Сущность процесса социализации детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня я продолжаю рубрику « » и хочу рассказать, в чем заключается социализация детей дошкольного возраста. Что это такое? Справляется ли с этой задачей обычный сад? И как можно добиться всего этого «в домашних условиях»?

Что такое — социализация?

Мы все так боимся этого слова... Но с трудом представляем, о чем конкретно идет речь?

Если заглянуть в словарь — можно узнать точное определение этого слова. Я не буду приводить дословные цитаты, они звучат слишком серьезно и умно. Но суть у них одна: социализация — это процесс, в результате которого человек может успешно жить в обществе.

Умение жить в обществе — очень полезно. Однако, для этого совершенно необязательно ходить в ДОУ, более того, в детских учреждениях используется не самый лучший способ научить детей общению.

Давайте сначала разберем, что представляет собой общение? Какова конечная цель успешной социализации?

  1. Ребенок должен уметь правильно общаться со старшими. Уважительно, но при необходимости спокойно высказывая свою позицию. В перспективе человеку нужно уметь эффективно взаимодействовать с начальниками.
  2. Дети должны легко находить общий язык с равными.
  3. В перспективе, человек должен уметь грамотно решать любые конфликты.
  4. Человек должен уметь держаться за свои принципы, не поддаваясь влиянию толпы.
  5. Человеку необходимо уметь заботиться о младших (по возрасту или по статусу).
  6. Человек должен освоить принципы работы в группе, построенные на взаимоуважении.

Чему нас учат?

Справляются ли с этими задачами наши детские сады и школы? Честно говоря, не очень. Это видно по тому, что далеко не все взрослые способны грамотно общаться. А в детских учреждениях ребята помещаются в дикие условия. Чаще всего это — неконтролируемая группа ровесников, в которой действует закон джунглей.

Здесь прививается неуважительное отношение к учителям и другим старшим. Подрываются все авторитеты. С раннего детства часто учат бояться старших. Воспитатели используют крик и грубую силу, пытаясь добиться какого-то порядка в группе.

Насколько качественно в садах учат решать конфликты и устанавливать контакт? Неужели вы думаете, что воспитатель ходит за каждым и помогает подобрать верные слова? В большой группе это просто невозможно!

Про общение с кем-то младшим не стоит даже говорить. Но самое опасное: с раннего возраста малышей приучают идти за толпой. У дошкольников еще нет крепкого внутреннего стержня, нет своих прочных ценностей. Поэтому они активно впитывают все, что происходит вокруг. И не удивительно, что дети привыкают следовать за основной массой ровесников...

Пожалуй, единственное, что старательно развивают воспитатели в дошкольниках: умение работать в группе. На это направлены все групповые занятия. Однако, подумайте: сколько взрослых людей умеют работать в группе? Я прекрасно помню, как тяжело давалось в институте групповое творчество. И вообще сделать что-то группой без хорошего руководителя нередко сложнее, чем в одиночку. Почему? Ведь мы все были и в садах, и в школах?

Развитие дома

Что мы можем получить, оставляя ребенка дома? Как решим поставленные задачи? Если малыш не ходит в детский сад, проблемы социализации решаются достаточно легко, если мама готова прикладывать некоторые усилия.

Но сначала отмечу, что по большому счету, нет необходимости активно «социализировать» малыша. Если вы живете в социуме, гуляете на детских площадках, хоть иногда общаетесь с другими людьми — ребенок не будет диким. Все вышеперечисленные навыки вовсе не нужно осваивать в 3-5 лет. Поэтому я считаю, что с дошкольником достаточно просто играть и жить своей жизнью.

Но если вам очень хочется приобщать малыша к жизни в обществе — пожалуйста! Что для этого необходимо?

  • Родите своему карапузу родного брата или сестру. Желательно, с маленькой разницей в возрасте. Например, . Тогда ваши дети целыми днями будут учиться общаться, решать конфликты, находить компромиссы... И все — в семье.
  • Если же рожать вы больше не хотите (или социализировать надо прямо сейчас) — найдите во дворе друзей своего возраста. В идеале — тоже без садов. И ходите друг к другу в гости. Можно даже оставлять подруге свое чадо на полдня или день... А потом забирать к себе ее малыша.
  • Переживаете за групповые занятия? Найдите себе какую-то «развивашку» и посещайте ее раз в неделю. Этого вполне достаточно.
  • Ходите с ребенка по музеям, магазинам, государственным инстанциям, ездите с ним в соседние города. Ваш малыш увидит множество примеров общения с незнакомыми людьми. Только прошу вас, подавайте хороший пример, будьте всегда тактичны и терпеливы.
  • Также к вашим услугам детские комнаты торговых центров и другие прелести современной цивилизации. Хотя если ничего рядом нет — подойдет обычная песочница. Самая популярная в вашем дворе.

Особенности обучения общению:

  1. При возникновении конфликта учите малышей находить компромиссы. Разбирайте с ними ситуации и показывайте, как лучше себя вести.
  2. Сами подавайте позитивный пример, не ругайтесь в очередях и уважайте окружающих.
  3. Если малыш стесняется, но хочет подойти к группе ровесников — подходите вместе с ним. Подсказывайте ему. Помогайте. А не отправляйте на произвол судьбы, как в обычном садике.
  4. Если общение приобрело нежелательный характер — с оскорблениями или издевками — прекратите его.
  5. Однако, регулярно давайте возможность детям самим разруливать неприятные ситуации.

