Уход за 4 месячным ребенком. Календарь развития четырехмесячного малыша

Четырехмесячный малыш уже прошел период адаптации к окружающей среде. У него наступает переломный момент, когда все системы организма начинают интенсивно развиваться. Движения малыша становятся все увереннее, проявляется индивидуальность, появляются собственные привычки. Малыш начинает активно познавать мир вокруг него.

Физиологические показатели 4-х месячного ребенка

К этому возрасту кроха должен иметь следующие показатели:

За месяц малыши должны прибавить в весе до 700 грамм, и подрасти на 2-2,5 см. К 4 месяцам малыш проявляет все большую активность, и уже демонстрирует свои навыки.

Физиологические показатели крохи на пятом месяце жизни активно развиваются:

Зрение
  • Ребенок различает как предметы, так и их цвет, может долго рассматривать заинтересовавшую его игрушку.
  • У малыша появляются задатки зрительной памяти.
  • Он переводит взгляд с одного предмета на другой, к началу 5 месяца различает плоские и объемные предметы.
Слух
  • Слуховой аппарат практически полностью сформирован. При появлении звука малыш поворачивает головку в его сторону.
  • Ребенок вслушивается в обращенную к нему речь, различает интонации.
  • Малыши по-разному реагируют на ритмичные и медленные мелодии. В первом случае они оживляются, а под колыбельную песенку успокаиваются и затихают.
  • На резкие звуки малыш реагирует широким распахиванием глаз.
Первые звуки
  • К 4 месяцам малыш начинает активно гулить и агукать.
  • Он издает некоторые звуки , к примеру «ма», «ба», «па», которые нетерпеливые родители воспринимают за речь ребенка.
  • Малыш уже умеет смеяться и звонко вскрикивать.
Время бодрствования и сна
  • Время бодрствования крохи увеличивается.
  • Он незаметно переходит на 3-х разовый дневной сон, все остальное время посвящая познанию окружающего мира.
  • В 4 месяца ребенок должен спокойно спать всю ночь, в крайнем случае, прерывая его на 1-2 кормления.

Нормально развивающийся малыш в 4 месяца обладает достаточным количеством навыков:

  1. Делает попытки повернуться на бочок, спинку и обратно.
  2. При кормлении сам поддерживает ручками мамину грудь.
  3. Лежа на животе , приподнимается на руках и хорошо держит голову.
  4. Понимает , что для того чтобы извлечь звук из погремушки, ее нужно потрясти.
  5. Удерживает предметы в руке до 30 секунд.
  6. Может садиться , когда его слегка тянут за руки.

Нервно-психологическое развитие малыша в четыре месяца

К 4 месяцам у малыша начинается стадия «оживления». Малыш активно пытается устанавливать контакты с окружающим миром, он радуется общению с взрослыми и стремится к нему.

В этом возрасте у малыша активно развивается мозг и нервная система:

  • У ребенка появляется более эмоциональная реакция на любые события.
  • Малыш уверенно отличает близких ему людей от посторонних, в первую очередь, выделяя маму.
  • Кроха активно общается с окружающими посредством звуков и жестов, особенно радуясь, когда видит маленьких детей.
  • Хотя ребенок еще не проявляет бурную радость при звуках его имени, однако уже реагирует на него, поворачивая головку в сторону говорящего.
  • Четырехмесячный малыш уже проявляет такие чувства, как удивление, любопытство, огорчение или досаду, хотя эти эмоции пока что мимолетны.
  • Малыш умеет некоторое время развлекать себя самостоятельно, занимаясь с игрушками.
  • В 4 месяца у ребенка активно развиваются тактильные ощущения. Это проявляется в том, что все предметы, находящиеся рядом с крохой, он тащит в рот, таким способом изучая окружающий мир. Следите, чтобы игрушки малыша были чистыми.

Питание ребенка в 4 месяца – можно ли вводить прикорм?

Мнения специалистов о том, в каком возрасте нужно вводить прикорм, расходятся.

Одни из них советуют начинать докармливать малыша с 4 месяцев, другие говорят, что при достаточном количестве молока у кормящей женщины, лучше начинать прикорм с 6 месяцев.

Поскольку не все мамы кормят детишек грудью, рассмотрим какие продукты, кроме молочных смесей, можно давать с 4 месяцев. Если малыш нормально набирает вес, то лучше использовать в качестве первого дополнительного питания овощные или фруктовые соки и пюре .

Редко кто из современных мам готовит самостоятельно – выжимает сок или перетирает овощи. Огромный ассортимент питания для маленьких деток на прилавках значительно облегчает жизнь. Для первого прикорма выбирают однокомпонентные составы из цветной капусты, кабачков, тыквы, моркови или яблок.

Если малыш недостаточно набирает вес или у мамы не хватает молока, прикорм начинают с кашки. При этом используют не молочную смесь, которую выпускают как заменитель грудного молока, а именно кашу (овсяную, гречневую или рисовую).

Прикорм вводят, начиная с половины чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца – на что способен малыш?

К 4-м месяцам у малыша возрастает потребность в различных движениях. Он усиленно дрыгает ногами и ручками, старается повернуться на бочок, животик и обратно, пытается ползать.

Помочь крохе стать ловким и более крепким можно с помощью несложных занятий:

Учимся самостоятельно переворачиваться Малыша кладут спиной на ровную плоскость и показывают ему какой-либо яркий предмет , при этом перемещая его вправо, чтобы ребенок потянулся за ним. Пытаясь дотянуться за яркой игрушкой, он повернется на бочок.

Вновь заинтересуйте малыша, чтобы он повернулся на животик . Помогите крохе, если у него не сразу все получается. Дайте ему подержать желаемую игрушку, затем проделайте поворот в правую сторону.

Качели Лежащего на спине ребенка берут за ручки и слегка потягивают на себя , чтобы малыш немного приподнял туловище. Аккуратно верните кроху на место. Такое упражнение способствует укреплению мышц живота и помогает ребенку увидеть, что находится вокруг.
Тянемся за игрушкой Ребенок должен научиться брать игрушки из разных положений – лежа на спине, животике или на боку. Для этого их кладут на небольшом отдалении, чтобы побудить малыша дотянуться до понравившихся ему вещей. Такие действия укрепляют ручки, спину и мышцы живота, помогают быстрее освоить навыки ползания.
Отрабатываем захватывающие движения В первое время, когда ребенок делает попытку схватить игрушку , он совершает много лишних движений, так как с первого раза взять ее не получается. Чтобы помочь малышу освоить захват и удержание в руке различных предметов, проделывают несложное упражнение.

В руку малыша вкладывают удобные для захвата предметы . После того, как кроха научится крепко держать их в руках, у него аккуратно забирают игрушку и дают снова.

После того, как ребенок начнет уверенно доставать и держать развешенные над кроваткой предметы, их немного отодвигают от малыша, вынуждая его дотягиваться до них.

Сжимаем и разжимаем игрушки Для тренировки пальчиков и кистей рук, покажите малышу, как можно сжать резиновую игрушку . Звук, который она издает, заинтересует кроху, и он с удовольствием повторит действие взрослых.

Как правильно развивать восприятия четырехмесячного месячного малыша

Малыш в 4-х месячном возрасте ведет себя как настоящий первооткрыватель. Его стремление к познанию нового не имеет границ. Задача родителей поддерживать эту тягу и всячески помогать малышу. Для развития восприятия можно использовать множество упражнений.

Вот только несколько из них:

Знакомимся с разными звуками Покажите малышу звуки , которые издает колокольчик, барабан, металлофон или бубен. Познакомьте ребенка с новой игрушкой, затем покажите, какой звук он издает, и дайте малышу потрогать и поближе познакомиться с источником звука.

Что получит: Повторяя процедуру несколько раз, вы закрепите знания ребенка о звучании предмета. Со временем малыш научится соотносить названия вещей с их образом и звучанием.

