Организация психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольном образовательном учреждении. Психологическое сопровождение детей с овз в детском саду общеразвивающего вида
(Слайд 1)
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ.
Душа – то, чем люди пишут стихи и чем их понимают.
/Марина Цветаева/
В настоящее время определены Федеральные государственные требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада.
(Слайд 2) Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
В последние годы наблюдается тенденция: по статистическим данным медиков, увеличивается количество детей с различными родовыми травмами, которые, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаще в детских садах встречаются дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), неврозами и неврозоподобными состояниями.
Именно психолого-педагогического сопровождения дошкольников в МДОУ обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.
(Слайд 3) Исходя из этого основной целью психологической службы ДОУ, является обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной.
(Слайд 4) В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи, решаемые психологической службой:
1. Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста и каждого ребенка;
2. Развивать индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.;
3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;
4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.
(Слайд 5) Психолого-педагогическое сопровождения воспитательно-образовательного процесса охватывает работу с детьми, родителями и педагогами.
(Слайд 6) Систему психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ можно представить в виде горы, в основании которой находится такое направление работы как психодиагностическое сопровождение. На основе его и строится коррекционно-развивающее, консультационное и психопрофилактическое сопровождение, необходимое для того, чтобы достичь вершины горы. Вершиной горы является психологическое просвещение, которое направлено на формирование психологического здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.
(Слайд 7) Основными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ являются:
Психодиагностическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса: изучение процесса адаптации детей при поступлении в ДОУ, диагностика склонностей и способностей детей с целью выявления талантливых детей, диагностика психологического здоровья дошкольников, диагностика готовности к школе ;
Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: развитие школьно-значимых функций, познавательных процессов, снижение индекса тревожности, агрессивности, импульсивности;
Психопрофилактическое и здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: профилактика нарушений поведения, коммуникативной сферы, формирование жизненных навыков;
Психологическое просвещение и консультирование: формирование психологической культуры детей, родителей и педагогов.
Организованная таким образом работа позволяет обеспечить оптимальное физическое, соматическое, психологическое здоровье ребенка.
(Слайд 8) Психологическая диагностика осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей. В течение адаптационного периода ведется наблюдение за поведением детей в младших группах, которое показывает, как протекает привыкание детей к новым условиям, освоение нового пространства. Проводится анкетирование родителей для выявления расхождений в поведенческих проявлениях ребенка в семье и детском саду. Для выявления динамики уровня адаптированности детей к детскому саду проводится сравнительный анализ диагностирования в начале и в конце адаптационного периода.
Диагностика школьной готовности проходит в 2 этапа: в начале учебного года (октябрь) и в конце (апрель).
(Слайд 9) Для обследования применяются следующие методики:
- Ориентировочный тест определения школьной зрелости Керна-Йерасека;
- Вербальная часть (Я. Иерасек) (конец года);
- Психосоциальная зрелость (С.А. Банков) (начало года);
- «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин);
- Мотивационная готовность (Л.А.Венгер) (конец года).
Углубленная диагностика детей, показавших низкий уровень готовности к школе, а также детей, испытывающих трудности в усвоении образовательной программы ДОУ, осуществляется по материалам для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях автора Забрамной С.Д.
Психодиагностика эмоционально-личностной сферы педагогов проводится по их личному запросу индивидуально. Педагоги вторых младших групп и первых младших групп заполняют «Карты наблюдения» на начало и конец адаптации, в средних, старших и подготовительных группах воспитателями заполняются «Карты оценки эмоционального состояния ребенка в группе».
Родители заполняют анкеты на предмет адаптации ребенка к ДОУ, готовности к школе, анкеты по оценке нервно-психического состояния ребенка. На основании заполнения данных анкет готовятся консультации в информационные папки в каждой группе.
(Слайд 10) Психологическое сопровождение направлено на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическое сопровождение предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. В нашем дошкольном учреждении для решения этой задачи с детьми раз в неделю проводятся групповые занятия по развитию эмоционального мира с использованием программы В.М. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников» с учетом особенностей каждого возрастного этапа. (Слайд 11) Для профилактики дезадаптации осуществляется психологическое сопровождение ребенка в условиях дошкольного учреждения: групповые и индивидуальные игры и занятия с детьми с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения, преодоления стрессового состояния у детей, активизации речевых процессов, развития навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирования идентичности с коллективом. Проводится индивидуальная работа по профилактике дезадаптации, в которой используются игры с водой и песком с целью установления контакта с ребенком. Выявляются такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии.
(Слайд 12) Индивидуальная коррекционно-развивающая работа ведется по следующим направлениям: (Слайд 13) работа с агрессивными детьми (сказкотерапия), с детьми с гиперактивностью (программа Сиротюк А.Л., программа Арцишевской И.Л.), тревожными, застенчивыми детьми (Г.Б.Монина, Е.К.Лютова), работа по развитию школьно-значимых функций («Ступеньки к школе» Безруких М.М.).
(Слайд14) Психологическое просвещение направлено на формирование психологической культуры всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогов, которое заключается в формировании жизненных навыков, профилактике дисгармоничного развития.
(Слайд 15) Консультативная работа с воспитателями младших групп проводится по вопросам течения адаптации детей, особенностям развития, протеканию кризиса 3х лет, где они получают рекомендации по формированию игровой культуры ребенка и снятию эмоционального напряжения. Родителям в этих группах даются рекомендации по смягчению адаптационного периода. В средних, старших и подготовительных группах проводятся консультации для педагогов и родителей в начале и конце учебного года по результатам диагностики психологического здоровья детей. Также в подготовительных группах родители и воспитатели на консультациях по результатам диагностики готовности к школе в начале и конце учебного года получают необходимые рекомендации по развитию школьно-значимых функций.
Психологическое просвещение, т.е. приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности. (Слайд 16) Психологическое просвещение проходит в нашем дошкольном учреждении в виде выступлений на педсоветах, родительских собраниях, бесед, семинаров, а также в виде информационных папок для родителей «Страничка психолога», информационного стенда «Уголок психолога» и блоке информации на сайте детского сада.
(Слайд 17) Благодаря комплексному психолого-педагогическому сопровождению воспитательно – образовательного процесса и индивидуальному психологическому сопровождению детей, можно отметить:
- Поставленные цели и задачи реализуются
- Происходит диагностика раннего развития детей с целью предупреждения возможных проблем
- Решение проблем происходит через отлаженное взаимодействие взрослых
- Происходит повышение профессионального уровня педагогов через интерактивные формы работы
- Тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.
