Правовое воспитание и правовое обучение. Правовая культура личности

Гражданское воспитание выступает элементом общеобразовательного механизма (на всех уровнях системы образования государства) в государстве, гарантирующем права и свободы каждому гражданину. Правовое воспитание как часть правовой культуры предполагает знание общественно-политических институтов, понимание демократического уклада жизни, возможностей и условий соблюдения прав человека в нашем мире, понимание таких принципов, как толерантность, солидарность, стремление к гуманизации общества, полный отказ от расизма, национализма и т.д.

Правовое воспитание развивает у каждого человека, прежде всего, способность утверждать собственные требования свободы и справедливости.

По мнению А.С.Ахметова, формирование гражданского общества и правового государства определяется активностью и степенью развитости правового образования населения государства как обязательного условия эволюции правовой культуры как отдельного индивида, так и общества в целом.

Развитие правовой культуры - это есть процесс приобщения ее к опыту творческого восприятия и освоения действительности, который накапливается целыми поколениями и воплощается в ценностях материальной и духовной культуры, а также приобщения к правовой сфере. Правовая культура гражданского общества выражается в сплоченности правовых знаний и информации, объективно отражающих правовую действительность и отношение индивида к правовым явлениям и процессам правомерного поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что важнейшим показателем правовой культуры гражданина, гражданского общества является не только знание своих прав и свобод, но и умение их реализовать, защитить в случае их нарушения, а также нести как индивидуальную, так и общественную ответственность за свои действия и устремления.

В современном правовом обществе очень популярен такой принцип, как «разрешено все, что не запрещено», который означает полное предоставление каждому лицу довольно широких возможностей и способов действий в различных направлениях жизнедеятельности. Однако следует учитывать тот факт, что это может привести к превышению границ правового пространства, т.е. перенаделению правовыми возможностями и выходу за «рамки» правовой действительности.

Исследуя феномен правового воспитания, необходимо рассматривать его в широком и узком смыслах. В широком смысле речь идет не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда его «воспитывает» окружающая обстановка в целом. В данном случае у граждан, должностных лиц, государственных органов, которые осуществляют правомерную (или неправомерную) правовую деятельность, отсутствует цель оказывать на других правовоспитательное влияние, что, тем не менее, происходит. В узком смысле правовое воспитание отличается своей целенаправленностью на постоянное повышение и развитие правовой культуры отдельного индивида, социальной группы и общества в целом. Ахметов А.С. Правовое воспитание как важнейшее условие формирование правовой культуры //Юридическое образование

Суть правового воспитания выражается в приобщении людей к знаниям о государстве и праве, правах и свободах личности, выработке у граждан устойчивой ориентации на установку законопослушания, понимания сущности правовых систем и т.д. В процессе социальной практики личность усваивает определенные правовые ценности, заключающиеся в моральных нормах. Главной целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей». Бородич В.Ф. Введение в правоведение. М.: Центр гражданского образования на базе АПКПРО, 2009, с. 15

При исследовании правового воспитания как определенной деятельности, направленной на повышение правовой культуры индивида, необходимо рассмотреть основные элементы его механизма. Здесь важно выделить конкретные способы организации воспитательного процесса:

1) правовое обучение в образовательных учреждениях всех уровней;

2) правовая работа в области ознакомления населения с проведением мероприятий конституционного характера (выборы, референдумы);

3) политика пропаганды права художественной литературой, средствами массовой информации, посредством ресурсов Интернета и т.д.

Следующим «важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы - приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка». Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2012, с. 570 К ним можно отнести различные методики и приемы педагогического, эмоционального воздействия, а это принуждение, убеждение, предупреждение, ознакомление и т.д.

Проведение мероприятий правового всеобуча должно включать в себя эффективную деятельность специальных правовых курсов, семинаров, школ, которые должны организовываться государственными и общественными органами, причем их бюджет может формироваться не только из средств государства, но и существовать на коммерческой основе или при поддержке спонсоров. Главная цель проведения такого правового всеобуча - это провести ознакомление всего населения с правовыми идеалами и образцами правовой действительности, правовым опытом зарубежных стран, где уровень правовой культуры выше, а следовательно, и выше уровень правовой защищенности.

В.М. Корельский и В.Д. Перевалов справедливо отмечают, что «в настоящее время ценностное, эмоциональное воздействие правового воспитания очень сильно ограничено реальной правовой практикой, так как невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в сознании и деятельности людей данного общества. Пустые декларации и демагогические заявления (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством) пагубно сказываются на процессе формирования правовой культуры общества. К тому же на роль воспитателя годится не каждый. В общественном масштабе им может стать выдающийся человек, который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области правовой культуры общества» Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: Инфра-М, 2011, с.312.

Проблемы правового воспитания нашли отражение и в исследованиях А.А. Васильева, который показывает, что российские консерваторы успех правового воспитания связывали с формированием духовно развитой, нравственно целостной личности, а не с механической трансляцией правовых знаний, навыков и умений. Он считает, что особое внимание охранители обращали на необходимость нравственной и правовой подготовки кадров правоохранительных органов и государственных служащих. Васильев А.А. Концепция правового воспитания в контексте консервативной правовой доктрины России // Юридическое образование и наука. -2012. -№ 3. С. 11 - 14.

