Детское общество и его влияние на социализацию ребенка. Какие качества ребенок приобретает в обществе? Черты характера, проявляющиеся в отношении к самому себе

Социум играет огромнейшую роль в развитии личности каждого человека, поскольку именно живя среди общества, мы тоже становимся людьми, принимаем или отвергаем нормы, правила, соглашаемся с чужим мнением или навязываем свое. Человек без социума вырастает подобием животного, и науке не раз доводилось видеть подтверждения этого факта: дети, воспитанные стаей обезьян, волков или собак были скорее животным, чем людьми - они были абсолютно не приспособлены для жизни среди нас. Именно социум делает из человека личность, способную жить с себеподобными и уживаться в этом мире среди людей.

Что такое социализация?

Человек по своей природе нуждается в признании, одобрении со стороны окружающих его людей, будь то родители или друзья. Когда малыш ещё только начал знакомиться с этим миром, помимо его физических потребностей, ему чрезвычайно важна похвала родных и близких, высокая оценка своих достоинств. По мере того, как ребенок взрослеет, подобная оценка обеспечивает ему уверенность в себе, в свои силы и в свою уникальность. Расширяя границы своего познания в социуме, ребенка «обтесывает» дальнейшее окружение - друзья не так сильно восхищаются его талантами, как родители, воспитатели и учителя и вовсе разрываются между 20–30 детьми, не уделяя каждому ребенку более 10 минут. Вот она - социализация, адаптация ребенка к окружающему его обществу.

Социум - это общность культур, условий жизнедеятельности, традиций, правил и норм жизни, важно не только то, как ребёнок поймет социум, но и насколько положительно общество примет малыша. Нередки случаи, когда абсолютно нормальный ребенок без каких-либо умственных отклонений, просто со своим собственным художественным или мечтательных взглядом на этот мир, попадая в социум, не чувствовал себя там комфортно. Люди не любят сильно отличающихся индивидов, особенно если их невозможно сломать и навязать свою точку зрения. Однако ребёнок должен научиться жить в социуме, сосуществовать с другими мнениями, чужими поступками, потому что каждый из нас зависит от другого, и, отвергнув нормы и правила социума, человек почувствует себя невостребованным и ненужным, а это негативно скажется на его психоэмоциональном состоянии.

Ребёнок уже рождается с определенным статусом в социуме, например, по тому, в какой стране и семье родился ребенка, можно смело говорить, что он сын, немец, аристократ - это прирожденный статус, который маленький человечек не изменит. Но по мере взросления он может приобрести еще и другие статусы с помощью тех или иных социальных групп, например, школьник, студент, супруг, депутат, офицер и пр. В зависимости от статуса родителей, ребенок будет стремиться к получению того или иного положения, добиваться определенных целей - и это одна из заслуг социума, потому что стремление получить определенный статус напрямую зависит от положения и одобрения в обществе.

И если ребёнок в социумепостепенно вырастает человеком, то его уникальность в большинстве случаев будет потеряна. Малыши, не знающие ещё о социальных нормах и правилах, всегда говорят правду, не лицемерят, рассказывают о каждом своем чувстве и ощущении - они свободны в своей «исповеди», и от того такие счастливые. Как дома, так и вне его, ребенка начинают заковывать в рамки - «так нельзя», «это неправильно», «это некультурно», «ты поступаешь плохо», «так не делают» и всё в таком же духе. В итоге вольная птичка, которая ещё недавно порхала в душе ребенка, постепенно понимает - для того, чтобы жить в социуме, нужно подчиняться правилам, нужно пересиливать себя, в большинстве случаев принимать чужое мнение, даже если ты думаешь совсем по-другому. А если кто-то покажет всем слишком яркое свое «Я», его могут не понять, поэтому многие детишки, отличающиеся своей индивидуальностью и непокорным мнением, зачастую бывают изгоями среди сверстников иобщества в целом.

Факторы, влияющие на социализацию

На социализацию ребенка влияют множество факторов, и прежде всего они зависят от среды, окружающей малыша.

