Скачать консультации психолога педагогам доу. Что же делает психолог в ДОУ? Цель работы психолога в ДОУ - сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родите

Составляющие психологического комфорта и здоровья дошкольников

Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колокольчик»
р.п. Духовницкое Саратовской области

Консультация раскрывает роль ДОУ, педагогического коллектива в сохранении здоровья детей путём создания благоприятных условий и психологического комфорта.
.

Во время консультации происходит диалог, обсуждение вопросов:

1. Охрана жизни и здоровья детей в ДОУ.
2. Микроклимат между педагогами в группе. Как он влияет на условия пребывания детей в группе?
3. Проблема целесообразности применения педагогами ДОУ наказаний. Как реагировать на детские проступки?
4. Ответственность педагогов за нарушение прав детей.

Старший воспитатель: В любом образовательном учреждении, как и в нашем, соответственно, строго соблюдаются правила и меры безопасности жизни, охрана здоровья детей. Здоровье детей в ДОУ не должно подвергаться опасности, это контролируют воспитатели, медсестра, заведующая. Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей.
Так, систематически проводятся технические осмотры помещения, соблюдаются правила пожарной безопасности. Помещения, в которых находятся дети, ежедневно убираются и проветриваются. В комнатах с детьми не должно быть кипятка, лекарств, спичек. Все продукты, употребляемые детьми в пищу, приготовлены с соблюдением санитарных правил. Все опасные предметы находятся вне зоны досягаемости для детей. Также в целях охраны здоровья детей в ДОУ приводятся в порядок и участок, на котором дети гуляют. О наличии заболеваний у детей воспитатели сразу сообщают медицинскому работнику.
Воспитатели групп должны не только обучать детей и развивать их умственные способности, но и организовывать работу так, чтобы здоровье детей окрепло и улучшилось, формировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Вы все прекрасно знаете, что это наша первостепенная задача.
Но не только организация работы по охране жизни и здоровья детей влияет на благополучное пребывание детей в ДОУ.
Микроклимат в группе, отношения между педагогами, работающими в паре – это важный момент в создании психологического комфорта для детей.
И этот вопрос мы не должны обойти стороной… (обсуждение)



«Позитивный микроклимат, психологический комфорт, эмоциональное состояние ребенка-дошкольника – актуальные вопросы в деятельности детского сада. Позитивный микроклимат способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Эмоции играют существенную роль в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения. Но для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт, который он может приобрести только под руководством взрослого.
Эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Общение - это видимая и наблюдаемая связь людей. Отношения и взаимоотношение - стороны общения. Отношение - это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Чувства, интересы, внимание - это те психологические процессы, которые выражают отношения человека, его позицию. Позитивные отношения внутри группы - залог успешности и коммуникативного поведения дошкольников в будущем.
Известно, что стоит только переступить порог группы, можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
1) Отношениями между воспитателем и детьми;
2) Отношениями между самими детьми;
3) Отношениями между воспитателями;
4) Отношениями между воспитателями и родителями.
Из этого следует, что существуют и такие объективные причины, по которым невозможно в полной мере создать положительный микроклимат в группе, как:
- атмосфера эмоционального напряжения в группе,
- нестабильный коллектив группы (частая смена воспитателей),
- неблагополучная семейная ситуация.
Да, действительность такова. Но кто поможет нашим детям, если не мы сами?
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.
Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.
Хотелось бы уделить внимание такому важному фактору, как психологический комфорт педагогов. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе «психологический душ», который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение. Эмоциональное благополучие педагога - условие положительного эмоционального состояния детей.
Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо
- Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.
- опираться на добровольную помощь детей.
- Быть затейником и участником детских игр и забав.
- В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.
- Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
Есть такая притча: Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О, мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?» Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: « Все в твоих руках, человек!»
Уважаемые педагоги! Создание позитивного микроклимата в группе детского сада в ваших руках!»
(обсуждение)

Старший воспитатель: Воспитатели - несут возложенную на них ответственность за жизнь и здоровье детей, и обеспечивают учебно-воспитательную работу в соответствии с установленными образовательными программами детского сада. Также работа воспитателя направлена на обеспечение детям благоприятных условий и создание психологического комфорта.
Родители - приводят детей в детский сад и хотят, чтобы там были созданы наиболее благоприятные условия.
Иногда между этими двумя сторонами происходят конфликты. Какова же причина этих конфликтов, т.е.: чем недовольны родители?
Конфликты родителей и воспитателей возникают из-за того, что одна из сторон – воспитатель, не оправдал представлений о работе другой стороны – родителей. Для разрешения конфликтов в саду нужно установить благоприятную связь с обеих сторон, ведь конечная цель и сотрудников детского сада и родителей - здоровье детей и их развитие.
Вот несколько ситуаций, которыми недовольны родители:
мало внимания уделяется ребенку в д/саду;
не создаются благоприятные условия для укрепления здоровья детей;
негативные методы, используемые в отношении ребенка (в виде наказаний);
ограничивают свободу ребенка; и многие другие…

Сегодня мы остановимся на негативных методах, используемых в отношении ребенка (наказания)…


Слово предоставляется педагогу-психологу
«Оправданным ли является полное отрицание наказания как воспитательной меры? Взрослые, которые, боясь обидеть или расстроить ребенка, совсем не практикуют наказание детей, рискуют вырастить личностей с полным неприятием дисциплины и неуважительным отношением к другим людям. Вырастить ребенка без правил, ограничений и запретов практически невозможно. Не объяснив ему, где находятся границы дозволенного в поведении и поступках, взрослые подвергают ребенка большой опасности и фактически бросают его на произвол судьбы. Другое дело, что меры наказания детей должны соответствовать уровню их проступков.
Наказание - сложный и трудный метод воспитания: оно требует огромного такта, терпения и осторожности.
Итак, в процессе нравственного воспитания личности ребенка поощрения и наказания выступают как вспомогательные средства, но в определенных ситуациях они становятся необходимыми в воспитательном процессе средствами педагогической коррекции.
Поощрение и наказание нельзя свести только к этической оценке поведения детей, т. е. к одобрению или осуждению. Одобрение и осуждение являются повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников. Поощрение и наказание отличаются от других средств нравственного воспитания силой воздействия. Это ударное воздействие, стимуляция сильных чувств.
Внутри семьи складывается одна система наказаний за проступки, а в детском саду дело обстоит иначе. Здесь в ход должна идти и педагогическая практика и отличная от родительской ответственность.
Работа с детьми отличается особой ответственностью. Деятельность педагога не должна наносить вред детской психике.

