Игровые моменты для знакомства с первыми звуками. Занимательный материал на уроках обучения грамоте (из опыта работы)

Цели: познакомить детей со звуком [к], [к,]; работать над новым звуком и буквой;

Образовательные: . Совершенствовать фонематический слух; . Пополнять, уточнять и активизировать словарный запас; . Дифференцировать гласные и согласные звуки; . Формировать навык чтения; . Называть слова со звуками к и к* . Самостоятельно составлять схему односложного слова, анализировать её; . Соотносить звук с символом (буквы); . Находить букву в текстах; . Читать открытые и закрытые слоги с этой буквой; . Печатать букву по образцу в тетради.

Развивающиеся: . Стимулировать мыслительную деятельность детей. Развивать умение формулировать свою речь при анализе схемы слов; . вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в проведении экспериментов. . формировать фонетическую сторону речи, развитие звукового анализа и синтеза. . . Воспитательные: . Воспитывать умение работать в коллективе и в парах; . воспитывать чувство взаимопомощи; . воспитывать сдержанно, переживать радость от успеха, огорчения от неудачи

Материалы: Игрушка - лягушка, шкатулка, набор картинок для индивидуальной работы детей; набор для звукового анализа слова - фишки, карточки; звуковой домик; фишки - похвалюшки; тетради в клетку с образцами; простой карандаш.

Ход занятия 1. Организационный момент. -Снова наступило утро, скоро поднимется солнце и согреет все своими лучами. Но оно ещё не проснулось и всем немножко холодно. А давайте мы с вами сделаем своё солнышко. Каждый из вас пусть будет солнечный лучик. (Дети встают в круг соединяя руки в центре) Учитель: - Почувствуйте тепло рук друг друга, правда, мы уже немного согрелись? А теперь улыбнитесь всем и скажите ласково - с добрым утром.

2.Основная часть Учитель: - Дети сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. А с каким мы сейчас узнаем.

Сюрпризный момент «Определи на ощупь, что лежит в шкатулке» Учитель: - Что это? Дети: - Лягушка Учитель: - Как она кричит? Дети: - Ква Учитель: -Какой первый звук вы слышите в слове - ква? -Возьмите картинки, в которых есть звук. К и положите на карточку. -Проверьте друг у друга, правильно ли ваш сосед взял картинку. (Работа в парах) -Давайте определим звук К гласный или согласный?

Гласные тянутся к песенки звонкой Могут заплакать и закричать Могут в кроватке баюкать ребёнка Но не желают свистеть и ворчать

Дети, спойте звук К

Согласные согласны шелестеть Жужжать, свистеть Даже фыркать и шипеть Но не хочется им петь Учитель: -На, что похож звук К? Дети: - На кашель Учитель: Так какой же это звук? Дети: - Согласный. Учитель: - А какими бывают согласные звуки? Дети: - Мягкие и твёрдые. Задание 2. ИГРА «Найдем звук» Учитель: Давайте найдем на картинке слова со звуком [к]. (Логопед показывает сюжетную картинку сказки «Кот в сапогах», а ученики называют слова, в которых есть звук [к]: замок, кот, мешок, ромашка, облака). Дети называют слова. Задание 3. Выделение и изучение звука [к,]. Составление схемы-модели слова МАРКИЗ. Учитель: А теперь, ребята скажите, как кот представил королю своего хозяина? Ученики. Маркиз. Учитель: Составьте звуковую модель слова МАРКИЗ. Сколько всего звуков в слове? Физминутка «Кузнечики» 3.Знакомство с буквой К Учитель: -На, что похожа буква К? (Показ буквы) Дети: - На колодец, галочку, на половинку от буквы Ж. Учитель: - А ещё можно запомнить по стихотворению

На прямую палочку, справа села галочка Учитель: --Давайте найдём букву К в алфавите. Отличается большая буква К от маленькой? Дети: - Нет Учитель: --А теперь найдите букву К в нашей группе. А теперь заселим букву К в звуковой домик.

Игровой момент: Просится буква К в домик Учитель: - Гласные пропустите меня в домик Дети:- Не пропустим, пока не споёшь длинную песенку Дети читают открытые слоги с буквой К Учитель: - А теперь пропустите? Дети:- Нет Спой с нами Короткую песенку Дети читают закрытые слоги с буквой К Ка, ко, ку, кы. Открытые звуки Ак, ок, ук Букву заселяем в звуковой домик.

Упражнения для глаз Смотрим близко, далеко Гладим веки мы легко Вправо, влево поглядим И тихонечко сидим. 3.Итог занятия. Учитель: Дети, что вы нового узнали.

