских домов за заводами, предприятиями и колхозами, что решало проблему трудоустройства воспитанников и обеспечения их жильём.

Кодекс законов о браке, семье и опеке 1927 г. не уделял усыновлению большого внимания. Его нормы были крайне лаконичными, в результате чего возникало множество проблем в правоприменительной практике. Большое внимание в кодексе уделялось вопросам опеки и попечительства. Сужался круг лиц, которые могли быть опекунами. Назначение опекуна производилось без учёта его желания.

Проблема сирот в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период жизни СССР

Большое внимание вопросам устройства детей уделяется в годы Великой Отечественной войны. В 1942 г. принимается Постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» , вменяющее всем государственным, партийным, комсомольским и профсоюзным организациям проявлять заботу о детях. В 1943 г. с целью совершенствования законодательства об усыновлении издаётся Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении» . С 1 ноября 1943 г. вводятся единые нормы питания в городских и сельских детских домах. Воспитатели и педагоги детских домов по нормам снабжения приравниваются к работникам промышленности, транспорта и связи.

В 1969 г. выходит Кодекс о браке и семье РСФСР, более тщательно регламентирующий отношения по усыновлению и опеке. В кодексе впервые предусматривается обеспечение тайны усыновления. Появляется термин «удочерение». Возможность назначения опекуна теперь допускается только с его согласия.

В 1988 г. выходит Постановление Совмина СССР «О создании детских домов семейного типа» , устанавливающее новую форму устройства детей. Финансирование создаваемых учреждений предполагается производить из средств государственного бюджета.

Выводы, или "К чему я всё это?"

Анализ становления института устройства детей, оставшихся без попечения родителей в нашей стране, показывает, что заявления активистов Альянса "Россия без сирот" о якобы отсутствии в нашем менталитете традиций призрения за сиротами — полная чушь. С самых первых дней существования нашей государственности, проблеме сиротства уделялось внимание. Причём изначально это было именно внимание общества, к которому уже впоследствии подключилось государство.

На протяжении своей истории, механизм устройства детей проходил в нашей стране последовательный путь от формы благотворительности со стороны частных лиц и церковных учреждений, до организуемого и контролируемого государством социального механизма. И, на мой взгляд, данный путь развития и был наиболее целесообразен, так как частная благотворительность в состоянии оказывать лишь точечную помощь, тогда как комплексно и централизованно решить проблему детского неустройства в состоянии лишь сильная государственная власть.

Особенно комплексно и тотально к решению вопроса сиротства подошла ипменно Советская власть. На протяжении всей предшествующей истории правовой механизм устройства детей сохранял сословный характер, и лишь после 1917 г. все дети были уравнены в правах и получили одинаковые возможности. Ценностью для государства впервые был объявлен абсолютно каждый ребёнок.

И не протестантским сектантам учить нас тому, как нужно заботиться о русских сиротах.

Расстановка ударений: ДЕ`ТСКИЙ ДОМ в СССР

ДЕТСКИЙ ДОМ в СССР - государственное воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или потерявших связь с ними, детей одиноких матерей, а также детей, нуждающихся в помощи и в защите государства (вследствие болезни родителей, лишения их родительских прав и т. д.) Дет. учреждения для детей-сирот под разными названиями существуют во многих странах с давних времён. В дореволюционной России это были приюты (см. Приют детский) и сиротские дома, к-рые существовали гл. обр. за счёт частных "благотворителей" или филантропич. обществ. С первых же дней Вел. Окт. социалистич. революции Коммунистич. партия под руководством и по инициативе В. И. Ленина проводила широкие мероприятия по устройству жизни беспризорных детей и созданию благоприятных условий для их воспитания. В 1918 декретом Совета Народных Комиссаров о комиссиях для несовершеннолетних дет. приюты и сиротские дома преобразовывались в Д. д. и передавались в ведение специально созданных комиссий. Под дет. учреждения были отданы особняки и усадьбы помещиков и капиталистов. В январе 1919 был основан Гос. совет защиты детей, гл. функцией к-рого являлось изыскание средств для содержания воспитанников дет. учреждений. Значительную помощь Д. д. оказала созданная в 1921 при ВЦИК Комиссия по улучшению жизни детей во главе с Ф. Э. Дзержинским. Все эти меры способствовали ликвидации беспризорности и безнадзорности в стране (см. Беспризорность детская, Безнадзорность детская). Во всех Д. д. был установлен мед. надзор, определённый режим дня, организованы мастерские - переплётные, швейные, сапожные, столярные, слесарные и др.; создавались клубы и б-ки, организовывались хоры и оркестры. 1-й Всероссийский съезд деятелей по охране детства (февраль 1918) оценивал Д. д., как очаг коммунистич. воспитания. В период 1920 - 23 стали возникать дет. колонии и коммуны (см. Колония имени М. Горького, Коммуна имени Ф. Э. Дзержинского). Из года в год улучшалось материальное положение Д. д. 2-й Всероссийский съезд по охране детства (ноябрь 1924) обратил особое внимание на организацию трудового и общественно-политич. воспитания детей. 3-й Всероссийский съезд по охране детства (май 1930) указал на необходимость прикрепления каждого дет. учреждения к производству в городе либо к колхозу или совхозу в деревне с целью улучшения трудовой подготовки воспитанников. В дальнейшем в решениях партии и правительства были определены меры по улучшению учебно-воспитательной работы Д. д. ("О мероприятиях по подготовке воспитанников детских домов к трудовой общеполезной деятельности", 1925; "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности", 1935, и др.). В годы Вел. Отечеств, войны с особой остротой встал вопрос об устройстве детей-сирот. В январе 1942 было принято постановление "Об устройстве детей, оставшихся без родителей". Для детей воинов Советской Армии, партизан Отечественной войны и детей, родители к-рых погибли от фашистских захватчиков, были созданы спец. Д. д. Расширенная сеть Д. д. позволила предотвратить беспризорность.

