Развитие ребенка по месяцам 7 мес. Творог и кефир – классическая «молочка»

Ребенку 7 месяцев, и вы постоянно замечаете изменения в нём. Это не тот новорожденный кроха, которого вы принесли из роддома. Изменения коснулись и психического развития, и физического, режима дня, питания. Развитие ребенка в 7 месяцев имеет свои особенности.

Физическое развитие

Малыш стал более самостоятельным, многое уже делает сам. Рассмотрим, что умеет ребенок в 7 месяцев, развитие и питание которого – главная забота его родителей.

  1. Ребенок учится садиться самостоятельно, некоторые дети могут сидеть без поддержки.
  2. Активно ворочается с боку на бок, но движения его пока неловкие, поэтому родителям надо быть начеку. Активность малыша возросла, оставлять без присмотра его очень опасно.
  3. В манеже или кроватке привстает на коленки или полностью на ножки, держась за опору.
  4. Если поддерживать малыша под мышки, пробует делать первые шаги.
  5. В 7 месяцев малыш может ползать, часто по-пластунски, потому что поднять тело ему еще трудно.
  6. Осмысленно играет игрушками, перекладывает из руки из одной руки в другую, поднимает и снова кидает игрушку. Ударяет ею об стол, тянет в рот, рассматривает.

Эмоциональное развитие

Седьмой месяц для ребёнка — период активного психологического взросления и эмоционального развития ребенка:

  1. Малыш начинает узнавать свое имя и понимать, что оно относится именно к нему.
  2. Любит играть в развивающие игры, его привлекают книги с плотными прочными картонными страницами, яркими иллюстрациями.
  3. Кисти рук крохи развиты уже очень хорошо, он уверенно берёт игрушки, очень интересуется звучащими предметами.
  4. Если говорить о речевых навыках, что грудничок 7 месяцев интенсивно общается со всеми, увлечённо лепечет. Малыш уже вполне осознанно называет взрослых, к примеру, «ма-ма», «да-да», « па-па».
  5. Ребёнок хорошо знает родных людей и настороженно воспринимает незнакомцев. У ребенка есть свои предпочтения, кто-то из незнакомцев ему импонирует, некоторые — нет.
  6. У малыша развивается долговременная память, он узнаёт свои игрушки, свою одежду.

Ребенок в семь месяцев нуждается в регулярном, а не эпизодическом, контакте с близкими.

Развивающие занятия

Перед всеми родителями встает вопрос — как развивать ребенка в 7 месяцев? Любимое времяпровождение деток в указанном возрасте — активные игры. Для этого лучше подбирать мягкие кубики, мячи небольшого диаметра, специальные детские коврики.

Основные требования к выбору игрушек:

  • небольшой размер, отсутствие острых частей;
  • удобства для захватывания;
  • яркий цвет;
  • звучание (должно греметь, пищать или звенеть);
  • легко мыться или чистится;
  • игрушки не должны быть очень мелкими, чтобы ребенок не мог их проглотить.

Не стоит давать за раз больше 2-3 игрушек, малыш может утомиться, лучше регулярно менять игрушки. Неплохо, если игрушки будут разными по фактуре: гладкие, шершавые, мягкие, твердые. Чтобы занятия с ребенком 7 месяцев были полезными и веселыми, необходимо иметь погремушки, неваляшки, пирамидки, сортер, кубики, мячики.

Купаться ребенку будет намного веселее, если брать с собой резиновые игрушки. Вечернее купание малыша можно проводить в большой ванне, используя для безопасности особый коврик. Можно дать малышу игрушечную леечку или ведерко, манипуляции с переливанием воды не только заинтересует кроху, но и поспособствуют развитию его интеллекта и мелкой моторики.

Для улучшения (даже появления) речи малыша пригодятся стишки с ритмичными повторяющимися буквами (слогами). Запомнив эти звуки, кроха начнет их сам воспроизводить.

Надо подобрать небольшое пластиковое ведерко, ребёнок научится складывать в него более мелкие игрушки. Большие в диаметре бусины, деревянные и глиняные фигурки, нанизанные на шнурок или жгут, очень нравятся малышам. Перебирание этих предметов ускоряет развитие мелкой моторики рук, ребёнок начинает отличать предметы по материалу изготовления и форме.

Занятия гимнастикой желательно разнообразить всевозможными эластичными цилиндрами и палками или упругими кольцами. Также приобретите небольшой фитбол, на таком мяче можно прыгать, делать занятия, даже своеобразный массаж.

Проводите с вашей крохой как можно больше времени. Пойте песенки, рассказывайте сказки, и увидите, что ребёнок приятно поразит всех своими способностями.

Возможные проблемы

Очень индивидуально то, что должен уметь ребенок в 7 месяцев. Каждый малыш развивается в своем темпе, но есть определенные временные рамки, в которые ребенок должен начать сидеть, ползать, ходить и так далее. Можно проверить, нормально ли протекает развитие ребенка:

  • ребенок не проявляет привязанности к маме и папе, не реагируют на расставание с ними;
  • малыш не сидит, хотя бы неуверенно, не пытается сесть самостоятельно;
  • ребенок не обращает внимания на звук, не поворачивает голову в ту сторону, откуда его зовут;
  • кроха не пытается обратить себя на себя внимание звуками или жестами;
  • при попытке поставить ребенка на ножки не пытается опереться ими на поверхность.

При наличии этих проблем нужно проконсультироваться у участкового педиатра. При некоторых отклонениях он отправит на прием к необходимому специалисту — ортопеду или невропатологу, которые помогут поставить диагноз и разобраться в этой проблеме.

Антропологические показатели

Внимательные родители замечают, что пропорции тела малыша начинает изменяться, приближаясь к пропорциям взрослого человека. Рост ребенка в 7 месяцев увеличивается на 2,5-3 сантиметра. В этом возрасте размер окружности головы и грудной клетки, как правило, уравниваются и составляют 41-45 см. Вес девочки 7 месяцев составляет от 6800 до 8900 граммов, а мальчика — 7100-9500 граммов. Рост мальчиков изменяется от 65,1 до 71,1 сантиметр, а девочек — от 64,1 до 70,4 сантиметра.

Режим дня

Режим ребенка в 7 месяцев не отличается особой строгостью, растущий организм сам подбирает для себя лучший вариант жизнедеятельности. В этом возрасте возможна достаточно стихийная перестройка привычного распорядка дня. Это вызвано уменьшением длительности дневного сна, большей активностью малыша.

Приведем таблицу с примерным распорядком дня:

  • 6:00-8:30 — просыпание, утреннее кормление, умывание и закаливающие воздушные процедуры.
  • 8:30-10:00 — утренний сон;
  • 10:00-12:00 — второе кормление, активное бодрствование, гимнастика, массаж, игры;
  • 12:00-14:00 — прогулка на улице, желательно сон на свежем воздухе;
  • 14:00-16:00 — обед, активные развивающие игры;
  • 16:00-18:00 — вторая прогулка, сон на улице;
  • 18:00-21:30- ужин крохи, общение с членами семьи, спокойные игры, вечернее купание;
  • 21:30-22:00 — последнее кормление;
  • 22:00-6:00 — ночной сон.

Приведенная таблица — лишь пример организации режима дня ребенка. Она никоим образом не является строгой инструкцией. В этом возрасте чётко видно, насколько индивидуален организм каждого ребёнка. Одному крохе по-прежнему необходимо три периода дневного сна, а другой уже готов к тому, чтобы спать днем 2 раза. Обычно у этих малышей устанавливается более продолжительный ночной сон.

Если ваш малыш отлично себя чувствует, активен, в хорошем настроении, маме не стоит пытаться укладывать его спать в третий раз. Подросший ребенок просто нуждается в новом режиме дня. Режим дня ребенка в 7 месяцев должен неукоснительно соблюдаться.

