Значение игрушки в воспитании ребенка. Роль игрушки в жизни и воспитании дошкольника

Роль игрушек в воспитании детей.

Игрушка является важным средством воспитания, формирования личности ребенка, способствует умственному, физическому и эстетическому развитию. Игрушка – это друг, помощник, радость ребенка, с ней жизнь добрее и веселее.

Игрушки являются сложной товарной группой. Игрушка – специфический товар, несущий социальную нагрузку и наделенный особенными потребительскими свойствами.

Потребительские свойства.

Потребительские свойства делят на группы:

1.Функциональные – определяются ее игровыми качествами, раскрывают социальную значимость.

К этой группе свойств относятся:

Занимательность-способность заинтересовать и увлечь ребенка. Зависит от идеи игрушки, насколько идея воплощена в форме и конструкции игрушки.

Например: кукла – имитирует человека, удовлетворяется интерес ребенка к строению тела, конструкции одежды куклы, приобретению навыков обращения.

Развитие умственных способностей - распознавание формы, размера, цвета, массы окружающих его игрушек; затем развитие памяти, речи, мышления (игрушки более сложные, игры).

Развитие физическое – игрушки сенсорномоторные и спортивные, способствующие развитию подвижности, ловкости, меткости, быстроты, реакции, силы ребенка.

Нравственное воспитание способствующее развитию морали, трудолюбия и настойчивости, любви к человеку и животным, патриотизма, дружбы (садово-огородный инвентарь, национальные игрушки и т.д.)

Политехническое развитие – развитие инженерного творчества, готовит к жизни, насыщенной сложной техникой (конструкторы, компьютеры и т.д.)

Эстетическое воспитание – привитие чувств прекрасного (для всех игрушек, особенно театрального, музыкального, художественного содержания).

Эмоциональное воспитание (игрушки-забавы и др.) вселяют бодрость, жизнерадостность.

Эргономические свойства включают:

Удобство пользования – это соответствие игрушки физическим и умственным способностям ребенка. Зависит от удобства осуществления отдельных операций, связанных с ее эксплуатацией. Например: пирамидка должна быть устойчивой, удобной для удержания, удобной для одевания и т.д.

Безопасность и безвредность – не повредить здоровье ребенка: поцарапать, уколоть, поразить электротоком, вызвать раздражение кожи или отравление.

Поверхность должна быть гладкая, материалы безвредные, напряжение низковольтное.

Гигиеничность игрушек зависит от исходного материала, формы и конструкции, которые должны исключать возможность накопления грязи и развития болезнетворных микробов, способствовать легкости очищения игрушки от пыли и грязи.

Эстетические свойства – способность игрушки воздействовать на внутренний мир ребенка. Включают информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения.



Надежность – способность сохранять основные параметры и форму, конструкцию в процессе эксплуатации. Относятся: безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость, долговечность.

Классификация и характеристика ассортимента игрушек.

Игрушки классифицируют по следующим признакам:

По воспитательному назначению.

способствующие развитию первоначальных движений и восприятий - сенсорномоторные (подвески, погремушки, шарики, мячи и др.), дидактические (кубики с картинками, разборные пирамидки, башенки, матрешки и др.)

способствующие физическому развитию – это для прыганья (обручи, тележки, санки и др.), развития мышц рук и пальцев (башенки, матрешки и др.), бросания (мячи, кегли, городки и др.) укрепления мускулатуры ног (велосипеды, педальные автомобили и др.), для меткости (пистолеты, луки и др.

знакомящие с окружающей природой – образно-сюжетные (изображающие людей, животных, сказочных персонажей, предметы, транспортные средства)

знакомящие с элементами науки и техники – дают представление о конструкции и действии различных машин, механизмов, сооружениях, архитектуре(наборы моделей, конструкторы, действующие модели машин, фильмоскопы и др.)

знакомящие с трудовыми процессами – лопатки, грабли, ведерки, лейки, совки и др.

способствующие музыкальному и художественному развитию (гитары, балалайки, дудочки и др.; театрально-художественные, переводные картинки, альбомы для раскрашивания и др.)

настольные игры (лото, домино, печатные игры и др.)

игрушки–забавы (воспитывают жизнерадостность, чувство юмора, удивления и др. двигающиеся звери, волчки и др.)