Основными типами Д. д. в настоящее время (1963) являются: дошкольный (для детей с 3 до 7 лет) и школьный (от 7 до 18 лет). В ведении Мин-ва социального обеспечения имеются также Д. д. для детей-инвалидов. Дети-сироты, состоящие в родственных отношениях между собой, помещаются в один Д. д. В дошкольном Д. д. группы комплектуются по возрастному признаку в количестве 20 - 25 чел., а в школьном - из детей одного или двух смежных классов в количестве 30 - 40 чел. Воспитательная работа в дошкольных Д. д. по своему содержанию и методике та же, что и в детских садах. Все воспитанники школьного Д. д. посещают школу. Постановлением Совета Министров СССР "О мерах улучшения воспитания детей, оставшихся без попечения родителей" (1956) срок пребывания воспитанников в Д. д. был продлён до 18-летнего возраста (до 1956 в Д. д. дети содержались, как правило, до 14 - 15-летнего возраста), т. е. до момента окончания ими ср. школы.

При школьном Д. д. организуются столярные, слесарные, швейные мастерские, подсобные с. х-ва. Воспитанники работают в мастерских под руководством инструкторов по труду. Кроме этого, воспитанники занимаются хоз.-бытовым трудом, принимают посильное участие в общественно полезных делах села, города, района. Трудовое воспитание в Д. д. содействует школе в осуществлении политехнич. обучения, помогает уч-ся старших классов овладеть к.-л. профессией: слесаря, токаря, столяра, садовода, тракториста и т. д. В Д. д. установлен режим, к-рым предусматривается чередование уч. занятий и трудовых процессов с отдыхом. Центральное место в режиме школьного Д. д. занимают посещение школы и приготовление заданных на дом уроков. Большое внимание в Д. д. уделяется привитию детям навыков личной гигиены, домоводства (вкусно готовить пищу, красиво сервировать стол, стирать, шить и т. д.). Воспитанники Д. д. занимаются спортом, сдают нормы БГТО, ГТО.

После установленного срока бывшие воспитанники Д. д. в зависимости от склонностей и желаний поступают на работу или продолжают образование в вузе.

Большое место в воспитательной работе с детьми принадлежит воспитателю. Он заботится не только о высокой нравственности и здоровье своих воспитанников, но и помогает им в учёбе и труде. В каждом Д. д. имеется пионерская дружина. Комсомольцы-воспитанники Д. д. состоят на учёте и работают в комсомольской организации школы. Они помогают в работе пионерской дружины. В работе Д, д. активно участвуют комсомольцы шефствующих предприятий, они оказывают помощь в сплочении дет. коллектива, в решении материально-хоз. вопросов Д. д.

В школьном Д. д. избирается детский совет - руководящий орган дет. коллектива, к-рый помогает пед. коллективу в организации жизни детей. При дет. совете создаются комиссии: учебная, хоз.-бытовая, санитарная, культурно-массовая, физкультурно-спортивная и др. Д. д. в тесном контакте со школой, в к-рой учатся воспитанники, организует массовые мероприятия, работу пионерской организации, дет. совета, выполнение общественных поручений воспитанниками; определяет режим воспитанников, организует конкретные мероприятия по предупреждению неуспеваемости и преодолению второгодничества. Все предметные кружки занимаются в школе, а кружки по эстетическому и физическому воспитанию, как правило,- в Д. д. Проводится разнообразная внешкольная работа, содействующая развитию самодеятельности, активности и инициативы воспитанников. Значительное место в этой работе занимает внеклассное чтение, занятия в технич., муз., спортивных и других кружках, посещение кино и театров. Воспитанники Д. д. участвуют также в различных мероприятиях, к-рые проводят внешкольные учреждения. В Д. д. отмечаются дни рождения воспитанников и наиболее важные события в их жизни.

Центром методич. работы в школьном Д. д. является пед. совет. При Д. д. создаётся также попечительский совет, к-рый является органом общественности и содействует пед. коллективу в улучшении учебно-воспитательной работы и укреплении материально-технич. базы Д. д. Он состоит из представителей районного пли городского Совета депутатов трудящихся, отдела нар. образования, партийных, комсомольских, профсоюзных организаций и утверждается Исполнительным комитетом районного или городского Совета депутатов трудящихся сроком на 2 года. Большую заботу о Д. д. проявляет сов. общественность - шефствующие над Д. д. предприятия, колхозы, совхозы.

В 1959 было издано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по развитию школ-интернатов в 1959 - 65 гг.". В течение 1959 - 65 с учётом местных условий и возможностей рекомендуется преобразовать Д. д. для детей школьного возраста в школы-интернаты, что послужит дальнейшему улучшению обучения и воспитания.

Лит.: Макаренко А. С., Методика организации воспитательного процесса, Соч., т. 5, М., 1958; Уманский А. Г., Лаврик А. Н., Асатурова К. З., Организация коллектива воспитанников в детском доме, М., 1958; Вопросы воспитания в детском доме.[Сб. статей], М., 1956; Эстетическое воспитание в детском доме, под ред. В. Н. Шацкой, М., 1953; Марейн К. Н., Воспитательная работа в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского, М., 1958; В помощь директору детского дома. [Сб. материалов], М., 1955; Свадковский И Ф., Записки воспитателя, М., 1959; Опыт воспитания в детском доме, под ред. Г. Я. Арнаутова, М., 1959.

А. М. Гольдин, П. Э. Шпитальник. Москва.


Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., "Советская Энциклопедия", 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.