Занятия психолога с детьми в сенсорной комнате. Опыт работы психолога в сенсорной комнате с детьми с овз

Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные трудности в развитии и поведении.

В процессе занятий дети должны: прежде всего, расширить свой жизненный опыт, обогатить чувственный мир, пробудить познавательную и исследовательскую активность. Для этого необходима специальным образом организованная, психологически безопасная среда, позволяющая ребенку ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения.

Особенно важна интеграция для детей, ведь их сенсорные система только формируется и от ее слаженной работы зависит способность ребенка к обучению. Занятия в сенсорной комнате развивает адаптивные функции воспитанников и повышают его познавательную активность. А именно.

Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:

  • саморегуляция и самоконтроль
  • уверенность в себе.

Развитие коммуникативной сферы воспитанников:

  • эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку
  • формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков
  • преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность) .

Развитие психических процессов дошкольников:

  • произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость
  • память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое) , умственные способности
  • развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

Для осуществления поставленных задач применяться

Методы работы в сенсорной комнате: такие как

  • игры и игровые упражнения
  • специальное оборудование для развитие восприятия, внимания, мышления.
  • дыхательные упражнения
  • релаксационные упражнения такие
  • беседы и сказкотерапия
  • наблюдения
  • песочная терапия
  • работа с ширмой
  • музыкотерапия со звуками природы и животных.
  • лего-конструирование
  • интерактивная доска.

Сенсорная комната оборудована по модульному принципу, что позволяет использовать их для релаксации и развития детей, с ограниченными возможностями здоровья.

Проведение занятий в сенсорной комнате осуществляется по назначению врача невролога, по решению ПМПК и ПМПк, по наблюдению педагогов и психолога, а также по запросу родителей.

Занятия в комнате с дошкольниками проводятся и начинаются с ритуального приветствия, после чего в разных последовательностях

(в зависимости от особенностей сценария) применяются такие методы как тематические ролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, драматизация, игры и упражнения со специальным оборудованием. Ролевые игры в сенсорной комнате активизируют познавательную деятельность воспитанников, а упражнения для релаксации стабилизируют нервную систему и способствуют ее более гармоничному развитию. Задания и упражнения со специальным оборудование и ЛЕГО-конструированием позволяет значительно расширить диапазон работы психолога для достижения поставленной цели каждого занятия

Если целью занятий в сенсорной комнате является снятие эмоционального, физического напряжения, стресса и восстановление состояния душевного покоя, то занятия рекомендуется начинать с активационного блока и постепенно переходить к более релаксирующим упражнениям. Световые эффекты и подвижные конструкции стимулируют активность ребенка, а все оборудование блока направлены на подвижные игры с повышенной активностью.

После активационного блока занятия продолжаются в релаксационном бассейне с шариками, которые снимают мышечное напряжение. Все действия происходят под успокаивающую музыку, звуки природы или пение птиц, что создает особенную атмосферу, которая обладает целительными свойствами.

Занятия имеют следующую структуру:

  • ритуал начала занятия (рефлексия)
  • игровое задание на развитие психических процессов
  • релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение
  • ритуал окончания занятия (рефлексия) .

Длительность занятия – 20-25 минут.

Занимающиеся на занятиях, это дети с нарушениями опорно- двигательного аппарата, речи,. Таким деткам трудно адаптироваться к условиям детского сада, сложности вызывает общение со взрослыми и сверстниками, развивающие занятия не заинтересовывают и быстро утомляют ребенка. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в оборудование сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста также нуждаются в занятиях в сенсорной комнате, в основном, в связи с трудностями поведения и общения.

Для этого возраста характерными трудностями являются: страхи, тревожность, агрессивность которые часто не поддаются педагогическим и воспитательным воздействиям педагогов и родителей. В работе с такими детьми сенсорная комната является незаменимым местом.

В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, сухой душ) , ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие.

Самым важным и уникальным, моей работы в сенсорной комнате, является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, наши занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод, о том что, реализация системы индивидуально подгрупповой работы в сенсорной комнате имеет тесное взаимодействие с педагогически персоналом, и способствует на осуществление системы работы в сенсорной комнате.

Возможности сенсорной комнаты

Эмоциональное развитие;

  • Снятие психоэмоционального и телесного напряжения (психоэмоциональная разгрузка)
  • Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля
  • Тренировка стрессоустойчивости
  • Психогимнастика
  • Коммуникативные игры
  • Развитие позитивного отношения к себе и к окружающему миру
  • Развитие двигательной функции.
  • Развитие психических и познавательных процессов

ЦЕЛЬ: Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей, развитие восприятия и пространственных представлений.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • снятие психоэмоционального напряжения
  • саморегуляция и самоконтроль
  • умение управлять своим телом, дыханием
  • умение передавать свои ощущения в речи
  • умение расслабляться, освобождаться от напряжения
  • формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях
  • сенсорное развитие (цвет, форма, величина)
  • формирование пространственных представлений.

Оборудование сенсорной комнаты

  1. Необходимо детей познакомить с правилами поведения и работы в сенсорной комнате.
  2. Ограниченное число детей.
  3. Отсутствие внешних шумов во время проведения занятий.
  4. Системность и структурированность занятий.

Игры, упражнения для работы педагога – психолога в сенсорной комнате.

Цветотерапия (аквалампа,)

Цель: стимулировать и развивать умение ребенка соотносить цвет с настроением, развивать мышление и воображение.

  1. ребенок говорит, какое настроение у него вызывает тот или иной цвет воды.
  2. ребенок рассказывает о том, как изменилось его настроение после наблюдения за всеми цветами воды.

Сказкотерапия (аквалампа, ширма, песочница)

Цель: развивать речь, воображение, мышление, умение соотносить цвет с настроением.

  1. ребенок сочиняет сказку о приключениях основываясь на увиденном.
  2. ребенок придумывает историю о том, как меняется характер героев в зависимости от цвета.
  3. ребёнок вместе со взрослым придумывает сюжеты и разыгрывает их.

Обезьянки (зеркало)

Цель: развивать произвольное внимание, формировать умение подражать, создать хорошее настроение.

Дети смотрятся в зеркало, ведущий корчит рожицу, остальные – «обезьянки» - повторяют. Кто лучше повторит, тот становится ведущим. В роли ведущего должны побывать все дети.

Клоуны (зеркало)

Цель: создание бодрого настроения, развитие мимики и пантомимики.

Ведущий – «клоун» - старается развеселить ребенка с помощью мимики и жестов. Ребенок повторяет движение за ним:

  • указательным пальцем нажимает на кончик носа
  • растягивает уголки губ
  • ладонью одной руки машет из-за головы, другой – чешет нос
  • показывает длинный нос, с помощью ладоней
  • изображает смешную мордочку обезьянки.

«Клоун» сообщает, что увидел, как ребенок может веселиться и радоваться.

Отгадай настроение (зеркало)

Цель: развитие мимики и пантомимики, умения отражать и угадывать настроение.

Ребенку даются карточки с изображениями лиц детей с разным настроением. Ребенок показывает настроение, изображенное на карточке, а

Цель: развитие творческого воображения, зрительного восприятия, концентрации внимания.

Психолог с ребенком наблюдают за объектом, делятся полученными впечатлениями, а затем совместно придумывают сказку или историю на основе полученных впечатлений.

Под дождем (сухой душ)

Цель: стимуляция зрительных и тактильных ощущений, снятие нервно-психического и эмоционального напряжения.

Ребенку предлагается представить что это волшебный дождь, который смывает все страхи, обиды и переживания. Под сухим душем кладется подушка, что бы ребенок мог пофантазировать, сидя на ней

Море (сухой бассейн)

Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, воображения.

Ребенок лежит в сухом бассейне. Ему предлагается представить, что он плавает в море на спине (на животе, на боку и т.д.) . Ребенок имитирует движения, придумывает рассказ.

Волшебный мостик (сенсорная дорожка)

Цель: развитие внимания, умения передавать свои ощущения в словесной форме; стимуляция анализаторов подошв ног, профилактика плоскостопия.

