Конспект экологической тропе средней группе. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в средней группе

Текущая страница: 2 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Занятие 3. Прохождение экологической тропы

Программное содержание. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Материал. Объекты экологической тропы: береза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень. Осенние листья разных деревьев.

Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Рисование деревьев.

Ход занятия

В зависимости от местоположения детского сада и региональных особенностей выбираются объекты экологической тропы для детей средней группы.

Воспитатель . Дети, сегодня мы с вами пройдем по экологической тропе.

Дети выходят на улицу, их встречает дед Природовед (взрослый или игрушка).

Дед Природовед . Здравствуйте, дети! Меня зовут дед Природовед. А зовут меня так потому, что я знаю много тайн и секретов природы.

Дети здороваются с дедом Природоведом.

Дед Природовед . Сегодня, ребята, я раскрою вам некоторые тайны природы.

Воспитатель . Дедушка, наши дети очень любознательные, им наверняка будет интересно! Правда, ребята?

Дед Природовед . Дети, а вы знаете, какое сейчас время года?

Педагог обобщает ответы детей и читает стихотворение М. Авдеевой:


Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!

Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.

Воспитатель . Раз, два, три – к березе беги!

Дети бегут к березе.

Дед Природовед . Дети, а как вы узнали, что это береза? (Ответы детей.) Правильно, только у березы ствол белого цвета. Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета?

Дед Природовед обобщает ответы детей: «Осенью листья березы зеленого и желтого цвета».

Дед Природовед . Кроме листьев на березе растут сережки, в которых осенью созревают мелкие семена березы и разлетаются в разные стороны.

Воспитатель . А вот еще дерево. (Показывает на рябину.) Кто знает, как оно называется? (Ответы детей.) Правильно. Как вы догадались, что это рябина? Правильно, осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины. Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.

Если есть возможность, дед Природовед угощает детей ягодами рябины и спрашивает: «Какие ягоды на вкус? Ягоды сладковато-горьковатые, терпкие, но после морозов ягоды будут вкуснее».

Дед Природовед . Далее экологическая тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.) Это астры. Астры бывают разных цветов. Какого цвета астры на этой клумбе? (Ответы детей.) На клумбе астры красного, синего и белого цвета. Астры цветут долго, иногда выпадает снег, а астры продолжают цвести. Давайте рассмотрим цветок, у него в серединке созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения.

Воспитатель . Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах? (Ответы детей.) Конечно, чтобы было красиво! Посмотрите, как красиво, когда на клумбах цветут разные цветы! Клумбы бывают разной формы и величины. Какой формы клумба, на которой растут астры? (Ответы детей.) Клумба, на которой растут астры, круглой формы.

Дед Природовед . Дети, а вы знаете, кто живет в этом домике? (Указывает на скворечник.)

Педагог обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется „скворечник“. А где же птицы?»

Дед Природовед . Уже наступила осень, осенью многие птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики-скворечники пока будут пустовать и ждать своих прежних хозяев. Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.) Посмотрите, когда-то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.) В этом пне тоже идет жизнь. В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.

Воспитатель . Вот какие остановки мы сделали на нашей экологической тропинке. Сегодня вы узнали много нового и интересного.

Дед Природовед приглашает детей поиграть.

Проводится игра «Найди такой же листок, какой покажу».

Дед Природовед показывает детям лист какого-либо дерева и предлагает найти такой же. Отобранные листья дети сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Каждому ребенку оставляют лист с разных деревьев (клен, береза или дуб и др.).

Затем дед Природовед поднимает кленовый лист и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде деда Природоведа останавливаются.

Игра повторяется с разными листочками (березовыми, дубовыми и другими).

Дед Природовед . Дети, мне было очень с вами интересно! Я хочу подарить вам на память о нашей встрече листочки, которые нужно раскрасить.

Дед Природовед раздает детям бумажные силуэты листочков и прощается с ними.

Занятие 4. Знакомство с декоративными птицами

(на примере канарейки)

Программное содержание. Дать детям представления о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за живыми объектами.

Материал. Картинки, фотографии, фрагменты видеофильма о канарейках. Пустая клетка для птиц, жердочка, поилка, кормушка. Клетка с двумя канарейками.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением птиц. Наблюдение за птицами. Рисование птиц.

Предварительная работа. До начала занятия в групповую комнату приходит гость (родитель, эколог, воспитатель, ребенок-подросток или кукла). Дети знакомятся с ним.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. Воспитатель показывает им картинку с изображением канарейки и спрашивает: «Дети, кто знает, как называется эта птица? Эта птица называется „канарейка“. Я знаю, что Ванина бабушка Мария Петровна очень любит птиц и у нее дома живут самые разные декоративные птицы. Сегодня я пригласила ее рассказать нам об этой удивительной птичке – канарейке. Мария Петровна! Ваня рассказал нам, что у вас дома много птиц. Расскажите нам, пожалуйста, про канареек».

Мария Петровна . Действительно у меня дома очень много птиц. Я часто любуюсь ими, слушаю, как они удивительно поют. Канарейки – это маленькие птицы, которых завезли к нам из другой страны с Канарских островов, поэтому они так и называются – канарейки.

Мария Петровна предлагает детям рассмотреть фотографии или иллюстрации с изображением птиц. (Если есть возможность, можно показать детям небольшой эпизод видеофильма о канарейках.)

