Модель центра исследовательской деятельности учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему. Модель центра познавательной деятельности в доу Экспериментальные центры оснащены

Модель

центра познавательной деятельности

в подготовительной группе

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.

Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразования, экспериментирования. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие.

Педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:

Комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно -гигиенических норм;

Соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду;

Учет всех направлений развития ребенка;

Разнообразие сред, их рациональное расположение;

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

Обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;

Доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;

Создание условий для изменения среды.

Цель взрослого в предметной среде - содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:

Обеспечить чувство психической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;

Формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности.

Основными направлениями при проектировании предметно - развивающей среды в группе являются:

Всестороннее развитие детей;

Психологический и физический комфорт детей и взрослых.

При организации предметной среды в групповом помещении педагогам необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.

Так, в старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются интеллектуальная, нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности ребенка. Дети начинают ощущать себя старшими среди других воспитанников, и задача воспитателя – помочь им понять это новое состояние. Учитывая характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей взрослыми, воспитатель должен создать условия для развития у них самостоятельности, инициативы и творчества.

Развитию познавательной активности дошкольников старшего возраста в полной мере способствует создание центров науки и природы, которые развивают интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию; воображение и творческую активность; формируют представления об объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т.д.)

Центр науки

1 зона – мини - лаборатория «Почемучка».

Вас здесь встречает Почемучка.

Он помогает знания добыть,

На все "почему" ответ получить.

Он хозяин этой лаборатории.

Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.

В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:

Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);

Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох,

кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т.п.);

Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.);

Приборы – помощники (микроскоп, лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.);

Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки);

Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы);

Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т.д.).

В лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам:

-«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло, контейнеры для льда, т.е. материалы для изучения свойств воды);

-«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т.д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);

-«Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок) ,т.е. материалы для изучения свойств света, цвета);

-"Звук" (киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка и др.), колокольчики, дудочки, трещотки, наушники, т.е. материалы для изучения свойств звука);

-"Запах" (мешочки с лавандой, с ромашкой, с сосной, освежители, ароматические масла, свечи, пробники духов, тестеры, т. е. материалы для изучения свойств и различения запахов);

-«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы), т.е. материалы для изучения свойств магнита.

В мини - лаборатории находятся:

* коллекции:

Коллекции семян.

Гербарий.

Коллекция тканей.

Коллекция ниток.

Коллекция ракушек.

Коллекция камней.

*модели:

Алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта. Все алгоритмы распределены по блокам.

*макеты (выставляются соответственно темам недели) :

Царство льда и снега;

Кто живет в жарких странах;

Животные наших лесов;

Пресмыкающиеся;

Насекомые.

2 зона –методический центр.

В центре есть правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же находятся символы, разные схемы, а также информация для родителей (консультации, рекомендации) дневники наблюдений и опытов по экспериментальной деятельности, которые ведут и заполняют дети.

3 зона – центр «Хочу всё знать».

Стать настоящим учёным непросто, надо много, много знать.

Познавательной литературой интересоваться и посещать центр «Хочу всё знать». В него входят книги, энциклопедии "Все обо всем", атласы,

альбомы - картинки:

Времена года,

Деревья,

Растительный мир, грибы,

Природные явления,

Насекомые,

Птицы,

Животные жарких стран,

Домашние животные и птицы,

Дикие животные,

Животные Севера.

Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию. Хозяин этого центра Буратино, с которым дети часто отправляются в страну знаний и чудес.

Уголок природы

Уголок природы позволяет успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.

1 зона комнатные растения На комнатные растения оформлен паспорт уголка природы. Опыт показывает, что такой паспорт удобен для работы в уголке природы, т.к. дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.

2 зона тематические альбомы:

Луговые цветы,

Садовые цветы,

Комнатные растения,

Насекомые,

Кузнечики.

модели:

Календарь природы (времена года), дни недели;

Календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе;

3 зона материалы для ухода за растениями В уголке природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель.

4 зона - наша игротека.

В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы. Имеются игры по валеологии. Создана картотека игр:

-"Кто где живет?"

-"О животных"

-" О растениях"

-"Хочу все знать!"

-"Ассоциации"

-"Зоологическое лото"

Домино "на море, на суше"

-"Большие и маленькие"

-"Кто чем питается"

-"Как растет живое"

-"Кто как появился"

-"Что из чего сделано"

-"Времена года"

-"Развиваем наблюдательность"

В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.

5 зона - «Огород на окне».

На окне весной обустраивается огород. Посадки: овес, лук, салат, фасоль, петуния, бархатцы, перец сладкий, помидор. Огород можно оформит по сюжету сказки. с детьми можно сделать бабочек, ласточек, тучки и солнышко и украсить ими окно! Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений.

Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.


Першина Татьяна Васильевна
Наш центр исследовательской деятельности

Пояснительная записка к презентации

«Наш »

Эпиграф : Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму». (Конфуций) .

Актуальность : С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность , способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность .

Цель : Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи :

Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.

Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности .

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Стимулировать желание детей экспериментировать.