Критерии эффективного наказания
Обсуждение по группам, составление сводной таблицы критериев педагогической эффективности наказания.
Варианты выполнения:
1. Эффективность поощрений и наказаний зависит от методики их применения. При использовании поощрений и наказаний надо, прежде всего, исходить из анализа конкретной педагогической ситуации. Педагог должен планировать и обеспечивать продвижение воспитанника и коллектива в нравственном развитии. Применение наказания предполагает осознание ребенком последствий своих поступков и должно помочь ему выбрать правильную линию поведения.
2. Важнейшим требованием в применении наказаний является справедливость и объективность.
3. Наказание должно вызывать чувство стыда, огорчения, раскаяния, недовольство самим собой, осознание того, что своим поведением он вызвал осуждение со стороны товарищей и всего коллектива.
4. Важнейшая основа наказаний в учебно-воспитательных учреждениях (в школе, в детском саду) – общественная оценка поведения отдельного воспитанника коллективом. Общественное мнение - сильнейшее средство воздействия. И прибегая к нему как к методу, формирующему детское поведение, воспитатель должен управлять мнением детского коллектива, чтобы не превратить серьезный разговор о проступке в суд над ребенком. Поэтому, прибегая к общественному мнению как средству, осуждающему непослушание, воспитатель должен использовать его лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие меры не имеют успеха. Нельзя забывать, что если детский поступок часто подвергается коллективному обсуждению, то у ребенка невольно притупляется чувствительность к более деликатным влияниям.
5. Наказание всегда должно быть обосновано и понятно для провинившегося, а также для всех членов коллектива.
6. В применении наказаний необходим индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей характера, типа нервной системы. Необходимо знать индивидуальные особенности каждого ребенка в группе. Исходя из этого, то наказание, которое воспримет один ребенок, может быть бездейственным для другого. Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения.
7. Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие которое оказали ему. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.
8. Наказание не должно быть длительным по времени. Наказание должно быть по времени как можно ближе к проступку, особенно для детей дошкольного возраста. Через 30-40 минут ребенок уже не вспомнит, что его побудило так поступить, а не иначе.
9. В каждом последующем наказании не упоминайте о предыдущих грехах, это только закрепляет плохое поведение ребенка.
10. Взрослые должны быть непреклонны в своем решении, иначе ребенок будет всегда надеяться на его отмену. Поощрения и наказания должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена (как в положительном, так и отрицательном смысле), а поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний. Не выполняя обещания, вы теряете свой авторитет.
Возможные наказания
В детском саду можно использовать такие наказания, как лишение ребенка удовольствия или развлечения, временное лишение любимой игрушки или интересной игры, отстранение от желанной роли в игре и т. д. Наказание необходимо сочетать с убеждением.
Воспитательное воздействие имеет такая форма наказания, как изменение отношения воспитателя, учителя к ребенку, выражающее недовольство его поведением. Кратковременное отчуждение (расстроены, недовольны) воспитателя оказывают сильное воздействие: ребенок переживает это отношение, испытывает чувство раскаяния, желание исправить свое поведение. Ребенок чутко улавливает изменение отношений взрослых к нему, особенно в том случае, если он дорожит их привязанностью. Так, педагог «не замечает» провинившегося, отвечает на вопросы сухо, а обращаясь ко всем детям, смотрит мимо него. Обычно ребенок, стараясь вернуть к себе прежнее расположение, долго не выдерживает подобного игнорирования и «ссору» заканчивает примирением: он приносит извинения за свой поступок.
Для ребенка чувствительным наказанием может явиться запрещение заниматься любимым делом. Например, воспитатель отстраняет провинившегося от дежурства, подчеркивая, что не может доверить такую ответственную работу тому, кто не умеет себя хорошо вести. Но об этом ребенку следует сказать так, чтобы он понял справедливость наказания.
В качестве наказания в группе, можно применить временное ограничение в какой-либо деятельности. Например, если шалун подрался или забрал у другого ребенка игрушку, можно посадить его за стол. Вместо подвижной игры, в которую играют все дети, предложить ему настольную, в которую он будет играть один. Такое вынужденное одиночество даст ребенку понять, что в коллективе существуют определенные правила, которые необходимо выполнять.
Некоторым детям достаточно будет предложить поставить себя на место обиженного ребенка. Такой прием позволит обидчику понять, насколько неприятны были его действия. Кроме того, необходимо давать детям больше положительных примеров.
Дошкольника, отличающегося повышенным самолюбием, иногда целесообразно предупредить, что о его поступке, если он повторится, расскажут папе или другим членам семьи. И, разумеется, если предупреждение не возымело успеха, так и сделать. Например, поставить в известность родителей о поведении сына или дочери. В данном случае воспитатель должен быть уверен, что они поддержат его. Однако такой метод воздействия следует применять крайне редко, так как ребенок может сделать неправильный вывод.
Иногда применяют так называемый метод естественных последствий, т. е. используют меры воздействия, вытекающие из самого поступка: насорил - убери, налил воду - вытри, оторвал пуговицу - пришей. Это вызывает у ребенка осознанное отношение к своим действиям: не очень приятно, когда самому приходится расплачиваться за свое плохое поведение. Но этот метод не во всех случаях приемлем. Нельзя, например, оставить ребенка без прогулки за то, что он капризничал и не хотел одеваться; нельзя отправить малыша в детский сад в испачканном платье за то, что он неряшлив (вряд ли это поможет, если у ребенка нет навыка аккуратности!).
Проще всего объяснить малышу про нормы поведения в группе можно на примере игры с правилами или сказки. Например, говоря про Красную Шапочку, обратить внимание на то, что, не послушав маму, она попадает в неприятную ситуацию, которой можно было избежать. Помимо этого, читая ребятам произведения, содержащие нравственный смысл, обязательно предложить им обсудить действия того или иного героя. Идентифицировав себя с персонажами книг, мультфильмов, игр, дети быстрее и лучше усвоят правила поведения и поймут важность их выполнения.
Недопустимые наказания
В семье, в детском саду недопустимы угнетающие человеческое достоинство наказания: обидные клички, грубые слова, стояние в углу. Категорически недопустимы запрещенные в нашей стране телесные наказания, которые озлобляют ребенка, заставляют его лгать, скрытничать, хитрить, воспитывают трусливость.
Наказание не должно препятствовать соблюдение режима! Все, что может вредить нормальному физическому самочувствию и развитию детей, угрожает их безопасности и здоровью - нарушение режима, лишение обеда, сна, прогулки, ни в коем случае не должно использоваться как наказание.
Нельзя наказывать ребенка трудом. Превращая выполнение тех или иных обязанностей в наказание, можно вызвать неприязнь к труду, а это противоречит основным принципам воспитания. Напротив, любые трудовые поручения должны приносить детям радость, удовлетворение от затраченных усилий. Отстранение ребенка от выполнения трудовых поручений должно восприниматься им как наказание.
Совершенно очевиден вред частых наказаний: ребенок перестает реагировать на них, привыкает к тому, что это явление обычное, а не исключительное.
Недопустимо прибегать к подкупу и обману. Если дошкольника заставляют подчиниться требованиям старших, обещая за это дать лакомство или игрушку, то он может специально упрямиться, капризничать, чтобы выторговать желаемое. И уже совсем неразумно не выполнять обещаний: однажды обманувшись, малыш в дальнейшем будет ставить под сомнение любое распоряжение взрослых.
Как правильно наказывать дошкольников см. Памятку. Затем отработка на себе неверных и конструктивных фраз для наказания».
(обсуждение)


