Программа работы с подростками «группы риска» «Путь к себе. Коррекционно-развивающие занятия с подростками «группы риска

МКОУ «Первомайская СОШ»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

« Дети группы риска »

на 2014 -2016 учебный год

Пояснительная записка

Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей, происходит дистанцирование школы от детей с трудной судьбой. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях, их проблемам стали уделять меньше внимания не только в семье, но и в образовательных учреждениях.

Три категории детей (дети-инвалиды, дети-сироты, дети «группы риска») характеризуются тем, что их положение законодательно и нормативно регулируется государством, существуют специальные органы и ведомства, которые выявляют таких детей, устанавливают их статус, а также специальные учреждения для них. Однако есть еще одна категория детей «группы риска», к которой обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения и т.д. Эта категория детей является «неофициальной», но внимание к ней значительно возросло.

Вот поэтому, уже в течение 5 лет в школе работает психолого-педагогическая служба. Педагогическая деятельность воспитателей ГПД и учителей-предметников отделения направлена на компенсацию недостатков воспитания и образования, коррекцию и педагогическую поддержку обучающихся, консультативно-методическую и просветительскую работу с родителями. Вся работа направлена на преодоление педагогической запущенности и социальной адаптации учащихся.

Цели программы :

1. формирование культуры здорового образа жизни, общей культуры подростков;

2. воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека;

3. создание основы для выбора и освоения профессиональных программ.

Основные направления:

Совершенствование образовательной системы школы в интересах развития каждого ребенка (обеспечение многовариантности образовательных программ, возможности выбора образовательной программы в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка, своевременной диагностики проблем детей);

Организация социальной и медико - психолого-педагогической помощи и поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

Обеспечение реальных мер по защите прав и законных интересов детей.

Основные исполнители:

Администрация МКОУ «Первомайская СОШ»

- педагогический коллектив;

Социальный педагог;

Психолог;

Логопед

Методическое объединение классных руководителей

Инспектор ПДН ОВД «Киясовское»

Совет по профилактике правонарушений.

Ожидаемые результаты:

Снижение уровня безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

Совершенствование гражданско-патриотического воспитания;

Укрепление физического, психологического и духовного здоровья молодого поколения;

Повышение социальной активности и заинтересованности молодых людей;

Сроки реализации Программы:

2014-2016 годы

Особенности работы с обучающимися и семьями «группы риска»

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в нейребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.

Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального педагога и психолога нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".

Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

Отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет ;

Незнание их интересов и потребностей;

Политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;

Усиление влияния псевдокультуры;

Неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

Отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

Чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

Сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;

"эпидемия" разводов;

Потеря эмоциональных контактов с детьми.

Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.

Типы "трудных" семей: I


  1. Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, ; которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье
характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.

2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.

3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и учителей.

4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.

5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

Проблемы родителей:

1. Социально-медицинские:

о физические недостатки, патологии самих родителей;

о физические недостатки, патологии ребенка;

о психические растройства одного из родителей;

о алкоголизм, наркомания и т.п. ;

о нарушение санитарно-гигиенических норм питания.

2. Социально-педагогические: о гиперопека ребенка;

о ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей;

о расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями;

о языковый барьер (двуязычие).

3. Социально-психологические:

о недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;

о конфликты в семье.

4. Социально-экономические:

о низкий материальный уровень семьи;

о плохие жилищные условия;

о низкая предметная обеспеченность.

5. Социально-юридические:

о незнание своих прав и обязанностей как родителей;

о юридическая некомпетентность.

Этапы работы с семьей:

1. Диагностика проблем семьи.

2. Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.

3. Содействие в получении социальной помощи.

4. Диагностика результатов работы.

Динамика роста количества учащихся школы употребляющих алкогольные напитки

Кроме того, существуют проблемы, решение которых назрело давно, среди них:

Насилие в семье (20% опрошенных учащихся школы считают, что отношения в семье сложные и достаточно напряженные).

Банк «Сироты и опекаемые»

Банк «Дети - инвалиды» *

Банк «Дети - правонарушители»

Банк «Дети «группы риска»:

1. дети с проблемами в развитии;

2. дети, оставшиеся без попечения родителей;

3. дети из неблагополучных, асоциальных семей;

4. дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5. дети с проявлениями социальной и психологической

дезадаптации


Сроки и этапы реализации Программы

Программа будет выполняться в течение двух лет (2012-2014 г.) поэтапно:

I этап (2012-2013 учебный год):

Совершенствование нормативно - правовой базы школы, направленной на защиту прав и поддержку несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

Создание школьного банка данных о различных категориях учащихся школы;

Укрепление материально - технической базы школы, направленной на социально - педагогическую поддержку учащихся;

Организация работы родительского лектория;

Дальнейшее развитие форм ученического самоуправления;

Организация работы школьного инспектора, взаимодействие с КДН;

- организация занятости и досуга несовершеннолетних подростков.

П этап (2013-2014 годы учебный год):

Создание в школе условий и системы дифференцированной помощи семьям и детям, нуждающимся в социальной поддержке;

Подключение родительской общественности для решения проблем по защите прав детей;

Подготовка классных руководителей и воспитателей для работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию,

Контрольная диагностика детей «группы риска». Анализ и оценка работы с точки зрения эффективности, внесение необходимых коррективок;

Создание в школе эффективной системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних обучающихся.