При развитии правовой культуры, помимо правового воспитания, необходимо уделять внимание правовому обучению, так как процесс воспитания напрямую зависит и обусловливается процессом обучения. Однако различия между правовым воспитанием и правовым обучением все же присутствуют. Выделить их можно исходя от сферы воздействия этих понятий: правовое воспитание воздействует в основном на эмоционально-волевую, мировоззренческую, ценностную сторону сознания, правовое обучение влияет на когнитивно-рациональную сторону сознания, с целью информационно-ознакомительного воздействия на индивида. Эмоционально-волевое и ценностное воздействие практически всегда ограничено правовой практикой, так как понятно, что практически невозможно воспитать у человека те ценности и уважение к ним, которые у большинства людей и в их сознании отсутствуют, но выражаются в словах, демагогических заявлениях со стороны, например, как политических лидеров, так и обычных учителей перед учащимися.

Процесс формирования правовой культуры - сложнейший и длительный процесс, который затрагивает абсолютно все стороны общественной жизни.

Главными элементами и средствами ее формирования являются: повсеместное развитие у населения правовых знаний; широкомасштабная пропаганда права, правовой культуры; развитие юридической науки и применение ее научных результатов на практике; совершенствование системы нормативных правовых актов.

Правовая культура, степень овладения ею - это обязательное условие осознанного осуществления отдельным гражданином своего долга перед обществом и государством. В современном Казахстане существует большое количество проблем, связанных с процессом формирования правовой культуры. В первую очередь необходимо выделить недостаточность правовой грамотности населения, некоторые противоречия нормативно-правовых актов с реальной действительностью. Поэтому для решения этих проблем необходима целенаправленная политика государства, ориентированная на повышение уровня правовой культуры общества посредством совершенствования законодательного процесса, процесса правотворчества, а также увеличение роли средств массовой информации, художественной литературы, произведений искусства. Это будет формировать положительное отношение каждого члена общества к праву, закону, а также формировать знание гражданами своих неотъемлемых прав и обязанностей перед обществом и государством.

Таким образом, повышение правовой культуры общества в процессе формирования гражданского общества должно опираться именно на правовое обучение, систематическое информирование населения о всевозможных изменениях в законодательной базе государства. Кроме того, необходимо при обучении специалистов юридических специальностей доводить до них мысль о том, что их будущая деятельность должна основываться на защите прав и свобод человека от возникающих посягательств на их права, т.е. они должны опираться в своей работе на формулу «защита слабого от сильного», что будет являться важнейшим элементом в воспитании правовой культуры всего казахстанского общества

Тема № 28

«Правовая культура и правовое воспитание»

Вопросы темы:

1. Правовая культура

2. Правовое воспитание

1. Правовая культура

Понятие правовой культуры

Правовая культура есть важная составляющая куль-туры вообще, то есть культуры в общесоциальном смысле. Последняя имеет множество определений, из кото-рых в контексте данной темы предпочтительным пред-ставляется понимание культуры как способа организа-ции жизни общества на том или ином отрезке истории. Культуру можно изучать на "макроуровне", то есть сквозь призму общества в целом, и на "микроуровне" как отражение культурной организации общества в со-знании человека.

Правовая культура "в целом" есть способ организа-ции правовой сферы жизни общества, сложившаяся социальная практика в этой облас-ти. Американский профессор Л. Фридмэн справедливо видит в правовой культуре то, "что движет правовым процессом". Он сравнивает ее с "общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон при-меняется на практике, как его избегают или как им зло-употребляют".

Правовая культура имеет 4 уровня (аспекта) своего проявления:

» доктринально-философский - идеи, концепции, теории права;

» нормативный - совокупность действующих в обществе правовых норм;

» институционный - совокупность правотвор-ческих и правоприменительных институтов, с помощью которых создаются и применяются нор-мы;

» социологический - правоотношения, применение права, юридическая практика. На этом последнем уровне складывается своего рода "общий знаменатель" всех предшествующих элементов (сторон) правовой культуры.

Правовая культу-ра - это реализованная в повседневной жизни система знаний о праве и государстве, иначе говоря, это реали-зованное правосознание. Поэтому правосознание составляет как бы стержень, внутреннюю основу правовой культуры, как убеждения людей составляют сердцевину их поступков.

Правовую культуру определяют:

~ степень развитости правосознания населения;

~ уровень развития правовой деятельности;

~ степень совершенства всей системы правовых актов.

Правовая культура общества является условием обеспечения свободы, безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности, гражданской активности. Она "заставляет" власть придать правовому статусу человека юридическую значимость, обеспеченность законом и судом.

Правовая культура личности - это компонент правовой культуры общества. Она отражает степень и характер ее прогрессивного развития, обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность индивида.

Являясь частью общей культу-ры общества, правовая культура характеризуется следующими факторами:

♦ реальной потребностью в праве;

♦ состоянием законности и правопорядка в стране;

♦ степенью развитости в обществе юридической науки и юри-дического образования.

Структура, виды и функции правовой культуры

Структура правовой культуры - это право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов.

Правовая культура личности выражается в трех состояниях - в правовых культурных ориентациях, в творческой деятельности по их реализации и в результатах реализации этих ориентаций. Правовая культура личности является показателем социальной развитости человека: с точки зрения ее уровня и с точки зрения ее направленности (типа). В этой связи можно говорить о таких видах правовой культуры как: цивилистической (гражданско-правовой), криминалистической, административной и судебно-процессуальной.

Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

≈ психологический элемент (правовая психология);

≈ идеологический элемент (правовая идеология);

≈ поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

Структура правовой культуры общества имеет следующие уровни:

Уровень правосознания и правовой активности общества;

Уровень развития права (культура юридических текстов и т.п.);

Культура правотворческой, правоприменительной и правоох-ранительной деятельности.

