Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста при помощи игровых ситуаций. Развитие сенсорных способностей посредством.docx - «развитие сенсорных способностей посредством занятий по схтд с детьми младшего дошкольного возраста

Опыт работы «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Степанова З.Ф.

ИПМ 2.Условия формирования опыта ……………………………………. 3

ИПМ 3.Теоритическая база опыта…………………………………………. 3

ИПМ 4.Актуальность и перспективность опыта…………………………..4

ИПМ 5.Новизна опыта……………………………………………………….5

ИПМ 6.Адресность опыта…………………………………………………....5

ИПМ 7.Трудоемкость опыта…………………………………………………5

ИПМ 8.Технология опыта……………………………………………………6

ИПМ 9.Результативность опыта ……………………………………………7

Литература ……………………………………………………………… …. 8

Приложение № 1………………………………………………………………9

Степанова Зульфия Фазылжановна

Образование: высшее, Оренбургский государственный университет;

Специальность по диплому: «Социальная педагогика»

Место работы: МДОАУ «Детский сад № 39 «Родничок» с.Крыловка г.Орска»;

Должность: воспитатель;

Педагогический стаж - 3 года;

Стаж работы в занимаемой должности - 3 года;

ИПМ 2.Условие формирования опыта работы

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное воспитание детей 1, 6-3 лет через дидактическую игру».

ИПМ 3.Теоретическая база опыта

Начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.

Л. С. Выготский дает заключение, что возраст до трех лет-это время возникновения ”устойчивого, независимо от внешних положений, осмысленного восприятия”. В этот период происходит скачок, ребенок начинает задавать окружающим вопросы. Для детей раннего возраста, так же как и для младенцев характерными являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся с песком, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на вкус. Благодаря сенсорной игре дети узнают о свойствах физиологических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.

Исследования отечественных психологов Выгодского Л. С., Эльконина Д. Б., Блонского П. П., показывают, что ранний возраст является благоприятным для развития воображения, восприятия, ручной умелости, речевого развития.

Под сенсорной культурой подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание - это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

ИПМ 4.Актуальность и перспективность опыта работы

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 1,5 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. А. П. Усова верно указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог- воспитатель, вносить что- то новое, яркое. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания.

Должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы, в частности, развивающие (дидактические) игры.

ИПМ 5. Новизна педагогического опыта

Подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного использования дидактических игр.

ИПМ 6 . Адресность опыта

Материалы опыта работы: представленные дидактические игры могут использоваться педагогами ДОУ и родителями в совместной деятельности с детьми раннего возраста.

ИПМ 7.Трудоемкость опыта

Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:
Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка;
Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша; 3. Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни; Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста; Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».

Составила картотеку дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Разработала консультации для родителей.

ИПМ 8.Технология опыта

Разработка и внедрение опыта работы проходили на базе МДОАУ «Детский сад № 39 «Родничок» с.Крыловка г. Орска» в разновозрастной группе (от 1,6 до 3 лет).

1 этап - подготовительный

На подготовительном этапе мы изучили теоретический аспект данной проблемы, провели констатирующую диагностику уровня сенсорного развития, которая показала, что не все дети владеют сенсорными эталонами. Отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения, что и было сделано в опыте работы.А учитывая значимость для всестороннего развития ребенка, были выделены цель и задачи собственной деятельности, призванные восполнить пробел в непосредственно образовательной и совместной деятельности дошкольников.

Цель работы: создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.

Задачи:

Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;

Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);

Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

2 этап - основной

Работу построила с учётом интересов детей. Потому что, когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно.

В своей работе я использовала следующие виды дидактических игр:

1. Игры для сенсорного развития:

Величина: «Укрась елку», «Построй дом», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине;

Форма: «Подбери фигуру», «Сложи картинку», «Составь цветок», и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме;

Цвет: «Разноцветные бусы», «Подбери мышке чашку», «Семья ежей» «Стирка» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

Развитие осязания: «Чудесный мешочек», «Спрячь червячка», «Тактильные кубики».

2. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма,цвет).
Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей

ИПМ 9.Результативность опыта

3 этап - заключительный

Внедряемая мной методика развития сенсорики детей позволяет максимально отказаться от групповых занятий в традиционной форме и осуществлять личностно- деятельный подход, что отвечает современным требованиям дошкольного воспитания и обучения.

Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.

Литература

Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети!», М.:«Просвещение», 1983.

Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 1997;

Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» — М.: Просвещение 1995;

Немов Р.С. Психология - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;

Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. -М.: Просвещение, 1985;

Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. - М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;

Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. «Раннее детство: познавательное развитие» М. «Мозаика - Синтез», 2003.

Приложение 1

Картотека
игр по сенсорике для детей 1,6-3 лет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек»

«Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному признаку)

Платочек для куклы, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Узнай фигуру, (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

Найди пару, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

Найди предмет указанной формы, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

Из каких фигур состоит …?, (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

Найди предмет такой же формы, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

Какая фигура лишняя?,(определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

Сравни предметы по высоте,

Самая длинная, самая короткая,(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

Разноцветные кружки,(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

В какую коробку?,(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Какого цвета не стало?,

Какого цвета предмет?,(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

Собери гирлянду,(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)

Какие цвета использованы?,(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

Уточним цвет,(учить различать и называть близкие цвета)

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей первой младшей группы. Для развития у детей воображения, формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами дидактическое пособие “Цветочная поляна”. Оно привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.