Коррекционно-развивающие занятия с подростками

«группы риска»

Педагог-психолог Н.Я.Куваева

Пояснительная записка

Психосоциальная компетентность – это способность личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью. Это способность индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в гибком и адекватном поведении в общении с людьми, окружающим миром, в культуре поведения.

В последние годы в структурах заболеваемости детей и подростков все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень поведенческих рисков у подростков с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе-интернате VIII вида. Выходя из-под опеки взрослых, они оказываются неподготовленными к ситуациям социального риска. Подобная неподготовленность может проявиться в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто проследить за своим здоровьем.

Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении; в старшем школьном возрасте – психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению.

Общение подростков со взрослыми и сверстниками необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту. Общение интуитивно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его тональности, попытке проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Цель программы:

формирование психосоциальной компетентности у подростков.

Задачи программы:

    обеспечение воспитанника средствами самопознания;

    развитие внутренней активности подростка;

    развитие социальных и коммуникативных навыков и эмоций;

    перенос положительного опыта в реальную жизнь.

Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера подростков.

Средства коррекции: беседы, дискуссии, тематические релаксации, самодиагностика, самовыражение в рисунках.

Данная программа рассчитана на 10 индивидуальных занятий с подростком.

Ожидаемые результаты.

    изменение показателей психического благополучия (повышается самооценка и вера в себя);

    приобретаются жизненно важные навыки:

Умение общаться;

Умение устанавливать межличностные отношения;

Умение владеть эмоциями;

Умение принимать решения.

Занятие № 1

Цель:

Ход занятия

1. Приветствие.

3. Основная часть.

    Упражнение «Рыба для размышления» (вытянуть карточку и закончить предложение):

Самый большой страх – это…

Я не доверяю людям, которые…

Я сержусь, когда…

Я не люблю, когда…

Мне грустно, когда…

Когда я спорю…

    Упражнение «Коллаж «Мой герб» (рассказ о том, что такое герб).

Работа над гербом.

4. Упражнение на закрепление «Закончи предложение».

Когда мне скучно, герб поможет вспомнить те дела…

Когда одиноко, герб поможет подумать о тех людях…

Стать более уверенными, вспомнив свои…

Мысленно представить то место…

Когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа можно вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 2

Цель: формирование самосознания подростка, личностный рост.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

3. Основная часть.

    Упражнение «Рыба для размышления» (выбрать карточку и закончить предложение).

Самое грустное для меня…

Человек считается неудачником, если…

Мне скучно, когда…

Я чувствую неуверенность, когда…

    Упражнение «Какой я?»

Выбрать из списка с качествами характера, качества, присущие тебе, положительные и отрицательные.

Какие из них положительные, а какие тебе хотелось бы искоренить.

Выбери самого отрицательного героя из книги, фильма, мультфильма.

Какие его качества тебе нравятся, отталкивают.

Нарисуй его.

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 3

Цель: формирование умения общаться с младшими, выявление ближайшего окружения.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения.

Представьте себя в виде какого-либо растения – летом, зимой.

3. Основная часть.

    Упражнение «Ассоциации».

Подобрать ассоциации к словам:

семья школа

друг преступление

    Упражнение «Принятие чувств».

Выбери, как бы ты сказал:

- Не смей его бить! Он же маленький! или

- Ты можешь злиться на него, но бить его нельзя.

- Симпатичный пес. Но если боишься – давай перейдем на другую сторону. или

- Не бойся, собака тебя не тронет.

- Улыбнись! Все не так плохо, как тебе кажется. или

- Я бы тоже расстроился. Но, может быть, мы вместе найдем выход?

- Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты… или

- Да, укол – это больно. Если ты боишься, то можешь взять меня за руку.

4. Упражнение на закрепление.

Напиши письмо младшему брату или сестре с рассказом о себе, пожеланиями ему (ей).

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 4

Цель: выявление эмоционального восприятия окружающих людей, обучение налаживанию адекватных отношений.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Ночное небо».

3. Основная часть.

    Упражнение «Звездное небо» (на синий лист приклеить разноцветные звездочки, подписать «я», «друг», «родители», имена знакомых.

    Упражнение «Мой мир».

Анализ, где находится «я» (самооценка).

Анализ цвета звезды.

Отдаленность от родителей.

Кому достались звезды черного и серого цвета.

Что хотели бы изменить.

4. Упражнение на закрепление.

Изменение «Моего мира», сравнение с предыдущим вариантом.

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 5

Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, гармонизации отношений с окружающими.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

3. Основная часть.

    Упражнение «Мое отражение».

Посмотри на себя в зеркало, как на постороннего, внимательно изучи отражение.

Ответь на вопросы:

Что привлекательного вы видите в этом человеке?

За что его можно любить?

Что не нравится?

Эти качества важны для жизни?

    Упражнение «Нападающий и защищающийся».

Ребенку предлагается та или иная роль:

1) ругает, указывает, критикует, требует, говорит громко;

2) извиняется, оправдывается, старается угодить, говорит тихо.