Ребенку предлагается идти по дорожке и на каждой подушечке, остановившись, сказать о том, что ощущают его ножки.

Выполняет аналогичные задания по сигналу ведущего, изменяя темп.

Сказочный цветок (аквалампа)

Цель: развитие восприятия, артикуляционного аппарата, воображения.

Ребенок наблюдает за тем, как изменяются цвета, называет их. Для каждого цвета, с помощью психолога, придумывает волшебную историю. В конце упражнения ребенку предлагается побыть сказочным ветерком, который погладит цветок своим дуновением (ребенок с разной силой и темпом дует на волокна лампы) .

Музыкотерапия

Цель: обогащение восприятия и воображения, создание психологического комфорта, снижение нервно-психического напряжения, активизация двигательной активности, формирование навыков саморегуляции.

Ребенку предлагается внимательно послушать музыку (звуки, в зависимости от цели занятия) , прокомментировать свои ощущения, выразить их в движении.

Уходи, злость, уходи!

Цель: учить выплескивать агрессию, гнев.

Ребенок ложится на мягкое напольное покрытие (сухой бассейн) . Упражнение начинается и заканчивается по сигналу ведущего. По сигналу ребенок начинает бить ногами и руками по покрытию с громким криком «уходи, злость, уходи!!!» . Упражнение длится около 4 минут, после чего ребенок должен отдохнуть еще 3-4 минуты.

Выбиваем пыль

Ребенку предлагается выбить пыль из подушки, но так как она очень упрямая, бить надо очень сильно. После упражнения ребенок в течении минуты спокойно сидит или лежит, восстанавливая дыхание.

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ребенку разрешается в течение 3 минут вести себя на мягком напольном покрытии (или в сухом бассейне) так, как он хочет (прыгать, крутится, вертеться и т.д.) . После упражнения ребенок в течении минуты спокойно сидит или лежит, восстанавливая дыхание.

Упражнения по коррекции уровня тревожности

Цель: снижение тревожности; развитие мимики и пантомимики.

Чтение стихотворения:

Меня напугал так сильно страх
В потемках у ворот,
Что я в испуге крикнул: Ах!
Совсем наоборот:

Я крикнул: ХА!

И мигом страх забился под забор,

Он струсил сам!

И слово Ах я позабыл с тех пор!

Психолог говорит: когда чего-то боишься, надо страху громко говорить ХА! – тогда он испугается вас. А делать это надо так: поднять вверх руки, глубоко вздохнуть, резко наклониться вперед, руки опустить и громко выдохнуть ХА!!!

У страха глаза велики

Представь, что мы с тобой находимся в лесу и спокойно отдыхаем… Но что это?! Хрустнула ветка, еще одна! Кто это?! Нам стало страшно:

  • мы сжались в комочек и застали
  • брови подняли вверх, глаза широко раскрыли
  • рот приоткрыли
  • боимся пошевелиться и вздохнуть
  • голову втянули в плечи, глаза закрыли.

Ой, как страшно! Что это за огромный зверь?! И вдруг у своих ног мы услышали: «Мяу» Один глаз открыли, - а это котенок! Давай возьмем его в руки, погладим. Смотри какой он ласковый, и совсем не страшный!

Страх совсем не страшный (зеркало)

Цель: снижение тревожности; развитие мимики и пантомимики, воображения.

Ребенку предлагается с помощью мимики и пантомимики показать свой страх. Посмотри в зеркало, какой он твой страх, а теперь давай его напугаем (ребенок с психологом показываю перед зеркалом страшные-страшные рожицы) .

Упражнения на релаксацию с использование сенсорного оборудования

Летняя ночь (релаксатор)

«Ночная симфония»

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Они медленно плывут по темному небу. Вы чувствует себя спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: личико, руки, ноги, спину… Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым и послушным… Дышим глубоко, ровно, легко…

Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится веселым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии…

Отдых на море (релаксатор)

: «Шум прибоя» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы находимся на берегу огромного синего моря. Мы лежим на мягком теплом песочке… Вам тепло и приятно…

Теплые легкие лучики солнышка нежно гладят вас по лицу, ручкам, ножкам, по животику… Дышим глубоко, ровно, легко… Теплый ласковый ветерок обдувает все тело легкой свежестью. Нам тепло и приятно…

Лучики теплого солнышка скользят по нашей коже, приятно согревая ее. Мы спокойно отдыхаем и засыпаем… Дышим глубоко, ровно, легко…

Хорошо вы отдыхала, отдыхали, отдыхали,

Хорошо вам отдыхать? Но уже пора вставать!

Подтянуться, улыбнутся, всем открыть глаза и встать!

Отдых в волшебном лесу (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Лесные звуки» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами находимся в лесу, отдыхаем на мягкой зеленой травке. Вокруг нас много деревьев и кустарников. Растут разноцветные, яркие и очень красивые цветы: желтые, красные, голубые… У них приятный сладкий запах. Мы слышим пение птичек, шорох травинок, шелест листочков на деревьях.

Дышим глубоко, ровно, легко…

Теперь открывайте глазки, улыбнитесь друг другу и постарайтесь запомнить все, что видели в волшебном лесу.

Водопад (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Журчание воды» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Сядьте удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте себе, что мы с вами находимся под небольшим водопадом. Вода в нем чистая и теплая. Вам тепло и очень приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, ручкам и ножкам. Вода стекает и продолжает свой бег дальше.

Давайте немного посидим под водопадом и представим, что вместе с водой от нас уплывают все страхи, грусть и неприятности. А мы остаемся сидеть чистыми, бодрыми, веселыми и полными сил. Мы благодарны водичке за то, что она омыла нас. Открывайте глазки и улыбнитесь друг другу.

Радуга (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Лесные звуки» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами лежим на мягкой зеленой травке. Над нами чистое голубое небо, а на небе яркая разноцветная радуга. Радуга блестит, переливается всеми цветами и дарит нам свое настроение. Давайте посмотрим на ее цвета.

Красный и оранжевый дают нам тепло и силу. Мы становимся сильнее, нам тепло и приятно. Желтый цвет дарит нам радость. Солнышко тоже желтого цвета, его лучики гладят нас, и мы улыбаемся. Зеленый цвет – это цвет травы и листьев. Нам хорошо и спокойно. Голубой и синий – цвета неба и воды, мягкие и освежающие, как вода в жару.

А теперь открывайте глазки и вставайте. Давайте протянем ручки к нашей радуге и запомним все ощущения, которые она нам подарила.

Полет к звездам (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Шум прибоя» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами летим к звездам… Они становятся все ближе, и мы с вами видим какие они большие и красивые. Звезды приветствуют нас своим сиянием. Почувствуйте как вам хорошо и тепло. Мы купаемся в лучах звездного света и нам становится очень радостно. Дышим легко и спокойно.

Открывайте глазки и улыбнитесь друг другу.

Сердечки (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Стук сердца» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Послушайте ребята, что вы слышите? Тук-тук, тук-тук… Это тихонько бьются наши сердечки. Положите руку на грудь и почувствуйте… Тук-тук, тук-тук…

Наши сердца полны добра и любви. Тук-тук, тук-тук… Мы слушаем как стучат наши сердца, и нам становится хорошо и спокойно. Радость наполняет наши сердца с каждым ударом. Дышим легко и спокойно.

Откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

Рыбки (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Журчание воды» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами разноцветные рыбки и плаваем в теплой воде, мягко шевеля плавничками и хвостиками. Мы плаваем над самым дном моря и видим красивые водоросли, разноцветные камешки на дне, других рыбок. Они радуются нам и улыбаются. Нам хорошо и спокойно. А теперь отдохнем и опустимся на мягкий теплый песок на дне моря. Нам хорошо и приятно лежать на морском дне.

Мы отлично отдохнули и поднимаемся на поверхность моря. Улыбнитесь солнышку и с улыбкой откройте глаза. Пусть улыбка останется с вами на весь день!

Волшебный сон (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения «Ночная симфония» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Начинается волшебный сон.

