Психологические особенности воспитания детей: советы родителям. Психологическая помощь семье в воспитании ребенка

СОВЕТЫ РЕБЁНКА РОДИТЕЛЯМ

    Не балуйте меня, вы этим меня портите. Я хорошо знаю, что необязательно давать мне всё, что я требую. Я просто испытываю вас. Особенно не давайте мне того, что я хочу, ущемляя вас самих в чём-то.

    Не бойтесь быть твёрдыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место и особенно помогает, когда со мной разговаривают как со взрослым. Мне легко в таком случае выполнить справедливые требования.

    Не полагайтесь на применение силы в отношении со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы. Особенно если вы будете учитывать и мои интересы и уважать их.

    Не будьте непоследовательными . Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой. Я согласен, что у всех бывают разные настроения в разное время, но в отношениях с другими людьми вы ведь стараетесь быть более предсказуемыми. Не контролируйте свою последовательность; если её нет, то всё равно не проконтролируете, лучше определитесь со своими целями и своим местом в жизни. Не бойтесь их менять, просто говорите об этом.

    Не давайте обещаний , которые не в силах выполнить, это может поколебать мою веру в вас. Просто скажите свой вариант решения: если вы не выполните своё обещание, то компенсируете мне тем-то и тем-то. И вам будет легче, и мне спокойнее. Важно, чтобы компенсация была адекватной (или большей) и стимулировала вас выполнить обещание.

    Не поддавайтесь на провокации , когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то я попытаюсь достичь ещё больших «побед». Говоря по правде, я всегда жалею о своём желании поманипулировать вами, так как это подрывает ваше доверие ко мне, а его всегда не хватает.

    Не расстраивайтесь слишком сильно , когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это ввиду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне. Иногда от своего бессилия перед вами я готов заплакать и защищаюсь таким вот образом.

    Не заставляйте меня чувствовать себя младше , чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став плаксой и нытиком. Спросите меня прямо о том, смогу ли я выполнить что-то, а не решайте, что я мал. Правда, иногда я беру на себя слишком много, тогда помогите мне незаметно и ненавязчиво.

    Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам, а то у меня войдёт в привычку использовать вас в качестве прислуги. И вообще, порядок в своей комнате я наведу сам. Иногда меня раздражает ваше: «Тебе хлеб маслом намазать?».

    Не обращайте внимания на мои дурные привычки . Это меня портит. Особенно не говорите: «Ты ещё маленький, тебе ещё рано то-то и то-то…». Вы хотите, чтобы я чуть подрос и оторвался на полную катушку?

    Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей . Я обращу гораздо больше внимания на ваши замечания, если вы скажете мне всё спокойно, с глазу на глаз. К тому же вы рискуете сами оказаться в глазах других в неловком положении, а меня «замкнёт», и я захочу поправить вас.

    Не пытайтесь обсуждать моё поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух в это время притупляется, а моё желание действовать с вами заодно пропадает. Будет нормально, если вы предпримете определённые шаги позднее. Да и у вас самих не только слух, но и разум иногда притупляется, и вам трудно среагировать на свои ошибки в разгар конфликта, так что не забудьте извиниться потом, ведь я воспитан вами и поступаю точно в соответствии с тем, что вы мне привили, как научили своим примером – осознанно или неосознанно.

    Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех . Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен. Вы же продолжаете делать ошибки до сих пор, но называете это опытом.

    Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим. Вы ведь тоже защищаетесь, не найдя времени поговорить со мной по душам.

    Не требуйте от меня объяснений , зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе. Как, впрочем, и вы. С кем не бывает!

    Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность . Когда я запуган, я легко превращаюсь в лжеца. Перенесите разговор на другое время, когда мне будет легче сознаться, а вы уже остынете.

    Не забывайте, что я люблю экспериментировать . Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим. Мне просто интересно. А вы-то уже всё знаете? Давайте экспериментировать вместе!

    Не защищайте меня от последствий собственных ошибок . Я учусь на собственном опыте. На самом деле это бывает очень трудно сделать, но вы постепенно приучайте себя к этому, и я скажу вам «спасибо».

    Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори . Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне много внимания. Это называется «вторичная выгода». Дайте мне лучше пример здорового образа жизни, покажите, как это замечательно!

    Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы . Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще и буду искать информацию где-то на стороне. Вот здесь-то потребуется вдумчивый подход. Книжки почитайте или посоветуйтесь со значимым человеком.

    Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы . Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно со мной занимались.

    Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы . Это даёт мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами. Это называется «мужество несовершенства». Оно настоящее мужество, и мне будет полезно иметь дело с мужественными людьми.Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени . Значение имеет то, как мы его проводим. Особенно мне полезно, когда вы продумываете, что было бы интересно и мне, и вам.

    Не говорите мне, что мне нельзя делать что-то (пить, курить, гулять), потому что я ещё маленький, потому что я жду не дождусь, чтобы стать взрослым и «оторваться на полную катушку». Я об этом уже говорил, но полезно напомнить, потому что это важно.

    Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства . Иначе я буду бояться ещё больше. Покажите мне, что такое мужество. Иногда я боюсь просто так, чтобы вы были внимательнее ко мне.

    Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения , но похвала, когда она честно заслужена, иногда всё же вами забывается. А нагоняй за проступок – никогда.

    Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям . Заметьте, не к приятелю или коллеге, а как к настоящему другу. Тогда я тоже стану вашим другом.

    Запомните , что меня больше учит не критика, а примеры для подражания. Я очень горжусь вами, что вы прочитали все мои пожелания. Теперь у нас будет другая жизнь! Я верю вам.

    Помните, что я вас люблю . Пожалуйста, ответьте мне любовью.

БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

Воспитание ребенка - трудная педагогическая и социальная задача. Наилучший результат в процессе воспитания детей можно получить при совместных усилиях школы, общества и семьи. Трудности при воспитании возникают почти во всех семьях. Количество проблем обычно увеличивается во время полового созревания, когда характер детей становится особенно тяжелым, порой даже невыносимым. Особенно болезненно дети реагируют на частые ссоры родителей, отсутствие ласки и тепла. Порой родители не могут добиться взаимопонимания со своим ребенком. Тогда они могут обратиться за помощью в воспитании ребенка к специалистам. Детей и подростков, которые не могут наладить контакт со своими родителями, называют трудновоспитуемыми. Воровство, непосещение школы, насилие и грубое отношение к своим друзьям - самые распространенные нарушения поведения таких детей. Психологическая помощь семье в воспитании ребенка должна включать в себя два основных компонента - коррекцию и психологическую поддержку .

Зачастую обращение к психологу, для большинства родителей, это некоторое признание, что сами они не могут справиться со сложившейся проблемой. С одной стороны, это так, но чаще всего к психологу обращаются именно те родители, которые очень стараются дать все необходимое своему ребёнку.

Сложность в том, что в какой-то момент, приносившие положительные результаты способы общения, воспитания ребенка, стали тормозить его развитие.

Часто кризис в отношениях с ребенком говорит о том, что перед ним стоят новые задачи, а родители о них не догадываются. Хорошо видно, что ребенок вырос из штанишек, и ему покупают новые. А вот заметить из каких психологических рамок, задаваемых семьей, он вырос, подчас очень непросто.

Ребенок совершенно неосознанно выбирает такой тип поведения, на который просто невозможно не обратить внимание. Причем сначала о проблемах ребенка говорят люди, которые взаимодействуют с ним в обществе (детский сад, школа, кружки). Затем на необходимость изменять поведение или обратить внимание на развитие ребёнка указывают друзья и родственники. И если меры не принимаются, то ситуация становится рано или поздно для самих родителей чрезмерной и критичной .

Оказание социально-психологической помощи семье начинается с её изучения, диагностики отклонениях в функционировании семьи, проблем семейного воспитания, социально-психологической дифференциации семейного неблагополучия. Диагностические исследования, помогут сориентироваться в проблеме, обнаружить противоречие и тенденции негативного развития семьи.

Неблагополучная семья нуждается в различных видах помощи: материальной, правовой, медицинской, психолого-педагогической и др. Эффективность оказания помощи семье во многом зависит от тесного взаимодействия и сотрудничества социально-психологической службы учебного заведения с различными государственными учреждениями и общественными организациями .

Бабушка… Слово такое – из детства. Произносишь его и вспоминаешь свою заботливую бабушку, в мягком халате, пахнущем блинчиками, с седыми волосами и доброй улыбкой.

Как выглядит современная бабушка? Отличается ли она чем-то от того традиционного образа, который пока еще рисует наше воображение? Ведь мир меняется, жизнь ускоряется, и у каждой бабушки в ее возрасте все еще есть масса возможностей: она может учить новые языки, путешествовать, продолжать работать, а не оказывать детям помощь в воспитании ребенка и жарить внукам блинчики.

От нее помощи в воспитании ребенка не дождешься!

Однажды, просматривая сайты о воспитании детей, я нашла популярную тему «Все о наших бабушках». И обнаружила, что многие молодые мамы жалуются на несговорчивых и себялюбивых бабушек:

«Она слишком занята, чтобы помогать нам с ребенком! Чтобы уговорить ее посидеть с ним хотя бы часик, нужно звонить заранее и договариваться на конкретное время. Если этого не сделать, она ни за что не отложит свои дела! И никакой помощи в воспитании ребенка!»

Мамочки, которым такая ситуация знакома, охотно поддерживают друг друга, вспоминая своих преданных бабушек, которые самоотверженно сидели с двумя-тремя детьми. Кто-то разочарованно машет руками: «Да ну их, этих бабушек – все приходится делать самой!». Кто-то горько усмехается: «Ну, хочется бабуле мир посмотреть – пусть развлекается. Справимся без нее».

Тут же в диалог вступают бабушки, отстаивая свою позицию.

«Почему я должна позволять, чтобы мне диктовали, что и когда мне делать с моим внуком? Мне хочется его развивать, а не стирать или убирать. Я знаю, как работать с детьми: я хочу водить его в музеи и театры, а не нестись к его маме по первому звонку. А еще мне совсем не хочется бросать свою работу, благодаря которой я наконец-то могу посмотреть мир!»

Я внутренне улыбаюсь, глядя на эту переписку старшего и младшего поколения. Впрочем, совсем не в поколениях тут дело: бабушки не изменились. Просто бабушки с кожным вектором в нашей стране сейчас могут реализовать те мечты, которые невозможно было осуществить в советские времена и период разрухи. Активная, жаждущая смены впечатлений, независимая кожа, которую не заставишь просто так сидеть с маленьким ребенком.

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

В работе с детьми важно обоюдное уважение и общение с родителями. Если нет контакта с родителями (по моему мнению), не будет контакта и с детьми. Дети чуствуют отношение воспитателя к его родным людям. Все родители любят своих детей, но не всегда знают как поступить в том или ином случае. В этом могут помочь консультации. Надеюсь, что это именно так.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Как мне заставить его слушаться?»

Вопрос, который часто задают некоторые мамы.

Время от времени у каждой мамы бывают моменты, когда она теряет контроль над своими детьми.

«Вы действительно хотите, чтобы ребёнок вас слушался?».

