Игры для детей старшей группы по эмоциям. Дидактические игры эмоционального характера для дошкольников

Конспект занятия по лепке «Цветочек » (I младшая группа ).

Maam.ru > Конспект занятия по лепке

лепке (младшая группа )...

Конспект НОД по тестопластике для детей 1 младшей группы : «Весенняя травка ».Дети первой младшей группы любят рисовать, но у них не хватает творческих навыков и способностей. Чтобы вызвать у детей интерес к изо и способствовать развитию творческого...

Nsportal.ru > План-конспект занятия по

Конспект занятия по лепке для первой группы раннего возраста...

Материал: пластилин зеленого цвета, доски для лепки , иллюстрации к стихотворению. Предварительная работа: Воспитатель с детьми у окна-Вот и пришла весна. На улице ярко светит солнышко. Дни стали теплее. Снег растаял и сквозь землю начала прорастать травка .

Infourok.ru > Конспект занятия по лепке

Конспект нод «цветочная полянка» в 1 младшей группе ...

1 младшая группа (с 2 до 3). Вид занятия: коллективное.Какие цветы на полянке? (Желтые, красные, синие.) А какого цвета травка ? (Зеленая.)НОД 35. Лепка .Тема: «Цветок на клумбе».Цель: продолжать учит детей сочетать в поделке природный материал и пластилин.

65-school.ru > Конспект нод «цветочная

лепка Весенняя травка .docx - Конспект НОД по лепке в..

Конспект НОД по лепке в 1 младшей группе на тему: «Весенняя травка » Цель: познакомить со стихотворением А. Плещеева «Сельская песенка», учить согласовывать слова в предложение, развивать память; продолжать учить отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого...

Znanio.ru > лепка Весенняя травка.docx -

Занятие «Цветы » для 1 младшей группы

Пальчиковая гимнастика «Цветочек ». Как у деток маленьких Есть цветочек аленькийЛепка барельефная «Красивые цветы ». - Отрывайте кусочки от пластилина, прикладывайте их кСкачать конспект игрового занятия для 1 младшей , ясельной группы детского сада (3-й год...

Vospitatel.com.ua > Занятие «Цветы» для 1-й

План-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа )...

Методические разработки. Аппликация, лепка . План-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа ) на тему: Конспект НОД по тестопластике для 1 младшей группы "Весенняя травка ".

Dsdnr.ru > План-конспект занятия по

Пластилинография "Весенний цветок " для детей младшей группы .

Kladraz.ru > Пластилинография

Открытое занятие маы2013 травка | Образовательный портал...

Весенняя травка Вида детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы Технологии: игровые, информационно-коммуникативные, диалоговые, здоровьесберегающие, социоигровые...

EduContest.net > Открытое занятие маы2013

Портал педагога | "Божья коровка" (лепка 1 младшая группа )

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 18 Кировского района Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста Тема: «Божья коровка» (лепка 1 младшая группа )...

Portalpedagoga.ru > Портал педагога | "Божья

Конспект НОД в первой младшей группе "Цветочная поляна..."

Конспект непосредственной образовательной. деятельности в первой младшей группе . «Цветочная поляна». подготовила.(зеленый, желтый, красный, синий); величину (большой – маленький); активизировать словарь детей за счет слов: цветы , поляна, деревья, трава

Uchitelya.com > Конспект НОД в первой

Конспект НОД «Цветочная полянка» в 1 младшей группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Цветочная полянка» в 1 младшей группе в корзинки. Какого цвета корзинка, такого цвета и цветочки собирать будем.

Ped-kopilka.ru > Конспект НОД «Цветочная

Конспект занятия младшей группе (речевое развитие): «Весенние...

Ход занятия воспитателя в младшей группе . I. Орг. момент. Воспитатель предлагает детям поехать на поезде, чтобы погулять по лесной поляне.Вот и наступает день, ветерок подул, колеблются цветочки . Вечер наступает, одуванчик закрывает свои цветочки .

Chudor.ru > Конспект занятия младшей

Конспект НОД по тестопластике для 1 младшей группы Весенняя...

Воспитатель: Я вам покажу, как правильно лепить травку .(раскатывание колбасок и примазывание на картонную основу) У каждого ребенка дощечка для лепки , солёное тесто зеленого цвета, салфетка.конспект НОД по рисованию Зеленая травка в 1 младшей группе .

ProfHelp.net > Конспект НОД по

Для педагога | Конспект итоговой интегрированной...

по художественно-эстетическому развитию в 1 младшей группе . «Вышла курочка гулять свежей травки пощипать…»МКДОУ «Детский сад №4» Время проведения: 25 марта 2016 года Группа : 1 Младшая №1 Участник воспитатель МКДОУ «Детский сад №4» Криволапова Лариса.

Dlyapedagoga.ru > Для педагога | Конспект

Конспект занятия по лепке во второй младшей группе на тему...

Приемы лепки : Отщипывание, скатывание (1 -й способ), надавливание, размазывание.- Сегодня у нашей куклы день рождения. Давай подарим ей цветы . Что есть у цветочков ? (стебель, листья, лепестки) Какого цвета стебель и листья? (зеленого) А лепестки? (разного...

Konspekty-zanyatij.ru > Конспект занятия по лепке

Интегрированное занятие в первой младшей группе «И коровку...»

Мы вылепим коровке волшебную травку . Прежде чем начнем лепить , надо размять ручки. Смотрите, у нас на столах лежат волшебныеА сейчас бабочки поиграют с цветочками . Бабочки летают, радуются, музыка выключается, и каждая бабочка летит к своему цветочку .

Dohcolonoc.ru > Интегрированное занятие в

Конспект занятия по лепке в первой младшей группе ."Цветы для...

Очень красивые цветы у нас получаются, думаю, что мамы и бабушки будут очень довольны такими подарками, которые вы сделали для них.Давайте рассмотрим наши цветы . Какого цвета получились цветочки у Марины? По окончании занятия необходимо рассмотреть каждую...

Pedagogcentr.ru > Конспект занятия по лепке

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лепке в первой младшей группе «Цветочек для мамы».Посмотрите, какой цветочек сделаю я. (Воспитатель использует вырезанную в форме цветка картонную основу, на которую предварительно нанесён слой...

Moyamatem.ru > Конспект

Конспект занятия лепка младшая группа "Цветок для мамы"

Ok.ru > Конспект занятия лепка

План-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа )...

...лепке (младшая группа ) на тему: Конспект непосредственно-образовательной деятельности в первой младшей группе по лепке нана тему: Конспект непосредственно-образовательной деятельности в первой младшей группе по лепке на тему: "Цветочек для мамы".

StudyDOCX.ru > План-конспект занятия по

Муниципальное бюджетное дошкольное

«Лепка » для первой младшей группы . (1 - организованная детской деятельности в неделю, всего непрерывной образовательной деятельности в год – 36). Составители: Стахова И.В воспитатель МБДОУ «Золотой ключик».

Zkluchik.ucoz.com > Муниципальное бюджетное

конспект занятия по модульной лепке в 1 младшей группе ...

