Музыкально - ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей. Музыкально-ритмические движения как средство развития чувства ритма у дошкольников

Музыкально-ритмические движения

как средство развития

эмоционально-образного восприятия музыки

детьми дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель

МБДОУ д/с №4 «Золушка» г Стародуба

Гарбузова Л.И.

период накопления музыкальных впечатлений,

интенсивного музыкального восприятия»

Актуальность моего опыта обусловлена концепцией модернизации российского образования, которая раскрывает необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребёнка. ФГОС ставит задачу сохранения и поддержание индивидуальности и творческого потенциала каждого ребенка; формирование общей культуры. Стандарт направлен на решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Обучение посредством творчества способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребёнке и развитие которой становится всё более очевидной задачей образования.

Одним из средств, позволяющих развивать в детях эмоционально-образное восприятие музыки, являются музыкально-ритмические движения.

Во взаимодействии музыки и движения главная роль принадлежит музыке.

Музыка - искусство «интонируемого смысла» (Б. Асафьев), что и определяет богатство эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений. Благодаря музыке в ребёнке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, развивает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран.

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слышат и наши дети. Её ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.


Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить детей от такой музыки, дать им возможность узнать и полюбить другую, настоящую музыку.

А движение – это средство для передачи того, что в музыке выражено. Движение помогает ребёнку полнее и глубже понять музыкальное произведение, а музыка, в свою очередь, придаёт движениям ребёнка особую выразительность.

По своей природе ребёнок очень активен, подвижен, деятелен, простоват, трогателен и естественен в своих музыкальных выражениях.

Музыкально-ритмические движения (ритмика) – это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения развития музыкальности дошкольников и формирования их творческих качеств личности. Ритмика – это передача содержания музыки, ее характера, образов через движения, это эмоциональный отклик на музыку. Движения под музыку издавна применялись в воспитании и образовании детей. В настоящее время интерес к ритмике возрастает. Новая жизнь диктует новый ритм во всем, а интерес ко всем «телесным» методикам возвращает ритмику в дошкольное воспитание. Ритмика обеспечивает выход повышенной двигательной энергии ребенка, способствует организации рационального двигательного режима дошкольника и развитию его музыкальности. Ритмические упражнения дают физическую нагрузку и содействуют физическому развитию ребенка и укреплению детского организма. В процессе музыкально-ритмического воспитания и выполнения движений под музыку у детей развивается общий кругозор, формируется художественный вкус, развиваются их творческие способности. Таким образом, мы можем говорить о том, что музыкально-ритмические движения являются важным средством формирования телесно-двигательного опыта ребенка, а, следовательно, и развития

Творческая активность детей развивается постепенно путём целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активации чувств, воображения и мышления. Она открывает путь к восприятию разнообразных музыкальных образов, даёт возможность осуществлять перенос сформированных черт личности на другие области деятельности.

Поэтому необходимо как можно раньше вовлекать в интересную для них, увлекательную деятельность – музыкальное движение, ритмику. Годы жизни, когда ребёнок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии.


Детство является периодом наиболее благоприятным, сенситивным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо.

Что же побудило меня заняться заявленной темой?


Наблюдения за детьми показали, что многие из них невнимательно слушают музыку , быстро теряют интерес к происходящему, не запоминают музыкальные произведения. Зная потребность ребенка в движении (а музыка, её различные виды и жанры являются регулятором, побудителем двигательных проявлений) поставила цель: добиться эмоционально-образного восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения.

Для решения поставленной цели обозначила следующие задачи :


  • знакомить детей с произведениями русской и зарубежной классической музыки прививать детям основы музыкальной культуры;

  • способствовать формированию эмоционального и осознанного отношения к музыке;

  • упражнять в определении характера произведения, музыкальных жанров (песня, танец, марш), формы произведения;

  • развивать двигательные качества (координация, точность движений, выразительность), формировать умение соотносить движения с музыкой;
расширять музыкальный кругозор детей, обогащать музыкальными впечатлениями;

Началом работы по теме педагогического опыта стало проведение обследования по определению исходного уровня музыкально - творческих способностей у дошкольников. Для этой цели использована «Методика по выявлению творческих способностей у детей в музыкальной деятельности» на основе работ К.В. Тарасовой и А.И. Бурениной, которая позволила выделить уровни творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности и в частности задатков к танцам (Приложение №).

Часть заданий по методикам дети выполняли на музыкальных занятиях, часть – в индивидуальном общении через музыкально-дидактическую игру.

В ходе обследования по определению исходного уровня творческих способностей (2012г.) было выявлено: 20% детей с высоким уровнем, 50% детей находились на среднем уровне, 30% - на низком уровне.

Работу по формированию музыкальной культуры провожу в трех направлениях:

Для выполнения задач я наметила перспективный план работы (Приложение №


1.работа с детьми

2 .работа с родителями (консультации, беседы, папки- передвижки, родительские собрания

3. .работа с воспитателями (беседы и консультации, практические занятия);
В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).
Восприятие - сложный психический процесс. Известный психолог Л.Выготский даёт такое определение: «Это целостное отражение в коре головного мозга предметов и ситуаций, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств». Восприятие - не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса.
Одним из видов музыкальной деятельности является восприятие. Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку - это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Известный музыкант-психолог Е.В.Назайкинский предлагает различать два термина:
восприятие музыки и музыкальное восприятие - в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен»" В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Поэтому важно формировать именно музыкальное восприятие.


Так как, ведущим в детской музыкальной деятельности является слушание – восприятие, то в начале работы применяла, наглядно – слуховой метод. В процессе прослушивания мелодии напоминали, что надо слушать очень внимательно музыку, что она обязательно подскажет, какой характер у этого произведения, какие движения можно выполнять под эту мелодию.

После прослушивания проводила обсуждение: какой характер у музыки, какой темп, сколько частей в этом произведении и какой характер каждой части. Затем включала повторно эту же музыку и предлагала двигаться на свое усмотрение. В ходе работы было отмечено, что большинству детей стало проще выражать свои чувства, эмоции, понимать чувства других, обращаться друг с другом, появилась уверенность в себе во время выполнения движений. Но, часть детей была зажата и скована в выражении чувств и эмоций. В произведении «Всадник», Р.Шуман, большинство детей справилось с заданием, а у остальных возникли трудности в показе движений, хотя характер темп и акценты ими были услышаны. Я предложила детям определить, сколько частей в произведении и охарактеризовать каждую часть. Мы выяснили, что музыка в первой и третьей части смелая, решительная, а во второй тревожная беспокойная. Проследили, как меняется характер музыки в зависимости от регистра, силы звука. Быстрый темп изображает быстрое движение всадника, а мелодия с акцентами – напористый ритм скачки. Громкое звучание в сочетании с низким регистром и темпом создает тревожное настроение. Тем самым у детей сложилось более отчетливое представление о музыкальном произведении и им стало легче справляться с заданиями.

