Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей. Музыкальное воспитание и развитие дошкольников

«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все ли они осознают важность такого участия?

Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги-«дошкольники должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.

Педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

2. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально- ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

18. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам(стихи, сценки, инсценир.)

19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Роль воспитателя на музыкальном занятии

Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач.

Слушание музыки:

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

1. В распевании не участвует

2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию

3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».

5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)

Музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.


Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Консультация «Роль воспитателя в музыкальном воспитании дошкольников» Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей. Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на ДМИ. Музыкальные занятия это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель. Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю оказывать

2 помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала. Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия. Если в плане занятия намечено знакомство с новой песней, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз исполняет песню музыкальный руководитель, повторно воспитатель. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами. При проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба

3 воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей. Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей. Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием. На музыкальных занятиях сообщаются новые сведения о музыкальных произведениях, формируются певческие и музыкально-ритмические навыки, обеспечивается последовательное музыкальное развитие всех детей по определенной системе. В повседневной жизни детского сада акцент делается на индивидуальной работе с детьми развитии их музыкальных способностей, формировании чистой интонации, обучении детей игре на ДМИ. Ведущая роль здесь отводится воспитателю. Учитывая возраст детей, он определяет формы включения музыки в режим дня. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность. Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи. Игра, безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной,

4 интересной, привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в играх. В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, играя, дети поют колыбельную песню, празднуют новоселье, пляшут. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музыкальных занятиях, праздниках. Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, побуждает детей к пению, пляскам, игре на ДМИ. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению». Музыка может входить как составная часть и в разные занятия. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же время, наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или лес, дети обратят внимание на красивую стройную березку, то воспитатель должен предложить детям внимательно ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить хоровод. Таким образом, воспитатель закрепляет детские впечатления, полученные от непосредственного наблюдения природы при помощи музыкального произведения. Кроме того, воспитатель может проводить летом на прогулках игры с пением. Это придает прогулкам содержательность. Заранее разученный на музыкальных занятиях музыкальный материал, связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают понимать, что каждое явление природы, каждое время года по-своему прекрасно. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит воспитатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления.

5 Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться, чтобы музыка не нарушала целостности сказочного образа, а наоборот дополняла его. Удобно вводить музыку в такие сказки, на текст которых написаны оперы или детские музыкальные игры. («Сказка о царе Салтане», «Теремок», «Гуси-лебеди»). Исполнение песен по ходу сказок придает им особую эмоциональность. Музыка может быть использована и при проведении бесед на разные темы. (О временах года, наступающем празднике, о Родине и т.д.) В тесной связи с музыкальным воспитанием находится работа над речью. Пение улучшает произношение слов и способствует устранению дефектов речи. Между музыкальным воспитанием и изобразительной деятельностью тоже легко наладить взаимосвязь. С одной стороны, музыка углубляет те впечатления, которые дети выразили в рисунке или лепке. С другой - дает материал для ее проведения. Темой рисунков, лепки, аппликации может быть содержание хорошо знакомой песни или программного инструментального произведения. Таким образом, объединение музыкальной и изобразительной деятельности помогает ребенку в восприятии каждого вида искусств. Музыка, включаемая воспитателем в различные моменты повседневной жизни детей, вызывает у них положительные эмоции, радостные чувства, создает приподнятое настроение. Рекомендуется чаще использовать народные песни, прибаутки. Их тонкий юмор, яркая образность обладают гораздо большей силой воздействия на поведение ребенка, чем нравоучение или прямое указание.


РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Цель: Выстроить хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя, благотворно влияющего на детей, создать здоровую, дружественную

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 97» Консультация «Роль воспитателя на музыкальных мероприятиях» (для педагогов) Подготовила: Музыкальный

Воспитательное значение пения в жизни детей Консультация для родителей. Подготовила музыкальный руководитель Богатова Татьяна Владимировна Воспитательное значение пения в жизни детей. Многие передовые

Лекция по УД «Методика музыкального развития детей дошкольного возраста» Тема: Виды и формы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Цель: Познакомить с видами и формами организации музыкальной

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Выполнила: Блинкова А.И. Образовательные области Задачи образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 87» Принято на заседании Утверждено: педагогического совета приказ от 20 г. Протокол заведующий МБДОУ "Детский»

Роль воспитателя в музыкальной деятельности детей Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыкальное

1. Знать порядок номеров наизусть. 2. Следить за дисциплиной поправлять детей корректно. 3. Знать стихи и детей их читающих, вовремя подсказывать начало стихотворения. 4. Брать на себя роли в спектаклях.