Дети: - Мы познакомились со звуком К и буквой К. Узнали, что звук К - согласный. Научились печатать букву в тетради в клетку.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство со звуком К и буквой К»

Цели: познакомить детей со звуком [к], [к, ]; работать над новым звуком и буквой;

Задачи:

Образовательные:

    Совершенствовать фонематический слух;

    Пополнять, уточнять и активизировать словарный запас;

    Дифференцировать гласные и согласные звуки;

    Формировать навык чтения;

    Называть слова со звуками к и к*

    Самостоятельно составлять схему односложного слова, анализировать её;

    Соотносить звук с символом (буквы);

    Печатать букву по образцу в тетради.

Развивающиеся:

    Стимулировать мыслительную деятельность детей

    Развивать умение формулировать свою речь при анализе схемы слов;

    вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в проведении экспериментов.

    формировать фонетическую сторону речи,развитие звукового анализа и синтеза.

  • Воспитательные:

    Воспитывать умение работать в коллективе и в парах;

    воспитывать чувство взаимопомощи;

    воспитывать сдержанно, переживать радость от успеха, огорчения от неудачи

Материалы:

Игрушка – лягушка, шкатулка, набор картинок для индивидуальной работы детей; набор для звукового анализа слова – фишки, карточки; звуковой домик; фишки – похвалюшки; тетради в клетку с образцами; простой карандаш.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Снова наступило утро, скоро поднимется солнце и согреет все своими лучами. Но оно ещё не проснулось и всем немножко холодно.

А давайте мы с вами сделаем своё солнышко.

Каждый из вас пусть будет солнечный лучик. (Дети встают в круг соединяя руки в центре)

Учитель: - Почувствуйте тепло рук друг друга, правда, мы уже немного согрелись?

А теперь улыбнитесь всем и скажите ласково – с добрым утром.

2.Основная часть

Учитель: - Дети сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой.

А с каким мы сейчас узнаем.

Сюрпризный момент

«Определи на ощупь, что лежит в шкатулке»

Учитель: - Что это?

Дети: - Лягушка

Учитель: - Как она кричит?

Дети: - Ква

Учитель: -Какой первый звук вы слышите в слове – ква?

Возьмите картинки, в которых есть звук. К и положите на карточку.

Проверьте друг у друга, правильно ли ваш сосед взял картинку.

(Работа в парах)

Давайте определим звук К гласный или согласный?

Для этого прочитаем стихотворение

Гласные тянутся к песенки звонкой

Могут заплакать и закричать

Могут в кроватке баюкать ребёнка

Но не желают свистеть и ворчать

Дети, спойте звук К

Давайте прочитаем стихотворение про согласные

Согласные согласны шелестеть

Жужжать, свистеть

Даже фыркать и шипеть

Но не хочется им петь

Учитель: -На, что похож звук К?

Дети: - На кашель

Учитель: Так какой же это звук?

Дети: - Согласный.

Учитель: - А какими бывают согласные звуки?

Дети: - Мягкие и твёрдые.

Задание 2. ИГРА «Найдем звук»

Учитель: Давайте найдем на картинке слова со звуком [к]. (Логопед показывает сюжетную картинку сказки «Кот в сапогах», а ученики называют слова, в которых есть звук [к]: замок, кот, мешок, ромашка, облака).

Дети называют слова.

Задание 3. Выделение и изучение звука [к, ]. Составление схемы-модели слова МАРКИЗ.

Учитель: А теперь, ребята скажите, как кот представил королю своего хозяина?

Ученики. Маркиз.

Учитель: Составьте звуковую модель слова МАРКИЗ. Сколько всего звуков в слове?

Физминутка «Кузнечики»

3.Знакомство с буквой К

Учитель: -На, что похожа буква К?

(Показ буквы)

Дети: - На колодец, галочку, на половинку от буквы Ж.

Учитель: - А ещё можно запомнить по стихотворению

На прямую палочку, справа села галочка

Учитель: --Давайте найдём букву К в алфавите.

Отличается большая буква К от маленькой?

Дети: - Нет

Учитель: --А теперь найдите букву К в нашей группе.

А теперь заселим букву К в звуковой домик.

Игровой момент:

Просится буква К в домик

Учитель: - Гласные пропустите меня в домик

Дети:- Не пропустим, пока не споёшь длинную песенку

Дети читают открытые слоги с буквой К

Учитель: - А теперь пропустите?

Дети:-Нет

Спой с нами Короткую песенку

Дети читают закрытые слоги с буквой К

Ка, ко, ку, кы.