Также я использовала произведения контрастные: «Итальянская песенка», П.Чайковского и «Неаполитанская песенка» П.Чайковского, практически все дети определили характер, темп, но не все смогли передать в движении характер этих пьес, используя элементы танцев польки и вальса. Я предложила детям охарактеризовать средства выразительности и выделить акценты хлопками в первой части «Итальянской песенки», мы выяснили, что здесь акцент приходится на вторую долю такта, но в обычном вальсе на первую. Мелодия не только плавная, но и отчетливая. В «Неаполитанской песенке» детям тоже было предложено охарактеризовать ее средства выразительности и определить количество частей. Мы выделили акценты. В этой пьесе акценты звучат после перерыва в мелодии, отрывистого ее звучания и придают музыке энергичный характер. Мы отметили их хлопками, во второй части дети хлопали тише, передавая нежный мягкий характер музыки. Это помогло детям различать и сравнивать музыкальные произведения, а также углубить восприятие музыки. Прием сравнения делает процесс восприятия более дифференцированным, осмысленным, глубоким. Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей («Жаворонок» М Глинка, «Песнь жаворонка» П.Чайковский, «Утро» С. Прокофьев, «Зимнее утро» П.Чайковский) – имеющие одинаковые названия.

Использую также для сравнения произведения одного жанра «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковский, «Походный марш» Д. Кабалевский.

В произведении «Неаполитанская песенка» затруднение вызвало выделение мелодии, в которой присутствовали акценты. Я предложила детям отметить хлопками акценты, используя динамические оттенки, после этого почти все дети справились с заданием.

Работа над музыкально-двигательными упражнениями помогала развивать у детей двигательные навыки и умения, которые необходимы при передаче в движениях музыкальных впечатлений, в то же время способствовала углублению и уточнению музыкального восприятия детей. Каждое упражнение ставит перед детьми не только двигательные, но и музыкальные задачи. Движения во всех музыкально-двигательных упражнениях (их характер, формы, выразительность) продиктованы музыкой. Дети всегда передают в них музыкально-двигательный образ. Упражнения “Пружинки”, “Качание рук с лентами”, помогали ребятам улучшать качество движений, развивать у них умение непринужденно придавать движениям пружинный, плавный или маховый характер в зависимости от особенностей музыкально-двигательного образа.

Наблюдения показывают, что ребенку дошкольного возраста достаточно трудно в движении проявить творчество. Данный опыт как раз направлен на то, чтобы пробудить спонтанные индивидуальные проявления двигательной активности, препятствовать формированию штампов двигательных форм. Использование координационно-подвижных игр и упражнений способствует накоплению детьми двигательного опыта, формирует понятие того, что любое движение может быть различным по форме, силе, интенсивности, времени, скорости, траектории в пространстве, настроению, выразительности поз и жестов, сходству и различию с моделью. Дети начинают осознавать музыку через движение. Это создаёт предпосылки для творческого самовыражения каждого дошкольника.

Нередко дети чувствовали характер музыки, но не могли или не умели передать его в движении. В таком случае использовались вспомогательные упражнения: “Стряхивать воду с пальцев”, “Кошка выпускает когти”, напоминая детям или повторяя ранее усвоенные упражнения со сходными задачами, сравнивали новые движения и музыку с уже известными. Раскрывая ошибки детей, я включала в НОД новые упражнения, помогающие эти ошибки исправить и т.д.

Наряду с прослушиванием музыки и словесным объяснением в работе применялся показ движения , который широко используется как наглядное дополнение к словесному объяснению, как подсказка выразительных деталей, отдельных элементов движения или технических приемов. Например, говоря о беге с лентой, я показывала правильное положение руки: добиваясь устремленности шага, делала несколько шагов, подчеркивая положение корпуса, энергичное движение рук; наглядно показывала разницу в положении ступней при легком и сильном подпрыгивании и т.п.

Когда дети осваивали характер движения, я показывала им выразительное, эмоционально содержательное и технически правильное его выполнение. Такой показ служил наглядным примером, и помогал детям углублять их собственный опыт.

Этой же цели служил показ движений успевающими детьми для всей группы. Использовали этот прием при освоении детьми некоторых движений, вызывающих у них затруднения, например поскоков. Неуспевающий ребенок легко овладевал упражнением в паре с товарищем, хорошо выполняющим его.

Таким образом, в задачу входило – сохранить у детей первоначальный живой интерес к упражнению, эмоциональность восприятия и в то же время вызвать у них желание настойчиво и старательно над ним трудиться. Для этого в ходе каждой НОД ставила перед детьми новые задачи, обращала внимание на упражнения, которые связаны с пляской, играми и направлены на осуществление развития музыкального восприятия и ритмичности движения у детей.

Добиваясь развивающего эффекта обучения в НОД, использую проблемные методы, активизирующие детей. Ставлю перед детьми задачи, требующие активности, самостоятельности: выбрать инструмент, соответствующий характеру музыки, сравнить варианты движения под музыку, выбрать наиболее близкие ей, найти «свои» оригинальные движения.

Соблюдаю дозировку, слежу за внешними эмоциональными проявлениями детей, чтобы они не переутомлялись, не перевозбуждались. Развиваю эмоциональную отзывчивость на протяжении всей непосредственной образовательной деятельности.

Для достижения поставленных задач в своей работе, я использовала дидактические игры для выявления наличия ритмического слуха (способность вычленить соотношений мелодий), тембрового, диатонического слуха, музыкальной памяти.

В дидактических игре «Слушание – лото», детям предлагались картинки с сюжетом прослушанных произведений, ребенок должен был выбрать ту картинку, которая соответствовала музыкальному произведению. « Угадай, чей голос», также предлагались картинки с изображением животных (кошка и котенок). Дети должны услышать, чья была интонация. Детям очень нравятся такие игры, они очень стараются.

Чтобы выявить уровень развития музыкально-ритмических чувств, т.е. способность двигаться в соответствии с формой, метроритмом, темпом музыкального произведения, определить умение передавать ритмический рисунок использую в работе музыкальные игры: сюжетные и несюжетные. Так в игре «Ловишка», Й.Гайдна, дети близко не подходили к ловишке, а старались как можно быстрее убежать. Учитывая психологические особенности дошкольников, и применив ряд методов и приемов, мне удалось добиться от них выполнения игровых задач.

Перед разучиванием сюжетных игр проводился ряд упражнений, помогающий детям войти в образ. Например, к игре “Звероловы и звери” (муз. Е.Тиличеевой), детям заранее (на предыдущих занятиях) предлагалось выполнить прыжки волка, поступь медведя, шаги звероловов (по показу этого движения). Вначале я рассказывала содержание (сюжет) игры, затем предлагала детям играть. В процессе велось наблюдение за детским исполнением, не прерывая игры. После проводился общий анализ игровых действий детей. Предлагала поиграть еще. Когда дети не согласовывали движения с музыкой, то на последующих музыкальных занятиях проводила ряд упражнений, уточняющих игровые действия.

В основе сюжетных игр лежала определенная тематика, раскрывающая музыкальные образы, начало, развитие и окончание игры. Например, “Зайцы и лиса”.

Включаю в НОД элементы аутотренинга. Это один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга. Использование рефлексии позволяет узнать, понравилась ли детям НОД, как они усвоили материал.

Я работала не для того чтобы муштровать ребенка, переделывать его внутренний мир, а помочь эмоциональному развитию его личности. Все это помогало каждому ребенку чувствовать характер и форму музыкального произведения, осознанно относится к заданию, выразительно воспроизводить образ в движении. А увлеченность игровым образом способствовала дальнейшему развитию творческой активности и музыкальных способностей у детей.


Работа с родителями.