По возрастному назначению.

раннего возраста (до 8 мес.)

ясельного возраста (до 3 лет)

дошкольного возраста (3-6 л)

школьного возраста (6-18 л)

3. По исходному материалу – деревянные, пластмассовые, металлические, мягконабивные, резиновые, керамические, стеклянные, из бумажно-древесных масс и папье-маше, комбинированные.

4. По способу производства в зависимости от вида исходного сырья

пластмассовые – прессованные, выдувные, литье, штампованные, формованные;

резиновые – формованные; литые, клееные, маканые; металлические – литые, штампованные;

деревянные – столярные, токарные, выпиленные, плетенные.

5. По конструкции - сборно-разборные, сборные, механические, электротехнические и др.

По видам – погремушки, автомобили, мячи, куклы и т.д.

Каждый родитель должен помнить о том, что воспитание - это ответственный процесс. Нужно не только заниматься с ребенком, но и создавать условия для осуществления им своих потребностей. Так, малышу необходимы прогулки, сбалансированное питание и здоровый сон. Но не стоит недооценивать и роль игрушек в воспитании детей.

Игрушки должны не только вызывать интерес у ребенка, но и концентрировать в себе безопасность и полезность. Игрушки играют роль в формировании характера человека: делают его добрым или жестоким, заботливым или безразличным, ответственным или разгильдяем. Поэтому нужно выбирать предметы для игры правильно.

Какова роль игрушек в воспитании детей

Всю жизнь человек чему-то учится, черпая новые знания из окружающего мира. Взрослые люди осознают значимость образования, а вот маленькие дети пока ещё нет. Поэтому они познают мир через игру. Не следует недооценивать роль игрушек в этом процессе, так как через них дети делают анализ событий, развиваются логически, отделяют одни предметы от других и прочее.

В детстве мальчиков обычно присутствуют машинки, роботы, различные конструкторы. Эти игрушки развивают не только логику, но и указывают на способности вашего малыша. Если он неплохой конструктор, возможно, это будет связано с его будущей профессией. Не ругайте детей за то, что они разбирают и собирают игрушки. Так они познают моделирование, проектирование или конструкцию.

Мягкие игрушки и различного рода куклы созданы специально для девочек, поэтому и вызывают у них большой интерес. Малышки проявляют заботу в отношении игрушек, учатся ухаживать за ними. Более взрослые девочки способны сами шить одежду для кукол. Это играет большую роль в становлении характера ребенка, так как уже с ранних лет в нём формируется ответственность и умение проявлять заботу о других.

Не всегда девочки играют только куклами, а мальчики самолетиками и машинками. Часто малышку может заинтересовать конструктор или ракета. Чаще всего такое явление наблюдается в семье, где воспитываются двое разнополых детей. И это не является поводом для беспокойства, так как игрушки мальчишек формируют решительный и уверенный характер девочки.

То же самое касается и мальчишек. Если их заинтересовала кукла, психологи считают — не стоит паниковать. Через такие игрушки малыш учится заботиться о противоположном поле и вполне может вырасти галантным джентльменом. К психологу следует обращаться только в крайнем случае: если малыша интересуют только куклы, а девочку - конструкторы.

Развитие ребенка будет проходить более действенно и эффективно, если в его жизни будут присутствовать игрушки. Они же подготовят его к жизни в обществе. Подарок малышу должен быть не только знаком внимания, но и инструментом для развития.

Роль игрушек в воспитании детей нельзя недооценивать. К двум годам малыши уже способны осознанно играть с предметами. Так, одевая кукол или кормя зайчика, они создают определенный сюжет в игре. С каждым годом игровые процессы усложняются, а игрушки развивают ребенка в новых сферах.

У каждой игрушки должно быть своё место. Так, сбором пазлов лучше заниматься за столом. Также этот предмет удобен для маленьких игрушек. Перед тем как ложиться спать, можно поиграть с мягкими мишками, зайчиками или собачками.

Несмотря на то что ребенок любит играть со своими игрушками, это занятие не заменит ему общение с друзьями. Поэтому следует организовывать встречи сверстников. Игра в одиночестве может привести к нервному возбуждению малыша. В кругу сверстников многочисленные роли распределяются между друзьями, а ребенок развивается с ещё большей охотой и силой.