Правовая культура на "микроуровне" отражает со-стояние правосознания индивида, то есть степень зна-ния им права и степень уважения к нему, а также соответствующие стереотипы поведения.

Правовая культура "в целом", понимаемая как сло-жившаяся практика в правовой сфере жизни обще-ства, есть синоним понятия "правовая система". Здесь термин "система" применяется к праву на наиболее высоком уровне абстракции. Понятие правовой сис-темы позволяет получить "многомерное" представле-ние о праве той или иной страны или эпохи. Право-вая система есть одна из подсистем общества (наряду с экономической, политической и т. д.). Поэтому она изучается в "связке" и во взаимодействии с "внеш-ней" средой. Если "внутриправовые" системные об-разования (система права, система законодательства) состоят из однородных элементов (правовых норм, нормативно-правовых актов), то правовая система включает в себя те самые разнородные элементы, ко-торые мы уже перечислили при рассмотрении правовой культуры.

Правовая система постоянно взаимодействует с "внешней" средой, прежде всего, путем обмена ин-формацией. Так, общество (его классы, социальные группы) "сигналит" о своих потребностях, требую-щих правового закрепления. Отражая эти потребнос-ти, правовая система "выдает" соответствующие правовые предписания. При этом каналом воздействия на нее является общественное правосознание, кото-рое - через, правотворчество - материализуется в нормах права. Последние, в свою очередь, через правоотношения, применение права и т. д. воплоща-ются в социальных отношениях. Эти отношения со временем изменяются, вновь требуют корректировки права - и процесс возобновляется. В итоге возникает своеобразный "круговорот" в сфере взаимодействия права и общества, в рамках которого происходит по-стоянное превращение социального в правовое, а пра-вового - в социальное.

Отмечаются также такие уровни (виды) правовой культуры как:

» обыденный,

» профессиональный (специальный),

» теоретический.

Обыденный уровень правовой культуры ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры такова, что, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, она проявляется на уровне здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении, исполнении юридических обязанностей и использовании субъективных прав. Практически она представляет собой огромный массив цивилизованного каждодневного поведения.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у тех лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью, т.е. у юристов.

На теоретическом уровне правовая культура представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то его отдельных направлений. Теория правовой культуры как форма концептуального осознания интересов и потребностей человека в правовом регулировании тех или иных сфер общественной жизни может и должна являться идейно-теоретическим источником права.

Правовая культура выполняет специфические функции :

познавательно-преобразовательную,

праворегулятивную,

ценностно-нормативную,

правосоциализаторскую,

к оммуникативную,

прогностическую.

Таким образом, правовая культура как социальная практика в правовой сфере жизни общества складыва-ется в рамках правовой системы.

В переходные исторические эпохи общество и пра-во могут утрачивать качество системности, что прояв-ляется обычно в кризисном состоянии правовой культуры. Пример тому - современная Россия, пережива-ющая именно такую полосу своей истории. С преодо-лением в ней кризисных явлений начнется процесс раз-вития правовой культуры на новых социальных осно-вах.

Взаимосвязь правосознания с правовой культурой и воспитанием

Связь правосознания с правовой культурой (как отмечалось выше) проявляется в том, что от ее определенного уровня зависит качество правосознания, которое может быть обы-денным или научным.

Так что же такое "правовая культура"?

В общем плане под термином "культура" принято понимать совокупность материаль-ных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, которые характеризуют определенный уровень его развития.

Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития.

Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу принято считать определение понятия правовой культуры общества как качественного состо-яния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприме-нительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияю-щих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Правовая культура функционирует во взаимодействии с други-ми областями или сферами культуры: политической, нравствен-ной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господству-ющей культуре данного общества, так и отдельным ее облас-тям. Обеспечение максимального взаимного соответствия меж-ду всеми элементами правовой культуры - главное направление укрепления в обществе законности и правопорядка.

Правовая культура, являясь частью общественной, приобретает ее основные свойства, но в то же время имеет ряд особенностей.

Правовая культура (в узком смысле этого слова) - это общее состояние законодатель-ства, работы правотворческих и правоприменительных органов, правосознания отдельных граждан и населения всей страны, выражающее уровень развития права, его место и роль в жизни общества.

Правовая культура в широком ее понимании представляет собой не просто надлежащий уровень правосознания. Как отмечает выдающийся теоретик права С. С. Алек-сеев "... главное в правовой культуре - высокое место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем "юридическом хозяйстве" страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права и т. д.)".

Применительно к личности каждого гражданина в рассмат-риваемом аспекте правовая культура - это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

Профессионально-правовая культура - это глубокие, объем-ные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное от-ношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами закон-ности, т. е. высокая степень владения правом в предметно-прак-тической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессий, уровень специальной подготовки.

Низкий уровень правовой культуры членов общества, а в особенности государственных служащих, оказывает пагубное воздействие на отношение населения страны к праву вообще и предписаниям законов в частности. Он является благодатной почвой для развития правово- го нигилизма, следствием которого является неуважение и нарушение правовых норм. Еще древние римляне понимали, что расшатать уважение к закону легко и просто, а вот восстано-вить его авторитет трудно и мучительно.

Естественно, определенный уровень правовой куль-туры приобретается человеком не с рождения. Он достигает его в процессе правового воспи-тания, которое осуществляется с помощью разнообразных средств и методов: самовоспита-ния, правовой пропаганды, обучения, юридической практики.

