Сила внушения на человека. Внушение и самовнушение как методы психологического воздействия

Рад вас приветствовать, уважаемые читатели моего блога! Уверен, что в вашей жизни происходили события, к примеру, когда вы подумали о каком-то человеке, которого давно не видели, и тут же он вам звонит, или, когда вам стало беспокойно за любимого человека, и, как оказалось, ему в тот момент было очень нехорошо… Это чувствование друг друга называется внушение мыслей на расстоянии, и сегодня мы будем учиться это делать осознанно.

Объект внушения должен быть в момент выполнения техники в состоянии, когда сознание его расслаблено, к примеру, когда он спит или под воздействием алкоголя. Только не пьян совсем, а слегка выпивший. Суть в том, что в таком случае у него отсутствует логика и возможность поддавать критике информацию, подсознание не умеет давать оценку и отфильтровывать на нужное и ненужно. Или, в случае тренировки, когда есть договорённость, настроен на принятие от вас посланий.


По фотографии

Эта техника подходит в случаях, когда задуманный объект находится на большом расстоянии от вас. А также для новичков, потому что не будет необходимости представлять и длительно удерживать чётки образ другого человека. Достаточно иметь его фотографию. Следует позаботиться о том, чтобы никто вас не потревожил, удобно расположиться в кресле или на стуле, можно даже лечь, главное, чтобы было комфортно, и вы не испытывали напряжение. Расслабьтесь и сосредоточьтесь на фото, когда прочувствуете уверенность в своих возможностях и будете максимально сконцентрированы – начните про себя произносить какую-то одну команду, очень много раз, с каждым произношением ощущая всё больше и больше уверенности в результате.

На незначительном расстоянии

Также для новичков, с целью практики. Для этого потребуется человек, который согласится быть испытуемым. Вы можете расположиться в разных комнатах, главное, чтобы он дал себе установку, что готов принимать то, что вы будете ему посылать, также расслабился, закрыл глаза и чётко представил вас. Соответственно, вы должны проделать тоже самое и следовать вышеперечисленным рекомендациям. Кстати, этот приём с обоюдной выгодой. Если партнёр заинтересован в том, как читать мысли, то одновременно с вами может в этом попрактиковаться.

Животные и растения

Интересный метод, с помощью которого возможно излечить животное или растение, а также пообщаться с ним. Единственное условие состоит в том, что оно должно быть ваше, и о котором вы уже давно заботитесь. Для этого сядьте напротив, войдите в состояние лёгкого транса, то есть, когда мышление замедлено, вы расслаблены, дыхание глубокое, а в голове эффект пустоты. Посмотрите внимательно на своего питомца, закройте глаза и отчётливо воспроизведите его образ.

Повторите так несколько раз, закрывая и открывая глаза, пока внутренняя картинка не начнёт полностью совпадать с реальной. Когда это случится – значит вам удалось установить телепатическую связь, и теперь можно приступать непосредственно к внушению. Как я говорил, на выдохе, из области межбровья даём определённый посыл. После чего прислушайтесь к своим ощущениям, что с вами происходит. Это будет ответ от питомца, в виде картинки или даже звука. По завершению поблагодарите своё животное или растение за ответ и готовность с вами пообщаться. Кстати, со временем, с практикой и усилением телепатической связи вы сможете обращаться к нему с какими-то вопросами.

Лечение человека


То же самое можно проделать и с человеком, я имею в виду излечить его, улучшить самочувствие, оказать поддержку и даже помочь с чем-то справиться. Этот метод называется позитивная телепатия. Кстати, его неосознанно используют по отношению друг к другу любящие и очень близкие люди. Но наиболее сильны матери, которые волнуются за своего ребёнка, они порой действительно силой мысли способны творить чудеса, даже если их чадо находится на другом континенте, они могут почувствовать неладное заранее, да ещё и помочь выздороветь, выжить только силой своего желания.

Итак, что нужно делать. Представьте, как к задуманному человеку отправляется шар, который состоит из энергии, тёплой и исцеляющей, как душу, так и тело. Как через точку межбровья он его вдыхает, и эта энергия заполняет его, каждую клеточку и орган. Как меняется его настроение, он улыбается и чувствует, что вы рядом. Как задуманные вами послания попадают в его сознание. Очень важно, чтобы вы сами в этот момент ощущали то состояние, которое хотите ему передать.

Пошаговая инструкция

Как повлиять на действия задуманного человека или вызвать у него ощущение любви к вам.

  • Удобно расположитесь, расслабьте поэтапно каждую часть тела, затем сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха.
  • Закройте глаза и подумайте о тексте, который хотите передать, важно, чтобы он был ясным и коротким.
  • Затем представьте этого человека, как — будто он сейчас рядом, и вы его ощущаете реально, вплоть до запаха.
  • Начните проговаривать свой приказ или убеждение. Например, чтобы он сейчас написал вам сообщение.
  • Игнорируйте идеи, которые будут сами по себе возникать в голове.
  • А теперь начните визуализировать то, что вы хотите, чтобы он сделал. То есть, как он берёт телефон, открывает необходимое приложение и начинает писать вам сообщение.
  • Захотите этого очень сильно, и тогда внушение дойдёт до него, потому что его мозг уловит ваши целенаправленные посылы.
  • Ежедневно уделяйте внимание этому упражнению не менее 15-20 минут, и со временем вы обязательно усвоите телегипноз.

Послание человеку

И последнее, для тех, кого интересует вопрос о том, как передавать быстрое, так называемое, сообщение о себе. Когда нет времени и возможности настроиться на представление и прочее, но нужно срочно о себе дать знать. Для этого подумайте о послании, необходимом человеке, затем сделайте глубокий вдох и очень резкий сильный выдох, на котором ваше сообщение улетает к адресату.

Всем вам приходилось слышать о силе внушения: о том, как человек может заболеть, если ему постоянно внушать, что он плохо выглядит. Если несколько людей условятся и будут говорить ему об этом, то обыкновенный человек просто не выдержит и в результате заболеет.

Монотонное, постоянное прокручивание в уме совершенного преступления часто приводит преступников к признанию своей вины. Будучи журналистом, мне часто приходилось присутствовать на многих "третьесортных судебных заседаниях". Я видел, как следователи и прокуроры загоняли человека в угол и забрасывали его вопросами, пока его лицо не покрывалось потом и он не начинал нервничать. Это постоянное повторение, капанье на мозги и использование силы внушения постепенно приводят к тому, что преступник сознается в содеянном.

Хороший продавец постоянно использует силу внушения. Искусство торговли состоит в том, чтобы покупатель думал так же, как и вы; и если вы сами не будете верить в то, что вещь, которую вы продаете, - хорошая, то не убедите в этом другого человека.

Это обычный здравый смысл. Те из вас, кто, может быть, занимается торговлей, должны помнить, что 99 процентов успеха в торговле - это знание своего товара и умение продавать себя; а оставшийся 1 процент - это обычная процедура контакта с клиентом.

Вы должны осознать - для того чтобы подчинить людей своей воле или сделать так, чтобы они выполняли то, что вы хотите, нужно просто заставить их думать так же, как вы. Это совсем нетрудно. По крайней мере, так вам покажется, когда вы научитесь это делать.

Элмер Гоуинг из Мариона, штат Индиана, был самым лучшим продавцом, какого я когда-либо встречал. Он мог продать буквально все. Ему было не важно, что это за продукция, идея или проект… Элмер мог продать ее. Если какое-нибудь общество начинало выпускать какую-то продукцию и терпело убытки из-за того, что члены общества не могли реализовать ее, то раздавался крик: "Пошлите за Элмером!", - и тут же посылали за этим долговязым, добродушным, домашнего вида человеком средних лет. Выслушав конкретные обстоятельства проекта, он говорил: "И это все? Почему бы вам не предложить мне что-нибудь потруднее?" Затем Элмер исчезал и появлялся через несколько часов с достаточным количеством поручителей, готовых помочь с проектом. Как ему удавалось это сделать, он держал в тайне.

Однажды Торговая палата решила устроить шоу домашних талантов. Билеты были напечатаны поздно, а местная рекламная кампания не очень хороша; в результате за день до представления было продано только несколько билетов.

Где Элмер? - воскликнул президент Торговой палаты. - Похоже, что он - наше единственное спасение, но я сомневаюсь, что сейчас может помочь даже Элмер!


Сила внушения

Позвали за Элмером и вручили ему пятьсот билетов стоимостью один доллар каждый.

"Сможешь ли ты все их продать к завтрашнему вечеру?" - спросили у него.

Элмер посмотрел сначала на стопку билетов, потом поднял глаза к небу и ответил: "Могу, если вы договоритесь с моим хозяином, чтобы он отпустил меня с работы". Глава страховой компании, где работал Элмер, дал добро. На следующий день в половине пятого Элмер вошел в офис Торговой палаты с карманами, набитыми деньгами. "Похоже, что у вас сегодня будет полный зал, - усмехнулся он. - Все билеты разошлись - и я мог бы продать и больше!"