Можно выделить две группы видов деятельности детей с игрушками. К первой относят те игры, в которых малыш познает отношения между людьми. Так происходит не только личностное, но и социальное развитие ребенка. Ко второй группе можно отнести предметную деятельность, на основе которой формируются знания и интеллект, а также развиваются технические способности.

Как выбирать игрушки?

Чтобы полноценно сформировать личность нужно не только компоновать способы воспитания, но и обратиться к играм и игрушкам. С их помощью творческие способности малыша развиваются быстрее и эффективнее. Так, покупая девочке куклу, вы должны задумываться не только о том, насколько она ей понравится. Важно, чтобы эта игрушка развивала в ней фантазию и креативность. Для понравившейся игрушки хочется сшить наряды, сделать прическу и т. п.

То, чем ребенок занимается в детстве, может пригодиться ему и в будущем. Так, мастеря одежду для кукол, девочка может и не подозревать, что в ней кроется дизайнерский талант. Мальчик, строящий домики из лего или кубиков, может стать гениальным архитектором.

При выборе игрушек, главное - помнить, что каждая из них оставляет свой след в воспитании малыша. Поэтому к такому делу нужно подходить ответственно. Сегодня очень много разнообразных игрушек, но есть несколько моментов, которые необходимо учитывать, выбирая предметы для развлечений.

  1. Игрушка должна не только развлекать ребенка, но и развивать его. Её значение для воспитания тоже должно учитываться. Без этого не следует покупать игрушку.
  2. При опасности для здоровья ребенка не стоит покупать какой-либо предмет. Нужно обратить внимание на качество изделия.
  3. Не стоит спешить и брать то, что захотел ваш малыш в данный момент. Внимательно посмотрите на игрушку и подумайте, будет ли она иметь какой-либо воспитательный смысл. Задумайтесь о психологическом эффекте от изделия.

Выбор игрушек будет зависеть и от возраста малыша. Первыми игрушками ребенка являются грызунки и погремушки. Они помогут ему развить мелкую моторику. Детям раннего и дошкольного возраста можно предложить конструкторы, кубики и прочие развивающие игрушки, которым могут сыграть роль в воспитании ребенка. Благодаря им малыш научиться строить домики и возводить башки, отличать одних животных от других, находить применение тому или иному игровому предмету.

Маленьким детям очень интересны музыкальные игрушки. К их выбору тоже нужно подходить со всей тщательностью. Прежде чем купить изделие, послушайте как оно разговаривает, что поет. В голосе не должно быть никаких помех. Ребенок должен четко слышать все слова, проговариваемые игрушкой. Для малышей идеальными музыкальными изделиями станут те, которые издают различные звуки (движущегося транспорта, голоса животных и т. п.) или рассказывают сказки. Для детей постарше можно купить пианино, гитару и т. п.

Помимо музыкальных игрушек существуют и простые. Например, наборы посуды, различные конструкторы, инструменты и прочее. Все они носят развивающий характер и оставляют свой след в воспитании ребенка. Эти игрушки помогут ему ещё быстрее развиться и стать полноправным членом социума.

Выбирая то или иное изделие, обращайте внимание на его функциональность. Не забывайте и о предназначении игрушки. Родители должны иметь четкое представление о том, что кроха будет с ней делать. Если игрушка не несет в себе никаких знаний и не воспитывает, не покупайте её - поищите другую.

Подведем итоги

Игрушки, безусловно, играют немалую роль в воспитании малыша. Они помогают ему получить достаточную информацию о мире, позаимствовать знания о его сложных процессах. Выстраивая определенные сюжеты игр, дети полноценно развиваются.

От того, насколько правильно будет подобрана игрушка, зависит воспитательный эффект от неё. Старайтесь не покупать своим детям те игрушки, которые не несут в себе никакой полезности. Прежде всего обращайте внимание на безопасность изделия для здоровья малыша, а уже потом ищите в нём психолого-педагогический эффект.

Программа о важности народных игрушек

Морозова Марина Юрьевна

Работа по изготовлению самодельной куклы включает в себя большие возможности. Изготовление самодельной игрушки - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.