Если понаблюдать за некоторыми мамами пытающимися заставить ребёнка быть дисциплинированным, то можно увидеть любопытную ситуацию, из которой почти невозможно определить, в чём заключается основная трудно-сть. При анализе родительских ошибок надо учитывать, что чужие ошибки всегда виднее, поэтому надо помогать, а не осуждать.Для примера неколько случаев:

…Мама видит, что её трёхлетний ребёнок балуется с чашкой, наполненной молоком. Но мама не обращает на это внимание, продолжает заниматься своими делами. Потом она всё же приказывает ребёнку: «Хватит балова-ться!». А сама отворачивается, даже не убедившись в том, послушался ли её ребёнок. Следующее,что она замечает- это то, что молоко уже разлито.

Результат: мать наказывает малыша.

…Мама угрожает ребёнку целый день: « Я уложу тебя в кровать», «Я позову врача», «Я тебя отлуплю».

Но на ребёнка её угрозы не действуют, т.к. он уже понимает, что она не выполнит своих обещаний.

Некоторые родители, сталкиваясь с подобными ситуациями во взаимоот-ношениях со своими детьми, при этом волнуясь из-за каких-то других проб-лем, как бы перестают быть взрослыми, способными принять правильное решение. Они в таких случаях начинают «бороться»с детьми на их же уровне, как будто сами превратились в непослушных детей.

Каждый здоровый ребёнок сам может сделать очень многое. В большинстве случаев на него можно положиться, если он чувствует, что ему доверяют и ответственность за что-то возлагают на него. Почти всем маленьким детям хочется порадовать своих родителей, потому что именно они и есть те люди с которыми связано первое чувство любви.

Хотелось бы сказать ещё об одном условии, наиболее трудно выполнимом.В голосе родителей чаще всего быстро появляется раздражение, которое проявляется в тоне. А ребёнок это чувствует и у него может появиться такая же ответная реакция. Поэтому, когда мама просит малыша неспокойным голосом что- нибудь сделать или прекратить заниматься тем, что доставляет ему удовольствие, обычно она встречает резкое сопротивление. Дети хорошо чувствуют требования и желания старших, поэтому в спокойной семейной атмосфере их поведение почти всегда можно контролировать короткими замечаниями, напоминаниями, но не приказаниями. Иногда у родителей ребёнок может слушаться маму, но не слушаться папу, или наоборот. Нужно пересмотреть своё отношение к ребёнку, иметь единые требования, единый подход к нему.

Наказание- это самая крайняя мера, которая применяется к детям только в тех случаях когда все остальные способы для установления дисциплины оказались не действенными.

Главное- это любовь мамы и папы к своему ребёнку, их преданность ему(но не потакание), желание ему только добра и счастья. Тепло родительской любви- это то чувство, которое воспитывает у человека способность любить и быть любимым. Ребёнок, окружённый разумной родительской любовью, растёт чаще всего дружелюбным, приветливым по отношению ко всему окружающему миру.

Ребёнок от 3 до 6 лет, выражает свою преданность родителям обычно тем, что старается быть похожим во всём на них. Он не просто подражает их действиям, манере разговаривать, но и старается быть таким же разумным как они. Так о чём должны задуматься родители, если хотят воспитать хорошего, доброго человека?...

Дети, имея перед собой пример родителей и чувствуя их любовь, сами влияют на формирование своего характера, на своё отношение к людям.

Если он чувствует искренность в требованиях родителей, то скорее понимает разумность их просьбы. Некоторые родители теряются, не знают как поступить, чтобы заставить ребёнка вести себя хорошо. Обычно такие родители начинают угрожать ребёнку, кричать на него, даже давать подзатыльники.

Не убедив ребёнка в его вине эти мамы и папы своими словами и действиями в какой- то степени подталкивают его к дальнейшему плохому поведению

Наказание для большинства детей не является причиной, удерживающей ребёнка от плохого поведения. Даже в тех случаях, когда наказание вынужденно когда исчерпаны многие способы, то и тогда оно не приносит желаемой пользы.

Иногда лёгкий шлепок действует как на ребёнка, так и на маму. Многие матери после этого мучаются, думая о своей жестокости. А ребёнок бывает страшно возмущён, из-за такого оскорбления.

Недолгая изоляция в отдельной комнате порой приносит желаемые результаты. Однако некоторые дети своим громким плачем в этой комнате треплют нервы всей семье. И это может продолжаться часами.Лишение каких-либо привилегий больше подходит для школьноков.Если онипонимают свою вину,то это развивает у них чувство справедливости.

Хорошая дисциплина детей основана на взаимной любви и уважения между всеми членами семьи. Для этого необходима твёрдрсть характера мамы и папы.

Главная задача родителей- это спокойно и тактично объяснить ребёнку, что от него требуется, внушить ему чтот он делает неправильно.

Очень часто эта работа является для детей непосильной. Чем больше они стараются, тем сильнее чувствуют своё бессилие. Когда у родителей нарушается процесс воспитания, то нужно обратиться за советом к специалистам по проблемам возрастной и психологической помощи.

Несколько таких советов. 10 заповедей родительства.

1.Не жди, что вой ребёнок будет таким, как ты или как ты хочешь.Помоги ему стать не тобой, а собой.

2.Не думай, что ребёнок твой: он божий он личность.

3.Не требуй платы за всё, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот- третьему: это необратимый закон благодарности.

4.Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдёт.

5.Не относись к его проблемам свысока. Ибо тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен: ему его тяжела не меньше чем твоя, а может и больше.

6.Не унижай своего ребёнка.

7.Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребёнка, мучь, если можешь и не делаешь.

8.Помни- для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.

9.Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому того, что не зотел бы, чтобы другие делалаи твоему.

10.Люби своего ребёнка любым: неталантливым, неудачным, взрослым.Общайся с ним, радуйся, потому, что ребёнок- это праздник, котлорый пока с тобой.

И в заключении хотелось бы сказать.

Надо не только любить совего ребёнка, но и думать о том, что ему дальше жить, а это ой как нелегко. Только вы можете ему в этом помочь!!!