Как себя чувствуешь в каждой роли?

Какая роль больше по душе?

4. Упражнение на закрепление.

Заполнение таблицы из предложенного списка.

- Каких качеств больше?

Что хотел бы добавить в первую колонку?

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Путешествие».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 6

Цель: актуализация опыта переживания конфликта, способов их разрешения.

Ход занятия.

1. Приветствие.

3. Основная часть.

    Упражнение «Детство»

Подростку предлагается вспомнить свои конфликты в детстве.

    Упражнение «Конфликтная ситуация».

Подростку даются конкретные ситуации и предлагается предоставить свои варианты решения конфликтов, чтобы это решение максимально учитывало интересы сторон.

    Правила решения конфликтов.

Выяснить как можно точнее, в чем именно заключается причина разногласий;

Постараться найти различные варианты разрешения конфликтов;

Дать оценку всем вариантам и выбрать тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта;

Обсудите, что вы предпримите, если дела пойдут не так, как вы хотели.

4. Упражнение на закрепление «Рисование конфликта».

Под медитативную музыку предлагается нарисовать конфликтные ситуации и пути выхода из них. Обратить внимание, что картинки могут быть как конкретные, так и абстрактные.

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 7

Цель: формирование ответственного отношения в собственному здоровью.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды»

3. Основная часть.

    Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Ответь на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» следующим образом: нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой потрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей.

    Беседа.

Обсуждение на тему: что может вредить нашему организму?

Перечисляются негативные последствия для организма курения, алкоголизма, наркотиков.

4. Упражнение на закрепление «Закончи предложения».

Я очень хочу, чтобы в моей жизни было…

Я пойму, что счастлив, когда…

Меня огорчает, что…

Мое здоровье это…

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 8.

Цель: формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

3. Основная часть.

    Упражнение «Отказ».

Придумать как можно больше аргументов для отказа в различных ситуациях.

    Упражнение «5 шагов отказа»

Сразу сказать твердо «нет»;

Согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет». «Я согласен с вами, но…»;

Если давление продолжается, можете перейти в наступление;

- «Я не хочу больше говорить на эту тему»;

Предложить компромисс. «Давай лучше…».

    Чтение и обсуждение рассказа «Золотая муха».

4. Упражнение на закрепление «Спасибо, нет».

Представь ситуацию, что тебе предложили наркотики. Из списка причин для отказа отметь, какие причины являются уважительными с твоей точки зрения.

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 9.

Цель: осознание специфики агрессивных воздействий, обучение способам самоконтроля и реагирования на агрессивные воздействия.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».

3. Основная часть.

    Упражнение «Ассоциации».

Подобрать ассоциации к слову «агрессия», а затем к слову «улыбка».

    Упражнение «Портрет агрессивного человека».

Как выглядит агрессивный человек: черты лица, походка, жесты, мимика.

    Упражнение «Хорошо или плохо быть агрессивным».

Обсуждение.

4. Упражнение на закрепление «Футболка с надписью».

Придумать и записать надпись на своей «футболке».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 10.

Цель: обучение способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство неуверенности.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

3. Основная часть.

    Упражнение «Я могу, я умею»

    Упражнение «Волшебное зеркало».

Рассмотри в зеркале все свои сильные стороны, за которые тебя уважают учителя, друзья, родители.

    Чтение и обсуждение сказки «Лети вверх, Соня!».

4. Упражнение на закрепление «10 Я».

Предлагается 10 раз ответить на вопрос «Кто я? Какой я?»

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Релаксация под музыку».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Литература

    Прохватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. – М.:ТЦ Сфера, 2002.

    Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.

    Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1 – 11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2001.

    Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью./ под науч. Ред.Л.М. Шипицыной и Л.С. Шпилени. – М., 2003.

    Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./ под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999.

    Шваб Е.Д., Пудикова Н.П. Психологическая поддержка учащихся. Развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения. – Волгоград: Учитель, 2008.

титушина наталья
Работа школьного социального педагога с детьми группы «риска»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №56 г . Чебоксары»

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

С ДЕТЬМИ ГРУППЫ «РИСКА »

Характеристика подростков группы «риска »

Школьные факторы риска

1. Привычное прогуливание уроков с употреблением ПАВ возле школы .

2. Негативный взгляд на школьный опыт .

3. Уклонения от участия в школьной деятельности .

4. Отсутствие контакта с учителями.

5. Низкий уровень использования доступной помощи.

Факторы риска в среде сверстников .

1. Общение с девиантными подростками.

2. Общение с «прогульщиками» и употребляющими ПАВ.

3. Общение со сверстниками, не имеющими целей продвижения в учебе.

4. Восприимчивость к негативному влиянию сверстников.

Семейные факторы риска .

1. Семейный стресс и серьезные конфликты в семье.

2. Слабая связь семьи со школой .

3. Нечеткие, недостаточно строгие правила в семье

4. Насилие в воспитании.

5. Злоупотребление наркотиками или алкоголем в семье.

6. Неопределенные представления о норме употребления ПАВ в семье.

Индивидуальные факторы риска .

1. Импульсивность.

2. Лтсутствие навыков преодоления стресса и принятия решений.