Открытые звуки

Ак, ок, ук

Букву заселяем в звуковой домик.

Учитель: - А теперь напечатаем букву К и к в тетради

Упражнения для глаз

Смотрим близко, далеко

Гладим веки мы легко

Вправо, влево поглядим

И тихонечко сидим.

3.Итог занятия.

Учитель: Дети, что вы нового узнали.

Дети: - Мы познакомились со звуком К и буквой К. Узнали, что звук К – согласный. Научились печатать букву в тетради в клетку.

Конспект занятия НОД в 1 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости по теме: знакомство с буквой «А» (чтение и письмо)

Пимонова Елена Владиславовна, учитель-дефектолог КОУ ВО «Борисоглебская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».
Описание материала: Предлагаю конспект коррекционного занятия в 1 классе непосредственной образовательной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости по теме: знакомство с буквой «А» (чтение и письмо). Конспект составлен в соответствии со специальными государственными стандартами (СФГОС), вступающими в силу с 01.09.2016 года.
Предлагаемый мной материал будет интересен педагогам, работающим с детьми, имеющими диагноз F- 70, F-71, а также воспитателям дошкольных учреждений. Материал занятия направлен на знакомство детей с первой буквой русской азбуки, буквой «а» (печатной и строчной).
Предполагается, что на занятии присутствуют герой мультфильма «Паровозик из Ромашково»: паровозик; Домовенок.
Цель: познакомить детей со звуком [а] и буквой «а», а также познакомиться с написанием строчной буквы «а».
Общеучебные и воспитательные задачи:
- учить произносить звук в соответствии с графическим образом буквы;
- формировать умение выделять звук [а] из слова;
- обучение письму строчной буквы «а»;
-дифференциация цвета;
- развитие умения общаться;
-воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Коррекционные задачи:
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие речи, мышления;
- развивать у детей слуховое восприятие, внимание;
- развитие аналитико-синтетической сферы.
Форма занятия: коллективная.
Оборудование: макет Паровозика; Домовенок; плакат с русской азбукой, предметные картинки с изображением аиста, арбуза, травы, схема с полным описанием последовательности начертания строчной буквы «а».
Звучит стук колес под ритмичную не громкую музыку.

Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами особенный день. Наш Паровозик привез в своем вагоне букву. Это значит, что с сегодняшнего дня мы приступаем к изучению русской азбуки. И сегодня мы познакомимся с самой первой буквой. А что это за буква, вы узнаете, ответив на мой вопрос. И так, внимание: что просит вас сказать врач, когда смотрит ваше горло?
Дети произносят звук «а»
Учитель: Совершенно верно! Это звук [а], который на письме обозначается буквой "а".Вот именно с этой буквы и начнем знакомство с азбукой. Посмотрите, как она выглядит.
Демонстрируется печатная буква «А»


Учитель: А почему именно с этой буквы мы начинаем изучать азбуку, я вам сейчас расскажу.
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.
Учитель: Действительно, именно с этой буквы начинается наш русский алфавит, посмотрите, как он выглядит.
Демонстрируется весь алфавит, закрепляется на постоянное место в классной комнате.


Учитель: А теперь давайте все вместе произнесем этот звук.
Дети вместе с учителем произносят звук «а».

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

Учитель говорит слова стишка, говорящие дети повторяют и выполняют движения, не говорящие – выполняют движения.
Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)
Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа. (Одной рукой на другой руке разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого).
Эта долька для чижа. (Разгибаем указательный пальчик).
Эта долька для утят. (Разгибаем средний пальчик).
Эта долька для котят. (Разгибаем безымянный пальчик).
Эта долька для бобра. (Разгибаем мизинчик).
Ну, а волку – кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево).
Он сердит на нас – беда! (Двумя руками показываем волчью пасть).
В домик прячемся – сюда! (Складываем ручки домиком).
Учитель: Сейчас пришло время посмотреть, как пишется строчная буква «а».
Учитель: Открываем тетради, которые лежат у вас на краю стола, берем в руки ручки. Еще раз хочу обратить внимание на округленность формы буквы. И сейчас мы ее с вами попробуем написать по тому контуру, который написан у вас в тетрадях.
Написание буквы по контуру в тетрадях с комментарием учителя.
Учитель: Писать букву «а» начинаем немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии. Теперь наклоняем линию через точку начала овала до верхней линии. Без отрыва ведем вниз черту с закруглением внизу.
Полное описание последовательности начертания строчной буквы «а».
Все объяснение сопровождается показом на доске. Далее дети пишут в тетрадях по обводке букву «а».