Подписи к слайдам

2 слайд : Одним из условий решения задач по познавательной деятельности в детском саду является организация развивающей среды - создание центра исследовательской деятельности , наполнение его необходимыми материалами и оборудованием.

Наш центр исследовательской деятельности состоит из нескольких зон :

3 слайд : 1 зона - уголок природы. Комнатные растения подобраны с учетом возраста детей. На них оформлен паспорт комнатных растений. В уголке природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, губки, рыхлители. Есть тематические альбомы : садовые и луговые цветы, комнатные растения, насекомые.

4 слайд : 2 зона – огород. Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом и условиями роста растений. Дети с удовольствием участвуют в посадке огорода, ухаживают за ним, ведут наблюдения и делают зарисовки.

5 слайд : 3 зона – мини - лаборатория «Почемучки» . Хозяева этой лаборатории мальчик и девочка - «Всезнайки» , которые помогают детям найти ответы на все интересующие их вопросы. В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов; материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы :

Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);

Различные крупы (гречка, манка, горох, фасоль) ;

Природный материал (камешки, песок, глина, семена деревьев и цветов, ракушки, шишки разных хвойных деревьев, кора дерева, гербарии);

Приборы – помощники (лупы, компас, зеркала, различные виды весов) ;

Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, термометр) ;

Мир материалов (виды тканей, бумаги) ;

Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т. д.) .

разделам :

6 слайд : «Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, контейнеры для льда, т. е. материалы для изучения свойств воды).

В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам :

-«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки, т. е. материалы для изучения свойств воздуха);

-«Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок, т. е. материалы для изучения свойств света, цвета);

-"Звук" (колокольчики, дудочки, маракасы, бубен, трещотки, т. е. материалы для изучения свойств звука);

-«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы, т. е. материалы для изучения свойств магнита.

7 слайд : В мини - лаборатории находятся коллекции : коллекция тканей, коллекция пуговиц, коллекция ракушек, коллекция бумаги, коллекция камней.

8 слайд : В этом блоке находятся модели :

Календарь природы (времена года, дни недели, частей суток, календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе, атласы, глобус, алгоритмы опытов и экспериментов.

9 слайд : Здесь же помещены различные макеты (выставляются соответственно темам недели) : домашние и дикие животные, саванна, рыбы, насекомые, птицы, рыбы.

10 слайд : Так же здесь помещены лэпбуки («Экспериментальная деятельность » , Времена года : «Осень» , «Лето» , Зима», «Весна» , «Почему вода не исчезает» , «Камни» , «Берегите природу» ).

11 слайд : 4 зона - наша игротека. В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы. Имеются игры как покупные, так и игры, сделанные самими воспитателями.

12 слайд : 5 - зона – «Хочу всё знать» . В этой зоне нашего центра находится познавательная литература. В него входят разные книги и энциклопедии. Сюда же мы поместили исследовательские проекты , выполненные родителями и детьми : семья Панягиных «Мое генеалогическое древо» , Семья Шабаевых «Мои меньшие братья» , семья Решетовых «Маленькие огородники» .

Вывод : Грамотное сочетание материалов и оборудования в исследовательском центре способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности , способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта

Публикации по теме:

Центры активности в ДОУ. Центр театрализованной деятельности «Театрикум» Организация центра активности – «Театрикум» Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря.

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей.

Презентация «Центр опытно-экспериментальной деятельности» Цели опытно-экспериментальной деятельности 1. Развитие познавательной деятельности детей посредством экспериментирования с объектами и явлениями.

Дети, по своей натуре, - это любознательные исследователи, шаг за шагом открывающие для себя разные стороны окружающего мира. Поддержать.

Предметно – развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства, она предполагает развитие широкого круга детских.

Оксана Лобова
Модель центра познавательной деятельности в ДОУ

«Центр - это специально оборудованное образовательное пространство для организации совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей , направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность . Педагоги нашего дошкольного учреждения считают, что «Центр экологии и экспериментирования» создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении . Уже сам факт того, что в «Центр экологии и экспериментирования» нужно идти, выходить за пределы своей группы, влияет на отношение ребенка к образовательной деятельности . Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид «центра » действительно резко отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день. «Центр экологии и экспериментирования» создан для развития у детей познавательного интереса , повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, создают у них образ ученых, формируют уважение к научной деятельности и доверие к науке .

В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) «Центре экологии и экспериментирования» подразделяется на ряд функциональных зон.

Зона обучения хорошо освещена. Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями.

Зона библиотеки - уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания. В зоне библиотеки находятся куклы - сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же расположен технический комплекс - телевизор, видеомагнитофон, магнитофон (музыкальный центр ) или проигрыватель, диапроектор, проектор для слайдов, сами слайды, видео, аудиокассеты, пластинки.

На стенах «Центра экологии и экспериментирования» вывешены физико-географическая карта мира, России, региона, картосхемы экологических тропинок, календари природы. В помещении выставлены различные макеты, в том числе макет территории ДОУ, объемные календари природы.

