Музыкально - театрализованная деятельность в детском саду. Влияние театральной деятельности на музыкальное совершенствование детей

В процессе наблюдения за деятельностью детей дошкольного возраста я выявила, что дети не достаточно знакомы с произведениями детской художественной литературы, имеют ограниченный словарный запас, у многих отсутствуют навыки связной речи, некоторые не умеют строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Беседы с родителями показали, что во многих семьях утеряны традиции семейного чтения, и причиной этого, как правило, является занятость родителей.

Проведя педагогическую диагностику детей подготовительной к школе группы на определение уровня развития театрализованных навыков и умений детей, я выявила, что:

– у детей отсутствует устойчивый интерес к театрализованной деятельности;

– не всегда умеют правильно давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности;

– слабо владеют выразительностью речи;

– не в полной мере способны сопереживать героям сказок, реагируя на поступки действующих лиц;

– не всегда удается вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.

Проанализировав результаты констатирующей диагностики, я сделала вывод, что дети моей группы проявляют малый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать свое, умение вживаться в создаваемый образ и использовать мимику и жесты.

Я решила обратить свое внимание на музыкальные игры-сказки.

Дети любого возраста любят играть, игра – часть их жизни. При этом они очень любят в кого-то или во что-то превращаться. Маленькие дети – замечательные актеры – стоит кому-нибудь из них надеть хотя бы часть какого-то костюма, как он сразу входит в образ.

Начиная заниматься театрально-игровой деятельностью, я столкнулась с рядом трудностей:

– скованность детей;

– неуверенность в правильности выбранных движений;

– дети не знают, как изобразить того или иного героя;

– затрудняются передавать различные состояния персонажей;

– детям трудно совмещать речь и движения, пение и движения;

– трудно владеть мимикой и пантомимой.

Поэтому я поставила перед собой следующую цель: создать условия для раскрытия творческого и артистического потенциала ребенка посредством использования театрализованных игр-сказок на музыкальных занятиях.

Для решения поставленной цели сформированы следующие задачи:

– приобщение детей к театральному искусству;

– обогащение и активизация словаря детей;

– стимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, интонация);

– развитие нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности: общительности, доброты, отзывчивости, вежливости, умения довести дело до конца;

– поддерживание желания участвовать в праздниках и развлечениях, чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке.

Эти задачи я решила реализовать через образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» и интеграцию образовательных областей:

– «Познавательное развитие». Расширение кругозора в части театрализованной деятельности (в процессе познания окружающего мира, отношение к другим людям).

– «Речевое развитие». Развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи, расширение словаря), развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе театрализованной деятельности. Создание предметно-развивающей среды: оформление театрализованной зоны; изготовление ширм, масок; пошив костюмов; рисование с детьми масок, билетов и афиш; изготовление кукол для пальчикового театра; настольного театра; изготовление театра мягкой, резиновой игрушки, театра «Би-ба-бо», изготовление декораций к разным сказкам; изготовление мнемотаблиц (для эффективного запоминания и воспроизведения сюжетной линии произведения).

Мною были определены основные принципы, которые легли в основу опыта:

1. Принцип целенаправленности.

2. Принцип систематичности и последовательности.

3. Принцип доступности.

4. Принцип наглядности обучения.

5. Принцип интегрированного подхода.

6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

7. Принцип прочности.

– рассматривание иллюстраций, открыток, посвящённых театру, рассказ о театре, о театральных профессиях;

– просмотр кукольных спектаклей, поставленных силами воспитателей и беседы по ним; отражение своих впечатлений в самостоятельном художественном творчестве: рисовании, лепке, разыгрывании сценок в детском саду и дома;

– выполнение различных творческих заданий на развитие детской пластики, речевой интонационной выразительности, упражнения на развитие дикции, выразительной мимики, ритмические минутки (логоритмика); игры с элементами театрализации; игры-этюды; обыгрывание стихотворений, ситуативных игр-историй с элементами театрализации; пересказ сказок с использованием мнемотаблиц.

