Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями. Психологическое сопровождение родителей в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

В рамках школьной Недели психологии “Психология в образовании: вызов времени” Конкурсная номинация “Психология для всех и каждого” Подготовила и провела информационно-просветительское мероприятие педагог-психолог МКОУ Новочановской СОШ Барабинского района Новосибирской области Котлярова Алла Павловна ”Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ или инвалидностью в условиях образовательной организации 2015



(в рамках реализации проекта по сетевому взаимодействию)



Цель:

Каждый учитель должен научиться сопровождать ребенка с особыми образовательными потребностями.

Для этого необходимо научиться понимать ребенка (и педагогам, и родителям), помочь семье справиться с трудными задачами по воспитанию, обучению, социализации детей с ОВЗ или инвалидностью, мобилизуя ее возможности в решении задач реабилитационного процесса.



Основные задачи сопровождения семьи с ребенком ОВЗ или инвалидностью:

  • помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ или инвалидностью;
  • способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска;
  • воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач процесса социализации ребенка с особыми потребностями.

Функции семьи

  • рождение и воспитание детей;
  • осуществление связи между поколениями, сохранение и передача детям ценностей и традиций семьи;
  • удовлетворение потребности в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, тепле и любви;
  • создание условий для развития личности всех членов семьи;
  • удовлетворение сексуально-эротических потребностей;
  • удовлетворение потребности в общении с близкими людьми;
  • удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;
  • охрана здоровья членов семьи, организация отдыха, снятие стрессовых ситуаций.

Когда в семье появляется ребенок с ОВЗ практически все выше перечисленные функции не реализуются или не в полной мере реализуются. В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом искажаются . Причины нарушений связаны с психологическими особенностями особого ребенка, а также с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик .



Процесс психолого-педагогического сопровождения семей , воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 

это целенаправленная, организованная система деятельности психологов, педагогов, специалистов-дефектологов

по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Эта система представляет собой совокупность структурных компонентов, органически связанных между собой.

При сопровождении семья понимается как естественная адаптивная развивающая среда, необходимый уровень гармоничных взаимоотношений в которой обеспечивается родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.



Образовательное направление сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ или инвалидностью

в ключает помощь родителям в обучении и воспитании .

Помощь в обучении направлена на формирование инклюзивной культуры и компетентности родителей и их просвещение.

Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.



Психологическое направление сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ или инвалидностью

включает социально-психологическую поддержку и коррекцию .

Такая поддержка с позиции педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье.

Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным видом сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.



Посредническое направление сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ или инвалидностью

Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование.

Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.).

Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки.

Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты.



Если родитель знает диагноз

Если родитель не знает диагноз и не хочет ничего исследовать и уточнять

Признание эмоциональной сложности диагноза, который родитель узнает

Когнитивные искажения, связанные с состоянием ребенка или его возможностями

Признание изменения в реакциях ребенка в связи с узнаванием диагноза

Путаница и дезориентация

(нарушения образа Я; потеря памяти)

Приостановление поиска экзистенциальных причин рождения ребенка с ОВЗ (мучительных вопросов: За что мне?)

Активный поиск экзистенциального объяснения состояния ребенка (За что? Почему я? и т.д.)

Признание необходимости перестройки всей жизни и уклада

Дезориентация и «застревание» в прошлом

Реалистичное представление о возможностях и способностях ребенка

Нарушения границ (попытки привлечь диагностирующего специалиста в коалицию против медицинского персонала («сговор»)



Особенности детско-родительских отношений:

схемы реакции родителей на появление ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья

Принятие ребенка и его ОВЗ

Реакция отрицания

Реакция чрезмерной

защиты, протекции,

опеки,

охранительства

Скрытое отречение,

отвержение ребенка

Открытое отречение,

отвержение ребенка



  • неизвестность, неопределенность;
  • известность, определенность;
  • агрессия;
  • активная хаотичная деятельность;
  • депрессия;
  • принятие факта нарушения развития, обретение нового смысла жизни; активизация;
  • солидарность, объединение с другими родителями, имеющими детей с ОВЗ.