Описание пособия: Пособие состоит из доски с наклеенными цветами из самоклеящейся плёнки, в центре цветка проточено отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера. На горлышки завинчены пробки.

Примеры дидактических игр, заданий с использованием пособия “Цветочная поляна”.

Цель: закрепление знания размера; цвета; развитие моторики руки.

Подбери серединку к цветку”

Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую”

Заверни у цветка красную серединку. Белую”

Игра «Воздушные шары»

Цель: Учить различать и называть цвета, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.

Игра «Бабочка»

Цель: Учить различать основные цвета, учить соотносить предметы по цвету.

Игра «Снеговики»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, закреплять основные цвета. Учить закручивать и раскручивать пробки.

Игра «Поиграем с прищепками»

Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Дидактическое пособие «Сенсорная книга»

Дети в возрасте 3 лет становятся более самостоятельными, возрастает стремление самоутвердиться: "Я сам!". Для этого нужно использовать игры, повышающие интерес малыша к знаниям, создавая игрушки, которые могут привлечь ребенка своей яркостью, содержанием. Размышляя над тем, как заинтересовать их и одновременно закрепить полученные умения и навыки родилась эта книга. Листая «страницы книги» дети не только развивают мелкую моторику, цветовосприятие, но и закрепляют полученные знания.


Дидактическая игра «Собери урожай»

Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, различать и называть цвета . Закрепить способ застегивания пуговиц.

Воспитатель предлагает детям собрать урожай яблок, отстегнуть листики, снять яблоки (отстегнуть липучку).

Дидактическая игра «Построй домик»

Цель: развитие сенсорного восприятия, наглядно-действенного внимания, мелкой моторики.

Все детали крепятся на липучку.

Выполнить задание - прикрепить детали на положенные места.

Дидактическая игра «Гусеничка»

Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами ,сенсорного восприятия, логического мышления

Вариант игры: «Продолжи ряд».

Дидактическое пособие “Пальчиковый сухой бассейн”


Сухой бассейн - используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль), обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.

Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения - координированными.

Данное пособие можно использовать на музыкальных занятиях.

Дидактическая игра “Бусы из солёного теста

Цели:

укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

формирование умения сочетать по цвету;

развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей;

обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого. Лепка из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость.

Описание приготовления пособия:

Приготовить солёное тесто (смешать 1стакан соли “Экстра”,1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике), слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания. Бусы готовы!

Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики”


Цели:

формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;

учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.

Получается яркое и красивое пособие.

Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.

По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.

Дидактическое пособие “Разложи карандаши по стаканчикам”.

Цели:

формировать умение различать цвета;

учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Из потолочных плит вырезаем прямоугольники и фигурки карандашиков. Прямоугольники обклеиваем до середины квадратами из самоклеящейся плёнки разных цветов. Карандаши обклеиваем соответствующими цветами. Быстро, красиво, экономично!

"Тактильная коробка"

Тактильная коробка - это дидактическое пособие, предназначенное для детей раннего возраста.

Сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой.

Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д.

Все предметы, находящиеся в коробке, дети с большим интересом исследуют руками.

Дидактическое пособие "Тактильная коробка" помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир с совершенно непривычной точки зрения.

Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке -

периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители.

Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д.

Данное пособие можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей(при условии, что в ней будут находиться безопасные для жизни и здоровья детей предметы).

Дидактическая игра «Найди лишнюю пробку»


Средства: пробки разного цвета и размера.

Цель: развитие логического мышления.

Сознание эмоционально положительного настроения.

Развитие интереса и побуждение к действиям.

Знакомство сенсорными эталонами: знакомство с разными

Свойствами предмета: величина (большой, маленький), форма (круг), цвет; формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру.

Развития молокой моторки руки: формирование умения выполнять действия с предметами.

Формирование навыка совместного выполнения задания: формирование навыков культурного общения;

Развитие умения понимать и правильно выполнять задания;

Формирование и активизация словаря ребенка: развитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия;

Развитие восприятия: зрительного осязательного.

Развитие наглядного - действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Развивающая игра для развития мелкой моторики «Накорми поросенка» своими руками

Средство:мягкую игрушку (поросенок) и бутылку по размеру мягкого игрушка. Достать комбикорм — фасоль, горох, кукурузные хлопья и пр.

Игра «Разноцветные палочки»

Цель. Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Оборудование. Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, коробочки аналогичных цветов, дополненные изображениями животных.

Словарь. Синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки, которые рассыпал мишка. Детям - участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета. Воспитатель рассматривает палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и коробки совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.

Выигрывает тот ребенок, который первым отберет палочки своего цвета и правильно назовет его.

Постепенно количество палочек увеличивается.

Примечания. Взять палочки для мороженого, покрасить краской в основные цвета. Коробки из-под кефира обрезать и оклеить разноцветной бумагой. На заднюю сторону наклеить картинку с изображением забавного животного.