  • Микрофакторы

С самого рождения ребенок находится в микросоциуме, и именно он максимально влияет на его развитие. Микрофакторы, влияющие на социализацию маленького человека - это семья, садик, школа, сверстники, друзья и одноклассники, то есть те группы, которые находятся в неоспоримой близости к ребенку, с которыми он сталкивается каждый день.

По мере того, как растет ребенок, в его жизнь входит всё больше людей. Изначально это родные - мама, папа, бабушки, дедушки, дяди, тети, сестры и братья. Затем круг общения дополняется воспитателями, сверстниками, учителями, одноклассниками, друзьями. Чем старше малыш, тем больше микрофакторов на него влияют.

  • Мезофакторы

Это уже более обобщенное влияние на ребенка, которое формирует его обширный кругозор и понимание происходящего. К мезофакторам относятся региональные условия проживания, тип поселения (мегаполис, небольшой город, поселок, село), этнические установки, которые в одной и той же стране, но в разных её частях могут быть абсолютно противоположными, а также средства массовой коммуникации (телевизор, интернет, газеты, новости).

  • Макрофакторы

Если рассматривать страну, как один из факторов влияния на ребёнка, то это будет макрофактор, поскольку он более глобален. Планетарные, мировые, экономические, экологические, демографические процессы - вот те значительные и неоспоримо важные макрофакторы, влияющие на социализацию человека. Люди севера сильно отличаются от южан, так же как и люди на востоке имеют абсолютно другие устои, нежели продвинутый запад. Поэтому, в каждой стране, сословии, климатическом поясе социализация происходит по-разному. И во многом это зависит от культуры, в которой растет ребенок, поскольку именно она определяет социальные нормы и ценности для данного сословия. Ребенок должен понимать, что есть люди с другой культурой, с другими жизненными ценностями, с другим мышлением - и это отличие нужно принимать, не осуждать и не бороться с ним, а просто узнавать другие народы и познавать мир.

Влияние социума в разные возрастные периоды

По мере того, как ребёнок взрослеет, количество социальных институтов, влияющих на развитие его личности, значительно увеличивается, одни отходят на второй план, другие завоевывают первенство. Но у каждого института есть свое воспитательное значение, поэтому игнорирование хотя бы одного из них приведет к недопустимому упущению в развитии личности ребенка.

  • Влияние социума на ребенка до 3-х лет

Пока малыш ещё совсем мал, на него влияют исключительномикрофакторы, то есть семья и ближайшее окружение. Семья - это самый положительный и любящий социальный институт, взращивающий ребёнка в «тепличных» условиях. Это те золотые годы, когда родные и близкие люди имеют неоспоримое влияние на развитие личности ребенка, и родителям нужно постараться заложить в свое чадо все самые лучшие качества, которые в будущем помогут ему занять достойную ячейку в обществе. Главной задачей родителей является формирование положительной эмоциональной сферы маленького человечка и влияние на его внешнее поведение, то есть малыш с первых лет жизни должен знать и подчиняться элементарным правилам дисциплины и гигиены.

  • Влияние социума на ребенка в дошкольном возрасте

В этот период жизни влияние социума на развитие ребенка приобретает более разносторонний характер, поскольку малыш знакомится с правилами и установками общества. Общение ребенка со сверстниками в детском саду имеет колоссальное значение в дальнейшем формировании личности ребёнка, потому что именно среди них ребенок учится добиваться своей цели, понимает, как и чем можно получить похвалу не только от мамы и папы, но и от других взрослых, то есть воспитателей. В игровой форме ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, у него устанавливаются некие моральные нормы. Те, кто вместо детского садика до школы просидел все 6 лет дома, не имеют такого богатого опыта общения в социуме, что не может положительно влиять на характер и личность ребенка.

Неоспоримый вклад в социализацию ребенка вносят сюжетно-ролевые игры, которые преобладают в группах в детском саду. Видя стиль поведения в своей семье, ребёнок старается навязать его в игре другим, но сталкивается с тем, что у сверстников может быть свое мнение и свои правила. Так ребёнок узнает, что не у всех семьи и правила общения одинаковые, и в старшем дошкольном возрасте дети учатся сотрудничеству на элементарном уровне.

