Социальный проект "давайте говорить правильно". Проект по логопедии (старшая группа) на тему: Краткосрочный творческий проект «Здравствуй, сказка»

Реализация проектной деятельности по различным темам

Основными задачами проектной деятельности являются:

1 Создание условий для развития речевых, познавательных и творческих способностей детей;

2. Формирование важности совместного творчества педагогов, воспитанников и их родителей;

3. Раскрытие творческого потенциала детей;

4. Воспитание нравственных качеств и патриотизма.

Первой темой проекта была "Разноцветная Осень".

Эта тема помогла развить общее представление детей о прекрасном времени года - осени. Полученная информация способствовала развитию у детей активной мыслительной деятельности: анализа, сравнения, обобщения, правильному высказыванию мыслей. Итогом этой деятельности была выставка работ совместного творчества детей и их родителей " Дары Осени"

Нравственно - патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, знакомство с традициями и обычаями. Формирование у детей нравственных ценностей, любви к родному городу, воспитание гражданина и патриота своей страны осуществлялось в проекте "Что мы знаем о своём городе?" Беседы о Ростове, совместные прогулки и экскурсии детей с родителями, рисунки детей, фотовыставка" Наш город" - всё это способствовало обогащению знаний и умению детей.

С целью привлечения внимания родителей воспитанников, а также педагогов к проблемам приобщения детей к книге было принято решение участия ДОУ в районном проекте " Книга в детский сад" Был создан мюзикл" Муха-Цокотуха" и дети приняли участие в конкурсном движении. Задачей наших проектов стало увеличение степени участия родителей в жизни детского сада. Модель " Книжного дерева" отразила степень читаемых произведений детям в семье, увеличила степень участия родителей в формировании книжной культуры. Дети с удовольствием рисовали любимых героев, изготовили книжки-малышки в дар библиотеке.

IMG]/upload/blogs/detsad-221954-1471428437.jpg о приглашению сотрудников районной библиотеки им. Зои Космодемьянской наши воспитанники посетили открытый урок " Любимая книга"

Только совместная и плодотворная работа родителей и сотрудников ДОУ способствовала реализации поставленных задач в моей проектной деятельности.

У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего этим местом является то место, где человек родился или провёл много времени, вспоминая своё детство. Этому городу не обязательно быть столицей. Наш город многонациональный, является столицей ЮФО. Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, географическим, природно - экологическим своеобразием родного края. " Знать - значит полюбить" - так гласит поговорка. Эти знания о родном крае помогут детям правильно распорядиться, сохранить и приумножить наследие поколений. Был разработан перспективный план по ознакомлению с родным городом детей старшей группы. Творческий проект включил в себя анкетирование родителей, беседы о Ростове,совместные экскурсии детей с их родителями, фотоконкурсы ко дню рождения города, выставку рисунков " Любимое место в городе",изготовление макетов города - будущего,проведение спортивного праздника " Папа, мама и я - ростовская спортивная семья". экскурсия в районную библиотеку им. Зои Космодемьянской.

В семейном кругу мы с вами растем,

В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Тараданова Дарья

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции. В современной педагогике возникает противоречие между требованиями учебной программы и трудностями ее усвоения учащимися, имеющими нарушения речи. Данное противоречие влечет за собой проблему коррекции отклонений в речевом развитии.

В развитии устной речи особое значение имеет индивидуальная работа с каждым ребенком в семье, в образовательном учреждении. Невзирая на то, что большую часть дня современный ребенок находится в образовательном учреждении, первостепенное влияние на процесс его развития все-таки оказывает семья. Ведь семья – это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов образовательного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.

В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на периодических очных консультациях или на логопедических занятиях, где могут ознакомиться с основными и индивидуальными методами и приемами коррекции речевых нарушений у детей. Следовательно, задача учителя-логопеда — максимально компенсировать пробел знаний у родителей на определенную тему. Выход из данной ситуации мы видим в очном и дистанционном просвещении родителей в форме Консультативного пункта «Пусть говорят!» . В данном случае Консультативный пункт выступает как:

  • средство решения коррекционных задач;
  • социально-психологическое обеспечение образовательного процесса;
  • способ организации взаимоотношений участников образовательного процесса, обеспечивающих успешность их обучения, воспитания и развития.

Информационное и обучающее просвещение родителей является способом, стимулирующим развитие всех субъектов образовательного процесса; с помощью просвещения работники школы готовят из родителей соратников, способных руководствоваться в воспитании своих детей теми же идеями, на которые опирается педагогический коллектив. Иными словами, «единство требований» начинается с определения поля проблем, общих и для учителей, и для родителей.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя-логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Цель Проекта – повышение эффективности коррекции речевых нарушений младшего школьника посредством взаимодействия учителя-логопеда с семьей.

Задачи Проекта:

1. Создать Консультативный пункт для родителей «Пусть говорят!»:

  • смотивировать родителей младших школьников, зачисленных в логопункт, на сотрудничество и взаимодействие;
  • активизировать систематическую деятельность Консультативного пункта для родителей на основе диалога, открытости и конфиденциальности на основе современных педагогических технологий (в т.ч. информационно-коммуникационных);

2. Распространить опыт в области расширения инновационного поля взаимодействия через активные формы работы.
Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга. Поэтому осознанное включение родителей в единый, совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволят значительно повысить его эффективность.

Новизна Проекта заключается в том, что в нем, кроме традиционного информационного и обучающего просвещения родителей, представлен вариант дистанционного просвещения через активное использование информационно-коммуникационных технологий в рамках коррекционного процесса образовательного учреждения.