МБДОУ «Детский сад «Чайка»

Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Воспитатель: Попова Любовь Ивановна

г. Горняк

    Введение

    Тема опыта

    Значимость и актуальность проблемы для педагога

    Цель педагогического опыта и задачи её достижения

    Роль воспитателя в сенсорном воспитании детей

    Развитие речи

    Методы, приемы, способы организации работы

    Работа с родителями

    Заключение

    Список литературы

Введение.

1.Тема педагогического опыта: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры».

Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Готовность ребенка к будущему школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития не только резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для деятельности творческой. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки всех этих сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемые в период младшего дошкольного возраста.

Но без специальных приемов сенсорное развитие ребенка не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может даже неверным. Поэтому считаю, что сенсорное воспитание очень актуально и для детей второй младшей группы детского сада, с которыми я работаю. Исходя из возрастных особенностей психического развития детей, считаю этот период благоприятным для решения этой задачи.

Недаром профессор Н.М. Щелованов называл этот возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. У детей младшего возраста уровень развития восприятия достаточен, чтобы оно могло служить основой для дальнейшего сенсорного развития. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам – культурно выработанным средствам восприятия.

Работая с детьми этого возраста, мне всегда было интересно использование дидактических игр в разных видах деятельности. Я успешно использовала дидактические игры и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях в повседневной деятельности ребенка. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: детилегче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей второй младшей группы. Мне как педагогу, интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне добиться хорошего результата.

Цель педагогического опыта и задачи её достижения.

Основной целью педагогического опыта является формирование сенсорных способностей у детей. (В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.) Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:-Способствовать формированию у детей перцептивных действий. –Помочь детям овладеть системой сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов. –Побуждать детей самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Но, так как сенсорное развитие достигается через дидактические игры детей, то попутно решается множество важных для полноценного развития личности ребенка задач. Дети знакомятся с миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Развивая органы чувств ребенка, используя в играх специальные упражнения, соблюдая гигиенические требования, укрепляется здоровье детей. Также в процессе окружающим, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Совместная игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок,педагог, родители. Играя со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения. Чтобы работа была более эффективной её необходимо проводить, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Роль воспитателя в сенсорном воспитании детей.

Работая с детьми младшего возраста, я понимала, что организация дидактической игры 3-4 лет имеет свои особенности. Необходимо хорошо знать и учитывать их возрастные особенности: ребенок в этом возрасте становится активнее, его действия сложнее и многообразнее, возрастает стремление самоутвердиться: « Я сам!». Но внимание малыша пока неустойчиво,он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда у ребенка возникают известные трудности. Поэтому я исследовала разные использования различных методических приемов и способов организации дидактической игры, которые помогли бы преодолеть эти трудности. Анализируя проводимые дидактические игры, наблюдая за детьми в процессе свободной деятельности, отслеживая результативность занятий, я пришла к выводу, что преодолеть трудности детей в решении дидактической задачи, можно через занимательность в обучении. Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребенка. Например: катать цветные шарики в воротца такого же цвета. Занимательность игры возрастает, если в неё включаются элементы загадочности. Например: воспитатель вносит коробку на которой нарисованы овощи, рассматривает её с детьми, а затем говорит: «Догадайтесь, дети, что в этой коробке». Интерес к игре вызывается использованием художественного слова: загадок, стихов,считалок,песенок, потешек, воспитатель знает их наизусть, читает выразительно. Известные игры детям становятся более интересными, если в их содержание вносится что – то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением. Для чувственного познания окружающего мира, я подбирала такой материал, который все дети могли бы обследовать и активно с ним действовать.

При проведении игры с детьми младшего возраста, я объясняла по ходу игры. Например: в игре «Собери правильно пирамидку», я объясняла правило при сборке игрушки. У каждого ребенка в руках пирамидка – я предлагала снять кольца со стержня и положить их на стол. Затем, обращаясь к детям, говорила: «Дети, давайте опять соберем пирамидку, вот такую (показывала). Чтобы получилась такая пирамидка, надо сначала найти самое большое кольцо и надеть его на палочку (дети выполняют). А сейчас опять поищем самое большое колечко и тоже наденем его на палочку». Дети ищут и находят самое большое кольцо, надевают его на стержень, игра повторяется до тех пор, пока её участники не освоят основное правило: каждый раз надо находить и надевать на стержень самое большое (из оставшихся) кольцо. Усвоив правило, дети охотно играют с пирамидками. Теперь, чтобы повысить заинтересованность, можно ввести элемент соревнования: «Кто быстрее соберет пирамидку?» При этом нужно помнить о том, что речь воспитателя должна быть эмоциональной, четкой, и в то же время спокойной. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам и мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. Педагог широко открывает от удивления глаза, дети подражают ему, у воспитателя грустное лицо – и у всех детей на лицах мгновенно появляется грусть. При объяснении правил игры воспитатель должен обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

Подводя итоги игры с детьми младшего возраста, я отмечала только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указать конкретно, что), убрали на место игрушки и т.д.

Необходимо у маленьких детей вызывать интерес к новым играм: сегодня мы хорошо играли в «Чудесный мешочек». А в следующий раз в мешочке будут другие игрушки. И мы будем их отгадывать. Интерес к игре усиливается, если воспитатель дает возможность детям поиграть теми игрушками, которые использовались в дидактической игре. Исходя из всего перечисленного, можно сделать вывод: игра не терпит принуждения и скуки. Только когда ребенок с большим интересом и желанием будет выполнять игровые действия, решать дидактическую задачу, он достигнет хороших результатов в развитии сенсорных способностей, а также при умелом руководстве педагога будет развиваться умственно, физически, эстетически, нравственно.