Кормление малыша

Ваш кроха уже сидит и ведёт более активный способ жизни, и у вас возникает вопрос, чем кормить семимесячного ребенка? В рацион ребенка в 7 месяцев вполне можно вводить не знакомые прежде продукты. Скорее всего, процесс прикорма уже начался, овощное, фруктовое пюре и несколько видов каш малыш уже употребляет.

Этот возраст – период начала введения в рацион ребенка мясных продуктов. Это поставщик важного для здоровья белка, своеобразных кирпичиков для костной, дентинной и хрящевой ткани, витаминов A, В, В12. Малышу уже позволено употреблять нежирную говядину, телятину, крольчатину. Можно попробовать и мясо птицы — курицы или индейки. Его важно тщательно промыть, сварить, пюрировать в блендере. Перед тем как предложить его малышу, необходимо добавить немного мясного бульона, чтобы мясо не было суховатым. Если малыш склонен к аллергическим реакциям, мясо необходимо подобрать с учетом его переносимости.

И, конечно же, нельзя забывать правила введения всех новых блюд: сперва необходимо дать буквально 1 чайную ложку (около 5-10 граммов) мяса и отследить реакцию. На протяжении дня не появилось сыпи или расстройства кишечника — на следующий день можно дать на 5-10 граммов больше.

Для ребенка 7 месяцев вводится в меню еще один продукт — желток, наиболее ценная часть куриного яйца. Добавить в меню необходимо именно желток, а не целое яйцо, так как белок — достаточно аллергенный продукт. Ну и на желток у малыша возможна негативная реакция. Врачи — педиатры рекомендуют вводить желток осторожно, начиная с крошки, не смешивая с другими новыми продуктами.

Примерное меню

Рацион ребенка в 7 месяцев включает кефир и творог. Если ребенок хорошо кушает кефир, ввести творог в рацион не составит проблем. Одну чайную ложку творога разводят кефиром до однородной консистенции, ежедневно увеличивая его количество до необходимого. Творог и кефир для детского питания необходимо приобретать только в специализированных детских отделах или на молочной кухне, обычный кефир и творог для детей не подходят.

Малышей, достигших возраста 7 месяцев, кормят 5 раз в день. Перерывы между кормлениями составляют 4 часа, это соответствует физиологии детского организма. Некоторых малышей необходимо покормить и ночью. Приблизительный рацион ребенка представлен следующими продуктами;

  • грудным молоком или детской смесью;
  • овощным пюре;
  • кашей, сваренной на воде или овощном отваре;
  • яичным желтком;
  • кефиром;
  • пюре из мяса;
  • творогом;
  • фруктовыми соками или пюре;
  • печеньем, сушкой, сухариками;
  • хлебом.

Приведем примерное меню для ребенка на грудном вскармливании:

  • 6:00 первый завтрак — грудное молоко;
  • 10:00 второй завтрак — молочная каша со сливочным маслом, половинка яичного желтка (2 раза в неделю), яблочное пюре;
  • 14:00 обед — овощное пюре с растительным маслом, мясное пюре, фруктовый сок, хлеб;
  • 18:00 полдник — кефир, творог, печенье или сухарик;
  • 22:00 поздний ужин — грудное молоко.

Для ребенка, находящегося на искусственном вскармливании, грудное молоко заменяется адаптированной молочной смесью.

Детишкам в семь месяцев обязательно нужно предлагать твердую пищу. Сухарик, печенье, сушка помогут стимулировать процесс жевания. Это облегчит для ребенка переход к пище, содержащей маленькие кусочки и комочки. Это ответы на основные вопросы, чем кормить ребенка в 7 месяцев.

Отличительной особенностью питания в этом возрасте является начало формирования приемов пищи, соответствующих будущим завтракам, обедам и ужинам.

Если вам нужно переехать с одной квартиры на другую, а еще если и с ребенком, то вещей будет достаточно много, компания http://грузчик22.рф к вашим услугам. Также они занимаются офисными переездами, вывозом строительного мусора и др.

После полугода родители ожидают от ребенка новых достижений: первых слов, активного ползания, первых шагов. С каждым месяцем, если не днем, малыш будет осваивать и совершенствовать эти умения. Но при этом ему нужна помощь родителей. Итак, как же развивать ребенка в 7 месяцев? На что важно обратить внимание?

Возрастные умения

Сейчас кроха активно изучает окружающий мир, интересуется людьми – не только родными, но и всеми, кто находится вокруг. Ему в этом возрасте важны как правильные игрушки, так и живое общение.

7-месячный ребенок все больше становится похожим на «настоящего человека»: его двигательные навыки становятся все разнообразнее:

  • у ребенка получается сидеть без поддержки;
  • он может (или учится) садиться из положения лежа;
  • ползает во всех направлениях на животе (а самые активные малыши уже ползают на четвереньках, преодолевая небольшие ступеньки),
  • тянется за игрушкой одной ручкой с опорой на другую;
  • умеет перекладывать предметы из руки в руку;
  • перелистывает картонную книжку, рассматривая картинки;
  • играет с мячиком;
  • самостоятельно держит бутылку, а если она упала – может поднять ее;
  • может менять положение: из лежачего – сесть, из сидячего – лечь или встать на четвереньки;
  • при поддержке под мышки кроха может переступать ножками;
  • некоторые непоседы научились вставать по опоре и учатся самостоятельно с ее помощью делать шаги.

В интеллектуальном развитии также заметен прогресс.

  • У малыша уже получается узнавать предметы на разном расстоянии, даже если ему показывать их под разным углом.
  • Он исследует новый предмет всеми доступными ему сейчас способами.
  • Может играть с множеством предметов, действуя при этом обеими ручками.
  • Изучает прямой и обратный порядок действий (снимает-надевает, закрывает-открывает, достает и складывает обратно, бросает и поднимает).
  • Действует с игрушками сообразно их назначению (мячик катает или бросает, кубики ставит один на другой или стучит одним о другой, коробки открывает, игрушки-каталки толкает).
  • Большие игрушки или предметы захватывает всей пятерней, мелкие – щепоткой.
  • На вопрос «где?» может указать пальчиком на нужный предмет, даже если его переставили с места на место. Может выбрать нужный предмет среди нескольких предложенных.
  • Может найти и показать что-то знакомое не в жизни, а на картинке – в плоскостном изображении.

В психоэмоциональной сфере ребенка к этому возрасту тоже произошли значимые изменения:

  • он уже понимает многие слова, понимает, когда его зовут по имени;
  • может выражать свои эмоции интонацией, жестами, мимикой;
  • различает эмоциональное состояние родителей;
  • может контактировать с другими людьми, но пока не по своей инициативе;
  • может повторять выученные движения, сопровождающие потешки, когда мама их произносит;
  • выполняет простые просьбы (садись, дай, подними, пей);
  • речь находится в стадии активного лепета: кроха лепечет долго, громко и четко, повторяет за взрослыми слоги, похожие на будущие слова (ма, ба, па).

В этом возрасте ребенку важно понимать, за что его хвалят, а не просто слышать, что он хороший и молодец. Поэтому всегда объясняйте ему, за что похвала: нашел игрушку, подал маме предмет, закрыл коробку, сделал шажок и т. д. Так он научится соотносить похвалу с правильными действиями, начнет видеть в маме собеседника и сотрудника в его действиях, что крайне важно сейчас и на более поздних этапах.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Чему можно научить ребенка?

Прежде всего, нужно исходить из умений и потребностей каждого конкретного ребенка, обучая простым навыкам, соответствующим его возрасту:

  • показывать на предметы не глазками или рукой, а пальчиком;
  • выполнять простые просьбы: принеси, дай, подними, найди;
  • махать ручкой «пока», протягивать ее в знак приветствия;
  • подниматься по опоре на ножки;
  • кушать из ложечки, пить из чашки из маминых рук;
  • ложиться спать в определенное время.

Но одно из важнейших занятий с ребенком в 7 месяцев — обучение крохи предметной деятельности. Это поможет ему управлять своими действиями, понимать возможности этих действий и предвидеть их последствия.