(Слайд 18) Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.
(Слайд 19) И прав был В.А. Сухомлинский, когда сказал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Программа мероприятий психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса ДОУ.
Пояснительная записка.
Опыт работы в ДОУ привел к пониманию, важности осуществления комплекса мероприятий различной психологической работы для создания условий, при которых ребенок будет развиваться успешно. Основным принципом работы является оказание не только оказание помощи в нужный момент, а долговременная поддержка.
В настоящее время рассматриваются различные по содержанию и структуре подходы к осуществлению сопровождения, мною предпринята попытка организовать сопровождение воспитанников так, чтобы все основные направления работы (коррекционно-развивающая, психологическое просвещение и др.) осуществлялись в комплексе и это позволяет наладить более эффективное взаимодействие между педагогами и родителями.
Сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленной на создание социально-психологических условий для психологического развития ребенка в ситуации взаимодействия.
Программа представляет собой описание комплекса психологических мероприятий.
Цель программы : создание психолого-педагогических условий для полноценного психического и личностного развития детей, посещающих ГДОУ, а также оказание помощи педагогам по усилению в профессиональном сознании роли таких ценностей как: учет индивидуальных психологических особенностей воспитанников при осуществлении образовательной деятельности и постоянный анализ последствий и индивидуальной цены педагогических воздействий для каждого ученика.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
просветительская работа по усилению в профессиональном сознании педагогов ценности осуществления индивидуального подхода к воспитанникам – по достижению понимания педагогами необходимости взаимодействия с педагогом-психологом и внедрения психологических знаний в образовательной деятельности.
проведение мониторинга
проведение консультаций для педагогов и родителей по вопросам особенностей развития ребенка и по психологических аспектам организации образовательного процесса с опорой на результаты мониторинга развития воспитанников.
проведение коррекционно-развивающих мероприятий с воспитанниками составленных на основе психологических исследований.
обобщение материалов работы по программе.
Участники программы :
воспитанники компенсирующих (коррекционных логопедических) групп старшего дошкольного возраста, воспитанники общеобразовательной подготовительной группы;
педагогический коллектив ДОУ;
родители воспитанников;
Длительность реализации:
Программа рассчитана на многолетнее сопровождение воспитанников и предполагает прослеживание развития одних и тех же воспитанников на протяжении нескольких учебных лет.
Условия проведения :
наличие психодиагностического инструментария
для реализации программы необходимы расходные материалы
ведение электронной базы данных документов (карты развития, протоколы психолого-педагогической диагностики и т.д.)
использование ЭОР (электронно-образовательных ресурсов)
Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам психологического сопровождения воспитанников ДОУ.
Подбор методик для психодиагностических исследований, подготовка стимульного и расходного материала.
Проведение организационных совещаний педагогов по вопросам диагностических исследований.
Организационно-методические мероприятия:
Теоретико-практическая подготовка коллектива к восприятию, принятию, и освоение способов использования психологической информации об индивидуальных особенностях воспитанников в практике педагогической деятельности.
выступления на педагогических советах по проблемам интеллектуального и личностного развития детей;
ведение для педагогов семинаров, практикумов и тренингов по взаимодействию с детьми как разработчик цикла занятий «Игровые технологии коррекции поведения детей», «Азбука общения», «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»;
ведение тематических консультаций для педагогов,
оказание помощи педагогов в подготовке и проведении родительских собраний.
Психодиагностические мероприятия
Процесс сопровождения начинается с бережного и конфиденциального сбора информации о различных сторонах жизни и развития ребенка. Для получения и анализа используются различные методы и методики: наблюдении, интервью и беседы с родителями, методики диагностики познавательных психических процессов и изучения личности.. Таким образом, диагностика является информационным обеспечением процесса сопровождения. Полученные данные необходимы для составления психологического портрета дошкольника, для определения путей оказания помощи ребенку, а также для оказания помощи педагогам и родителям в построении педагогического общения и взаимодействия с детьми. Диагностика осуществляется в 2-ух направлениях:
Диагностический минимум (комплексное обследование воспитанников коррекционных групп проводится 2 раза в учебный год).
Углубленная (имеет индивидуальный характер, осуществляется по запросам педагогов или родителей, и как правило проводится с детьми «группы риска».
мероприятие | срок проведения | методический иструментарий |
|
Логопедические группы старшего дошкольного возраста | сентябрь, май | Проба «Понимание текста», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Назови фигуры», Метод повторения чисел для оценки объема внимания, «Нелепицы», «Исключение лишнего», Методика по выявлению умения способности к конкретизации понятий, |
|
Диагностика развития познавательных психических процессов | подготовительного дошкольного возраста | сентябрь, май | «Запомни картинки», «Запомни слова», Проба «Понимание текста», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», Метод повторения чисел для оценки объема внимания, «Нелепицы», «Исключение лишнего», Методика по выявлению умения способности к конкретизации понятий, «Последовательные картинки». |
Диагностика эмоционального состояния воспитанников | логопедические группы старшего и подготовительного возраста | октябрь, май | Методика «Закодированное письмо» (Е.А.Васильева) (по Э. Т. Дорофеевой). |
Определение уровня психологической готовности детей 6-7 летнего возраста к обучению в школе: 1. определение исходного уровня готовности к обучению в школе воспитанников | логопедические группы и общеобразовательная подготовительная | ||
Методика Кумариной |
|||
2. диагностика готовности к обучению в школе | Субтесты методики «экспресс диагностика готовности к школе» (Агафонова И.Н). |
||
3.определение уровня развития вербального мышления | апрель-май | ||
4.диагностика мотивационной готовности к обучению | Вариант беседы Т.А. Нежновой |
||
Определение социально-психологической структуры группы, индивидуального социометрического статуса воспитанников. | логопедические группы | социометрия |
Диагностический инструментарий педагога-психолога ДОУ.