Практическая значимость Проекта состоит в том, что содержащиеся в нем положения и выводы обеспечивают качественно новый подход к работе по взаимодействию с родителями и разработку практических рекомендаций, необходимых для повышения эффективности коррекции речевых нарушений младшего школьника.

Консультативный пункт для родителей «Пусть говорят!» будет функционировать как образовательная сеть, направленные на наиболее полное использование совместных ресурсов участников взаимодействия.

Взаимодействие в рамках данного Консультативного пункта будет реализовываться двумя способами:

  1. Виртуальное образовательное взаимодействие с использованием достижений современных информационных технологий и, в первую очередь, сети Интернет.
  2. Реальное взаимодействие школы и семьи с целью совместной реализации образовательных задач.

Таким образом, функционирование Консультационного пункта для родителей «Пусть говорят!» позволит семье с легкостью преодолевать различные сложности, возникающие при выполнении домашних заданий. «Виртуальный» учитель-логопед будет оказывать реальную помощь семье и ребенку.

С этой целью на помощь приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства и специфические технологии, основанные на применении современных информационно-компьютерных средств.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

  • во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят, так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие;
  • во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности коррекционного процесса;
  • в-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день;
  • в-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и обучения ребенка в образовательном учреждении и семье.

Организация работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями будет строиться по следующим направлениям:

Информационное просвещение

Обучающее просвещение

- знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;- знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;- знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия. - привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;- обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;- формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Успешность воспитания и обучения детей в школе во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей (информационное и обучающее). Взаимосвязь учителя-логопеда и родителей будет осуществляться комплексно: с помощью традиционных и инновационных форм и методов взаимодействия.

К традиционным формам и методам работы мы относим:

  • анкетирование,
  • семинары-практикумы,
  • консультации,
  • родительские собрания,
  • открытые занятия,
  • домашние задания.

К высоким результативным показателям, уверены, приведет использование следующих форм работы:

  • совместные праздники,
  • видеотека,
  • игротека,
  • домашняя библиотека.

Со всеми предложенными формами работы родителей запланировано знакомить не только при очной встрече, но и посредством использования ресурсов сети Интернет. В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на периодических очных консультациях или на логопедических занятиях, а в домашних условиях они с легкостью могут выкроить несколько минут своего времени для ознакомления с предлагаемым логопедом материалом. Имея методические рекомендации на электронном носителе, родители всегда с легкостью найдут тот материал, который необходим им для проведения занятия с ребенком в домашних условиях.

Кроме консультаций по телефону, обратная связь через тетрадь ученика, записи в дневнике или заполнение специальных анкет, будет использована специальная литература и различные пособия для занятий дома. Весь материал, который будет рекомендован родителям для изучения в домашних условиях, будет интересным, ярким и доступный. Всё это поможет в незначительные сроки повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей.
Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями через Консультативный пункт «Пусть говорят!» позволит повысить эффективность коррекции речевых нарушений младшего школьника.

Этапы реализации Проекта

I этап, подготовительный (май 2013г. – сентябрь 2013 г.)

Задачи этапа:

1. Разработка документации.
2. Подготовка коллектива обучающихся и их родителей к реализации данного Проекта.

II этап, основной (сентябрь 2013 г. – апрель 2014 г.)

Задача этапа — реализация ключевых мероприятий Проекта, функционирование Консультативного пункта для родителей.

III этап, обобщающий (май 2014 г.)

Задачи этапа:

1. Обработка данных, описание результатов деятельности.
2. Соотнесение результатов с целями.
3. Оценка эффективности внедрения Проекта.
4. Подготовка аналитического отчета по результатам, методических рекомендаций, презентации.

Основные мероприятия Проекта

Информационное просвещение

Обучающее просвещение

Цели

Сроки

Организационные формы работы Консультативного пункта

Цели

Сроки

Родительское собрание «Давайте познакомимся!»

Знакомство родителей с итогами стартовой диагностики речевого развития детей, с содержанием коррекционно- развивающей работы с ними в условиях логопункта.

Сентябрь 2013г.

Анкетирование

Изучение педагогической наблюдательности родителей по отношению к своему ребенку, выявление адекватности позиции родителей по отношению к ребёнку и его речевому дефекту.

май 2013г.

Консультирование «Автоматизация звука» (очная и дистанционная форма)

Ознакомление родителей с правилами автоматизации поставленных звуков.

Ноябрь 2013г

Консультирование « » (очная и дистанционная форма)

Развитие умений родителей по применению артикуляционных упражнений.

Октябрь 2013г.

Родительское собрание «Экватор»

Знакомство родителей с рубежными результатами детей.

Декабрь 2013г.

Открытые занятия

Знакомство родителей с речевыми возможностями детей.

Октябрь 2013г.

Консультирование «Нетрадиционные упражнения» (очная и дистанционная форма)

Применение нетрадиционными артикуляционными упражнениями. Ознакомление родителей с правилами их выполнения.

Декабрь 2013г.

Семинар-практикум

Совместное с детьми разучивание артикуляционных упражнений, общение родителей со специалистами, получение информационно- психологической помощи.

Ноябрь 2013г

Консультирование «Развитие связной речи» (очная и дистанционная форма)

Обогащение представлений родителей о возможностях использования бытовой ситуации для развития речи ребенка.

Февраль 2014г.

