Исторические аспекты становления брака. Исторические типы и формы семейно-брачных отношений Исторические формы брака и семьи

Для ранней стадии первобытнообщинного строя был характерен так называемый дуально-родовой, или групповой, брак , связывавший не отдельных мужчин и женщин, а роды (внутри рода половые связи были строжайше запрещены). На смену ему пришёл брак, связывающий представителей разных родов, но одного поколения. Следующим шагом был переход от группового брака к парному. На начальном этапе в парных браках связи между мужем и женой были весьма непрочными, каждый из них продолжал жить в своем роду. Позже муж стал переходить в род жены, а ещё позже - жена в род мужа. Однако при этом ещё долго сохранялись и пережитки группового брака.

У многих народов полигамия сохранилась и при переходе к классовому обществу. В Древнем Египте и Вавилоне она встречалась, правда, очень редко, но у древних евреев, как свидетельствует Библия, напротив, - довольно часто, хотя у них преобладали моногамные браки. В Индии многоженство было допущено еще в древности Риг-Ведой и, по-видимому, считалось обычным; еще в XIX в. Около 5% индусов жили в полигамном браке; примерно такое же распространение имело многоженство и у буддистов.

Христианство вначале не запрещало полигамию, еще в раннем средневековье некоторые короли и князья, в частности род Меровингов, имели по 2 жены. Однако впоследствии почти все церкви и секты резко осудили многоженство; лишь отдельные секты (анабаптисты и особенно мормоны), опираясь на Библию, проповедовали полигамию, но даже у мормонов в полигамном браке состояло лишь около 7% мужчин. По существу, единственной из мировых религий, последовательно поддерживающей полигамию, является ислам; Коран разрешил мусульманину иметь до 4 законных жен, не считая наложниц-рабынь, число которых у отдельных богатых мусульман измерялось десятками и даже сотнями. Впрочем, и среди мусульман полигамия, видимо, никогда не была господствующей формой брака.

Третья форма брака - полиандрия (многомужество) - по сравнению с полигинией представляет собой гораздо более редкое явление. Известны случаи полиандрии у некоторых индейских племён Северной Америки, среди эскимосов и на Маркизских островах. Область сравнительно широкого бытования полиандрии - Тибет, Гималаи и некоторые районы Южной Индии. При полиандрии, все мужья являлись кровными братьями; если у женщины имелись сёстры, то они нередко становились также женами братьев; в этом случае полиандрия приобретала форму группового брака. В жилище женщина, как правило, имела отдельную спальню и посещалась мужьями в установленную ночь; дети обычно принадлежали старшему мужу-брату. К причинам полиандрии следует отнести, прежде всего, нехватку женщин, обусловленную пренебрежительным отношением к девочкам, и связанной с этим их повышенной смертностью.

Демократическая форма брака: 1. Децентричная (духовный союз). 2. Эгалитарная (партнёрский союз).

34. Культурное значение эпохи позднего палеолита.

Верхний палеолит - та эпоха, когда человечество, вдобавок к биологически-видовому единообразию, приобретает тот уровень интегрирующих связей, который называется культурой. Культура начинается там, куда простирается символическая традиция, где есть уже материал для человеческого понимания Было отмечено, что наскальная живопись эпохи Верхнего палеолита соответствует тотемическим верованиям п/б человека и что изображенные животные представляли собой тотем, защитник определенной группы людей. Полагают, что их авторы, изображая воспроизведение и обилие животных, совершали некий ритуал «плодородия». Существует также предположение, что это - симпатическая магия, внушающая охотнику надежду на то, что он поразит зверя, которого изображает, и что таким образом он в определенной мере его уже «поразил». По другой версии, речь идет о теории символизма, согласно которой нарисованные животные олицетворяют собой женское или мужское начало в зависимости от того, какое животное изображено. Согласно последним теориям относительно символов первобытного искусства, изображения животных, человека, а также знаков, представляют собой комплекс двойственного характера, со своими противоречиями и дополнениями, который в упрощенной форме демонстрирует разделение по признакам пола. Несомненно одно - наскальная живопись играла определенную религиозную роль. Изображения находятся в наиболее отдаленных уголках пещер, где люди, как правило, не жили, а также на потолке, в отдаленных закоулках и труднодоступных нишах. Все это позволяет сделать вывод о том, что это были своего рода «галереи искусств» в современном значении этого термина. Все исследователи едины во мнении о том, что пещеры с наскальными изображениями являлись святилищами, хотя никто не может объяснить, зачем и почему были созданы эти настоящие шедевры, именно на них бросается в глаза тщательное соблюдение на рисунке мельчайших деталей изображаемой модели Все исследователи единодушно подразделяют искусство эпохи Верхнего палеолита на две основные категории: первая, объединяющая изображения на стенах, потолках и полу пещер, - наскальное искусство, - и вторая, к которой относятся небольшие изделя из камня, кости, рога, слоновой кости - искусство мелких изделий, или «мобильное» искусство.

Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке » – каждый мужчина считал себя мужем всех женщин.

Постепенно формировалась групповая семья , в которой женщина занимала особое положение. Через гетеризм (гинекократию ) – отношения, основанные на высоком положении женщин в обществе, – прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе и только повзрослев переходили в группу к мужчинам. Первоначально доминировала эндогамия – свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия (от греч. «екзо» – вне и «гамос» – брак) – запрет браков внутри «своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. Род состоял из половин, возникающих в ходе соединения двух линейных экзогамных племен, или фратрий (дуально-родовая организация), в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, а находили себе пару среди мужчин и женщин другой половины рода. Табу инцеста (запрета на кровосмешение) исследовал Э. Вестермарк. Он доказал, что эта мощная социальная норма укрепляла семью. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена.

Позднее сложилась пуналуальная семья – групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно. Такие семьи наблюдал Л. Морган в индейских племенах Северной Америки.

Затем сформировался полигамный брак : многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).

Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен.

Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство – нет.

В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысячелетий до нашей эры была провозглашена моногамия, но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось. Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах.



Многие ученые-этнографы отмечали, что всегда как антитеза моногамии существовала проституция. В некоторых обществах была распространена так называемая религиозная проституция: вождь племени, священник или иной представитель власти имел право провести с невестой первую брачную ночь. Господствовало убеждение, что священник, пользуясь правом первой ночи, освящал супружество. Великой честью для молодоженов считалось, если правом первой ночи пользовался сам король.

В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

Взаимоотношения родителей и детей также трансформировались на протяжении истории. Различают шесть стилей отношений к детям.

  • Инфантицидный – детоубийство, насилие (с древности до IV в. н.э.).
  • Бросающий – ребенка отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь и пр. (IV–XVII вв.).
  • Амбивалентный – дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образу и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (XIV–XVII вв.).
  • Навязчивый – ребенок становится ближе родителям, его поведение строго регламентируется, внутренний мир контролируется (XVIII в.).
  • Социализирующий – усилия родителей направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни, формирование характера; ребенок для них – объект воспитания и обучения (XIX – начало XX в.).
  • Помогающий – родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина XX в. – настоящее время).

В XIX в. появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов (прежде всего работы Фредерика Ле Пле). Семья изучается как малая группа с присущими ей жизненным циклом, историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике развития семейных отношений Ле Пле констатировал направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества.

Далее исследования взаимоотношений в семье концентрируются на изучении взаимодействия, коммуникации, межличностного согласия, близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы (работы Ж.Пиаже, З.Фрейда и их последователей).

Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости.
________________________________________________________________________________

первая историческая форма семьи и брака – дуально - родовой групповой брак. Все мужчины одного рода становились потенциальными мужьями для женщин другого рода. При выборе женщины мужчина автоматически вступал в парную семью. Женщины и мужчины объединялись в легко расторжимый союз, имели право на «дополнительные» половые связи с другими мужчинами и женщинами. Такие семьи не характеризовались наличием строгих хозяйственных обязанностей и женщины могли оставаться жить со своими сородичами. Встречаясь друг с другом только для половых контактов. Это и семьёй теперь трудно назвать. Ведь как можно относиться к тому, что почётному гостю разрешалось иметь половую связь с дочерью хозяина дома. Хоть гостей в свой дом не пускай.

Вторая эволюция института семьи и брака характеризуется патриархальными чертами. Было решено, раз мужчина - главный добытчик, быть ему и главой семьи. Теперь, ещё холостой мужчина, выкупает себе невесту или похищает (если выкупить не может) с целью создания своей семьи. Теперь семья становится семейной общиной , в которую входит максимум три поколения семьи.

Заключительный этап эволюции семьи и брака - малая семья, которая включает в себя супругов и их детей. Первоначально, такая семья характеризовалась утрированной патриархальностью. После развода дети оставались всегда отцу, женщина не имела право несогласия с мужем. Если же она желала вернуться к родителям, её семья обязана была вернуть выкуп. После смерти мужа женщина не могла уйти из семьи мужа, ей позволяли лишь выйти замуж за родственника мужа. Неверность жены каралась смертью, мужчине же разрешалось вести романы на стороне.