Начала я с того, что стала много внимания уделять игровой и театральной деятельности на музыкальных занятиях, где каждый ребенок может себя попробовать в роли: трусливого зайчика, сердитого волка, хитрой лисички, осторожной мышки и т.д.

Постепенно музыкальные игры переросли в игры-сказки. Например: «Волк и семеро козлят» (из сборника А.Н. Зиминой «Образные игры и упражнения»); «Магазин игрушек» (из сборника М.А. Михайловой «Развитие музыкальных способностей детей»); «Колобок» (из сборника Л.А. Блохиной «Начинаем наш концерт») и др.

Н.А. Метлов писал: «Музыкальные игры-сказки занимают большое место в жизни детского сада. Они оказывают огромное воспитательное влияние на детей, способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции, способствуют развитию двигательной сферы, творческой активности».

Театральное искусство требует от исполнителя навыков перевоплощения. А если говорить о театральной деятельности дошкольника, то она имеет особый отпечаток – свободный игровой характер, сохраняющийся даже тогда, когда детьми разыгрывается определенный игровой сюжет. Действительность дает богатую пищу для воображения. Дети получают огромную массу впечатлений из окружающего мира, которые они стремятся воплотить в живые игровые образы и действия.

Советский психолог Л.С. Выготский писал: «Театрализация представляет собой распространенный вид детского творчества, который проявляется в самых разнообразных видах – и как сочинения, импровизирование коротких сценок, и как инсценирование готового литературного материала. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей».

Когда я стала вводить в музыкальные занятия элементы игр-сказок и театрализованных сценок, то заметила, что дети стали меняться. Начала исчезать скованность, нерешительность, застенчивость. Во время театрализованных игр я старалась предоставить детям свободу в выборе движений для импровизации. Такая свобода благотворно влияла на развитие детской активности.

Постепенно я стала вводить музыкальные игры-сказки в утренники. Например: сценку «Какая мама лучше?» я включила в утренник, посвященный дню 8 Марта; сценку «Спор овощей» – в осенний праздник и мн.др. Постепенно я стала усложнять музыкальные игры-сказки и вводить их в утренники.

Во время спектакля мы разыгрываем настоящую праздничную театральную атмосферу – приглашенные приобретают в кассе билеты, дети-контролеры проверяют их, раздают приготовленные программки. Постоянными гостями наших представлений являются дети младших групп, родители, сотрудники детского сада. После спектакля проводим обсуждение, где дети оценивают свои успехи и неудачи. Во время осуждения, беседы можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Направляя беседу в нужное русло, стараюсь указать на основные промахи и недостатки, но, в то же время, похвалить детей, отметить наиболее интересные моменты выступления. Неоднократно мы становились участниками районных конкурсов, в которых мы становились дипломантами.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим его миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Работу по театрализованной деятельности в детском саду считаю успешной, потому что в душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты, именно занятия театрализованной деятельностью помогают ребенку передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Считаю важным в своей работе заниматься с детьми каждый день – это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.

В процессе работы дети буквально на глазах преображаются, становятся свободными, раскрепощенными, а если умело поставить вопросы – учатся думать, анализировать, предлагать свои идеи. Моя задача как педагога-практика побуждать ребенка «Увидеть, удивиться, рассказать».

Я считаю, что театрализованная деятельность детей помогает мне решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи ребенка интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Любая сказка, театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Мне, как педагогу, очень важно, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями, ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, т.к. тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т.д. Необходимость контакта и систематизирования ее в едином педагогическом процессе очевидна.

Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:

1. У детей расширились и углубились знания об окружающем мире.

2. Расширился словарный запас.

3. Дети стали более раскованными, появилось желание участвовать в играх-драматизациях, театральных постановках, проявлять активность и инициативность.

4. У детей стали развиваться нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести общее дело или роль до конца), установились отношения сотрудничества и взаимопомощи, появилось чувство коллективизма.

5. Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

6. Появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, видодеятельности, речи).

7. У детей появилось желание придумать, рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д.

8. Привлечение родителей к созданию атрибутов, костюмов, декораций также сыграло положительную роль: взрослые и дети стали ощущать себя единым коллективом, увлеченным важным делом.

