Как оказать помощь детскому дому. Никаких подарков в детские дома

Детские дома навевают печаль и страх на каждого, кто никогда не бывал в них лично. Действительно, что может быть более грустным, чем тысячи малышей, растущих без родителей в специализированных учреждениях по всей нашей необъятной стране? А между тем, вместо того чтоб переживать и сочувствовать на расстоянии, каждый из нас может лично помочь детям-сиротам. Дома малютки в Москве постоянно нуждаются в новых сотрудниках и волонтерах, финансах и каких-то конкретных вещах, а также с радостью готовы принять людей, решивших стать родителями.

Помочь может каждый

Понятие благотворительности в нашей стране сегодня субъективно. Практически каждую неделю мы смотрим и читаем новости о новых благотворительных акциях и отчеты фондов. Чаще всего организации хвастаются собранными миллионами на лечение конкретных детей, сделанными ремонтами под ключ в детских учреждениях и прочими глобальными поступками. Подобная ситуация стимулирует развитие стереотипа - творить добро могут только обеспеченные материально люди, а благотворительность как явление - дорогостоящее удовольствие. Все это большое заблуждение, даже Дома малютки в Москве, несмотря на благополучие региона, с радостью принимают любую помощь. И нет ничего страшного в том, что вы хотите сделать доброе дело, но сегодня имеете возможность потратить совсем мало времени и денег.

С чего начать?

Помощь может быть разной - это финансовые вложения, общение с воспитанниками, работа в учреждении на добровольных началах. Решите сразу, насколько серьезны ваши намерения, какими ресурсами вы располагаете. Если вы боитесь, что не сможете постоянно посещать Дом ребенка, разумно ограничиться переводом в благотворительный фонд или разовой поездкой в выбранное учреждение. Для тех, кто планирует посвятить значительную часть жизни помощи детям-сиротам, полезно задуматься о регулярных посещениях или даже шефстве над выбранными малышами. Определитесь с конкретным детским домом или попробуйте познакомиться с опытными волонтерами. Все Дома малютки в Москве имеют собственные особые правила и жесткие требования к добровольным помощникам. Важно как можно быстрей их изучить и запомнить.

Нужды детского дома

Многие учреждения имеют собственные сайты, на которых своевременно обновляется тема со списком необходимых вещей. Потребности могут быть различными: от конкретных игрушек до предметов интерьера и обихода. Желающий помочь может самостоятельно приобрести какие-то из перечисленных вещей или перечислить деньги на их приобретение. Изучите политику приема помощи конкретной организацией. Не каждый детский Дом малютки в Москве принимает б/у одежду и игрушки. Для ряда учреждений обязательное условие - наличие этикеток и чеков, подтверждающих, что вещь новая. Так же непросто обстоят дела с продуктами питания. Некоторые Дома малютки в Москве с удовольствием принимают каши, соки и пюре в заводской упаковке, другие же наотрез отказываются от подобной помощи.

Что такое шефство?

Детские учреждения Москвы и области достаточно хорошо финансируются. По этой причине помощь им часто требуется не материальная, а физическая. Все мы знаем, что вакансии «работа, Дом малютки (Москва)» не являются престижными. В учреждениях для грудничков и детей младшего дошкольного возраста порой допускают волонтеров (прошедших медицинское обследование) для ухода за подопечными. Также многие детские дома не против организации добровольцами праздников и разовых посещений. И все же одна из главных потребностей детдомовцев - общение. Оптимальный вариант для тех, кто уверен в собственных силах и желании помочь, - шефство. Данный вид взаимоотношений предполагает дружбу. Обычно волонтер знакомится с выбранным ребенком по переписке, и только после того, как контакт налажен, приезжает лично. Такой вариант оптимален, так как переживания ребенка будут менее яркими в том случае, если шеф прекратит общение.