Консультирование «Развитие мелкой моторики» (очная и дистанционная форма)

Расширение представлений родителей об особенностями мелкой моторики детей и ее влиянии на речевое развитие.

Январь 2014г.

Консультирование «Речевые игры дома» (очная и дистанционная форма)

Знакомство родителей с разнообразием речевых игр.

Февраль 2014г.

Консультирование «Обогащение словаря» (очная и дистанционная форма)

Знакомство родителей с видами словаря и способами его обогащения.

Март 2014г.

Родительское собрание «Подведём итоги»

Ознакомление родителей с результатами коррекционного процесса.

Апрель 2014г.

Консультирование «Продолжение…» (очная и дистанционная форма)

Рекомендации родителям по работе с детьми в летний период. Библиотека для родителей.

Март 2014г.

Анкетирование

Оценка качества совместной работы родителей и учителя-логопеда.

Развлекательная программа «Говорун-шоу»

Демонстрация знаний, умений навыков приобретенных детьми за год. Награждение участников коррекционного процесса.

Апрель 2014г.

Ожидаемые результаты реализации Проекта:

Качественные:

  • создание в образовательном учреждении организованного пространства взаимодействия с семьей с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений младшего школьника;
  • обеспечение качественного образования в школе через создание условий вариативности, здоровьесберегающей направленности, современного информационно-методического и технологического обеспечения образовательного процесса;
  • информирование родителей о физиологических возможностях ребенка с целью успешного осуществления коррекционного процесса.

Количественные результаты:

  • повышение качества коррекционно-образовательного процесса (не менее 80% от общего числа обучающихся зачисленных в логопункт);
  • увеличение числа младших школьников (не менее 90%), выпущенных из логопедического пункта с отсутствием недостатков речи;
  • увеличение числа родителей младших школьников (не менее 85%) удовлетворенных качеством образовательных услуг.

Перспективы распространения Проекта

Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов города, округа, страны в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса.

(3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» г. Советский» ХМАО-Югра

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Маленькие грамотеи» Логопедические игры в развитии фонематического слуха у детей 6 - 7 лет

МАЛЕНЬКИЕ ГРАМОТЕИ Практико-ориентированный проект учителя-логопеда Каравановой Ирины Анатольевны

Актуальность проекта Отсутствие полноценного восприятия фонем ведёт к следующим нарушениям: страдает фонетическая сторона речи слоговая структура слова словарный запас и грамматический строй речи невозможно становление звукового анализа и синтеза Что в дальнейшем приведёт к дислексии и дисграфии.

Тип проекта По составу участников: индивидуально-подгрупповой (для детей), групповой (для педагогов и родителей). По сроку реализации: долгосрочный (1 год) По целевой установке практико – ориентированный

Участники проекта: дети подготовительной группы «Калинка», посещающие логопедический пункт Воспитатели группы Родители Возраст детей: 6-7 лет с ФФНР, ОНР III уровня Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: недоразвитие фонематической стороны речи у детей 6-7 лет

Цель проекта Формирование фонематического слуха у детей 6 - 7 лет посредством дидактических игр

Задачи Для детей: Для педагогов: Для родителей: Развивать слуховое восприятие Формировать навыки восприятия и воспроизведения простых и сложных ритмов Учить дифференцировать звуки речи по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости. Развивать навыки звукового и звукобуквенного анализа и синтеза слов. Обучать слогоделению. Познакомить с буквами. Обучение специальным методам и приёмам в проведении игр и упражнений по развитию слухового восприятия, фонематического слуха, развития ритмического чувства, речевого дыхания. Привлекать родителей к коррекционной работе с детьми с нарушениями речи. Познакомить родителей с использованием речевых игр по развитию фонематического слуха в домашних условиях.

Новизна проекта Включение игр и упражнений на развитие ритмического чувства Детям с фонематическими нарушениями довольно сложно выполнять задания на оценку и восприятия ритмов, за счёт нарушенного слухового восприятия. Даже при воспроизведении ритмов, состоящих из одной паузы, они допускают ошибки. Им сложно сосчитать количество хлопков, ударов, а затем их воспроизвести. Игры на развитие ритмического чувства создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, учат не просто слышать, но и прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе удара.

Предполагаемые результаты Для детей Для педагогов Для родителей Воспринимать сложные ритмы по словесной инструкции педагога. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Делить слова на слоги. Дифференцировать звуки по звонкости –глухости, твёрдости-мягкости. Определять позицию звука в слове. Знать буквы русского алфавита. Обогатить знаниями и умениями для проведения работы по развитию звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Обогатить и пополнить знаниями практического материала, необходимого для развития фонематического слуха у детей

Продукт проекта Для логопеда Для детей Для педагогов Для родителей Перспективное планирование дидактических игр и упражнений по развитию фонематических процессов у детей 6-7 лет Дидактические игры на развитие ритмического чувства, фонематического слуха Коллективный альбом «Моя любимая буква», индивидуальная тетрадь «Грамотная тетрадь» Картотека дидактических игр по развитию фонематического слуха, мастер-класс, консультации. Показ на родительском собрании приёмов проведения дидактических игр, фото коллаж «Мы играем», папки-передвижки, мастер-класс, буклеты игр.