Таким образом, использование дидактической игры в целях формирования сенсорных способностей ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

    Наличие детской деятельности для освоения ими сенсорных эталонов и перцептивных действий.

    Насыщении этой деятельности интересным и эмоционально – значимым для детей содержанием.

    Постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными сенсорными эталонами в процессе содержательной детской деятельности.

    Наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми.

    Совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Предметно – развивающая среда

Свою работу я начала с создания предметно – развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-развивающая среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого. Поэтому изучив литературу по детской психологии и сенсорному воспитанию в детском саду,я пришла к выводу, что при проектировании предметно-развивающей среды следует учитывать:

    Индивидуальные социально-психологические особенности детей.

    Интересы, склонности, предпочтения, потребности детей.

    Возрастные особенности.

Исходя из этих требований, я постаралась наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые мне помогли бы сформировать у детей сенсорные способности. Игрушки должны быть эстетичны и привлекательны, вызывать эмоциональный отклик у детей, доставлять им радость и удовольствие, формировать верные представления об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности, дети с удовольствием кормят игрушки, укладывают спать, ведь у каждой игрушки должно быть своё место в группе.

Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей, прежде всего, необходимо обеспечить детей соответствующими дидактическими пособиями. Важен подбор игрушек и пособий, различных по цвету, форме и материалу из которого они сделаны. Это пирамидки, матрешки из двух-трех частей, вкладные чашечки, бочонки с двумя-тремя вкладышами. Очень хорошо подбирать предметы контрастные по одному из признаков и сходные по другому. Например, мячи, различные по цвету. Мячи помещаются в пластиковые емкости (тазы) четырех основных цветов. И в скором времени малыши без труда могут сами собирать шарики в «нужную емкость». Также подбираются мячи одного цвета, но различные по фактуре: пластмассовые, резиновые, кожаные, пушистые и т.д., поместив их в привлекательные для детей коробки уже знакомых им основных цветов. Такое разнообразие свойств не только привлекает внимание детей, подчеркивая различие и сходство признаков предметов, но и способствует развитию восприятия ребенка.

Стол, наполненный игровыми дидактическими материалами, имеет специальные ящики, открывающиеся створки, в которых располагаются игрушки. Например, объемные геометрические фигуры (шары,кубы, кольца),предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, желобки для прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур разной формы.Так же необходимо формировать интерес к конструированию. Детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит на узкой короткой грани). В группе должны быть не только традиционные материалы для строительных игр, но и нестандартные – это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек.

В групповой комнате должно быть место для игр с водой и песком. Это отдельные столики, емкости которых наполнены песком и водой. Целесообразно использовать эти столики отдельно. После каждого занятия песок пересыпается в пластиковый ящик и хранится в недоступном для детей месте. Для игр с песком еще нужны совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка; для игр с водой – рыбки, лодочки, ведерки, заводные игрушки, которые можно использовать в воде. Перед играми с водой и песком на детей надевают непромокаемые фартуки.

Необходимо также создать условия для экспериментирования ребенка со звуками. Это различные озвученные игрушки (петушок, колокольчик и т.п.). Игры и специальные занятия с этими игрушками, такие как «где звенит?», Нужны и музыкальные инструменты: металлофон, бубен, барабан.

Уголок изобразительной деятельности тоже важен для формирования сенсорных способностей. Нам помогут карандаши, краски, фломастеры, пластилин, раскраски. Также в уголке имеются дидактические игры – упражнения по изобразительной деятельности (например:«Спрячь мышку», «У кого какое платье» и др.). В группе большое количество игр и игрушек, в которых ярко выражены цвет, форма, величина, материал:

    «Мозаика» (несколько видов, настольная и напольная)

    Конструкторы «Лего»

    Пазлы

    Кубики (разного цвета и величины)

    Пирамидки

    Игрушки – вкладыши

    Строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины.

При оформлении уголка для сюжетных игр, я старалась подбирать игрушки и вещи с хорошо выраженными сенсорными признаками (посуда разного цвета и величины, салфетки, одежда для ряженья разного цвета и т.д.). И конечно было оформлено большое количество дидактических игр для решения задач сенсорного развития в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

Развитие речи

Одна из известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И.Тихеева пишет: «Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между последними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью».

Е.И.Тихеева верно понимая, что познание окружающего мира требует развития органов чувств, много внимания уделяла сенсорному воспитанию дошкольников, которое тесно связывала с окружающей жизнью, с познанием мира природы, с играми и трудом. Развитие восприятия, мышления и речи детей ученый рассматривала в неразрывном единстве. Также она утверждала, что сенсорное развитие связано не только с формированием умственных способностей ребенка, развитием его речи, оно оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств. Сущность эстетического воспитания Тихеева видела в частом восприятии художественных образов. Из всех чувств, дающих наиболее яркие впечатления и, следовательно, благотворно влияющих на нравственное становление ребенка, подчеркивала Тихеева, первое место принадлежит зрению и слуху. Слух, речь и мышление находятся в нерасторжимом единстве с духовным развитием ребенка. Посредством зрения и слуха малыш знакомится с красотой окружающего мира.