Изготовление самодельной игрушки требует от ребёнка ловких движений, действий, и если вначале неточным движением руки он нередко делает ошибку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики

Согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления игрушки постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал : «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Огромное влияние работа по изготовлению самодельной игрушки оказывает на :

Умственное развитие ребёнка ,на развитие его мышления . Вначале ребёнок рассматривает образец, анализирует его структуру, способы изготовления ; затем после усвоения этого процесса задания усложняются , и, наконец, ребёнок без предварительного анализа изготавливает игрушку по заданию или по собственному замыслу.

Во время такой работы создаются условия для развития не только функции речи, но и речевой регуляции поведения. Занимательность работы по изготовлению самодельных игрушек способствует развитию у детей внимания - повышает его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Самодельные игрушки в большей мере удовлетворяют любознательность детей . В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушки , радость общения в труде, наслаждение, испытываемые в процессе создания новой красивой игрушки, очень важны для общего развития . Сколько искренней радости, восторга приносят детям самодельные игрушки . Самодельная игрушка , изготовленная своими руками , часто становится любимой игрушкой ребёнка. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Работа по изготовлению самодельной игрушки способствует развитию личности ребёнка , воспитанию его характера.

Не так - то просто смастерить игрушку : её изготовление требует определённых волевых усилий. Когда ребёнок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить . Под руководством педагога ребёнок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как настойчивость, целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе этой работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда. Каждый ребёнок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

В работе по изготовлению самодельной игрушки есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении игрушки дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

Применяя работу по изготовлению самодельных игрушек в коррекционно - , необходимо помнить о том, что эта работа будет являться дополнением к имеющимся в общей и специальной педагогике методическим и наглядным пособиям.


Мастерство педагога и коррекция развития детей с нарушениями речи через самодельную игрушку .

Мир входит в жизнь детей постепенно . Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребёнка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребёнка и множество вопросов. Значит, мир, приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

Игра и игрушка не отделимы друг от друга. Игрушка позволяет вызывать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. Большая часть игрушек - это так называемые образные игрушки. Это не точные копии, не уменьшенные модели людей, животных, различных предметов, а созданные профессиональными художниками или народными умельцами произведения, отражающие условно яркие, обобщённые образы реальной действительности или сказочные фантастические образы.

Среди образных игрушек главная - кукла . Она призвана выполнять в играх детей функции человека . Куклы чаще всего изображают детей разных возрастов . Одежда кукол может быть самой различной - детской , профессиональной, национальной. Различны и выражения их лиц, на них как бы отражаются те чувства, состояния, которые присущи детям. Но современный ребёнок должен знать и иметь народную куклу , и у педагогов есть замечательная возможность помочь ему в этом. Участие в игре взрослого позволяют подобрать сюжет и способы действия с народной куклой , а подготовительно - ознакомительный этап или продуктивная игровая деятельность, в процессе которой ребёнок сам может изготовить куклу , повышает интерес к ней. Если делать кукол вместе с детьми, то их увлекает сам процесс «рождения» куклы . При этом кукла обязательно должна быть «правильной» , т. е. иметь своё лицо, пусть даже нарисованное фломастером.

Методика проведения занятия с детьми по знакомству с народными куклами предполагает обязательный рассказ детям о том, что означает каждая кукла , почему её так называют и когда в неё играют. Рассказ о куклах сопровождается разговором с детьми, в процессе которого они должны не только пассивно знакомиться с куклами , но и заинтересоваться ими. Это происходит, когда воспитатель начинает привлекать дошкольников к их изготовлению , превращению кусочков ткани, шерстяных ниток в какой - то объект, который дети сами могут сотворить и потом играть в него.

Конечно, самодельная кукла не может и не должна заменять ребёнку фабричную, но игра с ней и участие в её создании позволяет развивать у него творческие начала, воображение, фантазию и в то же время узнавать о традициях и культуре своего народа. Детей необходимо знакомить с народной игрушкой, разыгрывать с детьми сказки, учить их на занятиях делать игрушку самостоятельно , рассказывать им её историю.


В коррекционно - развивающем и образовательном процессах с детьми с нарушениями в развитии речи , изготовление самодельной игрушки играет важную роль.