Дом малютки: усыновление (Москва)

Стоит ли объяснять каждому взрослому человеку, что жизнь в детском доме – это далеко не сахар. Даже в том случае, когда государственное учреждение является образцово-показательным, руководит им исключительно выдающийся человек, который всю жизнь посвятил своему любимому делу, молодым воспитанникам бывает очень трудно смириться с отсутствием нормальной семьи. В этом нет ничего противоестественного, ведь каждый ребенок хочет, чтобы у него были родители.

Что может сделать общество для своих самых маленьких граждан, оказавшихся в такой непростой ситуации? Конечно же, оказать посильную помощь. При упоминании слова «помощь» мы говорим не только о материальной поддержке, но и о моральной. Непременным долгом каждого из нас является посильная помощь воспитанникам детских домов. Многие из нас считают, что в таком случае необходимо оставить работу и целые дни посвящать этому почетному, но совершенно неоплачиваемому делу – благотворительности. Однако это не так! Помогать детям из детских домов можно в свободное от работы время. Для этого совсем не обязательно даже ездить в государственное учреждение, если у вас нет на это времени. Сегодня мы осветим основные направления помощи ребятам из детских домов, которые под силу каждому из нас!

  1. Друг по переписке. Любой человек нуждается в общении. Не являются исключением и дети из детских домов. Маленький человечек, двадцать четыре часа в сутки находящийся в казенном учреждении, нуждается не только в одежде и еде, но и в теплых и ласковых словах. Как бы ни старались воспитатели и директор детского дома, какую бы замечательную обстановку ни создавали, все равно детям будет недоставать родительской поддержки и тепла.
    Привнести в жизнь детдомовцев радость можете и вы. Для этого совершенно необязательно ездить в детский дом, ведь почти с каждым из воспитанников можно переписываться по почте.

    Где найти информацию: на сайтах различных волонтерских организаций, в группах в социальных сетях периодически публикуются посты о проведении различных мероприятий. Если у вас есть желание стать другом по переписке для ребенка из детдома, вам необходимо обратиться к представителю волонтерской организации. Вам помогут подобрать кандидатуру малыша в соответствии с вашими пожеланиями. Кому-то проще переписываться с младшими школьниками от 6-7 до 10-11 лет. Кто-то предпочитает общаться уже с подростками 13-17 лет.

    Что нужно делать: написать письмо. Нет, не на компьютере, а от руки. Малышу будет очень приятно получить живое письмо от человека, которому он не безразличен. Не забудьте вложить в письмо чистый конверт с обратным адресом. Делать это нужно будет всегда, ведь ребенок не сможет купить конверт, чтобы ответить вам.
    Писать можно обо всем. Интересоваться делами малыша, давать ему советы, если он попросит, радоваться вместе с ним. Не стоит писать ребенку о своих проблемах. Не стоит слишком привязывать к себе малыша и обещать ему то, чего вы не можете выполнить. Старайтесь, чтобы ваша дружба по переписке не выходила за какие-то установленные вами рамки общения. Ведь дети очень восприимчивы, и крохе будет сложно смириться с тем, что вы не сможете навестить его и т.д.

    Обязательно: присылайте малышу подарки. Обычно такие правила устанавливают волонтерские организации. Ребенок должен получать подарок два раза в год: на Новый год и день рождения. Заранее обговорите с руководителем благотворительной организации сумму подарка. Это важно во избежание конфликтов между детьми (ведь кому-то могут прислать навороченный телефон, а кому-то – просто блокнот и ручку).
    В письме ребенок может спросить вас, когда вы приедете его навестить, начать называть вас «мамой», «сестрой» и т.д. Найдите нужные слова для малыша, как бы трудно это не было.

  2. Материальная помощь. Конечно же, самым распространенным способом помощи детям из детских домов является материальная поддержка. Если у вас нет времени или возможности заниматься этим лично, вы можете перевести деньги на счет благотворительной организации или передать средства координатору детского дома.

    Где найти информацию: на сайте детских домов и благотворительных организаций.
    Что нужно делать: помогать! Если у вас есть силы и желание, можно выбрать вещи из так называемого «списка потребностей» одного из детских учреждений (найти его можно в группе в социальной сети либо на сайте волонтерской организации). Собрать вещи и передать их волонтеру-коордитнатору детского дома.

