Возрастные группы людей. Возрастная периодизация развития человека

Игротехника. Возрастная характеристика

Методика преподавания игр начинается, прежде всего, с техники безопасности, связанной с жизнью и здоровьем детей. В контексте игротеки – это соблюдение норм физических и психических процессов ребенка, в соответствии с его возрастной группой.

Следует различать три возрастные группы, характерные для системы временного детского коллектива в условиях летнего и круглогодичного отдыха:

1. Младшая возрастная группа (9-11лет). 9

2. Средняя возрастная группа (11-13 лет) 10

3. Старшая возрастная группа (13-16 лет) 12

Зная основные возрастные особенности, это поможет вам не только определить физическое и эмоциональное состояние участника, но и грамотно организовать и провести любую игру, не нанося вред здоровью ребенка, а лишь укрепляя его.

Младшая возрастная группа (9-11лет).

Физические особенности:

· сердечно- сосудистая система отстает в своем развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений;

· невелик запас прочности опорного аппарата, слабая мускулатура, особенно спины и брюшного пресса, что повышает возможность различных травм во время игр (растяжение связок, последствия падений и т.д.)

Основная характеристика:

· «гипер» подвижность и активность;

· неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном («гипер» невнимательность);

· несогласованность движений;

· полное принятие им суждений и оценок взрослых.

1. Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени, сопровождаться частыми перерывами и сменой характера движений.

2. Недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками и с длительным неподвижным сидением.

3. Если по правилам игры ребенок должен выйти из нее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения.

4. Дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть» на месте. Такие игры способствуют развитию необходимой функции торможения в этом возрасте.

5. Все маленькие дети любят водить в игре. Выбор водящего должен быть каждый раз обоснован: «он у нас еще ни разу не водил», «он был очень смел в предыдущей игре», «очень честно соблюдал правила». Водящий может быть выбран с помощью считалочки (честное ранжирование*) или им может быть назначен победитель предыдущей игры.

6. Детей надо учить играть, приучая действовать по сигналу, например, «замри-отомри» или «где наши ручки-ножки». Такое эффективное привлечение общего внимания поможет вам всегда в соблюдении требуемой дисциплины, проблематичной в этом возрасте, а также развитию быстрой реакции при построении отряда, установлении тишины и т.п.

7. Заканчивая игру, необходимо отмечать лучших, инициативных игроков.

8. Полезны простые сюжетно–ролевые игры с исполнением ролей животных («Мгновенный театр») и, конечно, разнообразные подвижные игры.

10. Больше проводить игр на развитие внимания.

И помните! Постоянно играя с «гипер» активными и невнимательными детьми этой группы, вожатые, прежде всего, учат их внимательно слушать и всегда находиться рядом с ними.

Средняя возрастная группа (11-13 лет)

Физические особенности:

· начинается процесс полового созревания, (девочки опережают мальчиков);

· учащается сердцебиение, ускоряется развитие скелета, рук, ног;

· появляется частая головная боль;

· одновременно с этим активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.

Основная характеристика:

· бурное проявление эмоций;

· повышенное стремление к спорам, неуступчивость;

· склонность к конфликтам со сверстниками и взрослыми, но легкое вступление в контакт;

· стремление к активной практической деятельности (испытать себя);

· увлечение совместной коллективной деятельностью;

· охотное выполнение поручений, но уже с оценкой к той роли, которая им выпадает, в отличие от младшего возраста;

· успех вызывает эмоциональный подъем, неудача вызывает резкую потерю интереса к делу;

· девочки - спокойные и послушные, мальчики более энергичные и эмоциональные, уклоняются от общественных дел, настойчиво ищут пример для подражания.

1. Необходимо выбирать игры, не содержащие большие эмоциональные нагрузки.

2. Больше проводить игр на свежем воздухе.

3. Правила игры и саму игру надо проводить и «судить» в темпе (образность необязательна).

4. Чаще проводить командные игры, связанные с созданием смешанных «мгновенных» групп.

5. Коллективно-творческую деятельность объявлять и придумывать как игру.

6. Создавать «ситуацию успеха» для отдельного ребенка, группы.

7. Больше проводить игр-энергизаторов и игр на внимание, направленных на эмоциональную мобилизацию группы.