Личность развивается в деятельности . Присвоение алгоритмов и норм исследовательской деятельности должно быть направлено на переустройство мировоззрения, внутренней позиции ребенка. Именно благодаря развитию исследовательской позиции ребенок получает возможность самостоятельно решать проблемные ситуации. Таким образом, организация зоны исследовательской деятельности воспитанников – наиболее эффективный способ построения образования, направленного на развитие активной личности, успешной в условиях изменяющихся реалий.

Одной из ряда функциональных зон «Центра экологии и экспериментирования» является Зона коллекций, которая предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка (очень часто коллекционные материалы педагоги размещают на уровне восприятия взрослого, а не ребенка).

МБДОУ Д\С «Солнышко»

Модель центра исследовательской деятельности в ДОУ

(подготовительная группа)

Воспитатель: Капичникова.Е.А.

«Только через деятельность можно реализовать познавательные задачи и развивать познавательные навыки. Надо не погасить «почемучек», а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми, дать целевые ориентиры для уникальных программ дошкольного образования, которые были и есть в нашей стране» (А. Г. Асмолов, председатель рабочей группы по разработке ФГОС, руководитель Федерального института развития образования.)

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н Подъякова, в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

В ходе экспериментально-исследовательской деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Понимая значение экспериментирования для психического развития ребёнка, считаем основной задачей ДОУ поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, создать необходимые условия для этого. Хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада должны быть созданы детские лаборатории, научные центры, уголки экспериментальной деятельности. Они должны развивать не только познавательный интерес, но и служить специфической базой игровой деятельности. Дети проводят опыты, эксперименты и наблюдения по разной тематике. Детское экспериментирование – это не изолированный вид деятельности, оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими как наблюдение и труд. Так же тесная связь прослеживается с развитием речи, изобразительной деятельностью, ФЭМП.

Экспериментальная работа вызывает интерес к следованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала.

В уголке исследовательской деятельности (мини-лаборатория, центр науки и т.д.) должны быть выделены:

  • место для выставки, где размещены различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (камни, ракушки и т.д.);
  • место для приборов;
  • место для хранения материалов (природного, бросового);
  • место для проведения опытов;
  • место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки и т.д.);
  • место для выращивания растений).

Материалы данной зоны должны располагаться по следующим направлениям: «Песок-вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Резина», «Свет», «Стекло и пластмасса».

При оборудовании лабораторий, должны быть учтены следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения.

Детей нужно познакомить с учёными и их основными трудами, в доступной для детей форме, для этого в центре экспериментирования и исследования необходимо расположить их портреты, где данные люди находятся в работе, проводят опыты и эксперименты.

Всё групповое пространство желательно распределить на центры, которые доступны детям. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В старшем дошкольном возрасте это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
  • способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

Примерное оборудование центров для детского экспериментирования

(подготовительная группа)

Центры «Вода Песок» и «Наука и Природа»

Колбы, пробирки, резиновые груши, разного размера, баночки и бутылочки, крышки, ведёрки, тазы, ванночки, бисер, весы, воронки, глобус, губки, деревянные предметы, детская посуда, дневники наблюдений за посадками растений, иллюстративный материал, календари природы и погоды, карта мира, картотеки опытов, клеёнчатые фартуки, коллекция ракушек, коллекция семян, коллекция трав, коллекция крупы, мерные ложки, лупа, фонарик, шприцы без игл, зеркало, лампа, магниты, мерные чашки и стаканы, микроскоп, монеты, железные предметы, деревянные палочки, бруски, дощечки, песчаные часы, пипетки, природный материал (жёлуди, шишки, семена, ракушки, пробки, крышки, пуговицы, сито, дуршлаг, трубочки, соль, сахар, тёрка, пищевые красители, резиновые перчатки, тематические материалы, материал для игр со снегом и льдом, формочки для льда, материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел), материал для игры с мыльной пеной, мыльные пузыри.

Центр «Кулинария».

Картографы «Повар», кондитерский шприц, консервный нож, контейнеры, миски, деревянная лопатка, поварёшка, мука, соль, сахар, подсолнечное масло, кухонные ножи, вилки, ложки, овощерезка, разделочные доски, подносы, книга рецептов, сто, дуршлаг, скалка, тёрка, шинковка, толкушка, фартуки, косынки, духовка, формы для печенья, и кексов, венчик, пищевые красители, тарелки, кастрюля, сковорода.

Центр «Книги».

Алфавит, буквы, бумага, ручки, прописи, игры для занятий по звуковой культуре речи, картотека скороговорок, чистоговорок, разрезные картинки, упражнения для пальцев рук, книжки самоделки, кроссворды, ребусы, загадки, комплекс артикуляционной гимнастики, кубики с азбукой, магнитофон, аудиокассеты, различные виды театра.

Центр «Искусство».

Краски, гуашь, акварель, миски, палитры, кисточки, карандаши, восковые мелки, бумага разного размера и текстуры, свечи, газеты, губки и штампы, дырокол, зубные щётки, клей, нитки, коробочки, крупы, ножницы, трафареты, пенопласт, пластилин, тесто для лепки, пуговицы, синтепон, степлер, тряпочки, фломастеры, художественная литература по ИЗО, цветная бумага, цветной картон, тушь, чернила, копировальная бумага.

