История национального костюма. Как казаки переняли одежду черкесов? Традиции казачьей формы Что носили казаки на голове

Казачья одежда создалась путём развития традиций и местных художественных вкусов предшествующих степных народов, преимущественно татар.

Делится на культурные ареалы в зависимости от казачьего войска - донские, терские, уральское и т. п.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Русские народные костюмы

Субтитры

Элементы

По описаниям и старинным зарисовкам главными частями мужской одежды казаков служили:

  • широкие шаровары на учкуре;
  • бешмет (аналог рубахи-гимнастерки) до колен или короче с закрытой грудью, с цельными передними полами, правая поверх левой, с мягким воротником и с застежками на крючках посредине груди, при спине по талии-обрезной и с двумя-тремя парами складок от пояса вниз, со свободными рукавами;
  • суконный верхний кафтан, по названию «чекмень » - на Дону, «керея» - у запорожцев, шитый так же как бешмет, но с открытой грудью, при узком шалевом вороте или вороте обшитом широкой тесьмой. Гоголь упоминает о казачьих жупанах синего, красного и желтого цветов. Рукава широкие схваченные манжетами, часто откидные с задним локтевым прорезом; запорожская керея имела такие же широкие, но короткие рукава, выше локтя, то есть подобные тем, какие по Константину Багрянородному в Х в. были у торков-узов;
  • на голове казаки и их предки всегда носили цилиндрические меховые шапки различной высоты, в старое время с клиновидным тумаком.

В 1864 г. русский академик Стефани приметил, что казачьи бешметы во всем подобны скифским кафтанам. Одежду подобного типа, длинные чекмени, с названием «казак» Иосафат Барбаро видел в Азове и в Персии (XV в. Путешествие в Тану и Персию).

Форменная одежда

Знаки отличия

Донские казаки

Для XVIII в. одежду донцов А. И. Ригельман описывает так: «Платье носят совсем татарское, парче-вое, штофное или суконное, кафтан и полукафтанье или бешмет и штаны широкие, сапоги и шапка черкесские, опоясываются кушаком» . По его рисункам, кроме сапог, казаки носили и легкую обувь - чирики. О донских казачках Ригельман писал: «На голове носят с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастьми жемчужными и поверх оных высокие кички с сороками, наподобие большой треугольной лопаты, вышитой спереди золотом, серебром и шелками в узор, а иные; унизаны дорогими каменьями и жемчугом с накрытием белым тонким шальником, то есть кисейною или флеровою фатою с распущенными сзади концами» . «Нынешние же, по большей части старшинские и богатых казаков, носят с черкесского обычая собольи круглые шапки с унизанными каменьем и жемчугом, а у маломощных в узор золотом и серебром расшитым или из какой парчи, материи или бархата, плоские верхом; вдовы же носят без всякого украшения, только черные;» «у простых и небогатых в верхних станицах жены носят с двумя рожнами посредственные и малые кички с сороками, шитые шелками и красной бумажной пряжей» . Верхнее платье казачек состояло, прежде всего, из длинного цветного капота тонкой материи, застегнутого под шею, с очень широкими у кисти рукавами. «Поверх этого они носят зажиточные каврак или саяв и кубелеки парчевые. штофные и прочей материи, то есть кафтан долгой и полукафтанье, который только ниже колен длиною, из под коего видна шелковая цветная рубашка, также и рукава оной - по нынешнему обычно с обшивкой, как у мужчин, а по старому висят высокие; и опоясываются по кубелеку поясами и чепраками, то есть с золотым, серебряным, а иные и с дорогими каменьями и медными по ремню бляшками, разными узорами сделанными, а на переди с замошною пряжкой» .

Девушки «платье носят все такое ж, как и женщины, притом все без изъятия ходят в портках, а по ихнему - в штанах, зимою в тулупах, крытых разными материями» . «На ногах носят чулочки. или ичеги кожаные желтые и туфли или башмаки красные, золотом шитые, а вдовы - черные» . Головные уборы казачек, по зарисовкам Ригельмана, напоминают по форме лодочки с двумя рожками, монашеские клобуки, тиары и митры; в иных случаях это меховые шапки с двумя и четырьмя симметричными рогами.

Некрасовцы

Советник Константинопольского посольства Я. И. Смирнов в 1895 г. описал одежду некрасовских женщин. Они носили высокие кички о двух рогах из золотой парчи под желтым шелковым покрывалом, ватные кофты -бешметы с большими дутыми пуговками, обшитые но бортам мелкими серебряными монетами, при коротких рукавах, из которых выпускались рукава платья, падавшие вниз широкими углами. Наряд дополняли красные сапоги и пояса с серебряным набором. Кавказские казаки всегда носили тот же костюм, что и горские племена, то есть бешмет , черкеску - особый род чекменя, широкие шаровары , наговицы - ичеги и чувяки, а на бритую голову - папаха . Черкеска , хотя и отличается от чекменя отсутствием манжет на широких рукавах. нашитыми на груди патронташами и другими мелкими частностями, но в основе крой её подобен крою чекменя и, безусловно в какой то мере связан со скифскими образцами.

Терские

Казачье женское платье на Тереке сохраняется от прежних времен еще и теперь в некоторых деталях: бешмет одетый на цветную рубаху. Головной убор замужних казачек назывался - сорочка и состоял из подкосника , сорочки и стягаша (представлял из себя небольшой красный кумачовый платок, завязывавшийся на затылке). Поверх всего одевался шелковый или батистовый накрахмаленный платок, именовавшийся ширинкой , обычно палевого цвета, по центру которого проглаживалась канавка (стрелка). Девицы же одевали только стягаш и ширинку.

Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанной их руками, созданное их талантами. Народный костюм - это память, традиции, быт, история, мировоззрение определенного народа.

Велико и разнообразно культурное наследие казачества, накопленное веками, но время, особенно лихолетье 20-го века не пощадило многого, традиционная казачья одежда почти исчезла из повседневной жизни. Отдельные детали гардероба, продиктованные условиями быта, все же сохраняются. Женщины во время работы по-особому в разных районах Дона повязывают платки, мужчины зимой ходят в тулупах, белых шерстяных носках, которые заправляют в брюки, а всю легкую обувь называют «чириками».

Национальный костюм донских казаков уникален, не похож на костюм великороссов. Донцы всегда выделялись своим внешним видом, своеобразный облик донской казачьей одежды складывался веками, и казаки ревностно относились к своей самостоятельности. На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозили из походов. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья, украшали себя оружием, оправленные с азиатской роскошью серебром и золотом. С образцами настоящей казачьей одежды можно познакомиться в этнографических музеях, экспозиции которых позволяют судить о высоком художественном значении изделий, сработанных руками народных мастеров. Фольклорные коллективы использовали в качестве «народного» костюма военную форму и женскую «двойку» - длинную юбку и блузки с баской, сшитых зачастую из дешёвых синтетических тканей. В последние годы, когда движение возрождения казачества стало развиваться, всё больше коллективов стало обращаться к старинным образцам казачьего костюма.

Вообще казаки любили блеснуть необыкновенной пышностью в одежде. Из материалов использовались бязь, киндяк, кумач, сафьян, настафиль (особого рода сукно яркой окраски). Более дорогой считалась настафиль ярко малинового (червчатый), жёлтого и синего (тмосинь), а голубого и зелёного цветов более дешёвой.

В одежде донских казаков в особенности отразилась их древняя связь со степными племенами и народами. Штаны, изобретенные еще скифами, являются важным элементом казачьего костюма. Без них невозможна жизнь конника. «За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары — в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в XVIII, и в XIX веках». Особое значение имели казачьи лампасы. Считалось, что введены они впервые Платовым, но лампасы обнаруживаются и на старинной казачьей одежде, и даже на одежде половцев, и еще раньше — скифов. Значительно эта связь стала проявляться со времени татаро-монгольского нашествия, а затем в период оживленной торговли с Востоком: мужские шаровары с широким шагом и способ ношения рубахи, заправленной с них; причёска с оселедцом, названия «клобук» для головного убора и «епанча» для верхней одежды, встречаемые в ранних письменных источниках.