И помните! При необходимом оценивании в игре (поведения, исполнения, результата, готовности) подростку уже в этом возрасте требуется обоснованность вашего комментария, и этот комментарий должен быть так или иначе направлен на «ситуацию успеха». Будьте осторожны даже, на ваш взгляд, с «безобидной критикой».


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОЗРАСТА, возрастная группировка, распределение возрастов людей по более или менее крупным группам, объединяющим их на основе сходства каких-либо социальных или демографических функций. Применяется обычно в отношении всего населения или больших совокупностей людей. В основе классификации возраста лежит представление о периодизации возраста. Классификация возраста позволяет разделять те или иные возрастные контингенты. Критерии классификации возраста зависят от цели исследования. В демографии предпочтительна классификация возраста по 1-годичным или 5-летним группам, в последнем случае часто (например, при расчете кратких таблиц смертности) первая 5-летняя группа ввиду ее особой важности подразделяется на 1-годичные. При изучении брачности и рождаемости выделяются бракоспособные возрасты и репродуктивный возраст женщин. С экономической точки зрения возрасты подразделяются на 3 группы - дорабочий, рабочий и послерабочий (дотрудоспособный трудоспособный и послетрудоспособный), границы которых различны наиболее употребительно членение на 3 группы с целым числом 5-летних групп в каждой (0-14, 15-59, 60 лет и старше или 0-14, 15-64, 65 лет и старше). Такая классификация возраста принята в международной практике. В СССР в практике планирования применяется группировка 0-15, 16-54, 55 лет и старше - для женщин 0-15, 16-59, 60 лет и старше - для мужчин. Классификация возраста, имеющая значение для анализа структуры трудовых ресурсов разработана Б. Ц. Урланисом. При этом население подразделяется на группы дорабочая - до 15 лет (в т. ч. дети ясельного возраста - до 2, лошкольного-3-6 и школьного - 7-15 лет) рабочая - 16-59 лет (в т. ч. юность - 16-24, зрелость - 25-44 и поздняя зрелость - 45-59 лет), послерабочая - 60 лет и старше (в том числе пожилой возраст - 60-69, ранняя старость-70-79, глубокая старость - 80 лет и более).

На основе анализа возрастных изменений в различных органах и тканях, а также оценки работоспособности организма решением Ленинградской конференции по геронтологии (1962) и семинара ВОЗ по социальным и клиническим проблемам в СССР принята так называемая рабочая классификация возрастных рубежей второй половины жизни человека. Возраст 45-59 определяется как средний, 60-74 - пожилой, старше 75 лет - старческий, в котором выделяются долгожители - люди в возрасте 90 лет и старше.

Попытки предложить универсальную классификацию возраста предпринимались издавна. Так русский статистик и демограф 1-й половины 19 века А. П. Росчавский-Петровский выделял подрастающее поколение - до 15 лет (в т. ч. малолетние - до 5 лет и дети - 5-15), цветущее поколение - 16-60 лет (в т. ч. молодые - 16-30, возмужалые - 30-45, пожилые - 45-60 лет), увядающее поколение - 61-100 лет и старше (в т. ч. старые - 61 - 75, долговечные- 75-100 и старше). Классификация возраста, предложенная в 1939 году секцией демографической статистики американской ассоциации здравоохранения, соответствует классификациям, принятым в современных международных сравнениях. В ней 8 периодов: младенчество - до 1 года, дошкольный возраст - от 1 до 4 лет, школьные годы - 5-14, юношеские годы - 15-24, годы наибольшей активности - 15-44, средний возраст - 45-64, ранний период старости - 65-74, старость - от 75 лет. Известны и другие универсальные классификации возраста, однако ни одна из них в настоящее время не стала общепринятой (см. также Возраст).

И.В. Калинюк.

Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека. Традиционно принято разделять его жизненный цикл на следующие периоды:

  1. пренатальный (внутриутробный);
  2. детство;
  3. отрочество;
  4. зрелость (взрослое состояние);
  5. преклонный возраст, старость.

В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с уровнем физиологического функционирования, степенью психического развития человека, его психологическими качествами и преобладающими желаниями, превалирующими формами поведения и деятельности.