Предварительный просмотр:

Консультация «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой».

Материал подготовила: Ярылкина Елена Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 9 о.в.» г. Магнитогорска

Мир, в котором мы живём, сложен, многогранен и изменчив, а малыши находятся у истоков его познания. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием, природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление. Природа окружает ребёнка с ранних лет, она наиболее доступна для его понимания и исследования.

Развивая познавательный интерес детей, мы должны не только пробудить у малыша любознательность: желание изучать жизнь растений и животных, явления неживой природы, но и доступно объяснить им, почему нужно любить и беречь природу.

Почему при общении детей с природой возникает противоречие: с одной стороны дети с большим интересом относятся к объектам природы, а с другой стороны проявляют равнодушие, а иногда жестокость? Как развить и поднять уровень познавательного интереса детей, чтобы он не угасал, а был бы в дальнейшем их постоянным спутником? Это и послужило выбором темы работы: «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой».

Цель: создание условий для развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой.

Для реализации цели работы поставлены следующие задачи :

  1. Развивать у детей познавательный интерес через ознакомление с природой.
  2. Обогащать, расширять, активизировать словарь детей через ознакомление с природой.
  3. Воспитать у детей любовь к природе, желание беречь и охранять её.

В работе руководствовались следующими принципами:

Наглядности и практичности;

Личностно-ориентированный подход к детям с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей развития;

Системности и последовательности;

Единства детского сада и семьи.

В результате изучения педагогических технологий Николаевой С.Н., Гризик Т. И., Дыбиной О. В., Смирновой В. В., и анализа нашего опыта работы, были разработаны:

Диагностические карты обследования познавательного интереса детей;

Перспективный план по развитию у детей познавательного интереса через ознакомление с природой;

Изготовлены пособия и дидактические игры.

Результаты диагностики показали, что у детей 3-4 лет низкий уровень речевого развития, познавательного интереса к природе, беден словарь.

Для повышения уровня познавательного интереса маленьких детей использовались следующие формы работы.

1. Наблюдение. Красота и многообразие природы в любое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, исследовать, говорить.

Во время прогулок рассматривали окружающую нас природу, а именно: деревья, цветы, травку, жучков, птиц, животны… Беседовали о явлениях природы – идёт снег, дождь, светит солнце, дует ветер и т.д.

В морозные и дождливые дни наблюдаем, глядя в окно. У трехлетнего ребёнка есть целый мир – «мир за окном». Он притягивает к себе, зачаровывает малыша. Вид в окне – это удивительные открытия.

В группе проводим наблюдения за комнатными растениями, объектами «зеленой грядки»: лук, тюльпаны, огурцы, помидоры.

2. Экспериментирование. Дети в этом возрасте очень любят экспериментировать, исследовать разные предметы, потому что окружающий малыша мир огромен, интересен и неизвестен для них. Например:

  1. Переливание воды из одного стакана в другой (льётся, журчит, течёт);
  2. Добавление в прозрачную воду разных красок (на изменение цвета воды);
  3. Изготовление цветных льдинок (на морозе вода замерзает);
  4. Принесение в группу снега (он растаял, превратился в воду – в тепле, снег тает; вода грязная – снег есть нельзя!);
  5. Изучение свойства воды: (вода бывает разной – горячей, тёплой, холодной);
  6. Изучение свойства предметов: (тяжёлый и лёгкий (на вес);

Со вниманием малыши наблюдали самые простые, повседневные, с точки зрения взрослого человека, явления и события, а для них это - грандиозные открытия. Во время экспериментов, опытов и наблюдений дети делают выводы, убеждаются в том что:

Если камешки намочить, то они изменяют цвет;

Из сухого песка ничего нельзя построить, а из мокрого – можно;

Не все предметы тонут в воде;

В одной луже можно намочить ноги, а в другой - нет;

Шишки и листья такие разные;

Снег тоже мокрый, как и вода.

3. Художественное слово. Большую роль в развитии познавательного интереса детей играет художественное слово: стихи, загадки, рассказы, сказки. Хочется отметить, что народные сказки наиболее важны для малышей.

Изучив работу Рыжовой Н.А., сделали вывод, что сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с миром природы, добром и злом. Малышам более доступны к пониманию народные и придуманные ими сказки. В сказках очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений. Во многих народных сказках природа воспринимается как источник пользы для человека. Дети узнают из сказок, как много благ дает нам природа, а затем делается вывод: природу надо беречь и охранять.

4. Творческая деятельность. Большое значение для повышения уровня познавательного интереса малышей имеют ИЗО - игры (технология ТРИЗ), игры с бумагой, ручной труд (работа с природными и бросовыми материалами). В ходе этой работы использовались пособия Лыковой И.А., Ершовой О.А., Жуковой О.С.

Такие ИЗО - игры полезны не только для развития познавательного интереса детей, но и для развития мелкой моторики пальцев рук. Дети узнают, что руки – «трудяги» могут всё на свете.

Бумага – наиболее доступный для ребёнка материал. Малыши любят рвать, сминать бумагу. Им нравится превращать бумагу из листа в комок, шуршать ею. Из сжатой бумаги, природного материала мы делаем объемные игрушки, коллажи, коллективные работы, например: натюрморты «Овощи», «Фрукты», «Зимний гость», «Новогодняя ёлка», «Зимушка - зима», «Осень в лесу», «Ёжик на прогулке», «Синее море», «Цветы для мамы», «Обжорка», «Летний день» и другие.

Нам хотелось, чтобы родители стали нашими самыми первыми помощниками. Их помощь и участие необходимы для развития познавательного интереса. Для того чтобы заинтересовать родителей в необходимости развития познавательного интереса детей использовались следующие формы работы:

Родительские собрания: «Воспитание гуманных чувств детей при ознакомлении с природой», «Воспитание «Почемучки», «Домашние животные в семье».