После рассматривания картинок, фотографии и просмотра видеофильма воспитатель спрашивает у детей: «Как вы думаете, что нужно для того, чтобы канарейка жила у нас в группе? (Ответы детей.) Конечно, для того чтобы птица жила у нас в группе, прежде всего нужно правильно ухаживать за ней. Мария Петровна, вы знаете, как правильно ухаживать за птицами?»

Мария Петровна . В помещении птиц содержат в клетке. (Показывает детям пустую клетку для птиц.) Клетку нужно поставить в хорошо освещенном месте, где нет сквозняков, иначе птицы могут простыть и заболеть. В клетке должны быть жердочки из веток, чтобы птицы могли на них сидеть. Еще в клетке должен быть выдвижной поддон. В этот поддон насыпают песок. Песок нужно менять 2–3 раза в неделю. Как вы думаете, для чего нужно менять песок в поддоне? (Ответы детей.) Правильно, чтобы у птиц в клетке было чисто. Одно из главных условий – правильное кормление. Основной зерновой корм для канареек – смесь канареечного семени и проса. Круглый год канарейкам необходимы зеленые корма: листья салата, традесканции, всходы овса, канареечного и репного семени. Еще очень полезны для канареек фрукты и овощи. Какие вы знаете фрукты и овощи? (Ответы детей.) Птицам можно давать яблоки, груши, бананы; свежие огурцы, морковь, свеклу и др. И взрослым, и молодым птицам регулярно дают мелко перетертую яичную скорлупу и толченый древесный уголь. Основной корм для канареек при вскармливании птенцов: сваренное вкрутую мелко нарубленное яйцо с манной крупой. Кормить птиц детям можно только с разрешения взрослых, иначе их можно перекормить и тогда они заболеют. Корм меняют раз в день, а мягкий корм – два раза. Корм насыпают в специальную кормушку, а воду наливают в поилку. (Показывает.) Чтобы птичка вас не боялась, во время кормления с ней нужно тихонько разговаривать. Дети, вы хотите, чтобы у вас в группе были канарейки? А вы запомнили, как правильно ухаживать за нами?

Мария Петровна сообщает, что она принесла в подарок ребятам клетку с канарейкой. Зовут птицу Кеша.

Дети и педагог благодарят Марию Петровну за подарок.

Мария Петровна . Птичке здесь все незнакомо, поэтому, чтобы не напугать ее, нужно разговаривать спокойно и не беспокоить птицу. Птицам, как и людям, делают прививки, чтобы они не болели. Этой канарейке прививку уже сделали в ветеринарной клинике (специальной больнице для животных). Если правильно ухаживать за канарейками, то можно услышать их великолепное пение. Канарейка поет почти круглый год. Некоторые канарейки могут подражать пению других птиц. Оперение у самочек зеленовато-желтоватое, у самцов более яркое.

Педагог предлагает детям тихонько посидеть и понаблюдать за поведением птицы. Во время наблюдения за канарейкой обращает внимание детей на характерные особенности: оперение, цвет, передвижение и т. д.

Мария Петровна . Теперь канарейка будет жить у вас, ребята, вы постарайтесь хорошо за ней ухаживать.

Занятие 5. Осенние посиделки

Беседа о домашних животных

Программное содержание. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

Материал. Панорама деревенского двора. Игрушки: домашние животные (корова, куры, петух, утки, собака, кошка). Деревянные атрибуты – будка, загон. Картинка с изображением стога сена. Бумажные силуэты животных.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Беседы о домашних животных. Дидактические игры. Чтение русских народных сказок о животных. Рисование животных.

Ход занятия

Воспитатель проводит занятие в костюме бабушки.

Бабушка . Дети, я очень рада вновь видеть вас у себя в деревне. Лето кончилось, внуки разъехались. Сейчас осень, и мы с дедом готовимся к зиме. Когда наступят холода, мы с вами оденемся в теплую одежду. Как вы думаете, что же будет с животными? Как они будут жить в холодную зиму? (Ответы детей.) Воспитатель обобщает ответы детей. Затем загадывает загадку:


У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.

Бабушка берет на руки игрушечную кошку, гладит ее и говорит: «Вот наша Мурка. Когда ей холодно, она забирается на теплую печку и мурлычет – поет песенки. Зимой, когда на улице мороз, на печке очень тепло. Зимой Мурка бегает на улицу, но быстро возвращается».

Бабушка . К зиме все животные линяют: летняя шерстка становится более густой и животному зимой легче перенести холод. Вот и кошке будет зимой не так холодно, а когда она захочет погреться – заберется на теплую печку. Ребята, послушайте и отгадайте еще загадку.


С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком.

Конечно, это собачка. Нашу собачку зовут Дружок. (Бабушка гладит игрушечную собаку.) Дружок всю зиму живет на улице. Как вы думаете, почему он живет во дворе? (Ответы детей.) Дружок сторожит дом. Дед смастерил ему теплую будку. (Показывает будку.) К зиме собаки линяют, их шерсть становится густой и теплой, поэтому зимой им не холодно даже на морозе.

Дети, отгадайте, про кого эта загадка?


Голодная – мычит,
Сытая – жует,
Всем детям молоко дает.