СХЕМА разработки содержание психолого-педагогической работы образовательной области для средней возрастной группы Выполнил: Воспитатель Лютко Л.А. Одинцово 2016 г Содержание психолого - педагогической

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Влияние музыки в творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов

Педагог и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества Профессиональные задачи музыкального руководителя ДОУ 1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе. 2. Организация

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 3 «ТЕРЕМОК» ГОРОДА ЗАРИНСКА Консультация для родителей «Роль и место музыки в повседневной жизни ДОУ» Подготовила:

1 РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ Самостоятельная музыкальная деятельность одна из сложных форм музыкальной деятельности, так как возникает она не только при условии интереса ребенка к музыке,

ТЕМА: РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ Подготовила музыкальный руководитель: Куликова Э.Р 1.На музыкальном занятии дети должны быть опрятно одетыми, на ногах удобная обувь (чешки),

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждением «Детский сад «Росинка» общеразвивающего вида г.бирюча» Красногвардейского района Белгородской области Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам

План работы с родителями по музыкальному воспитанию детей на 2014-2015 год (беседы, рекомендации, консультации) Месяцы Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Темы 1. Задачи музыкального

«Спортивные праздники и развлечения в детском саду» Консультация для любящих родителей. Невозможно представить жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований,

1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе программы ГБДОУ 355 Московского района с учетом Примерной основной программы дошкольного образования (одобренной решением

Развитие речи детей посредством театрализованной игры. Цели: Воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за

ДОУ д/с «Клеверок» Н.А.Прудниченкова от «SO» 09, 2017г. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Клеверок» на 2017-2018 учебный год Принят

Краткая презентация рабочей программы музыкального руководителя на 2016 2017г.г. Подготовила: Веретина Е.В. Возрастные особенности развития детей 3-4 лет. В возрасте 3-4 лет необходимым становится создание

Интеграция как фактор всестороннего воспитания детей и развития их творчества Эффективность осуществления эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей определяются взаимосвязанным

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ И КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Развитие продуктивной (изобразительной и конструктивной) деятельности детей тесно связано с развитием познавательной,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 26 «Солнышко» г. Светлоград Информационно-творческий проект: «Народные промыслы» В средней группе «Росинка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) Музыкальный руководитель: Муратова Э.Ю. Цель: приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового

КАТАЛОГ СХЕМ КОНТРОЛЯ. 1.Охрана жизни и здоровья детей 1.1 Создание условий в группе для охраны жизни и здоровья детей 1.2 Состояние участка 1.3 Организация деятельности детей в течение дня 1.4 Организация

1 Пояснительная записка. «Музыкальное творчество детей - самый действенный способ их развития». (Б.В. Асафьев.) Тенденция в современной дошкольной педагогике раздела «Музыка» рассматривается как средство

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад «Сказка» г. Белоярский Музыкальная среда как средство развития ребенка. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Тарасовский детский сад «Малышок» «Березка русская моя» Экологический проект Разработала воспитатель Шувалова Нина Ильинична 2013 г. АКТУАЛЬНОСТЬ:

V открытая городская научно практическая конференция учащихся и педагогов учреждений дополнительного образования детей «Новое поколение» Секция: педагогическое мастерство «Образовательная среда как фактор

Государственное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 115 Невского района города Санкт- Петербурга Отчет о проделанной работе за 2013-2014 учебный год Составитель: руководитель

Праздничные утренники занимают особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Они соединяют в себе как средства воздействия различные виды искусства и художественной деятельности. В основе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» г. Искитима НСО ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО

«Формы организации музыкальной деятельности детей в семье» Музыка в семье может использоваться как в виде занятий, с детьми так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование

Цели и задачи музыкальной деятельности. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства,

СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ тема: «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА» План беседы: 1. Значение музыки для всестороннего развития ребенка. 2. Формы музыкального воспитания в детском саду: а) музыкальные занятия;

ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ, СПЕЦИФИКИ ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ. Направления развития и образования

Организация образовательного процесса по музыкальному воспитанию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО Музыкальные руководители МБДОУ 75: Кучукова Н. А., Гречанникова В. А. Введение ФГОС связано с тем,

