План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Физкультурный досуг "Туристический поход по территории детского сада". Материал (подготовительная группа) на тему: Сценарий похода в осенний лес (туристская прогулка)

Многих неприятностей можно избежать, если начать готовить малыша к походу в детский сад заранее, а в первые, особенно ответственные, дни проследить за тем, чтобы начало общественной жизни не стало для маленького человечка тяжким испытанием.

  1. Зайдите в выбранный вами сад вместе с ребенком. Покажите ему группу, детскую площадку, физкультурный зал.
  2. Первое время ходите в сад вместе. Например, вы могли бы предложить воспитательнице свою помощь во время прогулок и игр с детьми. Спустя некоторое время начинайте отлучаться, но всегда предупреждайте малыша об этом. Постепенно каждый раз старайтесь уходить на более продолжительное время.
  3. Принесите в сад несколько любимых игрушек и книжек вашего малыша.
  4. Забирая ребенка из сада, всегда интересуйтесь, как прошел день, ознакомьтесь с его "творчеством" и не скупитесь на похвалу.
  5. По прошествии двух-трех недель задайте воспитателю следующие вопросы:
    • Приобрел ли ваш ребенок друзей?
    • Плачет ли он и как долго, когда вы уходите?
    • Охотно ли выполняет поручения взрослых?
    • На каких занятиях проявляет инициативу?
    • Спит ли днем?
    • Хорошо ли ест?
  6. Подумайте, оправдывает ли детский сад ваши ожидания? Если нет, то в чем вы можете помочь малышу и воспитателям?
  7. Если ваш ребенок тяжело адаптируется к обстановке детского сада, плохо спит, становится агрессивным, плохо ест, его поведение меняется от бурных истерик до полной отчужденности и апатии, появляются страхи - найдите возможность забрать его из сада и проконсультируйтесь с психологом.

Мария Аралова, детский психолог.


Статья из сентябрьского номера журнала.

Обсуждение

Начали водить девочку в сад в возрасте 2,9 г., в саду очень плохо ест (можно сказать не ест вовсе), каждые две недели теряет в весе 800 гр.,часто болеет.После больничного набирает свой вес и за две недели в саду также худеет на 800 гр.
Вопрос? Это так ребенок проходит адаптацию или еще что то.

Та же проблема, что и у Ольги. Отдали дочку в ясли в 2 года, 3 дня ходила - месяц болела, очень плакала и по вечерам тревожно спрашмвала: "Мама, в садик не пойдем?", на что я ей отвечала уклончиво: "Какой еще садик сейчас - ночь на дворе!" (так и стали эти слова у дочки рефреном: ходит и себя успокаивает: В садик Оленька не пойдет. Каой еще садик - ночь на дворе!"
Наконец мои нервы не выдержали испытания на прочность ежеутренними истериками и ежевечерними вопросами, не пойдем ли мы завтра в садик. "Кстати" и муж потерял работу - сидит теперь с нашей девочкой дома, вкушает "прелести" жизни домохозяйки, а я, волею судьбы, превратилась в добытчицу.
Однако долго так быть не может, и место в садике за нами никто держать не будет - забрали-то мы ребенка на зиму, по медотводу (участковый врач сказала, что у нас, конечно, несадовский ребенок, но что делать, она. конечно, понимает. что, если других вариантов нет, то...)
Сейчас, вобщем, на распутье. Что делать? Девочка моя болезненная, првязанная к маме-папе, а в садике чужие равнодушные тетки... Ужас!

29.03.2004 17:14:06, Марина

помогите найти детский сад!!! У меня переживалистый ребенок, нужен хороший садик с маленькими группами и чуткими педагогами в р-не Преображенской пл. - Подбельского - Черкизовской.
заранее огромное спасибо!

03.11.2003 12:42:42, ольга

Что делать?
Ждать. Через пол-года все наладится. Будет благополучно ходить весь месяц с вечными садиковскими соплями.

01.10.2003 17:27:40, Карамель

Помогите советом!
Девочка, 2 года 9 месяцев
Ходила сентябрь, октябрь в детский сад: 2-3 дня ходит, 2 недели сидит дома болеет.
Что делать?

23.11.2001 12:27:03, Ульяна

Комментировать статью "Чтобы поход в детский сад не превратился в драму…"

первый год в садике я вспоминаю с ужасом >. Я бы не стала готовиться к походу в сад, как к празднику. Это ж будет теперь каждый день. Своего рода работа.

Обсуждение

первый год в садике я вспоминаю с ужасом! Но вы все правильно делаете, только первое время не оставляйте надолго, может до обеда, потом посмотрите, если готова будет оставаться надолго, тогда и оставляйте. Постарайтесь подружить с кем-нибудь, расспросите, кто ей понравился в группе, какие игрушки ей там нравятся.
Конечно, для нее это событие, можно и отметить, но посмотрите по ее настроению в первый день, как акклиматизация пройдет.
По поводу уходить сразу, как отведете или нет, есть разные мнения, кто-то сидит, пока сама не отпустит, а мой только хуже начинал расстраиваться, я отводила, переодевала, и воспитательница его забирала, а потом они в окошко мне махали.
Но имейте в виду, что дети практически сразу успокаиваются, как только родители уходят.

Заведующая сказала приходить после праздников со справкой о здоровье Ника...Вот завтра и пойдет Никитка с бабушкой первый раз в детский сад.. Удачного вам похода и пусть Ник хорошо ходит в садик и не болеет!

Первый поход в дет. сад:). Детсад. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие немного страшновато, несмотря на то, что я к этому готовилась и Варька туда тоже очень хотела. всю дорогу в сад мы повторяли - мальчики, мальчики, садик.

Обсуждение

Я тоже очень волновалась в первый раз. Но сейчас вроде все хорошо(тьфу-тьфу, чтоб не сглазить), ходим уже 3 месяц, нам 2,3 и уже даже есть жених.Одно но, все что плохое быстро учится от других детей, так что приходится проводит профилактические беседы

все будет хорошо! Варюша умница))

Я Вам писала уже ниже про первый поход в сад.Вот мы и сходили уже (нам 3г. и мы не очень общительные, даже скорее капризные).Но Я понимаю, что вам тяжело, но, по-моему, многие дети так бурно реагируют на садик. Я помню, как я первый месяц водила сына в 3 года и...

Обсуждение

Когда мой ребенок был в младшей группе, тоже орал когда приходил в группу. И воспитатели меня выгоняли, после чего ребенок очень быстро успокаивался. И зачем Вы ходите в сад с папой. От одного взрослого уйти в группу гораздо легче.

Сегодняшнюю реакцию, имхо, Вы сами спровоцировали - сказали ребенку, что идете забирать горшок, а потом без предупреждения изменили планы, то есть, обманули ребенка. Естественно, это было для нее неприятной неожиданностью. В такой ситуации и взрослые многие могут бурно отреагировать. Теперь доверие восстанавливать нужно.

В этом сентябре первый раз пошли в садик. Каждый поход туда превращается в пытку. Истерика начинается уже дома, а когда приходим в сад - страшно сказать что происходит.

Обсуждение

Moya mladshaya dochka tozhe snachala otkazalas" hodit" v sad. Tak kak ya tverdo znala, chto sad/vospitateli zamechatel"nye, a rebyonok vse ravno plakal, to posle 2 nedel" my ot pohodov tuda otkazalis". Na paru mesyatcev. Za eto vremya rebyonok kak ni stranno soskuchilsya po sadu (hotya mne kazalos", chto ona tam ni na chto smotret" ne mogla), i soglasilsya nachat" tuda hodit". V itoge snova poshli v sad uzhe normal"no.
Taktika eta byla podskazana zaveduyushei-psichologom. Ona uveryala, chto eto dovol"no tipichnaya situatciya: rebyonok dolzhen "sozret"" dlya sada. Edinstvennaya printcipial"naya raznitca: dochke na moment pervoi popytki bylo men"she 2 s polovinoi let, a v 2 i 7 gde-to my uzhe vernulis" v sadik vtoroi raz.