У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребенка и характеристики к концу обучающего периода. Причем, такую характеристику могут дать как родители, так и воспитатели. Нахожу работу по развитию творческих способностей в театральной деятельности интересной и увлекательной, она открывает творческие возможности детей.


Содержание: Музыкальный руководитель Оснащение музыкального зала Театрально-музыкальная студия «Золотой ключик» - театральные фантазии, детское творчество - инструментальное музицирование Наши звездочки Творческий коллектив Мы - артисты Сотрудничаем Наши награды Заключение Архивные материалы


Музыкальный руководитель Закончила Магнитогорское музыкальное училище Имени Глинки в 1975 г., специальность «Дирижер хора, преподаватель сольфеджио». Стаж педагогической работы 35 лет. Высшая квалификационная категория. Моё педагогическое кредо: «Ребенок- это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит»!


Театрально-музыкальная студия «Золотой ключик» Задачи: Формировать устойчивый интерес к театрально-постановочной деятельности Раскрепощать творческие возможности дошкольников Научить детей владеть простейшими музыкальными инструментами Развивать память, внимание, мышление и восприятие








Заключение Театрально-музыкальная деятельность в жизни ребенка, это не только эстетическое образование и приобщение к ценностям культуры, но и эффективный способ развития способностей детей, путь их к одухотворенной счастливой жизни и самореализации, как личности.


Архивные материалы Конспект праздника «Весна в гостях у дошколят»Конспект праздника «Весна в гостях у дошколят» Занятие по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе: «Чудо-ложки»Занятие по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе: «Чудо-ложки» Опыт работы «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей»Опыт работы «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей»


Музыкальное образование

детей старшего дошкольного возраста

в музыкально – театрализованной деятельности

в соответствии с ФГОС ДО

На протяжении ряда лет я успешно работаю по теме включения театрализованной деятельности в процесс музыкального образования старших дошкольников, где каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия зрителей. Театрализованная деятельность в детском саду,– это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности, а в сочетании с музыкой этот процесс становится во сто крат интересней и эффективнее.

Общими чертами музыкальной и театрализованной деятельности являются средства выразительности: интонационная выразительность и особенности развития художественного образа. Каждая из них имеет свои специфические средства выражения, которые в условиях взаимосвязи делают музыкальную деятельность увлекательной, яркой, расширяют возможности для творческих проявлений.

Музыкальное образование в детском саду – это

    приобщение к миру прекрасного;

    развитие музыкальных способностей;

    овладение азбукой музыкальной культуры;

    воспитание эмоциональной чуткости;

    укрепление здоровья детей;

    раскрытие индивидуальных творческих способностей.

Но до недавнего времени, музыкальное образование носило преимущественно репродуктивный характер, а включение элементов театрализации в музыкальную деятельность ограничивалось лишь обучением детей элементарным выразительным умениям и формированием конкретных навыков исполнительского мастерства. Театрализованная деятельность приведет к повышению качества музыкального образования дошкольников.

Вопросы организации и методики обучения театральной деятельности детей нашли отражение в работах Т.Н. Дороновой, А.П. Ершовой, В.И. Логиновой, Л Ю.И. Рубиной, Н.Ф. Сорокиной и др. Эти исследования показывают, что музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).

Все эти положения помогли сформулировать цель и задачи работы.

Цель: Повысить качество музыкального образования в музыкально – театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

1. Развивать способности целостного восприятия художественного произведения (музыки, поэтического творчества, театрального спектакля)

2. Содействовать развитию музыкального мышления (репродуктивного и творческого)

3. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

4. Формировать умение чувствовать партнёра, играть в коллективе сверстников.

Ведущая педагогическая идея в контексте ФГОС заключается, в том, чтобы поднять на новый уровень качество музыкального образования через оптимизацию взаимодействия в системе «Педагог – ребенок».

На рисунке 1 представлена модель системы музыкального образования детей старшего дошкольного возраста в музыкально – театрализованной деятельности, в ней отражены способы реализации, формы организации, методы и приемы.

Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:

Восприятие музыки;

Песенно-игровое творчество;

Пластическое интонирование;

Инструментальное музицирование;

Художественное слово;

Театрализованные игры;

Сценическое действие с единым художественным замыслом.

В немалой степени музыкальному образованию способствуют формы организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями.

Согласно положениям ФГОС, деятельность детей осуществляется в следующих блоках:

1. Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки.

2. Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в тёплую погоду – на свежем воздухе).

3. Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально – ритмическим, инструментальным детским творчеством).

Основными направлениями работы с детьми по музыкальному образованию в музыкально –театрализованной деятельности являются:

    Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;

    Задания для развития речевой интонационной выразительности;

    Игры-превращения, образные упражнения;

    Упражнения на развитие детской пластики;

    Ритмические минутки;

    Пальчиковый игротренинг;

    Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

    Театральные этюды;

    Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;

    Просмотр кукольных спектаклей.

    Постановка спектакля.

Для осуществления этой работы заранее продумывается дидактический материал (пособия, атрибуты, элементы костюмов, аудиозаписи) для стимулирования интереса детей к проявлению творчества в музыкально – театрализованной деятельности. Работа по подготовке проводится совместно с воспитателями групп и с привлечением родителей. Выдумка и творчество всех участников процесса проявляются в изготовлении декораций. Важным направлением в организации театрализованной деятельности является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в различных направлениях.

Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. В такой совместной работе родители сами осваивают педагогические умения и навыки.

Для реализаций этих направлений используются:

    беседы с родителями;

    консультации для родителей:

    «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»;

    «Здравствуй, театр!»;

    «Театр дома»;

    «Театр для малышей»;

Для реализации задач развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в системе музыкального образования ДОУ необходимо создание педагогических условий:

    Применение принципов развития творческих способностей старших дошкольников: гуманного взаимодействия, сотворчества, обучения в действии, импровизационности;

    Накопление впечатлений от восприятия искусства;

    Накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

    Развитие основных музыкальных способностей;

    Оснащение музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами,

Литература

1. Э.П.Костина «Камертон».

2. А.И.Буренина «Ритмическая мозаика».

3. О.П.Радынова «Музыкальное развитие детей».

4. А.Е.Антипина «Театрализованное представление в детском саду».

5. Э.Г.Чурилова «Методика и организация театральной детельности дошкольников и младших школьников».

Театрально-игровая деятельность в развитии музыкальных способностей дошкольников


Эффективно развивать музыкальные способности ребенка помогает театрально-игровая деятельность. Это совокупность отдельно взятых видов искусств. Музыкально – театральное творчество включает в себя практически все виды детской деятельности: песенную, танцевальную, игровую, речевую, художественную, импровизации на детских музыкальных инструментах, а также практически все виды театра – от пальчикового до драматического. Этот вид творческой деятельности обладает сильным воздействием на внутренний мир ребенка, вызывает яркие эмоции.
В своей профессиональной практике я широко использую театрально – игровую деятельность. Причем, эту игру ввожу в каждый вид музыкальной деятельности. Через творческую игру дети раскрепощаются, фантазируют, сочиняют. У них развивается речь, воображение, снимается зажатость.
Занимаясь с детьми театральной деятельностью, решаются следующие задачи:
Воспитательные - направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальности, а также на развитие коммуникативных особенностей ребёнка.
Образовательные задачи - связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
На своих музыкальных занятиях с дошкольниками я применяю следующие этапы обучения театрально-игровой деятельности.

1.Движения -
Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков. Сначала учимся ходить по одному, затем в группах, и постепенно переходим к ходьбе по кругу, соблюдая расстояние и «не ломая круг». Самым маленьким воспитанникам показываю и прошу повторить образы
«мишки», «зайки», «лисы», «собачки», «кошечки» и другие. Здесь уместны такие игры, как «Курочка и козлик», «Птички и кот». Это подвижные игры с музыкальным сопровождением. Воспитанники учатся бегать в рассыпную и собираться «кучкой».
Дети постарше закрепляют умение ориентироваться в пространстве:
ходить и бегать «змейкой», двигаться в парах, распределяться в том или ином
углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться в рассыпную и
снова находить свое место, делать перестроение в колоны.