Пренатальный период делят на 3 стадии:

  • предзародышевую;
  • зародышевую (эмбриональную);
  • стадию плода.

Первая стадия длится 2 недели и соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика. Вторая - с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференциация различных органов. Третья начинается с третьего месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит формирование систем организма, которые позволяют ему выжить после рождения. Способность к выживанию в воздушной среде плод приобретает в начале седьмого месяца, и с этого времени его уже называют ребенком.

Период детства включает стадии:

  • рождение и младенчество (от рождения до 1 года);
  • раннее детство (или «первое детство» - с 1 года до 3 лет) - период развития функциональной независимости и речи;
  • дошкольный возраст (или «второе детство» - от 3 до 6 лет), характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;
  • младший школьный возраст (или «третье детство» - с 6 до 11-12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний.

Отрочество подразделяется на два периода:

  • подростковый (или пубертатный);
  • юношеский (ювениальный).

Первый период соответствует половому созреванию и продолжается с 11-12 до 14-15 лет. В это время, под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе. Второй период длится с 16 до 20-23 лет и представляет собой переход к зрелости. С биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, поиски смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, избрание спутника жизни.

При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. Выделяют малые кризисы (кризис первого года, кризис 7 лет, кризис 17/18 лет) и большие кризисы (кризис рождения, 3 лет, подростковый кризис 13-14 лет). В случае с последними перестраиваются отношения ребенка и общества. Малые же кризисы проходят внешне спокойнее, они связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В периоды критической фазы дети с трудом поддаются воспитанию, упрямы, проявляют негативизм, строптивость, непослушание.

Зрелость. Она подразделяется на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости , или молодость (с 20-23 до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Это период «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды. Один из них - кризис 33-35 лет, когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизации - от 35 до 40-43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуются его здоровье, семейное положение и сексуальные отношения.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 45-55 лет. Человек начинает чувствовать приближение среднего возраста: ухудшается здоровье, появляются признаки потери красоты и физической формы, наступает отчуждение в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь ни в жизни, ни в карьере, ни в любви. В результате этого возникает чувство усталости от действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» в любовных интригах, или происходит взлет карьеры. Завершающий период зрелости длится с 55 до 65 лет. Это период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным: человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое Я в духовных раздумьях о прожитых годах - и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо понимает, что жизнь прошла зря.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три под-кризиса. Первый из них - переоценка своего Я, не касающегося профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать необходимое равнодушие к этому.

В результате третьего подкризиса исчезает самоозабоченность, и теперь без ужаса можно принять мысль о смерти.

Столкнувшись с ее неизбежностью, человек переживает ряд стадий. Первая из них - отрицания . Мысль «Нет, не я!» - обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Затем наступает стадия гнева. Он охватывает больного при вопросе «Почему именно я?», изливается на заботящихся об этом человеке других людей и вообще на всякого здорового. Чтобы такая стадия подошла к своему окончанию, умирающий должен излить свои чувства вовне.

Следующая стадия - «торга» . Больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом или примерным верующим, пытается продлить свою жизнь с помощью достижений медицины и покаяния перед Богом за свои грехи и ошибки.

Все эти три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке, бывают возращения к предыдущей стадии.

После разрешения этого кризиса умирающий вступает в стадию депрессии . Он осознает: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне». Он замыкается в себе, часто испытывает потребность плакать при мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап. Он все дальше отделяется от живых людей, замыкаясь в себе, - наступает состояние «социальной смерти » (от общества, от людей человек уже отдалился, как бы умер в социальном смысле).

Пятая стадия - «принятие смерти» . Человек осознает и соглашается, смиряется с неизбежностью близкой смерти и смиренно ждет своего конца. Это состояние «психической смерти» (психологически человек уже как бы отказался от жизни). Клиническая смерть наступает с момента прекращения работы сердца и остановки дыхания, но в течение 10-20 минут медицинскими усилиями еще возможно вернуть человека к жизни.