Форма работы с детьми Дидактические игры и упражнения Работа в «Грамотных тетрадях» Составление коллективного альбома «Моя любимая буква»

игры Игры с детьми Развитие фонематического анализа Оценка и восприятие ритмов Развитие слухового восприятия Развитие звукового синтеза Определение позиции звука Слоговой анализ и синтез Дифферен-циация звука в слове Выделение звука в слове Знакомство с буквами

Форма работы родителями и педагогами Логопед Логопедический практикум Школа речевого развития Родительские собрания Папки-передвижки Мастер-класс Анкетирование Консультации Семинар-практикум

Этапы реализации проекта Диагностический (логопедическое обследование) Основной (реализация проекта) Заключительный

1 этап Диагностический Сроки поведения Вид деятельности Ответственный Сентябрь (с 1 по 15) Логопедическое обследование, сбор анамнестических данных о ребёнке, индивидуальные беседы с родителями, наблюдения за детьми Учитель-логопед

2 этап Основной (в течение учебного года, ответственный учитель-логопед) работа с детьми СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТВЕТСТВЕННЫЙ Сентябрь-май Дидактические игры и упражнения Учитель-логопед, педагоги Сентябрь-май Заполнение «Грамотных тетрадей», оформление коллективного альбома «Моя любимая буква» Учитель-логопед Май Итоговое мероприятие «В гости к Азбуке» Учитель-логопед, педагоги

Работа с педагогами Сроки проведения Вид деятельности Ответственный Сентябрь-октябрь Оформление картотеки дидактических игр на формирование и развитие фонематического слуха детей Учитель-логопед октябрь Консультация «Особенности развития фонематического слуха у детей» Учитель-логопед ноябрь Консультация с показом презентации «Игры на развитие чувства ритма у детей подготовительной группы» Учитель-логопед декабрь Логопедический практикум «Звуковой анализ слова» Учитель-логопед февраль Семинар-практикум «Уроки фонетики» Учитель-логопед март Мастер-класс «Развитие навыка звукобуквенного анализа у детей дошкольного возраста» Учитель-логопед Апрель Отчёт учителя-логопеда на педсовете по коррекционной работе с детьми Учитель-логопед

Работа с родителями Сроки проведения Вид деятельности Ответственный Сентябрь Анкетирование Учитель-логопед Октябрь Дни открытых дверей, выступление на родительском собрании «Речевая готовность ребёнка к школе», памятка для родителей «Календарь речевого развития дошкольника» Учитель-логопед Ноябрь Консультация в папку-передвижку «Фонематический слух – основа правильной речи» Учитель-логопед Декабрь Школа речевого развития «Уроки фонетики», памятка для родителей Занимаясь с ребёнком, помните…» Учитель-логопед Январь Выступление на родительском собрании «Влияние фонематического слуха на школьное обучение» Учитель-логопед Февраль Консультация в папку-передвижку «Развиваем фонематический слух у дошкольников» Учитель-логопед Март Консультация в папку-передвижку «Знакомство детей с буквами» Учитель-логопед Апрель Логопедический практикум «Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?» Учитель-логопед Май Выступление на итоговом родительском собрании с отчётом о проведённой коррекционной работе: «Наши успехи», фото коллаж «Мы играем», памятка для родителей «Проверьте на досуге…» Учитель-логопед

3 этап Заключительный Месяц Для детей Для педагогов Для родителей Апрель-май Итоговое занятие «В гости к Азбуке», срезы знаний по методике В. И. Яшиной Анкетирование Итоговое родительское собрание с видео показом «Наши успехи» , фото коллаж «Мы играем», анкетирование

Результаты работы Проведённый анализ изучения уровня речевой подготовки детей к обучению в школе по разделу изучения уровня практического осознания элементов языка показал следующие результаты звукопроизношение Звукобуквенный анализ Слоговой анализ и синтез Нарушение на начало года 100% На конец года отмечены положительные результаты 85% Нарушение на начало года 100% На конец года отмечены положительные результаты 78% Нарушение на начало года 100% На конец года отмечены положительные результаты 95%

Литература Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика –СПБ: Детство-Пресс, 2000 Бондаренко В. И. Дидактические игры в детском саду, М: Просвещение, 1991 Бугрименко Е. И., Цукерман Г. А. Уимся читать и писать, М: Знание, 1994 Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников-М: Школа-Пресс, 1999 Выгодская И.Г. Берковская Н. В., Звукоград, Буквоград, Златоустия М: Линка-Пресс, 1999 Медникова Л. С., К проблеме развития ритмической способности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью//Дефектология-2001г.№6 Спецкурс: «Обучение дошкольников грамоте»/ Журова Л.Е., Варенцова Н. С. и др. Под редакцией Дуровой Н. В. –М: А.П.О., 1994 Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателей детского сада: Из опыта работы. Под редакцией Гербовой В. В-2-е издание испр.- М: Просвещение, 1998 Яшина В. И. Изучение уровня речевой готовности детей к обучению в школе/ Спецкурс: Диагностика готовности детей к обучению в школе. М.: Ассоциация «Профессиональное образование» 1994

Приложение Анкеты для родителей Таблица обследования фонематической стороны речи Перспективный план дидактических игр по развитию фонематических процессов у детей 6-7 лет Картотека дидактических игр по развитию фонематических процессов у детей 6-7 лет для воспитателей Мастер-класс для педагогов и родителей с показом презентации «Развитие навыка звукобуквенного анализа слов у детей старшего дошкольного возраста» Консультации «Знакомство детей с буквами», «Влияние фонематического слуха на школьное обучение» Презентация игр «Игры на развитие чувства ритма у детей подготовительной группы» Школа речевого развития «Уроки фонетики» Коллективный альбом «Моя любимая буква» «Грамотная тетрадь» (индивидуальные тетради детей)

Работа с детьми Различаем звуки по звонкости-глухости Игра «Удочка»

Игры на формирование звукового анализа Сказка «Репка» (определение порядкового ряда) Звуковой анализ

Моя любимая буква Буквы из камешков и шнурков

Детский продукт проекта Индивидуальные тетради детей Коллективный альбом «Моя любимая буква»

Работа с педагогами Мастер-класс «Методика развития навыка звуко-буквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста»

Работа с родителями

Логопедический практикум с родителями Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику

Спасибо за внимание!