Бабушка . Конечно, все знают – это корова, она дает вкусное и полезное молоко. Как вы думаете, где корова будет жить зимой? (Ответы детей.) Для этих животных человек делает специальный загон, там тепло. (Показывает загон.) Зимой на полях будет лежать снег, как вы думаете, где же будут пастись коровы? Мы с дедом позаботились о кормах заранее. Летом травы на лугах много и мы ее косили. Когда трава подсохла, мы ее сложили в кучи-стога и привезли домой. Теперь на сеновале сушится сено, которым мы будем кормить корову зимой.

Педагог приглашает детей встать в круг. Дети поют песенку-потешку, имитируя движения:


Уж как я ль мою коровушку люблю,
Уж как я ль-то ей крапивушки нажну.
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь ты досыта, буренушка моя.
Уж как я ль мою коровушку люблю.
Сытна поила я коровушки налью,
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек буренушка дала.
Ты, коровушка, ступай
В чисто поле, погуляй,
А придешь к нам вечерком -
Нас напоишь молочком.

Бабушка . Еще у нас в хозяйстве есть куры и утки. Зимой они живут в загоне. Там мы их кормим зерном. Зимой в деревне много хлопот. Я очень люблю животных, поэтому стараюсь им помочь пережить холодную зиму. А они приносят большую пользу нам с дедом. На память о нашей встрече я подарю вам, ребята, бумажные силуэты разных домашних животных. А вы должны сказать, какую пользу приносят эти животные человеку.

Бабушка хвалит детей и раздает детям картонные силуэты домашних животных.

Корова (дает молоко) .

Курица (несет яйца) .

Кошка (ловит мышей) .

Собака (охраняет дом) .

Утка (несет яйца) .

Коза (дает молоко и пух) .

Лошадь (перевозит тяжести) .

Дети благодарят бабушку и раскрашивают силуэты животных.

Занятие 6. Скоро зима!

Беседа о жизни диких животных в лесу

Программное содержание. Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Материал. Панорама зимнего леса. Игрушки: дикие животные (зайчик, зайчиха-мама, ежик, белка, сорока).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Беседы о диких животных. Дидактические игры. Чтение русских народных сказок о животных. Рисование животных. Рассматривание серии картин «Дикие животные».

Ход занятия

В гости к детям приходит зайчишка.

Зайчишка . Здравствуйте, дети, я заблудился и очень хочу вернуться к своей маме-зайчихе, а как найти дорогу, не знаю, помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель . Ребята, давайте поможем зайчику. Как вы думаете, где может жить зайчиха? (Ответы детей.) Конечно, мама-зайчиха живет в лесу. Я предлагаю вам пойти в лес и помочь зайчишке найти его маму.

Педагог с детьми отправляются «в сказочный лес» – идут к панораме сказочного леса.

Педагог читает стихотворение А. Твардовского «Лес осенью»:


Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней -
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.

Воспитатель . Какое сейчас время года? (Ответы детей.) Листья на деревьях почти опали, на рябине висят красные гроздья ягод. Животные питаются этой ягодой, она для них очень полезна, содержит большое количество витаминов. Прислушайтесь, поют ли в лесу птицы? (Ответы детей.) Не слышны голоса птиц, многие птицы уже улетели в теплые края, где у них будет достаточно пищи. Птицы, которые будут зимовать в лесу, усиленно кормятся и делают запасы. Под ногами шелестят осенние листья. Ой, кто же это шевелится в листве, еще и фырчит? Это же ежик!

Зайчонок . Здравствуй, ежик, ты не видел мою маму-зайчиху?

Ежик . Нет, я не видел твою маму. У меня осенью много дел. Я готовлюсь к зиме. В опавшей листве ищу себе пищу – червей и насекомых. Потом мне еще нужно сделать из листьев и травы гнездо. Зимой, когда будет холодно и нечего кушать, я буду спать в этом гнезде.

Воспитатель . Ежик, мы не будем тебе мешать.

Дети прощаются с ежиком. Воспитатель обращает внимание на белочку.

Зайчонок . Здравствуй, белочка, а ты не видела мою маму-зайчиху?

Белочка . Не видела, у меня сейчас очень много дел. Скоро зима и мне нужно сделать припасы себе и бельчатам. Зимой не будет орешков, ягод и грибов, поэтому я запасаю их заранее. В свое гнездо я приношу орешки, а грибочки развешиваю на веточках деревьев. Грибы высохнут, и зимой их можно будет кушать.

Воспитатель . Белочка, тебе зимой в лесу холодно?

Белочка . Зимой мне не холодно. Зимой мой мех станет очень теплым, и из рыжего превратится в серый. А если сильные морозы наступят, тогда я заберусь в дупло и укроюсь своим пушистым хвостиком, как одеялом.

Зайчик . Да, хвостик у тебя пушистый и очень красивый. Мне нужно торопиться и найти маму. Прощай, белочка!

Зайчик . Ой, я очень боюсь лисички, она может меня съесть!

Воспитатель . Не бойся, мы не дадим тебя в обиду.

Зайчик . А вон и мама моя! Мама!!!

Зайчиха . Мой маленький зайчонок, как я рада тебя видеть! Дети, спасибо вам, что не бросили в беде моего зайчонка. Он еще совсем маленький и глупенький, заблудился в лесу.

Зайчонок . Я заблудился, а ребята помогли мне. Я очень боялся встретить лису или волка.

Зайчиха . Конечно, этих зверей нам нужно опасаться.