Методика, тест | исследуемая функция |
||
«Запомни картинки» | Произвольная зрительная память» |
||
«Запомни слова» | |||
проба «Назови фигуры», «Знание цвета» | Зрительное восприятие, воспроизведение материала |
||
Проба «Понимание текста» | слуховое восприятие, понимание и усвоение услышанного материала |
||
«Какие предметы спрятаны в рисунках?» | Зрительное восприятие |
||
«Чего не хватает на этих рисунках?» | |||
«Чем залатать коврик» | |||
«Найди и вычеркни» | продуктивность и устойчивость внимания |
||
«Расставь значки» | переключение и распределение внимания |
||
Метод повторения чисел для оценки объема внимания. | объема внимания |
||
«Нелепицы» | критичность мышления (наглядно-образное мышление) |
||
«Исключение лишнего» | способность к обобщению |
||
Методика по выявлению умения классифицировать | умение классифицировать на невербальном уровне. |
||
Методика по выявлению умения способности к конкретизации понятий | анализ, синтез, способности обобщать. |
||
«Последовательные картинки» | установления причинно – следственных связей и отношений между объектами и событиями. |
||
Экспресс диагностика готовности к школе Агафонова И.Н. | установление закономерностей на невербальном уровне, комбинаторные возможности мышления, фонематический слух, умение работать по образцу, внимание, ориентация на листе бумаги, представление о количестве. |
||
Субтест на осведомленность; субтест на классификацию, сформированность понятий; субтест на аналогию; субтест на обобщающее слово, сформированность понятий | словесно-логическое мышление |
||
Методика исследования эмоционального состояния (по Э. Т. Дорофеевой). | |||
«Закодированное письмо» | эмоциональное состояние ребенка |
||
Цветовой тест М.Люшера | |||
Тест тревожности Тэмл-Дорки-Амен | оценка уровня тревожности |
||
Методика Рене Жиля | межличностные отношения |
||
Социометрия (« У кого больше?») | межличностные отношения, личностный статус ребенка в группе. |
||
Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5-7 лет | Диагностика уровня готовности к школьному обучению |
||
Вариант беседы Т.А. Нежновой | мотивационная готовность к обучению в школе. |
||
Методика исследования интеллекта Д. Векслера | интеллектуальное развитие ребенка |
Коррекционно-развивающие мероприятия.
Получаемые данные психодиагностических исследований являются основанием для осуществления как групповой, так и индивидуальной коррекционно-развивающие работы с воспитанниками.
Групповая коррекционно-развивающая работа проводится со всеми воспитанниками, посещающих группы с ОВЗ (логопедические).
На данном этапе мною реализуются следующие программы и методические пособия:
Программа развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста
«Я – это Я». Составитель: Гудзик Т.В., Гудзик А.В.
Программа развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Ключ к гармонии». Составитель: Гудзик Т.В.
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Готовимся к школе». Составитель: А.В. Гудзик
Программа коррекционно-развивающих занятий «Я и мир вокруг меня» для детей с нарушениями речи (4,5 – 7 лет). Автор составитель: Е.А. Васильева.
«Азбука общения» Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова
«Тропинка к своему Я» Программа групповых занятий с дошкольниками. О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушина
« Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Тренинговая программа эмоционального развития дошкольников. С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник.
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста с нарушениями внимания. А.А. Осипова.
«Коррекционно-развивающие занятия в младшей, средней, старшей группе». Л.В. Шарохина.
Технологии, используемые в коррекционно-развивающей работе с детьми:
психогимнастика
релаксационные упражнения
игры и упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов
коммуникативный тренинг
телесно-ориентированные упражнения
игротренинг
сказкотерапия
арт-терапия
мнемотехника
консультативные мероприятия
По окончании каждого этапа психодиагностической работы и в процессе осуществления коррекционно-развивающей работы педагог-психолог консультирует:
педагогических работников – по вопросам особенностей развития воспитанников, проблемам развития и воспитания, психологическим аспектам организации образовательного процесса.
родителей – по вопросам особенностей развития ребенка в интересах оптимального подхода в условиях семейного воспитания.
Мероприятия по работе с родителями.
6. Информационно-аналитические мероприятия.
обработка и анализ данных, полученных при психодиагностичесой работе (по мере проведения диагностических процедур)
создание базы данных по результатам психодиагностических исследований
заполнение карт индивидуального развития воспитанников
ознакомление с результатами диагностических исследований участников программы, предоставление рекомендаций по устранению выявленных проблем.
При анализе и обобщении всего комплекса мероприятий откроются возможности для определения эффективных путей работы всего дошкольного образовательного учреждения:
содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников
создание благоприятно социально-психологического климата в ДОУ.
Литература:
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., из-во Совершенство.,1998.
Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М., 1991.
Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. Волгоград.Учитель.,2008.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.,1995.
Фридман Л.М. С кем работать школьному психологу? – Народное образование, сентябрь-октябрь, 1992.
Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А.Практикум по детской психологии.М., Просвещение.1995.
Я работаю психологом. Под редакцией И.В.Дубровиной. М.,1999.
Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб. Валери СПД., 2001
Опыт работы педагога-психолога детского сада. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида.
Сотина О.Ю., педагог-психолог.Место работы: МБДОУ детский сад № 16 «Жемчужинка»
Описание работы: в статье представлен опыт работы педагога-психолога по работе с детьми с ОВЗ в ДОУ. Материал будет полезен для педагогов-психологов впервые осуществляющих работу по психологическому сопровождению детей с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида.
Проводятся индивидуальные занятия со специалистами;
предусмотриваются услуги тьютора (для ребенка со сложным нарушением);
организуется специальное материально-техническое оснащение образовательного процесса для развития ребенка с ОВЗ.
на основании рекомендаций ТПМПК разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.
***
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляется на специально организованных индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Индивидуальные занятия проводятся до трех раза в неделю, в зависимости от тяжести нарушения. На занятии с ребенком проводятся игры с использованием современного оборудования.
Рисование на световом столе.
Для детей с ОВЗ очень важно развитие тактильных ощущений и мелкой моторики пальцев. Детям приятно прикасаться к песку, пересыпать его, оставлять следы на песке пальчиками, ладонями, рисовать элементарные изображения.
Лепка фигур из цветного кинетического песка.
Кинетический песок выполняет функцию мокрого песка, дети заполняют формочки, делают "пироженые". У детей развивается восприятие цвета, тактильные ощущения.Песок имеет яркий, насыщенный цвет, имеет мягкую консистенцию, не пачкает руки и одежду, очень удобен в использовании с детьми с ОВЗ.
Рисование на светящейся led-доске цветными маркерами.
Светящаяся доска создает у детей положительный эмоциональный настрой на работу, развивает зрительное восприятие, мелкую моторику. Подсветка доски меняется в зависимости от тематики изображения или желания ребенка. Изображение легко стирается мягкой тряпочкой.
Релаксация с использованием проектора «Звездное небо».
Релаксация с использованием проектора усиливает эмоциональный отклик детей на упражнение, развивает зрительное восприятие.
Тактильные книги, книги с пазлами.