Подходят к окну. Воспитатель: Посмотрите, как светло у нас сегодня в группе . Вы знаете, почему? Солнышко заглянуло к нам в окошкоПосмотрите, как ярко светит солнышко, от этого теплого яркого цвета и нам становится веселее. Солнышко согреет нас, и травку и цветочки .

Игры на развитие эмоций

Упражнения и занятия на развитие эмоциональной сферы

1. Упражнение для детей, которые начали хорошо говорить.

Дать ребенку зеркало, пусть внимательно себя рассмотрит, спросите:

Какого цвета у тебя глаза?

Какого цвета у тебя волосы?

Чем ты внешне отличаешься от…(назовите знакомого ребенка)?

Что тебе нравится в твоей внешности больше всего?

Рассмотрите папу, обратите внимание ребенка на то, какие у него глаза, брови, губы, волосы. Вы можете удивится тому, что ребенок вроде бы видит вас каждый день, но может совсем не обращать внимание на эти "мелочи". То же проделайте с вами, с бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами, если они есть.

2. Удивление.

Придумайте историю с таким началом:

К нам пришел слон…

Над городом поплыли облака, а с них спускаются веревки (сыплются конфеты, падают рыбы…)

Волшебник поменял все вывески над магазинами…

Утром из крана потек апельсиновый сок (любой другой, какой любит ребенок, молоко…)

Поговорите с ребенком, в каком случае мы удивляемся. Что должно произойти, чтобы он удивился. А что для этого нужно зайчику, мишке. Чему может удивиться мама, папа.

3. Эмоция грусть.

Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь.

Придумайте с ребенком, когда он испытывает такое же чувство, когда это было в последний раз, что его утешило, успокоило. Пусть он предложит волшебнику, что надо делать, чтобы дети перестали плакать. Возможно, это будет для вас вариантом утешить самого ребенка.

Так же поговорите, когда может грустить мама, папа. если у вас есть разные журналы, поищите такие картинки, на которых есть грустные лица. Поговорите о том, в каких сказках есть грустные персонажи, почему они грустят. а что надо сделать, чтобы человек перестал грустить.

Выберите грустные, печальные краски, можете нарисовать грустную картинку. Но потом обязательно выберите веселые краски, цвета. Сделайте так, чтобы закончили вы подобные упражнения на веселой ноте.

4. Стихи. Во время чтения ребенок может изобразить соответствующую эмоцию, если постарше, то может нарисовать. Рисовать можно и пиктограмму – просто изображение лица с соответствующей эмоцией, а можно и красками, тогда это может быть не изображение, а просто сочетание цветов того настроения, которое испытывает ребенок при чтении соответствующего стихотворения. При работе с эмоциями есть правило: никогда не заканчивать отрицательными эмоциями. Эти эмоции вначале, а закончить надо на положительной ноте.

Страшная птица (страх)

На окошко села птаха,

Брат закрыл глаза от страха:

Это что за птица?

Он ее боится!

Клюв у этой птицы острый,

Встрепанные перья.

Где же мама? Где же сестры?

Ну, пропал теперь я!

Кто тебя, сынок обидел? –

Засмеялась мама. –

Ты воробышка увидел

За оконной рамой.

(А. Барто)

Совесть (вина)

Я кошку выставил за дверь,

Сказал, что не впущу.

Весь день ищу ее теперь,

Везде ее ищу.

Из-за нее вторую ночь

Все повторяется точь-в-точь,

Во сне, как наяву:

Я прогоняю кошку прочь,

Потом опять зову.

(А. Барто)

О чем грустят корабли (грусть, печаль)

О чем грустят корабли от суши вдалеке?

Грустят, грустят кораблики о мели на реке,

Где можно на минуточку присесть и отдохнуть

И где совсем ничуточки не страшно утонуть.

(В. Лунин)

Радость – если солнце светит,

Если в небе месяц есть.

Сколько радости на свете

Не измерить и не счесть.

Только радостные слышат

Песни ветра с высоты,

Как тихонько травы дышат,

Как в лугах звенят цветы.

Только тот, кто сильно любит,

Верит в светлую мечту,

Не испортит, не погубит

В этом мире красоту.

(В. Лунин)

Сережа и гвозди (гнев, злость)

Сотрясается весь дом:

Бьет Сережа молотком,

Покраснев от злости,

Забивает гвозди.

Гвозди гнутся,

Гвозди мнутся,

Гвозди извиваются,

Над Сережею они

Просто издеваются –

В стену не вбиваются.

Хорошо, что руки целы.

Нет, совсем другое дело –

Гвозди в землю забивать.

Тук! – и шляпки не видать.

Не гнутся, не ломаются,

Обратно вынимаются!

(В. Берестов)

Бабочка (удивление)

Увидав на клумбе прекрасный цветок,

Сорвать я его захотел.

Но стоило тронуть рукой стебелек,

И сразу цветок … улетел

(В. Лунин)

Вчера решил я добрым быть,

Всех уважать и всех любить.

Подарил я Свете мячик,

Подарил я Пете мячик,

Коле отдал обезьянку,

Мишку, зайца и собачек.

Шапку, варежки и шарф

Подарил я Гале…

И вот за доброту мою

Меня же наказали

Вот какие игры по развитию эмоций

1. Игра в мяч.

Дети встают в круг и поочередно бросают мяч друг другу. При этом называют свое имя. Через некоторое время предлагается кинуть мяч тому, с кем хочешь поиграть, поговорить.

2. Игра в «Жмурки»

Группа детей из 2-3 человек с завязанными или закрытыми глазами догоняет и ловит остальных детей. Затем дети на ощупь узнают, кого поймали.

Игра 3. Поочередное проникновение в круг.

Группа детей образует круг, взявшись за руки. Один из желающих пытается проникнуть в круг, но группа его не пускает.

Игра «Кто громче крикнет».

Детям предлагается издавать громкие звуки. Но крик должен постепенно превратиться в общую мелодию (хор).

Игра «Рисование коллективного рисунка».

Предлагаем детям подойти к доске, на которой прикреплен

большой ватман, и фломастерами нарисовать то, что каждый желает, но нарисовать так, чтобы получился

общий рисунок. После выполнения задания рисунок коллективно просматривается и обсуждается

Игра «Испорченный телефон»

Выбираем ведущего, который называет первое слово и «запускает испорченный телефон»

Игра «Ручеек»

Дети становятся в пары, один проходит и выбирает себе пару.

Игра «Моргалки»

Дети разбиваются на пары. Инструкция: пристально смотреть друг на друга как можно дольше, не моргая. Победитель выбирает, с кем он продолжит игру.

Игра «Зеркало» Ведущий изображает кого-то из животных. Члены группы угадывают. Ведущие поочередно меняются.

Игра «Все наоборот»

Психолог предлагает разделиться детям на пары. Каждой паре вручает карточки, где символически изображены движения. Например, руки вверх, вправо, влево. Играющие как можно быстрее должны вы¬полнить эти движения, но наоборот. Ведущий оценивает число ошибок. Затем дети меняются ролями.

Игра «Изображение животных»

Предлагаем детям выбрать ведущего. Ведущий выбирает одного из членов группы, предварительно договаривается с ним о том, какое животное он будет изображать. Те дети, которые угадали, выступают в роли Ведущего и выбирают участника.