  • Возьмите 2 игрушки, расскажите о каждой из них – кто это или что, для чего нужно, какого цвета, размера и т. д. Затем попросите ребенка дать одну из игрушек. Малыш должен научиться ориентироваться в ваших просьбах.
  • Показывайте, какие действия можно совершать с разными игрушками и предметами и каким при этом будет результат. Например, как играть с матрешкой, сортером, пирамидкой, неваляшкой, игрушками-вкладышами, кубиками.
  • Учите ребенка соотносить две игрушки (кубики можно положить в коробку, куклу покатать в машинке, молоточком постучать по предметам).

Показывая ребенку новые игрушки, после краткого описания и демонстрации дайте ему возможность самому ощупать и изучить новый предмет. Как только он исчерпает арсенал познавательных действий, начинайте показывать ему различные простые сюжеты: зайчик может прыгать, прятаться, падать, кушать, плакать, спать, петь или танцевать.

В таких занятиях важен, прежде всего, позитивный настрой взрослого и малыша. Также следует помнить о смене видов деятельности: игра не должна длиться больше 5 минут. После этого можно заняться чем-то другим. Например, поучиться ползать или вставать.

Купите или сшейте куклу-перчатку. Она может стать настоящим другом и помощником: помогать кормить или купать малыша, успокаивать или рассказывать сказки перед сном, сделать ему массаж или стать персонажем первого кукольного театра. Это масса положительных эмоций, которые крохе сейчас так важны.

Во что поиграть с малышом?

Развивающие игры для детей в 7 месяцев вполне можно организовать, используя подручные материалы. Вот несколько примеров.

  • Что в шкатулке?

Для этой игры понадобится шкатулка, корзина или контейнер с откидывающейся крышкой. Внутрь нужно положить мелкий предмет, потрясти и дать ребенку, спросив, что же это гремит там внутри. Пусть попробует сам открыть емкость и найти предмет, а затем изучить его.

Кроме этого, полезно просто наполнять такие емкости разными предметами и предлагать крохе выкладывать их и собирать обратно. Такие игры в этом возрасте способны занимать ребенка довольно долго. Ведь он будет учиться брать предметы разной формы, размеров, свойств, тем самым развивая мелкую моторику, тактильные ощущения, координацию. В качестве «наполнителей» также можно использовать предметы обихода: крышки от бутылок, ложки, тарелки, пробки от шампанского, зеркальце, вымытые монетки, игрушки-пищалки, фасоль, фигурные макароны, орехи и т. д.

  • «Наперсток».

Эту игру знают все. С малышом можно поиграть, используя 2 стаканчика и, к примеру, кусочек фрукта или овоща, которые он уже попробовал в прикорме. Перед его глазами кусочек накрывают стаканчиком, второй стаканчик также переворачивают и ставят рядом. Нужно немного подвигать стаканчики и предложить ребенку показать, где спряталась еда. Эта игра помогает развивать логику, внимание, интеллект.

  • «Барабанщик».

Игры с малышом на развитие слуха, чувства ритма также можно проводить «между делом», с теми предметами, что под рукой. Пусть он барабанит по разным кастрюлям, сковородкам, мискам деревянной ложкой (или пластиковым стержнем от пирамидки). Можно дать две разные «барабанные палочки» сразу. Пока мама готовит обед, чадо будет развлекать маму и себя таким «концертом».

Полезные развивашки мама может сделать сама, это не сложно. Например, можно взять небольшую коробочку и на одну из ее сторон наклеить яркую картинку. Ребенку нужно показать картинку, а затем перевернуть коробку другой стороной. Если малыш сам не понял, как нужно искать картинку, мама показывает ему, поворачивая коробочку разными сторонами. Эта игра также тренирует внимание, логику, координацию.

Движению – зеленый свет

Двигательная активность ребенка крайне важна для его физического развития, в частности для своевременного освоения навыка ходьбы. Поэтому развивать ребенка в 7 месяцев обязательно нужно и физически.

Например, сейчас важно стимулировать его самостоятельно садиться: помогать из положения лежа на спине сначала поворачиваться на бок, а затем при опоре на одну ручку садиться. Для этого полезно упражнение «присаживание». Сначала ребенка учат подниматься, притягивая его за ручки. Затем упражнение усложняют. Одной рукой взрослый придерживает малыша за ножки, а другой отводит и оттягивает в сторону ручку ребенка. Кроха начнет садиться с помощью свободной ручки. Поэтому важно делать упражнение с обеими руками по очереди, стимулируя ребенка привлекательной игрушкой.

Следующие упражнения помогут отработать навык ползания.

  • Найди игрушку. Хорошо, если игрушка при этом будет музыкальной, поскольку, не видя ее, ребенок захочет найти звучащий предмет. Игрушку (или несколько разных) прячут под платочек или салфетку на расстоянии от крохи. Затем ее включают, не открывая. Малыш заинтересуется, подползет и раскроет игрушку. Пусть поиграет с ней.
  • Наперегонки. Мама «соревнуется» с ребенком. Можно ползать за игрушкой (кто быстрее ее достанет?), убегать от малыша или догонять его, щекоча за пяточки. Конечно же, победителем должен стать малыш, который за время игры получит массу удовольствия и наползается от души.
  • Забег с препятствиями. Для этого упражнения понадобится специальная детская массажная дорожка (ее можно купить или сшить самим). Это текстильный коврик, на который нашиты элементы разнообразной формы и фактуры (мешочки с разными крупами, мягкие и шершавые губки, деревянные колечки или палочки, пуговки, всевозможные шнуры, пластмассовые решетки и т. д.). По пути малыш будет не только преодолевать эти препятствия, но и трогать, попутно развивая мелкую моторику. Важно, чтобы в конце пути ребенка ждала желанная награда (угощение, яркая игрушка или мамин поцелуй).

Развиваем речь

Это один из важнейших навыков, которому необходимо уделять внимание в любом возрасте. Как стимулировать малыша в речевом плане, рассказывалось в предыдущей статье. Здесь остановимся еще на нескольких моментах.

  • Используйте звукоподражания. Это первый этап на пути к говорению настоящих слов. Имитируйте звуки животных, природы, бытовых приборов, когда видите их, рассматриваете на картинках или просто играете в подражание. Артикулируйте четко, чтобы малыш мог рассмотреть движения губ (а возможно, он начнет их ощупывать – это тоже полезно).
  • Пользуйтесь зеркалом. Подносите малыша к зеркалу, чтобы он мог видеть вас и себя, контролировать, правильно ли он повторяет за вами. Несмотря на все стереотипы, зеркало в плане развития речи – предмет весьма полезный.
  • Позитивный настрой, шутки, радостные эмоции будут способствовать скорейшему развитию речи. Тогда как постоянные стрессовые ситуации могут стать настоящим тормозом на этом пути.

Позитивные эмоции помогают развивать не только речь, но и все остальные навыки малыша. Вызывая у ребенка позитивные эмоции, окружая его лаской и любовью, родители делают гораздо больше для его развития, чем когда засыпают с ног до головы дорогими игрушками.

Ребенок в возрасте 7 месяцев становится более активным и самостоятельным. Он неустанно занят «исследовательской» деятельностью, требующей внимания со стороны взрослых и обеспечения ему абсолютной безопасности. Интенсивный рост и развитие на фоне постоянной подвижности нуждаются в дополнительных питательных веществах, которые уже не восполняют прежние нормы вскармливания. Чем же кормить семимесячного малыша, и как это должно соотноситься с его режимом дня?

Семимесячный малыш ежедневно удивляет и радует родителей появлением новых навыков.