Муниципальное образовательное учреждение

Ветлужская школа-интернат

«Давайте говорить правильно»

(социальный проект)

Руководитель проекта:

Лесникова Ирина Евгеньевна,

учитель-логопед

г. Ветлуга

201 6 г.

Актуальность проблемы ………………………………………….. 4

Цели и задачи проекта ……………………………………………. 5

Паспорт проекта…………………………………………………... 6

Этапы реализации проекта……………………………………….. 7

Мероприятия………………………………………………………. 9

Ожидаемые результаты……………………………………...…… 10

Описание проекта…………………………………………………. 11

Заключение…………………………………………………………. 14

Результаты проекта………………………………………………… 15

Список литературы………………………………………………… 16

Приложение……………………………………………………….. 17

Актуальность проекта

В настоящие время ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество логопеда, учителя и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.

Актуальность и востребованность проекта заключается в том, что участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе необходимо.

Участники проекта: учитель-логопед, учащиеся и родители учащихся 1-4 классов, учителя начальных классов, воспитатели.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:
выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;
разъяснить и показать родителям, в чем заключается работа учителя-логопеда в школе;
повысить интерес родителей к вопросам речевого развития детей и предоставить необходимую информацию;
выработать и принять единые требования, предъявляемые к ребёнку, общего подхода к воспитанию;

Паспорт проекта

Название проекта

«Давайте говорить правильно»

Идея проекта

Логопедический проект «Давайте говорить правильно» направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития младшего школьника.

Образовательная организация

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья

"Ветлужская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида"

Индекс: 606860

Адрес: Нижегородская обл., г. Ветлуга, ул. Ленина д.48а

e-mail [email protected]

Класс, возраст учеников

1-4 класс, 7-10 лет

География проекта

606860, Нижегородская область, г. Ветлуга

Руководитель проекта

Лесникова Ирина Евгеньевна,учитель-логопед

Исполнители

учащиеся 1-4 классов и их родители

Сроки реализации

2015 – 2016 учебный год

Этапы реализации проекта:

Сроки

Этапы

Участники

сентябрь 2015 уч.года

Разработка проекта

Учащиеся 1-4

Родители учащихся 1-4 классов

октябрь 2015 г. – май 2016 года

Развитие проекта

Подведение итогов

Мероприятия по реализации проекта

Перспективный план реализации проекта

Месяц

Формы и методы работы

Тема

1 этап. Подготовительный этап

Сентябрь

Анкетирование родителей

«Я и
мой
ребёнок»

Познакомиться с родителями учащихся;
собрать анамнестические данные о ходе развития ребенка;
изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту;
изучить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития

2 этап. Основной

Сентябрь

Индивидуаль-

ные консультации

«Результаты диагностики»

Познакомить родителей с результатами диагностического обследования учащихся. Наметить пути преодоления речевого дефекта.
Рассказать о требованиях, предъявляемых к учащимся, посещающим логопедические занятия.

Публикация на сайте школы «Страница логопеда"

«Нормы речевого развития детей 7 лет»
«Организация работы логопеда на школьном логопункте»

Познакомить родителей с нормами речевого развития детей, с основными направлениями логопедической работы в рамках школьного логопункта.

Индивидуальные консультации

«План коррекционно-развивающей работы с ребёнком»

«Упражнения для развития мелкой моторики»

Познакомить родителей с основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми, с упражнениями для развития мелкой моторики».

Публикация на сайте

«Артикуляционная гимнастика»

Познакомить родителей с артикуляционными упражнениями.

Индивидуальные консультации

«Разное»

Ответить на вопросы, волнующие родителей

День открытых дверей

«Открытое занятие»

Посещение индивидуальных и подгрупповых занятий родителями.

Родительское собрание

«Подведение итогов первого полугодия»

Познакомить родителей с динамикой речевого развития детей, наметить план работы на следующее полугодие

Январь, февраль, март, апрель

Мастер-класс

«Ребёнок-дисграфик. Как правильно себя вести»

Индивидуальные консультации

«Разное»

Публикация на сайте

«Развиваем речь ребёнка на кухне, на прогулке, на даче»

Познакомить родителей с понятием «логопедизация» семейной среды.

Индивидуальные консультации

«Итоги года. Вопрос-ответ»

Ответить на вопросы, волнующие родителей.

Родительское собрание

«Итоги года»
«Работа летом»

Продемонстрировать презентацию, в которой освещены методы и формы работы с детьми на летних каникулах.
Осветить результаты работы за год, проанализировать эффективность взаимодействия учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективность коррекционной работы с детьми.
Обсудить списки детей, продолжающих работу на школьном логопункте, а так же список выпускников.

Ежемесячно

Оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда»

«А знаете ли вы?»

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей о развитии речи детей.