3. Неконтролируемые эмоции.

4. Беспомощность в учебе.

5. Употребление ПАВ для маскировки чувств.

6. Низкая самооценка, отклонения в представлении о себе.

7. Недостаточные социальные навыки общения .

изучения семьи школьника группы «риска »

1. Состав семьи.

2. Общие сведения о родителях (лицах их заменяющих) .

3. Материальное благополучие семьи.

4. Жилищные условия семьи.

5. Образование родителй (лиц их заменяющих) .

6. Участие родителей (лиц их заменяющих) в общественной деятельности.

7. 7. Культура общения и взаимоотношений в семье.

8. Кто из членов семьи оказывает на ребенка неблагоприятное влияние?

10. Характктеристика приемов воспитательного воздействия на ребенка в семье.

11. Осуществление контроля со стороны родителей (лиц их заменяющих) за поведением и учебой школьника .

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

ГРУППЫ «РИСКА » .

(проверка работы классного руководителя с детьми группы «риска » )

Выбрать 1-2 класса, где больше всего детей, относятся к данной категории.

Имеется ли план воспитательной работы , утвержденный заместителем директора по воспитательной работе . Какие мероприятия проведены;

- социальный паспорт класса ;

Состав родительского комитета;

Тематика родительских собраний на учебный год;

Сколько детей состоит на внутришкольном учете , на учете в милиции, комиссии. За что и когда был поставлен на учет. Учет и анализ правонарушений учащихся класса за предыдущие годы;

Где занимаются эти дети во вннеурочное время, имеют ли общественные поручения, шефа-наставника, какое участие принимают в жизни класса, проведении общешкольных мероприятий ;

Сколько семей трудновоспитуемых посетил классный руководитель, было предпринято по улучшению условий жизни и учебы ребенка;

Какие меры принял классный руководитель по изоляции ребенка из неблагополучной семьи;

Какая материальная помощь оказана сиротам, детям из малообеспеченных семей (перечислить по фамилиям, что именно) ;

Как организуется контроль над отдыхом детей в каникулы, выходные, а также за посещением трудновоспитуемых кружков и секций;

Индивидуальные планы работы с детьми группы «риска » . Его исполнение, анализ проведенных мероприятий, их эффективность.

КАРТОЧКА УЧЕТА

ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

Название ОУ :___

Ф. И. О. ребенка ___

Классный руководитель ___

Адрес, телефон ___

Мать (Ф. И. О. дата рождения, образование, место работы рабочий телефон )___

Отец (Ф. И. О. дата рождения, образование, место работы , должность, размер зарплаты, рабочий телефон ) ___

Условия проживания (краткая характеристика жилья; условий, созданных для несовершеннолетних) ___

Даты обследования на дому ___

Индикатор неблагополучия школьника ___

Форма работы с ребенком ___ ___

Формы работы с семьей

Необходимая помощь

Дата постановки на учет ___

Причина постановки на учет ___

Дата снятия с учета ___

Причина снятия с учета ___

Социальный педагог : /Н. В. Титушина. /

Индикатор неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности :

Учебная деятельность

Взаимоотношения со сверстниками

Проведение свободного времени

Отношение к труду и профессиональной ориентации

Поведение и поступки

Форма работы с ребенком :

Проведение профилактических бесед

Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися

Направление на консультацию к психологу или к врачам

Содействие в трудоустройстве

Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута

Разбор конфликтных ситуаций

Посещение на дому

Формы работы с семьей :

Посещения

Приглашение на Совет профилактики, КДН,

Привлечение к работе в классе , в школе

Проведение консультаций для родителей

Выступление на родительских собраниях

Оценка жизненных целей ребенка, его направленности

Вопросы : (выбери и подчеркни) .

1. Что беспокоит тебя в жизни больше всего (выбери пять главных проблем)

Денежные проблемы твоей семьи

Отношения с родителями

Отношения между родителями

Отношения со сверстниками

Конфликты с педагогами

Трудности усвоения школьной программы

Здоровье близких родственников

Чем заняться в свободное время

Личная жизнь

Что-либо другое (что именно)

2. Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери пять главных качеств)

С высокой зарплатой

С гарантией от безработицы

Престижную

Не вредную для здоровья

Связанную с разъездами, новыми впечатлениями

Требующую личной предприимчивости, изобретательности

Нужную стране,людям

Связанную с общением с детьми

Связанную с общением с животными

Другую (какую именно)

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

Карта наблюдений разработана для ранней диагностики отклоняющего поведения. Заполняется один раз в четверть классным руководителем, социальным педагогом и школьным педагогом совместно .

Ф. И. учащегося ___Класс ___

Критерии наблюдения Не наблюдается Иногда Часто

1. Учебная деятельность :

Равнодушие;

Нежелание учится;

Низкая успеваемость;

Затруднения в освоении учебных программ;

Систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам

2. Взаимоотношения со сверстниками.

- Положение в классе :

Изоляция;

Противопоставление себя коллективу;

Положение дезорганизатора;

Положение вожака микрогруппы , состоящей из «трудных» учащихся.