Воспитатель . Зайчиха, а как вы готовитесь к зиме?

Зайчиха . Мы, зайцы, скоро поменяем серый мех на белый. Зимний мех теплее и гуще, и еще мы не так заметны будем на снегу.

Воспитатель и дети прощаются с зайчихой и зайчонком и идут дальше. На ветвях дерева стрекочет сорока.

Воспитатель . Здравствуй, сорока! Подскажи, пожалуйста, как нам выбраться из леса.

Сорока . Дети, не ходите по левой дорожке, там медведь готовится к зимней спячке.

Воспитатель . Ребята, как вы думаете, как медведь готовится к зиме? (Ответы детей.) Медведь строит себе берлогу и зимой в ней спит. Мех медведя к зиме становится густым и теплым, поэтому он не мерзнет. Питается медведь ягодами, медом и рыбой. Летом и осенью много ест – запасается пищей до весны, наращивает жир. Весной с появлением пищи медведь выходит из берлоги. Поэтому сейчас ему не нужно мешать. Да и лиса с волком тоже готовятся к зиме.

Воспитатель . Дети, а как зимуют волк и лиса?

Сорока обобщает ответы детей: «Эти животные зимой не впадают в спячку. У них меняется мех на более теплый. Под снегом они добывают себе пищу – различных грызунов».

Воспитатель . Спасибо, сорока. Мы теперь знаем, что осенью животные готовятся к зиме, каждый занят своим делом, мы не будем мешать. Сорока, зимой, когда будет холодно, прилетай к нам в детский сад. Мы с ребятами сделаем кормушку и угостим тебя и твоих друзей.

Сорока . Спасибо, ребята! Я обязательно к вам прилечу.

Занятие 7. Дежурство в уголке природы

Программное содержание. Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными.

Материал. Шкаф с принадлежностями для дежурства в уголке природы: фартучки, корм для рыб, корм для птиц, вода, леечки, салфетки и т. д.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Беседы о домашних животных и растениях. Индивидуальные поручения по уходу за растениями.

Предварительная работа. До занятия воспитатель организует экскурсию в старшую группу, показывает, что умеют делать старшие ребята в уголке природы; рассказывает про их дежурство в уголке природы.

Воспитатель . Дети, вам понравилось в старшей группе? А что вам особенно запомнилось? Мне кажется, что вы уже стали большими и тоже сможете дежурить в уголке природы. Как вы думаете? (Ответы детей.) Тогда я вас научу, что нужно делать в уголке природы. Скажите, есть ли у нас животные в уголке? Назовите их. Есть ли у нас в уголке растения? Назовите, какие комнатные растения вы знаете. Чтобы правильно ухаживать за растениями и животными, нужно много знать. Сегодня мы договоримся о том, сколько ребят будут дежурить в уголке природы. Один из вас будет кормить рыбок, двое ухаживать за канарейкой и двое – за комнатными растениями. В уголке природы будут дежурить пять человек. Посмотрите внимательно, в групповой комнате есть специальный шкаф для дежурных, там имеется все необходимое для работы в уголке природы.

Педагог приглашает детей посмотреть, что лежит в шкафу: «Здесь лежат фартучки, корм для рыб, корм для птиц, водичка, леечки, салфетки и многое другое. Каждому дежурному нужно свое оборудование. Сегодня дежурить буду я, а вы будете мне помогать. Внимательно следите за тем, что я буду делать, и учитесь. Кто хочет мне помогать?»

Воспитатель приглашает одного из ребят.

С помощью взрослого ребенок демонстрирует действия (надевает фартук, достает корм для рыб, открывает коробочку, берет немного корма, трет корм руками до получения мелкой массы, осторожно насыпает корм в аквариум, наблюдает за рыбами, снимает фартук, моет руки и убирает коробочку в шкаф).

Педагог комментирует действия ребенка.

Воспитатель . Другие дежурные будут ухаживать за птицами. У нас совсем недавно появилась клетка с канарейками, но мы уже полюбили нашего Кешу. Кто хочет показать, как правильно ухаживать за Кешей?

Педагог приглашает двоих ребят.

Воспитатель . Ухаживать за птичкой сложно, поэтому вы должны помогать друг другу.

Дети надевают фартуки, берут все необходимое по уходу за птичкой и показывают, что они будут делать. Воспитатель комментирует их действия и, если нужно, поправляет. После завершения работы дети убирают оборудование на место.

Воспитатель . Какую работу в уголке природы еще должны выполнять дежурные? (Ответы детей.) Нужно уметь ухаживать за комнатными растениями.

Педагог объясняет детям особенности ухода за растениями, которые имеются в уголке природы: «Комнатные растения нуждаются в разном уходе: одни любят солнце, другие, наоборот, нужно убирать в тень. Одни нуждаются в обильной поливке, другие боятся излишней влаги. Одни растения нужно поливать под корень, а другим наливать воду в поддон. Нужно убирать старые засохшие листья, аккуратно рыхлить землю, протирать твердые листья влажной салфеткой».

Дети с помощью взрослого демонстрируют способы ухода за растениями (на примере одного растения).

Воспитатель напоминает, что все предметы, которые дети использовали во время дежурства, нужно помыть и убрать на место.

Воспитатель . В уголке природы не бывает точного повторения одних и тех же действий; поэтому вы должны постоянно проявлять смекалку и инициативу.