Правовая культура - это состояние правовой жиз-ни общества, выраженное в высоком уровне право-вой деятельности, юридических актов, правосознания, правового развития субъекта, а также степени гаран-тированности государством прав и свобод человека. Правовая культура личности - это знание и пони-мание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности означает правовую обра-зованность человека, умение пользоваться правом, подчи-нять свое поведение требованиям юридических норм.

Высокий уровень правовой культуры населения явля-ется важнейшим признаком правового государства, обя-зательным условием его построения.

Как и правосознание, правовая культура подразделя-ется на общественную, групповую и индивидуальную. Высший уровень правовой культуры - правовая актив-ность. Она проявляется:

В готовности к активным, сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права;

В убеждении о необходимости служения закону как высшей ценности.

Социально-правовую активность следует отличать от право-мерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разгра-ничения здесь служат цель, средства ее достижения и общест-венно значимый результат деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности профессиональным долгом юриста, и заключается в обязанности безупречно слу-жить закону.

Правовая активность или, точнее, интеллектуальная актив-ность, согласно концепции Д. Б. Богоявленской, имеет три уровня:

1) если субъект права при самой добросовестной и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найден-ного способа действия, его интеллектуальная активность отно-сится к пассивному уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего сти-мула;

2) если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения, к формулированию закономер-ности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следова-телей и представителей других сходных профессий;

3) самый высокий уровень интеллектуальной активности носит название творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не эвристической - формальным приемом (спосо-бом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулиро-ванная извне, самостоятельная постановка проблемы - качест-венная особенность личностей, обладающих этим уровнем ин-теллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристи-кой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферы.

Правовая культура характеризуется состоянием пра-восудия, законности и правопорядка. В нее входят ценно-стные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в правосознании. Наи-высшими среди них являются ориентация на общечело-веческие ценности, а их ядром - человеческая личность с ее естественными правами.

Правовая культура личности тесно связана с право-сознанием. В то же время она шире правосознания, по-скольку включает в себя помимо правовой психологии и правовой идеологии еще и юридически значимое пове- дение.

Не все, что относится к области права и правовой действитель-ности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой цен-ность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться блага-ми свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни.

2. Правовое воспитание

Понятие, формы и методы правового воспитания

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность го-сударственных органов и общественности по формированию у граж-дан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.

Основными направлениями правового воспитания в современном обществе можно считать:

» формирование правосознания и правовой культуры в семье;

» обучение основам права и воспитания правовой куль-туры в школе;

» профессиональная правовая подготовка в высших учеб-ных заведениях юридического (и родственного) профиля;

» самовоспитание;

» распространение правовых знаний средствами массо-вой информации;

» выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;

» осуществление правовой пропаганды государственны-ми органами и их должностными лицами;

» создание компьютерных баз данных, распространение правовой информации через Интернет.

Право-вое воспитание - сложный процесс, включающий в себя следую-щие составные части:

a) субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие);

b) объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы и т.д.);

c) содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, опыту и т.д.);

d) методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение);

e) формы воспитания:

≈ профессиональное юридическое образование;

≈ правовое воспитание населения (лектории, общественные консультации и т.д.);

≈ правовое воспитание правонарушителей правоприменительны-ми (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятель-ность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвока-туры и т.д.).

Данный процесс осуществляется государственными ор-ганами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

Правовое воспитание граждан - это формирование в правосознании граждан России такой совокупности, которая включала бы:

♦ Знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения.

♦ Глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку.

♦ Умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями.

♦ Привычка поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями.

♦ Прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.

Основные способы правового воспитания:

убежде-ние;

предупреждение;

поощрение;

принуждение;

наказание.

Таким образом, правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан России всей совокупностью правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Истоки правового нигилизма и возможности его профилактики

Правовой нигилизм - на-правление общественно-политической мысли, отрицающей со-циальную и личностную ценность права и считающей его наиме-нее совершенным способом регулирования общественных от-ношений.

Как социальное явление, как свойство общественного, группового и индивидуального сознания, правовой нигилизм име-ет различные формы проявления: от равнодушного, безразлич-ного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.

К основным причинам распространенности правового нигилиз-ма относят:

» исторические корни, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия;

» теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;

» правовую систему, в которой господствовали админист-ративно-командные методы, секретные и полусекретные под- законные нормативно-правовые акты, а конституции и немного- численные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права;

» количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принима-емых законов, длительность процесса осуществления всех ре-форм, в том числе судебной. С одной стороны, от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, а с дру-гой - стремиться избегать юридического фетишизма, т.е. воз-ведения в абсолют роли права и других правовых средств.

Теоретические предпосылки правового нигилизма в обществе находятся также в следующем:

~ ряд положений марксистско-ленинского учения, куль-тивируемого в советском обществе, отрицающих и иска-жающих роль и значение права;

~ отсутствие единых подходов к праву в отечественной правовой науке;

~ новейшие и старые правовые учения, разделяющие "писаное" и "неписаное" право;

~ ошибочное понимание права рядом теоретиков и лиц, осуществляющих преподавание права.

В юридической теории и практике отмечают следующие формы выражения правового нигилизма:

Правовой дилентантизм – неумелое использование правовых знаний, нежелание их углубить, поверхностное и часто неверное усвоение им понимание законов – вольное обращение с законом или с оценками юридический ситуаций.

Правовой скепсис – отношение к праву, которое основано на неверии в его возможности регулирования общественных отношений, обеспечения справедливости, равенства и свободы в обществе.

Правовой цинизм – откровенно-грубое игнорирование правовых требований, произвол и беззаконие.