Педагогу в своей работе необходимо учитывать особенности развития таких детей . Неполноценная речевая деятельность (речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена, малоразборчива и т. д) накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной, познавательной и эмоционально - волевой сфер ребёнка, отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память на фоне относительно сохранённых логической и смысловой. Сложные инструкции по выполнению заданий, элементы и последовательность их выполнения такие дети воспринимают с большим трудом или быстро забывают (нарушены психические процессы : мышление, память, внимание, воображение).

Речь детей не всегда в должной степени обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев без целенаправленного педагогического воздействия не становится достаточно полноценным регулятором поведения. Из - за особенностей словесно - логического мышления дети не могут самостоятельно овладеть навыками анализа и синтеза, сравнения и обобщения. У детей с задержкой речевого развития отмечается отставание в развитии двигательной сферы , выраженной в нарушении координации, снижении скорости и ловкости движений, а также недостаточная скоординированность движений пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики .

Эти особенности развития детей с нарушениями речи , сказываются на развитии учебной , игровой, изобразительной, конструктивной деятельностях. Работа с такими детьми требует особо квалифицированного руководства со стороны педагога.


Мастерство педагога должно проявляться в стремлении и умении строить всю работу с детьми с учётом их особенностей в развитии . Педагогу необходимо чётко знать и учитывать в коррекционно - развивающем и образовательном процессах следующее :

Что необходимо развивать у детей ?:

- развитие интеллектуальных способностей (логическое мышление,

образное мышление, внимание, память тактильную и зрительную,

творческое воображение, фантазию и пр.)

- развитие речи ;

- развитие координации движений;

- развитие мелкой моторики ;

Умение конструировать;

Умение анализировать;

Умение владеть эмоциями;

- развитие коммуникативных качеств;

Умение позитивно относиться к другим, невзирая на их отличия от себя

самого и др .

С помощью чего педагог будет развивать эти способности ?:

Через комплексное развитие ;

С помощью основных и дополнительных занятий;

С помощью занятий дома с родителями;

С помощью использования интеллектуальных и развивающих игр и игрушек ;

Через сказки, беседы, прогулки.

Для чего необходимо развивать эти способности ?:

Для исправления нарушений в развитии речи ;

Для заложения основ интеллектуально-творческого развития ;

Для подготовки к школе;

Для того, чтобы ребёнок мог творчески подойти к любому делу.

Что требуется от ребёнка во время занятий?:

Желание заниматься;

Настроение.

Когда ребёнок испытывает радость от занятия?:

Когда ему интересно, когда у него что - то получается;

Когда его понимают, когда его принимают таким, каков он есть.

Что требуется от педагога во время занятия и в повседневном общении с ребёнком?:

Умение принять ребёнка таким, каков он есть;

Умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребёнка;

Умение почувствовать ребёнка с начала занятия (или раньше) ;

Терпение;

Умение подчеркнуть неповторимость, индивидуальность каждого ребёнка;

Умение не сравнивать одного ребёнка с другим;

Умение импровизировать; артистизм и творчество.

Ещё с самых древних времён каждого ребёнка сопровождали игрушки, занимая заметное место в их детской жизни. Археологические раскопки на территории проживания восточных славян позволили обнаружить множество доказательств развитой культуры производства и использования игрушек. На местах раскопок обнаружены деревянные лодочки, погремушки, коньки, волчки, птички, мечи, детские музыкальные инструменты — дудочки, трещётки, жужжалки.

Современная классификация игрушек выделяет образные игрушки, воспроизводящие вещный мир взрослых, особенности их быта, труда, материальной культуры; дидактические игрушки, не имеющие прямых аналогов из окружающей реальности (погремушки, головоломки, жужжалки); игрушки одинарные или в наборе; объёмные и плоские, символические и натуралистические, готовые и те, которые нужно смастерить собственными руками; моторные игрушки — скакалки, мячи, палочки, волчки и т.д.

Народная игрушка издревле использовалась как средство с большим потенциалом применения в разных сферах. Она была средством развлечения, физического и интеллектуального развития, исполняла роль важного культурного объекта. Игрушка позволяла решать задачи духовного и нравственного воспитания, приобщала к культурным традициям и обычаям, вводила в культуры общества с принятыми в нем ценностями, устоями, системой взглядов и мировоззренческих установок на мир, отношения, труд, мораль, нравственность, красоту.

Через игру, использование игрушек дети социально адаптировались к реальной жизни, учились жить в среде сверстников, выстраивать взаимоотношения со взрослыми. Игрушки помогали воспроизводить все жизненные ситуации, проживая их в игровой форме с раннего детства — свадьба, рождение младенца, ухаживание за ним, приём гостей, ведение быта, воспроизведение обрядов и т.д., обыгрывалось детьми, позволяло глубоко знакомиться с обрядовой культурой, приобщала к устоявшимся народным традициям, определённому устою.

Например, как много, оказывается, может нести для ребёнка обыкновенная тряпичная кукла. До нашего времени сохранились самобытные конструкции кукол, изготавливаемые без использования иглы с помощью скрученной ткани, щепок, брусков, веток с сучками. Более поздние по времени куклы, в изготовлении которых использовались иглы, набивались материалами, символизирующими природные силы — льноволокно, зерно, опил, шишки, древесную золу.

С помощью тряпичной куклы дети узнавали о значении и роли матери в семье. Куклы раскрывали перед детьми такие функции как рождение, выкармливание, воспитание потомства, передача традиций растущему поколению.

В тряпичных куклах через типизацию образов, представление ярких национальных характеров получали отражение национальные идеалы и ценности, национальные особенности, особая славянская ментальность.

Народная игрушка — это не только игра, забава, детское увлечение, но и средство педагогического воздействия, средство воспитания и обучения, развития творческих и креативных возможностей ребёнка, неиссякаемый источник его культурного развития, с помощью которого детям передаётся ценный опыт жизни предков, самобытность их характера, культуры, обычаев, видение мира и отношений, символических образов, особенностей художественно-прикладного творчества. Приобщение детей к изготовлению народных игрушек, активные игры с ними — важный этап воспитательного воздействия на ребёнка, получения им истинных знаний о мире, природе, людях, формирования устойчивых нравственно-духовных ценностей русского народа. Народная игрушка должна стать тем важнейшим объектом, на который ребёнок проецирует весь мир, связующим звеном между внешним и внутренним миром растущей личности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Введение

2. Виды мягких игрушек

3. Требования безопасности

4. Из чего делают мягкую игрушку

6. Как ухаживать за мягкой игрушкой

Заключение

Используемая литература

1. Введение

Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Это не только материал, орудие игры, это и партнер, товарищ детских игр, а в руках взрослого игрушка - одно из важнейших средств воспитания.

Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения не имеющий. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предмета, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Многие психологи, такие как З. Фрейд, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Г.А. Урунтаева, отмечали, что игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство психического развития дошкольника.

Игрушка - это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. По отношению к игрушкам нет жесткой логики их употребления, и взрослый не навязывает ребенку способ действия с ними. Ребенок начинает сравнивать свое действие с действиями взрослого человека, он начинает узнавать в своем действии действия взрослого и впервые начинает называть себя именем взрослого: "Петя - папа". Таким образом перенос действия способствует отделению ребенка от взрослого, сравнению себя с ним, отождествлению себя со взрослым.

Таким образом, хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов.

Самым популярным и распространённым видом детских игрушек является мягкая игрушка, т.е. изображения различных животных (мишек, собачек, белочек…), сделанные из мягкого материала.

2. Виды мягких игрушек

В продаже сегодня можно найти какие угодно мягкие игрушки от классических медвежат до тех, которые изображают… микробов. Широкий выбор игрушек разделить по классификационным видам сложно, но среди этого разнообразия можно выделить основные:

Простая игрушка. Не содержит никаких механизмов, её ткани имеют разнообразную фактуру и цвет;

Музыкальная игрушка. Содержит в себе вшитое электронное устройство, которое издаёт звуки;

Плюшевые экземпляры, способные воспроизводить световые эффекты, мигать разноцветными лампочками;

Мягкие книжки для малышей;

Погремушки, внутрь которых вшита шуршалка или пищалка;

Кукла-перчатка;

Мягкие кубики.

3. Требования безопасности

К игрушкам предъявляется множество требований безопасности:

Механическая безопасность (степень гладкости, отсутствие острых углов);

Химическая безопасность (знак «С» на упаковке означает, что материалы нетоксичны);

Безопасность от шума и вибраций (уровень шума, ультра- и инфразвуки, вибрация);

Пожарная безопасность (информация на упаковке о возможностях возгорания);

Электрическая безопасность (батарейки, подключение к сети);

Биологическая безопасность (наличие патогенных микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности);

Радиационная безопасность.

В последнее время покупатели стремятся приобретать игрушки отечественного производства. Такие фабрики как: Компания «Плюшевый друг» г.Иваново, Московская фабрика мягких игрушек «Плюшевая сказка» и другие используют только сертифицированные и гипоаллергенные материалы; проводят двойной контроль качества.

Получение сертификата соответствия по системе ГОСТ на игрушки является обязательной процедурой для всех производителей. Во время сертификации проверяется не только сам продукт, но происходит изучение процесса его производства. На все игрушки, прошедшие сертификацию в России, наносится номер ГОСТа и СанПиНа, соответствие требованиям которых было подтверждено в результате проверки.

4. Из чего делают мягкие игрушки

Главное внимание производители мягкой игрушки уделяют непосредственно материалу, из которого она изготавливается. Он может быть самым разным: вельвет, бархат, фланель, трикотаж, плюш, полиэстер, искусственный мех на трикотажной основе, с длинным или коротким ворсом, обладающий достаточно широкой цветовой гаммой. Хлопчатобумажные ткани используются для выполнения кукольной одежды, самих кукол, аппликаций.

Популярны игрушки, изготовленные из ворсовых тканей, бархата и велюра; их основа бывает трикотажной из шелка или хлопка; шерстяных тканей и валяных (фетр). Поверхность этих тканей покрыта густым, коротким шелковистым ворсом. Они очень подходят для изготовления мягких игрушек, таких как медведь, зайка, лисичка. Фетр особенно удобен для выкраивания мелких и отдельных деталей (хвостики, лапки, клювы и носы), так как ткань абсолютно не сыпучая и не требует обметывания.

Шелковые ткани используются при изготовлении мягкой игрушки, чаще всего, для шитья платьев, аппликаций и отделки.

В качестве наполнителя игрушек служат: синтепон, вата, поролон. Отдельные части могут быть наполнены крошечными пластиковыми шариками, перебирая которые ребенок будет развивать мелкую моторику и совершенствовать осязание.

5. Влияние мягкой игрушки на развитие ребенка

Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. Она выступает в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника. За годы детства каждый ребенок по-своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств. Это так называемые игрушки-подружки, с которыми малыши не расстаются, вместе спят, едят, берут их на улицу и в детский сад. Мягкий друг легко одушевляется детьми, облегчает малышу переживание опасности или одиночества, становясь опорой их внутреннего мира.

Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий готов принять.

Большое значение имеет также соотношение размеров головы и тела игрушки. Укороченный овал мордочки зверушки, пухлые щечки, маленький нос и большие глаза - такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств.

6. Как ухаживать за мягкими игрушками

1. Первое, что нужно делать, -- регулярно протирать мягкие игрушки влажной салфеткой.

2. Стирка в стиральной машине - самый легкий способ вернуть игрушке чистую шубку. Однако не более 10% всех производимых игрушек можно подвергать машинной стирке.

3. Вручную стирают игрушки, которые имеют приклеенные детали (глаза, язычок, носик или аппликация на грудке); игрушки, сделанные из неоднородных материалов (например, набитые опилками или имеющие вставки из металла или дерева).

4. Сушить игрушки лучше всего на горизонтальной поверхности, например, на подоконнике или столе, а можно и подвесить на прищепке. После просушки зверька нужно аккуратно расчесать.

5. Отличный способ совмещения влажной уборки с дезинфекцией - обработка мягких игрушек паром. Для этого понадобится пароочиститель. Однако надо быть осторожным, нельзя направлять струю на приклеенные детали, элементы из пластмассы.

6. Очистить от пыли мягкую игрушку можно пылесосом при помощи насадки для мягкой мебели.

7. Если малыш - аллергик, то врачи вообще не советуют в раннем возрасте обзаводиться мягкими питомцами. Но если все же требуется чистка мягкой игрушки, то стоит задуматься об аквачистке. Делается это в химчистке.

8. Еще один вариант для аллергиков - дезинфекция мягких игрушек в морозильной камере. Под воздействием холода плюшевые звери полностью очищаются от пылевых клещей и микробов. Рекомендуется проводить такую процедуру минимум один раз в месяц.

