Методика пропаганды здорового образа жизни в образовательных учреждениях. Использование здоровьесберегающих технологий

Человеческое дитя - здоровое... развитое... Это не только идеал и абстрактная ценность, но и практически достижимая норма жизни.

Воспитание детей - большая радость и большая ответственность и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие - необходимо, чтобы каждый ребёнок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной и в работе дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходят его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребенка (гиподинамии) неизбежно происходят ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка. Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня , который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенок: насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому. При поступлении ребенка в школу важно учитывать не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. И нет никакой необходимости пичкать ребенка перед школой знаниями. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка.

Следует помнить, что «раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления, в результате чего снижается интерес к учебе. Подготовка к школе в детском саду осуществляется не только на занятиях по математике и развитию речи, но и на физкультурных занятиях, на которых у детей формируются необходимые для успешного обучения в школе внимание, мышление, память, речь, воображение, тонкая моторика рук, координация движений; а также и в игровой деятельности детей.

Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма. Что такое закаливание ? Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями - увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом.

Заниматься должны уже сейчас, когда ребёнок ходит в детский сад. Что должны сделать взрослые, чтобы каждый день жизни ребёнка стал началом в укреплении его здоровья? Велика роль примера самих родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми, затем родителям надо хорошо ознакомиться с комплексами упражнений, которые дети выполняют в детском саду. Тогда мы вместе добьёмся более высоких результатов в физическом развитии наших детей.

Использование здоровьесберегающих технологий

в ДОУ и пропаганда ценностей

здорового образа жизни.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Полноценное физическое развитие и здоровье детей - это основа формирования личности. Именно с такой позиции в нашем дошкольном учреждении строится система оздоровительной работы.

Создание условий для сохранения и укрепления физического, психического, нравственного здоровья дошкольников, приобщение к ценностям здорового образа жизни, развитие двигательной активности стало одной из основных педагогических идеей программы развития ДОУ. Анализ углубленных медицинских осмотров показал, что снизился уровень здоровых детей.

III группа

Ведущим среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологий – болезни нервной, дыхательной, костно-мышечной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания. Большинство детей дошкольного возраста имеют нарушения в психофизическом развитии. Причиной обращения к невропатологу всё чаще становятся такие заболевания как энурез, тики, гиперкенический синдром, ЗПР. Во многом росту заболеваний способствует неблагоприятная экологическая обстановка.

Существовавшая ранее система физического воспитания предусматривала развитие двигательных умений и навыков детей через разные формы. Проанализировав данный раздел, мы пришли к выводу, предлагаемые типы занятий в недостаточной степени позволяют совершенствовать двигательную активность и самостоятельную деятельность ребенка. В связи с этим возникла необходимость моделирования занятия нового типа.

В последнее время всё большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышению заболеваемости. Детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоциональных ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума, нервозности в детском учреждении, отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями.

Недостаточный медицинский контроль и помощь со стороны медицинских учреждений не обеспечивает должного уровня системы физического воспитания. Работа, закрепленного за ДОУ врача-педиатра, носит больше профилактический характер.

Поэтому, возникшие перед ДОУ противоречия, между существующим опытом ребенка по сохранению собственного здоровья и целенаправленной системой физкультурно-оздоровительной работы, поставил коллектив перед проблемой формирования здорового образа жизни дошкольников в различных видах деятельности через наиболее эффективные формы и методы. Успешное решение, поставленных задач, возможно, было лишь при условии комплексного использования всех средств. Таким образом, триаду здоровья составили:

Ø двигательный режим;

Ø оздоровительный режим;

Ø рациональный режим дня и питания.

Решение проблемы снижения общей заболеваемости и повышения двигательной активности и физической работоспособности возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы, проведении неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья. Каждый ребенок должен понимать, как важно с детства избегать факторы риска для здоровья, выбрать стиль поведения, не наносящий ущерба физическому и психическому состоянию.

Двигательная активность (ДА) детей 3-7 лет имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что определяется, прежде всего индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности ребенка и устойчивостью его интересов к определенным играм и физическим упражнениям. Поэтому в ДОУ основное внимание обратили на создание рационального двигательного режима, включающего организованную и самостоятельную деятельность.