Если ваш малыш всегда с вами — вы сможете научить его жить в обществе гораздо эффективнее. Вы сможете обучить его основным навыкам, а не пускать дело на самотек. Вы можете привить ему важные ценности. Можете привести в общество плавно, без стресса.

Детям гораздо проще учиться общению, когда рядом есть свой человек — родная мама. Готовая защитить в нужный момент или помочь найти компромисс, не применяя силы.

Человек — существо социальное. Но отправлять совсем маленьких малышей в социум одних и без четких инструкций — опасная затея. Кто-то действительно освоится. Кто-то забьется в угол. Кто-то начнет решать все ситуации кулаками. Кто-то будет пытаться хитрить.

Невозможно научить взаимодействовать с другими детьми за один день. Но это не значит, что нужно пустить дело на самотек. Я изложила ситуацию, как я ее вижу, но выбор за вами.

Конечно, есть особые детские сады (как правило, частные), где детям уделяется особое внимание. Вот, например, видео об этом. Однако, на мой взгляд, это все равно не заменяет маму и семью. Как бы ни пытался воспитатель создать «ощущение одной семьи».

В процессе социализации ребенок испытывает множество педагогических влияний, идущих от взрослых: родителей, старших членов семьи, воспитателей детского сада и т.д. (агентов социализации).

Они действуют, как правило, одновременно и вместе с тем автономно, и конкретный ребенок всегда оказывается в пересечении множества рассогласованных социализирующих воздействий.

Социализация не может проходить вне институтов социализации, при условии, что усилия этих институтов будут скоординированы.

По мнению всех педагогов, психологов, социологов важнейшим институтом социализации является семья.

Семья играет ведущую роль в физическом, эмоциональном, умственном развитии детей. Социальными нормами ребенок овладевает именно в семье. Только в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации, определяется стиль жизни, устремления, планы и способы их достижения. Здесь ребенок знакомится с трудовыми навыками, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве. Тем самым ребенок учится уважать труд родителей, родственников, других людей.

Семья способствует самоидентификации детей, помогает им увидеть свои сильные и слабые стороны, способствует развитию чувства принадлежности.

Семья обладает большим воспитательным потенциалом. Именно в семье ребенок познает, что такое добро и зло, любовь, дружба, верность.

Семья выполняет также образовательную функцию, связанную с образованием детей и продолжением образования родителей.

Выполнение семейных функций является важным условием существования семьи.

От того насколько супругам, а потом им вместе с детьми, удалось создать домашний очаг, во многом зависит реализация названных выше функций.

По мнению А.В.Мудрика, чтобы жилище превратилось в семейный очаг необходимо соблюдение ряда условий:

Создание доброжелательной атмосферы в семье;

Организация быта: распределение домашних обязанностей, совместное выполнение работ по дому, общие разговоры, совместное проведение досугов;

Создание?закрытой системы? семьи с параллельной открытостью ее для друзей, родственников, гостей.

Для успешности социального развития ребенка необходимо, чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично и свободно от директивности.

Социальное развитие ребенка, по мнению А.В.Мудрика, М.А.Галагузовой, осуществляется в деятельности. В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации. Особое место здесь занимает игра, позволяющая ребенку наиболее полно реализовать себя?здесь? и?теперь?, помогающая достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, а общение становится частью и условием игровой деятельности.

Благодаря игре личность ребенка совершенствуется: развивается мотивационно-потребностная сфера, преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм, развивается произвольность поведения, развиваются умственные действия.

С точки зрения Д.Б.Эльконина, ?игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе?

Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И все это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формирует личные качества ребенка.

Принимая общие правила игры, ребенок научается ориентироваться на соционормативную систему в социальном взаимодействии. В игру ребенок вносит свои наблюдения за поведением мужчин и женщин, учится применять на себя соответствующую роль. В этом заключается особенность гендерной социализации дошкольников.

Дети довольно рано усваивают особенности поведения мальчика или

девочки в соответствии с социальными ожиданиями, т.е. полоролевое поведение. Дошкольники, особенно к старшему возрасту, самостоятельно разделяются на игровые группы по признаку пола. Вместе с тем дети охотно играют и в разнополых коллективах, но при этом роли, как правило, выбирают адекватно полу: мальчики – "папы", девочки – "дочки" или "мамы".

Группа детского сада является первым детским обществом, возникающим на основе сюжетно-ролевой игры, где ребёнок-дошкольник приобретает начальный социальный опыт контактирования со сверстниками, что способствует формированию его взглядов и поведения, усвоению моделей для подражания и выработке ценностных установок.

Общепризнано влияние среды на результативность социального воспитания. Правильно организованная предметно-пространственная среда является основой самостоятельной деятельности детей с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого заключается в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды.