Донские казаки исстари подразделялись на верховых и низовых. Это деление основано на существенных различиях в хозяйственном укладе, быту, в материальной культуре, в том числе и в одежде. Традиционный костюм донского казачества формировался в результате взаимодействия различных культур, что связано с особенностями возникновения и развития этого самобытного этнического образования. И все-таки восточный тюркский элемент играл при этом весьма важную роль.

Мне, как женщине, в большей степени интересна одежда донских казачек. Это огромный и разнообразный мир и для подробного описания всех деталей потребуются тома. Поэтому мы лишь познакомимся с характерными для донских казачек видами одежды.

Пока мужчины занимались военной службой, все ведение домашнего хозяйства, духовное и нравственное воспитание детей возлагалось на женщин. Именно они творили и создавали те костюмы, которые могли им доставить радость и удобство.

ОДЕЖДА:

Женская верхняя одежда по конструкции почти не отличалась от мужской, различие заключалось в деталях, размере, длине, степени декорирования. Женская одежда, особенно праздничная, больше декорировалась. Характерно было обилие кружев. Когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно. Поскольку они имели особую ценность, их часто пришивали на новую. И мужская и женская верхняя одежда запахивалась одинаково — правая пола глубоко нахлестывалась на левую, поэтому правая пола часто делалась длиннее левой (на 5-20 см). Линия борта — косая, застежка располагалась в основном до линии талии: пуговицы или крючки на правой поле, петли на левой. Кстати у казачек штаны - шароварцы до 19 века являлись неотъемлемой частью повседневной одежды, только у нижнедонских казачек они были традиционно более широкими, а у верхнедонских - более узкими, похожие на брюки дудочки. Изготавливались шароварцы из тонкой шёлковой или бумажной материи.

В Государственном музее-заповеднике М. А. Шолохова есть фотографии, коллекции собранной казачьей одежды конца XIX - начала XX века. Женская одежда, находящаяся в фондах музея, 46-48 размеров. Это свидетельствует о том, что казачки имели красивые фигуры.

Основную часть костюма составляло платье — кубелек или кубилек ,— напоминавшее по покрою и форме татарский камзол, старинное праздничное платье известное на Дону с 11-12 веков. У богатых он шился из парчи. Лиф платья застегивался серебряными или позолоченными пуговицами Параллельно им шел второй ряд пуговиц (золотых или низанных из жемчуга), который служил лишь украшением. Когда казачка поднимала руки кверху, широкие рукава выглядели как крылья мотылька и, очевидно, от этого сходства произошло название платья в его первоначальной тюркской форме, потому что словом «кебелек»(кобелек) тюркские народы называют мотылька, бабочку. В некоторых фасонах платья широкий рукав собирался манжетой и нависал над кистью руки пышным буфом. У богатых в старину кубельки делались преимущественно из парчи; длина их была ниже колен, но высоко от пят. Простые казачки носили кубелек из простого черного сукна.

Шился кубелек из нескольких полотнищ ткани, с отрезным лифом, в талию. Передние полы и спинка делались цельными, прилегающими и соединялись подкройными бочками.

Отверстие для шеи выкраивалось в верхней части округлым, неглубоким. Прямые и узкие рукава сосбаривались на плечах заканчивались обшлагами. Снизу к лифу пришивалась широкая, присборенная, не зашитая впереди юбка.

Кубелек носился с простой или шелковой рубахой с широкими рукавами, выпускавшимися из его рукавов. Подол рубахи и ее передняя часть также были видны.

Кубелек был удобен, будучи сшитым из разнообразной ткани - более легкого полотна или более теплого - хорошо защищал от жары и холода, не стеснял движений во время работы. Особенности кроя такого платья позволяли изготовлять его в домашних условиях без особых трудностей, а потом его можно было легко подогнать по конкретной фигуре с минимальными затратами времени и сил, поскольку фасон был достаточно унифицирован. Девушки шили такие платья для своего приданного, одновременно постигая азы изготовления одежды и набивая руку для более сложных вещей - нарядных и свадебных костюмов.

Нарядные, богато украшенные кубельки были настоящим произведением искусства. Над ними долго работали наиболее умелые мастерицы. Часто в небогатых семьях материал для такого платья, а также различная фурнитура для украшения - бисер, жемчуг, золотое и серебряное шитье - кропотливо собирались в течение нескольких поколений, нашивались на платье постепенно. В таком характере работы над костюмом отражался принцип преемственности - платье переходило по наследству от матери к дочери, которая должна была добавить к нему что-то свое, новое, и в то же время сохранить уже завещанное от предков в целости и сохранности. Умение сохранять хрупкую дорогую вещь показывало состоятельность девушки как хозяйки, умение ее распоряжаться бережливо семейными ценностями. Ведь такое платье становилось уже не просто красивым нарядом, а своеобразным архивом, семейной летописью, по отдельным элементам которого можно было рассказать историю свадеб предыдущих членов семьи. Кроме того, кубилек являлся символом приумножения богатства - прибавляя к нему каждый раз все более богатые отделочные элементы, женщина как бы заговаривала свою будущую семью на увеличение материального благосостояния, а в случае крайней нужды или несчастья (пожара, например) платье можно было и продать.

Кубелек казачки носили до середины 19 века.

Подвязывался кубелек поясом (татаур ) выше талии и состоял из соединенных между собой серебряных, позолоченных звеньев. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом. Полы кубелека заходили одна за другую, не застегиваясь.

В летнее время женщины, выходя из дома, надевали каврак - кафтан из шелка или парчи. Шился в талию с закрытым воротом, но без воротника, с короткими рукавами «в три четверти», из под которых выпускались широкие рукава кубелька, украшался тесьмой и стеклярусом. Обычная длина — ниже колен, а особенно парадных даже длиннее; правая пола запахивалась поверх левой; иногда носился расстегнутым на груди, открывая агатовые пуговки кубелька.

Рубаха (кумж) донских казачек являлась нательной и верхней домашней одеждой.
Своеобразна старинная белая домотканая холщевая рубаха с прямым воротом, невысоким стоячим воротником. Ворот застегивался на медных пуговицах или завязывался тесемками. Полотнища в ней расположены несимметрично. Рукава узкие, с помощью вставленных клиньев расширяются книзу и по краю обшивались в два ряда цветными лентами. Донская рубаха имеет прямой разрез ворота и низкий стоячий воротник. Под подбородком рубаха завязывалась красным лоскутком, продетым в петельки. Ворот, подол рубахи и рукава украшались ярко-красными ткаными узорами, а иногда эти части шили из красного ситца и расшивали бумажными нитками. Женский донской костюм включал также составную рубаху, верхняя часть которой изготавливалась из шелка, рукава и оплечья — из парчи, а подол — из полотна. Воротник обычно красный, выстроченный цветными нитками, назывался ажарёлок. Подпоясывались рубахи красным шерстяным поясом, плетенным особым образом на пальцах. Девки носили такие холстовые рубахи в качестве верхней одежды "до венца". Замужние казачки надевали поверх нее сарафан — сукман или кубелек.