Смерть мозга означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма, в результате происходит гибель клеток мозга. Физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма и гибели всех его клеток. Согласно некоторым религиозным воззрениям и мнению ряда ученых, с гибелью тела душа, психея человека, не умирает. Существует гипотеза, что она в виде информационного сгустка продолжает существовать после смерти человека и соединяется с общемировым информационным полем. Традиционное материалистическое понимание отрицает возможность сохранить душу, психику человека после его смерти, хотя последние исследования физиков, медиков, психологов уже не так категоричны.

Время наступления старости чрезвычайно условно, с увеличением продолжительности жизни представления о нем меняются.

В разные периоды истории общества и в разных культурах начало старости определялось следующим образом: Пифагор - 60 лет, китайские ученые - 70 лет, английские физиологи XX в. - свыше 50 лет, немецкий физиолог М. Рубнер считал 50-летний возраст старостью, 70-летний - почтенной старостью.

Как известно, на практике пожилыми обычно считают людей, вышедших на пенсию. Однако это мерило не может быть универсальным, так как пенсионный возраст в разных странах различен. Вместе с тем женщины, как правило, уходят на пенсию раньше мужчин. Так, в нашей стране, они имеют право получать пенсию по старости с 55 лет, тогда как мужчины - с 60 лет. К тому же Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. 03.05.2011) «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» предусмотрены различия в пенсионном возрасте и для разных социально-профессиональных групп. Тем не менее в подавляющем большинстве стран мира к пожилым людям относят граждан в возрасте 60 лет и старше.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «старые старые» люди, вышедшие на пенсию давно, существенно отличаются от «новых старых», т.е. тех, кто вышел на пенсию недавно. Для социальных работников важна, в первую очередь, исчерпывающая информация о контингенте пожилых и старых людей, которых они обслуживают. В гериатрии и геронтопсихиатрии стало аксиомой, что физические и психологические характеристики людей существенно различаются по 5-летним периодам: 60-64 года, 65-69 лет, 70-74 года и т.д. Поэтому для получения социальной информации и создания банка данных о пожилых и старых людях важно знать не только демографические особенности того или иного района, но и картину демографических изменений в этой группе населения.

Обычно выраженные признаки старения появляются у человека с 60 лет (возраст от 60 до 75 лет условно считают пожилым). Однако фактически процесс старения начинается тогда, когда заканчивается рост и развитие организма.

Согласно классификации ВОЗ, возраст

  • до 44 лет считается молодым ;
  • 45-59 - средним ;
  • 60-74 - пожилым ;
  • 75-89 - старческим ;
  • люди от 90-100 лет и старше - долгожители.

Конечно, все эти деления условны, точных границ разных периодов человеческой жизни установить нельзя, так как она представляет собой непрерывное развитие, а совершающиеся в организме возрастные изменения многочисленны и разнообразны.

Таким образом, условно человек считается старым с 75 лет, т.е. через 15-20 лет после того, как выходит на пенсию.

В ювенологии (практической геронтологии) своя градация:

  • до 30 лет - юность ;
  • 30-60 лет - первая молодость ;
  • 60-90 лет - вторая молодость ;
  • после 90 лет - третья молодость.

Так что долгожителей, сохранивших физическую и творческую активность, с позиции ювенологии можно назвать молодыми. Они в определенном смысле - модель будущего.

Сопоставление различных возрастных классификаций дает чрезвычайно пеструю картину в определении границ старости, которые колеблются в широких пределах от 45 до 70 лет. Характерно, что почти во всех возрастных классификациях старости можно увидеть тенденцию к ее дифференцированности на подпериоды. При этом нужно учитывать, что с момента наступления старости процесс старения не заканчивается, и существуют большие различия между стареющими людьми.

По словам американского психолога Э. Эриксона считается, что старость является стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность - целостность личности, либо переживание отчаяния потому, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось. Э. Эриксон описывал кризис, переживаемый во время старения, который знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение его зависит от того, как этот путь был пройден с точки зрения человека, переживающего кризис. По мнению Э. Эриксона, основная задача старости - достижение целостности, осознание и принятие прожитой жизни и людей, как внутренне необходимой и единственно возможной.

Целостность основывается на понимании того, что жизнь состоялась и в ней уже ничего нельзя изменить. Мудрость состоит в принятии собственной жизни целиком, со всеми ее взлетами и падениями, в отсутствии горечи по поводу неправильно прожитой жизни и возможности начать ее сначала.