Консультации: «Значение игр при ознакомлении с природой», «Земля – наш дом родной».

Папки – передвижки: «Учим детей беречь и любить природу» «Времена года», «Экология – это важно», «Умелые ручки».

Совместные выставки: «Чудо - овощ», «Чудеса своими руками», «Новогодняя игрушка».

Открытые занятия: «В гостях у осени», «Снежинка в гостях у ребят», «Звери нашего леса», «Год – это пароход», «Путешествие колобка», «Перелётные птицы».

Анализ работы по развитию познавательного интереса детей через ознакомление с природой показал, что:

Дети самостоятельно находят ответы на интересующие их вопросы;

Ребята стали использовать в своей речи природоведческие термины, обогатился словарный запас, научились задавать вопросы и отвечать на них, делать простые выводы, рассказывать сказки и стихи;

Дети стали словоохотливыми и общительными человечками, которые легко вступают в контакт со сверстниками и взрослыми;

Малыши научились видеть красоту родной природы и радоваться ей, у них появилось желание беречь и охранять её.

Данная работа способствует в дальнейшем успешному обучению детей в школе, продолжая оставаться любознательными, стремящимися получать ответы на все свои вопросы, с удовольствием изучая что-то новое, неизвестное для них. Надеемся, что ребята будут любить свою природу, не останутся равнодушными к её проблемам.

Литература.

1. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М., Просвещение,1976.

2. Гризик Т. И. Познаю мир. М., Просвещение,1994.

3. Гризик Т. И. Мои помощники. М., Просвещение,1994.

4. Дыбина О. В.Неизведанное рядом. М., Творческий центр, 2002.

5. Ершова О. А., Жукова О. С. Игры круглый год. М., «Олма-пресс», 2003.

6. Лыкова И.А. Мастерилка.Смоленск «Карапуз-дидактика»,2007.

7. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., Мозаика синтез, 2002.

8. Николаева С. Н. Юный эколог. М., Мозаика синтез, 2002.

9. Николаева С. Н. Экологическая тетрадь дошкольников. М., Мозаика синтез, 2002.

10. Плешаков А. А. Золотая тропинка. М., Просвещение, 2000.

11. Рыжова Н. А. Не просто сказки. М., Просвещение, 2004.

12. Смирнова В. В. Тропинка в природу. С-П., Союз, 2003.

Предварительный просмотр:

Консультацuя для родителей

« Можно ли представить жизнь современного ДОУ без тесных контактов»

Подготовила: воспumаmель высшей категории

Ярылкuна Е. Н.

Давайте на мгновение включим фантазию и попробуем представить... утром мамы и папы приводят детей к дверям детского сада вежливо говорят: «Здравствуйте!» И уходят. Целый денъ дети проводят с воспитателями: играют, ryляют, занимаются... А вечером опятъ, приходят мамы и папы и сказав: «до свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не обсуждают успехи детей, испытываемые затруднения, не

выясняют чем живет ребенок, что его не интересует, радует, огорчает. А

если и вдруг и возникнут вопросы, то родители скажут педагогу: «Ведь было

же анкетирование! Мы там обо всем рассказали», и педагоги ответят им так: « Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано).

Согласитесъ, картина безрадостная...и сразу хочется сказатъ,что такое просто невозможно. У педагогов и родителей единые задачи сделатъ все, чтобы дети счастливыми, росли здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общителъными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой стороны ищут и стремятся внедрятъ новые формы взаимодействия с семьей воспитанников, основная задача которых-достижение реального сотрудничества между детским садом и семъей.

Как показывает практика, эффективной является любая совместная

деятелъностъ родителей и педагогов. Так, уже коллективное обсуждение

проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие папы и мамы уже столкнувшись похожими проблемами и суждениями сумели найти из них

выход, а это рождает учреждения: любые трудности разрешимы.

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для

улучшения отношений между родителями детьми. Родители пытаются любить ребенка таким, каков он есть, безоговорочно. Они имеют возможностъ увидеть собственного ребенка в обстановке, отличной от семейной, понаблюдать за его общением со сверстниками и педагогами, открытъ в нем новые способности. В совместной деятельности родители и дети пытаются понимать друг друга, доверятъ друг другу, становятся постоянными партнерами.

Какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

Давайте разберемся, что такое профессиональная компетентностъ.

Компетентность педагога проявляется в таком общении,которое характеризуется в способности организовывать личностным интересом,

Педагогическим смыслом значимостъю. Профессиоальная компетентность

Предполагает также прочность ценностных ориентаций, сформированностъ

профессионально значимых качеств (выдержка, тактичностъ

наблюдательность уважение и др.) глубокое овладение знаниями о семье, ее

воспитательном потенциале, специфике взаимодействия общественного и

семейного воспитания, методах изучения семьи, разнообразии практических

способах организации общения. Семейное же воспитание основано на

эмоциональном, интимном характере отношений, на глубокой кровной

любви родителей к детям и детей к родителям.

Воспитательное воздействие семьи постоянно и длителъно. Родители

воспитывают) а дети воспитываются той семейной жизнью, или

складывается намеренно, или нет.

В семье имеются объективные возможности для естественного

вклюения ребенка в бытовую, хозяйственную деятелъность, совместный

отдых, общественно полезную деятелъность, опосредованное приобщение

родителей к труду родителей, а самое главное для совместной творческой

деятельности, которая дает ребенку самостоятельность и независимость.

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Истоки трудолюбия».

Наши сегодняшние малыши- будущие труженики. И надо готовить их к этой обязательной и почётной для человека, гражданина миссии. Труд не только источник личных материальных благ, но и служение народу, основа процветания и могущества нашей родины России . Интерес к труду и желание трудиться дети проявляют уже в младшем дошкольном возрасте. Они тянуться к делам старших, копируют их действия:

Ребёнок строит как папа стуча молоточком, стирает как мама, наводит порядок как бабушка.