Правовой экстремизм – характерен для националистических, террористических, иных подобных группировок и проявляется в использовании внеправового принуждения, откровенного насилия.

Правовой фетишизм – гипертрофированное представление о «магической» роли и значении юридических средств в решении социально-экономических, политических и других задач.

Правовой нигилизм - глубинная основа правовой демагогии. Правовая демагогия - это стиль и метод идеологического и организованно-управленческого воздействия на правосознание (чувства, предствления, действия) людей, заключающееся в стремлении должностных лиц либо различных объединений граждан (иностранцев) посредством правовой терминологии (путем ложного одностороннего либо грубо извращенного предствления правовой действительности) добиться достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом "пользы народа" и "благосостояния государства"

В современном обществе формы правового нигилизма находят выражение в следующем практическом поведении отдельных групп и слоев населения:

» Прямое сознательное нарушение законов и подзакон-ных актов:

» Массовое неисполнение и нарушение правовых норм

» Распространение антиправовой психологии

» Нарушение законов и подзаконных актов в угоду "це-лесообразности"

» Массовое нарушение прав и свобод человека

Специальные средства сведения к минимуму право-вого нигилизма:

≈ обеспечение должного качест-ва принимаемых законов,

≈ упрочение законности,

≈ повышение роли суда и проведение судебной реформы в целом,

≈ приведе-ние в соответствие с потребностями времени правового воспита-ния населения,

≈ профессиональное обучение и воспитание юри-стов, других должностных лиц.

Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня право-вой культуры всех субъектов правоохранительной системы.

Признаками современного российского право-вого нигилизма являются:

широкая распространенность и повсеместность (а быту, среди различных классов и социальных групп - чиновни-ков, сотрудников правоохранительных органов и др.);

многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государственном уровне, открыто, тайно);

высокая степень агрессивности и неподконтрольности;

соединение правового нигилизма с формами социаль-ного и иного протеста (особо жестокие антиправительст-венные выступления, перекрытие железных дорог);

усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни (религиозным, нравственным и др.);

эстетизация (широкий и повсеместный показ правового нигилизма в кинофильмах, художественной литературе, печати, теленовостях как должного и имеющего свои преимущества явления).

Правовое воспитание тем важно, что в повседневной жизни сознание каждого индивида проявляется через его деятельность в различных сферах общественной жизни. Именно правосознание, господствующее в обществе, позволяет обеспечить наиболее благоприятные условия для развития как самого общества в целом, так и для каждого отдельного гражданина. В тоже время правовое воспитание позволяет исключить деформацию правосознания и правовой нигилизм, что особенно важно в отношении у специальной группы общества, выполняющей функции государственного управления.

Деформация профессионального сознания сотрудников правоохранительных органов:

Юридическая индифферентность (безразличие к проблемам установления в российском обществе режима законности, правового порядка, надежной охраны и защиты прав и свобод граждан; от юридического равнодушия, безразличия - один шаг до отрицания ценности права);

Правовой нигилизм (установка на правоохранительное бездействие, административный зуд, произвольное толкование закона, действие своих неписаных законов и др.);=

Перерождение профессионального правосознания в преступную форму (потеря нравственных, культурных, правовых ориентиров, замена их криминальными установками, предательство, измена).

Основные направления борьбы с правовым нигилизмом относятся:

» укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лица-ми, гражданами Конституции РФ, законов и подзаконных актов);

» реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов;

» гарантированность прав и свобод человека;

» совершенствование правовой системы;

» обеспечение в стране правопорядка;

» правовое воспитание.

Правовой идеализм: причины, формы и пути его преодоления

Правовой идеализм - это переоценка права и его возможностей.

Основными формами проявления правового идеа-лизма являются:

~ нереалистичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторван-ной от жизни (в том числе противопоставление "писано-го" и "неписаного" права);

~ слепая вера граждан в "хорошие законы", которые спо-собны быстро изменить жизнь;

~ буквальное восприятие права как средства регулирова-ния общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отноше-ния регулируются не только правом;

~ идеалистическое отношение к праву со стороны зако-нодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии нормативно-правовых актов, слабое знание жизни, непо-нимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа, непредусмотрение механизма реализации норм правового акта, вера в то, что принятие закона автоматически решает жизненные проблемы);

~ неадекватное понимание должностными лицами и го-сударственными органами возможностей закона (их силь-ное преувеличение), а также пределов правового воздей-ствия (не все общественные отношения можно отрегули-ровать правом, не все сферы жизни находятся "в поле зрения" правовых норм, например: личные, семейные, отно-шения в детском коллективе, учреждениях исполнения уголовных наказаний, отдаленных районах тайги и Крайнего Севера, горных поселениях некоторых народностей Кав-каза и т. д.);

~ увлечение формальной стороной права (например, при рассмотрении многих судебных дел).

Причины распространения правового идеа-лизма в российском обществе относятся:

особенности исторического развития, самодержавно-деспотический характер власти, отсутствие развитых де-мократических традиций;

историческое всемогущество государства (и вместе с ним подчиненного ему права) - запрещение царскими указами ношения бороды, введение новых привычек (европейская одежда, парики), отмена крепостного права, провозгла-шение победы пролетарской революции и установление социалистического строя, быстрое и практическое осуще-ствление многих государственных замыслов - строитель-ство громадных сооружений, рытье каналов, переселение народов, идеи поворота северных рек, перестройка и от-мена социализма сверху;

культивируемый десятилетиями и столетиями "право-вой голод";

идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву;

неразвитое и деформированное правосознание;

юридическое невежество;

дефицит политико-правовой культуры.

