Конспекты занятий для детей 2 3 лет. Развитие социальных навыков

Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы, с оттенком частушечности, балагурства, шутливости, органично вытекающими из самого жанра потешки-песенки;

Построить занятия на игровых приемах русской народной игры “Догонялки” с персонажами потешки-песенки огурчиком и мышкой;

Обогатить словарь детей введением слов одного корня, но разным оттенком: “огурец”, “огурчик”, “огуречик”. Пояснить значение этих слов, исходя из величины: “огурец - большой”, “огурчик - поменьше”, а “огуречек – совсем маленький”.

Развивать воображении, введя во вступительную часть занятия элементы сказки, распределив роли следующим образом: “огурец-папа”, “огурчик – мама”, “огуречик - сынок”.

Познакомить детей с фольклорным персонажем – мышкой, придав образу реалистические черты.

Ход занятия

Воспитатель:

Жил был Огуречик, он был маленький, зелененький. Огуречик рос на грядке, среди зеленых листиков. Вот он, посмотрите! (Снимаю с грядки огуречик, показываю его ребятам, даю возможность рассмотреть его, обращаю внимание на хвостик). Папа Огурец и мама Огурчик очень любили своего маленького сынка. (Показываю три изображения. Сопоставляю их, выделяя по величине “папу” - большой, “маму” - поменьше, и “Сынка” - совсем маленький)

Предлагаю малышам подойти поближе и познакомиться со всей огуречной семьей. Дети берут в руки предметы изображения, а я неоднократно повторяю слова: “огурец”, “огурчик”, “огуречик”, обращая внимание на их величину.

Вся семья жила на грядке, среди зеленых листиков. (С этими словами располагаю огурчики в ряд среди листиков)

В другом конце грядке жила мышка. Вот она! (С этими словами выдвигаю из-под треугольничка изображение мышки. Посмотрите, какая мышка маленькая, а какой у неё длинный хвостик. (Предлагаю детям подойти рассмотреть мышку ещё раз обращаю их внимание на её особенности и повадки). Она юркая, быстро бегает, живет в норке. (С этими словами прячу мышку в прорезь под треугольник)

Папа Огурец и мама Огурчик не разрешали маленькому Огуречику далеко уходить.

Папа говорил:

Огуречик, Огуречик!
Не ходи на тот конечик -
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.

(Текст читаю медленно, тембр голоса низкий, имитирующий мужской). И мама говорила Огуречику: “Огуречик, Огуречик! Не ходи на тот конечик…”. (Потешка повторяется. Читаю её до конца в среднем темпе, тембр голоса естественный. По ходу чтения потешки располагаю все три изображения по одной линии: вначале большой и маленький, затем средний и маленький. Он как бы разыгрывает сценку, в которой Огуречику даются наставления).

(Обращаясь к детям). Вы запомнили, что говорили Огуречеку мама и папа? (Повторяя выразительно, обращаюсь к Огуречику, всю потешку, выделяя последнюю строчку: “Тебе хвостик отгрызет”). Но Огурчик не послушался и решил пойти на “другой конечик” грядки, где жила мышка. (С этими словами закрепляю с обратной стороны экспозиции палочки, продевая их среднюю часть изображений Огуречика и мышки. Изображения находятся с лицевой стороны, а палочки – держатели продеваю в прорезь с обратной стороны. Таким образом, двигая палочки добиваюсь эффекта перемещения изображений).

Введение игрового приема “Догонялки”.

Воспитатель:

Идет огуречик вдоль грядки и не видит, что из норки вылезла мышка. Посмотрите, какая она маленькая, серенькая, с длинным хвостиком. Вот она притаилась под листочком. А Огурчик никого не слушает и идет дальше. (При этих словах мышка выскакивает и бросается в сторону Огуречика наскакивает на него, вот-вот схватит. Она, то забегает вперёд, то отстает, так как жертва её, Огуречик, мечется в разные стороны). Еле-еле убежал Огуречик.

Повторяется сценка “Догонялки”.

Посидел немного Огуречик, отдохнул и решил опять пойти посмотреть, где мышка живет? Ребята, а, может, попросим Огуречика “не ходить на тот конечик”? Алена, как ты скажешь Огуречику, чтобы он не ходил? А как Настя попросит? (Побуждаю детей повторять самостоятельно весь текст). Но Огуречик очень любопытный, все же идет еще раз посмотреть, где мышка живет. (Повторяется сценка погони мышки)

При вторичном показе развертываем сценку, разыгрываем фрагмент народной игры “Прятки”: то Огурчик прячется под листочек, а мышка пробегает мимо, то мышка прячется, и Огуречик её не видит. Разыгрываю перед детьми занимательные игровые моменты, побуждая их подсказывать Огуречеку о возможной опасности, доказывать, повторяя всю потешку от начала до конца, что ему не следует ходить “на тот конечик”.

Если дети увлечены игрой и вижу, что у них имеется желание продолжить игру-занятие, повторяю сценку “Догонялки”.

И мышка поняла, что мы не дадим в обиду маленького Огурчика и ушла к себе в норку. А мы еще раз скажем Огурчику:“Огуречик, огуречик..”. (Повторяется вся потешка).

