НОД «Овладение нормами речи» в подготовительной группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Зима»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Составление рассказа по сюжетной картине»

Цель: учить детей составлять рассказ по сюжетной картине.

Задачи: учить детей рассматривать картину, правильно отвечать на вопросы; формировать грамматически правильную речь, активизировать словарь; упражнять детей в правильном употреблении творительного падежа и в подборе синонимов; развивать способность придумывать события предшествующие и последующие;развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук. Оборудование: сюжетная картина «Мы дежурим»; предметные картинки Предварительная работа: игры «Слова-друзья» (подбор синонимов) ; «Что изменилось», «Четвертый лишний».

Организационный момент:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

А мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Сядет тот, кто подберет к слову работать, близкое по значению слово. Работать, значит, что делать? (трудиться, заниматься) .К слову общаться? (разговаривать, беседовать, болтать) .К слову ребята? (детвора, дети)

2. Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картине. Рассмотрите картину. - Скажите, кого нарисовал художник на картине? (детей)

Где находятся дети? -Как вы догадались? (воспитатель, цветы, календарь природы, аквариум).

Что делают дети (поливают, кормят). Два слова – поливают и кормят – можно заменить одним. Как вы думаете, каким словом? (трудятся). А еще? (дежурят). - А если дети дежурят, то кто они, как мы назовем детей (дежурные).

– Где они дежурят? Как мы можем назвать картину? - Что у них есть в уголке природы, сравните с нашим уголком.

Расскажите о детях (Маша поливает лейкой цветы). - Как называется комнатное растение, которое поливает Маша?

Какие еще цветы вы видите на картине? Назовите их? Расскажите о Наде. Что вы можете сказать о ней? Какая она? (аккуратная, старательная). Какой предмет, изображенный на картине, нам говорит об этом.

Расскажите о Васе. Что он делает? Каких рыб вы видите в аквариуме? Отличается ли аквариум, изображенный на картине от нашего аквариума? - А что вы можете сказать об этих детях? Как вы думаете, трудились ли они? Чем они могли помочь воспитателю? О чем они говорят?

Глядя на эту картину, можно ли определить время года? Какие объекты нам говорят об этом? (одежда, деревья за окном, календарь природы).

3. Игра «1, 2, 3»Педагог показывает картинки, которые нужно запомнить и назвать в том же порядке.

4. Динамическая пауза.

На могучем тополе Дружно почки лопнули. И из каждой почки Выросли листочки Развернулись трубочки, Распустились юбочки. Покрутились, улыбнулись И сказали: «Мы проснулись! »

5. Игра на развитие внимания и логического мышления. Педагог предлагает послушать ряд слов и выбрать лишнее и объяснить свой выбор. Фикус, пеларгония, традесканция, тюльпаны. Окунь, судак, щука, гуппи Стол, стул, тумбочка, окно. Вася, Надя, Маша, Сидоров.

6. Педагог обращает внимание детей на картину. Сейчас вы должны придумать рассказ по этой картине. Подумайте, где были дети до детского сада? Куда они пришли? Что делали? Как они работают? Чем потом занимались дети? - О чем нужно рассказывать? Повторите еще раз. Рассказы детей. Оценка рассказов детьми.

7. Итог занятия. Что понравилось на занятии? Чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи.Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"

Конспект занятия с применением ИКТ. Презентация на занятии применялась в качестве средств наглядности при работе с детьми и в качестве дидактического пособия....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Рассматривание картины и составление рассказов по сюжетной картине «Счастливого плаванья», с использованием элементов ТРИЗ». Приоритетная область: коммуникация

Программное содержаниеОбразовательная задача:Продолжать учить детей с помощью системного анализа рассматривать картину и понимать ее содержание....

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи у детей с ОНР (подготовительная группа). Тема: Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы".

Проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи является одной из главных задач учителя- логопеда. Предложенное занятие рекомендуется для прове...

В конспекте дети слушают стихи о зимних забавах, рассказывают о своих зимних развлечениях.Рассматривают сюжетную картину "Катаемся на санках". Отвечают на вопросы по картине. Выполняют в...

Цель: развитие связной речи.

Задачи по образовательным областям :

Коммуникация – совершенствовать умение строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования. Расширять, уточнять и активизировать в речисловарь детей. Совершенствовать грамматический строй речи: образование и употребление существительных в форме винительного падежа;

совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Социализация - продолжать воспитывать привычки культурного поведения в общественных местах

Труд – воспитывать ценностное отношение к человеческому труду и его результатам.

Ход занятия

· Организационный момент.

Ребята, у вас есть друзья? (ответы).

О друзьях говорить всегда приятно. Давайте улыбнемся друг другу и скажем ласковое словечко. Игра «Назови своего друга ласково». Дети называют эпитеты: добренькая, красивенькая, беленькая, умненькая, ласковая, нежная, очаровательная, душевная, любимая.

Вот как хорошо вы относитесь к своим друзьям. А какие слова,сходные по звучанию,можно подобрать к слову «друг?» (друзья, дружба,дружелюбный, дружные, подруга, дружить, подружились).

А я знаю, ребята, что вы можете дружно играть. Сейчас я буду бросать вам по очереди мяч, а вы будете ловить и возвращать его мне. Бросая мяч, каждый должен сказать, что делает представитель этой профессии:

Учитель - (учит); строитель - (строит); врач - (лечит); парикмахер - (стрижет); повар - (готовит); художник - (рисует); пианист - (играет на пианино); продавец - (продает).

Вы правильно назвали действия представителей разных профессий. Молодцы!

Сегодня мы будем говорить о профессии продавца и составим рассказ по картине «Мы играем в магазин».

· Рассматривание картины и беседа по содержанию .

Воспитатель ставит картину на мольберт

Это картина «Мы играем в магазин».

Кого изобразил художник на этой картине?

Что они делают? (На картине нарисованы дети,они играют в магазин).