Другой вопрос - в какой садик стоит отдавать ребенка? Сегодня мы все больше слышимо таком понятии, как детский сад «на дому», где детишек в группе всего 5–10, а не 20, как в обычном дошкольном учреждении. Чем меньше детей в группе, тем больше внимания воспитатель может уделить каждому из них, а это чрезвычайно важно в развитии мышления, становлении доброты и отзывчивости в сердце ребенка.

  • Влияние социума в младшем школьном возрасте

Воспитание и влияние семьи в момент, когда ребенок идет в школу, ослабевает как минимум вполовину, поскольку теперь для ребенка школа - главный институт воспитания. Уж здесь-то ребенок в реальном времени получает первое представление о настоящем обществе, о дисциплине, порядке, уважении к чужому мнению, об учебе в целом, о нормах и правилах общениях, о различии между общением со сверстниками и с более старшими людьми по статусу, то есть с учителями.

В этом возрасте авторитетом для детей, несомненно, являются взрослые - родители и учителя, и это, наверное, последняя ступенька, когда взрослые люди ещё могут привить ребенку правильные мысли и поступки. Школа должна быть главным воспитателем личности ребенка, даже, несмотря на то, что она направлена на обучение, а не на воспитание.

  • Влияние социума на ребенка в подростковом возрасте

Вспомните себя в подростковом возрасте - влияние семьи ничтожно мало, мы абсолютно не слушаем родителей, зато теперь социализация вне дома становится для нас главной задачей. Авторитет среди сверстников, зачатки любовных отношений, перелом от зависимого ребенка к самостоятельности - это один из самых важных и трудных периодов в жизни человека. Среди своих сверстников ребенок проводит большую часть времени, и после школы он идет не домой, а гулять на улицу, и так каждый день. Теперь влияние общества на развитие ребенка огромно - его компания, окружающие люди, которых он выбрал в друзья, их отношение к нему, авторитетность или же загнанность. Человек становится самостоятельным, он самосовершенствуется ради того, чтобы к его точке зрения прислушивались, чтобы он был частью общества, чтобы его не изгнали из социума, потому что теперь вся жизнь - это сплошное общение, и без норм, правил выжить среди себеподобных практически невозможно.

Однако не все дети в подростковом возрасте, как птенцы, вылетают из своего гнезда. Некоторые все так же находятся под воспитанием семьи, но это возможно лишь в том случае, если между родителями и ребенком установились исключительно доверительные отношения.

  • Влияние социума на ребенка в юношеском возрасте

Когда подросток переходитв период юности, семья для абсолютного большинства людей уже не является институтом воспитания. Теперь на формирование личности оказывает влияние то окружение, в котором он находится - компания и друзья. Те личностные черты, которые развились в ребенке до этого момента, претерпевают некоторые изменение или еще больше укрепляются в зависимости от круга общения, в которое попал ребенок, в зависимости от ситуаций, от умения с ними справляться, в зависимости от характера и типа темперамента юного человека.

И если раньше ребенок жил в социуме, опираясь на родителей, зная, что они всегда помогут, подскажут, придут на помощь, то в возрасте 16–17 лет люди сами решают свои проблемы по мере возможности, не вовлекая в это взрослых. Однако развитие личности в юношеском возрасте зависит не столько от влияния социума, сколько от активности и желания ребенка жить в нем. Человек сам принимает решение - подчиниться определенным нормам и правилам, либо протестовать против них.


Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Бесспорно, что ребенок раннего и дошкольного возраста ориентирован на взрослого человека, на его оценки, знания, поступки.

Однако процесс вхождения ребенка в человеческое общество был бы неполон, если бы ограничился тем социальным опытом, который малыш может приобрести в общении со взрослыми людьми.

Повторите раздел данного курса Роль взрослого в социализации личности ребенка, коротко охарактеризуйте роль взрослого в жизни ребенка.

Самостоятельное значимое место в процессе социализации каждого конкретного ребенка занимают другие дети. Детское общество (термин А. П. Усовой) живет по законам, которые хоть и являются отражением законов, принятых обществом взрослых, но имеют свою специфику. В чем же заключается эта специфика и почему она так важна в развитии ребенка?