Игра Изображение неодушевленных предметов. Игра проводится в той же последовательности, как и предыдущая.

Игра 3. Коллективное изображение животных. Участвуют 2-3 детей, остальные должны угадать, кто изображен. Дети сами выбирают, с кем они хотели бы работать в паре

Игра «Страшные сказки».

Дети рассаживаются вокруг рассказчика, который рассказывает «страшную сказку» или «страшную историю». Игра «Коллективная страшная сказка». Детям предлагается сочинить коллективную страшную сказку и обыграть ее. Ход игры. Взрослый называет первые слова, например, «однажды...», ребенок продолжает, затем продолжает другой ребенок и т. д.

Игра «Рисование страхов».

Психолог предлагает детям нарисовать свои страхи в специальном альбоме. Затем каждый рисунок обсуждается.

Сюжетно-ролевые игры: Игра «Волк и семеро козлят». Игра «Мальчик и разбойник». Игра «Я пройду в темноте один».

Игра «Мой страшный день в жизни». Дети в

группе поочередно обыгрывают «страшные ситуации»

Игра «Наши чувства».

Детям предлагается выбрать чувства, которые они хотят сыграть: веселый, грустный, разочарованный, обиженный, расстроенный, и пр.

Игра «Я скульптор»

Члены группы делятся на пары. Скульптор придает напарнику позы животных, предметов. После этого спрашивает напарника, кого он изображает. Затем дети меняются ролями.

Игры-этюды на осознание и выражение основных эмоций

У каждого человека есть эмоции, которые проявляются в разных жизненных ситуациях по-разному. Ваш ребенок только учится адекватно выражать свои эмоции. Каждый из вас наверняка сталкивался с такой ситуацией, когда незначительное действие или ситуация вызывает у ребенка слишком бурные, неадекватные реакции. Это говорит о том, что малыш еще не владеет эмоциями, не умеет адекватно выражать свою радость или гнев, недоумение или испуг, счастье или обиду. Для того, чтобы, выражая свое горе или проблему, ребенок не кричал и не плакал, необходимо его научить показывать свои эмоции е помощью мимики или жестов. При этом достигается цель привлечения к себе внимания, атак яке снижаются импульсивные эмоциональные реакции ребенка.

1.«Бабушка приехала»

Ваня живет в городе с мамой и папой. Каждое лето он ездит отдыхать в деревню к бабушке. Зимой, когда Ваня ходит в детский сад, он сильно скучает по бабушке и ждет, когда наступит лето.

Однажды вечером в квартире раздался звонок. «Кто бы это мог быть?» - подумал Ваня и побежал открывать дверь. Он распахнул ее и увидел свою бабушку, которая приехала из деревни. Это был настоящий сюрприз!

Ребенку предлагается изобразить лицо Вани в тот момент, когда он увидел бабушку: брови подняты вверх, глаза широко открыты.

2.«Игрушка-сюрприз»

Наверное, многие из вас видели игрушки-сюрпризы, которые сейчас очень популярны. Открываешь шкатулку, а из нее выпрыгивает веселый клоун; берешь в руки мороженое (ну совсем как настоящее!), а откусить не получается; распечатываешь пакет с орешками, а из него вылетает серпантин. Попробуйте вместе с ребенком изобразить лицо человека, впервые увидевшего такую игрушку.

Мимика: рот широко открыт, брови приподняты, руки подняты вверх.

3. «Облака»

Мальчик лежит на травке и наблюдает, как облака плывут по небу. Одно похоже на белого пушистого зайчика, другое - на дракона с огромным хвостом, а третье - на большой красивый цветок.

Поза: ребенок лежит, руки сцеплены в «замок» и положены под голову.

Мимика: нижняя губа закушена, глаза смотрят чуть вверх.

По улице шел мужчина и нес в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик это заметил и ему очень захотелось узнать, что лежит в сумке. Мужчина шел быстро и не замечал мальчика. А мальчик прямо-таки вился возле прохожего: то с одной стороны подбежит к нему, то с другой стороны, вытягивая шею и заглядывая в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, поставил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки возле сумки, слега потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Там лежали всего-навсего две обыкновенные теннисные ракетки. Мальчик разочаровано махнул рукой, встал и не спеша пошел к своему дому.

Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления. Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево; указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте.

Мимика: слегка сощуренные глаза, нижняя губа закушена.

Ребенок играет роль Ивана-царевича, который борется с трехглавым Змеем Горынычем и побеждает его. Очень горд и рад Иван-царевич своей победе.

Выразительные движения: у исполнителя роли Змея Горыныча голова и кисти рук - это головы Змея. Они качаются, делают выпады в сторону Ивана-царевича, «нападают» и никнут по очереди (срубленные), поднимаются (вырастают новые), а Иван-царевич с большим усилием машет воображаемым мечом.

Поза и мимика: у победителя ноги слегка расставлены, голова чуть откинута, плечи расправлены, брови приподняты, на лице улыбка.

7. «Усталость»

Мальчик Петя весь день помогал своей бабушке поливать огород. И вот, когда все было полито, Петя почувствовал, как же он все-таки устал.

Выразительные движения: руки висят вдоль тела, плечи опущены, голова чуть-чуть опущена.

Колина бабушка потеряла очки и потому не заметила, что в сахарницу вместо сахара насыпала соль. Коля захотел пить. Он налил себе в чашку чай и, «не гладя», положил в него две ложки сахару, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Выразительные движения: голова наклонена назад, глаза сощурены, брови нахмурены, нос сморщен, верхняя губа подтягивается к носу.

9. «Чего я боюсь?»

Предложите ребенку, предварительно дав листы бумаги и цветные карандаши (или краски), нарисовать свой страх, то, что ребенок боится больше всего. Перед рисованием можно провести с ним беседу о страхах, какие они бывают, и попросить их рассказать о своих страхах, предварительно рассказав о своем, например: «Я тоже в детстве очень боялась...» После того как он нарисуют свои страхи, обратите внимание на цветовые решения рисунков. Можно также обсудить с детьми, что они изобразили. После беседы с каждым из ребят, предложите ребенку порвать свой рисунок со словами: «Страх мне не нужен, его больше никогда не будет!» и выбросить в мусорную корзину свои рисунки.

Развитие социальных эмоций.

Снятие состояния эмоционального дискомфорта.

1. «Походки».

а). Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например: походить, как маленький ребенок, как глубокий старик, как клоун в цирке, как котенок, как медведь и т. п. Варианты походок может придумывать и сам ребенок.

б). Можно в эту игру играть и по-другому, предложив детям по походке угадать, кого хотели изобразить. В процессе данного упражнения снимается напряжение и происходит эмоциональное раскрепощение детей.

2. «Мои эмоции»

Игра направлена на развитие умения чувствовать настроение окружающих, а также умения правильно передавать свои эмоции. Ребенку предлагается нахмуриться, как рассерженный человек, как осенняя туча, позлиться, как голодный волк, как злая ведьма, испугаться, как зайчик-трусишка, как котенок, увидевший собаку, улыбнуться, как хитрая лисица, как счастливый ребенок, обрадоваться, как цветы солнышку, как птицы весне.