Рассмотрите внимательно девочку, которая стоит за прилавком.- Кого изображает девочка?

Расскажите о том,как она одета, чем занимается.

(- Девочказа прилавком -это продавец. На ней передник и косынка, как у настоящего продавца. Она положила на весы оранжевый апельсин и собирается взвесить еще и красный помидор. Потом она упакует их в пакет. Девочка - вежливый продавец. Она улыбается покупателям).

Теперь давайте опишем покупателей, которые стоят перед прилавком. Как они одеты? Что у них в руках?

(Первой стоит девочка. Она в красивой юбочке, кофточке и в шляпке.Она катает коляску, в которой спит кукла, ее дочка.

Девочка покупает овощи и фрукты для нее. На плече у девочки висит сумочка. Там лежит кошелек. Девочка купит фрукты и овощи и рассчитается за покупку).

Очень хорошо. Теперь расскажите о втором покупателе. (Вторым стоит мальчик. Он держит на руках большого мишку. Наверное, он хочет купить овощей для него. Сумка для овощей висит у мальчика на руке).

Кого еще вы видите на картине. Расскажите о нем. (Мы видим мальчика в фартуке и кепке.Это грузчик. Он привез на тележке морковку и свеклу,сейчас будет выгружать товар.)

Каким художник нарисовал магазин?(У ребят магазин как настоящий. На полках много банок с компотами, бутылки с соком. На прилавке стоят весы и кассовый аппарат, в контейнерах лежат фрукты).

Молодцы! Вы очень хорошо ответили на мои вопросы. А теперь давайте поиграем.

· Пальчиковая гимнастика «В магазине».

Воспитатель приглашает детей на ковер, предлагает встать в круг и выполнять пальчиковую гимнастику.

У метро стеклянный домДети идут по кругу, взявшись заруки.

Покупаем в доме том

Помидоры и капусту,Останавливаютсялицом в круг,

Луки перецзагибают по одному пальцу

очень вкусныйсначала на левой руке, потом на

Сок, бананы, апельсиныправой каждое название овощей и

Киви, свеклу, мандариныфруктов.

Это место – просто складВновь идут по кругу, взявшись за

Витаминов для ребят.руки.

· Игра «Веселые грузчики». Воспитатель вывозит на ковер два игрушечных грузовика, выносит корзину с муляжами овощей и фруктов, рассыпает муляжи по ковру.

Вы сказали, что на картине нарисован грузчик. Сейчас вы все превратитесь в грузчиков. Мальчики должны погрузить в один грузовик все овощи и фрукты, названия которых можно разделить на два слога. А девочки погрузят в другой грузовик те овощи и фрукты, названия которых делятся на три слога. Приготовились. Выполняем задание на счет «три». Раз, два, три!

Воспитатель следит за правильностью выполнения, определяет победителя по правильности и скорости. Ошибки необходимо исправить вместе с детьми .

· Сообщениеплана рассказа по картине.

Воспитатель приглашает детей на стульчики, вновь помещает картину на мольберт .

Сейчас мы будем составлять рассказ по картине. Начну его я, а продолжите вы. Вы сделаете это по следующему плану.

Сначала опишите детей, которых нарисовал художник. Какие они? Как они одеты? Что у них в руках? Что они делают?

А потом расскажите о том, какой у ребят магазин, о настроении, с которым дети играют.

· Подготовкадетей к рассказыванию.

Воспитатель делает небольшую паузу для подготовки детей к рассказыванию.

Еще раз посмотрите на картину, подумайте, как будете составлять рассказ по ней. А я рассказ начинаю.

· Составлениедетьми рассказа по частям.

Если есть необходимость, воспитатель напоминает еще раз о чем нужно рассказывать

Вчера утром дети нашей группы ходили на экскурсию в магазин «Овощи - фрукты» и видели, как работают продавец и грузчик. Вечером дети все вместе играли в магазин. А сегодня они хотят составить рассказ по картине, которая называется «Мы играем в магазин ».

(- На картине нарисованы дети. Они играют в магазин. Девочка за прилавком - это продавец. На ней фартук и косынка, как у настоящего продавца. Она положила на весы оранжевый апельсин и собирается взвесить красный помидор. Потом она упакует их в пакет. Девочка - вежливый продавец. Она улыбается покупателям.

- Перед прилавком стоят покупатели. Первой стоит девочка в красивой юбочке и кофточке и в шляпке. Девочка катает коляску. Там спит ее маленькая дочка. На плесе у девочки висит сумочка. Там лежит кошелек, чтобы она могла рассчитаться за покупку.

- Вторым стоит мальчик, он держит на руках большого мишку, наверное, он хочет купить овощей для него. Сумка для овощей висит у мальчика на руке.

Еще мы видим мальчика в фартуке и кепке. Это грузчик. Он привез тележку с морковкой и свеклой, сейчас будет разгружать ее.

- Магазин у ребят - как настоящий. На полках много банок с компотами, бутылку с соком. На прилавке стоят весы и кассовый аппарат, в контейнерах лежат фрукты. Дети играют с удовольствием. Им интересно. Они улыбаются.) Воспитатель убирает картину.

О чем мы говорили сегодня? (Мы составляли рассказ по картине «Мы играем в магазин», делали пальчиковую гимнастику, проводили соревнование «Веселые грузчики», делили на слоги названия фруктов и овощей.)

Необходимо оценить деятельность каждого ребенка.

Конструкт "Составление творческих рассказов по картине "Прогулка в лесу" (Образовательная технология: обучение дошкольников составлению творческих рассказов по сюжетной картине методами ТРИЗ)

Группа: подготовительная группа
Образовательная область : Речевое развитие
Тема : Составление творческих рассказов по картине "Прогулка в лесу"
Образовательная технология: обучение дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ
Виды деятельности : игровая, познавательная, коммуникативная
Учебно-методический комплект:
1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена 2014. – 321с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
3. Репродукция картины " Прогулка в лесу".
4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей.-4-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2014.-40с.: ил. (Растём умными (Технология ТРИЗ)).
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Цель: освоение умений самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов по сюжетной картине методами ТРИЗ. Развитие всех компонентов устной речи детей.