Сенсорный опыт – начало познания окружающего мира. Чем богаче сенсорный опыт, тем успешнее идет познавательное развитие. Е.И.Тихеева писала: «Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий».

Основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детейсмногими общепринятыми сенсорными эталонами и способами их употребления. Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению вслед за взрослым слов – названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению. На третьем году жизни малыш характеризуется бурным развитием речи. Ребенок начинает понимать все большее количество названий предметов, действий и многих обращений к нему. Достаточно два-три раза показать предмет и назвать его, чтобы малыш усвоил его название и по заданию взрослого мог показать на него пальцем или принести его. Поэтому совместную с взрослым игру надо как можно активнее использовать для развития речи.

Одним из условий развития речи ребенка является воспитание потребности в речевом общении со взрослым. Это во многом зависит от умения педагога активизировать ребенка, организовать живое, доступное его пониманию общение, используя различные поводы для его возникновения, прежде всего ситуации действий с предметами обихода и игрушками. Наиболее часто встречающиеся проблемы развития речи детей младшего дошкольного возраста:

    Недостаточно использует речь, а слова заменяет жестами. Не вступает в речевой контакт со взрослыми или с другими детьми. Чтобы решить данную проблему, следует постепенно развивать внимание к слушанию речи взрослого и сверстников, к выполнению какого-либо действия по предложению взрослого, воспитывать умение подчинять свои действия по предложению взрослого, воспитывать умение подчинять свои действия определенным правилам.

Не принимает участие в беседе или не повторяет слова при разучивании стихотворного текста. Необходимо создавать условия для бодрого, эмоционально-положительного состояния детей. Формировать и обогащать положительные чувства и предупреждать негативные переживания детей. Проводить игры по развитию речи расширению круга представлений:

    Организованное наблюдение,

    Показы – инсценировки,

    Рассказы по картинам,

    Беседы,

    Поддерживать самостоятельную деятельность детей.

Итак, речевая активность детей младшего дошкольного возраста развивается в процессе игр, непосредственно образовательной деятельности.

Методы, приемы, способы организации работы.

Чтобы спланированная работа была успешной необходимо применение эффективных методов и приемов в организации занятий и дидактических игр. Я использовала разнообразные методические приемы:

Словесные (беседа, объяснения, указания, вопросы, напоминания, использование художественного слова-стихов, загадок, считалок, песенок) - Наглядные (использование дидактического материала, картин, картинок, игрушек, вещей, предметов с ярко выраженными цветом, формой, величиной, показ образца, показ способа действия…). –Практические (действия ребенка с предметами, обследование предметов с использованием различных рецепторов, продуктивная деятельность детей…).

Особое значение для успешного решения поставленных задач, имеет правильная организация дидактической игры педагогом. Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят: -Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь); -Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное время); -Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место можно отвести и в групповой комнате и на участке детского сада; -Определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); -Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы,карточки, картинки, природный материал); - Подготовка самого воспитателя к игре: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, способы руководства игрой; -Подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представление о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

    Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления о них);

    Объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

    Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия. Доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату.

    Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, ведущего, болельщика… Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

    Подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей.

При подведении итогов я подчеркивала, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание, дисциплинированность. В конце игры я спрашивала у детей, понравилась ли игра, и обещала, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого момента.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Работа с родителями.

Работая над проблемой сенсорного развития дошкольников через дидактическую игру, я поняла, что это очень длительный процесс, который невозможен без участия родителей. Ведь одним из важных условий обеспечивающих нормальное развитие ребенка является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в воспитании ребенка, а это педагоги и родители. Их действия должны быть согласованными, а требования постоянными. Для меня было важно выяснить, насколько важной родители считают проблему сенсорного воспитания, занимаются ли они со своими детьми, имеют ли они достаточно знаний, чтобы успешно решать эту проблему. Для этого я провела анкетирование среди родителей.

После этого была проведена консультация на тему: «Чем занять ребенка дома», на которой родители не только узнали о значении и видах игр и способах их организации по сенсорному воспитанию, но и имели возможность познакомиться с конкретными играми, узнать их правила, поиграть.

Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребенка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине. В семье необходимо создать предметно – развивающую среду.Игрушки ребенка должны быть изготовлены из различных материалов,игрушки для построения ряда по возрастанию – убыванию: пирамидки, матрешки и т.д. Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука. Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребенка. В родительском уголке я постоянно помещала материал по изготовлению дидактических игр из природного, бросового материала, бумаги, картона и т.д. Активизации их интереса к проблеме способствовало участие родителей в изготовлении дидактических игр для группы, их помощи в оформлении игрового уголка. В течении года родители участвовали в совместных выставках рисунков и поделок.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников представляет собой взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижения её ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного воспитания детей. Взаимодействуя с семьей, я использовала разнообразные методы и формы работы.