2. Конспект занятия “Падает снежок”

Формировать навыки обращения с красками, учить равномерному нанесению мазков, точек, лёгким движением прикладывая кисть к бумаге;

Учить правильно держать кисточку, располагать рисунок по всему листу, называть, что нарисовали;

Закреплять знания о цвете, учить бережно относиться к рисунку, не пачкать стол, убирать за собой материал.

Материал:

Белая краска, бумага синего цвета, кисти, подставки, зайки, мишки, готовая горка /из ваты/.

Методические приемы:

Рассматривание на участке во время прогулки, как падает снег;

Показать характер движения для нанесения мазков, выполнение работ детьми, итог занятия.

Ход занятия

К детям в гости приходят зайки и мишки. Дети здороваются с гостями, предлагают поиграть. Звери с собой привозят санки. Рассказывают детям, что в лесу у них есть горка, они построили её из снега, очень весело они с неё катаются. Предлагают и тут её построить. Но нет снега. Воспитатель спрашивает у детей, видели ли они, как шёл снег. Вспоминают прогулку. Снег падал сверху вниз и ложился на землю.

На поляку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.

Дети руками показывают, как падает снежок, воспитатель предлагает всем это нарисовать. Дети садятся за столы и наблюдают за воспитателем, она показывает, как рисовать падающий снег /сверху-вниз/.

Спросить у детей какого цвета снег, какой краской мы будем рисовать. Проследить, чтобы дети правильно взяли кисточки.

Во время рисования воспитатель индивидуально работает с каждым ребенком. Если не получается, воспитатель берет руку ребенка в свою и показывает, дальше ребенок работает самостоятельно.

После окончания работы воспитатель поощряет детей и предлагает взять рисунки и показать лесным друзьям. Воспитатель индивидуально опрашивает, кто что нарисовал, какой краской, какая бумага /цвет/

Снегу много теперь можно строить горку. Дети вместе с воспитателем строят горку. Вот она и готова. Зайки с мишками весело скатываются с неё на санках.

А детки тоже хотят покататься с горки. Давайте оденемся и пойдем гулять.

“Мы на саночках садимся и под горку быстро мчимся.
Снег, снег белый снег мчимся мы быстрее всех”.

Центр развития детей и юношества «Гармония»

Объединение «Кроха»

План-конспект комплексного занятия для детей 2-3 лет (совместно с родителями)

Тема: «Вот поезд наш едет»

Цель: Расширение знаний детей о железнодорожном транспорте, обогащение словарного запаса по данной теме.

Образовательные задачи:

1.Формировать элементарных знаний о железнодорожном транспорте.

2.Закрепить знания учащихся о наземном транспорте.

3.Совершенствовать умения учащихся различать цвета, геометрические фигуры.

4. Продолжать учить называть и различать положение предметов в пространстве.

5. Продолжать учить составлять изображение предмета из отдельных частей.

6. Продолжать учить основным приемам наклеивания.

7.Учить учащихся подлезать под дугу и ходить по ребристой дорожке.

Развивающие задачи:

1.Способствовать развитию познавательных процессов.

2.Способствовать развитию умения использовать обобщающие слова для называния предметов, относящихся к одной группе.

3.Способствовать развитию умения говорить о рассматриваемых предметах.

4.Способствовать развитию способностей к различению звуков речи.

5.Способствовать развитию активного и пассивного словаря.

6.Способствовать развитию крупной и мелкой моторики.

7.Способствовать развитию операционально-технических умений (захватывать, удерживать, перемещать, совмещать части предмета);

Воспитательные задачи:

1.Способствовать воспитанию и накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками.

2.Способствовать воспитанию партнерских отношений на занятиях.

3.Способствовать воспитанию усидчивости, интереса к развивающим играм с предметами.

4.Способствовать воспитанию самостоятельности.

5.Способствовать воспитанию аккуратности.

Оборудование: Детская железная дорога; книга «Железная дорога малышам»; цветные карандаши, листы с изображением поезда и железной дороги (без шпал); пуговицы, листы с изображением сломанного паровозика (без колес); паровозы и вагоны разных цветов (красный, желтый, голубой) на каждого ребенка; картинки с изображением кошки, петуха, воробья; корригирующая дорожка, обруч; подносы, клей-карандаш, подложки, вырезанные из цветной бумаги прямоугольник, квадрат, круги; фартуки; фрагмент мультфильма «Паровозик из Ромашкова».

Ход занятия

Ритуал приветствия . Все дети совместно с родителями располагаются полукругом на ковре, педагог здоровается с каждым ребенком (если ребенок не отвечает-здоровается его родитель ).

Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!

Повернись вокруг себя

Раз - присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.

Педагог: Сидя на ковре перед детьми, читает стихотворение, показывая игрушку.

Поезд мчится и шипит

И колесами стучит

Чух-чух, чух-чух

Педагог ставит поезд на железную дорогу, запускает его

Паровоз, Паровоз,
Что в подарок нам привёз?
- Я привёз цветные книжки.
Пусть читают ребятишки!

Спасибо тебе, паровозик. Посмотрите ребята, какую книгу нам привез паровозик. Давайте ее посмотрим.