  1. Совсем недавно только начал неуверенно сидеть, а в 7 месяцев уже самостоятельно поднимается у опоры, переступает ножками, садится на коленки и приседает.
  2. Интерес к окружающему миру проявляется в желании познакомиться со всеми предметами, которые находятся в его поле зрения. Ребенок хорошо захватывает крупные игрушки и уверенно перекладывает их из руки в руку.
  3. Начинает ползать, причем одинаково хорошо как вперед, так и назад. Этот способ передвижения открывает новые возможности: самостоятельно взять интересующий предмет, познакомиться с пространством комнаты.
  4. Интерес к окружающему не ограничивается созерцанием, и при первой возможности маленький исследователь все, что попадается под руку, обязательно проверяет «на зуб».
  5. Ребенок с удовольствием находит знакомые предметы по просьбе взрослых, поворачивается в сторону говорящего, услышав свое имя. В этом возрасте особенно выражена привязанность к родным. Малыш узнает близких и радуется встрече с ними даже после непродолжительного сна. Появляется настороженность к незнакомым людям.
  6. Время бодрствования сопровождается лепетом – повторяющимися слогами, которые взрослыми ошибочно воспринимаются как осознанная речь.

Лепет малыша – это первые попытки общения, выражение эмоционального состояния и подражание взрослым. Из слушателя кроха превращается в активного собеседника, охотно повторяющего не только слоги, но также интонацию.

Особенности кормления

Умение семимесячного малыша сидеть и уверенно удерживать в руке предметы позволяет по-новому организовать приемы пищи в течение дня:

  • кормление ребенка нужно проводить в сидячем положении, и лучше, если он займет место за общим столом в стульчике для кормления;
  • кормить только из ложки, а для получения навыков пользования столовым прибором – дать ложку и крохе;
  • поить из чашки и предложить ребенку самостоятельно попить из чашки-непроливайки или поильника «Avent»;
  • разрешать знакомиться с содержимым тарелки не очень аккуратным, но весьма познавательным «ручным» способом;
  • подавать личный пример поведения за столом, что в будущем сформирует правила приема пищи.

Что, сколько и когда?

Режим кормления детей, достигших возраста 7 месяцев, включает 5-ти разовый прием пищи. Отличительная особенность питания – формирование приемов пищи, соответствующих будущим полноценным завтракам, обедам и ужинам.

Новые продукты день за днем вытесняют материнское молоко, которое теперь дают только в утренние часы и перед ночным сном.

Интервалы между кормлениями в 4 часа отвечают физиологическим возможностям детского организма, не вызывая дискомфорта со стороны системы пищеварения.

Существующие нормы потребления пищи предлагаются детскими диетологами в качестве рекомендаций. Но количество съеденной пищи во многом зависит от индивидуальных особенностей:

  • конституции;
  • скорости обменных процессов;
  • физической активности.

Примерный рацион ребенка в течение 7 месяца жизни представлен:

  • грудным молоком или детской смесью;
  • пюре из овощей;
  • кашей (молочной или на овощном отваре);
  • яичным желтком;
  • творогом;
  • мясным пюре;
  • баночными или свежеприготовленными фруктовыми пюре и соками;
  • сухариком (печеньем или сушкой);
  • хлебом.

Метод расчета суммарного количества пищи, которым пользуются педиатры, получил название «объемный». Он довольно прост: ребенок в 7 месяцев должен получать в сутки объем пищи, равный 1/8 от его веса. Например, малышу с весом 8 кг необходим 1 кг пищи с учетом молочной основы в виде материнского молока или детской смеси. Разделив суточное количество пищи на число приемов, ориентируемся на объем одного кормления: 1 кг/5 = 200 г.

Повышенная потребность в энергии при растущих физических нагрузках отражается и на соотношении углеводов, белков и жиров (БЖУ) в рационе – 4:1:1, а суточная калорийность составляет 110-115 ккал на 1 кг массы тела.

Существует классическая очередность введения прикорма в меню 7-месячного ребенка: овощные пюре, через месяц предлагаются каши, через 2 недели – яичный желток, масло, творог, мясо, а уже ближе к 8-месячному возрасту – кефир.

На грудном вскармливании

Введение прикорма выполняет 2 ключевые задачи – компенсирует нехватку материнского молока и подготавливает ребенка к приему взрослой пищи.

Существует мнение, что при достаточной лактации у матери сроки прикорма могут быть отодвинуты на более позднее время.

Но есть и другая точка зрения – в пользу обязательного введения прикорма:

Теперь посмотрим, чем обусловлено присутствие в меню ребенка в 7 месяцев тех или иных блюд и продуктов.

Каши – источник энергии для малышей

Предпочтение отдают , рисовой, кукурузной крупы. Они низкоаллергенные, не содержат глютен, хорошо усваиваются и снабжают растущий организм витаминами группы B и медленными углеводами. Постепенно перевариваясь и всасываясь из пищеварительного тракта, длительно сохраняют чувство сытости.

«Первая» каша должна быть жидкой и обязательно однокомпонентной . Только после успешного ее введения в прикорм можно добавлять другие ингредиенты. Так будет легче определить, на какой продукт у ребенка появилась аллергическая реакция. Каши можно приготовить самостоятельно или воспользоваться магазинными предложениями.

Для приготовления пользуются одним из двух способов: крупу перемалывают до начала варки, либо измельчают блендером уже приготовленную кашу. До нужной консистенции ее разводят грудным молоком, молочной смесью или овощным отваром.

  • Чтобы получилась жидкая 5 % кашка, на 100 мл жидкости берут 1 ч. л. крупы.
  • Через пару недель можно переходить на 8 %-10 %, добавляя в то же количество воды 1,5 или 2 ч. л. крупы.

Новое для грудничка блюдо вводят с чайной ложки. При хорошей переносимости порции ежедневно увеличивают, достигая к концу второй недели 120-150 г и полностью вытесняя грудное молоко из одного кормления. Лучшее время для приема каши – второй завтрак в 10 часов утра.

Яйца – только желток и только вареный

Яйца в меню ребенка семи месяцев появляются после введения каши.

Принципиальной разницы в полезных свойствах между куриными и перепелиными яйцами нет. Но и те и другие опасны в сыром виде из-за риска заболеть сальмонеллезом. Педиатры постоянно настаивают на соблюдении правил их приготовления: тщательно вымыть перед варкой, проверить на свежесть (несвежие всплывают в воде или «стоят» вертикально), варить не менее 10 минут.

Как и яичный белок, желток способен вызвать аллергическую реакцию. Поэтому его вводят с особой осторожностью.

Во время 10-часового завтрака предлагают перетертый с небольшим количеством молока желток на кончике чайной ложки. При отсутствии аллергии через 2-3 дня количество желтка увеличивают до 1/4 ч. л., постепенно доводя до возрастной нормы в 7 месяцев – ½ желтка не более 2-х раз в неделю.

Этот ценный продукт обеспечит растущий организм витаминами A, E, D, группы B, селеном и фосфором. Если предложенный желток в чистом виде грудничок есть отказывается, продукт смешивают с кашей или овощным пюре.

Сливочное и растительное масло

С 7 месяцев начинают добавлять в овощные пюре растительное масло, а в каши – небольшое количество сливочного.

При нормальной реакции ребенка количество сливочного масла увеличивают до 5 г, а растительного (лучше, если это будет оливковое первого отжима) – до 5 мл.

Творог и кефир – классическая «молочка»

В рационе малыша к концу 7 месяца появляются кефир и творог. Введение кефира требует тех же правил, что и для любого нового продукта – с небольшого количества (1-2 ч. л. в день).

После знакомства грудничка с кефиром в рацион легко ввести творог. 1 ч. л. разводят кефиром до однородной консистенции, ежедневно увеличивая количество в два раза. Чтобы отследить реакцию на новый продукт питания, его предлагают ребенку на второй завтрак. При хорошей переносимости прием творога и кефира переносят на вторую половину дня, т. е. на время полдника, когда эти продукты лучше всего усваиваются.

Для питания ребенка в 7 месяцев недопустимо приобретение рыночного творога и «взрослого» кефира в магазинах. Действительно полезными и безопасными считаются продукты из специализированных детских отделов или полученные на молочной кухне. При покупке всегда следует интересоваться датой изготовления и составом.