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем, (2раза)
Сном волшебным засыпаем.


Наши ручки отдыхают…
Ножки тоже отдыхают…
Отдыхают, засыпают… (2раза)

Шея не напряжена
И расслабленна…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется. (2раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!

Но уже пора вставать!
Крепче кулачки сжимаем
И повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть газа и встать!
Солнечные зайчики (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения «Лесные звуки» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами отдыхаем на лесной полянке. Мы лежим на мягкой теплой траве, а с неба нам улыбается солнышко. Оно посылает нам свое тепло и ласково касается лучиками. А вместе с лучиками к нам прилетели озорные солнечные зайчики. Один зайчик прыгнул нам прямо на носик, он дарит нам радость и улыбку. Давайте очень аккуратно погладим его, чтобы не испугать зайчика. С носика зайчик прыгнул на щечку и подарил нам тепло и спокойствие, погладьте его тихонечко. Зайчику нравятся наши прикосновения. Он посидел еще немного на щеке и прыгнул нам на животик. Вы понравились солнечному зайчику и он подарил нам свою ловкость и силу. Давайте поблагодарим зайчика и нежно погладим его.

Пришло время прощаться с солнечными зайчиками, помашите им рукой, откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

ЛЕГО - конструирование

Спонтанные коллективные ЛЕГО - игры;

  • Самостоятельное конструирование по замыслу, по схемам, по чертежам

Дидактические игры

Игры с песком

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях) .

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются") .

Упражнение "Змейки"

Цель: снять эмоциональное напряжение

Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Змейки на песке играли Письма не прочесть никак!
И хвостом слова писали, Как узнать ей о змеятах?
За узором шли петельки- Что случилось? Где? И как?
Это письма Маме-змейке. Ты теперь у нас волшебник!

Но пронесся ветерок Напиши скорей слова,
И засыпал все в песок. Помоги ты маме-змейке
И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства

Настольный театр чаще всего используем при пересказе сказок, небольших рассказов. Здесь дети водят игрушки на столе. Особое внимание уделяется четкой дикции, выразительности речи, интонации, тембра голоса, мимике. Настольный театр представлен в виде театра игрушек, театра картинок.

Стендовые кукольные театры используются так же при пересказе сказок и рассказов. Здесь тоже важна четкая дикция, интонационная выразительность речи. Фигурки героев в данном виде иллюстрируют содержание произведения. Рассказчик стоит сбоку от стенда, и по ходу повествования переставляет фигурки.

Театр с куклами на ширме представлен куклами би-ба-бо, пальчиковым театром. Игры с куклами на ширме выполняют развлекательную, дидактическую, коммуникативную, диагностико – коррекционную, психотерапевтическую, эстетическую функцию. Эти игры развивают моторику рук, развивают речь, внимание, память, мышление, фантазию. Театр с куклами на ширме предусматривает, что кукловод находится за ширмой, поэтому от него требуется выразительность речи.

Методы работы по совершенствованию творческой активности детей в театрализованной игре являются:

  • метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности) ;
  • метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога) ;
  • метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы) . Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Примерная тематика игр-занятий с интерактивной доской:

Перечень игрового пособия:

  1. Зеркальный уголок
  2. Калейдо
  3. Кубики Никитика
  4. Логические блоки Дьеныша
  5. Мягче –Жёстче
  6. Набор тактильных шаров
  7. Определи на ощупь
  8. Пирамида приключений
  9. Побери пару
  10. Пощупай рукой и определи ногой
  11. Сверкающее домино
  12. Тактильные доски
  13. Уравновесим весы
  14. Что это?

Используемая литература:

Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.

  • Ледина В.Ю. ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция. Антистрессовый тренинг для детей и подростков: Метод. пособие. – СПб., 2000.;
  • Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.: ил.;
  • Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.;
  • Левис Ш., Левис Ш.К. Ребёнок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996.
  • Н. А. Сакович. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2008.
  • Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1976 г.
  • Компьютерно - игровой комплекс для дошкольников http: //40204s020. edusite. ru/p110aa1. html Ярусова Е. А.
  • Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. http: //www. ivalex. vistcom. ru/konsultac203. html Петрова Е.
  • Развивающие компьютерные игры. Дошкольное воспитание, 2000, № 8. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе. Дошкольное воспитание, 2000, № 4.
  • Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения-М.: ТЦ Сфера, 2001 г.
  • Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду6 «школьная пресса» -2000 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 26

структурное подразделение детский сад «Тополёк»

Данный материал предназначен для педагогов-психологов в котором представлен опыт работы в сенсорной комнате с использованием упражнений на развитие межполушарного взаимодействия; развития мышления, стимуляции движения глаз, коррекции внимания, снижение психоэмоционального напряжения и другие психологические методики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в тёмной сенсорной комнате

Тема занятия: «УЧУСЬ ДАРИТЬ РАДОСТЬ»

Цели: развитие межполушарного взаимодействия; развитие мышления; стимуляция движения глаз; коррекция внимания; снижение психоэмоционального напряжения.

Расширение знаний подростков об эмоциях. Развитие эмпатии, умения адекватно выражать свои эмоции, формирование коммуникативных качеств.

1. Оргмомент. Цели: сплочение группы; эмоциональное и мышечное расслабление.

Процедура проведения. Звучит релаксационная музыка, на стене мерцает ковёр «Млечный путь», «Волшебный светильник», включён светильник «Вулкан» Воспитанники входят в комнату по сенсорной тропе и образуют круг. Педагог – психолог предлагает выполнить упражнения: «Приветствие друг друга», передача мяча по кругу со словами «Здравствуй, Серёженька и т. д...».«Круг любви» воспитанники стоя в кругу берутся за руки. Медленно раскачиваясь из стороны в сторону, они мысленно посылают друг другу знака внимания, радости.

Ребята, на прошлом занятии мы с вами говорили о дружбе. Сегодня мы с вами поговорим о том какие бывают эмоции, за одно вспомним какие эмоции чаще всего испытываем мы с вами, разберёмся какие эмоции нам нужны, а какие лучше испытывать как можно реже. В руках у меня альбом с разными эмоциями. Я буду вам показывать картинку с определённой эмоцией. А вы постараетесь угадать, что это за эмоция, попытаемся её изобразить и сказать кто её часто испытывает в нашей группе. Педагог – психолог

Для этого мы сейчас удобно расположимся в наших креслах и будем выполнять упражнения, которые помогут сохранить наше зрение

Часть 1

Глазодвигательные упражнения

Цели: преодоление состояния статического напряжения; тренировка способности глаза фокусировать изображение, совершенствование координации в горизонтальной плоскости; повышение устойчивости вестибулярных реакций, улучшение координации движений глаз и головы.

Процедура проведения. Воспитанники удобно располагаются в креслах «трансформерах».Используется один из приборов, создающих светоэффект. (Дождь). Инструкция:

  1. Сесть, расслабить тело, широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 сек. Повторить 5 – 6 раз.
  2. Вращать глазами по кругу по 2 – 3 с. Повторить 3 – 4 раза.
  3. Быстро моргать в течение 1 – 2 минут.
  4. Вытянуть руки с мячом вперёд вперёд. Раскачивать руки влево, вправо и следить глазами за мячом. Повторить 5 – 8 раз.
  5. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки соответствующего

глаза и подержать 1 – 2 с. Повторите 3 – 5 раз.

  1. Отвести полусогнутую правую руку, с мячиком в сторону. Медленно передвигать шарик справа налево и следить за ней глазами, вернуть мячик в исходное положение. Повторить 4 – 5 раз. Выполнить то же упражнение левой рукой.

Дыхательные упражнения:

Цели: активизация работы отделов мозга; ритмирование правого полушария. устранение мышечного напряжения; гармонизация деятельности дыхательной. нервной и сердечно – сосудистой систем.

Процедура проведения. Подростки располагаются в креслах трансформерах. Психолог обращается к ним: «Представьте, что ваш живот превратился в воздушный шарик. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. А теперь представьте, что шарик лопнул. Сделайте выдох.