Рассматривание иллюстраций книги «Железная дорога малышам»

(Педагог подробно комментирует каждую иллюстрацию: строение поезда, знакомит детей с железной дорогой, с железнодорожным вокзалом. После рассказа педагог задает детям вопросы: Где ездят поезда? Где колеса? Где труба? После просмотра книги педагог снова ставит игрушечный поезд на железную дорогу.)

Паровоз, Паровоз,
Что в подарок нам привёз?
Я привёз карандаши,
Пусть рисуют малыши!

Ребята, скажем паровозику, спасибо. Как много он нам карандашей привез, пойдемте рисовать!

Рисование «Дорисуй рельсы»

Посмотрите ребята, какая беда! Наш паровозик не может проехать, наша железная дорога сломалась, давайте отремонтируем дорогу - нарисуем шпалы. Возьмите черный карандаш и нарисуйте шпалы (педагог сопровождает показ объяснением.) . Молодцы, ребята.

А сейчас мы с вами поиграем – мы будем поездами. Поезд ездит далеко, он везет вагончики. Я буду поездом, а вы моими вагончиками.

Подвижная игра «Паровоз»

Чух – чух! Чух – чух!

Мчится поезд во весь дух.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, сто вагонов я тащу.

«У-у-у!»

Паровозик, паровоз,

Что в подарки нам привёз?

Мячики! ( Дети начинают прыгать, как мячики .)

У-у-у-у! Всех зовёт паровоз! (Дети выстраиваются друг за другом .)

Загудел паровоз и вагончики повёз:

Чух – чу! Чух – чу! Далеко я укачу!

Молодцы, ребята. Поиграли мы с вами в паровозики, побегали, попрыгали. Ой, а что это с нашим паровозиком случилось? (педагог показывает детям паровоз без колес). Наш паровозик с нами прыгал, и у него колеса сломались, давайте починим паровоз.

Дидактическая игра «Почини паровоз»

(Перед каждым ребенком лежит картинка с изображением поезда без колес, пуговицы. Детям предлагается починить поезд - поставить на место колеса.)

Дидактическая игра «Вагончики»

Посмотрите ребята, к нам в гости еще паровозики приехали и свои вагончики привезли. Вот красный паровоз (педагог показывает детям красный паровоз ), вот желтый, голубой. Только они так к нам торопились, все вагончики свои потеряли. Нужно прицепить к поезду вагончики, к красному - красные, к желтому - желтые.

Мы вагоны прицепили

И по рельсам покатили

Красный, желтый, голубой

Все цвета возьмем с собой.

Выполнение физ. упражнений.

Наш паровозик животных везет, кто в вагончиках сидит, давайте угадаем!

На заборе сидит,

По утрам кричит:

«Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!» (дети идут по кабинету с высоко поднятыми коленями, руками имитируют взмахи крыльев петуха)

Клю-клю-клю,

Клю-клю-клю,

Ой, как зернышки люблю.

«Чик-чирик» пою. (дети бегают по кабинету изображая полет воробья, приседают «клюют» зернышки.)

Мохнатенькая,

Усатенькая.

Молочко пьет,

«Мяу-мяу!» поет. (ходят на четвереньках, изображая кошку, прогибают спину).

Молодцы, всех угадали.

Пора дальше нам ехать (педагог раскладывает перед детьми корригирующую дорожку). Не забывайте, паровоз может ехать только по железной дороге (дети совместно с педагогом проходят по корригирующей дорожке )

А впереди у нас туннель, как же паровозик через него проедет . Паровозики ещё под туннелем проезжают, а вы сможете? Нужно дойти до обруча, нагнуться и пройти сквозь него (педагог сопровождает показ объяснением ). Молодцы, все справились с трудными заданиями.

Аппликация «Паровоз»

Педагог: Сегодня мы с вами будем делать аппликацию «Паровозик». Посмотрите, что нам для этого нужно. (Педагог ставит перед собой поднос, поочередно называя предмет, кладет его к себе на поднос: клей, 1-красный прямоугольник, 1-желтый квадрат, 2-маленькик круга, листок картона. Педагог поочередно приглашает к своему столу детей, каждый ребенок самостоятельно в свой поднос кладет необходимые предметы )

Я открываю клей, беру красный прямоугольник, аккуратно намазываю клей от центра прямоугольника к краям, переворачиваю его и приклеиваю его в середину картона, разглаживаю двумя ручками (показ ). Сейчас я возьму желтый квадрат и нанесу на него клей, его мы приклеим сверху прямоугольника (показ) Что еще нужно нам сделать, чтобы у нас получился паровоз? Нужно приклеить колеса, возьмите круг, нанесите клей и приклейте колесо под прямоугольник (показ), теперь приклеите второе колесо. Молодцы, поднимите вверх свои паровозики, покажите друг другу свои работы.

Ребята, на чем мы с вами сегодня путешествовали? Какая игрушка у нас была в гостях? Как называется дорога, по которой ездит паровоз? Молодцы.

Ритуал прощания. Все дети совместно с родителями располагаются полукругом на ковре, педагог хвалит каждого ребенка, затем прощается с детьми побуждая ответить каждого ребенка (если ребенок не отвечает-прощается его родитель ).