    Детям могут понадобиться:

    С какими трудностями можно столкнуться: нужно быть готовым к тому, что ежемесячно определенная часть вашего бюджета будет тратиться на благотворительность. Честно ответьте себе на вопрос, готовы ли вы к этому?

  3. Волонтерство. Где найти информацию: на сайтах благотворительных организаций.

    Что нужно делать: помогать. Быть готовым участвовать в различных акциях, собирать вещи для детских домов в любое время. Если вам хочется проводить вечера и выходные в спокойствии, это занятие не для вас.

    Обязательно: заполните анкету на одном из сайтов волонтерской организации. На собеседовании поинтересуйтесь у куратора, что будет конкретно входить в круг ваших обязанностей; сколько именно времени вам нужно будет тратить на благотворительность.

    С какими трудностями можно столкнуться: готовы ли вы отдавать этому делу абсолютно все свое свободное время? Дети могут привыкнуть к вашему обществу, и ваше исчезновение может стать для них настоящим стрессом.

Помощь ребятам из детских домов – дело благородное, но очень ответственное. Прежде чем заняться благотворительностью, ответьте себе на вопрос, действительно ли вы хотите посвящать все свое свободное время детишкам из детского дома. Сможете ли вы дарить малышам тепло своей души? Готовы ли вы к тому, что отныне у вас практически не будет свободного времени? Если да, тогда вы с легкостью сможете стать волонтером. Дерзайте!

Тема социальной адаптации выпускников детских домов стара как мир. Специалисты, работающие в этой сфере, знают, как мало выпускников детских домов выживают. Почему это происходит? Попробуем разобраться.

Воспитанник детского дома живет в такой системе, где он сам себе не принадлежит. Ребенку говорят: «Сегодня едем на концерт», и он едет, не важно, хочет или нет. В выходной день любой школьник надеется выспаться, отдохнуть, набраться сил перед новой учебной неделей. Но не тут-то было. В 8 утра объявляют подъем, так как сегодня в детском доме «День аиста». И воспитанник обязан встать, одеться, умыться и с улыбкой принимать гостей: потенциальных приемных родителей, чиновников, журналистов. Я несколько раз была на этом мероприятии, приходила пообщаться с девчонками, у которых проводила программу по адаптации. При мне пришла делегация из кандидатов в приемные родители к старшим девочкам (15-18 лет). Директор что-то воодушевленно рассказывала, гости смотрели на них, девочки жались ко мне, пытаясь спрятаться. Когда все ушли, одна из них сказала: «Как в зоопарке».

Почему такое отношение, ведь это шанс попасть в семью? Но, как показывает практика, не всегда это становится реальным, а встречи приносят все больше разочарования и раздражения.

Также в выходные и в будние дни могут проходить другие мероприятия, где все обязаны присутствовать: праздники, концерты, приезд чиновников, игры, устраиваемые волонтерами и благотворительными фондами.

Другой момент жизни в детском доме: невозможность нормального процесса воспитания. В семье, если ребенок наказан, то он это наказание должен понести. Например, день без телевизора или без компьютера, запрет на прогулки с друзьями или что-то еще. В детском доме, независимо от того, провинился воспитанник или нет, если все едут в цирк, он тоже едет.

Ребенок, живущий в семье, эмоционально привязан к своим родителям, и благодаря этому он слушается. Доверяет взрослым, понимает, что они надежные, более опытные и зрелые, прислушивается к ним. Если родители не отпускают ребенка куда-то, чаще всего он подчиняется. В детском доме большинство детей не верят взрослым, их жизненный опыт показал, что те могут быть ненадежными. Их родители были слабыми, зависимыми от алкоголя или наркотиков, не смогли отказаться от пагубной привычки, чтобы сохранить себя, свою семью, своего ребенка. После этого сложно верить взрослым, особенно, если они показывают свою слабость, а ребенок, живущий в детском доме, как сканер считывает слабость людей. И тогда пощады не жди.