В процессе организации предметной среды необходимо соблюдение следующих требований:

Содействие современному и качественному развитию всех психических процессов – восприятия, мышления, памяти, воображения и т.д.;

Отражение в содержании основных элементов социальной культуры (этической, семейнобытовой, национальной, этнической), обеспечивающих общее личностное развитие (познавательное, речевое, художественное, эстетическое, физическое);

Соотнесенность с возрастом ребенка, ориентация на?зону ближайшего развития? (Л.С.Выготский);

Учет возрастных и половых различий детей.

Детский сад играет важную социально-воспитательную роль в обучении детей. Взаимодействуя с коллективом сверстников и взрослых,

дошкольники используют необходимые вербальные средства общения: объяснения, вопросы, указания, приветствия и др. В общении возникают более или менее устойчивые представления ребенка и самом себе. Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания. Процесс личностного развития ребенка под влиянием взаимоотношений с окружающими можно представить следующим образом. В доступных для ребенка видах деятельности образуются соответствующие формы общения, в которых ребенком усваиваются правила и нормы человеческих отношений, развиваются потребности, формируются интересы и мотивы, которые ведут к дальнейшему расширению сферы общения и, следовательно, к появлению новых возможностей для развития личности.

Коллектив выступает важнейшим средством социальной защиты детей выравнивания их возможностей для социального старта.

А.В.Мудрик обращает внимание на то, что позитивная социализация возможна лишь в том случае, если жизнь коллектива насыщена и привлекательна, если взаимодействие в группе не только интенсивно, но и содержательно, все настроены друг к другу доброжелательно.

Чтобы ребенок стал полноправным членом такого института социализации как детский сад, необходимо работать над качеством его социальной адаптации.

Адаптация к социуму требует от ребенка подчинения своих индивидуальных желаний нормам и запретам дошкольного учреждения. Социальная адаптация – это состояние гармонии между индивидом и социальной средой. Для того, чтобы жить среди других людей, чувствовать себя комфортно в социуме, быть принятым и понятым этими другими, очень важно уметь понимать и чувствовать их эмоционально-психические состояния, адекватно на них реагировать. Подобное поведение требует умения замечать, распознавать состояние другого, владения "языком" эмоций, т.е. формирования эмоционально-перцептивных способностей.

Уровень понимания детьми того или иного эмоционального состояния

зависит от ряда условий:

От знака и модальности эмоции.

Так, положительные эмоции распознаются детьми легче и лучше (радость, например), чем отрицательные (гнев, страх);

От возраста и накопленного в процессе жизни и общения опыта распознавания эмоционального состояния в различных жизненных ситуациях, в различном эмоциональном микроклимате и пр. Подобный опыт накапливается у детей чаще всего стихийно, но его обогащение может быть и специально организовано, что, безусловно, повышает возможности и умение

детей понимать эмоциональное состояние;

От степени владения ребенком словесными обозначениями эмоций.

Однако, несмотря на формирующуюся в дошкольном возрасте способность встать в позицию другого человека, эмоционально отзываться на переживания людей, соответствующее указанным возможностям ребенка его поведение все еще ограниченно рамками собственного опыта и кругом

общения и, безусловно, требует со стороны взрослого организации определенной развивающей работы.

Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, его активного взаимодействия с окружающим миром.

Социальный опыт приобретается ребенком:

В процессе осваивания обширного фонда социальной информации, умений и навыков;

В процессе общения в рамках различных социальных групп, усваивая социальные символы, установки, ценности;

В процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая нормы поведения.

По мнению А.В.Мудрика потребность в эмоциональном контакте со сверстниками и необходимость реализации себя в дружеском и товарищеском общении у ребят очень велика, но не все могут ее удовлетворить. Одним из наиболее эффективных средств реализации этой возможности является стремление соответствовать детской субкультуре.

Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребенка, такие как потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми за пределами семьи, потребность участвовать в самостоятельных и в социальных изменениях.

Детская субкультура – особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, форм общения и деятельности самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам.

Народные игры;

Детский фольклор;

Детский юмор;

Детское философствование;

Детский правовой кодекс;

Детская мода;

Собирательство и коллекционирование.

Детская субкультура выполняет определенные функции:

1. Важнейшую и самую первую личностную категорию – половую принадлежность – ребенок усваивает во многом благодаря другим детям.

2. Детская субкультура предоставляет ребенку экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, усиливает хону вариативного развития, готовя его к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях.

3. Пространство детской субкультуры создает ребенку?психологическое укрытие?, защиту от неприятных воздействий взрослого мира, т.е. выполняет психотерапевтическую функцию.

4. Детская субкультура выполняет культуроохранительную функцию, передавая из поколения в поколение утраченные жанры и обряды.

Приобщение ребенка к детской субкультуре способствует гармонизации социализации - индивидуализации ребенка в группе сверстников, осознание своего социального "Я" и формирование готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем.

Воспитание – непременная составляющая широкого и многофакторного процесса социализации. Воспитание обеспечивает не только?вход в социум?, но и?обретение себя?. Без воспитания эти два взаимосвязанных процесса неосуществимы.

В психологическом словаре воспитание трактуется как процесс взаимодействия субъектов общения, обеспечивающий формирование личности.

А.В.Мудрик характеризует процесс воспитания как?форму совместной деятельности членов общества по использованию материальных, финансовых, духовных, человеческих ресурсов общества для планомерного создания условий удовлетворения важнейшей социальной потребности – развития членов общества?.