Изучаем свойства предметов Возьмите несколько предметов из разных материалов – дерева, пластмассы, металла и резины. Все вещи должны быть небольшого размера и удобно помещаться в детской ручке. Предложите крохе по очереди потрогать игрушки.

Что получит: Овладевая ощупывающими действиями, малыш лучше познает мир, у него развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика.

Познаем свое тело В 4-х месячном возрасте малыш интересуется своим телом , с удовольствием разглядывая свои руки и ноги. Возьмите кроху за руку и дотроньтесь пальчиками до его носика. Объясните, как он называется, покажите, где находится нос у вас, дайте малышу его потрогать. Те же действия повторите с другими частями тела. Пусть кроха потрогает свое ушко, ручку или ножку.

Что получит: Тактильные действия в совокупности со словами помогает малышу обеспечивать целостность восприятия, объединяя зрительные, тактильные и слуховые ощущения.

Развиваем голосовой репертуар Малыш с каждым днем произносит все больше различных звуков . Ему нравится лепетать, прислушиваясь к своему голосу. Для развития голосового восприятия и освоения разных звуков чаще говорите с малышом, называйте его по имени, рассказывайте сказки или пойте песенки.

Дайте малышу игрушечного мишку, собачку или кошку, объясните, что мишка рычит, собачка лает и т.д.

Что получит: Малыш соединит воедино зрительные и слуховые ощущения и научится соотносить предмет с его названием.

Неопытные молодые родители полагают, что в возрасте 4 месяцев кроха мало что понимает, и основное внимание уделяют кормлению и гигиене.

На самом деле, чем больше взрослые общаются с маленьким человечком, тем лучше это скажется на его умственном и эмоциональном . Общайтесь с малышом как можно больше, удовлетворяя его тягу к познанию мира.

Развитие ребенка в 4 месяца протекает более активно, чем раньше. Малыш окончательно адаптировался к окружающему миру и готов познавать новое каждый день. Меняется и психология, и тело ребенка. Рост и вес увеличиваются, а появление новых умений радует родителей.

  • Малыш способен схватить игрушку, имеющую небольшой вес, и удерживать в ручке 30 секунд. Он понимает, что погремушку нужно потрясти, чтобы она издала звуки.
  • Ребенок должен уметь переворачиваться с животика на спинку и обратно.
  • В положении лежа на животике он может приподняться на ручках, при этом удерживать головку.
  • Если придерживать малыша за подмышки, он должен упереться о пол пальцами ног и оттолкнуться.
  • Ладони ребенок в основном раскрывает. Он должен уметь сложить ладони вместе и чуть-чуть похлопать ими.
  • Грудничок может засовывать пальцы в рот.
  • Во время кормления он старается сам поддерживать грудь мамы, его вес уже позволяет это делать.
  • Ребенок реагирует, когда его называют по имени.

Физиология ребенка

Вес малыша за 4-й месяц возрастает на 700-800 грамм, поэтому общий вес младенца доходит до 6-7 кг. Увеличиваются окружность груди и окружность головы. Рост тоже становится больше на несколько сантиметров. В четыре месяца обычный рост малыша составляет 60-63 см.

Пропорции тела грудничка становятся более гармоничными. Если при рождении голова была очень крупной по отношению ко всему тему, то к 4 месяцам она становится пропорционально меньше. Слишком крупная головка в этом возрасте может указывать на ряд заболеваний. Поэтому обязателен осмотр врача.

Питание четырехмесячного ребенка

Для деток на грудном вскармливании единственным продуктом в рационе по-прежнему остается грудное молоко. Если у малыша нет проблем со здоровьем, а молока мамы хватает для его насыщения, то не следует вводить какой-либо прикорм.

Кормление обычно шестиразовое. Но иногда младенцы в четыре месяца уже переходят на еду 5 раз в день. Для деток, находящихся на искусственном вскармливании, возможно введение первого прикорма. Если наблюдается склонность к жидкому стулу, в качестве прикорма подойдет яблочное пюре. Малышам, склонным к запорам, дают размятые и перетертые ягоды чернослива. Общий объем любого прикорма начинают с четверти чайной ложки, постепенно увеличивая до нескольких чайных ложек. В случае появления аллергической реакции на какой-либо вид прикорма, следует немедленно прекратить его употребление.

Если малыш родился недоношенным или в холодное время года, будет полезно давать ему творог. Употребление этого продукта предотвращает рахит. Малышу подойдет только очень свежий творог без комочков, почти жидкий.

На четвертом месяце жизни наблюдается рост общего объема употребляемой пищи, который составляет 150-170 мл.

Уход за грудничком

В четыре месяца у грудничка уже начинается рост волос на голове. Они пока еще короткие. Но даже из-за коротких волос возможно чрезмерное потение кожи головы. В этом случае обязательно подстригают волосики.

Рост ногтей в этом возрасте тоже требует внимания. Их необходимо периодически подстригать, чтобы малыш не поцарапал себя и не смог расчесать ноготками тело. Ногти на руках подстригают по дугообразной линии, а на ногах — по прямой линии. Это предотвратит врастание ногтей в кожу.

Четвертый месяц — это время большой активности ребенка. Он двигает ручками и ножками, лежа в кроватке. Поэтому запросто может скинуть с себя одеяло или пеленку. Оказавшись в более прохладной среде, малыш мерзнет и может описаться. Мокрый младенец переохлаждается довольно быстро. Мама не всегда успевает среагировать и переодеть кроху. А переохлаждение ведет к простуде.

Именно поэтому важное значение имеет закаливание. Для младенца в 4 месяца это обтирания, которые обычно проводят после купания. Все тело малыша обтирают влажной губкой или влажным полотенцем. Сначала мама протирает грудь и руки ребенка, затем надевает на него рубашечку. Затем протирает ножки. Во время всего процесса следует разговаривать с ребенком, ласково проговаривать свои действия. Это успокоит младенца, он не будет капризничать.

В четвертый месяц жизни грудничка происходит важное событие. Он должен подготовиться к прививке АКДС. Она действует против столбняка, дифтерии и коклюша. Вместе с ней ставится прививка от полиомиелита. АКДС делается три раза, промежутки между прививками — 6 недель.

Чтобы безопасно пройти вакцинацию, малыш должен быть здоров не только на момент вакцинации, но и за месяц до него. Если грудничок имеет отклонения в развитии, детский врач может установить особый график прививок и выписать лекарство для профилактики последствий.

Ребенку в последние дни перед вакцинацией нельзя давать новые продукты. Также необходимо строго соблюдать режим дня и следить за соблюдением чистоты. Если кто-то из родственников болеет ОРЗ, ему нежелательно подходить к ребенку. Обязательно ношение маски для предотвращения распространения инфекции.

В первый день после вакцинации у младенца наблюдается спад аппетита, повышение температуры тела, он капризничает. Это нормально, но на следующий день температура должна понизиться. Если жар сохраняется или на теле появилась сыпь, нужно обратиться к врачу.

Развиваем малыша

Как развивать ребенка в 4 месяца? Особое значение для малыша приобретает режим дня. Время отхода ко сну должно быть одним и тем же. Многие мамочки вводят свои ритуалы перед сном, которые помогают ребенку расслабиться, успокоиться и быстро заснуть. Это могут быть легкие поглаживания, колыбельная песенка или тихое звучание спокойной классической музыки.

Гулять 4-месячный малыш будет дольше, чем в более раннем возрасте. Желательно выходить с ним на прогулку дважды в день.

Пребывание на улице летом может доходить до 2-3 часов. Зимой прогулки не такие длительные, особенно в морозную погоду. И все-таки желательно гулять с грудничком не менее часа.

В 4 месяца детки часто просятся на ручки к маме. Неудивительно, ведь с высоты они могут лучше разглядеть окружающий мир. Но не стоит идти у малыша на поводу. Его рост и вес достаточно велики. Маме может быть слишком тяжело носить на руках свое сокровище. Кроме того, малыш вскоре привыкнет и будет капризничать, если его оставили в коляске.