Заключительный этап

Мониторинг
родителей

«Анкетирование родителей»

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей
Отзывы родителей предложения и замечания

Мониторинг детей

«Логопедическое обследование»

Выявление уровня речевого развития детей

Участие на МО логопедов

«Давайте говорить правильно!»

Презентация проекта

Ожидаемые результаты.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка; Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс, выполняют рекомендации логопеда, самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Советы логопеда», с сайта школы в разделе «Страничка логопеда.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс может быть использована логопедами.

Описание проекта:

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по вопросам речевого развития детей проходит в 3 этапа:

Цель: получение реальной картины, анализ особенностей семьи и семейного воспитания ребенка, выработка тактики своего общения с каждым родителем.

1 этап - подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

    выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

    начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки "Домашний логопед";

    выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития, заключить дополнительные договоры между учителем логопедом и родителями.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

На данном этапе также необходимо начать собирать и разрабатывать копилку "Советы логопеда": методические материалы в соответствие с психическими и возрастными особенностями детей.

Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу и заключение дополнительных договоров между двумя сторонами образовательного процесса.

2 этап - основной (практический)

Задачи:

Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития школьников;

Пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей "Советы логопеда";

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни. Средства и методы проекта:

Проведение семинара практикума, мастер классов, консультаций, "круглых столов", "родительских гостиных", проведение конкурсов (скороговорщиков, чтецов), проведение праздника красивой и выразительной речи;

Проведение индивидуальных консультаций;

Создание информационно-методического стенда "Советы логопеда" (ежемесячно);

Презентация копилки для родителей "Советы логопеда" (ежемесячно);

Ведение "Дневника успеха" (ежемесячно, родителями)

3 этап-заключительный (контрольно-диагностический).


Цель:
анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективности коррекционной работы с детьми.

Задачи:

    Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

    Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.

    Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов города и района.

Практическая значимость проекта

Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов города, округа, страны в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса. Содержащиеся в Проекте рекомендации могут служить отправной точкой при планировании работы с родителями в условиях логопедического пункта. Практические рекомендации могут найти широкое применение в деятельности Консультативных пунктов для родителей, созданных в образовательных учреждениях.

Заключение

Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.

Логопедический проект «Давайте говорить, писать, читать правильно направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития младшего школьника.

Результаты проекта

    Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;

    Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс, выполняют рекомендации логопеда, самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Советы логопеда», с сайта школы в разделе «Страничка логопеда.

Литература

    Антонова, Т.В. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка /Т.В. Антонова// Дошкольное воспитание. – 1998. – № 6. – С. 2-6

    Васильева, И.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий / И.Н.Васильева // Вопросы психологии. – 2002. – №3. – С.54-63

    Вотинова, Е.М. Компетентность родителей – необходимое условие успешной коррекционной работы логопеда ДОУ/ Е.М. Вотинова, Е.М. Полюхович // Логопедия сегодня. – 2011. - №4.– С.70-74

    Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 143 с.

    Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй / Н.В. Микляева. – М.: ЭКСМО, 2006. – 205 с.

    Михеева, И.А. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7лет с ОНР/ И.А.Михеева, С.В. Чешева. – СПб.: Питер, 2009. – 155 с.

    Успенская, Л.П. Учитесь правильно говорить / Л.П. Успенская, М.Б. Успенский. – М.: Просвещение, 1992. – 234 с.

Приложение

Приложение № 1

Индивидуальные консультации

Приложение № 2

Родительские собрания

Приложение №3

Открытые занятия


Приложение № 4

Домашние задания


Приложение № 5

Праздники и развлечения



Приложение № 6

Анкетирование родителей учащихся

Анкета для родителей "Речевое развитие ребенка"

1. Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________

2. Дата рождения________________________________________________________________

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, школа.)_______________________________________________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) _______________________________________________________________________________

5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) _______________________________________________________________

6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) _____________________________

7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ____________________________

8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___________________________

9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в школе? __________________________________________________________________10. Присутствуете ли на праздниках?____________________________________________

Приложение № 7

Уровень родительской мотивации

В современной педагогике, практике образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. В развитии устной речи особое значение имеет индивидуальная работа с каждым ребенком в семье, в образовательном учреждении. Невзирая на то, что большую часть дня современный ребенок находится в образовательном учреждении, первостепенное влияние на процесс его развития все-таки оказывает семья.

Эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.

Построить «диалог» между семьей и учителем-логопедом – одна из актуальных задач полноценного развития ребенка.

Следовательно, задача учителя-логопеда максимально компенсировать пробел знаний у родителей на определенную тему.

Основой Данного Проекта является дистанционное просвещении родителей. Для этого на помощь приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства и специфические технологии, основанные на применении современных информационно-компьютерных средств.

Интересный, яркий, доступный наглядный материал предложенный родителям для изучения в домашних условиях – наиболее эффективное средство для повышения компетентности родителей в вопросах развития речи детей.

Реализация Проекта будет способствовать адекватному включению родителей в коррекционный процесс, повысить их компетентность в вопросах развития речи детей.

«Диалог» родителей с учителем-логопедом необходим для оптимизации процесса воспитания ребенка. Ведь ребенок имеет право на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучие.

Основание для разработки Проекта

Проект учителя-логопеда разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании», стратегией развития образования ХМАО-Югры до 2020г., стратегией развития муниципальной системы образования в городе Сургуте до 2020г., положениями Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 N 909; Федеральными государственными образовательными стандартами для начальной школы (2009г.), Федеральными государственными требованиями (2009г.), национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (2010г.), Образовательной программой МБОУ НШ-ДС №43, Программой развития МБОУ НШ-ДС №43 на 2009-2014 гг. «Реализация идеи непрерывного образования в условиях учебно-воспитательного комплекса начальная школа – детский сад (на примере Центра успешного ребенка).