30.09.2003 21:36:38, irina.

Мне кажется, что если в саду ребенок спокойно играет, а не продолжает плакать, то ничего страшного. Значит, это спектакль, который разыгрывается для вас: чтобы пораньше забрали, чтобы опять приехала бабушка и т.п. Надо твердо стоять на своем, чтобы дочка поняла, что своим плачем она ничего не добьется.

Надеюсь,найдете хороший садик. 16.09.2003 11:10:48, reina. Очень информативный первый поход. Для ме >. А с воспитателями вы говорили? модет другой сад все же поискать? к тому же этот наыверняка не дешевый, раз в группе по 10 чел.

Обсуждение

Вот, ну словно про своего ребенка прочитала! Да, садик, конечно, уродский,но я вот честно, не видела других. У нас педагогика на этом вся здесь построена. Вы в Москве? Я видела разные садики, ИМХО разница только в том, что где-то воспитатели тебе сразу говорят, что ребенка надо ломать, а где то, понимая, что родители все равно не оценят, действуют теми же методами втихаря. Индивидуальности не приветствуются. Вот кто мне скажет, где в Москве есть нормальный гос. садик, или не совсем гос., но с оплатой в пределах 200 долл., где будет нормальный подход к ребенку? Обычно от цены варьируется токлько количество доп. занятий, и качество занавесок в группе, а отношение к ребенку как к личности так и не появляется:-(

16.09.2003 13:53:37, Марта.

Инструктор по физической культуре

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 000». Краснодар.

Номинация: здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе.

Мини-походы по территории детского сада

для детей 5-7 лет

в условиях южного региона

Краснодар

Опыт затрагивает актуальную проблему одновре­менного развития двигательных и умственных способностей детей в про­цессе физического воспитания, что к сожалению, ещё не получило должного признания и применения в дошкольных образовательных учреждениях. Тематические прогулки по туристической тропе, разработанные автором, по­вышают уровень двигательной активности и познавательные способности детей на фоне общения с природой. Туристические прогулки интересны и дос­тупны детям по содержанию; дополнены речевым материалом народной пе­дагогики: пословицами, поговорками, загадками.

Подбор физических упражнений соответствует возрасту и уровню физиче­ской подготовленности детей, а также региональными условиями: времени года, погодным условиям, физкультурно-развивающей среде учреждения. В опыте представлены различные варианты сочетания двигательной активности детей с решением образовательных и воспитательных задач. В процессе проведения туристических прогулок по экологической тропе на фоне высокой двигательной активности педагог успешно решает задачи умствен­ного, эстетического и экологического воспитания детей. Результативность работы инструктора по физической культуре заключается в целостности и систематичности, приобретаемых воспитанниками навыков и умений в освоении физических упражнений, способствующих повышению адаптационных возможностей детского организма и уровня двигательной ак­тивности.

Чтоб не измучилось дитя, учи его всему шутя.

Инструктор физической культуры, воспитатель высшей категории МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 000».

В детском саду работаю 10 лет. Из них 5 лет-воспитателем, 5-инструктором физической культуры. Имею высшую категорию, участник окружного конкурса «Воспитатель года 2004» и городского конкурса «Педагогический турнир 2009». Большое внимание уделяю развитию творческих способностей посредством сюжетных занятий по физической культуре у детей дошкольного возраста.

Туристические прогулки стали неотъемлемой частью моей работы в этом направлении, и помогают организовать территорию детского сада так, чтобы выходящим на прогулку детям захотелось ползать, бегать, лазать, прыгать, раскачиваться, бороться и преодолевать препятствия, развиваться физически и нравственно. Процесс подготовки и проведения мини-походов вызывает оживление у детей любой возрастной группы, сплачивает, и, безусловно, является благоприятной почвой для формирования у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, основ здорового образа жизни.

Этот сборник для тех, кто любит детей и старается дарить им самое лучшее!

1. Ценность, объективные причины оригинального подхода к оздоровлению дошкольников посредством мини-походов в условиях южного региона.

2.План туристических прогулок в режиме дня детского сада

3.Схема «Тропы здоровья». Описание маршрутов.

4. Перспективный план мини-походов на год для детей 5-7 лет

5.Примерные конспекты мини-походов с учётом сезонных изменений.

1. Ценность, объективные причины оригинального подхода к оздоровлению

дошкольников посредством мини-походов в условиях южного региона.

Туризм - одна из форм физического воспитания детей, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья. Это - общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность.

Такая форма работы вполне приемлема с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада. Посещая семинары педагога-новатора, меня заинтересовала его мысль о нерациональном использовании территории участка детского сада в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. В каждом детском учреждении есть свободные пространства на территории: дорожки, место за верандами , лужайки, затенённые цветники. Чаще всего они пустуют. Для решения этой проблемы в нашем детском саду была создана творческая группа педагогов с привлечением родительской общественности. В результате совместной деятельности родилась идея создания и оборудования «Тропы здоровья». Она включает в себя беговую дорожку, полосу препятствий - «терренкур», комплекс для метания и лазания, «Поляна сказок», уголок леса, «Дорожки здоровья» с разметками для разных видов ходьбы, прыжков и бега. Таким образом, мы решили проблему отсутствия стадиона в детском саду. «Тропа здоровья» для мини-походов делится на участки от 2 до 5 метров, которые имеют разное покрытие:

· травяное

· песчаную поверхность

· поверхность с галькой, отсевом

· беговая дорожка-с дренажным слоем от застоя влаги.

Данный маршрут начинается от калитки, проходит по территории, и продолжается за верандами, достигая 400 –600 метров.

Различают туристический поход и туристическую прогулку. Первое-это достаточно высокие физические нагрузки и навыки. А второе-кратковременное (до 3-6 часов) пребывание в природных условиях и овладение элементарными туристическими навыками.

Цель этих прогулок -- оздоровление организма детей, формирование выносливости, развитие функции сердечно - сосудистой системы, активизация дыхания, повышение нервно-мышечного тонуса, укрепление мышц нижних конечностей. Во время пешеходной прогулки приобретается навык ориентировки на местности, умение разбираться в карте-схеме маршрута, прививается любовь к родной природе, к земле. Предстоящая туристическая прогулка вызывает много положительных эмоций - ребята относятся к нему с восторженным интересом. Каждый поход имеет и так называемый сюрпризный момент: какое-либо неожиданное задание детям или интересную встречу (с Лесовичком, гномом, ёжиком, лисичкой и т. д.). Прогулки должны сопровождаться правильным дыханием, хорошим настроением, появлением ощущения «мышечной радости» к концу пути. Настоящая походная деятельность для дошкольников еще не доступна. Но при подготовке и проведении туристических прогулок, и в процессе общения с детьми, педагог употребляет термин «Поход». Туризм в детском саду-это большая серьёзная игра, внутри которой присутствуют другие игры. Во время движения детям нравится играть, например, в «Слова-рифмы», «Города» (см. приложение «Игры по ходу движения» и т. д.). Игра сопровождает и выполнение полученного задания, и подведение итогов.

Каждая туристическая прогулка ставит перед собой определенные задачи. Нашу «Тропу здоровья» мы используем не только на занятиях, но и как один из элементов работы с детьми во время приёма на свежем воздухе, на прогулке, в вечернее время. Эта работа нашла своё отражение в плане оздоровительно-профилактической работы каждой возрастной группы.
Туристическая прогулка может преследовать экологические цели-- ознакомление с природой, воспитание бережного отношения к ней, оказание помощи в ее охране и защите. Интеграция развития речи дошкольников с туристической прогулкой, театрализованная деятельность на свежем воздухе -также новое решение проблемы оздоровления детей. Но главной целью и задачей мини-походов всегда является оздоровление детей, т. к. от обычной познавательной экскурсии туристическую прогулку отличает насыщенная двигательная деятельность детей (не менее 80%).
При определении физической нагрузки учитывается ряд факторов: возраст детей, уровень их двигательной активности и подготовленности, состояние здоровья, вид туристической прогулки, погодные и климатические условия.
Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад показало, что папы и мамы зачастую мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Некоторые родители оберегают своих малышей от физических усилий (“не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди”), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Поэтому необходимо систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая теоретические и практические знания о целях, задачах и формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ДОУ.