Другим важным направлением моей работы является работа с родителями. Почему это так важно для меня? Все дело в том, что можно целыми днями слушать классику в детском саду. Рассказывать детям о композиторах, об их произведениях, и ни добиться никаких результатов, если дома это не закрепляется, если в семье слушают только рэп и поп.

Первое, с чего я начала , это провела анкетирование родителей. (приложение №) Результаты были неутешительными. Основная масса родителей предпочитает слушать современную рок и поп музыку. Вот поэтому, прежде всего, нужно повышать педагогические музыкальные знания родителей. Одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и родителей трудно добиться желаемого результата.
Цель работы с родителями: приобщение семьи к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка, поддержание заинтересованности, инициативности родителей к жизни детского сада.
На родительских собраниях знакомлю с задачами музыкального воспитания, ролью семьи в музыкальном образования ребёнка, с требованиями к одежде на занятиях музыки.

Открытость педагогического процесса семье является одной из форм взаимодействия субъектов воспитания. Так, проводим день открытых дверей, когда родители могут посетить музыкальные занятия.


Приглашаем на детские праздники и развлечения, проводим совместные праздники.
В группе, в родительских уголках, периодически выставляем письменные консультации:

по музыкальному развитию детей.

Работа с педагогами

Одной из важнейших задач по работе с педагогами является


согласованность действий.
С этой целью провожу консультации:

  • «Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному воспитанию детей»,

  • «Роль пособий и музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей»,
Работа с педагогами включает в себя проведение семинаров практикумов, направленных на совершенствование исполнительских навыков и умений

Анализ проводимой работы позволил сделать вывод о взаимосвязи развития эмоционально-образного восприятия и выразительности движения.


У детей появилась уверенность в своих силах, в том, что движение под музыку приносит истинную радость, повысился интерес к музыкальной деятельности, в частности, к совместному исполнению движений.
Я продолжила работу над этой темой и в подготовительной группе в 2013-2014 учебного года. Мной были добавлены задачи (с учетом обследования):

  • закреплять умение детей раскрывать общее настроение музыкального произведения несколькими определениями, выделять части, определять их характер, жанровую основу;

  • добиваться пластичности, выразительности всех движений, легкости, непринужденности, полётности;

  • развивать эмоциональное отношение к музыке через культуру движений, точно подбирать манеру, жесты для исполнения танцев в различных стилях: народный, бальный, современный.

  • познакомить детей с музыкальными жанрами (балет, опера)и профессиями пианист дирижер,балерина, баллеро.);

Для выполнения задач наметила перспективный план работы (Приложение №)

С детьми подготовительной группы закрепляю навыки культурного слушания, представление о том, что музыку пишут композиторы; есть народная музыка; музыка бывает инструментальная, хоровая, вокальная; есть пьесы, концерты, симфонии.
Особое внимание дошкольников обращаю на жизненную необходимость музыки для человека («без музыки, без песенки нельзя на свете жить»). Даю понятия оркестра, которые бывают различными: народных инструментов, духовой, симфонической.
Знакомлю с музыкальными спектаклями: оперой и балетом.
Для активизации процесса восприятия, применяю приём сравнения, что делает его более дифференцированным, осмысленным, глубоким. Для сравнения использую контрастные произведения одного жанра (например, два вальса: «Лирический вальс» и «Вальс-шутка» Д. Шостаковича), произведения с одинаковым названием (например, «Марш» Д. Шостакович и «Марш» И. Дунаевский). Прием контрастного сопоставления музыкальных проuзведенuй позволяет в проблемной форме показать эти музыкальные произведения, обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей.
Сравнение других произведений одного жанра (танцев, песен) также целесообразно. Беседа о различном характере танцев , используемых на занятии, углубляет восприятие детей, впоследствии делает их движения более выразительными, соответствующими музыке.
К приёмам, используемым в старшей группе, добавляется приём исполнения музыки движением, жестом - «пластическое интонирование».
Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, побуждаю ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально ритмического движения.

Начинаю работу с детьми с постановки корпуса, рук, ног, что является основой высокой исполнительской культуры. Так же важна работа над мимикой: Открытостью взгляда, приветливой улыбкой. Для этого я использую упражнения для мышц лица: вытягиваем губы трубочкой, оттягиваем краешки губ в стороны, играем в сердилки, зажигаемся как «лампочки» улыбкой.


Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки, до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки ("Веселый музыкант" А.. Филиппенко); от покачивания корпусом (запев песни "Дружат дети всей земли" Д. Львова - Компанейца); до радостного танца (ее припева); от легкого шага до хоровода (р.н.п. "Во поле береза стояла").
Пластическое интонирование помогает ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.
Так, ребята, прослушав фрагмент из "Утра" Э.Грига, прекрасно справляются с заданием показать движением, как развивалась музыка (руки детей плавно поднимаются вверх, показывая как восходит солнце). Обращаю внимание, насколько выразительны жесты ребят, отвечают ли они характеру музыки.
Можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время "играет" таким «колоссальным инструментом», как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки. Движение - это зримая музыка. Исполнение музыки движением помогает мне увидеть, как слышит музыку каждый ребёнок. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает детей и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не "выключаясь". Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.
При помощи музыки и пластики мы совместно создали настоящую танцевальную миниатюру, в "Вальсе-шутке" Д. Шостаковича, в которой передали свое чувствование и видение танцевальной музыки.
Использование вариативных показов, проблемных ситуаций активизирует творческую самостоятельность детей, повышает их интерес к деятельности и тем самым способствует быстроте и прочности освоения навыков и умений.
НОД, на которых слушание музыки я сочетаю с движениями, строятся, как правило, следующим образом: детям предлагаю для прослушивания музыкальное произведение или фрагмент оперы (балета), которые они слушали и анализировали на предыдущих занятиях. Музыку вспоминаем, делимся впечатлениями. Иногда дети воплощают в движениях музыку, с которой они впервые познакомились на этом же занятии, но и в таком случае движению предшествуют беседа о музыке и её анализ.
Музыка ни в коем случае не является просто «фоном»: она должна волновать детей, вызывать ассоциации. Б. М. Теплов пишет: «Как только они (движения) превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае, весь музыкальный смысл, этих занятий исчезает». Для того чтобы сами дети в ходе НОД не сосредотачивались только на исполнении движений, занятия тщательно подготавливаю. Элементы танцевальных движений заранее разучиваю, дети эмоционально раскрепощаются с помощью психогимнастики. Важно, что бы обучение носило развивающий характер.
Дети воплощают в движении не только настроение музыки, но и особенности мелодии, ритма, тембра, процесс развития музыкального образа.
Большое внимание при прослушивании уделяю анализу мелодии. Это обусловлено тем, что с одной стороны, мелодия - основное выразительное средство, «душа музыки», а с другой - мелодическая линия движения и поэтому наиболее яркие особенности мелодики прослушанных пьес находят отражение в движении. Это подтверждают наблюдения.
Так, при знакомстве с музыкальным фрагментом «Царевна лебедь» из «Сказки о царе Салтане» детям был задан вопрос: « Как вы считаете, мелодия здесь опускается вниз или поднимается вверх, а может она кружится на одном месте?» Дети ответили: «И вверх и вниз, она певучая», «И вверх и вниз, она летает». А на что похоже? - «На волны, на взмахи крыльев» То, как дети услышали музыку, определило и характер их движений (взмахи, волны).
В движениях детей находит отражение и ритм музыки. Дети передают ритм посредством собственного тела: хлопки, шлепки, притопы.
Тембр музыки - наиболее живописный ее компонент, также можно воплотить в движении. При этом чем более богатая тембровая палитра музыкального произведения, тем более насыщенна движениями. Дети этого возраста слышат и дифференцируют тембры различных музыкальных инструментов. Вслушиваясь в красивый журчащий тембр арф, обращают внимание на то, что переборы струн похожи на волны, они и появились в их движениях.
Дети передают в движении и процесс развития музыкального образа. Можно сказать, что в процессе движения они «живут» в музыке, воплощая ее динамический характер: некоторые из них в конце музыкальной фразы завершали движение, в ритме музыки покачивали руками, головой. Развитие музыки переживали как определенный сюжет.
В течение года фрагментами слушали сказку « Петя и волк» С.Прокофьева, знакомились с музыкальными образами, находили выразительные движения для их характеристики и в конце года разыграли ее по ролям. Роли Птички, Пети. Волка, Утки, Кошки, Дедушки и Охотников исполняли в виде пантомимы. Разучивали и всей группой, и подгруппами: «заговорила» Птичка - помахали « крылышками», появляется строгий Дедушка - руки по швам, повороты тела из стороны в сторону, имитирующие походку. Вот озорник Петя - марш с помощью «барабанных палочек- по два пальца каждой руки. Закрякала Утка - руки к плечам - получились короткие «крылья», мальчики прицелились пальцами, изобразив ружья,- это палят в сказке Храбрые Охотники.
Такая пантомима чрезвычайно занимательна для детей и опять возвращает их к пониманию музыки, сопереживанию с ней через движение .
Я для себя сделала вывод, если вести эту работу систематически, целенаправленно, дети будут готовы к осознанному восприятию произведений музыкального искусства.

Для внедрения системы работы над музыкально-ритмическими движениями я проводила систематическую работу с воспитателями.

Предварительно знакомила их с планом непосредственно образовательной деятельности, распределением ролей между взрослыми, подбором оборудования и проведением предварительной работы с детьми. Я провела ряд консультаций с воспитателями: « Формирование двигательной культуры детей средствами музыкально-ритмических движений » «Роль воспитателя при подготовке праздников и развлечений», выступление на педсовете

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Для развития музыкальных способностей необходимо дать ребенку возможность попробовать себя в различных видах музыкальной деятельности, один из которых - музыкальное движение. Музыкально-ритмическое движение - это один из способов "проживания" образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. На занятиях ритмикой дети знакомятся с простейшими музыкальными понятиями: "быстро" и "медленно" (темпы музыкального произведения, в движениях передаваемые, например, бегом на носках и ходьбой), "громко-тихо" (динамические нюансы, которые могут быть выражены соответственно ходьбой бодрым шагом и бегом на носках), регистрами звучания (высокий, средний, низкий) и др. .

На занятиях с детьми самого младшего возраста (три-четыре года) нужно учитывать, что они ещё не знают, как воспринимать музыку, как увязать с ней свои движения, отличающиеся резкостью, порывистостью, плохой скоординированностью. В этом возрасте ребёнок реагирует на всё очень живо, он жаждет новой информации и воспринимает её на лету. Полученные им впечатления (в том числе музыкальные) остаются в памяти и становятся основой восприятия и познания окружающего мира.

Дети осваивают основные движения (ходьба, бег, подпрыгивание). Это позволяет им более точно передать характер музыки: бодрый, лёгкий, отрывистый. Делают они это ещё несовершенно, но общий характер просматривается. Поскольку малыши уверенно передвигаются по комнате, это даёт возможность расширить задания на ориентировку в пространстве. В зависимости от построения пляски, музыкальной игры, упражнения дети ходят "стайкой", парами, врассыпную, друг за другом, осваивают несложные танцевальные движения

У детей шести лет появляется уверенная и твёрдая поступь, движения их становятся более осознанными. Всё это даёт возможность усложнять ритмические упражнения и приучать детей к самостоятельному выполнению заданий .

К шести-семи годам дети почти полностью могут управлять своим телом и способны координировать движения. Чтобы заинтересовать их занятиями ритмикой необходимо подбирать более сложные движения и построения, рассчитанные на быструю смену ориентиров.

Если у ребёнка возникают трудности при выполнении задания, он не может точно координировать свои движения с музыкой, её темпом, ритмом (даже после разучивания), педагогу не следует фиксировать на этом чрезмерное внимание и указывать ребёнку на его недостатки в резкой форме, а тем более отстранять его от участия в занятии. Как и при освоении других видов деятельности, в ритмике каждый ребёнок выражает себя по-своему, в нём уже заложены определённые способности или, наоборот, налицо их отсутствие. Занятия ритмикой призваны привить любому ребёнку интерес к движению под музыку. Поддержать этот интерес можно только в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения.

Занятия ритмикой включают работу над музыкально-ритмическими навыками и навыками выразительного движения, очень тесно друг с другом соприкасающимися, разделение которых носит условный характер.

Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят детей к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки, смены темпа, динамических и регистровых изменений, воспроизводить метроритмические особенности через движение, анализировать форму произведений. Здесь прослеживается особенно тесная связь ритмики с теорией музыки и сольфеджио, хоровым пением, игрой на музыкальных инструментах .

Навыки выразительного движения направлены на тренировку и совершенствование культуры движений, которые в процессе занятий становятся более ритмичными, свободными, выразительными, координированными, пластичными. Они заимствуются из области физкультуры (основные движения, гимнастические упражнения с предметами и без них, построения и перестроения), танца (элементы народных и бальных танцев, движения характерного танца, отдельные элементы современных танцев), из области сюжетно-образной драматизации. В работе над навыками выразительного движения уделяется самое серьёзное внимание взаимосвязи движения и музыки.

Важен правильный подбор музыкальных произведений для занятий, от которого во многом зависит воспитание хорошего музыкального вкуса, причём ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям.

В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Большое внимание на занятиях уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнять различные перестроения, запомнить последовательность движений танца, придумать свой танец, используя знакомые движения

Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает развивать у ребенка дошкольного возраста воображение, активизировать его творческие проявления.

Незаменимым средством в работе с дошкольниками по формированию двигательных навыков являются и "игры со словом", использование которых знакомит детей с основными видами движений (пружинным, переменным шагом, поскоками, галопом, элементами танца и т.д.), совершенствует качество их выполнения.

Сила и преимущество музыкально-ритмической деятельности для формирования детского художественного творчества состоит в том, что она является синтезом нескольких видов искусств: музыки, драматизации, пластики, пантомимы и хореографии, объединяемых в единое художественное целое посредством создания музыкально-пластического образа. Основой служит музыкальное движение, танец в разных его видах: народный, характерный, классический, историко-бытовой, бальный, современный. Танец выражает различные эмоциональные состояния, чувства, переживания, где музыка, эмоции и движения тесно взаимосвязаны и взаимодействуют .

В процесс музыкально-ритмического творчества входит сочинение и исполнение детьми собственных музыкальных движений, упражнений, этюдов, танцевальных сценок, спектаклей, игр. Отличительной чертой музыкально-ритмического творчества является то, что в нём заключён синтез двух начал - исполнительного и продуктивного: дети придумывают собственные пляски, этюды, игры и одновременно их исполняют, продукт совпадает с процессом, исполнение и является продуктом творчества, что обусловливает эффективность формирования интереса как к предмету, так и к процессу деятельности.

Музыкально-ритмическое движение помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.

Даже элементарные движения: топ, шлеп, хлоп, верно скоординированные с музыкой, являются важнейшей базой для развития ребенка. Ведь выполняя их, ребенок откликается на определенный ритм, темп, мелодию, включая в работу оба полушария головного мозга.

Необходимо помнить, что есть правила, общие для работы с детьми всех возрастов. Занятие должно быть построено таким образом, чтобы активные движения чередовались с ходьбой или упражнениями, успокаивающими дыхание. Нельзя перегружать детей бегом или поскоками, так как это может привести к чрезмерным психо-эмоциональным и сердечно-сосудистым перегрузкам. Следует также учитывать индивидуальные возможности ребёнка. Только чёткое следование этим правилам сделает занятия ритмикой эффективными.

Задачей педагога в музыкально-ритмическом воспитании будет способствовать становлению музыкально-эстетического сознания учащихся и научить их чувствовать, эстетически переживать музыку в движении; воспитывать музыкальный вкус; способствовать формированию музыкально-культурного кругозора личности. Он обязан совершенствовать художественно-творческие способности учеников, развивая пластику движений, их ритмичность, выразительность в тесной взаимосвязи с музыкой, воспитывать и развивать художественно-творческие способности, инициативу, самостоятельность решений при составлении детьми танцевальных композиций, вариантов музыкальных игр и упражнений, инсценировании песен.

Тема: “Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста”

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.

В нашем дошкольном учреждении организован художественно-эстетический центр. Одним из направлений художественно-эстетического центра является студия “Весёлый каблучок”” по развитию музыкально-ритмических движений у детей.

Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.

Используя свой опыт работы по развитию музыкально - ритмических движений у детей дошкольного возраста, на основе особенностей детей педагог Мерзлякова О.В. разработала программу факультативного курса.

Новизна данной программы состоит в следующем:

  • Использование авторского музыкально-двигательного материала (музыкальные постановки);
  • Распределение музыкально-двигательного репертуара по возрастной категории.
  • Использование разных видов занятий (сюжетное, занятие - импровизация, игровое);

Цель данной разработки: развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Развитие двигательных качеств и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки.
  2. Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений.
  3. Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении в движении под музыку.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ “РИТМИКА”

Весь процесс обучения детей делится на 3 этапа.

  1. Начальный этап обучения упражнению (отдельному движению).
  2. Этап углубленного разучивания упражнения (движений, музыкально-ритмических композиций)
  3. Этап закрепления и совершенствования знаний двигательных навыков.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение, подражая педагогу.

Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.

Показ упражнения происходит в зеркальном изображении.

Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.

Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений.

Основная задача этого этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

Главным условием обучения на этом этапе является – целостное выполнение упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку.

На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль.

Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения считается завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.

На занятиях ритмикой подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности детей.

Продолжительность занятий обусловленное возрастом занимающихся (3-4 года – 15-20 минут; 4-5 лет – 20-25 минут; 5-7 лет – 30-35 минут) ; занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной частей Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Затем следует основная часть, которая начинается с поклона. Третья часть занятия - музыкально-ритмическая – наиболее динамична. Здесь включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы.

Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки в основной части занятия. В подготовительной части объединяются упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в медленном умеренном темпе; постепенное увеличение этих параметров движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части; в заключительной части нагрузка постепенно снижается.

Музыка на занятии доступна восприятию ребенка. Используется детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения.

Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются, но основной темп – умеренный.

Музыкально-ритмические занятия проводятся с применением различных структур:

I. Тематическое занятие

II. Сюжетное занятие

III. Игровое занятие

IV. Импровизация

1. Тематическое занятие.

Оно состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.

Цель занятия: Воспитание интереса, потребности в движениях под музыку, развитие гибкости, пластичности, развитие способности к выразительному исполнению движений.

На занятие используются:

1. Основные виды движений:

а) Ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоки подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба гусиным шагом.

б) Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ (“бабочки”, “птички”, “ручейки” и т.д.), широкий (“волк”), острый (бежим по “горячему песку”).

в) Прыжковые движения – на двух ногах на мест, с продвижением вперед, прямой галоп – “лошадки”, легкое поскакивание.

2. Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц.

Упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.

2. Плясовые движения.

– Элементы народных плясок, доступных по координации. Например , поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой “выбрасывание” ног, полуприседание для девочек, и полуприсядка для мальчиков и др.

Разучивание танцевальных упражнений: шаг польки, приставной шаг, поскоки и др., а также разучивание музыкально-ритмических композиций.

II. Сюжетные занятия.

Сюжетное занятие выстраивается в соответствии с содержанием русских и зарубежных сказок.

В сюжетном занятии преобладают имитационные движения – разнообразные, образно-игровые движения, жесты раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний (в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях)

Цель занятия: Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать другим людям и животным – персонажем сказок.

Развивать художественно-творческие способности по средством ритмической пластики.

Сюжетное занятие проводится по заданному сценарию сказки, или произведения.

Занятие состоит из основных трех частей.

Подготовительная часть: сюда входят разминка и общеразвивающие упражнения, в которых отражен сюжет занятия, т.е. “сказочная зарядка”

Основная часть: это кульминация – наивысшая точка развития сюжета. В основную часть входят музыкально-ритмические композиции, соответствующие сценарию.

Заключительная часть – развязка на достижение целей, которые были поставлены в начале занятия перед детьми.

Можно использовать следующие сюжетные темы:

“На лесной опушке”, “Новогодняя сказка”, “Путешествие по сказкам”, “Теремок”, “Осень в гости к нам пришла”, “Весенняя карусель”.

III. Игровые занятия.

Игровое занятие по структуре напоминает сюжетное занятие.

Цель занятия: способствовать развитию у детей творческих и физических способностей. Содействовать развитию прыгучести, ловкости, координации движений, ориентирование в пространстве. Занятие состоит из трех частей: подготовительная, основная, заключительная.

В подготовительной части проводится разминка и общеразвивающие упражнения. Характер упражнений соответствует теме предлагаемой педагогом по типу зарядки.

Основная часть занятия включает в себя подвижные игры, отражающие тему занятия.

В заключительной части используется музыкально-ритмические композиции, соответствующие анной теме занятия.

Можно использовать следующие темы игровых занятий:

“В гостях у трех поросят”, “Путешествие в Морское царство”, “Поход в зоопарк”, “В гости к чебурашке” и др.

IV. Занятие импровизация

Занятие импровизация, как правило, проходит в конце учебного года. У детей развиты двигательные навыки, накоплен разнообразный музыкально- ритмический репертуар, что способствует творческому мышлению, воображению и фантазии.

Занятия импровизации проходит в свободной импровизированной форме.

Цель занятия: повторить изученный материал по ритмическим танцам. Учить импровизировать под музыку. Способствовать развитию импровизации, творческих способностей детей.

Ход занятия

1. Дети входят под музыку в зал. Педагог и приветствует словами: - Девизом сегодняшнего праздника будет – “Танцуй веселей с нами поскорей”.

Конкурс – соревнование – итог года.

Выбираем лучших танцоров.

Конкурс “разминка”.

Определяются те, кто лучше всех умеет повторить за педагогом движения.

Выполнение общеразвивающих упражнений по музыку – импровизация на любую знакомую мелодию.

1. Конкурс на лучшее исполнение танца . Танцы “Кузнечик”, “Два веселых гуся”, “Каравай” и др.

2. Конкурс повтори за мной. Танец “Если весело живется”.

3. Конкурс на лучшее исполнение танцевального движения. Танец “Лавота”.

Победителем считается тот, кто выполнит все задания и не расцепит рук.

Подведение итогов: определение и награждение победителей медалями: “Лучший танцор”, “Веселый танцор”, “Внимательный танцор”, “Талантливый танцор” и т.д.

Работа по реализации данного курса проводилась в течение двух лет. В результате диагностического обследования детей выявилась положительная динамика в развитии, кроме этого разученные с детьми музыкально-ритмические композиции используются в праздниках, концертах.

Ирина Шорникова
Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка

Научная статья на тему «Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка »

С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. Содержание музыки эмоционально . Ритм же – одно из выразительных средств музыки , с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку . Теоретические и методические подходы к занятиям по музыкально -ритмическому воспитанию были обоснованы с научной точки зрения в начале 20 века. Их создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950) . Он решил выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики , и видел в музыкально - ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха , памяти, внимания, выразительности движений , творческого воображения. Далькроз считал, что процесс занятий с детьми должен приносить радость.

Отечественные и зарубежные ученые, музыканты , учителя музыки накопили большой опыт по применению выразительных движений в процессе музыкального воспитания . Среди них – Карл Орф. Это выдающийся немецкий педагог-музыкант , композитор, который создал систему музыкального воспитания под названием «Шульверк» . В ней огромная роль отводится ритмическому воспитанию детей. Он отмечал, что музыка не существует сама по себе. Она связана с движением , танцем, словом. В процессе восприятия музыки ребенок должен не только слушать её, но и быть её исполнителем.

Одним из основателей ритмики в нашей стране была Н. Г. Александрова. Она участвовала в длительном и трудном процессе приспособления зарубежной педагогической системы к нашим условиям. Как показывает практика, а также исследования психологов, педагогов, музыковедов выразительные движения способствуют развитию восприятия музыки детьми с раннего детства. Российские педагоги понимали важность распространения музыкально -ритмического воспитания для детей. В 50-60 годы на основе идей Э. Жака Далькроза, Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман и другими разрабатывались программы музыкального воспитания , методика работы с детьми и разнообразный музыкально -ритмический репертуар для детей дошкольного возраста. Эти материалы были включены в раздел «Музыкально -ритмического воспитания детей» типовой программы. как вид деятельности играют большую роль не только в музыкальном , но и в общем развитии ребёнка. Овладевая навыками ритмичного выразительного движения , ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка. Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально - ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие музыкально -ритмических навыков и навыков выразительного движения . Музыкально -ритмические навыки- это навыки передачи движения наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, ритма) . Они осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр . Требования в работе над этими навыками последовательно усложняются. Навыки выразительного движения – это запас движений , которые заимствованы из физической культуры : гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений; из области сюжетной драматизации : изображение птиц, зверей, человека и его деятельности. Из области танца элементы народных плясок, бальных танцев. Музыка , движение – это средства , которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Движение и танец , помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект

Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в музыкальных играх , хороводах, танцах, упражнениях, музыкально -ритмических композициях. Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально – ритмической деятельности имеют ввиду прежде всего способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях . Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения .

Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие Безбородова Людмила Александровна

4. Музыкально-ритмические движения

Движение под музыку развивает у младших школьников чувство ритма, способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление, динамику – усиление и ослабление звучности; характер мелодии; строение произведения.

Идея использования музыкально-ритмического движения как средства развития музыкальности детей принадлежит швейцарскому ученому, основоположнику ритмики Э. Ж. Далькрозу (1865–1950). По его мнению, ритм музыки и пластика объединяются в движении с моторной, мышечной активностью человека. Ввиду данной особенности на занятиях по ритмике Далькроз стремился к тому, чтобы прежде всего создавать у своих воспитанников непреодолимое желание выражать себя. В качестве необходимых условий музыкально-ритмического воспитания считалось развитие эмоциональных способностей и творческого воображения детей. В дальнейшем идеи Далькроза были развиты его последователями Н. Г. Александровой, М. А. Румер, Н. А. Ветлугиной, Н. А. Метловым, Е. В. Коноровой, Е. Н. Соковниной, Г. С. Франио, И. В. Лифиц, М. Б. Пустовойтовой и др.

Основная цель ритмики – формирование у детей восприятия музыкальных образов в их развитии и способности выражать их в соответствующей музыке. Музыкально-ритмическая деятельность детей делится условно на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств в движении. В этом виде музыкальной деятельности углубляется и дифференцируется восприятие музыки (выделяются средства музыкальной выразительности), ее образов и на этой основе формируются навыки выразительного движения.

Задачи ритмики:

– образовательные: формировать навыки владения ходьбой, бегом и другими видами движения как средствами выражения музыкальных образов; навыки ритмичного движения в соответствии со структурой, темпом, динамикой и регистровыми особенностями музыкального произведения; отмечать в движении метр, метрическую пульсацию, акценты, ритмический рисунок;

– воспитательные: воспитывать у детей культуру движений, культуру чувств, чувство ответственности в коллективно выполняемых упражнениях, играх, танцах;

– развивающие: развивать у детей эмоциональную отзывчивость, художественно-творческие способности (индивидуальное выражение музыкального образа, придумывание и комбинирование танцевальных движений); свободу движений посредством снятия мышечного торможения, чувство пространства.

Виды музыкально-ритмических движений. Источниками движения считают физические упражнения, танец, сюжетно-образные инсценировки. Физические упражнения в ритмике – ходьба, бег, подпрыгивания, поскоки, общеразвивающие упражнения (без предметов и с ними); строевые (построения, перестроения, передвижения). Назначение упражнений – развитие гимнастических, танцевальных движений, отработка их ритмичности и пластичности. Музыкально-ритмические упражнения можно разделить на подготовительные и самостоятельные. Само слово «упражнение» звучит для ребенка прозаично, поэтому с учетом поэтического восприятия мира детьми упражнения, как правило, имеют образные названия: «шагают кузнечики», «после дождя», «спать хочется» и т. д.

Музыкальные игры направлены на выражение эмоционального содержания музыки. В основе их лежит программная музыка, которая подсказывает ход действия сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажей. Различают сюжетные игры, осуществляемые в образных движениях, и несюжетные, которые разыгрываются по определенным правилам в зависимости от характера музыкального произведения. Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку и игры под пение – хоровод. Хороводы проходят под народные песни, текст песен подсказывает последовательность движений. Игра с пением – начальная форма музыкальной игры, где текст определяет характер образа движения. Более сложным видом считается игра под инструментальную музыку.

Следующий вид музыкально-ритмического движения – детские пляски и танцы. Они основаны на элементах народных и классических танцевальных движений. Этот вид музыкально-ритмического движения можно подразделить на пляски и танцы с зафиксированными движениями, свободные и импровизационные, а также комбинированные, то есть имеющие и зафиксированные движения, и свободную импровизацию. В этом случае используется авторская композиция движений, и те, которые придумывают сами дети.

Таким образом, все виды музыкально-ритмического движения выполняют общую задачу – добиться слитности характера движения и музыки, но у каждого вида есть свои функции.

Требование к музыкальному репертуару для всех видов музыкально-ритмического движения предполагает его художественность, динамичность, стройность и ясность выражения художественного образа. Особое значение имеет народная музыка, в частности русская народная песня.

Приемы обучения ритмике: наглядно-слуховой метод, который предполагает художественное исполнение педагогом музыки; словесный – образный рассказ о новой игре, танце, и метод упражнения – многократного повторения и закрепления движений, а также поэтапное разучивание репертуара танцев. В первой группе действий по восприятию музыки детьми происходит выделение ярких выразительных средств в музыке, акцентов, метрической пульсации, темповые изменения. Все это передается хлопками, шлепками, притопами, щелчками, отстукиванием ритма. Во второй группе действий происходит освоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов и танцев.

В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Основным правилом обучения детей музыкально-ритмическому движению является внимательное отношение к музыке, что, соответственно, не допускает разговоров во время ее звучания, а также шумного исполнения движений. Самым простым заданием на первых порах для детей должно быть требование начинать и заканчивать движение вместе с музыкой. Если произведение начинается со вступления, следует научить детей слушать его, а движения начинать только после его завершения. Следующей ступенькой могут стать задания на смену вида движения в зависимости от характера звучания музыки.

Методика обучения ритмике содержит три этапа:

1. Знакомство детей с новым упражнением, пляской или игрой. Создается целостное впечатление о музыке и движениях. Это начало разучивания в общих чертах. При этом педагог прослушивает вместе с детьми музыку, раскрывает ее характер, образы и показывает музыкально-ритмические движения, стремится пробудить в детях желание разучить его. Затем он поясняет содержание музыкально-ритмического движения, элементы его, показывает каждый элемент в отдельности и вместе с детьми выполняет новое движение. В момент разучивания последовательности элементов всей композиции педагог тактично оценивает действия детей, чтобы сохранить их положительное отношение к делу.

2. Углубление разучивания. На этом этапе происходит уточнение, создание целостного музыкального образа, настроения музыки.

3. Закрепление представлений о музыке и движении, поощрение детей на самостоятельное выполнение разученных движений. Творчество детей, придумывание новой композиции хоровода из разученных элементов танца.

В работе над игрой, танцем или пляской педагогу целесообразно неоднократно исполнить музыку, остановить внимание детей на моментах, недостаточно ярко переданных в движениях; недопустимо уточнение ритмичности движения в отрыве от музыки, а также громкий счет педагога в момент исполнения упражнения. При необходимости возможно использовать показ удачных движений одним или двумя успевающими учениками, так как в педагогической практике замечено, что школьники быстрее понимают движение, когда его выполняет сверстник.

Занятия ритмикой требуют площади для свободного движения детей. Отсутствие в некоторых школах специального помещения объясняет причину, по которой порой движениям на уроке отводится незначительное место. Но, понимая значимость движения, способного помочь ребенку «войти в образ», почувствовать музыку «всем телом», глубже проникнуться ее настроением, можно рекомендовать выполнять задания сидя или стоя около парт, но ни в коем случае не лишать ребенка возможности самовыражения посредством движения. Например, под веселую музыку можно предложить детям «танцевать» в воздухе кистями рук, притопывать ногами (сидя), под спокойную музыку делать плавные движения руками, под «таинственную» музыку изображать любопытство или испуг. Те произведения, которые связаны с движением, дети лучше запоминают и больше любят.

В качестве программных произведений Ю. Б. Алиев предлагает следующие упражнения, игры, пляски, танцы и инсценировки:

Упражнения:

1. В. Шаинский «Вместе весело шагать» (маршировка).

2. М. Глинка «Детская полька» (подскоки, кружение).

3. Д. Кабалевский «Рондо-марш» (ходьба под музыку разного характера) и т. д.

Игры:

1. Игра в куклы: П. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла».

2. Игра в солдатики: П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», В. Ребиков «Игра в солдатики».

3. Игра «Медведь и дети»: русская народная песня «Как пошли наши подружки», И. Стравинский «Медведь».

4. Игра «Дирижеры»: (дирижирование на 3/4, 2/4, 4/4), из них – на 2/4 – П. Чайковский «Камаринская» из «Детского альбома», Ф. Шуберт «Лендлеры». На 3/4 – Н. Римский-Корсаков «Песня Индийского гостя» из оперы «Садко». На 4/4 – М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

Пляски и танцы:

1. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я».

2. П. Чайковский «Полька» из «Детского альбома».

3. И. Шатров «На сопках Манчжурии».

4. П. Чайковский – «Вальс» из балета «Спящая красавица».

Инсценировки:

1. А. Александров – «Без музыки скучно».

2. М. Красев – «Летний вальс».

3. Г. Свиридов «Колдун».

4. Э. Соколова «Баба-Яга».

5. П. Перковский «Ссора».

6. П. Чайковский – «Подснежник» из цикла «Времена го да».

Рекомендуемые игровые движения и элементы плясок в начальной школе (подробнее можно прочитать в книге: Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – С. 251–252).

1. Исходное положение: основное положение стоя – стоять не сутулясь, без излишнего напряжения в коленях и плечах, голова слегка поднята, пятки вместе, носки немного раздвинуты.

2. Виды шага. Бодрый шаг – обыкновенный бытовой шаг, но несколько более устремленный, благодаря чему тяжесть тела сразу переносится с пятки на переднюю часть ступни. Характер этого шага соответствует радостному, бодрому маршу. Высокий шаг – шаг с высоким подниманием ноги и сгибанием колена. Корпус прямой, голова поднята, энергичное движение руками. Соответствует энергичному характеру маршевой музыки. Тихая и «осторожная» ходьба – корпус наклонен слегка вперед, ноги мягко ступают на всю ступню. Движение рук сдержанное. Характер шага соответствует тихому звучанию музыки. Хороводный шаг – голова чуть приподнята, плечи немного отведены. В хороводах исполняется детьми, взявшимися за руки. При этом возможна смена положения рук, то есть рука, которая была впереди, идет назад, а та, что сзади – вперед. Таким образом, дети идут хороводным шагом, повернувшись в круг то лицом, то спиной. Шаг на носках исполняется, выпрямившись, как бы вытянувшись вверх. Мягкий пружинящий шаг соответствует спокойной танцевальной музыке. Нога, опускаясь на пол, мягко сгибается в колене и сразу пружинно выпрямляется и встает на носок (полупальцы).

3. Виды бега: легкий бег – бег непринужденного, беззаботного характера. В беге ноги активно отталкиваются от пола и мягко, бесшумно приземляются. Стремительный бег – энергичный бег (большими прыжками) с сильным взмахом рук. Корпус слегка наклоняется вперед.

4. Подскоки: легкие подскоки исполняются без лишнего напряжения. Нога слегка выносится вперед с согнутым коленом, руки свободно двигаются – одна вперед, другая назад. Сильные подскоки – движения рук и ног более энергичные. В отличие от легких подскоков сильные подскоки соответствуют более яркой в динамическом отношении музыке.

5. Прыжки: пружинное подпрыгивание исполняется при сильном отталкивании ступнями от пола. При приземлении колени слегка сгибаются. Сначала пола касаются пальцы, и лишь затем вся ступня, тяжесть тела на пятки не переходит. Положение корпуса – прямое, движение вверх – подчеркнуто вертикальное.

6. Элементы танцев: боковой галоп – правая нога делает шаг вправо, левая – продвигается к ней, пяткой как бы выталкивая ее снова вправо, для следующего шага. Движение полетное, без высокого подпрыгивания. Корпус в сторону движения не поворачивается. Шаг польки – на затакте делается легкий подскок на левой ноге. Одновременно правая нога выносится слегка вперед. На «раз-и-два» делается три небольших шажка – бега на носках, правой-левой-правой ногой, на «и» снова легкий подскок на правой ноге, левая выносится вперед и т. д. Выставление ноги вперед на пятку и на носок – ставя ногу на пятку, следует согнуть ногу в подъеме так, чтобы носок смотрел вверх; ставя ногу на носок, подъем надо выпрямить. Прыжки с «выбрасыванием» ног вперед – нога выносится вперед с прямым коленом и слегка вытянутым носком, почти касаясь им пола. Корпус чуть откинут назад.

7. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте – на «раз» – шаг левой ногой, ставя ее рядом с правой, на «два» – притоп правой ногой впереди левой (не перенося на нее тяжесть тела), затем на «раз» следующего такта – шаг на месте правой ногой, на «два» – притоп левой впереди правой и т. д. Дробный шаг исполняется с продвижением вперед и при кружении на месте. Выполняется ритмично, на всей ступне, при согнутых коленях и прямом положении корпуса. Тройной шаг – на «раз-и» делаются два коротких шага, на «два» – один долгий (равный четверти). Основной характер движения – плавный. Переменный шаг – на «раз» делается удлиненный шаг правой ногой, на «и» – небольшой шаг левой, на «два-и» – небольшой шаг правой ногой с носка. Затем движения повторяются с левой ноги. Полуприсядка – на «раз-и» делается пружинное полуприседание и выпрямление колен, на «два» – выставление правой ноги вперед на пятку, носок поднят вверх. На следующем такте выставляется вперед другая нога. «Ковырялочка» – на «раз-и» делается небольшой подскок на левой ноге, одновременно правая нога отводится в сторону, ставится на носок, колено повернуто внутрь. На «два-и» – подскок на левой ноге, правая ставится на пятку, колено повернуто наружу. На следующий такт делается перетоп обеими ногами поочередно – правой, левой, правой. Затем движения повторяются.

8. Положения рук в русской пляске: руки на поясе, кисти сжаты в кулаки, локти направлены в стороны, руки отведены в стороны и кисть открыта, руки убраны за спину, руки скрещены перед грудью. В хороводе можно использовать следующие движения: по кругу (по одному и парами), «лучами» (к центру круга и от центра), «змейкой», «ручейками», «стенкой на стенку» (два ряда детей, стоящих друг против друга, поочередно продвигаются вперед – назад либо одновременно – «расчесочкой»).

Из книги Гимнастика и массаж для самых маленьких. Пособие для родителей и воспитателей автора Голубева Лидия Георгиевна

Музыкальные ритмические занятия Очень полезны для ребенка музыкальные ритмические упражнения, которые обязательно должны включаться в повседневную жизнь. Ритм способствует развитию координации движений, помогает быстрее освоить различные упражнения, устраняет

Из книги Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться автора Маршалл Марвин

Движения Невербальный язык тела информативен не менее самих вопросов и интонации. Вместе с нами говорят жесты, мимика, движения, осанка. Если учитель спрашивает: «Какой это уровень?» – с нахмуренными бровями, скрещенными на груди руками, напряженным телом и суровым

Из книги Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие автора Безбородова Людмила Александровна

Глава 2 Из истории российской музыкально-образовательной практики Самобытный склад русской национальной культуры обусловил первичную форму музыкального искусства России – пение. В русской музыкальной культуре хоровое пение главенствовало, поэтому профессиональная

Из книги Качая колыбель, или Профессия «родитель» автора Шереметева Галина Борисовна

Из книги Аутята. Родителям об аутизме автора Коган Виктор

Из книги Детские праздники дома. Сказочные сценарии и викторины автора Коган Марина Соломоновна

Движения и жесты Мы уже говорили о неловкости и неуклюжести аутичных детей. Стоит им начать что-то делать, как они выглядят маленькими медвежатами. Мелкая моторика рук, так необходимая для рисования и самообслуживания, очень несовершенна. Походка неловкая. «Ходит на

Из книги Хоровой класс. Отношение к обучению автора Стулов Игорь Харьевич

Ритмические упражнения «Теремок» Оборудование: магнитофон, кассета, домик-теремок, игрушки, маски-костюмы.Ход занятияХодьба на носках, пятках, спокойная ходьба по кругу с пятки на носок и так далее под русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде».Воспитатель. Сегодня

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Принцип постепенности усложнения музыкально-технических задач На каждом этапе работы с хором последовательно решаются задачи формирования вокально-хоровых навыков. В соответствии с ними постепенно усложняется и репертуар. На начальном этапе работы с женским хором

Из книги История профессионального музыкального образования в России (XIX – XX века) автора

Умные движения Вопрос: почему дети, которых родители много и часто носят, вырастают умнее? Ответ: их мозг растет лучше. Дети учатся очень многому, находясь на руках у занятых родителей. Дети, которых носят, меньше плачут. Что же они делают в это время? Они учатся. Дети,

Из книги Основы музыкальной психологии автора Федорович Елена Наримановна

Первые движения Понаблюдайте за своим крошечным свертком, свернувшимся в люльке. Такой безмятежный, такой спокойный. Трудно поверить, что это тот же самый ребенок, который вертелся и выкидывал коленца у вас в животе. Вот он проснулся – переверните его и посмотрите на него

Из книги автора

Движения в два месяца Расслабление рук и кистей. Стиснутые кулачки и прижатые к туловищу ручки, наблюдавшиеся на первом месяце, на втором несколько расслабляются, словно рефлексы, удерживавшие мышцы ребенка в сильном напряжении, оказываются пересиленными развивающимся

Из книги автора

Движения в три месяца Положите ребенка на животик на стол или на пол, подложив что-то мягкое. Опуститесь рядом с ним. Поймайте его взгляд и начинайте говорить. Ребенок может поднять голову на сорок пять градусов или больше и вести беседу лицом к лицу. Вместо того чтобы

Из книги автора

Движения месяца Ребенок начинает переворачиваться. Когда ваш ребенок начнет переворачиваться, больше зависит от темперамента ребенка, чем от двигательного развития. Очень активные дети, которые обожают выгибать спину дугой, склонны к тому, чтобы начать

Из книги автора

ГЛАВА 3. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ХХ ВЕКА 3.1. Крупнейшие российские фортепианные школы ХХ векаВ российской фортепианной педагогике ХХ в. выделяются ветви, основанные родоначальником ленинградской фортепианной школы Л.В.

Из книги автора

2.4. Музыкально-ритмическое чувство «Библия музыканта начинается словами: “в начале был ритм”» – в такой образной форме великий музыкант-педагог Г. Г. Нейгауз выразил роль ритма в музыкальном искусстве и музыкальной деятельности . Музыка – искусство временное, и

Из книги автора

8.3. Развитие эмоциональности в музыкально-исполнительской деятельности Роль эмоций в музыкальной деятельности огромна: они пронизывают ее содержание и непосредственный процесс исполнения. Эмоции придают привлекательность занятиям музыкой, вызывают возникновение