Взаимоотношения со сверстниками :

Жестокое обращение со слабыми и младшими;

Пренебрежительное отношение к сверстникам;

Принадлежность к той или иной молодежной группе

3. Взаимоотношения со взрослыми.

С учителями :

Конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;

Грубость, хамство;

Бестактность;

С родителями :

Конфликтный характер;

Грубость, хамство.

4. Проведение свободного времени :

Бросил заниматься в кружке, секции, студии;

В основном проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице) ;

Употребляет спиртные напитки;

Зарабатывает себе на жизнь.

5. Отношение к труду, профессиональная ориентация.

Выбор профессии (для старшеклассников) :

Незнание своих возможностей и способностей;

Профессиональная неопределенность;

Неразвитость тех черт личности, которые необходимы для избранной профессии.

Отношение к труду :

Отрицательное отношение к работе ;

Невыполнение трудовых обязанностей в школе ;

Неисполнение трудовых обязанностей дома;

Недобросовестное отношение к труду.

6 Поведение и поступки.

В школе :

Прогулы;

Нарушение дисциплины;

Нецензурная брань;

Жаргонная речь;

Порча школьного имущества ;

Срыв уроков;

В семье :

Побеги из дома;

Невыполнение домашних обязанностей;

Непослушание;

Противоправные поступки :

Бродяжничество;

Попрошайничество;

Азартные игры;

Употребление наркотиков;

Проституция;

Вымогательство;

Порча имущества;

Нанесение телесных повреждений (в результате драки) .

Классный руководитель :

Социальный педагог : Н. В. Титушина

Психолог : Н. А. Панова

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА

Тема: «Я» с большой буквы»

Цель: способствовать более глубокому самораскрытию , самопознанию,

которое ведет к изменению себя; прояснение Я-концепции.

Задачи:

    выведение на уровень осознания ценности и уникальности каждого участника;

    формирование навыков самоанали за;

    установление контакта между участниками, снятие коммуникативных барьеров, принятие правил проведения тренинга; создание положительной мотивацию к предстоящим занятиям,

    принятие себя;

Целевые группы: учащиеся 7-8 классов, подростки 13-14 лет.

Группа 8-10 человек.

Форма занятия : тренинговое

Время проведения : 45 минут

Оборудование и методические материалы для занятия: карта

занятия ( Приложение) , мягкая игрушка, грецкие орехи (по числу

участников).

ТСО: мультимедийная установка, компьютер, экран, Презентация

План занятия

    Организационный момент:

    Ритуал приветствия (1 мин.)

    Целеполагание. Объявление темы занятия (2 мин)

    «Правила работы в группе» (1 мин.)

    Знакомство (3 мин.)

7 минут

    Основная часть

    Создание собственного образа с помощью изобразительных средств

Упражнение «Это «Я»!» (5 мин)

    Осознание своей индивидуальности

Упражнение «Орехи» (4 мин)

    Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим

Упражнение «Кто я?» (7 мин)

    Развитие готовности осуществлять самоанализ

Упражнения «Принятие себя» (7 мин),

« Скажи мне что-нибудь хорошее» (5 мин)

    минут

    Заключительная часть

    Рефлексия (8 мин)

    Ритуал прощания - Упражнение «До свидания!» (2 мин)

10 минут

45 минут

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Этапы занятия

Задачи этапа

Содержание

Примечание

I . Организаци

онный момент

(7 минут)

Создание настроя на работу.

Сообщение целей и задач предстоящих занятий.

Принятие правил работы в группе

Установление контакта с подростками.

- Добрый день! Я рада видеть вас!

Ритуал приветствия (1 мин.)

Для того чтобы приобрести уверенности я предлагаю Вам встать, взяться за руки, улыбнуться соседу слева, справа и всем вместе сказать «Здрав-ствуй-те!»

Цели предстоящих занятий. Объявление темы занятия №1. (2 мин.)

- Наши занятия – это уроки общения. Их цель: в атмосфере взаимного доверия и психологической открытости познать самих себя, выработать умения и навыки установления доброжелательных отношений с другими людьми.

На наших встречах мы будем учиться познавать себя. Использовать свои возможности в повседневной жизни и учебе. Корректировать черты характ ера, которые нас не устраивают.

- Основа всего, что будет происходить в группе, - доверие и искренность. Поэтому работать мы будем в кругу. Круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. Это возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. В этом пространстве нет ничего и никого, кроме нас самих и того, что мы приносим сюда в себе. Это и есть самое главное.

Наша сегодняшняя встреча посвящена одной очень, на мой взгляд, интересной теме «Я» (с большой буквы)!».

- Дорогие друзья! Наша задача заглянуть в свое Я, поскольку наше Я – одна из самых больших загадок. Иногда Я обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, а подчас это голос озарения и творческой фантазии.

«Правила работы в группе» (1 мин.)

    Для того, чтобы всем было комфортно, необходимо принять правила работы в группе.

Знакомство (3 мин.)

Сейчас у нас будет возможность многое узнать друг о друге. Сде лаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предла гает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, когда я скажу: «Пере сядьте все те, кто умеет вязать», все те, кто умеет вязать, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освобо дившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

II . Основная часть

(28 минут)

Создание собственного образа с помощью изобразитель

ных средств.