Физминутка «Аист».

Педагог декламирует стихотворение, говорящие дети повторяют слова и движения за «аистом», не говорящие - движения:
- Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
-Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
Учитель достает предметную картинку с изображением астры из вагона Паровозика.


Учитель: Посмотрите, дети, какой красивый цветок привез со сказочной полянки Паровозик. Этот цветок называется а-стра. Какого он цвета?
Дети: красного.
Учитель: Правильно, красного. Как вы думаете, а с какого звука начинается слово астра?
Дети: Со звука [а].
Учитель: Верно. А теперь все вместе произнесем этот звук.
Далее проводится работа с предметными картинками, на которых изображены: аист, арбуз.



Учитель: В какой части слова в словах аист и арбуз стоит звук [а], в начале или в конце?
Дети: В начале слова.
Учитель: Правильно, молодцы!
Учитель достает из вагончика Паровозика последнюю картинку.
Учитель: Посмотрите, что это нарисовано на картинке, которую нам привез Паровозик?


Дети: Трава.
Учитель: Правильно – это трава. А какого цвета трава?
Дети: Зеленого.
Учитель: Верно, а как вы думаете, где в этом слове спрятался звук [а], в начале или в конце слова?
Дети: В конце.
Учитель: Правильно, в этом слове звук [а] стоит в конце. Молодцы!
Далее педагог вместе с детьми несколько раз произносится звук [а] хором.
Учитель: Ну, вот и все мы рассмотрели все картинки, которые привез Паровозик и теперь наше занятие завершается, Паровозику пришла пора возвращаться домой, а мы с вами его проводим и пригласим в гости на следующее занятие.
Звучит стук колес поезда.
Учитель: Посмотрите, Домовенок появился, ну что же ты опять опоздал на наше занятие. Придется нам ему опять все рассказывать. Вы готовы?


Подводится итог занятия.

Светлана Имеева
Игры на занятиях обучения грамоте

Игры на занятиях обучения грамоте

Презентация педагогического опыта работы «Руководство игровой деятельностью»

Имеева Светлана Николаевна

Обучение детей грамоте, конечно, подчиняется общим законам, но во многом определяется индивидуальностью обучаемых (или обучающихся). И педагогу и родителям очень важно не перегнуть «палку просвещения». Иначе вместо желаемого развития можно получить совершенно обратный результат: устойчивую неприязнь к обучению любого рода и отвращение к книге, как к источнику неприятностей. Если мы и беремся учить чему-то малышей, то делать это можно только в понятных и любимых ими формах – через игру и сказку.

Именно игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольника. Ребенок перерастает игру, перестает удовлетворяться ею как основным занятием в том случае, если он достаточно овладел ее сложными, развернутыми формами. Те дети, у которых игровая деятельность не сформирована, обычно не испытывают потребности в переходе ведущей деятельности – учебной.

К сожаленью в последние годы сложилась негативная тенденция постепенного ухода игры из детского сада. Игра вытесняется учебной деятельностью. Ранняя загруженность детей в детском саду учебной ведет к тому, что они все раньше и раньше начинают становиться маленькими школьниками. Это приветствуется родителями. Но именно из-за этого нарушается специфика дошкольного этапа развития детей, которые превращаются в уменьшенную копию взрослых.

Основное значение игры как ведущей деятельности детей дошкольного возраста определяется тем, что:

Во-первых, в игре формируются психические новообразования ребенка, основным из которых является воображение;

Во-вторых, развивается личность ребенка и, главное, формируется такое качество, как произвольность;

В-третьих, зарождаются новые виды деятельности – трудовая и учебная.

Известны, а потому кажутся понятными выражения: образная речь, образное восприятие, образное мышление. Образное преподавание – не открытие сегодняшнего дня. Формы его наработаны столетиями. По отношению к старшим дошкольникам и младшим школьникам – образное преподнесение материала вообще является единственно приемлемым для них способом обучения, так как соответствует возрастным особенностям их мышления. Есть образы внешние – те, что педагогика традиционно связывает с «наглядностью», а есть образы внутренние, не требующие (по крайней мере, в момент своего предъявления) зрительного ряда, но все же востребуемые ребенком. Это образы сказок.

Сказки относительно недавно стали объектом внимания ученых. Сначала литераторов (XVIII век, а потом – мифологов и фольклористов (XIX век). А к середине двадцатого века их стали изучать психологи. И тут оказалось, что действие сказочных текстов направлено не столько на сознательное восприятие, сколько на подсознательное усвоение. Детям потому так полезно и важно рассказывать сказки, что они несут в себе мощный психотерапевтический потенциал. Главное их назначение – «питать душу».