  1. Глубокий вдох (руки медленно поднимаются до уровня груди.) Задержать дыхание внимание сконцентрировать на середине ладоней.) Медленно выдохнуть (руки опустить вдоль тела.)
  2. Глубоко вдохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком А – А – А (чередовать со звуками Ы- Ы – Ы; У- У – У; О – О – О.)

Кинезиологические упражнения:

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий. способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. Процедура проведения.

  • «Кулак – ребро – ладонь» (по Озерецкому). Три положения кисти последовательно сменяют друг друга. Ладонь – сжатая в кулак, ладонь – ладонь ребром, распрямлённая ладонь. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем – двумя руками вместе. Повторяется 8 раз.
  • «Колечко». Следует поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
  • «Перекрёстные танцы». Упражнение выполняется стоя. Равномерно поднимая левую ногу, сгибая в колене, соприкасаться согнутой в локте правой рукой. И наоборот правая ногалевая рука. Повторяется 5 – 8 раз.
  • «Восьмёрка». Сидя в креслах рисование в воздухе «восьмёрки» Поочерёдно левой и правой рукой 5 раз. Затем обеими руками вместе.

Часть 2

Игры и упражнения с мячами

Самомассаж.

Цель: Преодоление состояния психоэмоционального напряжения. Процедура проведения. Общее освещение в комнате приглушено, Пузырьковая колонна, звучит спокойная музыка.Дети в течении 3 – 5 минут массируют руки ноги, плечи с помощью мячей ёжиков.

«Массаж по кругу».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения; установление телесного контакта. Процедура проведения. Подростки встают друг за за другом в круг. Психолог предлагает выполнить произвольный массаж мячом – ёжиком своему соседу. Включить световые эффекты (Звёздная сеть, светильник вулкан)

«Мы вместе»

Цель: повышение позитивного настроя, сплочённости группы. Процедура проведения. Воспитанники образуют два круга (внешний и внутренний). В начале игры игры мяч находится во внешнем круге. Один из подростков бросает мяч другому, стоящему перед ним, со словами «Нас объединяет...» и перемещается на одного человека вправо. Другой подросток бросает мяч следующему и т. д. до возвращения в первую пару.

«Перекати мяч»

Цель: активизация тактильной рецепции. Процедура проведения. Воспитанники сидят в креслах «трансформерах», выполняя следующие движения.

  1. Перекатывание мячей - ёжиков в ладонях с нажимом.
  2. Перекатывание мячей – ёжиков стопами ног.

«Отдых на мячах»

Цель: преодоление состояния тревожности; развитие умения оказывать поддержку.

Процедура проведения. Группа делится пополам. Игроки поочереди садятся на мячи – гиганты. Дети второй поддгруппы встают позади них. поддерживая и покачивая отыхающих.

Упражнения сопровождаются релаксационной музыкой и светоэффектами.

«Купание в бассейне» Цель: снятие напряжения, мышечная релаксация.

Дети по двое погружаются в сухой бассейн и в течении минуты. выполняют удобные для них движения, имитируя купание

«Выполни движение»

Цель: развитие активного внимания. Процедура проведения. Когда в «Пузырьковой колонне» появляются пузырьки определённого цвета, дети выполняют различные действия с мячами. на зелёный цвет- опускают мячи на пол, на жёлтый - поднимают руки вверх, на синий -вытягивают руки перед собой, на красный -руки за голову, на белый подкидывают мяч вверх перед собой. При загорании других цветов выполняется действие совершаемое на предыдущий цвет.

«Хлопки»

Цель: развитие внимания; воспитания чувства единения.

Процедура проведения Подростки размещаются в креслах «трансформерах», спиной к центру. Включается «Звёздная сеть». Психолог в соответствии с ритмом мерцания сети задаёт определённый темп. хлопая в ладони. Дети повторяют его друг за другом по часовой стрелке.

«Запомни цвет»

Цель: развитие зрительной памяти, концентрации внимания.

Процедура проведения. Психолог предлагает воспитанникам сидя в креслах наблюдать за изменением цвета воды в пузырьковой колонне, запоминая за определённый промежуток времени сколько раз поменяла цвет вода в коллоне, вспоминая какой цвет был первым, вторым, и т. д.

Часть 3

«Я отдыхаю»

Цель: преодоление состояния психоэмоционального напряжения.

Процедура проведения. Дети удобно расположены в креслах «трансформерах». Включено оборудование (настенный ковёр «Млечный путь» и «зеркальный шар»). Общее освещение в комнате выключено или приглушено. Звучит релаксационная музыка записи шума моря, пения птиц. Психолог читает релаксационный текст: «Садитесь удобно, закройте глаза и постарайтесь представить необычайное путешествие. Давайте соберём чемодан в дорогу. Положим в него всё что нам мешает: обиды, слёзы, ссоры, разочарования... Закроем чемодан и отправляемся в путь. Путь наш далёк. Давайте глубоко вдохнём: вдох (задержать на 3 с) – выдох (подождать 3 с) – повторить 3 раза. Свежий запах трав,аромат цветов наполняет воздух. Земля забирает вашу усталость, тревоги. обиды,наполняет тело силой,

свежестью. Вы идёте по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчёлы, радостно поют птицы. Впереди прозрачный ручеёк.

Вдруг на полянке вы увидели чудесный домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Вы вошли в это домик. Вы садитесь рядом с печкой и рассматриваете яркий огонь, яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя. Угольки подмигивают вам. Приятное тепло ласкает лицо, руки, ноги, всё тело... Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть... Ваш чемодан опустел. Вы выходите из ома. Довольные и спокойные, вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Лёгкий ветерок ласкает волосы, шею. всё тело. Тело будто растворяется в воздухе. становится лёгким, невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок заполняет чемодан радостью, добром и любовью... Всё это богатство вы отнесёте домой и поделитесь им со своими друзьями, родными, знакомыми. Теперь вы можете открыть глаза и улыбнуться – вы дома и вас все любят.

Заключительная часть:

А теперь встанем все в круг и тот ученик которому достаётся мяч одной фразой расскажет о своих ощущениях после занятия, что нового вы открыли для себя сегодня, какое упражнение понравилось больше всего, что запомнилось больше всего, какие новые ощущения удалось испытать, где удалось побывать, может кто – то избавился от чего ненужного. Воспитанники отзываются о проведённом занятии.

И давайте в заключении нашего занятия подойдём к нашей птице счастья, и мысленно представив себе всё самое доброе, хорошее что нам удалось взять с сегодняшнего занятия сделаем глубокий вдох и на выдохе выпустим все наши пожелания, вращая птицу счастья, чтобы она взмахивая крыльями принесла всем здесь присутсвующим и остальным добро, счастье, здоровье все что вы мысленно пожелали. На этом наше занятие закончено. Мы возвращаемся из волшебного мира в настоящий и не забываем дарить всем частичку свой радости и доброты и остальные ответят тебе тем же.




Все приведенные занятия имеют следующую структуру: ритуал начала занятия; релаксация, которая позволяет детям расслабиться и снять мышечное напряжение; ритуал окончания занятия.
Игровые задания являются одновременно и развивающими, и терапевтическими: они развивают психические процессы и формируют психологически здорового ребенка.

Занятие №1
«Знакомство с волшебной комнатой»

Цели:
- развивать когнитивную сферу детей;
- активизировать произвольное внимание, умственные способности;
- развивать проприоцептивную и тактильную чувствительность, мелкую моторику;
- формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо - моторную координацию;
- развивать органы чувств и вестибулярный аппарат;
- закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов;
- формировать навыки саморегуляции.
Материалы и оборудование: напольные тактильные дорожки; сухой бассейн; балансировочная доска; мячики-веселки; аквалампа; растение-фонтан; куб «Твизлер»; запутанные спиральки; центр тактильности; центр спокойных игр; центр, развивающий активность; проектор направленного света; зеркальный шар; легкие квадраты; мягкое напольное покрытие; аудиокассета.

Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Игра «Приветствие»:

Ребята, наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите: «Здравствуйте!»
2.
- А теперь мы с вами отправимся в путешествие… Начнется оно вот с этого большого водопада. (Рассматриваем пейзаж на фотообоях.) Посмотрите, как падает вода с вершины горы, как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. А рядом еще один водопад – маленький (растение – фонтан). Подойдите к нему поближе и послушайте, как журчит вода, сбегает по уступам горы. (Слушают шум воды.)
- А какие маленькие яркие птички живут в нашем лесу, как звонко они щебечут! (Звучит аудиозапись «Голоса леса».)
- Пригревает солнышко, стало жарко. Давайте снимем обувь и пойдем в лес по тропинке босиком. (Ходьба по сенсорным напольным дорожкам.) Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Наш путь начинается с этой большой зеленой полянки, затем – по дну лесного озерка, по камешкам…- и дальше в лес по тропинке, по мостику. (По ходу воспитатель спрашивает детей об их ощущениях.)
- Что чувствуют ваши ножки?
- А теперь мы пойдем по волшебному лесу, где времена года сменяют друг друга каждые несколько шагов. Идти надо след в след, чтобы не оступиться и не упасть в воду. Руки расставьте в стороны. Смотрите внимательно, по какому времени года вы проходите, и называете его.
3.
- Теперь надевайте обувь и переходите на эту разноцветную полянку. (Звучит спокойная фоновая музыка.)
- Двое ребят будут играть с игрушками на этой панели (центр, развивающий активность), а двое – скатывать шарики по этой спиральке: один кидает шарик, а другой ловит его на выходе. Слушайте внимательно, где находится шарик, чтобы не упустить его. Делайте это поочередно.
- Подойдите к этой спиральке. Кидайте шар, внимательно за ним наблюдайте и ловите на выходе (запутанная спиралька).
(Через несколько минут дети меняются местами.)
4.
- Ребята, тот из вас, кто поиграл на этой полянке, может переходить на следующую.
5.
- Кто хочет поиграть с игрушками на этой панели? Пожалуйста! А кто будет рассматривать драгоценные материалы в нашем сундучке?
6.
- А по лабиринтам попутешествовать кто хочет?
(По ходу игры воспитатель спрашивает об ощущениях, предлагает меняться местами.)
7.
- Ребята, вот еще один сундучок! Давайте посмотрим, что в нем находится. (Открывает.)
- Что это?
- Правильно, это квадратики из разной ткани. Выбирайте, кому, какой нравиться. Подбросьте свои платочки как можно выше; понаблюдайте, как они падают вниз.
- А сейчас надо не просто подбросить платочки, но и постараться, чтобы они подольше не опускались на пол. Для этого надо дуть на них – вот так! (Показ.)
(Далее педагог предлагает подбросить платочки несколько раз. Включая аквалампу.)
8. Подойдите поближе, посмотрите: какая интересная лампа! Называется она аквалампа – значит, водяная лапма. А что же там плавает?
- Какого цвета шарики?
(Предлагает каждому понаблюдать за шариком определенного цвета.)
- Обратите внимание, как изменяется цвет воды. Какой цвет воды вам нравиться больше?
- Приложите ладошки правой руки к стеклу. Что чувствуют ваши ладошки? (Дети говорят о своих ощущениях.)
9.
- Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу!
Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней (мягкое напольное покрытие). А кто – то может и на этом островке (мягкий островок).
(Звучит релаксационная музыка.)
- Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (Включает проектор, направляет его на зеркальный шар.)
- Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становиться легким, теплым, послушным.
Дышится легко и свободно.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.

Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.
Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать! Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.
10. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками».
- Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и попрощаемся с ними: «До свидания!»
Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь, как они, - и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.

Занятие № 2
Игра «Помощь друзей»

Цели:
- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления;
- развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов;
- развитие умения передавать ощущения в вербальной форме;
- стимуляция поисковой и творческой активности;
- создание положительного эмоционального настроя.
Материалы и оборудование: подсветка «веселки»; растение – фонтан; центр спокойных игр; двойная спиралька; центр тактильности; сухой бассейн; игра «Легкие квадраты».

Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Игра «Приветствие».
- Ребята, представьте себе, что у вас грустное настроение. Какое у вас при этом выражение лица? Покажите!
- Посмотрите в зеркало: какие у вас грустные лица! Давайте попробуем поднять друг другу настроение. Давайте скажем каждому, что в нем нам нравится. Говорить будем по очереди, и каждый услышит о себе что-нибудь хорошее. (Игра «Комплименты».)
- Ну что, улучшилось ваше настроение? Давайте поприветствуем наших «веселок» и улыбнемся им так же, как они улыбаются нам.
3.
- Подойдите к волшебному замку (растение – фонтан). Внимательно посмотрите на замок и природу вокруг него. Как вы думаете, кто живет в замке?
- Твой герой злой или добрый?
- А что нужно сделать, чтобы он стал добрее?
- Посмотрите на водопад, который сбегает с гор. Давайте послушаем шум воды. (Слушают шум воды.)
4.
- Переходим на зеленую полянку. Тут вы можете поиграть с этими спиральками. (Двойная и одинарная спиралька.) Внимательно наблюдайте и слушайте, где находится шарик, и ловите его на выходе.
5.
- Давайте внимательно посмотрим вот на эту панель (центр спокойных игр). По очереди ощупайте игрушки и скажите, какая игрушка на ощупь вам нравится больше остальных, а какая – не нравится и почему.
6. Упражнение «Море из шариков» (сухой бассейн):
- А сейчас мы будем плавать в море из шариков. Давайте все перевернемся на животик и поплывем.
- А теперь перевернемся на спинку. Продолжаем плыть.
- А теперь спокойно полежим на волнах. Закройте глаза и представьте себе, что вы спокойно покачиваетесь на волнах моря…. (4-5 минут.)
- Вот и закончилась наша игра.

Занятие № 3

Цели:
- развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания;
- развитие конструкторских способностей;
- продолжение развития глазомера;
- развитие координации «глаза - рука»;
- закрепление знания цветов спектра;
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие воображения.
Материалы и оборудование : игры «Собери квадрат», «Надень кольцо»; аквалампа; мягкое напольное покрытие; напольные тактильные квадраты; подсветка «веселки».

Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Приветствие «веселок».
2.
- Ребята, мы сейчас пройдем по нашим лесным тропинкам. Сегодня мы будем называть цвет дорожки, по которой проходим. (Напольные сенсорные дорожки.)
3.
- Подойдите к этому столу. Мы будем из частей собирать вот такой квадрат. Будьте внимательны – и у вас все получится. Игра называется «Собери квадрат».
4.
- Теперь поиграем вот с этими игрушками. Игра называется «Надень кольцо». Когда вы надеваете кольцо, то говорите, какого оно цвета. Посмотрим, кто у нас самый меткий, кто быстрее других наденет все кольца (водяные игрушки).
5.
- Мы поиграем в игру «Найди цвет». Я буду показывать цвет, например красный, а вы – искать в этой комнате все предметы красного цвета. И так мы будем искать, и называть все цвета.
6.
- Теперь ложитесь на наш мягкий диван, повернитесь лицом к волшебному аквариуму и наблюдайте за тем, как в нем меняется вода. Как только вода сменит цвет, вы называете его.
7.
- Перевернитесь все на спинку. Лягте поудобнее, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте – на берегу моря. Чудесный летний день! Голубое небо, теплое солнце…Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все ваше тело: лоб, лицо, спину, живот, ручки и ножки. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным, послушным. Вам тепло и приятно. Лучики солнышка ласкают ваше тело. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Мы открываем глаза – мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.
8. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:
- Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До свидания!»

Занятие № 4
«Давайте представим…»

Цели:
- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
- продолжение обучения умению определять свое настроение;
- обучение способам поднятия настроения;
- развитие смелости и уверенности в себе, преодоление робости;
- саморегуляция психического состояния.
Материалы и оборудование: зеркало; колпаки клоунов; мягкое напольное покрытие; аквалампа.

Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Приветствие «веселок».
- Давайте представим, что мы с вами – обезьянки. Подойдите к зеркалу и покажите мне без слов: веселую обезьянку, грустную, удивленную, плачущую, смеющуюся, испуганную, поющую, радостную.
- Ну, как? Улучшилось у вас настроение? Покажите свое настроение.
3. Далее психолог читает стихотворение:
Бывает чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Хорошее настроение.

4.
- А сейчас мы с вами окажемся в цирке. Выйдем на эту зеленую поляну и станем клоунами. Становимся парами, лицом друг к другу. Клоуны справа будут веселыми. Изобразите это настроение на своем лице. А теперь веселые будут стараться развеселить грустных так, чтобы они заулыбались и всем стало весело.
5.
- Теперь клоуны поиграют в игру «Веселая зарядка».
(Звучит бодрая, веселая музыка. Психолог моделирует ситуацию, а дети изображают соответствующие действия.)
- Для того чтобы машина заработала, надо завести мотор.
- Спящий человек похож на выключенную машину.
- Тело устает за день, и ему нужен отдых.
- Но впереди новый день и много интересных дел и приключений. Надо подготовить себя к ним: включить, «завести» свое тело. Давайте все дружно попрыгаем!
- Каждый из вас – хозяин своего тела. Вы – проснувшиеся кошечки, вытягиваете то передние, то задние лапки.
- А теперь вы - упавшие на спину божьи коровки. Удастся ли вам перевернуться на живот без посторонней помощи?
- А сейчас вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Еще чуть-чуть – и полетим!
- Тянемся вверх, как жирафы.
- Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными.
- А теперь мы – матрешки. Покачаемся из стороны в сторону.
- А ну-ка запустим самолет! Крутим пропеллер изо всех сил.
- Ребята, вы получили большой заряд бодрости и уверенности в себе на весь день. До новой встречи!
6. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 5
«Будьте внимательны!»

Цели:
- продолжение развития психических процессов: произвольного внимания, его устойчивости и переключаемости; умственных способностей; памяти, воображения, восприятия;
- формирование умения соотносить речевую форму описания предметов с графической;
- развитие тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умения передавать свои ощущения в связной речи;
- развитие координации «глаз – рука»;
- продолжение обучения умению управлять своим телом, расслабляться, освобождаться от перенапряжения.
Материалы и оборудование: напольные тактильные квадраты; центр спокойных игр; куб «Твизлер»; балансировочная доска; аквалампа; игра «Легкие квадраты»; напольное мягкое покрытие.

Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Приветствие «веселок».
- Ребята, давайте пройдем по нашим лесным тропинкам. Идем медленно, не спеша, слушаем пение птиц, журчание ручейка в лесу.
(Звучит аудиозапись «Голоса леса».)
3.
- Выходим с вами на полянку. (Центр спокойных игр.)
- Посмотрите внимательно вот на эту панель, на игрушки и предметы, которые на ней расположены. Каждый из вас выберет себе предмет, но не говорит, что он выбрал. Остальные должны догадаться по описанию, что это, и назвать предмет. (Игра «Опиши предмет».)
4.
- А сейчас мы с вами будем переходить через пропасть по волшебным канатам. Я каждому назову цвет какната, по которому он будет перебираться на противоположную сторону пропасти.
Воспитатель поощряет тех, кто быстрее выполнил задание.
5.
- Продолжим мы свой путь через этот волшебный лес, где через каждые 4 шага времена года сменяются. Идти надо по тем стопам, которые нарисованы, и называть времена года, по которым вы проходите. Не забудьте о том, что спинка должна быть прямой, а руки разведены в стороны.
6.
- А теперь, ребята, ложитесь на наш мягкий диван. Мы будем наблюдать за шариками в волшебной лампе. Каждый выбирает свой цвет шарика и наблюдает за ним. (Упражнение «Танец шарика».)
7. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:
- Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До свидания!»

Источник www.medical-group.ru

Государственное казенное учреждение

Владимирской области

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Служба сопровождения замещающих семей и детей

Программа з анятия-тренинга

в сенсорной комнате

для детей среднего школьного возраста

« Серебристый туман »

Составил:

педагог-психолог

Шкарина С.А.

г. Собинка

Введение:

Занятие способствует улучшению эмоционального состояния, позволяют снять мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Занятие направлено на создание ощущение безопасности и защищенности, положительного эмоционального фона, снижения беспокойства и агрессивности, снятия нервного возбуждения и тревожности, активизации мозговой деятельности.

Цели:

Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья с помощью мультисенсорной среды

Задачи:

Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок.

Создание положительного эмоционального состояния.

Формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела.

Облегчение состояния тревожности, переключение тревоги в конструктивное русло.

Формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости.

Развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.

Развитие памяти, речи, воображения, оригинальности мышления.

Развитие коммуникативных навыков и элементов совладающего поведения

Время сеансов в сенсорной комнате: 60 минут.

Методики работы:

цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);

звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);

Структура занятия:

Ритуал приветствия.

Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление.

Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, мышечная релаксация).

Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).

Обратная связь

Ритуал прощания.

Ход занятия «Серебристый туман»

Общее время: 60 минут.

Материал: бумага формата А 4, гуашь, кисточки, вода, фломастеры, ножницы, клей, фломастеры для магнитной доски,

Оборудование: пуфики, подушки, маты, ноутбук, проигрыватель, «сухой душ», проектор

1. Упражнение «Мелодия настроения».

Цель: определить настроение ребенка на начало занятия.

Время: 5 -7минут.

Техника проведения: детям предлагается лист с названием упражнения «Мелодия настроения», на котором нарисован нотный стан и скрипичный ключ. На столе раскладываются «ноты» в первом ряду - мажорные (желтые), во втором - минорные (серые). Желтые обозначают хорошее настроение, серые - плохое. Ребенку предлагается определить свое настроение, приклеивая на нотном стане ноту, выбранного цвета на любой его линейке.

Инструкция: для того, чтобы мы начали работать, я хочу узнать, какое у тебя на данный момент настроение. Перед тобой лежит лист бумаги с названием упражнения «Мелодия настроения», на котором нарисован нотный стан и скрипичный ключ. Обрати, внимание, на столе также разложены «ноты»: в первом ряду - мажорные (желтые), во втором - минорные (серые). Желтые ноты - обозначают хорошее настроение, серые - плохое. Я предлагаю тебе обозначить свое настроение, приклеив на нотном стане на любой его линейке ноту того цвета, которая соответствует твоему настроению на данный момент,

Анализ:

Понравилось ли упражнение?

Испытывал ли затруднения при выборе цветов?

Можем ли продолжать работу?

2. Упражнение «Приветствия разных народов».

Цель: создание доверительных отношений, развитие эмпатии, творческого воображения.

Время: 10 минут.

Техника проведения: Просмотр презентация «Приветствия разных народов».

Демонстрация слайдов направлена на знакомство учеников с культурой приветствия у различных народов. На экран выводятся тематические иллюстрации в сопровождении названия страны и описания приветствия.

Для предъявления материала используется одиннадцать слайдов, оформленных с помощью эффектов анимации. Дети узнают о традициях следующих государств:
- Индия;
- Китай;
- Самоа;
- страны Латинской Америки;
- Лапландия;
- Япония;
- районы Тибета;
- Россия;
- Великобритания;
- США.

Затем детям предлагается придумать и продемонстрировать мировое приветствие, т.е. объединить несколько понравившихся способов. Например, сначала пожать руки, как это делают европейцы, затем поклониться, как японцы, прикоснуться ногами, как африканцы.

Инструкция: Ребята, теперь когда вы познакомились с культурой приветствия у различных народов давайте каждый из вас придумает и покажет нам «МИРОВОЕ ПРИВЕТСТВИЕ» , объединив несколько способов, увиденных на слайдах.

Анализ:

Понравилось ли упражнение?

Какое приветствие показалось необычным?

Какие чувства испытываешь после проведенного занятия?

3. Упражнение «Клякса»

Цель: развитие мышления, творческого воображения.

Время: 10 минут.