Центр «Манипуляторный»

Балансовые весы, геометрические фигуры, домино, шашки, игры Монтессори, коллекция крышек, коллекция часов, конструкторы, кубик Рубика, кубики Никитина, линейки, ручки, лото, настольно-печатные игры, пазлы, мелкие игрушки (матрёшки, грибочки и т.д.), мерные ёмкости, монеты, пуговицы, палочки Кюизенера, счётные палочки, песочные часы, рабочие листы с заданиями, разрезные картинки головоломки, семена, природный материал, счёты, тетради в клетку, цифры, ящик ощущений или чудесный мешочек, блоки Дьёнеша.

Весь предложенный материал должен использоваться с учётом техники безопасности, охраны жизни и здоровья детей.


Тема. Исследовательская деятельность воспитателя ДОО

Цель: дать понятие о содержании исследовательской деятельности воспитателя ДОО, продолжать формировать ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования; ОК 8, ОК 9, ОК 1, ОК 2;

актуализировать знания об особенностях современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования, основах организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования;

формировать умения сравнивать эффективность применяемых методов дошкольного образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста воспитанников; с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области дошкольного образования; использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем.

Педагогические технологии

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

По типу проекты бывают: исследовательско-творческие, творческие, ролевоигровые, информационно-практико-ориентированные.

Схема проекта: Проект = Проблема + Продукт

Технологии исследовательской деятельности

Цель: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: эвристические беседы, решение вопросов проблемного характера, наблюдения, моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе), опыты.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности: опыты (экспериментирование), состояние и превращение вещества, движение воздуха, воды, свойства почвы и минералов, условия жизни растени

«Расскажи – и я забуду,

покажи – я запомню,

дай попробовать и я пойму»

(китайская пословица)

В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому , оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями.

Ребенок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.

Именно поэтому мы поставили перед собой годовую задачу: оптимизировать условия, способствующие развитию универсальных учебных действий ребенка, посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Решение задачи будет проходить в два этапа:

I этап – теоретический (1-й год работы)

1. Повысить квалификацию педагогов (через консультации, семинары-практикумы) и создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.

2. Создать в группах предметно-развивающую среду для развития познавательного интереса детей, а именно - организовать в группах центры по экспериментированию (на конкурсной основе).

II этап – практический (2-й год работы)

Включение познавательно-исследовательской деятельности в воспитательно-образовательный процесс ДОО через реализацию проектной деятельности, экспериментирование, коллекционирование, путешествия по реке времени и другие формы работы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ДОО используется модификация педагогической технологии проведения учебных исследований с дошкольниками Савенкова А. И., данная технология оригинальна, интересна, результативна и дает возможность способствовать развитию одаренности ребенка. Дети по природе своей - исследователи. Особенно характерно это для одаренных детей. Неутолимая жаж­да новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляе­мое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности.

Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения; само решение предстоит самостоятельно найти ребенку. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск). Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разра­ботка решения осуществляются детьми самостоятельно

На первых этапах экспериментальной работы использовалась методика, построенная на игровой основе, предполагающая использование «исследовательского фартука» и карточек. Эти приспособле­ния позволяют руководить исследовательской работой ребенка. Каждый этап этой работы отражается в надписях на кармашках фартука. Выделяется четыре этапа исследования.

Первый этап - выбор темы.

Второй этап - постановка вопросов.

Третий этап - проведение исследования.

Четвертый - подведение итогов.

Первый этап. На первом этапе ребенок самостоятельно выбирает тему и записывает ее на карточке (либо берет заранее подготов­ленные картинки). Карточку с этой записью (картинкой) кладет в кармашек с надписью «Тема».

На втором этапе осуществляется постановка вопросов.

1.Какие бывают виды исследуемого объекта

2.Какие функции выполняют данные объекты

3.Какими свойствами и качествами обладают данные объекта

4.На что влияют.

Другие кармашки фартука посвящены вопросам. Написанные на них слова являются ключе­выми для вопросов.

Третий этап – этап проведения исследования. Дети собирают инфор­мацию и записывают ее на листочках: те, кто не умеет писать, де­лают заметки в виде рисунков или помещают в кармашки, заранее подготовленные для этого рисунки, на которых эта информация содержится.

Четвертый этап - подведение итогов. Информация, собранная в ка­ждом кармашке, анализируется. Путем сравнения выделяются наиболее важные факты. Результат работы представляется в виде устного сообщения или рисунка.

Деятельность, выполняемая ребенком на уровне самостоятельности, превращается в форму и средство саморазвития индивидуальности. Для нас важно, чтобы каждый ребенок, и каждый воспитатель создавал свой индивидуальный стиль в той или иной деятельности, овладевал им как для достижения успешности в деле, так и для самореализации своей неповторимости, особого таланта. На всех этапах этой работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков.

Методика проведения учебных исследований с дошкольниками. Методика проведения учебных исследований включает в себя два – три тренировочных занятия с группой, на которых каждый ребенок знакомится с техникой проведения исследования.