Ребенок, как правило, не просто слушает сказку. Он ее проживает. Такое проживание сказок может быть связано с возвратом к сказочному сюжету на уровне активной деятельности ребенка – рисования, лепки, игры, театрализованного действия. Эта деятельность всегда носит для ребенка творческий характер и служит опредмечиванию его впечатлений, полученных в результате знакомства со сказкой. Игры по известным сказочным сюжетам широко используются в сказкотерапии и в практике организаторов ролевых игр. Малыши 5-6 лет, в силу своих психических особенностей, могут фантазировать на тему сказки и играть в нее «по мотивам», но не готовы смеяться над сказкой. Сказка для них – это серьезно. Для них это полноценная, полноправная реальность.

В своих занятиях я обычно использую различные «азбучные» сказки, которые где-то услышала, прочитала (толчком к этому мне послужила сказочная повесть Михаила Раскатова «Пропавшая буква»). А так же мне помогает множество дидактических игр, таких как игры с буквами, игры с мячом, различные ребусы, загадки. Приведу пример некоторых из них:

1. Игры с буквами.

Рукотворные буквы

Буквы можно выкладывать на столе, на полу, на земле из веревочек, спичек, палочек, шишек, камешков, макаронин; «рисовать горсткой песка или крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулечка. Таким «рукотворным» буквам можно придумывать соответствующие названия: «каменные», «лесные», «макаронные» и т. д. Попутно можно сочинять истории, кому понадобилось пользоваться такими знаками.

Буквенный лабиринт

Играющие выбирают водящего. Водящий выкладывает на полу букву из длинных толстых веревок. Это лабиринт. Остальные играющие по сигналу пытаются пройти лабиринт и не соскользнуть с веревки. Игра становиться еще более интересной, если лабиринт надо пройти с закрытыми глазами и отгадать, какая буква выложена. Выигрывает тот, кто не соскользнет с веревки и правильно назовет букву.

Дорисуй букву

Водящий рисует часть буквы и спрашивает остальных, какую букву он задумал. Тот, кто догадается, дорисовывает букву. В эту игру можно играть на бумаге, на доске, на асфальте, на песке.

Буквенный след на спине (эту игру я люблю с детства)

Играют вдвоем. Один игрок поворачивается спиной к другому, и тот пальцами «рисует» у него на спине буквенный знак, который нужно угадать. Если буква отгадана верно, игроки меняются ролями.

В эту же игру можно играть группой. Выбираются двое водящих. Один поворачивается спиной к остальным играющим. Другой вызывает «писца»: манит пальцем кого-нибудь из группы, кому он поручает нарисовать на спине первого водящего букву.

Буквы вверх ногами

Водящий кладет перед играющими букву вверх ногами. Нужно угадать, что это за буква. Игру можно усложнить, если одновременно предъявляемых букв будет несколько. И самый сложный уровень – когда надо прочитать выложенное вверх ногами слово.

Найди букву на ощупь

Выбирается «жмурка», которому завязывают глаза. Перед ним раскладывают трафареты букв, сделанные из картона. Среди этих букв он на ощупь должен найти ту букву, которую назовет водящий.

Игра имеет несколько степеней сложности и различные варианты.

Начинать надо с двух букв, увеличивая их количество.

Домик для звука

Педагог называет односложные слова (мак, рот, кран, сыр и т. д.). Дети должны распознать гласный звук и поднять карточку с буквой, обозначающий этот звук.

Игра приобретает «остросюжетный» характер, если из детей, освоивших правила, формируются две команды по три-четыре человека. Если кто-нибудь из членов команды допускает ошибку, он выбывает из игры. Следует учитывать также время, в течении которого играющий подбирает букву из набора карточек. Тот, кто подглядывает, тоже выбывает. Побеждает та команда, которая за время «тайма» потеряла наименьшее число игроков.

2. Игры с мячом

Придумай предложение

Цели: дети учатся синтезировать слова в предложении подбирая их по смыслу. Развитие быстроты реакции, внимания, творческого воображения.

Дети встают в круг. Первый участник бросает мяч соседу и говорит любое слово будущего предложения. Далее каждый ребенок по очереди прибавляет по смыслу по одному слову в это общее предложение. Таким образом можно придумать целый рассказ.