Сукман — верхняя одежда замужних казачек (разновидность сарафана). Это накладная одежда, чаще всего синего или черного цвета, шитая из четырех полотнищ ткани, отличался очень узкими и короткими рукавами. Спереди от ворота шел короткий прямой разрез на медных пуговицах, называемых «базка», «пазука» и обшитый широкой шелковой лентой по краям. Цветной шнур, идущий по одному из краев пазуки и в соответственных местах не пришитый к нему, образовывал петли. Вдоль подола сукман обшивался широкой шелковой лентой красной или синей, а по самому краю гарусском (род тесьмы, плетенной особым образом на пальцах). Сукман подпоясывался плетеным красным или синим поясом с кистями.

Постепенно к 80-м годам XIX века кубелек и домотканный сукман сменились сарафаном, который шился из цветного ситца, с высоким цельным нагрудником, узкими проймами, которые, сходясь сзади, пришивались к сарафану на высоте талии. Сарафан шился без спинки, с короткой прорехой на пуговицах с левой стороны у основания нагрудника. Сзади сарафан представлял собой доходящую до талии юбку с проймами и заложенную по верхнему краю многочисленными частыми сборами, украшался сарафан цветными лентами вдоль верхнего края нагрудника, сзади по сборам, внизу — вдоль нижнего края. Повязывался сарафан широким плисовым поясом, пониже талии, чтобы сзади "сборы были видны и ленты". На Дону яркий ситцевый сарафан назывался кумашником . В ряде верховых станиц сарафан сохранился в комплексе женской одежды до 20-го века.

Запаска — длинный кусок плотной материи, сотканной в цветные полосы, служивший казачкам до 19 века вместо юбки. Название от «запахнуться», потому что, действительно, запахивалась вокруг бедер и связывалась впереди пояском; передний раствор прикрывался длинной занавеской. Вышла из употребления после того, как казачки перестали носить шаровары, потому что не достаточно прикрывала нижнее белье.

Запон (завеска, хвартук) был неотъемлемым элементом женского костюма. Запоны различались праздничные и будничные (расхожие). Донские казачки надевали запон (завеску) из гладкого или набивного материала, по подолу обшитый чем-нибудь красным (кырмызом). Это род короткого фартука с пришитой небольшой грудинкой, по шву закладываются мелкие складочки. Завязывается вокруг талии тесёмками. С левой стороны пришивался карман. Носили запоны исключительно на сарафанах и не надевались на сукман или кубелек. Будничный фартук шился из белёного холста, а праздничный — из дорогой ткани и украшался кружевами, лентами, прошвами.

Юбка. Казачки носили юбки длинные и широкие, летом - лёгкие, зимой - тёплые из шерстяной полосатой ткани. Богатые казачки имели по 15 - 20 разных юбок.

Праздничные юбки изготавливались из покупной ткани: ситца, сатина, бархата, батиста, нанка, малескина, репса, кашемира. Самые модные юбки шили в то время чаще из бенгалина. Чего только нет на этих юбках, сзади сборки и оборки по подолу, клинья, пуговицы, тесьма, бисер, ленты, кружева, оторочка другой тканью. Верхние юбки, особенно праздничные, расклешенные, имели внизу широкий волан — брызжу, отделанный лентой, полоской кружева, плиса. Теплые юбки шили на теплой подкладке и внизу со щеточками (тесьмой). Они не давали низу подола изнашиваться.

Юбку с кофтой девушки начинали носить с 15 лет. Если в семье было 2 - 3 сестры, то младшие сестры до просватания не имели права надевать юбку с кофтой, а ходили как девочки в платьях, хотя им уже могло быть значительно больше 15 лет. «Чтобы не посадить под корыто старшую сестру»,— говорили в семье.

Под верхние юбки надевали нижние юбки, иногда четыре-пять штук. Чем богаче была казачка, тем больше юбок. Их шили из ситца, белого мадаполама или зона (коленкор) и называли зоновыми, зоновками. Двенадцать прямых полотнищ собиралась по талии мелкими складочками под обшивку с длинными концами. Основная часть сборок приходилась на заднюю часть зоновки. Нижний край юбки украшался оборкой ткани с кружевом. Нижняя юбка шилась длиннее верхней, для того, чтобы снаружи были видны кружева. Закреплялась на талии при помощи несколько раз оборачивающихся вокруг тела концов обшивки, которые затем завязывались сбоку.

Из той же ткани, что и верхняя юбка, шилась кофта сложного кроя. Застежка на мелкие пуговицы шла сбоку по пройме и по плечу. Небольшой стоячий воротник также застегивался сбоку. Длинный присборенный у плеча рукав, широкий до локтя, сужался к кисти. Кофту украшали кружевом и прошивками, которые казачки называли батистовками, также жемчугом, бисером, лентами и пуговицами. В начале XX в. распространилась кофта матене — свободного покроя немного ниже талии, распашная с застежкой спереди, с длинным прямым рукавом и воротником-стойкой. Их носили только замужние женщины.

Молодые казачки любили носить кофточки до бедер, плотно облегающие фигуру с небольшой баской. Такие кофточки с узкими длинными, присборенными у плеча рукавами и с воротничком-стойкой, застегивались спереди на множество мелких пуговиц. Назывались они «кираса».

Кохта — верхняя женская праздничная одежда для весны и осени из тканей фабричного производства на вате, стеганная с подкладкой. Представляла собой распашную одежду с цельной, расширяющейся книзу спинкой, с широкими полами и боковыми клиньями, длиной до колен. Ворот круглый, без воротника, рукава длинные, узкие. Застёгивалась она на одну пуговицу, пришитую у горла.

Кохты по верхней поле и рукавам украшали плисом или нашивали поперек спины и полки ближе к подолу шелковую бахрому. Были распространены среди донских казачек в XIX — начале XX века.

Зимним нарядом казачкам служила донская шуба , длинная до пят, азиатского покроя в виде запахивающегося халата, колоколом расходящемся книзу. Обычно шилась на лисьем или куньем меху с удлиненными рукавами и покрывалась красивой дорогой тканью: парчой, атласом (зеленого или синего цвета с черными узорами), тисненой узорной шерстью. Вся шуба вокруг подола, бортов и ворота, часто была оторочена порешней (мехом выдры, в старину из ее черного блестящего меха делалась опушка на женских шубах, а также шились женские шапки с атласным верхом).

Для тех казачек, у которых были маленькие дети, крой был особый. Правая пола шилась длиннее, под полу клали младенца и закутывали ею ребенка. В рукава с оторочкой меха можно было прятать руки, чтобы согреть, и они создавали видимость муфты (широкие сверху рукава свисали много ниже рук, а если поднимались выше кистей, то собирались наверху вроде буфов). По праздникам с шубой носили очень красивые шали, богатые казачки надевали собольи шапки с четырехугольным бархатным верхом и жемчужными чикиликами.

Были и белые овчинные «накрытые» шубы, отороченные по краям рукавов, по полю и низу узкой полоской курпея, то есть шкурой молодого ягненка. Были овчинные шубы и без оторочки, «нагольные», то есть некрытые. Их носили казачки победнее, считалось, что они предназначены для зимних уличных хлопот по хозяйству. Подпоясывали овчинную шубу вязаным шерстяным шарфом синего, зеленого или красного цвета.

Старинная донская шуба, несмотря на то, что в XIX веке широкое распространение получили пальто и различные шубки, не утратила своей популярности.

Жупейка — верхняя зимняя одежда. Представляла собой прямое пальто из сукна фабричного изготовления на вате с небольшим воротником и застежкой спереди. Жупейку носили донские казачки в XIX — начале XX века.

Плиска — верхняя женская одежда для зимы из плиса на вате с подкладкой, представляла собой пальто прямого покроя с круглым воротником, отделанное на груди черными лентами и кружевом. В конце XIX — начале XX века была модной одеждой у донских казачек.

В 19 веке одежда донских казачек становится всё более «городской», а после войны с французами в 1812 году на Дон проникает и европейская мода.