Особенно сложно детям, от которых сразу после рождения отказались родители. Там в картине мира взрослого вообще нет. И не трудно догадаться, что в школе с этими детьми сложнее всего.

Важно и то, что ребенок в детском доме почти ничего не делает сам: не стирает, не готовит, не моет полы, не выполняет поручения, которые, для детей, живущих в семье, являются нормой: сходить в магазин, вынести мусор, развесить белье и т.д. Не знает цену деньгам. Если у ребенка порвалась куртка, ему дадут другую. Благотворительные фонды собирают вещи, привозят, и так у детей появляется что-то новое. Если детдомовскому ребенку дарят дорогой подарок, например, айфон, он может пойти и продать его за копейки, не зная цены этой вещи. Она легко пришла к нему, легко и за бесценок ушла. Ему не надо было выпрашивать ее у родителей, учиться на одни пятерки, и ждать с трепетом в сердце, когда же эта долгожданная вещь будет ему подарена. Отсюда и нет желания бережно к ней относиться.

Также нет опыта разумной траты денег. Хотя в некоторых детских домах ребятам выдают по 300 рублей в месяц, и они могут этими деньгами как-то распорядиться. Некоторые копят и покупают себе одежду, другие предпочитают вкусно поесть. Но это скорее редкость, чаще ребята не имеют доступ к деньгам, и соответственно, не умеют ими распоряжаться.

И вот воспитанники детских домов, с покалеченными судьбами и истерзанными душами выходят за стены этого заведения. Обозленные, агрессивные, привыкшие, что все им должны, так как они сироты, государственные дети. Не наученные элементарным вещам, не умеющие заботиться о себе, научившиеся считывать людей, лучше профессиональных психологов. Выходят они на улицу со своей котомочкой и куда? А некуда. Более менее стабильная ситуация в Москве, здесь выпускник чаще всего переезжает сразу в свою квартиру. Получает пособие, кто-то продолжает учиться в колледже, реже в институте (есть у меня такой пример), подрабатывать курьером или в сфере быстрого питания. Вроде бы ничего особенного, не такая уж прекрасная жизнь, для 18-летнего человека достаточно сложная, но это самая благополучная ситуация. Многие же из выпускников пьют, принимают наркотики, не работают и не учатся. Попадают в сомнительные компании, часто криминальные; не наученные трудиться, они хотят легких денег, и находят пути реализации этого, впоследствии попадая в тюрьму или погибая.

Некоторые не выдерживают, заканчивают жизнь самоубийством. Они не справляются с этой жизнью, их не научили жить в нашем обществе, находить общий язык с людьми, встраиваться, мечтать, ставить перед собой цели и идти к ним. Зарабатывать деньги, учиться, развиваться – нет внутренней мотивации, нет включенности, они как были «замороженные» в системе детского дома, таковыми и остались. Будучи уверенными, что за них все сделают, они продолжают быть в этом уверены и после выпуска. Но тут они сталкиваются с другой ситуацией, когда никому не нужны. Если сам не сделаешь, то никто не сделает. Вот тут бы включиться. Но нет! Тут же появляются добровольцы, которые становятся «костылем» для ребенка, ходят и делают все за него. Если, конечно, появляются. Если нет, то либо выпускник включается и начинает за свою жизнь бороться, стараться выжить, либо нет. Вот тут бы очень помог человек или семья, которые смогут направить, подсказать, поговорить, кому можно излить душу, да просто знать, что есть кто-то, кому ты небезразличен. Ни в коем случае не ходить за выпускника, ничего за него не делать! Можно помочь советом, консультацией юриста, подключить свои связи, но он должен сам идти к чиновникам, в поликлинику, написать резюме, отправить и т.д. Главное, чтобы появилась мотивация. Иначе не выжить.