А вот папа вполне способен поднимать младенца на ручки. Его рост и вес не должны смущать родителя. Зато сколько радости испытает грудничок, осматривая окрестности с высоты.

В 4 месяца малыш продолжает активно гулить и агукать. Он понемножку изучает язык, вслушивается в речь мамы. Поэтому обязательно разговаривайте с ним, читайте стихи и сказки. Пусть ваша речь будет ласковой и выразительной. Это создаст эмоциональный комфорт у грудничка.

Попробуйте научить ребенка говорить гласные звуки. Он будет повторять за вами. Организуйте маленький кукольный театр. Актерами могут быть игрушки в форме зверят. Двигайте игрушки, имитируйте их голоса, разыгрывайте мини-спектакль перед малышом. Постарайтесь показать эмоции во время спектакля: радость, удивление, огорчение. Для младенца сейчас важно уметь воспринимать эмоции.

4-месячный малыш начинает брать в рот и пробовать на вкус все вокруг, в том числе свои пальчики на руках и ногах. Это важная часть его развития — он познает мир с помощью вкусовых рецепторов. Не стоит этому препятствовать. А вот что сделать необходимо, так это мыть все игрушки с мылом каждый день.

С целью безопасности младенца уберите от него все мелкие предметы, которые он может случайно проглотить. Уберите все острые предметы, а также все то, что нельзя брать в рот.

Не оставляйте возле кроватки вещи с наполнителем. Младенец может порвать их, а наполнитель попадет ему в рот. Кроме того, вес игрушек не должен быть слишком большим, чтобы грудничок случайно не повредил себя.

Когда мама рядом, можно использовать самые разные игрушки. Мягкие и жесткие, легкие и тяжелые, шершавые и гладкие, большие и маленькие. Материалы изготовления игрушек тоже должны различаться: пластик, резина, дерево или ткань. Давайте их малышу. Пусть ощупывает игрушки, при этом развивается тактильная чувствительность.

Для развития зрения и слуха младенца незаменимы следующие игрушки: колокольчики, погремушки, резиновые пищалки, картонные книжки с крупными рисунками.

У некоторых грудничков в 4 месяца уже начинают резаться зубки. При этом кроха может капризничать и плохо спать, иногда даже поднимается температура и начинается насморк. Во время появления первых зубов наблюдается повышенное выделение слюны. С целью облегчения состояния младенца купите ему резиновые прорезыватели.

Таким образом, в 4 месяца ребенок будет уметь многое из того, что раньше давалось с трудом. Например, переворачиваться. Его рост и вес станут больше, окрепнет зрение и слух. Используйте в играх разнообразные игрушки, но следите за безопасностью. Все, что вы дадите младенцу, он обязательно попробует на вкус.

Как избавиться от растяжек после родов?

Четвертый месяц - начало нового этапа в развитии ребенка. С этого времени интенсивность прибавки массы тела снижается, и теперь каждый последующий месяц она будет чуть меньше, чем в предыдущем. Прибавки длины примерно до девятого месяца остаются стабильными - по 2 см, а потом тоже начинают уменьшаться. Зато рост отдельных частей тела происходит более гармонично и все заметнее изменяются пропорции, свойственные новорожденному.

Родился младенец «головастиком»: окружность его головы, составлявшая 33-36 см, была больше окружности грудной клетки. К концу месяца это соотношение уже изменилось; окружность головы теперь 39,5-40,5 см, а грудной клетки - 40-41 см.

Соотношение голова - грудь существенно не с эстетических позиций (хотя почему бы и нет?), а как диагностический признак. Слишком быстрый рост головы может быть показателем повышенного внутричерепного давления, и значит, какого-то, пусть и незначительного, нарушения деятельности центральной нервной системы. Большая голова, выпуклые лобные бугры характерны и для «цветущего» рахита. А слишком маленькая, очень медленно растущая головка позволяет заподозрить недоразвитие мозга.

Окружность грудной клетки - своего рода зеркало общего состояния ребенка. Если она мало увеличивается, не «обгоняет» голову, приходится задуматься, правильно ли вскармливание ребенка, хорошо ли он усваивает пищу, нет ли каких-то других причин для отставания физического развития?

Развитие четырехмесячного ребенка

Уже к 4 месяцам, лежа на животе, здоровый ребенок легко поднимает верхнюю половину туловища и не только с интересом смотрит вперед, но и свободно поворачивает голову вправо и влево, если что-нибудь там привлечет его внимание. Живот плотно прилегает к подстилке, бедра широко разведены, ступни - в воздухе.

Лежа на спине, ребенок поднимает вверх и ручки, и ножки, играет ими, захватывает ступни руками с явным намерением потянуть их в рот.

В раннем возрасте рот - орган познания. Любой предмет, который станет доступен ребенку, будет первым делом опробован на вкус, облизан, обследован языком и деснами. Когда вы протягиваете ему удобную для захватывания игрушку, он тоже тянет ее ко рту. Препятствовать этому бесполезно, но вот что совершенно необходимо - так это каждый день мыть игрушку с мылом и споласкивать кипяченой водой, да и выбирать такую, на которой нет острых выпуклостей, углов, а если это погремушка - проверить, не могут ли выпасть из нее какие-то мелкие детали.

Ребенок уже способен бодрствовать по полтора часа подряд, причем достаточно долго развлекает себя сам: пытается потянуть вниз висящую над ним тесьму с игрушками, ощупывает их, трясет, передвигает.

Но проходит минут 15-20, и он начинает требовать общения. Сначала пробует привлечь внимание оказавшегося в поле его зрения взрослого улыбкой, гудением, движениями рук и ног, а исчерпав мирные средства - хныканьем и даже криком. Быть с вами - его потребность и право. Поиграйте с ним, поговорите, возьмите на руки, походите по комнате.

Стрижка ногтей и волос

В уходе за ребенком четвертого месяца жизни появляется новое - стрижка ногтей и волос. Длинные ногти младенца - это место скопления грязи, возможность появления мелких травм слизистых оболочек и расчесов кожи. Линия среза ногтей на пальцах рук должна быть дугообразной, на ногах - прямой. Именно такая форма стрижки ногтей на ногах предотвращает возможное врастание их уголков в мягкие ткани.

Волосы у детей этого возраста, как правило, еще короткие. Но у некоторых, на радость родителям, вьются буйные кудри. Если у малыша сильно потеет голова или появилась себорея на ее волосистой части, длинные волосы следует подстричь, так как они мешают уходу за кожей.

Влажные обтирания

Дальнейшее развитие двигательных способностей ребенка приводит к тому, что он начинает с силой выпрямлять и сгибать конечности и, естественно, может сбросить покрывающие его одеяло или пеленку. При этом малыш, если не одет в ползунки, может развернуться и оголить нижнюю половину тела. Охлаждение кожи рефлекторно вызывает мочеиспускание. Мокрые ноги остывают быстрее. А природная особенность человека такова, что охлаждение подошв вызывает рефлекторно отек носоглотки. У маленького ребенка, к тому же, в связи с несовершенством поддержания температуры тела может наступить и общее охлаждение, т. е. то, что называется простудой.

Однако малыша не удержишь «под колпаком». Изменения окружающей среды обязательно коснутся его, как бы внимательно родители ни ухаживали за ним. Нужно готовить ребенка переносить без вреда такие неожиданные охлаждения. Для этого комплекс закаливающих процедур необходимо пополнить влажными обтираниями. Их удобно сочетать с проведением общего туалета ребенка. При этом всю поверхность тела, буквально от макушки до пяток, протирают влажной губкой (мягкой тряпочкой). Делать это надо поэтапно. Сначала нужно обтереть верхние конечности и грудь, надеть рубашечку и только потом обтереть отдельно каждую ногу. Обтирание - лучшая гимнастика для сосудов. При кратковременном охлаждении сосуды суживаются, уменьшая потерю тепла с кожи. Натренированный таким образом организм, попав в неблагоприятную ситуацию, охлаждается медленнее.