Планируемый результат:
- Дети проявили умение строить связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
- Проявили речевое творчество в составлении творческого рассказа по сюжетной картине методами ТРИЗ
- Дети определили объекты, изображенные на картине и схематизировали их.
- Дети правильно объяснили взаимосвязи объектов, изображенных на картине и обозначили эти связи стрелками.
- Дети запомнили эмблему этапа и озвучили правило: «Смотрю на картину и называю объекты»; «Один объект связан с другим»; «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
- Дети проявили умения слушать других, не перебивая их.
- Дети активизировали словарь в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей; называние действий и взаимодействий объектов; слова, характеризующие звуки запахи и тактильные ощущения)
- Дети на основе восприятия представили возможные ощущения через разные органы чувств (обоняние, осязание, зрение).

Задачи совместной деятельности:

Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение слушать других, не перебивая их.
Развивающие задачи:
- Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
- Развивать речевое творчество в составлении творческого рассказа по сюжетной картине методами ТРИЗ.
- Активизировать словарный запас (называние объектов и их частей; называние действий и взаимодействий объектов; слова, характеризующие звуки запахи и тактильные ощущения).
Обучающие задачи:
- Учить детей определять объекты, изображенные на картине и схематизировать их.
- Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине, соединять связи стрелками.
- Учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»; «Один объект связан с другим»; «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь» ».
- Учить детей на основе восприятия представлять возможные ощущения через разные органы чувств (обоняние, осязание, вкус, зрение).
Средства воспитания и обучения: Наглядные (сюжетная картина «Прогулка в лесу», картинки - объекты картины, мольберт с магнитами, схемы этапов).

1. Этап ознакомления с методом

2. 1 Этап «Определение состава картины»
2. 2 Этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»
2. 3 Этап «Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств»
Физминутка
3. Этап продуктивной деятельности
4. Этап рефлексии
5. Этап оценки уровня творческих работ
6. Открытость.

1. Этап ознакомления с методом
Задача: организовать детей на предстоящую деятельность.
Воспитатель мотивирует детей к деятельности.
- Ребята, вы помните, что к нам в группу вчера пришла посылка? Скажите, а что было в ней?
- Ребята, да, нам прислали картину. Дети взаимодействуют с педагогом.
2. Этап организации системы игр и творческих заданий по освоению метода
Задача: побуждать детей на совместную деятельность.
Воспитатель организует игры и творческие задания реалистического и фантастического плана. Организует обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения.
- Ребята, а вы бы хотели поиграть с картиной еще раз в новые игры? Тогда давайте начнем
Воспитатель вместе с детьми подходит к картине.
2.1 Этап
«Определение состава картины»

Задачи:
Учить детей определять объекты, изображенные на картине и схематизировать их.
Активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей).
Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»
-Ребята, посмотрите на картину. К нам в гости пришел Волшебник «Дели» и предлагает нам поиграть в игру. Хотели бы вы, поиграть с ним? Нужно назвать как можно больше объектов на картине и описать его в подробностях. Тот, кто назовет больше всех объектов, тот окажется самым внимательным.
Воспитатель показывает пример. У него приготовлены разрезанные объекты картины. По ходу называния детьми объектов, воспитатель вывешивает их на доске.
- Ребята, в игре есть правило – не выкрикивать, поднимать руку, отвечать полными предложениями.
- Миша, какой объект ты увидел. Хочешь его описать? (Когда я смотрю на картину, я вижу….).
В итоге перечисляются все названые объекты. Воспитатель хвалит детей. Воспитатель вывешивает схему данного этапа.
Воспитатель просит детей смотреть на эмблему и запомнить ее правило «Смотрю на картину и называю объекты».
Дети рассматривают картину. Описывают предметы на картине по очереди, соблюдая правило.
2.2 Этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»
Задачи:
Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине, обозначать эти связи стрелками.
Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Один объект связан с другим».
Активизировать словарь детей в соответствии с сюжетом картины (называние действий и взаимодействий объектов).
- Еще к нам пришла Фея Объединяй и соединила два предмета (педагог указывает на них) - Девочка и земляника. Фея просит объяснить, почему она это сделала (ответы детей).
- Они между собой связаны, потому что девочка собирает землянику.
- Белка и дупло (они взаимосвязаны, потому что белка сидит в дупле).
- Мальчик и кепка (они взаимосвязаны, так как кепка одета на голову мальчика), и т.д.
Последовательность объединения объектов получается случайная, в зависимости от выбора детей.
- Ребята, что мы с вами делали? С кем играли? (мы играли с волшебником «Объединяй»).
- Что мы делали? (мы объединяли объекты на картине).
Воспитатель просит детей смотреть на эмблему и запомнить ее правило «Один объект связан с другим"
Дети играют в игру с Феей Объединяй- объясняют взаимосвязи объектов, изображенных на картине.
Отвечают на вопросы, слушают друг друга, не перебивают друг друга.
2.3 Этап «Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств»
Задачи:

Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание).
Активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины (слова, характеризующие звуки запахи и тактильные ощущения).
Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
- Ребята, вместе с Волшебником «Дели» и Феей «Объединяй» к нам пришли: гномик - «Я чувствую запах», гномик - «Я пробую на вкус», гномик - «Я слышу», гномик - «Я вижу», гном - «Я трогаю руками». Хотите с ними поиграть?
- Ребята, я предлагаю вам, отправиться в путешествие по картине. Возьмите с собой любого гномика, «войдите в картину» и опишите свои ощущения от лица любого героя картины или стороннего наблюдателя.
- Я советую вам начинать предложение так: «Я слышу, как… », «Я чувствую запах… » (в зависимости от того, какого гнома вы взяли с собой в картину) и т. д. Описывать свои чувства можно от лица постороннего наблюдателя или одного из персонажей картины.
Например, « Я слышу, как шелестит трава, когда я иду по ней».
-«Я смотрю на картину и чувствую запах свежих ягод».
-«Я ощущаю руками, какой гриб мокрый и скользкий»
- Ребята, какие интересные истории вы придумали, мне так было интересно слушать их.
Воспитатель вывешивает схему данного этапа.
Воспитатель просит детей смотреть на эмблему и запомнить ее правило «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
Дети с картинкой гнома в руках описывают свои ощущения «внутри картины»
Дети по очереди рассказывают, что они слышат, какие запахи чувствуют и что они ощущают руками.
Дети на основе восприятия представили возможные ощущения через разные органы чувств (обоняние, осязание, зрение)
Физ. минутка
Задача: развивать общую моторику и речь детей.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Дети отдыхают, выполняют упражнения. .