Техника проведения: детям предлагается капнуть на лист бумаги гуашь, затем лист сложить в том месте, куда попала капля и прижать на несколько секунд, а потом лист выпрямить. В результате получается клякса, имеющая сложную форму. Затем предлагается продемонстрировать кляксу, а потом быстро назвать трех животных и три неодушевленных предмета, которые она напоминает.

Материал: лист бумаги формата А4, гуашь.

Инструкция: перед тобой лист бумаги и гуашь.. Тебе надо капнуть на лист бумаги гуашь, затем лист сложить в том месте, куда попала капля и прижать на несколько секунд, а потом лист выпрямить. В результате получится клякса, имеющая сложную форму. Ты мне ее покажешь, а затем быстро назовешь трех животных и три неодушевленных предмета, которые она напоминает.

Анализ:

Понравилось ли упражнение?

Что было необычного в его выполнении?

Вызвало ли упражнение затруднения?

Какое испытываешь настроение?

Релаксирующее упражнение «Серебристый туман»

Цель: нормализация психоэмоционального состояния.

Время: 20 минут.

Техника проведения: воспитанникам предлагается устроиться на одном из мягких пуфиков и принять удобное положение, по достижении комфортного состояния начнется сеанс, направленный на урегулирование психоэмоционального состояния. Задача детей состоит в том, чтобы слушать и слышать голос психолога, звучащую музыку.

Инструкция: предлагаю тебе устроиться на пуфике и принять удобное положение, по достижении комфортного состояния мы начнем сеанс, направленный на урегулирование психоэмоционального состояния. Тебе нужно слышать и слушать мой голос, звучащую музыку.

Текст для релаксации.

1 фаза. Расслабление.

Устраивайся удобно...
Чувствуй себя совершенно непринужденно...
Сама поза вызывает расслабление мышц...
Ты лежишь на мягком, зеленом лугу...
Наверху ярко светит солнце...
Вокруг тебя растут цветы...
Теплый ветерок нежно овевает твое тело...
Ветерок покачивает траву и стебли цветов вокруг тебя...
Вдохни аромат цветов...
Посторонние звуки постепенно приглушаются... отдаляются...
Звуки несутся издалека... мимо сознания...
Уходят все тревоги, заботы дня... здесь только отдых... и покой...
Отсутствие напряжения приятно...
Расслабляются мышцы рук...
Руки полностью расслабляются...
Расслабляются мышцы ног...
Ноги полностью расслабляются...
Расслабляются мышцы туловища...
Расслабляются мышцы живота...
Расслабляются мышцы спины...
Расслабляются мышцы груди...
Приятное тепло во всем теле...
Расслабляются мышцы лица... зубы разжаты...
Язык расслаблен...
Расслаблены губы...
Лоб разглаживается...
Разглаживаются все складки лба...
Полная безмятежность...
Тихо... уютно... удобно... спокойно...
Все тело обволакивается приятным, ласковым теплом...
Тепло растворяет все ощущения... уносит их...
Тепло проникает в каждую клеточку тела...
Тело растворяется в окружающем пространстве...
Границы тела исчезают...
Тебя окутывает туман...
Приятный, теплый, серебристый туман...
Все тело растворяется в тумане...
Мозг... успокаивается...
Мысли... замедляются...
Медленнее... медленнее... медленнее...
Ты дышишь легко... и ровно...
Дыхание спокойное... ритмичное...
Ты полностью расслабленна... и спокойна...
Мягкое, приятное тепло во всем теле...
Глаза можно закрыть...
Сосредоточься на ощущении тепла и покоя...
Перенеси свое внимание на грудь...
На ней сидит прекрасная бабочка...
Рассмотри бабочку...
Всмотрись в игру красок... и тончайшие узоры на ее крыльях...
Бабочка готова взлететь...
Но бабочка остается на месте...
На каждом вдохе и выдохе... тебе кажется, что она вот-вот взлетит...
И ты готова отправиться в полет вместе с ней...
Следи за движением крыльев бабочки...
Бабочка наконец взлетает...
Ты летишь за бабочкой...
Легкий, приятный полет...
Ласковый, теплый ветерок овевает твое тело...
Впитай в себя все звуки и образы...
Насладись полетом...
Бабочка привела тебя в удивительное место... свободное от всех забот и волнений...
Здесь ты в полной безопасности...
Тебя окружает мощное энергетическое поле золотистого света...
Свет защищает тебя от всех негативных внешних воздействий...
Ощути энергию этого света...
Свет свободно течет через твое тело...
Наполняет тебя своей энергией...
Это твой мир...
Мир, в котором тебе подвластно все...
Ты хозяин и архитектор этого мира...
Сделайте его таким, как ты желаешь...

2 фаза. Самостоятельная работа.

Пора возвращаться...
Серебристый туман окутывает тебя...
Ты находишься в облаке мягкого, прохладного тумана...
Приятный, прохладный туман подхватывает тебя...
Ты плавно плывешь к началу путешествия...
Путешествие заканчивается...
Легкий, прохладный ветерок рассеивает туман...
Приятный белый солнечный свет полностью рассеял туман...
Ты возвратилась на луг...

3 фаза. Активация.

Ты чувствуешь бодрость, хорошее настроение...
Твои мысли наполняются энергией...
Дыхание становится более глубоким...
Вдох длинный... глубокий...
Выдох короткий, энергичный...
Длинный... глубокий вдох...
Короткий, энергичный выдох...
Скованность рук проходит...
Скованность ног проходит...
Пошевели пальцами рук... сложи руки в замок...
Потянулась... хорошо, с удовольствием потянулась...
Глубоко вздохнула... так, чтобы холодок пробежал по спине...
Вдохнула... выдохнула...
Еще потянулась разок...
Активнее!
А теперь улыбнись.
Улыбайся, улыбайся!
Сеанс окончен.

Анализ:

Как себя чувствуешь после проведенного сеанса?

Удалось ли расслабиться?

Ощущаешь ли прилив энергии, жизненных сил?

5. Упражнение «Коса».

Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов.

Время: 5-10 минут

Техника проведения: это упражнение выполняется с помощью «сухого душа». Дети устраиваются рядом, обследуют оборудование снаружи и внутри, затем перебирают ленточки, заплетая косы.

Инструкция: перед вами «сухой душ», разноцветные атласные ленточки спускаются вниз, словно струи воды. Потрогайте их. По очереди пройдите внутрь и поднимите голову вверх - так можно увидеть свое отражение. А теперь перебирая ленточки, заплети косы.

6. Обратная связь.

Цель: узнать мнение детей о проведенном занятии.

Время: 5 минут.

Что понравилось в сегодняшнем занятии?

Какие задания выполнила без затруднений?

Какие задания вызвали затруднения?

Какое настроение присутствует сейчас, в данный момент?

7. Упражнение «Мелодия настроения» (см. упражнение 1).

Цель: определить настроение детей на момент окончания занятия.

Время: 2 минуты.

Резюме психолога: Волшебный мир сенсорной комнат ы не оставляет равнодушным ни одного ребенка. Психолог с помощью специальных элементов сенсорной комнаты помогает детям достичь ощущения комфорта и уюта, чувства полной безопасности, состояния мышечной релаксации, что создает благоприятную среду для общения.

Успокаивающая цветовая гамма, приглушенное освещение комнаты, тихая спокойная музыка, интересные упражнения способствуют профилактике психофизических и эмоциональных нагрузок, развитию позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом. Сенсорная комната это уникальное место для проведения занятий с детьми, как для профилактики, так и для восстановления психоэмоционального равновесия.

Составил:

Педагог-психолог Шкарина С.А.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

/data/files/i1527837816.rar (Презентация "Приветствия разных народов")

Мастер-класс

«Организация занятий в сенсорной комнате как средство сохранения и укрепления психофизического и эмоционального здоровья учащихся».

Цель мастер-класса: повышение методической компетенции педагогов в использовании здоровьеформирующих технологий.

Задача: продемонстрировать технические возможности сенсорной комнаты, активное и грамотное использование оборудования сенсорной комнаты в образовательном процессе и внеурочной деятельности.