Старший воспитатель:
Ещё один очень важный вопрос. «Ответственность работников дошкольных учреждений за нарушение прав детей». Говоря о защите прав детей, мы в первую очередь подразумеваем жестокое обращение с ребёнком.

Жестокое обращение с детьми является серьезной, распространенной и многогранной проблемой.
Заметным обычно является только физическое насилие, но жестокое обращение с ребенком имеет много иных форм, таких как
*** эмоциональное игнорирование и безнадзорность, которые не столь заметны окружающим, однако оставляют не менее глубокие «шрамы» маленькому человеку.
*** игнорирование потребностей ребенка, оставление его в опасной ситуации с высоким риском травм или смерти, унижение ребенка и убеждение его в том, что он является бесполезной обузой
– вот лишь некоторые примеры жестокого обращения. Всех их объединяет одно: они наносят ребенку глубокие эмоциональные травмы.
Слово предоставляется педагогу-психологу

«Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это унижения, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
2. Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка
- угрозы в адрес ребенка в словесной форме
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний
- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму
4. Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питание, одежды, жилья, образования, медицинской помощи
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных документах.
Конвенция ООН о правах ребенка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:
- обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст. 6)
- защиту от произвольного или не законного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16)
- обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24)
- признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27)
- защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34)
- защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37)
- меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39)
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
- за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136)
- за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157)
Семейный кодекс РФ гарантирует :
- право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54)
- право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56)
- лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 569)
- немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77)

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое насилие над личностью ребенка (ст.56)». (обсуждение)

Я, Седякина Ксения Анатольевна окончила Волгоградский социально-педагогический университет в 2011 году. Обучалась по специальности «Педагогика и психология». В 2011году присуждена квалификация педагог-психолог. В детском саду № 226 работаю с 2011 года. Общий педагогический стаж 4,5 года. Направлениями моей работы являются психологическое сопровождение образовательного процесса: работа с детьми, а именно п сиходиагностика (диагностика личностных и познавательных особенностей детей ДОУ), (коррекция и развитие познавательных процессов у детей). Работа с родителями, целью которой являетсяпсихологическое просвещение родителей, консультирование родителей по различным, запланированным в годовом плане темам («О вранье, Я иду пока вру», «Вредные привычки», «Как помочь тревожному ребенку»), п росвещение, психопрофилактика - проведение родительских собраний для родителей детей, посещающих ДОУ. Работа с воспитателями, целью которой являетсяпсихологическое просвещение воспитателей: консультирование,просвещение, психопрофилактика.

График работы педагога - психолога ДОУ № 226 Седякиной К.А.

Понедельник 12.00-19.00

Вторник 9.00-16.00

Среда 9.00-16.00

Четверг 9.00-16.00

Пятница12.00-19.00

Консультации для родителей детей ДОУ:понедельник, пятница 16.00-19.00

Утверждено

Зав. ДОУ №226

Поповой С.Г.___________

Дата ____________________

План работы

Педагога-психолога МОУ Д/С (общеразвивающего вида) № 226 Седякиной К.А.

На 2011-2012 учебный год

Основные задачи МОУ (задачи годового плана):

1. Формирование нравственно-этических качеств у дошкольников.

2. Продолжать создавать условия для охраны жизни и укрепления здоровья детей.

3. совершенствовать работу по развитию художественно- эстетических способностей воспитанников благодаря основному и дополнительному образованию, с использованием музыки, изобразительной деятельности, средств физического воспитания.

-«Радуга».

Приоритеты в работе МОУ -

работа с детьми подготовительной группы (подготовка детей к школе).

Виды работыцели и задачи

Форма и средства

реализации

Субъекты, количество

Сроки, время

Работа с детьми

Цель: - выявление уровня сформированности моральных качеств личности, познавательных психических процессов, уровня готовности к обучению в школе

Предупреждение дезадаптации к посещению детского сада, повышение уровня общей осведомлённости детей, поступающих в школу.

Психодиагностика

Наблюдение за детьми

Первичная индивидуальная беседа с детьми

Диагностика личностных особенностей детей ДОУ (проективная методика «Несуществующее животное», тест «Рисунок человека»- с 4 лет, тест «Рисунок дерева», тест «Ты-волшебник»), детско-родительских отношений (проективная методика «Моя семья»)

Диагностика познавательного развития детей.

Диагностика и развитие нравственных качеств у детей 5-6 лет по программе « Друзья маленького принца»

Диагностика нравственного развития старшего дошкольника.