Для меня это было уже слишком. Решив во что бы то ни стало узнать его секрет, я подошел к нему и предложил: "Как насчет того, чтобы пообедать со мной завтра в отеле «Дом Спенсера»? Я куплю тебе самый лучший обед в городе в обмен на твой секрет. По рукам?"

"Секрет так прост, - сказал Элмер, - что получится, будто я обманываю тебя, - но я согласен на встречу, так как люблю хорошо поесть".

На следующий день, как только мы закончили обедать, я выжидательно посмотрел на Элмера. "Итак, Элмер, - начал я, - я сдержал свое слово, теперь очередь за тобой. Давай!"

Не отвечая мне, Элмер продолжал играть ножом. Он взял его в руку и стал внимательно рассматривать.

"Странно, что я не заметил этого раньше, - произнес он, - но это очень хорошее столовое серебро для отеля. Может быть, я и ошибаюсь, но похоже, это из Горхэма. Поразительный дизайн. Интересно, может быть, отель купил этот столовый набор на аукционе? В следующий раз, когда я увижу менеджера Торнбурга, надо будет обязательно спросить его об этом". Он передал нож мне. "Посмотрите, как играет свет… настоящее серебро… это действительно высокий класс…"

Я взял нож в руки, немного сбитый с толку, так как готов был услышать от Элмера, как ему удается все так удачно продавать.

"Знаете, если бы у меня была возможность купить этот столовый набор по дешевой цене, я бы не задумываясь это сделал, - продолжал Элмер, пока я вертел в руках нож, рассматривая его. - А что вы думаете о нем?"

"Довольно привлекательный, - признался я. - Свет играет, как вы заметили… хороший дизайн… действительно странно встретить в отеле столовое серебро такого качества".

"А не хотели бы вы сами приобрести такое столовое серебро? - спросил Элмер. - Я имею в виду, если бы цена была приемлемая?.."

"Пожалуй", - согласился я.

Элмер протянул руку. "Я продаю вам этот нож. И возьму с вас всего лишь двадцать пять центов!"

И моя рука инстинктивно потянулась в карман за деньгами! Элмер так искусно преподнес мне все это, так заинтриговал меня, что, когда он попросил двадцать пять центов, я чуть было не купил нож, который ему даже не принадлежал!

"Вот и весь секрет! - усмехнулся Элмер. - Заставьте своего покупателя принять вашу продукцию или предложение, какое бы оно ни было; дайте ему свою продукцию в руки, сделайте так, чтобы он оценил ее, согласился с вами, и помните самое важное правило продажи: «обладание - девять десятых успеха». Стоит человеку в уме согласиться принять продукцию или идею и представить, что он уже обладает ею, и ему не захочется отпускать ее. Ему будет легче опустить руку в карман и заплатить за нее!"

Я могу подтвердить верность его утверждения относительно нежелания возвращать товар, когда он уже в твоих руках. Как глупо бы это ни казалось, но я все еще был готов заплатить Элмеру двадцать пять центов и оставить себе нож! И у меня в душе осталось какое-то чувство неудовлетворения из-за того, что нож принадлежит отелю. Это был высший класс умения продавать!

Те из вас, кто работают продавцами или имеют свой собственный бизнес, могут улучшить свои дела, начав правильно мыслить. Люди могут говорить вам, что бизнес - это плохо, что это борьба, постоянная ругань и высказывание подобных негативных мыслей. Если вы примете эти мысли и сделаете их своими, то ваш бизнес тогда действительно превратится в собачью грызню, даже и не сомневайтесь. Если вы разговариваете с людьми, опустив голову, вяло и изображая на лице всемирную скорбь, тем самым вы угнетаете собеседника. Чем больше вы накручиваете себя и рассказываете одну и ту же печальную историю (особенно если вы еще думаете и говорите достаточно убедительно), тем больше наносите вреда и себе, и окружающим.

Этим вы настраиваете свои мысли на страх, а подобные вибрации чреваты серьезными последствиями. Такие мысли распространяются со скоростью света. И наоборот, если вы направляете свои мысли (с помощью визуализации) в сторону успеха в делах, выгоды, не настраивая себя ни на какие дурные предчувствия (не реагируя на негативные мысли других) и вкладывая весь свой энтузиазм, энергию и работоспособность в свое дело - ваш бизнес автоматически улучшится!


В вас должен гореть огонь энтузиазма!

Вы должны помнить, что мощный внутренний огонь энтузиазма становится большим пожаром, который распространяется с излучаемыми вами вашими волнами. Вибрации, возникающие в результате ваших лучей энтузиазма, вдохновляют других, поднимают им настроение, способствуют бизнесу… точно так же, как вибрации страха угнетают, отталкивают и уничтожают людей.

Неоспоримо установлено и проверено временем, что всегда найдется дело для того, кто ищет и верит; но ничего не получится у человека, уверенного, что ему ничего не подходит, и он даже пальцем не шевельнет, чтобы найти себе занятие.

Сила внушения является одной из самых мощных в мире. Она бывает с двумя знаками - положительным и отрицательным - в зависимости от того, какое направление вы ей зададите.

На определенном уровне познания вы можете использовать самовнушение, и это очень большое преимущество. Зная, на что способна мысль, и заметив, что у вас вырабатывается негативное отношение к чему-то, что вы делаете или планируете делать в будущем, остановите себяОсознайте тот вред, который вы себе наносите, позволяя таким мыслям проникать в ваше сознание. Сильным внушением замените неправильные ментальные образы на правильные визуальные. Представьте себе, что преодолеваете любые трудности, делаете свою работу лучше и завтра добиваетесь лучших результатов. Помните: ваша внутренняя созидательная сила может работать только над тем, что вы ей дадите! Строитель всегда начинает свою работу с проекта. Если в проекте есть ошибки и он о них не знает, то эти ошибки проявятся уже в выстроенном здании. Если вы не обнаружите ошибочность своего мышления, то ежедневное неправильное внушение будет притягивать к вам то, что вы представляете. Расскажите о внушении своим друзьям или коллегам, и если они поймут это, то тем самым помогут вам создать условия, которые вы себе представляли!


Что мы делаем с детским мышлением?

Родители и взрослые очень часто грешат против своих детей, внушая им не то, что надо.

"Как ты оделся - также можно заморозить себя до смерти!"

"Осторожнее - тебя же машина может переехать!"

"Не трогай это - разобьешь!"

"Я так и знал, что ты это сделаешь! Разве ты не видишь, что делаешь?"

"Не гуляй поздно - с тобой может что-нибудь случиться!"

"Ты не сможешь это сделать - дай я лучше это сама сделаю!"

"Да замолчи ты, ради Бога! Ты же ничего не знаешь!"

"Нет, конечно нет - я не верю тебе!"

"Если ты не прекратишь это, я позову полицейского и он посадит тебя под замок."

"Ты не должен задавать такие вопросы - ты еще маленький, чтобы знать на них ответы!"

"Итак, ты опять это сделал! Я от тебя ничего иного и не ожидала!"

"Убирайся, бестолочь! И зачем ты вообще родился!"

"Ах ты маленький мерзавец! Я готова убить тебя от злости!"

Вам наверняка приходилось слышать эти восхитительные внушения и много, много других… и вообще удивительно, что дети, подверженные такому негативному воздействию, вырастают хорошими людьми!

По сообщению газеты "Little Rock", штат Арканзас, приз за лучшее устрашение получила отчаявшаяся мама, пытавшаяся в автобусе накормить своего ребенка древним способом. Ребенок почему-то совсем не испытывал никакого интереса к еде, и мать в конце концов воскликнула: "Если ты не будешь есть, я отдам твою еду водителю автобуса!"

Несомненно, многие родители теряют над собой контроль из-за проказ своих отпрысков и готовы прибегнуть к чему угодно, лишь бы ребенок их слушался. Но в любом случае, глупо прибегать к устрашению и разрушительному внушению как к воспитательным мерам. Когда ребенку делают подобный выговор, особенно если он в этот момент эмоционально взвинчен, эти негативные образы несчастий, дурного поведения и преувеличенные вами недостатки ребенка откладываются у него в сознании, в результате у него вырабатывается сильная боязнь того, чего, по вашему мнению, ему надо избегать.

Вполне естественно, когда застенчивый, трудный или отсталый ребенок начинает сталкиваться с проблемами. Но если родители или другие взрослые постоянно напоминают ребенку (повторение!), какой он застенчивый, трудный или отсталый, то ребенок еще больше развивает в себе эти качества. А ведь именно такие дети больше всего нуждаются в самом позитивном внушении. Некоторые учителя сейчас поняли это и стараются при возможности наедине сказать непривлекательному или отсталому ребенку: "С каждым днем ты выглядишь все лучше и лучше… У тебя получается все уже намного лучше!" Словно маленькие растения, которым не хватает подпитки, эти дети замечательно отзываются на подобные слова и способны раскрыться за самое короткое время. Попробуйте этот метод, усилив его своей любовью, и увидите, что произойдут настоящие чудеса!