При всем различии точек зрения на движущие силы истории, тем не менее имеется

некий набор фактов, характеризующий смену форм общества и семьи. Здесь мы не

будем рассматривать изменения семьи в доиндустриальную эру. Наша задача

зафиксировать семейные изменения на стадии перехода от доиндустриального

общества к индустриальному.

Отметим, что вряд ли можно найти какое-либо социальное явление, которое

претерпело столь существенные изменения в процессе перехода к современному

обществу. Семья в решающей степени видоизменилась, что сказалось и

сказывается и, может быть, еще скажется на всем развитии общества.

Обычно в этих целях используется сравнение "традиционной" и "современной"

модели семьи.

Во-первых, при "традиционализме" прежде всего бросается в глаза родственно-

семейный принцип организации общественной жизни, перевес ценностей родства

над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью.

Модернизм, напротив, отделяет родство от социально - экономической и

политической жизни, подменяет интересы родства экономическим целям индивида.

Во-вторых, аграрное общество имеет своей основной экономической единицей

семейное домохозяйство; как правило, все взрослые работают дома и не за

плату, а на себя. Модернистская модель связана с разделением дома и работы,

появляется наемный труд на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой

труда независимо от статуса в семейно-родственных сетях.

Важно подчеркнуть, что семейное производство не исчезает вообще (хотя такая

тенденция наблюдается), а перестает быть ведущим, главным элементом

экономики, причем в урбанизированных регионах распространяется

потребительский тип семьи, где общесемейная деятельность, помимо генетических

и физиологических процессов, дополняется потреблением услуг внесемейных

учреждений за счет зарплаты, добываемой членами семьи за порогом дома. Однако

в силу социокультурного разделения семейных обязанностей женщины, участвующие

в наемном внесемейном труде, продолжают вести домашнее хозяйство. В

феминистских теориях подобная двойная занятость женщины интерпретируется как

итог господства мужчин, поэтому часто желательное "равноправное"

распределение семейных функций между мужем и женой объявляется идеалом

"демократизации" семьи, и в угоду этому идеалу даже сочиняются "оптимальные

модели" семейного "равенства". Однако методология исследования, разработанная

для общесоциального уровня, как абсолютная схема, переносится на уровень

первичной группы, что приводит к излишней политизации семейной проблематики,

поскольку сама установка ученых на "демократизацию" семьи не согласуется с

законами функционирования малых групп.

В-третьих, незначительная психологическая разделенность между семейным

домохозяйством и сельской общиной, этническими и другими социальными

общностями при традиционализме, контрастируют с резким размежеванием дома и

внесемейного мира, семейной близости и стандартности, обезличенности

отношений слоев и каст, напряженной конкурентности и опасности внешнего

окружения в условиях модернизма.

В-четвертых, социальная и географическая мобильность при традиционализме (как

правило, сыновья наследуют социальный статус и профессиональную специализацию

отца) отличается от высокой мобильности, присущей в условиях модернизма, тем,

что проявляет индивидуальную активность.

В-пятых, система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах

такие блага, как долг, следование обычаям, авторитетам, судьбе, ценность

семейной ответственности, детей как вкладов в будущую благополучную старость

модернизации становится менее престижным, уступая место ценностям

индивидуализма, независимости, прав личности, свободы выбора, ценности личных

достижений, самоактуализация и т. п., что вызывается сменой основного типа

семьи - расширенной семьи - нуклеарной семьей.

В-шестых, переход от централизованной расширенной семейно-родственной

системы, состоящей из трех поколений с доминированием старших, к

децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество

становятся выше родовых - родительских, причем в самом супружестве интересы

пары подчинены интересам индивида, что относится также к родительским и

родственным связям (депривация личности от семьи, изоляционизм).

В-седьмых, от развода по инициативе мужа в связи с бездетностью к разводу,

вызванному межличностной несовместимостью супругов.

В-восьмых, от "закрытой" к "открытой" системе выбора супруга на основе

межличностной избирательности молодыми людьми друг друга независимо от

предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупом невесты (хотя и при

сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепленных

брачным контрактом).