Основными путями борьбы с правовым идеа- лизмом являются:

Укрепление режима законности в стране;

Гарантированность прав и свобод граждан;

Уменьшение частоты принятия и количества норматив-но-правовых актов, улучшение их качества;

Уделение законодателем внимания реальности, близо-сти к жизни принимаемых, им актов;

Усиление реалистичности юридический науки;

Создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов;

Правовое воспитание.

Правовой идеализм и правовой нигилизм - родственные, взаимно связанные явления.

Рано или поздно правовой идеализм превращается в пра-вовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает пра-вовой идеализм.

Оба эти явления имеют сходные корни. Следовательно, бороться необходимо синхронно и с пра вовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.

Правовая культура – уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.

Эти параметры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, т. е. насколько:

· соблюдается в обществе принцип гуманизма;

· информируется общественность о процессе законотворчества;

· обеспечивается соблюдение прав и свобод личности;

· осознается самими гражданами объем принадлежащих им прав и свобод;

· знают граждане основные права и Конституцию;

· правомерно поведение личности;

· позитивно отношение к представителям власти и суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;

3) степень развития правовой системы в государстве в целом.

Правовая система будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит Конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства.

Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности. Сформированная правовая культура способствует правомерному и социально активному поведению.

Правовая культура – особое социальное, целостное явление, взятое в единстве составляющих его элементов: объективного и субъективного права, правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права.

Правовое воспитание - процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания, выполнение данной функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям и другим структурам государственного аппарата.

Основные направления правового воспитания:

1. формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;

2. обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;

3. самовоспитание;

4. предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).

Способы правового воспитания:

1. убеждение;

2. предупреждение;

3. поощрение;

4. принуждение;

5. наказание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.

69. Законность: понятие, содержание, принципы

Основные подходы к понятию законности:

Законность:

· 1) это условие жизни государственно-организованного общества;

· 2) это принцип самого права, заключающийся в требовании соблюдения его норм, законов и подзаконов актов субъектами, к которым они адресованы;

· 3) это принцип организации и деятельности государственного аппарата в политической системе в целом;

· 4) это принцип правотворчества, ориентирующий правотворческие субъекты на принятие таких норм права, которые бы не противоречили Конституции и уже имеющейся системе законов;

· 5) это метод государственного руководства обществом, ибо свои функции государство должно осуществлять правовыми средствами - путем принятия правовых актов и обеспечения их реализации;

· 6) это особый режим, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами.

Законность - точное, строгое и неукоснительное соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Для законности необходимы две стороны:

· 1) наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона),

· 2) их выполнение (формальная сторона).

Принципы законности - это обусловленная закономерностями общественного развития система идей и взглядов, которые приобретают качество исходного начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения относительно необходимости соблюдения законов и иных НА.

1) Принцип единства законности состоит в выравнивании правового регулирования общественных отношений, независимо от видов нормативных актов, субъектов правоотношений и характера объектов воздействия.

2) Принцип гарантированности основных прав и свобод граждан выражается в конституционной обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина.

3) Принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение - любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести адекватное содеянному наказание.

4) Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности - субъектам права предоставляется возможность принять наиболее целесообразное решение в границах, определенных юридической нормой, и категорически запрещается нарушать закон, руководствуясь требованиями целесообразности.

5) Принцип взаимосвязи законности и культурности - уровень законности напрямую зависит от уровня общей и правовой культуры граждан и должностных лиц государства.

Правопорядок в обществе

С законностью тесно связано другое правовое явление – правопорядок (правовой порядок). Понятие «правопорядок» широко используется в действующем законодательстве, охрана правопорядка – важнейшая функция государства. Несмотря на это в отечественной науке до сих пор не выработано единого определения данного феномена.

Наибольшее распространение получил взгляд на правопорядок как на реализованную законность, однако подобная трактовка представляется не совсем верной. Действительно, указанные явления тесно взаимосвязаны. В формировании правопорядка законность выступает как основополагающий принцип деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан. Но «правопорядок» не может сложиться как следствие одного лишь принципа, даже основополагающего... Поэтому более точно было бы сказать, что правопорядок складывается как результат реализации всех правовых предписаний в соответствии с принципом законности. Основой правопорядка выступает не законность, а право. Законность же – условие правопорядка.

Обратимся к этимологии слова «правопорядок». Прежде всего, правопорядок – это порядок, организованность, устойчивость. Следовательно, правопорядок характеризует степень упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности. Далее, правопорядок – это правовой порядок, состояние общественных отношений, запрограммированное правом. Правовой порядок можно рассматривать как цель правового регулирования, каковой является создание с помощью права и правовых средств такого порядка и такой урегулированности общественных отношений, которые служат сохранению и упрочению существующего строя. Но правопорядок не только цель, но и итог правового опосредствования – реально существующая фактическая урегулированность общественных отношений.

Исходя из сказанного, правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

Рассмотрим особенности данного явления.

1. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.

2. Это порядок, предусмотренный нормами права.

3. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.

4. Он обеспечивается государством. Как известно, далеко не все нормы права реализуются повсеместно, нередки и отступления от требований правовых норм, правонарушения. Поэтому необходимо различать реально существующий правопорядок (итог правового регулирования) и правопорядок, к достижению которого стремился законодатель на том или ином этапе развития общества (цель правового регулирования). Первый зависит от состояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня политической и правовой культуры общества, состояния законодательства, характера законности и др. Следовательно, правопорядок имеет не только качественные, но и количественные характеристики. Поэтому не случайно в сфере функционирования государства можно отметить направления деятельности по укреплению (упрочению, совершенствованию, обеспечению, охране) правопорядка.