Понимание воспитания как процесса организованной социализации, обеспечивающего становление социального опыта воспитанников, указывает на то, что результат воспитания следует устанавливать по степени проявления у детей способности разрешить жизненные проблемы, делать осознанный нравственный выбор.

Как любой процесс воспитание протекает под воздействием определенных методов. Назначение методов воспитания многогранно. Посредством методов осуществляется комплексное формирование сознания, поведения, убеждения, идеалов, привычек, навыков, чувств, воли, характера, нравственных качеств и т.д., что указывает на широкие возможности их применения – от самых общих компонентов личности воспитанника до конкретных качеств. В связи с этим надо учитывать как боле конкретные, так и более общие последствия применения методов воспитания в определенной ситуации.

К основным методам воспитания относятся:

Метод стимулирования, направленный на повышение стремления воспитанника к участию в определенной деятельности, активизацию внимания, восприятия, эмоциональной сферы;

Метод репродуцирования, направленный на осуществление воспитывающей деятельности, посредством выполнения воспитанником конкретных действий определенным способом;

Метод закрепления и обогащения, направленный на формирование у воспитанника необходимых качеств личности, активизацию самостоятельных усилий воспитанника;

Метод содействия и творчества, обеспечивающий благоприятные условия и содействие самостоятельной деятельности воспитанника.

В условиях современного воспитания важно, чтобы воспитатель осознавал себя в качестве агента социализации. Именно воспитатель, проявляя себя агентом социализации, демонстрирует детям ожидания ближайшего социального окружения, создает условия для добровольного воспроизводства ими социальных связей и отношений.

Жизненный путь каждого человека имеет определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе и т.д. Фазы жизненного пути соотносятся с возрастными стадиями (этапами, периодами, ступенями) онтогенеза. Первая возрастная стадия онтогенеза - дошкольное детство. Согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, дошкольное детство - это период от 3 до 7 лет. Старший дошкольный возраст - период от 5 до 7 лет. В современной философии, социологии, психологии и педагогике обобщенное понятие “детство” рассматривается как сложный многомерный феномен, который, имея биологическую основу, опосредован многими социально-культурными факторами. Главный социально-культурный фактор - представление о детстве и внутреннем мире ребенка - в решающей степени определяет содержание образования и стиль социально-педагогического воздействия. В качестве примера сошлемся на европейскую культуру, где существуют несколько образов ребенка. Согласно традиционному христианскому взгляду, ребенок несет в себе печать первородного греха, и спасти его можно только беспощадным подавлением его воли, подчинением родителям и духовным пастырям. С точки зрения социально-педагогического детерминизма (Дж. Локк, К.А. Гельвеций и др.), ребенок по природе не склонен ни к добру, ни к злу, а представляет собой “чистую доску”, на которой общество или воспитатель могут написать что угодно. С точки зрения биологического детерминизма (А.Вейсман), характер и возможности ребенка предопределены до его рождения. Сторонники утопически-гуманистической позиции (Ж.Ж. Руссо и его сторонники) утверждают: ребенок рождается хорошим и добрым и портится только под влиянием общества. Каждому из этих образов соответствует свой стиль воспитания, каждый из этих образов основан на восприятии детства как объекта или субъекта культуры, общества.

В современной социально-психологической практике сложилось мнение: детство выступает в качестве объекта воспитания со стороны общества и - по мере своего социального и психического развития - в качестве его субъекта. Обязательной предпосылкой формирования личности является не только усвоение опыта предшествующих поколений в результате воздействия на ребенка различных социальных институтов, но и обретение им способности выйти из-под такого воздействия, способности к самостоятельным решениям.

Принципиально важно обосновать: дошкольное детство - субъект культуры и общества, а ребенок - субъект социально-воспитательного процесса.

Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования личности, освоения смыслов и целей человеческой деятельности, период интенсивной ориентации в них. Главным новообразованием этого возраста становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений, формируется мотивационно-целевая сторона деятельности. Итогом развития всех видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной, общения и т.п.) выступает овладение моделированием центральной умственной способности (Л.А. Венгер) и формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремится к их достижению, несмотря на препятствия. Основные этапы становления социальной активности в дошкольном возрасте становятся те, с которыми связан процесс возникновения ответственной исполнительности, ответственной инициативности и ответственной требовательности.

Первоначальные основы социальной активности, как указывает В.Г. Маралов, возникают, когда ребенок начинает ориентироваться на результаты деятельности и поведения, являющиеся социально-ценными не только для него, но и для других, когда появляются элементы ответственности за свои действия и поступки. Признаком появления ответственности является способность выйти за пределы наличной ситуации, побороть импульсивные желания, осознать смысл выполняемой задачи, свои возможности. На этом уровне ответственность находит свое выражение в исполнительности, в строгом, но сознательном следовании предписанию.

Следующий этап характеризуется качественным развитием ответственности, появлением личностного отношения к деятельности и ее результатам в виде инициативы. Первоначально такая инициатива проявляется только как собственное исполнение, затем она может обособляться, распространяться на других людей в виде организации деятельности, оказания помощи и т.п.