С удовольствием помогает старшему брату чинить велосипед.

И хотя труд малышей скорее игра, однако, подобные проявления следует всячески поощрять и поддерживать.

Воспитатель разъясняет родителям, что надо учитывать возможности дошкольника и особенности его трудовой деятельности в том или другом возрасте..Возможности эти весьма ограничены, у ребёнка нет трудовой сноровки, он не умеет предвидеть результаты своих усилий и выполняет с удовольствием лишь то, что ему нравится и удаётся.

И главное, его труд не может заменить труд взрослого.

Зато воспитывающее значение труда для ребёнка огромно. В труде у него формируются такие качества, как чувство ответственности за порученное дело, самостоятельность, организованность, инициатива, смекалка, терпение, дисциплинированность.

Кто из взрослых не знает, как трудовое поручение организует поведение детей!

Непоседа проявляет усидчивость и сосредоточенность; медлительный –ловкость и смекалку; шалун-деловитость и терпение; неумейка- старание и желание сделать как можно лучше (конечно, при условии, что поручение заинтересует его).

С чего начинается трудовое воспитание ребёнка?

С малого, с выработки у него навыков самообслуживания. Самый удобный момент наступает тогда, когда ребёнок впервые заявляет: «Я сам».Важно не прослушать этот момент и всячески поддерживать детскую самостоятельность. Конечно, пока ребёнок мал, он нуждается в помощи взрослого. Но помощь помощи- рознь. Плохо если малыш превращается в куклу, которую кормят, умывают, одевают, вопреки стремлению сделать самостоятельно(часто родители говорят: « У меня нет времени ждать пока он оденется сам, я опаздываю»). Помощь должна лишь побуждать его к самостоятельным действиям.

Вот мама обучает дочку и приговаривает: «Эту туфельку наденем на эту ножку. Вот так…А эту наденет сама Танечка…А теперь умываться! Возьми мыло, оно красивое и душистое (показывает и даёт ребёнку понюхать, создавая этим желание умываться) ,намочим мыло водичкой и намылим ручки. Вот так. И – под струю воды. Ополоснули! А теперь умоем лицо(по-минутно приговаривая: « Водичка, водичка, умой Тане личико…») . Девочка сама трёт лицо мокрой ладошкой. А мама помогает перевести руку к щеке, на лоб. И вот в руках у Тани полотенце, она промокает им лицо.

Может всё это неуклюже, но не беда, мама поправит, научит.

Главное- путь к самостоятельным действиям ребёнка прокладывается терпеливо, без спешки и понуканий.

Уже в два- три года малыша необходимо учить самостоятельно снимать и одевать одежду, обувь, расстёгивать и застёгивать пуговицы, складывать свои вещи, убирать игрушки. Ребятам этого возраста можно поручить поставить на стол хлеб, соль, разложить ложки, вместе со взрослым убрать со стола. А с каким удовольствием они выполняют просьбу папы или мамы что-то подержать, принести, подать, аккуратно сложить.

Дети трёх -четырёх лет могут сами (при небольшой помощи взрослого или сверстников) одеваться и раздеваться, аккуратно складывая одежду. В детском саду их приучают замечать небрежность в костюме и по возможности устранять её, а при необходимости обращаться за помощью к взрослому. Дошкольники знают, что при входе в помещение надо вытирать ноги, после игры убирать игрушки на место, перед едой мыть руки, к концу пребывания во второй младшей группе детей привлекают к дежурству по столовой, и они с большим удовольствием помогают младшему воспитателю- раскладывают хлебницы, ложки, убирают после еды чайную посуду.

А с каким желанием малыши выполняют поручения взрослых!

Вместе с воспитателем кормят птиц, поливают комнатные растения и посадки на грядках. Уже в этом возрасте надо воспитывать желание участвовать в поддержании порядка в групповой комнате и на участке, учить не сорить, не топтать зелёные насаждения, не рвать цветы и др. растения. Важно, чтобы названные несложные трудовые дела находили продолжение в семье. Поэтому воспитатель должна знакомить родителей с тем, чему учат детей в детском саду, как прививают им трудолюбие. Она советует, какие трудовые поручения могут выполнять дети дома. При этом подчёркивает, что эти поручения усложняются вместе с возрастом ребёнка.

Так, дети 4-5 лет вместе с родителями могут принимать участие в хозяйственных делах- убирать в своей комнате, вытирать пыль, поливать комнатные растения, ухаживать за домашними животными, следить за своими вещами, содержать их в порядке. При этом родители должны внушать детям, что порядок в доме зависит от того, как каждый член семьи будет следить за своими вещами, поддерживать чистоту, трудиться для всех.

Старшему дошкольнику доступны более сложные поручения, которые могут потом сделать его постоянными обязанностями: накрывать на стол и убирать со стола, ухаживать за комнатными растениями и животными в доме, следить за своими игрушками и мыть их, стирать кукольное бельё, содержать в порядке книги на книжной полке.

В семьях, где занимаются огородничеством, цветоводством, дети тоже привлекаются к работе. Вместе со взрослыми они участвуют в подготовке и посадке рассады, проращивании семян, их посеве, подготовке почвы, уходе за всходами, уборке урожая. Это пригодится им в дальнейшей жизни. При этом взрослые рассказывают, какую важную роль играют продукты питания в жизни людей.

Таким образом, старший дошкольник может не только обслужить себя (оде-ться, раздеться, застелить постель) , но и принимать посильное участие в делах взрослых, а главное трудиться для других, проявляя заботу о маме, папе, бабушке, младшем родственнике.