В-девятых, переход от традиционной культуры с жестким табу на применение

контрацепции (для компенсации высокой смертности) к индивидуальному

вмешательству в репродуктивный цикл, т. с. к предупреждению и прерыванию

беременности; этот переход также устраняет необходимость в удлинении

репродуктивного периода жизни (посредством приближения к физиологическим

границам - срокам начала и конца деторождения, посредством ранней и сплошной

брачности, традиций пожизненного брака).

Своеобразной квинтэссенцией и интегральным выражением всех перечисленных выше

семейных изменений является, в-десятых, переход от эры стабильной

многодетности семьи на протяжении всей человеческой истории к эре

непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены реальные

изменения семейных структур в XX веке на всех континентах позволяют говорить

о переходе к эпохе постоянного уменьшения детности семьи (вплоть до массовой

однодетности и, возможно, бездетности, поскольку нет никаких биологических

защитных механизмов, останавливающих это падение на каком-то безопасном для

общества уровне).

Семья - это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.

Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Поэтому по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отметил американский социолог Гуд, «мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно».

Первой исторической формой семьи можно считать материнскую семью в составе рода в эпоху матриархата ; иногда ее называют тотемической семьей. Это была сравнительно большая группа ближайших родственников по женской линии в первых четырех-пяти поколениях. В семье такого типа сущест- вал групповой брак, отец детей не всегда мог быть установлен, и потому происхождение определялось по материнской линии.

Домовая община как форма семьи существовала у всех индоевропейских народов и дожила до наших дней (Южная Индия, Тибет). Она отличается совместным проживанием нескольких поколений в одном большом доме. В зависимости от того, по какой линии определяется происхождение, выделялись материнская и отцовская домовые общины. Если главой рода является женщина, то в совместном доме живут лишь родственники по женской линии, а мужья женщин - членов общины живут в семьях своих матерей и посещают своих жен в определенных случаях. В этих общинах часто встречалась полиандрия (т.е. многомужество). Понятно, что отцовская домовая община включала в себя родственников по отцовской линии. Встречалась и билатеральная домовая община, в которой происхождение определялось и по отцовской, и по материнской линиям.

Моногамная патриархальная семья - это семья, в которой главой семьи и собственником имущества является отец. Непосредственной причиной перехода к такому типу семьи считается появление частной собственности и связанного с нею вопроса о наследовании.

Индивидуальная (нуклеарная , моногамная) семья - самая распространенная форма семьи в современном мире. Она отличается тем, что является не только общественной, но и юридически признанной, образуется в результате правового акта - бракосочетания гражданского или церковного либо того и другого.

Надо отметить, что число членов семьи имеет постоянную тенденцию к уменьшению. Типичная современная семья - муж, жена, один-двое детей. Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, способствует возникновению новых проблем в обществе.

Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет и на взаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего это проявляется в том, что решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе. Современная семья все больше трансформируется в социальную общность, в основе которой - брачная связь, построенная на любви и взаимном уважении.

Брак - это санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Первой формой общественного регулирования половых отношений считается дуально-родовой, или групповой, брак, характерный для ранней стадии первобытного общества. Групповой брак был отношением между родами (а не между лицами). Всякие половые связи внутри рода были строжайше запрещены (экзогамия), т.е. групповой брак выражался в том, что муж и жена не жили вместе и не принадлежали к одному хозяйственно-бытовому коллективу.

В дальнейшем групповой брак между членами разных родов сузился до лиц, принадлежавших одному поколению, и затем постепенно сменился парным браком. Вначале при парном браке супруги, вероятно, жили отдельно, затем муж стал переходить в род жены (матрилокальный брак), а позже жена - в род мужа (патрилокальный брак), имущество было раздельным, сохранялись пережитки группового брака.

Переход к земледелию и скотоводству повысил хозяйственную роль мужчины, в результате чего парный брак упрочивается и дает начало моногамному браку, укрепляющему целостность семьи. В ходе исторического развития основной формой брака становится именно моногамия; у ряда народов она сочетается с полигамией, однако распространение последней сокращается.

Заключение браков и выбор брачного партнера происходит под определяющим влиянием социальных и экономических факторов.

В рабовладельческих государствах брак был признан лишь для свободных граждан, резко осуждались брачные связи свободных с рабынями.

В феодальных обществах господствовали гомогамные браки, особенно среди правящих классов или сословий. Браки между крепостными обычно заключались по воле помещика. Усиление социальной и особенно экономической функции семьи способствовало усложнению порядка заключения брака, которому предшествовала договоренность о его материальных условиях (выкуп, приданое). Ответственность и инициатива при заключении брака, а также выбор брачного партнера становятся функциями главы семьи.