Правопорядок не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений, а потому с известной долей условности его можно охарактеризовать как систему правовых отношений. Каковы же принципы правопорядка?

Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.

Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка.

Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.

В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений.

Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию самой политической власти, т. е. государство. На эту сторону правопорядка обращал внимание еще Цицерон, вопрошая: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» Близок к нему и Кант, рассматривавший государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам».

Иначе говоря, государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие правопорядка. С одной стороны, конституированное правом и функционирующее в строго установленных рамках государство составляет важнейшее звено правопорядка. С другой – оно властный субъект, обеспечивающий и охраняющий правопорядок. Не случайно правовое регулирование деятельности государственных органов и должностных лиц осуществляется по принципу «Дозволено только то, что прямо разрешено».

Правопорядок, таким образом, можно рассматривать как единство права и власти. Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни четко определены законами и защищены государственной властью. Наиболее адекватной формой реальности подобного правопорядка выступает правовое государство.

Правопорядок не самоцель, а социально и исторически обусловленные всеобщее средство и форма выражения, учреждения и организации свободы и справедливости в общественных отношениях.

Правоведение. Шпаргалка Афонина Алла Владимировна

21. Правовая культура и правовое воспитание

Правовая культура – это уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.

Формы правовой культуры :

Правовая культура общества;

Правовая культура личности;

Правовая культура группы.

Параметры правовой культуры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, то есть насколько соблюдается в обществе принцип гуманизма, информирование общественности о процессе законотворчества; обеспечивается соблюдение прав и свобод личности, осознание самими гражданами объема принадлежащих им прав и свобод, их знание основ права и конституции, правомерное поведение личности, позитивное отношение к представителям власти, суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;

3) степень развития правовой системы в государстве в целом. Она будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства. Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности.

Одной из важных задач государства является процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания. Эта деятельность называется правовым воспитанием. Данная функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям, и другим структурам государственного аппарата.

Направления правового воспитания :

1) формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;

2) обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;

3) самовоспитание;

4) предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).

Способы правового воспитания – убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение и наказание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

8. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА Правосознание – совокупность идей, взглядов, чувств, традиций и переживаний, сложившихся в обществе и выражающих отношение людей к праву. Оно находит свое выражение в таких правовых понятиях, как правомерность, неправомерность,

Из книги Конспект лекций по правоведению автора Аблёзгова Олеся Викторовна

1.5 Правосознание и правовая культура Нормы права, содержащиеся в различных источниках права, а также правоотношения, которые складываются на основе норм, призваны вызвать угодные законодателю варианты поведения людей. Для этого соответствующие предписания,

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Глава 28 ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 28.1 Понятие правосознания и его структура Любое явление общественной жизни обязательно проходит через сознание человека. Это относится и к государственно-правовым явлениям. Отражаясь в сознании отдельного индивида, группы

Из книги Теория государства и права [Учебник для юридических вузов] автора Венгеров Анатолий Борисович

28.3 Правовая культура: понятие, элементы, формы действия К понятию «правосознание» тесно примыкает понятие «правовая культура», которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером. Как справедливо отмечается в отечественной юридической

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Глава двадцатая. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА Понятие, виды и структура правосознания. Правовая идеология и правовая психология. Правосознание и право: взаимодействие. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание.Обсуждение всех предыдущих тем

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Глава 22. Правосознание и правовая культура § 1. Понятие правосознания Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право

Из книги Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Никитина Татьяна Исааковна

§ 4. Правовая культура Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры

Из книги Постклассическая теория права. Монография. автора Честнов Илья Львович

§ 6. Правовое воспитание и правовое обучение Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

1.8. Правосознание и правовая культура Правосознание: понятие, структура, виды Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Оно существует непрерывно, поскольку в обществе всегда

Из книги автора

Правовая культура: понятие и виды Правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, всегда обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем. Выражается в достигнутом социумом уровне правовой действительности: в состоянии Из книги автора

Глава 2. Правосознание и правовая культура Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, чувств людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений.Правосознание определяется уровнем развития общества и в первую очередь

Из книги автора

§ 2.3. Правовое воспитание Будучи основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства, правовое воспитание представляет собой

Из книги автора

§ 2.4. Правовая культура К понятию "правосознание" тесно примыкает понятие "правовая культура", которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером.В юридической науке нет единого понимания термина "культура" вообще, "правовая культура". Так, проф.

Лекция по Теории Государства и Права
Радаев Стас

План:

1. Понятия, структура и виды правовой культуры.

2. Понятие правового воспитания личности.

3. Механизм правового воспитания.

4. Роль правового воспитания в становлении правового государства и гражданского общества.

Правовая культура.

Долгое время культура понималась как совокупность материальных и духовных богатств, ценностей накопленных человеком в процессе общественно-исторического развития.

В научной литературе отсутствует единый подход к пониманию культура. Одни ученые дают либо общие, носящие обязательный характер определения, а другие авторы останавливаются на отдельных сторонах культуры. Например: Соколов определяет культуру как совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, организационных форм служащих обществу, а так же духовных процессов и состояний человека и видов его деятельности. Другой ученый Артамонов под культурой понимает совокупность форм в которых находит отражение общественно-историческая практика. Все имеющиеся научно литературные подходы к пониманию культуры можно подразделить на 3 большие группы: антропологические, социологический, философский.