Одна из задач воспитателя- показать родителям значимость приобщения к трудовым будням семьи, как важнейшему средству формирования у него понятия «я должен», уважения к делам старших, ответственности перед ними, заботливости о них. Полезно, чтобы детям разъяснили: их участие в делах взрослых- это проявление к ним любви, заботливости и внимания.

Так, обучая малыша навыкам самообслуживания, стоит внушать ему мысль: когда он делает что-то самостоятельно (ест, умывается, одевается, убирает игрушки т.д.) он тем самым освобождает маму или бабушку от дополнительных забот о нём. Пятилетнему ребёнку полезно напомнить, что выполняя поручения старших, он оказывает им помощь и облегчает их труд. Уклонение старших дошкольников от своих обязанностей должно рассматриваться как нечто из ряда вон выходящее.Надо разъяснить ему: не выполнил доверенное тебе дело, значит прибавил хлопот бабушке, маме. Они заботятся о тебе, а ты о них не позаботился.

В детском саду вся жизнь ребят наполнена трудом. Особое значение придаётся выработке у них привычке к трудовому напряжению. Такая привычка формируется благодаря тому, что дети постоянно и ежедневно выполняют задания, связанные с самообслуживанием, с выполнением режимных моментов, подготовкой к занятиям и их окончанием, поддерживанием порядка в игрушках, пособиях, в групповой комнате и на участке.Как видим, в группе создаётся атмосфера занятости, которая сама по себе является воспитывающим фактором. Ребёнок поставлен перед необходимостью соблюдать установленные правила: убирать после себя игрушки, готовить рабочее место перед занятием (убирать его), стелить постель ко сну и убирать её после сна. Важно, чтобы и в семье детей приучали к труду.

А в вашей семье это так?

Например: встал утром- заправь свою постель («Так делают все члены семьи»); умойся и оденься сам («За тобой ухаживать некому- все собираются на работу, а ты- в детский сад. И взрослым, и тебе опаздывать нельзя!»).

Так трудовой режим семьи становится обязательным и для растущего человека. Повторяясь изо дня в день, эти трудовые действия становятся для него жизненной потребностью, а привычка к трудовым усилиям естественным состоянием. А если вы его ещё и похвалите… Взрослые используют различные ситуации для включения ребёнка в труд:

Вика торопится на прогулку, там её ждут увлекательные игры, подружки. Но бабушка говорит: «Помоги мне, пожалуйста, а тогда уж и гуляй!» В другой раз она напоминает внучке: «Если хочешь чтобы твой щенок был весел и здоров, то погуляй с ним».

К сожалению, не все родители придерживаются этих правил, дома опекают ребёнка, торопятся сами сделать то, с чем он сам вполне мог бы справится: убирают за ним разбросанные вещи, поправляют на нём одежду, обувают, умывают, прислуживают за столом…И ребёнок успевает привыкнуть к мысли, что он постоянный объект внимания взрослых. И уже не проявляет желание что-то сделать самостоятельно, а полагается на взрослого, даже пытается командовать им: «Подай, принеси, не умею, не хочу, не буду». Родители же не усматривают в этом ничего тревожного, у них всегда находятся готовые дежурные оправдания:

-«На то мы и родители чтобы ухаживать за ребёнком!».

- « Он ещё совсем маленький, чтобы говорить о рудовом воспитании».

- «В трудовой семье ребёнок не может вырасти белоручкой» и т.д.

Задача педагога разъяснить родителям, что правильное отношение к труду легче сформировать там, где ребёнок не только видит пример трудолюбия старших, но и помогает им, имеет постоянные обязанности по дому, выполняет поручения, связанные с общими делами семьи. В процессе совместного труда растущий человек приобретает необходимые навыки и умения которые необходимы ему в школе и в дальнейшей жизни. И, главное, у него вырабатывается психологическая установка на труд как на жизненно важную потребность.

Полезно воспитывать у старшего дошкольника умение заниматься не только тем, что хочется в данную минуту, но и тем, что необходимо: присмотреть за младшим членом семьи, покормить животное, помочь маме или папе. Надо учить его при необходимостип ереключаться с одно йдеятельности (инте-ресующей его),на другую (обязательную).Например: занят иртересным делом, но младший член семьи нуждается в помощи, нужно прерваться, чтобы помочь. В таких ситуациях у ребёнка формируется способность переключаться от «хочу» к «надо».С этого берут начало ответственность, понимание своих обязанностей.

Но дети есть дети. Поэтому нельзя злоупотреблять приказными методами для того, чтобы ребёнок занимался трудом. Переключая ребёнка на труд, нельзя не учитывать его настроение, увлечённость своим делом и то, насколько это дело целесообразно. Если, к примеру дошкольник старательно рисует, лепит или конструирует, то стоит отложить своё намерение дать ему трудовое поручение.

Занятие полезным делом должно приносить ребёнку радость и удовлетворение, создавать хорошее настроение. Только тогда он будет любить труд.

И ещё он станет любить труд, если почувтсвует себя ловким и умелым, если испытает удовольствие от затраченных усилий. Потрудился, постарался и вот результат: достиг того, чего желал!

Однако в силу отсутствия жизненного опыта и должной сноровки это не всегда удаётся ребёнку: он многого не знает и не умеет, и часто делает не так даже тогда, когда искренне старается:

Сооружая постройку из строительного материала, разбросал детали по всей комнате..

После обеда убирает со стола, тарелкиставит стопкой так, что остатки супа выливаются прямо на стол.

Крошки смахивает рукой в ладонь, а затем руку вытирает о свой костюм.

Может ли такой труд радовать ребёнка? Может ли принести удовлетворение, если он не обладает необходимыми навыками, не умеет действовать осмысленно и последовательно, не знает как пользоваться орудиями труда и т.д.?

Вот почему дошкольника, который впервые соприкасается с практическим делом, надо учить трудиться формировать у него элементарную культуру трудовой деятельности: развивать умение работать ловко, в темпе, проявляя деловитость и смекалку; правильно прменять орудия труда, содержать их в исправности и чистоте; прививать умение организовать свою работу- готовить рабочее место,необходимые инструменты и предметы труда: учить планировать работу, предвидя её ход, последовательность и результат; делать всё аккуратно, не пачкая одежду и лицо, не оставлять дело не законченным; убирать по завершении работы всё чем пользовался (в чистом виде и в полной исправности, приводить в порядок себя и рабочее место).

Культура трудовой деятельностти во многом зависит от наличия у ребёнка орудий труда. Важно, чтобы в его распоряжении был необходимый инвентарь для хозяйственных дел по дому, уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, инвентарь для ручного труда и работы с тканью.Такой инвентарь должен иметь привлекательный вид, соответствовать физическим силам и росту дошкольника.Тольков этом случае можно рачитывать на то, что ребёнок овладеет правильными трудовыми делами, будет работать с удовольствием и результативно.Ведь, например, большие и тяжёлые лопаты или грабли не только не вызовут желание трудиться, но и затруднят процесс труда.Ребёнок затратит много сил, но не получит радости, т.к. устанет и вряд ли сможет довести дело до конца.Если вы хотите приучить ребёнка следить за чистотой одежды и обуви, то должны позаботиться, чтобы он имел под рукой всё, что для этого потребуется. А труд на садовом участке принесёт малышу радость, если в его распоряжении для обработки почвы и ухода за растениями есть необходимый инвентарь (лопата железная для перекопки земли, заранее вскопанной взрослым, грабли металлические для рыхления, очистки поверхности почвы от камней и выравнивания поверхности гряд(длина граблей 100-110 см.) , ведро и лейка, совок для выкапывания и посадки растений, окучивание и рыхление почвы. Учитывая, что дошкольник не способен в полной мере к абстрагированию, которое так необходимо при планировании трудовых действий, взрослый может уточнить с ребёнком, как он намеревается выполнить поручение- что для этого потребуется, с чего начнёт работу и т.д.В общем постараться предвосхитить возможные ошибки ребёнка и помочь ему организовать процесс работы. Особую воспитательную значимость таит в себе результат труда, ибо он приносит детям радость, удовлетворение от затраченных усилий: убрали в игровом уголкеи теперь там стало приятно играть, починили книги- и они снова вернулись на книжную полку и будут рассказывать интересные истории сделали сувениры и поздравили мам и бабушек с 8 Марта, а пап с 23 февраля и т.д.

Родителям важно помнить самим пословицу и ознакомить с ней детей « Без труда, не вытащиш рыбку из пруда!»

Молодым родителям важно иметь знание о том, что почти все формы поведения у детей формируются через первую привязанность с матерью. В начале своей жизни ребенок чрезвычайно зависит от этой связи, хотя физически он отделен от ее тела. И помимо удовлетворения потребностей физиологического характера мама выступает для своего ребенка в качестве тыла, что формирует у него ощущение безопасности, защищённости и стабильности. Именно на основе взаимоотношений с матерью у ребенка образовываются внутренние рабочие модели взаимодействия со всеми другими людьми из его последующего окружения. И это является данностью. А что же происходит, когда ребенок не получает правильного воспитания?

Не получая должной заботы и внимания, дети начинают страдать, но в попытках защититься от боли, вызванной отвержением родителей, они устраняют свои переживания из воспоминаний. В результате родитель будет восприниматься ребенком как хороший, а тот самый негативный опыт чувств, связанный с недостатком их заботы, переживается отдельно, так как будто бы ребенок путешествует по двум планетам. На одной он видит своих хороших родителей, а на другой плохих. Подобная модель сохраняется и во взрослом состоянии. Все это может приводить к . Но как это будет проявляться у ребенка во взрослом состоянии?

К чему приводит не правильное воспитание детей?

Желание привязанности.

Ребенок всегда боится потерять любовь и заботу матери, поэтому дети цепляются за отношения с мамой. Они делают все, чтобы получать материнскую любовь. Ребенок готов пожертвовать многим, лишь бы сохранить эти отношения. И подобные попытки сохранить отношения ценой уважения к себе психологи с сайта сайт часто наблюдаем у людей, которые переживают неразделенную любовь, у жен, страдающих от тирании собственных мужей. Чем сильнее такие люди стараются создать отношения и привязать к себе другого человека, тем сложнее им становиться удержать и сохранить отношения. Мы не думаем, что Вы хотите такого будущего для своего ребенка. Поэтому, если у Вас возникают сомнения по поводу воспитания своих детей, Вам лучше

Избегание привязанности.

Другим следствием нарушения отношений с матерью может быть защитное избегание любых привязанностей или отношений. В школьные годы у таких детей могут быть трудности с приобретением дружбы, а следовательно и проблемы со сверстниками. Будучи уже взрослыми такие дети живут в некой иллюзии, что если они не будут иметь с кем-то близких отношений, то они будут в безопасности. Но так или иначе, они столкнуться с и изоляцией, которые все больше будет напоминать о себе с годами. Либо такой человек попадет в обстоятельства, когда он так или иначе будет вынужден обратиться за помощью к психологу по skype.

Мы хотим Вас предупредить, что дети всегда все видят и чувствуют напрямую, нежели взрослые. Не нужно скрывать от них свои чувства, не нужно заменять Ваше с ребенком время на компьютерные игры, которые так распространены уже сейчас среди маленьких детей. Старайтесь проводить больше времени вместе. Так как спрятанное за фасадом независимости желание заботы и принятия бывает настолько интенсивным, что будучи уже взрослым ребенок может просто не пережить в душе простого отказа в просьбе, выражение которой уже явилось для него подвигом.