Почему дети привязаны к матери. Сильная привязанность к матери у ребенка

Надежда Бодрова
Привязанность к матери у детей дошкольного возраста.

1.1. Понятие привязанности и её признаки

Привязанность - это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующейся потребности ребенка в безопасности и любви. Привязанность к матери или другому значимому взрослому - необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей , в формировании их личности.

Привязанность - взаимный процесс . В ее формирование вносят свой вклад, как взрослый, так и ребенок.

Еще до рождения ребенка женщина "настраивается" на своего малыша. Это естественный и здоровый процесс. Во время беременности женщина чувствует, как малыш шевелится в ее утробе. Она думает о нем, старается представить, каким он будет, когда родится, строит планы на будущее.

За несколько недель до рождения ребенка его мама погружается в очень специфическое состояние. В специальной литературе его называют "первичная материнская озабоченность " (Винникотт, 1956) . Находясь в таком состоянии, женщина очень чувствительна ко всему, что связано с ее ребенком, очень чутко настроена на его сигналы и потребности. Те специфические чувства, которые возникают у матери и позволяют ей быть чувствительной к сигналам ребенка, называют бондингом (bonding) . Уже спустя короткий период времени после рождения малыша мама может отличать плач своего ребенка от плача других детей . Она очень внимательно относится к любым , самым минимальным сигналам ребенка и волнуется из-за малейшего его недомогания. По заметным только ей одной признакам мать понимает причины беспокойства младенца - голоден он, устал или его надо перепеленать. При длительном общении с младенцем подобные механизмы запускаются и у других людей, заменяющих мать.

У многих женщин этот процесс запускается сам собой. Но у некоторых женщин чувства к ребенку появляются не сразу, и они чувствуют себя в роли матери неуверенно . Ранние отношения между мамой и ребенком поначалу могут быть очень уязвимыми. Но они очень важны для дальнейшего формирования привязанности .

Существует специальный термин - "вызванное младенцем социальное поведение". При взаимодействии с младенцем у матери наблюдается изменения речи, выражения лица, движений глаз, головы, рук, тела, в процессе взаимодействия меняется дистанция. Также меняется и структура речи - упрощается синтаксис, фразы становятся короче, увеличиваются паузы, меняется произношение некоторых слов. Повышается тембр голоса, речь замедляется, гласные частично растягиваются, меняется ритм и ударения. Все это приводит к особой мелодичности материнской речи .

Другими словами, мать ведет себя так, как будто младенец может воспринимать меньшую порцию информации и требует большего времени для ее обработки до получения следующей порции. Увеличение длительности и степени проявления эмоций облегчает младенцу возможность восприятия, переработки и, соответственно, ответного реагирования. Предпочитаемые младенцами высокие звуки в наибольшей степени представлены в речи матери и т . д. В результате, с одной стороны, младенец вызывает по отношению к себе особое поведение матери , а с другой - максимально направлен на восприятие ее поведения (Мухамедрахимов Р., 2003) .

Несмотря на то, что существуют индивидуальные различия в проявлении вызванного младенцем поведения, данные множества исследований подтверждают представление о его биологической основе. Такое поведение по отношению к младенцу неосознанно проявляется не только у матери , но и у отца или другого близкого младенцу человека.

Признаки привязанности

Привязанность ребенка проявляется в следующем : объект привязанности может лучше других успокоить и утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности малыш реже испытывает страх (например, в незнакомой обстановке) . Различают несколько типов привязанности ребенка к матери .

Привязанность имеет для ребенка определенную ценность с точки зрения самосохранения. Прежде всего, она дает ребенку чувство безопасности при освоении окружающего мира, столкновении с новым и неизвестным. Привязанность проявляется у младенца ярче всего в ситуации, когда он испытывает страх. Ребенок может не обращать внимание на родителей и охотно играть с незнакомым человеком (при условии, что рядом находится кто-то из близких, но, стоит только ребенка чем-либо напугать или взволновать, он тут же обернется за поддержкой к матери или отцу .

С помощью объекта привязанности ребенок оценивает также степень опасности новой ситуации. Например, малыш, приближающийся к незнакомой яркой игрушке, останавливается и смотрит на мать. Если на ее лице отразится тревога, или она произнесет что-то испуганным голосом, – ребенок также проявит настороженность и, отвернувшись от игрушки, поползет к матери . Но, если мать улыбнется или обратится к малышу подбадривающим тоном, он снова направится к игрушке.

1.2 Теории привязанности

Основателем теории привязанности является американский психолог Джон Боулби. Согласно этой теории ребёнок имеет врождённую зависимость от того, кто первым начал о нём заботиться, а матери имеют врождённую склонность приходить на помощь малышу и защищать его. Все случаи расставания мамы с ребёнком в возрасте до трёх лет чреваты последствиями.

Дж. Боулби изучал, как действует на младенца разлука с матерью , когда он оказывается в больнице или детском учреждении. Сначала малыш реагирует на расставание протестом. Он громко плачет, ищет маму, ждет и требует её возвращения. Если на этом этапе она появляется, то не отпускает её ни на шаг. Если же мать по-прежнему отсутствует, то протест сменяется печалью. Малыш уже не требует её возвращения, он подавлен, грустит, тихо плачет. Теперь встреча с матерью уже не вызывает у него радости, он отворачивается от неё. Дальнейшая разлука приводит к апатии . Ребёнок остаётся внешне спокойным, послушным, но всё окружающее ему безразлично.

Сегодня выделяют разные типы привязанности : от безопасной до небезопасной привязанности . Английский психолог Мэри Эйнсфорт провела интересный эксперимент, позволивший выделить типы общения ребёнка раннего возраста с матерью . Начала она свою работу в Англии, затем переехала в Африку. М. Эйнсфорт была поражена тем, что исследования английских и африканских детей и их мам дали одинаковые результаты. В России при проведении подобных исследований также получены аналогичные данные. Так, установлено, что взаимоотношения матери и ребёнка складываются в течение первых трёх месяцев жизни и определяют качество их привязанности к концу первого года жизни и в будущем. Благоприятно на развитие малыша влияют матери , движения которых совпадают с движениями младенца во время общения с ним, эмоции ярко выражены, контакты разнообразны. Общение же детей с матерями холодными , редко берущими их на руки, сдерживающими свои эмоции («матери с деревянными лицами» , напротив, не способствует развитию психических функций ребёнка. То же можно сказать и об общении с матерями , отличающимися непоследовательным, непредсказуемым поведением.

Экспериментальным путём М. Эйнсфорт удалось выделить три типа поведения детей , формирующихся под влиянием общения с матерью . Методика определения получила название «Незнакомая ситуация» . Она состояла из нескольких трёхминутных эпизодов : ребёнок остаётся в непривычной обстановке один ; наедине с незнакомым взрослым; с незнакомым взрослым и матерью . Сначала мать оставляет малыша с незнакомцем, а потом - одного. Через несколько минут она возвращается. О характере привязанности судят на основании степени огорчения ребёнка после ухода матери и его поведения после её возвращения. Были выделены следующие типы привязанности :

Безопасная привязанность - характеризуется тем, что в присутствии матери ребёнок чувствует себя комфортно. Если она уходит, он начинает беспокоиться, расстраивается, прекращает исследовательскую деятельность. При возвращении мамы ищет контакта с ней и, установив его, быстро успокаивается, вновь продолжает свою игру.

Избегающая привязанность - характеризуется тем, что на уход из комнаты матери , а затем на её возвращение ребёнок не обращает внимания, не ищет с ней контакта. Он не идёт на контакт даже тогда, когда мать начинает с ним заигрывать. Амбивалентная привязанность - даже в присутствии матери ребёнок остаётся тревожным, после её ухода тревожность возрастает . Когда она возвращается, малыш стремится к ней, но контакту сопротивляется. Если мать берёт его на руки, он вырывается.

Позднее был выделен четвёртый тип - дезорганизованная привязанность . Дети этой группы боятся матерей . Их реакции на изменения в процессе взаимодействия непредсказуемы и непонятны.

Как отмечают многие исследователи, привязанность младенца к матери формируется очень рано и проходит ряд стадий в своём развитии.

1.3. Влияние привязанности к матери на взаимоотношения со сверстниками у дошкольников

Первый подарок матери – жизнь , второй любовь, третий – понимание. Хотя отношения между матерью и младенцем являются основополагающими для человеческих взаимоотношений, их содержание и особенности стали исследоваться относительно недавно. Наши взаимоотношения с матерью или человеком , который ее заменяет, хотите – верьте, хотите - нет, вторгаются во все сферы нашей жизни. С самого рождения мы учимся от матери близости , общению, устанавливать личные границы и дистанцию в отношениях. Мать показывает нам, как справляться с неудачами и тревогами, несбывшимися ожиданиями, утратами и горем. Мать – это человек, который определяет качество эмоциональной составляющей личности или, другими словами, той части нашей души, которая отвечает за успех в любви и работе.