И это я рассказала о воспитанниках и выпускниках детских-домов, учреждений, в которых ребята учатся в общеобразовательной школе. Они каждый день выходят за стены этого учреждения, общаются с одноклассниками из семей, могут сходить в магазин, и, не смотря на это, им сложно адаптироваться к жизни после детского дома.

Что же тогда говорить об интернатах, где дети живут и учатся в одном месте, они лишены общения с другими людьми, кроме сотрудников и воспитанников этого учреждения. Интернат обычно хорошо охраняется. К чему их готовит эта система? Где еще так живут? Может быть в тюрьме, куда они нередко попадают?

И тут рождается вопрос, можно ли что-то сделать?

Я сейчас не буду говорить о том, что можно сделать на уровне государства. Про разукрупнение детских домов, развитие института профессиональных семей, всего того, что сейчас стараются сделать и государство, и общественные деятели, и некоммерческие организации. Расскажу, что может сделать каждый из нас. Можно взять под свою опеку хотя бы одного ребенка. Форм помощи много: наставничество, гостевая семья, опека или приемная семья, усыновление. В семье ребенок адаптируется и социализируется лучше и быстрее, и душевные раны немного заживут, в тепле, уюте и любви. Но если у вас нет такой возможности, вы можете просто навещать ребенка в детском доме, помогать делать уроки, общаться, чтобы он знал, что есть человек, которому можно позвонить, которому не все равно. Можно брать ребенка в гости на выходные, праздники и на каникулы. Для него это очень большой опыт, возможность увидеть другую жизнь, включиться, начать ставить перед собой цели. Стремиться к чему-то другому, о чем он раньше не знал. Увидеть, что такое семья, как хорошо и приятно быть просто ребенком. А там кто знает, может быть, со временем вы найдете в себе желание и ресурсы заботиться об этом запутавшемся человеке с такой непростой судьбой.

  • Добавить в избранное 2

Помогать детям, оставшимся без попечительства родителей, надо наилучшим образом. Некоторые люди думают: «Хочу помочь детям». – И одаривают детские дома подарками и вещами, однако следует помнить: помощь должна быть осмысленна. Если разбираться в этом вопросе более детально, оказывается, что здесь есть некоторые психологические ограничения. Помочь детскому дому и детям, там проживающим, необходимо, но так, чтобы не причинить вред, ведь даже имея благие намерения, можно навредить.

Например, часто первое, что делают спонсоры, обеспечивают детские дома подарками и вещами. Они чувствуют удовлетворение, что выполнили благое дело, и это верно. Но иногда такие действия не идут на пользу воспитанию детей-сирот.

В чём заключается вред подарков?

С точки зрения педагогики, неправильно, что дети получает подарки по любому поводу только из-за своего статуса сироты по первому «хочу», в итоге у них иногда формируется мнение, что в жизни ничего не нужно делать для того, чтобы получить что-то ценное. Такая позиция становится стратегией выживания: как от окружающего мира получать что-то бесплатно, пользуясь лишь своим статусом.

К чему приводит незаслуженные подарки? Получив один, два, три раза что-то без труда, дети понимают, что им почти не нужно прикладывать каких-либо позитивных созидательных усилий. А когда они выходят во взрослую жизнь, где просто так ничего не достаётся, привычный мир начинает рушиться. Слово «хочу» уже почти не приносит результатов, но подростки иногда просто не знают, как ещё получить желаемое и необходимое.

Чтобы не допускать таких ситуаций, дети должны понимать: чтобы что-то получить – они должны созидать. Подобным созиданием могут быть хорошие оценки, успехи в творческих делах и спорте. Подарки должны получать все дети, однако следует тонко направить их на путь самосовершенствования. Тогда дети станут стремиться к лучшему и всячески развиваться – это и станет лучшим уроком и лучшей помощью в их судьбе. Такая модель взаимодействия с подрастающим поколением обычно реализовывается в благополучных семьях, поэтому дети из полноценных «ячеек общества» лучше подготовлены к жизни и не надеются на одно лишь «хочу».