3. «Покажи настроение»

Данная игра снимает эмоциональное и мышечное напряжение.

Взрослый сам показывает движение и просит изобразить ребенка настроение: «Полетаем, как бабочка, а теперь, как орел, походим, как маленький ребенок, а теперь, как старый дед. Поиграем, как клоун в цирке, а теперь, как лягушка на болоте. Задумчиво пройдемся, как человек, который не знает, как ему поступить, пробежимся по солнечной лужайке».

4. Игра-обсуждение «Взаимоотношения»

Эта игра построена на обсуждении стихотворения «Дом с колокольчиком» Л. Кузмина:

Стоит небольшой старинный Дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь, то поверь,

Что в доме проснется старушка,

Седая-седая старушка,

И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

Входи, не стесняйся, дружок.

На стол самовар поставит

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Но если, но если, но если

Ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет Баба-яга,

И не слыхать тебе сказки,

И не видать пирога.

После прочтения стихотворения обсудите его с ребенком и выясните, что результат зависит от поведения, от отношения к людям, от намерений, что от того, как ты относишься к другим, зависит то, как будут относиться к тебе. Задайте следующие вопросы:

Почему во второй части стихотворения вышла к ребенку из того же дома не добрая старушка, а Баба-яга?

Почему старушка поила ребенка чаем с пирогами и читала добрую сказку?

5. «Мимическая гимнастика»

Предложите ребенку выполнить следующие мимические упражнения: сморщить лоб - расслабиться. Поднять брови - расслабиться. Сморщить лоб - поднять брови - расслабиться. Закрыть глаза - открыть и расширить глаза - поднять брови - раскрыть рот - расслабиться. Сморщить нос, расширить ноздри - расслабиться. Улыбнуться.

6. «Настроение»

Данная игра позволяет ребенку понять, как связаны между собой различные настроения.

Ребенок садятся на стул. Взрослый бросает мяч и называет определенное настроение. Ребенок, в свою очередь, бросает мяч обратно, называя противоположное настроение. Например:

добрый - злой; веселый - грустный; ясный - мрачный; тихий - громкий; красивый - страшный; теплый - холодный; сильный - слабый; молчаливый - общительный.

7. «Продолжи предложение»

Ребенок садятся на стул. Бросающий произносит какое-нибудь незаконченное предложение, а тот, кто ловит мяч, должен его закончить.

8. «Послушай »

Это упражнение помогает детям обратить внимание на самого себя, на свои чувства и эмоции.

Попросите ребенка сесть поудобнее и закрыть глаза. Сидим тихо-тихо и слушаем, что происходит вокруг нас, внутри нас. Прислушиваемся к своим ощущениям. Далее пусть ребенок поделится, что он чувствовал, чего хотел, что услышал.

9. «Ролевая гимнастика»

Игра направлена на снятие напряжения, на эмоциональное оживление, способствует расширению поведенческих ситуаций у ребенка.

а). Расскажи стихотворение (на выбор ребенка) следующим образом:

Очень быстро;

Шепотом;

Со скоростью улитки;

Как иностранец;

Как робот.

б). Походи, как:

Младенец;

Глубокий старик.

в). Улыбнись, как:

Кот на солнышке;

Как само солнышко.

г). Посиди, как:

Пчела на цветке;

Наездник на лошади.

д). Попрыгай, как:

Кузнечик;

Кенгуру.

е). Нахмурься, как:

Осенняя туча;

Рассерженная мама;

Разъяренный лев.

10. «Почта».

Эту игру можно провести, когда у вас дома гости. В нее с удовольствием будут играть не только дети, но и взрослые. Для этой игры можно использовать различные рисунки, поделки, аппликации, выполненные ребенком и упакованные в конверты, бандероли и т. п. На грудь каждому игроку прикрепляется номер, который будет играть роль его адреса. Перед игрой можно предложить играющим отгадать загадки, которые связаны с почтой. Например:

Синий домик у ворот.

Угадай, кто в нем живет.

Дверца узкая под крышей -

Не для белки, не для мыши

Не для нижнего жильца -

Говорливого скворца.

В эту дверь влетают вести,

Полчаса проводят вместе.

Вести дома не гостят -

Во все стороны летят.

(Почтовый ящик)

Что путешествует по свету, оставаясь в одном и том же углу?

Каждый участник игры затем решает, кому он хочет отправить свое письмо или бандероль, и ставит на них соответствующий номер-адрес. Если вы заметите, что кому-нибудь из детей никто ничего не послал, пошлите ему сами - в этой игре никто не должен чувствовать себя одиноким и обиженным. После этого вся почта отдается заранее выбранному почтальону, который доставляет письма и бандероли адресатам.

Эта игра - релаксационная. С ее помощью снимается мышечное напряжение, дети успокаиваются и расслабляются.

Дети ложатся на пол, руки вдоль тела, глаза закрыты. Взрослый дает следующую установку: «Ребята, начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все чувствовать и слышать, но не будете разговаривать, двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте меня и повторяйте мои слова, про себя. Спокойно отдыхайте. Пусть каждому приснится хороший, добрый «волшебный сон».

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают-Отдыхают, засыпают...

Отдыхают, засыпают--

Шея не напряжена,

А расслаблена... .

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется...

Все чудесно расслабляется-

Напряжение улетело...

И расслаблено все тело...

И расслаблено все тело...

Будто мы лежим на травке,

На зеленой, мягкой травке...

Греет солнышко сейчас...

Ноги теплые у нас...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Губы теплые и вялые,

И нисколько не усталые.

Мы спокойно отдыхали.

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулаки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянуться!

Улыбнуться!

Открыть глаза и встать».

12. «Театр зверей».

В процессе этой игры ребенок, подражая движениям зверей, совершенствует и развивает выразительность своих движений, учится управлять своим телом. Игра способствует раскрепощению.

«Зайчик»

Руки согнуты перед грудью, кисти опущены. Скачет, передвигаясь одновременно на двух ногах вперед, назад, вбок. Пугливо оглядывается.

«Кошечка»

Встать на четвереньки, вытянуть правую «лапу» вперед, опереться на нее, подтянуть заднюю «лапу». Затем то же левой рукой и ногой. Прогнуться.

Сложить вместе согнутые «лапки», слегка присесть, переступая мелкими шажочками. «Свернуться клубком»: присесть, обхватив руками колени, голову вниз.

«Петушок»

Шагать, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях, хлопая руками-«крыльями» по бокам. Голова высоко поднята.

«Воробушек»

Скачет на двух ножках одновременно, потом «летит»: бежит, размахивая руками-«крыльями», движения частые и неширокие. Воробушек сел на ветку: сесть на корточки, сгруппироваться.

«Лошадка». Бьет копытом - поднимает и опускает ногу, скользя носком по полу вперед-назад. Затем скачет приставным галопом - приставляет на скаку одну ногу к другой. Бежит, высоко поднимая согнутые в коленях ноги. Голова поднята, корпус прямой


Игра: «Мама и детеныш»

Цель: Развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движений и речи.