Первый кризис – период первоначального установления диагноза (выявление факта нарушения развития ребёнка, возникновение страхов, неуверенности в воспитании ребенка, горе от безысходности).

Второй кризис – определение ребенка в специальное учебное заведение (старший дошкольный возраст, понимание того, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе).

Третий кризис – наступление совершеннолетия (старший школьный возраст, подростковый возраст, осознание ребенком своей инвалидности приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и, особенно с противоположным полом, обособление от общества).

Четвертый кризис – период трудоустройства и построение дальнейших планов (трудность в определении и получении профессии и дальнейшего трудоустройства, внутриличностный разлад).

1 . Родители каждый раз переживают горе заново на каждом новом этапе развития, который ребенок проходит.

2. Постоянно давящее чувство вины, раздражения, гнева, ощущение неопределенности и отсутствия стабильности.

3. Неизвестность и иногда безнадежность, так как прогнозы и последствия некоторых нарушений и диагнозов очень призрачны.

4. Отрицание и подавление негативных чувств о ребенке.

5. Семья и друзья неохотно разделяют с родителями ребенка с ОВЗ разочарование и печаль, а стараются обсуждать с ними только положительные, оптимистичные моменты, тем самым оставляя родителей наедине со своими истинными чувствами.

6. Медицинское сообщество и специалисты помогающих профессий могут не проявить должного внимания и теплоты, так необходимых родителям, и не достигнуть терапевтического альянса с родителями.

7. Семья и друзья могут отвернуться от родителей, или родители сами могут оттолкнуть от себя все окружения и остаться в изоляции.

Но при всем при этом родители со временем могут научиться любить, ценить, и быть привязанным к своему ребенку. Родители совместно с детьми с ОВЗ могут построить новые, более реалистичные перспективы развития. Родительская адаптация в ситуации стресса рождения ребенка с ОВЗ облегчается с помощью социальных, эмоциональных, когнитивных и поведенческих процессов, поэтому им просто необходима специализированная помощь и поддержка.

1. Принцип субъектности. В практической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах: во-первых, нужно опираться на активную позицию родителей, их самостоятельность и инициативу; во-вторых, специалист должен не только формировать толерантность, но и сам обладать ею.

2. Принцип индивидуализации. В практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах: во-первых, работа, проводимая с семьей, должна ориентироваться на нормы и ценности, которые существуют в этой семье; во-вторых, осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо постоянно отслеживать эффективность той или иной формы взаимодействия с семьей.

3. Принцип рефлексивной позиции предполагает, что проблемы отношений родителей учащихся общеобразовательных школ и родителей ребенка с ОВЗ надо решать вместе с ними, а не за них.

4. Принцип создания толерантной среды. Предлагает взаимную ответственность и родителей школьников, и родителей ребенка с ОВЗ, а так же их взаимное сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип отражается в ряде правил организации практической деятельности: необходимо реально уважать мнение каждого родителя; каждый из родителей детей, обучающихся в классе, должен участвовать в деятельности родительского комитета и других формах родительских объединений.



Непосредственная работа с конкретной семьей:

  • педагог обращает внимание на внешний вид и окружение дома, подъезда, квартиры в случае домашнего визитирования;
  • встречаясь с семьей, старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи;
  • узнает от родителей о потребностях проблемах и ресурсах;
  • спрашивает о внешкольных занятиях ребенка (если тот достиг школьного возраста);
  • отвечает на вопросы родителей;
  • наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его;
  • демонстрирует стратегию поведения, обучения, решения проблем.


Опосредованная работа с конкретной семьей:

  • информация и обмен комментариями осуществляются через специально организованный дневник, куда родители и соц. педагог вносят записи, например каждую неделю или две;
  • домашний дневник наблюдений анализируется при встрече;
  • результаты проведенной реабилитационной работы представляются в отчетах (раз в квартал);
  • педагог, привлекая других специалистов организует письменные извещения, информацию для родителей;
  • контакты по телефону;
  • родители берут в библиотеке книги, учебные пособия на дом по рекомендации педагога;
  • родители заполняют карты, вопросники, схемы развития способностей ребенка;
  • рекомендуются занятия на выходные дни, предоставляется информация о возможностях отдыха;
  • родителям предоставляется возможность знакомиться с содержанием папки материалов по их ребенку.