Организованная деятельность включает следующие формы:

При планировании содержания занятий по физкультуре особое внимание обращается на взаимосвязь программного материала и всех занятий, проводимых в течение года, их повторяемость и постепенность усложнения. Контроль за организацией двигательного режима осуществляется медицинским персоналом: старшей медсестрой и врачом-педиатром. Организация двигательного режима проходит с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей; мероприятия планируются как в зале, так и на воздухе.

Использование в ходе различных видов занятий двигательно-оздоровительных моментов и так называемых физкультминуток способствует повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, обогащению творческого потенциала ребенка, поддержанию интереса к основной деятельности, самоанализу собственных возможностей. В качестве оздоровительных моментов и физкультминуток используются:

Ø различные виды гимнастик: дыхательная, пальчиковая, мимическая, логоритмическая, психологическая, для глаз;

Ø игровые упражнения познавательного характера;

Ø двигательные паузы.

У ребенка дошкольного возраста система терморегуляции еще несовершенна, как и его иммунитет. Поэтому так важно именно в этом возрасте начать приучать детский организм к температурным перепадам, что очень эффективно оберегает его в дальнейшем от разнообразных простуд. В организации закаливающих процедур мы используем природные факторы.

Благоприятный сезон для закаливания детей является летний, в ДОУ он используется как летний оздоровительный период с ведущими задачами:

1. Создать условия для благополучного эмоционально-психологического состояния детей.

2. Проводить работу по сохранению и укреплению здоровья детей.

3. Создавать условия для развития игровой деятельности детей.

4. Расширять и укреплять знания об окружающем мире, развивать познавательные способности, проводить работу по развитию речи.

5. Продолжать экологическое и трудовое воспитание дошкольников, расширять экологические знания, прививать бережное отношение к окружающему миру.

6. Использовать летний период для полноценной подготовки к учебному году.

Средства, для закаливания детей, мы стараемся использовать в комплексе. При подборе процедур закаливания мы опираемся на следующие принципы:

v постепенное приспособление детского организма к частым сменам температуры окружающей среды;

v последовательность проведения, соответствие нагрузки здоровью и развитию ребенка ;

v воздействие начинается с небольших зон и небольших перепадов температуры (объема воздействия) и достигает всё большей разницы температур (интенсивности воздействия).

Комплексное оздоровление часто болеющих детей предусматривает щадящий оздоровительный режим:

§ создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата;

§ увеличение – с учетом индивидуальных особенностей – продолжительность дневного сна (укладывание таких детей первыми и подъем последними) в спокойной обстановке;

§ строгое соблюдение общего режима со своевременной сменой различных видов деятельности и чередование их с отдыхом, использованием спокойных и подвижных игр в течение дня;

§ в летний период обеспечение максимального пребывания детей на воздухе с достаточной ДА и обогащение новыми умениями и навыками.

С детьми раннего дошкольного возраста оздоровительный режим строится по особым параметрам и включает мероприятия по адаптации детей к условиям детского сада. В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша. Постепенно он привыкает к общему режиму. Используя систему занятий «Утро радостных встречь» с основойигротерапии, как основной метод общения, педагоги стараются сделать процесс адаптации более легким и быстрым.

Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 14% детей. Безусловно, это связано с социально-экономическими процессами, происходящими в России. Но главной причиной является культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом.

Мы уверены, что воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте. Система занятий по познавательной деятельности включает не только вопросы физического, но и духовного здоровья дошкольников. Эти знания, умения, навыки должны стать основой для дальнейшей жизнедеятельности детей.

Не менее важным направлением в работе с детьми стала коррекция и профилактика недостатков в развитии ребенка: физических, психологических, речевых, которыми занимаются руководители физвоспитания, старшая медсестра, педагог-психолог, учитель-логопед. Важнейшим условием оздоровительной работы стало установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректировалась воспитательная позиция как родителей так и педагогов.

Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы, проведении неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей. Основными критериями оценки эффективности работы в данном направлении нашего детского сада являются:

ü динамика уровня заболеваемости детей;

ü динамика развития двигательных навыков детей;

ü уровень усвоения программного материала по познавательной деятельности;

Основным итоговым критерием развития двигательных навыков детей и эффективности используемых методов и форм мы считаем уровень прироста физических качеств детей старшего дошкольного возраста. Дети данного возраста за весь период пребывания в ДОУ смогли «впитать» в себя не только естественные природные особенности, но и целенаправленную систему физвоспитания. Это общий итог работы коллектива за несколько лет.

Анализ физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста показал, что в течение последних 3 лет прирост физических качеств детей за счет использования естественных сил природы и физических упражнений (высокий уровень) не снижался ниже 32 %, а за счет только естественного прироста (низкий уровень) не поднимался выше 13,6 %. Снизился уровень заболеваемости детей с 11,1 дней на одного ребенка (2011г.) до 9,8 дней (2012г.). Снизилось в том числе количество простудных заболеваний на 1000 детей с г.) до г.). Комплексный подход к решению задач оздоровления детей позволил совершенствовать и профессиональный уровень педагогов, использовать новые методики, а самое главное приобщить детей к здоровому образу жизни. Думаем, что багаж ЗОЖ, который они получили в нашем дошкольном учреждении, будет основой для дальнейшего совершенствования знаний.

По нашему убеждению «тройственный союз» педагогов ДОУ, воспитанников и их родителей может быть плодотворным и эффективным на пути формирования гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка. Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников детского учреждения. Координация воспитательной работы, проводимой в семье и детском саду, одна из важнейших задач педагогического коллектива. Для этого необходимо:

  • совершенствовать воспитательно-образовательную работу на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду»;
  • внедрять новые формы и методы работы с семьёй;
  • устанавливать единые требования к процессу физического воспитания ребёнка в семье и детском саду;
  • усиливать связь между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в детском саду и воспитанием ребёнка в семье, прежде всего путём различным поручений, заданий, которые дети должны выполнять дома вместе с родителями.

Использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников. Изучать положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей. Строить свою работу на основе взаимопомощи педагогов и родителей.

Так в каких же формах лучше всего осуществлять физическое воспитание ребёнка дома? Формы эти в основном игровые, давно известны и достаточно популярны. Народные игры потому и называют народными, что в них отразилась фантазия, изобретательность, наконец – мудрость народа, а сюжетные игры – по мотивам русских народных сказок, дети любят в них играть больше всего, особенно в младшем возрасте.

А.С.Макаренко писал: «Как ребёнок играет, так и будет работать. Сама детская жизнь должна быть игрой».

Выдающийся русский учёный П.Ф.Лесгафт рассматривал подвижные игры как одно из важнейших средств физического воспитания, подчёркивал, что во время игры ребёнок учится преодолевать препятствия, которые встречаются в жизни.

В педагогической литературе игры делятся на подвижные и спортивные. В выборе игр родители должны учитывать возраст и особенности физического развития ребёнка, выбирать те игры, которые наиболее эффективны, способствуют физическому и нравственному развитию детей, укрепляют их здоровье.

Совместные занятия с детьми физкультурой – это проявление общих взглядов, доверия и взаимопонимания, создание благоприятного климата в семье. Семья и детский сад – естественные союзники, и объединить их усилия, значит, во многом решить проблемы воспитания подрастающего поколения.

Организация периода адаптации детей в детском саду

Укороченное время пребывания в детском саду.

Сохранение привычного способа питания на период адаптации. Не кормить ребёнка насильно.

Гимнастика, массаж – занятия по возрасту. Щадящее закаливание, тёплые гидропроцедуры.

Воспитательные воздействия – занятия по возрасту и развитию при отсутствии негативной реакции ребёнка.

Профилактические прививки – не раньше окончания срока адаптации.

Анализы – по календарю. Желательно никаких травматических процедур до конца адаптации.