Родителей нашего детского сада мы знакомим с маршрутами здоровья детей соответственно возрасту, проводим циклы семинаров-практикумов с показом практической работы педагогов.

Вариант алгоритма проведения пешей прогулки.

    переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий наблюдение в природе и сбор природного материала беседа о лесе с использованием художественного слова и разных вопросов к детям выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверят, насекомых) подвижные и дидактические игры физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений комплекс упражнений общеразвивающего воздействия, проводимых в игровой форме упражнения на полосе препятствий (пеньки, ветки, горки) самостоятельные игры (на привале) игровые упражнения, подобранные с учётом уровня развития двигательной активности детей.

В зависимости от сезонных и погодных условий определяются цель и задачи. При подборе упражнений необходимо учитывать индивидуальные возможности детей, их настроение.

Каждый мини-поход включает три этапа.

1 этап--подготовка

2 этап--проведение

3 этап-подведение итогов

Одевание по сезону.

Обращение к родителям, рассказ о предстоящей прогулке.

Рисование эмблемы.

Подготовка снаряжения

Прохождение намеченного маршрута.

Действия в соответствии с темой прогулки.

Наблюдение.

Составление мини-отчёта о прогулке (рисунки, поделки, рассказы и др.)

Заседание в клубе «Юных путешественников» (в день мини-похода во второй половине дня).

Структура мини-похода.

Первая часть -вводная длительностью до 5 минут.

Цель-сообщить задачи и краткое содержание предстоящей деятельности (в случае необходимости), проверить состояние личного снаряжения и готовность к походу.

Вторая часть -движение по разработанному маршруту (до 40 минут). Этот этап включает от одного до трёх (в зависимости от физической подготовленности, сезона, погоды) переходов с кратковременными (5-10 мин) привалами для отдыха (разные виды ходьбы, общеразвивающие упражнения, полоса препятствий, основные виды движений: метание, бег, лазание и т. д.).

Третья часть -включаются несколько подвижных игр или игровых упражнений, следующих одно за другим, что тренирует в быстром переключении с одного двигательного задания на другое, формирует ловкость, быстроту, координацию (до 15 минут). Например, преодоление паутины (из верёвок), затем «Лесные ловишки», «К дереву беги». В зимний период года сокращается длительность отдыха на привалах, заменяются движения по сезону (ходьба по траве-ходьба по глубокому снегу; ходьба по узкой дорожке-ходьба «след в след») Хочется подчеркнуть, что в условиях нашего региона большая часть зимы проходит без наличия снега, что позволяет не сокращать содержание двигательной деятельности, а после продолжительного движения предоставить возможность длительного привала (посидеть на пенёчке, коврике, разбить палатку, организовать большой общий «стол» с нехитрым продовольствием, где каждый может позаботиться о друге).

Периодически воспитатели проводят цикл бесед, сюжетно-ролевую игру «Туристическое агентство», на которых дети получают необходимые знания о туризме и предстоящих походах. Овладевают специальными терминами: турист, палатка, привал, маршрут, карта. С целью повышения интереса детей к занятиям туризмом и закрепления приобретённых умений и навыков могут быть проведены спортивные игры-развлечения. Зимой-катание с горки, лепка снеговика, снежный лабиринт. Летом-игры с мячом и ракеткой, хоккей на траве и т. д.

В проведении прогулок-походов участвуют инструктор Ф. К. и воспитатели групп в первой половине дня за счёт времени, отведённого на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе, что позволит детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности. А регулярное проведение занятий на открытом воздухе, постоянно меняющиеся метеорологические условия: температура, влажность , ветер, в сочетании с физическими упражнениями оказывают комплексное закаливающее влияние на организм детей. Высокая двигательная активность на воздухе усиливает работоспособность сердца и лёгких детей, обеспечивает повышенное насыщение кислородом органов и тканей, стимулирует и совершенствует деятельность центральной нервной системы.

После высокой двигательной активности на занятии прогулка должна быть спокойной. Но, как показывают наблюдения, физкультурные занятия в начале прогулки стимулируют самостоятельную деятельность детей: они чаще используют физкультурные пособия на участке, организуют подвижные игры. В холодное время года занятие проводится в конце прогулки, чтобы дети после активной мышечной деятельности оказались в помещении.

Очень хочется, чтобы двор стал не просто местом положенной по расписанию прогулки, но и двигательной средой. Такую среду ещё можно назвать пространством, которое с одной стороны провоцирует на разнообразную двигательную деятельность, а с другой-затрудняет её, даёт право выбора-по силам, по интересам, по возможностям.

«Рецепты» организации пеших прогулок-походов:

1. Целесообразно сделать по маршруту насыпные горки из естественного грунта различной протяжённости и высоты. Детям очень интересно подниматься и спускаться с таких горок бегом, как будто включаются какие-то древние механизмы.

2. Что метать в мишени? Мячи, шишки, разнообразные «гранаты», снежки. Хорошо, когда при попадании, мишень переворачивается или закрывается. Это поддерживает интерес детей. Так же нужен жёлоб, чтобы метательные снаряды возвращались назад.

3. Как соорудить комплекс для лазания? Один из простых способов лазания – «паутина»--

это физкультурный комплекс, сделанный из верёвок, резинки с опорой на 3-4 столба,

или между стволами деревьев.

4. Для организации прыжков в естественных природных условиях можно использовать

разной высоты пеньки с набитыми крышками – «мухоморы».

5. Поляну сказок можно использовать для проведения вводной части, разминки, различных имитационных движений.

6. Уголок леса идеально подходит для организации привала в середине или в конце пути с разбитием палаток.

Все эти сооружения из мишеней, горок, брёвен, пней и прочего нужно устанавливать постепенно, посмотреть, как работает, внести изменения и только тогда вносить усложнения или дополнения. Не сразу на века строить, а наблюдать и совершенствовать. От чего-то отказываться, что-то изменять. И, самое главное, всегда помнить о безопасности оборудования.

Сейчас много гипервозбудимых детей. После активной деятельности таким детям, чтобы снять расторможенность, нужны упражнения требующие уравновешенности. Самое простое – упражнение в равновесии. Прошёл по буму, удержал баланс-значит успокоился!

Нам всё больше и больше нравится тема туристических прогулок, т. к. благодаря ей нам стали не страшны ни дождь, ни ветер. Мы можем заниматься и под небольшим дождём с зонтиками, и на крылечке детского сада, спешить на воздух, если там не очень ветрено и морозно. Впереди много неизведанного: игры по ориентированию на местности, знаки туристской маркировки, узлы для дошколят и много другого.

Большую роль играют физкультурные праздники (совместные с родителями и детьми). Чаще всего содержание физкультурных праздников согласуется с сезонными явлениями.

Осень:

Зима:

Весна:

“Здравствуй масленица!” (весенний спортивный праздник, построенный на народных играх, забавах);

“А ну-ка, девочки.”; (совместный с родителями и детьми праздник, включающий в себя конкурсы, эстафеты);

«Славься, славься, День Победы!»--туристский слёт (1.туристкая полоса препятствий; 2.соревнования по ориентированию)

“Всё наоборот.” - первоапрельский весёлый спортивный праздник;

“День мяча”

Традиционное итоговое мероприятие по мини-походам проходит в начале мая, приурочено оно обычно к великому празднику День Победы, в виде туристического слёта. К этому времени дети уже приобрели опыт туриста, у них есть определённые знания и навыки.