Тактильные книги и книги с пазлами развивают мелкую моторику ребенка, мыслительные процессы, стимулируют речевую активность детей.
Бизиборд для развития мелкой моторики.
Бизиборд является прекрасным средством для развития мелкой моторики и возникновения познавательного интереса. Во время игры у ребенка активизируется мышление, память,внимание, восприятие.
Интерактивная пузырьковая колонна.
Рассматривание пузырьковой колонны вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, развивает внимание, восприятие. Наблюдение за плавающими рыбками и пузырьками успокаивает ребенка и помогает расслабиться.
Фиброоптический светильник.
Светящееся фиброоптическое волокно очень притягивает внимание ребенка. К нему приятно прикасаться, рассматривать. У ребенка развиваются тактильные ощущения, восприятие цвета, внимание.
На подгруповых занятиях создаются условия для социально-эмоционального развития, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развития игровой деятельности.
Дети с ОВЗ принимают участия в мероприятиях ДОУ: праздниках, экскурсиях, совместно с родителями принимают участие в конкурсах.
Таким образом, успешное психологическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающего вида возможно при создании специальных условий: кадровое обеспечение, материально-техническое оснащение, наличие соответствующей документации.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ, КАК ТЕХНОЛОГИЯ СБЕРЕЖЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
, педагог – психолог МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 47 «Радуга» в г. Серпухове
В современном обществе проблеме здоровья и его сохранения уделяется особое внимание. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Здоровье детей является предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, научный и экономический потенциал общества, является показателем социально-экономического развития страны. Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Следует отметить, что термин «здоровье» - это понятие широкое, многогранное. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем подразумевается – «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Таким образом, здоровье включает не только физический компонент, которому чаще всего отдается приоритет, а также психический и социально - нравственный.
Дошкольные образовательные учреждения – это важное звено, где необходимо реализовывать здоровьесберегающие технологии, обеспечивая заботу не только о физическом здоровье, но и о психологическом благополучии своих воспитанников. Важным условием, способствующим сохранению и укреплению психического здоровья дошкольников, является психологическая компетентность всех участников образовательного процесса, так как одной из основных ее составляющих является представление о способах гармонизации эмоционально – волевой сферы.
В МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №47 «Радуга» с приоритетным осуществлением деятельности по оздоровлению, физическому и интеллектуальному развитию детей, ведется направленная психолого - педагогическая работа по повышению психологической компетентности всех участников педагогического процесса, путем обеспечения специально организованного воздействия на дошкольников, создания соответствующих условий и психологического просвещения педагогов и родителей.
В целях повышения психологической компетентности были определены следующие направления работы:
Создание атмосферы психологического комфорта, условий переживания эмоционального благополучия для обеспечения возможностей удовлетворения социально – ориентированных потребностей участников образовательного процесса (чувство защищенности, безопасности, повышение самооценки, потребности в признании и т. д.);
Повышение психолого – педагогической культуры педагогов, детей, родителей, посредством тренинговых, групповых, индивидуальных занятий, бесед, консультаций, лекций в целях совершенствования работы по укреплению и сохранению психологического здоровья всех участников образовательного процесса;
Преобразование предметно – пространственной среды, предусматривающее организацию и оснащение уголков психологической помощи в группах ДОУ в соответствии с целями безопасности, развития и психологического благополучия каждого ребенка;
Разработка научно – методического обеспечения воспитательно – образовательного процесса с использованием уголков психологической помощи в разнообразных видах деятельности .
В соответствии с данными направлениями и в рамках программы «Здоровые малыши», разработанной и реализуемой в ДОУ, была составлена программа психолого-педагогического сопровождения участников педагогического процесса, которая включает в себя:
1. Диагностика эмоционального благополучия, социальной компетентности и интеллектуального развития воспитанников ДОУ.
2. Коррекционно – развивающие занятия с детьми: составление индивидуальных, групповых коррекционно – развивающих программ и проведение занятий, включающих элементы психогимнастики, тренинга, ролевых и подвижных игр, техники выразительных движений, этюдов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, песочной терапии.
Игры: сюжетно – ролевые, дидактические, коммуникативные, игры - драматизации;
Организация физкультурно – оздоровительных мероприятий : подвижные игры, динамические паузы, спортивные игры;
Психогимнастика: мимические и пантомимические этюды;
Психомышечная тренировка;
Элементы арттерапии: рисование, музыкально – ритмические движения;
Элементы песочной терапии;
Посещение уголков психологической разгрузки.
В результате проведения цикла коррекционно – развивающих занятий, дошкольники, нуждающиеся в коррекции эмоционально – личностной сферы (гиперактивные, тревожные, агрессивные), приобретают умение осознавать свои эмоции, различать и объяснять эмоциональное состояние других людей; учатся приемам саморегуляции, адекватно проявлять в общении свои эмоции, правильно реагировать на различные жизненные ситуации.
3. Активное взаимодействие с родителями воспитанников, психолого – педагогическое просвещение, вовлечение их в педагогический процесс: консультации, беседы, организация мастер – классов, тематических выставок – где родители могут выступать в роли помощников, консультантов, организаторов мероприятий. Такое совместное взаимодействие родителей и педагогов необходимо для создания единой воспитательной среды, способствующей раскрытию потенциальных возможностей каждого воспитанника ДОУ. Родители, принимая активное участие в жизни своих детей, начинают лучше понимать их, налаживают взаимоотношения . Педагоги больше узнают о своих воспитанниках, что позволяет подобрать наиболее эффективные средства и способы воспитания и обучения. Дошкольники ощущают себя более уверенно, спокойно, что положительно сказывается на всем воспитательно –образовательном процессе.
4. Психолого – педагогическое просвещение педагогического коллектива ДОУ: беседы, мини – лекции, консультации, тематические семинары, занятия с элементами тренинга с целью повышения теоретических знаний, приобретения практических навыков по предупреждению и разрешению детских конфликтов, взаимодействию с «особыми» детьми в ДОУ; активизации деятельности педагогов по оформлению и научно – методически обоснованному использованию игровых материалов уголков психологической помощи.
5. С целью преобразования предметно – развивающей среды, в группах ДОУ организованы уголки психологической помощи.