Желание подарить малышу вещь нужно обертывать в правильные формы. Дети-сироты имеют многие блага. На их содержание государство выделяет большие суммы из бюджета. Скорее дети нуждаются в нашей заботе, ласке, наставлениях, потому что у них нет мамы и папы, которые смогли бы их обнять и научить. Сироты должны получать подарки и всевозможные поощрения, но лучше их не баловать, а относится к ним как к своим детям.

Пусть вы думаете: «Хочу помогать детям». Первым делом необходимо определить, в чём на самом деле нуждаются конкретный мальчик или девочка. Для этого следует обратиться к специалистам из волонтерской организации или детдома. На самом деле все мальчики и девочки нуждаются в маме с папой, вам нужно решиться усыновить кого-то из них. Можно, конечно, приобрести для детей игрушки, тёплую одежду и другие практические вещи, которые окружат малыша из интерната относительным комфортом.

Ещё один вариант – стать попечителем. Для этого не нужны большие финансовые или жилищные возможности, достаточно одного «хочу», подкреплённого действиями. Итак, как реализовать эти намерения. Наши рекомендации.

Различные способы правильной помощи

Стать попечителем достаточно просто. Существуют различные подходы, как можно оказать помощь детям и детским домам.


Итак, одна лишь мысль занимает вас: «Хочу помогать детям». Мы уже объяснили, что один из действенных вариантов – стать попечителем. Дать возможность малышу, оставшемуся без родителей, пожить в семье – самое лучшее, что можно ему предложить. Возможно, на этом пути вам понадобится оформить много документов. В этом нет ничего особенного. Ответственность за детей – дело серьезное. Государство несёт ответственность за тех малышей, которые потеряли родителей. Проверка человека, вызвавшегося взять к себе воспитанника – первейшее дело.

Следует помнить, что попечитель лишь отчасти заменяет детям родителей. Часто случается так, что попечитель, сроднившись с малышом, уже не может с ним расстаться и решается оставить его в своей семье навсегда. В нашем обществе много хороших людей. Нет ничего сложного в том, чтобы найти хороших родителей для всех ребят, которые в этом нуждаются. Конечно, самая лучшая помощь – забрать малыша к себе и подарить ему родительскую заботу.

Обыватель, насмотревшись всего этого, думает: «Помогу-ка и я детишкам!» И тащит в ближайший детский дом вещи и игрушки своих выросших детей. Или, узнав у директора счет, перечисляет туда деньги. А то и просто передает эти самые деньги из рук в руки директору.

Поверьте, такие «пожертвования» детскому дому не нужны. Иное дело — крупные предприятия, взявшие шефство над конкретным детским домом. В моем городе многие предприятия имеют подшефный детский дом: приезжают, делают ремонт, покупают технику, устраивают детишкам праздники.

Что же тогда делать простому человеку, у которого «защемило» сердце и захотелось сделать что-либо для детей-сирот?

Идите к этим детям и общайтесь с ними! Это самое лучшее, что вы сможете сделать. Я знаю, о чём говорю: детишки живут в неплохих условиях, пусть без изысков, но накормлены, да и голыми они не ходят. На содержание каждого детдомовца государство выделяет приличную денежную сумму. Каждый год (как правило, в начале сентября) им выдается полный комплект одежды и обуви, начиная от нижнего белья и заканчивая зимними вещами. Так что они накормлены, одеты, обуты… Но как же они одиноки среди толпы себе подобных!

На группу из 8−15 человек положены два воспитателя, которые, как правило, работают через день. За рабочий день им надо: разбудить, накормить, отправить на учебу, сдать вещи в стирку, сделать со всеми уроки (а если группа разновозрастная?!), провести какое-нибудь занятие-мероприятие, вывести на прогулку… А поговорить? С каждым? В отдельности? Заглянуть каждому в душу? Шутите! На такое времени уже не остается.