Кисломолочные продукты можно давать ребенку ежедневно, соблюдая возрастные нормы. К концу 7 месяца жизни в рационе малыша творог составляет 25-30 г, а кефир – до 170 мл.

Временно отказаться от кефира нужно при появлении неустойчивого стула, а от творога – в случае быстрого зарастания родничка и при наличии заболеваний почек.

Пример меню ребенка 7 месяцев на грудном вскармливании.

Для ребёнка-искусственника

Искусственное вскармливание (ИВ) не восполняет, как грудное, всех потребностей растущего организма. Даже качественные адаптированные смеси не могут предоставить малышу в необходимом объеме важные питательные элементы. Поэтому введение прикорма у этой категории детей опережает сроки на 1-1,5 месяца.

Незнакомые для грудничка продукты уже давно присутствуют в рационе детей на искусственном вскармливании – каши, мясное пюре, яичный желток. По показаниям в меню раньше могут быть введены мясо, творог и кефир.

Мясные бульоны и пюре

С 7 месяцев в меню малыша появляется мясо в виде пюре из нежирной говядины, телятины, индейки, куриного филе, крольчатины.

Ассортимент отделов детского питания готов предложить широкий выбор продуктов от зарубежных и отечественных производителей («Heinz», «Hipp», «Gerber», «Бабушкино лукошко», «Тема», «Агуша» и др.). При этом важно обращать внимание на возрастные рекомендации, которые указаны на каждой баночке.

Несложно приготовить мясное пюре и в домашних условиях:

  1. Мясо, порезанное на кусочки отварить до готовности.
  2. Измельчить блендером или дважды пропустить через мясорубку.
  3. Перед кормлением развести до консистенции нежного пюре готовым бульоном.
  4. Если от предложенного блюда ребенок отказывается, добавить его в кашу или в овощное пюре.

Начиная с 1/2-1 ч. л., через 7-10 дней малыш выйдет на суточную норму – 30 г в день. Мясные продукты дольше усваиваются, поэтому в детском меню им отводится обеденное время. Ненаваристые легкие бульоны используются для приготовления каш, овощных супов-пюре. Они стимулируют процесс пищеварения, повышая активность секреторных желез.

В возрасте 7 месяцев малыш на искусственном вскармливании осваивает новые виды каш, знакомится с овощными протертыми супами на мясном бульоне, многокомпонентными пюре из фруктов и овощей. Мясное пюре может раз в неделю заменять пюре из печени.

Пример меню ребенка 7 месяцев на искусственном вскармливании.

Независимо от вида вскармливания, детям 7 месяцев нужно предлагать твердую пищу. Сухарик, детское печенье или сушка на полдник – это возможность вовремя стимулировать процесс жевания.От гомогенных пюре начинается медленный переход к пище, содержащей маленькие кусочки и комочки. Для приготовления пюре из свежих фруктов и овощей используется , а отварные овощи измельчают обычной вилкой.

С первых дней жизни малыш развивается и познает мир. Происходит это благодаря слаженной работе сенсорных анализаторов (органов чувств).

То, как чувствует дитя: слышит, видит, ощущает вкус или запах — влияет на правильное, полноценное формирование его умственных способностей.Полноценное сенсорное развитие ребенка способствует его успешному обучению в детском саду и школе, пригодится для многих видов трудовой деятельности, обеспечит психоэмоциональное благополучие. В каждом возрасте ребенка усенсорного воспитания свои цели.

Формирование анализаторов

Правильное понимание формы, расположения в пространстве, цвета, звучания, размера, аромата приходит со временем. Особое влияние на развитие маленького человека оказывают зрение, слух, осязание и мышечная (моторная) деятельность. Каждый ребенок индивидуален. Динамика развития анализаторов у разных детей может быть различной, но примерные сроки знать нужно.

Развитие зрения

В первые дни после рождения кроха редко открывает глаза, прищуривается от яркого освещения. Слепящий свет ему неприятен. Мир воспринимается им в размытом виде.

Постепенно ребенок начинает различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. В полугодовалом возрасте добавляются коричневый, белый и черный. Увиденная картинка воспринимается малышом плоско, без признаков объема. Предметы малыш видит только на близком расстоянии. Лишь в год он способен выделять образы на отдалении в один метр. Рост глазного яблока продолжается до пяти лет.

Рассматривать и хватать игрушки, лица ребенок начинает в четыре месяца, узнавать людей — в пять-шесть месяцев, понимать мимику и жесты окружающих - в год. В первые месяцы жизни малыш плохо фиксирует взглядом предмет, путает верх и низ. Все эти явления связаны с недоразвитием нервной системы ребенка в ранний период жизни.

Слуховое развитие

Слух у ребенка имеется с рождения, но развит он слабо. Многие считают, что новорожденный появляется на свет глухим, но ведь от резких звуков кроха вздрагивает, прекращает плакать.

Слух малыша формируется постепенно:

  • До одного месяца реакция на звук отсутствует.
  • С одного-полутора месяцев ребенок фиксирует взгляд на звучащей игрушке, распознает голоса людей. Особенно бурно он реагирует на голос мамы.
  • В шесть месяцев кроха узнает по голосу близких, поворачивает голову в сторону звучания.
  • Начиная с семи месяцев малыш понимает, когда обращаются к нему.

К одному-двум годам ребенок начинает лучше дифференцировать разные звуки, их высоту. Низкие тона дети воспринимают лучше, чем высокие. Острота слуха улучшается с возрастом, слух формируется до 20 лет.

Осязание

Специфический орган осязания человека — рука, в особенности ведущая. Связано это с тем, что чувствительность к прикосновению, давлению на кончиках пальцев и ладони гораздо выше, чем на других участках тела. Начиная с рождения с помощью руки малыш активно познает мир. Он тянется за интересующими его предметами, хватает их.

До младшего школьного возраста дети познают окружающую действительность, свойства и качества предметов путем осязания, поднимая, хватая, вертя и передвигая их.

Моторика

До полутора месяцев движения малыша нецеленаправленны, хаотичны.

С трех месяцев двигательная активность возрастает. Ребенок оживленнее реагирует на яркий свет и громкие звуки.

Полугодовалый малыш с силой хватает и хорошо удерживает предметы.

В семь месяцев дитя хлопает в ладоши, перемещает предметы из руки в руку.

В девятимесячном возрасте малыш может манипулировать несколькими игрушками, стучать ими и бросать их.

В год ребенок с удовольствием играет со сверстниками и взрослыми.

Таким образом происходит формирование особенно важных для развития ребенка анализаторов. Рекомендуется знать этапы развития сенсорики малыша, чтобы не упустить отклонения.

Восприятие детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста улучшает логическое мышление. Период с одного до трех лет наиболее благоприятен для совершенствования всех органов чувств ребенка, получения знаний об окружающем мире. Вот что доступно для понимания малышам этого возраста:

  • Температурные понятия — холодное и горячее.
  • Величина предмета (большой, маленький, средний).
  • Девять цветов спектра.
  • Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник.
  • Вкус (сладкий, соленый, кислый, горький).
  • Тип запаха (легкий, тяжелый, горький, сладкий).
  • Звуки родной речи.

В этот период у крохи формируются вкусовые предпочтения. Вкусную пищу малыш способен определить по запаху, от невкусной откажется, даже не попробовав ее.

Какие занятия полезны

До трех лет ребенок быстро усваивает информацию, но он неусидчив, поэтому занятия должны проходить в игровой форме. Сенсорное развитие в этот период стимулирует речь, помогает расширить словарный запас.

Для улучшения сенсорной чувствительности малышам этого возраста будет полезно играть с игрушками из разного материала: пластика, дерева, резины. Это поможет научиться определять предметы на ощупь. Можно предложить ребенку разные по жесткости игрушки во время купания.

Сенсорному развитию важно ежедневно уделять внимание. Полезно заниматься с малышом лепкой из пластилина, фольги, теста. На примере воды нужно показать разницу между холодным и горячим.