Различные эксперименты с гипнозом демонстрируют силу внушения. Стоит убрать сопротивление сознания, и откроется прямой доступ к подсознанию, готовому моментально реагировать на любые внушения, если внушаемое соответствует моральным стандартам гипнотизируемого. Если внушение расходится с моральными убеждениями гипнотизируемого человека, то он либо отказывается на это реагировать, либо выходит из гипнотического состояния. Потребовалось бы несколько специальных сеансов внушения, для того чтобы изменить существующие моральные убеждения, прежде чем человек захочет сделать что-нибудь выходящее за рамки его привычного поведения. Это ясно показывает, что вы не станете действовать по-новому, не изменив образ мышления, и позиции, на которых вы оказались в ходе всей своей жизни, останутся неизменными.


На вас можно оказывать влияние во время сна!

Психологи обнаружили, что многим молодым и пожилым людям можно помочь преодолеть недостатки и привычки, запреты и комплексы, если проводить внушение во время сна. Подсознание никогда не спит. Оно всегда в курсе всего, что происходит внутри и вне вас. Когда вы находитесь в возбужденном эмоциональном состоянии и хотите контролировать свои мысли и чувства, вам покажется абсолютно невероятным, что во время сна можно решить свои проблемы с помощью внушения. Однако, если ваш любимый человек, с которым у вас установлено взаимопонимание, очень мягко и позитивно внушил бы вам во время сна, что вы справитесь с трудностями, эти мысли могут закрепиться в вашем сознании и помочь выработать более позитивное отношение.

Вся жизнь - это внушение. Вы постоянно принимаете или отвергаете тот опыт, с которым сталкиваетесь. Если вы принимаете его, ваш мозг начинает над ним работать, вам на пользу или во вред, в зависимости от характера опыта.

Ваши действия, слова и то, как вы выражаете себя в присутствии других, оказывают определенный эффект на людей, которые, в свою очередь, оказывают влияние на вас. Личность с наиболее положительным образом мышления доминирует над людьми с менее положительным мышлением или становится лидером группы. Людей с негативным образом мышления тянет к людям с позитивным образом мышления - они инстинктивно ищут тех, кто сильнее; в их обществе они чувствуют себя в большей безопасности; и если они искренне желают развить в себе положительные качества, то знают, что этого лучше всего достигнуть, подражая тем, кто обладает позитивной силой. Но не бросайтесь сразу же подчеркивать все свои положительные качества лишь из-за желания быть положительным! Я вовсе не хотел сказать, что вы должны начать распылять свою позитивную силу. Умственно и эмоционально уравновешенного человека можно узнать по внешним признакам - осанке, уверенности в себе, обаянию, легкости выражения и дружескому интересу к другим. Проявление позитивной силы всегда спокойно. Она напоминает мягкое, но мощное сцепление гидравлического привода. Вы практически не замечаете ее действия, но она существует… и ее можно постоянно регулировать, не прилагая особых усилий. Любой мужчина или женщина, пытающиеся доминировать, используя силу, только растрачивают силы и раскрывают свои личностные недостатки. Такие люди просто прикрывают этим свою неадекватность и неполноценность, пытаясь привлечь внимание внешним проявлением силы. На какое-то время они могут достичь успеха, но не смогут его долго удержать.


Представляйте себя таким, каким хотели бы быть!

Посмотритесь в зеркало. Осмотрите себя с ног до головы. Таким ли вы хотели себя видеть? Если нет, то проведите несколько сеансов самовнушения, которые помогут вам стать тем, кем хотите. Мысленно представьте себя таким, каким вы бы хотели выглядеть перед другими, как вы бы хотели выразить себя. Наложите этот образ на тот, что у вас перед глазами! Представьте, что изменения, которые необходимо внести, уже произошли!

Повторяйте эту визуализацию каждый день, каждую ночь. Работайте над этим образом! Помните о силе повторения… кап, кап, кап.

Если другие вас критикуют или не верят, что вы способны сделать то, что хотите… не поддавайтесь их внушению! Анализируя себя, постарайтесь определить, справедлива ли критика; если да, то попытайтесь избавиться от скованности, возникшей в результате критики, выразите благодарность за то, что вам открыли глаза на эти недостатки, и займитесь их устранением, чтобы они больше не мешали вашему продвижению вперед. Выработайте веру в себя! Потеряв ее, вы потеряете все. Любой успех, будь он маленьким или большим, начинается с веры в себя и в свою внутреннюю созидательную силу. Вы должны обладать ею и сохранить ее - на всем пути от того, кем вы являетесь сейчас, до того, кем бы вы хотели быть!

Скажите себе: "Каждый день я буду совершенствоваться и в конце концов избавлюсь от своих недостатков. Каждый день я смогу лучше контролировать свои мысли и эмоции. Каждый день я буду преодолевать все больше и больше страхов, беспокойств и других разрушительных мыслей. Каждый день у меня будет прибавляться здоровья, счастья и благополучия. Каждый день я буду находить все больше возможностей помогать другим и совершать стоящие поступки. Каждый день…"

Начните прямо сейчас. Создайте себе завтра своим позитивным внушением, направленным на себя и свои потребности.

Часто человек многое, что происходит с ним в жизни, объясняет тем, что он чрезвычайно внушаем, и многие в его окружении этим пользуются. Действительно, такое объяснение вполне правдиво. Воздействие на психику внушения и самовнушения порой бывает слишком сильно, в особенности, если практикует такие способы индуктор властный, авторитарный, обладающий повышенными способностями к убеждению. Также сила эффекта внушения определяется слабостью или стабильностью нервной системы того, кто подвергается подобному воздействию.

Эффект внушения как особый вид воздействия на человека и степени внушаемости

Что такое внушение с точки зрения психологии? Внушение (суггестия) определяется как передача и индуцирование от одного человека к другому мыслей, настроения, чувств, вегетативных и двигательных реакций, поведения. Чем меньше задумывается тот, кому внушают, над тем, что ему внушают, тем успешнее проходит внушение.

Внушение как метод психологического воздействия предполагает участие двух сторон. Внушающий обычно обладает такими психическими и физическими качествами, с помощью которых он может оказывать влияние на состояние психики другого человека. Внушение происходит с помощью слов, а также мимики и жестов. Особое значение имеет обстановка. Если речь идет о лечебном внушении, то не последнюю роль в этом процессе играет известность психотерапевта. Знание о нем как о специалисте высокого класса определенным образом подготавливает пациента к сеансу.

Сила внушения человека во многом определяется степенью внушаемости, т. е. подверженности внушению со стороны того, кто будет служить его объектом. Обычно повышенная внушаемость наблюдается у людей со слабым типом нервной системы и повышенной впечатлительностью. Особенно слабой нервной системой обладают алкоголики и наркоманы. Соответственно, внушение как метод воздействия на таких людей действует особенно сильно.

Аксель Мунте, скандинав, работал в Париже врачом, ассистентом знаменитого невропатолога, психиатра и гипнотизера Шарко. Вот как он описал пример внушения в психологии в своей книге «Сан Микеле». К Мунте на прием пришел очень навязчивый и высокомерный пациент. Врач попросил его показать язык, постоянно обложенный в результате злоупотребления алкоголем и курением, и констатировал, что пациент серьезно болен. Высокомерное поведение тут же сменилось состоянием подавленности и тревоги. Таким образом, и больные, и врачи были избавлены от неприятного человека.

Известно, что такие симптомы, как головная боль, неукротимая рвота, отсутствие аппетита, бессонница, невротические параличи, лечатся искусным врачом-психотерапевтом с помощью внушения лучше, чем лекарствами. В Библии описывается сцена лечения внушением обездвиженных людей, когда они начинали уверенно ходить, услышав фразу «Встаньте и идите». Эта фраза представляет собой типичный пример как работает внушение, если люди глубоко верят в своего врачевателя.

К сожалению, нередко внушение как метод воздействия используется в преступных целях. Слабохарактерные люди и неудачники становятся рабами непорядочных или психопатических лидеров, которые делают из них преступников. Можно привести следующий пример из жизни, когда внушение использовалось преступниками. Несколько лет назад средства массовой информации США буквально захлестнули сообщения о массовой трагедии. По инициативе одного психопата образовалась секта. Этот человек завел сотню взрослых людей и детей в джунгли, где они создали колонию. В какой-то момент он стал внушать им идею о массовом самоубийстве, а тех, кто не решался на это, убивали с помощью отравленных уколов фанатичные члены секты.

Ещё один пример внушения как способа воздействия на человека: приговоренному к смерти преступнику при завязанных глазах сказали, что ему вскрыли вену, и он истекает кровью. Через несколько минут человек умер, несмотря на то, что вместо крови по телу его струилась теплая вода!

Сила самовнушения: факты и примеры из жизни

Столь же сильное, а иногда даже более сильное действие на организм может оказывать самовнушение. Под действием его можно и вылечиться, и заболеть. Что такое самовнушение и каков его механизм?