Дальнейшее развитие социальной активности старшего дошкольника характеризуется появлением ответственности в виде требовательности к себе и другим, ребенок обретает способность самостоятельно формулировать или переформулировать общественную задачу в доступных видах деятельности и взаимоотношениях.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) меняется “социальная ситуация развития” ребенка. По Л.С. Выготскому, “социальная ситуация развития” определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя которому “ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным”.

В старшем дошкольном возрасте ребенок стремительно проходит путь “от существования в одиночку” до появления способности уверенно существовать среди людей и эффективно осваивать нравственно-этическую сферу человеческих отношений, строящуюся на удовлетворении притязаний к признанию, доброте, честности. В этот период дошкольник приобретает собственную индивидуальность, становится непохожим на других детей, у него появляется “собственное лицо”, складываются собственный внутренний мир и своя “картина” внешнего мира. Старший дошкольный возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Ребенок начинает различать познавательный и социальный план этих отношений. А.Н. Леонтьев подчеркивает: “Первоначально отношения к миру вещей и к окружающим людям слиты для ребенка между собой, но дальше происходит их раздвоение и они образуют разные, хотя и взаимосвязанные, линии развития, переходящие друг в друга”. Отношение ребенка - дошкольника к другим людям начинается и диады “ребенок-взрослый” и постепенно в процессе социализации накапливается опыт отношений с диады “ ребенок-ребенок”. Отношение к себе как субъекту социальной жизни появляется позже отношения к другим. В процессе социального взаимодействия, социального сравнения себя с другими на межличностном и межгрупповом уровне у ребенка складывается позитивная социальная идентичность. В процессе социализации происходит осознание ребенком себя в обществе, видение себя в других людях, готовность к ответственному действию в окружающем мире.

Сущность и эффективность социализации детей старшего дошкольного возраста изучали такие педагоги как С.А. Козлова, С.В. Петерина, Э.К. Суслова и др. По мнению О.М. Дьяченко, социализация дошкольника - это “качественные изменения, связанные с жизнью в обществе, взаимодействием с другими людьми, детьми и взрослыми”.

В процессе социализации ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества. Ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд социальной информации, умений и навыков; в процессе общения с людьми разного возраста, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности; в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения.

Социальный опыт - это результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным опытом - значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, навыков, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.

Наиболее полно и точно социализированность дошкольника определяется в отношении “ребенок-общество”. Именно в этой своеобразной позиции ярко проявляются особенности накопления социального опыта: происходит осознание ребенком себя в обществе, видение себя в других людях, готовность к ответственному действию в окружающем мире. Формирование такой позиции представляет собой постоянный процесс (социализация), и, одновременно, результат социализации ребенка (социализированность). Рассматривая социализацию детей старшего дошкольного возраста, можно выделить две позиции ребенка по отношению к обществу: “ я в обществе” и “я и общество”.

Находясь в позиции “ я в обществе”, ребенок стремится понять свое “Я”, свои возможности, личностные качества, а складывается эта позиция в предметно-практической деятельности.

В позиции “я и общество” ребенок уже пытается осознавать себя субъектом общественных отношений. Эта позиция развертывается в условиях деятельности, направленной на усвоение норм человеческих взаимоотношений, в условиях признания его индивидуальности, самостоятельности, ответственности.

Обе эти позиции практически связываются с определенными ступенями развития в детстве, фиксируя соответствующее положение растущего человека по отношению к себе, к обществу, к социальной действительности, а также его возможности и особенности включения в соответствующую деятельность и развития в ней. Именно в зависимости то характера и содержания действительности, преобладающего развития той или другой стороны наиболее активно развертываются отношения ребенка к миру вещей, событиям, к другим людям и самому себе, которые интегрируются в определенной социальной позиции.

По мнению О.М. Дьяченко, С.В. Петериной, Э.К. Сусловой, социальное развитие в старшем дошкольном возрасте направлено: на воспитание у ребенка культуры познания взрослых и детей; формирование социальных эмоций и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений; воспитание этически ценных способов общения; становление самопознания; воспитание у ребенка уважения к себе; овладение речью и речевым общением (содействие налаживанию диалогического общения детей в совместных играх и занятиях, дифференцированное пользование разнообразными средствами общения с учетом конкретной ситуации).

Главная цель педагогического прикосновения и конкретному ребенку - удовлетворение особых биосоциальных потребностей.

Отечественной и мировой психологией общепризнанно, что источником социальной активности личности является потребность. Выделим основные потребности ребенка дошкольного возраста: потребность в защищенности и безопасности; социальные потребности; потребность в игровой, творческой и познавательной деятельности; потребность в удовольствии.

Формировать социальную активность дошкольника - это прежде всего возбуждать соответствующие потребности, обеспечивать их мотивирующее влияние на деятельность и поведение.

В общем виде социализация ребенка старшего дошкольного возраста может быть представлена как процесс его вхождения в культуру, в новую социальную среду и интеграции в ней. А результат интеграции в общество, вхождения в культуру, присвоения и преобразования социального опыта - детская субкультура, включающая в себя специфические ценности и установки, нормы поведения, особые виды деятельности и коммуникации, характерные именно для детской среды.