Развитие индустриального общества, сопровождающееся ростом образования и втягиванием женщины в общественное производство, привело к новым изменениям брака:

  • 1) процесс секуляризации (освобождение от церковного влияния в общественной деятельности) приводит к постепенной замене церковного брака гражданским браком;
  • 2) заключение брака упрощается, облегчается процедура развода;
  • 3) рост общего и специального образования повышает брачный возраст;
  • 4) растет число мужчин и женщин, не вступающих в брак, увеличивается число добрачных связей и незаконнорожденных детей.

В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности между мужем и женой.

С возникновением моногамии это изменение в большей степени носило качественный характер.

Брак в древности. Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившемся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.

В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.

Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья - управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.

История знает и эпоху матриархата, когда в древнем обществе главенствующее положение занимала женщина, но на то были свои особые причины. Когда было наложено жесткое табу на кровосмешение, образовался род как новая форма семьи, в основу которой как уже отмечалось, был положен принцип родства по материнской линии. Ввиду того что мужья и жены были общими, отцовскую линию проследить было фактически невозможно, и поэтому действительно кровными родственниками можно признать было только мать и ее детей, которые оставались при ней и составляли ее, материнский, род.

В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, так как это помогало сохранить трон, династию и наследство.

Так Клеопатра (69-30 гг. до н.э.) сначала была женой своего старшего брата, затем, после его смерти, - младшего. Каждый этот брак давал им право владеть Египтом.

Первые законы римского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей - управлять женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность. Много веков спустя римское право легло в основу английского законодательства, которое по-прежнему закрепляло за мужьями большие права.

В период рабовладения в Древней Греции было известно четыре типа женщин: 1) жрицы - служительницы различных культов, «мистические» женщины; 2) матроны - респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называла на «вы», за измену могла поплатиться жизнью или продавалась в рабство); 3) рабыни, являвшиеся наложницами плебеев; 4) гетеры - образованные и одаренные женщины (так называемые женщины для наслаждения).

Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был крепкий, здоровый мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.

С появлением частной собственности женщина становится бесправной домашней прислугой с многочисленными хозяйственными обязанностями, она не может даже распоряжаться личным имуществом без разрешения мужа, а в случае его смерти власть в доме переходила к сыну.

По свидетельствам историков, женщина могла делить с мужем ложе, но не трапезу. В Древней Греции красивая женщина стоила несколько голов рогатого скота.

Европейский брак в эпоху Средневековья и Возрождения. На протяжении IV и V вв. Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.

С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право принимать решение о браках своих вассалов и смердов.

Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу, брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны, девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, а с другой - мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей. Для аристократии брак был политическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние и могущество. То же отношение к браку существовало и среди цеховых мастеров средневековых городов и купечества.

Представления о серенадах требуют уточнения в том плане, что их, как правило, распевали под окном чужих жен. Но в то время, как женатый мужчина пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться другой. Представление о трубадурах Средневековья неплохо совмещается с образом рогоносца.

В эпохи Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.

Семья в библейские времена. Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей и он имел абсолютную власть над потомством.

Семья не была замкнутой: в нее входили все кровные родственники, а также слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя». Могла осуществляться кровная месть - вендетта.

«Брачный сговор» совершался членами семьи или их официальными представителями. Жених уплачивал семье невесты мохар (выкуп, компенсацию) - отчасти чтобы как-то компенсировать потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа.

В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходил обмен дарами.

И мужчины, и женщины вступали в брак молодыми. Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака было укрепление семьи, предпочтительно состоящей из особ мужского пола. Внебрачные связи были запрещены, и за измену или блуд полагалось наказание.

Существовало четкое различие значимости мужчины и женщины. Мужчина обладал большей свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна делать его счастливым, удовлетворять его сексуальные потребности и во всем следовать его приказам. Социального статуса у женщины практически не было, и все решения принимались мужчинами. Многие женщины, чтобы высказать свои требования, пользовались во внутрисемейных ситуациях психологическими средствами, высказывая свои претензии, однако идеалом всегда оставалась женщина покорная.

Языческая семья. Примером семьи, характерной для языческой культуры, является русская семьяХ-XII вв. Отношения мужа и жены строились не на отношениях «доминирования- подчинения», а «на изначальной конфликтности», как подчеркивает В.Н. Дружинин в своей работе «Психология семьи».

Женщина обладала свободой, как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода и могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла «большуха» - старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал за внешнее природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве - доме и семье.