Кормление ребенка

Основа питания ребенка до года - это грудное молоко, оно составляет в 4 месяца практически 100% рациона ребенка. Если ребенок развивается соответственно возрасту и проблем со здоровьем нет, вводить прикорм в этом возрасте не нужно.

На четвертом месяце, особенно при искусственном вскармливании, у детей нередко развивается запор. Имейте, однако, в виду, что о запоре судят не столько по регулярности стула, сколько по его консистенции. Если стул бывает только один раз в сутки, но кашицеобразный, мягкий, не причиняющий ребенку беспокойства, - не тревожьтесь и вы. Если же в момент опорожнения кишечника ребенок сильно и подчас безрезультатно тужится, краснеет, напрягается, а стул у него твердый, сухой - надо помочь. Очень полезно в данном случае пюре из чернослива - ягоды нужно помыть, разварить и протереть мякоть. Можно дать ребенку отвар чернослива, 2-3 чайные ложечки свекольного сока (только не свежевыжатого, а постоявшего пару часов в холодильнике, а затем подогретого до комнатной температуры).

Для детей со склонностью к жидкому стулу предпочтительней пюре из яблок. Если свежих фруктов сейчас мало (апельсины и мандарины не в счет, их детям до года не дают!), то можно с успехом использовать сушеные, делать пюре - ассорти из сухих яблок, груш, кураги.

С четырех месяцев детям, склонным к рахиту (недоношенным, родившимся зимой или осенью) можно давать творог. Творог - источник белка и кальция, важнейших строительных материалов для образования новых клеток, укрепления костно-мышечной системы, а главное - источник витамина D. Ребенку творог дают только идеально свежий, полужидкий, без комочков.

С четырех месяцев в меню ребенка по указанию вашего педиатра может входить и желток. Яйцо - уникальный продукт. В небольшом объеме природа уместила практически все основные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Это - полный набор незаменимых аминокислот, да еще в самых оптимальных соотношениях, полноценный жир, минеральные вещества, в том числе, железо, витамины группы В, витамин А и значительное количество столь необходимого ребенку витамина D. В желтке сконцентрированы почти все минеральные вещества и витамины, в нем содержится до 30 % жира, причем, в виде эмульсии, которая легко переваривается и усваивается.

Досадно, но яйца часто вызывают аллергические реакции. Аллергизирующие свойства присущи главным образом белку, поэтому детям до года дают только желток, сваренный вкрутую. Варить яйцо надо не менее 20 минут. Термическая обработка снижает аллергенность желтка, почти не изменяя его полезных свойств. Еще одна мера снижения аллергенности - с вареного желтка снять покрывающую его тонкую пленочку. Давать ребенку по крупинке, постепенно увеличивая до четвертинки желтка через день к 6 месяцам.

Конечно, все новое вводят поочередно и, как всегда, начиная с самых маленьких количеств.

Пюре - с неполной чайной ложки и до 4-5 ложек.

Желток - буквально с крошки растертой в грудном молоке или смеси, и до четверти желтка через день.

Творог - с четверти чайной ложки до 4-5 ложек.

Желток и первые порции творога лучше дать перед кормлением, а пюре и соки, - после. В последнее вечернее кормление - только грудное молоко или смесь.

Общий объем пищи к концу четвертого месяца увеличивают до 160-170 мл. Некоторым детям этого хватает уже не на 3,5 часа, а на 4, и они сами подсказывают, что пора перейти на пятиразовое кормление. Но, как правило, оно остается пока шестиразовым.

Профилактическая прививка

Главная ваша забота на четвертом месяце - подготовить ребенка к профилактической вакцинации АКДС против коклюша, дифтерии, столбняка и к прививке против полиомиелита.

Иммунная система ребенка уже выдержала первое испытание - противотуберкулезную прививку БЦЖ, сделанную еще в родильном доме. Свидетельством того, что вакцина сработала, было появление в полтора-два месяца на месте ее введения безболезненного бугорка, который вскоре исчез, оставив после себя рубчик. Есть основания считать, что, предохраняя от туберкулеза, вакцина БЦЖ одновременно стимулирует иммунную систему. Так что теперь организм ребенка вполне готов воспринять новую вакцину и ответить на нее выработкой защитных антител.

Прививку проводят трехкратно, с интервалами в шесть недель, и если сделать ее не откладывая, то к шести-семи месяцам, то есть ко времени, когда ребенок обычно дольше бывает на улице и общается с большим количеством других детей и взрослых, он уже будет надежно защищен.

Непременное условие: чтобы хорошо вырабатывался иммунитет, ребенок должен быть здоров не только в момент вакцинации, но и хотя бы за месяц до нее.

Если кто-нибудь в семье кашляет и чихает - пусть не подходит к малышу! Строжайшим образом соблюдайте гигиенический режим, не давайте ребенку накануне прививки новых продуктов, не меняйте распорядок его дня. Еще тщательнее надо готовить к прививке детей, у которых есть проявления диатеза, и особенно тех, у кого имеются даже незначительные неврологические нарушения. В этих случаях разрешить прививку должен невропатолог. Возможно, он предложит индивидуальный план вакцинации или назначит профилактические препараты, на фоне которых вакцинация пройдет успешнее.

Для таких детей создана специальная, ослабленная вакцина без противококлюшного компонента, который является наиболее аллергенным. Но тогда возможность подхватить коклюш сохранится. Заболевание это хотя не столь опасно, как дифтерия, но весьма изнурительное, и, если нет прямых показаний для применения ослабленной вакцины, не надо ее добиваться!

Сама прививка проходит легко и безболезненно. Вакцину вводят одним внутримышечным уколом и тут же дают ребенку проглотить несколько капель вакцины против полиомиелита. У многих детей никаких нежелательных реакций не возникает. Но будьте готовы к тому, что в первый же день может повыситься температура, ребенок покапризничает, будет хуже есть. Если это не досадное совпадение с каким-то начинающимся заболеванием, то уже назавтра температура станет нормальной, и через пару дней все приходит в норму.

Возможно и появление на месте инъекции небольшого инфильтрата - припухлости и покраснения, но и он постепенно бледнеет и исчезает. Более серьезные осложнения очень редки, хотя, к сожалению, не полностью исключены.

Если температура поднялась выше 38°, ребенок не просто капризничает, а безостановочно плачет несколько часов подряд, на теле появились высыпания или пузырьки типа крапивницы - надо не откладывая вызывать врача!