Следовательно, старший дошкольник социальный опыт усваивает, если он в социальной жизни является ее субъектом. Детство - как самоценный, уникальный, важнейший период в жизни человека, суть которого не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. Главный смысл социального развития ребенка старшего дошкольного возраста заключается в овладении действительностью, в присвоении общественной сущности человека.

Таким образом, в процессе социализации ребенок осваивает и активно воспроизводит социальный опыт, приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, развивает способность общаться и взаимодействовать, ориентироваться в системах социальных норм и правил. Все это невозможно без специально организованного социально-педагогического вмешательства. Поэтому необходима целенаправленная педагогическая деятельность, способствующая социализации старшего дошкольника и выступающая одной из ее функций.

Под социально-педагогической деятельностью понимается такой вид профессиональной деятельности, содержанием которой является социальное обучение и воспитание детей (людей разного возраста) и создание соответствующих условий для этого. Важнейшей характеристикой социально-педагогической деятельности является ее совместный характер: двуединый процесс, в котором присутствуют социальный воспитатель-педагог и воспитанник.

Социально-педагогическая деятельность, направленная на социализацию детей старшего дошкольного возраста, представляет собой систему, состоящую из предметно-деятельностной сферы, сферы социальной грамотности, сферы личностного роста. Содержание предметно-деятельностной сферы включает в себя приспособление ребенка к деятельности по совершенствованию социальных навыков; содержание сферы социальной грамотности имеет в виду социальную активность ребенка в среде обитания; сфера личностного роста включает целенаправленную педагогическую актуализацию развития личностной зрелости ребенка.

Следовательно, социальный педагог как основной субъект социально-педагогической деятельности осуществляет в процессе социализации когнитивный (познавательный), коммуникативный, ценностный и деятельностный подходы.

Коммуникативный компонент. Вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.

Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений, обобщенных образов. Он реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания, включая средства массовой информации, в общении, а проявляется прежде всего в ситуациях самообразования, когда ребенок ищет и усваивает информацию по собственной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить, уточнить свое представление о мире.

Деятельностный (поведенческий компонент) - это обширная и разнообразная область действий, моделей поведения, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, бытового поведения до умений в различных видах трудовой деятельности. Кроме того, этот компонент предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу, выработанных в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества.

Ценностный компонент представляет собой систему проявлений мотивационно-потребностной сферы личности. Это ценностные ориентации, которые определяют избирательное отношение ребенка к ценностям общества. Человеческое существо, включаясь в жизнь общества, должно не только правильно воспринять предметы, социальные явления и события, понять их значение, но и “присвоить” их, сделать значимыми лично для себя, наполнить их смыслом.

Каждый компонент, соответственно, предполагает выбор социальным педагогом определенного содержания и средств для взаимодействия со старшими дошкольниками, учитывая их особенности развития.

Средства - это совокупность материальных, интеллектуальных, эмоциональных и других условий, используемых и создаваемых педагогом для достижения той или иной цели.

В качестве основных средств выступают факторы социализации (природа, общение, искусство, культура), социально-педагогические методы (словесные, словесно-наглядные, практические, стимулирующие), формы (занятия, экскурсия, игра, коллективная деятельность).

Таким образом, социализация рассматривается как процесс освоения социального опыта жизнедеятельности человека и как результат, то есть усвоенный опыт и реальная жизнедеятельность человека. Особенностью социализации старшего дошкольника является то, что ведущей деятельностью выступает игра, с помощью которой он осваивает знания, умения, приобретает собственный жизненный опыт, исполняя в игровых ситуациях определенные социальные роли, востребуемые в его дальнейшей реальной жизни.

Теоретический анализ литературы позволяет вывести, что социализация человека - одна из наиболее сложных и весьма актуальных проблем. Социализация рассматривается как двусторонний процесс, включающий в себя накопление и дальнейшее воспроизводство индивидом социального опыта путем вхождения и активного включения в социальную среду.

Социализация осуществляется в трех основных сферах: деятельности, общении, самосознании. Она является функцией социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, религиозных организаций, средств массовой информации.

Социализация является одной из функций социально-педагогической деятельности. Социальный педагог как основной субъект социально-педагогической деятельности использует разнообразные подходы к выбору содержания и методов социализации, на основе учета возрастных особенностей и социального опыта своих воспитанников. Ведущими, как правило, выступают познавательный (когнитивный), коммуникативный, ценностный и деятельностный подходы, которые способствуют качественным изменениям личности воспитанника (старших дошкольников), связанных с его жизнью в обществе, взаимодействием с другими людьми.

Особенностью социализации старшего дошкольника является то, что ведущей его деятельностью выступает игра, с помощью которой он осваивает знания, умения, приобретает собственный жизненный опыт, исполняя в игровых ситуациях определенные роли, востребуемые в его дальнейшей реальной жизни.

Сущность социализации детей старшего дошкольного возраста заключается в овладении ими социальным опытом в предметно-деятельностной сфере, сфере личностного роста и сфере социальной грамотности.

Социализация - процесс приобщения людей к достижениям человеческой цивилизации, процесс усвоения и воспроизводство людьми общественного опыта, в результате чего они становятся цивилизованными, культурными людьми - личностями, приобретая свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного человека, необходимые для нормальной, культурной жизни.

Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе все новые разнообразные влияния этого окружения, включается во все новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять новые для себя социальные роли. Это приводит к тому, что индивид в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.

Для нормального психического развития ребенок с момента рождения должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением, причем это должна быть такая среда, которая может обеспечить ему нормальное развитие.

Овладение социальным опытом происходит у ребенка тремя взаимосвязанными путями:

· оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь, активно внедряясь в социальные отношения и присваивая социальный опыт.

· овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный процесс, как нормативное воспитание, просвещение.

· социальный опыт складывается и спонтанно.

Современная наука выявила феномены врожденной адаптированности человека к условиям окружающей реальности. Не случайно Л.Н.Толстой считал, что каждый ребенок знает о жизни гораздо больше, чем взрослый, потому что «знает» он сердцем, душой. Ведь даже в самые ранние периоды жизни, когда активная социальная деятельность еще не возможна, а ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.

Социализация - это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными.

Цель социализации, т.е. личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, - варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка. Например, в американской культуре ценятся такие качества, как независимость, уверенность в себе, высокий интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и умение защищать свои права. В японской культуре, наоборот, ценится преданность своей группе и общности, эмоциональная сдержанность, сговорчивость, готовность долго и упорно работать для достижения отдаленной цели, обходительность и скромность.


В общем понимании социализация есть процесс присвоения, приобретения социального, т.е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности.

Чаще всего процесс социализации понимается как процесс адаптации или приспособления. Эта трактовка наиболее ранняя. Она возникла в период господства природоцентризма, но остается популярной за рубежом и сегодня.

В основе процесса социализации лежит механизм идентификации, который является необходимым условием социального развития человека, обеспечивает присвоение личностью социальных норм. В основе механизма идентификации является выбор социального типа, на который личность будет ориентироваться при овладении новыми видами деятельности, поэтому вторая группа механизмов должна представлять механизм научения.

В процессе социализации осуществляется переход от конкретно-личного и эмоционального отношения, от связи с отдельными лицами и привязанности к ним к принципиальным отношениям и связям, по мере развития обобщаются отношения и объекты этих отношений. По степени обобщенности выделяются несколько уровней отношений, в которых прослеживается динамика развития личности в процессе социализации. Эта динамика выражает суть процесса социализации, когда предполагается трансформация внешних социальных значений в интимные структуры личности и которая ориентирована на изначальную активность личности в процессе социализации.

Возникает необходимость раскрыть особенности и специфику процесса социализации ребенка дошкольного возраста. Важно выявить, какие факторы и механизмы оказывают влияние на процесс социализации ребенка. Из чего складывается социальная компетентность ребенка-дошкольника.

Характерной особенностью исследований проблемы социализации личности является рассмотрение её с позиций различных наук: философии (Э. Дюркгейм, В.В. Зеньковский, И. Кант, Т. Парсонс и др.), социологии и психологии (И.С. Кон, В.В. Рубцов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), педагогики (С.Т. Шацкий, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) Изучением этой проблемы в разное время занимались В.Р. Беспалова, П.П. Блонский, Е.А. Радина, П.М. Саморукова и др. педагоги.

Элементы социальной и психолого-педагогической характеристики процесса социализации личности ребёнка были освещены в своё время А.В. Луначарским, А.С. Макаренко и др.

Особый социальный феномен на исторически разных этапах развития общества раскрывается в теоретико-методологических трудах психологов Е.А. Аркина, Л.Б. Эльконина и др. Влияние социальной среды: семьи, ДОУ и др. на развитие личности ребёнка и раскрытие сущности и структуры явления социализации освещены в трудах В.В. Абраменковой, Н.Ф. Головановой, И.С. Кона, А.В. Мудрика и др.

В содержании трудов зарубежных исследователей по проблеме социализации (Э. Дюркгейм, Ч. Кули, Т. Тард и др.) представляет интерес анализ воспитания как социального института. Французский социолог Э. Дюркгейм одним из первых обративший пристальное внимание на проблему социализации, подчёркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.

Исключительно важное место в социальном развитии ребёнка занимает дошкольное образование. “Конечно, дошкольник ещё не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности”. (С.А. Козлова)

На первый план выдвигается задача приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, что означает для него “открытие путей для оптимального освоения норм общества, а главное расширение его способностей саморазвития. (Д.И. Фельдштейн)

Следует отметить положения концепции В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова, А.А. Усовой, которые отмечают, что ребёнок дошкольного возраста способен усваивать и понимать систему информации о социальном мире.

В исследованиях С.А. Козловой, В.И. Логиновой, Е.Н. Радиной освещены вопросы формирования определённых знаний о социальной действительности.

Анализ отечественной психолого-педагогической и методической литературы позволяет выделить и различные подходы к проблеме приобщения ребёнка к социальному миру. Так, предметами изучения становятся вопросы “социальной компетентности” ребёнка (Е.П. Арнаутова, Н.А. Разганова и др.), осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.В. Артамонова), о роли игры в процессе формирования детской среды (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др.), о формировании коммуникативной функции (Л.К. Шипицына и др.).