ОБУВЬ:

Сапоги казаки носили, как правило, татарского образца с сильно загнутой носочной частью и фигурной линией верхнего канта, выделанные из сафьяна ярких цветов: красного, желтого, зеленого. Носили и чедыги — сапоги астраханского фасона, остроносые, на высоком каблуке.

Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков из расшитой, разноцветной кожи— ичиги и чирики — туфли-галоши, которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чесаных носков, в которые заправлялись шаровары. Чирики делали на подошве, с широким каблуком, тупым носком и иногда обшивали по краям ремешком из белой кожи.

В восемнадцатом веке на Дону женщины носили ичиги красной кожи с вышивками, а вдовы - чёрные. Еще в древности скифская женская обувь была богато орнаментирована, женщины тяготели к декорированию своей обуви. В месте, где соединялась головка обуви с голенищем, вшивалась полоска красной шерстяной тесьмы, которая была украшена кожаными аппликациями. Украшали и подошвы: кожей, сухожильной нитью. Несмотря на то, что как правило, украшение подошвы было более свойственно степным народам Азии, которые имели привычку сидеть, сложив ноги пятками наружу, историки нашли много подтверждений тому, что и скифы часто украшали подошвы своей обуви.

С праздничным платьем казачки обували туфли из сафьяна. Мужчины, как и женщины, носили с обувью грубые бумажные или шерстяные белые чулки, изобретенные в свое время в Багдаде. Грубые белые шерстяные чулки молодые казачки любили носить без подвязок. Особым щегольством считалось, если чулки собирались толстыми складками на узкой части ноги над щиколоткой. Среди казаков было распространено поверье, что чулки из овечьей шерсти предохраняют от укуса тарантулов, которые боятся запаха овец, т. к. овцы едят тарантулов. Поэтому казаки и казачки даже летом охотно ходили в шерстяных чулках. Рукодельницами казачки были отменными. Собирались вечерами, пряли и вязали. Вязали чулки шерстяные на спицах из сученой шерсти — черные, белые или узорные: сверху белые, ниже — черными полосами и зигзагами. По сей день сохранилась мода на обувь, вязанную крючком из сученой шерстяной пряжи без завязок. У многих казачек пожилого возраста можно их увидеть и сейчас.

Состоятельные казачки носили парадные, щегольские «кислиной наверстанные чирики», т. е. туфли, обшитые по краям ремешком из белой кожи. Позже казачки стали шить уже праздничный "окаймёной", т. е. обшитый цветной тесемкой башмак. (Кислина— белая, не вымоченная в дегте кожа, из которой делают, например, сбрую). Носили их летом по сухой погоде, надевали на шерстяной носок.

С нарядной одеждой носили обувь европейского типа — кожаные ботинки на шнурках (гусарики) и пуговках (гетры - высокие ботинки с застежкой на боку) и полуботинки на низком каблуке с узкими носами - баретки. Гусарики — праздничные кожаные цветные сапожки на каблуке со шнуровкой впереди, в конце XIX века их носили девушки и женщины из зажиточных семей. Пожилые женщины ходили в ботинках с провками, в которых только задник, бока и носок отделаны кожей; носили их с галошами. А суровой зимой носили валенки мужчины и женщины только из зажиточных семей. Валенки с короткими голенищами называли валёнки, их надевали по дому, а с длинными — в дорогу.

В начале XX века пришла мода на резиновые галоши. Их также носили с белыми шерстяными чулками, и сейчас на станичных улицах приходится встречать отголоски этой старинной моды.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ:

Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. Показаться «простоволосой» было знаком невежества, дикости. Без головного убора появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи. Головной убор носился в полном соответствии с семейным положением — замужняя женщина никогда не показалась бы без него на людях, поэтому этот обязательный элемент одежды казачек отличался чрезвычайным разнообразием.

Шлычка — колпачок, особым образом кроеный, надевался на волосы так, чтобы спереди они были немного видны. Волосы собирались под шлычку узлом и поддерживали ее в приподнятом положении. Для этой же цели служила вата, подложенная под верхний шов шлычки. Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой. Сшитая из дорогой яркой ткани, она украшалась вышивкой, блестками, стеклярусом. Шлычка была не видна и служила только остовом для повязывания сверху платков или покрывалась шальником из прозрачного шёлка.

Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку .Это шелковая черная кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос с концами, которые завязывались сзади бантом, очень украшала женщину, файшонка была очень популярной.

Наколка —головной убор замужних молодых женщин, представлявший собой шапочку овальной формы из шелка на твердом каркасе из картона или проклеенного холста с ситцевой подкладкой. Шелк шапочки обычно закладывался в складочки. Наколки украшались ленточками, бантиками, кружевом.

В XIX веке на Верхнем Дону вошел в моду головной убор казачек — колпак . Это праздничный головной убор замужних женщин. Его вязали из шелковых или бумажных ниток в форме чулка с махрами на макушке, иногда украшали бисером и вышивкой. Он одевался сверху на пучок волос, которые убирались сзади в узел (кугулю), широкий край загибался внизу обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец. При выходе на улицу поверх колпака надевали платок, который в помещении снимали, оставаясь в колпаке. На голове он имел вид облегающей повязки. Привлекает колпак расцветкой. Край, а иногда и весь колпак украшался набивным рисунком (цветочный орнамент); излюбленные цвета фона — черный, зеленый, реже бежевый.

Колпак в основном носили в комплексе с кубельком. Предполагается, что он был заимствован у татар. Действительно, по форме и видоизмененному названию он очень напоминает татарский калфак. Отличие в том, что татарский калфак является девичьим головным убором, то казачий колпак женским. Расплетение косы, укладка волос по-женски и надевание колпака входили в казачий свадебный обряд.

Колотовочка или казимирка — платок с мелким рисунком, небольшой, красный, четырехугольный, обычно носился летом. Один из углов колотовочки загибался и накладывался на лоб, два боковых конца затягивались сзади узлом, под который пропускался третий угол. Т. е. колотовочка закрывала до половины лоб, виски и уши. На колотовочку повязывались верхний платок или шаль, причем с боков они слегка закладывались внутрь, а надо лбом собирались "уголком", что считалось модой.

В холодное время года поверх накинутой на голову шали под подбородок, прикрывая уши, повязывался платочек, концы его связывались на макушке, т. н. знуздалка . Знуздалка была обычно красно-белого цвета. Концы шали уже поверх надетой знуздалки обертывались, прикрывая нижнюю часть лица и рот, вокруг шеи и повязывались спереди узлом.

В комплексе с платьями татарского покроя носили русские головные уборы: повойник или рогатую кичку.

Кичка («утка») — старинный головной убор замужних казачек; делался на твердой основе в форме лодочки, митры, широкой шапки с двумя или четырьмя рожками, а также в виде тиары, украшенной по верхним обрезам волнистыми фестонами-сороками. Нарядные кички делали из зеленого или бордового бархата, вышивали золотой и серебряной нитью, бисером, жемчугом, зажиточные казачки носили с сорокой чикилики, а на лоб — металлические украшения. Были кички и в форме небольшой круглой шапочки.

Ходили в кичках все поголовно. У богатых кички украшались жемчугом и даже бриллиантами, вышивались золотом или шелками, бисером. К 60-м годам в зажиточных кругах кички вытесняются модными шляпками, чепчиками. Исчезновение кички объясняется ее дороговизной. Кичка представляла небольшую круглую шапочку с невысоким околышем и плоским верхом, волосы тщательно зачесывались под нее, но виднелись спереди и сзади. С кички свисали над ушами до самых плеч чикилики — длинные нити, унизанные жемчугом, а на лоб — металлические украшения. Казачки очень любили украшения, и самые характерные из них — чикилики. Это широкая лента из алого атласа, украшенная жемчугом, к которой прикреплялась густая сетка из крупного жемчуга. Лента обвязывалась вокруг головы, а жемчужная сетка свисала из-под головного убора, частично прикрывая щеки.