В физкультурных праздниках и развлечениях я обратилась к теме истории спорта, для того чтобы познакомить детей с зарождением Олимпийских игр в Афинах, с современными видами спорта, с идеалами Олимпийского движения. По-моему мнению это должно заложить в сознании ребят интерес и уважение к занятиям физкультурой.

Важно подчеркнуть, что нравственный аспект является безусловной основой туризма и краеведения. Создавать нравственную атмосферу помогают правила, девизы, речёвки, кубанские народные игры, пословицы, основанные на казачьих традициях: «Казак без коня что солдат без ружья», «Назвался туристом-надевай рюкзак», «Кончил дело-помоги товарищу», «Хорошие туристы не лежат на диване», «Терпи казак, атаманом будешь», «Сорили другие-уберём мы», «После нас лучше (чище), чем до нас», «Слушаем тишину-учимся слушать музыку природы». (так же см. приложение)

Таким образом, используя мини-походы, мы решаем важную задачу - воспитание человека деятельного, инициативного, способного найти выход из создавшихся трудностей, помогаем благополучно войти в социум в будущем, формируем жизненную позицию, привычку к здоровому образу жизни, укрепляем и закаляем растущий организм наших воспитанников, тем более, что двигательная деятельность детей осуществляется в занимательных условиях игры, следовательно, на положительном эмоциональном фоне.

2. План ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРОГУЛОК В РЕЖИМЕ ДНЯ ДЕТСКОГО САДА № 000

Время по режиму

Методическое обеспечение

Ответственные

Физкультурные занятия на свежем воздухе (по учебному плану)

По режиму дня

В течение года с учётом сезонности, по расписанию

Воспитате-

ли, инструктор ФК

Игровая программа «Туристические прогулки-терренкур»

На прогулке

П/игры в соответствие перспективному плану, картотеки

Пн.: 10.30-10.50-г.№2

11.00-11.30-г.№1,4

Вт .: 10.30-10.50-г.№9

11.30-12.00-г№6,10

Ср : 11.30-12.00-г№7

Чт: 11.30-12.00--г№8

Пт : 11.30-12.00-№5,11

Воспитате-

Игры и игровые упражнения на развитие ОВД и физических качеств на полосе препятст-вий, в уголке леса

Во время Ф. З. на воздухе, на прогулке в 1 и 2 половине дня

Картотеки в соответствие календарному плану

В течение года в зависимости от поставленных задач

Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство»

По календарному плану группы

Обруч, 4/2009 г., с.34-35

Долгосрочно, со средней группы

1 раз в мес.

Воспитате-ли.

Вовлечение семьи в работу с ребёнком (самостоятельная ДА ребёнка и родителя)

Утро (перед приёмом)

Вечер (перед уходом домой)

Консультации для родителей (индивидуальные, групповые)

В течение года

Воспитате-ли, инструктор Ф. К.

3. Схема «Тропы здоровья», описание маршрутов.

https://pandia.ru/text/78/377/images/image007_39.jpg" width="634" height="940">
4. Перспективный план мини-походов для детей 5-7 лет.

№ п/п

Тема занятия

Сроки проведения

Ответственные

«Мы--туристы»

2 неделя сентября

воспитатели

«Путешествие в осенний лес»

3 неделя сентября

инструктор

«Осенняя экскурсия»

1 неделя октября

инструктор

«Лесные приключения»

4 неделя октября

инструктор

«Хочу стать ловким»

1 неделя ноября

воспитатели

«Осенний букет для мамы»

2 неделя ноября

воспитатели

«Готовимся к зиме»

1 неделя декабря

воспитатели

«Зимой на воздухе»

2 неделя января

инструктор

«Зимние забавы на санках»

3неделя января

воспитатели

«Взятие снежной крепости»

1 неделя февраля

инструктор

«Дорожные знаки»

1 неделя марта

Воспитатель

«К бабушке пешком»

2 неделя марта

Инструктор

«Путешествие в зоопарк»

2 неделя апреля

Инструктор

«Мы идём в поход»

4 неделя апреля

Воспитатели

«Путешествие за кладом»

1 неделя мая

Инструктор

«Среди красок природы»

3 неделя мая

воспитатели

Мини-поход «Лесные приключения» (5-7 лет)

Вид: спортивно-тренировочный.

Цель: обучение преодолению естественных препятствий.

Задачи:

· Бег с изменением направления; отработать корригирующие упражнения на осанку, ходьбу на полусогнутых ногах; научиться выполнять гимнастические упражнения и основные виды движения чётко, правильно, всегда следить за положением осанки; соблюдать дистанцию при выполнении основных упражнений поточным способом; развивать выносливость при циклических упражнениях;

    Развивать доказательную речь.

· Прививать любовь ко всему живому на земле, сочувствовать и помогать в трудную минуту.

    Совершенствовать формы общественного поведения в совместной деятельности (очистить поляну от мусора, накрыть «стол» для всей группы)

Инвентарь : рюкзаки по количеству детей с бутылкой воды, вафлей. Подстилка, палатка для привала. Теремок, бабочка, лягушка, зайчик, волк, медведь. Корзины с шишками, 3 красных флажка. «Паутина» из резинки-2 шт., много небольших игрушек. Оригами голубь-по количеству детей.

1 часть. Вводная часть.

Инструктор : Мальчики и девочки, сегодня ночью мне приснился интересный сон: мы с вами оказались в большом, густом лесу. Вы уже догадались, что я хочу предложить вам отправиться в мой сон. Итак, сегодня мы побываем на живописном озере и поиграем в растения, насекомых, птиц и животных. Поэтому сегодня мы отправимся в поход. Вы хотите отправиться в поход? А как надо вести себя в походе? (Ответы детей). Инструктор: Поход дело серьёзное. Мы должны быть собранными, дружными. Берите свои рюкзаки с водичкой и отправляемся в путь. Станьте в колонну по 1. Песню запевай! (Поём песню «Если с другом вышел в путь»).

Ход занятия.

II часть. Остановка на «Поляне сказок».

Инструктор : Жил-был Зелёный Лес. Это был не просто Зелёный Лес, а поющий зелёный лес. Берёзы там пели нежные песни, дубы-песни дубов. Пела речка, но звонче всех пели, конечно, птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки-малиновые. Но сегодня в этом сказочном лесу случилась беда. Злой волшебник заколдовал всё живое: зверей, птиц, деревья, кусты. Ребята, мы поможем сказочному лесу? (Да). Тогда в путь! Пойдём в лес по тропинке, которая должна нас вывести на поляну, полную света и тепла. (колонной по 1 дети идут друг за другом на разминку).

Инструктор: Оглянитесь вокруг, какой высоты становится трава! Значит лесное озеро уже близко. (Дети кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, голову чуть-чуть наклоняют вниз и идут друг за другом)-1 круг.

Инструктор: На пути показались большие деревья! (Дети, подняв руки вверх, на носках идут колонной).

Инструктор : Постепенно приходится осматривать и ощупывать дорогу перед собой. Выбрасываем то левую, то правую ногу в сторону, продвигаясь вперёд.

Инструктор : Ну что же, мы всё проверили. Идём шагом! (1 круг) Глубоко вдыхаем лесной воздух и говорим «АУ» .

Инструктор : Ребята, тихо-тихо мы подышим, сердце мы своё услышим. Тук-тук-тук. Представьте, что у вас вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Давайте немного этого тепла и света пошлём сказочной поляне. (Дети выносят руки от груди вперёд ладонями вверх). Молодцы!

Инструктор : Ребята, лесок стал оживать. Но что я вижу-теремок. Кто в тереме живёт? –бабочка. Давайте ей, как договаривались, кусочек тепла от своего сердца (руки вперёд).