Нервный, мнительный человек почувствовал легкое недомогание. Но он начинает думать о серьезном заболевании. Например, охрип от простуды, а ему уже кажется, что голос пропадет совсем. Эта мысль неотвязно преследует впечатлительного человека, он как бы сам убеждает себя в том, что скоро потеряет голос. И действительно теряет голос!

Вот реальный пример из жизни силы самовнушения: известный актер И. Н. Певцов заикался, но на сцене преодолевал этот недостаток речи. Каким образом? Актер внушал себе, что на сцене действует и говорит не он сам, а другой человек - персонаж пьесы, который не заикается. И это всегда действовало.

Часто, рассказывая о силе самовнушения, приводят факт, засвидетельствованный парижским врачом Матье, который проделал такой интересный опыт. Он объявил своим больным, что скоро получит из Германии новое средство, быстро и надежно излечивающее туберкулез. В то время от этой болезни еще не существовало никаких медикаментов. Эти слова сильно подействовали на больных. Никто, конечно, не подумал о том, что это лишь выдумка доктора. Внушение врача оказалось настолько действенным, что когда он объявил, что лекарство получил, и стал им лечить, то многие стали гораздо лучше себя чувствовать, а некоторые даже выздоровели. А чем он лечил больных? Простой водой!

Внушение и самовнушение могут отучить человека от вредной привычки, заставить не бояться того, что пугает, и так далее.

Наверное, и вы можете вспомнить случай из своей жизни, когда вы убеждали себя в чем-либо и это помогало. Вот ещё один пример силы самовнушения человек боится темноты и в то же время знает, что это глупо; он идет в темную комнату и говорит сам себе: «Бояться нечего! Там никого нет!» Такое психологическое лечение с помощью самовнушения действует, и безотчетный страх исчезает!

Под действием самовнушения у человека могут отняться ноги и руки, наступить внезапная глухота и слепота. В медицине такие заболевания называют психогенными. Они легко возникают у людей, подверженных истерии. И вот что при этом существенно: например, у человека, потерявшего зрение, повреждены не глазные нервы, а лишь нарушается деятельность того отдела мозга, который ведает зрительным восприятием. В нем под действием самовнушения развивается стойкий очаг болезненного торможения, т. е. надолго прекращают работать нервные клетки. Они перестают принимать приходящие сигналы и отвечать на них.

На такие психогенные заболевания внушение и самовнушение оказывают огромное влияние. При истерии могут наблюдаться припадки, судороги, рвота, немота, глухота, паралич конечностей. Все эти расстройства часто связаны с самовнушением.

Как работает внушение и самовнушение: механизм воздействия на человека

Несмотря на всю кажущуюся невероятность таких явлений, как лечение болезней самовнушением и внушением, они имеют свое объяснение.

Известен такой случай: сестра присутствовала при жестоком наказании плетьми горячо любимого брата - и ее спина покрылась такими же кровоточащими рубцами, как и у него. Перед нами тот же результат самовнушения. Конечно, он возможен только улиц с исключительно возбудимой, сильно расстроенной, болезненной психикой. Как работает самовнушение и внушение в этом случае? На внушаемых людей не только действительные страдания, но и воображаемые действуют столь сильно, что это отражается на работе внутренних органов.

Механизм воздействия на человека внушения и самовнушения настолько силен, что у болезненно-мнительных людей мысли о заболевании вызывают заболевание, которое по виду сильно напоминает ту или иную болезнь. Известны случаи, когда начиналось кровотечение из горла, как при туберкулезе, появлялись язвы на теле, напоминающие различные кожные заболевания, и т. д.

Тот же психологический механизм внушения действует и при возникновении язв у стигматиков. Все такие больные – фанатически верующие люди. В последнюю неделю перед Пасхой, когда в храмах читают о том, как распяли Христа, это может оказать на больного человека настолько сильное воздействие, что его психика не выдерживает: появляется навязчивая мысль о муках, которые испытывал Христос, когда его прибивали к кресту. Начинаются галлюцинации. Перед глазами этого человека, как живая, стоит картина распятия. Вся нервная система потрясена. И вот результат: в тех местах, где были по легенде раны у Христа, у измученного психической болезнью человека появляются открытые кровоточащие раны.

Внушение и самовнушение как эффективный способ лечения болезней


При лечении больных решающую роль могут играть вера в человека, который лечит, и вера в то, что он скажет. В. М. Бехтерев по этому поводу писал:

«Секрет целительного внушения был известен многим лицам из простого народа, в среде которого он передавался из уст в уста в течение веков под видом знахарства, колдовства, заговоров и т. д. Самовнушением объясняется, например, действие многих так называемых симпатических средств, оказывающих нередко то или другое целительное действие. Ферраус излечивал лихорадку с помощью бумажки, на которой были начертаны два слова: «Против лихорадки». Больной должен был каждый день открывать по одной букве. Известны случаи целебного действия «хлебных пилюль», «невской воды», «наложения рук» и т. д.».

Даже и в наши дни часто приходится слышать: старушка «заговорила» бородавку, и та исчезла. Так бывает, и ничего чудесного в этом нет. Лекарь здесь - внушение и самовнушение. А точнее говоря, вера в то, что знахарка может излечить человека. Когда она приходит к больному, он уже слышал о ней, знает, что она кого-то излечила, и жаждет излечения.

И совершенно неважно, завязывает ли знахарка бородавку ниткой или волосом и что она шепчет над этой бородавкой. Все решает вера в то, что бородавка после такого «заговора» исчезнет. На самом же деле это яркий пример самовнушения как эффективного способа лечения – человек уничтожает свою бородавку одной лишь верой в то, что она исчезнет! Действует тут и внушение знахарки, когда она уверенно говорит, что бородавка сойдет.

Врачи-психиатры неоднократно повторяли такой способ лечения. Один врач, например, смачивал бородавку обычной водой, а человеку говорил, что это новое сильнодействующее лекарство, от которого бородавка должна исчезнуть. И на многих это действовало. Люди верили в лекарство, в то, что оно им поможет, и бородавки исчезли.

Психология человека: сила внушения словом и примеры из жизни

К внушению словом особенно восприимчивы люди, у которых нервная система ослаблена, более возбудима. Такому человеку нетрудно, например, внушить чувство страха перед чем-либо или, наоборот, поднять у него настроение, сделать его веселым.

Именно этим объясняются такие известные в истории примеры внушения словом, как «чудесные» исцеления у различных «святых мест». Так было, в частности, во Франции на могиле католического дьякона Франсуа де Пари, умершего в 1728 г. Первой пришла на могилу мотальщица шелка Мадлена Беньи, у которой отнялась рука. Ее привела сюда уверенность в том, что тело прожившего «праведную» жизнь дьякона получило способность исцелять болезни. Приложившись к могиле, она почувствовала некоторое облегчение, а когда вернулась домой, то уже настолько свободно владела рукой, что немедленно приступила к работе обеими руками. После этого к могиле стали стекаться страдающие различными недугами, и некоторые из них действительно исцелялись.

Также в качестве психологического воздействия внушением можно привести происходящее в Лурде – небольшом городке на юге Франции, который свыше стал лет славится среди католиков «чудесными» исцелениями. Чудодейственной силой здесь владеет якобы водный источник. Искупавшись в нем, можно исцелиться. В действительности продуманная система воздействия на сознание паломников - вот основа лурдских «чудес».

Кто едет в Лурд? Как правило, люди, которые очень надеются на чудесное исцеление. Ведь о лурдских «чудесах» говорят с кафедр соборов, пишут в газетах, о них рассказывают очевидцы.

И вот больные собираются в путь. С этого времени все внимание, все разговоры - о чудесных исцелениях. А тут уже за паломника берутся «святые отцы». Каждый вагон в поездах, идущих в Лурд, сопровождают монахи, специальные «сестры» и «братья» милосердия. Они знакомятся с каждым больным, с его родственниками, рассказывают им всевозможные истории о чудесах Лурда, раздают специальные книжки, фотографии выздоровевших после паломничества.

Когда паломники прибывают в Лурд, их встречают новые церковнослужители и ведут в «святой грот». Они молчаливы, каждое их движение кажется многозначительным.

Во время молитвы у грота все больные хором повторяют одни и те же слова: «Господи Иисусе! Исцели наших больных! Всемогущая Дева, спаси нас!» Все с большей верой и надеждой звучат эти слова, нарастает нервное возбуждение, и вот уже в толпе молящихся раздаются громкие вздохи, истерические выкрики.

Пропагандируя лурдские «чудеса», церковники утверждали, что там бывает по нескольку чудесных исцелений. За сто лет были записаны в особую книгу тысячи имен якобы исцелившихся людей. Однако проверка этой книги (проверяла специальная комиссия, состоящая из врачей) показала, что за сто лет в Лурде произошло лишь 14 исцелений. Все они объясняются наукой.