Аналогичную картину можно увидеть, как считает В.Н. Дружинин, в большинстве других языческих цивилизаций, например в древнегреческой. В античной мифологии соблюдается паритет полов: мужские и женские божества равноправны, а отношения между ними сложны и неоднозначны, включая и борьбу.

В отношениях же родителей и детей дети занимали подчиненное положение.

Христианская модель семьи. Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком.

В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират - обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.

Патриарх - глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя. Слияние ролей отца и вождя, как и отца и учителя, является характерной чертой патриархальной культуры.

Интересно, что в католицизме особое значение имеет культ Богородицы, Девы Марии, напротив, почти все протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни было ее роль. Семья протестантов - это отношение мужчины к мужчине: отца к сыну, хозяина к наследнику, потенциально равному. Протестантский деятель Мартин Лютер (1485-1546) выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений, освященных религией. Вместе с тем к XVII в. в Германии, Голландии и Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа и жены.

Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях, принятые в Европе, были перенесены в Новый Свет первыми поселенцами. Например, догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет. Антисексуальные и морализаторские установки достаточно долго господствовали в колониях. В начале периода колонизации браки заключались исключительно из соображений удобства. Женщины занимали бесправное, подчиненное положение.

По мере того как в США женщины получали все больше прав, отношение к браку радикально менялось. Этому способствовали сначала борьба женщин за избирательные права, а в дальнейшем набирающее силу феминистское движение.

В христианском писании большее внимание уделяется взаимоотношениям супругов, нежели родителей и детей, и тем более сексуальным отношениям. Последние принимаются как неизбежная данность, хотя в некоторых стихах мы можем встретить совет вообще избегать сексуальных отношений.

Внутрисемейные отношения по «Домострою». Термин «семья» в ее современной трактовке «Домострой» не знает. Он использует слово «дом», обозначая его как некое единое хозяйственное и духовное целое, члены которого находятся отношениях господства-подчинения, но являются необходимыми для нормальной жизни домашнего организма.

Обязанность главы семьи - забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу, с тем чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей - обязанность отца). Все решения, связанные с «домовым строительством», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.

Роль жены и матери в «Домострое» оценивалась высоко. Жена в «Домострое» - регулятор эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность. Домострой рекомендует жене «мужу уноровить», т.е. поступать сообразно его желаниям и представлениям. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство».

Любовь к детям в «Домострое» рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей - любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни.

Семья как социальный институт и малая группа.

Семья – одна из наиболее древних форм социальной общности. Она возникла в недрах первобытно – общинной формации. Семья является уникальной социальной группой, звеном, связывающим биологическую и социальную жизнь человека, личную (индивидуальную) и общественную.

Непреходящая социальная ценность семьи состоит в том, что семья связана с производством и воспроизводством непосредственной жизни, с воспитанием детей в семье. В семье происходит передача социального опыта, социальных норм и традиций. При этом семья не только передает ценности, но и создает духовные ценности, такие как супружеский и родительский долг, уважение и любовь детей к родителям и родителей к детям, семейная взаимопомощь, солидарность и ответственность. Благополучие семейной жизни является составляющим личного счастья.

Будучи самостоятельной частью общества, она в тоже время тесно связана широкой с социальной средой и от нее же и зависит. Социально-экономические факторы воздействуют на брак и семью не непосредственно, а через культурные ценности (политические, правовые, нравственные, эстетические, ценности психологического порядка, духовные).

Семья – это своего рода социальный микрокосм, ибо ее структура представляет собой наиболее близкую к оригиналу модель структуры общественной. Во внутрисемейном общении и взаимодействии представлен максимум (в масштабе малых социальных групп) социальных компонентов: возрастные, профессиональные общности, женская и мужская части населения.

Семья реагирует на происходящие общественные изменения в своеобразной форме, что обусловлено это ее спецификой. Поэтому семейные отношения даже в пределах одного общества далеко не однозначно отражают социально-экономический строй, обладают относительной самостоятельностью в своем развитии, могут опережать общественный прогресс или отставать от него.

2 Брак: определение, развитие в истории общества.

Брак – исторически обусловленная, санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Развитие брачных отношений прошло путь от полигамии к моногамии. В браке упорядочиваются и реализуются естественные потребности людей (продолжение рода, сексуальные). Брачные отношения, будучи отношениями двух личностей (мужчины и женщины), являются социальными отношениями, имеют нравственно-психологическую природу.