Детское общество является источником информации о социальной действительности. Общаясь, дети рассказывают друг другу о том, что узнали от взрослых, от других детей, что наблюдали в жизни, видели в телепередачах и т. п. Такого рода информация важна и имеет ряд достоинств: она заставляет ребенка думать, сомневаться, обращаться за разъяснением к взрослому, другим детям, т. е. процесс принятия информации, как правило, носит активный характер.

Преимуществом информации, которую дети передают друг другу, является и ее близость интересам ребенка. Дети рассказывают о том, что им взаимно интересно, и это также повышает активность восприятия.

Конечно, у подобного рода информации, как и у способа ее передачи, есть и ряд недостатков. Прежде всего - неточность, связанная с характером понимания увиденного и услышанного ребенком, который впоследствии передает эту информацию другим детям. Следует отметить, что дошкольники (в отличие от подростков) склонны к перепроверке у взрослых сведений, поступающих от сверстников (Миша говорит, что люди на Землю прилетели с неба. Это правда?), что в определенной мере нивелирует недостаточность или неточность информации. Однако есть вопросы, которые дети обсуждают между собой и не хотят в силу разных причин выяснять их у взрослых. И тогда закрытость информации не дает взрослому возможности помочь ребенку в приобретении достоверной и полезной для него информации.

Запишите несколько бесед детей друг с другом, происходивших в свободное время (на прогулке, в режимные процессы, при рассматривании новой книги и др.). Отметьте реакцию слушающего ребенка.

Опираясь на преимущества и учитывая недостатки приобретения детьми информации во взаимном общении, педагог может влиять на данный процесс. Для этого необходимо внимательно наблюдать за детьми, прислушиваться к содержанию их разговоров, выделять тех, кто пользуется среди сверстников наибольшим доверием, слывет знатоком, хорошим рассказчиком. Воспитатель опирается на таких детей и через них может направлять содержание общения. Так, можно предложить ребенку рассказать товарищам по группе об услышанном от педагога случае, прочитанной книге и др. В индивидуальной работе с таким ребенком воспитатель делает его своим помощником, предлагает в определенное время выступать в роли воспитателя. Обычно дети с удовольствием выполняют такого рода просьбы и действительно становятся источником информации для других воспитанников.

Продумайте методические приемы обогащения содержания общения детей между собой. Проверьте их на практике.

Исследования (А. Г. Рузская, Д. А. Исмаилова и др.) показывают, что хотя дети и любят общаться со сверстниками, но содержание общения зачастую очень скудное. Мальчики чаще всего обсуждают последние боевики, которые видели по телевидению, или близкие к этой тематике факты из жизни, иногда обсуждаются вопросы техники, путешествий и др. Девочек больше волнуют бытовые вопросы, взаимоотношения между людьми, наряды. Конечно, бывает и другое содержание, но данное наиболее типично для дошкольников разного пола.

Воспитатель может включаться в разговор детей, уточнять, исправлять их высказывания, но это нужно всегда делать очень корректно, тактично, оставляя за ребенком право на собственное мнение и личные секреты. Особый такт следует проявлять, когда дети обсуждают какие-то сугубо личные вопросы. Важно и то, как ребенок слушает, как воспринимает острую информацию. Воспитатель приучает детей быть сдержанными, объясняет в деликатной форме, что не все, что делается, например, в семье и замечается ребенком, следует рассказывать всем.

Итак, находясь среди сверстников и других детей, ребе нок приобретает разнообразные знания о фактах, явлени ях, событиях социальной жизни, о человеческих взаимо отношениях. У него формируются представления о том, что хорошо и что плохо. Но информация, которой он располагает, может носить субъективный характер и далеко не всегда соответствовать объективному знанию.

Детское общество является школой формирования социальных чувств и личностных качеств.

Отношения между людьми всегда окрашены гаммой разнообразных чувств. Дети дошкольного возраста особенно эмоциональны и непосредственны. Когда они общаются со взрослыми, то рассчитывают на понимание, терпение, снисхождение и любовь. Если же ребенок вступает во взаимоотношения с другими детьми, его социальная позиция меняется. В таком общении дети - равноправные партнеры, и каждый предъявляет другому равные требования. Кроме того, дошкольник не всегда может понять эмоциональное состояние сверстника, его настроение, проявить терпимость к недостаткам и т. п.

Рассматривая детское общество как школу формирования социальных чувств и личностных качеств, можно также выделить положительные черты и недостатки.

Положительную роль детское общество играет в формировании чувств, так как дает ребенку возможность многократно, в разных жизненных ситуациях наблюдать проявления чувств со стороны других детей, испытывать на себе эти проявления и самому выражать чувства по отношению к сверстникам.

Познакомьтесь с исследованием А. А. Рояк по ее монографии Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка (М., 1988). Найдите ответ на вопрос: в чем испытывают дети трудности при установлении взамоотношений?

Одни и те же социальные чувства имеют различную наполняемость и по-разному проявляются в отношениях ребенок-взрослый и ребенок-ребенок. Например, сочувствие, сорадость, сопереживание проявляются по отношению к сверстникам не так, как к взрослому человеку: ребенок лучше понимает чувства сверстника, они ему ближе, понятнее. А переживания взрослых дети могут или не замечать, или не знать, как на них реагировать. Однако возможность на своем уровне наблюдать способы выражения чувств и самому проявлять их по отношению к себе подобным весьма ценна.

Взаимоотношения со сверстниками активизируют определенные личностные качества ребенка. В зависимости от микроклимата в детском обществе возникает потребность в том или другом качестве, которое помогает малышу адаптироваться в среде сверстников и испытывать чувство эмоционального благополучия. Приоритет качеств в системах ребенок-взрослый и ребенок-ребенок также различен. Например, для взрослых важно, чтобы ребенок был послушным, управляемым, а для его сверстников важнее активность, жизнерадостность, оптимистичность. Ребенок получает практику (часто интуитивно) отбора, активизации качеств, нужных конкретному детскому обществу. Такая гибкость, умение приспособиться к среде - положительное явление, оно воспитывает в ребенке уважение к окружающим, удовлетворяет его потребность в положительной оценке, способствует развитию чувства уверенности в себе, раскованности и др. Но эти достоинства могут быть и недостатками с точки зрения детского общества, как школы чувств и личностных качеств. Так, детское общество может активизировать и отрицательные качества, стимулировать проявления заискивания перед лидерами, агрессивности и др.

Задачей воспитателя является забота о микроклимате в группе, о воспитании положительных взаимоотношений, уважения к каждому ребенку, об организации содержательной деятельности, а также общения между детьми.

Приведите пример проявления детьми сочувствия по отношению к сверстникам в трех фазах: сочувствие-констатация (я вижу, что ему плохо); сочувствие-переживание (мне жаль его, мне небезразлично, что ему плохо) и сочувствие-действие (я помогу, я постараюсь помочь). Какая фаза наиболее часто встречается в отношениях между детьми вашей группы?

Воспитанность человека характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. В совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, её уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут представлять самые разнообразные сочетания.

Если важной задачей воспитания является содействие расцвету каждой личности, то не менее важная и ответственная задача состоит в том, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. В связи с этим встает задача установления сравнительно немногих, но самых важных общественно значимых качеств, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить показателями воспитанности, т.е. уровня социального развития школьника, которые характеризуют меру его готовности к жизни в обществе.

Представление о показателях уровня социального развития школьника имеет важное значение, как для педагогов, так и для самих учащихся. Знание конкретных показателей с одной стороны обеспечивает целенаправленность и предметность педагогических усилий, отвечает интересам самовоспитания учащихся. С другой стороны, показатели выступают в качестве параметров, по которым можно и нужно судить о воспитанности учащихся.

Число показателей воспитанности не может быть большим, оно должно соответствовать реальным возможностям их практического применения в воспитательной работе. Суть показателей должна быть понятна учащимся того возраста, воспитанность которых они характеризуют.

Н.И. Монахов выделил социальные качества, которые могут быть сформулированы у младших школьников.

  1. Товарищество – близость, основанная на товарищеских (дружеских) отношениях; совместное участие в чем-нибудь на равных правах.
  2. Уважение к старшим – почтительное отношение, основанное на признании их достоинств.
  3. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
  4. Честность – искренность, прямота, добросовестность и безупречность.
  5. Трудолюбие – любовь к труду. Труд – работа, занятие, усилие, направленное к достижению чего-либо.
  6. Бережливость – бережное отношение к имуществу, расчетливость, экономность.
  7. Дисциплинированность – подчиненность дисциплине (обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива, подчинение установленному порядку, правилам); соблюдение порядка.
  8. Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость.
  9. Любовь к прекрасному – постоянная сильная склонность, увлеченность тем, что воплощает красоту, соответствует её идеалам
  10. Стремление быть сильным, ловким – настойчивое желание добиться физической или моральной возможности активно действовать.

Определение уровня развития данных социальных качеств и поможет определить уровень социального развития школьника.

Для формирования социальных качеств я решала следующие задачи воспитания и развития:

  1. Научить чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
  2. Эти задачи я решала на трех уровнях:

I. Информативный: на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые знания. Например, обсуждая тему “Товарищество”, воспитатель может спросить детей о том, если у них товарищ? Какой он (она): добрый, веселый, смелый, умный? Что умеет делать?

II. Личностный: на нем у ребенка следует вызвать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, нужно сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания.

Например, обсуждая тему “Товарищество”, после чтения рассказа Н. Калининой “Два товарища” можно задать вопрос: “А как ты миришься со своими друзьями”?

III. Уровень – осознание: на нем ребенок учиться осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он поступает так или иначе, отчего появляются чувства, какие бывают мысли. На этом уровне развивается способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию и самоконтролю, а также понимание того, что делают, чувствуют и делают другие люди.

Все три уровня присутствуют сразу вместе и создают пространство возможностей, обогащенную, развивающую среду. Однако результативность для каждого из детей может быть разной и осуществиться в разные сроки.

Этапы формирования социальных качеств.

Всестороннее развитие и становление личности ребенка представляет собой длительный процесс накопления качественных изменений по различным параметрам. Я попыталась выделить этапы формирования социальных качеств младших школьников.

I этап “Я расту, я развиваюсь”. Ориентирован на работу с детьми от 6 до 8 лет (1-2 класс).

На данном этапе формируются первичные представления о социальных качествах, на основе имеющегося у ребенка опыта. Развивается личностное отношение ребенка к миру человеческих ценностей, развиваются социальные, “теплые” эмоции, обогащается опыт позитивного самоощущения. На этом этапе работы закладываются основы для развития самосознания и саморегуляции.

II этап “Я и другие, я и мир”. Направлен на работу с детьми от 8 до 10 лет (3-4 класс).

В нем акцент ставиться на духовно-нравственные аспекты развития, оказывается помощь ребенку в создании целостной картины мира, ощущение гармонии и психологического комфорта, создаются условия для осознания и разрешения личностных проблем и межличностных конфликтов.

Актуальность и важность вопросов, которые рассматриваются на всех этапах, имеют свою значимость в жизни человека, поскольку речь идет о том, как быть здоровым, счастливым, успешным, как правильно к себе относиться, как общаться и взаимодействовать с другими людьми, т.е. о социальной адаптации к жизни.

Стадии формирования социальных качеств проходят по циклу (см. рис.)

2)Понимание разумности и необходимости;

3) Применение;

4)Переживание;

5)Новый уровень.

Такое циклическое формирование социальных качеств проходит у человека в течение всей его жизни, расширяя и углубляя его знания. Немаловажную роль в нем играет самообучение.

Формы внеклассной работы по формированию социальных качеств.

Формы работы определяются этапами формирования социальных качеств (о них говорилось выше).

Через различные формы работы:

  1. Успешно осваивается содержание вопросов развития социальных качеств;
  2. Обеспечивается психологический и эмоциональный комфорт;
  3. Происходит творческое самовыражение;
  4. Различные формы работы помогают и активности школьника в среде сверстников.

В своей работе я использую:

Цели и задачи:

  1. Развитие эмоциональной сферы детей;
  2. Воспитание любознательности, устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности.

2) Спектакли.

Цели и задачи:

  1. Формирование творческого коллектива;
  2. Мобилизация внутренних сил, неосознанных возможностей,
  3. Развитие способности к творческой деятельности;
  4. Воспитание любви к прекрасному.

Цели и задачи:

  1. Помочь почувствовать и раскрыть свою собственную уникальность;
  2. Создать условия для психологического раскрепощения, создание ситуации успеха;
  3. Воспитание чувства товарищества, симпатий друг к другу.

Цели и задачи:

  1. Формирование навыков группового взаимодействия;
  2. Создание условий для накопления общественного и нравственного опыта;
  3. Выявление и развитие потенциальных творческих способностей.

5) Родительские собрания.

Цели и задачи:

  1. Вовлечь родителей в процесс формирования социальных качеств;
  2. Помочь родителям принимать ребенка таким, каков он есть.

Все формы работы позволяют решать задачи формирования социальных качеств:

  1. Помочь ребенку приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе.
  2. Научить чувствовать и понимать других людей.
  3. Приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, истине, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека.
  4. Утвердить ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.

Диагностика уровня социального развития.

Рациональная организация по диагностике уровня социального развития школьника предполагает широкое использование разнообразных методов (наблюдение, беседа, анкетирование и т.д.). Однако основным методом является метод коллективной экспертной оценки в силу того, что социальные качества должны проявляться в социальном окружении и оцениваться теми людьми, среди которых ученик живет и учится.

Метод коллективной экспертной оценки как основной диагностический метод начинают применять с 3 класса.

В 1-2 классах применяют метод беседы об основных социальных качествах и признаках их проявления.

На начальном этапе я готовила специальную беседу о том качестве, которое являлось предметом диагностики.

  1. Значение данного качества для человека (школьника);
  2. Как оно проявляется;
  3. В чем выражается это применение;
  4. Как практически можно оценить это качество.

В конце каждой беседы учащиеся получают задание оценить это качество у своих товарищей по классу. Результаты отмечают в специально подготовленном заранее оценочном листе, записывая против фамилии каждого ученика своего класса условно принятые буквы: в, н, с (высокий, средний, низкий).

Среднее арифметическое значение подсчитывают, приравнивая каждый уровень к количественному выражению: В – 3 балла, С – 2 балла, Н – 1 балл.

Количественная отметка округляется до одной десятой и заносится в диагностическую карту.

Это первый этап диагностики развития социальных качеств на уровне компонентной диагностики.

Следующий этап – структурная диагностика, которая предполагает анализ полученной информации и оформление графиков и диаграмм. Данные заключения используются в процессе планирования воспитательной работы на следующий учебный год.

Результаты работы по формированию социальных качеств.

Постепенный и планомерный переход от одного этапа к другому предполагает формирование у детей социальных качеств. Такие дети способны успешно адаптироваться в динамичном, быстро меняющемся мире.

Хочется надеяться, что дети:

1)Будут способны принимать ответственность за свои поступки;

2) Сумеют выражать себя;

3) Научаться организовывать себя и других и принимать решения;

4) Смогут осуществлять саморегуляцию.

Литература:

1.Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком.// Педагогика.- 1996.- №5.- с.3-9

2.Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М. 2001.

3.Воронина Е.В. Система ценностей, определяющих воспитательный процесс в школе. // Классный руководитель. – 1997. - №3 – с.15.

4.Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе.–М., Академия, 2001.

5.Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика. – М., 1981.

6.Новое в воспитательной работе школы / сост. Н.Е. Щуркова, В.Н.Шнырева. – М., 1991.

7.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1999.

8.Сергеева В.П. Особенности развития и воспитания младших детей. – М., 1999.

9.Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека. // Педагогика. – 1997. - №2.-с.43.

10.Щуркова Н.Е. Три принципа воспитания. – Смоленск, 1996.

11.Щуркова Н.Е., Рагозина Л.Д. Формирование жизненного опыта у учащихся. – М., 2002.