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Белоствольная красавица России» Воспитатели БДОУ г. Омска «Детский сад 268 «Ёлочка»: Махнева О.В., Салева Л.А. г. Омск 2013 Проект Краткосрочный,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учрежден «Центр развития ребенка детский сад «114» Аннотация организации планирования деятельности по образовательной области «Художественно эстетическое

Тугова, Н.А. Обучение слабослышащих школьников начальных классов слушанию музыки на музыкально-ритмических занятиях [Текст] / Н.А. Тугова // Дефектология. 1988. 2. С. 57-59. ОБУЧЕНИЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВЫПУСК 1 СЕНТЯБРЬ 2017 журнал для любознательных мама и пап МУЗЫКА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА КАК ХОРОШО, ЧТО МУЗЫКА ЖИВА СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПЕТЬ» Издательство ГБОУ Школа 1794 КАК ХОРОШО, ЧТО

Пояснительная записка Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО Совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: различать мелодии; петь. Продолжает развиваться

Учет индивидуальных особенностей воспитанников. Учет индивидуальных особенностей воспитанников строится на основе полученных данных мониторинга достижений детьми планируемых результатов в области «Музыкальное

Примерное соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности. 1. Двигательная. Игровая беседа с элементами движений; Игровая беседа с элементами движений; Двигательная активность

(виды, формы контроля) МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом Преподаватель: Шлопак О.С. является одним из видов учебных занятий студентов. проводится с целью систематизации

«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в направлении музыкального развития дошкольников» (в соответствии с ФГОС ДО) Музыкальный руководитель Кузьмичёва Е.Г. Старший воспитатель Морозова

Хороших Т.Л Условия формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста // Академия педагогических идей «Новация». 2015. 06 (ноябрь). АРТ 49 эл. 0,4 п. л. URL: http://akademnova.ru/page/875548

1 Пояснительная записка. Образовательная область программы: музыкальное воспитание в МБОУК ДОД. Программа рассчитана на 3 года и предусматривает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю, проведение

Чему должен научиться ребенок на музыкальных занятиях. Музыкальное занятие в группах дошкольного возраста имеет несколько разделов. 1. Приветствие Значение приветствия на занятии очень важно. Педагог,

Тематика выпускных квалификационных работ для студентов специальности 050144 Дошкольное образование (углубленная подготовка) форма обучения: очная, заочная 1. Активизация мыслительной деятельности дошкольников

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ Веселова Т.К., Соломыкина Н.Я., Киселѐва М.В., Биткова Е.С. ГБДОУ Детский сад 44 Калининского района г. Санкт-Петербурга, г.

Развитие музыкально-творческих способностей детей Презентация музыкального руководителя ГБОУ Школа 2123 им. М. Эрнандеса д/о «Рябинушка» Крупиной С.Р. Цель сообщения Знакомство с видами развития творческой

Формы и методы образовательной деятельности Образовательная область «Физическое развитие» Цель гармоничное физическое развитие формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой

Виды музыкальной деятельности в детском саду Виды музыкальной деятельности реализуются на занятиях, в повседневной жизни детского сада (на различных занятиях), в процессе досуговой деятельности (во время

Аннотация ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план является локальным нормативным документом, регламентирующим содержание образовательной с детьми в 04-05 учебном году. Учебный план разработан в соответствии

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 Возраст Продолжитель- - ность НОД в неделю Продолжи- - тельность НОД Продолжитель ность НОД в день 1-3 года 1,5 часа Не более 10мин. 16-20 мин.

Пояснительная записка План непосредственной - образовательной деятельности составлен в соответствии с: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; Порядком организации и осуществления

Консультация для воспитателей Музыка в повседневной жизни детского сада Музыкальный руководитель Стрючкова Инна Николаевна Музыка в повседневной жизни детского сада Детский голос звучит так чисто, так

Приложение 8 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Виды деятельности в дошкольном возрасте Виды детской деятельности и формы их организации Ранний возраст Виды детской Формы организации деятельности

МБДОУ «Детский сад 127» Основные задачи музыкального воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста. Музыкальный

Только тесный педагогический контакт музыкального руководителя и воспитателя даст положительный результат в музыкальном развитии дошкольников. Воспитатель должен осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального воспитания и развития детей.

Задачи музыкального воспитания и развития детей вне занятий:

Закрепление навыков и умений, полученных на музыкальном занятии;

Расширение музыкальных представлений, кругозора;

Выявление и формирование склонностей и музыкальных интересов;

Развитие музыкальных способностей, самостоятельных способов действий.

Формы музыкального воспитания и развития детей вне занятий:

Индивидуальная работа по формированию музыкальных интересов и способностей детей;

Использование музыки на прогулке, занятиях гимнастикой, занятиях по изобразительной деятельности;

Прослушивание аудиозаписей, музыки из радио- и телепередач;

Организация музыкально-дидактических игр, развлечений.

Самостоятельная деятельность детей.

Для решения этих задач педагог должен обладать определённым объёмом музыкально-эстетических знаний. Например, в индивидуальной работе с детьми воспитателю необходимо учитывать особенности каждого ребёнка, его способности к музыке и движению, степень усвоения им материала; активизировать пассивных детей, способствовать формированию музыкальных интересов.

Помощь родителей в музыкальном развитии дошкольников

Очень важен тесный контакт музыкального руководителя с родителями. Основными формами этой работы можно назвать: проведение консультаций по темам «Развитие музыкальных способностей дошкольников», «Формирование музыкальных интересов ребёнка в семье» и др.; помощь в организации домашней фонотеки; рекомендации по использованию детских музыкальных инструментов. С цель обмена информацией с родителями можно посоветовать создать «Этношкатулку», которая позволит привлечь внимание родителей к возрождению этнокультуры в семье, пополнению и обогащению знаний, как родителей, так и педагогов по этнопедагогике.

Музыкальная деятельность дошкольников и её задачи

Слушание – восприятие

В старшей группе продолжается и углубляется работа по слушанию музыки. Оно выступает и как раздел занятия, и как методический приём работы, и как самостоятельное занятие. Восприятие детей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Чувства, вызываемые музыкой, носят более дифференцированный характер. Развивается произвольная память, внимание. Дети замечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по их образному содержанию, характеру звучания. Проявляется заинтересованность музыкальным произведением, устойчивость переживаний и чувств. Значительные сдвиги наблюдаются в мышлении детей: происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Внимание детей уже более устойчиво, поэтому они могут слушать довольно сложные произведения. Речь детей достаточно развита, они способны высказывать свои суждения о музыке, пользоваться различными терминами, определениями. Глубже и богаче становятся их эстетические переживания – дети живо и эмоционально реагируют на музыкальное произведение.

В старшей группе в процессе слушания музыки ставятся следующие задачи:

Анализировать произведения торжественного, радостного, грустного и шутливого характера;

Воспринимать образцы казахской народной музыки и музыкальных произведений композиторов Казахстана, знать историю произведения, легенды, связанные с кюями;

Формировать знания о жизни и творчестве композиторов Казахстана;

Различать звучание народных музыкальных инструментов;

Прививать интерес к слушанию народной музыки, классической и современной в исполнении солистов, хора, инструментальных ансамблей, оркестра;

Приучать запоминать произведения по вступлению и заключению, по мелодии, отдельным фразам, частям;

Развивать умение различать характер музыки, средства музыкальной выразительности, высказывать суждения о них, различать двух – и трехчастную форму, песенный, танцевальный и маршевый жанры;

Развивать умение сравнивать произведения по сходству и контрасту.

Добиваясь выполнения поставленных задач, педагог стремится:

Приучать детей внимательно слушать музыку, все свои эмоции выражать после прослушивания музыкального произведения;

Воспитывать интерес к вокальной и инструментальной музыке;

Прививать интерес к слушанию народной музыки, классической и современной в исполнении солистов хора, инструментальных ансамблей различных составов, оркестра;

Вызывать желание неоднократно слушать любимые произведения.

Произведения, предназначенные для слушания детям старшего дошкольного возраста, отражают разнообразную гамму чувств, настроений, многочисленные, но доступные детскому восприятию события и явления окружающей действительности. Словесные приёмы становятся более развёрнутыми, способствующими углублённому восприятию музыкальных произведений. Широко используется жизненный опыт детей, новые произведения ассоциируются с уже знакомыми. Восприятие музыки направлено на освоение интонационно-слухового «фонда» эпохи. У детей необходимо развивать способность переживать музыкальное содержание как специфическую выразительную речь. В процессе анализа музыкальных произведений требования к детям постепенно повышаются. При работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо частично отказаться от словесно – описательной интерпретации музыкального содержания. Слово должно быть лишь ориентиром для развития творческого воображения ребёнка. Само музыкальное восприятие следует развивать на интонационной основе. Обратимся к хорошо известному образцу – пьесе Д.Б. Кабалевского «Клоуны». Работа над этим произведением традиционно начиналась со слов педагога: «Дети, многие из вас были в цирке и видели там клоунов…» Конечно, ребята с удовольствием расскажут о клоунах, его внешности, весёлых шутках, и… восприятие дошкольника уже определено, он всё знает и музыка ему ничего не добавит. Предлагаем идти от музыки: «Сейчас мы послушаем пьесу Дмитрия Борисовича Кабалевского (слушание), А теперь расскажите, какую музыку вы услышали, дайте ей название» (дети отвечают). Аналогично работаем с кюем Курмангазы «Серпер» («Порыв»). Предлагаем прослушать произведение и рассказать, о чём нам поведала домбра, что напоминает эта музыка и что можно представить, слушая кюй «Серпер», И только после ответов детей рассказываем, что Курмангазы посвятил кюй своему коню Аксур-ату, не знающему усталости, его крепкой стати, доброму нраву, ровному бегу. Этого коня можно сравнить с джигитом, сильным, стойким, неутомимым, стремящимся вперёд к заветной цели. При повторном слушании предложить детям попытаться услышать дыхание казахской земли, ощутить радость от стремительного бега летящих коней и понять силу казахского народа.

Педагог корректирует ответы, направляя внимание маленьких слушателей на выразительность мелодии. Достаточно эффективными для формирования интонационно-слухового опыта дошкольников являются следующие приёмы:

Сопоставление музыкальных произведений: контрастных произведений одного жара, пьес с одинаковыми названиями, контрастных произведений, передающих различные чувства и настроения;

Использование карточек «цвет – настроение»;

Сравнение различных интерпретаций исполнения одного и того же произведения (например, собственное исполнение и аудиозапись);

Сравнение двух вариантов исполнения: сольного и оркестрового.

Все указанные приёмы могут сочетаться друг с другом и варьироваться. Но все они будут эффективны лишь при выразительном, грамотном исполнении.

Музыкальный репертуар по слушанию музыки значителен по объёму и разнообразен по содержанию. Предыдущий музыкальный опыт дошкольников позволяет говорить как о достаточно развитом целостном, так и дифференцированном восприятии детей шестого года жизни, поэтому мы сознательно отказались от традиционной методики прослушивания каждого произведения в течение трёх – четырёх занятий. Предложенные беседы проводятся как часть одного или двух занятий в зависимости от особенностей детей группы. Отдельные беседы допустимо проводить в вечерние часы, если у педагога возникают проблемы со временем на музыкальном занятии. По усмотрению музыкального руководителя возможна замена произведений, но только с сохранением ведущих принципов их подбора – художественности и доступности для детского восприятия.

Программа также предусматривает знакомство с образцами казахской народной музыки, формирование знаний у дошкольников о композиторах Казахстана, знакомство с историей произведений, легендами, связанными с кюями.

Пение

Песня имеет большое значение для детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте дошкольники проявляют особый интерес к пению. Они быстро усваивают и запоминают песни. В этом возрасте дети уже имеют определённый музыкальный опыт. Появляются элементы творчества в пении. Совершенствуется дыхание, развивается голос, расширяется его диапазон. У детей возникает известная система представлений о высоте, тембре, силе музыкального звука. В пении, музыкальной игре дети сознательно стремятся к выразительности создаваемых образов. Ребёнок этого возраста представляет поставленную цель, подчиняет ей способ и порядок выполнения действий.

Обучая пению детей старшей группы, перед педагогом ставятся следующие задачи:

Приучать детей к выразительному пению без напряжения, лёгким звуком, плавно;

Приучать брать дыхание между музыкальными фразами;

Уделять внимание дикции;

Соблюдать динамические нюансы;

Петь хором и индивидуально в диапазоне ре – си первой октавы;

Ясно выражать интонацию;

Отличать на слух интонационно точное и фальшивое звучание;

Закреплять умение одновременно начинать и заканчивать песню, передавать характер мелодии, петь со взрослыми без инструментального сопровождения и самостоятельно с сопровождением;

Побуждать вспоминать и петь ранее выученные песни, сохранять во время пения правильную позу;

Знакомить с некоторыми специальными терминами: напевность, отрывистость, дикция, ансамбль, сила звука, темп, форма песни, куплет, запев, припев, фраза, вступление, заключение;

Развивать напевность звучания, используя народные песни, попевки.