Подготовка. Для этого понадобится карточки с символическим изображением методов исследования

1.Подумать

2.Спросить у взрослого

4.Посмотреть видеофильм

Эти карточки можно сделать из картона, изображения на них можно нарисовать или вырезать из цветной бумаги. Размер каждой карточки должен быть не меньше половины обычного альбомного листа. На таких же по размеру карточках надо заготовить картинки – «темы» будущих исследований, т.е. наклеить изображения животных, растений, зданий и др.

Первый этап – тренировочные занятия. Посадим детей на ковер кружком и объявим, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые. Для демонстрации этапов проведения исследовательской деятельности понадобятся два добровольца. Они вместе с нами будут выполнять работу от первого до последнего этапа: все остальные дети на первом занятии будут участвовать только как зрители.

Определение темы исследования. Выбранные добровольцы определяют тему своего исследования. Чтобы они смогли это сделать, предложим им, заготовленные заранее карточки, с различными темами.

Защита результатов исследования. «Обучая других, обучаешься сам» - эта мысль Я.А. Каменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что – либо, стремится рассказать об этом другим. В нашем случае, при проведении учебных исследований, сообщить об усвоенном важно, прежде всего, тому, кто это сообщение подготовил.

Поэтому этап защиты проекта пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

О выполненной работе не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (воспитатели, родители). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Мы проводим защиту как праздничное мероприятие. Для оценки результатов и присуждения дипломов формировали жюри. По ее итогам необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и в особенности тех, кто задавал интересные вопросы.

Правила для педагогов при использовании технологии А.И. Савенкова

Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они будут заниматься.

На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей.

Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

Научите детей прослеживать межпредметные связи; не торопится с вынесенными суждениями.

Помогайте, детям научится управлять процессом усвоения знаний.

Подходите ко всему творчески.

уметь видеть проблему и ставить вопросы;

уметь доказывать;

делать выводы;

высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Принципы составления опыта:

1. Принцип научности:

Предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

Содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

2. Принцип целостности:

Основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

Предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

3. Принцип систематичности и последовательности:

Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

Предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

Формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

Предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

Обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

5. Принцип доступности:

Предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

Предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

6. Принцип активного обучения:

Предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

Обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

7. Принцип креативности:

Предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

8. Принцип результативности:

Предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Проект "Моя семья"

Семья - источник вдохновения…

Вид проекта: творческо-исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта: дети старшего и подготовительного возраста коррекционной группы, родители воспитанников, воспитатель.

Актуальность проблемы: Семья играет важную роль в жизни каждого человека. Развитие отношений между ребенком дошкольного возраста и его семьей имеет большое значение для развития личности ребенка. К сожалению, часто любовь к маме и папе связывают только с материальными ценностями, а не с духовными.

Цель проекта: Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самым близким и родным людям – маме, папе, уважение к бабушке, дедушке.

Задачи проекта:

Познавательное развитие:

- расширение представления о себе, своей семье, родственных отношениях;

- развитие любознательности и познавательной мотивации;

- ознакомление детей с понятием «генеалогическое древо семьи».

Социально-коммуникативное развитие:

- формирование ценностного отношения к семье, повышение статуса семьи в глазах ребенка;

- развитие общения и взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми;

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- формирование позитивных установок к различным видам творчества.

Речевое развитие:

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной монологической речи.

Художественно-эстетическое развитие:

- реализация самостоятельной творческой изо-деятельности детей.

Физическое развитие:

- развитие мелкой моторики;

- становление ценностей здорового образа жизни.

Предполагаемый результат:

- владеть понятием «семья»;

- знать информацию о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

- профессии родителей;

- знать свои права и обязанности;

- составлять творческий рассказ о семье;

- уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.

План реализации проекта:

I этап

(подготовительный, вхождение в тему)

Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

Обсуждение с родителями проекта;

Определение содержания деятельности всех участников проекта.

II этап

(основной)

Содержание деятельности педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей:

Беседы: «Какие мы», «Мы разные», «Моя семья»;

НОД из цикла «Я и моя семья», «Моя мама». «Бюджет семьи», «О моём любимом папе», «Едем в гости к бабушке», рисование «Моя семья»;

Знакомство с литературными произведениями: В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Сыновья», «Отомстила», В. Катаев «Цветик-семицветик», татарская народ. сказка «Три дочери», русские народ. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»;

Подбор стихов и загадок обо всех членах семьи;

Просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Самый маленький гном», «Непослушный медвежонок», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка»;

Изготовление дидактической игры «Замечательные помощники»;

Разучивание песен, стихов о семье;

Оформление альбома «Моя семья», рассматривание фотографий

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки - матери», «Маленькие помощники»;

Строительная игра «Дом для моей семьи»

Взаимодействие с родителями:

Оформление газеты «Наши увлечения»

Составление генеалогического древа «Моя родословная»

Оформление альбома «Моя семья»

III этап

(заключительный)

Открытое мероприятие - ОД «Моя семья»

Достигнутые результаты

За время реализации проекта « Моя семья» уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился:

Дети лучше узнали свои корни, узнали, что такое род, родословная, семья.

В процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомились с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.

Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор, и обогатился словарный запас детей.

Родители из наблюдателей перевоплотились в активных участников жизни детей в детском саду.

Если Вы, родители, ласкатели, хвалители,

Если Вы, родители, прощатели, любители,

Если разрешители, купители, дарители,

Тогда Вы не родители, а просто восхитители!

Проект "Хочу всё знать о ПУГОВИЦЕ"

Вы можете стать архангелом, дураком или

преступником, и никто не заметит этого.

Но если у Вас отсутствует пуговица –

каждый обратит на это внимание.

Э. М. Ремарк

Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного.

Тип проекта: творческо-исследовательский.

Продолжительность: среднесрочный (1 месяц)

Участники проекта: педагоги группы № 2, дети старшего и подготовительного возраста коррекционной группы, родители воспитанников.

Цель проекта: формирование у детей естественно-научных представлений о предметах окружающего мира, расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности;

организовать совместную поисково-познавательную деятельность дошкольников, педагогов, родителей;

развивать мыслительную активность и творческие способности;

совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения;

развивать коммуникативные навыки;

обогащать сенсорный опыт детей;

развивать мелкую моторику рук;

воспитывать нравственно - волевые качества;

учить применять полученные знания в жизни.

Планируемые результаты:

повышение познавательной активности детей;

проявление интереса к предметам окружающего мира;

умение устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.

Практический выход:

Оформление «Коллекции пуговиц»

Выставка творческих работ

Презентация мини-проектов

Праздник Пуговицы

Организация деятельности участников проекта

Подготовительный этап:

Подбор и анализ информации по данной теме;

Определение уровня сформированности представлений дошкольников о пуговицах;

Определение интересующих детей вопросов по теме исследовательской деятельности;

Выбор тем семейных мини-проектов;

Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.

Первый этап проекта предусматривал определение уровня сформированности представлений дошкольников о пуговицах. Использовалась модель двух вопросов: "Что я знаю?" и "Что я хочу узнать?". Таким образом, были определены главные вопросы исследовательской деятельности:

Что означает слово "пуговица"?

Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?

Какими были первые пуговицы?

Каких видов бывают пуговицы?

Из каких материалов делают пуговицы?

Какие есть способы пришивания пуговиц?;

Для чего еще, помимо застежки, используют пуговицы?

В соответствии с интересующими детей вопросами были выбраны темы мини-проектов, которые дети совместно с родителями должны были подготовить к заключительному этапу.

Кроме того, определялись этапы исследовательской деятельности, обсуждались варианты поиска информации, продукты деятельности, которые дети планировали получить в конце проекта.

Основной этап:

Образовательная, трудовая, продуктивная деятельность;

Выполнение семейных мини-проектов;

Изготовление дидактических игр;

Сбор материалов для коллекции пуговиц;

Исследование и систематизация пуговиц для коллекции;

Экспериментирование с пуговицами;

Выполнение творческих работ с использованием пуговиц;

Выпечка печенья «Пуговицы».

Второй этап строился на основе интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Образовательная деятельность осуществлялась педагогом в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности. Так, например, знакомство с пословицами и поговорками в основном происходило тогда, когда дети одевались, и им приходилось застегивать пуговицы. Если кто-то ошибался, то мог услышать: "Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк".

В рамках трудовой деятельности, используя шнуровки, воспитанники учились пришивать пуговицы. Во время художественного творчества они придумывали свои пуговицы.

В результате реализации семейных мини-проектов дошкольники подготовили образцы способов пришивания пуговиц, нарисовали для чего еще, помимо застежки, используют пуговицы, подобрали материал о видах пуговиц, систематизировали образцы по типу материала, цвету, размеру, структуре и форме. Кроме того, они узнали происхождение слова "пуговица".

Полученные знания закреплялись в ходе игровой деятельности. Игры "Найди пару", "Какая лишняя?" позволили детям запомнить, из каких материалов изготавливают пуговицы, какими бывают пуговицы по структуре и принадлежности к одежде. Воспитанники с удовольствием выкладывали узоры из пуговиц. Получилась так называемая пуговичная мозаика. Продолжением беседы о дизайне одежды стала игра "Мы дизайнеры", во время которой дети старались правильно подобрать пуговицы к вещам из разных материалов (пальто, блузке, детскому платью и т. п.).

В ходе самостоятельной деятельности дошкольники рассматривали пуговицы на одежде и пришли к выводу, что эти детали очень различаются. Все семьи воспитанников и педагоги группы приняли участие в сборе материалов для коллекции пуговиц. Ребята рассматривали пуговицы с помощью лупы, сортировали их по видам и материалам.

Дети самостоятельно проводили эксперименты: «Тонет – не тонет», «Притянет ли магнитом» и другие. Затем вместе с воспитателем изготовили игрушку – забаву «Карусель», с помощью которой можно продемонстрировать центробежную силу.