Дома – обеспечить ребёнку в период адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время на свежем воздухе) с учётом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение с ребёнком особенно ласковым. Когда адаптация к детскому саду произойдёт, родители узнают это по изменившемуся поведению ребёнка. Его легко можно рассмешить, ребёнок редко выходит из себя, капризничает не чаще 1 – 2 раз в неделю, и то, когда на это бывают какие – либо причины. Малыш ложится спать, у него нет ночных кошмаров или других страхов. Ребёнка можно оставить на некоторое время одного, не опасаясь, что он расплачется, как будто родители оставили его одного навсегда. У него появляются друзья, с которыми он охотно играет, значит, всё в порядке, малыш привык к детскому саду, и у него началась новая и интересная жизнь.

Пропаганда здорового образа жизни

В семье:

1. Организация физкультурного досуга детей с родителями:

  • дни здоровья;
  • физкультурно-спортивные праздники (изготовление стандартного оборудования родителями для занятий и самостоятельной активности ребёнка);
  • физкультурные развлечения;
  • кроссы.

2. Семинары, лекции, беседы для родителей:

  • «Режим для часто болеющих детей».
  • «Закаливание ребёнка дома».
  • «Питание ребёнка дома и в детском саду».
  • «Профилактика глистных заболеваний».
  • «Вредные привычки у родителей и их влияние на детей».

3. Анкетный тест-опрос родителей:

  • «Путь к здоровью, силе и бодрости».
  • «О здоровье всерьёз».
  • «В хорошей ли вы форме?».

В детском саду:

Анкета для родителей

«Путь к здоровью, силе, бодрости»

  • Какими видами спорта увлекаются члены вашей семьи?
  • Кто занимается физическим развитием ребёнка (зарядка, бег, спортивные игры на прогулке, туризм)?
  • Кому из членов вашей семьи спорт помог укрепить здоровье?
  • Есть ли у вас дома спортивный уголок? Что изготовлено своими руками?
  • Какие советы и практическую помощь вы можете предложить в создании спортивного уголка в группе, на участке детского сада?

«О здоровье всерьёз»

  • Что беспокоит вас в состоянии здоровья вашего ребёнка?
  • Какие виды закаливания вы проводите с ребёнком в семье, и считаете наиболее важными?
  • Сколько времени проводит ребёнок на свежем воздухе в будни, в выходные дни?
  • Какие профилактические мероприятия проводите с ребёнком дома в связи с эпидемией гриппа?
  • Какие формы закаливания вы можете предложить для проведения их в детском саду?

Тест «В хорошей ли вы форме?» (для педагогов, родителей).

Чтобы постоянно поддерживать себя в хорошей форме, нужно ежедневно давать организму хотя бы небольшую физическую нагрузку. Тест поможет вам определить, насколько ваш распорядок дня помогает поддерживать хорошую физическую форму.

  • Часто ли вы садитесь в транспорт (машину, автобус), чтобы доехать туда, куда можно дойти пешком?
  • Часто ли вы принимаете участие в спортивных или иных соревнованиях (теннис, футбол, плавание, спортивные танцы)?
  • Если нужно подняться на несколько этажей, часто ли вы идёте пешком? (Никогда, иногда, всегда).
  • Даёте ли вы себе хотя бы 20-минутную нагрузку, вызывающую небольшую одышку? (Да, нет).
  • Если вы пробежите 100 метров, чтобы успеть сесть в автобус, сколько проходит времени, прежде чем ваше дыхание придёт в норму?
  • Часто ли вы за один раз проходите пешком 3 км? (Да, нет).
  • Вы активно проводите свой день? (Да, нет).
  • Сколько часов в неделю смотрите телевизор? (24 и больше, от 10 до 24 часов, менее 10).
  • Часто ли вы занимаетесь тяжёлой работой (перекапыванием огорода, генеральной уборкой? (Да, нет).
  • Вы активно проводите воскресный день? (Да, нет).

Подведите итог. За каждый ответ «да» вам начисляется 1 очко, за ответ «нет» - 2 очка.

Сложите полученные очки:

  • 14 – 20 - Ваш образ жизни почти наверняка достаточно активен для того, чтобы вы были в хорошей форме.
  • 7 – 13 - Вероятно, вы находитесь в довольно приличной форме физической, но вам ещё далеко до совершенства. Постарайтесь найти время для ежедневных физических нагрузок.
  • 6 и менее - Похоже, у вас не очень активный образ жизни, а ведь любая физическая нагрузка идёт только на пользу. Постарайтесь больше гулять и быть в движении, а не сидеть на месте.

