Духовно-нравственное воспитание дошкольников в доу в рамках фгос. По фгос, основными задачами воспитания у детей дошкольного возраста высокой духовности и нравственности называются

Галина Кочерыгина
Обобщение опыта работы ДОУ «Духовно-нравственное воспитание в системе дошкольного образования в контексте ФГОС»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

«Дети - наше будущее» . И каким будет наше будущее, зависит от нас взрослых : родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребёнка к возвышенному, святому и доброму.

Мы должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно – нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Слайд 5 (Стандарт)

В настоящее время основной задачей государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.

С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО , который закрепляет приоритет .

Одной из задач стандарта является : объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Слайд 6 (Области)

Реализуются задачи в течение всего времени пребывания детей в ДОУ через различные виды деятельности, специфические для детей дошкольного возраста : игра, общение, познавательная и исследовательская деятельность в пяти образовательных областях , в которых, так же прослеживается данное направление :

социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;…формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье…

познавательное развитие …формирование первичных представлений о себе, других людях…о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…

художественно- эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания …мира природы, фольклора, сопереживание

физическое развитие ….становление ценностей здорового образа жизни , овладение его элементарными нормами и правилами…

На данном слайде представлены направления работы по духовно – нравственному воспитанию в нашем ДОУ : «Я и моя родина» , «Я и мои ценности» , «Я и мое здоровье»

Слайд 8 (Программы)

Наш детский сад реализует Основную образовательную программу дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой, одной из парциальных программ в которой является программа по социально – коммуникативному развитию «Дорогою добра » Л. В. Коломийченко, а так же серия книг И. А. Лыковой В. И. Шипуновой «Народный календарь»

Дополнительно используем программы по духовно -нравственному и патриотическому воспитанию :

Региональная программа «Родники Дона» Р. М. Чумичевой, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохиной, Целью которой авторы ставят : развитие у детей целостного отношения к культуре и истории Донского края, зарождение личностных смыслов

Шевченко Л. Л. «Добрый мир» - Православная культура для малышей, которая рекомендована Министерством образования Московской области и внедряется в практику работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию

Основные положения по духовно-нравственному воспитанию детей , содержащиеся в этих программах, успешно интегрируются с образовательными областями образовательной программы ДОУ : обеспечивающие развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях .

В соответствии с целевыми ориентирами духовно нравственная культура детей дошкольного возраста складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно – нравственного воспитания дошкольников .

Стандарт дошкольного образования называют «Стандартом условий»

Главное условие, как я считаю, это кадровый потенциал.

Заведующая нашего ДОУ Валентина Григорьевна является глубоко верующим человеком, приобщает и свой коллектив.

В каждой группе нашлось место для иконы, у каждой своя история. Одну из них дети «спасли» , как сказали они в реке, когда ходили на экскурсию. Другие же нам принес в дар батюшка, настоятель храма нашей станицы Святителя Николая Чудотворца, он часто бывает в детском саду, оказывает духовную поддержку и наставляет на работу с детьми и родителями по духовно – нравственному воспитанию дошкольников .

Так же, частыми гостями нашего ДОУ бывают – воспитанники Воскресной школы с постановками.

Сотрудничество с Благочинным приходом Багаевского округа, протоиреем Александром Маштановым дает возможность детям нашего детского сада принимать участие в творческих конкурсах организованных ими

Прежде всего, духовно – нравственное воспитание и развитие личности начинается в семье. Важным направлением в работе по духовно-нравственному воспитанию является сотрудничество с родителями. Чувства Родины начинается у ребенка с отношения к семье к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Различные формы сотрудничества помогают в решении духовно нравственных задач. Родители участвуют в тематических выставках, конкурсах, совместных развлечениях праздниках.

Это традиционные собрания и педвсеобучи для родителей, собрания проведенные совместно с детьми.

Родители, с удовольствием принимают участие в традиционных праздниках, посвященных Дню матери, Дню защитников Отечества

А так же, принимают активное участие в уже ставшим традиционным Дне древонасаждений

С первых дней нахождения в детском саду родители включаются в сотрудничество, например при прохождении адаптации проводится акция «Познакомьтесь – это я!» , где родители с большой любовью оформляют газеты о своих детях, это помогает педагогам поближе узнать их новых малышей и их родителей.

Творческий проект «Что в имени моем?»

Проекты «Я в лучах солнышка» из которого мы узнаем, как дома ласково называют ребенка, и как он любит, чтобы его называли.

Проект «Я и мое здоровье» , где родители рассказывают, как они ведут здоровый образ жизни .