Цели:

Учить детей понимать и различать понятия «высокий», «низкий».
Закрепить умение считать до трех, а также умение сравнивать совокупности «один-много».
Формировать образное и пространственное мышление.
Познакомить детей с геометрической фигурой «квадрат».
Упражнять в звукоподражании и чётком произнесение звуков.
Развивать у детей понимание и использования в речи предлогов «на», «в», «под», «из».
Учить согласовывать числительные с существительными.
Продолжать учить рисовать пальчиками, оставляя отпечаток в нужном месте; лепить из пластилина приемом «прямое раскатывание»; точно наклеивать детали изображения в нужное место.
Развивать речевое внимание и мелкую моторику.

Оборудование:

Картинка-фон «небо и земля», фигурки солнца, облаков, домиков, цветов.
Картинка-фон с изображением домиков, бумажные окна-квадраты, клеящие карандаши.
Парные картинки с изображением домиков.
Построенные из конструктора одно-, двух- и трехэтажный домики.
Деревянные шпатели. Разноцветные прищепки.
Крупный строительный материал, различные атрибуты для полосы препятствий.
Картинка-схема домика, детали этих домиков из цветного картона.
Рисунок домика с пустыми окнами, желтая пальчиковая краска.
Лист бумаги с нарисованными двумя вертикальными линиями, пластилин.
Развивающая игра «Подбери ключ к замку».
Картинка с изображением трех домиков. Фигурки жирафов, бегемотов и змеек.
Аудиозаписи: «На двери замок», «Есть в лесу из бревен дом», «Я хочу построить дом» (Железновы).

Ход занятия:

Приветствие

Здравствуй, солнце золотое!
(Руки вверх с растопыренными пальчиками - имитация солнечных лучей)

Здравствуй, небо голубое!
(Руки рисуют «облака» на небе)

Здравствуй, вольный ветерок!
(Родители слегка дуют на головки малышам)

Здравствуй, маленький дружок!
(Погладить по головке ребёнка)

Мы живём в одном краю, всех я вас приветствую!
(Педагог подает руку каждому ребёнку и здоровается)

Пальчиковая игра «Новый дом»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери мой друг!
(Ударяют кулачком о кулачок, чередуя руки)

Мы построим новый дом,
Есть окошко в доме том.
(Большие пальцы складываются полочкой, остальные соединяются «крышей»)

Есть еще одно, повыше.
(Поднять вверх руки, не меняя положения пальцев)

Есть труба вверху на крыше.
(Поднимают вверх сжатый кулак с вытянутым вверх указательным пальцем)

Дом готов, зовем гостей:
Приходите поскорей!
(Приглашающий жест рукой)

Дидактическая игра «Домик на горе»

На картинке нарисовано небо и земля. Покажите небо. Покажите землю. Возьмите в руки домик и приложите его к картинке. В какую част картинки вы приложили домик, к небу или к земле? Почему?
А теперь выложите на картинку солнышко и облака. Куда вы выложите солнышко и облака? На небо.
А вокруг дома выросли цветы. Где вы разложите цветы? На земле вокруг дома.
Сколько у вас домов? Один дом. Сколько цветов? Много цветов. Сколько солнышек? Одно солнышко. Сколько облаков? Два облака.

Аппликация «Окна»

Вот новые красивые дома. Но как в них заселять жильцов? Окон то нет! Давайте сделаем окна для этих домиков. Вот окна - квадраты. Приклейте их в нужном месте.

Парные картинки «Домики»

Вот картинки потерялись. Найдите точно такую же картинку.
Дети находят точно такую же картинку как у них. Картинки раскладываются на ковре, а их пары раздаются детям.

Дидактическое упражнение «Высокий-низкий домик»

Перед вами домики. Давайте их сосчитаем. Один, два, три. Посмотрите, какой из домиков самый высокий? А какой самый низкий? Сосчитайте, сколько этажей в самом высоком домике? Сколько этажей в самом низком домике? Сколько этажей в среднем домике?

Сейчас я накрою платочками все три домика, а вы отгадаете, где какой домик спрятан. Под каким платочком спрятан самый низкий домик? Самый высокий? Средний домик?

Игра с прищепками «Красивый забор»

Вот дощечки, а вот прищепки. Давайте сделаем из них красивый забор для наших домиков.

Динамическая пауза «На стройке»

Нам нужно перенести на стройку строительный материал. Поможете?

Дети переносят крупный строительный материал из одного места в другое, преодолевая препятствия (пеньки, «лужи» и т. п.)

Конструирование «Выложи домик»

На картинках нарисована схема домика, который вы сами выложите-построите. Берите детали и выкладывайте их в нужном месте на схеме. Где нарисована треугольная крыша - туда приложите цветной треугольник, где квадратное окно - приложите квадрат.

Упражнение «Какие звуки вы слышите дома?»

Как свистит чайник? С-с-с.
Как звенит будильник? З-з-з.
Как капает вода из крана? Кап-кап-кап.
Как папа работает дрелью? Ж-ж-ж.
Как гудит пылесос? У-у-у.
Как гости стучат в дверь? Тук-тук-тук.

Рисование пальчиками «Зажги огни в окнах домов»

Наступил вечер, стало темно. Нужно включить свет и тогда загорятся ярким светом окна в домах. Окунайте пальчик в желтую краску и приставляйте к окошку.