Человеческое дитя — здоровое …развитое…Это не только идеал и абстрактная ценность, но и практическая достижимая норма жизни.

Воспитание детей - большая радость и большая ответственность. Недостаточно обеспечить материальное благополучие - необходимо, чтобы каждый ребенок рос в условиях душевного комфорта. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Забота в воспитании здорового ребенка является приоритетной и в работе дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, а также необходимые навыки и привычки, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребенка происходит ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка. Решающая роль по формированию личностного потенциала принадлежит семье. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддержать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» . К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе и др. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, приучает их к определенному ритму. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, правильного питания, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой, а так же соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому. При поступлении ребенка в школу важно учитывать не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. И нет никакой необходимости пичкать ребенка знаниями. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Следует помнить, что раннее обучение приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы, в результате чего снижается интерес к учебе. Подготовка к школе в детском саду осуществляется не только на занятиях по математике и развитию речи, но и на физкультурных занятиях, на которых у детей формируется необходимые для успешного обучения в школе внимание, мышление, память, речь, координация движений; а также и в игровой деятельности детей. Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма. Что такое закаливание? Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать защитными реакциями - увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышении иммунитета за счет увеличения выработке в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом. Заниматься должны уже сейчас, когда ребенок ходит в детский сад. Что должны сделать взрослые, чтобы каждый день жизни ребенка стал началом в укреплении его здоровья?

Велика роль примера самих родителей. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, то и дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями, а родителям надо хорошо ознакомиться с комплексами упражнений, которые дети выполняют в детском саду. Тогда мы вместе добьемся высоких результатов в физическом развитии наших детей.

Н.Н. Падалка старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного и учреждения детский сад №18 «Солнышко»

г. Приморско-Ахтарска Краснодарского края Российской Федерации

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста и их родителей, приобщению детей и родителей к регулярным занятиям физической культурой и художественной гимнастикой.

Ключевые слова

Здоровье, здоровый образ жизни, преемственность, сотрудничество с родителями, физическая культура, художественная гимнастика.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» .

Дошкольное учреждение и семья призваны уже в раннем возрасте заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы взаимодействия. Именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно формировать и сохранять свое здоровье.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни у дошкольников входят следующие составляющие:

  • оптимальный двигательный режим
  • рациональное питание; закаливание
  • личная гигиена
  • положительные эмоции.

Выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Да и сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.

Актуальность данной проблемы способствовала созданию в ДОУ системы работы по формированию основ здорового образа жизни у детей и их родителей.

Для выработки грамотного, эффективного плана действий была разработана программа «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольников» , которая стала инструментом реализации задач, поставленных перед коллективом.

Программа включает в себя 4 основных блока:

  • приобщение к физической культуре и спорту
  • сохранение психологического здоровья
  • основы безопасности и жизнедеятельности
  • культура питания.

Цель программы:

  • воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирование представлений дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья.

Задачи программы:

  • воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры
  • приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта (лыжи, баскетбол, футбол, волейбол) , к занятиям ритмикой и художественной гимнастикой
  • развивать основные физические качества (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях
  • способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта и питания
  • развивать представления о строении собственного тела, назначении органов
  • формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма
  • обучать детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах
  • формировать ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях
  • создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие.

Для реализации данной программы в детском саду созданы условия для полноценного развития личности ребенка, обеспечения его эмоционального благополучия, уважения к чувствам и потребностям.

Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:

  • актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль
  • консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый воспитанник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог – больной воспитанник
  • консультации воспитателей по основам психотерапии, нейрофизиологии
  • обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.

По целевым установкам мы выделили три основных направления работы с родителями:

  • мероприятия ДОУ с родителями с целью повышения их компетенции в разных вопросах: дни открытых дверей, консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, выпуск газет, оформление информационных уголков
  • мероприятия ДОУ, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать своего ребёнка: праздники, досуги, развлечения, туристические поездки и походы и т.д.
  • мероприятия в семье, используемые в работе ДОУ с целью повышения инициативности и заинтересованности родителей: выставки совместных работ, конкурсы, создание альбомов, проектов.