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера. На слайде представлены «Щедрый вечер» и «Масленица»

Продуктивная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети творят- это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления. Подарок сделанный своими руками, детскими руками «греет» . Дети с большим удовольствием делают подарки своим близким, организовывают выставки творческих работ . На слайде вы видите выставку портретов мам ко Дню матери, изготовление подарков : вязание крючком.

На этом слайде представлены : работа детей по изготовлению для мам кукол – оберегов ко Дню матери, и «Жаворонки – веснянки» , которых дети готовили к празднику «Благовещенье» , «Расписные писанки к «Пасхе» »

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своей станице. В непосредственно-образовательной деятельности , экскурсиях, беседах даём детям краеведческие сведения о родной станице, о её достопримечательностях.

На данном слайде вы видите экскурсии

Ежегодное празднование престольного дня станицы Багаевской

С помощью кукол, в доступной для детей форме – игры реализуем региональный компонент программы. В ноябре в нашем ДОУ проходил районный семинар для воспитателей , где педагоги делились опытом , дети исполняли народные песни. С воспитателями проведен мастер – класс по изготовлению казачьего костюма.

Экскурсии в музей нашей станицы. Детей очень впечатлил рассказ о том, что раньше детям давали в руки икону, и ребенок уже не мог соврать.

Дети с удовольствием примеряли старинные орудия труда : коромысло, пилу.

Экскурсии в библиотеку

В духовно нравственном воспитании большое значении имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах из жизни старших членов семьи : дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие понятия, как : долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг.

Ежегодно в детском саду проводится праздники, посвящённые Дню России, Дню Победы.

Еще одно направление : «Я и мое здоровье»

На этих слайдах представлены : «Олимпийское движение»

Спортивные соревнования

Мама, папа, я – спортивная семья!

Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен . Однако он необходим для развития его личности.

Знакомство с трудом взрослых, дежурство

Труд в природе

Ребенок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком.

На завершительном этапе, по окончании детского сада, хотелось бы видеть такие результаты…

Любите детей! Именно это научит их любить других людей, делать добро и радоваться жизни! На данном слайде представлен праздник День дошкольного работника , педагоги отдают детям свою любовь, вкладывают в них свою душу, за это дети открывают нам свои сердца

Слайд 40. Спасибо за внимание!

К сожалению, презентация не загрузилась, извините.

На сегодняшний день проблема нравственности очень актуальна. Уделяя внимание интеллектуальному развитию своего чада, родители забывают о получении ребенком духовного опыта. Развлечения современного малыша банальны: компьютерные игры, просмотр бессмысленных мультфильмов, прогулки по торговым центрам.

В дошкольном возрасте у детей формируется основа духовно-нравственной системы, от которой зависит дальнейшее отношение ребенка к окружению и миру в целом. По этой причине так важно уделять внимание моральному развитию крохи. Актуальность этой задачи отражается и в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) для дошколят.

Цель программы

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет родителей уделять приоритетное внимание обучению дитя. Веря в то, что интеллектуальное развитие является основой успешного и перспективного будущего, взрослые забывают о нравственной и моральной составляющей. А ведь духовные ценности закладываются с раннего возраста, и, проигнорировав естественное стремление ребенка к доброму и искреннему, родитель собственноручно рушит фундамент истинно важных качеств своего малыша.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников формирует личность маленького человека, прививая ценные моральные качества ребенку, а также способствует накоплению опыта, основанного на традициях культуры. В рамках ФГОС предусмотрены следующие задачи:

  • возрождение обычаев и традиций нации;
  • знакомство с православной верой;
  • духовное и эмоциональное обогащение;
  • поддержание нравственных ценностей семьи;
  • формирование понимания таких понятий, как справедливость, сочувствие, патриотизм и другие.

Приобщение детей к культуре, моральным нормам, традициям государства, общества и семьи принципы дошкольного образования по ФГОС, на которых основаны методы работы педагогов.

Положения образовательного стандарта

С 2013 года ФГОС входит в каждую образовательную систему. В рамках этих стандартов создаются учебные программы, направленные на развитие детей, в частности, дошкольников. Положения ФГОС основаны на следующих условиях:

  • различные методы для разнообразия детства подопечных;
  • всестороннее развитие ребенка;
  • социализация через взаимодействие со взрослыми и детьми;
  • уважение к личности дошкольника;
  • поддержание эмоционального благополучия и психологического здоровья;
  • особенная форма подачи информации через творческую активность, сказку, исследовательскую деятельность.