Отношения с матерью особенно отражаются на нашей способности :

Доверять,

Принимать любовь.

От того, как сложились наши отношения или сложатся отношения наших детей с матерью или человеком , который ее заменяет, зависит наше понимание безопасности, свободы, самооценки.

Роль матери настолько велика , что уже есть много подтвержденных экспериментов, где доказано, что то, что происходит с матерью во время беременности не только с физическим здоровьем, но с ее чувствами, переживаниями, запоминается ребенком как собственный опыт и в последующем воспроизводиться в своей жизни. Будьте очень внимательны те , кто ждет ребенка или планирует, все нерешенные семейные и другие жизненные вопросы желательно решить до беременности. Сделайте все, чтобы вынашивание ребенка приносило только позитивные эмоции. То, что и как мать говорит, желает, реагирует на события, выражает эмоции, записывается в память ребенка и в дальнейшем влияет на всю его жизнь. Прежде всех других обнаруживает себя органическая потребность ребенка в физическом и эмоциональном контакте с матерью . Нарушение такой важной потребности может стать причиной разных форм психического неблагополучия. Ребенок - плод материнского тела , и даже отделившись от него, становясь физически все более автономным, он долго еще будет нуждаться в тепле этого тела, в прикосновениях матери , в ее ласке. И всю свою жизнь, уже став взрослым, будет нуждаться в ее любви. Он - прежде всего прямое физическое ее продолжение, и уже, поэтому его психологическая зависимость от нее – органическая.

Между матерью и ребенком складывается особый вид привязанности , иногда продолжающийся всю жизнь. Эта привязанность может быть здоровой , способствующей развитию ребенка и негативной, удерживающей взросления и становления ребенка.

Что может сделать эту привязанность здоровой и не разрушительной?

Способность матери чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будто то взгляд улыбка, плач, лепет…

Способность быть отзывчивой и внимательной к потребностям ;

Помощь в преодолении трудностей (начиная с самого раннего детства) .

Все это помогает выстроить взаимоотношения с ребенком на основе сотрудничества. Такой вид отношений полностью исключает «подстроить ребенка под себя» , не считаясь с его потребностями и желаниями.

Здоровая привязанность к матери , заложенная в раннем детстве, влияет на поведение ребенка в будущем. В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью у ребенка формируются так называемые “рабочие модели себя и других людей”. Во взрослой жизни они помогают ему ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и соответствующим образом реагировать.

Здоровая привязанность к матери дает понять ребенку , то :

Что другие люди также надежны, как и мать;

Предсказуемы;

Другим можно доверять.

Мать особо ответственна за формирование чувства доверия в ребенке к себе, миру, другим людям.

Нездоровая привязанность формируется тогда , когда : - в отношениях матери и ребенка присутствует нечувствительность к детской инициативе;

Пренебрежение интересами и потребностями ребенка;

Навязчивый, контролирующий стиль отношений;

Отсутствие спонтанности в общении.

Нездоровая привязанность формируется также тогда, когда к ребенку относятся с чуткостью только в моменты его болезни. В последующем такие люди осознают, что для того, чтобы получить мне любовь и заботу, надо заболеть. Так и начинают формироваться хронические болезни, причиной которых вполне может быть подсознательное желания получить сочувствие от близких. Некоторые матери искренни , но непоследовательны в эмоциональном взаимодействии с ребенком. Они то чрезмерно чувствительны, то холодны и недоступны. Невозможность предсказать поведение матери вызывает у младенца реакции беспокойства и гнева, ребенок оказывается в ситуации непредсказуемого, неопределенного, что может усилить его негативное поведение. Различия в качестве привязанностей к матери оказывает влияние и на романтические, интимные межличностные отношение взрослых.

Кроме того, уже доказано экспериментально, что стиль привязанности , складывающийся в раннем детстве, влияет на отношения человека к работе. Взрослые с надежным стилем привязанности к матери и на работе чувствуют себя уверенно, они не боятся сделать ошибку и не позволяют, чтобы их личные отношения мешали работе. При тревожной двойственной привязанности у людей отмечаются большая зависимость от похвалы, страх отвержения; они допускают, чтобы личные отношения сказывались на их деятельности. Такие люди часто чувствуют некомфортность в жизни. Контакт с матерью , сильная привязанность к ней крайне необходимы ребенку, особенно с момента рождения и до 3 лет. В процессе формирования привязанности к матери закладывается основа адекватных взаимоотношений с окружающими. Ребенок, тесно общаясь с матерью , получает от нее стимуляцию различных органов чувств (температурную, звуковую, зрительную, через прикосновения, т. е. тактильную, и др., что способствует дозреванию определенных структурно-функциональных систем мозга. Если в первые месяцы жизни ребенок лишен матери , то у него обнаруживаются такие нарушения психического развития, как ограничение способности к нормальным отношениям с людьми, агрессивность, жестокость, раздражительность, импульсивное поведение. В дальнейшем у таких детей отмечается сниженная способность к фантазированию и абстрактному мышлению, они неразборчивы в выборе друзей и поверхностны в отношениях с ними. Дети, воспитанные приемными родителями или даже в приюте, но получившие достаточно ласки и внимания, могут вырасти гармоничными личности.

21 05.2016

Добрый день, дорогие читатели блога! Надеюсь, ваши детки не доставляли вам хлопот в последнее время. Думаю, что малыши радовали родителей новыми проявлениями и выражением своей любви.

Скажите, можно ли прожить день и ни разу не поцеловать малыша? У вас так получается? У меня – нет. Мне все время хочется прижимать к сердцу моих маленьких пчелят, поправлять им крылышки и не отпускать к дальним цветам! Вы понимаете, о чем я? Думаю, да. Но пчелки, в свою очередь, тоже не готовы отпустить меня хотя бы на кухню для приготовления обеда.

И нам становится ясно, что формирование привязанности у ребенка – это появление и укрепление тесной эмоциональной связи, которая при расставании способна сохраняться. Мы испытываем тревогу, когда вынуждены оставить нашего непоседу с чужими людьми, если нам срочно нужно отлучиться из дома. Это нормально для нас, беспокоиться за малыша. Но часто мы и не подозреваем, насколько тяжело ребенку даются эти несколько часов пребывания без родителей. И это тоже вариант нормы. Ведь малыш привязан к вам всей душой, и для него это испытание.


N . B . А вам приходилось оставлять вашего кроху с соседкой или у знакомых? Какое чувство вы при этом испытывали? Каково ваше личное отношение к появлению в доме няни сразу после рождения ребенка? Как вы считаете, когда нужна няня?

Связи крепкие, разные и оттого прекрасные

Привязанность не появляется ниоткуда, она развивается и формируется с самого начала жизненного пути у каждого человека. Уточняем, что говорим о традиционных семьях, где рождение ребенка – событие, окрашенное в позитивные цвета.

Таким образом, если привязанность имеет способность к развитию, логично предположить, что она также имеет определенные особенности и формы этого развития. В данном случае речь идет об этапах формирования привязанности. Рассмотрим их в контексте каждого возрастного периода.

  • От рождения до 3 месяцев. В период раннего младенчества малыш не разделяет взрослых, но посредством комплекса социальных проявлений (улыбка, протягивание рук, цепляние) он старается воздействовать на маму (чаще всего) и пытается стать с ней неразлучным (привязать к себе).

На этом этапе маме важно осуществлять развивающий уход за новорожденным. Здесь формирование отношений происходит с помощью внедрения тактильного воздействия через кожу (прикосновения), слух (ласковый голос) и зрение (улыбка, открытый взгляд). То есть в процессе формирования близости с малышом задействуются все органы чувств и эмоциональная сфера. Для эмоционального комфорта и усиления тактильного контакта мамы и младенца, многие применяют совместный сон с новорожденным.

  • От 3 до 6 месяцев. Ребенок уже отличает своих от чужих. Он выделяет обычно один объект любви, тот, на кого малыш рассчитывает в любой момент времени, человека, который адекватно и быстро реагирует на зов. Конечно, это чаще всего привязанность к матери.

Продолжается развитие отношений на уровне телесного контакта и позитивных эмоциональных ощущений. Возраст до 6 месяцев крайне важен для формирования привязанности в силу того, что ребенок не сможет полноценно развиваться, не имея эмоциональной опоры.