Вот и растут детдомовские дети настоящими социально не адаптированными дикарями. Да и где адаптироваться этому ребёнку? Поесть ему три раза в день приготовят, одежду выдадут, иногда в кино сводят или на экскурсию. Престарелых дедушек-бабушек, за которыми надо присматривать, нет, младших братишек-сестренок нянчить никто не заставляет, умных бесед о распределении семейного бюджета или куда лучше поехать отдохнуть в отпуск при нём тоже никто не ведет.

В результате на выходе из детского дома они получают выходное пособие, которое тут же тратят на шикарные мобильные телефоны и дорогую еду, а через пару месяцев возвращаются в детский дом и со слезами просят взять их обратно. А не положено! Конечно, воспитатели из жалости их подкармливают…

Как же решить эту проблему? А никак! Её надо не решать, а предупреждать! У нас в стране сейчас действует масса программ по устройству детей-сирот в семьи. Но это очень ответственный шаг, и на него можно пойти, только тщательно всё обдумав. К тому же, нужно согласие всех членов вашей семьи.

Гораздо проще и доступнее — ходить в гости в детский дом. Выберите подходящий вам, и лучше, если детишки там будут школьного возраста. Почему? Все просто: у нас в стране детские дома делятся на три возрастные категории:

от 0 до 3−4 лет;
с 3−4 лет — до школы;
школьные.

Так вот, те, которые для малюток, находятся в ведомстве Минздрава, и туда вас без специальной медкомиссии даже на порог не пустят.

Ходить к детишкам дошкольного возраста очень тяжело морально: они на всех кидаются, кричат «Мама!». И глазенками побитого щенка заглядывают вам в глаза.

Со школьниками проще. Им уже хоть что-то можно объяснить. С чего начать? Лучше всего подойти к социальному педагогу детского дома. Она вам подскажет, какую группу меньше всего посещают различные «спонсоры». После этого поговорите с воспитателем этой группы (пока без детей). Узнайте, что можно принести к чаю, каких игрушек или учебных пособий не хватает.

Приходите, говорите, расспрашивайте о жизни, рассказывайте, читайте книги, смотрите фильмы и обсуждайте их, мастерите поделки. В общем, делайте то, что обычно стараетесь сделать с родными детьми.

А если вас, таких сердобольных, соберется целая компания, или вы довольно состоятельный человек, организуете детишкам экскурсию, выезд на природу, культпоход в цирк, кинотеатр или театр.

Лучше, если такие акции станут не разовыми, а более-менее регулярными, хотя бы раз в пару месяцев.

Но вдруг случится так, что какой-нибудь мальчуган или девчушка вам понравится особенно. Тогда вы вполне можете принять более глубокое участие в его судьбе.

Детдомовского ребенка можно брать к себе домой на выходные, праздники или каникулы!

Правда, для этого надо оформить кое-какие документы, так называемую «гостевую визу». С бумагами придется немного повозиться: обследование жилищных условий, ваша медкомиссия и ещё характеристика от участкового милиционера. Оформляется гостевая виза в разных регионах на разный срок: от 3-х месяцев до года.

Но зато ребенка, взятого «по гостевой», вы сможете научить переходить дорогу, пользоваться общественным транспортом, делать покупки в магазине. Поверьте, когда вы учите 9−10-летнего ребенка определять время по часам или объясняете, что можно купить на сто рублей — у вас возникают абсолютно новые, неописуемые ощущения, ведь ваши родные дети в этом возрасте всё это воспринимают как само собой разумеющееся.

Только помните — ребенок, которого вы хоть раз пригласили к себе в дом, будет надеяться, что рано или поздно вы его заберете насовсем. Так что, прежде чем что-либо предпринимать, всё ещё раз хорошенько взвесьте. Ведь человеческая судьба — это не игрушка. А этих детей уже один раз предавали.

И ещё (ложка дёгтя): в детских домах живут отнюдь не ангелы, эти дети могут быть склонны к воровству, алкоголизму, бродяжничеству и т. д.

Так что думайте, дамы и господа, думайте! А те, кто действительно захочет помочь детдомовскому ребенку, всегда найдет способ, как это сделать.