Непосредственная работа с группой родителей:

  • встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе проделанной работы и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;
  • выступления на встрече родителей и ответы на их вопросы;
  • организация семинаров для родителей, выступлений, бесед, ролевых игр;
  • организация специального курса для родителей по той или иной темах тике;
  • привлечение родителей к подготовке и проведению культурно-массовых мероприятий;
  • интервьюирование родителей об их отношении, дальнейших ожиданиях оказываемой помощи.


Опосредованная работа с группой родителей:

  • предоставление родителям информации о том, как, на каких условиях и в каких случаях обратиться к конкретным специалистам (психолог, педагог, заместитель директора по воспитательной работе, директор);
  • организация выставки книг, методической литературы в кабинете или «уголке» для родителей;
  • подготовка буклета, объясняющего процедуру тестирования, оценивания того, как интерпретируются результаты;
  • выдача родителям книг на дом;
  • подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;
  • передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей;
  • организация стенда или доски объявлений там, где родители ожидают детей.
  • Диагностическая модель базируется на предположении дефицита специальных знаний у родителей, которые позволили бы им принять правильное решение, и предполагает оказание помощи в виде вынесения диагностического заключения, которое послужит основой для организационных решений, в том числе и состоящих в посещении других специалистов.
  • Педагогическая модель основана на гипотезе недостаточной педагогической компетентности родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании детей. При этом виде помощи лицом, в отношении которого планируется и осуществляется воздействие, является тот член семьи, на которого жалуются.
  • Социальная модель помощи строится на предположении, что семейные трудности - результат неблагоприятных обстоятельств, и кроме анализа жизненной ситуации и рекомендаций предполагает непосредственное вмешательство в эти обстоятельства жизни клиентов.
  • Медицинская модель помощи предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни, болезненные состояния или болезненное развитие личности одного или обоих супругов, ребенка. Таким образом, усилия специалистов направлены на излечение этой болезни, реабилитацию больных членов семьи, адаптацию здоровых членов семьи к особенностям больных.
  • Психологическая (психотерапевтическая) модель помощи предполагает, что причины тех или иных проблем или неблагополучий в семье лежат либо во внутрисемейном общении, либо в личностных особенностях членов семьи. Психологическая модель предполагает анализ семейной ситуации клиента и его личности и создание на его основе «диагноза», который позволяет помочь семье и ее членам.


Использованные ресурсы:

  • Презентация «СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОВЗ ИЛИ ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» Автор-оставитель:д.психол.н., г.н.с. Нестерова. Москва, 2015 г.

Презентация «СЕМЬЯ, ВОСПИТЫВАЮЩАЯ РЕБЕНКА С ОВЗ ИЛИ ИНВАЛИДНОСТЬЮ» Автор-оставитель:д.психол.н., г.н.с. Нестерова. Москва, 2015 г.

  • Советы психолога - родителям детей с ОВЗ (Родительская азбука) / Сост. -Лапп Е.А., Барбарош Т.В. И др., 2014.-133с. - Волгоградская региональная общественная организация «Поддержка профессионального становления педагогов-дефектологов»
  • Роль семьи в коррекционно-образовательном процессе детей с ОВЗ: методическое пособие / МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; ТОУНБ им.А.С.Пушкина; сост. А.А.Коваленко. - Томск, 2012. - 40с. - (В помощь реабилитологу)
  • http://www.s_novochan.bar.edu54.ru/p32aa1.html - сайт МКОУ Новочановской СОШ: раздел «В помощь родителям детей с ОВЗ и инвалидностью»

Анастасия Лаврентьева
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

При рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в корне меняется жизнь семьи . Изменения происходят в психологическом , социальном и бытовом статусе семьи . Прежде всего, стрессовая ситуация влияет на внутренний психологический климат семьи . Все члены переживают сильный стресс, вследствие которого возникают неровные, иногда и конфликтные отношения. Как показывает практика, многие семьи не выходят из этой ситуации, которая приводит супругов к взаимному непониманию, иногда к разводу.