На этапе продуктивной деятельности воспитанники вместе с педагогами изготовили аппликации, панно и другие поделки. Оказалось, что из пуговиц можно сделать массу красивых вещей. Девочки с удовольствием демонстрировали интересные украшения: браслеты, бусы из пуговиц, ободки для волос. Творческая деятельность захватила не только детей, но и родителей. Так выставка творческих работ была пополнена поделками, сделанными в семье.

Особый восторг вызвал у детей процесс приготовления печенья "Пуговицы". Ребята не только сделали в каждой пуговке необходимое количество отверстий, но и решили показать на съедобных пуговицах разные способы пришивания. И конечно, печенье, приготовленное своими руками, оказалось необыкновенно вкусным. Воспитанники не только попробовали его сами, но и угостили сотрудников детского сада.

Таким образом, на данном этапе дошкольники узнали интересные факты из истории пуговицы, их классификацию, пословицы и поговорки об этой детали одежды, получили представление о способах пришивания пуговиц и их значении.

Заключительный этап:

Создание «Коллекции пуговиц»

Выставка творческих работ

Презентация мини-проектов

Праздник Пуговицы

На третьем этапе на основе полученной в ходе исследования информации в группе была оформлена коллекция пуговиц, в которой мы собрали образцы пуговиц, сгруппированные по функциям, видам, материалам.

Создание коллекции позволило представить разнообразие видов пуговиц, определить их принадлежность, узнать, из каких материалов их делают. Знания, полученные в ходе оформления коллекции, закреплялись педагогом с помощью разнообразных игр.

На заключительном этапе состоялась презентация проекта: каждый ребенок демонстрировал результаты своих исследований по определенной теме. Была организована выставка детского творчества.

Итоговым мероприятием проекта сал Праздник Пуговицы. Он проходил в форме эстафет, игр и забав с пуговицами. Дети с восторгом катали пуговицы – кто дальше, научились крутить пуговицы, находить их с закрытыми глазами среди похожих по форме предметов.

Достигнутые результаты:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проект по экологическому воспитанию «Мир природы родного края»

Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.

Чтоб для них экология стала.

Не наукой, а частью души!

В. А. Сухомлинский

1. Постановка проблемы: Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения, поделки из природного материала (животных, птиц, насекомых), огород на окне.

У детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. Дети систематически наблюдают и ухаживают за выращенными растениями. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.

2. Цель проекта: Формирование знаний детей старшего и подготовительного возраста о мире природы родного края через экологическое воспитание.

Задачи проекта:

Создать положительный эмоциональный фон, способствующий освоению ребенком знаний о мире природы родного края;

Формирование системы элементарных экологических знаний доступных пониманию ребенка-дошкольника о мире природы родного края;

Развитие познавательного интереса к миру природы родного края, умение отражать это в художественно-продуктивной деятельности.

Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Воспитание природоохранительных знаний, любви к природе, личной ответственности за её сохранность.

Привлечение родителей к участию в конкурсе поделок из природного материала.

3. Участники проекта: педагоги группы №11, дети старшего и подготовительного возраста коррекционной группы, родители воспитанников.

4. Организация деятельности участников проекта:

Подготовительный этап:

Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме;

Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей;

Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта;

Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта;

Изготовление (приобретение) дидактических игр;

Использование дидактических и подвижных игр в свободной деятельности детей;

Рассматривание рисунков, фото по данному проекту;

Просмотр видеоматериала;

Создание картотек.

Основной этап:

Проведение цикла занятий, экскурсий;

Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Заключительный этап:

Открытые занятия педагогов;

Оформление уголка природы, огорода на окне;

Оформление выставки рисунков «Мир природы родного края»;

Вовлечение родителей в участии конкурса поделок из природного материала;

- открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы.

5. Содержание экологического воспитания: Экологическое воспитание - это огромный потенциал всестороннего развития ребенка. Наряду с традиционными методами экологического образования в проекте предполагается использование разнообразных нетрадиционных технологий: мнемотехника, организация экспериментальной деятельности детей. Блок совместной деятельности педагога и детей является основным в формировании экологической культуры у детей. Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь детей мы можем, говорить о формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Ведущей формой деятельности является, использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует, осознанное отношение к природе.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Этот проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и педагогов группы. Педагог ведёт ребёнка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнёрство, и, наконец, сотрудничество. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблемных ситуаций.

Для реализации данного проекта педагогами группы были разработаны комплексы занятий, направленные на совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Проект направлен на достижение оптимального общего развития дошкольников, развития эстетического вкуса, их чувств, а также приобщение детей к красоте окружающего мира.

Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств и самым важным среди них является зрение. Мир, окружающий ребенка, разноцветен. Огромен первоначальный интерес ребенка к этому миру вообще и природе в частности. Вот почему нам представляется возможным начать воспитание детей средствами природы на основе интереса ребенка к родному краю. Естественно, что в процессе познания мира участвуют все органы чувств, но в дошкольном возрасте основным является зрение.

Для данного проекта была разработана целенаправленная система занятий, куда были включены разнообразные игры, приемы, опыты, наблюдения. Большое место уделяется сезонным экскурсиям.