Бабочка : Как прекрасно жить на свете, вы согласны со мной дети? (Да). Тогда летите за мной! (бег со взмахами)

Инструктор : А это кто? Лягушка! Отдайте ей кусочек своего тепла, она смотрит на нас, она живая, прыгаем вперёд! (на 2х ногах, на 1й ноге).

Инструктор : А вот мышка куда-то пропала! Её не хватает в этой сказке. Но зато на нашем пути встретился зайчик! Зайчик, что ты умеешь делать? Лапкой умываться,(растирают нос), чисто вытираться,(растирают лоб), гребешком чесаться.(гребнем по волосам) (самомассаж ) Подарите ему кусочек тепла.

Инструктор: А это волк - зубами щёлк. Он за нами гонится, бежим по дорожке большими шагами. (1 круг). Всё, погоня закончилась. Скорее давайте ему кусочек своего доброго сердца. Он вам говорит спасибо! (Дыхательное упражнение «Веер»--ох-ох-ох-обмахиваясь руками)

А вот и медведь. Что он сделал в сказке? (Развалил дом). Правильно. Скорее ему посылайте кусочек своего доброго сердца. И нам пора к новым приключениям! Пройдём 1 круг и взмахивая то правой, то левой рукой, скажем «До свидания!».

2. Переход на лабиринт.

А теперь покажем зверям, какие мы сильные и умелые! Нас ждут забавные « физкультуринки».

Общеразвивающие упражнения с использованием лабиринта.

1. «Посмотрим по сторонам »--Ип: упор лёжа на лабиринте. Повороты головы в стороны, вверх-вниз.

2. «Накачаем воду в озеро »--Ип: то же. Отжимания от лабиринта (Хлюп-хлюп)

3. Любопытная Варвара. (Присесть-держась за лабиринт, встать, поднявшись на носки, руку козырьком ко лбу, что видите?)

4. «Розовые пяточки»-- голову наклонять пониже при сгибании рук в локтях, при этом поднимать поочерёдно повыше ногу в небо.

5.Сердитый шлагбаум -не пропускает непослушный автобус! Стоя боком к лабиринту, с опорой на него рукой, отведение 1й ноги в сторону со словами «Не пущу, не пущу! Красный свет, хода нет!» (Затем поворот в другую сторону). Спросить «А вы не переходите на красный свет? И на велосипеде не ездите на красный свет? И на роликах? Никогда не переходите на красный свет!».

6. Коровки и бычки . А вот коровки и бычки этого не знают. Стали у дороги и мычат «Му-му!» (1 ногу закинуть на лабиринт, стоя к нему спиной, на другой слегка приседать. Из руки изобразить рога. Поменять ногу.)

7.Непослушная нога делает, что ей хочется! Пока бычки переходили через дорогу, у нас развязались шнурки! (Занос ноги на лабиринт, стоя к нему лицом).Поменять ноги 3-4 раза.

8. Трусливые зайцы . А вот и трусливые зайцы хотят перейти через дорогу, но не знают как. Шныряют туда-сюда! (Лазанье под лабиринт). А голодный волк ходит, ищет их (Инструктор изображает голодного волка)

9. А вот и мышка, которая потерялась на поляне сказок. Мышиный хоровод. (сначала ходьба вокруг лабиринта на носках, бег по лабиринту).

1) Проверка на ловкость. (Бег по прямой, затем змейкой между рюкзаками, разложенными на расстоянии 50 см на беговой дорожке)

2) Обратно ходьба по полосе препятствий-2-3 раза. На кочках спрыгивание и запрыгивание.

3) Метание шишками с расстояния 4-5 м (от флажка) правой и левой рукой.

Инструктор : Мы показали свою ловкость и силу. Давайте играть и веселиться. .Берите рюкзаки и идём дальше.

Говорят речёвку на ходу: «Мы-туристы».

Кто шагает дружно в ряд?

Наш детсадовский отряд.

Мы хотим быть смелыми,

здоровыми, умелыми!»

3 часть. Игры.

Инструктор. Смотрите, какую паутину сплёл сказочный паук, даже две, одну для девочек, а другую для мальчиков и нам через неё надо пробраться. Задевать нельзя даже косичками! Не запутайтесь. По очереди, берегите друга.

Инструктор. В этом лесу много разных игрушек. Вы должны бегать так, чтобы не задеть ни один предмет. Кто задел, выходит из игры. (До победителя).-2-3 раза.

Инструктор : Ребята, посмотрите вокруг, какой всё-таки лес красивый! Вы сегодня спасли всё живое от злого волшебника своим добром и любовью. Голубь-символ мира. Возьмите их на память себе домой.

4 часть. Привал.

А теперь привал или по - другому отдых! Разобьём палатку, расстелем покрывало! («Завтрак на траве»).

Мини-поход «Зимние забавы-взятие крепости» (5-7 лет)

Вид : познавательный.

Цель : знакомство с историческими праздниками родной страны-Днём защитника Отечества в рамках военно-патриотического месячника.

Задачи:

· Упражнять детей в умении регулировать ширину шага при ходьбе, развивать чувство равновесия. Совершенствовать технику метания в необычной обстановке.

· Приучать детей выполнять знакомые движения в тревожной ситуации.

· Обучать элементам ориентирования на местности по компасу.

· Развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы.

· Развивать умственную операцию сравнения при отгадывании загадок. Активизировать словарь в соответствии с лексической темой «Зима. Зимние забавы».

· Воспитывать патриотизм, чувство товарищества и коллективизма.

Инвентарь : санки, компас, карточки с загадками, знамя, снежная крепость, снежки или мешочки, снежные горки.

I часть. Вводная.

Оснащение занятия: Рюкзаки, бублики, любимая игрушка, оборудование полосы препятствий: лягушатник, паутина. Персонажи: игрушка лесовичок и бабушка. 10 клубочков синего и красного цвета, корзина с соком. Пластиковая бутылка, карта, карточки со схемой задания.

Ход занятия

Предварительная работа: беседы с детьми о семье, о бабушках. Каждый ребенок в группе должен рассказать о своей бабушке. Для этого педагог предлагает детям рассмотреть семейные фотографии, обсуждает с ними, кто на кого похож.

Что же такое семья? (Ответы детей).

Как вы думаете, мы с вами можем быть семьёй? (Ответы детей).

Педагог подводит детей к мысли, что семья-это родные люди: мама, папа, бабушка, дедушка и т. д. Это родственники, мы их любим и дорожим ими.

В одной семье существует несколько поколений:

молодое-дети;

среднее-мамы и папы;

пожилое-бабушки и дедушки;

старшие-прабабушки и прадедушки.

Какое время года сейчас? А месяц? Что за праздник отмечает вся страна 8 марта ? (Ответы детей). Вот и мы с вами сегодня отправимся в поход, в гости к моей бабушке. Бабушка живёт далеко, на пути нас ждут преграды и задания. И поможет нам её найти карта, о которой мне рассказал Старичок-лесовичок. Но сначала мы уложим рюкзаки для похода.

«Уложи рюкзак»

На групповой площадке группа разбивается на две-три команды и выстраивается на линии старта в две-три колонны. На старте размещаются вещи (коврик, куртка, фляжка, котелок, кеды, кружка и пр.), которые необходимо уложить в рюкзак, находящийся в 15-20 м от игроков. Число вещей должно соответствовать числу участников игры. Игрокам дают возможность рассмот­реть вещи и договориться о последовательности укладки рюк­зака.

По сигналу педагога капитаны подбегают к рюкзаку и укла­дывают в него взятую со старта вещь, наиболее подходящую для начала укладки. Затем возвращаются на старт и передают эста­фету касанием руки следующему игроку. Так по очереди каж­дый игрок продолжает укладывать рюкзак к походу. Последний в команде игрок, завершив укладку, приносит рюкзак на старт.

Побеждает команда, которая правильно и быстро уложила рюкзак (вместе с детьми педагог проверяет оба рюкзака, анали­зирует ошибки).