  • От 6 месяцев до 3 лет. Здесь я бы разделила период от 1 года до 2 лет, затем до 3 лет, как это сделал канадский психолог Гордон Ньюфелд , создавший в 1999 году теорию взросления на основе привязанности. По его теории, на 2 году жизни формируется тип привязанности через подражание значимому взрослому. Отсутствие такого процесса приводит к нарушению адекватного развития. В этом возрасте могут формироваться навыки учитывать состояние другого человека и в соответствии с этим менять свое поведение.

От 2 до 3 лет малыш учится выделять себя как самостоятельного члена семьи и определять свою принадлежность ей. Появляются понятия «мое», «я мамин», «мама моя». Если ощущение принадлежности не сформировано, ребенок дезориентируется в мире, это находит проявление в поведении. Тогда малыш ищет для себя другого значимого человека или группу. Либо пытается противостоять всем, выбирая позицию «против всех».

  • От 3 до 6 лет. Немного разделим этот пункт, остановимся более конкретно на каждом возрастном этапе. Итак, в 3 – 4 года малышу важна его значимость для взрослого. На этом этапе появляется цель «заслужить» любовь, им нужно подтверждение того, что их любят. Такие дети, став взрослыми, переносят подобную модель поведения через «заслуживание» любви на объект интереса.

На 5 году жизни у детей формируется привязанность эмоциональная, когда, говоря о чувствах, малыш действительно передает их родному человеку. К 6 годам у ребенка формируется самый сложный тип привязанности – через понимание. Этот уровень необходим для полного раскрытия себя перед близкими. Малыш учится делиться своими переживаниями и секретами, чтобы близкие могли лучше его понять. Если подобное понимание не формируется, в будущем ребенок определяет отношение к себе семьи в нескольких словах: «Они меня не понимают».

N . B . О чем это говорит? Как такого не допустить?

Работы психологов о привязанности

Очень доступно и достоверно об этапах формирования привязанности сказано в уже упомянутом труде Г. Ньюфелда. Изучение вопроса о поведении детей, проведение сравнительного анализа трудов других ученых дало толчок канадскому психологу и психотерапевту для создания его взгляда на привязанность у детей.

Он определяет процесс взросления как естественный и природный, если для этого созданы благоприятные условия. Но процесс этот замирает и останавливается, если условия не благоприятны. Пройдя все этапы формирования привязанности, ребенок легко вырастает во взрослую гармоничную личность. Если же на любом из этапов, особенно начальных, формирование привязанности нарушается, взросление откладывается, или перерождается в неадекватно сформированное отношение к себе и окружающим.

А вот автор книги «Как любовь формирует мозг ребенка» Сью Герхардт , утверждает, что любовь необходима малышу с рождения, особенно в первые годы жизни, как средство развития мозга. Поддержание эмоциональных связей и родительская любовь формируют развитие личности на всех уровнях. Это крайне полезная информация для родителей, которые опасаются испортить ребенка любовью и избаловать его. Нет ничего лучше для развития детской психики, кроме понимания того, что ребенку необходима родительская любовь.

В этом же контексте можно порекомендовать к прочтению книгу психолога Л. Петрановской «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка». Мы говорим о той самой безусловной любви, которая способна творить чудеса и двигать горы. Автор доступным языком дает ответы на многие родительские «Почему?» и в простой форме помогает осознать наши действия по отношению к собственному ребенку. Выбор концепции воспитания любовью, несомненно, правильный выбор в тяжелое время черствости и безразличия людей друг к другу.

Как диагностировать привязанность

Одним из самых применяемых методов диагностики привязанности считается методика Эйнсворт. В ней присутствуют психологические тесты для родителей на определение чуткости по отношению к ребенку, и задания для детей и родителей на оценку типа привязанности. Для испытуемых создаются ситуации, при которых происходит явное выражение эмоций и проявление чувств. Методика поддается обработке на основе полученных результатов. По окончании проведения эксперимента формулируется вывод об уровне и форме привязанности у ребенка.

К сожалению, методы диагностики не дают ответа на вопрос как распознать нарушение привязанности. В ситуации подозрения можно воспользоваться только методом наблюдения, как основным, за ребенком в различных жизненных ситуациях. Описывается его отношение к знакомым и незнакомым людям и проводится анализ реакций на те или иные ситуации.

Перед обследованием необходима консультация врача для исключения неврологических расстройств, способных исказить результат диагностики.

Нарушение привязанности можно заметить уже в возрасте около 1 года и сделать определенные выводы о причинах и разработать методы коррекции.

Стоит упомянуть, что раннее разлучение ребенка с матерью и отсутствие эмоционального и телесного контакта являются главными причинами нарушения привязанности у детей. Особенно, если говорить о детях, усыновленных новыми родителями. Сформировать и вернуть привязанность возможно лишь у ребенка в возрасте около 6 месяцев. Но крайне мало, почти нет, случаев такого раннего усыновления малышей из домов-приютов.

А с возрастом, когда ребенок привык разделять свои чувства между несколькими взрослыми людьми, которые осуществляют уход за ним (воспитатели, нянечки), для его приемных родителей часто оказывается неприятным сюрпризом то, что их сын или дочь легко может согласиться на контакт с любым взрослым. То есть, такие дети не делают различия между вновь обретенными родителями и соседями по площадке. А причина тому – нарушение формирования привязанности в раннем младенчестве.

Тест для родителей. Хотите проверить, сформирована ли привязанность у вашего ребенка? Вы можете провести тестирование в домашних условиях, выбрав методику Эйнсворта. Или отметив «галочкой» пункты, где вы ответили бы «Да».

  • Ребенок отвечает на вашу улыбку
  • Нет страха во взгляде, может отвечать вам глазами
  • Стремится к близости, особенно в минуты страха или боли.
  • Ищет утешения у вас
  • При разлуке беспокоится (в рамках возрастных особенностей)
  • Играет с вами в совместные игры
  • Не допускает незнакомых людей, боится их
  • Выполняет ваши просьбы и прислушивается к советам

Укрепляем узы

Привязанность ребенка можно укрепить по-разному. Главное – иметь, что укреплять. Итак, можно рассмотреть различные варианты игр и действий, укрепляющих привязанность. Мы перечислим по несколько для каждой возрастной категории.

От рождения до 1 года.

Обеспечивать как можно более частый телесный контакт с ребенком:

  • практиковать совместный сон,
  • кормить на коленях,
  • позволить кормить себя,
  • улыбаться и гладить руками лицо друг друга,
  • организовать совместное купание в ванне,
  • поддерживать контакт «кожа к коже», выкладывая ребенка на живот.

1-3 года.

Применять те же методы и добавлять новые:

  • совместные дела (поход в супермаркет, приготовление обеда, сортировка и стирка вещей, уборка и др.),
  • оказание доверия (помочь составить список покупок, везти тележку в магазине, выкладывать из сумки продукты и пр.).
  • можно носить одинаковую одежду или ее элементы, позволить побыть на месте мамы или папы за рулем, на работе и пр.

3-5 лет.

Не забывать об особенности привязанности как принадлежности, избегать проявлений ревности. Добавить любые совместные игры по возрасту и интересам вашего ребенка. Любая деятельность будет полезна для него, если она совместная.

5-7 лет.

Самый сложный период формирования привязанности. Малыш доверяет нам свои секреты. Давайте не останемся в долгу, расскажем о своих чувствах.

Учите ребенка определять свои эмоции и говорить о них, определяя их словами.

Если вдруг произошел взрыв, извинитесь перед ребенком, объясните, что вы чувствовали в этот момент. Не нужно скрывать от детей свои чувства, так он научится выражать свои собственные эмоции, а значит, и справляться с ними будет легче.

Не забывайте подписываться на обновления блога. Будьте всегда на должном уровне знаний в отношении ухода за вашим малышом. Делитесь вашими советами и опытом с другими родителями. Владейте и обменивайтесь информацией.

Держите крепче теплую ладошку, однажды проскользнувшую в вашу руку. И благодарите судьбу, которая подарила вам счастье быть необходимым и любимым просто так, за то, что вы есть.

Посмотрите вебинар с Людмилой Петрановской о привязанности и обязательно прочтите ее книгу, она того стоит!

Привязанность ребенка – это один из самых драгоценных даров, данных нам природой. Нам только нужно научиться ее правильно развивать и поддерживать. Во имя наших детей. Во имя их счастливого будущего.

Крепкой вам привязанности и всего вам доброго! До скорой встречи.

1.1 Особенности построения отношений матери и ребенка в контексте теоретических исследований

Детско-родительские отношения являются наиболее важным условием для психического развития ребенка. Научно доказано, что недостаточное общение младенца с матерью ведет к задержкам психического развития и различного рода отклонениям.

Таким образом, особенности материнского поведения способны оказывать влияние на развитие ребенка.

Проблема психологической готовности к материнству является важнейшей в плане развивающей, профилактической и коррекционной работы в области психологии материнства и отношений матери и ребенка в первые годы его жизни.

По мнению Д. Боулби, врожденными средствами стимуляции материнской заботы являются такие проявления поведения ребенка как: плач, улыбка, сосание, хватание, лепет и т.д. По мнению Д. Боулби плач ребенка действует на мать на уровне физиологических реакций. В свою очередь, улыбка и лепет ребенка, побуждают мать к разного рода действиям, демонстрирующим их одобрение.

Доказано, что для формирования общения большое значение имеет установление контакта взглядов взрослого и ребенка. При этом социальная улыбка и контакт глаз являются своеобразным поощрением, наградой за материнскую заботу. «Можем ли мы сомневаться, - пишет Д. Боулби, - что чем больше и лучше младенец улыбается, тем больше его любят и тем больше о нем заботятся. С пользой для выживания младенцы так устроены, что они используют и порабощают матерей».

Кроме того, помимо способности привлекать и удерживать внимание ребенок наделен и механизмом избегания. Яркими сигналами прерывания взаимодействия являются плач, крик, икание, зевота, энергичные движения ручками и ножками.

Таким образом, при общении с матерью ребенок не пассивный объект воздействия, он способен регулировать материнское поведение посредством доступных средств общения.

Филиппова Г.Г. занималась изучением проблемы готовности к материнству женщин, ожидающих ребенка.

    Личностная готовность: общая личностная зрелость адекватная возрастно-половая идентификация; способность к принятию решений и ответственности; прочная привязанность; личностные качества, необходимые для эффективного материнства.

    Адекватная модель родительства: адекватность моделей материнской и отцовской ролей, сформированных в своей семье, по отношению к модели личности, семьи и родительства своей культуры; оптимальные для рождения и воспитания ребенка родительские установки, позиция, воспитательные стратегии, материнское отношение.

    Мотивационная готовность: зрелость мотивации рождения ребенка, при которой ребенок не становится: средством полоролевой, возрастной и личностной самореализации женщины; средством удержания партнера или укрепления семьи; средством компенсации своих детско-родительских отношений; средством достижения определенного социального статуса и т.п.

    Сформированность материнской компетентности: отношение к ребенку как субъекту физических и психических потребностей и субъективных переживаний; сензитивность к стимуляции от ребенка; способность к адекватному реагированию на проявления ребенка; способность ориентироваться для понимания состояний ребенка на особенности его поведения и свое состояние; гибкое отношение к режиму и установка на ориентацию на индивидуальный ритм жизнедеятельности ребенка в ранний период его развития; необходимые знания о физическом и психическом развитии ребенка, особенно возрастных особенностях его взаимодействия с миром; способность к совместной деятельности с ребенком; навыки воспитания и обучения, адекватные возрастным особенностям ребенка.

    Сформированность материнской сферы.

Материнство как часть личностной сферы женщины включает три блока содержание которых последовательно формируется в онтогенезе женщины. В эмоционально-потребностном: реакция на все компоненты гештальта младенчества (физические, поведенческие и продуктивно-деятельностные особенности ребенка); объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке как объекте материнской сферы; потребность во взаимодействии с ребенком, в заботе и уходе за ним; потребность в материнстве (в переживании соответствующих выполнению материнских функций состояний). В операциональном: операции вербального и невербального общения с ребенком; адекватный стиль эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком; операции ухода за ребенком с необходимыми стилевыми характеристиками (уверенность, бережность, ласковость движений). В ценностно-смысловом: адекватная ценность ребенка (ребенок как самостоятельная ценность) и материнства; оптимальный баланс ценностей материнской и других потребностно-мотивационных сфер женщины.

В работах С.Ю. Мещеряковой выделено понятие «материнской компетентности». По мнению автора, материнская компетентность определяется не только умением матери осуществлять физиологический уход за ребенком, но также знанием ею основных психологических особенностей ребенка и способностью их удовлетворения. Уровень материнской компетентности уже в первые месяцы жизни ребенка определяется тем, как она обеспечивает условия для развития эмоционального общения и формирования привязанности у младенца.

Именно эмоциональное общение на этом этапе является основным условием полноценного психического развития ребенка. Общение представляет собой такое взаимодействие матери и ребенка, когда партнеры поочередно адресуются друг к другу как к субъекту, личности, выражая свое отношение и учитывая воздействие партнера, причем инициативны оба партера.

С.Ю. Мещерякова выделяет следующие причины дефицита общения матери и ребенка:

Количество общения сокращается за счет отказа ребенка от укачивания ребенка перед сном, отказа от разговора с ребенком, игнорирования плача ребенка;

Не удовлетворение потребности во внимании младенцу, о которых сигнализирует детский плач, за счет которого родители лишаются возможности своевременно выразить ребенку свою любовь и нежность, и тем затрудняют формирование у него уверенности в родительской любви, защищенности, в своей «нужности» окружающим;

Взаимодействие с ребенком только по собственной инициативе, действуя исходя не из интересов и потребностей ребенка, взрослые лишают малыша возможности развивать собственную инициативу, так как не дают ему почувствовать себя причиной происходящего.

Е.О. Смирнова также выделяет общение как важное условие развития ребенка в детстве. Общение для ребенка, по мнению автора, является главным источником переживаний ребенка и становится для него основным условием формирования личности. В общении происходит становление таких психических качеств ребенка как: самооценка, мышление, воображение, речь, чувства, эмоции и др.

Е.О. Смирнова считает, что личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком.

М. И. Лисина рассматривала общение ребенка со взрослым как своеобразную деятельность, предметом которой является другой человек. Психологическая сущность потребности в общении, по мнению М.И. Лисиной, состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей.

В соответствии с исследованиями М.И. Лисиной, на протяжении детства у ребенка появляются и развиваются четыре формы общения, которые характеризуют его психическое развитие.

При нормальном развитии ребенка каждая форма складывается в определенном возрасте. Так, ситуативно-личностная форма общения возникает на втором месяце жизни и остается единственной до шести – семи месяцев. Во втором полугодии жизни формируется ситуативно-деловое общение со взрослым, в котором главное для ребенка - совместная игра с предметами. Это общение остается ведущим до 4 лет. В возрасте четырех – пяти лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать со взрослым на отвлеченные темы, становится возможным внеситуативно-познавательное общение.

В работах С.В. Корницкой изучено влияние общения матери с младенцем и формирование чувства привязанности ребенка к матери. В исследованиях автора описан эксперимент, когда детям первого и второго полугодий жизни предлагались различные формы общения. Младенцев первого полугодия одинаково радовали все три варианта общения. Их потребность в доброжелательном внимании удовлетворялась ласковым, спокойным голосом взрослого и индивидуальной обращенностью к нему.

К концу первого года дети предпочитали ситуативно-деловое общение со взрослым. Что свидетельствует о привязанности к взрослому как предмету удовлетворения потребности в общении. Появление и развитие ситуативно-делового общения отражается на отношении к взрослому и на чувствительности к его воздействиям. В первом полугодии младенцы одинаково реагируют на положительные и отрицательные воздействия взрослого, в обоих случаях проявляя положительные эмоции. Во втором полугодии картина поведения ребенка меняется.

Таким образом, оценить себя как личность, сравнить себя с другими людьми, сформировать самооценку и оценить других ребенок способен в общении с другими людьми. Кроме того, переживая определенную связь с другим человеком (любовь, дружбу, уважение), ребенок познает мир путем приобщенности к сообществу людей. В таком соединении не приобретаются новые знания (мы не узнаем ничего нового), но вместе с тем именно в отношениях с другим ребенок находит, осознает себя, открывает и понимает других во всей их (и своей) целостности и уникальности и в этом смысле познает себя и других.

В работах Л.И. Божович мать рассматривается как источник удовлетворения потребности ребенка во впечатлениях. В раннем возрасте именно поведение матери обеспечивает возникновение на основе потребности во впечатлениях потребности в общении (в форме эмоционального взаимодействия) .

По мнению Н.Н. Авдеевой, привязанность ребенка к матери является важнейшим приобретением младенческого возраста. При этом признаки привязанности проявляются в том, что объект привязанности может лучше других успокоить, утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности младенец реже испытывает страх.

М. Эйнсворт связывает привязанность младенца к матери и качество ухода за ним. По мнению М. Эйнсворт, младенец тем больше привязан к матери, чем матери проявляют к ребенку наибольшую чувствительность и отзывчивость.

Автор выявил некоторые характеристики матерей, способствующих формированию надежной привязанности: сензитивность, выражающаяся в быстрых и адекватных реакциях на сигналы младенца; позитивная установка (выражение положительных эмоций, любви по отношению к младенцу); поддержка (постоянная эмоциональная поддержка действий ребенка); стимуляция (частое использование действий, направляющих ребенка).

Привязанность имеет для младенца определенную ценность с точки зрения безопасности и самосохранения. Прежде всего, она дает ребенку чувство уверенности при взаимодействии с окружающим миром предметов и людей, а также способствует адекватной социализации ребенка.

Абульханова – Славская К.А. отмечает, что ребенок не является объектом воспитательных воздействий, а является союзником в общей семейной жизни. Особенностью взаимодействия ребенка с матерью является тот факт, что в процессе данного общения дети оказывают воспитывающее воздействие и на самих родителей. Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих психических качествах, их внутренний душевный мир заметно трансформируется.

Таким образом, только в продуктивной совместной деятельности матери и ребенка раннего возраста, в процессе ее осуществления, происходит конструктивный диалог между матерью и ребенком.

Одним словом, роль матери и ее поведение являются решающими в дальнейшем психическом, эмоциональном и социальном развитии ребенка.

1.2 Психологические аспекты формирования материнской сферы

Психологические исследования доказывают, что готовность к материнству развивается поэтапно. В психологии выделяют 6 этапов становления материнской сферы. И главным движущим фактором развития ребенка в первые годы жизни является полноценная реализация материнской сферы.

А.И. Захаров выделяет следующие периоды в развитии «материнского инстинкта»: отношение девочки с родителями; игровое поведение; стадии половой идентификации – пубертат и юность. При этом особенности проявления материнства целиком зависят от психологического содержания этапов онтогенеза и создают предпосылки гармоническим отношениям матери и ребенка.

Взаимодействие с матерью в раннем возрасте происходит на всех этапах развития девочки в процессе ее общения с матерью. При этом наиболее важным для формирования полноценной материнской сферы на данном этапе является возраст девочки до трех лет. Данный этап характеризуется усвоением эмоционального значения детско-родительских отношений.

По мнению Л.С. Выготского, недостаточная сформированность привязанности будущей матери к близким взрослым способна привести к непрочным привязанностям с собственным ребенком в будущем. Кроме того, качество связи матери и дочери и их влияние на материнскую сферу дочери определяется не только привязанностью, но также и стилем эмоционального общения и участием матери в эмоциональной жизни дочери.

Представители психоаналитического подхода придерживаются мнения, что отношение матери к ребенку закладывается еще до его рождения. При этом еще нерожденный ребенок получает эмоциональный опыт общения с матерью уже на данном этапе своего развития. В последующем данный эмоциональный опыт оказывает влияние на формирование и содержание материнской сферы девочки.

Таким образом, положительный опыт общения с матерью, является благоприятным условием формирования субъектного отношения к другим людям и собственным детям.

Не менее важным этапом развития материнской сферы является этап включения содержания материнства в игровую деятельность. В процессе игры девочка впервые примеряет на себя роль матери, при этом в зависимости от сюжета игры ребенок переживает различные роли в отношениях и взаимодействии матери и ребенка. Подобная реализация ребенком роли матери в игровых ситуациях и моделирование реального поведения в процессе игры дает возможность проигрывания женских вариантов поло-ролевого поведения женщины, а также закрепления материнских мотивов и действий и приобретение эмоционального опыта, связанного с материнством.

На этапе нянчинья ребенок получает реальный опыт общения с младенцами, а также навыки обращения с маленьким ребенком.

Наиболее сензитивным для формирования материнской сферы на этапе нянчинья является возраст ребенка от 6 до 10 лет. В этот период у ребенка существует четкое представление об особенностях взаимодействия взрослого и младенца. А основным содержанием данного этапа является перенос освоенных в игре особенностей взаимодействия с куклой на реальные взаимодействия с младенцем. В подростковом возрасте у девушек на этапе нянчинья закрепляется эмоциональное и положительное отношение к младенцу.

Полное отсутствие этапа нянчинья в онтогенезе способно сформировать отрицательные эмоциональные реакции на детей.

Следующим этапом формирования материнской сферы является этап дифференциации половой и материнской сферы. Половой компонент включается в структуру женской роли в подростковом возрасте. При этом дисгармония между половым и сексуальным поведением является основной причиной неполноценного становления материнства. В дальнейшем это приводит к искаженному материнскому функционированию.

Еще одной важной основой дисгармоничности развития половой и материнской сферы является психический и социальный инфантилизм будущей матери, проявляющийся при демонстрации собственной сексуальности и в половом поведении в целом.

Доказано, что наиболее существенным этапом в становлении материнской сферы является этап взаимодействия с собственным ребенком. Так как основное наполнение и структурирование материнской сферы происходит во время вынашивания, ухода и воспитания ребенка. Данный этап включает: беременность, роды, послеродовой период, период младенческого возраста ребенка.

Выделяют 9 основных периодов данного этапа развития материнской сферы:

Идентификация беременности;

Период до начала ощущений шевеления;

Появление и стабилизация ощущений шевеления ребенка;

Седьмой и восьмой месяцы беременности;

Предродовой;

Роды и послеродовой период;

Новорожденность;

Совместно-разделенная деятельность матери с ребенком;

Возникновение интереса к ребенку как личности.

Завершающим этапом в развитии материнской сферы считается этап образование у матери эмоциональной привязанности к ребенку. Это происходит на основе динамики эмоционального отношения матери к ребенку в процессе его развития.

Таким образом, еще в утробе матери происходит установление близкого и эмоционального контакта матери и будущего ребенка.

Представления матери о родах и послеродовом периоде, а также ее представления о воспитании ребенка и его индивидуальных особенностях является, по мнению Г.Г. Филипповой, показателем успешного развития материнской сферы и, как следствие, положительного отношения к будущему ребенку.

Формирование эмоциональной близости во взаимоотношениях с ребенком начинается в дородовом периоде, и продолжает развиваться уже после родов. При этом особое роль при формировании эмоциональной близости отводится взаимной сенсорной стимуляции во время ухода за младенцем.

Способность идентификации потребностей ребенка и организации собственных действий матери, которые формируются в процессе ухода за новорожденным, зависят от материнской компетентности и отношения к ребенку.

В рамках психоаналитического подхода компетентность матери обусловлена особенностью ее состояния, позволяющим ей идентифицироваться с ребенком.

В теории социального научения данный процесс рассматривается как взаимное научение матери и ребенка посылать и распознавать сигналы о своих состояниях в процессе взаимодействия.

Таким образом, отношение к ребенку формируется, стабилизируется и закрепляется в периоде беременности, проходит фазы симбиоза и сепарации.

Первоначально, на фазе симбиоза, отношение женщины к ребенку отождествляется с отношением к себе, при этом ребенок представляется женщине нечто единым с ней самой, она не дифференцирует ребенка как отдельное существо.

На фазе сепарации происходит разделение в сознании беременной женщины субъектов отношений «мать-дитя», и ребенок представляется уже как самостоятельный в своих потребностях и поведенческих реакциях. Индивидуализация ребенка и отношение к нему как субъекту является важной характеристикой материнского отношения, которая позволяет матери не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и гибко варьировать стили общения с ним. Поэтому своевременное прохождение фазы сепарации способствует установлению оптимальных материнско-детских отношений в периоде новорожденности.

Нарушения во взаимодействии матери с ребенком в период новорожденности имеют негативные последствия не только для личности ребенка, но и для дальнейшего формирования материнской сферы женщины.

В период совместно-разделительной деятельности матери и ребенка у женщины уже сформирован определенный стиль эмоционального взаимодействия с младенцем, закреплена операционально-поведенческая сторона материнства, построенная с учетом наличия ребенка жизненная ситуация. Дальнейшее наполнение материнской сферы происходит в связи с заботой и уходом за ребенком в процессе его развития, выработкой стилей воспитания, проживанием ситуаций, требующих от матери реализации ее функции как объекта привязанности ребенка.

Очередным периодом становления материнства, является возникновение интереса к ребенку как к личности, и осуществляется приходится на втором году жизни ребенка. В этот период функции матери усложняются необходимостью изменения отношений к ребенку. Материнское отношение должно сочетать теперь обеспечение безопасности и предоставление самостоятельности. Поэтому формирование гармоничного материнского отношения в этом периоде зависит от степени чувствительности матери к потребностям и проблемам ребенка, а также наличия у нее мотивации участия в игровой деятельности, и интереса к способам постановки и решению ребенком игровых задач.

Постоянное участие матери в жизни ребенка, с одной стороны, и, предоставление ему возможности быть инициатором в своих мотивах и действиях с другой, способствуют развитию и поддержанию эмоциональной близости в отношениях, наблюдению личностных изменений ребенка, интересу матери к его индивидуальному, самостоятельному пути развития.

Только устойчивое доминирование ценности ребенка и адекватный стиль эмоционального материнского отношения, способны обеспечить возможность развития личностного отношения к ребенку и поддержания его эмоционального благополучия в жизненных ситуациях.

1.3 Основные условия формирования эмоциональной близости и доверительного общения матери и ребенка

Личные отношения между матерью и ребенком устанавливаются в процессе взаимодействия и взаимовлияния друг на друга. В.А. Петровский, настаивает, что «совместная деятельность и деятельное общение взрослых и детей, их сотрудничество и содружество в реальных, живых контактах друг с другом - вот та среда, в которой возникает и развивается личность ребенка и личность взрослого как воспитателя».

В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у ребенка формируются «рабочие модели себя и других людей», которые помогают ему ориентироваться в социуме. Позитивная модель общения способна формироваться под влиянием доверительного, внимательного и заботливого общения с матерью. Дисгармоничные отношения, убеждают ребенка в негативизме и опасности окружающей действительности.

Также в процессе взаимодействия с матерью у ребенка формируется «модель себя». При позитивном общении это инициативность, самостоятельность, уверенность и уважение к себе, а при негативной - пассивность, зависимость от других, неадекватный образ Я.

Кроме того, первичную привязанность, сформированную в детстве ребенок переносит на общение со сверстниками. Так дети с безопасной привязанностью социально компетентны во взаимодействиях со сверстниками.

Вследствие позитивной установки матери в отношении ребенка, чувствительности к его потребностям, у младенца формируется чувство защищенности и поддержки, которое он переносит на дальнейшее общение с другими людьми, а также безопасная привязанность к матери.

У матерей непоследовательных в проявлении заботы о младенце, проявляющих то энтузиазм, то равнодушие в зависимости от настроения, дети демонстрируют ненадежную привязанность.

Исследуя родительскую позицию как реальную направленность воспитательной деятельности родителей, возникающую под влиянием мотивов воспитания, ее адекватность, гибкость, прогностичность, А. С. Спиваковская привлекает такую ее особенность, как способность родителя видеть, понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душе изменения. «Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя - все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте» .Подобная чувствительность к ребенку определяется общим эмоционально-ценностным к нему отношением, которое является основой взаимодействия родителя с ребенком, и неслучайно используется для характеристики родительских установок, стилей воспитания, типов семейного воспитания .

В исследованиях С.Ю. Мещеряковой доказано, что быстро откликаясь на плач и положительные или отрицательные эмоции ребенка, мать проявляет высокую чувствительность к малышу, создавая тем самым, благоприятные условия для его развития.

Такая мать авансом наделяет ребенка личностными качествами; любые проявления малыша она интерпретирует как обращения к ней.

В этом случае непроизвольно организуется атмосфера эмоционального общения, которая пробуждает в ребенке потребность в общении.

Чувствительность матери к проявлениям ребенка, эмоциональная насыщенность ее обращений к нему обеспечивает эмоциональное общение ребенка и матери. В процессе совместного общения с матерью у ребенка происходит формирование таких качеств личности как: привязанность к матери, положительное самоощущение, чувство защищенности.

В исследовании Е. Попцовой обсуждаются причины более или менее эмоционально-теплого отношения матери к ребенку. По мнению автора, оно связано с социально-экономическим статусом, культурным уровнем, возрастом матери, опытом ее собственного воспитания в родительской семье.

А.Я. Варга определяет родительское отношение как целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера ребенка, его поступков. Родительское отношение является многомерным образованием, включающим в себя интегральное принятие или отвержение ребенка, межличностную дистанцию, т. е. степень близости родителя к ребенку, форму и направленность контроля за его поведением. Обсуждая аспекты родительского отношения (эмоциональный, когнитивный, поведенческий), автор считает, что эмоциональная образующая занимает ведущее положение.

А.И. Сорокина изучая развитие эмоционального отношения к взрослому на первом году жизни, исследовала детей с разным опытом общения: младенцы из семьи и из домов ребенка. Результаты исследования показали, что младенцы из дома ребенка, испытывающие дефицит общения, проявляют положительные эмоции при негативных воздействиях взрослого, в то время как семейные дети уже в конце первого полугодия начинают реагировать на них отрицательно.

Опыт общения сказывается также в интенсивности и разнообразии эмоциональных проявлений младенцев. В первом полугодии у семейных детей наблюдается больше ярких улыбок, радостных вокализаций, бурных проявлений двигательного оживления, чем у детей из дома ребенка. Во втором полугодии у них же разнообразнее выражены отрицательные эмоции: семейные дети обижаются, сердятся, жалобно хнычут, обнаруживают множество оттенков недовольства, смущения, «кокетства»; сироты же преимущественно проявляют скованность, испуг и слабое недовольство.

По мнению Мухамедрахимова Р.Ж., нарушения социального и эмоционального взаимодействия ребенка и матери, способствуют проявлению одиночества ребенка в более старшем возрасте. При этом автор утверждает, что пребывание матери в стрессовой ситуации, ведет к отрицательным последствиям и негативно отражается на психике ребенка.

Эмоциональная депривация, имевшая место в отношениях матери и ребенка в раннем возрасте, способна негативно влиять на отношения матери и ребенка, а также на возможности ребенка в умении устанавливать контакт со сверстниками, что в свою очередь, способно отрицательно влиять на эмоциональное и социальное неблагополучие ребенка.

В своих исследованиях Мухамедрахимов Р.Ж настаивает, что наиболее гармоничные и благоприятные с эмоциональной точки зрения отношения между матерью и ребёнком устанавливаются тогда, когда ребёнок и мама живут в семье, в условиях эмоциональной, экономической, социальной, физической стабильности, предсказуемости, безопасности. Когда мама с самого рождения ребёнка ориентирована на то, чтобы понимать его, чувствительна и отзывчива к его сигналам и импульсам, чутко улавливает и своевременно удовлетворяет потребности рёбенка.

Д. Стерном установлено, что поведение матери в общении с младенцем отличается от общения с более взрослыми детьми и выражается в следующих особенностях: «детскости» речи матери, обращенной к младенцу; повышенной высоте голоса и его певучести. По мнению психолога, подобная форма поведения имеет большой смысл для психического развития ребенка. Во время паузы между обращениями младенец, способный к подражанию, способен ответить на инициативу матери вокальной имитацией, что в свою очередь, побуждает ее продолжать начавшееся взаимодействие и менять поведение, подстраиваясь под ребенка. А младенец, получая позитивный опыт общения, в дальнейшем будет отвечать на эти инициативы, которые в последующем приведут к диалогу матери и ребенка.

Также Д. Стерн отмечает замедленное формирование и долгое удерживание особенно эмоционального выражения лица и повторяемость действий, необычных по темпу и ритму движений приближения и удаления от младенца. Репертуар экспрессивных выражений лица ограничен и не меняется: выражение удивления - для проявления готовности или приглашения к взаимодействию; улыбка или выражение интереса - для поддержания контакта. Мать хмурится или отводит взгляд, если хочет закончить взаимодействие, а при его избегании сохраняет нейтральное выражение лица.

Таким образом, стереотипное поведение матери при взаимодействии с ребенком, состоящее в постоянных по содержанию и стереотипных проявлений поведения создает у ребенка ощущение стабильности и предсказуемости окружающего мира, чувство безопасности.

В период с 2 до 6 месяцев мать и ребенок учатся взаимодействию друг с другом. Они учатся читать сигналы начала и окончания активности друг друга, соблюдать очередность и выстраивать длинные цепочки взаимодействия.

Во втором полугодии жизни ребенок переходит на стадию делового общения. Этот переход сопровождается следующими признаками.

В 6-7 месяцев младенец старается привлечь маму к совместным действиям, обратить ее внимание на какой-либо предмет. Он охотно играет с игрушками, осваивая все новые действия. Основной задачей воспитания в этот период является создание условий, благоприятствующих выдвижению на первый план предметной деятельности.

С 9 месяцев младенец ориентируется уже на эмоциональную реакцию матери. При этом, сталкиваясь с неопределенной ситуацией, ищет информацию для понимания и оценки ситуации у близкого человека, улавливая реакцию матери на происходящее.