При антропологическом подходе культура понимается как культура всех благ созданных человеком. С точки зрения социологического подхода культура трактуется в виде совокупности духовных ценностей. Культура выступает компонентом общественной жизни. При философском подходе к пониманию культуры она рассматривается как исторически определенный уровень развития общества, а так же творческих сил и способностей человека.

Правовая культура – это разновидность общественный культуры. Выделяют другие виды культуры: политическую… Некоторые авторы полагают, что правовая культура это высокая степень знания, понимания права, а так же способность полного и правильного осуществления правовых норм. Данный подход не верно отражает культуру, это противоречит действительности. Наиболее адекватно природа правовой культуры получила определение в работах Сальникова В.П. Автор указывает на то, что правовая культура общества представляет собой разновидность общественной культуры, отражающею определенный уровень правосознания, законности, совершенствования законодательства и юридической практики и охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права. Правовая культура – это совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности воплотивших достижения правовой мысли, техники и правовой практики.

Структура правовой культуры .

В качестве элементов правовой культуры общества выступают компоненты юридической надстройки. В юридической литературе нет единства в определении элементов структуры: выделяют по количеству и качеству. Например: Семитко А.П. полагает, что элементами правовой культуры являются уровневые состояния, то есть степени правового развития таких компонентов правовой жизни общества как правовые тексты; правовая деятельность; правосознание; носители правовой культуры. По мнению Каменской В.И. и Ратинова А.Р. в состав правовой культуры входят: 1) право как система норм 2) правоотношения 3) Правовые учреждения как система государственных органов 4) правосознание 5) правовое поведение. Судя по приведенным позициям все авторы с теми или иными оговорками понимают структуру правовой культуры как совокупность фундаментальных правовых явлений общества, а именно права, правосознания, правовых отношений, правовых учреждений взятых в определенном уровневом состоянии.

Виды правовой культуры общества.

Правовую культуру, так же как и правосознание, можно подразделить на правовую культуру общества и правовую культуру личности. Правовая культура личности воспроизводит материал и духовную сферу права. Ценности, накопленные правовой истории народа, а так же юридическую практику. Уровень правовой культуры общества характеризуется следующими показателями:

1) Это состояние правосознания граждан и должностных лиц государства.

2) Уровень совершенства действующего законодательства.

3) Уровень законности и правопорядка.

4) Уровень развития юридической техники.

5) Уровень культуры правотворческих и правоприменительных органов.

Правовая культура личности – это знание, понимание и осознание выполнения требований права в повседневной деятельности человека. Индивидуальная правовая культура, так же как и правовая культура общества, явление внутренне сложное, не однородное. Она характеризуется следующим показателями: индивидуальная правовая культура предполагает правовую образованность человека, знание действующего законодательства. Наличие минимальных практических навыков и умения пользоваться этими знаниями в конкретной жизненной ситуации; это осознанное соблюдение и исполнение требований юридических норм; правовая активность личности.

В зависимости от уровня выделяют следующие виды индивидуальных правовых культур:

Обыденный

- профессиональный

Доктринальный

Обыденная правовая культура останавливается на поверхности правовых явлений, результатом этого вида правовых культур является не глубокие обращения правовых культур. С помощью этого вида нельзя правильно оценить все стороны юридической практики. Специфика обыденной культуры состоит в том, что она не поднималась до уровня теоретических обособлении, использовалась людьми в их повседневной жизни. Профессиональный уровень правовой культуры складывается у лиц специально занимающихся правовой деятельностью. При непосредственном соприкосновении с правовыми явлениями у них вырабатывается профессиональный уровень правовой культуры. Этому виду свойственно более высокая степень понимания права, но в соответствии со своей деятельностью.

Доктринальная правовая культура представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений, а не каких-то отдельных проявлений. Этот вид правовой культуры вырабатывается коллективными усилиями ученых юристов, политических деятелей, опытом практических работников осуществляющих деятельность в сфере правоприменения.

Понятия правового воспитания.

Правосознание и правовая культура людей различных социальных общностей складывается под воздействием различного сочетания факторов. Этот процесс охватывается понятием правовоспитательной деятельности. В юридической науке сложилось 2 подхода к правоприменительной деятельности: это правовое воспитание личности и правовое формирование личности.

Правовое воспитание личности – это целенаправленный, организованный, преднамеренный и педагогический процесс воздействия на сознание людей с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм, средств и методов с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры. Правовое формирование личности это весь многократный процесс формирования правовой культуры и под влиянием различных факторов. Правовое формирование личности и правовое воспитание личности соотносятся как целое и часть. Это значит, что правовое формирование личности включает в себя не только процесс правового воспитания личности, но и другие процессы, которые носят непреднамеренный характер воздействия на сознание личности.

Правовое воспитание выполняет 2 основные функции: передача определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности; формирование правовых идей, чувств, убеждений в сознании воспитуемых в отличие от других видов социального воспитания личности специфика правового воспитания состоит в следующем: 1) его исходной базой выступает система правовых норм. 2)До сведения граждан доводятся установленные государством правовые предписания.3) Оно основывается на возможности государственного принуждения.4) Это воздействие осуществляется на всех субъектах права.5) Оно осуществляется в специальных правовых формах и с использованием специальных средств и методов.6) правовое воспитание осуществляется лицами имеющими юридическое образование.

Правовое воспитание – это сложная система; в системе правового воспитания выделяют специфические элементы и субъекты, это те кто осуществляют правовоспитательное воздействие, к ним относятся государственные общественные организации.