Воспитатель сообщает ребятам, что после новогодних праздников они будут самостоятельно дежурить в уголке природы, а пока нужно быть внимательными и наблюдать, что делает взрослый, и помогать ему.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №6 «Колосок»

Елабужского района Республики Татарстан

Конспект

«Прохождение экологической тропы осенью».

Подготовили:

Воспитатель 1 кв. категории -

Комиссарова Т.А.,

г. Елабуга,

2013 г.

Тип : интеллектуально - развивающее.

Вид детской деятельности :

  • игровая,
  • коммуникативная,
  • познавательно-исследовательская,
  • восприятие художественной литературы.

Программное содержание :

  • выявить особенности выбора видового состава растений в условиях парка;
  • обобщить первичное представление об осени (листья на деревьях и кустарниках опали, трава пожухла, люди убирают листья в кучи);
  • отрабатывать навыки определения деревьев (клен, липа, рябина) без листвы, по внешнему описанию;
  • формировать интерес к природоведческим наблюдениям, умение любоваться красотой осеннего пейзажа, эмоциональную отзывчивость.

Планируемые результаты : развитие интегративных качеств «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «любознательный, активный».

Материал : игровой персонаж Старичок - Лесовичок.

Словарная работа : крона, кустарник.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций и фотографий изображающих природу. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Рисование деревьев.

Ход занятия .

Воспитатель. Ребята, помните, мы с вами на занятии говорили о лесе? Каких растений в лесу очень много? (деревьев.) Сегодня к нам из леса обещал прийти Старичок - Лесовичок в гости, что-то он задерживается. Вы его не видели? (дети смотрят в разные стороны, замечают около одного дерева Старичка - Лесовичка, подходят к нему, здороваются). Старичок- Лесовичок, мы рады тебя видеть. Тебе понравилось у нас в городе?

Старичок-Лесовичок. Я тоже рад вас всех видеть. Но я живу в лесу, привык видеть вокруг себя много деревьев. Вы знаете, какие растения называют деревьями?

Дети. У них есть ствол, корни в почве, много листьев.

Старичок- Лесовичок. Правильно! Но вот в городе их растет меньше, чем в лесу. Я очень огорчен и расстроен. Да к тому же на городских деревьях нет листьев. Куда же они делись?

Воспитатель. Ребята, подскажите Cтаричку - Лесовичку куда поздней осенью листья с деревьев пропадают?

Дети. Они опадают на землю.

Старичок-Лесовичок. Ай, ай, ай! Это я так долго до вас добирался? Когда я из леса вышел, листья на деревьях еще висели, была золотая осень. А теперь уже наступила поздняя осень? И листья с деревьев облетели?

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, не расстраивайся. У нас в городе есть места, где тоже много растений, за ними, поливают. Им помогают дети.

Старичок – Лесовичок (обращается к детям). Вы тоже помогаете? (да).

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, а у тебя разные в лесу растут деревья? (разные). И ты их все умеешь различать?

Старичок-Лесовичок. Да. Я сейчас проверю, как дети умеют различать деревья? Справитесь? (Да.) Не перепутаете? (Нет.) Послушайте, о каком дереве я прочитаю стихотворение:

Закружила осень

Рыжие метели,

Золотые листья

С кленов уж слетели.

Я.Купала.

Дети. О клене!

Старичок-Лесовичок. Где в вашем парке растет клен? Без красивых листьев вы его, наверное, не найдете.

Воспитатель. Ребята постараются и вспомнят: у него высокий стройный ствол, покрытый серой корой. (Дети находят место расположение клена в парке и показывают Старичку - Лесовичку).

Старичок-Лесовичок. Молодцы! У меня есть еще задание для вас:

Об ушедшем лете

Липы шелестят

Как осенний ветер

С них сорвал наряд.

Я.Купала.

О каком дереве в стихотворении говорится? (О липе.)

Воспитатель. Не забыли, что у нее темный высокий ствол, а листья похожи на сердечки? Посмотрите внимательно вокруг.

Дети находят место, где растет липа, зовут Старичка -Лесовичка.

Старичок-Лесовичок. Ай да молодцы! Но третье задание самое трудное. Боюсь не справитесь! (Справимся.)

Старичок-Лесовичок. Тогда слушайте:

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад

Листья пожелтевшие по ветру летят,

Лишь вдали красуются, там, на дне долин.

Кисти ярко-красные вянувших рябин.

А.Толстой.

Угадали название дерева?

Дети. Да! Это рябина.

Воспитатель. Тогда нам осталось его найти в нашем парке. Это стройное дерево с резными листьями и красными ягодами.

Дети по описанию находят и это растение.

Старичок-Лесовичок. Молодцы! Порадовали Старичка -Лесовичка. Тогда остаюсь у вас в городе еще ненадолго и предлагаю поиграть, хотите? (Да.)

Старичок-Лесовичок. Игра так и называется «рябинка».

На холме стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спинку.

(Потягивания- руки вверх)

Ей не просто жить на свете-

Ветер крутит, крутит ветер

(Вращение туловищем вправо-влево)

Но рябинка только гнется,

Не печалится-смеется

(Наклоны в стороны)

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую.

(Дети машут руками, изображая ветер).

Воспитатель. Молодцы! Хорошо играли, а сейчас я предлагаю побегать по листьям и послушать, как они шуршат.

Воспитатель. Раз, два, три - к березе беги!

Дети бегут к березе.

Старичок-Лесовичок. Дети, а как вы узнали, что это береза? (Ответы детей).

Правильно, только у березы ствол белого цвета. Найдите и покажите мне лист березы. (Дети находят).

Старичок - Лесовичок. Молодцы! А давайте еще в одну игру поиграем. (Да). Надо встать под деревом и смотреть на солнце (небо) сквозь крону. Что вы видите?

Дети. Птицы! Небо! Облака! Другие ветки!

Старичок-Лесовичок. Сквозь какую крону лучше смотреть ввысь: редкую или густую? (Сквозь редкую). Теперь повернитесь лицом к стволу и понюхайте кору. Чем она пахнет? (дети высказывают свое мнение). Как много разных растений в вашем парке: они и высокие, и низкие, тонкие и толстые, гладкие. Вам здесь понравилось? (Да).

Старичок-Лесовичок. Что бы вы хотели взять себе на память о наших друзьях-растениях? Но помните, можно только собирать на земле. (Сбор листьев для нетрадиционного рисования).

Старичок-Лесовичок. Вы все правильно сделали не надо брать из леса, парка много. Можно с собою взять только то, что не навредит растению или жителям парка. Ведь скоро парк порадует нас новыми загадками. Давайте его охранять, и он снова нас встретят своей красотой. Заигрался я с вами. Мне пора домой, в лесную избушку. Я буду скучать без вас.

Воспитатель. Не скучай Старичок-Лесовичок. Мы в группе нарисуем печатью из листьев рисунки и обязательно тебе их пришлем, правда, ребята?

Дети и воспитатель прощаются со Старичком - Лесовичком. В группе дети рисуют рисунок «Осень на опушке краски разводила».


Прохождение экологической тропы осенью

Программное содержание:

  • Расширять представления детей об осенних изменениях в природе.
  • Показать объекты экологической тропы в осенний период.
  • Формировать бережное отношение к окружающей природе.
  • Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Материал: объекты экологической тропы: береза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень, осенние листья разных деревьев.

Связь с другими занятиями и видами деятельности:

  • Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу.
  • Наблюде­ние за птицами.
  • Рассматривание деревьев, растущих на участке.
  • Ри­сование деревьев.

Ход занятия

Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами пройдем по экологической тропе.

Дети выходят на улицу, их встречает Старичок Лесовичок.

Здравствуйте, дети! Меня зовут Старичок Лесовичок.

Дети здороваются.

Старичок Лесовичок. Сегодня, ребята, для вас раскроются некоторые тайны природы.

Воспитатель. Дедушка, наши дети очень любознательные, им наверняка будет интересно! Правда, ребята?

Старичок Лесовичок. Раз вы такие любознательные, то я приглашаю вас в мое царство, где вы узнаете много нового и интересного.

Воспитатель. Дети, а вы знаете, какое сейчас время года?

Педагог обобщает ответы детей и читает стихотворение М. Авдеевой:

Разноцветный парк,

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.

Раз, два, три - к березе беги! Дети бегут к березе.

Дети, а как вы узнали, что это береза? (Отве­ты детей.)

Правильно, только у березы ствол белого цвета.

Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета?

Воспитатель обобщает ответы детей: «Осенью листья березы зеленого и желтого цвета».

Кроме листьев на березе растут сережки, в ко­торых осенью созревают мелкие семена березы и разлетаются в разные стороны.

Воспитатель. А вот еще дерево. (Показывает на рябину.)

Кто знает, как оно называется? (Ответы детей.)

Правильно. Как вы догадались, что это рябина?

Правильно, осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины.

Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.

Это астры. Астры бывают разных видов. Какого цвета астры на этой клумбе? (Ответы детей.) На клумбе астры красного, синего и белого цвета. Астры цветут долго, иногда выпадает снег, а астры продолжают цвести. Давайте рассмотрим цветок, у него в серединке созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах? (Ответы детей.)

Конечно, чтобы было красиво! Посмотрите, как красиво, когда на клумбах цветут разные цветы! Клумбы бывают разной формы и величины. Какой формы клумба, на которой растут астры? (Ответы детей.)

Клумба, на которой растут аст­ры, круглой формы.

Воспитатель приглашает детей пройти дальше по экологичес­кой тропинке.

Воспитатель. Дети, а вы знаете, кто живет в этом домике? (Указывает на скворечник.)

Педагог обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется «скворечник». А где же птицы?»

Уже наступила осень, осенью многие птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики-скворечники пока будут пустовать, и ждать своих прежних хозяев.

Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.)

Посмотрите, когда то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.)

В этом пне тоже идет жизнь. В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму - это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.

Воспитатель. Вот какие остановки мы сделали на нашей эколо­гической тропинке. Сегодня вы узнали много нового и интересного.

Воспитатель приглашает детей поиграть.

Проводится игра «Найди такой же листок, какой покажу».

Воспитатель показывает детям лист какого-либо дерева и предлагает найти такой же.

Отобранные листья дети сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Каждому ребенку оставляют лист с разных деревьев (клен, береза или дуб и др.).

Затем воспитатель поднимает кленовый лист и говорит: «По­дул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде останавливаются.

Игра повторяется с разными листочками (березовыми, дубовыми и другими).

Старичок Лесовичок. Я хочу подарить вам на память о нашей встрече листочки, которые нужно раскрасить.

Старичок Лесовичок раздает детям бумажные силуэты листочков и прощается с ними.

воспитатель ГБОУ СОШ № 121

дошкольное отделение 28 А г. Москвы

Цель: показать объекты экологической тропы в осенний период.
Задачи
образовательные: расширять представления детей об осенних изменениях в природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;
воспитательные: формировать бережное отношение к окружающей природе;
речевые: расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Осень».
Материал. Объекты экологической тропы: береза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень. Осенние листья разных деревьев.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Рисование деревьев.
Ход занятия.
Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами пройдем по экологической тропе.
Дед Природовед. Здравствуйте, дети меня зовут дед Природовед. А зовут меня так потому, что я знаю много тайн и секретов природы.
(Дети здороваются с дедом Природоведом.)
Дед Природовед. Сегодня я раскрою вам некоторые тайны природы.
Воспитатель. Дедушка, наши дети очень любознательные, им будет очень интересно! Правда, ребята?
Дед Природовед. Дети, а какое сейчас время года?
Воспитатель обобщает ответы детей и читает стихотворение М. Авдеевой:
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Воспитатель. Раз, два, три – к березе беги!
Дети бегут к березе.
Дед Природовед. Дети, а как вы узнали, что это береза? (Ответы детей) Правильно, только у березы ствол белого цвета. Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета?
Дед Природовед обобщает ответы детей: «Осенью листья березы зеленого и желтого цвета». Кроме листьев на березе растут сережки, в которых осенью созревают мелкие семена березы и разлетаются в разные стороны.
Воспитатель. А вот еще дерево. (Показывает на рябину.) Кто знает, как оно называется? (Ответы детей.) Правильно. Как вы догадались, что это рябина? Правильно, осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называются плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины. Обращает внимание их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.
Дед Природовед. Далее экологическая тропа ведет нас к клумбе. А знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.) Это астры. Астры бывают разных цветов. Какого цвета астры на этой клумбе? (Ответы детей.) На клумбе астры красного, синего и белого цвета. Давайте рассмотрим цветок, у него в серединке созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения.
Воспитатель. Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах? (Ответы детей.) Конечно, чтобы было красиво! Посмотрит, как красиво, когда на клумбах цветут разные цветы! Клумбы бывают разной формы и величины. Какой формы клумба, на которой растут астры? (Ответы детей.) Клумба, на которой растут астры круглой формы.
Дед Природовед приглашает детей пройти дальше по экологической тропинке.
Дед Природовед. Дети, а вы знаете, кто живет в этом домике? (Указывает на скворечник.)
Воспитатель обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется «скворечник». А где же птицы? »
Дед Природовед. Уже наступила осень, осенью многие птицы улетают в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели. Домики-скворечники пока будут пустовать и ждать своих прежних хозяев.
Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.)
Посмотрите, когда-то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.) В этом пне тоже идет жизнь. В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму - это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.
Воспитатель. Вот какие остановки мы сделали на нашей экологической тропе. Сегодня мы с вами узнали много интересного.
Дед Природовед приглашает детей поиграть.
Проводится игра «Найди такой же листочек, какой покажу».
Дед Природовед показывает детям лист какого-нибудь дерева и предлагает найти такой же. Отобранные листья дети сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Каждому ребенку оставляют лист с разных деревьев (клен, рябина, береза).
Дед Природовед поднимает кленовый лист и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена кружатся, а по команде деда Природоведа останавливаются.
Игра повторяется с разными листочками (березовыми, дубовыми и другими).
Дед Природовед. Дети, мне очень с вами интересно! Я хочу подарить вам на память о нашей встрече листочки, которые нужно раскрасить.
Дед Природовед раздает детям бумажные силуэты листочков и прощается с детьми.


Приложенные файлы

Апробация непосредственно образовательной деятельности в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении центре развития ребенка - детском саду № 5 «Золушка» г. о. Серпухов

на тему:

«Прохождение экологической тропы (в помещении детского сада)»

18 февраля 2016 года в МДОУ - детском саду № 5 «Золушка» г. о. Серпухов в подготовительной к школе группе была проведена непосредственно образовательная деятельность на тему «Прохождение экологической тропы (в помещении детского сада)» . Непосредственно образовательная деятельность (далее НОД) проводилась в подгруппе детей в количестве 12 человек. Занятие проводила воспитатель первой квалификационной категории Авилова Татьяна Николаевна, стаж работы 3 года.

Перед проведением НОД имела место следующая предварительная работа : 1) прохождение экологической тропы на прилегающей территории детского сада; 2) оформление выставки детских рисунков «Зимушка-зима»; 3) совместное с родителями составление паспорта объектов экологической троп; 4) рассматривание комнатных растений; 5) наблюдение за декоративными животными в помещении.

Программное содержание НОД : 1) Расширять представления о сезонных изменениях в природе;2) Вызвать у детей желание участвовать в совместных проектах; 3) Развивать связную речь; 3) Развивать любознательность, активность; 4) Воспитывать бережное отношение к природе.

Подготовка к занятию включала следующие аспекты: 1) определение объектов экологической тропы в здании детского сада; 2) обсуждение с родителями возможность разработки экологического паспорта для объектов экологической тропы; 3) распределение детей и родителей на пары для составления паспорта объектов экологической тропы; 4) составление плана выступления детей в соответствии с последовательностью представления объектов экологической тропы на занятии.

Конспект НОД на тему «Прохождение экологической тропы (в помещении детского сада)» был представлен в нетрадиционной форма - в виде квест-игры. Длительность занятия составила 19 минут .

В вводной части сюрпризным моментом стало появление Деда-Природоведа (воспитатель Христова Ольга Борисовна), который представил вниманию детей выставку детских рисунков на тему «Зимушка-зима», что позволило с самого начала занятия обеспечить положительный эмоциональный настрой детей. Далее по конспекту, воспитатель грамотно подвел детей к тому, что сейчас они вместе с героем отправятся на экскурсию по экологической тропе и узнают много нового и интересного.

Следующий этап включал в себя знакомство с объектами экологической тропы. Первый объект «Узамбарская фиалка» находился непосредственно в помещении группы. Двое дошкольников, подготовивших доклады в соответствии с паспортом растения, составленном совместно с родителями, подробно рассказали о фиалке: стране происхождения, размножении, правилах ухода и его индивидуальных особенностях, а именно о непереносимости растением яркого света и холодного воздуха.

Далее воспитатель обратил внимание детей на правила прохождения маршрута - чтобы добраться до следующего объекта, нужно следовать по ориентирам-стрелкам, которые приведут в нужное место. Элементы квеста оказали на дошкольников мотивационное действие, и они внимательно последовали по заданному направлению. Вторым представленным объектом стала «Герань», о которой другие двое дошкольников сделали доклады в соответствии с экологическим паспортом. Воспитатель отметила, что период цветения у комнатных растений разный, но при этом они остаются зелеными круглый год.

После окончания доклада дети продолжили экскурсию. Следующим объект «Аквариум с рыбками» вызвал у дошкольников восторженную реакцию - дети долго рассматривали аквариум с меченосцами, после чего следующие двое ребят представили свой доклад. Четвертым объектом квест-игры стал «Бальзамин», двое дошкольников по очереди озвучили заранее подготовленную информацию о растении перед сверстниками. Пятым объектом оказалось еще одно комнатное растение «Фикус», отличительной чертой которого, как отметили докладчики, является то, что в летний период его можно высаживать в открытый грунт. Заключительный объект «Волнистый попугайчик» вызвал у дошкольников наибольший энтузиазм, дети долго не могли оторваться от клетки и бурно обсуждали его поведение и внешний вид. В докладе о попугайчике два ребенка поделились с остальными интересной информацией о характере волнистых попугаев, правилах содержания, кормежки и ухода за птицей.

По окончанию занятия Дед-Природовед выразил свое восхищение знаниями детей, подарил участникам квеста книжки о природе и предложил встретиться летом для прохождения экологической тропы на участке детского сада.

Анализируя проведенное занятия, прежде всего хочется отметить удачную организацию экскурсии по территории детского сада в виде квест-игры, так как новые формы проведения досугов и занятий более интересны для детей старшего дошкольного возраста, вызывают желание участвовать и мотивируют на познавательную и физическую активность. Дети положительно отнеслись и к непривычному персонажу, сразу были готовы сотрудничать с ним и делится заранее подготовленными докладами. Хочется также отметить, что воспитатель сумел привлечь родителей к совместной работе с дошкольниками, т.к. именно они готовили указанную информацию вместе со своими детьми.

При подготовке и проведении НОД возникли объяснимые и ожидаемые сложности, т.к. в дошкольном учреждении нет ни аквариума с рыбками, ни клетки с волнистым попугаем. По новым требованиям СанПин комнатные питомцы должны располагаться в отдельном помещении, иметь ветеринарные паспорта и необходимые прививки. Наше дошкольное учреждение не обладает возможностью обеспечить данные условия содержания животных, поэтому пришлось обратиться за помощью к родителям, имеющих данных представителей фауны. Во время обсуждения проведения занятия, нам пришлось поменять местами пятый объект «Фикус» и шестой объект «Волнистый попугайчик», чтобы растение расположить в групповом помещении, а птицу в кабинете логопеда. Также в качестве незначительного недостатка можно указать на то, что на время проведения мероприятия ни одно из растений, представленных на экологической тропе, не цвело, так как НОД проводилась в феврале.

Следует отметить, что время проведения непосредственно образовательной деятельности, а именно 19 минут, представляется коротким, что, по-нашему мнению, объяснимо двумя факторами. Во-первых, дети очень торопились добраться от объекта к объекту. Во-вторых, закрепляющих упражнений для лучшего усвоения нового материала; занятие было построено интересно, но однообразно. Возможно, имело смысл включить в контекст мероприятия викторину, рассказ воспитателя, рассказ детей о выставке рисунков, дидактическую, или подвижную игру. В - третьих, конспект рассчитан именно на подгруппу детей, а наполняемость данной группы составляет 35 человек. Кроме того, поскольку в процессе подготовки паспортов совместно с детьми родители активно использовали интернет, в докладах детей имели место термины, значение которых дети не понимали.

В заключение анализа, проведенного НОД и в целом можно отметить, что занятие построено интересно, все поставленные задачи были успешно реализованы, дошкольники получили много впечатлений и еще долго обсуждали увиденное и услышанное между собой.