3. Этап продуктивной деятельности
Задачи:

Организовать продуктивную деятельность.
Воспитывать умение слушать других, не перебивая их.
Воспитатель организует продуктивную деятельность детей.
- Ребята, на картине, с которой мы играли, изображено, как мальчик и девочка вместе с мамой пошли в лес собирать ягоды и грибы.
- Кто хотел бы составить рассказ по картине? Когда мальчик и девочка с мамой пришли в лес, какие запахи они чувствовали? Какие звуки слышали? Что ощущали, когда собирали ягоды и грибы в лесу?
Воспитатель записывает рассказы детей с помощью схем, слов и т.п. Затем предлагает свой рассказ детям. Дети составляют творческий рассказ по картине. Дети проявили активность в продуктивной деятельности.
Дети проявили умения слушать других, не перебивая их.
4. Этап рефлексии
Задачи:

Учить детей анализировать свою деятельность.
Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задаёт им вопросы.
- Ребята, что мы с вами делали? - Как мы это делали?
- Зачем мы это делали?
- В какие игры мы играли?
- Какая игра вам понравилась больше всего?
- Что было труднее всего?
- Вам было интересно играть с картиной?
- Ребята, вы так хорошо играли, мне так понравилось с вами играть. Дети высказывают свое мнение. Слушают воспитателя. Дети оценили собственную деятельность.
Дети проявили умения строить связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
5. Этап оценки уровня творческих работ
Задача: побуждать детей к обсуждению своих действий
Воспитатель оценивает уровень оригинальности работы.
-Ребята, вам понравилось составлять рассказы?
- Маша, чей рассказ тебе понравился больше всего? А тебе Вова?
- Мне понравились все ваши рассказы, вы такие молодцы. Ваши рассказы получились очень интересными. Дети отвечают на вопросы, высказывая свое мнение. Дети проявляют инициативность, отвечая на вопросы, обсуждают свои действия.
6. Открытость
Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность. Вопросы - Ребята, мы записали ваши рассказы на листочках. Я хочу предложить вам вечером с родителями снова посмотреть эту картину и озвучить им ваши рассказы. Дети высказывают свое мнение.

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития.
В подготовительной к школе группе повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.
В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказы.
Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета. В сериях, изданных для детских садов, к таким картинам относятся «Зимние развлечения», «Летом в парке» и др.
Проиллюстрируем методику проведения занятий по коллективному составлению рассказа на примере занятия по картине «Зимние развлечения» (из серии «Времена года». Автор О. И. Соловьева).
Ход занятия.
На подготовительном этапе, когда идет рассматривание картины, педагог ориентирует детей на точное обозначение изображенных зимних развлечений, на выделение не только главного, но и деталей. На примере описания какой-то одной сцены воспитатель может показать, с какой обстоятельностью следует говорить и о других сюжетных моментах. Например, он предлагает внимательно рассмотреть детвору, катающуюся с горы на санках. Дети всматриваются в ребят и отмечают, что они разрумянились, смеются, радостно что-то выкрикивают. «А что произошло с теми, кто уже съехал с горки?» - спрашивает педагог. Дети описывают веселое происшествие: с перевернувшихся саней двое упали в снег, они встают, стряхивают с себя снег, хохочут... Затем педагог переключает внимание дошкольников на другие части картины: например, на детвору, которая занята лепкой снеговика, или на тех, кто катается на коньках, на лыжах. В ходе беседы дети накапливают материал для своих рассказов, усваивают точные и выразительные слова, словосочетания.
Большую роль играет речь воспитателя, сопровождающая процесс рассматривания картины. Из речевого образца дети могут почерпнуть однокоренные слова (ребята, ребятишки, ребячий; дети, детвора), синонимы (ребята, детвора) и активно оперировать ими в своих рассказах.
Для активизации детского воображения педагог может задать следующий вопрос: «Если подойти поближе к месту, где веселилась детвора, что можно услышать?» В результате в ответах детей изображенные события будут связаны с их звуковыми впечатлениями: слышно, как на морозе снег хрустит; слышен скрип санок, шум, смех детей, веселые крики, голоса; слышно, как гудит мотор машины, идущей по дороге, и т. п.
Необходимо также обратить внимание ребят на изображение зимнего дня, снега, деревьев в белом убранстве, чтобы они могли включить эти наблюдения в свои рассказы.
Если в ходе беседы дошкольники допускают ту или иную речевую ошибку, воспитатель дает образец правильного употребления слова, построения фразы и т. п. Например, дети иногда вместо комья снега говорят «комы снега». В этом случае педагог преднамеренно введет в свою речь данное слово в разных грамматических формах; поставит вопрос так, чтобы дети в ответах упражнялись в правильном его употреблении: «Сколько комьев снега скатали ребята? Какие комья снега положили они снизу, а какие - сверху?»
Переход от рассматривания картины к составлению рассказов - важная часть занятия, в ходе которой педагог дает указания о коллективном характере выполнения речевого задания и намечает план рассказа: «Начнем составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. Говорить будете по очереди: один начинает рассказ, а другие продолжают и заканчивают. Вначале надо сказать о том, какой был день, когда ребята вышли на прогулку, затем рассказать о детях, которые катались с горки на санках, лепили снеговика, катались на коньках и на лыжах». По просьбе педагога кто-нибудь из детей еще раз воспроизводит последовательность изложения материала.
Затем дошкольники приступают к коллективному составлению рассказа. Дети хорошо справляются с таким сложным заданием, так как они активно готовились к этому и, кроме того, они чувствуют постоянную поддержку и помощь педагога (он поправляет рассказчика, подсказывает нужное слово, подбадривает и т.д.). Таким образом, на качестве детских выступлений непосредственно отражается подготовка к рассказыванию. Проиллюстрируем это положение еще одним примером.
Воспитатель рассматривает с детьми картину «В колхозном саду» (из серии «Картины для детских садов сельской местности». Авторы О. И. Соловьева и О. А. Фролова). Один из вопросов педагога направляет детей на описание поспевших в саду яблок. «Яблоки красные, спелые», - отмечают дети. «Что ни яблоко, то желтое, с красной щечкой», - включается в беседу педагог (описание заимствовано из книги Б. Житкова «Что я видел»). И дошкольники, которые сами стремились найти точные и яркие слова для характеристики яблок, очень внимательно прислушиваются к речи педагога. И не только слушают, но и повторяют за воспитателем: «У этого яблока вот какая большая красная щечка. А у этого краснее! Красный бочок!» Затем в своих рассказах ребята используют понравившиеся и особенно запомнившиеся им слова и обороты.
Как уже отмечалось, в подготовительной к школе группе активность и самостоятельность детей при составлении рассказов значительно возрастает. Опираясь на восприятие конкретного содержания картины, ребенок способен представить, как могло начаться событие и чем оно завершится. По мере того как детям становится доступно видеть события развивающимися во времени, содержание рассказов обогащается. Но прежде чем поставить перед детьми такую задачу, следует уже на этапе демонстрации картины предлагать вопросы, помогающие высказывать предположения о том, что могло предшествовать изображенному событию и что последует за ним.
Каждый ребенок может по-своему представить дальнейшее развитие действия, однако придумывание должно основываться на понимании логики этого действия.
Вопросы на предположение необходимо сочетать с вопросами, направляющими на точное и подробное описание изображенного на картине.
Рассмотрим методику проведения занятия по картине «Новенькая» (из серии «Картины для детских садов»).
Ход занятия.
Во время демонстрации картины педагог проводит беседу, ориентируя детей не только на полное и точное описание изображенного, но и побуждая их логически обосновать и развить события.
Вопросы по конкретному содержанию картины: «С каким событием познакомила вас картина? Что за девочка пришла в первый раз в детский сад? (Посмотрите на нее, расскажите о ней.) Как встречают новенькую в детском саду? Что воспитатель и дети решили показать ей? (Расскажите об этом подробно.) Что увидит новенькая в групповой комнате?» - сочетаются с вопросами на предположение: «О чем девочка будет расспрашивать детей, как вы думаете? С какими игрушками ей захочется поиграть? О чем она расскажет маме, когда придет из детского сада домой?»
Затем воспитатель предлагает еще раз посмотреть на картину и подготовить рассказ о встрече новенькой в детском саду. («Припомните, о чем мы говорили, когда рассматривали картину».)
По мере того как дошкольники накапливают опыт восприятия изобразительного материала и составления рассказов, становится возможным повышать их активность и самостоятельность на занятиях такого типа.
Уже во второй половине учебного года структура занятий несколько изменяется. После выяснения темы и содержания картины можно сразу переходить к составлению рассказов. Вопросом «Что надо сделать, чтобы рассказы получились хорошими и интересными?» педагог сосредоточивает детей на детальном изучении картины. Это развивает у них навыки наблюдения. Дети в основном самостоятельно рассматривают картину с целью подготовить рассказы. При этом воспитатель своими вопросами и указаниями («О чем нужно в первую очередь сказать? О чем следует сказать особенно подробно? Чем закончить рассказ? Какие слова нужно припомнить, чтобы о том или ином сказать точнее и интереснее?») помогает им выявить в картинном материале главное, существенное, наметить последовательность изложения, обдумать выбор слов. Педагог предварительно сам намечает план построения рассказа и производит отбор словесного материала, но он не спешит сообщить детям готовый вариант, а ориентирует их на самостоятельное решение задачи, учит проявлять инициативу при отборе фактов для рассказа, при обдумывании последовательности их расположения.
Приведем примеры подготовки детей к рассказыванию на занятии по картине «Летом в парке» (из серии «Времена года»). Педагог обращается к группе «Посмотрите на картину. С чем она нас знакомит? Правильно, с тем, как дети гуляют летом в парке. О летней прогулке детей вы и составите рассказы. Что следует сделать, чтобы рассказы получились хорошими и интересными? Да, надо очень внимательно рассмотреть картину».
Предоставив детям время для самостоятельного обозрения картины, воспитатель вновь обращается к ним: «С чего вы начнете рассказ?» Ответы детей сравниваются и из всех вариантов отбирается лучший. «О чем нужно рассказать дальше? О чем подробнее всего хочется вам сказать в середине рассказа? Как следует закончить рассказ?» - все эти вопросы педагог ставит по мере высказываний детей. Отвечая на них, дошкольники под руководством воспитателя самостоятельно отбирают материал для рассказов, намечают порядок его расположения, обдумывают описания. Продолжая беседу, педагог спрашивает: «А какие слова вы постараетесь припомнить, чтобы рассказать, например, об аллее парка?» - и выражает одобрение, если ребята приводят нужные прилагательные: тенистая, зеленая, прохладная, широкая, ровная.
Таким образом, на занятиях по картине следует применять методические приемы, вызывающие и поддерживающие проявление у детей инициативы.
При обучении рассказыванию используется разнообразный изобразительный материал. Так, на занятиях находят применение картины, представленные сериями, - с изображением продолжающегося действия. Дети, опираясь на последовательно демонстрируемые картины, учатся строить логически законченные части рассказа, из которых в итоге складывается целостное повествование. Для упражнений также используется раздаточный материал, например предметные картинки, которые получает на занятии каждый ребенок.