В праздники носили собольи шапки с четырехугольным бархатным верхом, вышитые жемчугом, алмазами и яхонтами. Из-под шапки, как и в старину, свешивались чикилики.

Замужние женщины носили на голове повойники, бывшие на вате, из дорогой парчи и около семи вершков вышиною. К верху они постепенно суживались и утверждались на голове особенным платком, к коему прикалывались цветы или страусовые перья.

Повойник — головной убор в виде мягкой шапочки, который полностью закрывал волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две. Косы укладывались высоко на голове и закрывались повойником. Повойник не позволял женщине выставить напоказ одно из ее основных украшений.

Платки. Мода на платки была всегда. В быту встречались платки из холста с тканым узором по краям, обшитые бахромой из шерсти, из набивного ситца (по красному фону синие, желтые, зеленые, черные цветы), платки из атласа или шелка, алого, зеленого, синего, желтого цвета, в крупную и мелкую клетку (с кистями по краям), кружевные платки. Платок был будничным и праздничным головным убором. Девушки носили платки, завязав их под подбородком. Женщины делали завязку платка сзади. В заветном сундуке казачки скапливался большой набор платков, предназначенных для каждого случая жизни: для сенокоса, свадьбы, поминок, посиделок, для воскресенья, для покрывания под шаль и т. д.

Настоящей гордостью казачки была шаль — шелковая и шерстяная, украшенной бахромой (для зимы). Турецкие шали были известны казакам издавна, но в XIX в. покупались шали и русского производства. В отличие от привозных, они были двухсторонними. Рисунок одних имитировал восточный «кашмирский» узор, другие украшались цветочными композициями. Популярны были и шелковые однотонные шали (белые, кремовые и др.), с блестящим рисунком на матовом фоне.

Популярны были также кружевная черная шаль и полушалки коклюшной работы, особенно у казачек на Верхнем Дону. Полушалок, накинутый на голову, очень напоминает испанскую мантилью.

Девушки носили обычно челоух , лента, украшенная бисерной поднизью, жемчугом, бисером, вышивкой, повязывалась вокруг головы. Челоух напоминал скуфью и делался обыкновенно из красного бархата, унизанного жемчугом и усаженного драгоценными каменьями. На краях челоуха, который просто накладывался на голову, была особенного вида нашивка из золотых цепочек и иногда из мелкой монеты. Его часто покрывали обыкновенным шёлковым, а иногда бумажным платком — таркичем.

УКРАШЕНИЯ:

Любили казачки в праздники надевать ожерелья и монисто .

Первые изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки, вторые из золотых и серебряных монет. Носили их женщины и девушки, по 3-7-12 ниток. Бусы из жемчуга носили более состоятельные казачки.

Кроме того, носили ещё бизилики - плоские серебряные, золотые или металлические браслеты с орнаментом.

Серьги часто с мелкими висячими украшениями из жемчуга и драгоценных каменьев.

Кольца, перстни золотые или серебряные перстни. Серебряное кольцо на левой руке — девушка на выданье, «хваленка». На правой — просватана. Кольцо с бирюзой — жених служит (бирюза—камень тоски). Золотое кольцо на правой руке — замужняя, на левой—разведенная. Два золотых кольца на одном пальце левой руки — вдова. Второе кольцо — умершего или погибшего мужа. С золотом в гроб не клали.

Надо отметить, что на Дону самым любимым украшением был жемчуг (зеньчуг). На протяжении почти всей нашей истории тяжело складывалась жизнь казачки, много страданий пришлось на долю матерей и жен, и много пролито горьких слёз, а драгоценные жемчужины казались застывшими слезинками.

Гаман — мешочек из кожи, ткани для хранения денег, различных мелких вещей. Женщины шили для себя гаман из яркой ткани, шелка, тонкого сукна, парчи, ситца, сатина, иногда на подкладке. Его, как правило, прикрепляли к поясу, завязывавшемуся на талии, или подшивали с внутренней стороны юбки. Праздничные гаманы богато украшались. Многие из них орнаментировались вышивкой цветным шелком, гарусом, аппликацией из ярких красивых кусочков ткани, украшались бисером, лентами, позументом, цветными пуговками. Девушки и молодые женщины старались сделать для себя праздничный гаман особенно нарядным. Еще носили чемезин - кожаный кошелек для денег в виде трубки.

Великие сокровища оставили нам предки, неиссякаемый источник входновения и творчества.

Для иллюстрации текста использовались фотографии, взятые из запасов Яндекса. Спасибо всем, кому удалось сохранить для потомков эти бесценные материалы.

1.

4.

5.

Часть 19 -
Часть 20 -

«История этого наряда насчитывает тысячу лет. Исходная горская одежда мало отличалась от нарядов тюркоязычных кочевников и хазар: распашной приталенный кафтан с поясом, штаны, заправляемые в сапоги, и повязка в качестве головного убора. Таким, как мы его знаем, национальный костюм стал к концу XVIII - началу XIX вв.», - рассказывает кандидат исторических наук Александр Савельев .

Для воина - идеально

Основа мужского костюма адыгов - черкеска. Это однобортный распашной приталенный кафтан длиной ниже колен. Без воротника, с широкими и короткими рукавами, с узким кожаным ремнем на талии. Ремень обычно украшали медными или серебряными бляшками, также на нем носили ружейные принадлежности и холодное оружие.

Черкеска была идеальной одеждой для конного воина, участвующего в дальнем набеге: не стесняет движений, удобна для верховой скачки, практична, согревает в ненастье. Да еще и с полезными мелочами! Прежде всего, это газырницы - особые нагрудные карманы, обычно из кожи, для деревянных или костяных пенальчиков (газырей). Хранились в них отмерянные дозы порохового заряда, и завернутые в промасленную тряпицу круглые пули для дульнозарядного ружья или винтовки. В крайних газырях обычно помещались сухие щепки для растопки костра (кресалом служила пряжка ремня). После распространения винтовок в газырях нашлось и место для капсюлей. Один из газырей заполняли запасом еды - прессованной, концентрированной смесью из пшена, мяса, сухого бульона и специй. За несколько минут из неё можно было получить вкусный и питательный мясной суп. Количество газырей колебалось от четырех до восемнадцати на каждой стороне груди.

Походные черкески шили из сукна неброских цветов - черного, серого, бурого. Праздничные - из более тонких тканей ярких расцветок - красных, синих, зеленых, золотисто-желтых, коричневых, фиолетовых. Рабочие черкески были без газырей. Для стариков шили черкески с удлиненными рукавами, согревающими кисти рук.

Под черкеску, поверх нательной рубахи, надевали бешмет - еще один вид кафтана или полукафтана с высоким, стоячим воротником, длинными и узкими рукавами. Богатые горцы шили бешметы из тонкой шерсти, шелка ярких расцветок, крестьяне - из домотканого сукна, позже из бумажной ткани. В быту бешмет часто носился без черкески. Существовали теплые варианты бешметов, стеганные на вате. Другие варианты горского кафтана - архалук (сходный с бешметом) и чекмень (среднее между халатом и кафтаном).

Штаны носили самого простого кроя. Две штанины соединялись ромбовидным клином и собирались у пояса шнурком. Обувью черкесам служили мягкие ноговицы и чувяки - без каблуков и с закрытой пяткой. Обычные горцы носили чувяки из бычьей или буйволиной кожи, князья - из тонкого сафьяна, украшенные галунами и золотой вышивкой.