Английский геронтолог Д.Б. Бромлей рассматривает человеческую жизнь как совокупность пяти циклов: утробного, детства, юности, взрослости и старения. Цикл старения включает три стадии:

  • 1) удаление отдел, «отставки», по выражению автора - 65-70 лет;
  • 2) старости - 70 и более лет;
  • 3) дряхлости, болезненной старости и смерти - максимум около 110 лет (в условиях Англии и Западной Европы).

Старость, по мнению Д.Б. Бромлей, характеризуется весьма лаконично: полная незанятость, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность.

Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Однако важно осознать, что пожилые люди - это возрастная группа, которая имеет социально специфические особенности и потребности.

В отечественной науке принята следующая схема возрастной периодизации:

  • пожилой возраст - 60-74 года (мужчины), 55-74 года (женщины);
  • старческий возраст - 75-90 лет;
  • долгожители - 90 лет и старше.

Границы пенсионного возраста устанавливаются государством. При определении пенсионного возраста исходят из возраста хронологического - количества прожитых лет.

Выделяют также функциональный возраст , который отражает возрастную динамику физиологических функций, определяется генетическим компонентом, образом жизни, перенесенными заболеваниями, стрессовыми ситуациями, физической, психической и интеллектуальной активностью; психологический возраст - группа показателей, характеризующих возрастные измерения психики; биологический возраст - показатель уровня износа структуры и функций организма.

Отмечается, что разграничения на периоды являются условными, поскольку календарный (хронологический) и биологический, а также психологический возраст не всегда совпадают.

Различают также нормальное, или физиологическое, и преждевременное старение. При физиологическом старении изменение основных физиологических систем организма происходит относительно плавно: человек до глубокой старости сохраняет физическую и умственную активность, интерес к окружающему миру. Старость как общебиологический процесс не следует отождествлять с болезнью. Преждевременное старение в значительной мере обусловлено перенесенными ранее заболеваниями, неблагоприятным воздействием факторов окружающей среды, вредными привычками, а также нагрузками на регуляторные системы организма.

Причины нормальной и преждевременной старости различны. Естественная, физиологическая старость развивается постепенно и характеризуется гармоничным снижением всех жизненных функций, равномерно развивающимися атрофическими изменениями с почти полным сохранением работоспособности, жизнерадостности и интереса к окружающему миру. Такие люди подчас выглядят моложе своих лет.

Старость патологическая, или, как ее еще называют, преждевременная, характеризуется ранним наступлением старческих изменений, приводящих к преждевременному ослаблению физических сил и умственной деятельности. Как правило, возрастные изменения отягощаются различными хроническими заболеваниями, ускоряющими одряхление. Поэтому мы порой и отмечаем несоответствие биологического и паспортного возраста: иногда молодой человек в 20-30 лет выглядит стариком, а старик в 90 - бодрым, полным энергии.

Несоответствие состояния стареющего организма возрастным нормам и вызвало необходимость введения понятия «биологический возраст», который может не совпадать с календарным возрастом, в частности «опережая» его в связи с преждевременным старением. И, наоборот, нередки случаи, когда, например, в возрасте 70 лет состояние организма соответствует возрастным нормам 60-летнего человека. Определение биологического возраста имеет большое практическое значение в профилактике и лечении различных заболеваний, в решении вопросов рационального образа жизни и трудовой деятельности.

Существует несколько методик его определения, одна из них разработана в России (Л. Белозерова) . При определении биологического возраста определяется совокупность функциональных нарушений у индивида, которая соотносится со средними показателями для определенного возраста. Биологический и календарный возраст могут не совпадать между собой и различаться на 10-20 лет. Особенно часто приходится встречаться с явлениями преждевременного старения - прогерией. Обычно преждевременное старение связано либо с заболеваниями (например, сахарный диабет, хроническая инфекция, артериальная гипертония), либо с неправильным образом жизни - в первую очередь с курением, пьянством. Бытующее мнение о том, что физическая нагрузка старит человека, не верно - если физическая нагрузка не превышает физиологической нормы, то она, наоборот, способствует уменьшению биологического возраста.