Психиатрам известно, как целительно бывает иногда действие внезапных эмоциональных раздражителей (роль которых в первом случае сыграл внезапный испуг, во втором - гнев), и они с успехом используют их для лечения разнообразных проявлений истерии и даже для устранения некоторых параличей, слепоты, глухоты и немоты. Так что в этих фактах исцеления немой и параличного, разумеется, нет ничего сверхъестественного. И, конечно, подобные исцеления совсем не часты и далеко не всегда приводят к полному восстановлению здоровья больного.

Ученый Л. Л. Васильев рассказывал о случае, происшедшем на его глазах. Молодой человек, выйдя из жарко натопленной деревенской бани, заметил ранее ему не встречавшееся отвратительного вида насекомое - уховертку. С чувством гадливости он взял насекомое пальцами правой руки, чтобы поближе его рассмотреть. Уховертка изогнулась и попыталась защемить своими «щипцами» державший ее палец, но это ей не удалось, так как человек, вскрикнув от неожиданности, резким движением стряхнул насекомое на землю. А через некоторое время на кожных участках пальцев, которыми он касался насекомого, появились отчетливо видимые багровые пятна - одно на указательном пальце и два - на большом. Ни жжения, ни боли в побагровевших участках кожи не ощущалось. Отмыть пятна не удалось.

Что же произошло?

Здесь сыграли роль сильный испуг и самовнушение, что уховертка укусила палец, хотя в действительности этого не было. Испугом и самовнушением было вызвано местное расширение кожных кровеносных сосудов.

Как осуществляется внушение: психологический механизм и особенности


Психическая заразительность, или, если совсем уж по-научному, индуцированные психозы, известны испокон века. Они бывают всякие - от экстаза пляски святого Витта до вульгарной икоты, которой вдруг «заболевала» целая деревня. Во время первой мировой войны в войсках наблюдалось меряченье - двигательное эхо, повторение движений, гримас - это тоже одна из форм психической эпидемии. Как осуществляется такое внушение, подробно описали психиатры: один человек, возбужденный какой-либо идеей, словно заражает ею окружающих, внушает ее - и те совершают поступки, диктуемые данной идеей.

Подобные эпидемии распространяются и среди психически здоровых людей, но при изоляции от индуктора люди быстро выходят из этого психоза. У них появляется критическое восприятие происшедшего. Счастье, когда последствия этого «зомбирования» обратимы.

Индуктор - человек, который распространяет вокруг себя психическую эпидемию, - как правило, пользуется авторитетом в своей среде, чрезмерно активен, обладает способностью к убеждению. Но, как показывает практика, психологические особенности внушения заключаются в том, что далеко не всегда такой человек должен иметь особенно высокий интеллектуальный уровень. У старых авторов монографий по психиатрии описано немало случаев, когда примитивнейший, часто психически нездоровый человек индуцировал людей гораздо более развитых. Например, горничные в богатых домах, часто душевнобольные, внушали своим барыням явно бредовую идею, и те легко ею заражались.

Исследования внушения как способа психологического воздействия показывают: содержание «заразной» идеи, ее ничтожность или, наоборот, величие, ее ложность или справедливость решающего значения не имеют. Это могут быть сложные психологические мотивы демонологии и инквизиции средневековья или повальное заражение падучей. Сегодняшний день представляет нам психические эпидемии в ассортименте - «Белое братство» и иные тоталитарные секты. Раскачивание перед телевизором, из которого вещают многочисленные «целители» и экстрасенсы, гремучая смесь идей воскрешения и переселения душ, существования потусторонних сил и так далее.

И не стоит думать, что вы сможете избежать этой психической заразительности, ибо, как утверждали классики психиатрии, нет истерии как болезни, а есть только истерические реакции, сами по себе неболезненные - каждый человек в большей или меньшей степени склонен к этим истерическим реакциям.

Сила внушения, архетипы и коллективное бессознательное.

Почти невозможно ошибиться при утверждении о том, что каждый из нас находится во власти внушения, продиктованного архетипическим составляющим коллективного бессознательного. Причем иной раз составляющая этого нуминозного опыта человечества столь велика, что наше невольное сопротивление внушению - никак не может повлиять на сознание; и тогда уже бессознательное - практически полностью подчиняет нас своей силе. Но зачастую происходит это столь искусно, что большинство нисколько и не подозревает, чем продиктованы их те или иные поступки.

А само сопротивление, как таковое, становится бессильным - потому что, если человек не подозревает об оказываемом на него воздействии, - то чему же он должен сопротивляться? Все принимается им как должное.

Да и вообще, в какой-то мере в том и великое значение бессознательного, что воздействие на человека происходит неосознанно. И поступки совершенные им, - как ему кажется, - становятся возможны по его воле и согласию. Вывести человека из подобного заблуждения практически невозможно. (Человека незнакомого с теорией глубинной психологии).

Нисколько не пытаясь в данном случае излишне вдаваться в понятие суггестии (внушения), мы лишь позволим себе коснуться этого понятия в контексте связи внушения и бессознательного.

И тогда уже - в двух словах - напомним, что же представляет из себя т. н. коллективное бессознательное.

Как известно, теорию о коллективном бессознательном выдвинул Юнг. (Напомним, что разделение бессознательного на личное - коей придерживался З. Фрейд - и коллективное [Юнг] - было одной из причин расхождений этих двух гениальных ученых. Причем в последних работах Фрейд все же признал существование коллективного бессознательного, назвав это филогенетическими схемами, или осадками). И т. н. коллективное бессознательное - не иначе как то, что можно понимать под опытом предков, опытом предшествующих поколений (своего рода - генетическая память). Т. е. Юнг в некотором роде расширил понятие: «содержание бессознательного». И установил, что все, что когда-либо было пережито (пройдено) поколениями людей - находится в нашем бессознательном. Причем в случаях некоторых форм массового сосредоточения людей (при каких-либо обрядах, практически в неизменном виде дошедших до нас из прошлого) мы можем говорить о т. н. «подключении» к источнику массовой психики, коллективному бессознательному. Таким примером может служить церковь. И сила суггестии в данном случае проявляется самым надлежащим образом, ибо попадая в храм божий - каждый индивид не только получает возможность приобщиться к коллективному бессознательному, но и всецело подчиняется (вот вам и внушение!) заведенным нормам и порядкам. И при этом вполне явно проявляется еще и психотерапевтическая роль нахождения индивида в церковном сообществе. Ибо в этом случае - человек (слившийся с массовым, коллективным бессознательным) получает возможность изжить (пусть только на время) свои страхи, беспокойства, волнения, состояние беспомощности. И проявляется так оттого - что в основной массе - индивидам легче быть вместе. Спокойнее. И уже на знании этой особенности человеческой психики - построены принципы управления массами, разработаны законы суггестии.

И сила внушения проявляется в той степени, - насколько манипуляторам удается воздействовать на архетипы бессознательного, на те образы из (мифологического) прошлого - с которым каждый из нас себя ассоциирует.

И в этом нет ничего удивительного. Человеческая психика устроена таким образом, что находясь в массе (в толпе), человек получает возможность изжить свои страхи, чувствуя как бы защищенность со стороны себе подобных. Вполне естественно следует, что за это - он должен чем-то платить. Как раз такой платой и будет возможность подчинения тем механизмам и свойствам толпы, о которых писали и Бехтерев, и Сикорский, и Лебон, и Фрейд…

P. S. Мы только в общих чертах коснулись вопроса проявления внушения, приняв за основу возможность суггестии при некотором приобщении к коллективному бессознательному (в котором, вероятно, происходит негласное кодирование при взаимодействии с «родственными» архетипами: отца, дитя, воина, матери и т. п.). Однако вполне можно отыскать истоки [возможности] внушения и в ранних фазах развития, и в Эдиповом комплексе, находя и объясняя с помощью, например, развития того же чувства вины (провоцируя подобное у «нужных» нам людей) возможности индивида к подчинению. Например, стремясь заглушить чувство вины - он, по всей видимости, будет стараться сделать то, что от него требуется (своего рода наркотический эффект - стремление получить то, что требуется, чтобы побыстрее прекратить ломку). И тогда уже в этом и во многом другом, как раз и кроется сила внушения и влияния его на индивида. А коллективное бессознательное - можно рассматривать как одну из форм достижения подобного результата.

Гл. 11. Ошибочность восприятия.

Мы живем образами. Выдуманными, воображаемыми образами, - таящимися в подсознании, и (оттуда) периодически извлекаемыми в сознание. Тем самым, - давая возможность индивиду принять новый облик.

Сколь верно подобное утверждение?

На первый взгляд кажется явная абсурдность ситуации. Если каждый из нас живет образами, что почти наверняка - в чужом образе, - то это означает, что никто не живет собственной жизнью?!

Но насколько это не покажется странным, на самом деле, так все и происходит. Так, - или примерно так. Отличие лишь в том, что то, что ошибочно мы принимаем за «чужой» образ - на самом деле и есть наш собственный. Просто никто не знает, - (и на самом деле это так), - каков образ наш собственный.

Социум, если позволите, культурная среда, цивилизация, - почти непременно (и, к сожалению, независимо от нас) накладывает свой отпечаток на формирование бессознательного. Заполняя его всем тем, что встречалось индивиду в процессе жизни.