Музыкальная пальчиковая игра «Есть в лесу из бревен дом»

Проводится пальчиковая игра под аудиозапись Железновых.

Лепка «Лестница»

Нужно починить старую лесенку, у которой сломались ступеньки. Здесь у нас приготовлен пластилин. Аккуратно раскатывайте тонкие колбаски и приделывайте их к нашей лесенке.

Вверх по лесенке шагаем
Все ступеньки посчитаем:
Очень весело считать!
Раз, два, три, четыре, пять -
Очень весело шагать!

Дидактическая игра «Подбери ключик к замочку»

Дети под музыку подбирают ключики к замкам одинакового цвета и открывают их.

Домик на лужочке,
Все двери на замочке.
Ключики все подберем
И избушку отопрем.

Дидактическая игра «Чей домик»

На картинке изображены три домика - высокий, пониже и низкий. Детям раздаются три фигурки - жираф, бегемот и змея.
Дети, подумайте, кто в коком домике живет? В каком домике живет жираф? В самом высоком домике. Почему вы так решили? А в каком домике живет бегемот? Бегемот живет в домике пониже. Почему? Какой домик подойдет для змеи? Для змеи подойдет домик самый низкий. Почему?

Цель: создание условий для усвоения детьми понятий о дифференциации предметов по величине, закрепления сенсорных представлений о цвете через дидактические формы образовательной деятельности.

Задачи:

  1. Закреплять знания о сенсорных эталонах величины («большой» , «маленький» ) и цвета (основные цвета) ;
  2. Заинтересовать детей непривычным способом рисования;
  3. Формировать культурно – гигиенические навыки;
  4. Развивать речь;
  5. Воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение к окружающим.

Предварительная работа: рассматривание полотенец, беседа «Полотенце пушистое» - о назначении полотенца, дидактическая игра на сравнение величин «У кого полотенце длиннее» , строительная игра «Длинные и короткие полотенца» .

Методы и приемы:

Словесные (беседа, художественное слово, вопросы к детям) ;

Проблемные (проблемные ситуации, проблемные вопросы) ;

Наглядные (демонстрация полотенец) ;

Игровые (дидактическое упражнение, пальчиковая игра) ;

Практические (разукрашивание фигуры валиком) ;

Материалы и оборудование: игрушка большой медведь, игрушка маленький медвежонок, два домика (большой и маленький, декорации - «деревья» и «цветы» , два полотенца (большое красное и маленькое синее, носовой платок, детская простынь, заготовки полотенец из белого картона –двух размеров, гуашь синего и красного цветов в лоточках, маленькие валики по количеству детей, угощение детям.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Дети входят в группу с воспитателем.

Форма организации: дети стайкой идут за воспитателем, при беседе – стоят.

Воспитатель:

Дети, у вас хорошее настроение? (Да) . И у меня хорошее. Посмотрите, сколько пришло гостей к нам, давайте им улыбнемся и подарим хорошее настроение – улыбнёмся.

Ребята, у нас сегодня необычный день, у нас в группе гости и мы сами сегодня пойдем в лес, в гости к медведям.

Дети идут за воспитателем в лес. (Зона в группе, в которой стоят макеты деревьев, цветов… Между деревьев стоят два дома. Сбоку от большого дома видна большая лапа, а сбоку маленького домика видна маленькая лапка.) Вместе с воспитателем дети стайкой подходят к домикам.

Воспитатель:

Какой красивый лес, цветочки, грибы, ой, а что это среди деревьев? Да это же домики! Интересно, кто в них живёт?

Ребята, посмотрите, из -за домов видны чьи-то лапы. Как вы думаете, чьи это лапы, кто в домиках живет? Алена, как ты думаешь, кто в этом домике живет? (Воспитатель показывает на большой дом) (Медведь) . А в этом доме кто живёт? (Показывает на маленький дом.) (медвежата) . А давайте проверим, правильно ли мы назвали животных.

Воспитатель открывает шторки на домиках, оттуда «выглядывают» медвежьи мордочки.

Молодцы, ребята, правильно назвали, это медведи. А теперь давайте посмотрим на дома.

Степа, какой это дом? (Большой) .

А этот дом какой? (маленький) .

Как вы думаете, в большом доме какой живет мишка? (Большой) . Почему, как ты думаешь? (У него большая мордочка и лапа у него большая) .

Вова, а в маленьком домике живут какие медведи? (маленькие) . Почему? (У них маленькие мордочки и лапы маленькие) .

Ребята, а вы хотите познакомиться с мишками поближе? (Да)

Воспитатель выносит медведей из домиков.

Воспитатель:

Здравствуйте, мишки. Что вы, мишки, такие не веселые?. Ребята, почему мишки грустные? (ответы детей)

Мишки, что с вами случилось?

Мы вымыли лапы, а вытереть их нечем. Помогите, пожалуйста.

Давайте поможем мишкам.

Воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат: детская простынь, носовой платок и полотенце.

Воспитатель:

Настя, покажи, чем можно вытереть лапы мишкам? (Настя берет полотенце)

Правильно, лапы можно вытереть полотенцем.