От древности - до наших дней

Важным элементом была бурка - изготовленный из войлока безрукавный плащ белого, черного или бурого цветов. Существовали бурки для всадников (длинные, ворсистые, со швами, образовывавшими широкие плечевые выступы) и пеших (короткие, гладкие, без швов). Ценность бурки в походе была огромна. Всадник прикрывался ею от ветра, дождя или палящего солнца, на привале ею укрывался, в бою бурка могла защитить от стрелы или пули на излете, непрямого скользящего удара клинком.

Самые известные охотники имели специально изготовленные для них «суровые» бурки из шерсти убитых ими животных с нашитыми на изнанку когтями и клыками. Подобным буркам приписывались магические свойства притягивать врагов и зверей, а потому их категорически не рекомендовалось носить обычным путникам и пастухам. Надо отметить, что бурка, вероятно, является самым древним элементам горского костюма, которому 2300 лет. Исследователь А. Кавказов предполагает, что ранними вариантами бурок могли быть черные плащи, упоминаемые еще Геродотом, описывавшим прикавказские страны и народы.

Головными уборами к горскому костюму служили папахи и башлыки. Первые представляют собой меховые шапки (из овчины или каракуля) самых разнообразных форм и высоты, что зависело от традиций разных народов. Башлык же - это остроконечный суконный капюшон с длинными концами-лопастями для обматывания вокруг шеи. Его надевали на голову или на другой головной убор для защиты от зноя или непогоды.

Одежда горцев оказалась настолько удобной и практичной в суровых условиях Кавказских гор, что распространилась среди всех окрестных народов. Незначительно различались лишь детали. К концу первой четверти XIX в. ее переняли терские и линейные казаки, сначала неофициально, но уже в 60-е гг. горский костюм стал униформой Кубанского казачьего войска. А его отдельные элементы распространились куда шире и вообще оказали огромное влияние на российскую военную униформу и одежду.

Так, бешмет на вате стал прообразом знаменитого ватника, а его укороченный вариант превратился в гимнастерку. Некоторые исследователи предполагают, что башлык стал прообразом будёновки, хотя более традиционная теория видит в ее прототипе древнерусский шлем-шишак, не случайно же исходное название этого головного убора было «богатырка». С 1913 года папаха стала головным убором личного состава сухопутных войск Российской Императорской армии, а в Красной/Советской армии она служила зимней шапкой для полковников и генералов до 1992 года, вернувшись в этом же качестве в современные Российские войска с 2005 г. Полный же кавказский костюм и сейчас с гордостью носят кубанские казаки.

История костюма насчитывает множество веков. Сколько модификаций познали куски полотна, кости, кожа! Да и функции одежды изменялись со временем: сначала это была защита от неблагоприятных погодных условий, затем - индикатор положения человека в обществе… Причем прикрывали наготу в разных странах по-разному.

Да что там страны! Каждая область имеет характерные черты в одежде. Это зависит от разных факторов: географического положения, соседей, главного промысла, образа жизни… К примеру, индийское сари или ни с чем не спутать. Так же своеобразны бушменов, буров и других Интересна и и дирднли немцев, и кломпы нидерландцев. А вот запорожских казаков трудно не узнать по красным шароварам и вышиванке. Следует внимание обратить и на аксессуары, которые многое могут рассказать об обладателе, например, наличие боевого раскраса, множества браслетов или парика. И в каждом костюме отобразилась история страны или региона.

Одежда казаков - донских или кубанских - тоже представляет интерес, так же как интересна нам их история, быт, обычаи. Давайте же познакомимся с костюмом казаков, который встретишь сейчас разве что в фильмах.

Донской быт

О жизни этого слоя населения известно немало. И всем знакома эпопея Шолохова «Тихий Дон», в которой описывается быт этих людей. Историку, да и обывателю интересны Все мелочи и составляют картину жизни казаков, о которых мы смотрим фильмы и читаем книги. Донские казаки свято верили в силы природы, и потому часто совершали разнообразные обряды, заговоры. Конечно, этим занимались в основном женщины. Гадания предопределяли судьбу, а потому противиться решению сапога, ленты, гула, лая, барана было бесполезно. Дом казаков совмещал в себе все необходимое для жизни и охранялся, по преданию, особой силой, заключенной в образе домового. Почтение родителей для казаков - святое. Так же они чтили и свою воинскую обязанность. Неслучайно казак сегодня - похвала, сравнение с настоящим мужчиной, воином.

Форма одежды казаков Дона

Вещи для казаков - не просто куски материи, скроенные особым образом. Это выражение их независимости и самобытности. О том, как выглядели казаки, можно узнать из фольклора - песни всегда точно отображали быт. Итак, как же выглядела одежда казаков? До того как обрести свой собственный стиль, казаки пестрили трофейными шароварами, куртками, рубашками, головными уборами, аксессуарами. Но потом черты жизни все больше стали отражаться на костюме.

Все знают, как называется одежда казаков, вернее, самый колоритный ее элемент. Это шаровары. Их изготавливали из различных видов ткани для разных званий и времен года. Синие штаны носили в будние дни. Для похода же в церковь или на праздник предназначались только алые. А вообще цвет различался и в зависимости от возраста.

Были чрезвычайно удобными для участия в боевых действиях и вообще езды на коне. Казак подпоясывался тонким гашником - незаметным ремешком, который, ко всему прочему, поддерживал и кошелек. Если штаны считались и нательными, и верхними, то с рубахой дело обстояло иначе. Она была выполнена из светлого полотна. На воротнике у шеи она была украшена вышивкой. Красная лента опоясывала подол. На талии завязывали поясок из шерсти. Рубашку не заправляли. Были также и нижние рубахи, которые, впрочем, тоже украшались вышивкой. Одежда донских казаков потеряла бы себя без бешмета. Сейчас этот элемент одежды назвали бы курткой, кафтаном, гимнастеркой… Его надевали на рубашку и носили как дома, так и на людях. Он отличался разнообразием формы (длинные и короткие полы) и цветов: голубой, зеленый, серый, белый, черный, коричневый, желтый… Как и любой другой элемент одежды, бешмет подпоясывался. На поясе висели украшения, цеплялось оружие. Дети обходились рубашечкой и брюками. Когда же мальчик подрастал и шел учиться ремеслу или боевому искусству, то его одежда все больше напоминала шаровары, рубаху и бешмет братьев, отца.

Что носили казачки? Одежда казака и казачки

Жена оберегала дом. Одежда казачек была поразнообразнее вещей, которые носили их мужья, сыновья. Основной вещью было платье - кубелек. Его могли себе позволить и бедные, и богачки, правда, платья различались тканью. Под носили рубашки, выглядывавшие спереди и из-под пышных рукавов.

Можно было носить и широкую юбку - теплую или легкую - с кофтой или рубашкой под горло. Однако такое одеяние могли себе позволить только старшие дочери, достигшие пятнадцатилетия. Девочки же ходили в полотняных длинных рубашках да сарафанах. Одежда казаков-мужчин была более суровой, одежда казачек же пестрила всевозможными вышивками, камнями, меховым и кружевным вставкам. Например, бешмет женский почти не отличался от мужского, единственное - он был женственнее, элегантнее, ярче. Основной задачей казачек являлась работа по дому, содержание хозяйства, воспитание детей по совести. Жена должна была также быть во всем покорной своему мужу, а тот, в свою очередь, привозил ей гостинцы из дальних стран, потому в ранних нарядах прослеживаются черты восточного костюма.

Знаки отличия

Казаки носили элемент шаровар расценивался как осознание своей принадлежности к вольному царству. Казаки, как известно, свободолюбивый, гордый, независимый народ. И это проявлялось даже в одежде. Вот и лампасы были предметом гордости, который, впрочем, пытались запретить и даже расстреливали за ношение этого знака отличия. Тем не менее казаки стояли на своем и не сдавались.