В рамках данных мероприятий решались следующие задачи:

  • преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ
  • пропагандировать опыт семейного воспитания
  • сплотить родительский коллектив
  • установить доверительные отношения между семьей и ДОУ
  • вовлечь семьи в единое образовательное пространство.

За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:

педагогов, через создание благоприятных условий, предметно-пространственной развивающей среды, общения и активных форм работы (праздники, турпоходы, экскурсии и т.д.)

  • формирование валеологической культуры детей, родителей

педагогов по средствам информационного обеспечения, организации круглого стола, диспутов, занятий и развлечений.

Планируя работу в этом направлении, мы хотели при активной поддержке родителей сформировать у детей основы навыков здорового образа жизни, сохранения собственного здоровья и приобщить их к занятиям физической культурой и спортом. С целью повышения уровня знаний и компетентности сотрудников в вопросе физического воспитания и оздоровления дошкольников, мы провели ряд мероприятий:

  • педсовет с участием специалистов здравоохранения;
  • круглый стол на тему: «Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и поиск подходов к их решению» ;
  • семинар – практикум «Я здоровье берегу!» ;
  • мастер-класс «Как научить ребенка навыкам здорового образа жизни» ;
  • дискуссию с участием педагога-психолога, медиков, специалистов по физическому воспитанию из детской спортивной школы.

Налаженная работа по пропаганде здорового образа жизни в учреждении позволила принимать участие в ней всем сотрудникам ДОУ. В режим рабочего дня были включены Дни здоровья, производственная гимнастика. Мы регулярно стали заниматься в оздоровительном кружке «Грация» .

Уже стало традицией проводить в стенах детского сада Спартакиаду для взрослых между командами сотрудников и родителей.

Совместную работу с семьей мы строили по следующим принципам:

  1. Единство целей и задач в воспитании здорового ребенка – то есть, все чему научился он в детском саду, находило бы свое продолжение и поддержку в семье.
  2. Систематичность и последовательность работы в соответствии с конкретным планом в течение всего периода пребывания детей в детском саду.
  3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье с учётом их интересов и потребностей.
  4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в ДОУ.

В соответствии с этими принципами мы решили ознакомить родителей не только с содержанием физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых в детском саду, но и обучили конкретным приёмам и методам оздоровления, создав при этом индивидуальные маршруты для каждой семьи.

В этот маршрут были включены группа здоровья ребёнка, закаливающие и профилактические мероприятия, план работы с семьёй (консультации, практические занятия) .

С его помощью мы вели систематическое медико-педагогическое наблюдение за каждым ребёнком. Это позволило нам не только осуществить индивидуальный подход, но и привлечь родителей к совместному оздоровлению детского организма.

К концу первого года работы по данной системе мы решили узнать мнение родителей и подвести итоги. Результаты опроса показали, что нам удалось заинтересовать и привлечь родителей к оздоровлению детей и занятиям спортом. Большинство из них высказали пожелание «просто поиграть и позаниматься со своим ребенком в физкультурном или тренажерном залах» . Так родилась идея создать на базе детского сада физкультурно-оздоровительный клуб «Здоровая семья» .

Нами были разработаны Положение о работе клуба, его Устав и план мероприятий.

Участие родителей в ставших традиционными спортивно-массовых досугах, таких как «Спартакиада для взрослых и детей» , «Мама, папа, я – спортивная семья» , «День здоровой семьи» , сделали их гораздо интереснее и разнообразнее. В летний период совместно с родителями организовывались походы к морю, экскурсии, выезды на природу.

Учитывая многочисленные пожелания родителей, педагогами детской спортивной школы города на базе ДОУ были организованы занятия художественной гимнастикой с девочками 5-7 лет. Занятия проводились 3 раза в неделю в вечернее время, мамы сидели и ждали своих детей в фойе детского сада. Мы решили, что можно использовать данную ситуацию и предложили мамам воспитанниц принять участие в совместных со своими детьми занятиях. Как показала практика, данная идея понравилась всем и педагогам и родителям и детям.