Алена, а носовым платком что вытирают? (Нос) .

Степан, а это что? (Простынь) .

А для чего она нужна? (стелить на кроватку)

Воспитатель демонстрирует детям два полотенца: большое и маленькое.

Ребята у меня есть полотенца для наших мишек. Вот это какое? (Большое) А это? (Маленькое)

Как вы думаете, большое полотенце какому медведю? (Большому) . А маленькое полотенце? (Маленьким медведям) .

Ребята, давайте расскажем мишкам какого цвета у них полотенца. Глеб, это полотенце какого цвета? (красного) . Настя, это полотенце какого цвета? (Синее) . Молодцы!

Но ребята, смотрите, полотенце есть ни у всех мишек. Давайте и этим мишкам подарим полотенца. Посмотрите, у меня есть вот такие, скучные полотенца (воспитатель показывает неразукрашенные макеты полотенец) .

Давайте их разукрасим и подарим мишкам. Разукрашивать полотенца мы будем штампами. Его нужно обмакнуть в краску, и вот так приложить к полотенцу. (Показ воспитателя) .

Но чтобы и у вас все получилось, нужно разогреть ваши пальчики.

Давайте поиграем..

Физминутка.

Полотенца постираем,
Крепко-крепко их потрем,
Вот так, вот так,
Крепко-крепко их потрем.

А потом, а потом
Полотенца отожмем,
Вот так, вот так
Полотенца отожмем!

А теперь, а теперь
Полотенчики встряхнем,
Вот так, вот так
Полотенчики встряхнем!

Я имитирую указательные действия, а дети повторяют движения.

Продуктивная деятельность.

Воспитатель приглашает детей пройти к столу, на котором лежат заготовки полотенец). (После разукрашивания дети вытирают руки бумажными салфетками) .

Дети разукрашивают свои полотенца, кладут на поднос и дарят их медведям.

Итог: Ребята, с кем вы сегодня познакомились? Какого роста наши мишки? Чем занимались? (ответы детей) . Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали!

И медведи вам тоже приготовили угощения. Конфеты мишки.

Ольга Белоцерковская

Основная задача комплексных занятий – углубление и систематизация знаний маленького человека о предметах и явлениях окружающего мира.

Комплексные занятия включают разнообразные виды деятельности: развитие речи, совершенствование двигательных навыков, сенсорных и математических представлений, развитие конструктивных способностей и психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия).

Комплексные занятия предусматривают частую смену видов непосредственно образовательной деятельности, так как лишь таким способом, возможно, удержать внимание ребенка младшего возраста достаточно длительное время. Кроме того, для поддержания необходимого уровня работоспособности детей на занятиях проводятся физкультурные минутки, подвижные игры, упражнения с речью и движением.

Продолжительность представленного занятия 15 минут. Проводить лучше в утренние часы, когда работоспособность детей самая высокая. Занятие рассчитано на подгруппу детей до 8 человек. Занятие должно проходить по возможности эмоционально и динамично.

Конспект комплексного занятия с детьми 3-4 лет

«МИШКА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЕЛ»

Предварительная работа. В повседневном общении во время игр и режимных моментов показывайте детям и называйте разные части тела и лица. Почаще просите малышей показывать на себе и на кукле следующие части лица: глаза, нос, рот, лоб, брови, ресницы, щеки, подбородок; части тела: шею, плечи, руки, пальцы, локти, ногти, туловище, живот, ноги, колени, пятки.

Рассмотрите вместе с детьми игрушки, изображающие животных, и обратите внимание малышей на то, что у животных есть части тела, сходные с человеческими, и особенные. Например, у многих животных есть хвост, а у людей хвоста нет. У животных вместо рук и ног - лапы, вместо ногтей - когти, а вместо лица - мордочка.

Обсудите с детьми, для чего нужны те или иные части тела: глаза (смотреть, уши (слушать, нос (дышать, нюхать, рот (кушать, говорить, ноги (ходить, руки (имеют много разнообразных функций).

Прочитайте детям стихотворение А. Барто «Мишка» и покажите иллюстрацию.

Разучите с малышами это стихотворение.

Программное содержание:

Образовательная задача:

Даем понятие о частях тела;

Учим детей выполнять элементы психогимнастики;

Развивающая задача:

Развиваем мышление;

Развиваем зрительное и слуховое внимание и память, фонематический слух (учим различать близкие по звучанию слова - «ногти» и «когти»);

Развиваем основные виды моторики: общую и мелкую, учим малышей координировать речь с движением, развиваем чувство ритма;

Воспитательная задача:

Воспитывать любознательность, интерес к получению новых знаний.

Словарная работа:

Вводим в активный словарь детей имена существительные (лоб, шея, брови, ресницы, плечи, локти, колени, подбородок и др.); активизируем глагольный словарь (смотреть, слушать, кушать, дышать, ходить, бегать, держать, носить и др.);

Употреблять в речи имена существительные в родительном падеже.

Материал: картинки «Чего у Мишки не хватает?», человечек из геометрических фигур и счетных палочек

Ход занятия

1. Раз, два, три, четыре, пять - тело будем изучать.

Прочитайте вместе с детьми рифмовку и показывайте на себе перечисляемые в ней части тела:

Раз, два, три, четыре, пять –

Тело будем изучать.

(Шагать на месте. )

Вот спина, а вот животик,

(Показать обеими руками свою спину, затем живот.)

(Потопать ногами.)

(Протянуть вперед руки и вращать кистями.)

(Указательными пальцами обеих рук показать на глаза.)

(Указательным пальцем правой руки показать на рот.)

(Указательным пальцем правой руки показать на нос.) Ушки,

(Указательными пальцами обеих рук показать на уши.)

(Положить руки на голову.)

Показать успел едва.

(Покачать головой из стороны в сторону.)

Шея крутит головой -

(Обхватить шею ладонями.)

Ох, устала! Ой-ой-ой-ой!

Скажите детям, что хотя вы долго перечисляли, но все равно назвали не все части тела.

Попросите малышей показать еще:

(Пальцами обеих рук погладить лоб от середины к вискам.)

(Указательными пальцами провести по бровям от середины к вискам.)

Вот реснички

(Указательными пальцами показать ресницы)

Запорхали словно птички.

(Поморгать глазами.)

Розовые щечки,

(Ладонями погладить щеки от носа к вискам и закончить движение на подбородке.)

Подбородок кочкой.

Волосы густые,

(Пальцами обеих рук, как гребнем, расчесать волосы.)

Как травы луговые.

А теперь взгляну пониже,

Назову я, что увижу:

(Дотронуться кистью правой руки до правого плеча, а левой до левого.)

(Не убирая руки с плеч, выставить вперед локти.)

(Слегка нагнуться и похлопать по коленям.)

У меня, Сережи, Лены.

(Выпрямиться и развести руки в стороны, жестом показывая на детей.)

Затем попросите детей сесть за стол.

2. Мишка-топтыжка.

Покажите детям игрушку «Мишка-топтыжка». Скажите, что Мишка-топтыжка очень хочет познакомиться с ребятами.

Сообщите детям, что Мишке-топтыжке очень понравился стишок про части тела и он тоже решил показать, какие части тела есть у него.

Скажите за медвежонка:

Я Мишка-топтыжка.

Весело пляшу, лапками машу.

Глазками моргаю,

Ротик открываю. ]

3. Мишкины вопросы.

От имени Мишки задайте детям вопросы.

Ребята, а для чего нужны глаза? (Чтобы смотреть.)

А для чего уши? (Чтобы слушать.)

Для чего нужен нос? (Чтобы дышать, нюхать.)

А для чего рот? (Чтобы кушать, говорить.)

Для чего нужны руки? (Чтобы держать, носить, делать разную работу, играть, рисовать.)

А для чего ноги? (Чтобы ходить, бегать, прыгать, топать.)

Если у малышей возникают трудности, то помогите им ответить.

Мишка продолжает разговор с детьми: «Ребята, у нас с вами много похожих частей тела. Но у меня есть то, чего у людей не бывает. Попробуйте догадаться, что это».

Если дети сами не называют хвост, то Мишка дает малышам подсказку: «У меня он маленький, а других животных он бывает большой, пушистый и нарядный. Что же это? А еще, ребята, у людей на пальцах ногти, а у животных острые когти».

4. Будь внимательным.

Вступите в разговор с медвежонком: «И, правда, Мишенька, лапы, хвост и когти бывают только у животных. Сейчас мы проверим, хорошо ли ребята это запомнили. Ребята, я буду называть части тела, а вы слушайте внимательно и отвечайте, у кого они есть - у Мишки или у вас». Сначала дайте детям образец ответов.

Педагог

У кого есть ногти?

Дети

Движения, выполняемые педагогом и детьми

(Показать ногти, протянув вперед руки тыльной стороной кверху.)

Педагог

У кого есть когти?

Дети

У медведя.

(Показать на Мишку.)

Педагог

У кого есть лапы?

Дети

У медведя.

(Показать на Мишку.)

Педагог

У кого есть ноги?

Дети

(Потопать ногами.)

Педагог

У кого есть хвост?

Дети

У медведя.

(Показать на Мишку.)

Педагог

У кого есть руки?

Дети

(Протянуть вперед руки.)

5. Уронили Мишку на пол.

Скажите детям, что однажды с Мишкой-топтыжкой случилась беда. Спросите детей, знают ли они, какая беда?

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу

Потому что он хороший.

Если дети сами захотят продолжить чтение стихотворения, то дайте им такую возможность. Затем скажите: «Мы с вами не бросим Мишку в беде, мы вылечим Мишку-топтыжку - пришьем ему лапку».

Дайте каждому ребенку по картинке с изображением Мишки-топтыжки, на которой отсутствует какая-либо часть тела. Попросите малышей назвать, какой части тела нет у медвежонка.

Дети дают ответы: «У Мишки нет лапы. У Мишки нет уха. У Мишки нет хвоста. У Мишки нет рта. У Мишки нет носа».

Если необходимо, помогите детям образовать сложные формы слов в родительном падеже: «рта», «ушей».

Затем предложите малышам выбрать нужные части тела, для того чтобы «вылечить» медвежонка. Дети накладывают эти части на свои картинки и говорят: «Я пришил (а) Мишке лапу. Я пришил (а) Мишке ухо. Я пришил (а) Мишке хвост. Я пришил (а) Мишке рот. Я пришил (а) Мишке нос».

6. Снова Мишенька веселый.

Скажите детям, что Мишка-топтыжка был очень грустным, а теперь, когда ребята его вылечили, снова стал веселым. Попросите детей изобразить на лице печаль - таким Мишка был, а затем радость - таким Мишка стал, потому что у него есть надежные друзья - ребята, которые всегда готовы придти ему на помощь.

Игры и задания для закрепления материала

Игра «Стенка, стенка, потолок»

Цель: закреплять названия частей лица, развивать у детей мелкую моторику и мышление.

Описание игры. Предложите детям рассказать и показать старинную народную потешку.

Стенка,

(Указательным пальцем дотронуться до правой щеки.)

Стенка,

(Указательным пальцем дотронуться до левой щеки.)

Потолок,

(Указательным пальцем дотронуться до лба.)

Два окошка,

(Указательным пальцем показать па правый, потом па левый глаз.)

Дверь,

(Указательным пальцем показать на рот.)

Звонок: «Дзи-и-и-инь!»

(Указательным пальцем дотронуться до копчика носа.)

Затем скажите детям, что лицо в этой потешке сравнивается с домом, и попросите детей вспомнить, какую часть лица называли стенкой, какую потолком. Что в потешке называлось окошками, дверью и звонком.

Игра «Пять братцев»

Цель: познакомить детей с названиями пальцев; развивать мелкую моторику, навык владения карандашом.

Описание игры. Предложите детям рассказать и показать потешку про пять пальчиков.

Утро настало,

(Ладони скрестить, пальцы растопырить, изобразив солнышко.)

Солнышко встало.

- Эй, братец Федя,

(Показать указательный палец правой руки, спрятав остальные в кулак.)

Разбуди соседей!

(Показать ладонь левой руки.)

- Вставай, Большак!

(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к большому пальцу левой руки.)

- Вставай, Указка!

(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к указательному пальцу левой руки.)

- Вставай, Середка!

(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к среднему пальцу.)

- Вставай, Сиротка!

(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к безымянному пальцу.)

- И Крошка-Митрошка!

(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к мизинцу.)

- Привет, Ладошка!

(Вращать кисть левой руки.)

Все потянулись -

(Обе руки поднять вверх.)

Зашевелились,

(Быстро пошевелить пальцами обеих рук.)

Мигом проснулись,

Развеселились.

Расскажите детям, что у каждого пальца на руке есть свое имя. Покажите и назовите пальцы на своей руке, а дети пусть покажут соответствующие пальчики на своей ладошке: большой, указательный, средний, безымянный и мизинец. Дайте каждому ребенку лист бумаги и карандаш. Предложите положить левую ладонь на бумагу и обвести ее карандашом. Когда рисунки будут готовы, попросите назвать каждый пальчик на рисунке.

Игра «Человечек»

Цель: закреплять у детей знания о частях тела, геометрических фигурах; развивать счетные и конструктивные навыки.

Описание игры. Предложите детям выложить человечков из геометрических фигур-кругов и овалов, а ручки и ножки сделать из счетных палочек. В процессе работы уточните, как называются геометрические фигуры и какие части тела малыш выкладывает: круг - голова, овал - туловище. Затем задайте детям вопрос: «Сколько надо палочек, чтобы сделать человечку ручки, ножки? Сколько всего понадобится счетных палочек?»

Игра «Зеркальце»

Цель: закреплять в речи детей названия частей тела; учить обозначать словом свои действия; развивать внимание и подражательность.

Описание игры. Попросите детей встать в круг или в шеренгу. Подойдите к одному из малышей и скажите:

Ну-ка, зеркальце, смотри,

Да все верно повтори.

Произведите какое-либо действие, например, топните ногой. Ребенок должен его повторить. Затем подойдите к другому ребенку, вновь прочитайте рифмовку и хлопните в ладоши. Так подходите по очереди к каждому из малышей, но задание каждый раз давайте новое. После окончания игры попросите детей рассказать, какие движения они выполняли. Например: один хлопал в ладоши, другой топнул ногой, третий хлопнул себя по коленям, четвертый погрозил указательным пальцем, пятый потер щеки, шестой пригладил волосы, седьмой закрыл глаза и т. п.

Игра «Отгадай загадки»

Цель: закреплять у детей знания названий частей лица, развивать слуховое внимание и мышление.

Описание игры. Предложите детям отгадать загадки про разные части лица и показать их на себе. Если надо, помогайте детям.

На ночь два оконца

Сами закрываются.

А с восходом солнца

Сами открываются.

(Глаза)

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, хлеб - всю пищу мою -

Я с радостью этим зверям отдаю.

(Губы и зубы)

Есть гора, а у горы

Две высокие норы.

В этих норах воздух бродит -

То заходит, то выходит.

(Нос)

Он нам кушать помогает,

Вкус прекрасно различает.

Без умолку каждый день

Говорить ему не лень.

(Язык)

Рис. 1. Рисунки «Чего у Мишки не хватает?»

Рис. 2. Человечек из геометрических фигур и счетных палочек