Что умеет ребенок в 4 месяца

  • Начиная с четвертого месяца, лежа на животике, малыш высоко поднимает головку, опираясь на предплечья. В это время он постигает сложные виды движения. Например, он пытается работать мышцами спины и ног. Ощущение собственного тела для малыша играет очень важную роль! Это ощущение очень важно стимулировать массажем, играми и нежными прикосновениями.
  • 4 месяц для вашего малыша "тренировочный”. Спинка еще слабенькая, малыш начинает подтягиваться, чтобы в будущем сесть. Он любит, когда его поддерживают под мышки, поднимают за ручки и стремится подтанцовывать.
    В этом возрасте ребенок спит только 3 раза в сутки, а бодрствует в течение двух часов подряд.
  • Малыш активно гулит и узнает маму, радуется, у него легко возникает "комплекс оживления".
  • Уже к концу 4 месяца малыш умеет громко и заразительно смеяться! То, что его окружает – это становится все более интересным для него. По звуку он может отыскивать людей, смотреть вперед и назад, через плечо. Родным он отвечает радостным гулением.
    Малыш пугается, если слышит сердитый голос близкого человека. Его личико меняет мимику, он может даже заплакать!
    В этом возрасте кроха легко различает тембр и силу звуков, под красивую классическую музыку он бодрствует и радуется ей, а устав, засыпает под нежную колыбельную. Ели вам нравится танцевать с малышом, танцуйте! Бережно качайте ребенка под медленную мелодию и более быстро под ритмичную. Таким образом вы разовьете чувство ритма у вашего крохи через движения.
    В этом возрасте малыши получают огромное удовольствие от игры со звуками. Совершенно независимо от материнской речи, детки всего мира начинают произносить первые слоги: "ба”, "ма”, "ам”, "та”и пр. Некоторые малыши могут изменять тональность и громкость своей речи и даже напевать целые мелодии.
    Все звуки для крохи живые! Он просто наслаждается ими. Чувство речи, каждой гласной и согласной имеет определенные свойства и для ребенка. Поэтому малыши любят слушать стихи, даже такие, которые для вас покажутся странными.
  • В это время завершается первоначальное развитие глазного яблока.
  • Ребенок рассматривает предметы, как бы ощупывая их взглядом, определяя их форму и размер. Такое длительное и разнообразное зрительное сосредоточение, его внимание к предметам, активное гуление – все это свидетельство нормального психофизического развития.
    Развитие зрения позволяет малышу детально рассматривать и запоминать предметы и людей. В этом возрасте он начинает различать некоторые цвета, улавливать разницу в форме фигур, например, овала, треугольника и прямоугольника. Он начинает реагировать на изменение облика человека, которого он хорошо знает. Мама одела новое платье, шапку или очки – все это для него интересно, все он пытается рассмотреть и изучить, в новом образе он стремиться узнать родное лицо.
    В 4 месяца малыш уже будет радоваться своему отражению в зеркале. Он будет приветствовать своего "незнакомца” радостной и сияющей улыбкой.
  • На четвертом месяце малыш уже пытается повернуться на бочок. Чуть позже он сможет перевернуться с живота на спинку. Все эти движения еще неуверенные, и больше похожи на опрокидывания.
  • Натолкнувшись на игрушки, он их рассматривает, стремится захватить и потрогать. Самостоятельно захватывать предметы он еще не умеет, но держит, вложенную погремушку в ладошку, достаточно крепко.
    Любые предметы, которые попадают в ручки малыша, обязательно попадают в ротик для дальнейших исследований. Это новый шаг в развитии ребенка! Кроха стремиться познавать мир с помощью своего чувствительного ротика. Так он накапливает опыт тактильных ощущений…
  • Во время кормления кроха умело захватывает и придерживает своими ручонками грудь мамы или бутылочку.

Вашему малышу уже 4 месяца. Он подрос и вы, если присмотритесь внимательней, увидите интересные изменения, которые происходят с цветом его глаз и цветом волос. Волосики, с которыми родился малыш (тоненькие, нежные, кудрявые), постепенно выпадают, и на их месте вырастают новые. Заметим, что этот процесс может длиться месяц, а то и два.

На 4 месяце жизни цвет глаз ребенка тоже меняется. Если ребенок родился со светлыми (например, с голубыми) глазами, а у мамы и папы глаза карие, то в течении первого полугодия, цвет глаз малыша может поменяться. Не пугайтесь - это природный процесс. У большинства новорожденных глазки светлые, но к 4-5 месяцам, они темнеет. Только если цвет глаз до шести месяцев не изменится, можно с уверенностью сказать, что этот цвет - навсегда.

У малышей, родители которых темноволосые и кареглазые, цвет глаз преимущественно светло-коричневый. Но когда ребенок достигает 4-месячного возраста, цвет его глаз становиться таким же темным как у его мамы или папы. Поэтому четвертый месяц жизни малыша можно назвать как месяц становления нового качества волос и нового цвета глаз.

«Родничок» на головке еще открыт, он не имеет костной ткани, но с каждым месяцем его размеры уменьшаются. Не забывайте, что «родничок» нужно держать в чистоте.

С каждым месяцем, малыш продолжает набирать в весе. Родители, у которых есть возможность проконтролировать прирост массы тела ребенка, должны знать, что эта цифра составляет от 140 до 170 г в неделю. Итак, за 4-й месяц жизни ваш карапуз наберет в весе от 600 до 750 г. Рост ребенка увеличиться приблизительно на 2-2,5 см. Благодаря постепенному развитию и усовершенствованию мышц, тело грудного ребенка приобретает крепкий и сформированный вид. Не стоит забывать, что все выше перечисленные показатели, это всего лишь ориентированная норма, с помощью которой, родители сами могут контролировать физическое развитие своего малыша. Для каждого малыша природа запрограммировала его индивидуальные темпы увеличения массы тела и роста.

В конце четвертого месяца ваш малыш уже уверенно держит головку, когда лежит на животике. Даже в положении на спине, он с легкостью поднимает головку, для того чтобы как можно лучше изучить свои маленькие ножки. Вы заметите, что малыш с удовольствием крутит головкой во все стороны - он рассматривает все вокруг и с интересом наблюдает за вами, за вашими действиями.

В возрасте трех месяцев, ребеночек еще не может переворачиваться со спинки на животик. На 4-м месяце жизни ему это уже под силу. Обратите внимание, что малыш, лежа на животике, уже может удерживать свое тельце, при этом он опирается на предплечья обеих рук. Сейчас малыш более уверенно может попробовать удерживать головку и свою грудную клетку с помощью одной руки, для того чтобы освободить другую ручку и дотянуться, а возможно и схватить что-то интересное.

На четвертом месяце жизни продолжает усовершенствоваться координация движений ручек у вашего малютки. Он не просто поднимает ручки, но и следит за ними координированным, целесообразным взглядом. Пальчики на ручках не сжатые - ручка распрямленная. Малыш берет игрушку, держит ее крепко двумя или одной ручкой, водит игрушкой со стороны в сторону, при этом внимательно следит глазками за перемещением игрушки. Это упражнение доставляем малышу наибольшую радость. А самыми «сладкими» на вкус остаются погремушки, собственные пальчики и кулачки.

Самым любимым упражнением малыша в этот период становиться «велосипед» - попеременное поднимание ножек. Время от времени малыш разгибает ножки в коленках, но в основном, когда он спокойно лежит его ножки находятся в согнутом состоянии. Ежедневно занимаясь гимнастикой с ребенком, вы увидите, что двигательная активность ног очень улучшилась по сравнению с предыдущим месяцем, при чем во всех суставах.

Поставьте малыша на стопочки - вы видите, он сгибает и разгибает ножки. Такие упражнения хорошо делать для укрепления ножек. Они доставляют ребенку особенное удовольствие, если сопровождаются вашим пением.

Во время купания малыш, проявляет желание поплавать на животике. Он настойчиво делает движение ручками, стонет, сопит, и даже, кричит из-за того, что у него не получается это сделать. В этих движениях проявляется желание малыша учиться ползать. Помогите вашему малышу в его начинании.

Некоторые родители считают, что в 4-месячном возрасте, ребенок уже должен сидеть или же хотят ускорить этот процесс, для этого высаживают малыша в подушки. Конечно, малышу это нравиться, он может сам удерживать головку вертикально. Но мы настоятельно советуем не делать этого. Во-первых: мышцы малыша еще не достаточно окрепли, чтобы находиться в таком положении. Во-вторых: ни в коем случаи нельзя долго оставлять ребенка одного в положении сидя, потому что его спинка пребывать в вертикальном состоянии не может и поэтому она выгибается, тем самым способствует деформации позвоночника и утомляет ребенка. Не торопи те события. Используйте данное упражнение, когда занимаетесь гимнастикой с малышом: возьмите его за ручки и подтяните в положение, сидя, за тем спокойно, тихонько опустите. Это упражнение укрепит позвоночник ребенка.

Иногда, во время занятий гимнастикой можно услышать потрескивание в локтевых и коленных суставах. Не беспокойтесь - это происходит по причине не зрелости суставного аппарата, в состав которого входят мышцы, кости, сухожилия, хрящи. Через несколько месяцев занятий массажем и гимнастикой, мышцы ручек, ножек и туловища карапуза окрепнут, и такие явления уже не будут беспокоить вас и вашего малыша.

В четырех месячном возрасте ребенок стремиться к общению с вами. Старайтесь, как можно больше с ним разговаривать и озвучивать все, что вы делаете.