Работа по организации и оснащению таких уголков в группах ДОУ основывалась на следующих принципах:
Активности, самостоятельности, интереса, творчества: предоставление воспитанникам ДОУ возможности самим изменять окружающую их предметную среду, использовать сформированные ранее навыки и умения в самостоятельной деятельности, развитие познавательно – ориентационной активности, стимулирование потребности дошкольников самостоятельно решать возникшие проблемные, конфликтных ситуации;
Гибкости и управляемости среды: создание условий для проявления творческой, преобразующей активности дошкольников; предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать различные составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной;
Личностно – ориентированного, индивидуального подхода: учет индивидуально – личностных особенностей, выявление положительных личностных качеств, раскрытие потенциальных возможностей, формирование позитивной Я – концепции воспитанников ДОУ.
Оборудование психологических уголков осуществлялось с учетом принципа зонирования пространства, то есть было условно разделено на блоки в соответствии с целями развития и коррекции эмоционально-волевой сферы. Для оформления интерьера всех уголков использовались комнатные растения , подобранные в соответствии с возрастом детей, так как зеленый цвет благотворно влияет на эмоциональное состояние ребенка.
1. В зоне психологической разгрузки оборудованы уголки уединения, где каждый ребенок может успокоиться, побыть один, поиграть или отдохнуть. Для комфортного пребывания дошкольников в группе, уголки оснащены бескаркасной мягкой мебелью, подушками и ширмами. Оформлены фотоэтюды из семейных и групповых фотографий. Игры с любимыми игрушками успокаивают расшалившихся детей, а также способствуют комфортной организации режимных моментов в период адаптации. Дети чувствуют себя в этой зоне уютно, они учатся быть спокойными не за счет контроля, а за счет его отсутствия.
2. Сенсомоторная зона. Для обучения агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева, предусмотрено оснащение уголков боксерскими грушами, мягкими пуфами, «подушками для битья», ковриками «злости», с помощью которых можно справиться с отрицательными эмоциями, выплеснуть накопившуюся энергию. Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу - беспрепятственно провести занятие могут такие игровые материалы как “Мешочки для криков”, “Стаканчики для криков”.
Для снижения тревожности организованы уголки с «сонными игрушками», которые чаще всего используются в адаптационный период.
Повышению самооценки неуверенных в себе детей способствуют «медали для награждения» - таким образом ребенок получает положительную эмоциональную подпитку, возможность побыть в центре внимания.
В целях обучения дошкольников приемам саморегуляции, выработки умения владеть собой используется представленная в уголках аудиотека релаксационной направленности и набор текстов для релаксаций и визуализаций , клубки с разноцветными нитками, теннисные мячи, предметы для перевоплощений (волшебные палочки, шляпы, накидки и др.). Игры с «Мешочками настроений» помогают научить детей избавляться от плохого настроения в приемлемой форме, «Коробочки добрых дел» воспитывают доброжелательность, чуткость, побуждают детей совершать добрые поступки. Для формирования положительного отношения к сверстникам, используются театрализованные игры, настольный и плоскостной театр, театр перчаточных кукол.
Организованные в психологических уголках игры с песком и водой, пуговицами, разнофактурными материалами, сухие бассейны успокаивают, расслабляют, снижают уровень нервно – психического напряжения, способствуют сенсорному развитию воспитанников.
3. Зона эмоционально – развивающих игр формирует у детей умение доброжелательного, бесконфликтного взаимодействия с окружающими. Научить дошкольников разным способам примирения помогут такие игры как: «Коробочка примирения», «Коврик примирения». С помощью настольно – печатных игр можно переключить внимание возбужденных детей на более спокойную деятельность, развивать у них волевые усилия, повысить уверенность в себе и своих силах у замкнутых детей. Такие игры как: «Твистер», «Гусеница» воспитывают навыки сотрудничества, умение согласованно действовать в команде.
В уголках настроения дети могут показать свое эмоциональное состояние – каждый ребенок выставляет ту картинку, которая соответствует его настроению в данный момент. Педагоги имеют возможность не только определить эмоциональное состояние всех детей группы, но и оказать своевременную психологическую поддержку – успокоить, переключить внимание ребенка.
Таким образом, в МДОУ «ЦРР – детский сад № 47 «Радуга» осуществляется комплексная работа по сохранению и укреплению психологического здоровья своих воспитанников, которая выражается в непрерывности и тесном взаимодействии педагогов, детей и родителей. Итогом систематической психолого – педагогической работы является стабильность и благополучие общего эмоционального состояния всех участников воспитательно - образовательного процесса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Веприцкая внимания и эмоционально – волевой сферы детей 4 – 6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы / сост. . – Волгоград: Учитель, 2010. – 123 с.
2. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / , . – 4-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 160 с. – (Библиотека психолога образования).
3. Крылова пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. . – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.: ил.
4. , Монина для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000
5. Соседенко предметно – развивающую среду. Дизайн – проект Психологический уголок // Справочник старшего воспитателя. – М.: , 2011, № 1, С.36 – 44.
6. Чистякова / Под ред. .-2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 19с: ил.
I этап. Постановка проблемы
Цель: выявление предмета психологического воздействия и коррекционной работы, подтверждение обоснованности/необоснованности жалоб родителей и сотрудников ДОУ.
Уровни адекватности запроса могут различаться:
Жалоба полностью необоснованна, главная проблема - в
личностных особенностях родителей, воспитателей или неадекватности их восприятия;
во взаимоотношениях со взрослыми (родителями и воспитателями);
Жалоба обоснованна, главная причина поведения ребенка -
в нарушении межличностных отношений в семье;
Жалоба обоснованна, проблема связана с психическим развитием ребенка или межличностными отношениями, наиболее ярко проявляющимися в домашних условиях;
Жалоба обоснованна, преобладающие проблемы наиболее ярко проявляются вне семьи (в детском саду).
Затем происходит выдвижение гипотезы относительно причин и характера проблемы, заставившей обратиться к психологу. Это происходит в процессе сбора экспертной информации о дошкольнике и базовой диагностики.
В результате оказываются возможными:
Дифференциация нормы и патологии психического развития ребенка;
Определение состояния психологического здоровья ребенка;
Выявление зоны актуального и ближайшего развития ребенка;
Изучение особенностей личности;
Выявление содержания внутреннего конфликта.
II этап. Уточнение проблемы
В начале данного этапа проводится психолого-педагогический консилиум. Его задачами являются:
Дифференциальная психологическая диагностика
с целью
выявления психологической структуры нарушения и выбора в соответствии с этим оптимальной стратегии коррегирующего воздействия ребенка;
разработка стратегии комплексного сопровождения ребенка.