Описание игры: Дети разбиваются на пары. Один в паре выполняет роль мамы, другой – детеныша. Затем меняются ролями. Воспитатель говорит, что мамы могут ласкать, отчитывать, наказывать, жалеть, спасать детенышей, а детеныши реагировать на эти действия. Животных называет воспитатель, Это может быть семья кошек, обезьян, лошадей.

ИГРА «Я животное»

Цель: Развитие воображения, выразительности движений и речи.

Ход игры: Дети представляют, что рядом с ними названное воспитателем животное, и эмоционально реагируют на него. Это может быть кошка, змея, медведь, еж, крыса хомяк ит. п.

Игра « Большой – маленький»

Цель: Развитие наблюдательности, выразительности движений и речи.

Описание игры: Дети по заданию воспитателя, изображают детеныша животного, а затем – самого взрослого животного.

Игра «Хоровод»

Цель: Развитие чувства общности, выразительности движений, снятия напряжения.

Ход игры: Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.

Игра «Маски»

Оборудование: Маски животных.

Цель: Развития воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.

Ход игры: На одного ребенка, который стоит перед остальными детьми надевают маску животного, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья это маска, ребенок предлагает кому – либо из детей изобразить это животное. Если животное будет угадано, водящим становится тот ребенок, который его изображал.

Игра «Доктор Айболит»

Оборудование: Маски обезьян

Цель: Развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, эмпатии, снятия напряжения.

Ход игры: Воспитатель или ребенок выполняет роль доктора Айболита. Остальные изображают больных обезьян.

Доктор подходит к каждой обезьянке лечит ее, жалеет. После того, как доктор Айболит обойдет всех, обезьянки выздоравливают и радуются, что у них ничего больше не болит.

Игра «Бабочки и слоны»

Цель: Развитие воображения, выразительности движений, коммуникативных навыков.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям превратиться в слонов. Дети ходят по комнате, изображая слонов, при встрече общаются друг с другом.

Затем воспитатель предлагает детям стать бабочками. Дети, изображая бабочек, легко порхают по комнате и общаются.

Игра «Дожди»

Цель: Развитие выразительности движений, пластики, воображения.

Ход игры: Дети встают в круг и двигаясь друг за другом, по заданию воспитателя, изображают дождь. Он может быть веселым, с солнышком, страшным ливнем с грозой, грустным, бесконечно моросящим.

Советы родителям.

И у детей и у взрослых эмоциональное состояние часто связано с цветом. Но как правило - с разным. Порой, у ребенка положительные эмоции ассоциируются с темным цветом, коричневым и даже черным.

Попробуйте поиграть в следующую игру. Она подходит для детей с полутора лет. Для нее вам необходимо сделать квадратики или кружочки разного цвета. Цвета могут повторяться, если у вас нет достаточно большого количества оттенков.

У меня в наборе 110 цветов, но сначала было около 30. Мне кажется, что квадратики удобнее, их можно использовать и для других игр. Разложите перед ребенком все квадратики и предложите сначала взять себе все яркие цвета, затем все темные. можно по-разному формулировать задание - ребенок берет себе все солнечные, а вам остаются холодные, зимние, пасмурные.

Можно взять те цвета, которые напоминают Новый год, день рождения, недавний праздник. Какое-либо веселое событие. Внимательно наблюдайте за тем, какие цвета выбирает ребенок, но не спешите его поправлять. Ведь у каждого свои ассоциации, каждый выбирает свои цвета.

Вы можете сами разделить на две группы, в одну войдут красные, желтые и оранжевые, а в другую синие, фиолетовые, белые и черные. Спросите ребенка, какая кучка ему больше нравится и почему. (Это для детей, которые уже говорят)

В продаже можно купить ковролиновый конструктор для моделирования различных эмоций. Но можно и самим поиграть. Ребенок еще плохо рисует, но мама ведь может и сама рисовать по инструкции ребенка.

Вот пример такого рисования. нарисуйте кружочки, можно разного цвета. Это будут солнышки, нарисуйте лучики и всем разные рожицы. Одно солнышко улыбается, другое хмурится, третье испугалось.

Нюансы эмоционального проявления в мимике индивидуально, но общие мимические проявления характерны для многих народов. Особенно неожиданные эмоции, такие как испуг, удивление. Не рисуйте сложные эмоции, ограничтесь простыми. Затем спросите ребенка, если светит вот это солнышко, то как себя чувствуют дети... Можно спросить, когда ты себя чувствовал так же, что происходило.

Весело. Что должно произойти, чтобы было весело. Когда мама была веселой, а папа, бабушка, дедушка, подруга или друг. Когда весела кошка, а мышка, воробей...

Тоже можно проговорить со следующими эмоциями:

когда мы сердимся, грустим, удивляемся, пугаемся.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад №8 г. Донецка

НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПАПКА ГРУППЫ №5

Игры - этюды на освоения и выражения основных эмоций

Картотека дидактических игр на развитие эмоций и коммуникативных навыков

Разработал: воспитатель Орищенко Анна Сергеевна

Дидактические игры «Эмоции ребенка»

(Пиктограммы)

Данный материал предназначен для воспитателей дошкольного образования, педагогов-психологов, учителей начальных классов. Карточки-пиктограммы знакомят детей с эмоциями человека, учат его осознавать свою эмоцию и замечать эмоции других людей.
Я предлагаю вам, дорогие коллеги, изготовить несколько наборов карточек для дидактической игры «Эмоции ребенка». Они могут быть использованы для различных занятий, самостоятельных упражнений детей, совместных игр, а также индивидуальной работы с ребенком на развитие эмоциональной сферы. Я думаю, очень важно знакомить детей со своим эмоциональным состоянием и эмоциями других людей.
Подготовительная работа: изготовление дидактических игр «Эмоции ребенка».Познакомить детей с различными проявлениями эмоций людей.

Татьяна Шапиро
Нескучное стихотворение про скуку!
Скука в дом вошла без стука.
Поселилась в доме скука.
Через час она сбежала.
Ей, ребята, скучно стало!

Набор карточек № 1 включает в себя 9 проверочных карточек с пиктограммами эмоций (и их названиями).
Набор карточек рекомендован для работы с детьми от четырех лет, разрезные карточки-картинки с изображением эмоций и стихами.

Набор карточек № 2 включает в себя 9 карточек с пиктограммами эмоций, разрезанными на половинки. А также проверочную карту с маленькими пиктограммами. Дополнительно я предлагаю изготовить карточки контуров пиктограмм для самостоятельной зарисовки эмоций. Это карточки с пустыми кружками, в каждом из которых можно нарисовать свое лицо с разными эмоциями. Например, в одном кружке – радостное лицо, в другом – грустное лицо.