Одним из важных заданий является составление по картинкам рассказов-загадок. Ребенок строит свое сообщение так, чтобы по описанию, в котором объект не назван, можно было отгадать, что именно нарисовано на картинке. Если слушатели затрудняются решить эту задачу, ребенок по предложению педагога вносит в описание дополнения. Такие упражнения формируют у детей умение выявлять самые характерные признаки, свойства и качества, отграничивать главное от второстепенного, случайного, а это способствует развитию более содержательной, обдуманной, доказательной речи.
Для большей систематизации знаний и представлений рекомендуется группировать картинки по объектам изображения, например: дикие и домашние животные, овощи, фрукты, ягоды, посуда, мебель, одежда и т. п. Тогда в загадке-описании будут шире представлены обобщающие термины.
В содержание обучения детей связной речи входят задания по составлению рассказов и сказок по юмористическим картинам. Передача содержания картины в устной речи - в форме рассказа или сказки - ведет к более осознанному постижению комических сюжетов, образов и т. д. Через рассказы и сказки дети наиболее полно и мотивированно выражают свое эмоционально-эстетическое отношение к картине, активнее приобщаются к области комического. Рассказывание по юмористической картине развивает у них чувство юмора, удовлетворяет потребность в веселье и шутке.
Педагог должен иметь в виду сложность процесса перевода художественной наглядности в речевой план, в словесный материал. На доступных речевых образцах детям следует показать, что содержание картины находится в единстве с ее художественной формой. Надо привлечь внимание дошкольников к словесной обрисовке центральных комических персонажей: их характеров, внешнего вида, движений, жестов, мимики, поз и т. д. Важно обращать внимание на главное, не упуская из вида детали и подробности. Кроме того, педагог должен учитывать характер картины, которая демонстрируется на занятии: юмористические жанровые картины обусловливают составление рассказов реалистического содержания с комически яркой обрисовкой событий, действий, отношений; сказочные картины позволяют составлять веселые сказки.
При оценке речевого творчества детей шести-семи лет учитываются следующие моменты: правильность передачи замысла и темы картины, степень точности в обрисовке изображенных комических персонажей; наличие в речи стилистически окрашенного языкового материала; передача личного отношения к юмористическому сюжету.
Как рекомендуется методически строить работу при обучении рассказыванию на материале юмористических картин? Подчеркнем еще раз: от качества восприятия картины зависят качество рассказов, полнота и яркость передачи в них комических событий, образов, степень юмористической окрашенности речи рассказывающих и т. п.
Итак, рассматривание картины - вот тот вид работы, который подготавливает детей к рассказыванию. При этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка-зри теля, специфику эстетического восприятия комического в искусстве, своеобразие каждой показываемой картины с точки зрения ее содержания и изобразительных средств.
Лучшему знакомству с картиной содействует живая, лаконичная, эмоционально воздействующая на детей беседа. Обычно она проводится после того, как дети сами познакомятся с изображенным и поделятся своими первыми впечатлениями. Часто показу картины предшествует вступительное слово педагога. Оно оказывает заметное влияние на весь ход восприятия картины и на беседу о ней. Содержание вводного слова зависит от характе-ра картинного материала. Затем детям предоставляется возможность самим рассмотреть картину, заметить побольше комических деталей. Непосредственные реакции детей воспитатель учитывает для последующей беседы.
Беседу рекомендуется начинать не с традиционного вопроса «Про что эта картина?», так как он не включает детей в процесс восприятия комического, а с одного из следующих вопросов: «Чем развеселила вас эта картина? Над чем вы смеялись, когда рассматривали картину? Что смешного увидели вы на картине? Чем удивила вас картина? Почему на эту картину весело смотреть?» и т. п. Такой вопрос вызывает непринужденные, свободные и развернутые высказывания: дети передают свои первоначальные впечатления от комического сюжета, образов, деталей. В ответах отражается личное отношение ребенка к изображенному: ведь вопрос побуждает к передаче своего собственного восприятия комического в картине.
Педагогу предоставляется возможность учесть уровень осмысления и эмоционального освоения детьми картинного материала и с учетом этого уровня вести их от общего непосредственного восприятия картины к восприятию анализирующему (при обязательном сохранении целостных ярких впечатлений).
Последующими вопросами воспитатель активизирует мысль, воображение, чувства ребенка, настраивает его на выявление главного, существенного: «О чем вам, глядя на картину, захотелось поговорить в первую очередь?» или «О чем сначала подробнее нам надо поговорить?» И если дети отвечают правильно, педагог просит объяснить, почему они решили так, а не иначе. Дальнейшими вопросами воспитатель помогает детям вычленять последовательно все новый изобразительный материал. Он привлекает их внимание к конкретным образам, деталям картины; выслушивая ответы, показывает, как можно было сказать точнее, выразительнее, т. е. знакомит с различными речевыми средствами, способами выражения. Своими указаниями педагог может помочь детям мысленно войти в картину, стать участниками изображенных событий.
Например, рассматривая с детьми картину «Путаница» художника Е. А. Ведерникова, он обращается к группе: «Посмотрели мы на картину и как будто побывали на веселой необычной улице. Что удивительного и забавного приметили вы на ней? (Дети высказываются.) Давайте представим себе, что мы близко подошли к дереву со скворечником. Что заставило бы нас сильнее рассмеяться?» Свои вопросы воспитатель предваряет кратким описанием воображаемой ситуации, в которой мысленно начинают действовать и зрители-ребята. Это активизирует наблюдательность детей, обостряет их чувство сопричастности, сопереживания. Ответы ребят становятся интересными и веселыми, так как дети ищут их в рамках своего воображаемого участия в событии. Важным методическим приемом является обоснованное сопоставление изображенных на картине лиц с героями известных юмористических рассказов и стихов.
Влияние литературно-художественных произведений на речевую деятельность огромно. Когда дети от беседы по картине переходят к изложению ее содержания, они могут практически во многом опираться на знакомые им веселые рассказы и сказки, используя разнообразные языковые средства и приемы построения комедийного сюжета.
Задача педагога - доступно и понятно для детей установить связь между анализируемой картиной и литературным произведением. Например, на занятии по картине «Путаница» воспитатель обращается к группе: «Какое стихотворение вы припомнили, когда рассматривали эту картину? Правильно, «Путаницу» К. Чуковского. О какой путанице шла речь в стихах? А какой веселой путаницей позабавила вас картина? Расскажите об этом весело, задорно». Или на занятии по картине художника С. А. Кузьмина «Забавная карусель» педагог говорит: «Дети, вы посмотрели картину, познакомились с забавной каруселью. Вам, наверное, хочется сказать: чудо-карусель, чудо-чудо-чудо расчудесное! Когда вы слышите эти слова, какое веселое стихотворение припоминаете? Правильно, «Чудо-дерево» К. Чуковского».
Важным методическим приемом также являются указания педагога. В конце беседы детям следует четко сказать, что именно - рассказ или сказку - требуется составить по картине. Например: «Вы с интересом рассматривали картину, и вам также интересно будет составить веселую сказку про то, что здесь нарисовано». Затем воспитатель конкретно формулирует тему сказки, предлагает обдумать ее от начала до конца, а затем рассказать.
Постепенно у детей накапливается опыт рассматривания юмористических картин и составления по ним рассказов и сказок. Для дальнейшего повышения детской активности и самостоятельности предусматривается такая методика занятий, при которой дошкольники сами могут почерпнуть, из картины дополнительный, материал для своих выступлений. Отметив в беседе самые существенные моменты сюжета, педагог предлагает детям самим найти в картине еще много интересного и рассказать об этом в сказке.
Рассмотрим на конкретном примере отдельные этапы работы с детьми по юмористической картине, проанализируем некоторые проявления творческой речевой деятельности дошкольников.
Картина познакомила ребят с забавной колючей семейкой: с ежом, ежихой, ежонком. Они смеялись над тем, как выглядят ежи, нацепившие на колючки множество разных запасов: грибов, ягод.
По картине дети придумывали сказку.
В ходе беседы в числе других вопросов был задан такой: «Почему весело рассматривать ежей на картине?» Дети в ответах старались выделить комическую сторону изображенного. Они пристальнее вглядывались в картину и в своих сказках отмечали много смешных деталей, например: «Еж подошел к грибу, поддел колючками, и стала шляпка гриба шляпкой для ежа; свою шляпу он украсил веточкой с листиками. Нарядился и идет». Дети отмечали, что «еж нацепил на свои колючки целую гору грибов - не сосчитать даже сколько; идет он впереди всех и держит в лапке палочку» и т. п. Так же подробно и с большим интересом описывали они ежиху, которая нацепила на колючки много красных ягод - «идет вся в ягодах». Очень живо рассказывали дети о ежонке: «Ежонок-шалунишка наколол на колючки разноцветные листья; на одном листе сидела гусеница, она никак не могла понять, куда ее несут, испугалась, выглядывает из листьев».
Таким образом, рассказы и сказки по юмористическим картинам заметно обогащают содержание и формы речевой деятельности дошкольника. На занятиях такого типа педагог углубляет интерес детей к рассказыванию.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