Оденьте рюкзаки, и пойдём скорее в наш лесочек. Он там нас ждёт. (Ребята отправляются в путь. По дороге общаются с педагогом).

1 часть. Вводная . В уголке леса появляется игрушка Старичок-лесовичок:

Это я-седой старик,

Называюсь Лесовик.

Этот лес я сторожу.

За порядком здесь слежу.

Инструктор и дети. Здравствуй, старичок-Лесовичок!

Лесовичок . Здравствуйте, дети. Зачем пожаловали?

Инструктор. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой. А также мы идём в гости к бабушке. Ты не знаешь, как нам её найти?

Лесовичок . От мостика сделаете 5 шагов к берёзе, затем повернётесь направо сделаете 10 шагов к ёлке. Увидите лавочку, а под лавочкой-бутылочка волшебная. В ней –карта, рассмотрите её и узнаете, что вам делать и где живёт ваша бабушка. Только знайте, что вас ждут разные испытания. Ведь я хочу убедиться, что вы смелые и выносливые.

Инструктор . Спасибо тебе, Лесовичок. (Выполняют задание. Найдя карту, рассматривают её. Решают куда идти).

2 часть. Основная. План карты. (на карте цифрами обозначено место карточек-испытаний).

1этап. Уголок леса . В соответствии со схемой, находят карточку с 1-м заданием: Назвать деревья вокруг. Игра «Раз, два, три, к названному дереву беги!». В ней надо по сигналу подбежав к дереву, рассмотреть его и рассказать, как изменился вид дерева по сравнению с прошлым походом.

2 этап. На дорожках детского сада . На карточке изображён «Бег парой». Команды строятся за линией старта в колонну по 2. По сигналу бегут первые пары, взявшись за руки. Обегают деревья, возвращаются назад, передают эстафету касанием рук и становятся в конец колонны.

3 этап. «Прыжки из вагона в вагон» (на асфальтовом рисунке). Колонна становятся по одному за линией старта. По сигналу участники с рюкзаком за спиной прыгают на 2х ногах из вагона в вагон (поточным способом)-2-3 раза.

4 этап. «Поляна сказок». Прохождение «Лягушатника», изготовленного из сухих веток и прутьев и «Паутины», из верёвки с двумя-тремя резкими поворотами.

5 этап. Полоса препятствий. (Пробежка по беговой дорожке с передачей эстафеты, ходьба змейкой между деревьями, бревно, метание шишек в вертикальную мишень)

6 этап. Встреча с бабушкой , которая сидит в беседке. Она рада внучатам, и просит отгадать загадки:

1) Не живая, а идёт,

Не подвижна, а ведёт. (Дорога).

2)Чёрен-да не ворон,

Рогат-да не бык,

Шесть ног-да без копыт. (Жук).

3) Балерина пляшет,

Вся искрится блёстками,

Над цветками машет

Лепестками пёстрыми. (Бабочка).

3 часть. Заключительная.

Бабушка. Хорошие, умные внучата. Приготовила я вам подарок, он в корзинке. Да вот совсем стара стала, забыла, где оставила. Давайте вместе искать, а помогут нам его найти клубочки синего и красного цвета, которые высыпались у меня из кармана по дорожке в детский сад. 5 синих –для мальчиков и 5 красных-для девочек. Побеждает команда, нашедшая первой корзинку. В ней-сок.

Инструктор . Пора прощаться с бабушкой и Лесовичком. Давайте их поблагодарим за всё.

Возвращение в детский сад.

Список использованной литературы:

1. «Двигательная активность ребёнка в детском саду»--М., 2000

2. «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста-Таганрог, 2004

3. «Физическое развитие ребёнка»--Спб: Речь, 2009

4. «Занятия на тренажёрах»--М., 2009

5. «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста-М., 2003

6. «Туристские прогулки в детском саду»-- М., 2004

7. «Физическая культура – дошкольникам»--М., 2000

8. «Физическая культура в дошкольном детстве»-- М., 2005

9. «Зелёный огонёк здоровья»--М., 2009

10. «Юный эколог»--М., 2002

11. Журнал Обруч, 4/2009 г., с.34-35

Татьяна Васильевна Толмачёва

Поход "Здравствуй, осенний лес, полный загадок и чудес!"

В нашем детском саду давно стало традицией проводить походы с детьми старшего дошкольного возраста . Детский турпоход - это замечательный отдых для детей и взрослых , это отличная возможность полюбоваться красотами родной природы, он развивает ловкость, находчивость, выносливость, дарит здоровье и дружбу, воспитывает чувство ответственности.

Любой поход требует тщательной подготовки. Наши педагоги проводят с воспитанниками предварительную работу, где беседуют с детьми о туристах, особенностях их жизни, различных видах походов , демонстрируют наглядный материал : иллюстрации и фотографии походов , уже проводимых ранее. Воспитатель вместе с детьми составляет "карту" маршрута.

Инструктор по физо, накануне похода , обследует дорогу, места будущих стоянок и игр, измеряет расстояние, время движения. важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом.

группу детей должны сопровождать взрослые. Кроме инструктора по физо, воспитателя, мы приглашаем с собой одного-двух родителей. привлекая их к сотрудничеству и развивая совместную деятельность между МБДОУ и семьей. в походе обязательна медицинская аптечка. Ребенок может порезаться осокой, уколоться шишкой и др. Воспитатели должны уметь оказывать первую помощь при непредвиденных обстоятельствах.

Перед походом дети в группе учатся самостоятельно собирать рюкзаки, брать с собой самое необходимое : фляжку с водой, легкий завтрак : (яблоко, бутерброд, конфету, печенье, дополнительно дети берут (по желанию) карандаши, планшеты

для рисования. Перед выходом воспитатель проверяет одежду, обувь детей , повторяются правила поведения в пути, в лесу и на привале.

Поход состоит из следующих основных, равнозначных, взаимосвязанных между собой частей : дороги до места стоянки, отдыха и игр на стоянке и дороги обратно.


ПЕРВАЯ ЧАСТЬ похода несет в себе основную познавательную информацию; ребята делают пометки в планшетах, отмечают интересные находки, ориентиры, учатся

определять стороны света по компасу, а также по отдельным приметам.

Кратковременный отдых по дороге к стоянке устраивается через каждые 15-25 минут движения. Если есть возможность, дети присаживаются на бревнах, пнях, прислоняются к деревьям. В это же время проводятся кратковременные наблюдения. Так, например, по дороге нашего маршрута находится живописный пруд, на берегах которого мы встречаем рыбаков, показывающих нам свой улов, водоплавающих птиц (уток) и др. Дети отмечают нежную зелень берегов весной, яркую красоту опадающих листьев осенью, множество цветов и насекомых летом, замерзающую воду и склонившиеся, покрытые снегом деревья зимой.


ВТОРАЯ ЧАСТЬ. в нашем сосновом мы давно облюбовали большую светлую поляну с высокими стройными соснами и небольшим искусственным прудом около. На этой открытой площадке мы можем держать в поле зрения всех наших детей . Взрослые устраивают место привала, дети снимают рюкзаки, складывают их в одном месте, отдыхают, съедают по желанию яблоко, бутерброд.


После короткого отдыха, организуются совместные игры и упражнения. как правило, используются имеющийся природный материал (шишки, листья, ориентиры - деревья. пни и др.) Мы используем в играх момент соревнований, но отмечаются все участники игры, а не только победители.


Ребята любят "перенимать энергетику" растений, обнимая стволы деревьев. обязательным является и сюрпризный момент : ребята по заданным ориентирам находят "клад" с угощением для всех участников похода .

Перед тем как выступить обратно, место стоянки, если оно загрязнено, необходимо тщательно убрать : мусор мы собираем в пакет и выбрасываем в контейнер по дороге.



ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ. Завершающим этапом похода является обратный путь. следует учесть, что дети утомлены обилием впечатлений физическими нагрузками, поэтому темп ходьбы умеренный, ребята идут свободно. но все же соблюдая правила.

Принесенные из похода "дары природы" дети могут использовать на занятиях по развитию речи, в театрализованных представлениях, рисовании, аппликации, в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх.

Необходимо отметить настроение и самочувствие детей . важно, с какими впечатлениями дети вернулись из похода . Если они обсуждают между собой увиденное, рассказывают о нем, значит : ПОХОД БЫЛ УДАЧНЫМ !


Публикации по теме:

Замечательный поход в зимний лес организовали родители и сотрудники группы №1 Зверева Г. Н. и Рыжова Л. Ф. 15.02.15г. Инструктор по физкультуре.

Механизм формирования доброжелательных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством традиций группы МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Механизм формирования доброжелательных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Планирование НОД для детей старшего дошкольного возраста «Традиции группы» Планирование непосредственной деятельности. Старший дошкольный возраст. Тема: Традиции группы. Цель: Рассказать детям о традициях сада и.

Развлечение для детей старшей группы «Ну-ка, звездочка, зажгись» Тема «Ну - ка, звездочка, зажгись"Цель:Закрепить умение считать, обозначать цифрами числа, устанавливать разностные отношения между числами,.

Роль словесных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста логопедической группы Из опыта работы воспитателя высшей категории Шарафутдиновой Г. А. МБДОУ ДС КВ № 443 г. Челябинска Дошкольный возраст – это период активного.

Сценарий совместного праздника для детей и родителей группы старшего дошкольного возраста «Зимний вечерок» Сценарий совместного праздника для детей и родителей группы старшего дошкольного возраста «Зимний вечерок» Авторы: Уткина Елена Викторовна,.

Цель: формирование простейших туристических навыков.

Задачи:

1. отрабатывать навыки правильного и безопасного поведения в природе,

2. формировать познавательный интерес,

3. отрабатывать навыки ориентировки в пространстве, ловкость, быстроту,

4. воспитывать чувство коллективизма.

Предварительная работа : разучивание речевки, беседа о правильном поведении на природе, выбор капитана, придумать название команды.

Материалы: аптечка, питьевая вода, покрывала, палатка, предметы для эстафеты «Что возьмем с собой в поход», карта маршрута, ведерки, кастрюльки, маленькие стаканчики, шнуры, колокольчики, веревки, прищепки, фотоаппарат, спальный мешок.

Участники похода : педагоги, дети, родители.

Ход:

Воспитатель вызывает капитанов команд и объявляет задание:

Эстафета «Что возьмем с собой в поход». В нескольких метрах от них на пледе разложены различные предметы – как необходимые в походе, так и совершенно не нужные: свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, пенка, спортивные гантели, конструктор и др. Капитаны по очереди подбегают к ним, выбирают необходимый для похода предмет, возвращаясь с ним, передают эстафету следующему. По окончании игры воспитатели проверяют правильность выполненного задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет.Главное правило – в поход берем только то, что необходимо, а не то, что вероятно пригодится.

После того, как все вещи собраны, начинаем движение по маршруту.

Во время следования ребята вспоминают речевку туриста:

Кто шагает с рюкзаком?

Мы туристы!

Кто со скукой не знаком?

Мы туристы!

Эй, ребята, тверже шаг!

Что турист берет в дорогу?

Песню, ложку и рюкзак!

Прибыв в конечную точку маршрута, туристы организовывают привал.

Воспитатель предлагает детям вспомнить правила поведения в природе:

Не ходить в лес без взрослых,

Не кричать,

Не срывать незнакомые грибы, ягоды,

Не ломать ветви деревьев и кустарников,

Не выдирать цветы с корнем,

Не разорять муравейники,

Не трогать птиц и гнезда и др.

Игра – эстафета «Походный суп».

Дети делятся на две команды. Перед каждой командой ведерко с водой, в нескольких шагах стоит кастрюлька. Первый участник команды набирает в стаканчик воду и несет ее в кастрюльку, возвращается и передает его следующему участнику.

Игра «Точный глазомер» - участникам предлагается на глаз определить сколько шагов до куста. Затем ответы проверяются. Победители получают звание «Острый глаз».

Игра в слова.

Используются слова растительного, животного мира. Первый ребенок называет слово, второй называет слово на тот звук, на который закончилось предыдущее слово и т. д.

Игра «Дружба».

Дети встают в два круга напротив друг друга.

Я в походе, ты в походе,

Я веселый, ты веселый,

Я твой друг, ты мой друг,

Давай обнимемся.

Внутренний круг сдвигается по часовой стрелке на одного игрока, игра продолжается до тех пор, пока не обнимутся все участники.

Игра «Паутинка».

Натягивается веревка с колокольчиками. Какая команда пролезет под шнуром не задев колокольчик.

Игра «Кто быстрее».

Участники по очереди привязывают веревки, вешают прищепки на своем участке длинного шнура.

Познавательная беседа «Мусор в природе».

Очень часто туристы, отдохнув в природе, уходя, не забирают мусор, а оставляют его. И проблема не столько в том, что это некрасиво, а скорее в том, что во время разложения этого мусора, в природу выделяются токсические вещества, которые отравляют жизнь животного и растительного мира.

Итак, мусорные остатки естественного происхождения, опавшие листья, ягоды, семена, мелкие веточки, разлагаются в течение сезона и являются ценным источником минеральных веществ.

Банановая кожура разлагается полгода. Остатки костей могут пролежать до 8 лет.

Одежда из натуральных тканей, шерсть разлагаются в течение 2 лет, а вот синтетическая может пролежать до 40 лет.

У бумаги сроки разложения тоже разные. Троллейбусный билет исчезнет с лица Земли за месяц, а детский журнал пролежит около 5 лет.

Обычные доски разложатся за 4 года, а крашеные за 13 лет.

Железная банка разложится за 10 лет, а жестяная – через 90.

Пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты будут лежать 100-200 лет.

Жевательная резинка может разложиться за 30-100 лет.

О чем нам говорит эта информация? Прежде чем бросить фантик, бутылку или еще какой-нибудь мусор подумайте, какой вред вы наносите природе. Соберите свой мусор! Перед уходом поставим оценки за чистоту каждой команде.

Далее дети совместно с воспитателем собирают палатку. Если поход длится несколько дней – без палатки не обойтись! Она станет вашим временным домом в лесу, защитит от насекомых и согреет. Настоящий турист умеет правильно собирать и разбирать палатку, знает, что ставить ее нужно на возвышенности, обязательно на сухом месте. Если неподалеку есть сухая трава – нужно положить ее на место, где будет стоять палатка, чтобы было теплее и мягче спать. А как вы думаете, что должно находиться внутри палатки? Там должны быть туристические пенки (коврики) и спальные мешки. Когда туристы ночуют в прохладную погоду, теплее всего они укутывают ноги, иногда даже надевают на них рюкзак, поскольку считается, что если ноги будут в тепле, все тело не замерзнет.(С детьми подготовительной группы можно собрать палатку. Остальным воспитанникам разрешается посмотреть, как она устроена внутри, лечь в спальный мешок и почувствовать себя настоящим туристом

Туристические загадки:

Он с тобою и со мнойШёл лесными стёжками,

Друг походный за спинойНа ремнях с застёжками.

И от ветра и от зноя, от дождя тебя укроет

А как спать в ней сладко. Что это?

(Палатка)

И в тайге, и в океане. Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,А ведёт нас за собой

Он в походе очень нужен,он с кострами очень дружен

Можно в нём уху варить. Чай душистый кипятить

(Котелок)

Дети приглашаются к большому, походному столу.Самостоятельная деятельность: сбор шишек, сухих палочек для изготовления поделок.

Дорога обратно в детский сад.