Набор карточек № 3 включает в себя 9 проверочных карточек с пиктограммами эмоций (и их названиями), и 9 разрезанных карточек.
Набор карточек рекомендован для работы с детьми шести лет, разрезные карточки-картинки с изображением эмоций. Они похожи на пазлы. Каждое «лицо» состоит из двух частей, отличающихся друг от друга. Задача ребенка заключается в том, чтобы соединить их правильно между собой и получить определенное выражение лица, ведь это не так просто! Для каждого лица свойственны определенные изгибы бровей, губ, форма носа. После того, как ребенок успешно справиться с поставленной перед ним задачей, можно обсудить ту или иную эмоцию (в процессе изготовления).
Набор карточек № 4 - это 18 карточек с фотографиями детей (фото или картинки можно взять из интернета, как это сделала я), изображающих конкретную эмоцию (необходимо: по две фото или картинки на каждую эмоцию). На обратной стороне фотографии приклеить маленькую пиктограмму-эмоцию для самоконтроля. В набор входят маленькие карточки с пиктограммами эмоций. Рекомендовано для детей пяти – шести лет, с этого возраста можно применять карточки со схематическим изображением эмоций, в которых ребенок подбирает пиктограммы к каждой эмоции, изображенных на данных картинках (в процессе изготовления).
Существует много интересных игр, в которых можно использовать карточки «Эмоции ребенка». Например: игра «Угадай, какое у меня настроение?», которая заключается в том, что ребенок выбирает карточку и изображает эмоцию пиктограммы, которая изображена на картинке, а другие игроки должны отгадать эмоцию и назвать ее. Вариативность зависит от знаний и фантазии педагога!

Материалы, предназначенные для изготовления карточек:

1. Схемы-эмоций:



2. Схемы-изображения эмоций:



3. Картинки-эмоции:









Ах, мне бы в детство
на день вернуться
и в беззаботность
вновь окунуться;
Под голос мамы:
в воде не балуй –
к реке с друзьями
на зорьке алой!
Полдня рыбачить,
полдня купаться;
В веселых играх
весь день смеяться,
Чтоб мир казался
всегда счастливым
И папа с мамой
вновь живы были…
Быть может, все же
не стар стремиться,
Коль жизнь тревожит
и детство снится…

Упражнение «Волшебный мешочек»

Цель: учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное настроение детей; обогащение словарного запаса.

Материал: мешочек, картинки с изображением различных оттенков настроений.

Ход упражнения: в мешочек волшебнику предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев. Воспитатель предлагает детям обсудить их собственное настроение.

Упражнение «Расскажи о своем настроении»

Цель: познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; учить понимать настроение другого человека.

Материал: картинки с изображением различных оттенков настроений.

Ход игры: детям предлагаются картинки с изображением различных оттенков настроений. Сначала воспитатель выясняет, знают ли дети основные характеристики настроения человека, а затем предлагает выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени похожа на настроение ребенка. (Вводятся понятие: веселое (радостное), грустное (хочется помолчать, подумать о чем-нибудь, хочется плакать).

При помощи каких слов вы можете рассказать о своем настроении?

Какое у тебя сейчас настроение?

Какого цвета у тебя настроение?

С каким запахом можно сравнить твое настроение?

На что похоже твое настроение?

(Плохая погода, холод, дождь, хмурое небо – агрессивные элементы, которые свидетельствуют об эмоциональном благополучии.) Если в процессе беседы выясняется, что у кого-то из детей плохое настроение, воспитатель им предлагает все отрицательные эмоции поместить в волшебный мешочек.

Для образца воспитатель может вспомнить ситуации из своей жизни, связанные с плохим настроением, и тоже поместить эти воспоминания в мешочек.

В конце беседы воспитатель обобщает ответы детей и обращает их внимание на то, что настроение может быть разным:

Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как веселое, радостное, светлое, праздничное, сказочное.

Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, печальное.

А от чего зависит настроение?

Может ли меняться настроение?

Игра «Жмурки»

Цель: показать в доступной форме изменчивость настроения.

Материал: картинки, изображающие «злого волшебника» и «угрюмого волшебника».

Ход игры : сначала воспитатель показывает детям картинку, изображающую «злого» волшебника, затем воспитатель заменяет картинку, изображающую «злого» волшебника, «угрюмым волшебником».

Посмотрите дети, лицо у злого волшебника изменилось – теперь оно угрюмое. Давайте попробуем его развеселить! По считалке дети выбирают «жмурку», потом раскручивают его в кругу, завязав глаза, под слова диалога:

На чем стоишь?

На мосту.

Что продаешь?

Ищи малышей, а не нас!

Сыграли кон, поменялся «жмурка», и детям предлагается еще одна вертушка: игроки раскручивают «жмурку» с завязанными глазами и приговаривают:

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп!

Дружно топнули, говоря «топ!»; дружно хлопнули в ладоши, говоря «лоп!» - разбежались! Лови, «жмурка»! Игра повторяется два три раза. По ее окончании воспитатель обращается сначала к тем детям, у кого, например, в начале занятия было грустное, печальное настроение:

Стало ли вам немного веселей?

Воспитатель определяет словесное общее настроение детей.

Игра «Цветик – семицветик»

Цель : продолжить знакомство с полярными понятиями «добро – зло».

Материал : цветик – семицветик, такой, чтобы лепестки открывались

(вынимались из цветка), красные и желтые фишки.

Ход игры : каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нм другим можно только тогда, когда лепесток «облетит весь свет». По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:

Лети, лети, лепесток

Через запад - на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по твоему вели!

Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей – ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы (но об этом детям не говорят). В конце игры воспитатель предлагает обсудить, какие желания понравились детям и почему.

Упражнение «Придумывание историй»

Цель: закреплять умение определять эмоциональное состояние людей, побуждать к оказанию помощи.

Ход упражнения: воспитатель предлагает детям выбрать и описать того героя, который, по их мнению, может помочь решить проблему (помочь гиене стать доброй). Ребенок может выбрать любого персонажа мультфильма, кинофильма, книги. Воспитатель может напомнить сюжет фильма или книги, в котором его любимый герой оказался в затруднительном положении. Например, в сказке «Спящая красавица» на помощь принцессе, которую заколдовала злая фея, пришли сразу три добрых феи.

Хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто может прийти на помощь.

Подумайте, кто из ваших любимых героев мог бы помочь злой гиене и разъяренной медведице стать добрыми.

Придумайте интересную, волшебную историю.

По окончании беседы воспитатель подводит детей к обобщению: как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь? (Добрыми, сердечными).

Игра «Жужа»

Цель : упражнять в регуляции своего эмоционального состояния.

Материал: полотенце.

Ход игры : «жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужжа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стола, стараясь хлестнуть их полотенцем по спинам.

Замечание: воспитатель следит за формой выражения «дразнилок»: они не должны быть обидными, причинять боль.

Беседа с детьми (Диагностика агрессивности)

Вам приходилось в жизни злиться?

Из-за чего вы злитесь?

Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать? (Ответы типа: ударить, толкнуть, накричать – свидетельствуют об агрессивных тенденциях.)

Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться? (С помощью этого вопроса воспитатель может судить об умении детей конструктивно решать сложные ситуации, сознательно управлять своими эмоциями и поведением.)

Упражнение «Надуть воздушный шарик злостью».

Цель : продолжать учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния.

Ход упражнения : воспитатель должен объяснить детям: чтобы избавиться от злости, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили человека. Всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик. Завязав его, представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.

Игра «Угадай настроение по рисунку»

Цель:

Материал: картинки с изображением девочки, которая нашла свой бантик, и мальчика, рассерженного на своего друга.