Поддержка дальнейшего самораскрытия, самопознания, прояснения

Я-концепции.

Проведение аналогии – понятия «индивидуальность» (между грецкими орехами и людьми).

Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим.

Развитие готовности осуществлять самоанализ.

Продолжаем знакомство. Упражнение «Это «Я»!» (5 мин)

Нарисуй себя в виде какого-нибудь предмета на одной стороне листа и животного на другой (рисуют 2 минуты).

- Представьтесь от имени предмета (я – пуговица, блестящая, красивая, люблю…, хочу…., не люблю…. И т.п.).

Посмотрите, какие мы все разные с одной стороны и одинаковые с другой стороны.

Ребята, как вы думаете, почему мы все такие разные? (высказыванияучащихся)

Да потому, что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности - у нас разные темпераменты, характеры. Все мы воспитывались в разных семьях, с разными традициями, дружили с разными людьми – все это отложило на нас особый отпечаток. Каждый человек уникален и по–своему неповторим. И хотя мы такие разные, нужно научиться сосуществовать, дружить, общаться и терпимо относиться к особенностям характера и внешности других людей. Это важно помнить и в семье, и в обществе. Каждый человек индивидуален. У каждого есть свои «+» и «-». Давайте ещё раз в этом убедимся (что каждый человек – индивидуален).

Упражнение «Орехи» (4 мин)

Возьмите по одному ореху, а потом в течение минуты внимательно рассмотрите и запомнить свой орех (ставить на нем метки и раскалывать нельзя) (1 минута)

- Сложите их обратно в пакет / перемешать , высыпать в центр круга/

Найдите свой орех. Расскажите, по каким признакам удалось найти именно свой орех, чем он так отличается от других.

Пояснение психолога: - И те, и другие в куче (или в толпе) на первый взгляд выглядят одинаково, а для того чтобы увидеть особенности, нужно потратить время, приглядеться. О ценности ореха, как правило, судят по тому, что находится у него внутри. Орех может быть очень красивым, но внутри - абсолютно пустым. И наоборот. Так же бывает и с людьми, поэтому не надо судить о человеке по каким-то внешним признакам. У ореха очень жесткая скорлупа, и она нужна ему для того, чтобы защитить нежное ядрышко. Многие люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываются другим, для этого им требуется время.

Упражнение «Кто я?» (7 мин)

Напишите на листочках 10 ответов на вопрос «Кто Я?». Используйте для этого различные слова и предложения, они могут носить как положительную, так и отрицательную характеристику. Пишите то, что первое вам приходит в голову. (3 минуты)

Прочитайте, что у вас получилось.

Упражнение «Принятие себя» (7 мин)

На листочке, где написаны 10 «Я», отметьте свои «недостатки» (-) и «достоинства» (+), предельно откровенно отметьте все, что считаете нужным. (2 минуты)

Поясните написанное. Называя отрицательные характеристики, попробуйте найти пути их решения в положительную сторону (как вы сможете изменить себя).

Пояснение психолога: - У тебя есть сильные и слабые стороны, они определяют твои возможности. Но ты сам - автор своей жизни и можешь многое в ней изменить, если будешь действовать осмысленно и целенаправленно.

Скажи мне что-нибудь хорошее (5 мин)

Каждый по очереди говорит соседу справа что-то хорошее о нем, тот обязательно соглашается с ним, произносит слова: «Да, а еще я...» - и говорит что-то хорошее о себе.

Листочки на партах

Работают на листочках

/Грецкие орехи, по количеству участников. Участники садятся в круг./

Работают на листочках

Слайд 4

III.

Заключительная часть

( 1 0 минут)

Повышение чувства уверенности, эмоциональная разрядка .

Выявление уровня осознания темы занятия.

Закрепление положительного воспоминания о конце занятия.

Рефлексия (8 мин)

Наше заняти е подходит к завершению. Мы много узнали о себе самом и о других. В завершении проведём игру “Желаю тебе”: в кругу каждый участник передает по кругу игрушку с пожеланиями тому, кто слева от вас. Я начинаю – «(Имя ), желаю тебе чаще улыбаться!». (4 мин)

Упражнение «Обратная связь» (4 мин)

Обменяйтесь мнениями о сегодняшнем занятии, начиная свою речь словами «Сегодня я понял(а), что…».

Ритуал прощания (2 мин)

Упражнение «До свидания!»

/Ведущий протягивает в центр круга руку с открытой ладонью, называет свое имя и предлагает участникам проделать тоже самое. Затем все дружно говорят «До свидания!» и взмахивают руки вверх/.

мягкая игрушка

Используемая литература:

    Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. (Серия «Эффективный тренинг»).- СПб.: Питер, 2007.

    Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет) -.СПб: Речь, 2007.

    Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий /авт.-сост. Ю.А. Голубаева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

Приложение к занятию

Ф.И. _____________________________________________класс___ Возраст______

Дата___________________________

ЗАНЯТИЕ №1 «Я» с большой буквы!»

Упражнение «Это «Я»!»

Упражнение «Кто я?»

Я-

Я-

Я –

Я –

Я –

Я –

Я –

Я –

Я –

Я –

Психологическое сопровождение

детей «группы риска»

Цель- создание и обеспечение педагогических и социально-психологичес ких условий, позволяющих учащемуся успешно функционировать и развиваться в школьной и общественной среде .