Сейчас малыш обращает внимание на все звуки, окружающие его - тихие, громкие, прислушивается к шуму. Большинству деткам нравиться слушать музыку: тихую, спокойную или ритмичную. Это их успокаивает и развеселяет. Но наибольшее удовольствие малышу доставляют звуки, так сказать собственного производства. Он снова и снова повторяет их «удачную» комбинацию, как будто, пытается запомнить собственное вокальное произведение.

Кстати, в будущем, многие слоги будут легче выговариваться малышом, но уже в составе настоящих слов. Его своеобразное «мурлыкание», постепенно измениться на «хихиканье», а за тем и на отдельные звуки, такие как «а», «у», «е», «ы», «га».

Если, играя с малышом, вы пощекочите его за животик, то малыш начнет громко смеяться - это ответная реакция щекотания и сигнал социального развития вашего ребенка. Если вдруг настроение малыша изменилось - он стал нервным, сонным, апатичным, попробуйте найти тому причину. Если вы ограничили его среду восприятия - сей час же исправьте эту ошибку. Прогулки на улице заключаются не только в сладком сне на свежем воздухе, но и в знакомстве с окружающей средой. Ведь как много всего интересного вокруг! Покажите ребенку цветочек, веточку елки, листочки дерева, овощи, фрукты, собачку, которая пробегает рядом, голубя, что собирает крошки хлеба, снег и т.д. Малыш получит от прогулки большое удовольствие, узнает много нового. Не забывайте о вашей самой важной миссии - вы впервые в жизни этого создания знакомите его с миром. А вознаграждением за ваши старания будет искренняя улыбка вашего малыша.

Кстати, именно улыбка является самым главным проявлением счастья и удовлетворения. Она становиться проявлением любви ко всем, кто заботится о малыше. Много разговаривайте с малышом и обязательно хвалите его за все достижения, помогите ему успешно преодолеть ступеньки развития.

Малышу нравиться наблюдать за движущимися предметами. Движения глазных яблок стали координированными. Если взять яркую игрушку (желтого, голубого, оранжевого, красного цвета) и показывать ее ребенку на расстоянии 25-30 см, то можно увидеть, что он не только поймает ее взглядом, но и будит следить за ней взглядом по всей траектории перемещения игрушки: вправо, влево, вверх, вниз. Обратите внимание - глазки уже не должны косить.

В конце четвертого месяца ваш ребенок сможет наслаждаться цветным миром, а не черно-белым.

Для ребенка на четвертом месяце жизни большое значение имеет становление языка, развитие движений и расширение диапазона эмоциональных реакций. Для этого необходимо правильно организовать то время, когда ребенок не спит.

Если малыш не спит не оставляйте его в кроватке - старайтесь, что бы он проводил это время на пеленальном столике (на плотной поверхности). Вы можете сделать малышу поглаживание, затем массаж, можно заняться гимнастикой. Занятия взбодрят и развеселят вашего малыша. И уж точно порадуют вашего маленького карапуза такие упражнения - выкладывайте ребенка на животик и ставьте перед ним яркую игрушку на расстоянии вытянутой руки, понаблюдайте за малышом - ребенок не только сосредоточит свое внимание на игрушке, он захочет дотянуться к ней и потрогать. С игрушками можно экспериментировать и предлагать малышу каждый раз другую по форме (кубик, мячик), по цвету, по материалу (тканевая, пластиковая и т.д.). Таким образом, занимаясь с ребенком каждый день этими не сложными упражнениями, вы будете стимулировать и развивать желание у вашего малыша к ползанию.

Ребенок, как и в предыдущий месяц, стремится к общению с вами. Малышу необходимо, чтобы с ним ласково и долго разговаривали, пели песенку. Есть детки, которых успокаивает негромкая спокойная музыка. Это могут быть как произведения классики, так и детские песенки. Рассказывайте вашему малышу детские стишки, коротенькие сказки и просто старайтесь разговаривать с ним как можно больше, не зависимости чем вы занимаетесь - купаете ребенка, кормите, одеваете - озвучивайте все ваши действия.

Когда вашему малышу исполниться 4 месяца, вам необходимо посетить вашего участкового педиатра. Он измеряет рост ребенка, его вес, определит физико-психическое развитие. Так как вы уже хорошо знакомы с вашим детским врачом, можете задать ему все интересующие вас вопросы относительно режима дня, введения в рацион ребёнка новых продуктов питания (соки, фруктовые пюре и т.д.), новых игрушек для ребенка, которые наилучшим образом развивали его психоэмоциональную сферу.

Педиатр со своей стороны должен проконтролировать проводится ли профилактика анемии и рахита, соблюдаются ли сроки вакцинакции.

С каждым днем малыш растет и развивается и требует от вас заботы, любви, внимания и терпения. Не забывайте, что ваш ребенок индивидуален, и к нему нужно искать подход, определенные методы воспитания, присматриваться к нему и прислушиваться. Даже если вы опытная мама, и у вас это не первый ребенок - не останавливайтесь на вашем предыдущем опыте воспитания старших деток - постоянно узнавайте что-то новое о вашем малыше, наблюдайте за ним, при возникновении вопросов обращайтесь к вашему педиатру или к семейному врачу, ведь от этого зависит здоровье и будущие вашей семьи.

Первые зубки у грудных деток появляются, как правило, в 5 или в 6 месяцев. Но есть определенный процент малышей, для которых процесс прорезания молочных зубчиков начинается в конце 4-го месяца. Вы заметите, как изменится поведение вашего малыша в этот период. Приведем только некоторые признаки, на которые нужно обратить внимание: ребенок нервный, беспокойный, практически все тянет в ротик и покусывает деснами, может подниматься температура до 38-39 °С. Также процесс прорезания зубок, часто сопровождается расстройствами пищеварительной системы, насморком и заболеванием горла. Мы привели общие признаки, каковы они будут у вашего ребенка зависит от реакции организма, типа телосложения и зрелости периферийной и центральной нервной системы.

В том месте, где должен появиться зубчик десна будут красные и немного припухшие. В основном первыми появляются нижние центральные резцы. Сейчас малыш все тянет в ротик, чтобы немножко почесать воспалившееся десна. Поэтому рекомендуем приобрести для него грызунчик – резиновая игрушка в виде колечка или другой формы с жидкостью внутри. Ее нужно положить в холодильник на некоторое время, чтобы жидкость охладилась, а потом предложить малышу. Дело в том, что холод действует успокаивающе на десна, он устраняет ощущение боли и чесания десен. На сегодняшний день в аптеке вам могут предложить большой выбор гелей, в состав которых входит анестезин, который выполняет функцию обезболивания, а также успокаивает десна в местах их раздражения.

Навыки и достижения

Физические навыки:

  • ребенок набирает в весе 700-750 гр. в среднем за месяц;
  • рост ребенка увеличивается на 2-2,5 см.

Сенсорно-моторные навыки:

  • может удерживать маленькие предметы между указательным и большим пальцами;
  • удивлено смотрит на предмет, который упал и на место, с которого он упал;
  • все предметы, которые попадаются в руки, малыш, отправляет на «тестирование» в ротик;
  • плещется в ванной и получает удовольствие во время купания;
  • кроха интересуется запахами и различает их;
  • самостоятельно переворачивается с спинки на животик и наоборот;
  • организм ребенка подготовился к употреблению более плотной еды (прикорм);
  • пробует выполнить «плавательные» движения и перемещаться в кроватке;
  • в положении на спине и животе, поворачивает головку в разные стороны;
  • ребёнок длительное время удерживает головку;
  • на разных расстояниях фокусирует взгляд.

Интеллектуальные навыки:

  • у ребенка увеличивается длительность активного период после дневного сна (около одного часа).
  • у присутствии людей, малыш больше улыбается и «разговаривает» (гукает).
  • у ребенка наблюдается кратковременная память от 6 до 8 секунд.
  • ребенку нравиться имитировать знакомый тон и издавать разные звуки.