В детстве - это сказки (вначале - прочитанные кем-то, позже - самостоятельно). Мультфильмы. Кукольные постановки…

В подростковом возрасте - книги, кинофильмы…

Все это «сдабривается» доброй долей рассказов сверстников и родственников, услышанных (подслушанных) и, - иной раз, - «додуманных». (Т. е. неправильно, не совсем верно, - интерпретированных). Кроме того, нисколько не хотелось бы исключать и филогенетические схемы (коллективное бессознательное). И уже помимо т. н. опыта предков, предшествующих поколений, - наше бессознательное заполняет то, что когда-либо было нами: «услышано» и «увидено» (Почти нельзя исключать и допустимость кинестетической связи).

В итоге - каждая новая информация (поступившая в сознание, или - минуя его - в бессознательное) будет характеризоваться рождением каких-либо образов. Новых. Или же находящих точки соприкосновения с уже существующими.

И уже отсюда - наши поступки и поведение: будут отличаться некоторой схожестью. Соответствием с той маской, которую «носим» мы сейчас. И при возникновении непохожей (на какую-либо из прошлых) ситуации - мы будем дифференцировать свое поведение в соответствии с уже имеющимися установками. Установками - формирующими стереотипы. И уже отсюда - возникает утверждение: о почти невозможности принятия самостоятельных решений. Это исключается самой природой существования бессознательного. В ином случае - психика индивида должна быть девственно чиста. Не подвержена никаким (былым) воздействиям извне. Что уже изначально - исключается у современного человека. И даже если бы наш индивид рос бы отдельно от цивилизации, - то почти непременно он бы вынужден был подвергаться воздействованиям извне. (Даже Маугли научился повадкам животных). Иначе бы - этот индивид не выжил. Ведь, в какой-то мере, только в приспосабливаемости к окружающей среде - заключается способность (а точнее - возможность) к выживанию. Сохранению жизни вида.

В какой-то мере еще раз следует обратить внимание, что в подобной (вышеперечисленной) схеме восприятия (окружающей) действительности, - совсем нет чего-то странного, а тем более - предосудительного. Это, своего рода, современная действительность. И это стоит помнить тогда, когда мы собираемся как-то негативно отреагировать на информацию озвученную собеседником. Как раз тут следует помнить, что все то, что он говорит (или сказал), - на самом деле: не совсем то, что намеревался. И как вроде бы бросающаяся в глаза парадоксальность ситуации - как раз означает то, что намерения, вроде бы и прочитываемые у данного индивида, на самом деле (порой значительно) отличаются от истинных целей. А отсюда - почти напрямую зависят от бессознательного, которое сформировалось у него в процессе онтогенеза.

Т. е. другими словами, его совсем нельзя в чем-то обвинять. Высказывать недовольство. Обижаться самому.

Информация, поступившая от (такого) индивида - своего рода, продукт эпохи. Информация, смысловая нагрузка коей, - почти исключительно продиктованная содержанием бессознательного. Заполнения - его. И заключающаяся в той его специфической особенности, которая - чуть раннее - влияла на само формирование. Бессознательного.

Почти обязательно следует обратить внимание на некоторые исключения, явно встречающиеся, и характеризующиеся тем, что ряд индивидов - ничуть не подвержены механизмам перенесения, проецирования собственного бессознательного на окружающих.

Быть может даже можно заключить, что их бессознательное имеет (несколько) иные формы формирования. Где нет ни влияния коллективного бессознательного (филогенетических механизмов), ни каких-либо воздействий, оказываемых средой. А значит, все даже выглядит в какой-то мере - спонтанно (сама суть формирования), и необъяснимо.

Но так случается редко.

Гл. 12. «Маска», или подмена образа.

Прежде всего, следует обратить внимание, что речь в данной работе, пойдет о некой «специфической» категории людей. Т. н. невротических личностях. Хотя, быть может, в какой-то мере все нижеперечисленное свойственно индивидам и с пограничной психикой, и с вовсе (до сей поры) незамеченными «вывертами» сознания. Т. е. пользуясь медицинской терминологией - относительно здоровых. Впрочем, есть ли такие?

И тогда уже (прежде чем приступить к объяснению модели поведения нашей «специфической» публики), нам следует уяснить для себя - что же такое т. н. маска?

Несмотря на столь длинное вступление - ответ достаточно прост: маска - именно тот образ, который каждый из нас являет при необходимости появления в обществе. Возможности коммуникационного контакта. А то и вовсе - жизни, существования в социуме. Причем, в большей мере это не только оправданная мера, но и, зачастую, - необходимая.

Попытаемся раскрыть тему подробней.

Как известно, каждый индивид являет собой некую неповторимую личность, со своими (сформировавшимися за период жизни) особенностями. Теми особенностями, которые не только позволяют отличить одного человека от другого (как личность), но и, иной раз, служат причиной конфронтации (и возникающих противоречий) внутри социума. И тогда уже - на помощь приходит маска, представляющая собой некий, зачастую вымышленный образ, проецируемы индивидом из своих представлений о мире - на самого себя. Именно благодаря (выручившей нас) маске - возможно не только наладить, своего рода, коммуникационный контакт, но и достигнуть какого-либо положения в обществе. Повысив, тем самым, свой статус.

И уже здесь нам бы хотелось обратить внимание - что, зачастую, именно от изначально правильно выбранных приоритетов - зависит дальнейшая судьба индивида. Его позиционирование в обществе. В которое он способен будет влиться - как раз в соответствии с тем (выбранным им) образом, значение которого он для себя определил. Ибо он уже и живет, и действует, и думает в соответствии со значимостью (и значительностью) той роли, в которую он вошел. Т. е. можно сказать, что рассматриваемый нами индивид будет искусственно играть определенную роль, базирующуюся на его каких-то представлениях и месте человека в коммуникационной среде, и уже отсюда - он способен достигать порой и значительных высот в своем стремлении к совершенству.

Причем, мы нисколько не хотели сказать, что это плохо. Даже наоборот. По нашему мнению, каждый человек должен иметь в своем арсенале маску (а то и несколько оных), которую в зависимости от жизненных ситуаций он должен использовать.

Кстати, словно в подтверждении вышеприведенных слов, можно будет вспомнить и теорию Юнга об архетипах и коллективном бессознательном (то, что чуть позже Фрейд назвал филогенетическими схемами), и теорию Фрейда (поддержанную Юнгом) о мифах. Быть может это, каким-то образом, объясняет то, что определенная маска (которой вы временно подменили свой настоящий образ) срабатывая на подсознательном уровне - способствует установлению коммуникационного контакта. Примерно здесь же кроется и объяснение симпатии (и антипатии), дружбы, любви, привязанности и т. п. То есть всех тех моментов, которыми характеризуется наша жизнь. (Кстати, популярность тех или иных актеров - так же может объясняться тем, что выдуманный ими образ оказался «родственным» какому-либо архетипу бессознательного поклонника).

К тому же т. н. маска, на самом деле и важна, и необходима. Ее роль, например, практически неоценима для неуверенных в себе людей. Искусственно создавая некий антураж (и внешней атрибутики здесь как раз не надо бояться), подобная личность способна будет занять свое (достойное) место в обществе. Причем, в иных случаях, это может быть действительно необходимая мера. Вынужденно - необходимая.

И тогда уже останется только один вопрос - найти нужную вам маску. Маску, которая не только позволит создать новый образ, но, в иных случаях, и вообще поможет выжить в этом мире.

Гл. 13. Бегство от культуры.

В начале прошлого века, З. Фрейд опубликовал одно из своих программных произведений: «Недовольство культурой». В данной статье, Фрейд попытался вскрыть те механизмы возникновения симптоматики психических заболеваний (расстройств), которые, по его мнению, являлись следствием развития цивилизации. Культуры. Переходом от первобытного строя - к современному.

Нисколько не желая пересказывать уже высказанное Фрейдом, заметим, что прошло почти столетие после опубликования упоминаемой нами работы - а, ничего и не изменилось.

Да и, по сути, изменится вряд ли могло. А то и даже еще больше человек стал загонять себя в рамки (излишней) цивилизованности. Культуры. Тем самым как бы провоцируя развитие тех заболеваний, на которые ссылался Фрейд.

Например, - невроз.

Другими словами, человек (искусственно) вводит в свою жизнь ряд ограничений; которые, по всей видимости, отличают его - от своего первобытного собрата. Являются признаком, позволяющим судить о культурности данного индивида. Причем, образованность, грамотность, и т. п. - в данном случае, выступают в роли синонимичных понятий - именно культуры. «Воспитанности», данного индивида. Причем, если интеллектуальным трудом (наиболее распространенная модель, позволяющая судить о принадлежности к культурному сообществу) занималось не одно поколение отдельно взятого человека, то мы уже вправе говорить о неких филогенетических схемах передачи, этой самой, культуры. И рождаясь, человек в подобной семье, практически неминуемо будет попадать в соответствующие стереотипы поведения. Продиктованные, опять же, предыдущими поколениями.