Особенно важным является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, формирующее любовь к стране, гордость за свой народ, стремление обогатить культуру. Основы патриотизма закладываются в семье, методы же работы воспитателей заключаются в развитии и обогащении уже полученного опыта. В положениях стандарта также подчеркивается значимость и особенность каждого возрастного периода. Занятия проводятся в ненавязчивой обстановке, в игровой форме или через сказку, отображающую в главных героях понятия о доброте, честности, отваге.

Требования программы

ФГОС ДО - это совокупность обязательных положений в образовании детей младшего возраста на основе многолетнего опыта работы педагогов. Программа представляет определенные методы, которые способствуют духовному развитию малыша.

  • Социально-нравственное воспитание дошкольников - усвоение общепринятых норм, формирование позитивного отношения и уважения к окружающим.
  • Художественно-эстетическое восприятие - понимание и восприятие искусства, любовь к природе, развитие творческой деятельности, фантазии.
  • Развитие речи - правильное использование основного средства общения с окружающими, обогащение словарного запаса.
  • Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - формирование представлений о Родине, традициях, ценностях и праздниках страны. Развитие познавательной активности, любопытства.

Для более продуктивной работы с детьми ФГОС указывает на необходимость их проведения в следующих условиях:

  • установка и контроль правил доброжелательности между детьми разных социальных групп, возрастов, религий, наций;
  • уважение к чувствам, желаниям и личности ребенка;
  • совместные работы с семьей, вовлечение родителей в процесс духовного воспитания;
  • специфическая форма подачи для данной возрастной группы - через увлекательную историю или сказку, интересный поход, веселую игру.

Необходимо формирование положительного отношения к миру, адекватного проявления чувств по отношению к окружающим, способности к анализу поступков других людей. Одна из успешных методик - собственный пример, ведь подражание взрослым занимает один из важных этапов в развитии ребенка.

Взаимодействие с родителями

Совместные работы детей с родителями - неотъемлемая составляющая, без которой невозможно духовное и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Для сотрудничества со взрослыми воспитатели используют различные методы:

  • анкетирование для выявления отношения родителя к программе;
  • презентация книг и выставок, посвященных православной культуре;
  • совместное празднование национальных праздников;
  • презентация семейного творчества.

Методы работы родителей с детьми зависят от возрастных и личностных особенностей, в зависимости от того, что интересно конкретному ребенку. Сформировать задатки нравственности можно через пословицы, песни или сказку, придуманную взрослым на основе собственного духовного опыта, экскурсиями, прогулками на природе.

Успех воспитания складывается из совместного дуэта родительского и педагогического опыта. Воспитатель должен объяснить отцу и матери важность поддержания семейных и народных традиций, привития эстетического вкуса, понимания и принятия духовных ценностей. В первую очередь именно родители ответственны за развитие своего крохи.

Для каждого этапа взросления ребенка характерны свои особенности развития. Духовно-нравственное воспитание дошкольников предполагает учет индивидуальности ребенка, его характера, способностей, окружения. Именно такой подход позволяет развивать личность маленького человечка, формируя основу социального воспитания и осознания духовных ценностей.

Титова О. В. МКДОУ «Мещовский детский сад»

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.

В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» .

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» , «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна) . Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитывается принцип этнокультурной ситуации развития детей. Образовательная программа «может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации…» В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.) Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. Одним из жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, многовариативность возможного толкования помогают воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора, и, конечно же, побуждают ребенка найти выход из данной ситуации. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимает восхищение мастерством человеческих рук, уважительное отношение к труду и людям труда. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного воспитания и развития детей.

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо» . Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.

Задача, стоящая перед педагогом – из огромного количества впечатлений, который получает ребенок, отобрать, наиболее доступные ему: о природе и о мире животных дома (детского сада, родного края) ; о труде людей, традициях, общественных событиях и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать и любить. Воспитатель должен продумать, что и как целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо выделить, что является наиболее характерным для данной местности или данного края.

Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.

Литература

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014. -32с.
  • Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива» , 2012. -248с.
  • Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе. / Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
  • Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. - М.: Издательский дом «Покров» , 2004.
  • Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. -72с.
  • Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. -168с.
  • Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003» , 2010. - 96с.
  • Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: АРКТИ, 2004. -80 с.
  • Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: АРКТИ, 2005. -72 с.
  • Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008. -128с.
  • Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект/авт. -сост. Н.Н. Леонова, Н.В. * Неточаева. - Волгоград: Учитель, 2013. -103с.
  • Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт. -сост. В. Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013. -166с.