Биологический возраст конкретного человека зависит от совокупности функциональных резервов всех органов и систем. Именно на увеличение этого биологического возраста с ориентацией на здоровое и активное продление жизни должны быть направлены усилия геропротекции (профилактики преждевременного старения) - не просто жить, а жить качественно.

Таким образом, в живом организме протекают одновременно два взаимно противоположных процесса, тесно связанных между собой, но всегда уравновешенных - созидание и разрушение. Созидание - сложный комплекс биохимических процессов, происходящих в организме, связанный с усвоением веществ, поступающих из внешней среды, и образованием более сложных химических соединений. При этом происходит восстановление разрушенного вещества клеток, их обновление и вместе с тем - рост и развитие организма, всех его отдельных частей.

Противоположный процесс - разрушение - сводится к расщеплению клеточных белков и других соединений. В период роста и развития организма преобладает первое, во время старения - второе.

Основные проявления старения связаны с возрастными изменениями функции центральной нервной системы (ЦНС). Раньше всего ослабляется подвижность процессов возбуждения и торможения. Нарушается деятельность анализаторов, ослабляются чувствительность, обоняние, острота зрения и сила аккомодации глаз, постепенно понижается верхняя граница слуха. Отмечается снижение психической активности, наблюдается заострение характерологических особенностей, развивается эмоциональная неустойчивость. Пожилому человеку страшны любые жизненные перемены, он консервативен в суждениях и поступках, склонен к нравоучениям. Отсутствие самообладания делает человека раздражительным, вспыльчивым, агрессивным или, напротив, неуверенным в себе, подавленным и плаксивым. В старости легко возникает тревога, часто по ничтожному поводу.

Значительная часть неприятностей, отравляющих существование пожилых людей, связана с психологическими и социальными моментами. Уход на пенсию после долгой трудовой жизни сопровождается резким изменением привычек, жизненного стереотипа, тягостным ощущением одиночества и ненужности, существенным сокращением материальных средств. Влияние внезапного изменения социальных условий сказывается особенно на людях, работающих в узкоспециальной области. Лица с многогранными интеллектуальными запросами, наоборот, радуются предстоящей возможности целиком отдаться своему любимому делу.

Резкое нарушение привычного образа жизни особенно болезненно воспринимают мужчины, так как у женщин остаются их прежние повседневные заботы.

Критический период ухода на пенсию часто совпадает по времени с ослаблением семейных связей между родителями и детьми. Молодое поколение в это время вступает в состояние зрелости и часто не желает мириться с проявлениями консерватизма и догматизма пожилых людей. Поводы для мелких конфликтов учащаются вследствие совместного проживания. Если же пожилому человеку приходится жить вдали от детей, то усиливается чувство одиночества.

Положение стариков становится еще более трагичным, если один из супругов умирает задолго до другого. Одинокий мужчина в этой ситуации оказывается еще более растерянным и беспомощным по сравнению с женщиной. Не имея сил справиться с мелкими заботами повседневной жизни, часто без всякой помощи в быту, одинокий мужчина мало-помалу теряет вкус к жизни, хуже питается и совсем опускается. Весьма возможно, что этим объясняется значительный рост числа самоубийств в возрасте старше 70 лет.

При старении психические нарушения чаще всего проявляются неврозоподобными, ипохондрическими, депрессивными, тревожнодепрессивными синдромами, выраженным заострением личностных характерологических черт. Психотические расстройства, как правило, являются следствием эндогенных, эндогенно- и экзогенноорганических и функциональных заболеваний головного мозга у лиц пожилого и старческого возраста (пресенильные и сенильные деменции, депрессии, церебральный атеросклероз).

Как заглянуть в глубинные тайны раннего старения? В чем секреты долгой жизни?

В настоящее время существует несколько сот теорий и гипотез, пытающихся объяснить механизм старения, но ни одна из них не дает полного, исчерпывающего обоснования. Одни частично объясняют механизмы старения, другие представляют лишь исторический интерес, третьи отвергнуты как несостоятельные. Рассмотрению теорий старения посвящена гл. 2.

  • Белозерова Л.М. Онтогенетический метод определения биологическоговозраста человека // Успехи геронтологии. 1999. Вып. 3.