Гр. №2

Диагностическая игра «Спасатели мороженого»

Индивидуальная диагностика детей с особенностями в развитии, находящихся в трудной жизненной ситуации (исследование уровня познавательных процессов)

Коррекционно-развивающая работа

(подготовительной группы)

Развивающие занятия с детьми ясельной группы и их родителями (адаптация к детскому саду) «Малышкина школа»

Коррекционно-развивающая работа с детьми ДОУ с особенностями в развитии, по запросу родителей

Дети ДОУ

Детист. и подг. гр.

Дети подг.гр.

Дети посещающие ДОУ № 226

Дети ясельной группы и их родители

Дети ДОУ

Август-сентябрь

октябрь

январь

Апрель - Май

В течение года

Октябрь-март

август

В течение года

Работа с родителями

Цель: психологическое просвещение родителей

консультирование

Консультация «О вранье. Я иду пока вру».

Консультации по запросам родителей.

Консультация для родителей:

«Вредные привычки».

Консультация:

«Как помочь тревожному ребенку»

Родительское собрание для родителей средних групп

по теме: « Нравственноевоспитание детей среднего дошкольного возраста.

Обучение родителей методам приучения ребёнка к детскому саду

Родители детей, посещающих ДОУ № 226

родители

август

сентябрь

в течение года

март

декабрь

декабрь

август

Работа с воспитателями

Цель: психологическое просвещение воспитателей.

консультирование

Консультирование по этапам адаптации детей к детскому саду

Консультация:

«Роль педагогической оценки в эмоциональном развитии ребенка».

Консультации по запросам воспитателей

Консультация:

«Игры и ситуации переживания, развивающие нравственные чувства и доброе отношение к сверстникам и членам семьи».

Консультация для воспитателей:

«Активизация ресурсов человека при эмоциональной усталости».

Консультация «Роль педагогической оценки в эмоциональном развитии ребёнка»

Просвещение, психопрофилактика

Педсовет:

« Нравственное развитие - одна из основ формирования личности дошкольников».

Семинар-практикум по формированию нравственно-эстетических понятий у дошкольников «Книга мой друг, помощник и воспитатель»

Результаты познавательного развития детей для педагогов.

Воспитатели групп ДОУ

Ст.восп, педагогпсихолог

август

октябрь

январь

апрель

ноябрь

январь

Научно-методическая работа

Составление планов работы на год, стендов «Особенности адаптации ребёнка к детскому саду»

Подготовка к педсовету №2

Подготовка всего педагогического персонала к проведению итогового педсовета.

подготовка к педагогическому совету «Нравственное развитие - одна из основ формирования личности дошкольников»

Ст.воспитатель, педагог-психолог

Сентябрь-октябрь

октябрь

ноябрь (29.11.2011г.)

участие в тренингах, семинарах,

круглый стол

Система комплексного сопровождения детей с особенностями в развитии

Семинар-практикум

Психологическое сопровождение реализации новых стандартов образования

Конференция

Новые формы работы с неорганизованными детьми

Теоретико-практический семинар

Непрерывность и преемственность в развитии детей раннего и мдладшего дошкольного возраста

Роль игры в психллогическом развитии дошкольника и формирование предпосылок УУД

Сетевой клуб «Родительская академия»

октябрь

январь

март

май

декабрь, февраль

март

Педагог-психологК.А. Седякина

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТЕМА: Консультирование по этапам адаптации детей к детскому саду

поступающихв детский сад.

Уважаемые взрослые!Если вашему ребенку2,5 - 3 года

1. Расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети. Почему вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад. Заинтересуйте его, расскажите ему, что вам тоже нужно идти на работу, договоритесь вечером делиться информацией, у кого, что интересного произошло за день.

2. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло - скороон сможет пойти сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствие малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребёнком, ведь его приняли в детский сад.

3. Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ,и чем чаще вы его будете повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребёнок, когда пойдёт в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребёнок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребёнок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

4. Поговорите с ребёнком о возможных трудностях. К кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Объясните также, что в группе будет много ребят и иногда придётся ждать своей очереди, чтобы получить желаемое.

5. Приготовьте вместе с ребёнком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательным для вашего ребёнка и точно понравятся другим детям. Это могут быть коробочки с вложенными в них забавными предметами, красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани, книжки с картинками. За лето можно заполнить коробку и осенью отправлять ребёнка с какой-нибудь игрушкой из неё в детский сад, чтобы ему было там спокойнее.

6. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.

7. Разработайте вместе с ребёнком несложную схему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас.

8. Помните, что на привыкание ребёнка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

9. Убедитесь в собственной уверенности, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребёнок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности «садовского»воспитания. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

10. Ребёнок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребёнку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребёнка по именам. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями и другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребёнку к детскому саду.

11. Совершенных людей нет. Будьте терпеливы и снисходительны к другим. Если какие-то ситуации вас тревожат, обязательно разъясняйте их, лучше делать этов мягкой форме или через специалистов (воспитателей вашей группы детского сада, психолога и др.).

12. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.

13. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребёнка (не менее 8 раз в день), подбадривайте его.

14. Если через месяц ваш ребёнок ещё не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, о которых вы забыли.

Дорогие мамы и папы!

Если вам нужна помощь, психологиждут вас!

Уважаемые родители! Обратите внимание на анамнестические факторы риска, осложняющие адаптациюдошкольника к новым социальным условиям.

1. До родов (антенатальные факторы)

Токсикоз 1 половины беременности.

Стрессовые ситуации у матери в период беременности.

Употребление матерью алкоголя во время беременности.

Нежелательная беременность.

2. Во время родов (интранатальные факторы)

Наличие асфиксии разной степени тяжести.

Нарушение мозгового кровообращения.

Родовая травма.

3. После родов(постнатальные факторы)

Недоношенность ребенка.

Искусственное вскармливание.

Задержка нервно-психического развития на первом году жизни или на протяжении всего периода раннего возраста.

Частые ОРВИ и другие острые инфекционные заболевания.

Наличие хронических соматических заболеваний (пиелонефрит, гломерулонефрит, ревматизм, холецистит и др.)

Дефекты слуха, зрения и речи.