В этом возрасте детям называют фамилии композиторов, написавших песни. Процесс обучения ведётся по трём этапам. Более разнообразными становятся беседы и вопросы к детям, так как усложняется содержание песен. Иллюстрированный материал используется в меньшей степени – в основном тогда, когда надо пояснить незнакомые слова в тексте. Разучивание песни начинается после занятия, на котором проводилось слушание. На каждом занятии нужно добиваться лучших результатов, чем на предыдущем, а не механически пропевать песни. В работе над выразительностью исполнения необходимо исходить из содержания песен, опираться на эмоциональное восприятие ребёнка. Разучивание песен можно иногда начать с припева, если необходимо, транспонировать мелодию в удобную для голоса ребёнка тональность. Перед пением необходимо сконцентрировать внимание детей, провести распевание, использовать специальную систему упражнений. Когда песня усвоена, её можно исполнить по подгруппам и индивидуально. Это даст детям возможность услышать и оценить пение товарищей. Повторение знакомых песен должно проводиться в разных формах, чтобы не снижать интереса детей. Например, в форме «загадки» - узнавание мелодии, сыгранной на инструменте, «музыкальной шкатулки» - где «живут» песни или «музыкального дерева» - на котором растут нотки с песнями и т.д.

Одно из основных условий песенного творчества – умение удержаться при сочинительстве в пределах заданной тональности. Оно характеризуется, как способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, ощущать соподчинённость звуков, окраску мажора и минора. Можно использовать такие задания: «Допой фразу до конца» (педагог начинает, ребёнок заканчивает); самостоятельное нахождение ребёнком устойчивого звука (тоники); ориентировка в различении мажорного и минорного ладов («Весёлый и грустный колокольчик», «Солнышко и дождик»)

В программу вошли песни, известных казахских композиторов. Содержание каждой из песен раскрывают названия произведений: «Әнұран» - «Гимн», «Біздің ту» - «Наш флаг» и др. Песни предназначены как для слушания, так и для пения. Некоторые песни написаны в высокой текстуре и поэтому, могут возникнуть определённые трудности при их разучивании и исполнении. В этом случае можно внести небольшие изменения в мелодии по усмотрению музыкального руководителя. Особое значение имеет первоначальное ознакомление с данными произведениями. Применяя словесный метод, музыкальный руководитель должен умело провести беседу по содержанию песни. В ходе беседы дети рассказывают о родной земле, о Казахстане, о людях, которые проживают в республике. Возможно, что дети сами расскажут содержание песни, и тогда музыкальному руководителю остаётся только дополнить и поддержать их рассказ. В песне «Әнұран» следует обратить внимание на ноты с точками, на их точное исполнение, так как они и придают песне энергичный, бодрый, гимнообразный характер. Разучивание следует начинать с припева. Учитывая исполнительские возможности детей нужно подобрать подходящую тональность.

Разучивание песни «Біздің ту», требует работы над восьмыми паузами, которые встречаются на конце некоторых тактов, иначе песня потеряет свой ритм и соответственно характер. Кроме того, важно добиваться, чтобы дети пропевали последние ноты перед паузами, и хорошо проговаривали окончания слов.

Песня «Туған жер» К. Дуйсекеева – это рассказ детей о родной земле, на которой они живут, о родителях, о бабушке и дедушке, живущих в ауле, о том, что дети гордятся ими. Мелодия песни пронизана детской радостью, весельем, энергией. Песню можно сопровождать танцевальными движениями, придуманными самими детьми. При работе над песней следует обратить внимание на те места, где распевается слог «а-а-а» Перед этой фразой обязательно нужно брать хорошее дыхание. Дети должны петь спокойно, не напрягаясь, не зажимая голосовой аппарат. Будет целесообразно, если перед исполнением пропеть подобные, но простые упражнения. Песню можно исполнять на праздниках, посвящённых Наурызу, Дню Республики, Дню независимости, Дню защиты детей и др.

В песне «Наурыз әні» Б. Аманжолова необходимо научить детей до конца пропевать целые ноты. Песня Т. Муратова «Наурыз тойы» написана в удобной тональности для детей старшего дошкольного возраста, легко разучивается и запоминается. Её можно поставить кака отдельный концертный номер. По усмотрению музыкального руководителя можно добавить танцевальные движения.

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется музыкальным руководителем. Не меньшую роль играет воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку педагогического училища.

Роль педагогов (музыканта и воспитателя) сложна, разнообразна и должна проводиться в тесном контакте.

Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке. Воспитатель должен активно участвовать в процессе обучения детей на музыкальных занятиях.

В младших группах должен петь вместе с детьми (не заглушая детского пения).

В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с музыкальным руководителем дает оценку выученному материалу. А также может исполнить новую песню под музыкальное сопровождение.

При обучении детей музыкально - ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений, тем самым, активизируя малышей.

В средней, старшей и особенно в подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывает движения, напоминает построения, дает устные указания в песнях плясках, играх и хороводах.

Воспитатель развивает музыкальное творчество детей: подсказывает тему, распределяет и разучивает роли в музыкальных сказках, играх, драматизациях. Воспитатель руководит самостоятельной музыкальной деятельностью детей, включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс. Воспитатель повторяет и закрепляет выученный на музыкальных занятиях материал. Участвует в отборе музыкального материала, используя его на других занятиях.

Воспитатель должен соблюдать режим музыкальных занятий и приводить детей в зал на занятия в облегченной, не стесняющей движения одежде и легкой удобной обуви.

Воспитатель должен уделять особое внимание самостоятельной музыкальной деятельности детей, создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его мебелью и пособиями. В уголке должны находиться: музыкальные инструменты, музыкальные дидактические игры, которые способствуют музицированию детей.

Воспитатель заботится об оснащении уголка детскими играми и пособиями, причем многие из них самоделки, отдельные атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках.

Воспитатель следит, чтобы дети бережно обращались с игрушками и инструментами, после игры убирали их на место. Желательно в каждой группе иметь проигрыватель и набор детских пластинок с записью детских песен, нарядных плясок, мелодий музыкальных сказок, инсценировок. Воспитатель может удовлетворить желание детей послушать музыку, поплясать, поиграть. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но ребенок не должен быть предоставлен самому себе, воспитатель руководит, но косвенно:

  • 1) воспитатель влияет на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду или дома.
  • 2) организует условия, способствующие музыкальной деятельности по инициативе самих детей.
  • 3) воспитатель должен быть тактичным, стать соучастником их игры.

В начале учебного года воспитатель присматривается к детям: кто, чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), основываясь на этих наблюдениях, воспитатель создает для всех оптимальные, наиболее благополучные условия. Основная линия воспитателя в руководстве музыкальной деятельностью - это его активное участие в ней.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в процессе воспитания и обучения детей в детсом саду в себе целый комплекс соответствующих функций и направлений, и способствует их реализации:

  • 1. Повышение качества взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей.
  • 2. Укрепление неформальных связей внутри коллектива.
  • 3. Раскрытие интеллектуальных способностей отдельных детей и целого коллектива.
  • 4. Повышение общего кругозора ребят и их познавательной активности.
  • 5. Стимулирование творческих возможностей, создание атмосферы постоянного творческого поиска у детей, развитие личностной самостоятельности.

Итак, в организации музыкальноой деятельности принимают участие не только музыкальный руководитель, но и воспитатели, старший воспитатель, родители, педагоги дополнительного образования, заведующая, а иногда и другие сотрудники. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для эстетического воспитания и общего развития.

Итак, за общую постановку музыкальной деятельности отвечает воспитатель. Ежедневная работа с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей, дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять художественное развитие всех детей. Музыкальный руководитель консультирует педагогов, даёт советы, оказывает практическую помощь.

Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии - с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги-«дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.
Педагогу-воспитателю необходимо

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
5. Разучивать движения с отстающими детьми.
6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).
9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.
10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
16. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
17. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам.
18. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач.

Слушание музыки:
1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность.
2. Следит за дисциплиной.
3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:
1. В распевании не участвует.
2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию.
3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.
4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».
5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение - пение с детьми раннего и младшего возраста).

Музыкально-ритмические движения и игры:
1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.
2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение - упражнения на развитие творческой активности детей).
3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.
4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.
5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.
6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.
7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.