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ НА ПРОГУЛКЕ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

« Идем в поход»

Цель занятия:

1.Повышение уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;

2.Развитие выносливости, навыков самоорганизации;

3.Ознакомление детей с основами безопасного поведения на природе.

Задачи:

1.Закреплять основные виды движения в двигательной деятельности детей дошкольного возраста;

2.развитие ловкости, координации движений, выносливости, умения ориентироваться по карте, пространственного мышления;

3.Формировать потребность в ежедневной двигательной активности;

4.Воспитание любознательности, экологической культуры и сознания через непосредственное общение с природой.

Оборудование и инвентарь:

Гимнастическая скакалка, гимнастическая лестница, мячи для метания, рукоход, турник, спортивная экипировка детей: (удобная обувь, головные уборы, рюкзаки с бутылочкой воды и едой), котелок, палатка, дрова для костра, картинки лекарственных растений, знаки поведения на природе, пеньки для балансира, лабиринт, медали для награждения, костюм Лесовика, Айболита, лесной феи, топографическая карта на местности, компас.

Предшествующая работы:

1.Беседа с детьми о туристах;

2.Знакомство с ориентированиями на местности по туристической карте;

3.Рисование знаков - правил поведения на природе;

4.иллюстрации с видами туристических походов: пеший, водный, лыжный, велосипедный, автогоночный;

5.Ознакомление с видами костра:

Б) таежный

С) колодец

6.Загадки, кроссворды о туризме.

Ход мероприятия

1 вводная часть:

Построение на спортивной площадке, поднятие флага туристов.

Вед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в туристический поход. Вы все одеты как настоящие туристы: удобная одежда и обувь, головные уборы, у вас даже есть рюкзаки с провизией.

Игровая разминка с детьми

Воспит: «В лес чудес я на прогулку приглашаю вас пойти,

Интересней приключений вам ребята не найти.

По тропинкам, по дорожкам в лес ребята мы пойдем,

И кого-нибудь в дороге обязательно найдем».

Вед: А, что я вижу там впереди? А, это тропинка! - нам ее не обойти. Мы под ней не проползем. А нужно напрямик

(шагают на месте, говоря «топ, топ, топ»).

А, что я вижу там впереди? А это болото! - нам его не обойти, мы над ним не пролетим, мы под ним не проползем. А нужно напрямик.

(шагают на месте, говоря: «гвак, гвак,гвак»).

А что я вижу там впереди? А это река! - нам ее не обойти, мы над ней не пролетим, мы под ней не проползем. А нужно напрямик

(плывем «брассом» и «ныряем» воздух набираем до 5 считаем и выпускаем воздух).

А что я вижу там впереди? А это гора! Нам ее не обойти, мы над ней не пролетим, мы над ней не проползем. А нужно напрямик!

(шагаем на месте и говорим: «вжик, вжик, вжик).

2 основная часть:

Дети идут по тропинке с песней «Вместе весело шагать2 идут по кочкам, между 2-мя деревьями ставится мостик. К стволам двух деревьев привязывается перекладина - имитация бревна (прыгают по кочкам, проходят по низкому мостику, подлезают под бревно).

Воспит: Ребята, вот мы в лесу. Посмотрите направо - елочка там стоит, посмотрите налево - березка на нас глядит и птицы в небе кружатся. А кто это к нам идет? Ведь это Лесная фея.

Лесная фея: Здравствуйте, ребята! Мои друзья - растения и животные не могут говорить и защищать себя. Когда люди идут в лес, они не хотят наносить никому вреда, но сами того не желая, причиняют боль природе. Чтобы этого не произошла, нужно знать, что в лесу можно делать, а чего нельзя. Как вы думаете, что можно делать в лесу?

Дети: гулять, любоваться красотой, слушать пение птиц, собирать дары природы, если это никому не повредит.

ЛФ: А чего делать не следует? (предложения детей)

ЛФ: Для туристов есть специальные знаки, попробуйте догадаться, что они означают. (ЛФ показывает знаки, а после догадок детей читает стихотворение каждому знаку)

ЛФ: Помните эти правила, и тогда природа будет всегда вам рада. Счастливого пути!

Вед: Ребята следующий наш пункт маршрута на карте «Зеленая аптека». Посмотрите, нас встречает Доктор Айболит. А что это у него в руках?

Доктор Айболит: Приветствую вас друзья - туристы. Часто бывает, в походе случается неприятность - царапина, ушиб или укус какого-нибудь насекомого, а врача рядом нет. У природы есть своя аптека, растет она под ногами. Вот подорожник, если вы порезались - приложите чистый листочек к ранке и подержите - кровь остановится.

Еще одно растение - одуванчик - лекарственное, в медицине применяются все его части - от корня до цветка. Оно съедобно - входит в состав салатов, из него готовят варенье. Одуванчик поможет при укусе насекомого - осы, пчелы или овода. Просто надо сорвать желтый цветок и смазать его млечным соком место укуса.

А вот еще одно растение - чистотел. Это растение ядовитое, его есть нельзя, но зато, если вы натерли в дороге мозоль, сорвите листочек и выступившим из него желтым соком смажьте мозоль. А еще чистотел поможет вывести бородавки, если ее регулярно смазывать соком этого растения.

Полевая ромашка и несколько листочков мяты помогут приготовить настоящий лесной чай, который придает вам сил, успокоит, и не позволит простудится, даже в холодную погоду. А теперь давайте проверим, как вы запомнили, какие растения и в какой ситуации вам помогут.

Игра: «Какое растение выручит»

Доктор Айболит: Я вижу, что вы хорошо запомнили названия лекарственных растений и их лечебные свойства. До свидания ребята.

Дети: До свидания!

А, это препятствие:

Ходьба по «кочкам»;

Подъем в гору (ходьба по гимнастической скамейке, в наклоне, подтягиваясь руками за шнур);

Спуск (лазанье по гимнастической лестнице)

Мост (подъем на бревно-балансир)

Бревно (прыжок слева-направо двумя ногами)

Кусты (впереди лабиринт, оббегая)

Пролезть в туннель (обруч на подставке)

Привал: Д ети подходят на базу отдыха. Их встречает Старичок-лесовичок.

СЛ: Здравствуйте, ребята! Я вас давно жду. Устали? Никто не потерялся в дороге? Сейчас проверим. (дети называют свои имена).

А сейчас отгадайте мои загадки! А где же они спрятались загадки? На чуде-дереве они!

(Старичок-лесовичок берет листок кленовый, а там загадка спряталась:

1.В поход идут и дом берут, в котором дома не живут (палатка)

на 2-ом листочке (березовом)

2.Два ремня висят на мне, есть карманы на спине, коль идешь в поход со мной, я повисну за спиной (рюкзак).

на 3 листике (каштановый)

3.На привале нам помог, суп варил, картошку пек, для похода он хорош, да с собою не возьмешь (костер)

на 4 листике (липовый)

4.Он в походе очень нужен, он с кострами очень дружен, можно в нем уху варить, чай душистый кипятить (котелок)

СЛ: А теперь я познакомлю вас с правилами разведения костра.

1.Костер всегда разводит только взрослый;

2.Нельзы жечь костер в ветреную погоду, на сухой траве, камнях, в близи хвойных деревьев;

3.Чтобы подготовить место для костра, лопатой снимают верхний слой почвы с насекомыми и корнями растений;

4.Для дров никогда не ломают живые деревья, а берут сухие ветки, лежащие на земле;

5.Перед уходом хорошо заливают костер водой, чтобы он остыл и снятым слоем земли накрывают яму.

Вед: А какие виды костра вы знаете? (шалаш, колодец, «таежный»).

Игра «Собери костер»

Игра-эстафета «Что в походе пригодится»

Игра «Компас»

Беседа «Какие виды туризма вы знаете?

Пикник на привале

3 часть «Возвращение домой»

1.Подведение итогов

2.Награждение ребят - юных туристят медалью туриста