Жизнь на Кубани

Если донские казаки представлялись нам суровыми, то с кубанскими дело обстоит наоборот. Все знают казаки тяготели в основном к земледелию. Им дорог был домашний очаг, свое собственное жилище, семья. Чтили и память о различных событиях, поэтому фотографии в традиционных домах не являются редкостью. В целом, как и у всех казаков, у кубанских наблюдалось разделение труда между мужчиной и женщиной, что было заметно в большой семье. С детства мальчиков учили любить и оборонять родной край, а девочек - заниматься домом. Почитали казаки и день, когда запрещались все работы, - воскресенье. Тогда знакомые и друзья могли встретиться в церкви и на посиделках, обсудить ситуацию в стране, решить проблемы, а молодежь развлекалась танцами, песнями, играми, приглядывалась друг к другу.

Хорош казак!

Одежда кубанских казаков схожа с одеждой донских. Однако она больше переняла черты от кавказских нарядов, с носителями которых казаки жили по соседству и большую часть времени - в мире. Традиционной верхней одеждой считалась черкеска - вроде бешмета. Спереди она застегивалась на крючки, как можно богаче украшалась серебром. Рубаха составляла основу нижней одежды, могла носиться навыпуск и заправляться. Поражают разнообразием сапоги. Традиционная одежда оказалась непригодной на поле жестокого боя, поэтому казакам выдали обыкновенную военную форму. На парадах же им разрешали надевать народный костюм.

Хранительница очага

Кубанские казачки носили вышитые рубашки с круглым вырезом и обязательной вышивкой. Юбки были многослойными. Они также дополнялись фартуком. Лаковые сапожки были мечтой любой казачки. После замужества женщины обязательно носили головной убор, появление на людях без которого считалось позором.

Костюм сегодня

Одежда казаков, как, впрочем, и любая другая национальная одежда, подверглась ассимиляции. В нее проникли европейские течения. Сейчас мало кто ходит в казацкой одежде - разве что на фестивалях. Но одежда донских и кубанских казаков остается интересной и не теряет обаяния, самобытности, духа независимости. Казаки существуют и сегодня. Они еще чтят традиции и по праздникам надевают традиционную форму.

Как и у других народов, создалась из примитивных форм, путем развития их на основах целесообразности, традиций и местных художественных вкусов. Но к нашему времени одежда казачьего кроя сохранилась только в сундуках-ухоронах, вытесненная из жизни женщин общеевропейскими модами, а у мужчин - обязательной военной формой, которую Казаки должны были приобретать на свои средства и донашивали дома после окончания службы. По описаниям и старинным зарисовкам главными частями мужской Н. о. Казаков служили: 1) широкие шаровары на учкуре; 2) бешмет до колен или короче с закрытой грудью, с цельными передними полами, правая поверх левой, с мягким воротником и с за­стежками на крючках посредине груди, при спине по талии-обрезной и с двумя-тремя парами складок от пояса вниз, со свободными рукавами; 3) суконный верхний кафтан, по названию «чекмень» - на Дону, «керея» - у Запорожцев, шитый так же как бешмет, но с открытой грудью, при узком шалевом вороте или вороте обшитом широкой тесьмой. Рукава широкие схваченные манжетами, часто откидные с задним локтевым прорезом; запорожская керея имела такие же широкие, но короткие рукава, выше локтя, т. е. подобные тем, какие по Константину Багрянородному в Х в. были у Торков-Узов; 4) на голове Казаки и их предки всегда носили цилиндрические меховые шапки различной высоты, в старое время с клиновидным тумаком. В 1864 г. русский академик Стефани приметил, что казачьи бешметы во всем подобны скифским кафтанам. Одежду подобного типа, длинные чекмени, с названием «казак» Иосафат Барбаро видел в Азове и в Персии (XV в. Путешествие в Тану и Персию). Для XVIII в. одежду Донцов А. И. Ригельман описывает так: «Платье носят совсем татарское, парче-вое, штофное или суконное, кафтан и полукафтанье или бешмет и штаны широкие, сапоги и шапка черкесские, опоясываются кушаком». По его рисункам, кроме сапог, Казаки носили и легкую обувь - чирики. О Донских Казачках Ригельман писал: «На голове носят с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастьми жемчужными и поверх оных высокие кички с сороками, на подобие большой треугольной лопаты, вышитой спереди золотом, серебром и шелками в узор, а иные; унизаны дорогими каменьями и жемчугом с накрытием белым тонким шальником, то есть кисейною или флеровою фатою с распущенными сзади концами». «Нынешние же, по большей части старшинские и богатых Казаков, носят с черкесского обычая собольи круглые шапки с унизанными каменьем и жемчугом, а у маломощных в узор золотом и серебром расшитым или из какой парчи, материи или бархата, плоские верхом; вдовы же носят без всякого украшения, только черные;» «у простых и небогатых в верхних станицах жены носят с двумя рожнами посредственные и малые кички с сороками ж, шитые шелками и красной бумажной пря­жей». Верхнее платье Казачек состояло, прежде всего, из длинного цветного капота тонкой материи, застегнутого под шею, с очень широкими у кисти рукавами. «Поверх этого они носят зажиточные каврак или саяв и кубелеки парчевые. штофные и прочей материи, то есть кафтан долгой и полукафтанье, который только ниже колен длиною, из под коего видна шелковая цветная рубашка, также и рукава оной - по нынешнему обычно с обшивкой, как у мужчин, а по старому висят высокие; и опоясываются по кубелеку поясами и чепраками, то есть с золотым, серебряным, а иные и с дорогими каменьями и медными по ремню бляшками, разными узорами сделанными, а на переди с замошною пряжкой». Девушки «платье носят все такое ж, как и женщины, притом все без изъятия ходят в портках, а по ихнему - в штанах, зимою в тулупах, крытых разными материями». «На ногах носят чулочки. или ичеги кожаные желтые и туфли или башмаки красные, золотом шитые, а вдовы - черные». Головные уборы Казачек, по зарисовкам Ригельмана. напоминают по форме лодочки с двумя рожками, монашеские клобуки, тиары и митры; в иных случаях это меховые шапки с двумя и четырьмя симметричными рогами. Советник Константинопольского посольства Я. И.Смирнов в 1895 г. описал одежду некрасовских женщин. Они носили высокие кички о двух рогах из золотой парчи под желтым шелковым покрывалом, ватные кофты-бешметы с большими дутыми пуговками, обшитые но бортам мелкими серебряными монетами, при коротких рукавах, из которых выпускались рукава платья, падавшие вниз ши­рокими углами. Наряд дополняли красные сапоги и пояса с серебряным набором. Кавказские Казаки всегда несили тот же костюм, что и горские племена, т. е. бешмет, черкеску - особый род чекменя, широкие шаровары, наговицы - ичеги и чувяки, а на бритую голову -папаха. Черкеска, хотя и отличается от чекменя отсутствием манжет на широких рукавах. нашитыми на груди патронташами и другими мелкими частностями, но в основе крой ее подобен крою чекменя и, безусловно в какой то мере связан со скифскими образцами. Казачье женское платье на Тереке сохраняется от прежних времен еще и теперь в некоторых деталях: бешмет одетый на цветной капот, шитая золотом шапочка под шелковым платком и т. п.

  • - бытовая одежда, отражающая специфику и характерные особенности национальной культуры и быта народа...

    Энциклопедия моды и одежды

  • - советский государственный деятель, Герой Социалистического Труда. Окончил машиностроительный техникум, Всесоюзный заочный машиностроительный институт...

    Энциклопедия техники

  • - Юрий Иванович, российский баянист, исполнитель-виртуоз. Способствовал утверждению баяна как сольного инструмента...

    Современная энциклопедия

  • - Юрий Павлович, русский писатель...

    Современная энциклопедия

  • - 1. Матвей Фёдорович, архитектор, один из основоположников русского классицизма...