С маленькими детьми важно как можно чаще играть в пальчиковые игры. Это улучшает сенсорное развитие, тренирует мелкую моторику. Благодаря пальчиковой гимнастике быстрее развиваются речь и мышление.

Развитие сенсорики у детей-дошкольников

В этот период игровые манипуляции сменяются обследовательской познавательной деятельностью. Ребенок пытается разобраться, из каких частей состоит предмет, каково их назначение, насколько они подвижны и связаны между собой. В этот период основным становится зрительное восприятие.

Развитие сенсорики в младшем возрасте

В три-четыре года ребенок знает названия всех цветов, различает иногда их оттенки. Улучшается координация движений, связанная со зрением. Малыш умеет собирать несложные пазлы, пирамиды, конструкторы. Трехлетним деткам интересно разучивать песенки, стишки, потешки.

До четырех лет малыши с интересом разбираются с объемом и формой предметов, размером, сопоставляют явления и предметы. Улучшается слуховое восприятие. Малыши легко запоминают потешки, песенки, стихи. Дети младшего возраста могут узнавать мелодии и отбивать такт, танцевать под музыку и петь, прохлопывать ладошками ритм.

Средний дошкольный возраст

С четвертого года жизни у детей формируются типичные для этого возраста сенсорные понятия. В речи закрепляются представления о цвете, геометрических фигурах, соотношении величин разных предметов. Вне зависимости от того, сравниваются ли между собой предметы, малыш называет их большими и маленькими. Ему уже не нужно видеть, чтобы понять, что меньше. Малыш расставляет игрушки по росту.

Сенсорика старших дошкольников

В возрасте шести-семи лет ребенку доступны понятия длины, ширины, высоты. Он может разобраться в расположении предметов в пространстве по отношению друг к другу и обозначить их положение (за, между, спереди, сзади, слева-справа).

Занятия для улучшения сенсорики детей дошкольного возраста направлены на закрепление пройденного материала и улучшение качества ранее изученного. Звуки, вкус, запах в этот возрастной период уже воспринимаются полноценно. Неаккуратность детей, нескоординированность указывают на то, что еще не сформировалось осязание. К семи годам развитие анализаторов уже мало чем отличается от этого показателя у взрослых.

Нарушение сенсорного развития

При поражении коры головного мозга, отвечающей за восприятие, у ребенка возникают те или иные нарушения сенсорного развития. К ним относят расстройства двигательной активности, зрения и слуха.

Вот основные причины появления нарушений сенсорного развития детей:

  • Травмы головы и спины.
  • Вирусные инфекции матери во время беременности и ребенка в раннем возрасте.
  • Патологии во время беременности и родов.
  • Недоношенность детей.
  • Половые инфекции родителей.

Проявляются нарушения обычно в невозможности выполнения осознанных движений, отсутствии реакции на звук и свет, нарушении речи или ее отсутствии.

При каких заболеваниях наблюдаются нарушения сенсорики

Вызвать отклонения восприятия информации могут разные заболевания. Вот некоторые из них:

Заболевание

Сенсорные нарушения

Детский церебральный паралич. Парезы

При наличии гиперкинетической формы ДЦП снижается острота слуха. Чаще всего ребенок не слышит высокие по частоте звуки, не проговаривает их. Плохо обучается чтению, письму.

Умственная отсталость

Физическое и психическое развитие ребенка с олигофренией усиливает нарушения восприятия. Чем тяжелее степень умственной отсталости, тем более выражено нарушение сенсомоторики.

Аутизм (РАС)

Дети могут очень остро видеть или слышать либо их чувствительность к раздражителям снижена. Благодаря обостренному восприятию цвета или звука некоторые дошкольники проявляют сверхспособности. Одним детям с расстройством аутистического спектра (РАС) великолепная зрительная память позволяет запоминать огромные объемы информации, цитировать по памяти литературные произведения; другим острый слух помогает имитировать голоса людей. Но иногда гиперчувствительность является тяжелым испытанием для ребенка: он не может выносить шум, яркое освещение, определенные запахи, вкусы. Всё это вызывает нервные срывы, приступы агрессии или самоагрессии, усугубляет проблемное поведение.

Глухота, слепота.

Нарушения обычно заметны с раннего возраста. Дети выделяются неуклюжестью, неправильным произношением части звуков, затрудненностью речи или ее отсутствием.

Проблемы с сенсорным восприятием мешают ребенку обучаться в саду и школе, общаться с другими детьми. Любое нарушение сенсорики может вызвать задержку речевого развития или грубое нарушение речи.

Как улучшить восприятие

Для развития сенсорных способностей есть специальные дидактические игры, упражнения. С их помощью обогатится внутренний мир ребенка, раскроются его возможности.

Улучшить осязание можно с помощью предметов разной величины, формы, спрятанных в «чудесном мешочке». Малыш должен на ощупь понять и назвать то, что он нашел. Хороши будут игры на определение фактуры разных образцов тканей. Также можно угадывать, из чего сделаны предметы: из стекла (бутылка), резины (мяч), пластика (игрушка), кожи (перчатки). Интересны и полезны занятия с резиновыми шариками, заполненными крупами, водой или песком.

Для улучшения зрительных функций научите ребенка смотреть на предмет через прозрачное или темное стекло, лупу, целлофан. Можно предложить малышу нарисовать цветок или игрушку по памяти, дав посмотреть на нее несколько секунд. Потом пусть повторит рисунок после детального рассмотрения, в следующий раз — после ощупывания предмета с закрытыми глазами, а после — рассмотрев предмет через банку с окрашенной жидкостью.

Для развития слухового восприятия пригодятся непрозрачные бутылочки с разным содержимым: горохом, кнопками, монетами, фасолью, ракушками, пуговицами. Ребенок должен потрясти емкость и нарисовать то, что он слышал.

Вкусовую чувствительность обострят занятия с известными и неизвестными на вкус продуктами. Положите в рот малыша кусочек пищи - он должен угадать, что съел.

Ароматы обогащают жизнь ребенка, оживляют его существование. Развитию обоняния способствуют игры на определение приятного/неприятного запаха. Можно дать малышу понюхать пузырьки с разными ароматами и узнать, какой из запахов ему нравится больше. Спросите, чем пахнет: например, духами, ванилином, цитрусовыми или уксусом.

Помогите малышу лучше понять мир запахов, вкусов, звуков, приятной музыки. Приучайте ребенка мыть посуду, поливать цветы, вытирать пыль, помогать на приусадебном участке. Отлично развивает сенсорику общение с животными. Старайтесь задействовать все органы чувств. Благодаря всему этому ребенок будет развиваться гармонично.

Когда малышу исполняется 7 месяцев, в нем сложно узнать тот беспомощный кулечек, который вы забрали из роддома. Теперь это настоящий человечек со своим характером и даже сформировавшимися привычками, симпатиями. Как быть уверенными в том, что ваш семимесячный кроха развивается нормально, что сделать для его гармоничного развития, и вообще, что должен уметь ребенок в 7 месяцев?

Что умеет ребенок в 7 месяцев

Физическое развитие

Теперь ваш малыш, наверняка, если и не пополз по-настоящему, нашел альтернативный способ передвижения: кто-то ползает по-пластунски, кто-то пятится задом. Есть и такие быстрячки, которые научились передвигаться на собственных ножках, держась за мебель и стены. С поддержкой под мышки или за ручки малыш любит шагать по всей квартире. Если вы познакомили его с ходунками, он теперь уверенно управляет этим видом транспорта.

Теперь рефлексы новорожденности должны практически совсем угаснуть, кроме, разве что, сосательного. На смену им приходят навыки и умения.

Самое важное, что случается с детками данного возраста – это появление зубов. Испытание тяжелое как физически для ребенка, так психологически для мам и пап. Зато теперь ротик украшает два, а то и четыре белоснежных зубика. Если же зубов пока нет, беспокоиться рано: некоторые детки до года остаются беззубиками, но потом догоняют зубастиков.