Работая над проблемой сенсорного развития, я провела консультации на следующие темы:

    «Дидактические игры в организации детской жизни»

    «Создание условий для игровой деятельности ребенка дома»

    «Сенсорные способности малыша»

    « Воспитание сенсорной культуры ребенка»

    « Значение сенсорного воспитания»

Было проведено тематическое занятие с участием родителей « Магазин игрушек», где дети и родители смогли быть полноправными участниками, а родители имели возможность научиться правильно играть со своими детьми. Считаю, что такой союз родителей и педагогов будет способствовать правильному сенсорному развитию детей, а также гармонизации детско – родительских отношений.

Заключение.

Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.

Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Список литературы.

1. М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова – « Программа воспитания и обучения в детском саду»; Москва, Мозаика-синтез, 2002г.

2. Л.А.Венгер – «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»; Москва, Просвещение, 1988г.

3. Л.А.Венгер – «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»; Москва, Просвещение, 1978г.

4. Н.Н.Поддъякова, В.Н.Аванесова – «Сенсорное воспитание в детском саду», Москва, Просвещение, 1981г.

5. Э.Г.Пилюгина – «Занятия по сенсорному воспитанию в детском саду», Москва, Просвещение, 1983г.

6. А.К.Бондаренко – «Дидактические игры в детском саду»; Москва, Просвещение, 1991г.

7. М.А.Васильева – «Руководство играми в дошкольных учреждениях», Москва, Просвещение, 1986г.

8. Д.В.Менджерицкая – «Воспитателю о детской игре», Москва, Просвещение, 1982г.

9. В.В.Гербова, Р.А.Иванкова, Р.Г.Казакова – «Воспитание детей во второй младшей группе детского сада», Москва, Просвещение, 1981г.

10. Е.Чиркунова – «Город цветных человечков», Дошкольное воспитание №6, 2008г., стр. 115.

Фамилия: Попова

Имя: Любовь

Отчество: Ивановна

Образовательное учреждение:

МБДОУ «Детский сад « Чайка » - Воспитатель

Образование: Семипалатинское педагогическое училище

По специальности: Воспитатель детского сада

Стаж педагогической работы по специальности: 20 лет

В данной должности: 20 лет

В данном учреждении: 5 лет

Награды:

Личная подпись: ____________

Елена Тыщенко
Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста при помощи игровых ситуаций

Введение

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В это и заключается актуальность данной темы.

Сенсорное развитие , с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка , с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Сенсорный , чувственный опыт служит источником познания мира. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка , – когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

Ощущения и восприятие ребенка не должно происходить стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, иначе оно будет поверхностным, неполноценным.

Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства . В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Оно идет от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева и др.) .

Методика развития сенсорных способностей у детей дошкольного возраста

Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах .

Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.

Например, перед рисованием зайца дети обследуют игрушку. Внимание ребенка обращают на контур (сначала обводит пальцем, затем прослеживает зрительно, основные части (голова, туловище, лапы, хвост, усы, глаза, их форму и цвет. На рисунке изображение зайца будет плоскостным, поэтому игрушка рассматривается с одной стороны (сбоку) . Перед лепкой зайца внимание детей акцентируют на конструкции объекта, местах и способах соединения частей , а цвет, мелкие детали (усы и т. п.) не обследуются. Поскольку лепное изделие должно быть объемным, полезно рассмотреть иг-рушку с разных сторон. Если предполагается, что дети будут составлять рассказ об игрушке, важно установить такие характеристики, как материал, из которого она сделана, цвет, величина.

Несмотря на указанные выше различия, есть правила, общие для многих видов обследования :

восприятие целостного облика предмета;

мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.) ;

пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т. д.) ;

вычленение мелких деталей, установление их пространственного располо-жения по отношению к основным частям;

повторное целостное восприятие предмета.

Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщенными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.

Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры.

Игра как средство развития ребенка

Для детей игра является не просто особым, а ведущим видом деятельности.

Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых : знаний, умений и навыков, способов действия , моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

Использование игровых ситуаций в работе по развитию сенсорных способностей у дошкольников

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания . На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка : знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком.

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации , которая обычно используется в качестве основы метода. Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала : учебное, познавательное, и игровое , занимательное.

Сенсорными условно можно назвать игры, цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения :

зрительные

слуховые

тактильные

двигательные

обонятельные

вкусовые

По характеру игрового действия дидактические игры могут быть :

1. Игры-поручения.

2. Игры с прятаньем и поиском.

3. Игры с загадыванием и отгадыванием.

4. Сюжетно-ролевые дидактические игры.

5. Игры-соревнования.

В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность :

1) повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении;

2) оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и др.) ; ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;

3) делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

4) соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими фигурами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и т. д.).

Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях.

В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры, таким образом, решают учебные задачи; кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта , представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания .

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач : успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.

Если систематически и методически правильно применять игровые ситуации в работе по развитию сенсорных способностей у дошкольников , то уровень развития сенсорных способностей у детей будет достаточно высоким.

«Развитие сенсорных способностей посредством
занятий по СХТД с детьми младшего дошкольного возраста»
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию,
знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и
грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует
постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так,
для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом,
ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета,
материала.
Ведущим местом в работе с детьми младшей группы является сенсорное
развитие, формирование у детей трех лет представлений о внешних свойствах
предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия
окружающего мира.

Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного
педагогического процесса. Оно лежит в основе умственного, физического,
эстетического развития ребенка.