В ходе разработки стратегии сопровождения осуществляется выбор:
а) направлений коррекционно-развивающего воздействия на ребенка (коррекция поведения, нарушений психологического развития и др.);
б) сферы психологического воздействия на социум (коррекция детско-родительских отношений, детско-воспитательских отношений и отношений со сверстниками).
Параллельно начинается работа по консультированию педагогов, администрации, родителей (с осуществлением социально-диспетчерской деятельности педагога-психолога в ДОУ комбинированного и компенсирующего видов), которая позволяет создать оптимальные условия для осуществления системной подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Значительная доля рабочего времени педагога-психолога при этом отводится анализу результатов комплексного сопровождения развития ребенка в ДОУ и просвещению педагогов и родителей.
III этап. Решение проблемы
Данный этап начинается с динамической диагностики развития ребенка, которая позволяет определить:
Уровень его воспитуемости и обучаемости;
Потенциалы микро- и макросреды, позволяющие оптимизировать процесс комплексного сопровождения развития ребенка.
Параллельно осуществляется корректирующий контроль - уточнение, дополнение, изменение средств и методов коррекционно-развивающего и психотерапевтического воздействия на ребенка и его среду.
Заканчивается данный этап работы контрольным консилиумом. В это время осуществляется анализ и оценка:
Катамнеза ребенка;
Организационно-методического обеспечения образовательного и коррекционного процесса в ДОУ;
Организации взаимодействия с родителями и их обучения.
Рефлексия деятельности педагога-психолога, которая завершает весь цикл его работы, направлена на определение соответствия результатов поставленным целям работы (текущим, итоговым, отдаленным) и выявление факторов, препятствующих его эффективной работе.
Рассмотрим последние подробнее.
Факторы, препятствующие эффективной работе
На протяжении всех этапов работы педагога-психолога он сталкивается с определенными проблемами и «соблазнами».
Так, для I этапа работы, первичной и вторичной диагностики, определения адекватности запроса родителей и воспитателей, типичными будут следующие проблемы:
1. Проблемы, связанные с ошибками, возникающими в процессе социальной перцепции родителей и воспитателей, обращающихся за помощью к психологу: ошибкой «ложного согласия», «эффектом ореола», ошибкой «средней тенденции» и др.
2. Проблема «замусоренности» диагностического поля психологов недостаточно апробированным инструментарием, в некоторых случаях - некорректностью его применения.
С другой стороны, может появиться соблазн спекуляции на отсутствии общепринятых критериев оценки эффективности консультационной работы. Как известно, консультация должна быть прогностичной, то есть ориентированной в будущее, -полноценно оценить качество работы психолога можно лишь через некоторое (иногда довольно длительное, если речь идет о детях с отклонениями в развитии) время. Поэтому некоторые из психологов, сославшись на отсутствие четких критериев эффективности, могут работать недобросовестно и заявлять, что только «время покажет», насколько качественна их помощь ребенку или взрослому.
3. Проблемы, возникающие вследствие нарушения принципа конфиденциальности полученной психологом информации.
Материал, полученный психологом в процессе его работы с детьми, воспитателями или родителями на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни психолога, ни психологическую науку. В этом случае речь идет о соблюдении принципов этики работы педагога-психолога, или этического кодекса. Согласно ему, на этапе диагностики психолог должен:
Соблюдать принцип добровольности участия в психологических процедурах 1 (работа допускается только после получения согласия родителей детей в ней участвовать и разрешения администрации ДОУ на проведение исследований);
Использовать процедуры и техники, не ущемляющие достоинства участников образовательного процесса;
Предоставить возможность всем участникам образовательного процесса отказаться от продолжения работы на любом ее этапе.
1 Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации.
На II этапе работы, разработки и реализации программы психологического сопровождения ребенка, в работе педагога-психолога встречаются следующие соблазны и проблемы:
1. Соблазн власти. Известно, что у психолога имеется много возможностей сделать людей зависимыми от себя. Кроме того, это может сочетаться с заблуждениями о «всесильности» психолога в решении всех проблем воспитания и обучения
детей в детском саду и вопросов повышения профессионализма педагогических кадров. Воспитатели и другие педагогические работники ДОУ обычно очень настороженно относятся к тем психологам, которые начинают их «учить» тому, в чем
педагоги чувствуют себя более компетентными, поэтому возникает проблема отторжения психолога от педагогического коллектива.
2. Соблазн «самокрасования» на работе, когда психолог использует свою профессию скорее для демонстрации своих достоинств, чем для помощи обращающимся к нему людей.
Особенно это опасно, когда выливается в самоуверенный дилентантизм в коррекционной работе. Кроме того, такие недостатки в работе дошкольной психологической службы, как центрация психологов на диагностической функции, вместо профилактической, пропедевической и коррекционной, только усиливает это. С другой стороны, вообще не производить никакого впечатления на обращающихся к психологу людей тоже нельзя. Проблема в том, чтобы в стремлении «производить впечатление» найти такую «золотую середину», чтобы оказаться фасилитатором и координатором работы всего педагогического коллектива ДОУ и родителей детей.
3. Соблазн следования «методическим модам», когда в погоне за самыми последними новинками в практической психологии консультант тратит массу времени на ознакомительное знакомство с новыми методиками и по-настоящему не успевает освоить ни одну из них.
Для того, чтобы данную проблему преодолеть, необходимо учитывать следующие принципы работы психолога.
Принцип профессиональной компетентности: психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями. Психолог не должен передавать сложные психологические методики неподготовленным специалистам, а также использовать методики, которыми в должной степени не владеет.
Принцип адекватности применяемых методик: они должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию детей и взрослых условиям эксперимента. Этот принцип сочетается с принципом: «Не навреди!» (или «принцип ненанесения ущерба испытуемому»). При этом организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба здоровью, состоянию или социальному положению детей, родителей и воспитателей.
Принцип профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у ребенка и взрослого чувство удовлетворения от общения с психологом.
Принцип разделенной ответственности психолога. В отличие от ответственности обычных людей (неспециалистов), психолог не должен всю ответственность брать на себя. Его задача более сложная: постепенно сформировать чувство ответственности и готовность к ней у приходящих к нему людей. Сам психолог должен отвечать только за саму организацию такой помощи, а не за принимаемые другими участниками образовательного процесса решения. С другой стороны, психолог может способствовать осознанию ребенком, воспитателем, родителем того, что каждый из них сам является причиной своих достижений.
Для III этапа (анализ и оценка результатов работы с целью осуществления корректирующего контроля) характерны следующие проблемы.
1. Проблемы разработки программ индивидуального пси
хологического развития ребенка исходя из представлений о сред
нестатистической и функциональной норме.
К понятию среднестатистической нормы относится та категория детей, которые выполняют диагностические задания на 85-100% уровне успешности. При этом важно учитывать качественные критерии анализа данных: принятие задания, способ выполнения, обучаемость ребенка, отношение к результату.
К понятию функциональной нормы относятся дети, которые относительно хорошо приспосабливаются к социуму и обладают достаточным уровнем социально-психологической адап-тированности, чтобы не выделяться среди других детей.
При этом социально-психологическую адаптированность (термин армянского психолога А. А. Налчаджана) можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений между личностью и группой:
Когда ребенок без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность 1 и удовлетворяет свои основные потребности 2 ;
При этом он в полной мере отвечает ожиданиям, которые
предъявляет к нему социум (по возрасту, полу, социальному статусу).
1 С 1 до 3 лет: предметную; с 3 до 7 лет - игровую и моделирующие,
экспериментальные виды деятельности.
2 С 1 до 3 лет: потребность в компетенции как свободном владении
средствами, или потребность действовать самому; с 3 до 7 лет: потребность
в социальном соответствии, «быть, как взрослый».
3. Проблемы предвзятого отношения педагога-психолога к детям (родителям, воспитателям), связанные с нарушением принципа беспристрастности психолога. Данный принцип нуж дается в особом комментарии. Л. А. Петровская, анализируя
подход к проблеме К. Роджерса, пишет: «Когда у Роджерса речь идет о такой установке терапевта, как «безусловное позитивное принятие», следует иметь в виду, что она относится к чувствам «клиента» и отнюдь не предполагает одобрения всего его поведения.
Имеется в виду признание права на какую угодно гамму собственных чувств без риска потерять уважение психолога, терапевта».
3. Проблемы согласования мнения психолога с точкой зрения других специалистов (или проблемы выработки единого подхода к осуществлению дальнейшей коррекционно-развивающей работы).
Данные проблемы следует решать, опираясь на принцип уважения себя и своих коллег, их права на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы. Критика и дискуссии должны проводиться аргументировано и тактично. Недопустимым является выяснение отношений между коллегами и сотрудниками в присутствии детей и их родителей.
4. Соблазн работать «вразнос», забывая о своем здоровье и об интересах своих родных и близких. Например, психолог ДОУ, постоянно, даже в праздничные дни, устраивает дополнительные встречи с родителями или воспитателями и т. д. Это осложняется тем, что работа психологов в детском саду итак обычно осуществляется в режиме «скорой помощи».
Нередко отсутствие элементарной психогигиены труда психолога приводит его самого в психиатрическую больницу. Поэтому, как говорила на своих лекциях известный психотерапевт А. С. Спиваковская, «психолог не должен глубоко погружаться в проблемы клиента», если он не обеспечил свои «тылы», которые позволили бы ему «выйти» из проблем консультируемого человека и «вернуться в свое нормальное состояние».
Задания для самоконтроля
1. Назовите основные этапы деятельности педагога-психолога, работающего в ДОУ.
2. Выделите основные уровни адекватности запроса родителей и педагогов, обращающихся к психологу за помощью по поводу проблем воспитания, развития и обучения ребенка.
3. Перечислите основные сферы психологического воздействия на окружающую ребенка среду.
4. Объясните, в чем заключается основная цель психологического воздействия на ребенка и его окружение.
ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 1
Сначала обратимся к регламентирующим отчетную деятельность психолога документам.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ИНСТРУКТИВНОМУ ПИСЬМУ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 01.03.99 № 3 ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Педагоги-психологи, работающие в образовательном учреждении,
образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психологи-
психологической и медико-социальной помощи, ведут учет проводимой работы по следующим формам 2:
1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения
(Форма № 1).
2.Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 2).
3.Журнал консультаций психолога (Форма № 3).
4.Журнал учета групповых форм работы (Форма № 4).
5.Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (Формы № 5,
5А, 5Б, 5В).
6.Программа работы педагога-психолога с группой (Формы № 6, 6А).
7.Коррекционная работа (Форма № 7).
8.Программа коррекционно-развивающих занятий (Форма № 8).
10.Аналитический отчет о работе педагога-психолога (Форма № 10).
11.Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной
методической службы (Форма № 11).
По итогам года педагоги-психологи представляют аналитический отчет о своей работе (Форма № 10) руководителю образовательного учреждения и руководителю муниципальной психологической службы.
2 Формы составлены на основании практического опыта регионов и
апробированы региональным центром социально-психологических исследований и диагностики Самарской области.
Данный отчет включается в отчетную документацию образовательного учреждения. Руководитель психологической службы муниципального уровня представляет по итогам года аналитический отчет (Форма № 11) руководителю муниципального органа управления образованием и руководителю психологической службы региона.
Итак, согласно Приложению к Инструктивному письму МинобразованияVРФ от 1.03.1999 № 3, основными (обязательными) формами отчетности педагога-психолога являются:
План работы;
Заключение по результатам проведения психолого-педагогического обследования (по требованию других лиц выдается только в неполном объеме);
Журнал консультаций;
Журнал учета групповых форм работы;
Карта психолого-педагогической и социальной помощи ребенку;
Программа работы педагога-психолога с группой;
Аналитический отчет о работе педагога-психолога за год;
Аналитический отчет руководителю муниципальной методической службы.
Педагог-психолог специализированного дошкольного учреждения ведет следующую документацию:
Карту психологического обследования ребенка;
Журнал планирования и учета групповых занятий;
Журнал планирования и проведения индивидуальных занятий;
Планы работы с семьей ребенка;
Программы групповой работы;
Перспективный план работы на год и на квартал;
Отчет о результатах психологической работы за год.
Вся документация педагога-психолога хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т. п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования. На основании этих документов психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам их заменяющим; делать выписки во внешние организации по запросу родителей.
Рассмотрим подробнее основные формы отчетности педагога-психолога в соответствии с этапами его работы и знакомства с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ.
Первый этап работы педагога-психолога
На ПМПК 1 представляются следующие документы:
Свидетельство о рождении ребенка (предъявляется);
Заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, в котором ребенок обучается (представляется в муниципальную ПМПК), или - муниципальной ПМПК (представляется в региональную ПМПК);
Подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей: педиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда (при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке ПМПК направляет
запрос соответствующим медицинским специалистам). При
отсутствии на местах перечисленных специалистов первичное медицинское обследование проводят специалисты ПМПК;
Педагогическое представление (характеристика);
Письменные работы по русскому (родному) языку, математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
Иногда психологу приходится сталкиваться с клиническими диагнозами детей, которых родители или воспитатели приводят на ПМПК. В этом случае необходимы базовые медицинские знания, позволяющие декодировать «первичные диагнозы» детей, указанные в виде шифров в справках от невропатолога или психоневролога.