Зрительное восприятие

Зрение почти сформировалось, о чем говорит усовершенствованное и точное хватание предметов. Это формирует зрительное представление о расстоянии, что, в свою очередь, способствует развитию трехмерного восприятия. Острота зрения еще не сформирована, но уже сейчас может быть выявлена предрасположенность к близорукости, поэтому офтальмолога нужно обязательно посетить в 6-7 месяцев.

Слуховое восприятие

Слух малыша начинает становиться избирательным. Теперь малышу удается немного концентрироваться на определенных звуках, а некоторые игнорировать. Например включите негромко любимую песенку ребенка, он всецело «погрузится» в нее и не обратит внимание на ваш зов, пока песня будет его интересовать.

Малыш стал слышать и различать тихие звуки (шепот, стук капель из крана по раковине, чириканье птиц), и пугаться незнакомых, резких и громких.

Речевые умения

Гуление сменил активный лепет. Теперь малыш подражает окружающим его звукам. Очень важно разговаривать с ребенком. Только слыша речь, можно овладеть ей в совершенстве.

Познавательное развитие ребенка в 7 месяцев

Семимесячный малыш познает этот мир ежеминутно. Он все разглядывает, трогает, пробует на вкус. Сейчас важно обеспечить малышу богатую сенсорную среду. Ведь познание мира – это, в первую очередь, развитие мозга малыша и начальная закладка чувственного опыта, который ляжет в основу познавательного развития в будущем.

«Основным средством, которое мы используем, чтобы познакомить малыша с этим миром – игрушка, - говорит детский нейропсихолог, кандидат психологических наук Ольга Семенова. - Причем игрушка должна развивать возможности и движения, и восприятия. Ею может стать все, что можно схватить, засунуть в рот, бросить».

Эмоционально-социальное развитие

Малыш чрезвычайно общителен. Он улыбчив со знакомыми людьми, но может пугаться незнакомых. Теперь кроха хорошо знает свое имя и отзывается на него.

Если в первое полугодие жизни легко принимал маминого «заместителя» (бабушку, няню), когда ей нужно было отлучиться, то сейчас при отлучении от мамы проявляет беспокойство. Так формируется избирательная привязанность.

Мария, мама семимесячной Яны: «Яна очень привязана ко мне, и это несколько мешает! Мне пришлось отложить защиту диплома, потому что дочка никуда меня не отпускает! Причем, вопрос даже не в питании, мы искусственники с рождения! Но никто не может с ней остаться – ни мои родители, ни даже муж: дочь будет кричать хоть час, хоть два, пока я не приду! Даже в ванную порой беру ее с собой, и спит в нашей постели. Надеюсь, взрастет, и все наладится».

Ребенок становится эмоционально восприимчивым. Он искренне радуется, если ему хорошо и способен всерьез обидеться. Попробуйте сделать вид, что не замечаете его – он расплачется.

Психологические изменения

В период от 7 месяцев и до года в ЦНС ребенка происходят изменения: вырабатывается особое вещество миелин, которое покрывает нервные окончания, что способствует быстрому прохождению импульсов по нервам в мозг. Миелинизируется лобная кора головного мозга, отвечающая за управление собственным поведением малыша.

У ребенка начинает формироваться и произвольное внимание, а так же связь между предметом и его названием. Если спросить, где мама, папа, кошка и т.д., малыш, чуть подумав, укажет на это.

Краткая таблица навыков

Таблица, что должен уметь малыш в 7 месяцев, содержит усредненные значения. Некоторые из данных навыков ваш малыш мог освоить раньше, а некоторые ему только предстоит осваивать. Диагностировать задержку развития может только специалист!



Таблица роста и веса

Каков должен быть рост и вес малыша в 7 месяцев?

Рост

За прошедший месяц ребенок должен подрасти на 1,5 – 2 см. Не ждите, что теперь малыш будет расти так стремительно, как в первые месяцы! Обычно мальчики немного обгоняют девочек по росту.

Вес

Прибавка в весе за месяц тоже незначительна: около полукилограмма. Теперь малыш двигается больше, расходуется больше и энергии. Мальчики, однако, несмотря на то, что обычно незначительно отстают от девочек в развитии, все же весят больше, и эта разница может достигать 2 кг.

Нормы: Педиатры России, ВОЗ

Развивающие игры и упражнения

Занимаясь с малышом, вы значительно ускорите его развитие!

Упражнения на физическое развитие

Важно укреплять мышцы спины и ног: это подготовит его к хождению.

«ПОДЪЕМНЫЙ КРАН»

Упражнение поможет освоить самостоятельное умение садиться. Из положения лежа на спине потяните легонько ребенка за ручки. Малыш должен напрячь мышцы животика и шеи, чтобы у него получилось сесть. Усложнять упражнение можно, если приподнимать ребенка не за ручки, а за зажатый в них предмет (шарф, палочку и т.д.). Начинать стоит с 3-4 повторений.

«ЛЯГУШОНОК»

Это упражнение укрепляет мышцы ног и развивает тазобедренный и коленный суставы. Исходное положение – лежа на спине. Согните ножки малыша в коленях, прижав стопы к полу. Медленно разведите колени в стороны, следя, чтобы ступни были сведены. Повторять 8-10 раз.

«ПРЫГУНОК»

Укрепить ручки и ножки поможет это упражнение. Возьмите упругую диванную подушку. Держа малыша за ручки, чуть приподнимите его и уприте ножками в подушку, имитируя запрыгивание. Так же спрыгните назад. Выполняйте осторожно, повредить плечевой сустав легко. 3-4 повторения достаточно.

«БОСЯЧОК»

Хорошей профилактикой от плоскостопия, которое наблюдается у многих малышей, станет это упражнение. Приобретите специальный массажный коврик с шершавой поверхностью и постелите в манеж или кроватку, когда малыш встает (если он уже умеет это делать), держась за опору. Можно немного подержать малыша на коврике, придерживая за ручки или под мышками. Несколько секунд стояния и перешагивания босиком достаточно. Специально заставлять малыша ходить и стоять еще рано!

Правильное физическое развитие ребенка – необходимый элемент для формирования интеллекта.



Развитие мелкой моторики

КОВРИК ИЗ ПУГОВИЦ

Сделайте развивающий коврик: нашейте (прочно) крупные пуговицы и бусины, можно приклеить крупу (фасолинки, горошины) небольшими участками. Это развивает и мелкую моторику, и сенсорику крохи.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ КРАСКИ

Думаете, ребенок мал для творчества? Порисуйте с ним пальчиками! Выбирайте специальные краски, безопасные в случае проглатывания. Рисуйте ладошками и пальчиками на ватмане, приклеенном к стене или расстеленном на полу. А можно посадить ребенка в ванну и рисовать на ее стенках или кафеле – отмывается все легко и за водой бегать не нужно.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Пожалуй, ничто так не развивает мелкую моторику, как пальчиковые гимнастика и игры.

  • Разминая и массируя поочередно каждый пальчик, приговаривайте:

Этот пальчик любит кушать,
Этот – любит сказки слушать.
Любит пальчик в серединке
Как котенок спать в корзинке,
Безымянный братец - палец
Всех боится, словно заяц.
А мизинчик – самый младший
Хочет называться старшим.

  • Сжимайте в кулачок пальчики по одному, повторяя:

Дождик капал за окном,
Спали детки сладким сном.
(разжимая пальчики по одному)
Капать капли перестали –
Детки сразу дружно встали.

  • Сожмите кулачки, чуть постукивая ими друг о друга, говорите:

Тут-тук-тук!
где наш друг?
разожмите кулачки и похлопайте в ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп,
Вот, вот, вот.


Эмоционально-социальное развитие ребенка

Научить малыша не бояться посторонних, прививать навыки общения, учиться вежливости помогают развивающие игры.

«ЗДРАВСТВУЙТЕ!»

Возьмите игрушку – куклу, медвежонка, зайчика. Усадите ребенка в манеж, стульчик для кормления или кроватку. Пусть игрушечный гость показывается из-за бортика манежа, из дверного проема или просто из-за вашей спины и громко «здоровается». Можно протянуть лапку (ручку) и дать крохе пожать ее.