Для того чтобы нарисовать, вылепить какой­либо предмет,
предварительно надо хорошо с ним познакомиться, обследовать его,
запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные
материалы, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями,
приобретают навыки работы с ними. Дети успешно овладевают техническими
навыками: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются
в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают
сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой
деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно
общаются друг с другом и воспитателем.
В начале учебного года наблюдая за детьми, было выявлено, что многие
дети затрудняются в группировании предметов по цвету, форме, из величин
они различают лишь большой и маленький предмет, у ребят слабо развита
мелкая моторика. Большинство детей не умеют правильно держать в руке
карандаш, фломастеры, некоторые боятся брать в руки краски. Поэтому было
решено заняться этой темой более углубленно.
Для развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного
возраста выделили три направления в работе: 1) создание развивающей среды;
2) использование дидактических игр; 3) участие родителей в проводимых с
детьми занятиях.
Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения
ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает
свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает
пространственными отношениями; овладевает миром звуков, приобщается к

музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности
устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой,
создает продукты собственного творчества и т. д.
В группе были изготовлены следующие пособия: панно «Кораблик», при
помощи которого дети могут прикрепить цветную одежду при помощи
цветных прищепок, посчитать треугольные и прямоугольные лучи у солнца,
поиграть с разноцветной каруселью. Панно «Транспорт» помогает ребятам
запомнить цвет того или иного автомобиля, ориентироваться. «Дидактическое
кресло» служит не только местом отдыха, но ребята могут посчитать
геометрические фигуры, покормить кита цветными рыбками, обследовать
предмет.

Для усвоения сенсорных способностей ребенка немалое значение необходимо
уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у
ребенка. Игра способна заинтересовать малыша. Когда у ребенка есть
интерес, он получает знания непринужденно, усваивает большое количество
информации, и на это тратится небольшой промежуток времени.

В группе были изготовлены следующие игры: «Подбери колеса», «Цветные
муравьи», «Цветные домики», «Цветные кисточки», где ребята раскладывают
кисточки по банкам; «Кляксы», «Накорми акулу», где дети закрепляют
основные цвета и упражняются в счете; игра «Противоположности» помогает
ребятам запомнить большие и маленькие, высокие и низкие предметы; в игре
«Цветные крышки» дети не только закрепляют основные цвета, но и
тренируют память, «Разложи по порядку», альбом «Цветные цифры», «Божьи

коровки»;с помощью игры «Геометрические фигуры» ребята упражняются в
различении геометрических форм. Все эти игры использовались и как часть
занятия, так и в самостоятельной деятельности детей.
Наибольшим успехом у ребят пользовались игры­забавы с цветной
солью и блестящими камушками. На подносе с солью дети выкладывали
рисунок из камней, рисовали на соли, раскладывали с помощью мерной
ложечки по цветным баночкам. Очень понравилось ребятам варить каменный
суп, а затем раскладывать его по тарелкам, закрепляя цвет, форму, тяжесть
камней. Изготовив из бросового материала кораблики с парусами разной
формы и величины, дети отправляли их в плавание, дули на них, изображая
ветер. Большой интерес вызвал совместно изготовленный макет, так как в
последствии ребята могли в него поиграть, выбирая по какой они дорожке
поедут, по длинной или короткой.

В процессе изобразительной деятельности происходит знакомство с
цветом, формой, положением в пространстве. В своей работе регулярно
провожу такие занятия. В своей работе я использую нетрадиционные техники
рисования, аппликации, лепки. Их особенность состоит в том, что они
позволяют детям быстро достигать желаемого результата.

Разнообразие используемых материалов расширяет и обогащает
сенсорный опыт детей. Доступность использования нетрадиционных
технологий так же определяется возрастными особенностями детей. Свою
работу я начинаю с более доступных технологий, постепенно усложняя их.
­Рисование пальцами и ладошками
­Рисование штампами. Самые простые штампы, оставляющие точки и
кружочки – это ватная палочка, колпачки от фломастеров, бумажные
трубочки, поролон. Использовали пробки от шампанского, ластик на конце
простого карандаша, сырой картофель, листья деревьев любой предмет с
интересной фактурой.

Все выполненные работы мы использовали для создания предметно­
развивающей среды. В группе постоянно оформляем выставки детских работ.

В приемной выставляем коллективные работы детей по сезону, и
персональные вставки (в них приняли участие Лисина Маша, Илькин Матвей,
Сизова Саша, Путанов Костя, Анисифоров Лева, Говорунов Вова).

Ребята принимают участие в изготовлении украшений для приемной
и веранды. Так у нас появились веселые пчелки и забавные птички, озорные
котики.

Наши работы использовались в качестве оформления вернисажей в стенах
сада: коллективная работа «Город мой родной», выставка рисунков «Папу
поздравляю», «Цветы для мамочки».

В творческий процесс стараемся вовлечь не только детей, но и родителей.
В группе мы устраивали выставки «Осенние фантазии».

В преддверии новогоднего праздника в группе удачно прошел конкурс
новогодней игрушки. Все ее участники получили грамоты победителей и
участников.