Задачи:

    Проведение диагностического исследования ребенка и его родителей;

    Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений.

    Занятия, направленные на развитие саморегуляции, сотрудничества, адекватного проявления активности, инициативы и самостоятельности.

    тренировать навыки социального общения, обучить социально приемлемому реагированию в стрессовых ситуациях и умению корректировать свое поведение .

Программа диагностики:

    Семья

    Проведение методики «Кинетический рисунок семьи» С. Кауфман, Р. Бернс. Мы сможем узнать информацию о субъективной семейной ситуации. Она поможет выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации своего места в семье, а также его отношение к членам семьи;

    Беседа с родителями поможет выявить отношение к ребенку;

    Проведение тест-игры «Почтальон» позволяет выявить характер аффективного отношения ребенка к семейной среде, эмоционального отношения родителей к ребенку в его восприятии и ответного отношения к ним и другим членам семьи, а так же особенности удовлетворения в семье потребностей ребенка в общении и эмоциональном контакте;

    Методика «Фильм-тест» Р. Жиля;

    Методика «Незаконченные предложения»;

    Методика «Родителей оценивают дети».

2. Учебная деятельность

    Изучение документов (журнала, дневника) поможет узнать об успеваемости на тех или иных предметах.

    Беседа с учителями-предметниками поможет оценить поведение ребенка на уроках, как он усваивает материал, беседа с классным руководителем может дать общую характеристику о ребенке.

    Проведение методики изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой поможет выявить предпочитаемые учебные предметы, отношения к ним, выявление того почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные), положительное или отрицательное отношение к отдельным предметам и к учению в целом.

    Проведение методики Н. Г. Лускановой позволяет выявить уровень школьной мотивации обучающегося (отношение к школе, наличие или отсутствие школьной дезадаптации).

    Проведение социометрии поможет дать информацию о реальной роли ребенка в классе, определить межличностные отношения.

3. Личностные качества

    проективные методики: « Человек под дождем»; «Дом. Дерево.Человек»

    исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна;

    Шкала детской Я-концепции Пирса-Харриса;

    Тест детской апперцепции (CAT);

    методика А.П. Венгера;

    тест школьной тревожности Филлипса;

    шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина;

    личностный опросник Айзенка;

    «Карта наблюдений», предложенная и адаптированная Л.М. Ковалевой.

Программа социально-педагогического сопровождения

Работа с семьей

Индивидуальные консультации родителей. Выявление проблем семейного воспитания, создание положительной мотивации в воспитании ребенка. Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений.

Работа с педагогическим коллективом

Беседа с классным руководителем о заинтересованности ребенка учебным процессом, как он ведет себя на уроках. По результатам диагностики и беседы с ребенком, проконсультировать об индивидуальных особенностях ребенка, дать рекомендации о необходимой помощи ребенку в учебной деятельности.

Работа с классом

Проведение психологической игры «Один в поле не воин», создать условия для сплочения коллектива; дать возможность общаться больше друг с другом; взаимоподдержки; научить анализировать характер других; воспитывать доброжелательность в детях.

Работа с ребенком

1.Проведение беседы с ребенком, установление эмоциональной связи с ребенком посредством искренней заинтересованности во всем, что связано с ним.

2. Диагностическая работа (выявление особенностей семейного воспитания; выявление отношения учащегося к себе, своему поведению, окружению; выявление условий школьного обучения (положение в коллективе, взаимодействие с педагогами); проведение обследования с учетом локуса жалоб педагогов, индивидуальных особенностей учащегося; составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций педагогам и родителям)

3.Индивидуальная работа с ребенком стоится по результатам диагностики, актуальных проблем развития.

ученика 3 г класса

Результаты диагностики:

    Отмечаются положительные эмоциональные отношения с матерью, братом и бабушкой. В отношении ребенка к окружающим в семье доминирует отношение к бабушке. В характеристике самого ребенка преобладает любопытство. По отношению к отцу испытывается скрытое чувство обиды (отсутствие фигуры отца и нежелание отвечать на вопросы), что отражает проблемы в семейной сфере (родители находятся в разводе). Данное обстоятельство вызывает в некоторых моментах чувство беспомощности, тревожности и напряженности. Отношения между бывшими супругами конфликтные, отмечается повышенная раздражительность.

    Самооценка чуть завышена, отмечается желание быть лучше, чем в действительности.

    Статус в классе - отвергаемый (причины: неконтролируемость эмоций и поведения, «неряшливость», отсутствие порядка в личных вещах).

    Тревожность - несколько повышена личностная тревожность.

    Успеваемость и мотивация - проблемы с успеваемостью в целом отсутствуют; положительное отношение к школе; познавательные мотивы сформированы.

    Склонность к поступкам асоциального характера отсутствует

Направления работы: формирование положительного отношения ко всем членам семьи (через игровые моменты); осознание и принятие семейной ситуации; снижение уровня тревожности; улучшение взаимоотношений между членами класса; обучение навыкам конструктивного поведения.