Цель : развивать умение составлять рассказ по сюжетной картине .

Образовательные задачи :

Развитие речи :

Учить детей составлять логический , эмоциональный и содержательный рассказ ;

Закрепить навыки целенаправленного рассматривания картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание картины , отдельных самостоятельных эпизодов);

Упражнять детей в четком произношении звука «з» - «с» . Совершенствовать фонематическое восприятие;

Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Воспитательные задачи : воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение слушать своих товарищей.

Развивающие задачи : развивать воображение детей.

Интеграция : физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Методические приемы : беседа-диалог, составление рассказа , физкультминутки.

Предварительная работа :

Беседы о зиме.

Чтение художественной литературы.

Наблюдения на прогулке за зимней природой , играми детей.

Материал : мультимедийный проектор, подбор слайдов по теме занятия , картина « Зимние забавы » .

Ход занятия.

Воспитатель : - Ребята, к нам сегодня пришел гость, только вы должны отгадать кто он. Послушайте загадку :

Что за нелепый человек пробрался в 21 век,

Морковкой нос, в руке метла

Боится солнца и тепла, кто это?

Дети : Снеговик.

Воспитатель : - Правильно. (Появляется снеговик на экране доски) . Снеговик принес коробочку, что же в ней? Здесь конверт с заданием (открывает конверт, читает) . «Здравствуйте, ребята. Я очень люблю зиму и все, что с ней связано. Подберите, пожалуйста, ласковые названия для зимних слов : зима, снег, снеговик, санки, сугроб, снегурка, лед, сосулька, шуба.

Дети : - Зимушка, снежок, снеговичок, саночки, сугробик, Снегурочка, льдинка, сосулечка, шубка.

Воспитатель : - Ребята, давайте с вами вспомним - какое сейчас время года? (Зима) .

Назовите мне зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) .

Какой сейчас месяц зимы? (Январь) .

Какая погода бывает зимой? (Снежная, суровая, морозная, холодная, солнечная, веселая, вьюжная и др.)

Чем можно заниматься на улице зимой? (Кататься на санках, лыжах, на коньках, играть в хоккей, в снежки, строить снежные крепости, лепить снеговиков и др.)

(После каждого ответа детей появляется картинка на экране ).

Воспитатель : Да, зима – холодное и интересное время года . Ой, а снеговик снова придумал нам задание (достает другой конверт) .

Артикуляционная разминка.