Таким образом философия, социология, педагогика и психология понимают под социализацией совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид воспроизводит определённую систему знаний, норм, ценностей и функционирует как полноценный член общества..

Благодаря усилиям отечественных учёных (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) воспитание, образование и развитие детей в детском саду строится на научной основе и обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач в процессе социализации личности ребёнка.

В целом, анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для решения проблемы обеспечения социализации: раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов и институтов социализации, но не все используемые на практике образовательные программы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной гендерной социализации личности ребенка в условиях ДОУ.

Ребенок от 3-х до 4-х. В этом возрасте ребенок различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками как одежда и прическа. Делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх в соответствии с полом участников игры. Мальчики начинают проявлять инициативу, активность, соревновательность. Начинают складываться интересы и ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек, появляются первые представления о социальных ролях папы и мамы) сюжетно ролевая игра «Семья». Появляется интерес к своему телу.

Действия взрослых. Необходимо развивать положительное отношение и уважение к имени ребенка, учить гордиться своим именем. Рассказывать о происхождении имени (кто еще из семьи имел еще такое имя, что оно значит). Вместе с ребенком произносить его по разному: ласково, сокращенно, полностью- с фамилией и отчеством. Развивать модели ролевого, мужского или женского, поведения. Поощрять поведение детей, соответствующие их половой идентификации, при необходимости тактично корректировать проявление неадекватного поведения. Показывать образцы правильного полоролевого поведения. Направить свои усилия на формирование у детей наиболее полных представлений о себе - о своем теле, имени, возрасте, половой принадлежности. Развивать положительное отношение ребенка к себе. В доступной форме дать детям знания об общем и различном у мужчин и женщин. Рост, сила, прическа, одежда, манера поведения, тон речи, род занятий, различия в телосложении, прежде всего, те, которые доступны взору ребенка (нет необходимости углубляться в анатомические особенности).

Дети от 4х до 6-ти лет . У детей происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. Дети способны распределять роли в играх по половому принципу (исключения допускаются в том случае, когда не хватает мальчиков для «мужских» или девочек для «женских», это случается и тогда, когда девочки или мальчики, играя в одиночку вынуждены сами выполнять обе роли). Имитируют в игровой деятельности женские и профессиональные мужские качества и умения. Игры девочек происходят в ограниченном пространстве, мальчики осваивают всю близь лежащую территорию - и горизонтальную, и вертикальную. Начинают интересоваться вопросами об устройстве и работе организма. К 5-ти годам выраженный интерес к анатомическим различиям полов исчезает. Начинают понимать, что когда-то они были другими-маленькими и скоро снова изменятся, вырастут и станут большими, а затем и взрослыми, т.е. начинается процесс личностного времени. Появляются вопросы о детстве родителей. К 5-ти 6-ти годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают ее необратимость и неизменность. Начинается этап ролевых или сексуальных игр. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей. Могут появиться увлечения, пылкая влюбленность, причем предметом любви может любой взрослый человек из окружения ребенка. Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат только с мальчиками, девочки дружат только с девочками. Мальчики активно (подсознательно) ищут пример для подражания.

Действия взрослых. Вырабатывать у мальчиков и девочек уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, формировать правильное отношение между мальчиками и девочками на личном примере. Создавать игровые ситуации, необходимые для закрепления полоролевого поведения. Показывать характерные отличия профессиональных качеств и умений людей разных профессий. Беседуя с детьми об отличиях мальчиков и девочек, подводить их к мысли о том, что главной отличительной характеристикой является поведение. Поощрять в девочках женственные черты, в мальчиках - мужественные. Беседовать с детьми об устройстве и работе организма (как человек дышит, слышит, видит, чем он отличается от кукол и других игрушек). Показывать фотографии, на которых дети запечатлены маленькими. Беседовать о том, чем взрослые отличаются от детей, какими будут дети, когда вырастут. Помнить о том, что особое значение имеет контакт ребенка с матерью, ее материнская любовь. Она закладывает основы доброжелательных отношений ребенка с окружающим миром, дает ему ощущение безопасности уверенности. Отвечать на детские вопросы, связанные с различием полов, рождением ребенка (доступно в соответствии с возрастом ребенка). Понимать, что сексуальные игры детей являются закономерными: они служат для удовлетворения представлений о половых различиях и для правильного становления половой роли. Реакция родителей должна быть обязательной, но правильной, спокойной и недопустимы возмущения и наказания, строгий запрет.

Период дошкольного детства - это тот период, в процессе которого педагогии, родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№16 «Золотой ключик»

Сообщение на тему: « Что такое социализация дошкольника.

Игра – как форма социализации ребенка»

(к педсовету на тему: «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной

социализации ребенка дошкольника»)

Подготовила:

Воспитатель

Май 2015 год

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКА В ДОУ

Игра – это продукт деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания детей.

Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические.

1. Подвижные игры. Они очень полезны для здоровья. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение накопившейся энергии. И подвижные игры являются незаменимым способом этой энергетической разрядки и развития физических качеств младших школьников. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.

2. Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры) .

3. Настольные игр. Полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п.

4. Дидактическая игра. Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр.

Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.