Уважаемые коллеги! Мастер-класс я бы хотела начать необычно, в школьном коридоре. Ответьте мне, пожалуйста, что находится за этой дверью? Сенсорная комната, что она из себя представляет? Для чего она нужна и все ли умеют правильно работать с оборудованием? Хотите, чтобы я открыла вам эту дверь, а вместе с ней и «тайну» сенсорной комнаты?

Для начала хотелось бы отметить, что проводимые занятия в этой комнате оказывают положительное влияние на весь организм в целом. Комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему, создание радостного настроения позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для людей, различной возрастной категории, степени отклонений -гиперактивности или вовсе без каких либо отклонений.

В оснащение сенсорной комнаты входит световое оформление, сопровождающееся музыкой и видео для релаксации, а так же ароматерапией. Так же массажные и тактильные изделия, бескаркасная мебель, светозвуковое и интерактивное оборудование. Со всем этим мы и познакомимся сегодня. Эффективнее проводить занятия в группах, состоящих из 3-7 учащихся, а так же индивидуально. Детей выбираю по карте здоровья или по наблюдению во время уроков. В сенсорной комнате используется метод релаксации. Занятие имеет три основные части :

Вводная – ритуал приветствия, разминка

Основная - релаксация, игра

Завершающая – ритуал прощания

Ну и для начала нашего занятия, давайте проведем ритуал приветствия:

Наши веселки (мячики-весёлки) улыбаются нам, они очень рады, что мы пришли к ним в гости, улыбнитесь, и вы им помашите рукой, скажите «здравствуйте»!

Смотрите, сколько здесь много интересного и разгуляться нашей фантазии есть где. Давайте представим, что мы очутились на берегу моря. (Музыка прибоя, сухой бассейн) можно посидеть на берегу, послушать шум моря, «помочить» ножки, а то и поплавать.

Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка - нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность сердечно - сосудистой системы, органов дыхания, опорно – двигательного аппарата, активизирует деятельность обменных процессов, способствует нормализации массы тела, создает положительный психо - эмоциональный фон. Сухой бассейн создает массажный эффект, эффект погружения, эффект ускользающей податливой опоры, расслабляющий эффект, сенсорный эффект, тренирующий эффект. Занятия в сухом бассейне показаны всем без ограничения возраста. Занятия в бассейне показаны при ДЦП, нарушениях осанки, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, при сколиозах, остеохондрозах, заболеваниях нервной системы, после травм, вегетососудистой дистонии, гипотонии, при неврозах у детей. Противопоказания: повышенное давление 140\90, острый период заболевания, повышенная температура тела 37,5, заболевания кожи - гнойничковые, грибковые) В сухом бассейне можно проводить как специальные, так и общие развивающие упражнения, массажные движения, дыхательные упражнения, упражнения в сопротивлении, в равновесии, с дополнительными предметами. Исходные положения в бассейне: лежа на животе, спине, боку, сидя, сидя по - турецки, стоя на коленях, четвереньках, сидя и лёжа ноги свешиваются на бортик бассейна. Продолжительность занятий 10-15 минут с применением цветовой гаммы мячей и подсветки.

Поиграем? (показывает ассистент)

1 упражнение «Часики» (с опорой или без опоры на руки) сидя в бассейне с упором, ноги вытянуты. «Стрелки» поворачиваются: одна нога отводится в сторону, другая придвигается к ней. И так по кругу. Игра служит для укрепления мышц нижних конечностей, координации работы позвоночника, повышения опорности рук.

2 упражнение «Солнышко» стоя перед бассейном опускает руки внутрь и рисует солнышко (вращательные движения обеими руками) - укрепление мышц плечевого пояса.

3 упражнение «Шаловливые ножки» сидя на бортике, опустив ноги в бассейн болтать ими как в воде - укрепление мышц голени

4 упражнение «Нырки» стоя у бассейна, руки в упоре достаем головой дно бассейна - массаж шейного отдела

5 упражнение « Перекаты » лежа на бортике, перекатываемся с бортика и перекатами добираемся до другого бортика – массаж и коррекция работы позвоночника

6 упражнение «Салют» лежа на спине ноги врозь, соединяя ноги захватывать мячики и подкидывать их вверх – укрепить мышцы живота и ног.

Давайте перейдем к другому месту игр. И, переходя к песочному столику, мы опять же проведём незамысловатее упражнения на тактильных дорожках, сделаем массаж нашим ножкам. Тактильная дорожка состоит из 7 отделов, наполненных различными наполнителями. Есть основное правило, отделы должны чередоваться мягкий - твердый, жесткий – гладкий. Ходьба по такой дорожке восстанавливает кровообращение, благоприятно воздействует на жизненно-важные органы человека, ведь на стопах ног находятся нервные окончания и точки, отвечающие за работу того или иного органа и организма в целом.

Вот мы с вами и подошли к песочному столику .

Многие из вас любили в детстве играть в песке, строить башенки, рисовать на нем, давайте сейчас и попробуем (столик с песком, подсветка) можно рисовать замысловатые картины, фантазировать, используя различную подсветку. Игры в песке снимают психическое напряжение, учат общаться со сверстниками, развивают глазомер, творческие способности.

Игры: - оставляем следы

Рисование

Закапывание и раскопки

Многие из нас в детстве любили играть в лабиринты, загоняя шарики в лунки, а здесь вам предлагается попробовать то же самое проделать не только руками,но и ногами. (Лабиринты) - развитие координации движения, мышц ног, рук, глазомер.

Говорят, что человек без устали может смотреть на огонь и на воду. Обратите внимание на эти колонны с пузырьками воздуха. На них так же можно смотреть бесконечно, преломляясь в лучах света, вода становится волшебной и рыбки, которые плавают в этих колоннах, оживают и нам кажется, что они виляют хвостиками. (Колонны с пузырьками) Вглядываясь в зеркала, нам кажется, что этих столбов с пузырьками, гораздо больше. С зеркалами так же можно поиграть, построить различные рожицы.

Играя, учимся активизировать зрительное восприятие, развитие зрительно моторной координации, учимся концентрировать внимание, идет формирование фиксации взора.

Упражнения: - найди такую же рыбку

- посчитай пузырьки

- проследи взглядом

Я думаю, что многие из вас сейчас если и любят дождь, то только когда вы находитесь в помещении. Я вам предлагаю поиграть с дождем и сейчас, но не настоящим, а «волшебным». (Фиброоптиковолокно)

Пучок волокон уже сам по себя является анти депрессантом. Волокна мягкие, приятные на ощупь, их можно переплетать, мастерить замысловатые фигурки, применив скотч. Прибор предназначен для создания релаксационного светового эффекта, развития мелкой моторики, тактильных ощущений, развитие аналитического восприятия свойств и признаков предметов.

Игры:

Заплети косу

Слепи улитку

С наступлением вечера, яснее становятся запахи лета (аромалампа) пахнет высохшей травой, морем. Хочется полежать на берегу, посмотреть на небо, на звезды, помечтать.

(Звучит релаксационная музыка.)
- Усаживайтесь поудобнее, расслабьтесь. (Включает проектор, направляет его на зеркальный шар, аромалампа с ароматом.)
- Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею, живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становиться легким, теплым, послушным.
Дышится легко и свободно.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.

Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.
Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать! Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

И в конце нашего занятия ритуал прощания:

Отдохнули, поиграли

И совсем мы не устали

Скоро мы придем опять

Будем вместе мы играть.

Помашите ручками нашим «Веселкам», улыбнитесь. Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь как они, тогда и настроение у вас будет хорошим всегда. С детьми мы так же отмечаем, как изменилось наше настроение и самочувствие после занятия.

Уважаемые коллеги, в конце мастер класса мне бы хотелось, чтобы и вы поделились своими ощущениями, чувствами, мыслями по поводу всего увиденного. Удалось ли мне вам раскрыть тайну сенсорной комнаты? (ПРЕДЛАГАЕТСЯ РЕФЛЕКСИЯ)