1 Примерное положение о психолого-медико-педагогической комиссии.
F80-Р89 - Расстройства психологического (психического) развития
F80.0 - Специфическое расстройство артикуляции (дислалия)
F80.1 - Расстройства экспрессивной речи (общее недоразвитие речи, моторная алалия)
F80.2 - Расстройства рецептивной речи (сенсорная алалия)
F80.81 - Задержка речевого развития, обусловленная социальной депривацией
F81.0 - Дислексия
F84.4 - Умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями
F84.5 - Синдром Аспергера
F90 -F98 - Эмоциональные расстройства и расстройства поведения
F90.0 - Нарушение активности и внимания
F90.1 - Гиперкинетические расстройства поведения
F90.8 - Другие гиперкинетические расстройства (микромозговая дисфункция (ММД))
F90.9 - Неуточненное гиперкинетическое расстройство
F91.0 - Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи
F91.1 - Несоциализированное расстройство поведения
F91.2 - Социализированное расстройство поведения
F91.9 - Нарушение поведения неуточненное
F92 - Смешанные нарушения поведения и эмоций
F92.0 - Депрессивное нарушение поведения
F92.8 - Другие смешанные нарушения поведения и эмоций
F92.9 - Смешанные расстройства поведения и эмоций неуточненные (шизофрения, эпилепсия, РДА и др.)
Р93.0 - Тревожные расстройства у детей, вызванные разлукой
F93.1 - Фобическое тревожное расстройство в дошкольном возрасте
F93.2 - Социально тревожные расстройства в дошкольном возрасте
F93.3 - Нарушение вследствие сиблингового соперничества
F93.8 - Другие эмоциональные расстройства в дошкольном возрасте
F93.9 - Эмоциональное нарушение в дошкольном возрасте неуточненное
F94.0 - Элективный мутизм
F94.1 - Реактивное расстройство привязанностей в дошкольном возрасте (нарушение социальной взаимосвязи с эмоциональным расстройством, боязливость, настороженность, агрессия, самоагрессия, переживание страдания)
F94.2 - Нарушение привязанностей в дошкольном возрасте по расторможенному типу
F94.8 - Другие нарушения функционирования в дошкольном возрасте (недостаточная социальная компетентность)
F95 - Тики (отдельных мышечных групп)
F95.1 - Хронические моторные тики и вокализмы
F95.2 - Комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром Жилль де ла Туретта)
F95.8 - Другие тики (лица, конечностей)
F95.9 - Тики неуточненные (негрубо и непостоянно)
F98.0 - Энурез неорганической природы
F98.1 - Энкопрез неорганической природы
F98.4 - Стереотипные двигательные расстройства (раскачивания тела, конечностей, кусание ногтей и сосание пальцев, самоповреждающие действия)
Р98.5 - Заикание
Необходимо заметить, что знание диагнозов должно помогать психологу в процессе подбора и уточнения методик первичной диагностики, но никак не служить поводом для их обсуждения как с родителями, так и с администрацией ДОУ: психолог не имеет права разглашать подобные диагнозы и/или использовать их против ребенка и его родителей.
В качестве одного из вариантов поведения в проблемной ситуации, требующей «обнаружения» диагноза ребенка, психолог может помочь в определении:
Уровня нарушения (нейрофизиологического, психологического и педагогического)и
Социального вектора его проявления (личность ребенка, родителя, воспитателя, сверстника).
В ПМПК ведется следующая документация:
Журнал записи на ПМПК;
Журнал учета детей, прошедших обследование;
Карта развития ребенка с протоколами, заключениями специалистов и окончательным коллегиальным заключением;
При наличии диагностики целых коррекционных групп -
данные предварительного и окончательного заключения;
Список специалистов и расписание их работы;
Нормативные документы соответствующих федеральных
органов по работе с детьми с отклонениями в развитии.
Если речь идет о диагностике как одном из направлений комплексной работы педагога-психолога в ДОУ, а не общей задачи работы целой «команды специалистов», то здесь тоже существуют определенные формы отчетности. Они делятся на предварительные (таблицы с указанием наиболее часто используемых диагностических методик), промежуточные (протоколы и карты обследования и т. д.) и итоговые (психолого-педагогические характеристики на детей, заключения и т. д.).
Методики как индивидуальной, так и подгрупповой форм диагностики педагог-психолог выбирает по своему усмотрению. В процессе диагностирования, как правило, их применяется несколько. Поэтому рекомендуется иметь отдельную форму регистрации наиболее часто применяемых методик.
Существует много хорошо разработанных методик диагностики эмоционального, познавательного и личностного развития дошкольников, поэтому мы не будем на них подробно останавливаться. Достаточно будет упомянуть такие книги, как: Бугрименко Е.А., ВенгерЛ.А. и др. «Готовность детей к
школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов»;
Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М.
«Словарь - справочник по
психологической диагностике»;
Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонард Э. И.
«Отбор детей в
специальные дошкольные учреждения»;
«Дети-сироты: консультирование и диагностика развития» /
Под ред. Е. А. Стребелевой;
«Диагностика и коррекция психического развития дошкольников»/ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько;
ЗабрамнаяС.Д. «Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях»;
«Клинико-педагогическое изучение детей со сложным дефектом»/ Под ред. М. С. Певзнер, Т. В. Розановой;
ЛурияА. Р. «Высшие корковые функции человека»;
Марцинковская Т. Д.
«Диагностика психического развития
детей. Пособие по практической психологии»;
Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л.
«Диагностика
нервно-психического развития детей первых трех лет жизни»;
«Психолого-педагогическая диагностика развития детей
дошкольного возраста»/ Под ред. Е. А. Стребелевой;
Урунтаева Г. А., Афонъкина Ю.А.
«Практикум по детской
психологии. Пособие для студентов пед. институтов, учащих
ся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада»;
ХудикА.В. «Диагностика детского развития: методы исследования»;
Чиркова Т. И. «Психологическая служба в детском саду»;
ШванцараИ. «Диагностика психического развития».
Протокол обследования ребенка оформляется в виде таблицы с указанием следующих пунктов:
После этого заполняется карта психологического изучения ребенка. Она может выглядеть следующим образом: