Оформление развивающей среды в детском саду. Моделирование предметно - развивающей среды группы детского сада

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Грамотно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом.

Модель среды нашего детского сада строго конкретизирована по содержанию и пространству.

В группах младшего дошкольного возраста активно задействована комфортная для дошкольников зона на «уровне детских глаз». В этой зоне соразмерно росту ребенка расположены игрушки, пособия, атрибуты, спортинвентарь. Уделено большое внимание оформлению этой зоны, ее привлекательности на общем фоне группы.

В более старших возрастных группах мы используем не только зону на «уровне детских глаз», но и осваиваем стены и пространство групповых помещений.

Среда средней группы включает изобразительную, музыкальную, литературную, коммуникативную, социальную сферы и отражает мир природы, человека, предметов реальной жизни. При такой организации ребенок испытывает удовлетворение, ощущение наслаждения, радости, озарения.

Среда в старшей и подготовительной к школе группах - это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями», которые требуют от ребенка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность.

Характерным для этих групп является «перетекание» мини-сред: из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную, из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. Такой подход обеспечивает более глубокое понимание происходящих вокруг явлений и событий.

Первым шагом организации среды нашего детского сада стало создание в группах уютной обстановки, гармоничной по цветовому и пространственному решению. Известно, что выбор цвета оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние и на интеллектуальное развитие детей. Учитывая все это, в оформлении использовались светлые пастельные тона для стен.

Следующим шагом в проектировании среды стало определение расположения центров в группах детского сада. Прежде, чем расположить мебель в группе, мы выработали для себя важные принципы: максимально использовать особенности планировки помещений; расположение мебели и оборудования должно отвечать требованиям техники безопасности и позволять детям свободно перемещаться в пространстве; отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изодеятельности, книжном уголке и пр.); не забывать и об эстетической составляющей организации пространства. В итоге помещение каждой группы имеет свое собственное « лицо» .

Уголки и центры, расположенные в определенном порядке и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором материалов, представляют собой многообразие развивающих сред в одном и том же помещении группы. Центры, уголки «подсказывают» ребенку, чем можно в них заняться.

В предметно-развивающую среду включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме центров природы, во всех группах оборудованы уголки экспериментирования для проведения элементарных опытов.

В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах деятельности, которые размещаются в центрах (зонах) и содержат разнообразные материалы.

Все игровое пространство в группах нашего детского сада доступно детям: игрушки, развивающие игры, дидактический материал. Каждый ребенок может сам решить, какие материалы, когда и как ему использовать. Самостоятельное использование детьми игрушек и материалов определяет и соответствующую меру ответственности за их использование: дети учатся быть хозяевами. Педагоги помогают воспитанникам овладеть рациональными способами хранения игрушек и умением логически группировать их.

Организованная таким образом предметно-развивающая среда позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Мы так же позаботились о том, чтобы дети не потеряли чувство защищенности и безопасности и, устав от окружающих, имели возможность перебраться в «тихий уголок», чтобы поиграть, полистать любимые книжки или просто помечтать.

Ключникова Наталья Николаевна, заведующий структурным подразделением высшей квалификационной категории, ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика, структурное подразделение «Детский сад «Солнышко», п.г.т. Стройкерамика, Самарская область. Стаж работы в должности 11 лет; победитель Всероссийского конкурса «Территория 2011», лауреат II Всероссийского интернет-конкурса «Мастер презентаций - 2012».

" № 2/2016

Предметно-развивающая среда в детском саду имеет огромное значение для развития и формирования личности ребенка. Она должна отвечать определенным правилам и требованиям. Что входит в ее состав, каким требованиям она должна соответствовать, а также каков порядок учета различных ее элементов в образовательной организации, рассмотрим в данной статье.

Предметно-развивающая среда

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учетом недостатков их развития, охраны и укрепления здоровья.

Требования к предметно-развивающей среде дошкольных образовательных учреждений установлены в п. 3.3 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 (далее – Стандарт).

Она должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможность уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна способствовать реализации различных образовательных программ, в том числе инклюзивного образования, учитывать национально-культурные и климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также возрастные особенности детей.

Она должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Образовательное пространство необходимо оснастить средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (исходя из специфики образовательной программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Детям младенческого и раннего возраста надо предоставить возможность для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Предметно-пространственная среда должна иметь возможность изменяться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает разнообразие в использовании различных составляющих предметной среды, например: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.

Вариативность среды подразумевает:

  • наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Игровая среда должна быть доступна для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Необходимо предоставить свободный доступ детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Кроме этого, нужно следить за исправностью и сохранностью материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Образовательная организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации образовательной программы.

Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов РФ. Указанные нормативы разрабатываются в соответствии со Стандартом с учетом типа организации и должны быть достаточными для осуществления расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе на приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов, включая материалы, оборудование, спецодежду, игры и игрушки, электронные образовательные ресурсы, необходимые для организации всех видов учебной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, а также специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. С учетом данных нормативов должны приобретаться обновляемые образовательные ресурсы, в том числе расходные материалы, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, а также оплачиваться услуги связи, в том числе расходы, связанные с подключением к Интернету.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений, в том числе к устройству предметно-пространственной среды, установлены СанПиН 2.4.1.3049-13 .

Рассмотрим особенности учета некоторых элементов предметно-пространственной среды.

Мебель для детского сада

Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 мебель в группах должна соответствовать росту и возрасту детей.

Детская мебель и оборудование для помещений, поступающие в дошкольные образовательные организации, должны быть изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей, и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.

Шкафы для одежды и обуви оборудуются индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется.

Столы и стулья устанавливаются по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.

Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом их роста.

Мебель относится к объектам основных средств. В соответствии с ОК 013-94 «Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, мебели для детских садов и яслей присвоены коды с 16 3612230 по 16 3612266.

В связи с этим при поступлении мебели в образовательное учреждение действуют положения Инструкции № 157н по принятию к учету основных средств.

Согласно Указаниям № 65н мебель () приобретается по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

Источники финансирования могут быть различны:

  • бюджетные средства (КВФО 1) – в казенных учреждениях;
  • собственные доходы учреждения (КВФО 2), субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (КВФО 4), субсидии на иные цели (КВФО 5) – в бюджетных и автономных учреждениях.

Выдача в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно отражается на основании первичного учетного документа – ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) по дебету счетов 0 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 0 109 00 271 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» и кредиту счета 0 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь» с одновременным отражением на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 руб. включительно в эксплуатации».

Аналитический учет основных средств стоимостью более 3 000 руб. ведется в разрезе материально ответственных лиц в инвентарных карточках, открытых на соответствующие объекты (группу объектов). Напомним, какое имущество считается амортизируемым. Согласно п. 92 Инструкции № 157н на основные средства стоимостью от 3000 до 40 000 руб. при выдаче их в эксплуатацию начисляется 100%-я . На имущество дороже 40 000 руб. амортизация будет начисляться в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой нормы.

Рассмотрим пример.

Пример 1

В дошкольном бюджетном образовательном учреждении за счет средств целевой субсидии произведена замена столиков, стульев и блоков шкафчиков для одежды. Столы и стулья составляют комплекты мебели стоимостью 2 500 руб. за комплект. Всего куплено 100 комплектов (на 250 000 руб.). Шкафчиков приобретено 20 блоков стоимостью 12 500 руб. за блок (на 250 000 руб.). Общая стоимость всей приобретенной мебели составила 500 000 руб. Вся она принята к учету в составе иного движимого имущества и введена в эксплуатацию.

Основные средства, приобретенные за счет средств целевой субсидии, принимаются к учету по КВФО 4.

В соответствии с Инструкцией № 174н операции по поступлению и принятию к учету мебели в бюджетном учреждении отражены следующим образом:

Сумма, руб.

Поступила целевая субсидия на учреждения

Отражены вложения в основные средства в объеме стоимости мебели

Произведена оплата поставщику мебели с лицевого счета

Перенесены сформированные вложения с КВФО 5 на КВФО 4

Приняты к учету комплекты мебели из столиков и стульев

Приняты к учету блоки шкафчиков

Начислены доходы от полученной субсидии на основании утвержденного отчета о ее целевом использовании

Выданы в эксплуатацию комплекты столиков и стульев

Приняты комплекты мебели на забалансовый учет

Начислена амортизация на блоки шкафчиков

Учет игрового инвентаря

Организация игровой деятельности невозможна без достаточного количества различного игрового оборудования (игр, игрушек, спортивного инвентаря). Национальные нормы безопасности игрушек и методы их контроля, которые в полной мере соответствуют требованиям технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, установлены ГОСТ Р 53906-2010.

Как учитывать данные нефинансовые активы, учреждение должно решить самостоятельно и согласовать это решение с органом власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Принятое решение следует закрепить в учетной политике. Это связано с многообразием игрового инвентаря, который независимо от его стоимости может использоваться довольно долго (более 12 месяцев) и меняться довольно часто (чаще одного раза в год). Поэтому в соответствии с п. 38 и 99 Инструкции № 157н его принимают на учет в составе либо основных средств, либо материалов.

В составе основных средств игровой инвентарь нужно учитывать на счете 101 06 «Производственный и хозяйственный инвентарь» (п. 53 Инструкции № 157н).

В составе материалов игрушки отражаются на счете 105 06 «Прочие материальные запасы».

Принятие к учету игрушек в составе основных средств аналогично принятию к учету мебели, о чем мы рассказывали выше.

Пришедшие в негодность игрушки и инвентарь подлежат списанию с балансового и забалансового учета, если они там числились. Напомним, что при списании объектов основных средств должны соблюдаться положения Постановления Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 о порядке списания движимого и недвижимого имущества учреждения.

Выбытие основных средств и материалов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции № 157н). При этом составляется оправдательный документ (первичный (сводный) учетный документ) – акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Данный документ служит основанием для отражения в учете операций по выбытию основных средств. Основанием для отражения в учете выбытия игрушек и инвентаря стоимостью от 3 000 до 40 000 руб. является акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143).

При списании материальных запасов составляется акт (ф. 0504230), на основании которого в бухгалтерском учете производятся соответствующие бухгалтерские записи.

Типовые операции по учету игрушек в качестве материальных запасов в настоящее время отражаются следующим образом:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н*)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н**)

Приобретение игрушек за плату у поставщика

Безвозмездное поступление игрушек…

…по централизованному снабжению

…от головного учреждения обособленному подразделению

…от государственных и муниципальных организаций и физлиц

…на праве оперативного управления, от организаций и физических лиц

…от учреждений разных уровней бюджета

…от наднациональных организаций и правительств иностранных государств

…от международных финансовых организаций

Выдача игрушек в эксплуатацию (происходит смена М. О. Л.)

Списание игрушек

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Довольно часто возникает вопрос: как принять к учету игрушки, которые подарили детскому саду, и учитывать ли их вообще? Конечно, они должны быть приняты к учету, а в каком порядке – рассмотрим на примере.

Пример 2

Автономному дошкольному образовательному учреждению в качестве безвозмездной помощи передали игрушки на сумму 10 000 руб. Принято решение учесть их в составе материальных запасов. Полученные игрушки выданы в эксплуатацию.

Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ дарение вещи воспитательным учреждениям и образовательным организациям в общеполезных целях считается пожертвованием.

На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ).

Жертвователь может установить требование об использовании переданного им имущества по определенному назначению. Если такое требование установлено, то учреждение, принимающее пожертвование, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ).

Имущество, полученное как пожертвование, принимается к учету по КВФО 2.

Данные операции в учете автономного учреждения отражены следующим образом:

Обратите внимание

В общем случае стоимость имущества, полученного безвозмездно, признается внереализационным доходом (п. 8 ст. 250 НК РФ). Однако если имущество получено учреждением по договору пожертвования и используется им в указанных жертвователем целях, то согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ стоимость этого имущества не учитывается при определении налоговой базы.

В дошкольных образовательных учреждениях должна быть создана необходимая предметно-пространственная среда, отвечающая требованиям безопасности, санитарным нормам, возрастным особенностям детей, иным требованиям. Мы рассмотрели ту часть образовательной среды, которую составляют отдельные основные средства и материальные запасы. Особенности учета зависят от вида финансового актива и способов его поступления.

Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Презентация на тему:

"Предметно-развивающая среда в детском саду"

В презентации показаны отдельные зоны, где дети могут проводить своё время.

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предметно – развивающая среда, средняя группа.

Презентацию составила: воспитатель Провина Ж. А.

Слайд 2

Книжный центр , содержание которого соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемое в дошкольном учреждении образовательной программой. В нём находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками. Главный принцип подбора - минимум текста, максимум иллюстраций.

Слайд 3

«Демонстрационный центр»

В центре представлены предметные и сюжетные картинки по лексическим темам: мебель, инструменты, одежда, игрушки, бытовая техника, профессии и т.д.

Слайд 4

Центру творчества отведено самое хорошее освещённое место в группе. Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной и творческой деятельности. Здесь дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Поэтому в уголке творчества есть наборы карандашей, трафареты, бумага для рисования, раскраски, гуашь и кисти, баночки для воды, ножницы, цветная бумага, пластилин.

Слайд 5

В центре музыки дети развивают свой эстетический вкус, упражняют музыкальные способности, которые доставляют детям много радостных минут.

Здесь есть музыкальные инструменты: бубны, погремушки, колокольчики, трещотка, свистки, музыкальные молоточки, пианино и т.д., которые доставляют детям много радостных минут, развивают фонематический слух и чувство ритма.

Слайд 6

Театральный центр , в котором дети играют не только в сюжетно - ролевые игры, но и в режиссерские игры и игры - драматизации.

Наших воспитанников мы знакомим с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Поэтому здесь сосредоточены разные виды театров: картинки (сюжетные и предметные), настольный театр, пальчиковый и куклы. Встреча с героями из сказок помогают ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Играя в театр, дети объединяются интересной идеей, демонстрируют неожиданные грани своего характера. Дети с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли режиссеров и зрителей.

Слайд 7

Игровой центр для девочек «Кухня», где имеются кухонная утварь, столовая и чайная посуда, бытовая техника. Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представление об окружающем мире.

Слайд 8

Игровой центр «Гостиная», где расположены кроватка, диван, коляски, куклы, игрушки для кукол, конструктор для изготовления столов, стульев.

Слайд 9

Игровой центр «Салон красоты». Центр оснащён различным оборудованием: зеркало, расчёски, флаконы, шампуни, бальзамы, кремы, заколки, фен, накидка, бигуди, плойки, манекен.

Слайд 10

Игровой центр «Магазин». Данный центр оснащён разнообразными материалами: витрина, прилавок, муляжи овощей и фруктов, баночки чая, рыбные продукты, молочные продукты, корзинки, тележка.

Слайд 11

Игровой центр «Больница».

В центре имеются халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

Слайд 12

Игровой центр для мальчиков. В этом центре находится всё необходимое для развития мальчиков: машины легковые и грузовые, рабочие инструменты, солдатики.

Слайд 13

Центр конструирования.

Конструктивная деятельность оказывает положительное влияние на формирование игровой деятельности детей, так как, сооружая постройки из разных строительных материалов, они создают что-то новое, подбирают нужный материал для своей конструкции, планируют свои действия, пополняют знания о форме, величине, цвете и расположении предметов в пространстве, согласовывают свои действия с действиями товарищей.

В центре имеются разные виды конструкторов, «лего», кубики деревянные, большие мягкие кубики.

Слайд 14

Центр развивающих игр. Центр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Имеются настольно-печатные игры, различные виды пазлов, лото, вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида, разные виды мозаик.

Слайд 15

Центр здоровья – весёлое место в группе. Он пользуется большой популярностью у детей, поскольку реализует детскую потребность двигательной активности. Здесь дети могут заниматься физкультурой. В центре имеются кегли, мячи разных размеров, набор пластмассовых мячиков, обручи.

Слайд 16

Центр экспериментирования.

Предназначен для познавательно-исследовательской деятельности детей. В нем находятся наборы для экспериментирования с водой, с песком, природный материал, предметы из различных материалов «тонет-не тонет», сахар, соль и прочее. Также имеется наглядный материал: иллюстрации животных, птиц, рыб, насекомых, растений; серии картинок «части суток», «времена года».

Слайд 17


Центр «Правила дорожного движения».

Предназначен для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего нашего общества, обучения детей правильному поведению на дорогах, формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

В нем представлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой, наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорта, светофор, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями); методическое пособие по обучению детей ПДД (макет дороги); конструкторы; детская художественная литература, рисунки.

Слайд 18

Спасибо за внимание!

МБОУ ЦО № 18 учебный корпус «Росток»

Проект на тему:

Развивающая предметно-пространственная среда

Подготовила: воспитатель Куликова Ю.В.

г. Тула, 2017 г.