Социальные навыки:

  • интересуется своим отображением в зеркале и улыбается ему;
  • ребенок смеётся, когда с ним разговаривают и требовательно кричит, если игра останавливается;
  • малыш смеётся, если его пощекотать за ножку или под ручками;
  • издает звуки, чтобы привлечь чьё-то внимание;
  • с удовольствием слушает музыку;
  • ребенок любит играться во время игры.

Режим дня

На четвертом месяце режим дня малыша нужно организовать в правильной последовательности: спит - кушает - гуляет - спит и т. д. Между сном и кормлением необходимо соблюдать определенные периоды - это способствует хорошему аппетиту у ребенка.

Днем ребенок спит два или три раза: один раз утреннее время после завтрака и два раза после обеда.

Ночью сон малыша становиться беспрерывным, более длительным - около 10-11 часов, и глубоким.

Вы сами должны определить время, когда нужно класть спать ребенка, так как у каждого малыша есть свои индивидуальные биоритмы.

Как же узнать хочет ребенок спать или нет? Если малыш устал от игры, он капризный, зевает, трет глазки или наоборот стал очень активным, крутит ритмично головкой и сосет свой большой палец - это признаки усталости, которые подскажут маме, о том, что малышу пора в кроватку. Как только вы заметите такое поведение ребенка сразу же кладите его спать и не предлагайте ему новые игры, этим вы только расстроите малыша. В данном случае все зависит от вашего таланта и умения разгадывать «код засыпания» вашего малыша.

Ночной сон становиться более спокойным и имеет продолжительность около 9-11 часов. Днем малыш спит 3- 4 раза от 1,5 до 2 часов, при этом дневной сон должен быть на свежем воздухе. Каждый вечер, непосредственно перед сном купайте ребенка - водные процедуры способствуют хорошему сну. Можно проводить воздушные ванны по 10-15 минут перед купанием.

Температура воздуха в комнате малыша не должна превышать 21-22 °С. Более высокая температура плохо влияет на рост и развитие ребенка.

Помещение необходимо проветривать, лучше всего сквозным проветриванием, при этом обмен воздухом осуществляется в 7 раз быстрее, чем при открытой форточке. Сквозное проветривание проводят 5 раз в день во время отсутствия ребенка. После проветривания температура воздуха в комнате должна снизиться на 2-3 °С. В летнее время необходимо постоянно держать открытой форточку, при этом закрывать ее только на ночь.

Прогулки с ребенком проводите при температуре воздуха не ниже – 10 °С два раза в день зимой - 1,5-2 часа. В холодное время года, чтобы избежать обморожения, на лицо малыша наносите ланолиновое масло или детский крем. В летнее время длительность прогулок увеличивается до 2-2,5 часа 2 -3 раза в день. Приучайте ребенка спать на свежем воздухе - для него это очень полезно.

Малыша нужно приучать не только к низким температурам, но и к высоким. Выносите малыша на улицу при температуре +31 °С, сначала на одну минуту, постепенно увеличивайте прогулку до 30-60 минут, потом при температуре +32 °С, +33 °С, +35 °С. Ребенок должен находиться не на солнце, а в тени под листьями деревьев. Малыш привыкнет, и будет хорошо переносить высокую температуру. Ребенок должен быть легко одет (тоненькая маечка и ситцевые ползунки.)

При закаливании ребенка, необходимо придерживаться следующих принципов:

  • ребенок должен быть полностью здоровым;
  • при закаливании нужно учитывать индивидуальные особенности малыша, его положительные эмоциональные реакции;
  • постепенно наращивать интенсивность закаливающих процедур;
  • занятия должны проводиться систематически;
  • закалять ребенка можно начинать в любое время года;
  • после перерыва закаливающие занятия с малышом нужно восстанавливать сначала.
Очень важный способ закаливания – воздушные ванны, которые на четвертом месяце жизни ребенка совмещаются с влажными обтираниями. Воздушные ванны начинайте проводить по 5-10 минут два раза в день при температуре воздуха 21-22 °С. Малыша оставляйте раздетым, периодически меняйте положение тела. Потом перейдите к обтираниям (сначала к сухим, потом к влажным).

Сухие обтирания проводят мягкой варежкой с махровой ткани до появления на коже легкого покраснения, при этом нужно учитывать нежность кожи малыше.

Приблизительно через неделю можно перейти к влажным обтираниям. Для этого смочите в влажной воде махровую варежку, слегка отожмите и оботрите сначала ручки ребеночка от кончиков пальцев до плеч, потом ножки, грудную клетку, живот и спинку. После этих процедур все части тела нужно осторожно растереть с помощью полотенца до высыхания и легкого покраснения. Влажные обтирания начните с температуры воды 36°С. Потом раз в три дня температуру воды понижайте на 1°С. Длительность данной процедуры 1-1,5 минут.

Влажные растирания следует совмещать с массажем и гимнастикой, которые нужно проводить один раз в день. Длительность данной процедуры 8-9 минут. Каждое упражнение нужно повторять 5-6 раз. Обязательно придерживайтесь регулярности и последовательности.

  • движения руками с обниманием тела;
  • поворот со спины на живот за правую руку;
  • массаж спины;
  • отклонения головы назад в положении на весу;
  • массаж живота;
  • поворот со спины на живот за левую руку.

Питание ребёнка

В этом возрасте для ребеночка самой вкусной, рациональной и питательной едой остается мамино молочко. Ведь для вас обоих это не просто процесс кормления, а возможность очень близкого общения, взаимопонимания, нежности и любви. Если вы заметили, что молока у вас стало немного меньше - не расстраивайтесь, приложите все усилия, чтобы увеличить лактацию - это нужно вашему малышу. Беря во внимание рекомендации современной медицины можно пить травяной чай, который вы приобретете практически в любой аптеке. Не забывайте также о том, что кормящая мама должна отдыхать, хорошо питаться, пить много теплой жидкости (чай со сгущенкой, компот, травяной чай и т.д.).

Малыша нужно кормить 6 раз в сутки через 3,5 часа с ночным интервалом после кормления около 6,5 часов. В зависимости от вида вскармливания ( , искусственное вскармливание) на четвертом месяце можно вводить первый - фруктовый сок или фруктовое пюре. При этом количество кормлений сократиться до 5 раз в сутки через четыре часа, а ночной интервал, наоборот увеличиться до 8 часов. Сразу, после того как ребенок проснется, будет первое кормление.

Детям, которые находятся на искусственном вскармливании, вводят , начиная с 4 месяца.

Время кормления для детей, в рацион которых не ввели прикорм: 6.00; 9.30; 13.00; 16.30; 20.00; 23.30.

Время кормления для детей, в рацион которых ввели прикорм: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00.

Примерная схема вскармливания ребенка на 4 месяце жизни ребенка предоставлена в таблице.

Объем еды на одно кормление, мл

Грудное молоко или смесь

Грудное молоко или смесь

Сок фруктовый

Грудное молоко или смесь

Фруктовое пюре (тёртое яблоко)

Грудное молоко или смесь

Сок фруктовый

Грудное молоко или смесь

Грудное молоко или смесь

После каждого кормления у вас есть 1,5-2 часа, которые нужно провести с пользой для ребенка - игры, массаж, гимнастика, воздушные ванны. Перед ночным сном период бодрствования можно сократить до одного часа.

Четвертый месяц в жизни каждого малыша - ответственный и нелегкий период, полный разнообразных тренировок и развития навыков, освоенных им во время предыдущих трех месяцев. Родителям нужно глядеть в оба, чтобы не упустить важные моменты в развитии своего крохи. Если они будут осведомлены о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца, это позволит им вовремя заметить отклонения от возрастных норм и обратиться к врачам за помощью. Даже если несоответствия не столь значительны, можно сделать их корректировку, чтобы в дальнейшем малыш смог догнать сверстников в физическом, эмоциональном, социальном развитии.