Ход игры : дети выставляют свои картинки. Вопросы:

Какое настроение у мальчика?

Похож ли он на рассерженного?

А как вы догадались, что он сердит?

Какое настроение у девочки?

Почему у девочки хорошее настроение?

А как вы определили, что у девочки веселое настроение?

А как чувствуете себя вы?

Упражнение «Помоги волшебнику»

Цель : обобщить представление детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки.

Материал: три картинки, изображающие девочек с разными выражениями лиц: злым, равнодушным, добрым.

Ход игры : воспитатель обращает внимание детей на то, что злой волшебник попал в трудную ситуацию, и ему нужно помочь. Сегодня волшебник прочитал два стихотворения, которые хорошо знакомы детям – об игрушках, с которыми он иногда любил играть.

  1. 1. Зайку бросила хозяйка - 2. Уронили мишку на пол.

Под дождем остался Зайка, Оторвали Мишке лапу –

Со скамейки слезть не мог. Все равно его не брошу.

Весь до ниточки промок. Потому что он хороший. (А.Барто)

У волшебника есть три фотографии девочек. Он хотел разобраться, какая из девочек бросила Зайку, какая оторвала Мишке лапу, а какая очень жалеет и Мишку, и Зайку:

Как же я могу узнать, ведь здесь не нарисовано, что они делают!

Воспитатель предлагает рассмотреть фотографии девочек и помочь волшебнику. (Демонстрация трех портретов девочек с разными выражениями лица: злым, равнодушным и добрым.)

Посмотрите, какая вот эта девочка? (Равнодушная, безразличная.)

Какое у нее лицо? Что сделала эта девочка?

Дети сопоставляют выражения лиц девочек с их поступками:

Начала играть с Зайчиком в саду, но быстро про него забыла и оставила под дождем.

А эта девочка любит драться, обижать других, он оторвала Мишке лапу и бросила его тут же на пол.

А эта девочка добрая – всех жалеет.

Упражнение «Выручи из беды»

Цель: обобщить представление детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки.

Материал: игрушки: Зайка и Мишка, картинки с изображением «злого» и «доброго» волшебников.

Ход игры : воспитатель предлагает детям подумать о том, как бы они выручили из беды Мишку и Зайку. Дети сочиняют истории, которые обыгрываются с помощью игрушек. Воспитатель обращает их внимание на выражение лица злого волшебника: оно изменилось и стало добрым. (Изображение злого волшебника заменяется соответствующим) Волшебник благодарит детей за то, что они выручили из беды его любимые игрушки, и говорит, что тоже хочет сделать им что-нибудь приятное и рассказывает сказку.

Упражнение «Рисуем музыку»

Детям предлагается послушать спокойную, мягкую музыку и «нарисовать» ее (вальс Д. Кабалевского).

Упражнение «Дружба начинается с улыбки…»

Сидящие по кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят молча самую добрую улыбку (по очереди).

Игра «Сказка наоборот»

Цель: познакомить детей с правилами доброжелательного поведения.

Материал: узбекская народная сказка «Упрямые козы». Жили когда-то на свете две упрямые козы. И вот однажды они встретились на узкой дороге, перекинутой через глубокий арык. Вдвоем на доске не разойтись, кому-то надо уступить.

Эй, ты, посторонись с дороги! – закричала одна коза.

Вот еще, выдумала! Выходит, я из-за тебя пятиться должна? – закричала в ответ другая.

А почему бы тебе и не попятиться? – настаивала первая.

Долго спорили упрямые козы. А потом отступили каждая на три шага, нагнули головы и… Трах! Стукнулись лбами и обе свалились в воду.

Ход игры: дети придумывают новое название сказки (например, «Вежливые, веселые, добрые козочки»). Решают самостоятельно проблемную ситуацию: две козочки встретились на узкой доске. Как быть? Кто уступит? Какие слова должны произнести козочки? Какое выражение лица при этом у них будет? Вместе с воспитателем дети выбирают самый удачный вариант сказки, после чего они вновь распределяются по парам и проводится тренинг «вежливые козочки».

Игра «Два барана»

Цель: формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

Ход игры : рано – рано два барана повстречались на мосту. Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинется - тот и проиграл. Можно издавать звуки «бе-бе-бе…». Замечание: следите, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

Дети, что вы чувствовали, когда были в игре «баранами»?

Хотелось ли вам быть похожими на них? Почему?

Игра «Тень»

Цель: закреплять знание правил доброжелательного поведения.

Ход игры: я предлагаю вам поиграть в игру «Тень», но не для того, чтобы научиться дружить с ней, а для того, чтобы быть внимательным к другим людям. Дети разбиваются на пары: один играет роль человека, другой - роль его тени. Человек делает любые движения, тени повторяют их, действуя в том же ритме, что и человек.

Игра «Закончи предложение»

Цель : учить анализировать свое эмоциональное состояние.

Ход игры :

Я обижаюсь, когда…

Я сержусь, когда…

Я радуюсь, когда…

Я грущу, когда…

Упражнение «Негаданная радость».

Цель: учить детей понимать чувства, переживаемые другими; формировать навыки социального поведения.

Ход игры: в комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала:

Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы идем в цирк.

Мама подняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились в пляс вокруг мамы. Выразительные движения: поднять брови, улыбнуться; смеяться, потирать руки одна о другую, причем одна может быть сжата в кулак; можно хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.

Игра «Волшебные цветы»

Цель: учить детей понимать чувства, переживаемые другими.

Материал: контурные изображения розы, репея, лилии, резеды.

Ход игры : детям предлагается стать волшебниками и оживить цветы. На контурном изображении цветов дети должны нарисовать лица и раскрасить цветок.

РОЗА РЕПЕЙ

Зовут меня розой, Репей я колючий,

Примите меня. Ко всем пристаю.

Я очень душиста Расту при дороге,

И цветом нежна. У стенки стою.

По цвету и имя Задеть меня платьем

Такое мне дали Прохожий боится…

И даже царицей Нельзя ли хоть с вами

За пышность прозвали. Репью подружиться?

ЛИЛИЯ РЕЗЕДА

Я – лилия; с вами Чуть видным кусточком

Я буду дружна; Расту я всегда,

Кротка и скромна я И белым цветочком

И очень стройна; Глядит резеда.

Люблю, наклонившись, Приятно лишь пахну,

В ручей поглядеться… Хоть бледна окраска.

Позвольте мне с вами Зато мне повсюду

В кружке повертеться! Знакомство и ласка.

Дети рисуют под музыку П.И.Чайковского «Фея сирени». (Характер музыки – ласковый, светлый, добрый, успокаивающий)

Игра «Мышь и мышеловка»

Цель : развивать у детей чувство доброты, сопереживания, стремления поддерживать других; формировать доброжелательное отношение к животным.

Ход игры : необходимое число играющих -5-6. Все образуют круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимают соседа за талию – это «мышеловка» (или сеть). Водящий – в кругу. Его задача – всеми возможными способами выбраться из «мышеловки»: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий. При этом воспитатель следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинали мышку, не делали ей больно. Если воспитатель замечает, что мышонок загрустил и никак не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и ручки, пожалеем его.