Взаимное приспособление, наличие собственной социальной активности младенца во взаимодействиях с матерью привели к выводу: «Ребенок и мать изменяют друг друга. Они развиваются оба. Социализация - не одностороннее, а двустороннее предприятие: как и воспитание, оно, по существу, дело совместное» .

Таким образом, влияние матери на психическое развитие ребенка велико, так как развитие личности ребенка происходит в процессе опредмечивания потребности в общении. Потребность в «другом» человеке, контакте с ним при общении и взаимодействии является движущей силой формирования и развития личности ребенка.

Привязанность можно определить как эмоциональный вид общения, характеризующийся позитивной установкой на объект привязанности и зависимостью от него. Можно сказать, что привязанность – это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующихся потребностей ребенка в безопасности и любви.

Привязанность к матери – необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей, в формировании их личности. Она способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, т.е. всего того, что является проявлением истинно человеческих качеств. Для развития привязанности необходим достаточно продолжительный и устойчивый контакт взрослого с ребенком. Малыш, пользуясь поддержкой и защитой матери, приучается быть активным и уверенным в себе. Вот почему большинство детей, привязанных к матери в первые годы жизни, отличает в дальнейшем наличие достаточной самостоятельности и независимости в действиях и поступках.

Привязанность появляется не сразу, а постепенно, в процессе непосредственного взаимодействия матери с ребенком. С известной долей условности можно считать первую ответную улыбку младенца прообразом привязанности – выражением ответных чувств. О привязанности как таковой можно говорить, когда ребенок эмоционально выделяет мать из числа других взрослых и реагирует на ее уход. Обычно это бывает к 4 месяцам. В 7 месяцев реакция на уход матери сопровождается отчетливым беспокойством, что дает основание классифицировать ее в ряде случаев как страх. Беспокойство выражается возбуждением, плачем, расстройством стула или, наоборот, заторможенностью, безучастностью, потерей аппетита. Уже в этом проявляются индивидуальные различия детей, основанные на особенностях их темперамента. Чувство страха, охватывающее ребенка, когда он остается один, означает, что он эмоционально заостренно воспринимает отсутствие матери. Иногда это чувство приобретает такое травмирующее звучание, что может послужить основанием для последующего развития страха одиночества, потери расположения близкого человека. Реакции страха в семимесячном возрасте указывают на особую врожденную чувствительность эмоциональной сферы ребенка и должны всегда приниматься во внимание взрослыми.

Беспокойство, а в более выраженных случаях и страх после ухода матери отражают возникающие общности с нею, когда ребенок уже в той или иной мере осознанно воспринимает себя и мать как единое, неразрывное целое. В этом – начало развития групповых, или социальных, отношений, и первой такой группой для ребенка являются он и мать. Вместе с тем факт осознанного реагирования на отсутствие матери показывает, что ребенок ощущает себя в чем-то отличным от нее, особенно когда остается один, сам по себе, не чувствуя поддержки и заботы.

Подобная дифференциация указывает на зарождение чувства «я» как осознанного восприятия себя.

Пройдет еще год с небольшим, и ребенок научиться определять себя в первом лице, т.е. овладевает вербальным (словесным) способом манипулирования (выражения) своим «я».

Не случайно, что когда происходит формирование «я» максимально представленное в 2 года, ребенок наиболее интенсивно привязан к матери. Она уже ему как опора, как образ уже сложившегося «я», как источник чувства безопасности и удовлетворения насущных потребностей.

В 8 месяцев малыш начинает бояться незнакомых взрослых, выражая это беспокойством, плачем, старается прижаться к матери. Создается впечатление, что он как бы подчеркивает свою привязанность к матери, будучи неспособным поделить эту привязанность с другими, большей частью незнакомыми людьми, и в то же время четко выделяя мать среди других. Появление категории «другого» указывает на дальнейшую дифференциацию «я» в структуре социальных, теперь уже межличностных отношений. Насторожено-аффективное восприятие другого лица как «Лишнего» продолжается сравнительно не долго. Уже в 1 год 2 месяца ребенок менее беспокойно воспринимает незнакомых ему взрослых (на сверстников подобная реакция не распространяется). Но еще в течение, по крайней мере, нескольких месяцев выявляется повышенная смущаемость (застенчивость) при встречах с незнакомыми людьми. В большей степени страх перед незнакомыми, как и беспокойство при разлуке с матерью, присущ эмоционально чувствительным и привязанным к матери детям и чаще возникает у мальчиков.

Страх перед незнакомыми, отличными от матери лицами может быть прообразом страха нового, неожиданного, неприятного, а также страхов перед сказочными персонажами, такими, как баба Яга, Кощей, Бармалей (максимум в 3 года у мальчиков и в 4 года у девочек), волк, медведь (в 4 года) и т.д. все эти страхи основаны на опасениях в отношении причинения физического, необратимого ущерба.

Из изложенного следует, что беспокойство, испытываемое ребенком в определенном возрасте при отделении его от матери и появлении замещающих ее незнакомых людей, является отправной точкой последующего развития страха одиночества, неразделенности чувств и боязни нападения, насилия, смерти, воплощенных в образе отрицательных сказочных персонажей, боязни всего нового и неизвестного. Если страх одиночества отражает скорее социальный аспект беспокойства – тревогу, основанную на угрозе потери принадлежности к группе (вначале это мать, затем другие взрослые и сверстники), то страх всего того, что представляет угрозу для жизни, скорее будет ассоциироваться с физическим аспектом беспокойства, или собственно страхом, основанном на инстинкте самосохранения. Следовательно, беспокойство, испытываемое даже нормально развивающимися детьми в период от 7 месяцев до 1 года 2 месяцев, может явиться предпосылкой для последующего развития тревоги и страха. При неблагоприятном стечении обстоятельств (наличие тревоги и страхов у взрослых, окружающих ребенка, его травмирующего жизненного опыта) тревога перерастает в тревожность, а страх в боязливость, превращаясь тем самым в устойчивые черты характера.

Обобщая, можно сказать, что ребенок, не испытывающий беспокойства и страха, будет значительно меньше зависеть от других людей, их поддержки, расположения и заботы. Наоборот, чем он больше подвержен беспокойству (тревоге) и страхам, тем сильнее он будет зависеть от эмоционального состояния окружающих его лиц. Последнее обычно прямо соотносится с эмоциональной чувствительностью ребенка и тревожностью самих взрослых, непроизвольно передающих ему беспокойство в процессе повседневного общения. В результате речь может идти о так называемой невротической привязанности, что мы и видим у большинства детей, заболевающих неврозами. Излишне ранняя и поэтому травмирующая разлука с матерью служит одним из источников развития невроза.

Многие дети в возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет реагируют некоторым беспокойством при помещении их в ясли, но это беспокойство особенно заметно от 8 месяцев до 1 года 2 месяцев, когда ребенок не только эмоционально воспринимает отделение от матери, но и настороженно относится к появлению замещающих ее посторонних лиц подобные реакции полностью отсутствуют у детей с неразвитой эмоциональной сферой, задержкой психического развития, грубой церебральной патологией и у детей, рожденных родителями-алкоголиками. Дети, о которых мы сейчас говорим, т.е. с тенденцией последующего развития неврозов, крайне болезненно реагируют даже на временный, но неожиданный для них уход матери и появление иначе относящихся к ним взрослых. Отвечая беспокойством, плачем, нарушениями сна и аппетита, а то и состоянием вялости и апатии, такие дети теряют уже приобретенные навыки, начинают затормаживаться в речевом и умственном развитии. Нередко уже в возрасте 1 года и старше у активных по темпераменту детей появляется негативизм как своеобразная форма реакции протеста. В яслях они чаще всего сидят в стороне, плачут или упорно молчат и не вступают в контакт с более шумными сверстниками, которые их скорее пугают и раздражают, чем притягивают и вызывают интерес. Ведь даже в норме до 2, а то и до 3 лет ребенок более предпочитает общение со взрослыми (хорошо знакомыми), чем со сверстниками.

В середине второго года жизни дети уже не пугаются чужих взрослых, но только при условии их доброжелательного отношения. При уходе матери они еще и до 2,5 лет, особенно мальчики, обнаруживают некоторое волнение, но достаточно быстро успокаиваются, поскольку уже знают, что мать вернется.

Если же ребенок чрезмерно зависим от тревожного состояния матери и к нему не найден индивидуальный подход в яслях, то возникающий стойкий аффект на помещение в них и отделение от матери означает, по существу, начало невроза из-за наличия выраженного эмоционального расстройства, с которым сам ребенок не может справиться. Стресс начинает проявляться соматическими болезнями, в том числе и хорошо знакомой любому воспитателю картиной бесконечных ОРЗ. Ввиду частых болезней мать вынуждена сидеть с ребенком дома, длительно отсутствовать на работе.