Со словом гимнастика большинство связывают понятие красивого стройного тела, крепких мышц и грациозных движений и правильной осанки. Благодаря этому виду спорта дети избавляются от неуклюжей походки, застенчивости, угловатости. А музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувства ритма, повышает эмоциональное состояние детей. Художественная гимнастика - наиболее зрелищный вид спорта, способствующий совершенствованию двигательных функций, всестороннему гармоническому физическому развитию ребенка.

Таким образом, нам удалось создать прочную мотивацию к занятиям физическими упражнениями у родителей и их детей. А совместные выступления родителей и детей в конкурсах и мероприятиях разного уровня способствовали развитию устойчивого интереса к здоровому образу жизни, приобщению к занятиям физической культурой всех участников образовательного процесса.

Благодаря проделанной работе, родители стали не просто больше уделять внимание своим детям, но и изменили свое отношение к их физическому развитию и оздоровлению.

На сегодняшний день мы можем подвести итоги своей работы:

  • - 98% родителей интересуются, чем занимаются их дети на физкультурных занятиях;
  • - 12% детей дома регулярно выполняют зарядку.
  • - 25 % семей положительно ответили на вопрос: «Являетесь ли Вы примером для Вашего ребенка в пропаганде здорового образа жизни» ? Из них 16 человек стали регулярно заниматься в оздоровительном кружке и 9 человек в оздоровительном клубе города.
  • - 81 % опрошенных семей сегодня регулярно смотрят спортивные программы.
  • - 77% дошкольников самостоятельно (без напоминания взрослого) выполняют правила личной гигиены.

За два года работы по данной системе 40 наших воспитанников стали дополнительно заниматься в спортивных секциях, и 45 в организованных в нашем учреждении кружках «Юный спортсмен» .

По результатам мониторинга более 65 % выпускников нашего детского сада продолжают занятия в спортивных кружках и секциях города.

Благодаря систематизированной, планомерной работе и использованию разнообразных форм, видов совместной работы сотрудников и родителей, мы смогли уменьшить к концу учебного года количество детей, имеющих низкий уровень физической подготовленности с 25% до 16%, в то же время мы добились снижения уровня заболеваемости на 3%.

Использование системы в работе способствовало созданию микроклимата в нашем учреждении, в основе которого лежат ответственность в деле сохранения собственного здоровья, доверительные отношения между взрослыми и детьми и приобщение всех к занятиям спортом.

Понимая, какое значение для сохранения здоровья имеет привычка здорового образа жизни, мы стремимся и дальше создавать условия для этого. В будущем мы намерены сотрудничать с другими учреждениями города и района, вовлекая в процесс приобщения к занятиям физической культурой и спортом как можно больше участников.

Литература

  1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 1993.
  2. Безруких М. М. Здоровье, формирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
  3. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение. 1996. – 128с.
  5. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003» , 2008. – 120с.
  6. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 160с.
  7. Змановский Ю.Ф. «Двигательная активность и закаливание - ведущие факторы укрепления здоровья ребенка» . - М.: ТЦ Сфера, 1998.
  8. Змановский Ю.Ф. Нетрадиционные методы оздоровления детей. - М.: ТЦ Сфера. 1999.
  9. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 208с;
  10. Кирилова Ю.А., Лебедева М.Е. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. - CПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2005.
  11. Кудрявцев Б.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: АРКТИ, 1999. - 120с.
  12. Кудрявцев Б.Т., Егоров Б.Б. Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление - М.: АРКТИ, 1999. - 120с.
  13. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие/ под ред. Н.В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005г. - 224с.
  14. Сизова Н.О. Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду. - СПб.: Паритет, 2008. - 96с.
  15. Уманская А.А. Использование массажа активных жизненных точек для повышения защитных свойств организма. - М.: ТЦ Сфера, 1987.
  16. Юрко Г.П. Возрастные особенности ответных реакций у детей дошкольного возраста на физическую нагрузку. – М.: Просвещение, 1998.