В четыре мясца малыш уже гораздо увереннее и выше держит голову, приподнимает туловище, опираясь на ручки

Основные умения

Перечень основных этапов развития поможет подготовить родителей к новым свершениям, открытиям и достижениям своего крохи. Все четырехмесячные малыши забавные, смешные, интересные, и будет лучше, если взрослые окажутся в курсе, чего ждать от подвижных и активных крох, пытающихся уже вылезти из пеленок, а на что еще пока рассчитывать рановато.

Физическое развитие

В 4 месяца малыш:

  • самостоятельно и достаточно уверенно держит головку, когда его берут на руки;
  • активно двигает ручками и ножками во время своего бодрствования;
  • увеличивает активность этих движений в некоторые моменты своей жизни: например, когда его раздевают (переодевают) или когда к нему подходит родной человек, к которому он привык (мама, папа, бабушка и др.), - так он выражает свою радость;
  • при виде незнакомого маленький, но уже такой умненький человечек чаще всего замирает и настораживается, подавляя свою двигательную активность;
  • тянется ручками к тем предметам, которые его заинтересовали; хватает те, до которых он в состоянии дотянуться, подтягивает их к себе, рассматривает, пробует на вкус;
  • когда находится в положении лежа (неважно - на спинке или на боку), делает движения, словно пытается сесть: не нужно торопить его с этим умением и усаживать слишком рано, особенно если это девочка;
  • лежа на спине, приподнимает самостоятельно головку;
  • лежа на животе, сам способен перевернуться на бок;
  • в том же положении (лежа на животе) довольно высоко приподнимает головку, поворачивает ее влево и вправо, даже упирается ручками в ту поверхность, где лежит, - соответственно, слегка приподнимает корпус, достаточно глубоко прогибая при этом спинку.

Социальное развитие

Четырехмесячный ребенок:

  • интересуется тем, что происходит вокруг него;
  • особенное внимание обращает на движущиеся предметы: человека или животного, прошедших мимо, или же на игрушку, которой можно периодически проводить перед его глазами;
  • оживляется при виде игрушек и радуется каждой новой;
  • реагирует на звуки: определяет на слух то место, откуда идет шум, поворачивает к нему головку;
  • ему нравится, когда его берут уже не НА ручки, а ПОД ручки - это положение, из которого он может созерцать большую часть окружающего его мира;
  • запоминает голоса: легко узнает голос мамы, проявляя при этом радость; папу и других домашних, которые входят в круг его общения в этом возрасте, четырехмесячный малыш также способен узнавать по первым нотам их голоса;
  • проявляет интерес к звукам музыки – она нравится большинству малышей; ребенок, услышав ее, начинает прислушиваться, замирает на какое-то время, а затем может проявить целую бурю эмоций посредством своей оживленной мимики и гуления;
  • пробует собственный голос, издает своеобразные гортанные, порой очень певучие звуки, к которым сам же любит прислушиваться;
  • лепечет и гулит;
  • реагирует на собственное имя;
  • отвечает на улыбку, прекрасно понимая ее значение;
  • некоторые даже заразительно смеются в этом возрасте, но это бывает очень редко: родители должны помнить, что в 4 месяца маленький человечек активно заменяет смех и радость быстрыми и интенсивными движениями своих ручек и ножек.

Это лишь основные умения, которые приобретают малыши в возрасте 4 месяцев. В реальности могут быть некоторые отступления от этих стандартных норм, которых родителям не стоит бояться. Каждый маленький человечек очень индивидуален, что может сказываться и на его развитии. Если же отклонения существенны, они вызывают сомнения и страхи у взрослых, то лучше посоветоваться со специалистом, но не делать самостоятельных поспешных выводов.

Если кроха не проявляет особого интереса к происходящему вокруг и не стремится к общению, есть повод для беспокойства

Отклонения от нормы

По-настоящему забеспокоиться родителям стоит тогда, когда большую часть умений, перечисленных выше, малыш в 4 месяца не приобретает. Тревогу нужно бить, если к этому моменту ребенок:

  • не проявляет двигательную активность;
  • не пытается держать головку;
  • не гулит и не лепечет;
  • не реагирует на посторонние звуки и собственное имя;
  • не узнает взрослых, которые находятся в его постоянном окружении, и никак не реагирует на них;
  • редко улыбается, причем делает это совершенно неосознанно и бесцельно;
  • не пытается переворачиваться;
  • равнодушен к игрушкам.

Если все это внимательные родители отмечают у своего четырехмесячного малыша, значит, в его развитии существуют какие-то серьезные проблемы. Если они существенны, без помощи и консультации врача не обойтись. Если же они незначительны, педиатр, скорее всего, посоветует просто более активно заниматься с ребенком, развивать его во всех отношениях.

Чтобы стимулировать развитие малыша, чаще общайтесь с ним, разговаривайте, всячески показывайте свою любовь к нему

Корректировка развития

Если у малыша к 4 месяцам остаются неразвитыми какие-то физические умения, возможно, дело в какой-то внутренней болезни, не выявленной при рождении или появившейся позднее. Иногда требуется всестороннее медицинское обследование, чтобы выяснить причины данных отклонений. В некоторых ситуациях достаточно поделать малышу специальный массаж. Однако чаще всего родители в силах самостоятельно подкорректировать путь развития своего крохи, чтобы в самом скором времени он догнал своих сверстников. С помощью мамы и папы все, что должен уметь ребенок в 4 месяца, он освоит быстро и с удовольствием.

  1. Малышу должно быть обеспечено полноценное общение с родителями. Причем оно не должно ограничиваться только кормлениями, прогулками и гигиеническими процедурами. Это должно быть чтение на ночь, ласковые разговоры, улыбки, игры и занятия.
  2. Ежедневное чтение стихов и потешек поможет в будущем развитию правильной речи и положительно скажется на его памяти в дальнейшем.
  3. Во время чтения стихов родителям рекомендуется проделать следующее упражнение. Соприкасайтесь с малышом щеками во время чтения. Вибрация вашей кожи будет передавать маленькому человечку понимание того, как рождаются звуки.
  4. Нельзя разговаривать с четырехмесячным малышом в грубом тоне, тем более - кричать на него. Все эти интонации отложатся у него в памяти, станут источником бессознательного страха в дальнейшем. Ласка и нежность - только эти два способа могут обеспечить полноценное эмоциональное развитие вашего крохи.
  5. При разговоре с ребенком родителям нужно стараться быть максимально эмоциональными, чтобы познакомить его с палитрой человеческих чувств.
  6. Всегда обращайтесь к младенцу по имени, желательно - в уменьшительно-ласкательной форме, всегда - с нежной интонаций и любовью, которую малыш обязательно почувствует.
  7. Учите его разговаривать. После очередного гуления малыша скажите ему фразу и замолчите. Дождитесь его «ответа» в виде детского лепета, обязательно дайте ему договорить до конца и опять что-нибудь скажите. Обычно маленьким деткам это очень нравится, и они быстро улавливают, что такое разговор. Это очень важно для дальнейшего формирования ребенка как полноценной, социальной личности, которая будет уметь вести диалог.
  8. Покупайте ребенку яркие, разнообразные игрушки, радуйте его и вызывайте у него как можно больше положительных эмоций.
  9. Ежедневно включайте малышу приятную, красивую музыку для прослушивания. Это могут быть даже песни, которым вы можете подпевать: вот увидите - в скором времени и малыш присоединится к вашему вокалу.

Любой родитель мечтает о том, чтобы развитие его малыша не отставало от стандартов, чтобы он рос вместе со сверстниками, особо от них не отличаясь своим развитием. Однако если случился какой-то сбой, не нужно паниковать: не всегда причиной этому служит какое-то серьезное внутреннее заболевание. Чаще всего достаточно уделять ребенку больше времени, заниматься с ним - и тогда все встанет на свои места. На протяжении всего этого периода родителям нужно просто держать в своей голове, что должен уметь четырехмесячный ребенок согласно его возрастным нормам. Отслеживание, контроль и корректировка любых отклонений позволит направить развитие малыша в нужное русло.