1. Цель проекта

2. Задачи проекта

3. Актуальность проекта

4. Характеристика противоречий

5. Теоретические основы проекта

6. Принципы методической разработки

7. Участники реализации проекта

8. Характеристика деятельности педагогов и родителей детей в созданной предметно-развивающей среде

9. Новизна проекта

11. План-схема группы (помещения)

12. Планируемые результаты и перспективы совершенствования

Следя за детьми, в конечном счете, мы видим,

что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды...”

Л.С.Выготский

1. Цель проекта

Целью проекта является организация и обновление развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с ФГОС ДО, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.

2. Задачи проекта

Задачами проекта являются:

    проанализировать современные требования к организации развивающей предметно-пространственной среды, изучив психолого-педагогическую литературу и методические рекомендации;

    внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, с учетом возрастных особенностей детей;

    приобщить родителей к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере группы.

3. Актуальность проекта

Актуальность проекта:знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития.

Вопрос преобразования развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально . Это связано с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2013 года, введении в дошкольное образование ФГОС ДО с 01.01.2014 года.

В связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации уделяют особое внимание к организации и обновлению развивающей среды ребенка.

Для гармоничного развития детей дошкольного возраста, необходимо изменить традиционные способы организации развивающей предметно-пространственной среды, которая способна обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития, построить предметную среду с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком , при этом необходимо, чтобы она выглядела эстетично.

4. Характеристика противоречий

Необходимо помнить, что развивающая среда не может быть построена окончательно, «завтра» она уже перестанет стимулировать развитие, а «послезавтра» – тормозить его. Таким образом окружение ребенка требует постоянных изменений, среда должна «расти» вместе с ребенком; более того, обстановку должен менять сам ребенок, подстраивая ее под себя.

Некоторые центры развития расположены стационарно, другие рассредоточены по группе. Более сконцентрирован игровой центр, хотя игровая деятельность может осуществляться и в других центрах.

5. Теоретические основы проекта

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения часть целостной образовательной среды дошкольной организации, которая рассматривается как система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, для овладения культурными способами деятельности, с ориентацией на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

В соответствии с ФГОС ДО и Основной образовательной программой ДОУ развивающая предметно-пространственная среда (РППС) группы создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка, его позитивной социализации, всестороннего личностного развития ребенка, развития инициативы и творческих способностей.

Для выполнения этих задач РППС должна быть:

- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности;

- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

6. Принципы методической разработки

При построении развивающей предметно – пространственной среды группы должны учитываться следующие принципы:

1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2. принцип активности, самостоятельности, творчества;

3. принцип стабильности, динамичности;

4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7. принцип открытости – закрытости;

8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов (концепция В.А. Петровского) дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности, учёта его склонностей, уровня креативности.

Принципы оснащения РППС адресуют те основные виды деятельности, на которые направлено приобретение опыта детьми в пяти образовательных областях, и в том числе типы и виды средств оснащения, позволяя таким образом адаптировать РППС под конкретные задачи ДОО. Виды игровых средств, входящих в состав перечня, разнообразны и создают необходимые условия для деятельности, общения, взаимодействия и сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками, обеспечивающие успешное решение развивающих задач для всех образовательных областей: коммуникативно-личностного развития, познавательного, речевого развития, художественно-эстетического и физического развития.

Направление образовательных областей с учетом взаимодополнения и с учётом требований ФГОС ДО

Социально-коммуника-тивное развитие

Познава-тельное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей

Знакомство с миром природы и формирование экологического сознания

Развитие словаря

Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы

Приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности

Воспитание звуковой культуры

Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира

Знакомство с социальным миром

Развитие связной речи

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Формирование элементарного осознания явлений языка и речи

Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства

Развитие трудовой деятельности

Развитие элементарных математических представлений

Формирование грамматического строя речи

Становление ценностей здорового образа жизни

Патриотическое воспитание

Воспитание любви и интереса к художественному слову

Художественная и изобразительная деятельность

При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:

1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

2. Организация центров активности на основе интеграции содержания и видов деятельности по пяти областям ФГОС ДО.

3. Реализации принципа активности через создание пространственной среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

7. Участники реализации проекта

Участниками реализации проекта являются педагоги, дети и родители.