Наличие различных заболеваний нервной системы.

Наличие энуреза, заикания, навязчивых страхов, тиков.

Алкоголизм родителей (матери, отца).

Конфликтные ситуации в семье.

Неправильное воспитание ребенка.

Развод родителей.

Неполная семья.

Отверженность ребенка и постоянное противопоставление его другим детям в семье.

Низкая самооценка.

Различные комплексы неполноценности ребенка.

Высокий уровень тревожности.

Низкая коммуникабельность.

Отсутствиелюбознательности

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТЕМА: «О вранье. Я иду пока вру».

Жизнь каждого ребёнка-дошкольника наполнена выдумками и фантазиями. Это одна из психологических особенностей возраста, так как способность отделять мир фантазий от реальности формируется к началу школьного этапа жизни, т.е. к 7-8 годам. Но если в 4-5 лет фантазии ребёнка невинны, то в 5-6 лет малыш начинает задумываться над тем, как можно избежать наказаний. Интуитивный поиск способов избегания неприятностей останавливается на самом лёгком - лжи. Это средство всегда доступно и помогает в минимальные сроки достичь желаемого.

Ложь по своей природе многолика и многогранна, также многочисленны и мотивы, толкающие ребёнка на ложь.

Как это часто бывает, неблаговидные поступки детей являются следствием ошибок и просчётов родителей.

Например, ребёнка обвиняют в том, что он без разрешения съел конфеты, оставленные на столе, а фантик был найден у брата. Малыш отказывается, говорит, что это не он. Родителям есть над чем задуматься. Во-первых это сигнал о том, что не всё благополучно в отношениях между братьями, но скорее всего, это не простая детская ревность, а неосознанно культивируемоеродителями соперничество, проявляющееся всравнениях и друг с другом. Во-вторых нужно помнить, что у дошкольников волевые усилия или произвольный контроль поведения развиты слабо, они не могут противостоять соблазну. Тем более, что система запретов во многих семьях неоправданно широка, а следовательно малоэффективна.

Другой причиной лживости ребёнка может бытьзавышенная система требований, предъявляемых к нему родителями. Скорее всего, эти требования не основываются на реальных возможностях и желаниях ребёнка. В этом случае он пытается оградить себя от необоснованных нападок, а также уберечь родителей от разочарования.

Обычно оправдывая своё неумение ч.л.делать(в зависимости от требований родителей), ребёнок косвенно обвиняеткого-либо или что-либо другое: обстоятельства, неродивость воспитателей или учителей, сверстников. А невротизированные родители, обделённые по их мнению жизнью, идут на поводу у такой лжи. Чаще всего такая ситуация складывается в неполных семьях, в которых мать одна воспитывает ребёнка, желая ему самого лучшего и боясь, что его обидят.

Что же является движущей силой, толкающей ребёнка на ложь? Страх. Страх потерять любовь родителя, его расположение, страх быть неоправданно обвинённым, наказанным. Трагизм ситуации в постоянном страхе - быть пойманным. В итоге - замкнутый круг. Постепенно он привыкает к такой ситуации и развивается в рамках двойной морали - для себя и для других.

Ещё одной широко распространённой причиной детской лжи является как это не парадоксально пример родителей. Дети - дошкольники склонны к подражанию, они перенимают манеру поведения, движения, слова тех людей, которые им нравятся и которые обладают для них авторитетом. Чаще всего таковыми являются родители. И если ребёнок часто становится примером лжи родителей, он начинает воспринимать её как норму. Тем труднее объяснить ему, что «обманывать нехорошо». С другой стороны родители идут на ложь, прикрывая её благовидным предлогом возрастного непонимания детей («аисты», «капуста»), тем самым, отмахиваясь от них. Поэтому и дети, не желая вдаваться в подробности своей жизни, постепенно начинают скрывать правду, а это одно из следствий потери доверия.

Таким образом начинать работу следует с выяснения особенностей семейных отношений, особенностей личности самих родителей. Далее можно проанализировать реальные возможности и способности ребёнка, а также его взгляд на отношения в семье.

Важно объяснить родителям, что их задача не поймать ребёнка на лжи, а разобраться в мотивах такого поведения. Лучше использовать косвенные методы воздействия: сказки, рассказы, проблемные ситуации, в ходе обсуждения которыхможно, во-первых, выявить особенности сложившейся системы ценностей, а во-вторых, безболезненно и тактично повлиять на неё.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребенок идётв школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не срезу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы илина первом году обучения.
  • Поддержите будущегопервоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к воспитателю (учителю), психологу.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился «значимый взрослый». Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о первом учителе.
  • Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

1. Безусловно принимать ребёнка - значит любить его не за то что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

2. Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребёнком в целом.

3. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или "непозволительными" они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

4. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическими, иначе оно перерастет в непринятие его.

5. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"

6. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

При этом:

Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

7. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передайте их ему.

8. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться сознательным.

9. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

10. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите о СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.

11. Правила (ограничения требования, запреты) обязательно должны присутствовать в жизни ребенка, но они должны быть гибкими, согласованы взрослыми между собой.

12. Использовать в повседневном общении приветливые фразы, например:

«Мне хорошо с тобой»

«Я рад (а) тебя видеть»

«Хорошо, что ты пришел»

«Мне нравится как ты...»

«Как хорошо, что ты у нас есть»

«Ты мой хороший».

14. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.

Быть родителем - особое искусство. Хочется пожелать родителям будущих первоклассников терпения, сил, радостных минут гордости за успехи и достижения своих детей.

Запомните, родители лучше всех знают своего ребенка, а значит, скорее, могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Это залог успеха!

2012 - 2013 учебный год

педагог-психолог

МОУ д/с № 226

Седякина Ксения Анатольевна

График работы:

Понедельник 12.00-19.00

Вторник 09.00-16.00

Среда 10.00-17.00

Четверг 09.00-16.00

Пятница 12.00-19.00

Утверждено

Зав. ДОУ №226

Поповой С.В.___________

Дата ____________________

План работы

педагога-психолога МОУ Д/С (общеразвивающего вида) № 226 Седякиной К.А.