Произнести на одном дыхании.

Вдох – СИ – СА – СО – СУ – СЫ - выдох.

Вдох – ЗИ – ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ – выдох.

7. Игра «Лишний слог».

Воспитатель : - Ребята вы сейчас должны вслед за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить слог, который не подходит:

Са – са – са – са – за

Со – со – со – со – зо

Су – су – су – су – зу

Назовите все лишние слоги со звуком З? (ЗА, ЗО, ЗУ).

Зы –зы –зы – зы – сы

Зи - зи – зи – зи – си

Зу – зу – зу – зу – су

Назовите все лишние слоги со звуком С? (СЫ, СИ, СУ).

Воспитатель : - Ребята, я знаю чудесную зимнюю чистоговорку , попробуйте ее повторить:

ОЗЫ-ОЗЫ-ОЗЫ- за окном морозы,

ЗИ-ЗИ-ЗИ- саночки вези.

ОЗА-ОЗА-ОЗА- на окне ледяная роза,

ОЗЕ-ОЗЕ-ОЗЕ- озябнешь на морозе.

ИСКО-ИСКО-ИСКО- зимой солнце низко.

АСКА-АСКА-АСКА- вокруг снега сказка,

ИСТО-ИСТО-ИСТО- снег все спрятал чисто.»

Воспитатель : - Молодцы, чисто, ясно произнесли чистоговорку. Теперь отдохнём?

Физкультминутка :

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег

И под елкой снег, снег.

А под елкой спит медведь,

Тихо, тихо не шуметь.

(Садятся на места) .

Воспитатель : - Посмотрите, ребята, наш снеговик принес нам интересную картину о зиме , о зимних забавах (демонстрирует картину

« Зимние забавы » ). Ребята, он хочет, чтобы мы с вами составили рассказ по этой замечательной картине .

Воспитатель : - Посмотрим внимательно на картину . Скажите о чем эта картина ? (Ответы детей) .

Воспитатель : -Какое время года здесь изображено? (Зима)

Воспитатель : -А почему вы так решили? (Вся земля и деревья покрыты белым, пушистым снегом) .

Воспитатель : -А как одеты дети? (Они одеты в зимнюю , теплую одежду)

Воспитатель : -Какая погода на картине ? ( Зимний , солнечный день. Выпало много снега.)

Воспитатель : -Что произошло дальше? (Ребята вышли на прогулку. Каждому нашлось дело по душе) .

Воспитатель : -Теперь рассмотрим , что делают дети. Что здесь делают дети? (Малыши лепят снеговика.

Воспитатель : -Как дети его лепят? (Они скатали снежные комья : один большой, другой – поменьше, третий - самый маленький. Из маленького сделали голову, из пуговиц – глаза, из морковки – нос. На голову одели ведро. Замечательный получился снеговик)

Воспитатель : - Как ребятишки играют в снежки? (Они бросают снежки друг в друга, по их лицам видно, что им весело, они громко кричат, что-то может «берегись!» , «пли!»

Воспитатель : - Рассмотрим детвору , которая катается с горки на санках. (Дети катаются на саночках с горки. По их лицам тоже видно, что им весело, потому что санки с горы катятся быстро.)

Воспитатель : - А вот ребята катаются на коньках. Расскажите , как они одеты, как катаются? Придумайте им имена. (Саша и Маша одели коньки, теплый спортивный костюм, шапку и пошли на каток. Они кружились, скользили по льду. Рисовали лезвием конька красивые узоры).

Воспитатель : - Посмотрите, ребята, на катке еще есть мальчишки, играющие в хоккей. У них есть клюшки, и шайба. Я, думаю, что им очень весело.

Воспитатель : - А здесь детки катаются на лыжах. Они едут по лыжне. У них есть лыжные палки, чтобы отталкиваться ими от снега. Снега выпало много, лыжи легко скользили по снегу.

Воспитатель : - А если подойти к детям поближе, что можно услышать? (Можно услышать шум, смех детей, веселые крики, голоса) . У них веселое, хорошее настроение.

Воспитатель : -Вы рассказали обо всех детях на картине , теперь нам осталось закончить рассказ . Например: «Долго играли и гуляли ребята, пока не замерзли, усталые и довольные ушли домой отдыхать и греться».

Воспитатель : -Молодцы, теперь послушайте мой рассказ .

«Зимний , солнечный день. Вся земля и деревья покрыты белым, пушистым снегом. Ребята одели теплую одежду, вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Одни дети стали лепить снеговика. Они скатали снежные комья: большой, средний, и из маленького сделали голову. На голову одели ведро, нос – морковка. Замечательный получился снеговик! Недалеко от них мальчишки играют в снежки. А вот и горка! На ней дети быстро скатываются вниз на саночках. Другие ребята катаются на лыжах, у них есть лыжные палки, чтобы отталкиваться от снега. А на катке ребята катаются на коньках, играют в хоккей. Долго ребята гуляли, пока не замерзли. Усталые и довольные ушли домой отдыхать и греться. Весело детям зимой!»

Воспитатель : - А теперь вы попробуйте рассказать свой рассказ . (Слушаем рассказ 4-5 детей , воспитатель помогает, если возникают трудности, добивается полного и развернутого ответа. Следит за грамотным построением предложений).

Воспитатель : - Молодцы, ребята! Какие хорошие рассказы вы придумали .

И снеговику они очень понравились. Ребята, сейчас мы покажем снеговику как мы гуляем зимой.

Физкультминутка :

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках,

Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили,

А потом снежки катали.

А потом без сил упали

И в детский сад мы прибежали.

Итог : - Ребята, мы сегодня с вами были и писателями, придумали интересный рассказ о зимних забавах . А кто хочет прочитать стихотворение о зиме ранее изученные? (Ребенок читает стихотворение)

Как на горке, на горе

На широком на дворе

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто повыше

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

А кто по снегу.

С горки – ух!

На горку – ух!

Бух, захватывает дух!