Игра «Угадай настроение»

Цель: учить детей анализировать конфликтные ситуации; формировать коммуникативные навыки.

Материал: картинки с видами настроений (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое).

Ход игры : детям дается набор картинок с разными видами настроений. После определения «настроения» каждой картинки дети разбиваются на пары. Один ребенок берет картинку и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную партнером. После этого дети сравнивают картинки. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную картинку для определения настроения.

Игра «Падающая башня»

Цель: учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях.

Материал: подушки.

Ход игры : воспитатель предлагает всем вместе поиграть в игру, которая поможет избавиться от злости, обиды и дает возможность повеселиться. Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмуя башню, запрыгнуть на нее, издавая победные крики типа: «А-а-а», «Ура!» и т.д. Побеждает тот, кто запрыгнет на башню, не разрушив ее стены. Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить. После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!» и т.д.

Игра «По кочкам»

Цель: продолжать учить детей управлять своими эмоциями.

Материал: подушки.

Ход игры: подушки раскладывают на полу на расстоянии, которое можно с некоторым усилием преодолеть в прыжке. Играющие – лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным лягушкам тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в болото соседку, и та ищет себе новую кочку. Воспитатель тоже «прыгает по кочкам». Если между «лягушками» дело доходит до серьезного конфликта, он «подскакивает» и помогает найти выход.

Перед началом игры воспитатель может поупражняться с детьми в интонационном произношении фразы: «Ква-ква, подвинься!».

Игра «Хорошо – плохо».

Цель: учить детей анализировать свое поведение и поступки других.

Материал: фишки красного и черного цветов.

Ход игры: детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо или плохо? Воспитатель раздает детям фишки двух цветов – красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки – фишки красного цвета; плохие поступки – фишки черного цвета. Воспитатель называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующее его моральной оценке. Примерный перечень детских поступков для игры:

ПЛОХИЕ ХОРОШИЕ

1) порвал блузку 1) защитил слабого

2) обидел друга 2) проведал больного друга

3) поссорился с мамой 3) обогрел и накормил

4) толкнул ногой щенка 4) помог младшей сестре одеться

5) ударил котенка

6) разрушил птичье гнездо

Всю нашу сознательную жизнь нас приучали прятать и скрывать свои эмоции. И мы по привычке делаем это, даже когда в этом нет необходимости.

В дошкольном периоде детства происходит интенсивное эмоциональное развитие. На данном этапе у ребенка усложняются знания об эмоциях человека, совершенствуется эмоциональная саморегуляция, по выражению лица дети хорошо начинают понимать окружающих людей.

Формируются различные виды деятельности и формы общения с окружающими обуславливают глубокие изменения в эмоциональной сфере ребенка.

Правильное понимание эмоциональных состояний человека очень важно для формирования адекватных межличностных отношений, овладения собственными эмоциями, их регуляции и воздействий на окружающих. Понимание эмоций и чувств способствует лучшему пониманию художественной литературы и художественных фильмов, театральных постановок, что в свою очередь, обогащает знания детей о мире чувств.

Предлагаю вам сегодня 7 игр-упражнений на улучшение понимания эмоций, выражений лиц других людей и на понимание самого себя.

==1==

Настроение

Подготовьте фото детей с разными выражениями лиц. Рассмотрите вместе такие фото и попробуйте определить, что чувствует ребенок на каждой из них.

Предложите ребенку выбрать из них лицо с настроением, похожим на настроение самого ребенка. Расспросите, как бы он охарактеризовал его. Помогите ему выразить словами свое настроение и настроения на фото..

Предлагайте эту игру в разных эмоциональных состояниях малыша.


==2==

Лица


Эта игра способствует развитию понимания ребенком мимических выражений лиц, умению самостоятельно контролировать выражение своего лица.

Подготовьте карточки с лицами с разными эмоциями, давайте ребенку поочередно и просите изобразить их. Поверье, это будет смешно и весело!

Помогите определить, что это за эмоция. А затем поменяйтесь местами! — Пусть он вам даст задание!

Чтобы скачать нужную картинку, поставьте на нее курсор и нажмите правую кнопку мышки. Выберите «Сохранить картинку как»

==3==

Маленькое приведение

Игра учит ребенка в адекватном виде выражать, выплёскивать свой гнев.

Как играть? Предложите ребенку или группе деток поиграть в добрых приведений:

«Вдруг приведениям захотелось побаловаться и попугать друг друга. Когда я громко хлопну в ладоши, вам нужно страшно кричать «УУУУУ» и сделать так — показываете позу, когда руки согнуты в локтях, ладони раскрыты, пальцы торчат. Когда тихо хлопну — кричим тихо.»


==4==

Играем в сказку

Суть в том, что детям нужно рассказывать разные истории-сказки про зверей — а дети должны изобразить их эмоции. Сначала вы помогаете, а потом у них начнет получаться самостоятельно!

Например, история о медведе.

Жил в лесу медведь. Спал себе спокойно в берлоге.. Но настала весна, и он проснулся — голодный и недовольный.

Вылез из берлоги — зарычал, рассердился, нахмурился. Оглянулся — а здесь солнышко, травка зеленеет, птички поют. Заулыбался медведь, обрадовался весне, забыл про голод. Рядом лисичка пробегала — удивилась — надо же, медведь уже проснулся!

А недалеко под кустиком сидел зайчик — услышал шум, испугался, прижал ушки и замер, прислушиваясь — «что там за шум?»

Выглянул из-за куста — а там медведь и лисичка. Обрадовался он своим друзьям, поспешил к ним. И начали они вместе веселиться и играть!

А вообще можно взять любую сказку и добавив в нее эмоций — и вот так разыграть!


==5==

Когда я радуюсь… Когда грущу…

Садимся в круг и берем мячик. Бросаем мячик друг другу, бросая, называем по имени и спрашиваем «Когда ты радуешься?». Тот, кому прилетел мячик, должен сказать «Я радуюсь, когда…» — и послать мячик дальше.

Также можно разыграть другие эмоции — грусть, страх, удивление. Эта игра больше раскроет перед вами внутренний мир ребенка, вы сможете больше узнать о его чувствах и взаимоотношениях с вами и другими людьми.


==6==

Нарисуй обиду

Когда ребенок обижается на что-то — дайте бумагу и карандаши и попросите нарисовать свою обиду.

Или просто попросите вспомнить, когда он был обижен и нарисовать ее — обиду. После этого можно поговорить о том, что бы он хотел сделать со своей обидой. Это упражнение имеет терапевтический эффект и учит ребенка одному из способов выведения обиды, что в будущем очень поможет ему во взрослой жизни.


==7==

Создай себе настроение

Терапевтическая игра на воспитание эмоциональной устойчивости.

Предложите ребенку придумать способы повышения себе настроения — построить рожицы, переодеться, поиграть в любимую игру, посмеяться в зеркало, сделать что-то веселое, нарисовать себе картинку, порадовать кого-то и т.д.)

Когда малыш будет грустить — предложите ему выполнить что-то из того, что он придумал — и повеселитесь вместе!