На 2012-2013 учебный год

Основные задачи ДОУ № 226 на 2012-2013 учебный год

1. Совершенствовать работу по развитию игровой деятельности дошкольников в разных возрастных группах за счёт повышения профессионального мастерства педагогов по вопросам руководства игрой.

Продолжать совершенствовать предметно-развивающую среду с целью создания условийдля развитияполноценной игровой деятельности детей.

2. Систематизировать работу ДОУпо художественно-эстетическому направлению (образовательная область «Художественное творчество»)

3.Развивать и укреплять психофизическое здоровье дошкольников через совершенствование системы воспитания и формирования навыков ведения здорового образа жизни. Повысить эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ за счёт усиления персональной ответственности каждого участника образовательного процесса.

4. Разработка и внедрение основной общеобразовательной программы в ДОУ. Реализация основной общеобразовательной программы в ДОУ в соответствии с ФГТ.

Совершенствовать систему комплексно-тематического планирования образовательного процесса с учётом содержания образовательных областей согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ

Основные задачи педагога-психолога ДОУ № 226 на 2012-2013 учебный год:

1. Способствовать укреплению психического здоровья детей

2. Формирование нравственно-этических качеств у дошкольников

3. Способствовать психолого-педагогическому просвещениюродителей и воспитателей

Программа, по которой работает детский сад № 226 -«Радуга».

Приоритеты в работе МОУ - нравственное воспитание, развитие художественно- эстетических способностей воспитанников ДОУ №226.

Приоритетные направления работы психолога - работа с детьми подготовительной группы (подготовка детей к школе).

Виды работыцели и задачи

Форма и средства

реализации

Субъекты, количество

Сроки, время

Психологическое сопровождение образовательного процесса

Работа с детьми

Цель: - выявление уровня сформированности познавательных психических процессов, уровня готовности к обучению в школе

Предупреждение дезадаптации к посещению детского сада

Психодиагностика

Наблюдение за детьми в игровой деятельности

Сбор информации у воспитателей групп об изменениях социальной сферы детей

Проведение экспресс диагностики в детском саду (Павлова, Руденко)

Наблюдение идиагностика детей, входящих в семьи, требующие особого психолого -педагогическоговнимания (детско-родительские отношения, эмоц.сфера, диагностика посттравматического стрессового расстройства)

Диагностика детей с ОВЗ по запросу родителей, воспитателей

Диагностика эмоциональной сферы детей

Диагностика особенностей характера, страхов детей

Исследование восприятия времени современными дошкольниками

Повторная диагностика Павловой, Руденко (дети средней и старших групп)

Диагностика детей подготовительной группы по выявлению дошкольной зрелости «Спасатели мороженого»

Коррекционно-развивающая работа

Развивающие игры и упражнения с детьми ясельной группы

Развивающие игры и упражнения с детьми младшей группы

Развивающие игры и упражнения с детьми, требующими особого психолого - педагогическоговнимания

Развивающие занятия с детьми, поступающими в первый класс

детьми с ОВЗ по результатам диагностики

Коррекционно -развивающая работа с детьми по результатам первичной диагностики

Развивающие сказки для детей, поступающих к школу

Дети ДОУ

Дети ДОУ

Подг. гр.

Ст. гр.

Ср.гр.

Дети из семей «группы риска»

Дети с ОВЗ

Ст., подг. группы

Ст, подг.

группы

Ст, подг.

группы

сред., ст.

подг. группа

Ясельнаягруппа

Младшая группа

Дети из «семей группы риска»

Дети подг группы

Дети с
ОВЗ

Ст. гр., ср.гр.

сентябрь

сентябрь

сентябрь-октябрь

сентябрь - май

октябрь - май

март-апрель

сентябрь - октябрь

сентябрь-октябрь

сентябрь-май

октябрь- март

октябрь-май

октябрь - февраль

март-апрель

Работа с родителями

Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей

Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей данного возраста

Цель: установлениеэмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми; улучшение детско-родительских отношений.

Цель: повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения леворуких детей

Цель: повышение родительской компетентности по вопросам охраны здоровья детей.

Цель: пропаганда знаний по вопросам психологии семьи.

Анкетирование

«Игры и игрушки вашего ребёнка. Игра-это важно?»

Консультирование

Консультация для родителей

«Трудности адаптации к

ДОУ»

Памятка «Роль игры в жизни ребёнка»

Индивидуальное консультирование по запросам родителей

Консультация «Как играют дети»

Памятка«Какие игрушки нужны ребёнку?»

Консультация «Агрессивный ребёнок - что делать?»

Консультация «Капризы и упрямство ребёнка-дошкольника»

Консультация «Какие нарушения сна должны волновать родителей»

«Что такое аномальное развитие» (беседа, памятка)

Консультация «Так ли важно рисование в жизни ребёнка»

Консультация «Учим ребёнка общаться»

«Кризис трёхлетнего возраста»

Консультация «На пороге школы»

«Люби меня, пожалуйста!» (памятка)

Просвещение, психопрофилактика

«Особенности поведения детей 5-6 лет»

Родительское собрание

«Психологические особенности раннего возраста»

Дети четырёхлетнего возраста» Вечер вопросов и ответов

Общее родительское собрание «Задачи воспитательно-образовательной и оздоровительно-коррекционной работы на учебный год»

Первичная встреча в Родительском Клубе

Дети с повышенной активностью Моделирование игровых и проблемных ситуаций для родителей.

«Ребёнок - левша»

«Родительская копилка»

«Страна понимания»

(вечер вопросов и ответов, анкетирование)

«Воспитание привычек у ребёнка»

«Родительская копилка»

Встреча в родительском клубе

«Наш капризуля» Кругрый стол. «Родительская копилка»

«Расти здоровым, малыш!»