8. Характеристика деятельности педагогов и родителей детей в созданной предметно-развивающей среде

Обновление содержания предметной среды в группе влечет за собой расширение и разнообразие деятельности педагогов и детей . Продуманный интерьер групповой комнаты, выдержанный по цветовой гамме, положительно влияет на настроение и детей и взрослых. Воспитанники с интересом знакомятся с новым оборудованием, пробуют свои силы в той или иной деятельности . Окружающая среда позволяет им выбирать занятия по интересам, а воспитателю – направлять детскую деятельность . Создавая различные зоны и уголки, педагог предлагает дошкольникам заняться любимым делом (рисованием, конструированием, исследовательской деятельностью , реализуя тем самым потенциал развития , а также потребность в признании и самовыражении. Наблюдая за детьми, педагог получает много интересной и ценной информации. Это помогает ему вдумчиво и рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем..

При организации РППС педагог активно взаимодействовала с родителями воспитанников, используя информационно-коммуникационную форму работы сними. Были проведены собрания и консультации с родителями, где педагог периодически общалась с родителями, обсуждались различные вопросы, касающиеся организации РППС.

И, как результат проделанной работы , педагог отмечает, что у родителей появился интерес к жизни детского сада, они активно откликаются на предложения воспитателя в создании условий для развития детей.

9. Новизна проекта

Новизна проектазаключается в разработке и создании оригинальной современной предметно-развивающей среды в условиях конкретной группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и быть конкурентно способным на рынке образовательных услуг.

Группа состоит из следующих помещений:

I – приемная;

II – групповая;

III – спальная комната.

«Социально-коммуникативное»

Центры

(№ на схеме)

Наполнение

Задачи по ФГОС

Приемная группы

«Уголок именинника»

1

Картинки с временами года и именами детей, у которых будет день рождение именно в этот период.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

«Уголок информации»

2

Стенд для информации, папка передвижка по временам года, эстетично оформленные папки («Паспорт группы», «Медицинская информация», «Консультации для родителей»).

Стена творчества «Солнечные фантазии»

3

На стене подставки для размещения детских художественных работ, трехуровневая подставка для детских поделок.

Групповое пространство

Центр

«Сюжетно-ролевых игр»

4

Игровой материал помещен в коробки с картинками обозначающими, что в них (посудка, одежда для кукол). Парикмахерская, кухня, диванчик, куклы. В центре закреплена полка с тематическими куклами (повар, стюардесса, врач, строитель), оформленная. Рядом с каждой куклой флажок, с картинкой данной куклы и стихами о данной профессии. Также на полке расположен макет кукольной комнаты. По краю полки ажурная занавеска в сочетании со скатертью на маленьком столике.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

Центр «Безопасности»

5

Безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарная безопасность. Шкаф с машинками, с фуражкой, жилеткой и жезлом полицейского, макет с разметкой улиц и дорог. В углу полки с информацией о безопасности, буклет с дорожными знаками, макет дороги со светофорами, дидактические игры.

«Уголок ряженья и уединения»

6

Шкаф с тематическими костюмами, коробка с тряпочками. На стене композиция из разноцветных тряпочек, которые дети могут перебирать. Подушка (ребенок может прилечь на коврик отдохнуть).

«Уголок настроения»

7

На стене «Автобус» с фотографиями детей, картинки солнышек, выражающие разные эмоции. Макет пешеходного перехода «Детям знать положено» с героями из мультфильмов.

Направление образовательной области

«Речевое развитие»

Центр

«Мир книги»

8

Полка, на ней книги с художественными произведениями детских писателей, сказками, столик и два стульчика для чтения, дидактические игры по развитию речи, серии картинок и иллюстраций для установления последовательности событий и т.д.

Овладение речью как средством общения и культуры

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Обогащение активного словаря

Развитие речевого творчества

«Центр театрализованных игр»

9

Различные виды театра (кукольный, теневой, настольный, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, зеркало на стене, яркий театральный занавес.

Направление образовательной области

«Познавательное развитие»

Центр «Экологии»

10

Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Природный материал: шишки, ракушки, муляжи овощей и фруктов, насекомых и т. д. Коробка с животными. Важным составляющим уголка природы является календарь природы с картинками «Времена года». Оформлены макеты (лес и ферма).

Формирование познавательных действий, становление сознания

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов в окружающем мире, материале, пространстве и времени и др.

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках

Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов

«Уголок опытно-экспериментальной деятельности»

11

В пластиковых контейнерах коллекция различных материалов (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). Материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, часы и т. д. Книги и буклеты про опыты.

«Нравственно-патриотический уголок»

12

На стене помещена государственная символика родного города и России, президент и гимн. В нем находятся пособия и иллюстрационный материалы, отражающие многонациональность нашей Родины, карта нашей страны. Макет русской избы, тряпичная кукла, информация о тряпичных куклах, самовар, тульские пряники, конфеты и наборы открыток «Тульские музеи».

«Строительный» (конструктивный) центр»

13

Конструкторы различного вида крупные и мелкие (пластмассовые и деревянные). Каски строителя, набор для ремонтных работ, буклет с образцами построек. Игровой материал помещен в коробки с картинками обозначающими, что в них. Коробка с игрушками заместителями.

«Уголок информационно-образовательных технологий»

14

Мини-бук, который используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций, Подобрана гимнастика для глаз, во время занятий.

Направление образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

«Центр творческой активности»

15

Материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, тематические альбомы «Народные промыслы», краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Столик со стульчиками, чтобы детям удобно было работать.

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (музыкального, изобразительного)

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и пр.)

Становление эстетического отношения к окружающему миру

«Музыкальный уголок»

16

Пианино, магнитофон, музыкальные инструменты (барабан, трещотки, гармошки, дудочки, металлофон и т.д.). Подобрана картотека музыкально-дидактических игр, расслабляющей музыки, сказок, веселой музыки для зарядки.

«Мини-музеи «Филимоновская игрушка»»

17

Мини-музей «Филимоновская игрушка» (глиняные фигурки и свистульки, книги, информация, фотографии, раскраски и трафареты)

Направление образовательной области

«Физическое развитие» (Приложение №6)

Центр «Если хочешь быть здоров!»

18

Спортивное оборудование: гимнастическая лестница и кольца, маты, скакалки, обручи, флажки, мячи, кегли, боулинг, разноцветные мешочки с крупой (носить на голове). На стене игра-метание дротиков, картинки с информацией, какие бывают виды спорта.

Развитие различных физических качеств

Правильное выполнение основных движений

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

12. Планируемые результаты реализации проекта и перспективы совершенствования

Планируемые результаты реализации проекта:

    повышение психолого-педагогической компетентности педагога в вопросах формирования и использования развивающей предметно-пространственной среды;

    преобразование пространства группы в соответствии с возрастными особенностями и требованиями ФГОС ДО и с внедрением новых подходов к организации среды группы;

    позитивное отношение родителей к вопросам создания развивающей предметно-пространственной среды в группе;

    обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка;

    создаст творческую атмосферу в работе педагогов;

    будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Перспективы совершенствования РППС: поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Считаю, что представленную модель можно усовершенствовать за счет включения в образовательное пространство группы интерактивного оборудования. Например, интерактивный стол, интерактивная доска, набор игровых планшетов или интерактивная песочница значительно расширили бы возможности включения детей в различные виды деятельности.

Введение.

В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив.

Развивающая предметно-пространственная среда - это естественная комфортная, уютная обстановка. Рационально – организационная и насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязь предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.

Ребенок - это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности.

Предназначение педагога - дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас. Чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.

Предметно-развивающая среда в ДОУ.

Исследователи доказывают, что среда это окружающие социально - бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Л.С. Выготский отмечал, что «ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования с материальной действительностью. В процессе развития он встречается с уже готовыми, исторически сложившимися условиями, которые и определяют его бытие, как общественного существа». Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. В настоящее время появилось понятие «образовательная среда».

Образовательная среда дошкольного учреждения - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также взаимодействие всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Из положений А.И.Леонтьева, А.В.Запоржца, вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно - пространственной среды детского сада при условии:

содержательности и эстетической значимости этой среды;

целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;

активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.

Особенности развития ребенка - дошкольника делают средством его образования окружающий предметный мир. Как компонент образовательной среды ДОУ предметная среда включает все, что доступно его непосредственному восприятию и использованию в практической деятельности.

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития Понятие предметно - развивающая среда рассматривается в педагогике как фактор стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность, любознательность и т.д.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей в организованном пространстве креативного поля. Предметно-развивающая среда должна быть наполнена достижениями в знаниях открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития , а так же тем, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению.

Требования к организации предметно - развивающей среды в ДОУ

При создании среды развития необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности детей, которые находятся в этой среде: антропометрических, физиологических и психологических особенностей.

Р.Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучии и создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.). Личность развивается полноценно только тогда, когда есть весь спектр общения с людьми разного возраста, представителями разных профессий, семьи.

В игровую предметно - развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, атрибутика разного рода, материалы, необходимые для деятельности детей в течение дня. Все эти средства находятся не в каком-то абстрактном пространстве, а в групповой комнате. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности. Организация «Предметно-развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Предметно-игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.

В каждой группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разно уровневая: всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В центре уединения – за ширмой, они могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание "своего" личного пространства.

Организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.

Принципы построения окружающей среды в ДОУ:

Принцип открытости;

Гибкого зонирования;

Стабильности-динамичности развивающей среды;

Полифункциональности;

Принцип открытости.

Кроме уголков природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах оборудованы уголки экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Вместе с взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят рыб, черепах. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег), то в старшем, происходит его усложнение. Немаловажно чтобы в дизайн интерьера детского сада были включены элементы культуры – живописи, музыки, литературы, театра.

Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:

Необходимо создать принцип открытости обществу, для этого в группах оформлены выставки фотографий «Наша жизнь в саду». Немаловажна и гибкость зонирования, организация различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в "семью", "больницу", "магазин".

Развивающая среда всегда меняется постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, музыкального и физкультурного залов, и более динамичной – при оформлении зала, групповой, вестибюля на какой-то конкретный праздник, досуговое мероприятие, на время постановки сказки.

Еще более динамичной является развивающая среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и является специфичной для каждого из них. Она, безусловно, должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к содержательному духовному общению. Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников. Организуя предметно-пространственную среду в детском саду необходимо высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Развивающая среда, построенная на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых должна предоставлять каждому ребенку равные стартовые возможности, в рамках которых осуществляется систематическое развитие его личности. Однако, равные возможности не значит одинаковые. Развивающая среда с начала ее создания должна быть вариативной, многофункциональной, адаптационной и доступной для каждого ребенка. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания. Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. При этом педагог должен учитывать особенности группы, знать как группу в целом, так и индивидуальные особенности каждого ребенка, их интересы, способности, желания. Требования к предметно - развивающей среде. Среда должна быть: обеспечивающей полноценное и своевременное развитие ребенка; побуждающей детей к деятельности; способствующей развитию самостоятельности и творчества; обеспечивающей развитие субъектной позиции ребенка. Предметно-пространственная среда должна быть разнообразной и постоянно меняющейся. Нет определенных жестких требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров, утвержденных перечней оборудования. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. И это здорово! Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.

Окружающая предметная среда - это один из факторов, влияющих на развитие детей. Ребенок постоянно находится в мире предметов. Одни привлекают его, а другие остаются без внимания. Роль предметов особенно велика для еще не читающих детей, которым надо организовать свою деятельность. Если школьник может уже самостоятельно заниматься самообразованием, используя книги и учебники, то у дошкольника такой возможности нет. Его деятельность целиком зависит от обустройства предметного пространства вокруг него, окружающих его игрушек и предметов. Воспитатель должен знать, какие материалы нужны для того или иного вида деятельности, в том или ином возрасте. Тогда из множества окружающих детей материалов и игрового оборудования он сможет выбрать те, которые могут создать обстановку, имеющую свои специфические и отличительные для каждого возраста признаки. В связи с этим при определении содержания предметной среды и особенностей его размещения необходимо выделить приоритетные задачи для каждого возрастного этапа, решение которых должно привести к динамическому развитию психических и познавательных процессов у дошкольников.

Заключение

Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений. В детском саду обстановка всех помещений служит одной задачей: для воспитания и развития ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно-развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.

Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Если в среде рядом оказались дети с достаточно высоким уровнем культурно-познавательного развития, то они смогут создать интересные модели, образы, развернув их в творческую импровизацию или, наоборот, если в ней оказались дети с низким уровнем развития сенсорного опыта, то заложенные в среде поэлементные образцы также позволяют им получить успешный результат.

Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса ДОУ предполагает свободу передвижения ребенка по всему детскому саду, а не только в пределах своего группового помещения. Способность наших детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.

Список литературы.

1. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среде: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. /Н.Т. Гринявичене. - М., 2006.

2. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды. /Р. Кирьянова. - Спб.: КАРО, 2007.

3. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. /Н.В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

4. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. /В.А.Петровский. - М, Новая школа, 1993.

5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.