    Занятие 1. «Письмо семье»

Занятие 2. «Как быть, если…»

Цель: формирование адекватной позитивной «Я-концепции» и устойчивой самооценки.

    Занятие 3. «Если мне не нравится….»

Цель: обучение приемам самостоятельного разрешения конфликтов мирным путем.

    Занятие 4. « Один в поле не воин»

Цель: создание условия для сплочения коллектива.

    Занятие 5 «Учимся общаться».

Цель: обучение приемам и навыкам эффективного межличностного общения со сверстниками.

    Занятие 6 «Мои слабые и сильные стороны»

Цель: развитие умения выделять сильные и слабые стороны своего характера

    Занятие 7 «Я капитан своей жизни»

Цель: обучение методам целеполагания.

    Занятие 8 «Мой дом- моя крепость»

Цель: содействовать развитию положительного отношения ко всем членам семьи.

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ученик 3 б класса

Результаты диагностики:

    Изучение внутрисемейных отношений. В отношении ребенка к окружающим в семье доминирует отношение к матери. В характеристике самого ребенка в семье преобладает доминантность, закрытость. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии внутрисемейных проблем, конфликтных ситуаций. Затруднены взаимоотношения с отчимом ребенка (прослеживается повышенная тревожность, агрессия). У Александра отмечается активно-агрессивная реакция (на окружающих выплескивается раздражение, гнев, враждебность) в ситуациях неуспеха, неприятия.

    Самооценка завышена. Затруднено диффериенцированние оценки личных качеств.

    Статус в классе - отвергаемый (причины: повышенная агрессивность, конфликтное взаимоотношение с одноклассниками, неуспеваемость по учебным дисциплинам).

    Тревожность снижена, повышенная агрессивность . Отмечаются нарушения поведения в школе.

    Успеваемость и мотивация - проблемы с успеваемостью, низкая учебная мотивация.

    Имеется склонность к поступкам асоциального характера (частые конфликтные ситуации, повышенная агрессивность, отсутствие желания решать проблемы конструктивными способами)

Направление работы: формирование положительного отношения ко всем членам семьи (через игровые моменты); осознание и принятие семейной ситуации, формирование положительного отношения к школьному обучению, формирование внутренней позиции ученика, обучение навыкам конструктивного общения.

    Занятие 1. «Для чего школа?»

Цель: создание условий для поддержания школьной мотивации

    Занятие 2. «Я в школе»

Цель: развитие позитивного отношения к школе

    Занятие3 «Какие ситуации вы зывают у меня гнев, злость?»

Цель: обучение способам безопасной разрядки гнева

    Занятие 4 «Если вдруг не сдержался…»

Цель: обучение навыкам саморегуляции

    Занятие 5 «Если конфликт..»

Цель: з акрепление представлений о бесконфликтном общении

    Занятие 6 «Спустим пары»

Цель: развития навыков саморегуляции

    Занятие 7 «Мои проблемные ситуации»

Цель: осознание источников проблемы, получение эмоциональной поддержки.

    Занятие 8 «Моя семья»

Цель: с одействовать развитию положительного отношения ко всем членам семьи.

    Занятие 9 «Мои родители»

Цель: р азвития эмоционально-положительного отношения ребенка родителям

    Занятие 10 «Мой дом- моя крепость»

Цель: содействовать развитию положительного отношения ко всем членам семьи.

    Занятие 11 «Я и одноклассники»

Цель: формирование толерантного сознания у чащегося

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ученик 4 в класса

Результаты диагностики:

    Изучение внутрисемейных отношений. Эмоционально положительное взаимоотношение ко всем членам семьи. Отмечаются следующие характеристики: дружелюбие, взаимопонимание, терпимость, поддержка. В отношении ребенка к окружающим в семье доминирует отношение к отцу.

    Самооценка несколько занижена.

    Статус в классе - принятый

    Тревожность несколько повышена. Связана с ситуациями неуспеха, робостью, неуверенностью. Присутствует чувство подчинения более сильной личности сверстника.

    Успеваемость и мотивация - проблемы с успеваемостью отсутствуют, положительное отношение к школе.

    Отсутствует склонность к поступкам асоциального характера

Направления работы : формирование позитивной самооценки, снижение уровня тревожности, формирование уверенного поведения,

    Занятие 1. «Я могу..»

Цель: формирование адекватной положительной самооценки

    Занятие 2. «Только Я»

Цель: формирование позитивной «Я-концепции»

    Занятие 3 «Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу?»

Цель: осоз нание собственных страхов, вызывающих тревогу.

    Занятие4 « Волшебный магазинчик страхов»

Цель: изменение отношения к собственным страхам

    Занятие 5 «Умей сказать: НЕТ!»

Цель: формирование ассертивного (уверенного) поведения

    Занятие 6 «Ситуации бывают разные»

Цель: развитие способности адекватного реагирования на различные конфликтные ситуации .

Занятие 7 «Если вдруг заставили…»

Цель: обучение навыкам самостоятельного регулирования своего поведения

    Занятие 8 «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цель: профилактика противоправного поведения

    Занятие 9 «Я и закон»

Цель: повышение правовой культуры учащегося

    Занятие 10 «Я капитан своей жизни»

Цель: обучение навыкам целеполагания