    Русская энциклопедия

  • - Юрий Иванович - сов. баянист. Засл. арт. РСФСР. Учиться музыке начал под рук. отца - баяниста И. К. Казакова, работавшего в Архангельске...

    Музыкальная энциклопедия

  • - Матвей Федорович - российский архитектор, один из основоположников русского классицизма...

    Строительный словарь

  • - предводитель малороссийских казаков. Под предводительстом гетмана Остраницы и Г. казаки в 1638 г. одержали победу над польскими войсками при р. Старице...
  • - Под предводительстом гетмана Остраницы и Г. казаки в 1638 г. одержали победу над польскими войсками при р. Старице. Г. и Остраница обманом были захвачены и казнены в Варшаве...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Казако́в Александр Васильевич, советский литолог и геохимик, доктор геолого-минералогических наук. В 1919 - один из руководителей первого научного центра по изучению агрономических руд...
  • - советский литолог и геохимик, доктор геолого-минералогических наук. В 1919 ‒ один из руководителей первого научного центра по изучению агрономических руд. В 1925 заместитель председателя Комитета по удобрениям...

    Большая Советская энциклопедия

  • - активный участник борьбы за установление Советской власти в Средней Азии. В революционном движении с 1906, член Коммунистической партии с 1917. Подвергался репрессиям...

    Большая Советская энциклопедия

  • - советский государственный деятель, Герой Социалистического Труда. Член КПСС с 1941. Родился в семье рабочего. В 1955 окончил Всесоюзный заочный машиностроительный институт. С 1937 работал в авиационной промышленности...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Старшина казацкая, категория должностных лиц в казачестве в 16‒18 вв. Среди казаков с самого начала существовало различие в имущественном положении, и более богатые оказывали большое влияние на жизнь казацкой общины...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в июле - сентябре 1817 в связи с переводом их военного поселения. Подавлено правительственными войсками...
  • - российский физикохимик, член-корреспондент РАН. Основные труды по хемилюминесценции и люминесценции кристаллов, твердофазным низкотемпературным химическим реакциям, химии соединений ксенона...

    Большой энциклопедический словарь

"НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КАЗАКОВ" в книгах

Стоны казаков

Из книги В гостях у Сталина. 14 лет в советских концлагерях автора Назаренко Павел Е.

Стоны казаков При удобном случае, казаки с жаром рассказывают о всем пережитом ими, о терроре, чинимом над ними красной властью, о расстрелах, о высылках, об искусственном голоде в 1933 голу и о всех несчастьях, постигших казачий край и казачьи станицы.Слушая рассказы

Юрий Казаков

Из книги Полоса автора Рощин Михаил Михайлович

Юрий Казаков Думаю, не ошибусь, если скажу, что писатель Юрий Казаков стал сегодня классиком русской советской литературы. Написав немного, уйдя из жизни рано и как-то рано почти вообще перестав писать, болея, перемучась самыми высокими и самыми мелкими муками жития,

Казаков, М. И.

Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

Казаков, М. И. КАЗАКОВ, Матвей Ив. (1858), ген.-майор, командир Петр. жанд. дивизиона, Орлов.-Бахтин. воен. гимн. и Елизаветградск. кав. юнк. уч., корнетом с 1878 в 9 улан. Бугск. полку, 1888 переведен в отд. корп. жанд. адъют. Полтавск. губ. жанд. упр., 1892 нач. Тамб. и 1894 Моск. отд. Моск. жанд. пол.

Глава вторая. Национальная революция и Национальная Реформация

Из книги РАСОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ автора Городников Сергей

Глава вторая. Национальная революция и Национальная

Из книги автора

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника В рассказах Плутарха и Хониата об Антонии и Андронике есть яркая деталь, повторяющаяся у обоих. Хониат несколько раз пишет о привязанности Андроника к варварской одежде. Например, в Царь-Граде Андроник повелел

Из книги Призвание варягов [Норманнская лжетеория и правда о князе Рюрике] автора Грот Лидия Павловна

Вступление Национальная идея, национальная история и национальные интересы Известно, что более полутора десятков лет Правительство России, представители политических партий и различных общественных организаций, центральные научные центры заняты обсуждением и

Вступление Национальная идея, национальная история и национальные интересы

Из книги Призвание варягов [Норманны, которых не было] автора Грот Лидия Павловна

Вступление Национальная идея, национальная история и национальные интересы Известно, что более полутора десятков лет Правительство России, представители политических партий и различных общественных организаций, центральные научные центры заняты обсуждением и

Глава X. Скитальческий быт малорусских поселян. - Запугиванье бунтовщиков казнями. - Триумф, устроенный киевскими мещанами и митрополитом усмирителю казаков. - Попытка казаков призвать на помощь татар. - Трагическое в казако-панской усобице. - Отсутствие единодушия между казаками. - Блокада казацког

Из книги автора

Глава X. Скитальческий быт малорусских поселян. - Запугиванье бунтовщиков казнями. - Триумф, устроенный киевскими мещанами и митрополитом усмирителю казаков. - Попытка казаков призвать на помощь татар. - Трагическое в казако-панской усобице. - Отсутствие единодушия

КАЗАКОВ

Из книги Георгий Жуков. Стенограмма октябрьского (1957 г.) пленума ЦК КПСС и другие документы автора История Автор неизвестен -

КАЗАКОВ Товарищи, члены Центрального Комитета Коммунистической партии, я товарища Жукова знаю меньше, чем другие выступавшие товарищи. Впервые я увидел его в 1941 году на совещании, которое было созвано тогда Политбюро нашей партии в этом же зале. Тогда стоял вопрос -

Боевое содружество донских казаков и казаков других войск в наполеоновских войнах

Из книги Казаки против Наполеона. От Дона до Парижа автора Венков Андрей Вадимович

Боевое содружество донских казаков и казаков других войск в наполеоновских войнах Общая численность казачьих войск в российской армии к началу Отечественной войны 1812 г. составляла 117 тыс. человек.Казачьи полки других войск зачастую входили в иррегулярные конные

ГЛАВА ПЯТАЯ. Происхождение запорожских казаков и история их до самозванца. - Описание их страны и селитьбы. - Самозванец на Дону. - Происхождение донских казаков и отношения их к Московскому государству. - Самозванец вступает в службу к князю Вишневецкому. - Быт польских и литовских панов. - Самозва

Из книги автора

ГЛАВА ПЯТАЯ. Происхождение запорожских казаков и история их до самозванца. - Описание их страны и селитьбы. - Самозванец на Дону. - Происхождение донских казаков и отношения их к Московскому государству. - Самозванец вступает в службу к князю Вишневецкому. - Быт

Национальная революция или национальная эволюция?

Из книги автора

Национальная революция или национальная эволюция? Откуда этот парадокс? Я имею в виду очевидную для всех русскую этнокультурную доминанту страны при столь же очевидном дистанцировании от нее со стороны государства. Универсальный ответ на такие вопросы – история. На

31. И взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью; 32. и послали разноцветную одежду, и доставили к отцу своему, и сказали: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет. 33. Он узнал ее и сказал: это одежда сына моего; хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

31. И взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью; 32. и послали разноцветную одежду, и доставили к отцу своему, и сказали: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет. 33. Он узнал ее и сказал: это одежда сына моего; хищный зверь съел его; верно,

15. Спортивная одежда «Одежда для игр» атакует

Из книги Библия моды автора Ганн Тим

15. Спортивная одежда «Одежда для игр» атакует Спортивный костюм, одежда для плавания, толстовка с капюшоном… Исчезните, штаны для йоги! Повсюду в Америке вы можете встретить женщин в штанах для йоги и мужчин в спортивных костюмах, причем совсем не обязательно, что они