Выставка «А у мамочки моей руки золотые» показала, какие у нас мамы
мастерицы.
Для информирования родителей о сенсорном развитии ребенка была
изготовлена специальная памятка для родителей «Правила рисования
карандашами и красками», консультация «Развитие сенсорных способностей у
детей младшего дошкольного возраста», «Наши руки не для скуки. Лепим из
соленого теста».
В этом году я являлась руководителем творческой групп по
художественно­эстетическому воспитанию. Работая в которой делилась
своим опытом влияния СХТД на развития детей.
В рамках группы нам удалось участвовать во всех мероприятиях
детского сада.
Кроме того был проведен круглый стол «Штампы», где воспитателе
обменялись своими находками, презентация игр по изобразительной
деятельности. Мною была проведена творческая мастерская «Планета идей»
по изготовлению новогодней игрушки, подарка ко дню защитника Отечества.

Участники творческой группы разработали требования к уголку
изобразительной деятельности.

В течения года ребята неоднократно принимали участие в различных
творческих конкурсах: Дергунов Вячеслав, Романов Всеволод, Ендирякова
Саша группа №1, Липшев Гриша, Антонов Тимофей, Деменьтьева Настя
группа №2, Маркевцев Захар группа №8. Сизова Саша, Анисифоров Лева,
Чугункин Илюша, Лисина Маша, Жоржиков Гордей группа №10.
Работая над этой темой, я могу сказать, что у детей повысился уровень
сенсорного воспитания, дети познакомились с сенсорными эталонами, со
способами обследования предметов, научились анализировать, сравнивать
предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у
них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в
повседневной жизни. Ребята с удовольствием стали рисовать, лепить. Дети
стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают
дружеские
отношения.
Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что
такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и
какую роль в сенсорном воспитании играет занятия продуктивными видами
деятельности и дидактическая игра.
На будущее планирую эту работу продолжить, используя свою
программу «Мишутка».

Паспорт проекта.

Продолжительность проекта: сентябрь – май.

Тип проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.

Постановка проблемы.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

Актуальность проекта:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,

развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Цель проекта:

обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Задачи проекта:

  • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
  • воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
  • способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
  • оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

Продукт проекта:

  • Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
  • Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
  • Развлечение. «В гостях у лесных зверей».
  • Презентация для родителей.
  • Фотовыставка «Учимся играя».

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

Подготовительный этап:

  • Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.
  • Проведение мониторинга.
  • Анализ полученных результатов, выводы.
  • Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
  • Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

Практический этап:

Работа с детьми:

1. Непосредственная образовательная деятельность.

2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».

  1. Дидактические игры с малышами:
  1. Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.
  2. Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.
  3. Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
  4. Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
  5. Мозаика: настольная и напольная.
  6. Настольно-печатные дидактические игры.
  1. Самостоятельные игры малышей.
  2. Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

Работа с родителями:

  1. Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».
  2. Беседы о роли развивающих игр для малышей.
  3. Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
  4. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Заключительный этап.

Анализ результатов проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Перспективный план непосредственно образовательной работы с детьми

Тема Задачи Сроки
Д.и. «Соберем петушку» (пирамидка). Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине. сентябрь
Д.и. «Вкладыши и башенки» Знакомить с величиной в ходе практических действий.
Д.и. «Веселые матрешки» Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.
Д.и. «Соберем пирамидку» Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.
Д.и. «Огурчики и помидорчики». Учить отличать круг от овала, помещая формы в соответствующие пазлы. октябрь
Д.и. «Цветные колпачки» Учить находить соответствующие вкладыши при складывание и раскладывание цветных колпачков.
Д.и. «Найди такую же фигуру» Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.
Д.и. «Разложи фигурки по домикам» Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.
Д.и. «Две коробки». Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения. ноябрь
Д.и. «Соберем

пирамидку».

Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец.
Д.и. «Занимательная коробка». Продолжить знакомить детей с предметами различной величины и формы.
Д.и. «Грибы на поляне». Учить детей различать количество предметов, обозначать словами: один, мало, много.
Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех. Закреплять знания соотносить разнородные предметы по форме и величине Декабрь.
Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех. Закреплять умения соотносить разнородные предметы по форме.
Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.
Размещение грибов двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.
Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех. Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных. Январь
Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята». Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов.
Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки». Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки». Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать
Д. и. «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком). Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями. Февраль.
Д. и. «Сделаем матрешки бусы». Закрепить умение чередовать предметы по цвету.
Д. и. «Башенки для гномиков». Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.
Д.и. «Забавные бутылочки». Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера.
Д. и. «Где Мишка?» Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга. Март.
Д. и. «Тут и там». Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко.
Д. и.«Цирковые собачки». Учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами.
Д. и. «Поручения». Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.
Разрезные картинки. Развивать сенсорные способности детей: умение по части восстанавливать целое. Апрель.
Д. и. «Что потеряли котятки».

«Чудесный мешочек».

Закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета; умение подбирать предметы по цветовому тождеству.
Д. и. «Пирамидки в гостях у малышей». Учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению.
Д. и. «Летящие бабочки». Закреплять знания детей о цвете предметов; Умение соотносить предметы по цвету. Май
Д. и. «Ловись, Продолжить учить простейшим способом использования вспомогательных предметов в качестве орудия для выполнения той или иной задачи.
Д. и. «Забавные лодочки». Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут. Организовать детское экспериментирование.

Используемая литература:

  1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
  2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
  3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.
  4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
  5. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.
  6. Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г.