Брачные отношения прошли путь от полигамии (многобрачие) до моногамии (единобрачие). Полигамия исторически существовала в двух разных формах: полиандрия (брак одной женщины и множества мужчин разновидностью которой является так называемая фратериальная , или братская, семья) и полигиния (брак одного мужчины и многих женщин).



В эпоху первобытного человеческого стада брак отсутствовал, т. е. существовали отношения промискуитета (фактически не ограничивающего половые отношения стада. С возникновением родового строя появляются экзогамия и эндогамные брачные санкции. Постепенно возникает групповой брак – форма брака, при которой все мужчины одного рода могли иметь брачные отношения со всеми женщинами другой такой же группы. Эпизодически возникали сожительства отдельными парами, что с развитием родового строя привело к возникновению парного брака, объединяющего только одну супружескую пару. Личное имущество супругов оставалось раздельным, брак был не прочным и легко расторжимым. Возникновение частной собственности ускорило развитие моногамного брака. Возникает частнособственническая форма моногамии. Ее наиболее характерные признаки: приоритет утилитарных соображений; доминирование мужчин; порабощенность женщин; принудительность супружеской верности. В рабовладельческом обществе брак признавался только для свободных граждан. Отношения же рабов рассматривались как сожительство.

Однако, было бы грубым упрощением связывать становление моногамии лишь с господством частной собственности. Развитие нравственной, эстетической, психологической культуры, культуры чувств вело к вытеснению полигамии моногамией (единобрачием) еще в рамках первобытно - общинного строя. Даже элементарное половое влечение имеет избирательный характер, что еще в большей степени относится к сексуальным предпочтениям и чувству любви.

В раннем европейском средневековье был установлен обязательный для всех церковный брак, но крепостные могли вступать в брак лишь с согласия феодала.

Распространение при капитализме трудовой деятельности женщин, падение престижа «влияния религии», демократизация брачно-семейного законодательства привели к развитию новой формы брачных отношений, основывающихся преимущественно на взаимном чувстве, личном выборе, характеризующихся относительным равноправием супругов.

В условия социализма брак представлял собой Современный брак – добровольный, равноправный, свободный союз мужчины и женщины, цель которого обеспечение их права на супружество, материнство, отцовство. Альтернативные формы брачных отношений: юридически неоформленный брак, открытый брак, групповой брак, суингерство, бездетные супружеские пары, гомосексуальные браки.

Семья как и брак является исторически конкретным социальным явлением. Кроме супружеских (брачных), семейные отношения дополняются родительскими, дочерними, сыновними, т.е. родственными.

Традиционно семья определяется как малая группа, члены которой связаны между собой брачными и/или кровнородственными отношениями, общностью быта, взаимной материальной и моральной помощью и поддержкой.

С.И. Голод (1995) предлагает следующее определение семьи. Семья это совокупность индивидов, состоящих по меньшей мере в одном из трех видов отношений: кровного родства (брат – сестра), порождения (отец– сын, мать – дочь и т.и.),свойства (муж -жена).

Семья – это социальная группа, целью которой является совместное удовлетворение общих потребностей членов семьи биологического, психологического и социально-экономического характера (Н.Аккерман, 2000).

Таким образом, существующие определения семьи рассматривают ее с позиций структурно-функционального подхода.

Семья определяется:

· как структурная единица общества,

· как целостное образование

· имеющее нормативные параметры,

· выполняющее определенные функции,

· акцентируется семейная функции продолжения рода,

· причиной семейного неблагополучия является нарушение структурных параметров, невыполнение заданных функций.

С позиций социального конструкционизма для понимания семейных процессов базовым для концепта семья является не ответ на вопрос «что такое семья?», а исследование суждений о том «что значит быть семьей?».

Быть семьей это значит со-участвовать в процессе со-зидания с другим человеком или с другими людьми длительных и устойчивых к невзгодам близких отношений взаимной заботы. Постмодернистские подходы к концепту «семья» признают возможность вариативности в переживании того, что означает «быть семьей». Представление о семье конструируется людьми в зависимости от социального контекста, времени и местонахождения семьи.

Исторические формы семьи развивались вслед за развитием брачных отношений.Эволюция форм семьи:кровнородственная семья, групповая семья (с преимущественными отношениями патриархата, матриархата или фратриархата), парная семья, малая патриархальная семья, нуклеарная семья. современные формы семьи.

1.2. Психологическое состояние современной семьи

Ключевые слова: современные формы брачно-семейных отношений, функции современной семьи, социально-демографические процессы в современной семье, кризис семьи, социоцентрированная и человекоцентрированная семья.