Беседа с родителями

«Как правильно общаться с детьми?» (Круглый стол» , «Родительская копилка»)

Организация встречи в родительском клубе

Проведение общего родительского собрания. Общее собрание родителей, участвующих в программе «В детский сад вместе с мамой»

яс.,мл. группы

яс.,мл. группы

яс.,мл. группы

яс.,мл. ст, подг группы

яс.,мл. сред. ст.подг. группы

сред группы

сред группы

яс.,мл. ст, подг группы

яс.,мл. сред. группы

подг группы

ст. группы

млад группы

подг. группы

подг. группы

ст группа

яс. группа

сред группа

родители детей ДОУ

яс.группа

сред группа

подг группа

подг группа

сред группа

яс. группа

сред группа

ст.группа

сред группа

яс.группа

яс.группа

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

Педагог-психологК.А. Седякина

Памятка родителям будущих первоклассников

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе, ладить с детьми в классе и т.д. Для нормального развития ребенку важно успешно адаптироваться к новым для него условиям жизни. Чтобы адаптация прошла успешно, ребенка к этому надо готовить.

Можно выделить несколько основных направлений в подготовке ребенка к школе:

· Формирование у ребенка желания пойти в школу, развитие интереса к занятиям. Для этого важно: во время занятий с ребенком создавать для него ситуации успеха (подбирать задания в соответствии с его возможностями); отмечать достижения ребенка и хвалить за них; ни в коем случае не ругать при ошибках и неудачах; в целом создавать такие условия, чтобы ребенку нравилось заниматься ; радоваться успехам ребенка, говорить о важности и полезности школьного обучения, не пугать ребенка школой. Сделать умышленно так, чтобы ребёнок заметил вашу ошибку.

· Развитие у ребенка способностей, необходимых для успешного обучения (собранности, организованности, внимательности, самостоятельности, ответственности, обязательности и пр.). Для этого важно ребенка приучать к самостоятельному старательному выполнению любых поручений и заданий, не торопиться с оказанием ему помощи, поощрять и поддерживать проявление любого позитивного качества: самостоятельности, старательности, аккуратности, сосредоточенности т.д.. Желательно, чтобы у ребенка дома были свои посильные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность (о мере ответственности с ребенком лучше договориться заранее).

· Повышение у ребенка общей осведомленности, для чего следует больше общаться с ним . Ребенку к началу обучения нужно уметь ориентироваться в пространстве и времени, что придает ему больше уверенности. Для этого, как минимум, следует знать свой адрес, другие улицы города, другие города, где он бывал; знать дату своего рождения, ориентироваться во временах года и знать их характерные особенности и т.п. Чаще беседовать с ребёнком, рассказывать о различных предметах и явлениях природы, отвечать на его вопросы.

· Развитие у ребенка общеучебных умений. При поступлении в школу нет формальных требований к учебным умениям ребенка. Обычно эти требования включают в себя: умение держать карандаш, ручку (развитие мелкой моторики руки), умение выделять звуки в словах, начальные умения чтения и счета. Если ребенок в своей учебной подготовке отстает от среднего уровня готовности детей в классе, то ему приходится испытывать повышенные нагрузки, пока он всех не догонит.

· Воспитание дисциплинированного поведения. Соблюдение правил и норм общественного поведения - очень важное умение, которое ребенку необходимо в школе, и воспитывать его нужно при каждом удобном случае в любом общественном месте. При этом важно соотносить требования к поведению ребенка с его конкретными возможностями, то есть соблюдать принцип постепенности, поддерживать ребенка даже за небольшие успехи, стимулировать его стремление к порядку . Рассказывать и обучать ребёнка правилам поведения на улице (ПДД), в гостях, за столом, в общественных местах.

· Воспитание у ребенка умения общаться с детьми. Ребенок в школе попадает в коллектив, и, чтобы коллектив его принял, ему важно уметь ориентироваться не только на свои интересы, но и на интересы окружающих. Учите ребёнка уважать взрослых и сверстников, учитывать их мнение, быть чуткими, вежливыми, тактичными с окружающими их людьми.

· Научите хорошо ориентироваться в окружающем пространстве (дом - школа, ПДД)

· Научите подготавливать своё рабочее место (убирать за собой игрушки, учебные принадлежности после занятий).

Ребёнок должен быть подготовлен к школе так, чтобы ему было комфортно учиться как минимум в обычной общеобразовательной школе, чтобы он чувствовал себя комфортно в системе школьных требований и взаимоотношений, и чтобы у него сложилось положительное отношение к школе, к детям, к учителю.

Это основа будущего психического здоровья ребенка.

Уважаемые родители!!!

Поступление в школу - очень важный, ответственный момент, как для ребёнка, так и для родителей

Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе, ладить с детьми в классе и т.д.

Самостоятельно ребёнку сложно перейти на новый для него уровень и темп жизни. И поэтому нам, взрослым, необходимо ему помогать перед поступлением в школу.

Многое могут сделать для него родители- первые и самые важные его воспитатели.

Ребёнок к началу обучения в школе должен быть психологически подготовлен. Первое, что у него должно сформироваться, это желание идти в школу

Во-вторых, он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования взрослого (в будущем - учителя), уметь контролировать своё поведение.

В-третьих, он должен быть выносливым, чтобы выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня, у него должна быть хорошая самооценка и адекватный уровень притязаний.

И, конечно же, у него должно быть соответствующее возрасту умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными ЗУН. Если все эти показатели будут соответствовать норме, то ребёнку будет легче адаптироваться к новым школьным условиям, новому коллективу как сверстников так и взрослых и потихоньку успешно перейти от игровой деятельности к учебной деятельности.

Подготавливать к этому моменту детей мы с вами должны уже сейчас. Я предлагаю вам несколько несложных игр, в которые можно играть в пути, например, если вы куда-то идёте или едете с ребёнком

Игра на развитие памяти.

В эту игру можно играть с ребенком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту. (можно играть в эту игру как вдвоём с ребёнком, по очереди называя слова, так и с группой детей.

Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"

Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

-каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?

- у коровы - теленок, у собаки - ..., у кошки - … ---огурец, помидор, морковь, свекла - это...?

А вот упражнения, для которых потребуются лист бумаги и карандаш:

Упражнение на развитие произвольного внимания.

Дайте ребёнку лист бумаги, цветные карандаши и попросите нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, предупредите ребёнка о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответьте - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Упражнение на развитие наблюдательности.

Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик.

Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления

Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.

Старайтесь, чтобы ребёнку во время занятий было интересно , используйте игровую форму занятий.

Развивайте в ребёнке навыки общения , дух сотрудничества и коллективизма.