Доскажи слово

Водящий бросает мяч первому ребенку и говорит любой слог, ребенок, возвращая мяч, должен придумать слово, которое начинается с данного слога, и назвать оставшуюся часть придуманного слова (мо – тор). Далее водящий играет с каждым ребенком.

Найди пару

Водящий бросает мяч каждому (по очереди) игроку и говорит любое слово, ребенок, возвращая мяч водящему, говорит слово созвучное данному (палка – скалка).

Игры с призовыми фишками широко известны и используют их, наверно, все педагоги, такие как «Назови слово с данного звука», игра-цепочка «Найди последний звук в слове и придумай с него слово» и т. д.

Игр и упражнений, которые мы можем использовать на занятиях – великое множество. Важно найти среди них те, которые подходят именно вашим детям, исходя из их особенностей характера, интересов и возможностей.

Для детей моей группы любимыми играми стали такие игры, как

«Живые звуки» (каждый ребенок представляет тот или иной звук, выстраиваясь в ряд - они озвучивают слово,

«Покорение вершины вместе с буквой …» (Для игры понадобится рисунок вершин гор на которых расположились слоги (например «па», «пя», «ла», «ля»). Дети должны придумать слова, которые начинаются с заданных слогов и передвигаться в соответствии с придуманными словами (например: палка – делают вид, что передвигаются с палкой в руке и т. п.).

«Разложи букву в нужном порядке»

Игра нацелена на тренировку как умения различать буквы, так и слуховой памяти. Все дети делятся на две команды, которые выстраиваются на линии старта. Ведущий называет ряд из двух-трех гласных звуков, например (о, (а, (э). Игроки (по одному из каждой команды) по сигналу бегут к условному месту, где располагается «банк» карточек с буквами, выбирают нужные и выкладывают в названной последовательности. Тот, кто выполнил задание быстрее и без ошибок, зарабатывает своей команде очко.

Игру можно усложнить по-разному:

Водящий называет любое слово, и игроки выкладывают слово;

Дети имеют дело с рельефными буквами и работают с закрытыми глазами. Правда, с закрытыми глазами, играющие не смогут бегать, тогда каждая новая пара сначала занимает позицию у стола, где разложены наборы букв, и начинает работать по звуковому сигналу.

Мои дети очень любят отгадывать загадки про буквы, слова. Решать веселые ребусы.

Во все эти игры можно играть как на занятиях, так и в свободное время будь то детский сад, улица или дом.

Благодаря играм и сказкам мои дети умеют:

Делить на слоги слова любой слоговой структуры во внутреннем плане, составлять из слогов слова;

Проводить анализ слов из 5-6 звуков;

Находить место определенного звука в слове, называть «соседе» этого звука;

Дифференцировать гласные от согласных звуков, согласные звуки по твердости-мягкости;

Владеть схематическим звуковым разбором слова;

Дети 1-й группы совершенствуют навык чтения, дети 2-й группы самостоятельно, осмысленно и уверенно читают по слогам

Мы продолжаем работать над всем перечисленным.

И нашей целью сейчас остается усовершенствовать умение:

Определять количество и последовательность слов в предложении, выделять предлоги, союзы и местоимения как самостоятельные слова;

Составлять предложения, изменять количество слов в предложении в сторону увеличения и уменьшения;

Владеть достаточным лексическим запасом;

Иметь достаточное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, зрительного и слухового восприятия, внимания;

Овладеть развитием различных форм познавательной деятельности: логического и ассоциативного мышления, воображения, памяти, мотивации к обучению;

Спасибо за внимание!

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «ООШ № 6»

Доклад по теме

«Игровые моменты на уроках чтения в первом классе»

Подготовила Васильева Л. И.

г. Старый Оскол

Формирование личности ребёнка семилетнего возраста происходит в рамках игровой деятельности. Дети не могут не играть. И закономерно, что игра, игровая ситуация неотъемлемы от урока в классе семилеток. Правильно подобранная и хорошо организованная игра способствует всестороннему развитию ребёнка, содействует укреплению его здоровья, помогает выработке полезных навыков и качеств.

«Однако надо помнить, - предупреждает выдающийся педагог и учёный Ш.А. Амонашвили, - что игра не есть универсальная форма или метод, ибо игра не всегда может нести радость семилетним детям, она может надоесть им, а серьёзная и даже очень сложная учебная работа занять их не меньше, чем игра. Неудачно подобранная игра может повредить уроку, унести детей от темы. Поэтому, планируя игру на уроке, необходимо заранее тщательно продумать:

  1. какие умения и навыки будут сформированы в процессе её проведения,
  1. на каком этапе урока она наиболее целесообразна,
  2. должна ли она длиться весь урок,
  3. какой необходим при этом иллюстрированный материал,
  4. каким будут порядок проведения выполнения заданий, подведения итогов, оценка деятельности детей в игре.