Семья больного ребенка часто изолирует себя от общества. Родители сокращают общение с друзьями, с родственниками, с соседями, замыкаются в себе, в своем горе.

Полностью меняется социально-бытовой уклад семьи , его материальное положение. Один из родителей вынужден расстаться со своей работой, посвятить себя ребенку . Многие родители характеризуют данную ситуацию, как безвыходную, видят в нем окончание всех своих надежд, достижений, стремлений.

В таком состоянии семья не может реально оценить ситуацию и помочь своему ребенку . Между ребёнком и родителями не возникает характерного радостного общения, эмоциональной и биологической связи. Общение ребёнка и родителей, эмоциональная и биологическая связь – это необходимые условия для нормального психомоторного развития любого ребёнка. Обычно родители начинают искать помощь со стороны специалистов. Следуя их рекомендациям начинают добросовестно лечить ребёнка. Со временем, не видя существенных изменений в развитии ребёнка, они не чувствуют себя удовлетворёнными, счастливыми. Сравнивая свою жизнь с жизнью других семей, а ребёнка со сверстниками они начинают отчаиваться, видя, что всё резко отличается.

Семья , воспитывающая ребенка ограниченными возможностями здоровья , не только не может в полном объеме выполнить свою социальную функцию, а сама становится реальным объектом, нуждающимся в реабилитационной помощи. Современный подход к реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья требует включения всей семьи не только в «поле зрения» комплексной медико-психолого -педагогической коррекционной деятельности, но и в реабилитационный процесс, конечной целью, которого является нормализация жизни самой семьи .

Цель психолого-педагогического сопровождения семьи : Реабилитация семьи , воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями , через использование современных инновационных методов и приемов психолого -педагогической работы семьей .

Задачи : Содействие формированию благоприятного микроклимата в семье , способствующего максимальному раскрытию имеющихся у семьи внутренних , творческих и социальных ресурсов.

Содействие личностному и социальному развитию родителей, детей; формирование навыков социальной активности и конструктивности.

Содействие формированию адекватного восприятия родителями своего ребенка с ограниченными возможностями здоровья через повышение психолого -педагогической компетенции родителей;

Содействие формированию активной жизненной позиции семьи .

Процесс психолого-педагогического сопровождения реализуется 3 взаимодействующих и взаимосвязанных направлениях :

1. Консультативно-диагностическое направление. На этом этапе осуществляется сбор сведений о членах семьи , ребенке ; определение характера внутренних и внешних взаимоотношений семьи . Методы : собеседование, анкетирование, тестирование, консультирование и др.

2. Коррекционно-развивающее направление. Работа данного этапа основывается базе данных консультативно-диагностического блока. На этом этапе проводится индивидуальная и малогрупповая коррекционно-развивающая работа с семьей , направленная на нормализацию психологического , социального статуса семьи . Методы : индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия психолога , воспитателя , дефектолога; консультации специалистов разных областей; обучающие семинары для родителей «Школа родителей» .

Консультативно-диагностический блок – основа реабилитационного процесса.

Первичное изучение семей, воспитывающих детей с церебральным параличом, проводится по анкете, которая составлена на основе аналогичного обследования, описанного в книге «Комплексная реабилитация детей с церебральным параличом» , цель которой выявление социального статуса семьи , материального благополучия, готовности сотрудничать с реабилитационным учреждением. Критериями социальной характеристики семьи выбраны состав семьи , социально-психологическое благополучие семьи , изменения в семье , происшедшие с рождением ребёнка, трудовое устройство матери, трудовое устройство отца, общение ребёнка со сверстниками. Критериями материального благополучия семьи являются денежный доход, жилищные условия, отдельная комната для ребёнка. Готовность к сотрудничеству с реабилитационным учреждением выясняем в следующих пунктах : имеется ли необходимое оборудование для развития ребёнка, проводятся ли занятия с ребёнком в домашних условиях, удовлетворена ли семья качеством реабилитационной помощи.

Семьи классифицируются следующим образом : первую группу составляют семьи , которым нужна помощь со стороны реабилитационного учреждения в обучении методике правильных занятий с ребёнком.

Вторую группу составляют семьи , которые нуждаются в психолого -педагогической помощи. Это семьи благополучие , которых нарушено с рождением больного ребёнка. Сюда входят семьи , один из родителей которых не имеет возможности трудиться из-за ухода за ребёнком. У многих из этих семей разорваны связи с социумом. Родители тяжело переживают кризис. Как правило, не в состоянии сами выйти из сложившейся ситуации, нуждаются в помощи не только реабилитационного учреждения, но и со стороны государства.

Третью группу составляют семьи , которые крайне нуждаются в психолого -педагогической помощи. Сюда входят неполные семьи , семьи , из которых ушёл отец, семьи алкоголиков , наркоманов. Родитель, воспитывающий ребёнка , не имеет возможности содержать семью материально . Семья живёт в крайней нищете. Такие семьи крайне нуждаются со стороны государства в постоянной помощи и поддержке.

После первичного разделения семей на группы проводится углубленное изучение семей 2 и 3 групп. Диагностика, включающая психологическое изучение особенностей личностей членов семьи , внутрисемейных отношений, отношений семьи с социумом проводится психологом с использованием следующего инструментария :

1. Индивидуальные беседы с целью выявления внутрисемейных отношений, социальной характеристики семьи .

2. Рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи » Р. Бернса и С. Кауфмана (определение субъективной семейной ситуации) .

3. Опросник АСВ (анализ семейного воспитания ) Р. В. Овчарова.

4. Тест – опросник родительского отношения к детям. Авторы А. Я. Варга, В. В. Столин.

5. Тест Т. Лири.

6. Личностный опросник Г. Айзенка.

2. Коррекционно-развивающее направление - представляет собой организованный, целенаправленный, индивидуально ориентированный процесс. Для каждой семьи , учитывая его особенности, подбирается индивидуальный маршрут реабилитации. Психолого-педагогическое сопровождение семьи , расширяет субъект коррекционно-развивающего воздействия : вместо одного (ребенок с ограниченными возможностями здоровья ) возникает полимодальный субъект (-ребенок-мама-папа- и др .) . На данном этапе осуществляется оказание специальной психолого -педагогической помощи по преодолению различного рода проблем, связанных с воспитанием ребенка , коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных состояний родителей, проводится работа по гармонизации внутри и внешне - семейных отношений. Используются современные методы психокорекционной работы : сказкотерапия, тренинговые занятия, психогимнастика и др .

В работу данного направления входит и образовательно-просветительская работа специалистов, которая осуществляется в форме «Школы для родителей по подготовке детей социальной и бытовой адаптации» . В нашем подходе это направление не несет основной нагрузки, однако выполняет очень важную подготовительную функцию. Систематически по плану для родителей специалистами проводятся круглые столы, беседы, лекции, семинары на разные темы. Готовятся буклеты, стенды, рефераты. Родители могут получить ответы на конкретные вопросы, советы, рекомендации. В целом эта работа повышает компетентность родителей.

3. Социокультурные мероприятия, направленные на реабилитацию семьи , являются особой формой взаимодействия между участниками, способствующей углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений семей. Родителям и детям дается возможность раскрыть свои таланты, повысить творческий и культурный потенциал семьи , расширить и восстановить воспитательный потенциал семьи .

Второй этап – групповой выход в социокультурную среду города (библиотека, Центр культуры, театр, кинотеатр, кафе и др.) помогает активизировать семью , преодолеть существующий «социальный барьер» . На этом этапе проводятся различные мероприятия социально-тренингового, правового, интеграционного направления.

Третий этап - проведение ежегодного итогового мероприятия по социокультурной реабилитации семьи , в рамках которого проводится конкурс среди семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья «Моя семья » , выставка семейного творчества.

Литература

1. Комплексная реабилитация детей с церебральным параличом : Метод. реком-ции. – М., 1998. – 534 с.

Клинко Светлана Евгеньевна
Должность: педагог психолог
Учебное заведение: МБОУ "Верх-Обская средняя школа имени М.С.Евдокимова"
Населённый пункт: Алтайский край, Смоленский район, п. Верх-Обский
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого-педагогическое сопровождение семьи имеющей ребенка с ОВЗ"
Дата публикации: 26.02.2016

Текстовая часть публикации


Психолого-педагогическое

сопровождение семьи, воспитывающего

ребенка с ОВЗ в условиях введения ФГОС

.
Светлана Евгеньевна Клинко Психолог-педагог МБОУ «Верх-Обская средняя школа имени М.С.Евдокимова » Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), которым характерен высокий уровень проявления "проблемности". Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ обусловлена основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, целью которой является обеспечение социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том числе медицинской, психологической и социальной, для успешной их интеграции в общество. Концепция семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии выделяет основную идею работы с семьей – достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребенком, максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и каждого члена семьи и успешной их интеграции в общество. Поэтому родителям необходима своевременная психолого- педагогическая помощь в воспитании этой категории детей и дальнейшее их сопровождение по преодолению их отчужденности в обществе и развитию взаимопомощи. Семья – это особый мир. Рождение в семье ребенка с ОВЗ - к ним относятся дети, имеющие физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования) – это всегда глубокие 1
переживания для всех членов его семьи. Осознание и принятие себя как родителей ребенка с ОВЗ – это главная и самая тяжелая проблема таких семей. Особенно в этот период родителям необходима поддержка специалистов, верящих в возможности помочь ребенку с любыми нарушениями, знакомых с практикой социально-психологической поддержки семьи и методами воспитания. Именно поэтому особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной. Служба сопровождения в системе образования стала неотъемлемой составной частью системы образования, обеспечивающей комплексную многопрофильную медико-психолого- педагогическую и социальную помощь в воспитании, обучении и развитии учащихся. В организации деятельности служб сопровождения все необходимые условия профессиональной деятельности формируются на базе психолого- медико-педагогических комиссий (ПМПК). Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ОВЗ – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ОВЗ, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно- развивающего пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему. Следует отметить, что в последнее время термин «сопровождение» достаточно часто употребляется в различных ситуациях и применительно к различным задачам. А что означает это понятие «сопровождать»? В «Толковом словаре русского языка» (под редакцией Д. Ушакова) читаем: сопровождать – значит – производить одновременно с чем- нибудь, сопутствовать чему-нибудь, следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь. В «Новом толково- 2
словообразовательном словаре русского языка» (автор Т. Ф. Ефремова) сопровождение понимается как: Процесс, сопровождающий какое-либо явление, действие. Процесс психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ - это целенаправленная, организованная система деятельности психологов, педагогов, социальных педагогов, дефектологов по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно- психического здоровья. Эта система представляет собой совокупность структурных компонентов, органически связанных между собой. Можно выделить следующие виды психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ: - информирование: специалисты ПМПК могут предоставить семье или отдельным ее членам информацию о закономерностях и особенностях развития ребенка, о его возможностях и ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребенок, о вопросах воспитания и обучения такого ребенка и т.д.; -индивидуальное консультирование: помощь родителям детей с ОВЗ, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно -педагогического, медико-социального и т.п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования, самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей специалисты должны оценивать и учитывать характер проблем и его уровня. 3
Изменилось отношение к детям наиболее тяжелой категории детей, имеющих комплексные нарушения. По мере развития специальной педагогики и психологии проблема сложных нарушений привлекает все более пристальное внимание отечественных и зарубежных исследователей. За последние года издан ряд нормативных документов, регламентирующих организацию содержания коррекционно-педагогической работы с данной категорией. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что система оказания коррекционной помощи детям с множественными отклонениями, не обеспечивает должного развития. Сопоставительный анализ полученных данных показал, что в силу сложности структуры нарушения, дети данной категории не могут обучаться по специальным коррекционным программам, соответствующим какому-либо ведущему дефекту. Педагоги и психологи проходят долгий путь, прежде чем определиться, как работать с ребенком, так как наблюдается дефицит разработок по их обследованию и обучению. Обнаруживается явная недостаточность осведомленности всех специалистов о существующих современных технологиях обучения и воспитания детей указанной категории. Проблема по оказанию реальной своевременной помощи детям с комплексными нарушениями в развитии усугубляется еще и тем, что наблюдается некоторая односторонность в работе со стороны педагога и психолога. Работа психолога в специальных учреждениях сводится в настоящее время в основном к диагностической деятельности, как бесспорно очень важному этапу в работе с любым ребенком с отклонениями в развитии. Высокий показатель в работе педагогов в отношении проведения занятий скорее всего свидетельствует о том, что дети занимаются в общем составе группы, однако результаты обучения детей с комплексными нарушениями весьма низкие. Соответственно такие дети нуждаются в индивидуальном подходе и определении путей коррекционной работы согласно их возможностям. 4
Очень важны взаимоотношения членов семьи ребенка с нарушениями в развитии с социумом. Семья, вместе со всеми родственниками, дальними и ближними, - это микросоциум, со своим уникальным микроклиматом, устоявшимися отношениями. А если среди нескольких поколений (как правило, двух - трех) больной ребенок появляется впервые, она подвергается серьезному испытанию на прочность. Ведь ни у кого из членов нет опыта взаимодействия с таким ребенком. Сразу возникает масса вопросов, близких к состоянию паники: «Как же так?», «За что?», «Почему именно у нас?», «Что теперь делать?», «К каким врачам обращаться?», «Кто возьмет основной груз забот о ребенке?». Если вся семья сможет конструктивно подойти к решению этих и множеству других вопросов, то вполне вероятно, что многих трудностей можно будет избежать, а возможно и победить болезнь. Помимо выработки правильного отношения к больному ребенку у самих родителей и соблюдения ими вышеперечисленных требований, огромное значение имеет формирование у детей с особенностями в развитии адекватной самооценки, правильного отношения к дефекту и развитие у них необходимых в жизни волевых качеств. Таким образом, семья, в которой есть ребенок с ОВЗ, - это особый объект внимания всех специалистов, которые оказывают помощь семье. Оптимально же организованные условия жизни в семье создадут больному ребенку предпосылки для его успешного развития, обучения и дальнейшей социальной адаптации. При проведении психокоррекционных мероприятий семья понимается как естественная адаптивная развивающая среда, необходимый уровень гармоничных взаимоотношений, в которой обеспечивается родителями ребенка с психофизическими нарушениями (или лицами, их замещающими). Оказание психологической помощи семьям позволяет через нейтрализацию личностных проблем родителей, возникающих вследствие их эмоциональных переживаний, связанных с нарушениями ребенка, оптимизировать его развитие и интеграцию в социум. Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у родителей позитивного 5
взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе оптимальный вариант социальной адаптации ребенка.Целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов. Дети- инвалиды ― это зачастую дети, которые не способны самостоятельно посещать учебные заведения. Школа может предоставить реализовать права таких детей на психолого-педагогическое сопровождение их семей путем внедрения информационно-коммуникативных технологий. Дистанционное образование – технология обучения на расстоянии, при которой педагог и обучаемые физически находятся в различных местах и контактируют через сеть Интернет.Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение тоже можно организовать с помощью Оn-line технологий. У ребенка и его семьи появляется возможность успешно реализовать программу с помощью традиционных форм психолого-педагогического сопровождения (групповые, индивидуальные занятия, консультации) и нетрадиционных - в форме Оn-line. Сопровождение в форме Оn-line осуществляется с помощью тех же традиционных форм и методов, но дистанционно. Служба Интернет доверия позволяет оказывать психологическую поддержку родителям по вопросам обучения, развития, воспитания детей в дистанционном режиме. В частности, речь идет о консультировании с помощью Интернет-технологий в режиме реального времени. Это позволит родителям особого ребенка оперативно вместе с психологом искать ответ на сложившуюся трудную ситуацию или нестандартный момент. Служба обратной связи дает возможность намеренно 6
сообщать родителям о тех действиях, которые ведут к достижению поставленной цели. С помощью интернет-технологий функции могут быть следующие: поддержка и поощрение ведущих к успеху и дающих нужный результат действий участников образовательного процесса; моделирование неэффективного поведения путем обучения, извлечения опыта из прошлых ошибок и неудач. Однако здесь есть и свои трудности. К примеру, процесс сетевого консультирования сложнее очного, так как мы не всегда можем видеть невербальные проявления человека, его реакции, что затрудняет получение полной информации. Кроме того, сетевое консультирование без видеосвязи требует от специалиста умения точно формулировать вопросы, подбирать слова, для того чтобы все трактовки были безопасны, однозначны, конкретны и доступны. Процесс детско-взрослого консультирования по сравнению с индивидуальным еще более труден и менее предсказуем, поскольку требует от консультанта более тщательного отношения к словам, наличия навыков решения конфликтных ситуаций. В 2016 году запущен проект «Безопасный дом», целью которого является повышение компетенции школьников с ОВЗ и их родителей в области основ безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ). В ходе реализации проекта родителям были предоставлены памятки, практические советы по организации дома и во дворе безопасной среды для ребенка. В настоящее время реализуется проект «Книжки для малышки» по приобщению школьников с ОВЗ к чтению. Помимо проектной деятельности, в группах с детьми с ОВЗ проводятся и традиционные мероприятия с родителями: консультации, собрания. Консультации бывают плановые и по запросу клиентов. Наряду с устными и письменными консультациями предлагаются родителям видео- консультации, серии фильма «Няня спешит на помощь», неординарные методики воспитания доктора Харви Карпа, развивающие диски для детей. Сами родители делятся полезной информацией. Родительские собрания 7
проводятся в форме семинаров-практикумов, круглых столов, обязательно иллюстрируются слайдовыми презентациями, что способствует лучшему усвоению и запоминанию материала. Широко используются игровые формы, специальные упражнения на сплочение группы. Таким образом целенаправленное психолого-медико-педагогическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов и способствует социализации детей с ОВЗ.
Сведения об авторе:
Светлана Евгеньевна Клинко, педагог-психолог МБОУ «Верх-Обская СОШ имени М.С. Евдокимова» Адрес: 659616 Алтайских край Смоленский район с. Катунское ул. Мальцева 6 Телефон: 89039951134, e-mail: lana.klinko@mail
Список используемой литературы:
1. Болсуновская, Н.А. Сетевое психологическое сопровождение семей / Н.А.Болсуновская. – Режим доступа: wiki.iotindex.php 2. Забрамная, С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе / С.Д. Забрамная. - М., 1993. 3. Ипполитова, М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: книга для родителей / М.В. Ипполитова. - М., 1993. 4. Карпенкова, И.В. Психологические аспекты социальной реабилитации родителей, имеющих детей с проблемами в развитии / И.В. Карпенкова // Внешкольник. - 2001. - №2. 5. Лосина, О.А. Дистанционное образование как одна из форм организации безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья / О.А. Лосина // Педагогическое обозрение: научно-методический журнал. – 2010. - № 1. – С.73-75. 6. Методические рекомендациидля специалистов центров дистанционного образования в субъектах РФ «Особенности организации обучения детей-инвалидов по дистанционным технологиям» с целью поддержки реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». - М.: Московский институт открытого образования, 2010. 7. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О.В. Солодянкина. – М. : АРКТИ, 2007 (Коррекционная педагогика). 8