Чаще отмечайте успехи ребёнка, находите слова поддержки . Никогда не сравнивайте его с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах, высокую самооценку .

Радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения со своим ребёнком!!!


Консультация педагог-психолога для воспитателей детского сада:

Современные подходы к развитию дошкольника как всесторонне развитой личности базируются на развитии познавательной активности дошкольников, что, в свою очередь, предполагает включение в деятельность с детьми комплексов упражнений, психологических игр, разных задач на сообразительность, которые расшатывают психологическую инерцию, меняют стереотипы мышления, формируют, прежде всего, человека, который умеет мыслить.

Сегодняшние дети требуют, чтобы их не учили, а чтобы с ними играли, позволили фантазировать, чувствовать себя свободно, раскованно. И именно поэтому, готовясь, каждый раз к занятию, следует чувствовать в себе не взрослого воспитателя, а оживленного, активного, желающего познать интересный и незнакомый мир ребенка.

Детям необходимо что-то загадочное, полное неожиданного, сказочное. А что может быть сказочным в сказке? Именно с нее и следует начинать, ею заинтересовывать, с ней «дружить», ведь ничто в мире так не любят дети, как сказку.

Они есть в каждой семье. У каждого ребенка есть любимая книга со сказками, любимая сказка, любимый сказочный персонаж. В сказках есть много познавательного: первые представления о времени и пространстве, природе, предметном окружающем мире, чувствах. Сказки позволят малышу впервые почувствовать храбрость, смелость, увидеть добро и зло... Большинство сказок имеют хороший конец, но существуют сказки жестокие, которые демонстрируют разные негативные моменты. Мы легко в этом убеждаемся, рассказывая о том, как лиса ест Колобка, как сестры обижают Золушку, как тяжело жилось Иванушке-дурачку. В детском саду и дома сказки предлагают дошкольникам в виде чтения, рассказывания, пересказа, драматизации и др. Но в таком виде, по нашему мнению, сказки не полностью используются для развития воображения, мышления, речевого творчества, активного воспитания добрых чувств у детей.

Интересные методы работы над сказкой в свое время предложил Дж. Родари. Предлагаем их толкование:

1. Коллаж из сказок (можно с иллюстрациями, а можно и без) - перепутывание ситуаций, сосуществования героев из разных сказок.

2. Спасательные ситуации в опасных для героев ситуациях - нахождение выхода для любимых героев (например, лисичка не съела Колобка, потому что внезапно чихнула, а Колобок тем временем выскочил и покатился дальше)

3. Изменение ситуаций в знакомых сказках - похожий метод с предыдущим, но речь идет не о спасении героев, а просто об изменении сюжета на усмотрение ребенка (например, сказка «Волк и семеро козлят» - волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения; сказка «Гуси-лебеди» - на пути девочки встречается волк; сказка «О рыбаке и рыбке» - рыбка изъявила желание сама встретиться с бабой и т. д.).

4. Сказки по-новому - метод, который поможет взглянуть на знакомые вещи иначе (например: «Золушка» - девочка ленивая и злая, «Красная Шапочка» - хороший волк,)

5. Цветные сказки - «Сказки о волшебных сказках». Особенно целесообразно при изучении цветов (например, каждая краска живет в волшебном дворце, гостят друг у друга, в конце концов образуются новые оттенки, а иногда - совсем неожиданные цвета. Фантазируя, следует соблюдать правила: во дворце каждой краски все должно быть окрашено только в ее цвет)

6. Сериал в сказке - создание новых сюжетов любимых сказок, с любимыми героями (например, сказка «Колобок»: 1-я серия - традиционная сказка, 2-я - как спасти Колобка, 3-я - Колобок попадает в цветную страну и меняется, 4-я - у Колобка появляется нос Буратино, 5-я - у Колобка есть подружка б-я - моя сказка про Колобка)

7. Из сказки - в задачу! - на основе знакомых сказок создаются интересные задачи с математическим, логическим содержанием (например, по мотивам сказок «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Колобок» и др.)

8. Сказка - из задачи - модель начала сказки - содержание веселой, интересной для детей задачи (например, задача:

Барсучиха-бабушка напекла «оладушки»,

Угостила пять внучат, очень славных барсучат.

Два внучка не наелись, с ревом блюдцами гремят.

Посчитайте очень быстро.

Сколько барсучат ждут добавки и молчат?

Начало сказки: решили барсучата уйти от бабушки и искать счастья в мире...)

9. Сказка - из считалочки - после разучивания, неоднократного использования во время подвижных игр. Предлагаем детям загадку, как начало новой сказки, которая идет от содержания считалки. (Например:

Катилось яблочко мимо сада,

Мимо сада, мимо пруда,

Кто поднимет, тот и выйдет..

Но яблочко было не простым, а волшебным: оно меняло характеры героев сказок. Первым ему попался навстречу...)

10. Гороскоп и сказка - используют во время ознакомления детей со знаками Зодиака, определение зависимости особенностей характера человека от знака, под которым он появился на свет. Чтобы детям было доступнее, переносим данные на персонажей сказок (например: Колобок из одноименной сказки. Представим, что Колобок по знаку Зодиака - Лев и решил вести себя в соответствии с этим знаком.

Характерные особенности Льва (Возможны изменения в поведении Колобка)

Надоело Колобку катиться по дорожке. Он лег под кустом и заснул, проснулся и решил жить на этой полянке.

Он умный, любит властвовать.

На этой полянке Колобок стал царем всех маленьких животных и насекомых.

Сообщить детям, что герои сказки по каким-то причинам спрятались (просто играют, или их заколдовали).

В случае изменения местами героев или других знаков - меняется сюжет сказки.

11. Моделирование сказок (по схемам-моделями, по знакам, по геометрическим фигурами).

Конечно, не каждую сказку следует «дорабатывать», искажать и дополнять, но эти методы можно и нужно использовать, когда возникает потребность решения определенной проблемы или ситуации. С помощью сказки можно провести занятие морально-этического характера, развить мышление или воображение дошкольников, знакомить с вопросами экологии, экономики, народоведения, безопасности жизнедеятельности, решать математические задачи, изучать цвета...

Направлений может быть множество и все они будут направлены на развитие интереса, познавательной активности у детей при различных видах занятости.