Начиная со средней группы, воспитанники обучаются характерным движениям: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса», «злая собачка», «ласковая кошечка» и т.п.
Дети старшего дошкольного возраста импровизируют и выполняют более сложные характерные движения «мишка собирает малину, «зайка испугано убегает от волка», «лисичка танцует» и др.
2.Слушание-
Основная цель - услышать настроение музыкального произведения. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений.
Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они
стараются передать характер музыки в движениях, и у них получаются
интересные образы.
В младшей группе дети слушают произведения и могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке (гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), скачут» как лошадки, под «Колыбельную» качают куклу и т.п.
Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ, фантазируют, придумывают сказки.
Часто старшим группам даю творческое задание, например: прогуляться по лесу, понаблюдать за лесными зверями, звуками и движениями изобразить птиц, поиграть в воображаемый мяч, радоваться, грустить.
Дети с удовольствием изображают различные этюды под музыку.
Все занятия стараюсь объединить одним сюжетом исходя из тем, которые объединены в блоки: «Времена года», «Звери», «Герои сказок» и другие. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.
3. Выразительное чтение-
Большое место в музыкальных занятиях занимают речевые упражнения. Это считалки, потешки, прибаутки, пальчиковая гимнастика. Мои воспитанники очень любят инсценировать различные детские стишки. Когда заучиваем их, распределяемся по ролям, и у нас получаются мини-спектакли. Например, «Как у бабушки Наташи, ели вкусную мы кашу», «Робин-Бобин-Барабек», «Ах, как страшно трусливому зайке» и т.п.
4.Игры – драматизации, хороводы, инсценировки песен-
При разучивании песен, дети лучше запоминают слова, если к ним подобраны движения. Причем воспитанники сами подбирают эти движения. Конечно, дети младших групп не смогут этого сделать. Они повторяют все жесты педагога, и тем самым учатся в дальнейшем придумывать свои движения. Начиная со средней группы перед детьми можно ставить задания: "давайте подумаем, как мы можем дальше показать движения этого хоровода?", "А я бы сделала бы вот так".
Ярким примером может быть песня «Два веселых гуся». Воспитанники сами додумывают движения –«спрятались в канавке», «кричит бабуся», «кланялись бабусе», «вытянули шеи» и другие.
В старших группах дети уже без подсказки педагога придумывают движения хороводов или танцевальные элементы под различную музыку.
Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по
образам и содержанию деятельности.
Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от
начала до конца. Мы обсуждаем произведение в целом и отдельные
персонажи, их характер. Детям предлагается выбрать себе образ.
Далее разучиваем текст и переходим к исполнению.
5. Игра-импровизация на музыкальных инструментах-
Как же можно применять театрально-игровую деятельность в обучении на детских музыкальных инструментах?
Я, применяю эту методику, совмещая ее с развитием речи. С детьми мы вспоминаем и рассказываем сказки, рассказы, различные истории. Затем я предлагаю озвучить героев различными инструментами. Дети сами выбирают тот или иной инструмент и с моей подсказкой решают как играть на нем (тихо или громко, медленно или быстро и так далее). Например, «Сказка про курочку Рябу»: дед и баба характеризуются деревянными ложками, курочка – трещоткой, мышка – погремушкой, яйцо бьется – удар в бубен, плач деда и бабки – дудочка и тому подобное. Каждый педагог может по своему усмотрению подбирать инструменты. Музыкальная сказка сопровождается игрой на фортепиано или под фонограмму, а дети, слушая музыку, подыгрывают на музыкальных инструментах, соблюдая при этом ритм, темп и оттенки. В целом получается сказка, рассказанная шумовым оркестром. Воспитанникам очень нравятся такие шумовые оркестры, и на последующих занятиях они сами предлагают озвучить ту или иную сказку или рассказ. Иногда, мы вместе с детьми, сами придумываем сюжет истории и обыгрываем ее. Такое обучение игре на музыкальных инструментах начинаю применять со средней группы.
6.Постановка спектаклей, сказок, инсценировок-
Подготовка к спектаклю требует определенной подготовки. Сначала я знакомлю детей со сценарием, обсуждаем его, характеризуем героев. Затем идет процесс разучивание подобранных к спектаклю песен и танцев. Распределяются роли и заучиваются слова. Подбирается музыка, дети под определенную музыку лучше усваивают роль и даже начинают импровизировать. В работе над спектаклем привлекаются родители. С ними провожу консультации, и они с удовольствием помогают в создании костюмов и декораций. Ну и наконец, показывается спектакль. У детей на выступлении (по моему наблюдению) возникает большой эмоциональный подъем, воспитывается чувство ответственности.
В младших группах основные роли играют взрослые – воспитатели и даже привлекаем родителей, а дети подыгрывают им. Но младшие воспитанники здесь не зрители, а полноправные участники спектакля. Начиная со средней группы, подбираю простейшие сценарии с ролями для детей. В старшей и подготовительных группах мои воспитанники – самостоятельные актеры.