1.Характеристика современных форм брачно-семейных отношений .

Современные формы семьи включают: традиционную патриархальную семью, неопатриархальную, матриархальную и неоматриархальную, супружеские семьи без детей, неполную, смешанные семьи, в которых оказываются дети от разных браков, семьи не имеющие в основе супружеской пары, альтернативные формы брачно-семейных отношений (незарегистрированная семья, гомосексуальная семья, групповые семьи).

Типология семей по структурным основаниям: количество брачных партнеров (моногамия, серийная последовательная моногамия, полигамия); пол брачных партнеров (гетеросексуальная, гомосексуальная, семья транссексуалов); юридическое оформление брачных отношений (официально зарегистрированные брачные союзы, сожительства); структура власти в семье (традиционная: патриархальная, матриархальная; неопатриархальная, неоматриархальная, биархатная); количество поколений в семье (однопоколенная, нуклеарная, многопоколенная); наличие родителей (полная, неполная), функионально неполная, особая (сложноорганизованная, смешанная); количество детей в семье (бездетная, однодетная, малодетная, среднедетная, многодетная); открытость брачных отношений (осознанное единобрачие, не допускающее супружескую неверность, открытый брак, допускающий супружескую неверность по обоюдному согласию партнеров, семья-конкубинат (М.Босанац), в которой мужчина имеет две параллельно существующие семьи, в одной из которых отношения юридически оформлены, пробный брак); по критерию профессиональной занятости(семья полной занятости – работают оба супруга, семья частичной занятости – работает один из супругов, бикарьерные семьи).

Типология, построенная на учете особенностей функционирования семьей: качественные характеристики структурной организации и выполняемых функций (функциональная, дисфунциональная); по уровню благополучия, способности решать семейные проблемы (благополучная, неблагополучная).

2.Функции современной семьи.

Функции семьи это ее назначение, ее роль в жизни общества и человека, определяемое требованиями общества и потребностями личности, которые она способна удовлетворить. Семейные функции глубоко историчны, поэтому с течением времени меняется перечень функций, их содержание и иерархия.

Функции современной семьи: репродуктивная, воспитательная (социализации), сексуальная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, досуговая, психотерапевтическая.

3.Кризис современной семьи: социологический и психологический подходы к изучению.

Традиционно показателями кризиса современной семьи называются: катастрофическое снижение рождаемости, высокий показатель числа абортов, рост внебрачной рождаемости, высокая младенческая и материнская смертность, рост процентного показателя патологии новорожденных, снижение продолжительности жизни, увеличение числа разводов и увеличение внутрисемейной конфликтности, широкое распространение альтернативных форм брака, увеличение числа случаев жестокого обращения с детьми, рост числа социальных сирот, алкоголизация и распространение наркомании и тяжелых заболеваний.

Социологический подход в объяснении кризиса семьи опирается на социально-экономические причины неблагополучия современного общества.

Психологический подход объяснения кризиса основывается на признании особой роли семьи как посредника между человеком и обществом. Поэтому, с одной стороны, призвана удовлетворять требования общества, а с другой стороны – призвана удовлетворять потребности конкретных людей. Это положение позволяет ввести понятие о социоцентрированной и человекоцентрированной семье.

Социоцентрированные семьи ориентированы на общество, при этом основной задачей семьи является транслирование социальных ценностей и норм подрастающему поколению. Члены семьи оцениваются в первую очередь как личности, а их личностные качества рассматриваются с точки зрения соответствия нормам общества. В таких семьях воспитание ребенка рассматривается как нормативный процесс формирования личности. Индивидуальность ребенка недооценивается. В социоцентрированных семьях коммуникации носят формальный и условный характер, отличаются закрытостью.

Человекоцентрированная семья характеризуется тем, что она ориентирована на удовлетворение потребностей взрослых и детей, с учетом их индивидуальности. Психологическое развитие ребенка рассматривается как процесс индивидуации. Коммуникации в семье носят безусловный, открытый и безоценочный характер.

Центрация на социальных нормах семьи характерна для традиционных семей. В современных семьях ценность человека, его индивидуальности растет. Кризисные явления можно рассматривать как проявление трудностей поиска новых форм семьи, ее переходного состояния от социоцентрированной к человекоцентрированной семье.

ТЕМА 2. ДИНАМИКА БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ключевые слова: психологические задачи брака, развитие брака, динамика семьи, жизненный цикл семьи, жизненный путь семьи, нормативные и ненормативные кризисы семьи.