Такому человеку - достаточно сложно будет выйти за устоявшиеся рамки поведения. Да, в принципе, это и не нужно делать.

Но вот только плату, иной раз, он за это должен заплатить достаточно весомую. Неврозы, страхи, истерия… А то и развитие неких психопатологических симптомов.

Т. е. иными словами - человек вынужден нести, своего рода, кару. Расплату за… цивилизованность.

Однако, следует обратить внимание: достаточно любопытной деталью является то, что не все из индивидов подпадают под действие последствий от, т. н., цивилизованности. Определенная категория людей попросту выпадает из «черного» списка.

Трудно сказать, можно ли им в этом завидовать?.. Но как бы то ни было, необходимо попытаться обозначит подобных людей.

В первую очередь, - это люди, как бы - уже изначально страдающие каким-либо расстройством психики. Потом, - люди, в какой то мере, - не предрасположенные к интеллектуальному труду. С достаточно устойчивой «черствостью» психики. Люди, лишенные возможности проявления ярко выраженных эмоций. Желающие казаться нейтральными. А на самом деле - зачастую, попросту слегка туповатые.

На подобных людей цивилизация не действует. Ни как. А ставящаяся во главу угла толерантность, - (одна из форм оправданий собственного безразличия), - как ни странно, способствует, просто напросто, дальнейшей приспосабливаемости подобных индивидов. А, иной раз, - и значительной (их) жизненной активности. (Зачастую, вследствие, - опять же, - способности не реагировать на обстоятельства.)

Одним из способов проверить принадлежность к тем или иным субъектам, может являться наблюдение за тем, как поведет себя человек, если узнает, например, о смерти кого-то из близких?..

И уже тогда, - в одном случае (ситуация близка тем, на кого, по сути, и была обращена упоминаемая нами работа Фрейда) - будет нарастать внутренний протест. Самобичевание. Поиск виновности - внутри себя. Обвинение в собственных (и, на взгляд подобного индивида, непременно совершенных) ошибках.

В другом же, - случившееся будет лишь очередной: новостью. Неприятной, по сути. Но - не более того. Т. е. - почти ничего, в данном случае, не будет выходить за рамки самолюбования. А тем более, даже намека, - на какую-либо (собственную) виновность. Это,

как бы уже изначально, исключается. (Как говорится: что случилось - то случилось. Зачем же из этого переживать?..)

Как ни странно, но людей с подобным мнением - большинство. В какой то мере можно заключить, что мир вообще - состоит из подобных субъектов. Ничтожных, - в своей: бесчеловечности. Людей, с подмененными (личностными) качествами. С искривленным пониманием добра и справедливости. И уже тогда - лишь только на небольшой горстке поистине великих людей (способных на переживания, проявления чувств, выражение эмоций), этот мир и существует! (В ином случае, - рабочие бы черви сожрали сами себя. Лишив цивилизацию - будущего.)

Однако, нам, по всей видимости, стоит поговорить о возможности наличия некой альтернативы. Для того, чтобы эта самая горстка культурных людей - способна была оставаться такой же. Выжить.

Т. е., не разобщиться, разделившись на множество отдельных субъектов, поглощенных развитием собственных болезней, расстройств психики. А значит, - и желанием избавится от них.

И в этом случае, для подобных индивидов (испытывавших всяческие душевные волнения от собственного «окультуривания») следует предложить уже упоминаемую нами необходимость на какое-то время возвратиться к первоистокам цивилизации. А значит, - выражать свои чувства так, как то делали первобытные люди. Предки. Попытаться отпустить собственное бессознательное. Дать волю - собственным, природным (архаичным), инстинктам.

И тогда будет лишь только одна опасность: «заиграться».

Но и зато вознаграждение, поистине, неоценимо огромное - выживание!

Гл. 14. Душевный садо-мазохизм

По определению Эбингена и Фрейда, садизм - это причинение боли (а отсюда и страданий) кому-либо, а мазохизм - наоборот, получение этой самой боли или страданий.

На наш взгляд, следует достаточно четко разделять садо-мазохизм (Фрейд в ст. «Три очерка по развитию сексуальности» полагал, что садизм и мазохизм достаточно неразрывно существуют в одном и том же человеке. Единственно - какое-либо одно «качество» может быть представлено в несколько большем виде, хотя вполне допустимо и своего рода «равновесие»), так вот, разделять мазохизм на физический (т. е. непосредственно осуществляемый при сексуальных отношениях) и душевный. Как раз о последнем, и пойдет речь.

Прежде всего, заметим, что т. н. душевный мазохизм (более предпочтительнее нам все же говорить именно о нем) распространен не у всех людей, хотя и встречается довольно часто. Но, как бы то ни было, наиболее к нему предрасположены люди интеллектуальных профессий. А быть может если еще более очертить круг - то можно предположить, что т. н. наибольшей «предрасположенности», будут подвержены люди творческих профессий. Хотя, допускаем, что в чем-то можем и ошибаться.

Но уже как бы то ни было, заметим, что, по всей видимости, как одно из непременных условий образований (или наличия) у какого-либо индивида душевного мазохизма, - это его первоначальная склонность к неврозу.

Другими словами, получается что невроз - а за ним и различные формы невротических состояний (т. н. нервозности) - как бы являются следствием образования душевного мазохизма (или садо-мазохизма, если угодно).

Что же в этом случае он из себя представляет?

Мы уже выяснили, что мазохист - это человек «желающий» испытывать на себе боль. В данном случае слово «душевный», - стоящее перед обозначением такого рода перверсии, - практически означает что боль, которую он будет испытывать, совсем даже не физического (что в иных случаях, еще как-то можно если стерпеть, то, по крайней мере - прекратить по первому желанию), а душевного характера. Причем душевный мазохизм - а значит и душевная боль - (по своим ощущениям) - значительно «нестерпимее» физической. И уже почти наверняка - ее нельзя так сразу (как в случаи воздействия на тело, или физическую оболочку) прекратить. Тем более тут верно и то, что даже после прекращения непосредственного контакта (в данном случае воздействия на психику), сама боль - все равно остается. А значит, уже можно говорить о степени «долговечности» подобного контакта. И в случае с душевным мазохизмом - сила воздействия на психику (сила испытывания душевных мук, страданий, терзаний) может не только значительно варьироваться (почти всегда автономно, т. е. независимо от «установок» самого человека), но и даже нарастать в конце; уже после того как первопричина если и не устранена (наличие ее как раз и поддерживает «огонь»), то уже значительно удалена от времени начала возникновения.

Подобное не подлежит никакому сомнению, как и то, что индивид, хотя бы раз-два почувствовавший себя в роли садо-мазохиста, - будет непременно пытаться испытать подобное «удовольствие» еще и еще. И это не только верно, но и, по всей видимости (должны же быть точки соприкосновения) «роднит» оба направления подобной перверсии. Причем, можем даже допустить, что в данном случае душевный мазохизм - наиболее длителен по самому своему существованию у данного индивида (садо-мазохиста), т. к. - как мы уже отмечали - базируется на уже существующем у него неврозе, от которого, быть может, и избавиться невозможно (а лишь удается на какое-то время «заглушить» проблему).

Так что же все таки из себя представляет душевный мазохизм?

Попробуем разобраться.

Возьмем первопричину возникновения. Как мы уже выяснили - это невроз. Именно он «питает» его, способствует возникновению, и препятствует избавлению от него же. Однако, в какой-то мере, сводить существование мазохизма только к неврозу, было бы, пожалуй, слишком просто. И, по крайней мере, означало бы, что избавление от одного - неминуемо приводило бы и к исчезновению другого. Но это не так. А значит, теперь уже можно говорить о том, что в каких-то случаях, садо-мазохизм может быть и никак не связанным с неврозом. Существовать отдельно, и независимо от него.

И тогда он становится по настоящему опасен. Тем более, что, как мы уже заметили, человек, раз, испытавший боль - становится «заложником» этой самой боли, и стремится испытывать ее еще и еще. И при этом (что тоже достаточно любопытно), - всячески стремится избавиться от своей подобной перверсии.

И уже тут мы подошли к тому, чтобы начинать различать наше сознание (а стремление избавления, по всей видимости, именно сознательное; а от того и, в какой-то мере, бессильное) от подсознания. Бессознательного.

Бессознательное значительно сильнее, если так можно выразиться - «объемнее», и уж никак не способствует - самой природой существования - от избавления от него. Можно даже сказать, что оно (бессознательное) вечно. Ибо получает не только ежедневную «подпитку» (в виде ежесекундно поступающей информации, прерываемой только естественным сном индивида), но и базируется как на (пройденном) жизненном пути индивида, так и, - если иметь ввиду существование коллективного бессознательного, - на опыте предшествующих (данной жизни индивида) поколений.

И тогда уже это та «сила», с которой совсем не реально и справится. Совладать. И что уж точно, достаточно ошибочно не принимать ее всерьез.

Рассмотрим, как же образуется наше бессознательное.