Актуальность Проекта

Одной из задач школы как социального института в современных условиях является формирование учебной деятельности через разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности. Система образования должна позволять переступившему порог школы ребенку в полной мере реализовать свое конституционное право – право на образование в соответствии со своими психофизическими и интеллектуальными особенностями и возможностями.

Реализация этого права предполагает создание благоприятных условий и возможностей для развития личности, формирование устойчивых мотивов активно влиять на условия достижения личного успеха, осуществление психолого-педагогической коррекции; иными словами – создание адекватных условий обучения и воспитания.

В современной педагогике, практике образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Анализ исследований российских учёных (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, М.В. Иванова, В.К. Котырло, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, О.В. Огороднова, М.М. Рамазанова, З.И. Теплова и др.) позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как важное условие эффективности воспитания и развития детей.

В силу определенных причин с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями развития речевой сферы. Эта категория детей нуждается в целенаправленной систематической коррекции. Возникает противоречие между требованиями учебной программы и трудностями ее усвоения учащимися, имеющими нарушения речи. Данное противоречие влечет за собой проблему коррекции отклонений в речевом развитии.

В развитии устной речи особое значение имеет индивидуальная работа с каждым ребенком в семье, в образовательном учреждении. Невзирая на то, что большую часть дня современный ребенок находится в образовательном учреждении, первостепенное влияние на процесс его развития все-таки оказывает семья. Ведь семья – это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения.

Эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители . Есть родители, которые не заинтересованы в развитии ребенка и поэтому игнорируют рекомендации, полученные в образовательном учреждении (в частности, логопеда).

Другие родители, наоборот, предъявляют к своему ребенку завышенные требования.

Часто родители относят нарушения речи у детей к возрастным особенностям. Считают, что это исправится само собой и не осознают всей тяжести речевого недоразвития ребенка, не предполагают, что у ребенка системное нарушение всех компонентов речи (общее недоразвитие речи) и обращают внимание только на неправильное произношение отдельных звуков.

Некоторые родители вообще не интересуются речевым развитием своего ребенка, не задумываются о возможных последствиях школьной дезадаптации.

Многие родители осознают, что проблема существует, но не в силах ее решить из-за педагогической некомпетентности.

Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.

В современных условиях модернизации образования более актуальными являются такие формы работы , которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Построить «диалог» между семьей и образовательным учреждением – одна из актуальных задач полноценного развития ребенка.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов образовательного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.

В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на периодических очных консультациях или на логопедических занятиях, где могут ознакомиться с основными и индивидуальными методами и приемами коррекции речевых нарушений у детей.

Следовательно, задача учителя-логопеда — максимально компенсировать пробел знаний у родителей на определенную тему.

Выход из данной ситуации мы видим в дистанционном просвещении родителей . Широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном учреждении поможет с легкость решить данную проблему. Интересный, яркий, доступный наглядный материал предложенный родителям для изучения в домашних условиях – наиболее эффективное средство для повышения компетентности родителей в вопросах развития речи детей.

Кроме консультаций по телефону, обратная связь через тетрадь ученика, записи в дневнике или заполнение специальных анкет, можно рекомендовать специальную литературу и различные пособия для занятий дома, в том числе видео- и аудиоматериалы, компьютерные программы.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с детьми является:

  • исправление нарушений речи,
  • профилактика речевых расстройств,
  • ранняя диагностика.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей . Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Цель Проекта – создание оптимальной среды для взаимодействия учителя-логопеда с семьей как условие повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей.

Задачи Проекта:

  • Сформировать единое пространство социального развития ребенка между учителем-логопедом и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;
  • Способствовать адекватному включению родителей в коррекционный процесс;
  • Повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей;
  • Разработать и внедрить наглядные пособия для эффективности коррекционного процесса.

Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга. Поэтому осознанное включение родителей в единый, совместный с логопедом коррекционный процесс позволяют значительно повысить его эффективность.

Новизна Проекта заключается в том, что в нем представлен вариант дистанционного просвещения родителей через активное использование интернет-ресурсов в рамках коррекционного процесса образовательного учреждения.

Описание содержания Проекта

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.

Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого.

Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Организация работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями должна строиться по следующим направлениям:

Информационное просвещение

Обучающее просвещение

- знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;- знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;- знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия. - привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;- обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;- формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Необходимость использования различных форм работы с родителями важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей. Успешность воспитания и обучения детей в школе во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Взаимосвязь логопеда и родителей должна осуществляется комплексно: с помощью традиционных и инновационных форм и методов взаимодействия.

К традиционным формам и методам работы можно отнести:

  • анкетирование,
  • семинары-практикумы,
  • консультации,
  • родительские собрания,
  • открытые занятия,
  • домашние задания.

Индивидуальные формы работы имеет преимущество над коллективными, так как позволяют установить более тесный контакт с родителями. Немаловажную роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи играет анкетирование родителей, которое предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях, ясное указание способов ответа.

Семинары-практикумы, открытые занятия помогают логопеду привлечь родителей для решения проблем, развить дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, развитие связной речи, формирование звукопроизношения).