При наличии выраженной и тем более устойчивой аффективной реакции на помещение в ясли целесообразнее всего дать рекомендацию матери по возможности еще побыть с ребенком дома до 2,5 – 3 лет. Передавать ребенка на воспитание родственникам 9особенно живущим в другом городе, как это иногда бывает) крайне не желательно, так как он с трудом переносит изменение сложившегося стереотипа отношений и объекта своей привязанности в 2,5 года. В данной ситуации целесообразно обратиться за советом к психологу или опытному психоневрологу.

В 3 года, когда «я» ребенка уже обладает известной устойчивостью, у него появляется естественная потребность в общении со сверстниками, а у общительных и активных детей это заметно и в 2 года. Тем не менее, большинству детей требуется некоторое время для адаптации к детскому саду. Если в яслях ребенок перенес психическую травму, то он будет бояться и детского сада, несмотря на желание общаться со сверстниками. Если же он не посещал яслей и сразу пошел в детский сад, то препятствием для адаптации может быть уже упомянутая невротическая привязанность к матери.

Необходимо учитывать, что тревожный характер привязанности часто провоцируется чрезмерно опекающей ребенка матерью и другими взрослыми, заменяющими ему сверстников и всегда ограничивающими в чем-то его активность и самостоятельность.

Если отец не принимает участия в воспитании детей, они более привязываются к матери и легче перенимают ее беспокойство. Еще в большей степени это выражено, когда ребенок боится отца из-за его грубости, вспыльчивости и конфликтности. Тогда он стремится получить недостающее тепло и внимание от матери и нередко невротически привязывается к ней, особенно если часто болеет. Подобная семейная ситуация типична у детей с неврозами наиболее травмирующее воздействие она оказывает на мальчиков, так как одностороннее общение с матерью сказывается в дальнейшем на их отношениях со сверстниками того же пола, ведущими себя более решительно и инициативно.

Своевременно выявлять эмоциональные реакции детей, которые начали посещать детский сад, крайне важно, ибо это дает возможность помочь ребенку как можно безболезненнее войти в его ритм. Здесь уместны и предварительная беседа, и экскурсия по детскому саду с рассказом о том, что в нем интересного и увлекательного, и знакомство с детьми, уже посещающими группу, и пребывание в ней неполный день. Обязателен более внимательный контроль за взаимодействием детей, помощь в налаживании общения и многое другое. Ни в коем случае нельзя ждать, что все образуется само собой. Психический урон, нанесенный чувствительному ребенку, в дальнейшем может неблагоприятно отразиться на формировании у него общительности и уверенности в себе.

Потребность в привязанности – одно из наиболее важных условий психического развития человека. Мотивация привязанности имеет преимущество эмоциональный характер. Ребенок, имеющий положительный опыт привязанности в первые годы жизни, в дальнейшем отличается большей устойчивостью своих интересов. Привязанность к матери – первый групповой феномен в системе формирующихся отношений ребенка. Односторонняя привязанность к одному из родителей после 3 лет указывает на проблемы в отношениях с другим родителем. Чем больше ребенок боится одного из родителей, тем больше он привязан к другому. Страхи и неуверенность в себе перенимаются легче от того родителя, к которому привязан ребенок. Затруднения в общении со сверстниками того же пола будут больше у детей, продолжающих быть односторонне привязанными к родителю другого пола.

Мы рады помочь Вам и Вашим детям!

Привязанность к матери – необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей. Она способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, т.е. всего того, что является проявлением истинно человеческих качеств. Для развития привязанности необходим достаточно продолжительный и устойчивый контакт ребенка и взрослого. Малыш, пользуясь поддержкой и защитой матери, приучается быть активным и уверенным в себе. Вот почему большинство детей, привязанных к матери в первые годы жизни, отличает в дальнейшем наличие достаточной самостоятельности и независимости в действиях и поступках.

Привязанность проявляется не сразу, а постепенно, в процессе непосредственного взаимодействия матери с ребенком. С известной долей условности можно считать первую ответную улыбку младенца прообразом привязанности – выражением ответных чувств.

Чувство страха, охватывающее ребенка, когда он остается один, означает, что он эмоционально заостренно воспринимает отсутствие матери. Иногда это чувство приобретает такое травмирующее значение, что может послужить основанием для последующего развития страха одиночества, потери расположения близкого человека. Реакция страха в семимесячном возрасте указывает на особую врожденную чувствительность эмоциональной сферы ребенка и должна всегда приниматься во внимание взрослыми.

Беспокойство от ухода матери отражает возникновение общности с ней, когда ребенок уже осознанно воспринимает себя и мать как единое целое. В этом – начато развития групповых, или социальных, отношений, и первой такой группой для ребенка является он и мать. Пройдет еще год с небольшим, и ребенок научится определять себя в первом лице.

Поэтому когда происходит формирование «я», максимально представленное в 2 года, ребенок наиболее интенсивно привязан к матери. Она нужна ему как опора, как образ уже сложившегося «я», как источник чувства безопасности и удовлетворения насущных потребностей.

В 8 месяцев малыш начинает бояться незнакомых взрослых, выражая это беспокойством, плачем. А уже в 1 год и 2 месяца ребенок менее беспокойно воспринимает незнакомых ему взрослых (на сверстников подобная реакция не распространяется). Но еще в течение нескольких месяцев выявляется повышенная застенчивость при встречах с незнакомыми людьми. В большей степени страх перед незнакомыми людьми присущ эмоционально чувствительным и привязанным к матери детям и чаще возникает у мальчиков.

Беспокойство, испытываемое даже нормально развивающимися детьми в период от 7 месяцев до 1 года 2 месяцев, может явиться предпосылкой для последующего развития тревоги и страха. При неблагоприятном стечении обстоятельств (наличие травмирующего жизненного опыта у ребенка, наличие страхов и тревожность окружающих его близких людей) тревога перерастает в тревожность, а страх в боязливость, превращаясь тем самым в устойчивые черты характера.

Излишне ранняя и поэтому травмирующая разлука с матерью служит одним из источников развития невроза. Многие дети в возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет испытывают некоторое беспокойство при помещении их в ясли. Но это беспокойство особенно заметно от 8 месяцев до 1 года 2 месяцев: в этот период ребенок очень эмоционально воспринимает отделение от матери, и при этом настороженно относится к появлению замещающих ее посторонних лиц.

Дети с тенденцией последующего развития неврозов крайне болезненно реагируют даже на временный, но неожиданный для них уход матери и появление иначе относящихся к ним взрослых. Отвечая беспокойством, плачем, нарушениями сна и аппетита, а то и состояниями вялости и апатии, такие дети теряют уже приобретенные навыки, начинают отставать в речевом и умственном развитии.

Нередко уже в возрасте 1 года и старше у активных по темпераменту детей появляется негативизм как своеобразная форма протеста. В яслях они чаще всего сидят в стороне, плачут или упорно молчат и не вступают в контакт с более шумными сверстниками, которые их скорее пугают и раздражают, чем притягивают и вызывают интерес. Ведь даже в норме до двух, а то и до трех лет ребенок более предпочитает общение с хорошо знакомыми взрослыми, чем со сверстниками.

В середине второго года жизни дети уже не пугаются незнакомых взрослых, но только при условии их доброжелательного отношения. При уходе матери они еще и до 2,5 лет, особенно мальчики, обнаруживают некоторое волнение, но достаточно быстро успокаиваются, поскольку уже знают, что мать вернется.

Разлука с мамой означает, по существу, начало невроза из-за наличия выраженного эмоционального расстройства, с которым сам ребенок не может справиться. Стресс начинает проявляться соматическими заболеваниями, в том числе и хорошо знакомой любому воспитателю картиной бесконечных ОРЗ.

При наличии выраженной, а тем более устойчивой аффективной реакции на помещение в ясли целесообразнее всего дать рекомендацию матери, по возможности, еще побыть с ребенком дома до 2,5-3 лет. Передавать ребенка на воспитание родственникам (особенно живущим в другом городе) крайне нежелательно, так как он с трудом переносит изменение сложившегося стереотипа отношений и объекта привязанности в 2,5 года.

Необходимо учитывать, что тревожный характер привязанности часто провоцируется чрезмерно опекающей ребенка матерью и другими взрослыми, заменяющими ему сверстников и всегда ограничивающими в чем-то его активность и самостоятельность.