Все то, что происходит в результате нашей жизни в социуме (встречаемые нами люди: общение с ними, какая-то получаемая информация, - причем не только вербальная, но и посредством знаков, символов, жестов и т. п., прочитанные книги, просмотренные теле-и кинофильмы, театральные постановки, различного рода представления, т. е. всего того, на что, так или иначе, реагирует - и отмечает - наш глаз, равно как и остальные органы чувств), - непосредственно никуда не исчезает, и отправляется прямиком в бессознательное. Даже если нам кажется, что мы «не помним» этого. Т. е. уже собственно память, будет выполнять некую вспомогательную (и совсем не главную) роль. Но если учитывать, что все, так или иначе, будет сохраняться в памяти (и на самом деле откладываясь именно там), то можно вполне признать за памятью некую первостепенную функцию; хотя стоит отметить и роль мозга (своего рода - основа основ); и тогда уже именно ему (в полной мере) мы и должны быть за все «благодарны».

И вот как раз это бессознательное, в данном случае и «отвечает» за то, что индивид «старается» испытать чувство душевной боли, мук, страданий, терзаний (что, собственно, и несет в себе мазохизм), а «садист», - наоборот, - «стремится», чтобы все вышеперечисленное, мазохист получил. В полной мере, и без ссылок на авторитеты. (Причем, вполне может так случиться, что один и тот же человек, в одном случае способен «доставлять» кому-нибудь подобное страдание, а в другом - как бы и наоборот, - меняется с ним ролями. Причем уже заранее сложно предположить, что же ему нравится на самом деле больше). К тому же так может получиться, что наш индивид, доставляя кому-то страдание - раскаивается в этом, и уже почти тотчас же - испытывает чувство вины. Вины, которая несет в себе - быть может точно такое же, если не большее - страдание. А значит уже можно говорить о том, что этот индивид становится не только садистом, но и почти одновременно с этим - мазохистом. И тогда уж точно объединяются в одном и том же человеке две так характеризующие его черты - два разноплановых направления одной и той же перверсии.

Внушение - это моя работа, поэтому я часто замечаю, насколько велики его возможности, если слова произносятся уверенно, без тени малейшего сомнения. Например, в одной из своих передач Ури Геллер задался целью помочь бросить курить как можно большему количеству людей.

Сначала он попросил всех пришедших в студию гостей достать из сумок сигареты. Далее он сосчитал до трех. На счет «три» все курильщики должны были бросить свои пачки на сцену: один, два, три - сотни пачек летят на сцену из зрительного зала. В то же время зрители, сидящие перед экранами домашних телевизоров, тоже должны были скомкать и выбросить свои сигареты. После чего Ури Геллер серьезно, с непоколебимым выражением лица посмотрел прямо в камеру, а затем громко и четко произнес: «С этого момента вы больше не курите!» Вот и все. И каков результат? Десятки людей из числа гостей студии и тысячи телезрителей и впрямь бросили с этого момента курить. Впоследствии это проверялось.

Но были и исключения. Например, Винсент Равен, который после окончания передачи собрал все пачки с сигаретами со сцены в огромный мусорный мешок и пользуется этим запасом, наверное, до сих пор. Какие выводы мы можем сделать из этой истории? Их два! Первый вывод: на Винсента Равена не действует внушение. Второй: сила и уверенность любое требование могут превратить во внушение.

Британский менталист Деррен Браун в своей книге «Хитрости разума» написал, что, будучи начинающим гипнотизером, в своих первых попытках использовал 45-минутные индукции. Так называются тексты, помогающие погрузиться в транс. Они могут начинаться, например, так: «Ты расслабляешься, твое дыхание становится размеренным и спокойным. Твои веки медленно наливаются тяжестью...» Многим такие или подобные предложения знакомы по аутогенным тренингам. Однажды к Брауну пришел один из его однокурсников, наслышанный о его способностях гипнотизера. Вряд ли он предполагал, что увидит работу большого мастера. Браун коротко и сосредоточенно посмотрел на него, а затем неожиданно резко сказал: «Спи!» Студент мгновенно погрузился в транс!

Со мной случилось нечто похожее летом 2005 года. Меня пригласили выступить на частной вечеринке, и я показывал один из своих экспериментов с внушением. Я пригласил одну юную леди подняться на сцену, предложил ей удобно встать и закрыть глаза. Затем попросил ее расслабиться и не обращать внимания ни на что, кроме моего голоса. Наконец я произнес: «Сейчас я щелкну пальцами, и ты абсолютно расслабишься - ты абсолютно свободна и не напряжена». Сказано - сделано: девушка моментально обмякла! Я едва успел ее подхватить. Она практически упала без сознания прямо на сцену. Невероятно! С тех пор каждому, кто участвует в этом эксперименте, я предлагаю присесть.



Внушения действуют на разных людей с разной степенью интенсивности. Есть люди, которые, как в приведенном примере, сразу поддаются воздействию. Другие оказываются не так восприимчивы.

Пенн и Теллер - два выдающихся американских иллюзиониста. Они называют себя «Con Artists», то есть фокусниками. Их цель - разоблачение мошенников, а публику они развлекают тем, что точно демонстрируют механизм действия чужих трюков. Профессиональная группа, над которой Пенн и Теллер потешаются охотнее всего, называется «Чудотворцы». Они ведут свою телепередачу с говорящим названием «Чушь» (по-английски «Bullshit»), где регулярно самым тривиальным образом объясняют так называемые необъяснимые феномены. Они берут интервью у людей, которые предположительно были похищены инопланетянами, лично беседуют с «погибшими» и анализируют внутреннее устройство разнообразных чудесных приспособлений, чтобы показать, как производители наживаются на некомпетентных покупателях. В общем, имеют дело как раз с чушью.

В одном из своих экспериментов они показали, насколько надежно сила внушения действует на совершенно обычных людей с улицы. Для этого они купили дешевое медное кольцо, на такие обычно вешают занавески, и показывали его посетителям торгового центра где-то в Америке. Они задавали людям простой вопрос, знают ли они, что это за предмет. Практически все правильно его опознавали и говорили, что речь идет о гардинном кольце. Потом тем же людям задавали вопрос, сколько в таком случае они готовы за него заплатить.

В среднем названная сумма никогда не превышала пяти долларов. Затем Пенн и Теллер поместили это же кольцо в обитую бархатом шкатулку и следующим посетителям торгового центра уже говорили, что она заряжена положительной энергией и охраняет благополучие своего хозяина. Они давали людям подержать кольцо в руке и спрашивали о том, почувствовали ли они что-то особенное при контакте, мурашки или, возможно, приятное тепло. И на самом деле большинство из участников эксперимента заявляли, что испытали некое позитивное ощущение.

Но Пенн и Теллер пошли еще дальше. Они надели белые халаты, развесили позади себя профессионально сделанные плакаты и назвались учеными, которые изучают энергетическое влияние этих особенных колец. После такого представления практически все люди, которые касались кольца, говорили о его приятном воздействии и были готовы заплатить за него до 50 долларов. Такова сила внушения! Белый халат и убедительная уверенность в голосах мнимых ученых заставили прохожих почувствовать мурашки от соприкосновения с обычным медным кольцом.

Эксперимент «Молочник»

Если вы однажды захотите проделать нечто подобное, вам совершенно необязательно идти в торговый центр с гардинным кольцом. Вместо этого в следующий раз, когда к вам в гости придут друзья, и вы захотите угостить их чашечкой кофе, проведите эксперимент с похожим действием. Итак, вы удобно сидите рядом и насаждаетесь прекрасным, свежесваренным кофе. До того как кто-то добавит в кофе молоко, возьмите молочник, понюхайте и скажите: «Ой, кажется, молоко скисло, какой ужас...» Затем с брезгливым выражением лица поставьте его обратно на стол. Теперь никто не нальет себе молока в кофе. Спорим? Возможно, кто-то из друзей даже подтвердит, что молоко действительно скисло. Если хотите, можете даже добавить, что молоко приобрело какой-то странный оттенок, и увидите, что снова найдутся те, кто подтвердит ваше заявление, если вы скажете это уверенно. Затем сходите на кухню якобы за свежим молоком и принесите обратно тот же самый молочник с нетронутым содержимым. Только, пожалуйста, следите за тем, чтобы молоко для эксперимента действительно не было прокисшим.

Во время учебы моей любимой шуткой было незаметно подкрасться со спины к кому-нибудь из однокурсников в библиотеке, дотронуться до его затылка кубиком льда из автомата с напитками и одновременно крикнуть: «Горячо!» Некоторые мои жертвы бывали сильно недовольны и, более того, совершенно уверены, что у них легкий ожог. Возможно, поэтому среди моих однокурсников у меня было так мало друзей.

Я хочу особенно подчеркнуть, что иногда, выражая свое ошибочное мнение, мы лишаем человека способности критически мыслить и объективно оценивать. Собеседник доверяет вам, так как у него нет причин не доверять, и потому верит, что молоко - кислое, а холодное - горячо.