На уроках чтения для обыгрывания учебных ситуаций используются отдельные игровые моменты. Можно и весь урок провести как одну игру или сказку.

В качестве иллюстрированного материала в дидактической игре можно использовать положительных и отрицательных героев сказок: Буратино, Крокодил Гена, Чебурашка, Чипполино, Снеговик, Дед Мороз, Снегурочка, Жар – Птица, Карлсон, Бармалей и др.

Для развития умения слышать звуки в словах, подбирать слова с определёнными звуками, делить слова на слоги, определять количество слогов можно, можно провести следующие игры – упражнения:

  1. Игра «Кто внимательный?»
  1. По предметным картинкам на доске дети находят одинаковый звук в словах.
  2. Прочитайте имя сказочного персонажа, используя первые буквы названий предметов.
  3. Запомните слова со звуками, например [б,б’], которые встретятся в сказке.
  1. Игра «Звук заблудился»
  2. Игра «Кто больше»
  1. Придумайте слова, в которых звук [а] был бы в начале, в середине, в конце слова.
  2. Назовите имена, клички животных, в которых звук [а] был бы вначале, в середине, в конце слова.
  3. Вспомните слова о зиме со звуком [а], без звука [а].
  4. Перечислите месяцы года, в которых есть звук [а].
  5. Подберите слова: с одним звуком [а], с двумя [а], с тремя [а]
  1. Игра «Сочиним сказку»
  2. Игра «Кто в домике будет жить?»

На доске макет домика – теремка. В нём будут жить насекомые (звери, птицы). В квартире №1 будут жители, в названии которых только один слог, в квартире №2 – два слога, в квартире №3 – три слога.

  1. Цветочный магазин .

Учитель заранее готовит открытки с изображением цветов, названия которых состоят из двух, трёх, четырёх слогов. У детей числовые карточки – «деньги» с двумя, тремя, четырьма кружочками. Ребёнок «покупает» цветок, в названии которого столько слогов, сколько кружков на его карточке, доказывает, что выбрал открытку правильно.

  1. Договори слово, определи количество слогов.

Подготовлен самолёт, он отправится в… (полёт).

  1. Стук да стук, найди слово, милый друг .

Если я стукну по столу один раз, приведите название цветка, состоящего из одного слога, два раза – из двух слогов, три раза – из трёх слогов и т.д.

Если я стукну молоточком один раз, назовите цветы, где ударение падает на первый слог, два раза – на второй слог и т.д.

  1. Строим пирамиду .

На доске учитель размещает лист бумаги с рисунком пирамиды. В основании пирамиды пять квадратиков, во вторм ряду четыре, далее три, два, один… Заканчивается пирамида треугольниками.

На наборном полотне набор предметных картинок, содержащих в названии от двух до пяти звуков. Вызванный ученик начинает строить пирамиду с основания, выбирает самое длинное слово (название картинки), вставляет картинку в карман нижней пирамиды. Далее выбирается картинка, название которой из четырёх звуков, вкладывается в карман на втором ярусе пирамиды и т.д. Заканчивается игра, когда все картинки правильно распределены по карманам.

  1. Украсим ёлку .

На доске – рисунок ёлки, на столе – рисунки с изображением ёлочных игрушек. Игрушки надо поместить на ёлку в таком порядке: сначала те, в названии которых есть звук [с], затем – звук [з], далее звук [ш] и т.д.

  1. Догадайся сам .

На партах у детей слева лежит один кружочек, справа – два. Всем розданы предметные картинки. Дети должны разделить названия картинок на слоги, поставить ударение, определить, на какой слог (первый или второй) падает ударение, положить картинку соответственно под одним или двумя кружочками.

  1. Кто составит больше слов.

На доске записаны слияния, отдельные буквы примерно в таком порядке

СИ СА НЫ О

С У НА Н

НИ СЫ СО

Разбросала эти слоги и буквы лиса, а следы своим хвостом замела. Из разбросанных слогов и букв надо составить как можно больше слов. Кто это сделает, тот и выигрывает.

  1. Игровой сюжет «Лесная школа»

Наглядный материал выполнен из картона и цветной бумаги, крепится к доске в любой последовательности, необходимой для урока. На окошках лесной школы и грибочках, которые растут рядом со школой, имеются приспособления, которые позволяют крепить буквы, цифры, картинки.