Некоторые взрослые, не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности. В ходе семинара-практикума или открытого занятия взрослые обучатся практическим приёмам работы с ребёнком. Данный вид работы облегчит понимание предлагаемого материала родителями.

Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые могут стать интересными для родителей:

  • “Артикуляционная гимнастика”;
  • “Развитие мелкой моторики”;
  • “Выполнение домашнего задания”;
  • “Развитие внимания и мышления”;
  • “Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях”;
  • “Речевые игры дома”.

Все консультации дублируются в виде компьютерных презентация, которые будут предложены родителям по электронной почте.

Групповые родительские собрания целесообразно проводить 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на совместную работу, активно включиться в процесс воспитания ребенка.

Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу.

Тема собрания сообщается заранее, чтобы родители сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом.

Логопеду чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Если родители не в состоянии сами оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.

При выполнении домашних заданий логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику обучения ребенка, организовать их участие в выполнении домашнего задания.

Преимущество инновационных форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. В своей работе учитель-логопед может широко использовать:

  • совместные праздники,
  • видеотека,
  • игротека,
  • домашняя библиотека.

Для проведения праздника привлекаются родители. Совместные мероприятия помогут максимально сплотить членов семьи. В конце учебного года родители приглашаются на итоговое занятие — праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.

Видеотека содержит фрагменты занятий с наиболее сложной тематикой, которые предлагаются родителям для просмотра дома, так как им не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом и принцип выполнения домашнего задания.

Накапливая опыт по методической работе, учитель-логопед тем самым может оформить игротеку. Роль игры очень велика в коррекции устной и письменной речи младших школьников. Пополнить игротеку можно оригинальными идеями, предложениями самих родителей, где подбором и изготовлением практического материала и пособий занимаются они сами.

Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная логопедом библиотека авторских пособий , которой можно с успехом воспользоваться в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволит не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью, а задача логопеда подобрать соответствующую и максимально интересную для детей и родителей литературу.

Со всеми предложенные инновационные формами работы мы предлагаем знакомить родителей не только при очной встрече, но и по средствам использования интернета. В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на периодических очных консультациях или на логопедических занятиях, а в домашних условиях они с легкостью могут выкроить несколько минут своего времени для ознакомление с предлагаемым логопедом материалом. Имея методические рекомендации на электронном носителе, родители всегда с легкостью найдут тот материал, который необходим им для проведения занятия с ребенком в домашних условиях.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

Во-первых , это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых , это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности коррекционного процесса.

В-третьих , это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых , это возможность реализации единой программы воспитания и обучения ребенка в образовательном учреждении и семье.

При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутреличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

Этапы реализации Проекта

I этап, подготовительный (май 2012г. – сентябрь 2012г.)

Задачи этапа:

1. Разработка Проекта.

2. Подготовка педагогического коллектива начальной школы, коллектива обучающихся и их родителей к реализации данного Проекта.

II этап, основной (сентябрь 2012г. – апрель 2013г.)

Задачи этапа:

1. Реализация ключевых мероприятий Проекта.

III этап, обобщающий (май 2014г.)

Задачи этапа:

1. Обработка данных, описание результатов деятельности.

2. Оценка эффективности внедрения Проекта.

Основные мероприятия Проекта

Название мероприятия

Анкетирование
Родительское собрание «Давайте познакомимся»

Сентябрь 2012г.

Консультирование «Артикуляционная гимнастика» (очная и дистанционная форма)

Октябрь 2012г.

Открытые занятия

Октябрь 2012г.

Семинар-практикум

Ноябрь 2012г

Консультирование «Автоматизация звука» (очная и дистанционная форма)

Ноябрь 2012г

Родительское собрание «Экватор»

Декабрь 2012г.

Консультирование «Нетрадиционные упражнения» (очная и дистанционная форма)

Декабрь 2012г.

Консультирование «Развитие мелкой моторики» (очная и дистанционная форма)

Январь 2013г.

Консультирование «Речевые игры дома» (очная и дистанционная форма)

Февраль 2013г.

Консультирование «Развитие связной речи» (очная и дистанционная форма)

Февраль 2013г.

Консультирование «Обогащение словаря» (очная и дистанционная форма)

Март 2013г.

Консультирование «Продолжение…» (очная и дистанционная форма)

Март 2013г.

Развлекательная программа «Говорун-шоу»

Апрель 2013г.

Родительское собрание «Подведём итоги»

Апрель 2013г.

Анкетирование

Ожидаемые результаты реализации Проекта:

Качественные:

  • создание в образовательном учреждении организованного пространства взаимодействия с семьей;
  • информирование родителей о физиологических возможностях ребенка с целью успешного осуществления коррекционного процесса.

Количественные результаты:

  • повышение процента качества коррекционно-образовательного процесса (не менее 80%)
  • увеличение числа младших школьников (не менее 90%), выпущенных из логопедического пункта с отсутствием недостатков речи.

Перспективы распространения Проекта

Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов города, округа, страны в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса.

Мирзаева Юлия Александровна,
учитель-логопед,
МБОУ начальная школа-детский сад №43,
г. Сургут

Литература:

1. Антонова Т.В., Волкова Е.М., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 6.
2. Васильева И.Н., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий// Вопросы психологии 2002. №3.
3. Вотинова Е.М, Полюхович Е.А. Компетентность родителей – необходимое условие успешной коррекционной работы логопеда ДОУ.// Логопедия сегодня №4, 2011г. – с.70-74
4. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: 50 логопедических игр. – СПб, 2000.