Основной путь экологического развития ребенка - это формирование его деятельности и стремление к творчеству. Это также учитывалось при разработке системы занятий. Экологическое воспитание должно стать органической частью. Оно тесно связано с нравственным и умственным воспитанием, трудовой деятельностью.

Взаимосвязь экологического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию подрастающего поколения.

6. Ожидаемые результаты и их оценка:

- Анкетирование родителей при участии в совместной деятельности;

Отзывы родителей.

Пополнена развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду

Пополнение группы дидактическими играми; - Пополнение уголка природы

комнатными растениями, поделками из природного материала, огорода на окне.

В процессе ознакомления с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природе, заботливое отношение к растительному и животному миру, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Анализ уровня сформированности у детей познавательного интереса, творческих способностей будет осуществляться через наблюдение, интерес к природе, заботливого отношения к растительному и животному миру;

Оценка уровня заинтересованности и участия родителей в реализации проекта будет осуществляться по результатам анкетирования и по итогам участия в совместных мероприятиях;

Активность педагогов в реализации проекта.

Риски:

1. Слабая заинтересованность детей и родителей.

Пути преодоления: Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.

2. Непостоянство состава детей в течение непосредственно-образовательной деятельности.

Пути преодоления: Индивидуальная работа с отсутствующими детьми, изготовление памяток для родителей, информирование детей и родителей по итогам недели.

Новизна проекта заключается в следующем: Экологическое воспитание представлено во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического образования в совместной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству.

Перспективы развития проекта:

Расширение проекта, добавление новых тем, форм работы;

Участие проекта в «Конкурсе проектов по экологическому воспитанию»;

Презентация проекта в детском саду.

7. Календарный план реализации проекта:

1.Беседа: «Птицы нашего края». Беседа: «Домашние птицы»

2. Отгадывание загадок о птицах.

3. Составление рассказа по набору картинок с развивающимся действием.

4.Художественное творчество «Птичка клюёт зёрнышки».

5.Игра с разрезными картинками.

6.Рассматривание альбомов. Наблюдение за птицами.

7.Чтение стихотворения «Покормим птиц зимой». Заучивание стихотворения «Снегирь» .

8. Д. И «Узнай и назови птицу»; «Чем питается воробей».

9.Труд: мастерим кормушку. Подкормка птиц пшеном.

Февраль (Дикие и домашние животные)

1. Беседы о диких и домашних животных.

2. Беседа «За что я люблю… » - описание любимца по схеме.

3. Оформление макета «Ферма».

4. Рассматривание иллюстраций с изображением животных леса, обитающих на территории Челябинской области, определение их названий, образа жизни.

5. Просмотр презентаций: «Домашние животные», «Лесные жители»;

6. Загадки о домашних и диких животных.

7 .Д. И. «Кто, где живёт».

8. Составление фотоальбома «Наши любимые питомцы».

9. Лепка «Нарядный котёнок», «Слонёнку подарим мы сладкий пирог»;

10. Рисование: «Белый медведь и северное сияние», «Нарядные лошадки».

11. Чтение: К. Ушинский « Слепая лошадь», Ершов «Конек-горбунок», С. Маршак «Кошкин дом», Л. Н. Толстой «Котёнок», «Лев и собачка», «Пожарные собаки»

Март (Растения)

1.Беседа о пользе деревьев, которую они приносят земле. Беседа об условиях, необходимых для роста и развития растений.

2. Словесная игра на умение находить и называть свойства предмета, «Какие цветы»? «Найди пару цветку».

3. Чтение М. Пришвин «Как из семечка родилась ёлочка». Чтение глав из книги Д. Родари «Приключения Чиполино»; русская народная сказка «Вершки и корешки». А Митяев «Земляника», А.Богдарин «Про ягоды». Сказка В.Г.Сутеев «Под грибом». К.Ушинский «Спор деревьев», С. Маршак «Откуда стол пришёл?».

4. Оформление макета «Лес».

5. Рисование: «Моё любимое дерево», «Еловые веточки», «Букет цветов».

6. Рассматривание иллюстраций с изображениями различных деревьев и кустов, произрастающих на территории Челябинской области, определение их названий. Рассматривание альбомов, иллюстраций, энциклопедий о цветах. Наблюдения за комнатными растениями.

7. Экскурсия в парк наблюдение деревьями.

8. Игра в кругу «Назови цветок».

9. Логическая цепочка «Развитие растения».

10. Работа в уголке природы, посадка семян для «Огорода на окне».

Апрель (Насекомые)

1. Беседа «Насекомые мира природы родного края».
2. Беседа «Зачем нужны насекомые».

3. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей», Х.К. Андерсен. «Дюймовочка», Л. Квитко «Жучок», В. Бианки «Приключения Муравьишки»
4. Д. И. «Узнай насекомое»; «Летает, ползает».

5. Рисование: иллюстрации к сказке В. Бианки «Приключения Муравьишки», И.А.Крылов «Стрекоза и муравей» (кляксография).
6. Аппликация: «Бабочка» (обрывная аппликация)
7. Лепка: Насекомые (из пластилина, природного и бросового материала).
8. Конкурс поделок « Насекомые»
9. Сбор веток на участке.