Некоторые задания:

  1. Какие буквы живут на первом этаже?
  2. Какие звуки они обозначают?
  3. Чем похожи жильцы нижнего этажа?
  4. Назови жильцов второго этажа. Какие звуки они обозначают, в чём их сходство?
  5. Какие буквы растут на грибах слева от дома?
  6. Почему эти грибы растут под синим облаком?
  7. Покажи, в какую корзинку ты соберёшь эти грибы (дети показывают опорную схему слога – слияния).
  8. Почему грибы И и Е спрятались под зелёной ёлочкой? Покажи корзиночку для этих грибов.
  1. «Твёрдый – мягкий»

Если в слове твёрдый звук, встают друзья Тома, если мягкий – Тима (на доске портреты Тома и Тима).

Очень большую помощь в работе оказывает книга «занимательное азбуковедение». Для лучшего запоминания буквы провожу игры: «Мешочек с секретом», «Полубуковка», «Поставь буквы правильно», «Буква спряталась», «Путаница», «Слово рассыпалось», «Превращение слов – волшебная цепочка», «Лесенка», «Придумайте слова, в которых слог СА первый или последний», «Найдите в слове слово», «Наборщик» и д.р.

Постепенно дети запоминают все буквы, запоминают их звуковые значения, закрепляют первичны сведения о языке.

Слого – звуковой анализ. Этот вид работы очень важен. Он использовался на всех структурных компонентах урока: при повторении, изучении нового, закреплении. При повторении перед знакомством с новыми звуками [т], [т’] и соответственно буквами, их обозначающими, детям было дано задание прочитать в уголке Мурзилки слова и соотнести их со схемами:

СЫН САНКИ КОСЫ

СЫНОК НОСОК СУК

НОСИК НОСИ СОК

САНИ КОСИ СОН

Учащиеся нашли к приведённым схемам слова, затем прочитали те, к которым не были даны схемы (носик, санки, косы); к последующим они составили из карточек нужные схемы. Таким образом, анализ сочетался с чтением, чтение с анализом.

В «Азбуке» есть интересные чтения – чтение слияний, «причитывание», чтение слов разной структуры. Это самый трудный раздел обучения грамоте. И здесь особенно важно проводить работу разнообразно, с тем чтобы дети, много читая, не уставали и не теряли интерес к чтению. Учить играя. Вот некоторые игры:

  1. Игра « Живые буквы»

Сначала используются живые буквы (их роль исполняют дети), затем используется таблица.

  1. Использую пособие «Часовичок носовичок» ,

где изображён большой циферблат, на котором обозначены по кругу все гласные. В середине циферблата карманчик для вставки согласных и стрелка. Учитель вставляет изучаемую согласную букву и, переводя стрелку от одной гласной к другой, читает с детьми слоги – слияния.

  1. Слоги – слияния помогают нам читать «Капитаны» .

На листе бумаги нарисованы морские волны. Расставлены карточки с гласными буквами – «пристани». Учащийся, назначенный капитаном, «плывёт», приставляя к гласным согласную, читает слоги и даёт гудок: КА, КУ, КИ, КО и д.р. Остальные контролируют капитана. Если «гудок» дан неверно, все один раз хлопают в ладоши.

  1. Игра «Помоги Карлсону приземлится» .

Очень любят дети отгадывать ребусы. Ребусы заготавливаются на табличках, рисую и пишу на доске. Сначала ребусы отгадывают отдельные ученики, затем к этому подключается весь класс.

Для развития достаточного навыка чтения необходимо на каждом уроке многочтение. Чтение текстов в учебнике сочетается с играми «Кому?», «У кого?», «Найди схему» и т.д. В играх участвуют любимые детские герои: Мурзилка, Незнайка, Карлсон, Тюбик и другие.

Развитию произношения при чтении, совершенствованию артикуляционного аппарата детей способствует чтение скороговорок.

Работе по развитию речи помогает словесное рисование. В «Азбуке» задания для словесного рисования даны в специальных рамочках. Слова приносит в класс или Незнайка в корзине, или ёжик на иголках. На доске напечатано название картины. Рядом художник Тюбик. И вот мы помогаем ему «нарисовать». Для этого читаем принесённые слова, название рассказа и «рисунок» - развиваем речь через составление рассказа – картины с использованием данных слов.

Приёмов, которые может учитель использовать при обучении шестилетних первоклассников грамоте много. Необходимо выбрать самые нужные на конкретный урок, обеспечить урок хорошей наглядностью, создать в классе обстановку доброжелательности и взаимопонимания. Всё это будет хорошим стимулом для учителя и учащихся.