Заключение

мягкий игрушка психический ребенок

Самый главный минус плюшевых игрушек в том, что они являются «пылесборниками». Их симпатичные мордочки и тела рай для клещей-сапрофитов, способных вызвать у ребенка аллергию и бронхиальную астму.

Очень важно качество материала, используемого при производстве игрушки. Большинство игрушек шьется из синтетики, но даже искусственные материалы сильно отличаются по качеству. Покупать игрушки нужно известных производителей, это будет гарантией того, что в их шерсти не будет кадмия и ртути. Особое внимание качеству окраски, потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны линять и пачкать рук. В состав зеленых красок могут входить ядовитые вещества.

Приобретая игрушку, обратите внимание, что она не издает резких неприятных запахов.

Если игрушка предназначена маленькому ребенку, не допускается наличие мелких деталей: бусин, пуговиц. Лучше отказаться от такой покупки во избежание проглатывания ребенком посторонних предметов.

Мягким игрушкам отведена большая роль в жизни ребенка. Они создают ощущение тепла и уюта. Кроме того, они становятся настоящими друзьями для детей, участниками их игр. Игрушкам дают имена, придумывают им биографии и характеры. Именно поэтому нужно крайне внимательно отнестись к их покупке. Во-первых, не стоит покупать игрушки на рынках и в сомнительных магазинах. Но если уж вы нашли желаемый экземпляр только там, не поленитесь спросить сертификаты качества на этот товар. Если вы чувствуете резкий запах, видите неаккуратные швы и вылезающую шерстку - лучше отказаться от такой покупки. Во-вторых, лучше не покупайте отрицательных персонажей - они могут негативно повлиять на ребенка.

Список используемой литературы

1. Батурина Е. «Игрушки в семье», 2004 г.

2. Воспитание детей в игре / ред. Менджерицкой Д. В., 2003 г.

3. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А., 1980 г.

4. Ильин И. А. «Душа ребёнка» 1993 г.

5. Линькова Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей. 1969 г. с.

6. Павлова Л. «Какие игрушки предпочитают малыши», 1997 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История игрушки и ее предназначение в жизни детей. Игрушки в разные периоды жизни ребенка, выбор игрушки и критерии отбора. Мягкая игрушка, мяч, динамические игрушки и вкладыши. Педагогическое и психологическое значение игрушки во время игры ребенка.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2010

    Значение игрушки в жизни детей, краткая история ее возникновения. Взгляды педагогов на игру и игрушку как спутника жизни ребенка. Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников. Методическое влияние игрушки на развитие ребенка, требования к ней.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Психологические особенности развития детей дошкольного возраста. Игра как ведущая деятельность, разнообразие игрушек и их назначение. Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек. Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2009

    Игра как ведущий вид занятий у детей дошкольного возраста. Виды и история происхождения игрушек. Основные требования к их подбору. Группы игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка. Определение роли игровой деятельности у дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2014

    Теоретические и психологические основы формирования словаря при использовании игрушки. Анализ предметно-пространственной среды и особенности словаря детей третьего года жизни. Содержание опытной работы по развитию словаря с использованием игрушек.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2012

    курсовая работа , добавлен 11.06.2012

    Характеристика игрушки и взгляды педагогов на нее. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Виды игрушек: звуковые, двигательные, твердые и мягкие. Подбор видов для разных возрастов. Методика ознакомления детей с игрушкой. История.

    контрольная работа , добавлен 29.05.2008

    Детская игрушка как важный элемент воспитательного процесса, её влияние на социализацию ребёнка. История развития народной игрушки, виды и символика. Современная игрушка как продукт серийного производства, возникновение кризиса игровой культуры.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2012

    Изучение историко-региональных особенностей украинских народных игрушек. Оценка роли украинской народной игрушки в воспитании детей дошкольного возраста. Разработка методики ознакомления детей с народной игрушкой в дошкольном образовательном учреждении.

    реферат , добавлен 16.12.2014

    Виды и педагогические требования к игрушке - предмету, специально предназначенному для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Мнения педагогов-классиков о детской игрушке. Подбор игрушек для разных возрастных групп и оценка их качества.