«КТО ТАМ ХОДИТ?»

Подносите ребенка к окну, показывайте прохожих, задавая вопросы: «Где дядя (тетя)?», «Кто там идет?». Можно так играть, дожидаясь папу, возвращающегося с работы, или бабушку, которая обещала прийти в гости. Так ребенок научится узнавать близких издалека, в уличной одежде, у него возникнет понимание, что посторонние люди нисколько не страшные и даже похожи на знакомых.

«ЭТО ТЫ, А ЭТО Я!»

Играйте перед зеркалом! Учите его строить рожицы, проявлять эмоции мимикой, комментируя: «Так я улыбаюсь! Как улыбается наш малыш? А так я сержусь! Как умеешь сердиться ты? и т.д.»

Развитие зрения

«ВЫШЕ-НИЖЕ»

Возьмите яркий мяч, привлеките внимание малыша. Подбрасывайте мяч и ловите, чтобы малыш следил за ним взглядом, это укрепляет глазные мышцы.

«ДЕНЬ-НОЧЬ»

Важно тренировать чувствительность глаз к свету. Можно делать это, если задернуть в комнате плотные шторы, чтобы наступил полумрак. Предупредите кроху: «Сейчас станет светло» и включите свет. Через несколько секунд сообщите, что станет темно, и погасите свет. Промежутки между темнотой и светом не должны быть слишком короткими, досчитайте про себя до 10, прежде чем сменить «время суток».

«ЧЕРНЫЙ И БЕЛЫЙ»

Не только яркие предметы стимулируют развитие зрения, но и контрастные. Как установлено в результате исследований, у деток первого года жизни разглядывание картинок черно-белого цвета скорее устанавливает связь между нейронами. Дети в результате подобной конртастотерапии становятся более внимательны и спокойны. Можно оклеить стену в детской черно-белыми обоями или приобрести постельное белье в этой гамме.

Развиваем слух

«ТИШЕ-ГРОМЧЕ»

Позовите малыша по имени с обычной интонацией. Когда малыш вновь отвлечется, повторите имя чуть тише. И так каждый раз, пока не сойдете до шепота.

«ПРЯТКИ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ»

Поиграйте в прятки, чтобы малыш искал вас по звуку колокольчика.

«ЗВУКИ ПРИРОДЫ»

Включайте аудиозапись со звуками природы, например, весеннего леса. Запись должна быть знакома вам. Приучайте кроху вслушиваться в отдельные звуки, тренируйте слуховую избирательность, заранее привлекая внимание ребенка фразами наподобие: «Тсс, сейчас запоет птичка!»

Святослав, отец восьмимесячного Ромы: «У Ромы, оказывается, очень тонкий слух! Понимаю, что сотовый телефон не игрушка, но Рома с ним немножко играет. Я прячу телефон жены, а со своего звоню ей. Рома ползает по дому и ищет, откуда звонок. Находит даже под огромной подушкой на полу, а ведь оттуда звук еле слышен».

Развиваем речь

«ДИАЛОГ»

Включайтесь в разговор малыша, в паузы во время лепета вставляйте фразы «Правда?», «Да что ты говоришь, неужели?». Демонстрируйте свой интерес к разговору, так вы вырастите не только говоруна, но и внимательного слушателя.

ПОЙТЕ, ГОВОРИТЕ

Напевайте знакомые малышу песенки, рассказывайте стихи, комментируйте все свои действия и действия малыша: ребенок впитывает информацию как губка, не только усваивает слова, но и развивает интеллект.

КНИГИ

Яркие и красочные книги из плотного картона с понятными картинками и короткими стихами – отличный тренажер для развития речи, зрения, внимания и слуха. Читайте с книги (даже если знаете наизусть), комментируйте рисунки и обязательно спрашивайте потом у малыша по картинкам: кто? где?

Побуждайте ребенка к разговору! Задавайте вопросы! Постепенно к показыванию пальчиком добавится и речь!



Познавательное развитие ребенка 7 месяцев

Познавательное развитие невозможно без впечатлений! Вызывайте в ребенке эмоции, с ними познание мира станет полным!

Сенсомоторика очень важна для познавательного развития крохи.

«ХОЛОДНО-ГОРЯЧО»

Познавать свойства воды полезно и для тактильных ощущений. Подставьте ладошку ребенка под струю воды и постепенно изменяйте температуру воды, регулируя ручку смесителя. Поясняйте: вот водичка холодная, вот теплее, вот горячая. Будьте осторожны! Не обожгите нежную детскую кожу, держите свою руку тоже под краном.

«НОЖКИ-РУЧКИ-ГОЛОВА»

Ребенок интересуется своим телом и познает его. Не тревожьтесь, если заметили интерес крохи к его половому органу, это не онанизм, а обычный интерес. Не ругайте малыша, а переключите внимание на другие части тела, играя. Задавайте вопросы: «Где наши ручки? Где ножки? А где голова?» Помогайте крохе находить их! Усложнить занятие можно, играя перед зеркалом или просить показывать части тела на игрушках.

«У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ»

Выходите на прогулку в любую погоду! Зимой с малышом можно гулять недолго даже в морозную погоду, главное – правильно подобрать одежду. Малыш не узнает, что такое снег или дождь, не ощутив их наяву! Конечно, ко всему нужен разумный подход: в ливень или штормовой ветер, например, от прогулки отказаться придется.

«МИШКА В ОПАСНОСТИ»

Проигрывайте ситуации, опасные для малыша. Только зная об опасности, ребенок сможет ее избегать. Возьмите мишку и покажите, как больно бывает, если его лапку придавить дверцей шкафа. Пусть мишка «громко плачет», свалившись с дивана. Важно проговаривать ситуацию: «Вот что бывает! Так делать опасно! Нужно быть осторожным!»

Развивающие игрушки

Выбирая игрушки для семимесячного, помните, что основной целью в этом возрасте является развитие разных типов восприятия и двигательных функций, поэтому игрушки должны этому соответствовать. Игрушка должна способствовать созреванию неустойчивой пока нервной системы малыша. Основные требования к выбору игрушек:

  • простая форма, без острых углов, удобная для захватывания;
  • яркий цвет, но не пестрый;
  • должна звучать (греметь, пищать или звенеть;
  • легкость в уходе: мытье и чистке.

Не стоит предлагать игрушки с мелкими кнопками: малыш пока недостаточно развил мелкую моторику. Давать за раз больше 2-3 игрушек не нужно, малыша это утомит, а вот менять игрушки полезно.

Замечательно, если игрушки будут разными на ощупь: и гладкие, и шершавые, и мягкие, и твердые.

Что же должно лежать в игровой корзинке ребенка? Погремушки, неваляшки, пирамидки, сортер, немного кубиков. Здорово, если у малыша, неважно, мальчика или девочки, уже будет небольшая кукла (пупс-голыш). Резиновые игрушки хорошо брать с собой в ванную, а зубопрорезыватели из этого же материала облегчат период появления зубов. Положите небольшое ведерко: ребенок очень скоро заинтересуется его способностью вмешать в себя более мелкие предметы.

Развивающие игрушки можно изготовить самим: сшить, вырезать из дерева и т.д. А еще их можно частично заменить и дополнить бытовыми предметами: малыши обожают играть ложками, крышками, шуршать газетами и пакетами.



Заключение

Что умеет малыш в 7 месяцев? Очень многое! Он уже полноценный член семьи: передвигается по дому, кушает за общим столом, имеет собственные развлечения. Кроха активен, теперь для познания мира ему необходимо много времени и энергии, а также присутствие рядом лучших в мире учителей, самых терпеливых и заботливых – родителей!

  • Жукова О.С., Балобанова В.П. Самоучитель для родителей. От рождения до трех лет
  • Мари Элен Пляс. 60 занятий по методике Монтессори
  • PEKiP. Игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни

Видео по теме