В результате применения этой методики дети учатся выстраивать взаимоотношения, разрешать конфликтные ситуации, анализировать свое поведение и поведение других, делать выводы. Можно утверждать, что музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развивает его творческие способности, приобщает его к глубоким ценностям. Это конкретный, зримый результат.

Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе игрового взаимодействия актёров. Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом — это движения под музыку.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к музыкальному языку мыслей и чувств добавляется театральный язык мимики, жестов и пластики движений.

В зависимости от используемых методик преподавания музыки, педагог может взять за основу проводимых занятий театрализацию. Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере.

Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре — через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: -игра ролевая и актёрская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка — потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности через музыкально- ритмические движения.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат музыкальные сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, т.к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец (см. приложения). Природная предрасположенность дошкольников к «пританцовыванию» объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает ребенка от закомплексованности., дает ему ощущение своей особенности, приносит ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение.

Известно, что основой музыкального образа является звучащий образ реального мира. Поэтому для музыкального развития ребенка важно наличие богатого чувственного опыта, в основе которого лежит система сенсорных эталонов (высота, длительность, сила, тембр звучания), реально представленных в звучащих образах окружающего мира (например, дятел стучит, дверь скрипит, ручей журчит и т. д.).

Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т.д.), все это может быть обыграно при помощи театрализации.

Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать те или иные движения, способы действий для передачи образа своего героя. В танцевальном творчестве ребенок получает возможность получить жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.

Создается необходимость использования в работе с детьми ритмопластики, которая направлена, соответственно, на психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного инструмента. В ритмопластике движения должны соответствовать музыке, быть доступными двигательным возможностям детей, поэтапными по содержанию игрового образа, разнообразными, нестсреотипными. В современном ритмопластическом танце полная подчиненность внутренним закономерностям музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений и свобода пластической разработки, не связанной с танцевальной традицией.

Что бы уметь передавать театральный образ через музыкально-ритмические движения, ребенку надо иметь определенный запас движений. Их заимствуют из физических упражнений, сюжетной драматизации, танца. Дети, действуя как сказочные или реальные персонажи, передают образы, находящиеся в определенных взаимоотношениях. Это самые разнообразные впечатления, полученные при наблюдении за действиями взрослых, за передвижением различного транспорта, за повадками животных, птиц и т.д. Углубляют эти впечатления телепередачи, кинофильмы, спектакли. Ребята используют характерные жесты и действия, проявляя при этом много выдумки, фантазии и творчества. Такие движения называют образными, имитационными, сюжетными. Музыкально- ритмические навыки и навыки выразительного движения тесно взаимосвязаны и является единым процессом восприятия музыки и воспроизведения ее особенностей в разнообразных движениях.

Музыка в театральных постановках занимает ведущие место. Содержание произведений, его музыкальные средства, построение- основной побудитель выразительных движений ребенка. Наряду с этим произведения должны быть динамичны, удобны, стройны по форме, доставлять детям радость, помогать совершенствовать их движения. В практике обучения движениям используется вокальная и инструментальная музыка — авторская оригинальная и народная.

Поддержка инициативы импровизирования в танцевально — театральной деятельности позволяет развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление. Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет.