Как отучить ребенка от рук. Как не приучить грудничка к рукам

«9 месяцев носишь в животе, 3 года на руках и всю жизнь в своем сердце»

Пестрит пост в популярном паблике для мамочек Вконтакте. И в этом же паблике есть обсуждения, где девочки просят совет – КАК? Как отучить ребенка от рук? Возраст – от нуля до года…

Как бы много информации не было, что ношение ребенка на руках полезно и важно для его развития, не каждая мама готова всецело отдаться этому процессу. Ведь малыши тяжелеют с каждым месяцем. И что делать маме, весом 45 кг с 10-килограммовым полугодкой? Как успевать убирать дом, кормить старших детей и мужа, следить за собой и даже работать? А если проблема в том, что ребенок спит ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на руках? Положив, просыпается…

«А вот не нужно было приучать!»

- такой совет я услышала от подруги, поделившись, что эту ночь дочка спала на моих руках.

Не она одна такого мнения. Старшее поколение целиком и полностью поддерживают этот принцип. Но ведь ни одна мама НАМЕРЕННО не приучала ребенка к рукам – все происходило естественно и само собой. Как не взять и не успокоить расплакавшуюся кроху? Как не обнять и не пожалеть, когда ребенок испугался? Как отпустить от груди, когда он так сладко чмокает, не принимая расставание и укладывание?

Будем мягки в этом вопросе, сделаем отучение от рук комфортным для мамы и малыша. Так, чтобы и ребенок не был обделен прикосновениями и мама могла отдыхать и делать свои дела.

Самое главное – не убирайте руки резко!

Это стресс для ребенка. Пусть все будет постепенно – настолько, насколько позволяет ситуация.

1. Устранить причину плача, беспокойства

Почему может ? Ему жарко, холодно, мокро, он проголодался, где-то чешется, беспокоит животик, ему страшно, он перевозбудился и т.д. Причин – множество! Успокаивается на руках, у груди, посасывая молочко, слушая, как мама дышит, в тепле ее тела. Попробуйте найти причину плача и устранить ее. Может, висящая игрушка над кроваткой вызывает не интерес, а страх, поэтому малыш не хочет там лежать?

2. Слинг = свободные руки

«Как отучить ребенка от рук? – положить его… в слинг!». Самый лояльный выход из ситуации. Подходит для тех, кому важно совмещать телесный контакт с малышом и домашние дела. И ребенок будет спать при любом шуме (ведь вы же не будете с ним на носочках ходить), и ваши близкие не останутся без ужина.

3. Гнездо, кокон

Некое подобие мягкой, тряпичной люльки. Вы можете сделать его самостоятельно (свернув из одеяла два валика, закрепляя прищепками «бока», оставив ложе для младенца) или купив в магазине. Если осталась подушка для беременных, можете из нее «слепить» хорошее гнездо. Когда ребенок спит только на руках, такая вещь может стать спасением. Уснувшего в гнезде карапуза, можно положить в кроватку/коляску/на диван и, благодаря валикам, у него останется ощущение, что его все еще обнимают.

4. Менять позу для сна

Иногда ребенок ерзает во сне от того, что неудобно лежит. Если это совсем малыш, то поменять позу самостоятельно у него не получится. Прежде чем взять на руки, попробуйте положить его на другой бочок. И даже можно легонько почесать спинку.

5. Постепенно вводите новые ассоциации со сном

Если всегда у ребенка перед сном были ручки и укачивания, постепенно (например, ребенок уже знает, что после ванной будет сон. Он готов к этому). Теперь вместе с укачиванием на руках, спойте колыбельную. Потом введите поглаживания спинки. Вскоре сможете положить на кровать, гладя спинку и напевая ту же колыбельную. Если ребенок уже достаточно большой – читайте книжки, разглядывая картинки.

В конце статьи мы подготовили для вас интересный чек-лист "20 способов показать детям свою любовь". Скачайте его и делитесь своей любовью с ребенком каждый день!

6. Объятия на уровне малыша

Ползающий, сидящий или даже уже ходящий ребенок – это каждодневные падения, удары о любую мебель и сваливание всего, что плохо лежит. Ребенок пугается, ему больно и он зовет маму. Чтобы не брать карапуза на руки (а в полгода он уже может весить не мало), присаживаетесь на корточки, коленки или на попу и обнимаете ребенка. Не поднимаете! Прижимайтесь к нему телом, может, он даже сам на вас заберется, но не поднимайте! Успокойте и поставьте. Получив порцию тепла и объятий, ребенок найдет, чем ему заняться дальше.

7. Пестование, стишки-прибаутки, потешки

Еще одним вариантом, как успокоить ребенка, будут , . Чем раньше вы будете читать их ребенку, тем быстрее он к ним привыкнет, полюбит и, с удовольствием, будет слушать и повторять. Это интересное отвлечение от «проблемы»!

8. Поглаживания, похлопывания, массаж

Если вы убрали руки – найдите способ их «замены» так, чтобы прикосновения все же остались у малыша. Выкладывайте малыша к себе на живот(пока он совсем маленький), его, похлопывайте и предлагайте ребенку постарше (он сам будет ложиться поперек вас для такого интересного занятия).

9. Гимнастика, тактильные игры с ребенком

Здесь много плюсов – прикосновения, оздоровление, и… подуставший малыш, которого будет легче уложить. Много деток, у которых энергии через край, к концу дня они перевозбуждаются и не могут уснуть. Грудь или ручки им «помогают». Присмотритесь, может, вашему ребенку нужно куда-то выплескивать энергию? Позанимайтесь с ним! Ему не нужны сложные элементы или силовые нагрузки – простые движения, больше игры!

10. Разговаривайте с крохой

Обязательно , что «сейчас я не могу взять тебя на ручки». Признавайтесь в своих слабостях, это нормально. «Я устала, у меня болит спина, мне тяжело…» Говорите, что сейчас произошло с ребенком. «Я вижу, ты ударился/упал, тебе больно. Ты напугался? Ты хочешь кушать? Тебе жарко? И т.д.» . Ребенок будет понимать, что с ним происходит. «Пойдем кушать. Давай вместе подуем на ранку. Давай снимем эту кофту. И т.д.» . Ближе к году малыш уже будет понимать значение ваших слов. Также можете «забалтывать» ребенка – «Посмотри, как интересно! Ой, а что здесь? Куда подевалась наша игрушка?», отвлекая от рук, переключая его внимание.

Помните, что во всем нужно соблюдать меру и слушать свои инстинкты.

«Проревется и привыкнет»

Не самый лучший совет. Ребенок может так раскричаться, что вылезет пупочная грыжа (к сожалению, у моих знакомых так получилось ). Однако и вам отдыхать ВАЖНО! Довольная мама – счастливый малыш. Выбирайте свой способ – удобный и подходящий, не мучая ни себя, ни ребенка. И пусть первый год жизни малыша останется в памяти, как один из лучших, где вам не придется задаваться вопросом – «Как отучить ребенка от рук?»

Есть мнение, что если ребенка редко брать на ручки в течение первого года жизни, то в следующие два он будет проситься и реветь, чтобы оказаться там любым способом. Мне не удалось проверить это на практике, мы брали дочь на руки постоянно. Как считаете (или может уже узнали), стоит ли в это верить?

Скачайте чек-лист "20 способов показать детям свою любовь"

«Я думаю о тебе, ты мне важен, я люблю тебя, ты самый лучший на свете!»​ ​Если фантазия заканчивается на устных признаниях, дарим еще 20 способов, как показать малышу, что вы любите его!​

Таким вопросом часто задаются мамы подрастающих детей и зачастую не задумываются - что такое мамины руки для ребёнка?

Давайте в этой статье разберемся с вами когда ребёнок самостоятельно слезает с маминых рук и нужно ли носить ребёнка на руках?

Я поделюсь своей статьей, которая была написана еще в 2010 году, но своей актуальности не потеряла до сих пор.

Место жительства - мамины руки

Каждая мама стремится дать своему малышу самое лучшее. Ей хочется, чтобы малыш рос крепким, здоровеньким, спокойным и уверенным в себе. Однако зачастую, на практике новоиспеченная мама попадает под давление бабушек, родственников, подруг, которые стремятся передать ей свои взгляды на процесс воспитания и взращивания ребёнка.

«Не носи на руках – а то потом не слезет!», «не клади спать рядом с собой – а то потом до школы не уйдет!», «корми строго по часам – а то избалуется!». Это лишь малая часть утверждений, которые мы часто встречаем. И здесь действительно важно разобраться и понять, как же делать правильно.

В первые 9 месяцев ребёнок чрезмерно нуждается в той обстановке, к которой привык за время беременности, к такому выводу пришли ученые-антропологи. По сравнению с другими животными, у нас очень большой мозг, а женский таз для родов умного ребёнка не достаточно широк.

Чтобы голова смогла пройти по родовым путям, наши дети рождаются недоразвитыми, мелкими, нуждающимися в большей заботе. Таким образом, полный период вынашивания у человека длится не 9, а 18 месяцев: 9 внутри и 9 снаружи.

За все долгие месяцы беременности малыш привыкает быть постоянно вместе с мамой, слышать биение её сердца. Малыш привыкает к высокой температуре тела (не ниже 36 С), к постоянному мерному покачиванию, привыкает к ощущению своих границ, заданных стенками матки.

Ему комфортно в подобных условиях, он чувствует себя в абсолютной безопасности и спокойствии.

После рождения для малыша ничего не меняется. Он не ожидает, что попадет в другие условия, к которым будет вынужден приспосабливаться и тратить свои, пока и так не богатые, ресурсы.

Исходя из опыта, полученного в ходе внутриутробной жизни, малыш очень нуждается в тепле и без постоянного физического контакта с матерью просто замёрзнет, поскольку пока еще он не может согревать себя сам.

Его жизненных ресурсов хватает только на то, чтобы удерживать тепло, полученное от мамы.

Материнские прикосновения, поглаживания, поцелуи всех частей тела малыша стимулируют не только кровообращение малыша, но и обеспечивают полноценное развитие эндокринной, иммунной и нервной систем, способствуют развитию головного мозга.

Наиболее активную стимуляцию кожных покровов малыш получает во время ношения его на руках, совместного сна и кормления грудью.

Сразу вспоминается случай из практики:

Анюта, малышка в возрасте 1 месяца от роду, поразила инструктора по уходу с первого взгляда. Бледный, без единой кровинки тон кожи, грустный взгляд, хотя со стороны медиков претензий к здоровью крошки не было. Оказалось, что мама боится лишний раз брать ребёнка на руки, чтобы она не привыкла и не избаловалась… Когда маме объяснили, что для малыша это насущная потребность, а не проявление избалованности, и выдали соответствующие рекомендации, через 2 недели Анюту было не узнать: розовощекая, улыбчивая, с нормальной физической активностью девчушка.

  • В первые 40 дней ребёнку необходим максимальный физический контакт , т.е. мама в буквальном смысле слова не расстается с малышом ни на минуту: носит на ручках, спит вместе с ним, постоянно поглаживает и согревает его. Это так называемый «адаптационный период», когда малыш начинает перестраиваться от жизни в животе к жизни в большом мире. Такое поведение мамы дает ребенку ощущение полной безопасности и спокойствия, малыш не подвергается воздействию стрессов, ему не требуется бороться за свою жизнь и выживать.
  • Правильное ношение на руках помогает хорошему развитию опорно-двигательного аппарата, помогает правильному формированию всех отделов позвоночника и тазобедренного сустава, при этом у мамы не «отваливаются» спина и руки. Постепенно, по мере взросления, малыш сам просится полежать отдельно, чтобы потренировать навыки переворачивания и ползания. Однако, физический контакт по-прежнему сохраняется: мама вместе с малышом делает все дела по дому, вместе гуляют и отдыхают.
  • Принимая участие в маминых заботах, внимательно наблюдая за ее действиями, ребёнок получает огромное количество познавательной информации, которая обеспечивает его умственное развитие.Грамотная организация времени помогает маме не уставать, поскольку все дела мама делает вместе с ребёнком, а затем, во время его сна, отдыхает сама.
  • Совместный сон с мамой является такой же насущной необходимостью для ребёнка, как и постоянное пребывание у нее на руках. Известно, что более 70% сна новорожденного занимает поверхностный сон, во время которого малыш чутко отслеживает окружающую его обстановку. Если он спит, уютно устроившись рядом с мамой, то во время такого сна мозг ребёнка может заниматься саморазвитием, а не следить за своей безопасностью. Также следует помнить, что совместный сон является профилактикой «спонтанной детской смертности»: когда рядом находится мама, она своим дыханием, биением сердца напоминает малышу о необходимости сделать вдох.

Удобство совместного сна можно продемонстрировать на примере:

Недавно к инструктору по уходу обратилась Наталья. Уставшая, измученная, раздраженная она никак не могла понять, почему материнство не приносит ей радость. Оказалось, что бабушка, жившая вместе с молодой семьей, настаивала, чтобы малыш спал в кроватке.

Игорюша, уютно засыпавший под маминой грудью, при первой же попытке переложить его в кроватку просыпался, начинал плакать, и мама была вынуждена начинать убаюкивать его заново, вставая по 5-7 раз за ночь к малышу.

Наташа не успевала ни выспаться, ни отдохнуть. Ночное недосыпание сказывалось днём, когда сил справляться с малышом абсолютно не было, а Игорь с каждым днем становился плаксивее и раздражительнее.

Все наладилось, когда маме объяснили важность ночного совместного сна, рассказали про врожденные ожидания малыша, показали, как организовать пространство для сна, сделали его безопасным, а маму научили спать с уютно устроившимся рядом с ней малышом.

У некоторых может сложиться ошибочное представление, что при таком подходе к взращиванию ребёнка у мамы совершенно не остается времени на себя и на мужа. Это не так. Дело в том, что постоянное присутствие ребёнка рядом с мамой помогает малышу расти спокойным и уверенным: ведь у него не появляется страх, что мама куда-то исчезнет или не придёт. Позже он готов ждать её, не нервничать, самостоятельно себя занимать.

Если же мама постоянно стремится отложить ребёнка от себя, поменьше брать его на руки, малыш становится тревожным и буквально «вцепляется» в маму, ни на шаг не отпуская её от себя, «связывает» ей руки.

Обычно в возрасте 6-7 месяцев, когда малыш приобретает навык ползания, его время пребывания на руках у мамы значительно уменьшается . Ведь вокруг столько всего интересного и у малыша есть потребность познакомиться с окружающими его вещами. Так же и с совместным сном. В возрасте 3-4 лет ребёнок уходит спать в отдельную кровать, при условии, что его не пытались выселить из постели матери пораньше.

Маленький ребенок, конечно, нуждается в том, чтобы его подержали на руках - это помогает ему ощутить родительскую любовь и заботу, является своеобразной связью с родными людьми. Тем не менее, все хорошо в меру, поэтому важно не допустить слишком сильного привыкания ребенка к рукам, когда он ни на минуту не может оторваться от взрослых. Что же делать, если такое все же произошло, как отучить ребенка от рук?

Если родители уже допустили ряд ошибок и малыш постоянно просится на руки, необходимо постепенно отучать ребенка от этого

Как должно быть?

Грудной малыш нуждается в большом количестве тактильных ощущений, которые он получает, находясь с мамой, папой, бабушками или дедушками. Таким образом взрослые тоже проявляют свою любовь к малышу. Ребенок в такой ситуации чувствует свою значимость, у него формируется уверенность в себе. Детишки, которые получили достаточно любви и заботы, нередко становятся лидерами во взрослой жизни.

Примерно в 3-5-месячном возрасте у ребенка может сформироваться зависимость от контакта со взрослыми. Обусловлено это чаще всего тем, что малыш еще не может сидеть, но уже понимает, что на руках у мамы он увидит намного больше. Если воспитание и развитие проходят нормально, то к возрасту полугода, когда ребенок уже сможет сидеть сам, эта зависимость становится слабее.

Чтобы не формировалась чрезмерная зависимость от рук, ребенок должен проводить с мамой только половину времени своего бодрствования. Остальное время он находится под наблюдением взрослых, но самостоятельно решает, что будет делать.

Грудничку есть чем «заняться»: он агукает, играет со своими ножками или ручками, с игрушками, переворачивается, тянется за разными предметами (подробнее в статье: ). Все это помогает ему развиваться, готовит его мышцы к тому, чтобы начинать сидеть и ползать.

Соблюдаем баланс

Итак, если ребенок здоров, если мамочка старается приучить его к самостоятельности с рождения, то патологической привязанности не будет. Давать ребенку возможность быть самостоятельным не значит оставлять его без присмотра. Помните золотое правило: половину времени бодрствования малыш с вами, половину он самостоятелен (конечно, в соответствии с возрастом). Пока он играет сам, вы за ним просто приглядываете, но не вмешиваетесь, если нет опасности.

В возрасте до 6 месяцев самостоятельность в основном проявляется в том, что малыш трогает какие-то предметы, переворачивается, что-то грызет. После полугода свобода его движений увеличивается, потому что он уже может сидеть. Когда ребенок начнет ползать, ему уже нужно будет больше места, но более тщательный присмотр. В этом возрасте тоже возникает опасность привыкания к рукам, особенно когда вы носите свое чадо, показывая ему разные предметы и явления. Так он быстрее может добраться до интересных ему объектов.



Когда малыш уже начал ползать, маме имеет смысл давать ему больше свободы, но параллельно обеспечивать безопасность. Такой подход поможет развить самостоятельность и станет профилактикой привыкания к рукам

Причины чрезмерной привязанности грудничка к рукам

  • Груднички мало времени бодрствуют, поэтому родители нередко все это время проводят с ними, держат их на руках.
  • Кишечные колики, которые мучают некоторых малышей до 4 месяцев, облегчаются, когда грудничка берут на руки и прижимают животиком к себе. Бывает так, что колики проходят, а привычка к рукам остается.
  • Любая болезнь может вызвать зависимость от рук. Иногда родители вынуждены постоянно носить малыша на руках пока он болеет, потому что его состояние внушает опасения. Если болезнь затянулась, то может сформироваться излишняя привязанность.

Если такая чрезмерная привязанность возникла, то мама это поймет, потому что ребенок будет постоянно требовать внимания, проситься на руки, плакать и даже устраивать истерики. В этой ситуации стоит принять соответствующие меры.

Что делать, чтобы отучить ребенка от рук?

Для преодоления болезненной привязанности можно использовать несколько способов. Нельзя рекомендовать всем один и тот же, ведь у каждого малыша свои психические особенности, которые обязательно нужно учитывать. Времени на привыкание и отвыкание нужно одному больше, другому меньше, поэтому в каждом случае нужно выбрать то, что подходит именно вам. Если один из способов отучить не дает результата, не нужно продолжать настаивать, а нужно всего лишь его заменить. Бывает, что мамочки, советуясь друг с другом, действуют одинаково, однако вашему малышу может не подойти тот же способ, который «спас» вашу соседку.


Когда малыш болеет, мама все время находится рядом с ним - есть опасность формирования привычки. Несмотря на эмоции, нужно постараться регламентировать время, проведенное у мамы на ручках

Способы отучения:

  • переключение внимания на другого человека;
  • замена пребывания на руках на нахождение рядом;
  • включение грудничка в игру.

Не стоит решать проблему жестким мерами, ведь в этом возрасте у ребенка формируется отношение к миру. Если вы сначала позволили ему выработать болезненную привычку, а потом резко пытаетесь ее прекратить, то ребенок воспримет это как угрозу, что плохо скажется на его психике, у него могут развиться проблемы, которые вы потом увидите как низкую способность к адаптации в коллективе, боязнь в установлении новых контактов.

Отвыкать от чрезмерной привязанности к рукам нужно постепенно. Время нахождения рядом или моменты самостоятельности сначала могут иметь продолжительность 1-2 минутки, постепенно вы увеличиваете это время, сокращая моменты, когда ребенок находится на руках. Помните о главном: ваш малыш должен чувствовать любовь.

Ощущение, что ты нужен, очень важно в жизни каждого ребенка в любом возрасте. Вы можете не держать его на руках, но быть рядом - например, лежать вместе петь ему песенки, гладить по животику.

Как переключать внимание?

Если грудничок слишком привязан к матери, то можно попробовать переключать его внимание на других взрослых. В 3-4 месяца малыш может быть привязан не столько к рукам, сколько к присутствию матери. Если есть рядом другой взрослый, которого ребенок знает и чувствует себя с ним в безопасности, то он будет спокойнее реагировать на то, что мама не держит его на руках. Такими взрослыми могут быть другие члены семьи: папа, бабушка, сестры или братья. В некоторых случаях можно хотя бы временно воспользоваться услугами няни.

Включить в игру и отвлечь можно ребенка практически любого возраста. Уже грудничок 3-4 месяцев может включиться в игру в прятки: например, вместо того, чтобы взять его на руки, когда он заплачет, мамочка может спрятаться за спинку кровати, а потом выглядывать оттуда. В этот момент произносим «ку-ку!», и ребенок быстро понимает, что это игра, перестает плакать, смеется. В следующий раз он включится быстрее. Яркая музыкальная игрушка, красивая погремушка, для детей 6-7 месяцев юла, руль с кнопочками – все эти игрушки прекрасно подходят, чтобы успокоить ребенка и переключить его внимание. Если малыш привык к самостоятельности, то в год он с легкостью находит себе занятие сам.

Так постепенно ребенок отвыкнет от чрезмерного пребывания на руках, однако тактильный контакт и тепло мамы и других близких ему все равно нужны. Много полезных советов и рекомендаций дает доктор Комаровский. В своих видео он понятно объясняет, как происходит развитие детей, почему возникают проблемы и как можно их решить. Также полезным окажется опыт других семей, которые столкнулись с похожей проблемой.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Прежде чем искоренять привычку, нужно понять что даёт малышу пребывание на руках у мамочки. Разберёмся, какие ощущения дарит этот контакт. И когда пора отучить ребёнка от рук, если он не спешит их покидать в положенный срок. Также рассмотрим, от какой беды это убережёт кроху и его родителей.

Из этой статьи вы узнаете:

Человеческое дитя является самым неприспособленным к самостоятельной жизни после рождения. Анатомическое строение женщины, а конкретно тазовые кости не достаточно широки, чтобы плод мог развиться до полноценной фазы. Мозг малютки в утробе матери не успевает дойти до оптимального состояния.

Поэтому в последующие 3/4 первого года жизни новорожденному предстоит совершенствовать свои системы органов и чувств для нормальной адаптации к новым условиям. Для малыша роды являются приличным стрессом. Он никак не ожидает, что после этого его мирная жизнь кардинально переменится.

В течение первых 40 дней кроха интенсивно адаптируется к внешней среде. Если мама рядом, то чадо не испытывает страха. Мамочка должна понимать важность «ручного» этапа на протяжении девяти месяцев. В этот период отучением малыша от ношения на руках заниматься не следует.

Так хоть немного создаётся былая близость между матерью и ребёнком. Рядом с мамой кроха спокоен, а сон его сладок. К тому же мама является настоящим источником тепла, без которого малыш зябнет. Нормальная работа нервной и эндокринной систем закладываются именно в такие моменты. Также улучшается кровообращение, растёт приобретённый иммунитет и развивается головной мозг.

Если малыша правильно носят на руках, то происходит оптимальное развитие его позвоночника, тазобедренных суставов и всей опорно-двигательной системы. При этом мама не чувствует усталости или болезненных ощущений.

Самостоятельность или как отучить ребёнка от рук без слёз?

Первые признаки покидания чадом ваших рук проявятся, когда он начнёт осваивать повороты, а затем и ползание. В пять месяцев уже можно ожидать формирования этих навыков. Уверенность в себе, полученная ранее позволит крохе заниматься самому без активного участия мамы. В те моменты, когда мама отлучается, малыш остаётся спокойным и терпеливо её дожидается.

Если начать отучать от рук раньше времени, то это чревато большой проблемой.

Если появившаяся на горизонте свобода совсем не манит карапуза, а вызывает лишь слёзы, то нужно обратить внимание на промахи родителей.

Для их устранения нужно:


Что делать, чтобы отучить грудного ребёнка от рук?

Нужно отследить в какие моменты малютка норовит стать ручным. Часто это происходит перед засыпанием или для успокоения. Силу привычки ещё никто не отменял. Не нужно молчать, копя в себе недовольство. Ребёнок должен понять, что вам не нравится быть его личным транспортным средством.

Не следует отступать от своего решения. Малыш должен почувствовать вашу твёрдость. Дети любят нарушать запреты. Но, в то же время им комфортно чувствовать существующие барьеры. Периодически они проверяют, не изменилось ли чего. Если родители сдаются, то мир ценностей крохи может пошатнуться. Взять кроху на руки и поцеловать можно после того, как он успокоится.

В этой ситуации не одно действующее лицо, а два. Привязанность малютки видна больше, но и мама также привязана к нему, поскольку всякий раз сдаётся под напором детских капризов. Дитя не должен чувствовать в вашем голосе оттенков неуверенности или страха. Правило публичных выступлений действует и тогда, когда вы один на один с родным ребёнком.

Влияние убеждающей силы даёт 55% результата, тон голоса способен внести вклад в достижение цели на 35%, слова тоже важны, но на их долю приходится только 10%.

Поэтому работайте больше над своим внутренним состоянием и голосовыми приёмами, стремясь отучить ребёнка от рук. Это гораздо сложнее, чем подбор «правильных» слов. Необъявленную войну сторон мать-дитя нужно пресечь как можно скорее, чтобы дарить своё время и любовь другим членам семьи.

Природой заложено, что женщина гораздо мягче мужчины по характеру. В отношения любимой с ребёнком мужчина обычно вмешивается уже в крайних случаях.

А эта проблема как раз из тех, что должна решить женщина. Иначе карапуз при папе будет вести себя подобающим образом, а при маме вновь примется за старые методы.

В то же время важно понять чувства дитя в момент, когда он выказывает желание оказаться у вас на ручках. Возможно, ваше отчуждение ещё больше ранит его формирующуюся психику. Есть мнение, что те дети, которые любили проводить время на материнских руках, вырастают более чувственными, жизнерадостными, наполненными эмоциями и открытыми для общения.

Этап, когда малыш не сходит с рук является кратковременным. От того какую тактику вы изберёте, зависит будущее отношение малютки к окружающему миру и себе в частности. Не спешите отваживать дитя от себя первые девять месяцев. Затем меняйте правила постепенно. Старайтесь не допустить момента, когда кроха начнёт вами помыкать.

Появление долгожданного ребенка - большое счастье для семьи. Сначала родители настолько поглощены заботой о карапузе, что готовы день и ночь носить его на руках, лишь бы тот был доволен и не плакал. Да и сами они испытывают при этом радость. Но время идет, и в один прекрасный день обнаруживается, что малыш совсем не желает играть один. Более того, он хочет быть именно на руках у мамы или папы и никаких компромиссов не признает. Тогда назревает вопрос о необходимости отучения от рук.

Почему для мамы это стало так важно

Причины может быть много, самые частые:

  • Усталость . Когда кроха не слезает с рук, это очень выматывает. И морально, и физически.
  • Некогда делать дела . Не у всех есть родственники, которые могут «перехватить» карапуза и посидеть с ним, пока мать делает работу по дому или приводит себя в порядок.
  • Скорый выход на работу . И мама хочет постепенно приучать к тому, что ее подолгу не будет рядом.
  • Боязнь, что ребенок вырастет чересчур зависимым от родителей, избалованным и не будет уметь занимать себя сам, так как попросту не будет знать, что делать одному.

Любая из этих причин заслуживает внимания и является сигналом о том, что пора менять ситуацию.

Почему плачет младенец

Вот кроха снова заплакал. Так он дает понять, что испытывает дискомфорт. И происходит это по вполне конкретной причине. Сначала нужно проверить, удовлетворены ли базовые потребности:

  • хочет ли малыш есть или пить;
  • не пора ли менять подгузник;
  • комфортный ли температурный режим в помещении.

Если с этим все в порядке, причиной может быть:

  • Переутомление или переизбыток эмоций (даже если они положительные). В таких случаях часто говорят, что ребенок «перегулял». Он сильно устал, а его нервная система пока не окрепла, чтобы справляться с этим без труда. Поэтому он ищет утешения на руках у самых близких.
  • Кишечные колики из-за повышенного газообразования. Так пищеварительная система адаптируется к новым условиям. Особенно актуальна проблема в первые месяцы жизни, но иногда колики длятся и дольше. Малыш стремится на руки, потому что тепло материнского тела (особенно если прижаться животиком) облегчает его состояние.
  • Плохое самочувствие из-за болезни . Высокая температура, боль в горле, насморк - все это изматывает и не прибавляет хорошего настроения. Когда крохе нездоровится, ему также нужен тесный контакт с родителями.
  • Страх . Ребенок может испугаться резких звуков или незнакомых людей. Тогда плач - естественная реакция, на руках у мамы он ищет защиты.
  • Падение или ушиб . Ударился ребенок или просто испугался - все равно он будет искать утешения и проситься на руки.
  • Режутся зубы . Испытывая болезненные ощущения и мучительный зуд, сложно оставаться спокойным, особенно маленькому ребенку.

В подобных случаях с помощью плача малыш зовет родителей, потому что нуждается в помощи, а не пытается ими манипулировать. Следует по возможности устранить дискомфорт ребенка или максимально его уменьшить. В том числе, взяв на руки и успокоив. Главное - уметь различать, когда дитя действительно нуждается в маминых руках, а когда капризничает. Это умение приходит с опытом.

Подходящий возраст и способы отучения ребенка от рук

Во многом успех зависит от возраста. Стоит отметить, что дети до года не умеют лукавить. Понимание того, что взрослыми можно манипулировать, приходит позже, когда нервная система достигает определенного уровня развития. Поэтому если младенец плачет и просится на руки, у него есть проблема, которую взрослому нужно решить.

Вывод: рано для отучения может быть, а вот поздно - нет. Крайне важно выбрать правильный момент. Сказанное отнюдь не означает, что отучать не нужно вообще. Однако всегда следует учитывать возраст и индивидуальные особенности.

Главные условия успеха - постепенность и настойчивость . Если перестать носить на руках резко, это может травмировать психику ребенка и будет воспринято как несправедливое наказание. Есть более щадящие методы отучения.

Дети до года

По мнению специалистов, самое подходящее время, чтобы начать - 6–8 месяцев. До этого возраста частый тактильный контакт с матерью совершенно естественен и необходим для гармоничного развития малыша.

Стоит попробовать следующие способы:

  • Кормить в положении лежа, чтобы кроха располагался не на руках, а рядом.
  • Когда малышу скучно, можно с ним поговорить ласковым приветливым тоном, а также развлечь с помощью потешек, музыки, погремушек или мобиля.
  • Каждый день гулять. Если ребенок плохо спит в кроватке днем и в итоге это время проводит у мамы на руках, можно выходить на улицу, когда он хочет спать (1-2 раза в день). Сон на свежем воздухе полезен, да и руки у мамы будут свободны.
  • Если в кроватке спит хорошо, стоит, наоборот, сделать так, чтобы карапуз на улице бодрствовал. Разговаривать с ним, открывать обзор из коляски по возможности. Тогда малыш будет получать впечатления, ему некогда будет скучать. А после прогулки он уснет быстрее, и мама сможет заняться делами или немного отдохнуть.
  • Планомерно заменять время нахождения на руках пребыванием рядом, сохраняя при этом тактильный контакт. Например, положить малыша на кровать, сделать легкий массаж или просто ласково погладить его.
  • Если ребенок проснулся и заплакал, можно попробовать с ним поиграть: закрыть лицо руками, а потом открыть и с улыбкой сказать: «Ку-ку!» Вскоре младенец успокаивается и начинает улыбаться в ответ.
  • Вместо ношения на руках хорошо играть в парные игры. Например, катать друг другу машинки или мяч.
  • Носить кроху в слинге на кольцах. Так он будет получать необходимое тепло, а у мамы будут свободны руки.

Годовалые дети

Ребята постарше умеют сидеть, ползать, а некоторые уже ходят. Они с удовольствием исследуют окружающий мир и какое-то время могут занимать себя самостоятельно. Чтобы снизить количество времени, проведенного на руках, следует придерживаться определенной тактики:

  • Брать на руки, в большинстве случаев, спокойного малыша. В этом возрасте он уже многое понимает. Если заметит, что его берут, только когда он падает или еще как-то себя травмирует и громко плачет, такие ситуации будут повторяться все чаще.
  • Пробовать отвлекать чем-то интересным каждый раз, когда малютка просится на руки.
  • Увидев, что малыш протягивает руки, не обязательно тут же его поднимать. Лучше присесть рядом с ним и уделить внимание по-другому: почитать вслух, поиграть вместе, поговорить или просто посидеть рядом. Сейчас так много интересных вещей продают для детей: яркие погремушки, мячи, развивающие коврики, музыкальные игрушки.
  • Пусть остальные члены семьи станут союзниками в воспитании самостоятельности и придерживаются той же тактики.
  • Если ребенок испытывает сильную привязанность не столько к рукам, сколько к матери, есть смысл попробовать переключить его на кого-то другого (на папу, бабушку или старшего ребенка).
  • Экстренный вариант - включить мультики по возрасту. С большинством детей работает безотказно. Но не стоит обращаться к этому способу слишком часто: привыкание к телевизору, планшету и другой электронике происходит молниеносно, а преодолеть его еще сложнее, чем зависимость от рук.

Внедрять использование указанных приемов необходимо плавно и не торопясь. Для начала хватит всего пары минут самостоятельной игры на полу, на диване или в кроватке под присмотром взрослого. Потом это время следует увеличивать примерно на 2 минуты ежедневно. Постепенно кроха привыкнет и перестанет требовать постоянного нахождения на руках. Он поймет, что родители и так поблизости. Они отзываются и в любой момент приходят на помощь. И с ними вполне комфортно просто находиться рядом и играть.

Что делать, если ребенок не засыпает без рук

Нередки ситуации, когда кроха довольно долго обходится без рук, когда бодрствует, но засыпать в кроватке категорически отказывается. Вот что можно предпринять:

  • Создать ежедневный ритуал отхода ко сну. Ребенок привыкнет, что после определенных событий или действий его укладывают спать. Массаж, купание, сказка на ночь, темнота и тишина в комнате помогут карапузу должным образом настроиться.
  • Перед сном покормить ребенка грудью (при необходимости), положить в кроватку, поцеловать и выйти из комнаты. Даже когда малыш протестует, выдержать паузу и не заходить несколько минут. Если он не перестанет плакать сам, следует вернуться, но попытаться успокоить, не беря на руки (погладить, ласково поговорить). То, что мама пришла на зов, даст младенцу понять, что его не бросают и не игнорируют. Когда он утешится, мама снова уходит на 4–5 минут, и так до тех пор, пока карапуз не уснет. Интервал между возвращениями увеличивать, прибавляя 2–5 минут каждый день.

Эта методика требует терпения, ведь поначалу укладывание будет долгим. Зато со временем ребенок привыкнет засыпать самостоятельно, без укачивания и долгих колыбельных на ночь.

Главный совет : подумать, так ли необходимо отучать от рук именно сейчас? Ведь, по сути, все способы сводятся к двум сценариям: либо внимание ребенка переключают на что-то другое, либо его просьбы игнорируют.

Первый вариант с одним ребенком работает, с другим - нет. Второй со временем дает результат, но в большинстве случаев оставляет ребенку душевную травму на всю жизнь. Если сейчас малыш смирился, что плачем ничего не добьется и сидит спокойно играет, в более взрослом возрасте это может выйти боком и доставить куда больше проблем. У крохи может сформироваться низкая самооценка, может появиться закомплексованность и нервозность. Поэтому полностью растворяться в малыше не нужно, но и отучать от рук следует с умом.

Ребенок вырастет быстро и вскоре перестанет проситься на руки. Девочки еще могут оставаться ласковыми. А вот сыновья, повзрослев, начинают вырываться из объятий со словами: «Мам, хватит, ну что я - маленький, что ли?» Это время не за горами. Останется только вспоминать с нежностью и легкой грустью моменты, когда он просился на руки и тосковал всякий раз, когда мама выходила из комнаты.